автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Креативность в системе высшего художественного образования современной России

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Пенкина, Ольга Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Креативность в системе высшего художественного образования современной России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Креативность в системе высшего художественного образования современной России"

005010019

ПЕНКИНА Ольга Владимировна

КРЕАТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

24.00.01 - теория и история культуры

1 С 0ЕЗ 2С:2

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Краснодар 2012

005010019

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: Горлова Ирина Ивановна,

доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Официальные оппоненты: Павелко Надежда Николаевна,

доктор культурологии, профессор

Зпва Валентина Федоровна,

доктор педагогических наук, профессор

Ведущая организация: Челябинская государственная

академия культуры и искусств

Защита состоится 2012 года в /3 ^асов на

заседании диссертационного совета Д 210.007.02 по специальности 24.00.01

- теория и история культуры (философские науки и культурология) при ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» по адресу:

350072, г. Краснодар, ул. 40-лет Победы, 33, корп.1, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств».

Текст автореферата размещен на сайте Министерства Высшей аттестационной комиссии Министерство образования и науки РФ по адресу: http://vak.ed.gov.ru/ 2012 года.

Автореферат разослан 2012 года.

Ученый секретарь 7/\А^Т

диссертационного совета / В. И. Лях

Актуальность темы исследования. Высшее образование современной России характеризуется глубокими преобразованиями и внедрением инновационных технологий. Наряду с этими тенденциями развитие общества предполагает обогащение культуры новыми признаками и формами, обусловленными созданием единого культурно-образовательного пространства, освоением новых социальных навыков. Сложившаяся ситуация в высшем образовании не поддается однозначной оценке.

С одной стороны, основные тенденции модернизации системы образования связаны с потребностью в конкурентоспособном специалисте, обладающим нестандартным, креативным мышлением, готовом не только генерировать знания, но и творчески их применять, а так же необходимостью получения высокой квалификации как главного фактора материального достатка и общественного статуса. С другой стороны, в процессе обучения студентов в высших профессиональных учебных заведениях по-прежнему имеют место замкнутость системы образования на традиционных критериях, не всегда отвечающих требованиям времени, а так же несоответствие получаемых навыков в профессиональной сфере динамике социокультурных изменений.

Заявленные противоречия характерны и для художественнотворческой системы профессионального образования в современной России, рассматриваемой в контексте общемировых тенденций модернизации и развития.

К профессиональному образованию в сфере культуры и искусства относятся: академии и институты музыки, институты искусств, институты искусств и культуры, институты кинематографии, институты культуры, консерватории, музпединституты, пединституты искусств, театральные, театрально-художественные институты, хореографические институты, художественные институты, академии художеств.

Модернизация общества, культуры затрагивает всю систему высшего образования, которое способно к продуктивной трансформации только в рамках культурологической концепции, основанной на инновационных принципах. Традиционные для России ценностные установки актуальны и в настоящее время, но они уже не могут воплощаться средствами сложившейся системы образования.

В условиях модернизации общества, в том числе системы высшего художественного образования, актуальным и смыслообразую-

щим фактором выступает категория «креативность», так как именно она стала движущей силой, позволившей многим обществам прошлого преодолеть трудности роста и кризисы самоидентификации, переосмыслив собственное культурное наследие и обнаружив в нем инновационный потенциал, найдя, тем самым, убедительный способ продолжения «живого» прошлого в будущем’.

Развитие способности к творчеству - креативности входит в состав основных приоритетов российского образования. Вместе с тем, креативность следует разрабатывать с учетом другой категории

- «ценностные ориентации», поскольку именно они качественным образом воздействуют на развитие мышления личности.

Сегодня система обучения студентов в художественно-творческих вузах чаще всего строится на теоретических основах содержания образования предшествующих поколений и характеризуется строгой регламентацией и академичностью. Абитуриенты приходят в высшие учебные заведения культуры и искусств с самыми различными способностями и общекультурной подготовкой. В связи с этим, обучение по традиционным методикам является для них непомерно трудной задачей. К числу важных составляющих аспектов образовательной деятельности относятся не только их обучение по традиционной программе, но и формирование, развитие способностей, подготовка качественно новых специалистов, обладающих способностью к творчеству - креативности, умением оперативно принимать решения, мыслить нестандартно.

Рассматривая систему профессионального художественного образования как структурообразующий компонент социально-культурной практики, автор анализирует социокультурную ситуацию в России в культурологическом ключе, что актуализирует проблему исследования.

Степень разработанности проблемы. Изучение теоретических аспектов проблемы креативности в системе высшего художественного образования современной России потребовало обращения к фундаментальным трудам отечественных и зарубежных ученых. В общетеоретической рамке культурологического знания особое значение приобретают исследования эволюции и динамики культуры и общества Г. А. Аванесовой, Э. С. Маркаряна, Н. Г. Михайловой, В. М.

' Концепция Третьего российского культурологического конгресса с международны участие «Креативность в пространстве традиции и новации» [Электрон, ресурс]. - Режим доступа: http://congre.ss.5пЬпс.оге/т<Зех.рЬг>?ас1юп=сопсеп1.

Петрова, П. А. Сорокина; труды Э. А. Орловой, А. Я. Флиера и др., определяющие морфологию и структуру культуры.

Сложность и многогранность исследуемой проблемы обусловили обращение к социокультурной ситуации в обществе, что, несомненно, влияет на ценностные ориентиры в высшем художественном образовании. Проблемы ценностных ориентаций в гуманитарном знании рассматриваются в работах: С. А. Арутюнова, М. Вебера,

A. В. Коржуева, И. В. Лесковой, М. А. Макаревича, О. Г1. Неретина,

Н. Д. Никандрова, В. А. Попкова, М. Рокича, А. В. Соколова,

B. Я. Суртаева, Ж. Т. Тощенко, М. Шелера, 3. П. Яхимовича и др. Были учтены результаты исследований в области информатизации общества, виртуальной реальности (В. Д. Байрамова, Т. А. Бондаренко, А. В. Зверев, М. Кастельс, А. А. Крушанов). Также были задействованы исследования, посвященные ценностям и потребностям современного студенчества В. Н. Козленко, А. М. Новиков, О. Обе-ремко, Б. А. Ручкин, И. Садовская, А. В. Соколов. Проблемам истории формирования, развития и модернизации системы высшего художественного образования посвящены работы Е. Я. Александровой,

А. О. Аракеловой, Ю. А. Архангельского, И. И. Горловой, А. Н. Еремеевой, В. Ф. Зивы, Г. В. Маяровской, Н. Н. Павелко, В. Г. Торо-сяна и др.

