автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Критический анализ нравственных норм среднеазиатского суфизма
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шодиев, Рустам Тохирович
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОРАЛИ СУФИЗМА. .12
§ I. Формирование среднеазиатских суфийских тарикатов и их роль в общественно-политической жизни
§ 2. Общее и особенное в нравственных учениях ислама и суфизма
ГЛАВА П. УТВЕРЖШИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИХ НОРМ
НРАВСШШНОСТИ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ "
ПЕРЕЖИТКОВ СУФИЗМА.73
§ I. Несовместимость принципов коммунистической нравственности и морали суфизма .73
§ 2. Современный ишанизм - одна из форм проявления пережитков суфийской морали .103
§ 3. Специфические особенности атеистической работы среди последователей ишанизма .125
Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Шодиев, Рустам Тохирович
Актуальность темы исследования. Июньский /1983/ Пленум ЦК КПСС, определяя задачи в области идеологической, воспитательной и пропагандистской работы, указал на необходимость её подъёма на уровень тех больших и сложных задач, которые решает наша партия в процессе совершенствования развитого социализма. В своём выступлении на Пленуме Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.Ю.В.Андропов подчеркнул:". партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культуры труда и поведения"^
В свете этих требований возрастает актуальность проблемы обеспечения тесного единства и взаимодействия нравственного и научно-атеистического воспитания. Воспитание трудящихся в духе коммунистической нравственности предполагает преодоление религии и её морали. Полное освобождение сознания людей от религиозных пережитков остаётся одной из важных задач коммунистического воспитания.
Значительное влияние на мусульман оказал и оказывает суфизм. На современном этапе:: суфизм органически входит в систему ислама и является действенным орудием его пропаганды. "Внимание, уделяемое суфизму в современной идеологической борьбе, свидетельствует о стремлении использовать его для восстановления основ нвколеблённой веры в качестве главного противовеса идеям материализма, атеизма и социального развития.
I. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г., М.1983, с.18
Научный анализ суфизма имеет, таким образом, не только историко-философское, но и актуальное политическое значение
Актуальность темы обусловлена ещё и тем, что руководители суфийских орденов /потомки шейхов, ишанов, пиров/ и в наши дни продолжают оказывать влияние на часть верующих. Анализ модернизируемого вероучения, а также своеобразная "борьба", которую ведёт против ишанизма ортодоксальный ислам, показывает, какое большое значение придаёт САДУМ и его представители на местах использованию суфийской литературы, биографий и авторитета видных суфиев в воспитании верующих в духе религиозной идеологии. Одной из основных модернистских тенденций современного ислама является очищение обрядов ислама от вековых наслоений, восстановление его в "первоначальной чистоте" времён Мухамеда. Мусульманские апологеты считают, что в "отдельных элементах смешанных обрядов имеются такие обыдаи, которые противоречат социалистическому образу жизни и осуждаются мусульманским духовенством /например, культ святых, ишанов, пиров, паломничество в места их захоронения, к мавзолеям, гробницам, культ источников, камней, деревьев/"?
Научное исследование с позиции марксистско-ленинской методологии проблем происхождения, особенностей суфийской морали, характера проявления её пережитков, аргументированная критика её норм и принципов и разработка путей её преодоления приобретает актуальное :: теоретическое значение,ибо:
- во-первых, суфийская мораль имеет свои особенности, которые не всегда согласуются с принципами морали ортодоксального ислама. В то же время моральные нормы суфизма сохраняются в рамках и
1. Отепанянц М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире. В кн.: Философское наследие народов Востока и современность. М.: 1983, с.135.
2. Ислам в СССР. М.:1983, с 113-114. консервативных и модернистских толках ислама и, таким образом, способствуют сохранению исламских пережитков;
- во-вторых, суфийская мораль, как и ортодоксальные нормы мусульманской нравственности не совместима с интересами трудящихся и современным социальным прогрессом.
Степень разработанности проблемы. Исследования западноевропейских"'" и дореволюционных русских буржуазных исламоведов^ содержат весьма значительный фактический материал по истории суфизма и его распространению, представляющий большую ценность для критического изучения идеологии и морали данного течения.
Русские прогрессивные востоковеды дооктябрьского периода к изучению суфизма и ислама в целом подходили с научной позиции о и создали в области исламоведения много трудовт
Советские востоковеды и исламоведы, руководствуясь марксистско-ленинской методологией внесли большой вклад в изучение суфизма. В работах крупного советского востоковеда Е.Э.Бертельса, как "Суфизм и суфийская литература", "Очерки истории персидской литературы", "Джами - жизнь, эпоха, творчество"^ и других нашли значительное освещение вопросы истории и теории суфийского учения. Однако, Е.Э.Бертельс рассматривает в основном влияние суфизма на персидскую литературу, в его трудах не в полной мере раскрывается социально-экономическая база, над которой возвышалось
1. /Толук Ф. Суфизм или персидская пантеистическая теология, Берлин, 1821/; /Дози Р. Изучение истории ислама,П.,1879; Вамбери Г. Очерки и картины восточных нравов, Спб.,1887 и др.
