автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Краеведческое движение на Европейском Севере России в 1920-1930-е годы

  • Год: 0
  • Автор научной работы: Голов, Алексей Геннадьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Б.м.
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Краеведческое движение на Европейском Севере России в 1920-1930-е годы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Краеведческое движение на Европейском Севере России в 1920-1930-е годы"

08-5

1219

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

На правах рукописи

ГОЛОВ Алексей Геннадьевич

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ В 1920 - 1930-Е ГОДЫ ( ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ И МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание учёной степени кандидата исторических наук

Работа выполнена на кас1>ед}эе Отечественной истории Мурманского государственного педагогическогоуниверситета

Научный руководитель: довгор исторических наук, профессор Киелйв Алексей Алексеевич

Официальные оппоненгм: доггор исторических наук, профессор Мвис Юрий Александрович

кандидат исторических наук, доцент Пайков Александр Михайлович

Ведущая орга шпации: В^юнсжский государственный педагогический университет

Защит а состоится « » декабря 2008 года в « /у^» часов на заседай им диссертационного сонета ДМ 212261.08 при Тамбовском государственном

университете им. Г.Р, Державина по адресу: 392008, г. Тамбов, ум. Советская. 181 п, ауд. 221.

С диссертацией можно шнакомнться в научной библиотеки Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Автореферат разослан «^£ноября 2008 г.

Учёным секретарь диссертационного сонета кандидат исторических паук-.

лонент ■■-■'■ :).А. Мнцнопл

I

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современной России краеведение, как одна из форм культурного строительства пережирает свое возрождение. Это явление связано с общероссийским возрождением интереса к национальному духовному наследию и поискам «национальной идеи». Мы видим резко возросший ин терес к истории, культуре, традициям отдельных республик, краёв н областей, что свидетельствует о росте интереса к проблемам регионоведения и исторического краеведения. Проведение на местах различных научных, научно-практических конференций, семинаров, носящих имена известных краеведов, писателей, собирателей фольклора, издание различных журналов, альманахов и сборников являются этому наглядным подтверждением. Процесс этот приобрел значительный масштаб. Анализ современного состояния и перспектив отечественного краеведения требует обращения к истории его развития. И здесь на первый план выходит эпоха 1920- 1930-х гг.

В 20 - 30-х гг. XX века в нашей стране происходил мощный подъём краеведения. Оно переживало расцвет, не сравнимый с каким-то другим временем. Этот период «...можно назвать «золотым десятилетием» развития нашего краеведения - его признавали тогда «.массовым научно-культурным достижением» »', оно «...было возведено в ранг государственной политики».2

Краеведы занимались тогда изучением социально-экономических, географо-климатических и, в меньшей степени, культурно-исторических особенностей той или иной местности.

Исследовать работу этих организаций, определить, как можно более полно, взаимоотношения представителей краеведческого движения с органами государственной власти, чрезвычайно важная задача.

Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что в предыдущих научных работах, касающихся краеведения того периода, основное внимание уделялось предметной деятельности краеведческих организаций, ее культурному значению, сложностям жизненного пути отдельных краеведов. Комплексного же подхода к главному аспекту существования краеведческих организаций 1920 - 1930-х гг. - организации краеведческой работы и, в этой связи, к взаимоотношениям краеведов и властных органов не было.

Не менее важное значение приобретает и проблема эволюции политики власти по отношению к краеведческому движению в 1920 - 1930-е гг. При таком взгляде на проблему, станет возможным ответ на вопрос - насколько становление и эволюция краеведческих организаций были обусловлена проводимой властью политикой и в какой степени являлись развитием внутренних потенций самого краеведческого движения.

В качестве объекта исследования нами выбрано краеведческое движение в Карелии и на Мурмане. Краеведческое движение имело здесь различную историю: в одном ещё с дореволюционной поры (Карелия), во втором, недавнюю, оформившуюся только в период Советской власти (Мурман).

В сопоставлении краеведческой традиции Карелии и Мурмана следует учитывать как те черты, которые роднили их между собой, так и серьезные различия в деле краеведческой работы. Дело в том, что, начиная с 1920-х гг., Карелия и Мурман в официальных документах воспринимаются как единый регион. Совсем неслучайно в ту пору в ходу было определение Карело-Мурманский край. Новая власть связывала с этим краем, особенно в эпоху НЭПа, большие надежды - освоение богатых природных ресурсов, проведение активной колонизационной политики и т.п.

Обращаясь к той стороне проблемы, с которой связаны различия двух краеведческих традиций, заметим следующее: материал двух регионов дает небезынтересный материал для сопоставлений. И в самом деле, Карелия с богатой краеведческой традицией, берущей свое начало в идеях Русского Просвещения конца XVIII века, и Мурман, для которого краеведение стало новой формой общественной и научной деятельности, только лишь начиная с 1920-х гг., в условиях Советской власти должны были под руководством правящей партии, вырабатывать схожие подходы к изучению культурных и природных богатств своей земли.

Думаем, что все вышеперечисленные аспекты, делают заявленную тему диссертационного исследования актуальной и востребованной в современном краеведческом и историческом знании.

Степень изученности темы. На сегодняшний день в науке существует определенный интерес к деятельности краеведов и краеведческих организаций пред- и послереволюционного периода, о чем свидетельствуют и диссертационные работы, вышедшие в недавнее время.

В советской историографии феномен краеведения 1920-х и краеведческой активности 1930-х гг. практически не отражен, возможно, это связано с тем, что некоторые краеведы пострадали в годы рспрес-

1 Шмидт С.О. «Краеведение - дело, значение которого не может бить преувеличено» // Памятники Отечества Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - 1980, - (19). - С. 14

' Михайлова Е.Р Деятельность Мурманской государственной областноП универсальной научмоП библиотеки в контексте исторического краеведения Кольского Сеоера И Ушакоаские чттмия: Ma-repviaabi ' научно-практическоП межрегиональной краеведческоП конференции памяти профессора И Ф Ушакова 20 марта 2004 тола. - Мурманск, 2004. - С 232

' Ремизов a.b. Краеведческое движение в Омском Прииртышье (1930 - 1960-е гг.). Дисс. ...k ii.ii. Омск, 1998; Рюмина Т.Д. Эволюция краеведения » России а конце XIX - XX веке: На материалах Москвы. Дисс ..д.н.н. М.. 1999. Кабанов К.А. Краеведческое движение в Западно!! Сибири (1917 - 1930-е гг.). Дисс ..к.н.н Томск, 1999; Тамбовцева H.H. Историческое краеведение в Нижегородской губернии 20-х гг XX в. Дисс. . к.н.н. Н.Новгород. 2003, Скнданов Н Е. Краеведческое движение 1920-х гг. в Саратовско11 губернии как паление общественной и научной жизни региона. Дисс... к-к.н. Саратов, 2004.

сий, и исследования, связанные с их жизнью и деятельностью, не приветствовались идеологическим руководством в исторической науке.

Публикации, в которых встречаются упоминания о краеведах и краеведческих организациях 1920 -1930-х гг., были посвящены, в основном, проблеме культурной революции и культурного строительства в два первых десятилетия Советской власти.

В масштабах России, изучением краеведения той эпохи занимались и продолжают заниматься С.О. Шмидт и С.Б. Филимонов.

В общих чертах схема развития краеведения в нашей стране в этот период предлагается в трудах С.О. Шмидта следующим образом: период с 1917 г. до рубежа 1920 - 1930-х гг. является «золотым десятилетием» в истории советского краеведения. В этот период наличествует преемственность в развитии дореволюционной и послереволюционной краеведческой традиции России. По словам историка, многие деятельные и образованные интеллигенты, потеряв прежние занятия и образ жизни, именно в краеведении находили применение своим способностям, знаниям и культурным навыкам. Еще одной причиной ухода ученых из академической науки в краеведение стали голод и бытовое неустройство жизни в университетских городах. Это приводило к тому, что многие интеллигенты переменили место жительства на провинциальные городки и даже сельскую местность, включились в работу местных краеведов, обогащая ее своими знаниями и методическим опытом.4

Отметим, что выдвигаемые С.О. Шмидтом факторы формирования краеведческого движения в новых условиях, более применимы для центральных регионов, чем для страны в целом. Это побуждает нас более подробно остановиться на вопросе формирования краеведческих организаций на Европейском Севере России.

С конца 1920-х гг., обнаруживается стремление власти поставить краеведческие организации и краеведческую работу под жесткий идеологический контроль. Руководить краеведением стали лица, имевшие в основном опыт партийной и аппаратной работы. Тем не менее, губительными для советского краеведения стали репрессии рубежа 1920 - 1930-х гг. против интеллигенции, в том числе и гуманитарной. В результате репрессивной политики «...в 1929 - 1930-х годах, ...многие краеведы были арестованы, другие отстранены от любимой ими деятельности...».5 По выражению С.О. Шмидта, для краеведов - «Тридцать седьмой год начался... в двадцать девятом».'

Причины репрессивной политики власти по отношению к краеведению С.О. Шмидт связывает с тем, что краеведческие организации были носителями демократических традиций, берущих свое начало еще в земском движении предреволюционного периода. В условиях складывающегося тоталитарного общества подобные традиции становились ненужными и опасными для власти.'