В контексте изучаемой проблемы, особую значимость приобретают идеи, методы, представленные в рамках культурологии и социологии культуры. Для решения поставленных в исследовании задач особенно важно корректное совмещение концептуальных представлений теории культуры, с идеями, разрабатываемыми в социальных теориях. В данном случае такое совмещение имеет место на примере идей о культурной и социальной'динамике, теории модернизации общества и самоорганизации культуры, теории стратификации и представлений о субкультурах и др. В связи с этим важное значение имели работы Г. Зиммеля, П. Бурдье, Б. С. Ерасова, Л. Г. Ионина, Ф. И. Минюшева, Л. И. Михайловой и др.

Формирование категории «креативность» до начала XX века происходило в русле изучения феномена творчества, творческого мышления. Данная дефиниция, в том или ином виде, представлена в научно-теоретических трудах разной направленности (философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, музыкознании), при этом, в зависимости от методологических установок авторов, в центре внимания оказывались ее различные аспекты.

В отечественной науке изучение творчества связано, прежде всего, с именами Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Я. А. Пономарева, Д. Б. Богоявленской и др. Феномен «творчество» нашел отражение в исследованиях В. Н. Дружинина, Л. А. Китаева-Смыка,

B. Г. Мозгота, А. А. Мелик-Пашаева, А. В. Морозова, В. И. Петрушина и др. Особое место занимает теория решения изобретательных задач, выдвинутая выдающимся ученым Г. С. Альтшуллером, которая в определенной степени затрагивает вопросы развития креативности. Кроме того, проблемами творчества и креативности занимались отечественные ученые - представители различных областей науки: М. К. Акимова, С. В. Алиева, Н. А. Бердяев, В. М. Бехтерев,

А. В. Брушлинский, С. М. Вишнякова, С. О. Грузенберг, В. Н. Дружинин, Э. Ландау, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, А. В. Морозов, Д. Н. Овсяннико-Куликовский, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Д. В. Ушаков, Д. В. Чернилевский, М. Г. Ярошевский и др.

Зарубежными классиками в исследовании феномена «креативность» являются: А. Адлер, Г. Айзенк, Ф. Баррон, М. Вертгеймер, М. А. Воллах, В. Вундт, Дж. Гилфорд, К. Дункер, А. Маслоу,

C. Медник, А. Менегетти, Г. Олпорт, Дж. Рензулли, Е. Торренс, Э. Фромм, 3. Фрейд, Г. Эббингауз, К. Юнг и др. Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых подтверждает несомненный интерес к проблеме креативности со стороны ученых из различных областей знания.

Методологическое и теоретическое обоснование проблемы креативности в культурологии представляет собой новое направление. Однако подходы к предмету исследования и развития креативности отличаются рядом особенностей, затрудняющих их непосредственное использование в образовательной практике, в частности, в вузе культуры и искусств. Считаем, что причины этого кроются в самом характере изучаемого феномена - креативности, предполагающего разработку множества подходов и идей.

Для выделения ценностных приоритетов государственной политики в сфере высшего художественного образования были проанализированы актуальные документы: Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в российской Федерации на 2008 - 2009 годы; Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в российской Федерации на 2008 - 2015 годы; Концепция художественного образования РФ; Национальный проект «Образование»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Комплексный проект модернизации образования; Концепция Федераль-

ной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и др.; статистические данные в области российского высшего художественного образования.

Объектом диссертационного исследования является художественное образование в современной России.

Предметом исследования выступает креативность в системе высшего художественного образования современной России.

Цель исследования - проанализировать категорию «креативность» как ценностный компонент культурологического знания и важную составляющую системы высшего художественного образования.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Осуществить анализ социальной реальности и обосновать существующую потребность в креативном мышлении студента.

2. Выделить ценностные ориентиры художественного образования в современной России.

3. Проанализировать основные направления государственной политики в области высшего художественного образования.

4. Рассмотреть основные подходы к исследованию креативности и творчества, проследить их развитие в культурологическом знании, показав их общность и специфику.

5. Исследовать креативность как культурообразующий элемент гуманитарного знания.

6. Разработать теоретическую модель формирования креативности студента в художественном вузе.

Теоретико-методологической основой исследования стали философско-культурологические и социологические исследования о месте и роли культуры в становлении личности, (М. А. Ариарский, Л. П. Буева, П. С. Гуревич, О. А. Жукова, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, А. Я. Флиер); теории и концепции ценностных ориентаций (Дж. Дьюи, М. Рокич, А. В. Коржуев,

О. А. Оберемко, В. А. Попков, А. В. Соколов, В. Я. Суртаев, В. Г. То-росян и др.); функционирования системы и организации высшего художественного образования (О. П. Неретин, А. О. Аракелова, И. И. Горлова, В. Ф. Зива, Е. Я. Александрова, Н. И. Ари-стер, Н. И. Загузов, С. Д. Резник, Н. Н. Павелко); творчества и

креативности (Г. Айзенк, А. Бине, Дж. Гилфорд, Э. Ландау, Е. Торренс, Г. С. Альтшуллер, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин,

О. А. Карлова, Д. К. Кирнарская, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, В. С. Ротенберг, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.).

Учитывался также методологический принцип дополнительности, помогающий избежать однозначных оценок исследуемых явлений и не абсолютизировать их трактовки в различных теоретических концепциях.

В работе использованы методы анализа, синтеза, проектирования, экспертных оценок, восхождения от абстрактного к конкретному, историко-сравнительный и метод моделирования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эволюция ценностных ориентиров в социально-гуманитарной сфере, связанная с трансформацией социальной реальности общества, являющаяся определяющей формой его развития, указывает направление изменений в образовании, нацелена на модернизацию, совершенствование способностей человека, актуализацию потребностей в креативном мышлении личности.

2. В ходе компаративного анализа художественного образования установлена зависимость ценностных ориентиров от трансформации и модернизации общества, что, безусловно, влияет на формирование образовательной системы.

3. Анализ государственной политики в области художественного образования, показал, что потребность в качественно новых специалистах, диктует необходимость пересмотра существующей системы, разработку новых принципов научно-образовательной деятельности, учитывающих ценностные ориентации, запросы и установки общества, реализация которых невозможна без способности к творчеству - креативности.

4. В процессе исследования проблемы доказано, что категории «творчество» и «креативность» представляют собой две взаимосвязанные, но в то же время самостоятельные проблемы. Так, креативность - это качество личности, способность направленная на генерацию новых идей; а творчество - это процесс, порождающий нечто качественно новое, неповторимое и уникальное. Если креативность любого индивида связывают с особенностями его мышления, совокупностью способностей, позволяющих генерировать идеи, отличающиеся от общепризнанных, стереотипных, в большей степени обусловлена социальными специфическими запросами общества, то творчество является привилегией большого искусства.

