автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.13
диссертация на тему:
Критический анализ буржуазных концепций политической культуры

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Черноус, Владимир Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.13
Автореферат по истории на тему 'Критический анализ буржуазных концепций политической культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Критический анализ буржуазных концепций политической культуры"

ИНСТИТУТ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА ПРИ Щ КПСС

На правах рукописи

ЧЕРНОУС Владимир Николаевич

УДК 300.1+323.5

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БУРЖУАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 07.00.13 - История марксизма-ленинизма .

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1989

Работа вшолнена в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС

Научный руководитель - доктор исторических наук Малов Ю.К.

Официальные оппоненты: доктор философских наук Ожегов Ю.П.

кандидат исторических наук Джангирян В.]

Ведущая организация - Институт социологических исследований

часов на заседании Специализированного совета ЯЗ -(Д 151.05.03) Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (129256, Москва, ул. В.Пика, 4)

С диссертацией можно ознакомиться в Библиотеке Института маркси ма-ленинизма при ЦК КПСС

АН СССР

Защита диссертации состоится

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного совета ЯЗ кандидат исторических наук

М.А.Зотов

I. ОЩАЯ ХАРлКТЕРйСТИКА РАБОТЫ

■. '

"""" Актуальность проблемы.Усиливающийся процесс политизации всех сфер общественной жизни в напей стране, порожденный курсом КПСС на демократизацию социалистической общественной системы, ее качественное обновление, все острее ставит сегодня перед марксистско-ленинской наукой задачу всестороннего и углубленного осмысления закономерностей развития и функционирования политической системы социализма. Немалые возможности для решения этой задачи открывает перед учеными новое политическое щшление, предполагающее в международных отношениях - отказ от конфронтации и переход к широкому сотрудничеству в интересах всего человечества, а в области идеологии - честную борьбу, которая не должна пет

реноситься на отношения между государствами^.

3 этом контексте представляется закономерным и зесьма плодотворным интерес представителей марксистско-ленинской общественной науки к серьезному, взвешенному и непредвзятому рассмотрению опыта западных ученых в разработке проблемы "человек - культура -политика", вопросов политической культуры общества, в том числе социалистического, занимающих одно из ведущих мест в современной буржуазной политологии. Этот интерес тем более оправдан, что известное отставание советского обществоведения в этой области очевидно.

Вопрос о политической культуре социалистического общества в последние годы стал одним из объектов повышенного интереса западных ученых, работающих в области теории и практики марксизма-ленинизма. Его изучением наряду с представителями академичес-

I См.: Горбачев М.С. Выступление в Организации Объединенных Наций. // Правда, 8 декабря 1938 г.

кой науки (Г.Алмоадом, Л.Паем, С.Вербой и др.) занялись специалисты в области советологии (А.Браун, С.Уайт, Ф.Барон, Р.Такер и др.), применившие концепцию "политическая культура" к анализу политических систем в странах социалистического содружества, в том числе и в СССР. Как правило, научный интерес буржуазных исследователей к этим вопросам объясняется их стремлением возможно глубже понять общество непривычной для них и во многом отличной от буржуазной политической и социально-экономической структуры и идеологической ориентации с целью оценить его исторические перспективы, интерпретировать, а то и прогнозировать те или иные внутриполитические процессы или внешнеполитические шаги. При этом весьма существенную роль играют различные стереотипы, сформировавшиеся в соответствии с традиционным "образом врага", степень влияния которых на объективность анализа исследуемого предмета детерминирована конкретными политическими потребностями западных стран, общим политическим климатом во взаимоотношениях двух систем.

Как известно, в ленинском понимании политическая культура общества включает в себя совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков, характеризующих мировоззрение масс, их политическую зрелость, степень их сознательного участия в сфере социально-политических отношений. Поэтому выявление, изучение и адекватная оценка этих признаков в целях дальнейшего развития процесса демократизации политической жизни нашей страны, стимулирования политической и социальной активности трудящихся видятся как важные задачи советского обществоведения.

Не последнюю роль в расширении и углублении наших знаний

о политико-культурных процессах в странах социализма, их прош-

)

лом и настоящем, в формировании представлений о тенденциях бу-

-о-

дущего развития мозет сыграть взвешенный анализ советологических подходов к изучению социалистических политических систем с применением концепции политической культуры.

