автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Костюм кочевников Южной Сибири и сопредельных территорий периода поздней древности и раннего средневековья

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Усова, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Диссертация по истории на тему 'Костюм кочевников Южной Сибири и сопредельных территорий периода поздней древности и раннего средневековья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Костюм кочевников Южной Сибири и сопредельных территорий периода поздней древности и раннего средневековья"

На правах рукописи 00501^" /

Усова Ирина Александровна

КОСТЮМ КОЧЕВНИКОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Специальность 07.00.06. - археология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 2 МАР 2012

Барнаул-2012

005014928

Работа выполнена на кафедре археологии, этнографии и музеологии ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Тишкин Алексей Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Худяков Юлий Сергеевич;

кандидат исторических наук Трифанова Сынару Вениаминовна

Ведущая организация: Омский филиал Учреждения Российской

академии наук Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

Защита состоится 23 марта 2012 года в 12-00 часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.005.08 при Алтайском государственном университете по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61, ауд. 416 (зал заседаний ученого совета).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

Автореферат разослан «У-/ » февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета ¿/3 —'

доктор исторических наук, доцент В В. Горбунов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Аюуальность темы. Костюм - один из наиболее важных элементов материальной культуры любого народа. Он может состоять из разных частей, определяющих внешний вид человека: головные уборы, верхняя и нижняя плечевая или поясная одежда, обувь, а также украшения и аксессуары. Исследователями также выделяются дополнительные составляющие костюма - макияж и татуировки (Давыдова, 2001, с. 117).

На протяжении многих тысячелетий одежда людей выполняла практические, эстетические, социальные и религиозные функции. Она издавна служила средством налаживания дипломатических и культурных контактов, а также являлась объектом торговли. О внешнем виде номадов можно судить по нескольким группам имеющихся источников. Следует отметить, что во многих захоронениях предметы костюма не сохраняются, за исключением «замерзших» могил Алтая пазырыкского времени и погребений Синьцзяна, обнаруженных в местности с сухим климатом.

Обращение к обозначенной теме исследования обусловлено тем, что «археологический» костюм отличается самой слабой степенью изученности. Наличие в большинстве древних и средневековых погребений лишь фрагментов меха, войлока, ткани, шерсти и кожи осложняет процесс реконструкции единого ансамбля.

Систематизация элементов костюмного комплекса номадов поздней древности и раннего средневековья по имеющимся источникам и создание на этой основе классификационных построений на сегодняшний день еще не проводились. До сих пор не обобщен и не сведен воедино корпус материалов по истории костюма кочевников конца IX в. до н.э. -XI в. н.э., в которых содержатся сведения о находках одежды из погребений, а также письменные и изобразительные данные. Не выделены основные типы элементов рассматриваемого комплекса, характерные для аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужан-ского и тюркского времени. Без наличия таких разработок невозможно создание целостной картины развития костюма у представителей разных культурных общностей во времени и пространстве.

Создание классификационной схемы для дальнейшего анализа головных уборов, одежды и обуви позволяет выявить их типологические особенности, а также изменения в покрое, декоре и материалах. Возникла необходимость междисциплинарного изучения костюма на основе всей совокупности имеющихся групп источников, а также демонстрации обнаруженных элементов костюмного комплекса в исторической ретроспективе: от аржано-майэмирского до тюркского времени включительно.

Цель исследования. На имеющейся источниковой базе, которая включает археологические, письменные и изобразительные материалы, провести системный анализ костюмного комплекса кочевых об-

ществ Южной Сибири и сопредельных территорий периода поздней древности и раннего средневековья. Для ее решения были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть историю выявления и изучения элементов головных уборов, одежды и обуви из археологических памятников аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени, а также дать оценку современного состояния и степени разработанности темы.

2. Представить совокупность археологических, письменных и изобразительных источников, в которых содержится информация по костюмному ансамблю древних и раннесредневековых номадов, и системно проанализировать эти материалы.

3. Дать полную характеристику всем конструктивным элементам костюма с применением унифицированного терминологического аппарата.

4. Классифицировать предметы костюмного комплекса населения Южной Сибири и сопредельных территорий аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского време-. ни и показать динамику развития технологических особенностей создания головных уборов, одежды и обуви.

5. Обобщить имеющийся опыт реконструкции костюма номадов южно-сибирского региона и показать дальнейшие перспективы данной деятельности.

Объектом исследования в работе является костюм как важная часть материальной культуры скотоводов Южной Сибири и сопредельных регионов периода поздней древности и раннего средневековья.

Предметом исследования стали выявленные категории костюма (головные уборы, одежда, обувь) номадов аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени как историко-культурные источники.

Территориальные рамки исследования. В справочной литературе «Южная Сибирь» - это обширная область на юге Сибири, включающая Алтай, Западный и Восточный Саяны, Туву, Прибайкалье и Забайкалье; в ее состав также входят обширные межгорные котловины - Кузнецкая, Минусинская, Тувинская (Краткая Российская энциклопедия, 2003, с. 175; Большая географическая энциклопедия, 2007, с. 618). В качестве рассматриваемых сопредельных территорий выступают Казахстан, Монголия и Туркестан (Синьцзян).

Хронологические рамки работы охватывают аржано-майэмир-ское время (конец IX - 2-3-я четверть VI вв. до н.э.), пазырыкское (2-я половина VI—III вв. до н.э.), хуннуско-сяньбийско-жужанское (II в. до н.э. - 1-я половина V в. н.э.) и тюркское (2-я половина V-XI вв. н.э.) (Тишкин, 2006, с. 7; 2007, с. 236). Каждый из перечисленных периодов

истории Южной Сибири и сопредельных регионов характеризуется определенными культурными изменениями в материальной, социальной, духовной и других сферах жизни номадов.

Источниковая база исследования. Работа основана на широком круге привлекаемых сведений, основу которых составляют археологические находки. Автором диссертации обобщены опубликованные вещественные материалы аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени, полученные при проведении раскопок на территории Алтая, Казахстана, Тувы, Монголии, Хакасии, Забайкалья и Туркестана (Синьцзяна). Часть данных выявлена в отчетах о полевых исследованиях, которые хранятся в архиве Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ (г. Барнаул). В результате оказалось, что в 87 погребальных объектах обнаружены элементы костюма в виде ткани, войлока, меха, шерсти, кожи с аппликациями и нашивными бляхами, а также целые костюмные комплексы, сохранившие свою структуру (из них пять зафиксированы в памятниках аржано-майэмирского времени, 35 - пазырыкского, 21 - хуннуско-сяньбийско-жужанского, 26 - тюркского). Для подлинной реконструкции рассматривались не только археологические материалы, но и привлекались дополнительные свидетельства. Особую роль в этом играли письменные источники, которые содержат сведения по костюму древних и средневековых кочевых народов: для пазырыкского времени - «История» Геродота; для хуннуско-сяньбийско-жужанского - исторические тексты в переводах B.C. Таскина (Материалы..., 1968; 1973; 1984), для раннего средневековья - китайские хроники, переведенные Н.Я. Бичуриным (1998), Н.В. Кюнером (1961) и Лю Маоцаем (2002), Изобразительные источники включают в себя каменные изваяния, петроглифы, настенную роспись, а также изображения на коврах. Это дает полезную информацию относительно особенностей костюма кочевых общностей Алтая и его предгорий, Тувы, Казахстана, Монголии, Хакасии, Забайкалья и Туркестана. Всего было учтено по аржано-майэмир-скому времени 19 изобразительных источников, по пазырыкскому - 14, хуннуско-сяньбийско-жужанскому - 5, тюркскому -43.

Все собранные для диссертации источники сведены в таблицы и представлены иллюстрациями, которые отражены в Приложении.

Методология и основные методы исследования. Методологической основой работы выступает системный подход, который позволяет рассмотреть категории костюма в качестве сложноорганизованных систем. Используемый метод «.. .ориентирует на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину» (Блауберг, 1997). Он предполагает построение мо-

делей систем и их свойств, а также их демонстрацию в динамике (Бяауберг, Юдин, Садовский, 2001). Обозначенный подход базируется на следующих стадиях системного археологического исследования: морфология, классификация, типология, реконструкция (Тишкин, Горбунова, 2004). Его реализация способствовала выявлению закономерностей^ процессе развития костюма кочевых общностей Южной Сибири. В данной работе важную роль играет классификация. Костюмный комплекс состоят из разных категорий, которые в свою очередь подразделяются на ряд мелких единиц, демонстрирующих специфику каждой вещи. В работе использовался термин «костюм», который включает головные уборы, одежду и обувь. В классификационных построениях автором диссертации задействованы базовые принципы и категориальный аппарат из разработок Г.А.Федорова-Давыдова (1966), A.A. Тишкина (1996), В.В. Горбунова (2003; 2006), A.A. Тиш-кина и Т.Г. Горбуновой (2004; 2005), а также научного коллектива под руководством Ю.Л. Щаповой (Осипов, Лихтер, 2004; Осипов, 2006; Морфология украшений, 2007; Кокорина, Лихтер, 2007).

