автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Крестьянская община и ее эволюция в Танзании (конец 50-х - начало 80-х гг.)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Никифоров, Александр Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Крестьянская община и ее эволюция в Танзании (конец 50-х - начало 80-х гг.)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Никифоров, Александр Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТАНЗАНИЙСКАЯ ОБЩИНА НАКАНУНЕ НЕЗАВИСИМОСТИ

1.1. Типы общинной организации в доколониальный период.

1«2. Эволюция общинных структур в колониальный период.

1*3. Основные итоги воздействия колониализма на общинные структуры Танзании.

ГЛАВА П. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩИННЫХ

СТРУКТУР (1961-1966 ГГ.)

2 Д. Общее направление развития.

2.2. Мероприятия правительства по преобразованию танзанийской деревни.

2.3. Характер социально-экономических изменений в танзанийской общине

2.4. Факторы перехода на путь социалистической ориентации.

ГЛАВА Ш. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЩИННЫХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ.

ЗД. Идеологическая основа новой стратегии развития.

3.2. Процесс создания деревень "удкамаа"

3.3. Социально-экономические последствия "удаамаизации".

3.4. Взаимоотношения традиционных и политических органов власти

3.5. Социо-кульдурные изменения.

3.6. Основные итоги развития

ГЛАВА 1У. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКЕ ТАНЗАНИИ.

4Д. Обострение экономического положения . 98 4.2. Новые явления в аграрной политике

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Никифоров, Александр Владимирович

Современная эпоха характеризуется возрастающей ролью, которую играют молодые освободившиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки в мировой политике и экономике. Это ставит перед исследователями задачи углубленного анализа тех процессов, которые определяют направление их социально-экономического развития. Процессы эти, как подчеркивалось на июньском (1983 г.) Пленуме Щ КПСС, "сложны и неоднозначны, и важно их правильно понимать (2.2,с.23).

К числу таких сложных процессов относятся изменения, происходящие в традиционных социальных структурах африканской деревни, определяемые во многом прямым воздействием государства на аграрную сферу. При этом кардинальной проблемой становится вопрос о роли и месте африканской общины в общем процессе и направлении социально-экономического развития африканских стран.

Особое значение эта проблема приобретает для многих стран социалистической ориентации, поскольку в них предпринимаются активные попытки использовать некоторые существенные черты традиционных форм социальной организации в строительстве нового общества. К числу таких стран относится Объединенная Республика Танзания.

Накануне достижения независимости не менее 80$ населения Танзании проживало в рамках небольших земледельческих общин. Им принадлежало 95$ национального фонда сельскохозяйственных обрабатываемых земель, не считая пастбищных угодий. Общинное крестьянство давало основную часть производства продовольственных культур и не менее половины - экспортных (сизаль, кофе, хлопчатник, орехи кешью, чай), на долю которых приходилось около 80$ экспортной выручки.

Община в Танзании во многом определяла не только экономическую, но и социальную жизнь страны, являясь основным объектом колониальной эксплуатации. В поолеколониальннй период сохранение общины повлияло и на выбор национальной стратегии развития. По сути дела, танзанийское руководство поставило своей целью найти выход из состояния отсталости путем использования в национальных масштабах внутренних потенций, норм и ценностей африканской общины, и в первую очередь принципа "уджамаа" -совместной жизни и работы, коллективной взаимопомощи, опоры на собственные силы. С 1967 г. концепция "уджамаа" была положена в основу государственной политики Танзании.

Последовательное проведение в жизнь этой политики повлекло за собой пространственное перемещение огромных масс сельского населения и его концентрацию во вновь созданных крупных деревнях, где власти пытаются внедрить коллективные методы производства,. вовлечь общинное крестьянство в активную общественно-политическую жизнь и, в целом, существенно изменить экономический, социальный и этнопсихологический климат в танзанийской деревне. Подобные крупномасштабные преобразования являются уникальными дня всего Африканского континента.

Результаты этих преобразований, их влияние на судьбы общинных структур и на развитие страны в целом нельзя оценить однозначно. Вокруг политики "уджамаа" в последние годы развернулись дискуссии и споры, принявшие ярко выраженный идеологический характер, поскольку речь идет о стране, избравшей путь некапиталистического развития и стремящейся создать условия для строительства в перспективе социалистического общества.

Противники социалистической ориентации видят в политике, направленной на преобразование традиционных структур в Танзании, лишь одни неудачи. Напротив, большинство исследователей положительно оценивают танзанийский опыт, отмечая в то же время ошибки и неудачи, неизбежные при проведении столь широких и радикальных преобразований.

Основной задачей, поставленной автором в данной работе, является определение характера эволюции танзанийской общины в условиях воздействия аграрной политики государства в первые два десятилетия независимого развития страны^ В связи с этим в диссертации ставятся вопросы о классовой сущности политики танзанийского руководства на различных этапах послеколониальной истории страны, о результатах ее воздействия на общину, а также вопросы обратного воздействия традиционных структур на стратегию развития и государственную политику. Иначе - какую реальную роль играла община в социальном, политическом и экономическом развитии Танзании и в первую очередь на этапе развития страны по пути социалистической ориентации.

Очевидно, ответы на эти вопросы имеют важное практическое значение не только для будущего самой Танзании, но и для других африканских стран, которые решают аналогичные задачи, а также для советских организаций, связанных с планированием и осуществлением сотрудничества между нашими двумя странами.

Поставленная в работе задача весьма актуальна и с научной точки зрения, поскольку, как подчеркивают советские ученые, "изучение общины - одна из кардинальных задач африканистики" (4.44,с.З). В этом плане особый интерес представляют вопросы функционирования и эволюции общинных структур в современный исторический период развития африканских стран.

Учитывая специфику изучаемого объекта и исходя из задач,

I/ Исследование ограниченно материковой частью страны. Формы социальной организации и, следовательно, их эволюция, а также характер аграрных преобразований на о-вах Занзибар и Пемба имеют свою специфику и могут служить предметом особого исследования. поставленных в диссертации, автор стремился к комплексному ис-торико-экономическому анализу исследуемых вопросов.

Методологической базой исследования послужили основополагающие труды классиков марксизма-ленинизма, в которых дается глубокий анализ возникновения и эволюции различных исторически стадиальных типов общин, вскрывается дуалистический характер земледельческой общины, борьба в ее недрах коллективных и частных начал. Эти вопросы с большой теоретической глубиной разработаны в работах К.Маркса "Экономические рукописи 1857-1861 гг." и Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" .

Особое теоретическое значение для задач, поставленных в данной диссертации, имеют положения, содержащиеся в переписке К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. Имеются в виду прежде всего наброски ответа К.Маркса на письмо русской революционерки В.Засулич. Особенно важна высказанная в них основополагающая мысль К.Маркса о том, что во всех после-первобытных обществах общинный уклад занимает среди прочих подчиненное положение и что его развитие и судьба отныне больше зависят от действия законов господствующего в обществе уклада, чем от его собственных имманентных законов (1.4, с.418-419).

Этот методологический подход К.Маркса имеет важное значение для анализа перспектив развития современных общинных структур афро-азиатских стран, которые находятся в системе мирового капиталистического хозяйства и испытывают мощное внешнее воздействие мирового капитализма. Без учета этого фактора вряд ли возможно правильно определить тенденции эволюции традиционной общины и в современной Африке. С другой стороны этот марксистский подход требует и учета воздействия на освободившиеся страны мировой социалистической системы, которое усиливается с каждым годом.

Новый этап в развитии марксистской теории общины, определении ее места в социальной жизни общества и перспектив развития связан с появлением работ Б. И Ленина, посвященных аграрно-кресть-янскому вопросу в России. В.И.Ленину приходилось разрабатывать проблемы общины не только в теоретическом плане. Революционная ситуация в России, борьба партии большевиков за свержение самодержавия, подготовка социалистической революции и первые годы становления советской власти ставили задачу практического решения проблемы русской крестьянской общины. Соединение теоретического и практического подхода к общине блестяще продемонстрировано в многочисленных работах В.И.Ленина.

В них он неоднократно давал характеристику русской поземельной общины, отмечал прежде всего процессы ее имущественной и социальной дифференциации, многочисленные фискальные, бюрократически-полицейские и тягловые путы, в которых она находилась. При этом необходимо отметить, что в работах В.И .Ленина речь шла уже об общине, глубоко втянутой в процесс капиталистического развития, который переживала в то время Россия.