Степень научной разработанности избранной проблемы трудно охарактеризовать ознозначно. Трудность эта обусловлена главным образом двумя обстоятельствами. Во-первых, запоздавшим з нашей стране по сравнению с западной наукой началом систематических исследований в области политической культуры и зо-зторых, сохранявшейся долгие годы тенденциоздостью з отношении к обшестзо-зедческим исследованиям западных ученых. При этом первое обстоятельство могет быть объяснено общей недооценкой значимости проблемы для развития советского общества, а второе - политическими установками, продиктованными потребностями идеологической борьбы з условиях конфронтации двух мировых общественных систем.

Начало углубленному изучению проблем политико-культурного содержания было положено еще в 20-е годы в трудах И.К.Луппола, предпринявшего попытку сформулировать марксистско-ленинское понимание политической культуры социализма*. Однако в 30-е годы научная разработка этой темы была практически прекращена. В результате советское обществоведение утратило свой динамизм в этой сфере и еще долгие годы темпы и уровень его развития не отвечали требованиям времени, а подчас носили даже деструктивный по отношению к общественному сознанию и политической культуре характер.

Систематическое изучение феномена политической культуры в советской науке началось лишь з конце 60-х - начале 70-х годов,

I Луппол И.К. Ленин и 4илосо£ия. К вопросу об отношении философии к резолюции. - Изд.3-е. - М-Л., 1930.- С.249-250.

т.е. почти пятнадцать лет спустя после появления в западной политологии одноименной концепции, и ознаменовалось выходом ряда содержательных, но з общем-то немногочисленных работ"®".

Примерно в то же время были опубликованы и первые труды советских ученых - В.Г.Кайенского, А.А.Федосеева, А.З.Дмитриева, Ф.М.Бурлацкого, В.В.Смирнова и др., касающиеся различных сторон и аспектов западной политологии,и в том числе методологических основ концепции политической культуры, научного аппарата и инструментария исследования, а также исторшг возникно-

2

вения на Западе этой теоретической модели . Попыток же изучения буржуазных трактовок политической культуры социализма в этот период практически не предпринималось.

Поэтому не удивительно, что к середине 70-х годов отставание советской общественной наука как в разработке марксистско-ленинской концепции политической культуры, так и в критике буржуазных интерцреталдй природы и характера политических процес-

1 См.: Бурлацкий Ф.1Л. Ленин, государство, политика. - М.,1970; Дурлацкий Ф.М., Галкин A.A. Социология, политика, мевдунатэод-ные отношения. - М. ,1974; Кордюкова Э.Н. В.И.Ленин о взаимосвязи социал-демокаатии и политической ^гльтуры личности. // Ленинская методология исследования. - Горьки и, 1976; Смирнов В.З. "Круглый стол" по проблемам политической культуры. // Политические отношения: прогнозирование и развитие. - М., 1978; Мамут Л.С. Политическая культура и политическое сознание. // Политическая система современности. - М.,1979 и др.

2 Каленский В.Г. Политическая наука в США. Критика буржуазных нцепций власти. - М. ,1969; его же: Функционализм Г.Алмонда.

Советское государство и право. - 1974. - Ji 3; Федосеев A.A. Политика как осЗъект социологического исследования. Критика методологических основ современной буржуазной политологии. - Л. ,1974: Дмитриев А.З. Политическая" социология СЫА. Очерки. - Л.,1871; Бурлацкий Ф.М. Ленин, государство, политика; Смирнов В.В, Концепция политической культуры в политичес-- кой науке "США..//Мирное сосуществование и социально-политическое развитие. - М.~Д977.

сов в современном мире стало весьма заметным. Это отставание не преодолено в полной мере и до сих пор, хотя нельзя не отметить и значительного роста интереса к этой области знаний'з 80-е. годы и особенно в последние 4-5 лет.

Предметом углубленного исследования советских ученых, глазным образом философов и политологов таких, как Ф.М.Бурлацкий, А.П.Бутенко, А.П.Васильев, В.В.Горбунов, М.Т.Иовчук, Н.М.Кейзе-ров, В.П.Красавин, М.М.Лисенков, ЗГ.Н.Коган, В.О.Мушинский, Ю.П.Ожегов, А.И.Чередниченко и др. стали теоретические и практические вопросы политической культуры современного общества, в том числе и социалистического. Среди них:, сущность политической культуры э марксистско-ленинском понимании, проблемы политической культуры социализма и вопросы ее формирования и функционирования, политическая культура отдельных классов, социальных, национальных, возрастных групп и т.д.