5. Креативность как ценностный компонент культурологического знания и важная составляющая системы высшего художественного образования рассматривается как интегративное качество, основанное на целостном процессе развития личности, включающего формирование способностей, направленных на более эффективное и творческое освоение знаний, повышение конкурентоспособности будущих специалистов, генерацию их новых нестандартных мыслей, поступков, действий, гипотез, образов, повышение коммуникативных возможностей по отношению к социуму.

6. Разработана и эмпирически апробирована теоретическая модель формирования креативности студента в художественном вузе, способствующая развитию профессиональных качеств и креативности, повышению активного интереса к специальности, в которой в органичном сочетании представлены четыре содержательных элемента: преобразование социокультурной вузовской среды; совершенствование форм и методов работы со студентами; уровни сформиро-ванности креативности; разработка показателей креативности как структурных составляющих.

Эмпирическое исследование по формированию креативности в системе высшего художественного образования в рамках теоретической модели показало, что использование в образовательной деятельности совокупности классических методов обучения, и целого комплекса диагностических методик и инновационных практических заданий способствует развитию креативности студентов.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в диссертации обоснована авторская концепция, в которой представлен новый подход к решению проблемы развития креативности студентов в системе высшего художественного образования, а именно:

- доказана необходимость содержательной модернизации системы высшего художественного образования в современной России и выявлены его ценностные ориентиры;

- установлена потребность в креативности в системе высшего художественного образования, обусловленная запросами общества и современной социокультурной ситуацией;

- отмечено, что понимание креативности невозможно без его связи с понятием «ценностные ориентации» поскольку именно в своей совокупности они качественным образом воздействуют на развитие мышления студента;

- определено, что креативность - ценностный компонент культурологического знания и важная составляющая системы высшего художественного образования;

- разработана и апробирована теоретическая модель формирования креативности у студентов музыкальных специальностей на занятиях музыкально-теоретического цикла (в рамках проектов «Инновационные технологии обучения в региональной многоуровневой системе музыкального образования» № 07-06-38608а/Ю, 2007-2008; «Компетентностный подход в реализации непрерывной системы профессионального образования музыканта» № 07-06-38609а/Ю, 20072008; «Концептуальные основы регионализации в системе музыкального образования» № 10-06-38666а/Ю, 2011г., выполненных при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и администрации Краснодарского края.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты расширяют культурологические представления о теории и практике развития креативности студентов с учетом их ценностных ориентаций в обществе:

- охарактеризована креативность студентов художественнотворческих вузов;

- выделены особенности понятий «творчество» и «креативность» в контексте исследуемой проблемы;

- проанализировано взаимоотношение понятий «креативность» и «интеллект» в культурологическом образовании студента;

- экспериментально апробирована теоретическая модель формирования креативности студента в художественном вузе.

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в образовательном процессе в вузах культуры и искусств, при разработке тематики курсов повышения квалификации и чтения лекций для преподавателей средних и высших учебных заведений. Теоретические и практические результаты дополняют и конкретизируют представление о методах обучения, стимулирующих развитие креативности студентов, и намечают пути их развития в образовательном пространстве.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Полученные автором научные результаты соответствуют паспорту специальности 24.00.01 - теория и история культуры по отрасли культурология, а именно, пунктам 1.6. Культура и цивилизация в их историческом развитии; 1.12. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре; 1.17. Компоненты культуры (наука, мораль, ми-

фология, образование, религия, искусство); 1.18. Культура и общество; 1.29. Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики; 1.30. Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции.

Достоверность и обоснованность исследования обусловлена проведенным анализом научной литературы, документов, отражающих ценностные приоритеты государственной политики в области образования; органичной связью теоретических положений, социокультурной ситуацией в обществе, ценностных приоритетов государственной политики в сфере высшего образования и образовательной практикой; использованием комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам исследования и его тесной связью с педагогической деятельностью.

Материалы исследования позволяют обогатить теорию и методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин культурологическими и прикладными знаниями, соотнесенными с задачами модернизации художественного образования.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: южно-Российская научно-практическая конференция с международным участием «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (Краснодар -Анапа, 2006 г.); межрегиональная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона» (Анапа, 2006 г.); южно-Российская научно практическая конференция «Проблемы взаимодействия национальных культур в региональной многоуровневой системе музыкального .образования» (Краснодар, 2007 г.); южно-Российская научнопрактическая конференция «Художник и время: взаимодействие культур в современном мире» (Краснодар - Анапа, 2007 г.); международная научная конференция «Россия - Италия: XVII - XX век» (Рим, 2008 г.); Международная научная конференция «Информационная культура и креативный потенциал общества и личности» (Краснодар

- Анапа, 2008 г.); международная научная конференция «Интеграция науки и образования» (Краснодар - Анапа, 2008 г.); научно-практическая конференция «Художник и время» (Краснодар - Анапа, 2008 г.); всероссийский научно-практический семинар с международным участием «Молодежь в культурно-образовательном и правовом пространстве региона» (Славянск-на-Кубани - Адлер, 2010 г.); Южно-российская конференция «Многоуровневая система професси-

онального художественного образования: история, проблемы, перспективы» (Краснодар, 201,0 г.).

Выводы, аналитические и практические результаты диссертационного исследования апробированы в учебном процессе Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Материалы исследования обсуждались на заседании кафедры теории и истории культуры ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» (протокол №5 от 27 декабря 2011 года).

Структура диссертации отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, степень разработанности проблемы, объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава — «Теоретико-методологические основы исследования художественного образования в современной России» -

посвящена формированию теоретических оснований изучения ценностных ориентаций в художественном образовании, их взаимосвязи с креативностью; эволюции ценностных ориентиров художественного образования и анализу основных направлений государственной политики в сфере образования современной России.

Параграф 1.1. «Современное общество и креативность: методологические проблемы культурологического анализа». Поскольку, в художественном образовании актуализирована проблема креативности, данное понятие рассматривается во взаимодействии с ценностными ориентациями, социальной реальностью, а также с изменениями, происходящими в современном российском обществе.

Информационные технологии, развившиеся с огромной скоростью к концу XX — началу XXI поменяли мышление социума. Являясь важной приметой нового времени, «информационный взрыв» повлиял на смещение акцентов в системе ценностей и норм человека, его мышления, что нашло отражение в интеллектуальном творчестве, в том числе и в образовании. Вариативность современного

мира, противоречия, неопределенность ситуаций, многообразие видов деятельности отразились на смещении ценностных ориентаций общества. Произошло стирание устоявшихся культурных традиций и ценностей социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе.