Таким образом, взгляд С.О. Шмидта на историю краеведения 1920 - 1930-х гг., содержит в себе две взаимосвязаные позиции: во-первых, краеведение в СССР являлось продолжением традиций дореволюционной поры, являясь по сути демократичным общественным движением; во-вторых, прекращение краеведческой традиции в Советском Союзе на рубеже 1920 - 1930-х гг. во многом было вызвано репрессивной политикой власти по отношению к науке и ко всем формам проявления самостоятельного научного творчества.

Начиная с 1950-х гг., появляются немногочисленные печатные работы, касающиеся краеведения 1920 - 1930-х гг. в Карелии. Так, в работе Е.С. Гардина отмечаются основные этапы формирования Общества изучения Карелии и состав его участников. Ряд оценок в этой работе, носят идеологизированный характер, не подкрепляясь фактами. В частности, автор пишет о том, что «Общество по изучению Карелии вело свою работу в отрыве от задач хозяйственного и культурного строительства республики и по существу, не занималось исследованием ее истории и культуры».8

Первое по настоящему серьезное исследование о краеведении в Карелии, является выявленная нами дипломная работа студентки Петрозаводского университета Е.В. Греховой «Краеведение в Карелии в 30-х годах» (эта работа в рукописном виде хранится в Национальной библиотеке Республики Карелия в Петрозаводске).

К настоящему времени работа эта морально устарела, но ценна тем, что автор привлек многочисленные архивные документы, попытался проанализировать историю краеведческого движения в Карелин, начиная с Общества изучения Олонецкой губернии, до краеведческих организаций Карелии 1930-х гг. В итоге автор приходит к выводу, что ко второй половине 1930-х гг. краеведческое движение на этой территории прекращает своё существование.

А Шмидт С.О. Краеведение в научной н общественно!! жнзнн России 192Ü-X годов // Путь историка: Избранные труди по источниковедению и историографии. - М., 1997. - С. 157-158 ' Tau же -C.I64

4 Лсксин Ю. Первый перелом Н Знание - енлн. - 1988.-Уу II. - С 72-75, Шмидт С О «Краеведение - дело, значение которого не \сжет

быть преувеличено» // Памятники Отечества. Альманах ВссросснПского общества охраны памятников нешрни н культуры. Посвяшает-

ся проблемам краеведения - 1989. -Кч 1(19). - С. 16 и др.

' Шмидт С.О. Краеведение в научноп и общественной жизни России 1920-х годов // Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии - М., 1997. - С.165

1 Гардин Е С. Советская Карелия в годы восстановительного периода(1921 - 1925 гг.) - Петрозаводск, 1955 -С. 122

На протяжении нескольких последующих десятилетий в Карелии не появляется специальных работ, посвящёнкых краеведению 1920 - 1930-х гг. Достойными упоминания являются монографии А.И. Афанасьевой, на страницах которых имеются сведения об интересующих нас краеведах и краеведческих структурах', а также работа C.B. Григорьева10, в своё время члена Общества изучения Карелии.

Новые работы по карельскому краеведению стали появляться с конца 1980-х гг.

Здесь необходимо выделить публикации Ю.А. Савватеева о крупных карельских учёных-краеведах 1930-х гг. С.А. Макарьеве и H.H. Виноградове, статьи в научных сборниках", а также небольшие отрывки на интересующую нас тему в крупных академических работах.12

Во всех рассматриваемых и последующих сочинениях не формулируется проблема о причинах ликвидации краеведческих организаций Карелии. Безусловно, это обстоятельство делает рассматриваемый вопрос крайне актуальным для последующего изучения.

При этом хотелось бы отметить, что в поле зрения петрозаводских историков преимущественно попадают вопросы, связанные с предметной деятельностью краеведов, в то время как проблема взаимоотношений краеведческих организаций и краеведческого движения с властью остаётся пне поля зрения этих учёных.

Касаясь работ, посвяшённых мурманским краеведам и краеведческим организациям Кольского полуострова, можно сказать, что первые работы появились только в 1970-е гг. Первым автором, который открыл для читателей краеведение ¡920 - 1930-х гг., стал A.A. Киселёв. В 1975 г. им была опубликована статья об одном из организаторов Общества изучения Мурманского края, замечательном учёном В.К. Алымове.11 Впоследствии A.A. Киселёв не раз обращался к личности этого краеведа, не обошёл он вниманием и печальную судьбу Алымова.

Киселёв занимается исследованием судеб и творческого наследия и других известных мурманских учёных-краеведов 1920 - 1930-х гг.: Г.А. Клюге, Г.М. Крепса, И.Г. Эйхфельда'4, а также, в целом, краепед-ческим движением того времени.15 Краеведение 1920 - 1930-х гг. затронуто и в монографиях A.A. Киселёва."

Краеведческое движение на Кольском полуострове исследовали также С.П. Мартюшова" и В.В. Со-рокажердьев." Некоторые сведения о краеведах Кольского Севера имеются в составленном В.В. Сорока-жердьевым указателе литературы."

Основным недостатком работ всех вышеперечисленных авторов, является отсутствие комплексного подхода к изучению темы, главный упор делается на изучение личностей и предметной деятельности отдельных краеведов, изучение же истории развития краеведческих организаций в свете решений центральных и местных органов власти, отсутствует.

Отметим, что мурманские исследователи, подобно петрозаводским, также основное внимание уделяют вопросам научной деятельности и судьбам отдельных краеведов, но всестороннего комплексного анализа развития краеведения на Мурмане в их работах не встречается.

Источники. Основную источниковую базу составляют архивные документы, хранящиеся в архивах Петрозаводска и Мурманска, которые, так или иначе, касаются краеведческой деятельности в изучаемый период (1920 - 1930 гг.) в Карелии и на Кольском Севере. Это Национальный архив Республики Карелия (НА PK), Карельский государственный архив новейшей истории (КГАНИ), Государственный архив Мурманской области (ГАМО). В этих архивах выделены следующие группы источников: постановления об организации краеведческого движения, протоколы заседаний советских и партийных органов по поводу создания краеведческих организаций, уставы краеведческих обществ.

Отдельно следует выделить материалы фонда 996 ГАМО (фонд A.A. Киселёва). Здесь самое ценное - переписка с современниками тех событий: письмо О.И. Семёнова-Тяньшанского об основателе Лапландского заповедника, ботанике Г.М. Крепсе, письмо З.Е. Чернякова, в котором говорится о событиях в жизни Я.А. Комшнлова.

Сведения о карельском краеведении 1930-х гг. даёт фонд 1 научного архива Карельского научного центра РАН. Он имеет два названия: первое «Карельский научно-исследовательский институт (КНИИ). 1931

* Афанасьева А Н. ВеликиП Октябрь и становлениесоястскоп культуры в Карелии: 1918 - 1927. - Петрозаводск, 1983 -С. 169-170. 205, 213. Она же Культурные преобразования в соа<ггскоП Карелии, 1923- 1940. - Петрозаводск, 1989 -С. 168,172-173, 223-224

10 Григорьев С.В Биографический словарь Естествознание н техника в Карелии - Петрозаводск, 1973. - 269 с.

11 Жербнн Д С Основные итоги изучения истории дореволюционно!! Карелин Н Историография дореволюционен Карелии Итоги и перспективы изучения - Петрозаводск, 1988 - С 5-7, Савватеев Ю А. Полузабытое имя (К ЮО-.тетню со дня рождения С А Макарье-ва) // Вестник Карельского краеведческого музея Сборник научных трудов. Выпуск 3. - Петрозаводск, 1995. - С.3-18 и др.

История Карелин с древнсПшнх времен до наших дне(1. - Петрозаводск. 2001. - С 571-572; Петрозаводск. Хроника трех столетии. 1703 - 2003 - Петрозаводск, 2002 - С.268-269. Академическая наука в Карелии: 1946 - 2006: в 2 т. Т. I. - М„ 2006. - С. 19 " Киселев А.Л Счастье быть пионерами // Полярная правда. - 1975. - 14 января

u Киселев А А Один из первых Героев Труда .7 Полярная правда. - 1976. - 1 июля, Киселев Л.Л Так начинался заповедник // Полярная правда - 1976 - 23 ноября; Киселев A.A. Эстония и Мурман: связь времен и июдеП // Полярная правда. - 1988 - 14 февраля и лр. " Киселев А А У истоков краеведения.'/ Полярная правда - 1976. - 18 марта и др

'•Киселев А А Годнее Заполярье Очерки истории мурманском области (1917 - 1972). - Мурманск, 1974 -С 147, 159, 214,495 и др " МарпошоваС П Общество краеведения на Мурмане //Живая Арктика. Век краеведения на Мурмане. - 1999 -.Vs 3-4 - С 4-6 и лр " Сорокажсрдьса В В Алымов и Комитет Севера .7 Наука н бнтнсс на Мурмане: В К Алымов - краевед Мурмана. - 2004. - 2 -С 12-16 н др

Исследователи Кольского полуострова Указатель литературы - Мурманск. 1979 - С 15-19, 43-14, 48,91-94

- 1936 г.г.», второе - «Научно-исследовательский институт культуры КАССР (НИИК). 1937 - 1940 г.г.». Разница в названиях научного учреждения связана с тем, что постановлением Совнаркома Карелии в 1937 г. институт был реорганизован.20

В качестве структурного подразделения в КНИИ входило Карельское Бюро Краеведения, преобразованное в начале 1935 г. (Протокол № 175/1 Заседания Президиума Центрального Исполнительного Комитета АКССР от 1-го января 1935 года21) в Общество изучения Карелии. К сожалению, документы, связанные с деятельностью КБК дошли до нас далеко не полностью.