В ходе исследований применялись такие общеисторические методы, как историко-генетический и историко-сравнительный. Суть первого состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, а использование второго открывает возможности для объяснения рассматриваемых фактов и раскрытия сущности изучаемых явлений (Ко-вальченко, 1987). В основе реализации указанных методов лежит всестороннее описание отдельных категорий костюма народов аржано-майэмир-ского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени. При всестороннем рассмотрении костюмного ансамбля применялись специальные археологические методы, а также реализовы-вался комплексный подход.

Научная новизна. В результате проведенных исследований было впервые предпринято обобщение разнообразного материала для отражения развития отдельных категорий костюма населения Южной Сибири и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья. Проведена систематизация предметов костюма аржано-майэмир-ского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени, в результате чего выделены основные типы головных уборов, одежды и обуви кочевников. Расширены возможности реконструкции элементов костюма населения аржано-майэмирского времени по «олен-ным» камням. Анализу подверглись археологические, письменные и изобразительные материалы обозначенных периодов, что позволило установить различную степень информативности источников и реконструировать отдельные категории костюмных ансамблей аржано-майэмирскош и

пазырыкского времени (в частности, возможные виды одежды по «оленным» камням, убор-парик по материалам памятника Ханкарин-ский дол, капоры населения булан-кобинской культуры Алтая). Выяснено, что наиболее продуктивными источниками являются археологические и иконографические. Систематизация сведений позволила охарактеризовать одеяние древнего и раннесредневекового населения крупнейшей историко-культурной зоны Евразии. Создана основа для дальнейших специальных исследований по методике изучения предметов костюма и реконструкции головных уборов, одежды и обуви.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные выводы и обработанные данные могут быть использованы при реконструкции внешнего облика кочевников Южной Сибири конца IX в. до н.э. - XI в. н.э., создании музейных экспозиций, в экскурсионно-туристической деятельности. Предложенные разработки и приемы систематизации могут быть применены при подготовке обобщающих научных работ по материальной культуре народов южно-сибирского региона раннего железного века и средневековья, при написании учебно-методических пособий для спецкурсов по костюму указанных периодов. Опубликованные статьи могут быть востребованы не только для учебного процесса, но и в виде познавательной информации для всех интересующихся историей костюма.

Исследование выполнено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проект «Реконструкция социальной организации и системы жизнеобеспечения кочевников Южной Сибири поздней древности и средневековья» (шифр •2010-1.2.1-300-028-022).

Апробация. Основные положения и идеи диссертационного исследования опубликованы в 17 работах, среди которых три статьи в журналах, рекомендованных ВАК (Усова, 2010, Усова, 2011, Дашков-ский, Усова, 2011), а также материалы выступлений на региональных, всероссийских и международных конференциях, проходивших в Барнауле (2008-2010), Новосибирске (2007), Кемерове (2009), Томске (2010), Казани (2010), Караганде (2011). Можно отметить следующие международные форумы: «XV Международная Западно-Сибирская археолого-этнографическая конференция» (Томск, 2010 г.), XVII Международный симпозиум «Интеграция археологических и этнографических исследований» (Казань, 2010 г.). Общий объем опубликованных трудов составил более 5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка, списка сокращений и приложения, в котором представлены табличные и иллюстративные материалы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, территориальные и хронологические рамки, источниковая база, обозначены методология и методика изучения материалов, научная новизна работы, значимость полученных результатов, апробация и структура диссертации.

Глава I. История изучения костюмного комплекса народов Южной Сибири и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья

1.1. Результаты изучения элементов костюма номадов аржа-но-майэмирского и пазырыкского времени. В истории изучения костюма кочевников аржано-майэмирского и пазырыкского времени выделены три этапа, каждый из которых ознаменован определенными качественными изменениями. Археологические исследования заложили основы комплексного подхода к изучению костюма кочевников.

На первом этапе (XVIII в. - конец 30-х гг. XX вв.) происходило научное знакомство исследователей с различными памятниками на территории Южной Сибири. В ходе естественно-научных экспедиций были раскопаны курганы, изучены каменные изваяния и наскальные рисунки (Демин, 1989). В организованные музеи поступали разные археологические находки. Для нашей темы важны парные ажурные пластины с антропоморфными мотивами из Сибирской коллекции Петра I. Особое внимание заслуживают поясные застежки с изображением людей в одежде в сцене «Отдых в лесу».

Важным моментом в истории изучения материальной культуры древних номадов стала деятельность В.В. Радлова. В 1865 г. им раскопан Большой Катандинский курган. Памятник получил широкую известность по найденной в нем уникальной коллекции одежды довольно хорошей сохранности.

При исследовашш других курганов кочевой элиты Алтая М.П. Гряз-новым, С.И. Руденко и C.B. Киселевым были обнаружены элементы костюмного комплекса скифо-сакского периода. Эти материалы нашли лишь частичное отражение в довоенных изданиях.

Второй этап (2-я половина 1940-х - конец 1980-х гг.) характеризуется расширением раскопок курганов на территории Алтая, Тувы и Казахстана. При анализе обнаруженных находок одежды стал активно применяться комплекс источников, включавший археологические, изобразительные и письменные данные, на основе которых были сделаны некоторые выводы относительно культурных контактов.

На Алтае С.И Руденко продолжил исследования «царских» курганов. Полученные материалы нашли отражение в крупных монографиях (Руденко, 1948,1953,1960 и др.; Киселев, 1949; Грязнов, 1950).

Масштабные исследования в Туве проводились под руководством А.Д. Грача, в Казахстане - К.А. Акишева. В «элитных» погребальных комплексах скифо-сакского периода обнаружены не только нашивные украшения, но и предметы костюма кочевников аржано-майэмирского и пазырыкского времени. А.К. Акишевым сделаны попытки интерпретировать полученные материалы из могильников Казахстана на предмет раскрытия семантической составляющей головного убора и одеяния «золотого» человека.

В ходе раскопок был получен массовый материал из рядовых могильников Алтая, в которых обнаружены многочисленные фрагменты одежды. Среди исследованных памятников можно отметить некрополи пазырыкского времени в долинах рек Юстыд и Уландрык. Эти и другие материалы детально рассмотрены В.Д. Кубаревым (1987, 1991 и др.).

Исследования обозначенного этапа привели к значительному расширению круга источников, а также дали возможность для дальнейшего решения обозначенных проблем. Одним из самых ярких открытий стали результаты изучения кургана Аржан (Грязнов, 1980).

Третий этап (1990-е г. - начало XXI в.) характеризуется увеличением объема археологических источников. В рассматриваемый период отечественными исследователями были произведены качественные реконструкции костюмных комплексов ранних кочевников с опорой на археологические, письменные и изобразительные источники. Воссоздание внешнего облика по костюму «пазырыкцев» Алтая (Полосьмак, 2001; Полосьмак, Баркова, 2005; Усова, 2008,2009; Дашковский, Усова, .2009, 2010а-б, 2011; Джумабекова, Назарбаева, Глушкова, 2010; и др.), «каменцев» Обь-Иртышья (Шульга, 2003; Тишкин, 2008; Тишкин, Чу-гунов, 2008), «аржанцев» Тувы (Чугунов, 2002,2004; Ощшоу, Раггищег, №§1ег, 2010; Алтынбеков, Алтынбекова, 2010; и др.) и ираноязычных народов Евразии (Яценко, 2006) позволяет по-новому взглянуть на контакты номадов, оценить степень влияния различных этнических групп на сложение материальной культуры тех или иных народов.

1.2. Фиксация предметов костюма в погребальных памятниках хуннуско-сяньбийско-жужанского времени. В исследованиях по костюму населения Южной Сибири и сопредельных территорий хун-нуско-сяньбийско-жужанского времени также выделено три этапа. Первый этап (середина XIX в. - начало XX вв.) характеризуется внедрением в научный оборот переведенных китайских источников о хун-ну, а также проведенными раскопками. Первые упоминания об одежде хунну встречаются в труде Н.Я. Бичурина. «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». В указанный период происходило активное изучение памятников, расположенных

в Забайкалье. Многочисленные находки го погребений хунну дали недостающую информацию относительно хозяйственной деятельности и материальной культуры народа, существенно дополнив письменные данные. Следует указать, что изучение памятников хунну началось достаточно поздно (на рубеже XIX - XX вв.), что стало начальным этапом накопления фактического материала. Открытие и исследование могильников таштыкской общности в Хакасии позволили обнаружить множество интересных находок: головные уборы из кожи или на берестяной основе, а также остатки меховых одежд и обуви.