В условиях информатизации и глобализации общества произошли глубинные преобразования во всех сферах жизни, в том числе и подходах к образовательной деятельности. Жизнь социума приобретает инновационный характер, на первый план выносится обновляющиеся мышление и образование. Это повлекло за собой появление несоответствия содержания образования реальным условиям жизни.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, в диссертации проанализированы теоретические и методологические основания изучения ценностных ориентиров в художественном образовании в гуманитарном знании. В связи с этим, изучены принципы деятельности человека (А. Н. Леонтьев); особенности диспозиционной структуры личности (В. А. Ядов); многоуровневая система предрасположенностей личности к восприятию окружающей среды и общесоциальные механизмы (М. Рокич); типы учений о ценности (К. И. Льюиса, А. Мейнонга, Р. Б. Перри,); концепция эволюции ценностей

A. В. Соколова; ценностный мир человека в контексте важнейших мировоззренческих проблем (В. Я. Суртаев) и другие направления.

Анализ исследований С. М. Вишняковой, О. А. Карловой,

B. Н. Козленко, О. А. Оберемко, Л. С. Перевозчиковой, Б. А. Ручки-на, И. И. Садовской, А. В. Соколова и др., позволил выделить идеалы и ценности, свойственные современному студенту, для которого характерен максимализм, часто не соотносимый с его призванием, способностями, что ведет к нереализованное™ планов. Сама личность находится в ситуации неопределенности - выбора поведения, ценностей, традиций, норм, образования и др., обусловленной глобальными социокультурными и социотехнологическими изменениями, меняет приоритеты к образовательной деятельности. Ценностью XXI века становится новая модель человека — креативная личность.

Параграф 1.2. - «Эволюция ценностных ориентиров в отечественном художественном образовании» — посвящен поиску взаимосвязей ценностных ориентаций и трансформации образовательной системы в сфере культуры и искусства.

На основе проведенного компаративного анализа социокультурной ситуации в высшем образовании, можно констатировать, что в

России исторически сложилась уникальная система профессионального художественного образования, обеспечивающая на протяжении многих десятилетий высокий уровень подготовки профессионалов. Нужно отметить, что еще в 1960-1970-е годы в советской образовательной системе появились новые направления (система олимпиад и творческих конкурсов, заочные школы при вузах и др.), позволяющие обнаруживать юные таланты в подростковом периоде. Это актуализировало факт появления нового творческого подхода к обучению, ориентированного на формирование ценностных ориентаций будущего специалиста и повлекло за собой обновление организации и методов обучения.

Изучение ценностных ориентаций художественного образования в России показало его зависимость от социальных воздействий. Так, в результате трансформации социальной реальности к концу XX века изменению подверглись все без исключения сферы общественной жизни, но наиболее радикальным — сфера культуры, духовной жизни, ценностей, произошла переориентация личностных потребностей общества к образованию, связанная с «крушением» прежней системы ценностей и ценностных ориентаций в обществе и в высшем образовании, в частности.

Параграф 1.3. «Основные направления государственной политики в художественном образовании».

Трансформация традиций в системе высшего образования стала настолько значительной, что оказалась неспособной оперативно и достойно отвечать на эти вызовы. Эти процессы вызывают необходимость систематической корректировки, модернизации, обновления учебного материала, учебных программ. Определяя возможности человеческого существования, образование, в том числе и высшее, становится одной из основных предпосылок, обеспечивающих развитие социальной структуры общества, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав основных приоритетов российского общества и государства.

Для выявления ценностных приоритетов высшего художественного образования были, проанализировали основные государственные документы, принятые в последнее десятилетие, выступления президентов РФ и данные статистики российского высшего профессионального образования.

Анализ основных направлений государственной политики в образовании показал, что на сегодняшний день пока недостаточно

разработаны научные подходы, концепции и теории, которые помогли бы организовать систему обучения студентов художественных вузов на должном уровне.

Востребованными качествами молодых специалистов на государственном уровне являются современно образованные, нравственные, инициативные, творчески активные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью; современное мышление молодого поколения; потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.

Во второй главе — «Феномен креативности и его место в организации художественного образования» три параграфа.

В параграфе 2.1. «Особенности исследования понятий «креативность» и «творчество» в культурологическом знании», отмечается, что с внедрением в научный оборот категории «креативность», в научных исследованиях, понятия «творчество» и «креативность» стали рассматривать как синонимы.

Это подтверждает анализ имеющихся научных исследований, в которых определены фазы творческого процесса, рассматриваются творческие задачи, психологические механизмы группового решения творческих задач и другое, а также изучается творчество как способность рисковать, как дивергентное гибкое мышления и его скорость (Г. С. Альтшуллер, Д. Б. Богоявленская, Ч. М. Гаджиев, В. К. Зарец-кий, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, А. Б. Хомо-горова и др.). И хотя перечисленные авторы не используют понятие «креативность», тем не менее, в большинстве своем все вышеперечисленные параметры творчества, по нашему мнению, являются показателями креативности или подразумевают креативность.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение понятия творчества имеет междисциплинарный подход. Это позволяет говорить о том, что накопленные наукой сведения о творчестве переросли в новое качество. Культурология выявляет свои грани этого явления, развивает и качественно дополняет имеющееся представление. Во многих теоретических трудах и исследованиях посвященных специальному исследованию решения творческих задач, творчество и креативность, выступают синонимами, и происходит подмена понятий. Поскольку авторы не употребляют термин креативность, как таковой, рассматривая творчество они, скорее всего, ведут речь о креативности.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что творчество и креативность выступают синонимами, происходит подмена понятий.

В параграфе 2.2. «Креативность как культурообразующий элемент гуманитарного знания» - детально рассмотрены взгляды ученых на проблему креативности, которые систематизируются по нескольким направлениям: психофизиологические изменения у креативных личностей (В. П. Эфроимсон, Ф. Баррон, А. И. Кроплей, Р. П. Джонс); влияние окружающей среды на развитие креативности личности (В. Н. Дружинин, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский,

А. М. Матюшкин, Н. Е. Хазратова, Я. А. Пономарев, В. Т. Кудрявцева, А. В. Морозов, Э. Ландау); наличие определенных фаз, пиков, ступеней, уровней в креативном процессе (В. А. Моляко, Э. Ландау, Г. Уоллес, Е. М. Бабосов, В. Н. Дружинин) и другие. Кроме того, ученые предлагают достаточно разнообразные способы определения показателей креативности (Е. П. Торренс, X. Зиверт, Е. Е. Туник, П. Джексон и С. Мессик, М. А.Холодная); методики диагностики креативности (Э. Бос, М. Нельке, Й. Шерер).