Практически не исследованные материалы, представляющие большую ценность по истории мурманского краеведения 1920 - 1930-х гг., хранятся в фондах Мурманского областного краеведческого музея.

Весьма ценный документ был обнаружен в фонде А 2307 Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) - «Тезисы доклада нацсекции на пленуме центрального бюро краеведения «Краеведение в национальных районах» »2!, из которого ясно, что на начало 1931 г. Общество изучения Карелии продолжало существовать, что противоречит данным других источников.

Большую информацию дают опубликованные источники. Их можно разделить на несколько групп. Во-первых, материалы центральных краеведческих органов того времени. Это публикации в журналах «Краеведение» (1923 - 1929), «Известия Центрального Бюро Краеведения» (1925 - 1929), «Советское краепедеиие» (1930 - 1936). Здесь наше внимание привлекают статьи, в которых отражена эволюция государственной политики в отношении краеведческого движения и статьи, связанные с краеведением в Карельской АССР и на Кольском полуострове.

Во-вторых, это региональная пресса, прежде всего журнал «Карело-Мурманский край». Он выходил о 1923 - 1937 гг. и содержит весьма большое количество информации о деятельности местных краеведческих организаций и отчётов с общесоюзных и региональных краеведческих конференций.

Важные с ведения можно найти а газетах «Красная Карелия» (Петрозаводск) и «Полярная правда» (Мурманск), где местные деятели краеведения публиковали статьи и заметки на актуальные для них темы. Это своеобразный взгляд на проблем) «снизу».

В-третьих, это дореволюционные краеведческие издания: «Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера» (1908 - 1919) и «Известия Общества изучения Олонецкой губернии» (1913 - 1917)-печатные органы, соотнетственно Архангельского Общества изучения Русского Севера и Общества изучения Олонецкой губернии.

Большую помощь исследователю могут оказать воспоминания современников событий. Мемуары, ценны тем, что в них есть те детали, которые никак не могли попасть в другие источники, передающие дух эпохи личные характеристики.

Это, прежде всего, мемуары A.M. Лииевского", который впервые оказался в Карелии в 1926 г. и был лично знаком со многими деятелями и ОИК и КБК. В 1929 - 1930 гг. он занимался организацией краеведения в республике. Далее воспоминания двух членов ОИК: статья И.А. Шифа24 и справочник C.B. Григорье-uuJS, которые, строго говоря, не носят мемуарного характера, но основаны отчасти на личных впечатлениях.

По мурманскому краеведению удалось обнаружить лить одну опубликованную работу, в основу которой автор положил свои воспоминания - это книга крупного этнографа В.В. Чарнолуского.24

Из неопубликованных воспоминаний представляют особый интерес хранящиеся в Мурманском областном краеведческом музее рукописи первого директора МОКМ М.Н. Михайлова.27

Отдельную группу источников составляют разного рода методические разработки2", отчёты о научных экспедициях2®, сборники статистического характера, которые издавались ЦБК в 1920-е гг.30, а также статистические сборники, изданные в Карелии.11

Объектом исследования выступают краеведческие организации и отчасти персоналии краеведов Карелии и Кольского Севера 1920 - 1930-х гг., в сфере их взаимоотношений с органами государственной власти.

Предметом исследования являются этапы государственной политики в отношении краеведческого движения п 20 - 30-х гг. XX века в Карелии и па Кольском Севере.

10 Научло-исследояптсльскнй мнспттут культуры // Красная Карелия. - 1037. - 16 января " НА РК. - Ф 689. - Он. 15. - Д.4/10. - Л.324

"ГАРФ. Ф Л 2307 - Оп 17 - Д 98 - ЛЛ.24-24а

" ЛнневскнП А М Страницы минувшего //Север - 1987. -Ks4.-C.62-9! [77-83 - по карельскому краеведению). 14 Шиф И.Л О краеведческоП работе а республике// На рубеже. - 1948,- № 5- С.67-70

" Григорьев С В. Биографический словарь. Естествознание и техника в Карелин. - Петрозаводск, 1973. - С 56, 83, 90, 123, 132. 184-185, 223

" ЧарнолускнП В.В. В краю Летучего камин Записки этнографа. - М-, 1972. - С.4, 8, 150 " Из 1|юмдов МОКМ - НО 4170 /1. НВ 4170 / 2. НВ 4170 / 3

11 Левин НА. Как вести фенологические наблюдения. Серия Методической Краеведческой Литературы Вып. I. - Петрозаводск, 1938 -13 с и др

" Золотарев Д.А. Лопарская экспедиция (11/1- 11/У 1927-го года). - Л., 1927.-50 с. и лр.

й Краевсдные учреждения СССР. Список обществ н кружков по изучению местного края, музеев н других краеведных организации -Л., 1925 - 136 с. и др.

"Весь Петрозаводск. Справочная книга г. Петрозаводска на 1923 год с приложением плана города. - Петрозаводск, 1923 - 82 с. и др

Целью исследования является рассмотрение эволюции отношений государства и краеведения в 1920 - 1930-е гг., выявление взаимоотношений органов власти, краеведческих организаций и краеведов в Карелии и на Мурмане. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить содержание понятий «краеведение» и «краеведческое движение» в общественном сознании в 1920 - 1930-е гг.;

- провести компаративный анализ деятельности дореволюционных краеведческих организаций Европейского Севера России (АОИРС и ОИОГ) и краеведческих обществ 1920-х гг. (ОИК и ОИМК);

- определить факторы, влиявшие на формирование политики Советского государства в отношении краеведческого движения о 1920 - 1930-е гг.;

- выявить региональные особенности краеведческих обществ Карелии и Мурмана 1920-х гг., установить причины их стагнации и ликвидации;

- выяснить специфику научной и общественной работы карельских и мурманских краеведов 1930-х гг., а также степень влияния на прекращение краеведческого движения репрессий конца 1930-х гг.

Хронологические рамки работы охватывают период 1920 - 1930-х гг., когда формируется и проходит некоторый период своего развития краеведческое движение в целом в СССР, как и краеведческое движение на Севере России. При этом нельзя забывать, что краеведение и краеведческое движение не были новообразованием, а явились в определенной степени продолжением дореволюционной традиции изучения края.

Территориальные рамкн исследования охватывают Карелию и Кольский полуостров. Этот регион, о чем уже говорилось выше, воспринимался в первое десятилетие Советской власти как единый, чье заселение и оспоение должно было стать перспективным в деле развития различных отраслей экономики Карело-Мурманского края.

Методологические и теоретические основы исследования. В основу исследования был положен системный подход, в соответствии с которым краеведческое движение рассматривалось как часть более крупной системы общественной мысли 1920 - 1930-х гг., а также другие общенаучные методы (историзм, анализ и синтез, дедукция и индукция) и методы специально-исторические (историко-генетнческиЯ, истори-ко-сравнительны й).

Теоретические основы исследования состоят в том, что предпринято комплексное историческое изучение эволюции взаимоотношений органов государственной власти с краеведческими организациями и отдельными краеведами Карелии и Мурмана в 20 - 30-е гг. XX века, выделены этапы этого процесса.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что предпринято комплексное историческое изучение эволюции взаимоотношений органов государственной власти с краеведческими организациями и отдельными краеведами в 20-30-е гг. XX века, выделены этапы этого процесса.

Введены в исторический оборот новые и малоизученные материалы, которые очень существенно дополняют, а в некоторых случаях изменяют представления о краеведении в Карелии и на Кольском полуострове (отчасти и в России в целом) в 1920 - 1930-е гг., сложившиеся за последние десятилетия в исторической науке.

В отличие от принятой в отечественной историографии точки зрения, автор не считает, что ликвидация краеведения, как общественного движения, в нашей стране в конце 1930-х гг., была одним из проявлений становления «культа личности И.В. Сталина» и политики массовых репрессий.

Основные положения, выносимые на защиту:

- В дореволюционный период краеведение в массовом сознании воспринимается как часть академической науки, оно направлено на всестороннее изучение края. Архангельское Общество изучения Русского Севера было более ориентировано на изучение различных аспектов хозяйственной жизни, а Общество изучения Олонецкой губернии на изучение истории и культуры Олонии. В годы Первой мировой войны оба общества ощущают, что в их работе необходимы серьезные изменения. Перестройке работы обществ мешают революция и Гражданская война.