2. Позднев П. Дервиши в мусульманском мире.-Оренбург: 1886, Смирнов Т. Дервишизм в 1уркестане.-Ташкент: 1898. Казанский К. Суфизм с точки зрения психопатологии. -Самарканд:1905,его же, Мистицизм в исламе.- Самарканд: 1906; Цветков П. Исламизм, т.1У. - Ашхабад: 1913
3. Жуковский В.А. Человек и познание у персидских мистиков. Спб.:1895.Крымекий Е.А. История Персии,ее литературы и дервишекои теософии -М.:1909-1917; Бартольд В.В.Ислам-Пг.: 1918; его же, История культурной жизни Туркестана.-Л:1927
4. Бертельс Е.Э.Суфизм и суфийская литература.-М:1965-^ОЧЕРКИ тмш? 1960; его мистико-аскетическое учение суфизма как идеологическая надстройка, недостаточно раскрыты социальные корни этого учения, его реакционная сущность, антиобщественная деятельность его представителей на разных этапах истории народов стран распространения ислама.
Важное значение для изучения среднеазиатского суфизма имеют труды академика В.А.Гордлевского, А.А.Семенова? В них содержатся весьма важные сведения об отдельных представителях среднеазиатского суфизма. Эти работы явились историческими источниками по изучению среднеазиатских суфийских школ.
Весомый вклад в изучение идеологии суфизма внесли крупные советские философы республик Средней Азии - А.М.Богоутдинов, р
И.М.Муминов.
Ценным источником для исследования суфизма, как религиозного течения в исламе, являются такие работы Е.А.Беляева, И.П.Петруо шевского, Н.А.Смирнова, Л.И.Климовича, О.Сухаревойт В них содержится богатый фактический материал по истории возникновения суфизма, его места в структуре ислама.
1. Семёнов A.A. Бухарский шейх XIX в./отд.оттиск/.Спб.:1927; его же. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али /ХУП в./,- Ташкент, 1946, Горделевский В.А. Ходжа Ахмад Ясави. Изб.соч.т.3.М.:1962; его же. Бахауддин Накшбенд Б^гхарский /К вопросу о наслоении в исламе/Изб.соч.т.3
2. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Сталинабад,1961; его же, Ибн-Сино. Дониш-нома. - Сталинабад, 1957. Муминов И.М. Выдающиеся мыслители Средней Азии.-М: серия 2, Философия, № 19, 1966; его же, Из истории общественной и философской мысли Узбекистана конца XIX в. и начала XX в. Труды УзГУ, новая серия, if0 40, - Самарканд, 1949.
3. Беляев Б.А. Мусульманское сектанство /ист.очерк/,-М.: 1957; Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках,-JI.: 1966; Смирнов H.A. Мусульманское сектанство.-М.:1930; Климович Л.И. Ислам. Изд.II доп.-М.:1965; Сухарева 0. Ислам в Узбекистане.- Ташкент: I960.
Возникновению и развитию суфизма, его идеологии, отношению к нему представителя ортодоксального ислама Ал-Газали, посвящена монография советского исламоведа Г.М.Керимова? Автор на основании анализа обширных источников по суфизму на арабском, персидском, турецком языках раскрывает противоречия суфийского учения с учением ортодоксального ислама, показывает, как господствующие классы используют идеологию суфизма для угнетения трудящихся масс. р
В работе А.Д.Яндарова исследуется идеология мюридизма, идейным источником которой является среднеазиатский суфизм, раскрываются особенности тарикатского учения на Северном Кавказе. Особое внимание автор уделяет истории учения суфизма с точки зрения его связи с идеологией народного движения на Северном Кавказе в 20-60 гг. XIX в. о
В монографии С.М.Демидова исследуются вопросы зарождения и эволюции суфизма на территории Туркменистана, показывается влияние старых народных традиций и верований народов Туркменистана на формирование суфийской идеологии, рассматриваются пережитки суфизма-ишанизма в Туркмении в послеоктябрьский период, подчеркивается его реакционная роль в жизни туркменского народа. В книге Ю.Г.Петраша^ рассматривается история возникновения и культа одного из направлений среднеазиатского суфизма - ясавизм. В работе излагается реакционная роль ясавизма в жизни народов Средней Азии и Казахстана, даётся критический анализ источника ясавизма "Хикмат", Ясави.
1. Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм.- Баку: 1969.
2. Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. - Алма-Ата: 1975.
3. Демидов С.Н. Суфизм в Туркмении. - Ашхабад: 1978.
4. Петраш Ю.Г. Тень средневековья. - Алма-Ата: 1981
Исследованию суфизма посвящены ряд диссертационных работ. В диссертации А.Сафарова* раскрываются социальные корни суфизма, уделяется особое внимание критике культа "святых" ишанов на материалах Таджикской ССР, а также анализируются причины сохранения пережитков культа "святых" ишанов в современных условиях и даются рекомендации о преодолении этих религиозных суеверий. р
В диссертации же С.Мамбеталиева рассматривается распространение ислама в Киргизии, а также суфизма, в частности, автор исследует характерные особенности мусульманских сект /на примере секты лаячи", и "исмаилизм"/, распространявшихся в Киргизии наряду со среднеазиатскими орденами. В работе показано современное состояние мюридизма в Киргизии и пути преодоления его пережитков. о
Особое внимание в диссертации Г.Р.Габуния уделено философской проблематике суфизма, его социальной доктрине. Много полезного дало автору изучение трудов видных советских исламоведов А.И.Абду-самедова, А.А.Артыкова, Н.Аширова, А.Б.Базарова, Ж.Базарбаева, Л.А.Баширова, И.Джаббарова, А.И.Масалиева, Т.С.Саидбаева, М.Т.Сте-панянца, М.А.Усманова, Б.Х.Цавкилова и др^
1. Сафаров А. Социальная сущность дервишизма и культ святых ишанов.Дисс.на соиск.уч.степ.кацц.филос.наук.- Душанбе:1965.