Более целенаправленно, аргументированно и обстоятельно стала осуществляться критика буржуазных концепций политической культуры, где выделились свои направления: методология исследования, функции концепций в буржуазной политологии, антикоммунистическая направленность их использования в целях идеологической борьбы*. В некоторых диссертационных исследованиях получили осве-

I Бурлацкий Ф.М., Галкин A.A. Современный Левиафан. Очерки политической социологии капитализма. - М.,1985; Две культуры - два образа мысли. Очерки сшвнителъного изучения политических культур. (Ред. Еабосов Е.ЬГ. и др.) - Минск, 1985; Соболев В.З. Критика интерпретаций вопросов политической культуры в трудах буржуазных политологов // Политическая культура трудящихся(Опыт формирования и проблемы исследования) - М.,1982; Егоров С.Л. 0 концепции политической культуры в современной буржуазной политологии // Критика буржуазных политических и правовых концепций: (материалы теоретич.семинара по проблемам заруб.стран). -М., 1984; Кейзеров Н.М. Методологические аспекты критики буржуазных концепций политической культуры // Вопросы философии. -1982. - J6 I; Гаджиев К.С. Проблемы политической культуры в работах американских буржуазных политологов. (Обзор)// "Современная буржуазная социально-политическая философия. - М.,1984 и др.

г-

—О—

щенпе вопроси гносеологического смысла феномена "политическая культура" в интерпретации западных политологов, истории концепции и ее апологетической функции в политической практике буржуазных . демощзатий1. Однако советологических работ в области политической культуры эти труды практически не касались. Одной из первых попыток их критического анализа стал небольшой раздел в книге Ю.К. Малова, где взгляды советологов на проблемы политической культуры социализма рассматривались через цризму оценки роли лПСС в ее о

формировании , а в 1986 году вышла первая и пока единственная монография В.Л.Савельева и М.Х.Фарузшина, комплексно "анализирующая проблему советологических концепций политической культуры социалистического общества .

Большинство из заказанных выше критических работ написаны в духе неприятия методологии, методики и в целом опыта западной политической и общественной науки вообще в изучении политико-культурных процессов в современном обществе, в частности социалистическом, что в общем-то соответствовало задачам идеологической борьбы в условиях конфронтации двух политических систем. Однако, несмотря на отмеченную выше односторонность, содержащийся в них ценный методологический, теоретический, исторический и фактичес-

1 Сморгунова B.D. Политическая культува как -Фактор социального познания. Автотзейерат дисс....канд.соилос.наук. - 1. ,1981; Тарасов B.C. Современная буржуазная политология и манипулирование общественны,! мнением. Автореферат дисс.... канд. шил о с. наук. - Минск, 1г£3; Сандригайло BÎJT. Психологизация политической культуры политологами США. Автореферат дисс.... канд.силос.наук. - Гринек,- ri983.

2 Малов Ю.К. Кштика буржуазных Фальсификаторов марксистско-ленинского учения о руководящей роли "Коммунистической партии в социалистическом обществе. - и.,1983.

3 Савельев З.Л., Фарукшин M.I. Несостоятельность буржуазных концепций политической культуры социализма. - Киев, 1986.

кпй материал явился о скобой дня интересующего нас критического псторико-теоретического анализа проблемы политической культуры в западной науке. Под таким углом зрения в советской научной литературе эта дроблена специально пока не рассматривалась.

Пель и задачи исследования. Исходя из политической и научной значимости проблемы, степени ее разработанности в советском обществоведении, в диссертации на основе изучения теоретического наследия классиков марксизма-ленинизма и практической деятельности КПСС в области формирования и развития политической культуры советского общества проводятся критический исторнко-теоретический анализ буржуазных концепций политической культуры, а такие их прикладного назначения в освещении советолога».«! современной марксистско-ленинской теории и практики в этом вопросе.

