автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Космические образы в поэзии серебряного века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Колобова, Ольга Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Космические образы в поэзии серебряного века'

Текст диссертации на тему "Космические образы в поэзии серебряного века"



Ь/ А.

т (Д

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

КОЛОБОВА Ольга Леонидовна

КОСМИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (ОТ СИМВОЛИСТОВ К ФУТУРИСТАМ)

Специальность 10.01.01 - русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор МИНЕР АЛОВА ИХ.

Москва 1999

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................3

ГЛАВА I: ИДЕЯ КОСМИЗМА И СЛОВО В КУЛЬТУРНЫХ ИСКАНИЯХ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.

§1. Русский космизм и философские источники космических образов символистов и футуристов.................................18

§2. Слово как "зиждительная сила" в поэзии символизма и

футуризма........................................................................36

ГЛАВА II: КОСМИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ РУБЕЖА

Х1Х-ХХ вв.

§1. Функции космической образности в лирике И.А.Бунина....61 §2. Космизм в теоретических исканиях Вяч.Иванова и его

творческой практике.......................................................89

§3. Космическая образность в стиле В.В.Маяковского........ 133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................170

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................174

Введение

В России рубежа Х1Х-ХХ вв. ощущение апокалипсиса имело двойственную природу. С одной стороны, человечество практически во всех областях деятельности, в том числе и художественной, исчерпав прежние возможности, подошло к определенному этапу, рубежу. С другой стороны, очевидно, что в недрах русской культуры XIX века вызрели совершенно новые тенденции, которые были способны преобразовать представления современников о мире духовном и материальном, а также и общее представление о природе Слова.

Символизм явился направлением, аккумулирующим самые разнообразные художественные тенденции начала XX века. Не случайно из него впоследствии вышли такие писатели, как, с одной стороны, Вяч.Иванов, статья которого называлась "О зиждительной форме", а с другой стороны, А.Толстой с его крупномасштабной реалистической прозой ("Хождение по мукам", "Петр I"), или А.Белый с его лирикой и романами.

Символизм способствовал появлению направлений, кажущихся диаметрально противоположными - акмеизм, футуризм и т.д. Однако, что бы ни говорили современные исследователи, в центре спора с символистами всегда оказывалось Слово: его природа, его художественная функция, его жизнестроительная роль. Именно в недрах симводизма, в его пушкинском крыле (журнал "Аполлон"), появляется статья М.Кузьмина "О прекрасной ясности", давшая толчок к оформлению нового литературного направления - акмеизма. Не без активного наставления В.Хлебникова Вяч.Ивановым появляются многие экспериментаторские художественные произведения этого поэта. Понятно, что в полемике

"противоположности" сходятся. Конкретный анализ художественного материала, предпринятый нами в диссертационном исследовании, это убедительно подтверждает.

Надо отметить, что основные тенденции эпохи рубежа XIX-XX века особенно зримо проявились в творчестве наиболее ярких представителей символизма и футуризма - Вяч.Иванова и В.Маяковского. Характерной чертой этих литературных направлений было присутствие философии космизма в идеологии, что проявилось, в первую очередь, на постановке целей и задач творчества - преобразовать мир 9 помощью "нового" Слова.

Однако идеи космизма можно встретить и в творчестве писателей, принадлежащих к другому литературному течению -акмеизму, который декларативно их не выражал. Например, космизм характерен для творчества Н.Гумилева, который приходит в литературу, "ободренный" В.Брюсовым1, "декоративный" космизм можно встретить у О.Мандельштама.

Космическая образность является неотъемлемой чертой лирики И.А.Бунина, который не разделял экспериментаторских учений ни символистов, ни футуристов. В то же время, его творческая практика, его обращение со словом, были сродни символистам.

Теоретические изыскания в области природы Слова, предпринятые на рубеже Х1Х-ХХ вв., нашли свое выражение в литературном творчестве писателей этого периода через создание космических образов. Следовательно, космическую образность в поэзии серебряного века следует рассматривать как принадлежность культурного стиля эпохи.

1 См. Колосова С.Н. Николай Гумилев: прозаик и поэт: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1998. - 16 с.

В современном литературоведении наблюдается интерес к рассмотрению различных аспектов культурного стиля эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв. Монография Л.Долгополова1 посвящена рассмотрению трех проблем этого периода - личности писателя, героя литературы, литературного процесса. Художественный синтез как определяющая черта русской литературы рубежа XIX-XX вв. подробно рассматривается в работах И.Г.Минераловой2.