Однако и в этих условиях, говоря об отношении партии большевиков к крестьянской общине, В.ИЛенин писал: "ни единой меры, направленной непосредственно против той или иной системы крестьянских поземельных распорядков, мы никогда не защищали и не будем защищать. Более того: общину, как демократическую организацию местного управления, как товарищеский или соседский союз, мы, безусловно, будем защищать от всякого посягательства бюрократов. Никому и никогда не будем мы помогать "разрушать общину", но отмены всех учреждений, противоречащих демократизму, мы будем добиваться безусловно, какое бы влияние эта отмена не оказала на коренные и частные переделы земли и т.п." (1.13, с. 344-345)•

Разумеется, в трудах классиков марксизма-ленинизма дан принципиальный методологический подход к исследованию общинных структур. Как известно, эти структуры отличаются друг от друга как в стадиальном развитии, так и в конкретном своем проявлении в различных странах и в разных исторических условиях. Поэтому при исследовании опыта преобразования общины в Танзании автор исходил из основополагающего требования, которое В.ИДенин предъявлял к марксистской теории: "Безусловным требованием марксистской теории при разборе какого бы то ни было социального вопроса является постановка его в определенные исторические рамки, а затем, если речь идет об одной стране. учет конкретных особенностей, отличающих эту страну от других в пределах одной и той же исторической эпохи" (1*16, с.263-264).

При анализе и оценке современного социально-экономического развития Танзании автор опирался также на положения, разработанные съездами и пленумами ЦК КПСС, Совещаниями рабочих и коммунистических партий, а также на материалы и документы коммунистических партий африканских стран.

Источниковой базой исследования послужили в основном официальные танзанийские документы законодательного и программного характера, а также материалы национальной статистики и выборочных полевых обследований крестьянских хозяйств и деревень "удаамаа", проведенных в основном в 70-е годы. Основные трудности, которые возникали при написании диссертации - это отсутствие сплошных статистических данных, которые бы объективно характеризовали социальные и экономические процессы в современной деревне Танзании. В диссертации были использованы материалы танзанийской прессы на английском языке и языке суахили. При этом диссертант старался использовать прежде всего материалы, носящие официальный характер (отчеты о съездах, конференциях, а также партийные и государственные документы и постановления, посвященные проблемам крестьянского движения).

Помимо танзанийских источников в диссертации были использованы статистические и справочные материалы, содержащиеся в изданиях различных международных организаций - ФАО, ЭКА ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др.

Историография. В советской африканистике и востоковедении за последние двадцать лет появилось ряд фундаментальных и прикладных работ, в которых всесторонне рассматриваются общие проблемы и тенденции социально-экономического развития освободившихся стран на современном этапе. Важные теоретические положения по этому поводу содержатся в фундаментальных трудах советских ученых: К.Н.Брутенца, Ан.А.Громыко, Л.В.Гончарова, Г.Ф.Кима, Е.М.Примакова, Г.Б.Старушенко, Р.А.Ульяновского и др. (4.7; 4.8; 4.9; 4.13; 4.17; 4.21; 4.47; 4.49; 4.57; 4.60; 4.63).

Особое значение среди широкого круга проблем, поднятых в этих исследованиях, для данной работы имели выводы о специфике такой формы прогрессивного развития общества, которую принято называть социалистически ориентированной. Во внешнеэкономических отношениях стран социалистической ориентации мировая капиталистическая система продолжает играть главную роль, а по социально-политическим своим характеристикам и решающей роли государства в национальном развитии они ближе к странам социалистической системы. Очевидно, что в таких обществах для общины складывается иная "внешняя среда", нежели в обществах капиталистической ориентации или в обществах, где происходит социалистическая революция непосредственно.

Диссертант в своем исследовании исходил из теоретических положений, разработанных в советской науке, касающихся общих закономерностей аграрной эволюции освободившихся стран, и той роли, которую играют в этом процессе традиционные формы хозяйства и социальной организации. Эти вопросы глубоко и аргументировано рассмотрены в работах Ю.Г.Александрова, В.П.Данилова, Ю.М.Кобищанова, В.В.Крылова, Д.А.Ольдерогге, В.Г.Растянникова, Л.И.Рейснера, И.В.Следзевского, В.А.Субботина, Л.Д.Яблочкова.

Среди этого круга проблем особенно важны выводы об изменении места сельского хозяйства в совокупном процессе общественного воспроизводства освободившихся стран. На рубеже 70-80 гг. сельское хозяйство из источника накоплений для "несельскохозяйственных" секторов само стало превращаться в объект приложения капиталов. Дальнейшее развитие сельского хозяйства встало в зависимость от притока капиталов в эту отрасль "извне". Так сложилось противоречие между необходимостью покончить со связанным с общим национальным воспроизводством стихийным развитием традиционных секторов, порождающим продовольственный кризис и кризис занятости, - с одной стороны, и невозможностью из-за нехватки ресурсов осуществить модернизацию на современной технологической основе всех крестьянских хозяйств, - с другой (5.25, с.16-17; 5.26, с.264).

Для основной массы крестьян, которые заведомо в ближайшие • десятилетия не получат достаточное количество современных средств производства, будут, вероятно, присущи и иные, не требующие крупных капитальных затрат, пути развития. Там, где преимущества современной агротехники и осязаемые материально-денежные выгоды не играют определяющей роли, на первое место выходят субъективные факторы этнокультурного и политического характера. Вот почему этнокультурные и исторические исследования нематериальных мотивов прогресса приобрели при этих обстоятельствах действительно актуальное и практическое значение.

Весомый вклад в изучение этих аспектов "традиционности" внесли работы советских историков и этнографов Н.А.Бутинова, Ю.В.Бромлея, Ю.Н.Зотовой, В.Б.Иорданского, Р.Н.Исмагиловой, Ю.М.Кобищанова, Н.Б.Кочаковой, Н.А.Ксенофонтовой, Л.Е.Куббеля, А.В.Летнева, А.Н.Мосейко, Д.А.Ольдерогге, Б.С.Старостина и многих других (см. 4.10; 4.23; 4.27; 4.28; 4.33; 4.38; 4.44; 4.60; 5.20; 5.24; 5.28; 5.29; 5.33).

Дифференцированный, и вместе с тем широкий подход к проблеме общины и традиционных институтов, содержащийся в работах указанных авторов, потребовал от советских ученых разработку проблем типологии общинных форм социальной организации в Африке. Одну из первых попыток в этом направлении (и к сожалению, пока единственную) предприняли авторы коллективной монографии "Община в Африке: проблемы типологии", вышедшей в 1978 году. Заслуга авторов этой монографии заключается в том, что впервые в африканистике они попытались дать типологию не просто земледельческой общины на разных этапах ее стадиального развития, а типологию общинных структур вообще, начиная от различных форм раннеродовой и родовой общины и кончая одной из наиболее распространенных форм неотрадивдонной "вторичной" общинной организации - земляческих союзов, известных в большинстве африканских стран. Такой подход с использованием богатейшего фактического материала, несомненно, расширил наши представления о многообразии общинных структур в Африке.

Необходимо отметить, что раньше традиционные институты изучались преимущественно этнографами и историками. В настоящее время их анализ ведется с более широких позиций - традиционные институты стали предметом исследований экономистов, социологов, юристов и т.д. Такой фронтальный подход позволил несколько иначе рассматривать положение традиционных институтов в современных афро-азиатских обществах - не просто как остаточных, пережиточных общественных структур, а в качестве составной части так называемого многоукладного общества.

В советской научной литературе утверждается точка зрения, наиболее последовательно разрабатываемая советским исследователем В.В.Крыловым, согласно которой "так называемые пережитки докапиталистических способов труда и натурального хозяйства далеко не во всем и не всегда являются просто не успевшими исчезнуть остатками доколониальных и колониальных времен, а представляют собой нечто, генерируемое и воспроизводимое в освободившихся странах законами их современного развития" (5.26, с.268).

Исходя из этого, В.В.Крылов проводит четкое разграничение укладов как доколониальных пережитков и как продукта воздействия капитализма. "Таким образом, - пишет он, - в зависимых странах капиталистические отношения как бы развиваются вспять, вырождаются в предшествующие им укладные формы. Речь идет, еле-? довательно, о регрессивных формах самого капитала, о таких укладах, которые исторически не предшествуют капитализму, а им же самим порождаются. Эти "псевдотрадиционные", или "неотрадиционные", укладные формы необходимо отличать от предшествующих капитализму, действительно доколониальных местных укладов. Отношения капитализма с этими последними есть отношения межуклад-ные, отношения между различными способами производства. Его отношения с "псевдотрадиционными" укладными формами есть внутреннее для капиталистического строя противоречие между его вполне развившимися и аномальными (термин К.Маркса) формами" (5.27, с.30).

