автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Критика буржуазных взглядов на социальное и эстетическое значение "массовой культуры"

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Лапокныш, Людмила Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Критика буржуазных взглядов на социальное и эстетическое значение "массовой культуры"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лапокныш, Людмила Васильевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ "МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ" И ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЕЕ

БУРЖУАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

§ I. Социальные предпосылки возникновения буржуазной "массовой культуры"

§ 2, Идейно-теоретические истоки буржуазной массовой культуры"

§ 3. Проблема соотношения "массовой" и элитарной культуры

ГЛАВА П. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БУРЖУАЗНЫХ ТЕОРИЙ "МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ" КАК СРЕДСТВА ДУХОВНОГО ПОДАВЛЕНИЯ МАСС

§ I. Теоретическое обоснование духовного манипулирования в концепциях буржуазных философов

§ 2. Возрастание роли "массовой культуры" как системы социального регулирования в буржуазном обществе

§ 3. Истинная массовость социалистической культуры и псевдонародный характер буржуазной "массовой культуры"

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Лапокныш, Людмила Васильевна

Эстетическое сознание буржуазного общества, которое определяется его социально-экономическими отношениями и опосредуется всей культурой, подвержено воздействию нынешнего этапа кризиса мировой системы капитализма. Этот кризис, крайне обостривший антагонистические противоречия буржуазного общества, охватывает все сферы общественного сознания, все реалии духовной жизни. Актуальность критического анализа разнообразных форм буржуазного художественно-эстетического сознания и их теоретического осмысления обусловлена необходимостью решения задач по углублению содержания идеологической работы в период совершенствования развитого социалистического общества, поставленных Ш1 съездом КПСС, июньским (1983 года) Пленумом ЦК КПСС. В современной идейно-политической ситуации КПСС придает важнейшее значение борьбе "с проникающим по разным каналам идеологическим влиянием империалистической пропаганды на сознание некоторой части населения""''.

Усугубление общего кризиса капитализма сказывается и в дальнейшей деградации современного буржуазного искусства, дегуманизации его мировоззренческих позиций. Искусство всегда играло огромную роль в идейной борьбе классовых сил, однако никогда еще его участие в социальных конфликтах буржуазного общества не достигало таких масштабов как в последние десятилетия". "В обществе, основанном на делении классов, - как подчеркивал В.И.Ленин - , борьба между враждебными классами неизбеж

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с. 73 но становится, на известной ступени ее развития, политической борьбой"^. Свидетельством незыблемой истинности этого положения служит и современная эстетическая культура капиталистического Запада. Еще в 60-70-е годы отчетливо обнаружилась тенденция к политизации эстетической культуры, связанная с расширением социальной базы классовой борьбы, с развертыванием все новых и более многообразных форм ее и все возрастающим влиянием идей марксизма-ленинизма в странах капитала. Борьба идей пронизывает не только область самого искусства, но и область философско-эстетического осознания его. В этой связи особую актуальность приобретает выявление политической направленности теоретических построений наших идейных противников, раскрытие их реакционной сущности. Буря^уазные идеологи прибегают к самым изощренным приемам и средствам, на необходимость разоблачения которых указывалось в речи Генерального секретаря ЦК КПСС тов. К.У.Черненко на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР.2

Осознав утрату исторической перспективы, кризис традиционных ценностей и идеалов, идеологии империализма стремятся любой ценой удержать господство над умами людей, всеми средствами способствовать распространению буржуазной идеологии. Определенные надежды в связи с этим возлагаются ими на буржуазную "массовую

I Ленин В.И. Полн. собр.соч., т. 12, с. 137 р

См.: Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 г. М.: Политиздат, 1984, с.12 культуру". Необходимость дальнейшего критического анализа буржуазных взглядов на социальное и эстетическое значение "массовой культуры", процессов эволюции их теоретических и идеологических основ определяет актуальность данного исследования.