3 соответствии с целевой установкой в исследовании ставятся следующие конкретные задачи:

- раскрыть методологическое значение марксистско-ленинских идей о развитии общественного сознания и социальной активности людей для правильного понимания политике -культурных процессов в современном мире, их хода и вероятных перспектив;

- проследить эволюцию концепции "политическая культура" в буржуазной политологии, выявить ее гносеологические корни,основные факторы, стимулирующие и направляющие ее развитие;

- рассмотреть различные подходы западных ученых к изучению политической культуры социалистического общества, проследить особенности этих подходов и их обусловленность историческими и политико-культурными факторами в развитии нашей страны;

- внести посильный вклад в разработку некоторых позитивных сторон рассматриваемой проблемы,, осветить малоизученные вопросы теории и практики политической культуры в условиях перестройки.

.Методолошя и источника исследования. Теоретико-Методологической основой работы послужили произведения л..Маркса, Энгельса В.л.Ленина но вопросам культуры, политики, политической культуры, а таыв сформулированные ими принципы историзма в науке и методы материалистической диалектики.

В ходе исследования автор опирался на материалы и реиения 22711 съезда КПСС, 21Х Всесоюзной партийной конференции, пленумов ЦК КПСС, работы и выступления руководящих деятелей партии и Советского государства.

Работы основоположников марксизма-ленинизма по вопросам роли народных масс в борьбе за революционное обновление мира, об исторических судьбах демог-гоатии, о значении политического воспитания трудящихся и развитии их общественной активности явились исходными при критическом анализе трудов западных ученых по вопросам политической культуры.

Важное значение для понимания роли и функций политической культуры социалистического общества имеют работы З.И.Ленина по вопросам политического воспитания и роли общественного сознания в формировании политической культуры социализма.

Принципиальные положения и политические установки, касающиеся утверждения идей нового политического мышления во внутренних и международных делах, содержатся в трудах и выступлениях М.С. Горбачева, других руководителей партии и государства. В этих работах, на основе глубокого и всестороннего анализа процессов коренного преобразования всех сфер пизни советского общества, направленных на углубление и упрочение его социалистической природы, раскрывается значение общечеловеческих приоритетов в современном общественном развитии, революционная суть перестройки, характеризуется роль демократизации и гласности в создании пред-

посыяок для форшроиакпя политической культуры демократического социализма з его марксистско-ленинском понимании.

В диссертации учтены результаты исследований, содержащиеся в советской обществоведческой литературе по проблемам политической культуры и другим смежным отраслям обществознания.

Объектом настоящего исследования является западная буржуазная, главным образом англо-американская научная литература по проблемам политической культуры, выведшая в свет с 1956 г. по настоящее время. Изучению подверглись коллективные и авторские ' монографии, изданные в CEA., Великобритании, Канаде'и других странах, а также научные статьи по указанной теме, опубликованные з различных научных и общественно-политических периодических изданиях Запада как основоположника® концепции "политическая культура" (Г.Алмондом, С.Зербой, Л.Паем, Дж.Колеманом и др.), так и дрзтими авторами - политологами и советолога,ш - активно работающими з области политико-культурного анализа современного общества (Р.Такером, А.Брауном, С.Уайтом, С.Байалером, К.Джоуит-том, Д.Нельсоном,Ц.Гительманом, Р.Даниельсом и др.)."

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней, наряду с критическим анализом буржуазных концепций политической культуры и сфер их применений в политической практике буржуазных государств, раскрывается значение политической культуры для развития современного общества, включая и социалистическое, прослеживаются отличительные особенности и пути ее формирования в условиях двух противоположных политических систем, освещается вклад советской общественной науки в развитие марксистско-ленинской теории по рассматриваемой проблеме в современных условиях. Кроме того, в работе цредпрпнята попытка восполнить известный про-

бел в советском обществоведении в области изучения историко-по-литических и гносеологических предпосылок возникновения и развития в западной общественной науке новой политологической концепции и ее советологической ветви, эволюции взглядов буржуазных ученых на проблемы политической культуры социалистического общества. Анализируются также позитивные и негативные стороны этой теоретической модели с точки зрения возможного применения тех или иных ее подходов к изучению социалистической политической культуры в русле марксистско-ленинской методологии.