Философичность творчества И.А.Бунина, его обращение к вечным темам жизни и смерти, вопросам бытия, пантеистическое мироощущение отмечается как исследователями начала века3,

1 Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX -начала XX века. - Л.: Сов. писатель, 1985. - 352 с.

2 Минералова И.Г. Литература поисков и открытий.Жанровый синтез в русской литературе рубежа XIX-XX вв.- М.,1991. - 108 с.

Минералова И.Г. Русская литература серебряного века (Поэтика символизма).М., 1999. - 226 с.

ее же : Художественный синтез и "стиль эпохи" //Русский язык, культура, история: Сб.науч. трудов. - Москва, 1997. - Ч. I. - С. 135-137.

3 Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей.- М.: Научное слово, 1910. -Вып. III. - 138 с.

Мешков Н. Поэзия Ивана Бунина //Путь, 1912. - № 12. - С. 25-30. Соболев Ю. Любовь, смерть и вечность в творчестве Бунина //Рампа и жизнь. - 1912.-№44.-С. 3-5.

Чуковский К. Смерть, красота и любовь в творчестве И.А.Бунина //Нива. - 1914.-М49.-С.947-950.

Родзевич С. В поисках Атлантиды (Поэзия И.А.Бунина) //Аргонавты. Книга первая. - Киев: И.К.Самоненко, 1914. - С. 175, 169, 176.

так и современными литературоведами1.

Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к более детальному изучению творческого наследия И.А.Бунина. Работы Э.И.Денисовой2 и Т.А.Никоновой3 посвящены проблемам художественного времени в лирике Бунина. Лирико-философский характер бунинской концепции человека и природы подробно исследуется в статьях В.Свет4, В.Славецкого5, Л.Толкачевой6, в монографии Л.А.Колобаевой7. Г.В.Килганова рассматривает ориентализм в прозе И.А.Бунина "как совокупность религиозно-философского, историко-художественного, эстетического и психологического аспектов, мировоззрения писателя, сформированных под значительным

1 Михайлов О. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. - М.:Современник, 1976.-С. 116,117

Денисова Э.И. Природа в ранней лирике Бунина //Некоторые вопросы русской литературы XX века. - М., 1973. - С. 44. Малахов В. Бунин и Тютчев //Подъем. - 1979. - № 5. - С. 147.

2 Денисова Э.И. Лирика Бунина: концепция времени и особенности реализма //Проблемы реализма,- Вологда, 1975. - С. 105.

3 Никонова Т.А. Мир природы и мир человека в лирике Бунина //Проблемы реализма. - Вологда, 1978. - С. 134-140.

4 Свет В. Сопоставительный анализ стихотворения И.Бунина "Сатана богу" и древневосточного памятника //Сравнительное изучение национальных литератур. - Ташкент, 1986. - С. 28-32.

5 Славецкий В. "Мне кто-то должен сострадать..." //Лит. учеба. - 1986. - № 4.-С. 131-137.

6 Толкачева Л.И. Бунин и жанр сонета в русской поэзии Х1Х-ХХ вв. //Творчество писателя и литературный процесс. - Иваново, 1979. - С. 24.

7 Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 46-60.

влиянием Востока'4. Особым вкладом в изучение творческого наследия И.А.Бунина явилось исследование Р.С.Спивак. Выявляя натурфилософское начало в его лирике, автор приходит к выводу, что "новаторство Бунина связано с повышенным интересом XX столетия к духовной жизни личности и углублением историзма"2.

Можно сказать, однако, что изучение поэтического наследия И.А.Бунина сегодня только лишь начинается. Особенно нуждается в подробном рассмотрении функции космической образности в лирике И.А.Бунина.

Творчество Вяч.Иванова, как основоположника

символизма, является предметом рассмотрения современного исследователя М.Ю.Стояновского3. Его работа затрагивает проблему символа у Вяч.Иванова, выявляя его традиции и специфику. Различные аспекты творчества поэта нашли отражение в трудах С.С.Аверинцева4, З.Г.Минц5, Н.И.Харджиева6. Отношение Вяч.Иванова к формальному методу

1 Килганова Г.В. Ориентализм в прозе И.А.Бунина: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1997. - С. 1 и далее.

2 Спивак P.C. Русская философская лирика 1910 х годов: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра филол. наук. (И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский) /Уральский гос. ун-т. - Екатеринбург, 1992. - С. 30.

3 Стояновский М.Ю. Символ у Вяч.Иванова: традиции и специфика: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1996. - 16 с.

4 Аверинцев С.С. Поэзия Вяч.Иванова //Вопросы литературы. - 1975. - № 8.-С. 145-192.

5 Минц З.Г., Обатнин Г.В. Символика зеркала в ранней поэзии Вяч.Иванова//Уч. зап. ТГУ. - Тарту, 1988. - Вып. 831. - С. 59-65.