2. Мамбеталиев С. Мусульманское сектанство в Киргизии. Дисс. на соиск.уч.степ.канд.филос.наук - Фрунзе: 1У68.
3. Габуния Г.Р. Критика религиозно-филофофской концепции суизмa.Дисс.на соиск.уч.степ.канд.филос.н.-Махачкала:1971. бдусамедов А.И. Становление атеистическо?о:мировоззрения в Узбекистане.-Ташкент.:1973; Артыков А.А. Сущность модернизации идеологии ислама.-Ташкент:1966; его же, Коммунизм ва ислам.-Ташкент:1962У Аширов Н. - Эволюция ислама в СССР.-М.: 1972; Базаров А.Б.Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения таджикского дехканства.-Душанбе: 1971; Базарбаев Ж. Секуляризация населения социалистической Каракалпакии.- Нукус: 1973; Баширов Л.А. Исламские течения на Северном Кавказе и специфика атеистической работы среди их последователей. В кн.:Вопросы теориии и практики атеистического воспитания.-Ташкент.1979;его же. Религиозно-националистические пережитки в современном мюридизме. В кн.:Ислам в СССР.М.:1983; Джаббаров И. Общественный прогресс, быт и религия.- Ташкент:1973; Масалиев А.И. К вопросу о месте мусульманских сект и орденов воговременной идейно-политической борьбе /на примере Афганистана и Турции/. В кн.:Ислам, его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки. Москва-Ташкент: 1УоО.
Цель и задачи исследования. Цель данной диссертационной работы состоит в том, чтобы с позиций диалектического и исторического материализма выявить место суфийских норм нравственности в структуре мусульманской морали и определить пути и средства их преодоления.
В работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- выяснить сущность и отличие суфийских норм морали от нравственных норм ортодоксального ислама;
- выявить связь учения среднеазиатского суфизма с идеологией кавказского мюридизма, ваисовщины в Татарии;
- показать коренную противоположность коммунистической и суфийской морали;
- на основе научно-критического анализа суфийских первоисточников, проповедей шейхов-ишанов, результатов конкретно-социологических исследований и наблюдений, проведенных автором среди населения, вскрыть причины сохранения пережитков суфийской морали в сознании части населения Средней Азии;
- определить пути, методы и формы совершенствования атеистической работы по преодолению пережитков суфийской морали в условиях развитого социализма.
Научная новизна работы. В диссертации впервые исследуется нравственные нормы суфизма, выясняется их место в системе морали ортодоксального ислама.
Саидбаев Т.С. Ислам и общество. -М.:1978; Степанянц Т.С. Философское наследие суфизма в современном мире. В кн.: Философское наследие народов Востока и современноеть.-М.:1983; Усманов М.А. Ислам акидалари ва маросимлари.- Ташкент:1965; Цавкилов Б.Х. Мораль ислама.- Нальчик: 1967.
Научно-критическому анализу подвергаются работы зарубежных авторов в частности иранских ученых Касем Гани, Забеулла Сафа и других? В диссертации наряду с основополагающими источниками ислама-кораном, шариатом, - анализируются первоисточники по среднеазиатскому суфизму: "Тазкират-ал-авлия" /Жизнеописание святых/ Шейха Фаридидцина Аттара , "Адаб-ал-салихин"/Кодекс приличий на Востоке/ Мухаммеда Садика Кашгари^, "Хикмат"/Мудрость/ Ахмеда Ясави^,"Рисалаи тарикати Накшбандия" /Устав ордена Накшбандия/^, "Чахор китоб" /Четыре книги - мусульманское религиозное учебное пособие/^.
В диссертации установлено место пережитков суфийской морали в структуре мусульманской нравственности, выявлены специфические черты современного ишанизма в быту и образе жизни верующих и колеблющихся исследуемого региона. Это дает возможность конкретно-исторического дифференцированного подхода в атеистическом воспитании трудящихся масс.
В диссертации содержатся практические рё&мендации по преодолению пережитков морали суфизма, сохранившихся в форме ишанизма в нынешних условиях.
1. /Касем Гани. История суфизма в исламе, изд.2-е,
Тегеран,1330, Хвджри, на перс.языке/. Р /Забеулла Сафа. История литературы в Иране - том П, первое <Ст издание, Тегеран, 1336 хиджри, на перс.языке/.
2. /Фаридидцин Аттар. Тазкират-ал-авлия.Лейдан.1915, на перс.языке/.
3. Адаб-ал-Салихин. Мухаммеда Садика Кашгари /Кодекс приличий на Востоке - перев.с тюркского Н.Лыкошина/.
4. /Ахмад Ясави. Мудрость. Рукопись/5. Рисалаи тарикати Накшбавдия. Перев.в сборнике материалов по мусульманству, т.1, Тошкент. 1899, с.137-150. 6. Чахор китоб /Четыре книги/ Рукопись
Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы ХХУ-ХХУ1 съездов КПСС, июньского /1983/ Пленума ЦК КПСС, а также труды Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Ю.В.Андропова, съездов Компартий республик Средней Азии.