Практическая значимость исследования состоит'в том, что содержащиеся в нем положения и выводы расширяют наши представления о процессах политической жизни нашего общества, путях и способах укрепления и развития политико-культурных основ социалистической демократии. Они также могут быть использованы в преподавании спецкурсов по истории и теории политических отношений, в пропагандистской работе, а также для дальнейшей научной разработки марксистско-ленинской концепции политической культуры и других смежных проблем.

П. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Во введении обосновывается актуальность темы, задачи и хронологические рамки исследования, дается историографический обзор научной литературы по избранной проблеме.

В первой главе - "Эволюция концепции политической культуры з буржуазной политологии" - предпринимается попытка, опираясь на оценки и выводы советских ученых и работы западных исследователей, проследить поэтапно историю формирования взглядов политологов Запада на феномен "политическая культура" во взаимосвязи ее важнейших определяющих фактороз: потребности практической политики и состояние общественной науки.

В первом параграфе - "Историко-теоретические предпосылки и гносеологические корни концепции" - рассматривается история появления з научном обиходе термина "политическая культура", дается историко-теоретическая характеристика начального, подготовительного этапа в развитии одноименной концепции з западной политической науке, ознаменовавшегося первой попыткой ее оформления как научного понятия.

Исследование показывает, что рождением термина "политическая культура" общественная наука обязана многовековому интересу к вопросам политического управления обществом и в результате -формированию систематических представлений и знаний о сущности и значении политики и политических отношений, роли и месте в них отдельного индивидуума, общественных групп, классов, наций.

В параграфе отмечается, что вопросы политической культуры общества привлекали'внимание и представителей марксистско-ленинской общественной науки. При этом показывается, что многообещающие научные исследования в этой области проводились в нашей стране еще в 20-е годы, и только начавшийся вскоре постепенный отход от ленинского политического курса в теории и практике социалистического строительства воспрепятствовал их продолжению и успешному развитию.

Обращение западных ученых к названному понятию связано с созданием одноименной политологической концепции в середине 50-х годов, что было подготовлено всем ходом развития буржуазного обществоведения и обусловлено политическими потребностями капиталистического мира, главным образом США, в период.после окончания П мировой войны/

Вобравшая в себя достижения как традиционной, так и новейшей общественной науки Запада новая концепция призвана была стать наиболее действенным средством для выявления особенностей политических систем тех или иных государств. Ее появление именно в США явилось своего рода попыткой обеспечения конкретного политического заказа правящих кругов этой страны, чьи внешнеполитические интересы в послевоенные годы приобрели глобальные масштабы. Не последнюю роль в росте внимания к политико-культурным проблемам в буржуазной политологии 50-х годов сыграли и внутриполитические затруднения как в США, так и в других капиталистических странах, таившие угрозу политической стабильности всей системы буржуазной демократии.

В этом разделе диссертации на конкретно-историческом материале анализируются внешние и внутренние причины роста интереса американских ученых к политико-культурным проблемам развития общества, рассматривается в общих чертах роль тех обществоведческих дисциплин, научные методы и достижения которых послужили теоретико-методологической базой для новой политологической концепции.

Во втором "параграс&е - "Развитие концепции политической культуры из научной идеи в политическую теорию" - исследуется

второй этап развития концепции (условно определяемый концом 50-х - серединой 60-х годов). В этот период шло становление концепции как новой политологической дисциплины: вырабатывалось само понятие "политическая культура", определялись функции новой концепции в политической науке Запада, создавались типологии политических культур стран с различными политическими системами. В диссертации рассматривается полемика вокруг указанных проблем, в результате которой усилиями все более расширяющегося круга ученых научная идея постепенно приобретала характер политической теории.

Важно отметить, что научные дебаты, обострявшиеся порой до полного неприятия самой идеи политико-культурного подхода к рассмотрению политического процесса в обществе, продолжающиеся и поныне, имели важное значение для формирования новой обществоведческой дисциплины, ставшей в то время весьма важным дополнением к буржуазной политической науке, выводившим ее на сравнительный анализ политических систем на уровне как микро-, так и макроанализа с использованием психологических подходов.