Исследование проблемы "массовой культуры" ведется советскими учеными в различных направлениях: социологическом, искусствоведческом, философско-эстетическом. К числу исследований, в которых рассматривались различные аспекты данной проблемы, относятся работы Г.К.Ашина, Б.М.Бессонова, В.Е.Баскакова, В.Л.Глазычева, Н.В.Гончаренко, Е.С.Громова, А.В.Гулыги, В.Н.Ермолаевой, Е.Н.Карцевой, Н.И.Киященко, А.В.Кукаркина, Н.Л.Лей-зерова, Н.Б.Маньковской, С.Е.Можнягун, Ю.Н.Семенова, В.П.Шеста-кова и др.

Но даже столь разностороннее изучение этого феномена буржуазной культуры не исчерпывает всех тех проблем, которые возникают здесь перед исследователями. "Массовая культура" представляет собой явление неоднородное, эстетически неоднозначное, в ее рамках возникают разнообразные, часто противоречивые тенденции. На наш взгляд, до сих пор все еще недостаточно изучена социальная природа эстетических интерпретаций "массовой культуры" буржуазными идеологами, чему и посвящается данное исследование .

I. См.: Ашин Г.К. Доктрина "массового общества". М., 1971; Бессонов Б.М. Идеология духовного подавления. М., 1971; Карцева E.H. Массовая культура в США и проблема личности. М., 1974; Идейно-теоретические основы буржуазной "массовой культуры". М., 1976; Кич или торжество пошлости. М., 1977; (продолжение сноски см. на след. стр.)

Буржуазную культуру Запада нельзя представлять как единственный и всеобъемлющий феномен, в капиталистических странах ей противостоит культура демократическая, отражающая подлинные интересы рабочего класса и трудящихся масс. Эту культуру отстаивают и поддерживают марксистско-ленинские коммунистические и рабочие партии, все црогрессивные силы. Огромное воздействие на социокультурную жизнь буржуазного общества оказывают процессы развития мировой системы социализма, совершенствования зрелого социализма в СССР. "Нет такой страны или группы стран, - отмечалось на ХХУТ съезде КПСС - такого идейного или политического течения, которое не испыталоГна себе в той или,

Кукаркин A.B. По ту сторону расцвета. М., 1978; Буржуазная "массовая культура" М., 1978; Можнягун С.Е. Кризис буржуазной "массовой культуры". К., 1981; сборники: "Массовая культура" и кризис буржуазной культуры Запада. М., 1974; "Массовая культура" - иллюзии и действительность. М., 1975; Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М., 1979; статьи; Ашин Г.К. Ложная диллема буржуазной культурологии. (Элитарная или "массовая" культуры). Вопросы философии, 1983, № 7; Ашин Г.К., Мидлер А.П. Буржуазная "массовая культура" и ее новейшие разновидности. В сб. Культура и идеологическая борьба. М., 1979; Глазычев В.Л. Проблема "массовой культуры". Вопросы философии, 1970, № 2; Семенов Ю.Н. Концепция "массовой культуры" в американской социологии. В сб. Современная буржуазная идеология в США. М., 1967; Шестаков В.П."Искусство тривиализации": некоторые теоретические проблемы "массовой культуры". Вопросы философии, 1982, № 10. иной мере влияния социализма. Такова реальность конца двадцатого века"1.

Именно поэтому в буржуазной теоретической мысли все чаще наблюдаются попытки поставить знак равенства между социалистической культурой народных масс, несущей идеи гуманизма и побуждающей людей к творческой активности и буржуазной "массовой культурой", целью которой является манипулирование сознанием миллионов людей.