В диссертации учтен опыт работы местных пропагандистов научного атеизма, использованы материалы конкретно-социологических исследований по. выявлению степени, характера религиозности и образа жизни сельского населения, проведенного автором совместно с аспирантами кафедр марксистско-ленинской философии СамГУ и научного коммунизма МГУ, сотрудниками Самаркандского обкома партии в Самаркандской и Навоинской областях УзССР, архивные материалы, проанализированы содержания некоторых фетв, предписаний САДУМа, устные и письменные выступления служителей культа.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что, содержащие в ней положения, выводы и практические рекомендации могут быть использованы в атеистической пропаганде, при составлении тематики лекций и бесед, при подготовке лекторов-атеистов, составлении учебных программ народных университетов научного атеизма, а также при индивидуальной работе с верующими.
Апробация диссертации и ее внедрение. Диссертация была обсуждена на кафедре марксистско-ленинской философии СамГУ, а также на кафедре этики, эстетики и научного атеизма ТашГУ.
Основные положения, выводы и идеи, изложенные в ней, были сообщены и обсуждены на научных конференциях в СамГУ, на межвузовской зональной научно-методической конференции "Совершенствование методики преподавания философских дисциплин в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" в городе Самарканде, на П-ом Всесоюзном координационном совещании по айуальным проблемам современного исламоведения и роли ислама в современной идейно-политической борьбе, организованном Институтом востоковедения АН СССР /г.Москва/. Практические рекомендации представлены в научно-методический совет по научному атеизму при Самаркандском правлении общества "Знание" Узбекской ССР, в Самаркандский филиал Республи-кандского Дома научного атеизма, о чем имеются соответствующие подтверждения.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Критический анализ нравственных норм среднеазиатского суфизма"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ »
Анализируя сущность суфизма в исламе, марксистско-ленинская наука подходит к его оценке с исторических и диалек-тико-материалистических позиций. В момент своего зарождения суфизм был наиболее удобной формой идейного сопротивления гнету господствующего строя и религии. "Революционная оппозиция феодализму, - писал Ф.Энгельс, - проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ервси, то в виде вооруженного восстания"? Мистика (суфизм на Востоке) была в значительной части вооруженным антифеодальным движением, идеологическим протестом против господства феодальных отношений и господствующей идеологии - ислама. Однак^,,мистическая оболочка этих движений была признаком их идейной слабости и незрелости. Вообще суфизм нельзя рассматривать как единое, аднородное и цельное учение, которое с момента своего возникновения имело стабильную религиозно-философскую основу, не подвергавшуюся изменениям во времени и пространстве. Это тем более верно, что суфизм подразделялся на различные течения и отвлетвления.
ФЬрмирования суфийских тарикатов (накшбандия, кадирия, кубравия, ясавия), «казали значительное влияние на идеологию, быт и культуру населения Средней Азии. Учение суфизма хотя в какой-то степени противаречило основам ортодоксального ислама, а с другой стороны суфизм переосмысливал местные верования и придавал им мусульманскую окраску. Одн#й из отличительной черты суфизма от ортодоксального ислама явился насаждавшийся им культ живых святых. Под оболочкой этого культа велась пропаганда того, что власть правящей верхушки является эманацией божества.
I. Маркс К. и Энгельс Ф., соч.т.7, с.361.
По этому учение суфизма использовала и феодальная знать, опиравшаяся на авторитет суфийских пиров в интересах усиления своей власти. Эта эволюция среднеазиатского суфизма привела его к позднесредневековой упадочной стадии - ишанизму.
До победы Великой Октябрьской революции ишаны имели сильное влияние на массы дехкан, ремесленников и кочевников, использовали их для наживы, беззастенчиво паразитируя на невежестве и доверчивости трудового народа.
Нельзя забывать о том, что идеология суфизма вообще и его моральные нормы, в частности, формировались в недрах феодальных отношений и е крайне мистической форме выразили дух своей эпохи.
Поэтому учение, его нравственные принципы, были направлены всеми своими содержаниями и социальными функциями на превращение трудящихся в рабов по своим мыслям и действиям перед эксплуататорским классом.
Бесспорным является тот факт, что большинство предписаний суфийской морали направлено на подавление воли, эмоций и желаний его приверженцев. Зто естественно, потому что всякая религия стремится к тому же, поскольку обезволенного естественными эмоциями и ограниченного в жизненных желаниях человека легче 1 привести к смирению, а затем удерживать во власти религиозной догматики.
Суфийская мораль, отражая интересы эксплуататоров, призьгеает мюридов терпеть все лишения и страдания, которые рассмстриваются как испытания последних, - ниспосланное Аллахом. Однако предлагаемое суфийской моралью терпение следует рассматривать не как качество, направленное на преодоление жизненных трудностей, а как рабскую покорность, смирение перед нуждой, эксплуатацией, лишениями и унижениями.
В противоположность суфийской морали, мораль коммунистическая выдвигает перед людьми реальные цели и мотивы поведения в жизни - общественные интересы в построении и завершении коммунистического общества, определяя ооновное содержание коммунистической нравственности, В.И.Ленин писал: "В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма"? Идеи В.И.Ленина получили свое дальнейшее развитие в материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.".партия добивается того, чтобы челогек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, 2 высокой культурой труда и поведения".
Основные положения марксистско-ленинской коммунистической этики на современном этапе легли в основу "Морального кодекса строителя коммунизма". Первый принцип кодекса провозглашает "преданность делу коммунизма, любов£ к социалистической Родине, к странам социализма". Мораль суфизма проповедует преданность мифическому Аллаху, делу служения своему пиру-шейху, соблюдая принципы его тариката, любовь к иллюзорным блаженствам сказочного рая и стремление заполучить их в вечности.