Проблемы, связанные с определением характера эволюции общинных структур, их места в современной социально-политической жизни африканских стран, принадлежат к числу наиболее дискуссионных в советской африканистике. Наиболее жаркие споры и диаметрально противоположные точки зрения выявились по вопросу, касающемуся возможностей и судеб традиционных институтов в освободившихся странах вообще, и в Африке в частности. Одни исследователи объявляют общину и связанные с ней формы землевладения и землепользования всецело регрессивными, неспособными вписаться в современные структуры, а потому подлежащие уничтожению в процессе социально-экономических преобразований. Подобную точку зрения отстаивает советский африканист И.А.Сванидзе (5.46, с. 17).

Другие исследователи доказывают жизнеспособность традиционных институтов, их эластичность и гибкость, способность быстро адаптироваться к новым условиям. Сторонники этой точки зрения обычно рассматривают факт сохранения общины в качестве одного из благоприятных условий для кооперативного строительства в деревне. Так, ленинградский исследователь С.Д.Зак пишет: "Мы убеждены, что крестьянская община там, где она сохранилась, может служить переходной формой к социализму в деревне" (5.14, с. 293).

Участники дискуссии, организованной за "круглым столом" журнала "Азия и Африка сегодня" (Г.Ф.Ким, Н.А.Симония, В.Г.Хо-рос, В.Л.Шейнис), напротив, подчеркивали сложность и многообразие процесса соединения традиционного и современного в развивающемся мире, диалектические грани этого процесса, громадные трудности, связанные с необходимостью скорейшего "осовременивания" освободившихся стран. Хотя и здесь, не в столь, правда, категоричной форме, выявилось негативное отношение к "традиционности" и более "терпимое", допускающее различные варианты использования жизнеспособных, динамичных элементов прошлого в прогрессивном развитии освободившихся стран (3.5,1983, $?,с.ЗЗ-41).

Итоги "круглого стола", проведенного журналом "Азия и Африка сегодня", свидетельствуют о том, что в советской литературе, посвященной проблеме традиционных институтов в странах Азии и Африки, не совсем четко определяются понятия "традиционности" и "традиции", а в большинстве работ эти понятия выступают как синонимы. На наш взгляд, этот подход не совсем правомерен» В советской литературе под "традиционностью", "традиционными институтами" или "традиционными отношениями" понимаются те структуры и отношения, которые носят докапиталистический характер. При этом подразумевается преаде всего формационное происхождение "традиционного" (4.33, с.3-4; 4.62, с.З). Таким образом, понятие "традиционность" в советской научной литературе носит политэкономический характер. Поскольку это так, то "традиционность" смыкается с понятием "архаичность", и именно в этом смысле употребляется многими исследователями.

Традиция - это социокультурное явление, несущее на себе нравственный и социальный облик эпохи, и находящее свое внешнее выражение прежде всего в обычае. Мы не можем со всей определенностью сказать - "архаична" та или иная традиция или нет. Разграничение понятий "традиционность" и "традиция" необходимо, поскольку это вносит большую ясность в вопрос о роли "традиционности" и "традиции" в современную эпоху.

Следующий круг научной литературы, использованной автором в диссертации - это работы ученых-страноведов, посвященных непосредственно основным проблемам истории и экономики Танзании. Эта литература, содержащая богатый фактический и обобщающий материал, помогла диссертанту более четко представить себе основные социально-экономические и политические проблемы, стоящие перед Танзанией и ее место в ряду других стран Африки. Автор имеет в виду прежде всего работы Н.М.Гиренко, Б.Н.Денисова, Р.Н.Исмагиловой, В.Я.Капмана, Н.ДЛСосухина, В.В,Павловой,И.Е.Си-ницыной и др.

Автор учитывал в своей работе выводы и результаты исследований советских африканистов-аграрников (в частности, Н.И.ГавN рилова, М.Ф.Гатауллина, Н.П.Космарской, П.И.Куприянова, А.А.Куу~ за, В.П.Морозова, А.А.Сорокина, И*АСванидзе и др.).

Опыт аграрных преобразований в Танзании вызвал массовый поток работ, посвященных этой стране в зарубежной африканистике. Автор критически отобрал и проанализировал наиболее, по его мнению, оригинальные и содержащие интересный фактический материал работы западных африканистов. К их числу относятся, в частности, работы Г.Бинена, К.Ингла, Дж.Коннелла, Л.Клиффа, Д.Макген-ри, КЛратта, Дж.Саула, М.Фрейхолд, Г.Хюдена и др. (см. 4.74; 4.76; 4.84; 4.88; 4.89; 4.90; 4.97; 4.104; 4.110; 4.113).

По своей политико-идеологической направленности работы зарубежных исследователей можно разделить на два основных типа: написанные с. либерально-буржуазных и лево-радикальных позиций. Для зарубежной африканистики либерально-буржуазного направления характерен в первую очередь тот факт, что она рассматривает историю аграрных преобразований в Танзании, наиболее ярким этапом которой явилось создание деревень "уджамаа", лишь в качестве интересного, уникального "эксперимента", и не пытается теоретически глубоко осмыслить все послеколониальное развитие Танзании как поиски и нахождение стратегии, а не как эксперимент социально-экономического развития. Подобная ограниченность в подходе снижает научную и теоретическую ценность большинства работ зарубежных исследователей Танзании этого направления. Другой, негативной чертой исследований либерально-буржуазных авторов является внеклассовый, а зачастую и внеисторический подход к изучаемым явлениям. Это особенно характерно для работ, выполненных на эмпирическом уровне исследования (см. 4.101; 4.102; 4.105; 4.108; 4.109).

Для лево-радикального направления зарубежной африканистики характерной чертой является обращение большинства ее представителей к отдельным положениям и высказываниям классиков марксизма-ленинизма. Такое обращение симптоматично, ибо показывает, с одной стороны, рост влияния идей марксизма в зарубежной науке, а с другой - невозможность теоретически осмыслить и решить основные социально-экономические проблемы африканских стран в рамках различных буржуазных теорий. Это не означает, конечно, что зарубежные ученые всецело переходят на позиции теории научного марксизма. Иногда цитирование классиков марксизма означает лишь просто дань"моде"(что само по себе свидетельство популярности идей марксизма в Африке и в других странах).

С другой стороны, среди зарубежных африканистов этого направления получают поддержку различные мелкобуржуазные теории аг-рарно-крестьянского вопроса, что также можно понять, поскольку предметом исследования являются в основном "крестьянские" страны. При этом иногда регенерируются и получают широкое распространение полузабытые теории крестьянского хозяйства. В частности, в последнее время в зарубежной африканистике получили широкое распространение взгляды русского мелкобуржуазного теоретика аграрного вопроса А.В.Чаянова (см. 4,89; 4.97; 5.71).

Что касается тематики исследований, то в настоящее время ученые все большее внимание сосредоточивают на социологических проблемах аграрного развития, уделяя, в частности, большое внимание проблеме "город-деревня", анализируя при этом вопросы политического сознания крестьяноких масс, влияние политики африканских государств на положение в деревне, способы мобилизации сельского населения на решение основных задач социально-экономического развития (4.88; 4.90; 4.96; 4.98).

В целом, работы зарубежных исследователей представляли для диссертанта интерес прежде всего с точки зрения полноты содержащегося в них фактического материала.