На втором этапе (середина 1920-х - конец 1980-х гг.) раскапывались «элитные» и рядовые комплексы населения хуннуско-сянь-бийско-жужанского времени в Монголии, на Алтае, в Забайкалье и Хакасии; внедрялись научно-естественные методы при изучении технологической структуры «археологического» текстиля (в частности, тканей из курганов Ноин-Улы), использоваться комплексный подход в изучении «знатных» погребений номадов южно-сибирского региона и сопредельных с ним территорий.

На третьем этапе (начало 1990-х г. - начало XXI в.) происходит накопление источниковой базы по костюмным комплексам хунну, «булан-кобинцев» и «таштыкцев», что способствовало созданию информационной базы для более достоверной реконструкции внешнего облика кочевников Алтая, Монголии и Хакасии. Появляется большое количество отечественных публикаций, посвященных новым результатам исследований и изучению отдельных сторон жизни номадов (социальной, духовной и материальной). Ю.С. Худяковым была предложена реконструкция женского костюма на основе материалов могильника Усть-Эдиган. Воссозданием головных уборов занималась С.В. Три-фанова. В рамках указанного этапа предприняты раскопки «элитных» погребальных комплексов в Забайкалье и Монголии (работы С.С. Ми-няева, Н.В. Полосьмак и др.). Новые открытия по хуннуской проблематике были отражены в крупном зарубежном сборнике «Xiongnu archaeology» (2011).

1.3. Костюм кочевых обществ тюркского времени в работах XVIH в. - начала XXI в. На первом этапе (XVIII в. - середина 20-х гг. XX в.) формировался интерес к истории кочевых народов тюркского времени. Знания о раннесредневековых кочевниках Азии пополнили переводы китайских, тюркских, арабских и других источников, сделанные Н.Я. Бичуриным и В. Шотгом. В китайских династийных хрониках «Суй» и «Вэй» встречаются упоминания о тюрках южно-сибирского региона. Однако исследования в плане изучения непосредственно костюма кочевников в указанный период не проводились.

Раскопки на Алтае позволили получить информацию о материальной культуре раннесредневековых тюрок (Радлов, 1989). В 1865 г.

B.В. Радлов исследовал памятник Катанда-I, в котором впервые обнаружены истлевшие от времени остатки шубы, штанов и шнуров для их подвязывания, сапог, стоячего воротника из тонкой материи. В его работах дается поверхностное описание находок из текстиля, войлока и металлических украшений, найденных в тюркских погребениях.

Попытка искусствоведческого анализа была продемонстрирована при обнаружении в Забайкалье так называемого Чикойского всадника (Михно, Петри, 1928).

Второй этап (1930-е - конец 1980-х гг.) характеризуется активным исследованием археологических памятников. На Алтае они проводились

C.B. Киселевым и Л.А. Евтюховой, которые обнаружили остатки узорчатого шелка от костюма и фрагменты кожаного пояса. Раскопки в Туве осуществлялись экспедициями С.И. Вайнштейна, JI.P. Кызласова, А.Д. Грача и др. Массово вводятся в научный оборот ранее неопубликованные источники. Проводится систематизация и учет каменных изваяний с территории Тувы, Монголии и Алтая. Делаются попытки анализировать реалии на скульптурах (в частности, выделение основных типов головных уборов, одежды и причесок). Облик тюркского населения Южной Сибири и сопредельных территорий на основе комплексного привлечения источников был детально реконструирован в работе С.И. Вайнштейна и М.В. Крюкова (1966), а также в диссертации Б.Б. Овчинниковой (1984) и монографии В.Д. Кубарева (1984).

Третий этап (1990-е гг. - начало XXI вв.) характеризуется появлением аналитических статей, а также монографий (Добжанский, 1990; Кубарев, 2005; Король, 2008; и др.), в которых исследователи привлекают широкий круг источников - археологические, письменные, изобразительные и этнографические материалы для реконструкции костюмного комплекса кочевников тюркского времени. Издаются монографии, посвященные как конкретному рассмотрению коспома тюрок Южной Сибири, так и частичному обзору предметов костюма по обнаруженным изделиям декоративно-прикладного искусства тюркского времени (Худяков, 1998). Обобщенное представление о том, во что одевалось тюркское население, дает работа Г.В. Кубарева (2005). На основе сопоставления всех материалов Д.В. Поздняковым были выполнены графические иллюстрации тюркских кафтанов (Кубарев, 2002; 2005).

В целом, следует сказать, что отечественные исследования по изучению костюма кочевников Южной Сибири и сопредельных территории периода поздней древности и раннего средневековья позволили существенно продвинуться в осмыслении ряда вопросов, связанных с

динамикой развития костюмных ансамблей во времени и пространстве, культурным заимствованием некоторых деталей одежды.

Начиная с 1990-х и по настоящее время, постепенно нарастает источниковая база по одеянию пазырыкского и хуннуско-сянь-бийско-жужанского времени, издаются комплексные исследования по его отдельным элементам в частности. У исследователей проявляется интерес к теоретическим и методическим вопросам: изучению технологических свойств текстиля (Марсадолов, Царев, 2000; Глушкова, 2005, 2006) и разработке классификаций предметов костюма (Добжан-ский, 1990; Яценко, 1999, Трифанова, 2006). Таким образом, накопленные материалы о костюмных комплексах позволяют приступить к их систематизации, оформлению и анализу.

Глава II. Характеристика костюма кочевников Южной Сибири поздней древности и раннего средневековья по археологическим, письменным и изобразительным материалам

2.1. Археологические и изобразительные материалы аржа-. но-майэмирского времени. Археологические материалы аржано-майэмир-ского времени представлены вещевыми комплексами из курганов Ар-жан и Аржан-2, расположенных в Туве. Однако отдельные находки тканей, кожи и меха из кургана Аржан не дают возможность реконструировать внешний облик одежды самых ранних кочевников Азии. А вот открытия, сделанные на курганном комплексе Аржан-2, позволили наиболее полно составить представление о том, как выглядели номады во 2-й половине VII в. до н.э. Парадный костюм знати состоял из головных уборов (башлык, колпак, капор), а также куртки, шубы, плаща-накидки, штанов, юбки, сапог и туфель.

Существенным дополнением служат изобразительные источники, в качестве которых выступают «оленные» камни. «Оленный» камень исследователи обычно разделяют на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. В верхней части изваяния могут быть выбиты ленты-диадемы, а также изображены головные уборы (в виде шапки или башлыка) или их имитации. На многих «оленных» камнях с боковых сторон представлены серьги в виде колец с подвесками или без них. В средней части камня обычно располагаются фигуры оленей с ветвистыми рогами. Силуэты оленей на каменных изваяниях, по мнению исследователей, могли быть либо нашивными аппликациями на верхней одежде (Савинов, 1999; Волков, 2002), либо татуировкой (Полосьмак, Баркова, 2005). Показательным компонентом на «оленных» камнях является пояс, под который отводилась средняя или нижняя часть стелы. Подвешенными к поясу изображались предметы вооружения и орудия труда. Судить о поясной

одежде и обуви населения аржано-майэмирского времени по «олен-ным» камням пока не представляется возможным.

Изучение костюма указанного периода только начинается. В связи с этим, данное направление можно считать перспективным. Особое внимание необходимо уделить детальному осмыслению всех источников и попыткам реконструкции костюма номадов аржано-майэмирского времени, проживавших в Центральной Азии.

2.2. Внешний облик кочевников пазырыкского времени, фиксируемый в источниках. Для определения состава костюмного ансамбля номадов поздней древности была проведена систематизация имеющихся материалов из памятников Алтая, Монголии, Тувы, Восточного Казахстана и Туркестана (Синьцзян). В работе также использовались письменные и изобразительные источники.

Для обобщения данных по пазырыкскому времени на примере предметов костюма проанализированы материалы публикаций 70 подкурган-ных погребений на 35 могильниках южно-сибирского региона и сопредельных территорий. Всего было учтено 115 элементов костюмного комплекса, к которым относятся головные уборы, плечевая и поясная одежда, обувь: 65 из них обнаружены на Алтае, 11 — в Туве, пять - в Восточном Казахстане, два - в Хакасии, четыре - в Монголии, 28 - в Синьцзяне. Во внимание принимались находки го войлока, кожи, ткани и шерсти. Наличие в погребениях только нашивных блях не учитывалось.