6 Харджиев Н.И. Две эпиграммы Вяч.Иванова //Русская речь. - 1989. - № 5. - С. 27-29.

подробно анализируется в статьях Г.В.Обатнина1 и К.Ю.Постоутенко2. Мифопоэтическая сторона творчества поэта стала предметом рассмотрения исследователя Н.Доценко3. И.В.Корецкая4, анализируя эмоционально-образные средства выразительности в поэзии Вяч. Иванова, выявляет связь символики отдельных образов с общими символическими полями семантически близких образов. Значительным вкладом в изучение творческого наследия поэта стали публикации Ч.Г.Гусейнова5.

Однако приходится констатировать, что в работах современных исследователей ещё достаточно фрагментарно рассматриваются идеи космизма в теоретических исканиях Вяч.Иванова и его творческой практике.

Немало глубоких и интересных исследований посвящено русскому футуризму и творчеству его наиболее яркого представителя - В.В.Маяковского. Так, общетеоретические аспекты футуризма нашли отражение в работах отечественных и

1 Обатнин Г.В., Постоутенко К.Ю. Вяч.Иванов и формальный метод //Русская литература. - 1992. - № 1. - С. 180-188.

2 Постоутенко К.Ю. Вяч. Иванов. Три неизданные рецензии //Новое литературное обозрение. - 1994. - № 10. - С. 237-251.

3 Доценко С.Н. Два града: Миф о Петербурге в творчестве Вяч.Иванова //Анциферовские чтения. - JL, 1989. - С. 129-132.

4 Корецкая И.В. Метафора "арки" в поэзии Вяч.Иванова //Изв. РАН, отд. языка и лит-ры. - 1992. - Т. 51. - № 2. - С. 60-65.

5 Гусейнов Ч.Г. Примечания к публикации избранных глав из книги В.И.Иванова "Дионис и прадионисийство" //Эсхил: Трагедии. - М., 1989. -С. 585.

зарубежных исследователей: Г.Тастевена!, В.Брюсова2, К. Чуковского3, Ю.Тынянова4, С. Куликовой5, М.Г.Неклюдовой6,0. Петрочук7, Ж.-К.Ланна8.

Эстетику русского модернизма и двух его наиболее ярких разновидностей - младосимволизма и кубофутуризма рассматривает современный литературовед В.А.Сарычев9. Показывая сложность и неоднородность кубофутуризма, он практически не затрагивает творчество В.Маяковского.

Подробный анализ индивидуальных особенностей поэтики В.Маяковского предлагает классик литературоведения Р.Якобсон10. Можно согласиться с его основным положением, что

1 Тастевен Г. Футуризм (На пути к новому символизму). С приложением перевода главных футуристических манифестов Маринетти. - М.: Ирис, 1914.

2 Брюсов В. Новые течения в русской поэзии. Футуристы //Русская мысль. - 1913.-№3.-С. 124-139.

3 Чуковский К.И. Эгофутуристы и кубофутуристы. - СПб., 1914.

4 Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. - Л.: Прибой, 1929. - С. 553.

5 Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. - М.: Политиздат, 1974.

6 Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века. - М.:Искусство, 1991.

7 Петрочук О. Футуризм //Модернизм. Анализ и критика основных направлений. -М., 1973.

8 Ланн Ж.-К. Русский футуризм //История русской литературы: XX век: Серебряный век. - М.: Прогресс-Литера, 1995. - С. 533.

9 Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема "жизнетворчества". - Воронеж, 1991.

10 Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы. - М.: Прогресс, 1987.

русские футуристы являются основоположниками поэзии Самовитого (самоценного) слова.

О космогонизме футуристического слова говорит в своей работе профессор Калифорнийского университета В.Ф.Марков1.

Различные аспекты поэтической системы В.Маяковского и специфика его новаторства освещаются в работах отечественных исследователей: З.Паперного2, Г.В.Филиппова3, А.И.Метченко4, К.Г.Петросова5, О.В.Перцова6, Л.Тимофеева7, Н.И.Харджиева и В. В. Тренина8, В. Н.Альфонсова9, Н.М.Киселевой10,

1 Марков В.Ф. О свободе в поэзии: Статьи, эссе, разное. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1994. - С. 18.

2 Паперный 3. О мастерстве Маяковского. - М.: Сов. писатель, 1953 - 352с.

3 Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия. Человек и природа.-Л., 1984.-207 с.

4 Метченко А.И. Избранные работы: В 2 т. - Т. 2. Маяковский: Очерк творчества. - М.: Художественная лит-ра, 1982. - 494 с.