Особо следует остановиться на работах лидеров африканских стран, положивших в основу концепции социально-экономического развития своих стран различные теории популистского типа. В основе этих идей лежат два фундаментальных тезиса: отрицание капитализма как пути социально-экономического развития своих стран, и признание традиционных структур, в частности,африканской общины с ее эгалитарными принципами, в качестве основы и исходного пункта построения общества социальной справедливости, где будут господствовать отношения равноправия и не будет места эксплуатации человека человеком. Имеются в виду прежде всего концепция "негритюда" Д.Сенгора, теория "замбийского гуманизма" К.Каунды и, конечно, концепция "уджамаа" Дж.Ньерере. Подробно его концепция рассматривается в главе Ш диссертации. Здесь следует отметить, что концепции этих лидеров и попытки практического воплощения их в жизнь явились одним из факторов, стимулировавших повышенный интерес исследователей различных стран к проблемам традиционных институтов в Африке. Подробный разбор этих концепций с марксистско-ленинских позиций содержится в работах советских ученых Б.С.Брасова, Н.С.Илларионова, Н.Д.Косухина, О.В.Маряышина, Г.Б.Старушенко, В.Г.Хороса (4.20; 4.25; 4.36; 4.41; 4.61; 4.66).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении автор ставит задачи исследования, раскрывает актуальность

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Крестьянская община и ее эволюция в Танзании (конец 50-х - начало 80-х гг.)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ эволюции крестьянской общины в Танзании в условиях аграрных преобразований дает основание для вывода о том, что на всем протяжении исследуемого периода община выступала как фактор национального развития. Это вытекало из факта повсеместной распространенности общинного образа жизни и необходимости его модернизации. Преобразование общины диктовалось необходимостью преодоления общей социально-экономической отсталости страны. Это можно было сделать лишь путем утверждения примата государственной собственности и установления прямого контроля над всеми отраслями национального хозяйства.

В ходе осуществления социально-экономической политики государство постепенно брало на себя многие функции базисного порядка путем вторжения непосредственно в воспроизводственный процесс крестьянского хозяйства. С точки зрения классовых интересов этот процесс был выгоден основной массе общинного крестьянства, поскольку позволял значительно улучшить его социальное положение через систему государственных дотаций, льгот и социальной инфраструктуры.

Трудности практического осуществления политики, направленной на трансформацию общины, во многом возникали из-за преувеличения возможностей традиционных африканских структур к быстрому восприятию коллективных форм производства. Опыт аграрного развития Танзании еще раз продемонстрировал сложность и неоднозначность вопроса об использовании традиционных норм, свойственных общинным структурам. Одной из сложнейших проблем, с которой столкнулось руководство страны при создании деревень "уджамаа" и при внедрении в них принципов коллективного производства -это сопротивление крестьян любым формам вмешательства со стороны государства в сферу производственной деятельности крестьянского хозяйства.

Парадокс стратегии аграрного развития Танзании заключался в том, что, уменьшив влияние рыночных отношений, власти, вместе с тем, уменьшили и возможности своего контроля над сельским населением через товарообмен между городом и деревней, ибо общинник в ответ на нежелательные (с его точки зрения) чисто административные меры правительства возвращался к замкнутому натуральному производству. В процессе аграрных преобразований оказалось, что автономность отдельного крестьянского хозяйства сильнее уз солидарности со своими соседями по общине. В общине отдельная семья осуществляет практически полный контроль над своими средствами производства, что делает ее независимой в принятии решений. Дж.Ньерере преувеличил принцип коллективизма внутри танзанийской общины, который распространялся лишь на небольшой круг ближайших родственников и ограничивался вполне определенными видами работ.

Негативное влияние на ход аграрных преобразований оказывал также существовавший разрыв между политикой, декларируемой в центре, и ее осуществлением в деревне. Правительству и партии ЧЧМ не удалось в полной мере создать достаточно эффективные, понятные сельскому населению, органы управления на местах, которые бы синтезировали преимущества демократических элементов общины с современными потребностями управления коллективным производством. Большинство жителей деревень "уджамаа", не имея стимулов к расширению производства, продолжало вести традиционный образ жизни и заниматься главным образом своими индивидуальными наделами. Отсутствие четкого контроля за хозяйственной деятельностью деревень "уджамаа" приводило к различного рода махинациям, коррупции со стороны местных чиновников. Таким образом, значительная часть государственной помощи и прибавочного продукта, создаваемого в деревнях, расходовалась непроизводительно. Это обусловливало стагнацию производства, его вынужденный упор по-прежнему на природные факторы труда и проистекающую закономерно отсюда регенерацию общинных отношений.

Аграрная политика правительства Танзании показала, что на пути ее практического осуществления встают значительные трудности. Негативные экономические явления в жизни страны могут стать главной опасностью на пути социалистической ориентации. Нестабильность экономического положения усиливает социальную напряженность в стране. Это проявляется и в деревнях "уджамаа", где многие крестьяне отказываются работать на коллективном поле, покидают деревни и порывают с земледельческим трудом. Это ведет к росту преступности, паразитизму, пауперизации отдельных слоев общества, к срыву программ решения проблемы занятости и регулирования сельской миграции в города.

Опыт Танзании показал, что судьбы общинных порядков в африканских странах определяются не только их внутренними закономерностями, но и внешними условиями развития, которые во многом подавляют эти закономерности. Здесь имеются в виду прежде всего два фактора, оказывающие непосредственное влияние на традиционные формы хозяйства и социальной организации. Первый из них -усиливающееся вторжение государства в аграрную сферу, когда оно само начинает выполнять функции базисного порядка. В этих условиях намечается тенденция к подавлению или уничтожению иных форм собственности (общинной, кооперативной, частной), мешающих утверждению примата госсобственности. Второй фактор связан с включенностью африканских стран в мировую капиталистическую систему, которая через мировой рынок также непосредственно воздействует на экономические процессы, осуществляющиеся на уровне африканского крестьянского хозяйства. Это воздействие, наравне с внутрентами трудностями развития, привело в настоящее время к стагнации сельскохозяйственного производства во многих странах Африки и к обострению продовольственной проблемы,

В условиях кризиса сельскохозяйственного производства не только в Танзании, но и во многих других странах Африки, отмечается тенденция к регенерации общинных структур. Взаимообусловленность этих явлений очевидна. Низкий уровень развития производительных сил африканской деревни, значительная роль в них не трудом созданных, а природой данных "естественных" элементов, является основной причиной регенерации традиционных отношений, но не единственной. Регенерации архаичных структур способствует иногда и политика африканских государств, которые, в своем стремлении подчинить себе крестьянство, используют все рычаги административно-государственного давления на него, что вынуждает их возвращаться к традиционным методам ведения хозяйства и к автономности существования.

В этом же направлении действуют и кризисные явления в мировом капиталистическом хозяйстве, пагубно отражающиеся на общем процессе воспроизводства в африканском сельском хозяйстве.

Говоря о сохранности или регенерации традиционных структур, не следует забывать, что мы имеем дело с качественно новым типом традиционности, с таким его типом, который не является пережитком архаичного прошлого, а представляет продукт современного развития, постоянно воспроизводимого или возникающего вновь. В какой-то степени мы можем называть это явление "псевдотрадиционностью" второго поколения, возникающей не под воздействием колониального государства, а являющейся продуктом его послеколониального развития.

Главную роль в возникновении кризисной ситуации в сельском хозяйстве Танзании на рубеже 70-80-х годов, а также определенных неудач в осуществлении политики уджамаизации сыграл в первую очередь такой объективный фактор, как общее резкое ухудшение экономического и финансового положения страны в условиях обострения структурных кризисов мирового капиталистического хозяйства и стремления империалистических государств и их монополий переложить их тяготы на плечи народов развивающихся стран. Следует учитывать и крайне неблагоприятные погодные условия в Танзании на протяжении 70-х годов, вызвавшие многолетнюю засуху.

Факты свидетельствуют о том, что танзанийское руководство трезво оценивает причины не вполне удачных итогов осуществления политики уджамаизации и не спешит с ее пересмотром. С учетом сложившейся ситуации в настоящее время поставлена задача сбалансировать социальные и экономические аспекты государственной аграрной политики. У съезд Революционной партии Танзании (октябрь 1982 г.), подтвердив приверженность политике "уджамаа" и "опоры на собственные силы", подчеркнул, что этой политике необходимо придать новый импульс.

Отмечая сложность и неоднозначность характера эволюции общинных структур Танзании в исследуемый период, необходимо подчеркнуть, что определяющим фактором здесь явилась целенаправленная политика государства, приведшая к необратимым позитивным сдвигам как в самой танзанийской общине, так и в обществе в целом.