Анализ категорий костюма населения Алтая пазырыкского времени выявил, что наиболее распространенными головными уборами были башлыки, колпаки, шапочки и островерхие уборы-парики, а также меховые шубы различного покроя, рубахи, шерстяные штаны, юбки, войлочные сапоги-чулки. Аналогичные по покрою и составу одежды обнаружены в сохранившемся виде на мумиях из погребений Субаши (Синьцзян).

Комплекс одеяний населения Тувы и Казахстана в указанное время имел ряд особенностей. Фрагменты головных уборов, одежды и обуви, обнаруженные в погребениях указанных территорий, позволяют утверждать, что костюм номадов отличался по убранству от одежды кочевников Алтая. Головные уборы представлены высокими колпаками из бересты или войлока, налобными повязками, войлочными башлыками. Парадные уборы с фигурками животных, свидетельствовали о высоком социальном статусе владельцев. В срубе памятника Суглуг-Хем-1 (Тува) и кургане некрополя Иссык (Казахстан) обнаружены одеяния, расшитые огромным количеством золотых блях, выполненных в стилизованной манере. К видам верхней плечевой одежды были отнесены кафтаны из кожи, шерсти, ткани, меховые шубы, а к поясной - штаны, пояса из кожи.

Материал для изготовления одежды в пазырыкское время был довольно разнообразным. В захоронениях Алтая, Тувы, Монголии, Синьцзяна фиксируется преобладание деталей костюма из шерсти, ткани, войлока, меха и, в меньшей степени, кожи. Шерсть в основном употреблялась для пошива поясной одежды (штаны, юбки), тогда как войлок использовался при изготовлении головных уборов, теплой одежды и обуви. Материалом для шуб служили шкуры овец, коз и пушных зверей. Большинство предметов костюма рассмотренных регионов пазырыкского времени было обнаружено в «замерзших» могилах Алтая, а также в погребениях Северо-Западного Синьцзяна. Особенностью пазырыкских курганов является наличие в деревянных камерах льда, благодаря которому во многих захоронениях сохраняются изделия из меха, кожи, войлока (Полосьмак, 2000; Полосьмак, Баркова, 2005).

При работе с археологическими данными важны письменные материалы. Ввиду ограниченности таких источников по пазырыкскому времени, получить информацию о внешнем облике кочевников можно благодаря проведению культурных параллелей с костюмными ансамблями ираноязычных народов (саков, персов) и причерноморских скифов. Немаловажную роль в изучении костюма населения поздней древности играют данные, представленные в работах античных авторов: «История» Геродота, «О воздухе, воде и местностях» Гиппократа и «География» Страбона. Сведения о костюме ираноязычных народов Евразии, содержащиеся в письменных античных сочинениях не позволяют составить полное представление о том, что носили скифы, саки и массагета. Судя по источникам, известно, что некоторые категории предметы костюма имели сходные особенности (в частности, покрой и декор).

Вспомогательную роль в изучении парадного одеяния кочевников пазырыкского времени выполняют изобразительные материалы. В Южной Сибири известны изображения всадников и охотников на скульптурных композициях, изделиях из металла, текстиля, а также на петроглифах. Художественные изделия го металла встречаются в памятниках пазырыкского времени достаточно часто. Распространенным сюжетом были сцены борьбы, охоты и военных столкновений. Исключительным мотивом служат изображения людей в одежде, которые встречаются на поясных пряжках из Сибирской коллекции Петра I, предметах торевтики с территории Тувы, петроглифах Казахстана и Хакасии.

23. Выявленное одеяние населения хуннуско-сяньбийско-жужан-ского времени. Изучение костюма населения указанного периода по имеющимся источникам достаточно трудоемкая задача. Это связано с тем, что в большинстве погребений исследователями обнаруживаются незначительные фрагменты материи, войлока, кожи, а также детали ук-

рашений от одежды, которые в древности представляли гармоничный костюмный ансамбль. Для успешного осуществления реконструкции костюма необходимо использовать археологические, письменные и изобразительные материалы с территории Алтая, Хакасии, Забайкалья, Тувы, Казахстана, Монголии.

Для систематизации предметов костюма кочевников хуннуско-сянь-бийско-жужанского времени по материалам публикаций и научных отчетов проанализировано 45 подкурганных погребений, исследованных на 17 могильниках перечисленных регионов. Учтен 51 элемент костюмного комплекса, к которым относятся фрагменты головных уборов, одежды, обуви: 12 из них обнаружены на Алтае, пять - в Туве, девять - в Монголии, десять - в Забайкалье, 15 - в Хакасии. Не рассматривались нашивные украшения, которые, возможно, остались от одежды.

Особенности конструкции могильных сооружений обеспечили сохранность одежд в некоторых погребальных комплексах на территории Алтая, Монголии, Хакасии. В захоронениях Забайкалья значимые компоненты костюма зафиксированы лишь в виде фрагментов меха, лоскутков шелковой и шерстяной ткани.

Наиболее распространенными видами одежды были халаты, шубы, безрукавки, фрагменты которых найдены в захоронениях памятников Усть-Эдиган, Яломан-И (Алтай), Ноин-Ула (Монголия), Оглахты (Хакасия). Виды головных уборов варьировались от разнообразных налобных повязок (из кожи, войлока и ткани) и шлемообразных войлочных шапочек до высоких колпаков. Об обуви можно судить только по сапожкам, найденным в кургане №6 могильника Ноин-Ула.

Сведения о материальной кулыуре хунну можно почерпнуть в нарративных материалах. Важным и необходимым источником для реконструкции костюмного комплекса народов Хуннуской империи являются китайские исторические хроники: сочинения Сыма Цяня «Исторические записки», Бань Гу «История династии Хань» и Фань Е «История поздней династии Хань». В работах, кроме освещения политических событий, происходивших в кочевой державе, уделяется внимание некоторым особенностям хуннуского костюма. Основу знакомства с сообщениями китайских авторов о культуре номадов составляют оригинальные русскоязычные переводы древних источников, сделанные Н.Я. Бичуриным, Н.В. Кюнером и B.C. Таскиным. Согласно источникам, головными уборами хунну являлись «гоуцзюэ», похожие на убор «бокка»/богтаг монгольских женщин. Хунну носили шубы из меха, овчины и войлока, шелковые стеганые кафтаны, длинные юбки и просторные штаны.

Изобразительными данными, в которых представлен костюмный комплекс номадов, являются наскальные изображения сцен с участием

вооруженных персонажей, образы людей в скульптуре малых форм и рисунках на берестяных предметах. О внешнем облике кочевников-скотоводов можно судить по немногочисленным предметам изобразительного искусства: деревянным планкам и петроглифам с территории Хакасии, граффити на берестяных предметах из памятников го Восточного Забайкалья, а также по наскальным изображениям в Монголии.

2.4. Отражение костюма тюркского времени в историко-культурных памятниках и китайских хрониках. На основе анализа целого комплекса источников (археологических, письменных и изобразительных) можно получить Представление о внешнем облике кочевников тюркского времени. Монументальная скульптура и изобразительные Предметы малых форм являются важными информативными данными. Основным археологическим материалом для реконструкции костюма номадов тюркского времени выступают находки деталей одеяния, обнаруженные в погребениях. Всего было учтено 42 элемента одежды: 32 из них обнаружены на Алтае, три - в Туве, один - в Казахстане, один - в Монголии, пять - в Туркестане.

В большинстве раннесредневековых погребений с территории Алтая и Тувы фиксируются многочисленные остатки плечевой одежды, которые при комплексном их изучении и с привлечением данных с сопредельных регионов позволяют установить основные категории костюма тюрок. Одежда тюркского времени демонстрирует устойчивость и единство традиций на всей Южной Сибири и ближайших территориях. Среди кочевников было распространено ношение шапок, колпаков, башлыков, шелковых кафтанов с треугольными отворотами, рубах (из шелка, шерсти), шуб, кожаных сапог с высоким голенищем. Головные уборы в захоронениях Алтая, Тувы, Казахстана, Монголии не обнаружены, но привлечение изобразительных материалов способствуют установлению их формы.