В исследовании рассмотрены вопросы корреляции креативности и интеллекта, имеющие в образовательной деятельности огромное значение, неоднозначные толкования и дискуссионный характер. В ходе культурологического анализа проблемы соискатель предлагает рассматривать креативность и интеллект как дополнение и расширение возможностей друг друга.

Итак, в своем исследовании мы приходим к выводу, что обращение к понятию «креативность» объясняется ситуацией, сложившейся в образовании в связи с модернизацией всего российского общества.

Учитывая многообразие существующих теорий по проблеме креативности, соискатель считает важным рассматривать креативность как потенциальную способность человека к творчеству, которую можно тренировать, развивать, формировать. Вышеизложенное позволило сформировать авторское видение креативности применительно к области культурологического знания: креативность студентов рассматривается как интегративное качество, основанное на целостном процессе развития личности, включающее в себя развитие способностей, направленных на более эффективное и творческое освоение знаний, повышение конкурентоспособности будущих специалистов, генерацию новых нестандартных мыслей, поступков, действий, гипотез, образов, отличающихся от общепризнанных, повышение их коммуникативных возможностей по отношению к социуму.

Имеющийся теоретический материал по проблеме креативности систематизирован в направления, который составили методологическую базу при построении теоретической модели формирования креативности студентов в художественном вузе.

К первому направлению относятся труды, в которых исследуются психофизиологические изменения у креативных личностей (Ф. Баррой, Р. Г1. Джонс, А. И. Кроплей, В. П. Эфроимсон и др).

Ко второму направлению относятся исследования, в которых акцентируется внимание на влияние окружающей среды в развитие креативности личности (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский,

В. Н. Дружинин, В. Т. Кудрявцева, А. М. Матюшкин, А. В. Морозов, Я. А. Пономарев, Н. Е. Хазратова) -

В третьем направлении изучены работы Д. Б. Богоявленской, Е. М. Бабосопа, В. Н. Дружинина, Э. Ландау, А,- М. Матюшкина,

В. А. Моляко , Г. Уоллеса, Н. А. Хазратовой и др., касающиеся наличия определенных фаз, пиков, ступеней, уровней в креативном процессе.

В четвертом направлении рассмотрены разнообразные способы определения показателей креативности, параметры креативности (Е. П. Торренс, X. Зиверт, Е. Е. Туник, П. Джексон и С. Мессик, М. А.Холодная).

В пятом направлении представлены работы касающиеся методик диагностики креативности (Е. П. Торренса, Э. Бос, М. Нельке, И. Шерер).

В параграфе 2.3. «Особенности формирования креативности студентов вуза культуры и искусств» - на основе анализа авторской концепции организации обучения, учитывающей, в т.ч. и формирование креативности студентов, предлагается теоретическая модель формирования их креативности в художественном вузе. Она сформулирована на основе эмпирических исследований креативности у студентов музыкальных специальностей и апробирована в рамках образовательного процесса на занятиях музыкально-теоретического цикла в Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

Эта модель включает следующие содержательные компоненты:

1. Разработка структуры преобразования социокультурного пространства творческого вуза, в котором выделяются параметры (положительные и негативные) и факторы (внешние и внутренние).

2. Обновление системы совершенствования форм и методов работы со студентами (наряду с традиционными методами обучения,

формирование креативной культуры студента осуществлялось посредством целого комплекса методик, творческих упражнений и заданий, тестов креативности, креативных техник).

3. Выделение уровней креативности студентов: «высокий», «средний» и «низкий».

4. Разработка показателей уровней креативности, адаптированных к учебно-воспитательной работе со студентами (беглость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при решении проблем) с учетом их деления (высокий, средний, низкий).

Таким образом, использование в практике разработанной автором теоретической модели способствовало развитию креативности студента в художественном вузе, показало свою эффективность. Помимо этого, учебная мотивация с экспериментальным обучением повлекла за собой повышение активного интереса к избранной специальности за счет творческого характера обучения. Наряду с профессиональными были развиты креативные качествами студентов, отвечающие запросам современного социума. Помимо этого соискатель пришел к выводу о том, что развитие креативности студентов зависит от уровня сформированное™ базовых специальных знаний. Креативность и интеллект являются модераторами проявления личностных особенностей, актуальных для различных ситуаций. Выделение интеллектуальных способностей, может привести к снижению креативности. С определенной вероятностью можно определить, какой будет успеваемость того или иного студента, но лучше или хуже будут развиваться креативные качества студентов, на данном этапе исследования скорее подтверждают независимость корреляции, чем опровергает ее. . .

В заключении диссертации формулируются выводы:

1. Проведен анализ социальной реальности и выявлена потребность в креативном мышлении студента. Трансформация социального пространства, вариативность современного мира, скоростные факторы технического прогресса, и, как следствие, изменение ценностных ориентиров социума, повышают требования к профессиональной и личной жизни человека. Необходимость в оперативном принятии решений и выполнении действий, делают жизненно необходимой способность к креативному решению проблем, нацелены на новую модель человека - креативную личность.

2. Выделены ценностные ориентиры художественного образования современной России. Анализ истории художественного образова-

ния в России показывает его зависимость от социальных воздействий, отображающих систему идеалов, норм, представлений и др., сформированных в социокультурной среде, в разные исторические эпохи. В период социальных кризисов и реформ образовательная культура была очагом прогрессивных изменений. В последнее десятилетие XX века характерными стали следующие явления: несоответствие содержания образования реальным условиям жизни, неспособность выпускников профессиональных учебных заведений плодотворно включаться в трудовую деятельность, падение престижа образованности. Перечисленные явления и потребность в качественно новых специалистах потребовали от общества и государства пересмотра существующей системы образования.

3.Проанализированы основные направления государственной политики в области высшего художественного образования современной России. Рассмотрев ценностные приоритеты в основополагающих документах, отражающих федеральную политику в сфере высшего профессионального образования и культуры, регулирующих подходы к формированию государственной политики можно отметить позитивные тенденции, которые сказывается на качественном развитии высшего образования: потребность в творческом развитии специалистов, модернизация высшего образования, а также констатируют переосмысление прошлого.