Значительное влияние на эволюцию концепции в 60-е года оказали внешнеполитические факторы, связанные, помимо прочего, с ростом национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах. В этих условиях, когда, по мнению политологов, "центральным вопросом общественной политики стало содержание культуры во вновьобразупцихся странах"^, новая концепция начинает использоваться в качестве инструментального средства для эмпирического исследования политических культур различных

1 Almond G., Verba S. The Civic Culture. Political Attitude and Democracy in Five Nations. - Princeton, 1963. - P.13«

t

стран.

Однако непреодоленные методологические.трудности не позволили на этом этапе не только разрешить ряд принципиальных теоретических вопросов, но и породили новые, касающиеся сущности и содержания этой концепции, ее функций и возможностей, типологии, отвечающей требованиям универсальной теории взаимодействия культуры и политики, эффективности применения новой теоретической модели к практике политического управления общественными системами.

В то же Бремя значительное приращение знаний о политических процессах и явлениях в результате теоретических и эмпирических исследований в этой области позволили концепции "политическая культура" прочно утвердиться в буржуазном обществоведении.

Третий параграф - "Концепция "политическая культура" в современной системе буржуазных политических ценностей" - посвящен современному этапу развития концепции, начало которого можно отнести ко второй половине 70-х годов. Как показывает анализ, к этому времени концепция стала достаточно широко признанным средством для прикладных исследований политико-культурных явлений в отдельных странах и регионах, истории их культурного и политического развития во взаимосвязи и взаимозависимости.

Появившиеся в это время специальные исследования политических культур Англии, Франции, США;, Канады, Израиля, Японии, Нигерии и других стран содержат разные по степени успешности попытки взглянуть через призму политико-культурного анализа на политические затруднения в этих странах в целях поиска выхода из них путем повышения авторитета государственной политики в глазах собственного населения и на международной арене. Исследование показывает, что ориентированные на рассмотрение тех ,

или иных национальных политических систем и политико-культурных явлений эти работы, как правило, не содержат в себе глубоких теоретических изысканий по принципиальным аспектам концепции, равно как и поисков подходов к решению глобальных проблем политического развития.

Работа в области политико-культурного развития последователей "школы Алмонда" в рассматриваемый период характеризовалась попытками анализа политической культуры с точки зрения ее практического функционирования, а также продолжением полемики по содержанию самого этого понятия, сведенной в конце концов до конкретного вопроса: включать или не включать в него, помимо отношения к политике, и политическое поведение? В параграфе показывается отношение Г. Алмонда к дискуссии о дефиниции "политическая культура", раскрываются взгляды Д.Нельсона на проблему оценки развитости политической культуры и способов ее "измере- , ния".

Важное место в истории развития теории политической культуры занимает вопрос об уточнении функционального места концепции в политической теории Запада. В диссертации отмечается определенное единство взглядов западных ученых в этом вопросе, выражающееся, в частности, в мнении, что доминирующей функцией концепции политической культуры должно стать не столько прогнозирование, сколько познание происходящих политико-культурных явлений с применением соответствупцих операционных средств.. Утверждение такого взгляда в научной практике можно рассматривать как факт принципиально важный в истории исследуемого вопроса.

Содержащиеся в параграфе выводы сводятся к тому, что,

если рассматривать историю концепции политической культуры с практических позиций, то, несмотря на ряд уязвимых мест (методологическая ограниченность, некоторая расплывчатость самого понятия "политическая культура", нечеткость концептуальных границ, апологетический характер по отношению к англо-ашриканской модели политического устройства общества и др.), она себя вполне оправдала и как теоретическая дисциплина и как идеологическое средство обеспечения интересов практической политики.

Вторая глава - "Марксистско-ленинская теория и црактика политической культуры в трактовке советологов" - посвящена рассмотрению исторических причин и теоретических предпосылок формирования в западном обществоведении советологической ветви политико-культурного анализа, вклада ее представителей в развитие концепций политической культуры,, их эмпирических исследований социалистического общества, включая перестроечные процессы в СССР.

В первом параграфе - "Формирование советологических взглядов на политическую культуру социалистического общества" -показывается, что выделение в 70-х годах новой относительно самостоятельной ветви, обращенной к изучению политических культур социалистических стран, и прежде всего Советского Союза, стало заметным явлением в буржуазной политологии. Английские и американские ученые (А.Браун, С.Уайт, Р.Такер, К. Джо-уитт и др.), начавшие систематические исследования этого феномена с использованием основных методологических принципов концепции политической культуры и ее операционных средств, включились в работу по гроясченип ряда "туманны?" мест в тео-

t.