О костюме тюрок можно судить по упоминаниям в письменных источниках. Важный вклад в изучение раннесредневековой истории внесли Н.Я. Бичурин (1998) и Лю Маоцай (2002), которые осуществили перевод сочинений китайских авторов, повествующих о социально-политических и культурных процессах в тюркских каганатах. В китайских хрониках о костюме номадов тюркского времени содержатся лишь некоторые сведения о манере запахивания халата, о китайских «дарах», преподносимых правителям (ткани, одежда). Согласно источникам, в тюркском одеянии отразилось китайское влияние. Прежде всего это отразилось на головных уборах (шапки тутоу») и кафтанах с правосторонним запахом.

По тюркскому времени всего учтено 43 источника изобразительного характера. Анализ одежды тюрок, проведенный по ним, показал,

что демонстрация основных элементов костюмного комплекса на предметах искусства кочевников-скотоводов находит подтверждение в археологических материалах и письменных сведениях. Привлекались следующие источники: с территории Алтая - костяная гравировка, петроглифы в технике выбивки и каменные изваяния; Тувы - граффити на бересте; Казахстана - гравировка на кости и изваяния; Монголии -скульптурные изображения и барельефы; Хакасии - скульптурные изображения и петроглифы, Восточного Туркестана - дворцовые росписи. На основании изобразительных данных можно представить внешний облик кочевника тюркского времени. На голову тюрки одевали в основном шапочки конической формы, напоминающие тюбетейку, многочисленные изображения которых встречены на каменных изваяниях Алтая, Тувы и Монголии. Распространенным видом плечевой одежды были длиннополые распашные кафтаны с двумя треугольными лацканами и узкими рукавами. Одеяние перетягивалось на талии поясом или ремнем, который застегивался на пряжку. В качестве нижней плечевой одежды тюрки использовали рубаху с узким горизонтальным воротом. Поясной одеждой служили штаны из шерсти. Обувью являлись мягкие сапоги без каблуков с косо срезанным голенищем до колена или ниже.

Комплексное использование источников (письменных, археологических, изобразительных) позволяет определить функциональные (повседневная и праздничная) и социальные особенности (отражение статуса человека в обществе) костюма тюрок.

Глава Ш. Систематизация и представление костюмного комплекса населения Южной Сибири и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья

К настоящему времени в археологических и этнографических исследованиях перспективным направлением становится разработка классификационных и типологических построений, объектом для которых может выступать любая категория материальной культуры. В работе проведена систематизация таких категорий костюма, как головные уборы, одежда и обувь. Классификация базируется на восьми уровнях (комплекс-категория-вид-группа-разряд-раздел-отдел-тип), которые в зависимости от характера материала могут либо сокращаться, либо дополняться. I. Комплекс представлен костюмом. II. Категория - это предметы, входящие в состав костюмного комплекса (головные уборы, одежда, обувь). III. Вид - разновидности предметов, находящиеся в составе указанных категорий. Головные уборы включают башлыки, колпаки, капоры, шапочки, уборы-парики, головные уборы с жесткой основой и налобные повязки; одежда - шубы, кафтаны, куртки, рубахи, платья, плащи-накидки, жилеты, штаны н юбки; обувь

сапоги, сапоги-чулки, носки, туфли. IV. Группа - материал, из которого изготовлена вещь (войлок, кожа, шелк, шерсть, ткань, мех, дерево). V. Разряд - отражает общую форму и покрой изделия. В данном случае, это демонстрация формы головных уборов (остроконечная, сфероконическая, сферическая, цилиндрическая и т.д.), одежды (распашная, глухая) и обуви (поршневидная, башмаковидная). VI. Раздел исключен из рассмотрения головных уборов. В остальных случаях, этот таксон определяет покрой спинки одежды (прямая; в талию; с фалдой; с клиньями) и высоту голенища обуви (выше колен, до колен, до щиколотки, до голени). Для их уточнения предполагается использование надраздела и подраздела. Надраздел в классификации обуви указывает на форму верха голенища (кососрезанное, прямосрезанное). Подраздел характеризует у верхней одежды наличие или отсутствие конструктивных деталей ворота (открытый ворот, стоячий воротник, лацканы, капюшон), а у поясной одежды - способ ношения сапог и крой юбок.

VII. Отдел определяет наличие или отсутствие конструктивных элементов основания головного убора (назатыльник, наушники), способ ношения одежды (внакидку; в рукава; через голову), покрой подошвы обуви (с округлым носком; с заостренным носком и с «носочком»).

VIII. Тип указывает на форму навершия (верха) у головных уборов, покрой одежды (туникообразный) и манеру ее застегивания (право- и левосторонний запах, застегивание встык, использование пояса), наличие у обуви признаков надподошвенной части (носок-голенище; по-дошва-носок-голенгаце; подошва-головка-голенище; поршень-голе-ншце; подошва-поршень-голенище). Вариант используется в качестве вспомогательной и уточняющей единицы, которая отражает наличие или отсутствие декоративных элементов на изделии, а также определяет их характеристику.

3.1. Головные уборы. Классификация головных уборов кочевников и выявление их особенностей основывается на отборе вещественного и изобразительного материала. На территории Алтая известно 33 экз., в предгорьях Алтая - три, Туве - четыре, Казахстане - два, Монголии - шесть. Изображения головных уборов зафиксированы 74 раза. Комплексная систематизация учтенных данных осуществлялась на основе выделения таких таксономических единиц, как вид-группа-разряд-отдел-тип. Головные уборы подразделяются на следующие виды - башлыки, колпаки, капоры, шапочки, уборы-парики, головные уборы с жесткой основой и налобные повязки. В результате реализованной систематизации выделены шесть типов башлыков, девять типов колпаков, четыре типа капора, 12 типов шапочек, два типа уборов-париков, три типа убора с жесткой основой и четыре типа на-

лобных повязок. Главным критерием в классификации головных уборов выступала форма их навершия, которая для каждого вида могла быть разной: сферическая, птицевидная, грифоновидная, заостренная, рогообразная, округлая, плосковерхая, полусферическая, усеченно-конусообразная, сфероконическая и т.д.

3.2. Одежда. Одежда, как одна из категорий костюмного комплекса номадов, видоизменялась и совершенствовалась на протяжении аржа-но-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени. При классификационном построении указанной категории костюмного комплекса упор делался на вещественные, а также изобразительные и письменные источники, которые содержат вспомогательную информацию о том, во что одевалось население, какой материал применялся при изготовлении одежды, что использовалось в качестве декора. С территории Тувы известно 5 экз. верхней плечевой одежды, обнаруженных в погребениях пазырыкского и тюркского времени. На четырех каменных изваяниях представлены ее изображения. Вещественные находки данной категории костюмного комплекса выявлены в количестве 2 экз. Изображения кафтанов, курток и шуб показаны на двух предметах из бронзы (курильница, бляха), двух - из камня (изваяния), одном - из кости (пластина). В погребальных комплексах Монголии всего рассматриваемого периода вещественных остатков верхней одежды найдено только 4 экз. Известно шесть изображений кафтанов и рубах на каменных изваяниях данного региона.

Комплексная систематизация осуществлялось на основе выделения таких таксономических единиц, как вид-группа-разряд-подразряд-раздел-подраздел-отдел-тип. Одежда, как вторая категория костюмного комплекса, подразделяется на следующие ввды - шубы, кафтаны, куртки, жилеты, платья, рубахи, плащи-накидки, юбки, штаны. В результате систематизации предметов плечевой одежды было выделено семь типов шуб, восемь типов кафтанов, семь типов курток, два типа плащей-накидок, один тип жилетов, один тип платья, шесть типов рубах. Поясная одежда демонстрируется восьмью типами штанов и тремя типами юбок. Главным критерием в классификации одежды являлся покрой и манера застегивания, которая для каждого вида изделия могла быть разной: право- и левосторонний запах, застегивание встык, использование пояса.

33. Обувь, как и другие категории костюма, несет немаловажную информацию о культурных предпочтениях того или иного народа, проявлявшихся в покрое и декоре. Во внимание принимались целые находки и предметы, сохранившиеся частично. В классификации обуви применялась терминология, употребляемая исследователями при изучении обуви народов Сибири. Систематизация находок осуществлялась на основе выделе-

ния таких таксономических единиц, как вид-группа-разряд-надраздел-раздел-отдел-тип. Обувь, как третья категория костюмного комплекса, подразделяется на следующие виды изделий - сапоги, сапоги-чулки, «носки» и туфли. Выделено восемь типов сапог, два типа сапог-чулок, один тип «носок» и два типа туфель. Главным критерием в классификации обуви выступал покрой изделия, который для каждого вида изделия мог быть разным: носок-голенище; подошва-носок-голеншце; подошва-головка-голеншце; поршень-голенище; подошва-поршень-голенище.