Практически менее чем за десятилетие в Танзании в корне изменился тип расселения сельских жителей. Процесс перехода от "додеревенского" типа поселений к "деревенскому", растянувшийся во всемирно-историческом развитии человечества на многие сотни лет, в Танзании был осуществлен в исторически наикратчайший срок. Уже сам по себе этот факт означает глубокую перепашку тяжелого пласта всех традиционных связей и представлений, свойственных замкнутым земледельческим общинам, так или иначе втягивает сельское население в новые системы отношений. На протяжении многих лет танзанийское крестьянство испытывает мощное идеологическое и политическое воздействие со стороны партийных и государственных органов и это воздействие не пройдет бесследно для социального и этнопсихологического климата в деревне, В результате проведения аграрной политики, направленной на преобразование традиционных структур танзанийской деревни, происходит процесс национально-этнической консолидации, способствующей возрастанию политической и социальной активности широких масс трудящихся города и деревни. Созданная в стране социальная инфраструктура, несомненно, оказывает глубокое воздействие на все нравственно-психологические основы танзанийской общины, на возникновение новых потребностей и ценностных ориентаций ее членов.

В итоге можно признать, что под идеологическим знаменем "спасения традиционных ценностей", власти Танзании предприняли беспрецедентную для всей Тропической Африки революционную попытку фактического разрыва со всякой традиционностью.

На всем протяжении независимого периода развития страны постоянно совершенствовался партийный и государственный аппарат управления, способствовавший как консолидации власти, так и распространению идей переустройства общества на социалистической основе. На этих идеях уже выросло новое поколение молодых танзанийцев, и этот идеологический фактор необходимо иметь в виду при оценке перспектив и будущего направления развития республики. Цементирующим элементом во внутриполитической жизни страны на всем протяжении ее независимого развития являлось признанное лидерство Дж.Ньерере в качестве главы государства и партии, главного идеолога "уджамаа", а также отсутствие сколько-нибудь значительной политической оппозиции. Все эти факторы, несомненно, укрепляют позиции прогрессивных сил страны и способствуют претворению в жизнь целей и задач, поставленных партией ЧЧМ и государством.

Проблемы, с которыми столкнулись лидеры Танзании в своей попытке модернизировать жизнь страны на пути социалистической ориентации, не легки и не могут быть решены за короткий период времени. Анализ, проведенный в диссертации, еще раз подтверждает характеристику стран социалистической ориентации, которая была им дана на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС: "Мы видим, конечно, и сложность их положения, трудности их революционного развития. Ведь одно дело - провозгласить социализм как цель, а другое - строить его. Для этого нужен определенный уровень производительных сил, культуры и общественного сознания. Социалистические страны солидарны с этими прогрессивными государствами, оказывают им помощь в сфере политики, культуры, содействуют укреплению их обороны. Помогаем мы в меру своих возможностей и их экономическому развитию. Но в основном оно, как и весь общественный прогресс этих стран, может, конечно, быть лишь результатом труда их народов, правильной политики их руководства" (2.2, с. 23).

 

Список научной литературыНикифоров, Александр Владимирович, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма*^

2. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (1У том "Капитала") т.26, ч.П. 703с.

3. Маркс К. Британское владычество в Индии. т.9, с.130-136.

4. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. т.9, с.224-230.

5. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич. т. 19, с.400-421.

6. Маркс К. Письмо В.И.Засулич. т.19, с.250-251.

7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. т.46, ч.1,559с. .

8. Энгельс §. Происхождение семьи, частной собственности и государства. т.21, с.28-178.

9. Энгельс Ф. О социальном вопросе в России. т.18, с.537-548.

10. Энгельс Ф. Послесловие к работе "О социальном вопросе в России". т.22, с.438-453.

11. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. т.1, с.125-346.

12. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. т.1, с.347-534.

13. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. т.З, с.1-609.

14. Ленин В.И. Аграрная программа русской социал-демократии. т.6, с.303-348.

15. Ленин В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 гг. т.16, с.193-413.

16. Произведения К.Маркса и Ф.Энгельса даются по 2-му изданию Собрания сочинении; произведения В.И.Ленина по Полному собранию сочинений.

17. Ленин В.И. Аграрный вопрос в России к концу XIX века. -т.17, с.57-137.

18. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. т.25, с.255-320.

19. Ленин В.И. Великий почин. т.39, с.1-29.

20. Ленин В.И. Доклад о тактике РКП 5 июля (Ш конгресс Коммунистического Интернационала 22 июня-12 июля 1921 г.).-т.44, с.34-54.

21. Ленин В.И. Пять лет российской революции и перспективы мировой революции. Доклад на 1У конгрессе Коминтерна 13 ноября (1У конгресс Коммунистического Интернационала 5 ноября5 декабря 1922 г.). т.45, с.278-294.

22. Официально-документальные материалы

23. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981. 233с.

24. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. 78с.

25. The Agricultural Policy of Tanzania. Ministry of Agriculture, Dar-es-Salaam, March 31, 1983. 35p.

26. The Arusha Declaration and TABU Policy on Socialism and Self-Reliance. Dar-es-Salaam, 1967. 29 p.

27. ECA and Africa's Development 1983-2008. A Prelimenary Perspec tive Study. Addis-Ababa, April, 1983. 103 p.

28. Lagos Plan of Action for the Economic Development of Africa. 1980-2000. African Centre for Applied Research and Training in Social Development. 67 p.

29. Nyerere J.K. The Basis of African Socialism. Dar-es-Salaam, 1962. 12 p.

30. Nyerere J.K. Socialism and Rural Development, Dar-es-Salaam, 1967. 31 p.

31. Nyerere J.K. The Axusha Declaration: Ten Years After. Government printer. Dar-es-Salaam, 1977- 51 P«

32. Nyerere J.K. Freedom and Unity. Dar-es-Salaam, 1967. -366 p.

33. Nyerere J.K. Freedom and Socialism. Dar-es-Salaam, 1968.- 442 p.

34. Nyerere J.K. TJjamaa. Essays on Socialism. Dar-es-Salaam etc., 1968 186 p.

35. Nyerere J.K. Man and Development. Dar-es-Salaam, 1974. -125 p.

36. Report of the British Economic Mission. Dar-es-Salaam, 1966. 87 P.

37. Survey of Economic and Social Conditions in Africa 19771978. EOA, Addis-Ababa, 1979. 383 p.

38. Tanganyika. Legislative Council Official Record. 35th Session. Vol.1. Dar-es-Salaam. 236 p.

39. TANU Constitution. Dar-es-Salaam. 1962. -23 p.

40. Tanganyika's Five-Year Plan for Economic and Social Development. 1st July, 1964 30th June, 1969. Vol.1. Dar-es-Salaam, 1964, - 114 p.

41. Tanzania: Annual Economic Survey 1968. Dar-es-Salaam. 1968. 46 p.

42. Tanzania: Background to the Budget. An Economic Survey 1967-1968. Dar-es-Salaam, 1967. 110 p.

43. Tanzania: Background to the Budget. An Economic Survey 1968-1969. Dar-es-Salaam, 1968. 105 P

44. Tanzania: The Economic Survey and Annual Plan 1970-71. Government Printer. Dar-es-Salaam, 1970* 96 p.

45. Tanzania. Presidential special committee of engriry into co-operative movement and marketing boards. Report. Dares-Salaam, 1966.- 84 p.

46. Tanzania Second Five Year Plan for Economic and Social Development. 1st July, 1969 30th June, 1974. Vol.1. Dar-es-Salaam, 1969. - 227 p.

47. World Land Reform. Country Paper: Tanzania. Rome, 1966. -13 p.

48. Материалы конференций, симпозиумов

49. Дискуссия в Институте Востоковедения АН СССР о роли общины и перспективах ее эволюции в развивающихся странах. -"Советская этнография", 1975, № 6, сЛ35 -141

50. Дискуссия ученых ГДР о месте общины в социально-экономических формациях. "Народы Азии и Африки", 1975, № 6,т с.152-163.

51. Общее и особенное в историческом развитии стран Востока. Материалы дискуссии об общественных формациях на Востоке (Азиатский способ производства). М.: Наука, 1966, 248с.

52. Рейснер Л.И., Симония Н.А. Тезисы к общеинститутской дискуссии по проблемам формационного развития стран Востока (апрель-май 1983 г.). М.: Институт Востоковедения, 1983.-?0с.

53. Традиции и современность в общественном развитии стран Востока. "Круглый стол" журнала "Азия и Африка сегодня". -"Азия и Африка сегодня", 1983, № 7, с.33-41.

54. Аграрные преобразования в странах Африки на современном этапе. Отв.ред. Л.В.Гончаров. М.: Наука, 1982. 229с.

55. Аграрный вопрос и крестьянство в Тропической Африке. Отв.ред. И.И.Потехин. М.: Наука, 1964. 317с.