4. Рассмотрены основные научные подходы к проблеме креативности и творчества в культурологическом знании, показана их общность и специфика. Понятия творчество и креативность распадается на две взаимосвязанные и в то же время самостоятельные проблемы. Согласно изученным мнениям их различие в большей степени связано с особенностями в процессе .деятельности. Творчество в отличии от креативности процесс личности, креативность качество личности; творчество предполагает самореализацию индивида в среде, креативность - адаптацию индивида к среде; творчество является привилегией большого искусства, а креативность - любого индивида, которая в большей степени обусловлена социальными специфическими запросами общества.

5. Исследована креативность, как культурообразующий элемент гуманитарного знания. Обращение к понятию «креативность» объясняется ситуацией, сложившейся в образовании в связи с модернизацией всего российского общества. На основе изученной литературы диссертант сформулировал понятие «креативность», применительно к области художественного образования.

6. Разработана авторская теоретическая модель формирования креативности студента в художественном вузе. Теоретическая модель внедрена в образовательную деятельность Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Эмпирические данные отражают положительную динамику в развитии креативности студентов в системе высшего художественного образования.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Пенкина, О. В. К вопросу о корреляции креативности и интеллекта в системе музыкального образования [Текст] / О. В. Пенкина // Культурная жизнь Юга России. -2009. - № 1 (30). - С. 100 — 102.

2. Пенкина, О. В. Динамика социального пространства и развитие креативности студентов [Текст] / О. В. Пенкина // Культурная жизнь Юга России. -2009. - № 5 (34). - С. 135-137

3. Пенкина, О. В. О взаимосвязи ценностных ориентиров и креативности в процессе обучения в вузе [Текст] / О. В. Пенкина // Культурная жизнь Юга России. -2010. - № 4 (38). - С. 21-22.

Публикации в других изданиях:

4. Пенкина, О. В. Развитие креативного художественного образования: методологический аспект [Текст] / О. В. Пенкина // Художник и время: взаимодействие культур в современном мире. Вып. 2.: сб. матер, науч.-практ. конф. - Краснодар: Краснодарский гос. ун-т к-ры и ис-в, 2005. - С. 217-222.

5. Пенкина, О. В. Особенности художественно-творческого развития студентов-хормейстеров народного профиля в процессе изучения музыкально-теоретических дисциплин [Текст] / О. В. Пенкина // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере. Вып. 4. - Т. 2.: сб. науч. тр. - Краснодар: Краснодарский гос. ун-т к-ры и ис-в, 2006. - С. 276-281.

6. Пенкина, О. В. Современные дидактические теории развития креативных качеств личности студентов [Текст] / О. В. Пенкина // Художник и время: взаимодействие культур в современном мире. Вып. 4: сб. матер, науч.-практ. конф. - Краснодар: Краснодарский гос. ун-т к-ры и ис-в, 2007. - С. 211-214.

7. Пенкина, О. В. Креативные технологии обучения в системе высшего профессионального образования [Текст] / О. В. Пенкина // Художник и время: сб. науч. ст. по матер, всерос. науч-практ. конф. Вып. 4. - Краснодар: Краснодарский гос. унт-т к-ры и ис-в, 2008. -

С. 259-263.

8. Пенкина, О. В. Развитие креативных качеств личности сту-денгов-хормейстеров факультета традиционной культуры в цикле изучения музыкально-теоретических дисциплин [Текст] / О. В. Пенкина // Интеграция науки и образования. Информационная культура и креативный потенциал общества и личности: сб. матер, междунар. науч. конф. - Краснодар: Краснодарский гос. ун-т к-ры и ис-в, 2008.

- С. 411 - 417.

9. Пенкина, О. В. Развитие креативных качеств личности студента в современных условиях высшего профессионального образования [Текст] / О. В. Пенкина // Италия - Россия: XVHI-XX1: матер, междунар. науч. конф. - Краснодар - Рим, 2008. - С. 48-50.

10. Penkina О. V. New Pedagogical Technologies in Higher Professional Education Today // Italy - Russia: The XVIII - XXI centuries. International Scientific Conference (April 11-19, 2008. Krasnodar - Rome). Krasnodar - Rome. - 2008. - P. 45-46.

11. Пенкина, О. В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании: к вопросу о перспективах развития креативности студентов [Текст] / О. В. Пенкина // Современные проблемы педагогических и психологических исследований в сфере профессионального образования: сб. науч. ст. по матер, науч-практ. сем. для мол. уч. - Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2009. - С. 117123.

12. Пенкина, О. В. Ценности и приоритеты государственной политики в сфере высшего профессионального образования в XXI веке [Текст] / О. В. Пенкина // Молодежь в культурно-образовательном и правовом пространстве региона: матер. I-го всерос. науч.-практ. семинара / под общ. ред. Т. В. Суняйкиной. - Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2010. - С. 86-90.

13. Пенкина, О. В. Методологические аспекты проектирования процесса развития креативности студентов-хормейстеров народного профиля на занятиях по курсу «Гармония» [Текст] / О. В. Пенкина // Многоуровневая система профессионального художественного образования: история, проблемы, перспективы: сб. матер, южно-российской конференции. - Краснодар: Краснодарский гос. ун-т к-ры и ис-

в, 2010. - С. 286 - 291.

14. Пенкина, О. В. Ценностные ориентаций и феномен креативности: опыт регионального внедрения [Текст] / О. В. Пенкина // Концептуальные основы регионализации в системе музыкального образования. Вып. 1.: сб. науч. тр. — Краснодар: Краснодарский гос. ун-т к-ры и ис-в, 2011. - С. 141-157.

Общий объем публикаций по теме исследования составляет — 5,7 п.л.

Формат бумаги 60x84 1/16. Гарнитура шрифта «Times New Roman Суг». Тираж 110 экз. Заказ 01-79 Отпечатано с готового оригинал макета ООО “Славянка”

Краснодар, ул. Орджоникидзе, 52

 

Текст диссертации на тему "Креативность в системе высшего художественного образования современной России"

61 12-24/82

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

ПЕНКИНА Ольга Владимировна

КРЕАТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

24.00.01 - теория и история культуры

диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель ГОРЛОВА Ирина Ивановна,

доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Краснодар 2012

На правах рукописи

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................. 3

Глава 1.

Теоретико-методологические основы исследования художественного образования в современной России

1.1. Современное общество и креативность:

методологические проблемы культурологического анализа...................15

1.2. Эволюция ценностных ориентиров

в отечественном художественном образовании...................................34

1.3. Основные направления государственной

политики в художественном образовании.........................................51

Глава 2.