- В 1920-е гг. краеведение также воспринималось как академическая наука, оно по-прежнему занималось всесторонним изучением края. В Карелии в 1923 г. было создано Общество изучения Карелин, которое современники воспринимали, как преемника ОИОГ. ОИК окончательно прекратило свое существование в 1931 г. На территории Мурманской губернии Общество изучения Мурманского края возникло в 1926 г. Мы не можем считать его продолжателем дел АОИРС - ни по персональному составу, ни по направлениям деятельности. Прекратило свой существование ОИМК также в 1931 г.

- С III Всесоюзной краеведческой конференции (1927), краеведение начинает становиться «советским», главное отличие которого от прежнего «буржуазного» заключается в стремлении к массовости и участии краеведов в «социалистическом строительстве». В Карелин с 1931 г. существует КНИИ, одним из направлений работы которого является краеведение. Под его эгидой действует Карельское Бюро Краеведения, с 1935 г. оно преобразуется в «Общество изучения Карелии». Но даже в рамках этих бюрократизированных структур продолжается живая работа, направленная на реальное изучение своего края. Организованное краеведение в Карелии было ликвидировано в 1937 г. В Мурманском округе Ленинградской области в 1931 - 1934 гг. краеведческих организаций нет. Связанно это с тем, что в Мурманске отсутствовал региональный научный центр, а Ленинградское областное бюро краеведения инициативы не проявляло. Лишь в 1934 г. было создано Мурманское Окружное Бюро Краеведения, которое в 1936 г. было преобразовано в Мурман-

ское Окружное Отделение Общества изучения Ленинградской Области. Несмотря на это реальная краеведческая работа продолжается: проводятся исследования, печатаются статьи. Заметим, что в Хибиногорске (Кировске) существовала краеведческая организация, сведения о которой попали в центральный журнал «Советское краеведение». Краеведческое движение было ликвидировано в Мурманском округе также в 1937 г.

- Прямая связь между репрессиями конца 1930-х гг. и ликвидацией краеведения не прослеживается и является опосредованной.

Научно-практическая значимость исследонання заключается в возможности использования материалов исследования при преподавании Отечественной истории, при чтении лекционных курсов и спецкурсов по краеведению, при организации краеведческой деятельности в масштабах региона, а также для дальнейших научных разработок.

Апробации результатов исследования. Основные положения данной работы были опубликованы в сборниках научных статей, озвучены на заседаниях кафедры Отечественной истории Мурманского государственного педагогического университета и на методологических семинарах для студентов, аспирантов и соискателей при той же кафедре.

Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из трех глав, введения и заключения, списка источников и литературы, приложений. В каждой главе рассматриваются особенности краеведческого движения в свете решений органов государственной власти соответственно в предреволюционный период, в период 1920-х и в период 1930-х гг.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность темы исследования; определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, методологическая основа работы; определены хронологические и территориальные рамки; дан историографический и источниковедческий обзор по теме, указаны новизна и научно-практическая значимость исследования.

Первая глава - «Краеведческие традиции на Европейском Севере России до 1917 года» посвящена предыстории возникновения крупных краеведческих организаций Карелии и Мурмана в 1920-е гг. Речь в ней идет о таких родиноведческих (краеведческих) организациях, как Архангельское Общество изучения Русского Севера (АОИРС) и Общество изучения Олонецкой губернии (ОИОГ). Несмотря на то, что архангельское краеведение 1920 - 1930-х гг. не составляет предмет нашего изучения, оговоримся, что несколько членов АОИРС проживало на территории Кольского полуострова - Александровского уезда Архангельской губернии.

В первая параграфе разъясняется смысл, который вкладывался в понятия краеведение и краеведческое движение в России в начале XX века и в промежуток между двумя мировыми войнами. В наше время под краеведением подразумевается в первую очередь, т.н. историческое краеведение, ставящее перед собой изучение на локальном уровне особенностей культуры, быта, истории того или иного региона страны. Уже одно это побуждает попытаться подробно выяснить, когда в русском языке появилось слово «краеведение», при этом мы не избежим краткого обзора истории краеведения в России.

Краеведение, находясь на стыке самых разных естественнонаучных и гуманитарных специальностей, долгое время существовало в качестве нерасчлененной научной дисциплины, включавшей в себя различные отрасли знаний: этнографию, биологию, географию и т.д. Формирование краеведения как общественного движения, активизация краеведческой активности наступили после Первой русской революции, когда представители интеллигенции н чиновничества стали повсеместно создавать общества по изучению тех губерний Российской империи, где они жили и работали. Но понятие «краеведение» впервые появляется в «Академическом словаре русского языка» (1916 г.) и трактуется как «совокупность знаний об отдельных местностях страны, всесторонне изучение отдельных частей страны, преимущественно силами местного населения». Таким образом, уже тогда главное отличие краеведения от академической науки усматривали в том, что «изучение отдельных частей страны» осуществляется «силами местного населения». Следовательно, краеведение - прежде всего общественная инициатива, общественное движение, а не наука, хотя краеведы, безусловно, в своей деятельности пользуются и научными методами.

Краеведческие (роднноведческие) общества просуществовали до революции н Гражданской войны, исчезли они потому, что не вписались в новые социальные реалии.

Пик расцвета краеведения в нашей стране произошел уже после окончания Гражданской войны и пришелся на 1920-е гг. 1< 1927 г. существовало 1765 краеведческих обществ, 560 музеев, 64 краеведческие исследовательские станции."

Дискуссии по поводу того, чем должно быть краеведение в России развернулись с 1924 г. (со II Всесоюзной краеведческой конференции). «Советские краеведы» должны были заниматься не просто изучением своего края, а участвовать в его социалистическом переустройстве, в классовой борьбе.

" Ма-пшшш Г.Н. Историческое краеведение: Учебное пособие для сту,а;|гтов педагогических институтов по специальности ,N¡2108 «История». - М., 1987. -С.44

Краеведение постепенно становится идеологизированным, бюрократическим явлением, общественная деятельность подменяется деятельностью политической.

Между тем, краеведение вообще, в том числе и 1920 - 1930-х гг. это, по определению, именно общественное движение, инициатива людей, занимающихся научным исследованием своего края на добровольных началах. При этом необходимо помнить о двух серьёзных моментах. Первое: отличать деятельность краеведческих организаций от деятельности научных экспедиций, организованных различными государственными органами на территории того же края. Даже, несмотря на то, что деятельность краеведов и научных экспедиций иногда смыкается (выражается это в совместных исследованиях, опубликовании результатов научных экспедиций в местных краеведческих изданиях, помощи, которую оказывают краеведы ученым в предоставлении информации, помещений, проводников, транспорта), надо вей-таки четко отличать научных работников, которые приехали в регион с какой-то конкретной, узкопрофессиональной целью и краеведов, которые здесь постоянно проживают.

Второй: отличать деятельность краеведов от деятельности нсторико-партийных архивных комиссий (истпарткомисснй, истпартов), которые создавались с целью изучения истории революционной борьбы трудящихся и революции. Истпарты - это не общественные, » государственные органы, их главная цель - не наука, а пропаганда, во главе каждого местного нстпарта стоял не известный деятель науки или культуры, а крупный партийный функционер.

Таким образом, специфика восприятия краеведения в интересующий нас период заключается в том, что тогда перед ним ставилась задача всестороннего изучения какой-то местности, а не только ей прошлого. Следует также (хотя, применительно к 1930-м гг. зачастую формально) воспринимать краеведение как общественное движение, в котором были задействованы достаточно широкие слон населения.

Во втором параграфе анализируется вопрос о том, что представляло собой краеведение на Европейском Севере России накануне революции 1917 г.

Вопрос, кто занимался краеведением во второй половине XVIII века, важен, особенно применительно к северным губерниям Российской империи. В Архангельской губернии, к примеру, из-за климатических условий отсутствовало пахотное земледелие, отсюда малое количество представителей дворянского сословия, а именно они - дворяне, составляли основу краеведческого движения того времени в центральных регионах страны. Они же были и основными носителями новой «просвещенческой» идеологии, ибо труды французских философов-просветителей в те годы на русском языке не издавались, а, следовательно, подавляющему большинству населения были незнакомы. Дворяне на Севере - это военные и статские служилые люди, отчасти - ссыльные. Находятся они здесь временно, до перевода к новому месту службы или до выхода в отставку, следовательно, они не могут стать главной движущей силой краеведческих исследований.

Жизнь поморов была тесно связана с морем: в основном они занимались добычей рыбы и морского зверя, морской торговлей. Высокая мобильность населения, смелость и предприимчивость, знакомство с порядками в европейских странах, отсутствие крепостного права формировали своеобразный социально-экономический и культурный базис для развития именно «недворянского краеведения».

Тот факт, что первое краеведческое общество на Европейском Севере России - «Общество для исторических исследований», которое возникло в 1759 г., возглавили представители «третьего сословия», купцы В.В. Крестинин и А.И. Фомин, это подтверждает. Хотя общество просуществовало менее десяти лет, оно пробудило у части жителей Архангельской губернии интерес к своему краю, дало толчок к дальнейшим индивидуальным научно-краеведческим изысканиям.