ретических основах концепции, в поиски подходов к изучению практических вопросов функционирования политической культуры в странах социализма.

. Здесь показывается, что возникновение интереса к полити-ко-культурнкм проблемам социалистического общества было подготовлено и в значительной степени обусловлено развитием- буржуазной советологии как специфической области знаний о Советском Союзе ж странах социалистического содружества. Ее расцвет, как известно, пришелся на 50-е - начало 60-х годов и характеризовался доминирующим влиянием одной из американских исследовательских школ, получившей название "тоталитарной" и отличавшейся крайней предвзятостью и недоброжелательностью по отношению к изучаемому объекту. И хотя общий тон советологических научных работ менялся по мере изменения политической конъюнктуры, противоречие мезду традициями, методами исследования представителей "тоталитарной школы" и политическими переменами в мире сохранялось, порождая неудовлетворенность самих политологов рядом идеологических догм и методологических постулатов "тоталитаристов". В этом контексте обращение к кон-

ТТОТГГГТТТ ЧттгУ^ттхгтгГТТТО ОТГО ет тгтгггт ттг^рО п ^»гя'гиГ\ ЛОЛ^^'Я'ПТГ^ПШТ Тртге тлогкг тгт.

тат поисков более адекватного и эффективного средства для изучения меняющегося и противоречивого совралистического мира. В то же время отмечается, что влияние ряда идеологических установок и методологических посылок "тоталитарной школы" то и дело дает себя знать не только в ранних, но и в современных советологических трудах по проблемам политической культуры.

Одним из слабых мест буржуазных концепций политической культуры долгое время оставалось пренебрежение политологами юторическими аспектами проблемы, не вполне преодоленное и

поныне. Тем не менее можно констатировать, что все большее число исследоваавоЕй пытается использовать исторический подход к изучаемому явлению. Привлекаются к этой работе и ученые-историки. Это обстоятельство представляется весьма важным для научных перспектив концепции с точки зрения глубины и достоверности анализа, проводимого с ее црименением.

Значительное место в диссертации уделено освещению роли советологов в црояснении ряда спорных теоретических вопросов концепции политической культуры, в частности проблемы ее содержания, являющейся одним из основополагающих элементов теории. Как показывает исследование, столь необходимого для новой дисциплины научного консенсуса западным ученым пока достичь не удалось. При этом отмечается и отсутствие единомыслия, несмотря на близость взглядов, и среди советских ученых, занимающихся разработкой проблемы политической культуры с позиций марксистско-ленинской методологии.

Представляют научный интерес и поиски западных ученых в области квалификации политических культур социалистических стран, их структур и типов, попытки прогнозирования политического развития стран социализма. Однако постоянно декларируемое советологами стремление к научной объективности в анализе и оценках изучаемого предмета на деле практически никогда полностью не реализовывалось. Буржуазные исследования в области политической культуры социализма, несмотря на их серьезность и основательность» на протяжении всех 70-х и первой половины 80-х годов обнаруживали зависимость их авторов от политической кощ-юнтсг.-рн, определявшей взаимоотношения двух общественных спстом.

Проблема, вшесенная в заголовок второго парагоаша -"Буржуазные ученые о роли перестройки и гласности в развитии советской политической культуры" - рассматривается через анализ первых, пока немногочисленных работ западных ученых, посвященных перестройке в СССР. Как можно судить по этим работам, Запад в первую очередь интересуют следующие вопросы: насколько глубоки задуманные преобразования в нашей стране и можно ли их считать революционными? каковы шансы на успех перестройки в деле перемен в политической культуре? что сулят разворачивающиеся события капиталистическому Западу? и др.

Исследование показывает, что политико-культурный анализ перестроечных цроцессов в нашей стране, предцринимаемый советологами, практически не содержит в себе сколько-нибудь серьезных теоретических изысканий и подчинен чисто практической задаче, хотя и решаемой путем многостороннего исследования, охватывающего образцы и культурной политики, и политического поведения с позиций как пессимистических, так и довольно оптимистических.