Феномен креативности и его место в организации художественного образования

2.1. Особенности исследования понятий «креативность»

и «творчество» в культурологическом знании»....................................72

2.2. Креативность как культурообразующий элемент

гуманитарного знания..................................................................88

2.3. Особенности формирования креативности студентов

вуза культуры и искусств............................................................ 117

Заключение...............................................................................140

Список использованных источников и литературы............................ 143

Приложение..............................................................................174

Введение

Актуальность темы исследования. Высшее образование современной России характеризуется глубокими преобразованиями и внедрением инновационных технологий. Наряду с этими тенденциями развитие общества предполагает обогащение культуры новыми признаками и формами, обусловленными созданием единого культурно-образовательного пространства, освоением новых социальных навыков. Сложившаяся ситуация в высшем образовании не поддается однозначной оценке.

С одной стороны, основные тенденции модернизации системы образования связаны с потребностью в конкурентоспособном специалисте, обладающим нестандартным, креативным мышлением, готовом не только генерировать знания, но и творчески их применять, а так же необходимостью получения высокой квалификации как главного фактора материального достатка и общественного статуса. С другой стороны, в процессе обучения студентов в высших профессиональных учебных заведениях по-прежнему имеют место замкнутость системы образования на традиционных критериях, не всегда отвечающих требованиям времени, а так же несоответствие получаемых навыков в профессиональной сфере динамике социокультурных изменений.

Заявленные противоречия характерны и для художественно-творческой системы профессионального образования в современной России, рассматриваемой в контексте общемировых тенденций модернизации и развития.

К профессиональному образованию в сфере культуры и искусства относятся: академии и институты музыки, институты искусств, институты искусств и культуры, институты кинематографии, институты культуры, консерватории, музпединституты, пединституты искусств, театральные, театрально-художественные институты, хореографические институты, художественные институты, академии художеств.

Модернизация общества, культуры затрагивает всю систему высшего образования, которое способно к продуктивной трансформации только в рамках культурологической концепции, основанной на инновационных принципах. Традиционные для России ценностные установки актуальны и в настоящее время, но они уже не могут воплощаться средствами сложившейся системы образования.

В условиях модернизации общества, в том числе системы высшего художественного образования, актуальным и смыслообразующим фактором выступает категория «креативность», так как именно она стала движущей силой, позволившей многим обществам прошлого преодолеть трудности роста и кризисы самоидентификации, переосмыслив собственное культурное наследие и обнаружив в нем инновационный потенциал, найдя, тем самым, убедительный способ продолжения «живого» прошлого в будущем1.

Развитие способности к творчеству - креативности входит в состав основных приоритетов российского образования. Вместе с тем, креативность следует разрабатывать с учетом другой категории - «ценностные ориентации», поскольку именно они качественным образом воздействуют на развитие мышления личности.

Сегодня система обучения студентов в художественно-творческих вузах чаще всего строится на теоретических основах содержания образования предшествующих поколений и характеризуется строгой регламентацией и академичностью. Абитуриенты приходят в высшие учебные заведения культуры и искусств с самыми различными способностями и общекультурной подготовкой. В связи с этим, обучение по традиционным методикам является для них непомерно трудной задачей. К числу важных составляющих аспектов образовательной деятельности относятся не только их обучение по традиционной программе, но и

1 Концепция Третьего российского культурологического конгресса с международым участие «Креативность в пространстве традиции и новации». [Электрон, ресурс]. - Режим доступа:

Ьар://сопйге55.5рЬпс.оге/!^ех.рЬр?ас1!оп=сопсер1.

формирование, развитие способностей, подготовка качественно новых специалистов, обладающих способностью к творчеству - креативности, умением оперативно принимать решения, мыслить нестандартно.

Рассматривая систему профессионального художественного образования как структурообразующий компонент социально-культурной практики, автор анализирует социокультурную ситуацию в России в культурологическом ключе, что актуализирует проблему исследования.

Степень разработанности проблемы. Изучение теоретических аспектов проблемы креативности в системе высшего художественного образования современной России потребовало обращения к фундаментальным трудам отечественных и зарубежных ученых. В общетеоретической рамке культурологического знания особое значение приобретают исследования эволюции и динамики культуры и общества Г. А. Аванесовой, Э. С. Маркаряна, Н. Г. Михайловой, В. М. Петрова, П. А. Сорокина; труды Э. А. Орловой, А. Я. Флиера и др., определяющие морфологию и структуру культуры.

Сложность и многогранность исследуемой проблемы обусловили обращение к социокультурной ситуации в обществе, что, несомненно, влияет на ценностные ориентиры в высшем художественном образовании. Проблемы ценностных ориентаций в гуманитарном знании рассматриваются в работах: С. А. Арутюнова, М. Вебера, А. В. Коржуева, И. В. Лесковой, М. А. Макаревича, О. П. Неретина, Н. Д. Никандрова, В. А. Попкова, М. Рокича, А. В. Соколова, В. Я. Суртаева, Ж. Т. Тощенко, М. Шел ера, 3. П. Яхимовича и др. Были учтены результаты исследований в области информатизации общества, виртуальной реальности (В. Д. Байрамова, Т. А. Бондаренко, А. В. Зверев, М. Кастельс, А. А. Крушанов). Также были задействованы исследования, посвященные ценностям и потребностям современного студенчества В. Н. Козленко, А. М. Новиков, О. Оберемко, Б. А. Ручкин, И. Садовская, А. В. Соколов. Проблемам истории формирования, развития и модернизации системы высшего художественного образования посвящены

работы Е. Я. Александровой, А. О. Аракеловой, Ю. А. Архангельского, И. И. Горловой, А. Н. Еремеевой, В. Ф. Зивы, Г. В. Маяровской, Н. Н. Павелко, В. Г. Торосяна и др.

В контексте изучаемой проблемы, особую значимость приобретают идеи, методы, представленные в рамках культурологии и социологии культуры. Для решения поставленных в исследовании задач особенно важно корректное совмещение концептуальных представлений теории культуры, с идеями, разрабатываемыми в социальных теориях. В данном случае такое совмещение имеет место на примере идей о культурной и социальной динамике, теории модернизации общества и самоорганизации культуры, теории стратификации и представлений о субкультурах и др. В связи с этим важное значение имели работы Г. Зиммеля, П. Бурдье, Б. С. Ерасова, Л. Г. Ионина, Ф. И. Минюшева, Л. И. Михайловой и др.

Формирование категории «креативность» до начала XX века происходило в русле изучения феномена творчества, творческого мышления. Данная дефиниция, в том или ином виде, представлена в научно-теоретических трудах разной направленности (философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, музыкознании), при этом, в зависимости от методологических установок авторов, в центре внимания оказывались ее различные аспекты.