3.4. Особенности костюма кочевников конца IX в. до н.э. - XI в. н.э. Костюм населения Южной Сибири и сопредельных территорий в каждый из рассматриваемых периодов имел ряд типичных для своего времени особенностей. Анализ источников аржано-майэмирского времени показал их недостаточную представительность для интерпретации. Перспективными являются изобразительные материалы на «оленных» камнях, где выбиты головные уборы, элементы одежды и украшения. Эффективность реконструкции внешнего облика кочевников достигается за счет привлечения археологических материалов из погребального комплекса Аржан-2 (Тува). Прямых письменных свидетельств нет. Источ-никовая база для проведения полной систематизации предметов костюма узка. В качестве верхней одежды кочевники-скотоводы использовали меховые шубы, кожаные куртки и меховые плащи-накидки. Возможным декором одеяния могли служить кожаные аппликации в виде фигур оленей, изображения которых встречены на «оленных» камнях.

Скифо-сакский период ознаменован появлением на Алтае яркого и уникального кочевого объединения, обозначенного как «пазырыкская культура». Основными видами головных уборов среди номадов являлись башлыки, колпаки, капоры, шапочки, уборы-парики, головные уборы с жесткой основой. Парадная плечевая одежда (кафтаны и куртки), а также обувь богато украшались нашивными бляхами, бисером, что свидетельствовало о высоком социальном статусе владельца.

В конце III в. до н.э. на степных территориях Евразии оформляется новое крупное политическое объединение - держава Хунну. Она на протяжении своего существования оказывала сильное влияние на материальную сторону жизни населения булан-кобинской культуры и других общностей Южной Сибири. Появляются новые виды головных уборов, одежды и обуви. В это время необычными по форме можно назвать головные уборы с наушниками у хунну Монголии, берестяные каркасы («туески») у «таштыкцев» Хакасии.

В тюркское время распространение получают кафтаны с правосторонним запахом, сшитые на китайский манер, а также мягкие сапоги, удобные для езды верхом на лошади.

В заключение подведены итоги работы, отражающие степень достижения поставленной цели и сформулированных задач. Результатом настоящего диссертационного исследование явилось обобщение, систематизация и анализ имеющихся материалов по костюмному комплексу населения Южной Сибири и сопредельных территорий периода поздней древности и раннего средневековья. Была рассмотрена история выявления и изучения элементов костюма аржано-майэмирского, пазырыкского, хун-нуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени, проведен обзор работ, посвященных анализу головных уборов, одежды и обуви. В изучении категорий костюмного комплекса народов конца IX в. до н.э. - XI в н.э. выделены этапы, которые отражают определенные количественные и качественные изменения. Обозначенные периоды отличаются степенью накопления материала, его анализа, интерпретации, применения различных методов и приемов в археологических исследованиях (Усова, 2009). Это позволило существенно продвинуться в осмыслении ряда вопросов, связанных с динамикой развития костюмных ансамблей во времени и пространстве, культурным заимствованием некоторых деталей одежды. Исследователями при анализе элементов костюма применялся комплекс источников, включающий археологические, изобразительные и письменные данные, был реконструирован костюм некоторых кочевых народов поздней древности и раннего средневековья.

Была осуществлена систематизация источников, к которым относятся вещественные, письменные, изобразительные. Для выявления функциональных особенностей костюма кочевников аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени проведен учет значительного количества элементов из памятников Алтая, Тувы, Казахстана, Хакасии, Забайкалья, а также с территории Монголии и Туркестана. Анализ археологического материала показал, что головные уборы и одежда кочевых народов южно-сибирского региона на протяжении всего периода видоизменялась в покрое, декоративном оформлении и форме. Это позволяет выявить не только новые закономерности историко-культурных контактов с иноязычными соседями, но установить степень их влияния. Костюмные комплексы номадов конца IX в. до н.э. - XI в н.э. заключают в себе богатые художественные традиции и обычаи, привнесенные в материальную культуру номадов посредством широких территориальных и историко-культурных контактов. На протяжении всего времени в костюме культурных общностей Южной Сибири и сопредельных регионов, сменявших друг друга, постоянно прослеживается влияние Китайских империй, которое непосредственно отразилось в материале (шелк), покрое, манере ношения одежды, способах ее украшения.

Изучение костюмного комплекса номадов указанных периодов позволило выделить категории костюма, а также провести классификационные построения головных уборов, одежды и обуви. Головные уборы относятся к первой категории костюма и включают башлыки, колпаки, капоры, шапочки, уборы-парики, уборы с жесткой основой и налобные повязки. Вторая категория - одежда - подразделяется на следующие виды. К плечевой одежде были отнесены шуба, кафтан, куртка, платье, плащ-накидка, рубаха, жилет. Поясная одежда состоит из юбки и штанов. К заключительной категории костюмного комплекса относится обувь, в которую входили сапоги, сапоги-чулки, «носки» и туфли. Характеристика костюма населения Южной Сибири и сопредельных территорий позволила установить, что в каждый из рассматриваемых периодов категории костюма имели ряд типичных для своего времени особенностей. Систематизация материала на основе классификационных построений с привлечением корпуса источников позволила осуществить детальный анализ выделенных типов головных уборов, одежды и обуви. Осуществленные реконструкции некоторых категорий костюма не являются заключительным этапом в изучении одеяний кочевников конца IX в. до н.э. -XI в. н.э. и в дальнейшем могут дополняться и совершенствоваться по мере накопления новых материалов с территории Южной Сибири и сопредельных регионов. Таким образом, проведенное исследование по костюмному ансамблю кочевников трех изучаемых периодов и его комплексный анализ показало, что головные уборы, одежда и обувь являются ценным информативным источником для изучения материальной и духовной культуры древнего и средневекового населения указанного региона.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных ВАК:

1. Усова, И.А. Изучение костюма народов Центральной Азии поздней древности и раннего средневековья / И.А. Усова // Известия Алтайского государственного университета. Серия «История. Политология». - 2010. - Вып. 4/1 (68/1). - С. 254-259 (0,8 пл.)

2. Усова, И.А. Методика изучения костюма по археологическим материалам: историографический аспект / И.А. Усова // Известия Алтайского государственного университета. Серия «История. Политология». -2011. -Вып. 4/1 (72/1). -С. 214-219 (0,6 п.л.).

3. Дашковский, П.К. Погребение пазырыкской культуры на могильнике Ханкаринский дол (Северо-Западный Алтай) / П.К. Дашковский, И.А. Усова // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2011. - №3 (47). - С. 78-84 (авт. вклад - 0,3 п.л.).

Статьи и тезисы:

4. Усова, И.А. Алгоритм изучения одежды кочевников Центральной Азии по археологическим, письменным и изобразительным источникам / И.А. Усова // Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий: мат. регион, конф. / Красноярский гос. пед. ун-т. - Красноярск, 2006. - Т. И. - С. 72-75 (0,3 пл.).

5. Усова, И.А. Нижние головные уборы у населения усть-эди-ганского этапа булан-кобинской культуры Алтая (по материалам памятника Яломан-II) / И.А. Усова //Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий: мат. регион, конф. / Новосиб. гос. ун-т, - Новосибирск, 2007. - С. 127-128 (0,3 п.л.).

6. Усова, И.А. Источники для реконструкции одежды населения «гунно-сарматского» и тюркского времени / И.А. Усова // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: мат. регион, конф. / Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2008. - Вып. 5. - С. 67-71 (0,2 п.л.).

7. Усова, И.А. Предварительная реконструкция верхних головных уборов кочевников пазырыкского времени (по материалам памятника Ханкаринский дол на Алтае) / И.А. Усова // Этнокультурная история Евразии: современные исследования и опыт реконструкций: мат. регион, конф. / Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2008. - С. 151-152 (0,2 пл.).

8. Усова, И.А. О верхних головных уборах населения пазырыкского времени (по материалам могильника Ханкаринский дол на Алтае) / И.А. Усова // Археология и этнография азиатской части России (новые материалы, гипотезы, проблемы и методы): мат. регион, конф. / Кемер. гос. ун-т. - Кемерово, 2009. - С. 151-152 (0,2 пл.).

9. Дашковский, П.К. Реконструкция женского головного убора из могильника пазырыкской культуры Ханкаринский дол / П.К Дашковский, И.А. Усова // Социогенез в Северной Азии: мат. всерос. конф. / Иркут. гос. тех. ун-т. - Иркутск, 2009. - С. 125-128 (авт. вклад - 0,2 пл.).