56. Александров В. А. Сельская община в России (ХУЛ начало XIX в.). М.: Наука, 1976. - 322с.

57. Александров Ю.Г. Юго-Восточная Азия: проблемы аграрной эволюции. М.: Наука, 1979. 255с.

58. Андреев И.Л. Некапиталистический путь развития. М.: Политиздат, 1974. 192с.

59. Африка: возникновение отсталости и пути развития. Отв.ред. Л.Е.Куббель. М.: Наука, 1974. 464с.

60. Африка в 70-80-е годы: становление национальной экономики и стратегии развития. Отв.ред. А.Ан.Громыко. М.: Наука, 1980. 325с.

61. Африка: проблемы социалистической ориентации. Отв.ред.

62. Г.Б.Старушенко. М.: Наука, 1976. 477с.

63. Африка: страны социалистической ориентации в революционном процессе. Отв.ред. А.Ан.Громыко. М.: Наука, 1984. -271с.

64. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука,1981. 390с.

65. II. Брутенц К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. М.: Политиздат, 1979. 159с.

66. Буржуазные и мелкобуржуазные экономические теории социализма (критические очерки). М.: Наука, 1975. 327с.

67. Великий Октябрь и Африка. Отв.ред. А.Ан.Громыко. М.: Наука, 1980. 279с.

68. Восток: рубеж 80-х годов. (Освободившиеся страны в современном мире). Ред.: Е.М.Примаков, ., М.: Наука, 1983.- 269с.

69. Глобальные проблемы современности и Африка. Отв.ред. Г.С.Хо-зин. М„: Наука, 1983. 236с.

70. Государство и аграрная эволюция в развивающихся странах Азии и Африки. Отв.ред. В.Г.Раетянников. М.: Наука, 1980.-229с.

71. Громыко А.Ан. Африка: прогресс, трудности, перспективы. -М.: Международные отношения, 1981. 271с.

72. Два направления социально-экономического развития в Африке. Отв.ред. А.Ан.Громыко. М.: Наука, 1980. 192с.

73. Денисов В.Н. Объединенная Республика Танзания. Опыт становления и развития национальной государственности. Киев: Наукова Думка, 1969. 217с.

74. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука,1982, 280с.

75. Зарубежный Восток и современность. Ред.: Г.Ф.Ким, К.Н.Бру-тенц., М.: Наука, 1980, т.2. 319с.

76. Зарубезкные концепции экономического развития стран Африки. Критический анализ. Отв.ред. А.Ан.Громыко. М.: Наука, 1980. 272с.

77. Зотова D.H. Традиционные политические институты Нигерии: первая половина XX века. М.: Наука, 1979. 213с.

78. Иванов D.M. Аграрный вопрос и формирование армии наемного труда в Тропической Африке. М.: Наука, 1974. 255с.

79. Идеология революционных демократов Африки. Отв.ред. Г.Б. Г.Б.Старушенко. М.: Наука, 1981. 288с.

80. Илларионов Н.С. Идеология и общественный прогресс в странах Тропической Африки. М.: Наука, 1978. 196с.

81. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982. 196с.

82. Исмагилова Р.Н. Этнические проблемы современной Тропической Африки. М.: Наука, 1973. 416 с.

83. Исследования социологических проблем развивающихся стран. Отв.ред. В.Ф.Ли. М.: Наука, 1978. 237с.

84. Калиновская К.П. Возрастные классы народов Восточной Африки. М.: Наука, 1976. 159с.

85. Кацман В.Я. Современней Танзания. М.: Наука, 1977. 287с.

86. Кива A.A. Страны социалистической ориентации. Основные тенденции развития. М.: Наука, 1978. 287с.

87. Кобищанов Ю.М. Мелконатуральное производство в общинно-кастовых системах Африки. М.: Наука, 1982. 263с.

88. Космарская Н.П. Деревня Тропической Африки. Особенности эволюции традиционных форм хозяйства. М.: Наука, 1983. -156с.

89. Косухин Н.Д. Восточная Африка: борьба против колониализма и его последствий. М.: Наука, 1970. 224с.

90. Косухин Н.Д. Формирование идейно-политической стратегии в африканских странах социалистической ориентации (генезис и развитие идеологии). М.: Наука, 1980. 261с.

91. Лот Г. Вторжение в Восточную Африку. Пер. с нем. М.: Наука, 1971. 196с.

92. Летнев A.B. Деревня Западного Мали. М.: Наука, 1964. -184с.

93. Львова Э.С. Этнография Африки. М.: Изд-во МГУ, 1984. -284с.

94. Малышева Д.Б. Религия и политика в Восточной Африке. М.: Наука, 1974. 167с.

95. Мартышин О.В. Африканская революционная демократия. М.: Политиздат, 1981. 264с.

96. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М.: Наука, 1975. 350с.

97. Общество и государство в Тропической Африке. Отв.ред. А.Ан.Громыко. М.: Наука, 1980. 277с.

98. Община в Африке. Проблемы типологии. Отв.ред. С.А.Токарев. M.s Наука, 1978. 294с.

99. Община и социальная организация у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Отв.ред. Р.Ф.Итс. Л.: Наука, 1967. -198с.

100. Павлова В.В. Танзания. Экономическая политика правительства. М.: Наука, 1973. 180с.

101. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социоло-гического исследования. М.: Мысль, 1982. 220с.

102. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М.: Наука, 1982. 208с.

103. Процессы деклассирования в странах Востока. Отв.ред. А.И.Левковский. М.: Наука, 1981. 268с.

104. Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы. Отв.ред. В.Л.Тягуненко. М.: Мысль, 1974. 463е.

105. Развивающиеся страны в современном мире. Е^цинство и многообразие. Отв.ред. И.В.Алешина, И.Д.Иванов, В.Л.Шейнис. М.: Наука, 1984. 304с.

106. Развивающиеся страны: экономический рост и социальный прогресс. Отв.ред. В.Л.Шейнис, Э.Я.Эльянов. М.: Наука, 1983. 655с.

107. Растянников В. Г. Аграрная эволюция в многоукладном обществе. Опыт независимой Ивдии. М.: Наука, 1973. 448с.

108. Сванидзе И.А. Сельское хозяйство и аграрный строй Тропической Африки. М.: Наука, 1977. 215с.

109. Синицына И.Е. Танзания. Партия и государство. М.: Наука, 1972. 281с.

110. Синицына И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М.: Наука, 1978. 284с.

111. Сорокин A.A. Аграрный вопрос в Судане. М.: Наука, 1979. -219с.

112. Социалистическая ориентация освободившихся стран. Некоторые вопросы теории и практики. Колл.авторов. М.: Мысль, 1982.- 311с.

113. Социология развития Африки. Критические очерки. Отв.ред. Г.Б.Старушенко. М.: Наука, 1984. 227с.

114. Старостин Б.С. Освободившиеся страны: общество и личность. М.: Мысль, 1984. 286с.

115. Старушенко Г.Б. Социалистическая ориентация в развивающихся странах. М.: Политиздат, 1978. 192с.

116. Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Африки. М.: Наука, 1984. 116с.

117. Традиционные структуры и экономический рост в Ицдии. Отв. ред.Г.К.Широков. М. : Наука, 1984. 261.

118. Ульяновский Р. А. Современные цроблемы Азии и Африки. Политика. Экономика. М. : Наука, 1978. 295с.

119. Ушков А.М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. М.: Изд-во МГУ, 1982. 184с.

120. Хорос В.Г. Идеологические течения народнического типав развивающихся странах Азии и Африки. М. : Наука, 1982. -286с.

121. Чешков М.А. Критика представлений о правящих группах развивающихся стран. М.: Наука, 1979. 243с.

122. Чижов Н.Н. Танзания. Экономико-географическая характеристика. М.: Мысль, 1972. 296с.

123. Чиркин В.Е. Буржуазная политология и действительность развивающихся стран. М. : Международные отношения. 1980.-183с.

124. Шарапов Г.В. Международное значение опыта КПСС по социалистическому преобразованию деревни. М.: Политиздат, 1976.- 254с.

125. Экономика развивающихся стран. Теории и методы исследования. Отв.ред. Л.И.Рейснер. М.: Наука, 1979. 352с.