В отечественной науке изучение творчества связано, прежде всего, с именами Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Я. А. Пономарева, Д. Б. Богоявленской и др. Феномен «творчество» нашел отражение в исследованиях В. Н. Дружинина, Л. А. Китаева-Смыка, В. Г. Мозгота, А. А. Мелик-Пашаева, А. В. Морозова, В. И. Петрушина и др. Особое место занимает теория решения изобретательных задач, выдвинутая выдающимся ученым Г. С. Альтшуллером, которая в определенной степени затрагивает вопросы развития креативности. Кроме того, проблемами творчества и креативности занимались отечественные ученые - представители различных областей науки: М. К. Акимова, С. В. Алиева, Н. А. Бердяев, В. М. Бехтерев,

А. В. Брушлинский, С. М. Вишнякова, С. О. Грузенберг, В. Н. Дружинин, Э. Ландау, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, А. В. Морозов, Д. Н. Овсяннико-Куликовский, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Д. В. Ушаков, Д. В. Чернилевский, М. Г. Ярошевский и др.

Зарубежными классиками в исследовании феномена «креативность» являются: А. Адлер, Г. Айзенк, Ф. Баррон, М. Вертгеймер, М. А. Воллах, В. Вундт, Дж. Гилфорд, К. Дункер, А. Маслоу, С. Медник, А. Менегетти, Г. Олпорт, Дж. Рензулли, Е. Торренс, Э. Фромм, 3. Фрейд, Г. Эббингауз, К. Юнг и др. Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых подтверждает несомненный интерес к проблеме креативности со стороны ученых из различных областей знания.

Методологическое и теоретическое обоснование проблемы креативности в культурологии представляет собой новое направление. Однако подходы к предмету исследования и развития креативности отличаются рядом особенностей, затрудняющих их непосредственное использование в образовательной практике, в частности, в вузе культуры и искусств. Считаем, что причины этого кроются в самом характере изучаемого феномена - креативности, предполагающего разработку множества подходов и идей.

Для выделения ценностных приоритетов государственной политики в сфере высшего художественного образования были проанализированы актуальные документы: Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в российской Федерации на 2008 - 2009 годы; Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в российской Федерации на 2008 -2015 годы; Концепция художественного образования РФ; Национальный проект «Образование»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Комплексный проект модернизации образования; Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; Концепция долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации до 2020 года и др.; статистические данные в области российского высшего художественного образования.

Объектом диссертационного исследования является художественное образование в современной России.

Предметом исследования выступает креативность в системе высшего художественного образования современной России.

Цель исследования - проанализировать категорию «креативность» как ценностный компонент культурологического знания и важную составляющую системы высшего художественного образования.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Осуществить анализ социальной реальности и обосновать существующую потребность в креативном мышлении студента.

2. Выделить ценностные ориентиры художественного образования в

современной России.

3. Проанализировать основные направления государственной политики в области высшего художественного образования.

4. Рассмотреть основные подходы к исследованию креативности и творчества, проследить их развитие в культурологическом знании, показав их общность и специфику.

5. Исследовать креативность как культурообразующий элемент гуманитарного знания.

6. Разработать теоретическую модель формирования креативности студента в художественном вузе.

Теоретико-методологической основой исследования стали философско-культурологические и социологические исследования о месте и роли культуры в становлении личности, (М. А. Ариарский, Л. П. Буева, П. С. Гуревич, О. А. Жукова, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, А. Я. Флиер); теории и концепции ценностных ориентации (Дж. Дьюи, М. Рокич, А. В. Коржуев, О. А. Оберемко, В. А. Попков, А. В. Соколов, В. Я. Суртаев,

В. Г. Торосян и др.); функционирования системы и организации высшего художественного образования (О. П. Неретин, А. О. Аракелова, И. И. Горлова, В. Ф. Зива, Е. Я. Александрова, Н. И. Аристер, Н. И. Загузов, С. Д. Резник, Н. Н. Павелко); творчества и креативности (Г. Айзенк, А. Бине, Дж. Гилфорд, Э. Ландау, Е. Торренс, Г. С. Альтшуллер, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, О. А. Карлова, Д. К. Кирнарская, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, В. С. Ротенберг, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.).

Учитывался также методологический принцип дополнительности, помогающий избежать однозначных оценок исследуемых явлений и не абсолютизировать их трактовки в различных теоретических концепциях.

В работе использованы методы анализа, синтеза, проектирования, экспертных оценок, восхождения от абстрактного к конкретному, историко-сравнительный и метод моделирования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эволюция ценностных ориентиров в социально-гуманитарной сфере, связанная с трансформацией социальной реальности общества, являющаяся определяющей формой его развития, указывает направление изменений в образовании, нацелена на модернизацию, совершенствование способностей человека, актуализацию потребностей в креативном мышлении личности.

2. В ходе компаративного анализа художественного образования установлена зависимость ценностных ориентиров от трансформации и модернизации общества, что, безусловно, влияет на формирование образовательной системы.

3. Анализ государственной политики в области художественного образования, показал, что потребность в качественно новых специалистах, диктует необходимость пересмотра существующей системы, разработку новых принципов научно-образовательной деятельности, учитывающих ценностные ориентации, запросы и установки общества, реализация которых невозможна без способности к творчеству - креативности.

4. В процессе исследования проблемы доказано, что категории «творчество» и «креативность» представляют собой две взаимосвязанные, но в то же время самостоятельные проблемы. Так, креативность - это качество личности, способность направленная на генерацию новых идей; а творчество - это процесс, порождающий нечто качественно новое, неповторимое и уникальное. Если креативность любого индивида связывают с особенностями его мышления, совокупностью способностей, позволяющих генерировать идеи, отличающиеся от общепризнанных, стереотипных, в большей степени обусловлена социальными специфическими запросами общества, то творчество является привилегией большого искусства.

5. Креативность как ценностный компонент культурологического знания и важная составляющая системы высшего художественного образования рассматривается как интегративное качество, основанное на целостном процессе развития личности, включающего формирование способностей, направленных на более эффективное и творческое освоение знаний, повышение конкурентоспособности будущих специалистов, генерацию их новых нестандартных мыслей, поступков, действий, гипотез, образов, повышение коммуникативных возможностей по отношению к социуму.

6. Разработана и эмпирически апробирована теоретическая модель формирования креативности студента в художественном вузе, способствующая развитию профессиональных качеств и креативности, повышению активного интереса к специальности, в которой в органичном сочетании представлены четыре содержательных элемента: преобразование социокультурной вузовской среды; совершенствование форм и методов работы со студентами; уровни сформированности креативности; разработка показателей креативности как структурных составляющих.

Эмпирическое исследование по формированию креативнос