10. Дашковский, П.К. Изучение памятников Ханкаринский дол и Чинета-И в Северо-Западном Алтае / П.К. Дашковский, С.С. Тур, И.А. Усова // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая: мат. регион, конф. / Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2009. - Вып. XVII. -С. 205-210 (авт. вклад - 0,06 пл.).

11. Усова, И.А. Костюм древних и традиционных обществ в отечественных исследованиях: методы, подходы его изучения (историографический аспект) / И.А. Усова // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: мат. регион, конф. / Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2009. - Вып. 6. - С. 40-42 (0,2 пл.).

12. Усова, И.А. Элементы костюмного комплекса кочевников «гунно-сарматского» времени центрально-азиатского региона (по данным

комплексного анализа источников) / И. А. Усова // Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология: мат. регион, конф. / Иркуг. гос. ун-т. - Иркутск, 2010. - С. 280-282 (0,2 пл.).

13. Усова, И.А. Археологические источники для реконструкции женских головных уборов населения пазырыкской культуры Алтая / И.А. Усова // Культура как система в историческом контексте: Опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний: мат. меж-дунар. конф. / Том. гос. ун-т. - Томск, 2010. - С. 313-315 (0,6 п.л.).

14. Усова, И.А. Внешний облик номадов эпохи раннего железа Центральной Азии на предметах торевтики / И.А. Усова // Торевтика в древних и традиционных культурах Евразии: мат. всерос. конф. / Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2010. - С. 162-165 (0,3 пл.).

15. Дашковский, П.К. Семантика головных уборов «пазырыкцев» Алтая (по материалам могильника Ханкаринский дол) / П.К. Дашковский, И.А. Усова // Интеграция археологических и этнографических исследований: мат. меж. конф. / Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. - Казань, 2010. - С. 304-306 (авт. вклад - 0,3 пл.).

16. Дашковский, П.К. К вопросу о семантике головного убора из могильника пазырыкской культуры Ханкаринский дол (Алтай) / П.К. Дашковский, И.А. Усова // III Международный Северный археологический конгресс: тез. докладов меж. конф. / Институт истории и археологии УрО РАН. - Ханты-Мансийск; Екатеринбург, 2010. -С. 169-170 (авт. вклад-0,1 пл.).

17. Тишкин, A.A. «Оленные» камни как источник для реконструкции костюма населения Азии аржано-майэмирского времени (по материалам памятников Монгольского Алтая) / A.A. Тишкин, И.А. Усова // Сакская культура Сарыарки в контексте изучения этносоциокультурных процессов степной Евразии. / Институт археологии им А.Х. Маргула-на. - Караганды, 2011. - С. 158-164 (авт. вклад-0,2 пл.).

Подписано в печать. Печать офсетная. Бумага для множительных аппаратов Формат 60.90/16. Усл. печ. л. 1,0 Заказ № ¿.А. Тираж 100 экз. Бесплатно

Типография Алтайского государственного университета 656049, Барнаул, Димитрова, 66

 

Текст диссертации на тему "Костюм кочевников Южной Сибири и сопредельных территорий периода поздней древности и раннего средневековья"

61 12-7/584

ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

Усова Ирина Александровна

КОСТЮМ КОЧЕВНИКОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Специальность 07.00.06 - археология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор А.А. Тишкин

Барнаул -2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................................................3

Глава I. История изучения костюмного комплекса

народов Южной Сибири и сопредельных территорий

поздней древности и раннего средневековья.........................................11

1.1. Результаты изучения элементов костюма номадов аржано-майэмирского и пазырыкского времени.......................................11

1.2. Фиксация предметов костюма в погребальных памятниках хуннуско-сяньбийско-жужанского времени...............................................46

1.3. Костюм кочевых обществ тюркского времени

в работах XVIII в. - начала XXI в...............................................................58

Глава II. Характеристика костюма кочевников Южной Сибири поздней древности и раннего средневековья по археологическим, письменным и изобразительным материалам........................................71

2.1. Археологические и изобразительные материалы аржано-майэмирского времени....................................................................73

2.2. Внешний облик кочевников пазырыкского времени, фиксируемый в источниках..........................................................................79

2.3. Выявленное одеяние населения

хуннуско-сяньбийско-жужанского времени...............................................104

2.4. Отражение костюма тюркского времени в историко-культурных

памятниках и китайских хрониках..............................................................122

Глава III. Систематизация и представление костюмного комплекса населения Южной Сибири и сопредельных территорий

поздней древности и раннего средневековья.........................................134

3.1. Головные уборы......................................................................................138

3.2. Одежда.....................................................................................................156

3.3. Обувь........................................................................................................180

3.4. Особенности костюма кочевников конца IX в. до н.э. - XI в. н.э.....189

Заключение...................................................................................................193

Библиографический список......................................................................199

Список сокращений....................................................................................234

Приложение..................................................................................................235

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Костюм - один из наиболее важных элементов материальной культуры любого народа. Он может состоять из разных частей, определяющих внешний вид человека: головные уборы, верхняя и нижняя плечевая или поясная одежда, обувь, а также украшения и аксессуары. Исследователями также выделяются дополнительные составляющие костюма — макияж и татуировки [Давыдова, 2001, с. 117].

На протяжении многих тысячелетий одежда людей выполняла практические, эстетические, социальные и религиозные функции. Она издавна служила средством налаживания дипломатических и культурных контактов, а также являлась объектом торговли.

Превосходное мастерство в украшении предметов костюма роскошными орнаментами из войлока, кожи, бляхами из золотой фольги, вышивками из бусин, деревянными фигурками животных, разнообразными тканями было

V

отражено в искусстве кочевников аржано-майэмирского [Ощшюу, Ратг^ег, Ка§1ег, 2011], пазырыкского [Полосьмак, Баркова, 2005], хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени [Кубарев Г.В., 2005]. О внешнем виде номадов можно судить по нескольким группам имеющихся источников. Следует отметить, что во многих захоронениях предметы костюма не сохраняются, за исключением «замерзших» могил Алтая пазырыкского времени и погребений Синьцзяна, обнаруженных в местности с сухим климатом.

Эффективность воссоздания костюма зависит не только от разработанной методики изучения предмета, но и от сохранности текстиля, меха, войлока, шерсти и кожи как источника для реконструкции. Исследователями привлекаются сведения об обнаруженных в погребениях тканях, делаются попытки соотнесения деталей наряда с органическими материалами с учетом их расположения в могиле [Доде, 1995; Яценко, 2001, 2007; Дудкина, 2005; Тишкин, 2005; Алтынбеков, Алтынбекова, 2010; и мн. др.].

Обращение к обозначенной теме исследования обусловлено тем, что «археологический» костюм отличается самой слабой степенью изученности.

Наличие в большинстве древних и средневековых погребений лишь фрагментов меха, войлока, ткани, шерсти и кожи осложняет процесс реконструкции единого ансамбля.

Систематизация элементов костюмного комплекса номадов поздней древности и раннего средневековья по имеющимся источникам и создание на этой основе классификационных построений на сегодняшний день еще не проводились. В настоящее время в работах, посвященных комплексному изучению костюмного комплекса населения Южной Сибири и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья, в основном рассматриваются дополнительные аксессуары костюма. В исследованиях уделяется внимание головным (диадемы, серьги), шейным (гривны, бусы), поясным (наборные пояса) украшениям [Добжанский, 1990, 1991; Николаев, 2000; Кубарев Г.В., 2005; Трифанова, 2006; Шульга, 2007; 2008; Шульга, Уманский, Могильников, 2009; и др.]. Крупных специальных работ по теме нашего исследования практически нет, за исключением обобщающего исследования С.А. Яценко [2006] по одеянию кочевников иранского мира.

До сих пор не обобщен и не сведен воедино корпус материалов по истории костюма кочевников конца IX в. до н.э. - XI в. н.э., в которых содержатся сведения о находках одежды из погребений, а также письменные и изобразительные данные. Не выделены основные типы элементов рассматриваемого комплекса, характерные для аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени. Без наличия таких разработок невозможно создание целостной картины развития костюма у представителей разных культурных общностей во времени и пространстве.

Создание классификационной схемы для дальнейшего анализа головных уборов, одежды и обуви позволяет выявить их типологические особенности, а также изменения в покрое, декоре и материалах. Возникла необходимость междисциплинарного изучения костюма на основе всей совокупности имеющихся групп источников, а также демонстрации обнаруженных элементов костюмного

комплекса в исторической ретроспективе: от аржано-майэмирского до тюркского времени включительно.

Цель исследования. На имеющейся источниковой базе, которая включает археологические, письменные и изобразительные материалы, провести системный анализ костюмного комплекса кочевых обществ Южной Сибири и сопредельных территорий периода поздней древности и раннего средневековья. Для ее решения были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть историю выявления и изучения элементов головных уборов, одежды и обуви из археологических памятников аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени, а также дать оценку современного состояния и степени разработанности темы.