Высшим принципом коммунистической нравственности является "Добросовестный труд на,благо общества: кто не работает, тот не ест". Основополагающим в марксистско-ленинском мировоззрении служит трудовая концепция становления, развития и нравственного прогресса общества. Суфийская концепция рассматривает труд как пустую манипуляцию для получения средств и существованию, назначенных богом в предЕечности.
1. Ленин В.И. ПСС, т.41, с.313.
2. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС тов.Ю.В.Андропова. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г., М.: Политиздат, 1983, с.18.
Нормы поведения и взаимоотношения личности и общества в социалистическом и коммунистическом коллективах регулируют такие нравственные принципы, как "коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного", "дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и рассоЕой неприязни". Принцип коллективизма противостоит индивидуалистической идее суфизма о спасении своей души в трансцендентном мире и личной ответственности каждого за себя перед Аллахом в судный день. Но человеческая жизнь складьтается и протекает под определяющим воздействием коллектива, социальная роль которого увеличивается в период развитого социализма. Это получило свое отражение во вновь принятом- Законе СССР "О трудо-еым коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями".
Таким образом, мораль суфизма по своему существу несовместима и в корне непримирима с объективным земным содержанием коммунистической нравственности. Пережитки моральных норм суфизма в сознании советского человека являются серьезным тормозом в деле строительства коммунистического общества. Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяли и уделяют огромное внимание пропаганде научных знаний, принимают все меры, чтобы освободить советских людей -строителей коммунизма от тлетворного влияния идеалистических и религиозных воззрений, в том числе и тлетворного влияния идеологии суфизма.
Научно-критическийшализ консервативных проповедей современного ишанизма доказывает несостоятельность его приспособленческих тенденций в области нравственно-этических проблем, осуществляемых под видом возврата к принципам первоначального ислама. По их (идеологов - Р.Ш.) Утверждению, исходные принципы суфизма в классово-антогонистических обществах буд-то бы грубо искажались, попирались, уродовались эксплуататорами и невежественными служителями культа (шейхами, ишанами) в своих корыстных целях. А вот сейчас они якобы очищают мораль от наносных, грязных и чуждых исламу элементов? Однако, каждому ясно, что принципы нравственно-этической системы социалистического общества не соотносимы с суфийскими поучениями и по крайней мере легкомысленно было бы считать, что поднявшись на высокую ступень развитого социализма, следует учиться морали у средневековых мистиков.
Поэтому выделение суфийской морали как особенного объекта атеистической критики диктуется интересами преодоления её пережитков и воспитания советских людей в .пухе коммунистических идеалов. Негативное отношение к факту существования суфийской морали рассеивает внимание и мешает сосредоточению критики на этом серьезном пережитке в сознании и быту значительной части населения Советского Востока.
Исходя из этого, считаем целесообразным дать несколько практических рекомендаций, вытекающих из данного научного исследования:
I. Дальнейшее улучшение медицинского обслуживания населения, активное участие медицинских работников в разоблачении разного рода "лечебных" действий ишанов имеет немаловажное значение в пресечении лечебной деятельности самозванных лекарей. Следует открыть новую рубрику в журнале "Фан ва турмуш", разоблачающую "лечебную" деятельность "святых" ишанов, а также в каждой больнице и фельдшерском пункте организовать стенд "Медицина оди^цр оЦ-^
Мусульмане Советского Востока, 1975., №1, с.6-9). и знахарство" (хотя в некоторых медицинских учреждениях их можно встретить). Желательно снабжать выпуски отдельных номеров убедительными иллюстрациями, свидетельствующими об огромном вреде "лечения" на мазарах, у мулл и ишанов.
2. Необходимо опубликовать на национальных языках серию научно-популярных брошюр, разоблачающих антинаучный характер знахарской деятельности шейхов-ишанов. Для студентов медицинских заведений в учебный план желательно включить специальный цикл лекций о борьбе медицины со знахарской деятельностью ишанов и других представителей мусульманского духовенства.
3. Эффективность атеистической работы в немалой мере определяется наглядностью, поэтому использование технических средств) кинематографии, телевидения, театра, художественной литературы дает богатейшие возможности для контакта с многомиллионной зрительской и читательской аудиторией.
Постановление Пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 г. "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" обязывает нас ". активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять большое внимание атеистическому воспитанию. Шире вовлекать верующих в общественную жизнь, настойчивее внедрять советскую обрядность"?
4. Наряду с этим, важно создавать условия для широкой интернационализации быта наших граждан средствами пропаганды, туризма, активного обмена опытом, знакомить их с культурно-бытовыми достижениями советских народов. Это предполагает единство интернационального и атеистического воспитания, утверждение норм коммунистической морали, советского образа жизни, формирование социалистического общественного мнения в селах и трудовых коллективах.
I. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г., М.: Политиздат, 19оЗ, с.72-73.
Список научной литературыШодиев, Рустам Тохирович, диссертация по теме "Философия религии"
1. Маркс К. Критике Гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.
3. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343-437.
4. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.306-314.
5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.20, с.5-338.
6. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.465-492.
7. Маркс К. Капитал, т.1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.15-84.
8. Энгельс Марксу 26 мая 1965 г. - Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.28, с.208-210.
9. Маркс К. Хронологические выписки. Архив К.Маркса, Ф.Энгельса, т.У1, 1939, с.
10. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Политиздат, 1956, с.1-5.
11. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведении. - М.: Политиздат, 1956, с.517-642.
12. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн.собр.соч. т.17, с.415-426.
13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч.,т.18, с•7-384•
14. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. Полн.собр.соч.,т.20, с.100-104.
15. Ленин В.И. Три источника и три составных частей марксизма. Полн. собр.соч., т.23, с.40-48.
16. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. П§лн. собр.соч., т.24, с.113-150.
17. Ленин В.И. Конспект книги Фейербаха. Лекции о сущности религии. Полн.собр.соч., т.29, с.41-64.
18. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн.собр.соч. т.29, с.77-218.
19. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Поли.собр.соч.,т.30, с.306-328.
20. П. Документы и решения Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства.
21. Декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви. 23 января 1918 г. В кн.:Коммунистическая партия и Советское государство о религии и церкви.
22. Постановление ЦК КПСС о крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения. 7 июля 1954 г. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд.восьмое доп. и испр., т.У1, м.:1971, с.502-507.
23. Постановление ЦК КПСС об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения. 10 ноября 1954 г. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд.восьмое доп.и испр., т.У1, М.: 1971, с.516-520.
24. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1976, с.144.
25. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, с.
26. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с.
27. Постановление ЦК КПСС о дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. 26 апреля 1979 г. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и пленумов ЦК. Изд.восьмое доп. и испр., т.Ж, М.:1981, с.352-353.
28. Материалы Пленума ЦК КПСС (14-15 июня 1983 года). М.Политиздат, 1983; с.80.
29. Ш. Труды,речи и статьи руководителей Коммунистической партии и Советского государства.
30. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М.Политиздат, 1982, с.30
31. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.Политиздат, 1983, с.31.
32. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1982 г., - М.Политиздат, 1983, с.5-26.
33. Рашидов Ш.Р. Идеологическую работу на уровень современных требований партии. - Правда Востока, 1973, 2 марта.
34. Калинин М.И. 0 коммунистическом Боепитании. М.: Изд-во "Молодая гвардия", 1956, - с.1У. Литература и источники
35. Абдусамедов А.Э. Становление атеистического мировоззрения в Узбекистане. Ташкент: Узбекистан, 1973, с.
36. Артыков A.A. Сущность модернизации идеологии ислама. Автореф. дисс., докт.философ.наук. Ташкент: Фан, 1966, с.72.
37. Ахундов М.Ф. Избранные философские произведения. Баку: Изд-во Ан УзССР, 1953, с.338.
38. Аширов Н. Эеолюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1972, с.152.
39. БазарбаеЕ Ж. Секуляризация населения социалистической Каракалпакии, Нукус, 1973, с.181.
40. Базаров А.Б. Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения Таджикского дехканства. Душанбе: Ирфон,
41. Бартольд В.В. Ислам. Общий очерк. ПГ., Огни, 1918, с.96.
42. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. -Л.: Изд-во АН СССР, 1927, с.256.
43. Бартольд В.В. К истории религиозных движений X века. ПГ.:тип. Российской АН, 1918, с.14.
44. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Общий очерк. ПГ., Огни, 1918, с.112.
45. Бартольд В.В. Мусульманский мир. Пб., Наука и школа, 1922, с.92.
46. Бартольд В.В. Очерк истории семиречья. Фрунзе, Киргизгосиздат, 1943, с.104.
47. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Спб., 1903, 4.1-2, с.573.
48. Бартольд В.В. Улугбек и его время. Пг., тип.Российской АН, 1918, с.160.
49. Бартольд В.В. Туркестанские друзья, ученики и почитатели. Сб., Ташкент, 1927, ХП., с.554.
50. Белов М.В. Коммунистическое воспитание трудящихся и преодоление религиозных пережитков. M.: 1958, с.109.
51. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье М.: Наука, 1965, с.280.
52. Беляев Е.А. Мусульманское сектанство. Ист.очерк. М.: Изд-во вост.литературы. 1957, с.100.
53. Бертельс Е.Э. Избранные труды., т.1, -М.: Наука, i960, с.556.
54. Бертельс Е.Э. Избранные труды, т.З, М.:Наука, 1965, с.524.
55. Бертельс Е.Э. Избранные труды., т.4, Наука, 1965, с.498.
56. Бертельс Е.Э. Персидская поэзия в Бухаре в X веке. М.,-Л.: Изд-во АН СССР, 1935, с.57.
57. Бехтеров В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. Спб., 1903, с.144.
58. Биз нега диндан воз кечдик. Сборник., - Ташкент, 1962, с.90.
59. Брагинский И.С. Из истории Таджикской народной поэзии. М.: Изд-во АН СССР, 1956, с.496.
60. Брагинский И.С. 12 миниатюр, -М.:Изд-во Художественная литера-турз» 9 Х9об ^ с • 264«
61. Вазиров 3. Социально-политическое и нравственно-религиозное ie в философской < -Ата, 1981, с.18.учение в философской системе футуввате. Автореф.канд.дисс., Алма-/
62. Валишев А. С именем аллаха-»- против народа. Наука и религия, 1973, А*8, с.53-55.
63. Валишев А. Ишан, трижды племенный. Наука и религия, 1974, № 5, с.36-40.
64. Вамбери А.Г. Очерки и картины восточных нравов. Спб.: 1877, с • •
65. Вамбери А.Г. Очерки жизни и нравов Востока. СПБ.:1877, с.546.