В работе отмечается, что советологи в целом раально представляют св^э существо птюетпуодящцх э нашей оттаяв политик1?— культурных процессов, рассматривая их как борьбу двух направлений: традиционного, свойственного командно-административной системе политического управления обществом, и нового, зарождающегося направления, тяготеющего к идее демократического социализма. Однако трезвая в целом оценка ситуации в области политической культуры Советского Союза не исключает в то же время и ошибочных или спорных суждений по некоторым конкретным воцросам теории и практики происходящих в ней перемен.

Обращает на себя внимание и то, что большинство западных исследователей, признавая серьезность и значительность замысла перестройки, предпочитает все-не видеть в ней лишь сумму хотя и широкомасштабных, но изолированных друг от друга реформ,

направленных на оцределенные перемены в привычном образе мыслей и поведения народа и отрицают революционную суть программы качественного обновления социализма. Для обоснования подобных выводов выдвигаются аргументы о несовместимости понятия "революция" с сохранением марксистско-ленинской идеологии, однопартийной системы, государственной собственности в экономике, с осмотрительностью по отношению к западным политическим и культурным ценностям и т.п. Такое понимание характера перестроечных процессов в нашей стране обнаруживает живучесть у буржуазных ученых цризычных идеологических и политических ориентаций, выработанных годами стереотипов и подходов к политико-культурному анализу социалистической системы.

Придавая большое значение политике гласности как фактору, стимулирующему политико-культурные перемены, буржуазные исследователи проявляют, однако, склонность к чрезмерному политизированию дебатов, ведущихся в среде советской творческой интеллигенции, к переоценке влияния Запада на политическую и культурную жизнь Советского Союза, к одностороннему подходу в оценке многих общественных и политических процессов и явлений, связанных со сталинским периодом в истории СССР.

В то же время з диссертации отмечается серьезность советологических исследований взаимосвязи и взаимозависимости перспектив перестройки с уровнем политической культуры, а также справедливость вывода о том, что главные трудности в сфере

демократизации общественной жизни, в сфере политических отношений коренятся именно здесь, что в свою очередь требует не только совершенствования механизмов и каналов политического участия граждан, но и существенного углубления теоретических представлений на этот счет.

В заключении формулируются общие выводы, вытекающие из проведенного анализа буржуазных концепций политической культуры, а также высказываются соображения, направленные на повышение роли марксистско-ленинской науки в изучении политико-культурных процессов в нашей стране, в формировании политической культуры демо1фатического социализма.

Указывается, что несмотря на ряд методологических несовершенств и незавершенности разработки некоторых важных теоретических вопросов, западные концепции политической культуры в своем развитии, пройдя за неполные четверть века довольно большой путь, сегодня активно используются многими представителями мировой общественной науки. Отмечается также, что систематические исследования политических культур социалистических стран, в том числе и СССР, ведущиеся советологами в течение последних пятнадцати лет, оставаясь зависимыми от политической конъюнктуры и несвободными от груза выработанных годами стереотипов в подходах к изучаемой проблеме, тем не менее, внесли заметный вклад как в теоретическое развитие концепции, так и в дело приращения эмпирических знаний о цредмете своего научного интереса.

В этом разделе работы также содержится вывод о том, что внимательное изучение научного и практического опыта западных обществоведов в области политической культуры цредстанителями советской науки может способствовать углублению, а,возможно, и

переосмысяению наших представлений о закономерностях функционирования и развития социалистической политической системы.

Особо подчеркивается необходимость коренного поворота в общественном отношении к ряду дисциплин марксистско-ленинской науки,и в частности, к политологии. Предлагается ряд практических мер, направленных на уточнение ее места в системе советского обществознания и повышение роли этой отрасли науки в деле изучения сложных научных и практических проблем, одной из которых является проблема "человек - культура - политика", .и от правильного решения которых в конечном счете зависит успех начатого глубокого социально-экономического переустройства нашего общества.

X X

X

. По теме диссетэташи опубликована статья: Эволюция концепции "политическая культура" в буржуазной политологии (Опыт исторического анализа). // Некоторые проблемы марксизма-ленинизма: теория, история, современность. - Вып. П. - Ы.,1989. (Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Совет молодых ученых). Ротапринт. (1,0 п.л.).

ПМБ ИМЛ при ЦК КПСС Заказ № 1063 Тираж 150 экз.