Сейчас назрела настоятельная необходимость углубления критического анализа буржуазных концепций "массовой культуры", поскольку "в наше время в гораздо большей мере, чем в прошлом, многие существенные акценты идеологической борьбы смещаются как раз в сферу теории искусства, теоретические концепции вовлекаются в борьбу идеологий и оказываются в центре о современной схватки идей" . Взгляды буржуазных Материалы ХХУ1 съезда Коммунистической Партии Советского Союза. М., 1981, с. 79. р

Зись А. Марксистско-ленинская теория искусства и ее буржуазные "критики". В сб. Русское и советское искусство в оценке зарубежного искусствоведения. М., 1980, с. 12. теоретиков, их оценки "массовой культуры" не отличаются мони-стичностью. Но с каких бы позиций, откровенно апологетических или либерально-критических, не рассматривался феномен "массовой культуры" в концепциях буржуазных теоретиков, их объединяет в конечном итоге единый охранительный характер. Как справедливо отмечает М.Ф.Овсянников, - "Все труднее становится открыто защищать капиталистический строй. Поэтому его чаще всего защищают в форме критики".* Поэтому те разногласия, которые характерны для буржуазной теоретической мысли и оценки ею явлений буржуазной "массовой культуры" представляют собой единую идеологическую линию,призванную отстаивать устои капиталистической системы и принципы ее культуры.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы - критическое рассмотрение взглядов буржуазных теоретиков на общественное и эстетическое значение "массовой культуры", ибо "сейчас нам более, чем когда-либо, необходимо развернуть решительное наступление на эстетическом фронте против ложной мудрости 2 буржуазных идеологов". Исходя из этого в диссертации ставятся следующие задачи:

- вскрыть классовую тенденциозность в оценках "массовой культуры" буржуазными философами;

- проанализировать практику и теоретические предпосылки манипулятивной функции "массовой культуры" и возрастание ее роли как одного из факторов социального регулирования в буржуаз- ^

1. Овсянников М.Ф. Искусство и капитализм. М., 1979, с. 9

2. Егоров А. Проблемы эстетики. М.: "Советский писатель, 1977, v с. 79 ном обществе;

- выявить социальные предпосылки эволюции "массовой культуры" и ее внутреннюю связь с буржуазной элитарной культурой.

Теоретико-методологические основания работы. В данном исследовании автор исходил из всесторонне разработанных классиками марксизма-ленинизма и развитых на современном этапе в материалах и документах КПСС философских оснований коммунистического мировоззрения, общих методологических положений, выработанных Коммунистической партией. Диссертант основывается на положениях о том, что анализ способа производства и производственных отношений имеет решающее значение для понимания закономерностей духовного развития общества, что различные формы общественного сознания отражают общественное бытие. Принцип историзма, классовые критерии в оценке культуры дают основы для всестороннего понимания ее явлений.

Исходной теоретико-методологической предпосылкой работы явились положения, разработанные в "Экономическо-философских рукописях 1844 г." К.Маркса и других сочинениях и фрагментах из сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса; в них дан^всесторонний материалистический анализ природы эстетического познания, принципы критического анализа буржуазной философии, эстетики и культурологии. В ходе исследования диссертант опирался на принципиальные положения ленинской теории отражения. Ленинский принцип партийности литературы и искусства дает возможность глубоко уяснить социальные функции "массовой культуры", ее тесную связь с идеологией и политикой правящих кругов буржуазного общества.

В процессе работы над диссертацией мы следовали и теоретическим положениям, разработанным в трудах ведущих советских эстетиков - А.Г.Егорова, М.Ф.Овсянникова, А.Я.Зися, А.В.Гу-лыги, Н.Л.Лейзерова, И.С.Куликовой, Н.И.Киященко, Е.Г.Яковлева. Как подчеркивает в своей только что вышедшей книге А.Я.Зись, "методология научного исследования не только обусловливает характер и направление творческого поиска и, следовательно, имеет значение не только для самого исследователя, но она органично входит в содержание самого исследования и, таким образом, объективируется в результатах научного труда"1.