2. Представить совокупность археологических, письменных и изобразительных источников, в которых содержится информация по костюмному ансамблю древних и раннесредневековых номадов, и системно проанализировать эти материалы.

3. Дать полную характеристику всем конструктивным элементам костюма с применением унифицированного терминологического аппарата.

4. Классифицировать предметы костюмного комплекса населения Южной Сибири и сопредельных территорий аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени и показать динамику развития технологических особенностей создания головных уборов, одежды и обуви.

5. Обобщить имеющийся опыт реконструкции костюма номадов южносибирского региона и показать дальнейшие перспективы данной деятельности.

Объектом исследования в работе является костюм как важная часть материальной культуры скотоводов Южной Сибири и сопредельных регионов периода поздней древности и раннего средневековья.

Предметом исследования стали выявленные категории костюма (головные уборы, одежда, обувь) номадов аржано-майэмирского, пазырыкского,

хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени как историко-культурные источники.

Территориальные рамки исследования. В справочной литературе «Южная Сибирь» - это обширная область на юге Сибири, включающая Алтай, Западный и Восточный Саяны, Туву, Прибайкалье и Забайкалье; в ее состав также входят обширные межгорные котловины - Кузнецкая, Минусинская, Тувинская (Краткая Российская энциклопедия, 2003, с. 175; Большая географическая энциклопедия, 2007, с. 618). В качестве рассматриваемых сопредельных территорий выступают Казахстан, Монголия и Туркестан (Синьцзян).

Хронологические рамки работы охватывают аржано-майэмир-ское время (конец IX - 2-3-я четверть VI вв. до н.э.), пазырыкское (2-я половина У1-Ш вв. до н.э.), хуннуско-сяньбийско-жужанское (II в. до н.э. - 1-я половина V в. н.э.) и тюркское (2-я половина У-Х1 вв. н.э.) (Тишкин, 2006, с. 7; 2007, с. 236). Каждый из перечисленных периодов истории Южной Сибири и сопредельных регионов характеризуется определенными культурными изменениями в материальной, социальной, духовной и других сферах жизни номадов. Аржано-майэмирское время отмечено появлением на указанной территории «оленных» камней, которые служат важным источником для реконструкции костюма кочевого населения. В области материальной культуры пазырыкское время известно прежде всего развитием звериного стиля, изобразительные формы которого во всем многообразии присутствуют на одежде, предметах и украшениях. Хуннуско-сяньбийско-жужанское время было отмечено интенсивными завоевательными походам хунну, сяньби, а также культурным влиянием Ханьского Китая на кочевников Великой степи, что проявлялось в ношении одежды, декоративных изделиях и в других сферах. В тюркское время происходили культурные контакты с китайской империей Тан, выраженные в заимствовании некоторых деталей костюма.

Источниковая база исследования. Работа основана на широком круге привлекаемых сведений, основу которых составляют археологические

находки. Автором диссертации обобщены опубликованные вещественные материалы аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени, полученные при проведении раскопок на территории Алтая, Казахстана, Тувы, Монголии, Хакасии, Забайкалья и Туркестана (Синьцзяна). Часть данных выявлена в отчетах о полевых исследованиях, которые хранятся в архиве Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ (г. Барнаул). В результате оказалось, что в 87 погребальных объектах обнаружены элементы костюма в виде ткани, войлока, меха, шерсти, кожи с аппликациями и нашивными бляхами, а также целые костюмные комплексы, сохранившие свою структуру (из них пять зафиксированы в памятниках аржано-майэмирского времени, 35 - пазырыкского, 21 - хуннуско-сяньбийско-жужанского, 26 - тюркского). Для подлинной реконструкции рассматривались не только археологические материалы, но и привлекались дополнительные свидетельства.

Особую роль в этом играли письменные источники, которые содержат сведения по костюму древних и средневековых кочевых народов: для пазырыкского времени - «История» Геродота; для хуннуско-сяньбийско-жужанского - исторические тексты в переводах B.C. Таскина [Материалы..., 1968; 1973; 1984], для раннего средневековья - китайские хроники, переведенные Н.Я. Бичуриным [1998], Н.В. Кюнером [1961] и Лю Маоцаем [2002].

Изобразительные источники включают в себя каменные изваяния, петроглифы, настенную роспись, а также изображения на коврах. Это дает полезную информацию относительно особенностей костюма кочевых общностей Алтая и его предгорий, Тувы, Казахстана, Монголии, Хакасии, Забайкалья и Туркестана. Всего было учтено по аржано-майэмирскому времени 19 изобразительных источников, по пазырыкскому - 14, хуннуско-сяньбийско-жужанскому - 5, тюркскому - 43.

Все собранные для диссертации источники сведены в таблицы и представлены иллюстрациями, которые отражены в Приложении.

Методология и основные методы исследования. Методологической основой работы выступает системный подход, который позволяет рассмотреть категории костюма в качестве сложноорганизованных систем. Используемый метод «...ориентирует на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину» [Блауберг, 1997]. Он предполагает построение моделей систем и их свойств, а также их демонстрацию в динамике [Блауберг, Юдин, Садовский, 2001]. Обозначенный подход базируется на следующих стадиях системного археологического исследования: морфология, классификация, типология, реконструкция [Тиш-кин, Горбунова, 2004]. Его реализация способствовала выявлению закономерностей в процессе развития костюма кочевых общностей Южной Сибири. В данной работе важную роль играет классификация. Костюмный комплекс состоит из разных категорий, которые в свою очередь подразделяются на ряд мелких единиц, демонстрирующих специфику каждой вещи. В работе использовался термин «костюм», который включает головные уборы, одежду и обувь. В классификационных построениях автором диссертации задействованы базовые принципы и категориальный аппарат из разработок Г.А. Федорова-Давыдова [1966], A.A. Тишкина [1996], В.В. Горбунова [2003; 2006], A.A. Тишкина и Т.Г. Горбуновой [2004; 2005], а также научного коллектива под руководством Ю.Л. Щаповой [Осипов, Лихтер, 2004; Осипов, 2006; Морфология украшений, 2007; Кокорина, Лихтер, 2007].

В ходе исследований применялись такие общеисторические методы, как историко-генетический и историко-сравнительный. Суть первого состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, а использование второго открывает возможности для объяснения рассматриваемых фактов и раскрытия сущности изучаемых явлений [Ковальченко, 1987]. В основе реализации указанных методов лежит всестороннее описание отдельных категорий костюма народов аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-

жужанского и тюркского времени. При всестороннем рассмотрении костюмного ансамбля применялись специальные археологические методы, а также реализовывался комплексный подход.

Научная новизна. В результате проведенных исследований было впервые предпринято обобщение разнообразного материала для отражения развития отдельных категорий костюма населения Южной Сибири и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья. Проведена систематизация предметов костюма аржано-майэмирского, пазырыкского, хуннуско-сяньбийско-жужанского и тюркского времени, в результате чего выделены основные типы головных уборов, одежды и обуви кочевников. Расширены возможности реконструкции элементов костюма населения аржано-майэмирского времени по «оленным» камням. Анализу подверглись археологические, письменные и изобразительные материалы обозначенных периодов, что позволило установить различную степень информативности источников и реконструировать отдельные категории костюмных ансамблей аржано-майэмирского и пазырыкского времени (в частности, возможные виды одежды по «оленным» камням, убор-парик по материалам памятника Ханкаринский дол, капоры населения булан-кобинской культуры Алтая). Выяснено, что наиболее продуктивными источниками являются археологические и иконографические. Систематизация сведений позволила охарактеризовать одеяние древнего и раннесредневекового населения крупнейшей историко-культурной зоны Евразии. Создана основа для дальнейших специальных исследований по методике изучения предметов костюма и реконструкции головных уборов, одежды и обуви.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные выводы и обработанные данные могут быть использованы при реконструкции внешнего облика кочевников Южной Сибири конца IX в. до н.э. - XI в. н.э., создании музейных экспозиций, в экскурсионно-туристической деятельности. Предложенные разработки и приемы систематизации могут быть применены при подготовке обобщающих научных работ

по материальной культуре народов южно-сибирского региона раннего железного века и средневековья, при написании учебно-методических пособий для спецкурсов по костюму указанных периодов. Опубликованные статьи могут быть востребованы не только для учебного процесса, но и в виде познавательной информации для всех интересующихся историей костюма.

Исследование выполнено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры иннов