Новый качественный этап в развитии краеведения на Европейском Севере России наступил после либеральных реформ, связанных с событиями Первой русской революции, когда стали появляться организации, которые объединяли всех тех, кто, так или иначе, стремился принять посильное участие в изучении родных мест. В 1908 г. появляется первая подобная организаш« - АОИРС. В следующем году возникает Вологодское Общество изучения Северного Края, а в 1913 -ОИОГ.

Целями АОИРС было изучение Русского Севера в историческом, географическом, бытовом, культурном и экономическом отношениях. Численность его была весьма значительной, порой доходила до 500 человек, активную роль в нем играли представители предпринимательских кругов. Общество выпускало журнал - «Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера» (ИАОИРС).

ИАОИРС выходили с 1909 по 1919 гг., первоначально два раза в месяц, а с началом Первой мировой войны один раз в месяц. Вслед за нарастанием трудностей военного времени журнал все чаше и чаще стал выходить спаренными номерами. Более всего нас, в контексте нашей работы интересуют те статьи в ИАОИРС, которые посвящены Кольскому краю - Александровскому уезду Архангельской губернии - будущей Мурманской области. Подавляющее большинство статей касаются Мурманского берега - северного побережья Кольского полуострова, являвшегося в то время крупным рыбопромысловым районом. Второй по значимости темой являются лопари (саамы) и оленеводство, которое тогда являлось их основным занятием. Гораздо меньше статей по вопросам, связанным с историей и культурой, очень мало заметок путешествующих по краю людей. Главный интерес по отношению к Александровскому уезду связан с его экономическим потенциалом и перспективами промышленного развития.

Около 1915 г. деятели АОИРС осознали, что в работе Общества назрел кризис. Отсутствие общероссийского (или хотя бы единого для северных губерний) краеведческого координационного центра, широкой пропаганды краеведческих идей, отсутствие связей краеведов с учащейся молодежью обуславливали

низкую эффективность работы Общества. Перестройке работы АОИРС мешают вскоре начавшиеся революция и Гражданская война.

В Карелии организации, подобной архангельскому «Обществу для исторических исследований» не возникло. Краеведение там по существу сводилась в те года к научной и околонаучной деятельности немногочисленных одиночек. Возможно, тут сыграли свою роль меньшая активность предпринимательских слоев, но активизация краеведов, объединение их в единую организацию произошли лишь после того, как А.Ф. Шидловский в конце 1911 г. был переведён из Архангельска на должность Олонецкого вице-губернатора. Численность Общества достигала 500 с лишним человек, по свидетельству современников, в основном это были местные чиновники. Общество выпускало «Известия Общества изучения Олонецкой губернии» (выходил с 1913 по 1917 гг., по восемь номеров ежегодно). Подавляющее большинство номеров журнала посвящено прошлому Карелии, её культуре, этнографии. Статьи о главной составляющей экономики Олонии -лесе, публиковались нечасто, за пять лет существования журнала их вышло всего пять. Складывается впечатление, что карельских краеведов в основном интересует прошлое, а не текущие хозяйственные проблемы.

В Общество изучения Карелин (1923 - 1931) вошло членов ОИОГ, по выявленным данным, 10 человек, в т.ч. Л.Г. Гершанович, В.И. Крылов, Б.А. Потапов.

ОИОГ, как и АОИРС, испытало кризис, связанный с отсутствием общероссийского органа, который бы обеспечивал информационную и координирующую функцию и снабжал многочисленные «Общества...)) научно-методическими разработками.

Подводя итоги, можно сказать, что возникшие в начале XX века краеведческие общества на Севере России имели разную направленность исследовательской деятельности. Так, если АОИРС занималось, в основном, исследованием естественно-научной проблематики и изучением экономических ресурсов края, го ОИОГ основное внимание уделило исследованию истории и культуры Олонии.

Накануне революции деятели краеведческих организаций начинают осознавать потребность переустройства работы Обществ. Так, появляется мысль о создании координационного центра для всего краеведческого движения губерний. Предлагается и организация съездов крупных краеведческих организаций Центра и Севера России. Все это говорит о том, что в предреволюционный период краеведческое движение было способно к дальнейшему развитию и эволюции.

Во второй главе - «Краеведческое движение в Карелин и ни Кольском Севере в 20-х годах XX века» рассматриваются политика органов государственной власти в отношении краеведения в 1920-е гг. и вопросы, связанные с деятельностью краеведческих организаций в Карелин и на Мурмане - Общества изучения Карелии (ОИК) и Общества изучения Мурманского края (ОИМК).

В первом параграфе анализируется политика центральной власти в отношении краеведения в 1920-е годы. После окончания основных событий Гражданской войны в Европейской России, перед государством встает первоочередная задача - ликвидировать разруху, поднять уровень промышленного производства до предвоенного уровня. При этом ставка делалась на научное изучение регионов, чтобы впоследствии использовать их природный п социальный потенциал с наибольшей отдачей. Значительную роль в этом деле планировалось отвести краеведческим организациям.

В 1921 г. состоялась I Всероссийская краеведческая конференция, на которой было создано Центральное Бюро Краеведения - координационный орган краеведческого движения, помогающий краеведам на местах методическими рекомендациями и регулярно проводящий всероссийские (после 1922 г. - всесоюзные) краеведческие конференции.

В те годы, на страницах печатных органов ЦБК - «Краеведение» и «Известия Центрального Бюро Краеведения», велась полемика о том, что должно представлять собой краеведение в послереволюционных условиях, какие цели должны быть перед ним поставлены. Практически все авторы сходились на том. что краеведение - это общественная инициатива, научное творчество широких масс (преимущественно интеллигентных людей), что никакого принуждения к занятиям краеведением быть не может, это дело сугубо добровольное. Каждый краевед должен был заниматься теми научными исследованиями, к которым был предрасположен. Расхождения во взглядах на сущность краеведения были связаны с тем, может ли оно считаться наукой или это все-таки есть по преимуществу общественное движение. Краеведение считалось действенным способом гражданского воспитания населения, ибо полюбить свою малую родину (а через нее и всю страну) может лишь человек, который ев хорошо знает. Но, несмотря на все расхождения с определением понятия «краеведения» в новых социальных условиях, за ним дружно признавалась значительная роль в деле накопления первичных научных данных по тому или иному региону СССР, служащих в последствии основой для выработки планов хозяйственного строительства.

Начало перелома в отношениях органов государственной власти и краеведческого движения произошло в 1927 г., когда состоялась III Всесоюзная краеведческая конференция. На ней произошла смена руководства ЦБК - его возглавил крупный партийный деятель Г1.Г. Смидович. На конференции впервые было провозглашено, что старое, «буржуазное» краеведение не удовлетворяет насущным потребностям государства, поэтому ставку необходимо делать на краеведение «советское», главное отличие какового от «буржуазного» заключается в активном участии краеведов в социалистическом строительстве и втягивании в краеведение широких трудящихся масс. В том же году ЦБК и краеведческие организации по всей стране переходят из ведения Академии Наук в ведение Наркомпроса.

Во втором параграфе рассматривается деятельность Общества изучения Карелии (ОИК) в 1923 -1931 гг. Хотя к началу 1920-х гг. организованного краеведения в Карелин не было (ОИОГ было ликвидировано в 1917 - 1918 гг.), индивидуальная научно-краеведческая работа велась. Обратим внимание, что впоследствии в сознании современников ОИК воспринималось именно как восстановленное ОИОГ. Местные власти разделяли стремление краеведов, рассчитывая воспользоваться результатами их исследования в деле развития экономики и промышленности, поэтому в 1923 г. ОИК начало свою работу. Необходимо заметить, что источники финансирования ОИК были более скудными по сравнению с источниками финансирования ОИОГ. ОИК вынуждено было существовать на крайне нерегулярные финансовые вливания государственных органов, что не могло не сказаться на исследовательской деятельности и на выходе печатного издания ОИК в 1924 г. Впоследствии краеведческие материалы печатались в крайне незначительном объеме на страницах журнала «Экономика и статистика Карелии».

Численность ОИК была гораздо меньше, чем численность ОИОГ. По выявленным данным, в ОИК в 1924 г состояло 80 членов, в 1928 - 98 членов. Это позволяет нам судить, что хотя ОИК к тому времени и не выросло в масштабах республики в какое-то значимое яипение, но, по крайней мере, сохранило свои позиции.

Активность ОИК напрямую зависела от денежных субсидий отпускаемых ему, те суммы, которые получали карельские краеведы, никоим образом не могли пимочь наладить регулярный выпуск ИОИК и платить заработную плату ученому секретарю Общества. После 1928 г. для карельских краеведов наступили сложные времена.

Государственный краеведческий орган - Карельское Бюро Краеведения возглавили С.А. Макарьев, затем A.M. Лнневскин, которые не нашли общего языка с членами ОИК и до 1931 г. обе краеведческие организации существовали параллельно, практически в своей деятельности друг с другом не соприкасаясь.

В 1920-е гг. в крупных населённых пунктах КАССР существовали многочисленные краеведческие кружки и ячейки, которые возникали без видимого участия ОИК или властных структур. Отчасти их возникновение можно объяснить тем, что в те годы, согласно требованиям Государственного учёного совета, для учеников школ обязательными к изучению были особенности той или иной местности. Подавляющее количество периферийных краеведческих организаций было создано школьными учителями. Но в то же время, краеведческие кружки организовывались и среди других слоев населения.