66. Вопросы истории и атеизма. Сб.статей. М.:1950, с,419.
67. Вопросы теории и правтики коммунистического воспитания и обучения (сб.статей) Казань, 1976, с.134.
68. Га^иев С.М., Ширавов К.З., Ислам и мораль. Махачкала: 1970,
69. Гафуров Б.Г., Таджики, Древнейшая, древняя и средневековая история. -М.: Наука, 1972, с.658.
70. Гафуров Т. Специфика проявления мусульманского культа сеятых в условиях Киргизии и пути преодоления его пережитков. Автореф. канд.дисс., Ташкент, 1981, с.18.
71. Гейер И. Материалы к изучению бытовых черт мусульманского населения Туркестанского края. Ишаны. В кн.:Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области, 1891, с.
72. Гольдциэр Н. Культ святых в исламе. (Мухамеданские эскизы) 1938, с.180.
73. Гольдциэр Н. Лекции об юламе. Спб., 1912, - ,с.
74. Гордлевский В.А. Изб.соч.,т.3, -М.:1962, с.588.
75. Горький A.M. 0 литературе. Сборник статей и речей. - М.:1935,с.868.
76. Гордон-Полонская JI.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. XКритика мусульманского нацизма).- М: Изд-во Аост.-лит.,1963, с.326.
77. Григорян С.М. Великие мыслители Средней Азии. М.:Знание,1958, с. 32.
78. Григорян С.М. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. -М.: Изд-во АН СССР, i960, с.330.
79. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М.:1974, с.157.
80. Давлетшин К. Кто такие ваисовцы? Наука и религия. 1981, №6, с.
81. Демидов С.М. Суфизм в Туркмении. Ашхабад: Ылым, 1978, с.176.
82. Джаббаров Н. Общественный процесс, быт и религия. Ташкент: Узбекистан, 1973, с.217.
83. Джумбаев В., Мамедов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии в 1Х-ХУ вв. М.:1974, с.255.
84. Дози Р.П. Очерк истории ислама. (Пер.с франц.В.И.Коменского). -Спб.,1904, с.254.
85. Жане Поль. Мораль и политика на Востоке, (перс.с франц. А.Хорнев). - Спр.,1874, с.103.
86. Ж^ковский^В.А. Человек и познание у персидских мистиков. Спб.
87. Ионова А.И. Ислам в Юго-Восточной Азии: Проблены современной эволюции. -М.: Наука, 1981, с.264.
88. Иванов М.С. Очерк истории Ирана. М.:Госполитиздат, 1952, с.468.
89. Зохидов Ф. Секта мулланинг каромати. Совет Узбекистони, 1982, 17 мая.
90. История народов Узбекистана, том П, -Ташкент: Изд-ео АН УзССР, 1947, с.519.
91. История Таджикского народа, том П, -М.:Изд-во Востлит,1963, с.492.
92. История философии, том I, -М: Изд-ео АН СССР, 1957, с.781.
93. Кабус-Наме. Перевод, статья (с.5-41) и примеч.гл.корр.АН СССР Е.Э.Бертольс, Птизд. -М.:Изд-во вост.лит.,1958, с.295.
94. Казанский К. Мистицизм в исламе. Самарканд: 1906, с.238.
95. Казанский К. Суфизм с точки зрения современной психопатологии. Самарканд.,1905, с.150.
96. Керимов Г.М. Аль Газали и суфизм. Баку: ЭЛМ, 1969, с Л09. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М.: Наука,1. О 9 C« •
97. Климович Л.И. Ислам в царской России. М.:0гиз, 1938, с.406.
98. Климович Л.И. Ислам, его происхождение и социальная сущность. -М.:Знание, 1956, с.40.
99. Климович Л.И. Ислам, 2-е доп.изд.- М.:Наука, 1965, с.334.
100. КоЕальзон М.Я. Мировоззрение и мораль. М.:Знание, 1966,с.32.
101. Костенко H.A. Атеизм и нравственность (роль науч.атеизма е формировании ком.нравственности). -М.:Мысль, 1982, с.175.
102. Крачковский И.Б. Избранное сочинение, том 3, -М.:1966, с.470.
103. Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной (корана, фикха, сунны и пр.). Новая перераб.изд.-М.: хII, с • 217 •
104. Крымский А.Е. История мусульманства. Издание П., часть 1-3, М.: 1905, с.273.
105. Крымский А.Е. История Персии, её литературы по дервишской теософии. M.:I909-I9I7, с.504.
106. Крымский А.Е. Очерк развития суфизма до конца Ш в. гаджры. -М.: 1895, с.
107. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М.:Изд-во иноетр.лит., 1962, c.5ö7.
108. Лыкошин Н. Пол жизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. Пг.:1916, с.415.
109. Лыкошин Н. Роль дервишей в мусульманской общине ташкентских туземцев. В кн.:Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области, 1891, - с.
110. Мавлютов Н. Ишаны и суфизм. Сборник материаловв по мусульманству, еып.Ш., Ташкент, 1898, - с.
111. Мамбеталиев С. Мусульманское сектанство в Киргизии. Автореф.канд. дисс. Фрунзе, 1968, с.22.
112. Мамлеев Х.Б. Реакционная сущность мюридизма. Грозный: 1980,с.46.
113. Масалиев А.И. К вопросу о месте мусульманских сект и орденов в современной идейно-политической борьбе. (На примере Афганистана и Турции). М. Ташкент: 1980, с.