Научная новизна исследования. В соответствии с поставленными целями в диссертации:

- подвергнуты обстоятельной критике новые приемы манипулирования сознанием, применяемые буржуазными идеологами в целях расширения системы социального регулирования средствами "массовой культуры";

- выявлена несостоятельность всего механизма социального регулирования, заложенного в буржуазной природе "массовой культуры";

- подвергнута критическому анализу тенденция к политизации "массовой культуры", которая в условиях буржуазного общества усиливает реакционное воздействие на сознание народных масс;

- вскрыты способы "культурной агрессии", осуществляемой посредством "массового искусства";

- ввиду того, что "массовое искусство" представляет собой одну из форм самосознания буржуазной культуры, в диссертации прослеживается эволюция теоретического осознания ценностных

Зись А.Я. Эстетика: идеология и методология. М.: "Наука", 1984, с. 4. установок западными мыслителями в том виде, в каком они проецируются ими на буржуазную "массовую культуру", место этих установок в аксиологическом строе буржуазной культуры в целом и раскрываются действительные причины социального продуцирования лжеценностей "массового искусства".

Практическое значение работы. Результаты исследования позволяют конкретнее представить основные направления, по которым ведется идеологическая борьба в сфере художественной культуры. Они могут быть использованы для более обстоятельного анализа современной буржуазной культуры и искусства и их углубленной критики, при подготовке спецкурсов по критике буржуазной эстетики, а также в пропагандистской работе.

Апробация. Диссертация обсувдена и одобрена на заседании проблемной группы "Эстетическое сознание и эстетическое воспитание" Отдела общественного сознания Института философии АН СССР.

Основные идеи исследования изложены в опубликованной автором монографии "Буржуазная "массовая культура": теоретические и социальные основы". К., "Наукова думка", 1982 (на украинском языке); Антигуманистическая сущность буржуазного искусства и проблема личности. - В кн.: Художественная культура и гармоническое развитие личности. К., "Наукова думка", 1982; "Массовая культура" - свидетельство общего кризиса духовной жизни капиталистического общества. - В сб.: Критика буржуазных теорий культуры. К., "Наукова думка", 1982 (на украинском языке); Некоторые методологические вопросы исследования буржуазной "массовой культуры". В сб.: Программные документы КПСС и методологические проблемы искусствоведения. К., "Наукова думка", 4 1983 (на украинском языке).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Критика буржуазных взглядов на социальное и эстетическое значение "массовой культуры""

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для любой общественно-экономической формации характерен свой тип духовного производства, определяемый присущим данной формации способом материального производства. Не составляет исключения в этом плане и духовная культура буржуазного общества. Теория и практика "массового искусства" функционирует в едином для всех буржуазных стран идейно-методологическом русле и имеет четкую антинародную, антигуманную направленность. Это еще раз подтверждает марксистское положение о том, что для уяснения самых характерных закономерностей в развитии культуры необходимо прежде всего изучить ее материальную основу. Поэтому мы и стремились рассматривать "массовую культуру" в неразрывной связи с социально-экономическими отношениями государственно-монополистического капитализма.

Вследствие тотальной монополизации капиталом духовного производства постоянно обостряются противоречия между производством и потреблением духовных ценностей. Как ранее, так и на современном этапе буржуазные теоретики стремятся затушео вать это реальное противоречие и на первый план вывести несущественное противоречие - между "массовой" и элитарной культурами. С" эстетической точки зрения это противоречие несущественно именно потому, что "массовая культура", в которой начисто отсутствует какой-либо эстетический смысл, смыкается с элитарной культурой, представители которой заняты поиском своего рода утонченных эстетических ценностей, и смыкается как раз посредством использования одного и того же инструмента, призванного создавать определенный психологический эффект - эффект шока как вырождение катарсиса.