Главной проблемой всех лет существования ОИК была проблема с финансированием, именно это стало причиной того, что многие краеведческие изыскания членов Общества не были отражены в печатном органе ОИК и до нас не дошли.

В третьем параграфе рассматривается деятельность Общества изучения Мурманского кран. Говорить о каких-то проявлениях краеведческой активности на Кольском полуострове, можно лишь начиная со второй половины XIX в. Во второй половине XIX в. и в начале XX в. научно-краеведческими исследованиями небезуспешно занимались местные приходские священники, чиновники по крестьянским делам, лесничие, промышленники и предприниматели, но утверждать, что эти исследования воспринимались жителями и оказывали влияние на их отношение к окружающему миру, нельзя. Дело в том, что в Кольском (с 1899 г. - Александровском) уезде не было своего печатного органа, и результаты краеведческих исследований публиковались только в столицах или губернском центре - Архангельске. Ситуация отчасти изменилась с возникновением АОИРС, но дальнейшие события помешали развитию краеведения на Мурмане.

Общество изучения Мурманского края (ОИМК) возникло в 1926 г., через три года после создания ОИК, и через пять лет после завершения 1 Всероссийской краеведческой конференции, на которой было обозначено большое значение краеведения в деле экономического и культурного развили страны. Такая запоздалая реакция с нашей точки зрения, была связана с тремя моментами: во-первых - отсутствием, в отличие от КАССР, на Мурмане развитой краеведческой традиции; во-вторых - здесь явно не хватало слоя интеллигентных людей, который мог бы взять на себя дело научного изучения края; в третьих - шел процесс экономического освоения края и слишком много времени уходит на то, чтобы как-то сгладить последствия бытовой неустроенности, наладить приемлемые условия жизни. Создание ОИМК свидетельствует о том, что к 1926 г. в Мурманске появились люди, которые воспринимали край, как свою родину, а не как временное пристанище.

Самая первая краеведческая организация в Мурманске - краеведческий кружок при клубе имени Володарского, возникший в 1925 г. ОИМК начло свою работу с 17 октября 1926 г. Общество возглавил известный ученый, краевед с дореволюционным стажем, директор Мурманской биологической станции Г.А. Юиоге. Видную роль в научном и научно-организационном плане в Обществе играл глава губернского статистического комитета В.К. Алымов.

Мурманских краеведов в основном интересовали вопросы, связанные с экономикой края, например в двух выпусках «Докладов и сообщений ОИМК» только две небольшие статьи посвящены эпосу и верованиям лопарей (саамов), все остальные материалы носят в той или нной степени прикладной характер. При Обществе был создан музей, коллекции которого помогали активно пополнять члены ОИМК, в его помещении проводились заседания, слушались выступления самих краеведов и приезжих ученых - участников научных экспедиций. Активные деятели ОИМК вели научно-популяризаторскую деятельность: читали лекшш на предприятиях и в учреждениях, публиковали статьи в региональной, а некоторые и в центральной печати, помогали приезжавшим из Центра научным сотрудникам.

Численность ОИМК колебалась: при образовании членов в нём насчитывалось почти 90, через год их численность снизилась до 70. Но даже в 1930 г. - в последний период существования ОИМК, его численность достигала почти 60 человек. Это говорит о том, что Общество имело определенные перспективы к дальнейшему развитию.

Состояли в ОИМК в основном те люди, которых можно отнести к социальному слою советских служащих: учителя, врачи, бухгалтера, руководители государственных учреждений, учёные Мурманской биостанции и Хибинского сельскохозяйственного опытного пункта. Общество имело два филиала - в Умбе и в Хибинах, впоследствии несколько отделений ОИМК и корреспондентских пунктов появились на Терском берегу и Восточной Лапландии (к востоку от озера Имандра!.

Главной проблемой ОИМК все годы его существования было нерегулярное, недостаточное финансирование. Именно из-за недостатка средств не смог выйти третий и возможно, последующие выпуски «Докладов и сообщений ОИМК», в Обществе не была введена должность ученого секретаря, не было возможности приобрести или хотя бы арендовать помещение для проведения общих собраний и лекций. ОИМК прекратило существование в первой половине 1931 г.

Итак, в 1921 г. прошла I Всероссийская краеведческая конференция, на которой были выработаны основные подходы к краеведческой работе. Они состояли из всестороннего изучения края для нужд народного хозяйства, поднятие общего уровня культуры трудящихся масс, призыв к созданшо краеведческих организаций на местах и т.д. Важное значение имела и III Всесоюзная краеведческая конференция 1927 г., на которой задачи, ставящиеся перед краеведческим движением, несмотря на внешнее сходство, были сформулированы несколько жестче. Так, впервые появилось определение «советское» краеведение, которое противопоставлялось «буржуазному» краеведению. В эти же годы возникают краеведческие организации в Карелин и на Мурмане. Краеведческое движение существует в двух плоскостях - появляются центральные краеведческие организации (ОИК и ОИМК), а также возникают и краеведческие объединения на локальном уровне. Основное направление этих организаций сводилось как к всестороннему изучению края, так и к выявлению тех хозяйственных особенностей, которые могут служить делу развития «народного хозяйства» Отметим, что деятельность локальных краеведческих организаций, не поддается детальному исследованию. К концу 1920-х гг. краеведческие организации стали заметно активнее участвовать в общественной жизни, пропагандируя изучение прошлого своего края, его хозяйственных особенностей и т.п.

В третьей главе - «Краеведение в КАССР и Мурманском округе Ленинградской области в 1930-е годы», рассматривается деятельность краеведческих организаций Карелии и Мурмана после 1931 г Отдельным сюжетом в этой главе является и вопрос ■■ роли репрессий по отношению к краеведческому движению.

В первом параграфе анализируется государственная политика в отношении краеведов и краеведческого движения в 1930-е гг. Главным последствием начавшихся изменений стало то, что краеведение было загнано в жесткие идеологические рамки партийного контроля. Начался этот процесс с замены бывших печатных органов ЦБК - «Краеведение» и «Известия ЦБК», «Советским краеведением». Деятельность краеведов страны контролировалась теперь из краеведческой секции Всесоюзной Коммунистической академии, которую по совместительству возглавил Председатель ЦБК крупный номенклатурный работник, «старый большевик» П.Г. Смидович. Создалась парадоксальная ситуация - один человек руководит гигантской сетью добровольных краеведческих организаций и одновременно возглавляет идеологическую службу, которая их всех контролирует. П.Г. Смидович ушел со своего поста в 1931 г., единственное, что ему удалось за это время реально сделать - это ликвидировать существовавшие с 1920-х гг., а в некоторых случаях с дореволюционного времени, многочисленные краеведческие «Общества...».

Основными целями, которые были поставлены перед краеведами в это время, были следующие: во-первых - активное участие краеведов в «социалистическом строительстве»; во-вторых - вовлечение в краеведческую работу широких слоев населения. В 1932 г. был организован ЦНИИМКР - Центральный научно-исследовательский институт методов краеведной работы. До его появления специальный орган, который занимался бы координирующей функцией и разработкой методических рекомендаций, фактически, отсутствовал. Ранее эту функцию выполняло ЦБК, но теперь оно занималось идеологическим контролем, к тому же составляющая «советского» краеведения требовала разработки методик в соответствующем духе. Среди приемлемых на наш взгляд призывов «советского» краеведения, были призывы к участию краеведов к подготовке обороны страны и краеведческому туризму.

Внутри сообщества руководителей «социалистических» краеведов за доминирование боролись различные группировки - это нашло своб отражение в «Советском краеведении», к тому же не оставляли в покое «буржуазных», «неперековавшихся» краеведов. Время от времени появлялись разоблачительные статьи по нх адресу, после которых иногда «старые» краеведы каялись и «разоблачали» себя на страницах главного краеведческого журнала страны.

После 1930 г. ни одной Всесоюзной краеведческой конференции больше не состоялось. С нашей точки зрения, это можно объяснить только одним - отсутствием каких бы то ни было успехов в деле организации «советского краеведения», массовым оно так и не стало. Попытки обвинить в создавшемся положении региональные бюро краеведения привели к тому, что в 1935 г. бюро были реорганизованы в «Общества изучения...», главное отличие которых от бюро заключалось в некой внешней самостоятельности, независимо-

сти от местных органов власти. Но никаких изменения к лучшему с состоянием краеведения в стране не произошло.

Окончательно организованное краеведение в СССР было ликвидировано в соответствии с постановлением СНК РСФСР № 610 от 10 июня 1937 г. «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах». Функции по организации краеведения в регионах перешли к краеведческим музеям.

Во втором параграфе рассматривается положение дел с краеведением в Карелии в 1930-е гг. Оно полностью соответствовало ситуации, которая существовала в краеведении по всей стране. Впечатления о состоянии карельского краеведения в конце 1920-х - начале 1930-х гг. нашли свое отражение в мемуарах A.M. Лнневского, который возглавлял в это время Карельское Бюро Краеведения. По его словам, наладить краеведческую работу в республике, создать широкую сеть краеведов на местах оказалось невозможно. Автор выводит этот факт из обшего ухудшения материального положения, связанного со свертыванием НЭПа и началом коллективизации, но основная причина - это изначальная нежизнеспособность идеи «всенародного» краеведения.