5 Петросов К.Г. Творчество В.В.Маяковского: О русской поэтической традиции и новаторстве). - М.:Высш. шк., 1985. - 151 с.

6 Перцов О. В. Маяковский: Жизнь и творчество. - М., 1976. - Т. 3. - 462 с.

7 Тимофеев Л. Поэтика Маяковского. - М.: Сов. пис., 1941. - 104 с.

8 Харджиев Н.И., Тренин В.В. Поэтическая культура Маяковского. - М.: Искусство, 1970. - 328 с.

9 Альфонсов В.Н. Русская поэзия первой половины 20 века: Творческое миропонимание и поэтические системы (Маяковский и Пастернак; Блок, Хлебников, Заболоцкий): Дис. на соиск. уч. степ, д-ра филол. наук. -СПб.,1996.

10 Киселева Н.М. Город и природа в поэзии В.В. Маяковского: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кан. филол. наук. - М., 1978. - 16 с.

Т.А.Пономаревой1,Ю.А.Мешкова2, Л.Н.Никольской3, Р.С.Спи-вак4, Н.Стебаковой5.

Попытка проследить историю русского космизма и показать его место и роль в отечественном культурном наследии сделана в работах современных философов С.Г.Семеновой6 и Ф.И.Гиренка7. Монография В.Н.Дуденкова8 предлагает целостное представление о русском космизме. Автор рассматривает космизм в широком контексте духовной жизни России конца XIX- начала XX столетия.

На рубеже веков всегда возникал особый интерес к месту человека в рамках нации и даже "человеческого всеединства"

1 Пономарева Т.А. Становление творческого метода в поэзии раннего В.В.Маяковского (1912 -1917): Дис. на соск. уч. степ. кан. филол наук. -М., 1981. - 220 с.

2 Мешков Ю.А. Словесная изография в стихах раннего Маяковского. //Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX века: Сб. науч. трудов. - Тверь, 1994. - С. 14.

3 Никольская Л.Н. Человек и время в художественной концепции В.В.Маяковского: Автореферат дис. на соиск. уч. степ, д-ра филол. наук. -Киев, 1988. - С. 3 и далее.

4 Спивак P.C. Русская философская лирика 1910 х годов: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра филологич. наук. (И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский) /Уральский гос. ун-т. - Екатеринбург, 1992. - 34 с.

5 Стебакова Н. Концепция человека в поэзии В.В.Маяковского: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1970. - 16 с.

6 Семенова С.Г. Русский космизм //Свободная мысль. - 1992. - № 17. - С. 81

7 Гиренок Ф.И. Русские космисты /Из цикла "Страницы истории отечественной философской мысли"/.: Знание, 1990. - С. 12.

8 Дуденков В.Н. Русский космизм: Философия надежды и спасения. СПб.: Издательская компания "Синтез", 1992. - 231 с.

(В.С.Соловьев), но в пределах мироздания (романтическая эпоха начала XIX века, неоромантизм начала XX века, сегодняшний рубеж ХХ-ХХ1 века). В то же время особое внимание современных литературоведов к поэзии рубежа веков объясняется еще и недостаточной исследованностью в силу объективных причин.

Внимание к философским концепциям русского космизма начинает актуализироваться особенно сейчас, хотя интерес наблюдался уже в XIX веке (В.Ф.Одоевский, Э.Кабе, А.В.Сухово-Кобылин). Однако применительно к идее Слова данная проблема в том объеме, в котором предлагается нами, ранее не рассматривалась. Едва намечены к настоящему времени контуры понятия "космизм", "космический образ", практически не анализируется влияние идей филологов и философов-космистов начала XX века на творчество И.А.Бунина, Вяч.Иванова, В.В.Маяковского.

Теоретическое и практическое значение указанной проблемы обусловили выбор её в качестве предмета нашего исследования. Целью данной работы является анализ космической образности и определение её специфичности и функций в творчестве И.А.Бунина (лирика 1890-1916); Вяч.Иванова (первая книга лирики "Кормчие звезды" (1903) и другие произведения); В.В.Маяковского (ранняя лирика 1912-1917).

Работа преследует решение следующих конкретных задач:

1) показать общее и особенное в обращении со Словом с большой буквы в русской поэзии рубежа Х1Х-ХХ вв.;

2) проследить взаимовлияние и взаимоотражение теоретических философских посылов и художественной практики как символистов и футуристов, бравших на себя задачу преобразования материального мира, посредством Слова, так и

представителей русской поэтической школы, не принадлежащих ни к каким узким литературным группировкам;

3) выявить особенности функционирования космических образов в поэтических