126. Beidelman Т.О. The Kaguru. A matrilineal people of East Africa. N.Y., 1971 î 134 p.

127. Berry L., Kates R. A study of four villages in Dodoma and Singida régions. Tanzania. Dar-es-Salasm,1970. 64 p.

128. Bienen H. Tanzania: party transformation and economic development. Princeton, 1967. 446 p.

129. Building Ujamaa villages in Tanzania. Ed. Ъу J.H.Proctor.

130. Dar-es-Salaam, 1975« 68 p.

131. Connell J. The évolution of Tanzanian rural development.1. Brighton, 1975. 21 p.

132. Cory H. Sukuma law and customs. L., 1954. 194- p.

133. Cory H. The indigenous political system of the Sukuma. L., 1954. 130 p.

134. Dinham B., Hines 0. Agribusiness in Africa. L., 1983. -224 p.

135. Dumont R. Tanzanian Agriculture After the Arusha Declaration. Dar-es-Salaam, 1969. 62 p.

136. Duggan W.R., Civille J.R. Tanzania and Nyerere. A study of ujamaa and nationhood. (N.Y.), 1976. 290 p.

137. East African Chiefs. A study of political development in some Uganda and Tanganyika tribes.Ed. by A.Richards. L., 1959. 419 p.

138. Ellman A.O. Progress, problems and prospects in TJjamaa development in Tanzania. Dar-es-Salaam, 1970, 35 p.

139. Freyhold M. U^jamaa villages in Tanzania: Analysis of a social experiment. L., 1979. 201 p.4.85* Fuggles-Couchman N.R. Agricultural change in Tanganyika: 1945-1960. Stanford, 1964. 98 p.

140. Gray R. The son^o of Tanganyika. An anthropological study of an irrigation-based society. L., 1963» 181 p.4.87» Gulliver P.H. Land tenure and social change among the Nyakyusa. Kampala, 1958. 47 p.

141. Hyden G. TAHU yaoenga nechi'.Political Development in Rural Tanzania. Lund, 1968. 485 p.

142. Hyden G. Beyond Ujamaa in Tanzania: Underdevelopment and uncaptured peasantry. Berkeley and Los Angeles, 1980. -270 p.

143. Ingle G.R. From Village to State in Tanzania. The Politics of Rural Development. Ithaca and London, 1972. 279 p.

144. Integration and Desintegration in East Africa. Ed. by Ch.P.Potholm, R.A.Fredland. Boston, 1980. 235 p.

145. Karioki J.N. Tanzania's Human Revolution. London et.al. 1979. 229 p.4.93- Knight C.J. Ecology and change: rural modernization in an African community. S.I., 1974. 300 p.

146. Malcolm D.W. Sukumaland. An african people and their country. L., 1953. 224 p.

147. Manghezi A. Class , Elite and Community in African Development. Uppsala. 1976. 118 p.

148. Nellis J.R. The theory of ideology. The Tanzanian example. Nairobi e.a. 1972. 217 p.

149. Андреев И.JI. Община и социальные процессы в освобовдающей-ся Африке. "Воцросы философии", 1965, № 8, с.56-57.

150. Андрианов Б.В., Чебоксаров Н.Н. Историко-этнографические области (Проблемы историко-этнографического районирования). "Советская этнография", 1975, № 3, с.15-25.

151. Аццрианов Б.В., Чебоксаров Н.Н. Опыт историко-этнографи-ческого районирования некоторых регионов Африки и зарубежной Азии. "Советская этнография", 1975, № 4, с.33-50.

152. Васильев JI.C. Становление политической администрацииот локальной группы охотников и собирателей к протогосу-дарству чифцом). - "Народы Азии и Африки", 1980, № I, с.172-186.

153. Васильев Л.С. Протогосударство-чифцом как политическая структура. "Народы Азии и Африки", 1981, № 6, с.157-175.

154. Гиренко Н.М. Колониальный режим и традиционные социальные институты (на примере Танзании). "Советская этнография", 1974, № I, с.59-69.

155. Глукман М. Племенной уклад в современной Центральной Африке. "Советская этнография", I960, № 6, с.57-69.

156. Годинер Э.С. О характере общины у баганда (середина XIX в.) в кн. "Основные проблемы африканистики". М.: Наука, 1973. с.173-179.

157. Горячев М.К. Танзания: Чама Ча Мапиндузи руководящая сила строительства нового общества. - "Народы Азии и Африки", 1981, № I, с.82-91.

158. Грачева Т.А. Влияние природных факторов на сельскохозяйственное производство стран Восточной Африки". в кн. "Современные проблемы развития и размещения производительных сил", М.: 1973. с.66-68.

159. Тудшенко А., Старостин Б. Традиции и общественный прогресс в развивающихся странах. "Мировая экономика и международные отношения", 1981, № 9, с.119-128.

160. Зак С.Д. Традиционная община в системе многоукладной экономики стран Тропической Африки". в кн. "Проблемы развития и управления экономикой развивающихся стран", М., 1970, с.91-107.

161. Зак С.Д. К вопросу о влиянии традиционной общинной структуры на развитие производительных сил в странах Африки. -в кн. "Современные проблемы развития и размещения производительных сил в Африке", Л., 1969, с.25-31.

162. Зак С.Д. Методологические проблемы развития сельской поземельной общины. в кн. "Социальная организация народов Азии и Африки", М.; Наука, 1975, с.233-311.

163. Иорданский В. Тропическая Африка: внутриобщинные противоречия.-"Мировая экономика и международные отношения", 1968, № 9, с.49-59.

164. Исмагилова Р.Н. Этнический состав и занятия населения Танганьики. в кн. "Африканский этнографический сборник", П. М.: Наука, 1958, с.271-301.

165. Карпов В.К. Танганьика под британским мандатом (методы колониального управления). в кн. "Тропическая Африка (вопросы истории). М.: Наука, 1973, с.159-192.

166. Кацман В.Я. Рост имущественной дифференциации среди африканского крестьянства Танганьики после второй мировой войны. "Советская этнография", 1961, № I, с.83-93.

167. Кива А.В. Некоторые вопросы теории и практики социально-экономического развития Танзании. в кн. "Тропическая Африка: проблемы развития". М.: Мысль, 1970, с.58-85.

168. Кобищанов Ю. Крестьянство и "протокрестьянство" Африки. -"Азия и Африка сегодня", 1982, №1, с.38-40.

169. Коноплев Э.П. Мелкотоварное и мелкокапиталистическое производство в странах Восточной Африки. в кн. "Мелкотоварное производство в городах Азии и Африки". М.: Наука, 1974, с.118-136.

170. Коноплев Э.П. Иностранный капиталистический уклад в странах Восточной Африки. в кн. "Иностранный капитал и иностранное предпринимательство в странах Азии и Северной Африки". М.: Наука, 1977. с.171-184.

171. Косухин Н.Д. Социально-экономические преобразования в Танзании (1961-1964) "Народы Азии и Африки", 1967, № 3, с.38-47. .*

172. Кочакова Н.Б. Особенности производства и присвоения цриба-вочного продукта в странах Бенинекого залива. в кн. "Социальные структуры доколониальной Африки". М.: Наука, 1960. с. 7-67.

173. Крылов В.В. Закономерности и особенности аграрной эволюции стран Африки (проблемы методологии). в кн. "Аграрные преобразования в странах Африки на современном этапе". М.: Наука, 1982. с.5-19.

174. Крылов В.В. Традиционализм и модернизация деревни развивающихся стран в условиях НТР. в кн. "Аграрные структуры стран Востока. Генезис, эволюция, социальные преобразования". М.: Наука, 1977, с.262-279.

175. Крылов В.В. Некоторые аспекты аграрного развития Африки.-"Азия и Африка сегодня", 1981, № 3, с.29-33.

176. Ксенофонтова Н.А. Машона. Традиционные социальные связи в общине. в кн. "Социальные структуры доколониальной Африки", М.: Наука, 1970, с.174-197.

177. Куббель Л.Е. Традиционная политическая культура и колониальное общество в странах Африки. "Народы Азии и Африки", 1981, № б, с.26-37.

178. Лепахин В.В. Община и аграрные преобразования в Гвинейской республике. в кн. "Аграрные структуры стран Востока. Генезис, эволюция, социальные цреобразования". М.: Наука, 1977, с.196-213.

179. Ли Бубакар. Африканская молодежь: традиции и современность. "Курьер ЮНЕСКО", 1981, ноябрь, с.28-33.

180. Лисовский Ю. Традиционалистские структуры: их характери пути изучения. "Мировая экономика и международные отношения", 1974, № 9, с.99-105.