В начале 1930-х гг. в КАССР создаётся Карельский ННИ, одним из направлений, деятельности которого стала организация краеведческой работы. Именно в составе КНИИ, функционировало Карельское Бюро Краеведения, в 1935 г. преобразованное в Общество изучения Карелии. Главными целями, как и КБК, гак и «нового» ОИК было: привлечь в краеведение массы трудящихся для их участия в социалистическом строительстве. На эти цели расходовались значительные средства. Выражалось это в пропаганде идеи «всенародного», «социалистического» краеведения, в проведении «краеведческих пятидневок» и «месячников краеведения» - агитационных кампаний в местной печати, собраниях и митингах на предприятиях, учреждениях, расположенных в Петрозаводске и в отдаленных населённых пунктах КАССР.

Нельзя сказать, что реальная краеведческая работа в это время в республике не велась. Но связана они была, прежде всего, с деятельностью профессиональных учёных из КНИИ. Другим направлением была работа (¡самобытных» краеведов на местах. Работа эта была, зачастую, связана i организацией краеведческих кружков и ячеек при школах, и занимались этим в основном школьные учителя. Официально же заявленная цель - «массовое участие трудящихся в изучении своего края в целях социалистической реконструкции» так и осталась нереализованной.

В третьем параграфе рассматривается положение дел с краеведением на Мурмане после 1931 г., когда ОИМК прекратило своё существование. На протяжении последующих трёх лет, до 1934 г., какой-либо краеведческой структуры на Кольском полуострове не существовало, и это в то время, когда по всей стране наблюдается повсеместная краеведческая активность, разумеется, в интересах «социалистической реконструкции», когда создаются многочисленные местные краеведческие бюро. В мурманском крае этого не происходит, несмотря на активную позицию местных краеведов (именно они выступали инициаторами организации краеведческого объединения). Ленинградское областное бюро краеведения никакого интереса к тому факту, что в Мурманском округе отсутствует краеведческая организация, не проявляет, это является косвенным подтверждением того, насколько бюрократическое руководство краеведением в СССР было малоэффективно, по сравнению с краеведческими организациями предыдущего периода. Отсутствие какой-либо научно-краеведческой работы, за исключением публикаций отдельных краеведов в газете «Полярная правда», свидетельствует об этом. Сведения о какой-то якобы существующей краеведческой организации в Мурманске, появлявшиеся на страницах «Советского краеведения», крайне противоречивы и не внушают доверия.

Мурманское Окружное Бюро Краеведения было организовано в октябре 1934 г., оно должно было координировать краеведческую работу на Кольском полуострове. Просуществовало оно недолго, уже в 1936 г. было образовано Мурманское Окружное отделение Общества изучения Ленинградской области. Примечательно, что подобная трансформация произошла на год позже, чем в КАССР. На наш взгляд, это связано с тем, что в Карелин существует региональный научный центр - КНИИ, который занимался и организацией краеведческой работы в республике и достаточно оперативно реагировал на спущенные сверху директивы. На Мурмане подобного органа не было, поэтому местные органы власти медлили с подобными начинаниями. Это рассуждение, подходит и для объяснения причин отсутствия организованного краеведения в 1931 -1934 гг. В рамках мурманских краеведческих организаций 1930-х гг. краеведение развивалось в двух направлениях: во-первых - были попытки, в основном, в агитационно-пропагандистском плане, развивать «советское краеведение, втянув в него широкие массы трудящихся», а во-вторых - велась настоящая краеведческая работа, результаты которой вылились в многочисленные статьи в местной прессе.

Последнее упоминание о Мурманском Окружном отделении Общества изучения Ленинградской области, выявленное нами, относится к лету 1936 г. Согласно ему, в конце июня 1936 г., состоялось первое (и, скорее всего, последнее) заседание организационного бюро этой краеведческой организации.

С 1934 г. мощная краеведческая организация существовала в Хибиногорске (Кировске). Произошло это потому, что после начала промышленного освоения Хибинских гор, залежей апатитонсфелнновой руды, здесь сконцентрировалось достаточно большое количество образованных людей, занятых в промышленном производстве и социальной сфере. Не приходится сомневаться, что они с охотой откликнулись на призывы создавать краеведческие организации. Кроме того, значительная часть местных жителей была выслана сюда из мест своего постоянного проживания в качестве «кулаков» и других «антисоветских» элементов. Вопрос об их «перевоспитании», о сознательном включении их в «социалистическую стройку» был чрезвычайно

важен, и краеведы принимали в этом активное участие. Кировская краеведческая организация добилась значительных успехов, информация о ней попала а центральные краеведческие издания, мурманчанам даже советовали у них учиться.

Организованное краеведение на Мурмане было окончательно ликвидировано в 1937 г. Согласно постановлению комиссии по ликвидации дел Мурманского филиала общества изучения Ленинградской области (август 1937), деятельность краеведческой организации была прекращена.

В четвёртом параграфе прослеживается связь между ликвидацией краеведческих организаций и репрессиями конца 1930-х гг., которые стали той самой причиной, из-за которой краеведение в СССР, как некое организованное, творческое и массовое явление перестало существовать.

На первый взгляд, отпет напрашивается сам собой - начало массовых репрессий, ликвидация организованного краеведения произошли в одно и тоже время, весьма напоминая причину и следствие. Некоторые известные краеведы Карелин и Мурмана были репрессированы, в т.ч. С.А. Макарьев, H.H. Виноградов, И.М. Дуров, В.К. Алымов.

Но есть несколько фактов, которые опровергают такую точку зрения. Во-первых, и в Карелии и на Кольском полуострове и профессионалов-краеведов с универагтетским образованием, и любителей, работавших для собственного удовольствия, было немало, но многих репрессии никоим образом не коснулись или дело ограничилось несколькими годами заключения. Во-вторых, по выявленным данным, некоторых репрессированных краеведов, после вступления на должность наркома внутренних дел Л.П. Берия, оправдали, и обвинения против них признали вымышленными. В-третьих (и это самое главное) - полагаем, что решающим в ликвидации краеведения стало постановление правительства о свёртывании краеведческой работы в стране в 1937 г. Скорее всего, к концу 1930-х гг. бюрократизированное краеведение с его стремлением к массовости, с призывами к участию краеведов в социалистическом строительстве, изжило себя. Гигантская масса «краеведов-бюрократов» научилась очень хорошо составлять разного рода отчбты и инструкции, выдавая это «бумажное руководство» за краеведческую активность. Пользы от них не было и не предвиделось, а финансов и других ресурсов они потребляли очень много. Поэтому наиболее простой способ изменить ситуацию и заключался как раз в ликвидации всех этих «Обществ изучения..,». Возобновление краеведения образца 1920-х гг. в принципе было возможным, но подобной инициативы снизу сталинская модель общества не предусматривала.

Таким образом, начиная с 1927 г., и особенно с 1930 г., краеведение в СССР постепенно становится «советским» краеведением, главная цель которого - массовость и участие краеведов в «социалистическом» строительстве. Эта задача была нереализуемой и недостижимой, так как к занятиям наукой, а краеведение -это наука, или же в нем, по крайней мере, используются научные методы, предрасположены лишь немногие люди.

В этот период происходит реорганизация краеведческой деятельности в Карелии. В 1931 г. возникает КНИИ, куда в качестве структурной единицы входит и КБК, впоследствии (1935) преобразованном в ОИК. На Мурмане реорганизация краеведческой работы затянулась. В 1934 г. появляется МОБК, которое подчиняется ЛОКБ. Повторная реорганизация Мурманской организации происходит в 1936 г., когда возникает МОО ОИЛО. Отметим, что эти реорганизации носят во многом бюрократический характер, качественно не отражаясь на деятельности организации. Главными целями видятся массовость и активное участие краеведов в советском строительстве. Параллельно с этим продолжает вестись реальная деятельность, связанная с изучением своего края, но ограничивается она академическими исследованиями или деятельностью низовых организаций и индивидуалов, или активностью кружков, секций школьного краеведения. В 1937 г. о результате постановления СНК РСФСР № 610 от 10 июня 1937 г. «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах» все краеведческие структуры ликвидируются.

В заключении, подведены итога исследования, указаны основные выводы.