Массовое искусство" современного буржуазного общества - это специфический феномен, сущность которого целиком связана с процессами разрушения эстетического сознания и эстетической деятельности современного буржуазного общества; оно одна из примечательных форм вырождения эстетической культуры капитализма. Это искусство представляет собой калейдоскоп эстетических иллюзий, предлагаемых буржуазной личности взамен живой полноты подлинной, а не вымышленной эстетической реальности. На место прекрасных идеалов и устремлений человеческого существа оно ставит грёзы, галлюцинации и беспочвенные фантазии, трагизм человеческого бытия в эпоху капитализма стремится подменить сентенциями о бессмысленности человеческой жизни, посеять в массовом сознании пессимизм, апатию, неверие в историческую перспективу, разрушить все те гуманистические ценности, которые народные массы вырабатывали на протяжении тысячелетней борьбы с гнетом и эксплуатацией.

Массовое искусство" следует полностью исключить из эс- | тетической практики современного буржуазного мира и рассматривать его как важнейшее орудие манипулирования сознанием людей, которое (орудие) буржуазные идеологи стремятся зарядить набором псевдо-эстетических ценностей. Буржуазное искусство для масс в действительности оказывается искусством против масс, незаменимым в руках буржуазии средством их духовного подавления. Претензии буржуазных идеологов на то, чтобы обосновать эстетическую сущность и эстетическую значимость такого явления как "массовая культура", оказываются тщетными и не отвечают никаким научным критериям. "Массовое искусство" является отражением и выражением всего безобразного, низменного и пошлого в социальной действительности буржуазного общества. И как бы буржуазные теоретики ни пытались прикрыть и приукрасить его антиэстетическую природу, сами их так называемые эстетические штудии как нельзя лучше и убедительнее раскрывают бесчеловечную сущность буржуазной идеологии в целом, стремящейся в данном случае одеть эстетическую маску на то, что человеческого лица не имеет.

Идейное обоснование господства монополий, оправдание эксплуатации, опорочение общественной собственности и коллективизма, воспевание милитаризма и войны, оправдание колониализма и расизма, разжигание вражды и ненависти мевду народами - таковы идеи, которыми проникнуты политические и экономические теории, философия и социология, этика и эстетика современной буржуазии"^.

Разнообразные буржуазные : социологические и эстетические концепции "массовой культуры" оказались неспособными определить конкретное социально-историческое содержание общественных и художественных процессов в капиталистических странах. Не в состоянии они раскрыть также и ту роль, которая ныне возложена на "массовую культуру" в системе отношений отдельного человека с буржуазным обществом. В результате же анализа феномена буржуазной "массовой культуры", произведенного на основе марксистско-ленинской методологии, становится очевидным, что она - один из способов совершения духовного насилия над человеком.

1 Программа КПСС. М.: 1961, с. 53-54.

Практическое направление всех видов "массовой культуры" на совершение идейного насилия проявляется во многих аспектах. Одной же из самых существенных тенденций, которая наблюдается в современной "массовой культуре", является стремление манипулировать эмоциями человека. Безусловно, это яркое свидетельство того глубокого кризиса, в котором пребывает ныне буржуазное искусство и буржуазная культура в целом.

Говоря о культуре, путях ее развития в странах капитала, нельзя не сказать о демократическом социалистическом искусстве, неуклонно развивающемся в самостоятельное направление. Это искусство оказывает гуманистическое влияние на человека, способствует прогрессу мировой культуры. Несомненно, будущее прогрессивного искусства в капиталистических странах тесно связано с демократическими тенденциями.

 

Список научной литературыЛапокныш, Людмила Васильевна, диссертация по теме "Эстетика"

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 41-174.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 4, с. 419-459.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Сочинения, т. 3, с. 7-544.

4. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 13, с. 1-167.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 20, с. 1-338.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 21,с. 269-317.

7. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи "Русского Богатства" против марксистов). Полное собрание сочинений, т. I, с. 125-346.

8. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. Полное собрание сочинений, т. 2, с. 505-550.

9. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полное собрание сочинений, т. 12, с. 99-105.

10. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. -Полное собрание сочинений, т. 17, с. 206-213.

11. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное собрание сочинений; т. 18, 525 с.

12. Ленин В.И. Философские тетради. Полное собрание сочинений, т. 29, 782 с.

13. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. 6-ое издание. М.: "Художественная литература", 1976, 827 с.

14. Программа Коммунистической Партии Советского Союза, М.: Политиздат, 1971, 144 с.

15. КПСС о формировании нового человека. Сборник документов и материалов (1965-1976). М.: Политиздат, 1976, 456 с.

16. О литературно-художественной критике. Постановление ЦК КПСС, 21 января 1972 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М.: 1977, с. 492-496.

17. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.

18. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, 80 с.

19. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему повышению идейно-художествеиного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии". Правда, 6 мая 1984.

20. Постановление ЦК КПСС "Об участии руководящих кадров Эстонской ССР в политико-воспитательной работе среди трудящихся". -Правда, I августа 1984.

21. Постановление ЦК КПСС "О ходе выполнения решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС в Армянской республиканской партийной организации". Правда, 21 октября 1984.

22. Черненко К.У. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа Москвы. Правда, 3 марта 1984.

23. Черненко К.У. Речь на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС. Правда, II апреля 1984.

24. Черненко К.У. Речь на встрече с рабочими Московского металлургического завода "Серп и молот". Правда, 30 апреля 1984.

25. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь на юбилейном пленуме Союза писателей СССР 25 сентября 1984 г. М.: Политиздат, 1984, 15 с.х х

26. Аристотель. Поэтика. Риторика. В кн.: Аристотель и античная литература. М.: "Наука", 1978, с. III-129.

27. Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. М.: 1971.

28. Ашин Г.К. Доктрина "массового общества". М.: Политиздат, 1971, 191 с.

29. Ашин Г.К. Ложная дилемма буржуазной культурологии. (Элитарная и "массовая" культуры). - Вопросы философии. 1983, №7, с. 149-158.

30. Ашин Г.К. Современная буржуазная социология (Критический очерк идеалистических теорий о роли народных масс и личности в истории). М.: 1965.

31. Ашин Г.К. Миф об элите и "массовом обществе". М.: 1966.

32. Ашин Г.К. Роль народных масс и личности в истории. М.: 1967.

33. Ашин Г.К. "Массовое общество" и его "критики". Вопросы философии. 1965, № II.

34. Васин Е.Я., Краснов В.М. "Статусное" присвоение культуры как регулятор социального общения при капитализме. -Вопросы философии. 1969, № 10.

35. Бергсон А. Творческая эволюция. М. СПб.: "Русская мысль", 1914, 322 с.

36. Богданов Б.В. Ленинские принципы анализа истории философии. М.: "Наука", 1970, 240 с.

37. Богомолов A.C. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX веков. М.: Изд-во Московского университета, 1962, 375 с.

38. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: "Мысль", 1978, 216 с.

39. Винник Э.В. Западногерманская буржуазная социология и проблема народных масс. Философские науки. 1964, № 3.

40. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М.: Искусство, 1970.

41. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х тт. М.: Искусство, 1968-1973.

42. Гершкович З.И. Критика буржуазной концепции "массовой культуры". В сб.: В тисках духовного кризиса. М., 1966.

43. Глазичев В.Л. Проблема массовой культуры. Вопросы философии. 1970, № 12.

44. Григорьян Б.Т. "Просвещенный" консерватизм. - Вопросы философии. 1979, № 12, с. 126-133.

45. Гулыга A.B. Эстетика истории. М.: "Наука", 1974, 128 с.

46. Гулыга A.B. Искусство истории. М.: "Современник", 1980, 288 с.

47. Гурко Л. Кризис американского духа. М.: 1958.

48. Гу;щ/ина В.А. Модернизм и аналитическая эстетика. Вопросы философии. 1983, № 3, с. 58-67.

49. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: 1969.

50. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М.: 1966.

51. Егоров А.Г. О реакционной сущности современной буржуазной эстетики. М.: ГосПолитиздат, 1961, 306 с.

52. Егоров А. Проблемы эстетики. Изд. 2-е. М.: "Советский писатель", 1977, 463 с.

53. Ермолаева В.Н. Борьба за реалистическое искусство и гуманизм в эстетике США. М.: "Наука", 1979, 277 с.

54. Жигульский К. Пути развития массовой культуры. М., 1969.

55. Зись А.Я. Искусство -и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М.: "Искусство", 1975.

56. Зись А.Я. Эстетика: идеология и методология. М.: "Наука", 1984, 236 с.

57. Карцева E.H. "Массовая культура" в США и проблема личности. M.j 1974.

58. Карцева E.H. Идейно эстетические основы буржуазной "массовой культуры". М.: 1976.

59. Кейзеров Н.М. Методологические аспекты, критики буржуазных концепций политической культуры. Вопросы философии. 1982, № I, с. 94-101.

60. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс. М.: "Знание", 1981, 64 с.

61. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: "Молодая гвардия", 1977, 191 с.

62. Кукаркин A.B. По ту сторону расцвета. М.: 1974.

63. Куликова И.С. Антиискусство и буржуазная действительность. М.: "Искусство", 1978, 172 с.

64. Куликова И.С. Искусство и мир человека. М.: "Знание", 1981, 64 с.

65. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: 1896; его же: Психологические законы эволщии народов. СПб.: 1906.

66. Лейзеров И.Л., Овсянников М.Ф. Философские основы модернизма. В сб.: "Буржуазная эстетика сегодня". М., 1968, стр. 22-67.

67. Лейзеров И.Л. Идеологическая борьба в сфере культуры на современном этапе. В кн.: Ученые записки Московского государственного института культуры, 1971. Вып. 19, стр. 118-136.

68. Лейзеров И.Л. Научно-техническая революция и одна из разновидностей массовой культуры. В кн.: Идеологическая борьба и современная культура. М., 1972, с. 159-171.

69. Лейзеров И.Л., Киященко Н.И. Борьба идей в культуре и искусстве. М., "Знание", 1972, 80 с.

70. Лукьянов Б.Г. Эстетическая оценка искусства: сущность и критерии. М.: "Знание", 1977, 64 с.

71. Лукин Ю.А. В.И.Ленин и современная эстетика. М.: "Знание", 1980, 112 с.

72. Любимова Т. Эстетический принцип в строении критической философии. Эстетика и жизнь. М.: "Искусство", 1975,с. 57-80.

73. Маньковская Н. Проблема художественного творчества в эстетике А.Камю. В кн.: Проблемы художественного творчества. М.: "Наука", 1975, с. 323-<346.

74. Маньковская Н.Б. К критике философско-эстетических взглядов "новых философов" и "новых правых". - Вопросы философии. 1984, №4, с. 138-146.

75. Ницше Фр. Рождение трагедии. Полное собрание сочинений. М.: Московское книгоиздательство, 1912, т.1, с. 23-163.

76. Овсянников М.Ф. Эстетическая теория К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. М.: "Знание", 1974, 96 с.

77. Овсянников М. Эстетическая концепция Иммануила Канта и современность. В кн.: Эстетика и жизнь. М.: "Искусство", 1975, вып. 4, с. 6-26.

78. Овсянников М.Ф. Гегель. М.: "Мысль", 1971, 223 с.

79. Овсянников М.Ф. Искусство и капитализм. М.: "Искусство", 1979, 343 с.

80. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: "Высшая школа", 1978, 352 с.

81. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М.: "Мысль", 1969, 398 с.

82. Толстых В.И. Искусство и мораль (0 социальной сущности и функции искусства). М.: Политиздат, 1973, 440 с.