181. Мосейко А. Традиции и их роль в современной Африке. -"Азия и Африка сегодня", 1978, № 5, с.36-39; № 6, с.42-43; № 8, с.26-28.

182. Надь Г. Охотники и собиратели Восточной Африки. в кн. "Охотники. Собиратели. Рыболовы". Л.: Наука, 1972, с.108-113.

183. Никифоров A.B. Поземельные отношения у народа васукума в колониальный период. в кн. "Экономическая история Африки", M.s Наука, 1966, с.124-136.

184. Никифоров A.B. Крестьянская община и наемный труд в Восточной Африке. в кн. "Сельскохозяйственные рабочие в странах Азии и Африки". М.: Наука, 1969, с.187-192.

185. Никифоров A.B. Традиционные институты африканского общества в процессе социальных и экономических преобразований". в кн. "Развивающиеся страны: проблемы укрепления национальной экономики". М.: УДЦ, 1977, с.32-39.

186. Никифоров A.B. Роль государства в преобразовании общинно-• го землевладения (на примере стран Тропической Африки).в кн. "Государство и аграрная эволюция в развивающихся странах Азии и Африки". М.: Наука, 1980, с.87-101.

187. Никифоров A.B. Два подхода к аграрным преобразованиям (опыт Танзании и Кении). в кн. "Аграрные преобразования в странах Африки на современном этапе", М.: Наука, 1982, с.47-56.

188. Ольдерогге Д.А. Колониальное общество этап в этническом развитии Тропической Африки (постановка проблемы) - в кн. "Проблемы населения и хозяйства стран Африки", М.: Наука, 1973, с.3-11.

189. Ольдерогге Д.А. Типы домашней общины и матрилинейный род у народов Экваториальной Африки. в кн. "Социальная организация народов Азии и Африки". М.: Наука, 1975,с.6-19.

190. Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс. -"Народы Азии и Африки", 1981, № 4, с.69-84.

191. Полякова E.H. Принципы "уджамаа" и законодательство Танзании о кооперировании крестьян. в кн. "Правовое регулирование экономики". М.: Наука, 1979, с.196-210.

192. Потехин И.И. Проблемы борьбы с пережитками прошлого на Африканском континенте. "Советская этнография", 1964, № 4, с.186-195.

193. Рябцев Э. Опыт Танзании в производственном кооперировании крестьянства. в кн. "Экономика Африки". М.: Наука, 1973, с.24-35.

194. Сванидзе И.А. Тропическая Африка: крестьянская община и социальные перемены. "Народы Азии и Африки", 1979, № I, с.16-26.

195. Следзевский И.В. Община у современных хауса. "Советская этнография", 1966, № 3, с.48-59.

196. Следзевский И.В., Кобшцанов D.M. Африканское крестьянство: тенденции развития. в кн. "Социальные сдвиги в независимых странах Африки", М.: Наука, 1977, с.29-58.

197. Следзевский И.В. Традиционный сектор хозяйства на современном этапе развития. в кн. "Нигерия. Современный этап развития". М.: Наука, 1977, с.122-138.

198. Фроянов И.Ф., Кудрявцев М.К., Бутинов H.A., Ревуненко-ва Е.В. Общинная организация народов Азии и Африки. -"Народы Азии и Африки", 1977, № 5, c.III-127.

199. Хорос В.Г. Уджамаа: опыт некапиталистического развития. -"Народы Азии и Африки", 1977, $ 5, с.199-210.

200. Хорос В.Г. Крестьянство развивающихся стран: социальная и политическая характеристика (по материалам зарубежных немарксистских исследований). "Народы Азии и Африки", 1978, № 3, с.170-182.

201. Шараев В.А. Политика английских властей в деревне колониальной Танганьики (I945-I96I).- "Народы Азии и Африки", 1975, № 6, с.75-87.

202. Шауро Э.А. Социально-психологическая адаптация африканской молодежи к городскому образу жизни. "Народы Азии и Африки", 1980, № xf с.99-100.

203. Шейнис В. Л., Эльянов А.Я. Проблемы трансформации социально-экономических структур развивающихся стран. "Народы Азии и Африки", 1983, № 4, с.14-26.

204. Яблочков Л.Д. Время выбирать. "(Влияние внешнего мира на модернизацию Тропической Африки). "Вопросы философии", 1970, № 6, с.25-36.

205. Яблочков Л.Д. Проблемы деколонизации африканского общества. в кн. "Социальные сдвиги в независимых странах Африки". М.: Наука, 1977, с.6-28.

206. Abrahams E.G. Neighbourhood organization: a major subsystem among the Northern Nyamwezi. "Africa", L., 1965» Vol. 35, N 2, pp. 168-186.

207. Awati A. Economic differentiation in Usmani, Jringa Region: a critical assessment of peasants response to the ujamaa Vijijini programme. "The African review", Dar-es-Salaam, 1973, Vol.3, N 2, pp.209-249.

208. Cliff 1. Rural Class Fonnation in East Africa. "The Journal of Peasant Studies", L., 1977. Vol.4. H 2, pp. 195-224.

209. Feldman R. Rural social differentiation and political goals in Tanzania. In: "Beyond the sociology of development. Economy and Society in Latin America and Africa", London - Boston, 1975, pp.154 - 182.

210. Freyhold M. The post-colonial state. "Review of African Political Economy", L., 1977, N 8, pp. 19-31.5.65« Dobson E. Comparative land tenure of Tanganyika tribes. -"Journal of African Administration", L., 1954, Vol.VI, N 2, pp. 80-91.

211. Mokenny M.G. The social structure of the Hyakyusa: a reevaluation. "Africa", L., 1973, Vol. 43, N 2, pp.91-107.5.69» Oldaker A.A. Tribal customary land tenure in Tanganyika. "Tanganyika Notes and Records", Dar-es-Salaam, 1957, N 47, pp.117-144.

212. Raikes Ph. Ujamaa and Rural Socialism. "Review of African Political Economy", L., 1975, N 3, pp.33-52.

213. Samoff J. The bureaucracy and the bourgeoisie: decentralization and class structure in Tanzania. "Comparative studies in sociology and history", Cambridge, 1979, Vol.21, N 1, pp.30-62.

214. Schneider H.K. Turu ecology: habitat, mode of production and society. "Africa", L., 1966, Vol.56, U 3, pp.254 -268.6. Диссертации

215. Шпажников Г.А. Этнический состав и социально-политическое развитие независимой Танзании в I960 начале 1970 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, МГУ, Исторический ф-т, 1982, - 187с.7. Авторефераты

216. Балезин A.C. Колониализм и традиционные институты в Уганде I9I8-I939. (Место традиционных властей в колониальном обществе). Автореф. дисс. канд.истор.наук, М., 1979, -20с.

217. Витухина Г.О. Аграрная политика в республике Мали (19601980 гг.). Автореф. дисс. канд.эконом.наук. М., 1982.-20с.

218. Гатауллин М.Ф. Аграрная реформа и классовая борьба в египетской деревне. Автореф. дисс. доктора эконом.наук. М., 1982. 40с.

219. Диоп М. Социально-црофессиональные группы и классы в Сенегале. Автореф. дисс. доктора истор.наук. М., 1973. -55с.

220. Душкевич П.К. Эволюция правящих групп и проблема политической стабильности Нигерии. Автореф. дисс. кацд.истор. наук. М., 1961. 23с.

221. Мохамед Хаши Мохамуд Али. Традиционный фактор и формирование современных классов в Сомали. Автореф.дисс. канд. истор.наук. М., 1984. 18с.

222. Фонаре в Ю.С. Идеологическая деятельность Революционной партии (ЧЧМ) Танзании после принятия Арушской декларации Автореф^дисс. канд.истор.наук. М., 1983. 23с.

223. Шпажников Г.А. Этнический состав и социально-политическое развитие независимой Танзании в 1960-х начале 1970-х гг. Автореф. дисс. канд.истор.наук. М., 1982. - 21с.8. Справочники

224. Брук С.И. Население мира. Этно-демографический справочник. М.; Наука, I9BI. 880с.

225. Объединенная Республика Танзания. Справочник. Отв.ред.

226. Н.И.Гаврилов. М. ; ,гНаука, 1980. 261с.

227. Шпажников Г.А. Религии стран Африки. "Справочник. М. : Наука, 1981. 365с.9. Репринты