Краеведческое движение на Европейском Севере России появилось в 1908 г. с момента организации Архангельского Общества изучения Русского Севера. Большую роль в его организации сыграли представители местной администрации. Вскоре возникли и другие региональные краеведческие организации - Вологодское Общество изучения Северного Края (1909) и Общество изучения Олонецкой губернии (1913). Несмотря на то, что и в АОИРС, н в ОИОГ большую часть членов составляли чиновники губернских «присутствий», деятельность двух организаций имела существенные отличия друг от друга. АОИРС было более ориентировано на изучение разнообразных вопросов, связанных с экономикой, а ОИОГ на изучение истории и культуры Олонни. К такому выводу можно прийти, изучив и проанализировав материалы, опубликованные в журналах обществ - ИАОИРС и ИОИОГ На Кольском полуострове, на территории Александровского уезда проживали несколько десятков членов АОИРС, самой заметной фигурой из них был директор Мурманской биологической станции Г.А. Клюге, но, судя по публикациям в ИАОИРС, они ничем особым себя на краеведческом поприще не проявили. В годы Первой мировой войны оба общества ощущают, что старые формы работы себя изжили, необходимы серьезные изменения. Численность обществ уменьшается - трудности военных лет, инфляция делают для многих членов невозможным уплату членских взносов, к тому же многие чиновники вступили в общества вслед за своими начальниками из карьерных соображений, а теперь из них выходят. Общества фактически не выполняют главную задачу краеведения - не участвуют в работе с учащейся молодежью, т.е. не формируют у подрастающего поколения чувства любви н уважения к своей малой родине. Отсутствие общероссийского краеведческого органа, который бы выполнял регулятнвно-

информационную функцию и занимался бы разработкой методик для научно-краеведческих исследований, приводит к тому, что соседние общества занимаются одними и теми же изысканиями, а общенаучный уровень результатов, добытых краеведами, очень часто весьма низок. Перестройке работы обществ мешают революция и Гражданская война. АОИРС просуществовало до 1920 г., ОИОГ до 1918.

Следующий этап в краеведческом движении в Карелии и на Кольском полуострове можно отсчитывать с 1921 г., когда состоялась I Всероссийская краеведческая конференция, на которой было принято решение о создании ЦБК и определены общие направления работы краеведов во всей стране. В Карелин в 1923 г. было создано Общество изучения Карелии, которое современники воспринимали, как преемника Общества изучения Олонецкой губернии. Это подтверждается наличием в руководстве и рядовом составе членов ОИК многих деятелей ОИОГ, а также тем, что основные направления исследовательской деятельности ОИК совпадали с основными направлениями деятельности ОИОГ. ОИК выпустило два номера «Известий Общества изучения Карелии» в 1924 г., в дальнейшем публиковало свои материалы в журнале «Экономика и статистика Карелии». Численность ОИК на протяжении всех лет существования оставалась достаточно стабильной - около 100 человек. ОИК окончательно прекратило свой существование в 1931 г., после решений IV Всероссийской краеведческой конференции и постановления № 266 СНК КАССР от 20 июня 1931 г «О мероприятиях по развитию краеведческого дела в Карелии»

На территории Мурманской губернии Общество изучения Мурманского края возникло в 1926 г Мы никак не можем считать его продолжателем дел АОИРС - ни по персональному составу, ни по направлениям деятельности. ОИМК выпустило два выпуска - в 1927 и 1928 гг. «Докладов и сообщений Общества изучения Мурманского края». Численность ОИМК колебалась от 50 до 80 человек, кое-кто из них печатался в местной газете «Полярная правда» и журнале «Карело-МурманскиП край». Прекратило своё существование ОИМК также в 1931 г в результате решений «сверху», а не в силу внутренних противоречий.

Краеведческое движение и в Карелии и на Мурмане имело большой потенциал и неплохие перспективы Можно предположить, какую большую пользу в деле научного изучения этих регионов, могли принести члены ОИК и ОИМК при минимальной материальной поддержке местных и центральных государственных органов. В ситуации финансового голода, в отсутствии последовательной политики со стороны властей, оба эти общества успешно преодолели организационный этап, создали пусть небольшую (по меркам более южных российских регионов) группу краеведов-активистов, активно осуществляли научно-исследовательскую и научно-популяризаторскую деятельность.

Начиная с 1927 г. - с III Всесоюзной краеведческой конференции, краеведение в стране начинает становиться «советским», главное отличие которого от прежнего «буржуазного» заключается в стремлении к массовости и участии краеведов в «социалистическом строительстве». Вопросы, связанные с духовными аспектами человеческого бытия - историей, фольклором, этнографией поднимаются все реже, основным становится изучение «производительных сил» - всего комплекса географо-климатических и социально-экономических особенностей той или иной местности. Историческое краеведение низводится в основном к изучению борьбы трудящихся против угнетателей.

В Карелин с 1931 г. существует КНИИ, одним из направлений работы которого является краеведение. Под его эгидой действует Карельское Бюро Краеведения, с 1935 г. оно преобразуется в «Общество изучения Карелин» (дело ограшпшлось, по сути, только «сменой вывески»). Но даже в рамках этих бюрократизированных структур продолжается живая работа, направленная на реальное изучение своего края. Это краеведческое движение в Карелии было ликвидировано в 1937 г.

В Мурманском округе Ленинградской области в 1931 - 1934 гг. организованного краеведения, по существу, нет. Связанно это, скорее всего, с тем, что в Мурманске отсутствовал региональный научный центр, а у ленинградских «чиновников от краеведения» до Мурманска «руки не доходили». Лишь в 1934 т. было создано Мурманское Окружное Бюро Краеведения, которое просуществовало недолго - уже в 1936 т. на смену ему пришло Мурманское Окружное Отделение Общества изучения Ленинградской Области. Хотя подобные реалии крайне затрудняли работу местных краеведов, она все-таки продолжалась, проводились исследования, печатались статьи. Необходимо заметить, что в Хибиногорске (Кировске) существовала мощная краеведческая организация, сведения о которой попали в центральный журнал «Советское краеведение». Краеведческое движение было ликвидировано в Мурманском округе также в 1937 г.

На наш взгляд, организованное краеведение 1930-х годов и не могло вылиться во что-либо более серьезное, чем пропагандистские призывы и редкие, спорадические работы, направленные на реальное изучение своего края. Массовость в краеведении - задача изначально невыполнимая, массовой наука (а краеведение - это наука) быть не может.

Что же касается степени влияния репрессий конца 1930-х гг. на ликвидацию краеведения, то прямая связь между этими двумя факторами не прослеживается.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в изданиях в соответствии с перечнем ВАК:

1. Голов А.Г. Краеведческое движение на Европейском Севере России в 1920 - 1930-е годы (по материалам Республики Карелия и Мурманской области): постановка проблемы / А.Г. Голов // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. Том 10, № 3, 2007. -С.359-363.

Статьи и материалы научных конференций:

2. Голов А.Г. О краеведческом движении на Мурмане в 20-е гг. XX в. / А.Г. Голов // И Ушаковские чтения: Материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова / Науч. ред. A.B. Воронин. - Мурманск: МГПУ, 2005. - С.231-233.

3. Голов А.Г. Журнал к Карел о-Мурманский край» как источник по истории краеведения / А.Г. Голов Н III Ушаковские чтения: Сборник научных статей / Науч. ред. A.B. Воронин. - Мурманск: МГПУ,

2006. - С.253-257.

4. Голоо А.Г. Решение проблемы с помещением для краеведческого музея в Петрозаводске в 1920 -1930-е годы / А.Г. Голов // Россия в мировом сообществе цивилизаций: история и современность. II Международная научно-практическая конференция: Сборник статей. - Пенза: РИО ПГСХА, 2007. -С.47-52.

5. Голой А.Г. Краеведение 1920 - 1930-х годов: объект исследования / А.Г. Голов // Эволюция гуманитарного образования в российской высшей школе [Электронный ресурс] / МГТУ. - электрон, текст дан. (2,5 Мб) - Мурманск: МГТУ, 2007. - 1 опт. Компакт-диск (CD-ROM). - Систем, требования: PC не ниже класса Pentium I; 32 Mb RAM; свободное место на HDD 16 Mb; Windows 9х, 2000, ХР; дисковод CD-ROM 2-х и выше. - Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Эволюция гуманитарного образования в российской высшей школе» - Электрон, текст подг. ФГОУВПО «МГТУ» НТЦ «Информрегистр» 0320700490 от 05.03.07 - С. 169-ПЗ.

6. Голов А.Г. Краеведы Кольского Севера 1920 - 1930-х годов в газетных и журнальных публикациях A.A. Киселева / А.Г. Голов // Россия в мировом сообществе цивилизаций: история и современность: III Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. - Пета: РИО ПГСХА,

2007. - С.47-50.

7. Голов А.Г. Мемуары A.M. Линевского как источник по истории краеведения Карелии 1920 - 1930-х гг. / А.Г. Голов // Ученые записки МГПУ. Исторические науки: Сборник научных статей / Отв. ред. С.А. Никонов. - Мурманск: МГПУ, 2007. - Выпуск 7: Отечественная история. - С.233-240.

8. Голов А.Г. Деятельность Общества изучения Карелии в краеведческом движении 1920-х гг. (на материалах биографий сотрудников ОИК) / А.Г. Голов // IV Ушаковские чтения: Сборник научных статей / Отв. ред. П.В. Федоров. - Мурманск: МГПУ, 2007. - С.240-246.

9. Голов А.Г. Некоторые дополнения к библиографии В.К. Алымова / А.Г. Голов // Ступени научного поиска (темы, над которыми работают профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты филиала Балтийского института экологии, политики и права в г. Мурманске) / сост. Т.А. Кожевникова, И.С. Темникова. - Мурманск: БИЭПП, 2008. - С.85-92.

2007367264

2007367264