114. МирбабаеЕ М. Хуросонкулда кангома. Ленин йули, 1979, 18 июль.
115. Молоствова Е.В. Вайсов Божий полк. Мир ислама, т.1, № 2, Спб., 1912, с.143-152.
116. Мукими. Лирика и сатира. М.:Госиздат худож.лит-ры, 1950, с.Ш.
117. М^минов И.М. Выдающиеся мыслители Средней Азии. М.:Знание,
118. Муминов И.М. Из истории общественнойифилософской мысли Узбекистана конца XIX и начала XX века. Труды УзГУ, новая серия, МО, Самарканд, 1949, с.72.
119. Мустафинов М.М. Зикры и его социальная сущность. Грозный: 1971, с.41.
120. Мухаммадиев А. Грязная лапа "Эскулапа" Правда Востока, 1983, 30 марта.
121. Мец А. Мусульманский ренесанс.
122. Олимов К. Ибн-Сино и суфизм. Известия АН Тадж.ССР. - Душанбе: 1979, №2 (96), с.56-99.
123. Остроумов Н.П. Исламоведение. Введение в курс исламоведения. -Ташкент, Туркестанские веломости, 1914, с.216.
124. Остроумов Н.П. Уложение Тимура. Казань: 1894, с.145.
125. Пантусов H.H. Орден хуфие. Казань: 1895, с.22.
126. Петраш Ю.Г. Тень средневековья. Алма-Ата: Казахстан, 1982, с.150.
127. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках. Л.:1966, с.400.
128. Позднев П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург: 1886, с.336.
129. Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. Сбсрник статей, М.:Изд-во Красная новь, 1923, с.392.
130. Рахимов А. Социально-экономические преобразования в Таджикской дереЕне. Душанбе: 1968, с.231.
131. Сафаров А.Социальная сущность дервишизма и культа "сеятых" ишаноЕ. Автореф.канд.дисс., Душанбе: 1955, с.20.
132. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М.:Наука, 1978, с.250.
133. Семенов A.A. Среднеазиатский трактат по музыке дервиша Али (ХУП в.) Ташкент: 1946, с.87.
134. Семенов A.A. Ташкентский шейх Хотвенд-Тахур (шейх Антаур) и приписываемый ему "Кулях/. Ташкент: 1916, с.9.
135. Скердо И.П. Коммунистическое Боепитание масс важноеп условие построения коммунизма. - М.:Знание, i960, с.48.
136. Смирнов H.A. Мусульманское сектанство. М.: 1930, с.53.
137. Смирное H.A. Характерные черты идеологии мюризма. М.: 1956, с .19.
138. Степанянц М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире. Философское наследие народов Востока и современность. М.: Наука, 1983, с.120-133.об исламе. Наука и рели
139. Стецкевич Т. Экспозиция рассказывает гия, 1982, № 10, с.41-45.
140. Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. Ташкент: изд-во АН УзССР, 1960, - с.86.
141. Тарвердова Е.А. Распространение ислама в Западной Африке. (Х1-ХУ1 вв.) М.:1967, с.86.
142. Ташпулат Хамид, Назира. Совет Узбекистони, 1960, 26 марта.
143. Усманов М.А. Ислом азидалари ва маросимлари. Ташкент, Узбе-кистон, 1975, с.143.
144. Фаязов М.Ф., Сущность попыток отождествления нравственных поучений ислама с коммунистической моралью (по материалам УзССР) Канд,дисс.философ.наук. Ташкент, 1957.
145. Хашимов А., Хамидов Н. Мехраб панохидаги бандалар. Ленин йули. 1982, 9 апрель.
146. Хужаев А., ХакимоЕ. Мулланинг айтганини кил. Ленин йули, 1981, 24 октябрь.
147. Павкилов Б.Х. Мораль ислама. Нальчик, Каб-Балкар кн.изд-во, 1967, с.327.
148. Цветков Н. Исламизм, т.1У, Ашхабад, 1913, с.223.
149. Шмидт А.Э. Абд-ал-Вахаб-Шарони и его книга "Рассыпанных жемчужин . Спб.:1914, с.347.
150. Шейх Муслих-эт-дин Саади Ширази. Бустон. Лирика. Перс.с персидского В.Державина, А.Старостина. М.:Госполитиздат, 1962,с.527.
151. Шмидт А.Э. Очерки истории ислама как религии. Спб.,1912,с.
152. Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-ообободительного движения. Алма-Ата: Наука, 1975, с.176.
153. У. Религиозные источники и литература на иностранных языках.
154. Адаб-ал-салихин ( ^¿»-^ЬсьИ ) «Кодекс приличий на Востоке. Сборник Мухаммеда СадьГка' Кашгари (перев.с тюркского Н.Лыкошина). Ташкент:1895, с.80.
155. Коран. Перев.и комм. И.Крачковского. М.:Изд.Восточ.лит-ры, 19оЗ ^ с • 7x4•
156. Материалы по мусульманству. Том I, П под редак.поруч.В.И.Яро-вого-Равского. Ташкент: 1898, - с.
157. Рисолаи тарикати Накшбандия. Перев.в сборн.материалов по мусульманству. т.1. - Ташкент, 1889, с.137-150.
158. М-%аега&. 'Ыя^еЖс Цсаи-зме*, /ш. -гзое.
159. УПоаЯ-г^и ЗЬе /А йогу Фъх^иве. а£ &•1. ЙЗЧр .г, и £->•-.( ^Г I»' ' " 1 . .и?.