83. Тугаков О.Э. Постмодернизм в американской художественной культуре и его философские истоки. Вопросы философии. 1982, № 4, с. 122-128.

84. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "Я". М.: 1925.

85. Целикова О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: "Наука", 1970, 207 с.

86. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. М.: "Художественная литература", 1955, 223 с.

87. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: "Мысль", 1966, 496 с.

88. Шестаков В.П. "Искусство тривиализации", некоторые теоретические проблемы "массовой культуры". - Вопросы философии, 1982, 10, с. 105-116.

89. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.: "Академия", 1935, 671 с.

90. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление в 2-х тт. М.: 1901, т. 2, 676 с.

91. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. (Система искусства в структуре мировых религий). М.: "Высшая школа", 1977, 244 с.

92. Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М.: "Искусство", 1969, 175 с.

93. Adorno Th.»'.'. Asthetische Tlieorie. Frankfurt a.M.: 1970,54-4 3. 95* Adorno Th.vV. Einleitung in die biusiksoziologie. Zwolf theoretische Vorlesungen. Frankfurt a.j',1.: 1962,241 8.

94. Adorno Th.W. negative Di ale кШс. Frankfurt a.M.: 1966,4-06 3.

95. Bell D. The End of Ideology. On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. Glencoe:I960.

96. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalims Y.: 1976

97. Culture for the Millions'ed.by Jacobs.Princeton:1961 100. Dewey J. Art as Experiens.Я.Y.:1934301. Der Spigel. 1976,n.30.

98. P.:1961,Я 1 108. Froma E. The Fear of Freedom.L.:1966 109- Fromm E. The Revolution of Hope. N.Y.B1968 110. Fromm E. Escape from Freedom, Farrar and Rinehart:1941

99. Gager K. Wie man Minister iau.ch.tY Stuttgart: 1973 113. Gans H. Popular Culture, and. High Culture .W.Y.: 1974

100. Gass \7. Even if by Oxen in the Vu'ordl. In: Frontier of American Culture. Indianopolis:1968

101. Haag E. van den. The Dissent with the Consensual Society. -In: iilass Culture Revisited.H.i'.: 1971

102. Imperialismus und Kultur. Berlin:1975

103. International Encyclopedia of the Social Sciences. The

104. MucMillan and The Free Press:1968 118. Kornhauser W. The Politics of Mass Society.!.:1960 119* Lederer S. The State of the Masses. The Threat of the Classless Society .11.1. : 1940

105. Lippnian vi. Essays in the Public Philosophy .Boston: 1953

106. Lipsct S. and Lowenthal L./eds./ Culture and Social Character. The Work of David Riesman Reviewed.Glencoc:1961

107. Manipulation. Die staatsmapolistisce Bewußtscinidustrie.1. Dietz Verlag.Berlin:1969123. tilarcuse H. Das Ende der Utopie .B.: 1967,150 S.

108. Packard V. The Hidden Persuaders.fl.Y.:1961

109. Packard V. Tiie Status Seekers.L.: 1960

110. Rosenberg B. Mass Culture A Gri do Coeur. Disset:1968, v. 15, No 4

111. Santajana G. Apologia Pro Mcnto Sua.Chicago:1940

112. Santajana G. Obiter Scripta:Lectures,Essays and Reviews. E.I.:1936

113. Santajana G. Realms of Being.N. I.;1942

114. Santajana G. The Realm oa Spirit.N.I.:1940

115. SantaJana G. The Sense of Beauty.N.I.:1955 156. Santajana G. ■ Domini t ions and Powers. Ii. Y.: 1951137« ShiIs E. Mass Society and its Culture. In: Mass Culture Revisited. N.I.:1971

116. Superculture: American popular Culture and Europe. L.:19 75

117. Wilensky H. Mass Society and Mass Culture: interdependence or independence? American Sociological Review. 1964, v.29, No 2