автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Общечеловеческие нравственные ценности в свободомыслии мусульманского средневековья (XI-XIV вв. )

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Шаабдурахимова, Шаиста Шаильясовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Общечеловеческие нравственные ценности в свободомыслии мусульманского средневековья (XI-XIV вв. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общечеловеческие нравственные ценности в свободомыслии мусульманского средневековья (XI-XIV вв. )"

Министерство высшего и среднего специального образования

Узбекской ССР

Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В. И. Ленина

На правах рукописи

ШААБДУРАХИМОВА Шанста Шаильясовна

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СВОБОДОМЫСЛИИ МУСУЛЬМАНСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

(XI—XIV вй.)"'

Специальность 09.00.06 — научный атеизм, религия (история и современность)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент — 1990

Диссертация выполнена на кафедре истории и теории религии и атеизма Ташкентского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. В. И. Ленина.

Научный руководитель: — доктор философских наук про, фессор АБДУСАМЕДОВ А. И.

Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки

УзССР, доктор философских наук, профессор АРТЫКОВ А. А.

кандидат философских наук, доцент ШАКИРОВ У. Ш.

Ведущая организация: — Самаркандский государственный

университет им. А. Навои, кафедра научного атеизма, этики, эстетики.

ЗчИЦита диссертации состоится « ¡3 » с^гхлЛ I з 1990 г. в у{4 часов на заседании спецналтаировашюго совета К 0G7.02.02. по присуждению ученой степени кандидата наук в Ташкентском госуниверситете им. В. И. Ленина (700000, ул. Энгельса, 60а. ауд. 308).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета (Вузгородок).

Автореферат разослан « » уиэ.^^ 1990 года.

Ваши отзывы и замечания просим направлять по адресу: 700095, г. Ташкент, Вузгородок, ТашГУ, Ученому секретарю.

Ученый секретарь специализированного совет доцент

МБЕРДИЕВ Н. У.

i .общая хаешкигсша рабом

Актуальность темы исследования.В условиях перестройки и цемократизации соэетского общества, развития гласности, отказа эг командно-административных методов в отношении верующих и религиозных организаций важное теоретическое и практическое значение приобретает проблемы изучения общечеловеческих нравственных ценностей, их проявлений в религии и свободомыслии. В настоящее время происходит рост национального самосознания наро-шп, повышается их интерес к собственной истории, в общественной сознании наблюдается возрастание внимания к оовоеншо национальных духовно-культурных ценностей. В атом процессе большое из сто занимает вопрос о роли ислама и свободомыслия в историко-культурном развитии народов Средней Азии. В связи с этим исследование богатства духовного наследия представителей мусульманского свобод-,^шслия является важной задачей обществоведов.

В политическом докладе ХХП съезду ЦК КП Узбекистана И.А.Каримов справедливо отмечал,что мы слишком предвзято относились к своему историческому прошлому, оценивая творческую деятельность выдающихся ученых и поэтов далекого прошлого не о учетом реалий той эпохи, в которой они жала и работали, а, исходя из вульгарных "толкований современности"*. Объективннй подход к нзученжэ истории узбекского народа стал возможным ныне благодаря гласности, демократизации и гуманизации общества;наследования культурно-духовного наследия прошлых эпох будут служить духовному развитию и обогащении народов, формировании новой духовности.

Исследование особенностей нравственно-этических воззрений представителей средневекового мусульманского свободо'.щслзя II-ИУ вв. емзот ваяное теоретическое и практическое значение.

I.Каримов ИД. О ходе а основных направлениях перестройки,задачах обеспечения суверенитета и экономической самостоятельности Узбекской ССР, место и роля Коммунистической партии Узбекистана в новой политической системе страны и республики: Политический доклад ЦК ХХП съезду Компартии Узбекистана, 4 июня 1990 г. - Ташкент: Узбекистан,1990. - С.53.

Лктуа^ьнооть исследования данной прюблаш аытокаат.во-1врвых,из тах дальних процессов развития демократизации в нашем общества,котором приводят к.пряодолашш негативного отношо-иия к наоладно прошлых эцсх и осознанию на об ходимости дальиеАт!-го углубленного изучения традиций и культурных ценностей каждая нации,являющихся результатом еа творчаской, интеллектуальной до талъноота в тачание всего иоторичзокого пориода.К числу важазИш результатов.духовкой деятельности народа принадлежат и обща че ли чаокиа право тввшшв цаннооти, которые отразилась в свободомыеля! Мусульманского орадневаковья Х1-Х1У вв.

Во-вторых, перестройка, как известно, дата широкую возмоа-нооть религиозным организациям для участия в общественно-политической и культурной деятельности, в делах милосердая и благотворительности. Духовенство в своих проповедях все чаще обращается к проблемам нравственности, одностороане подходя к оценке культурно-исторического процесса, преувеличивая в нем роль рели гиозного фактора. Определенную роль в появлении подобных утверждений у мусульманского духовенства сыграло празднование юбилея по случаю тысячелетия принятия христианства°Руси, который пышно отмечался православной церковью, пересмотр былой недооценки ро ли ислама в духовной низни среднеазиатских народов, соотношения религии в общечеловеческих ценностей во взглядах представителей мусульманского средневековья является актуальной научной и прак тичоской задачей.

В-третьих, демократизация и гуманизация нашего общества требует выработки новых подходов к идейно-воспитательной работе по обеспечению свободы совести и пропаганда научных, религиоведческих знаний, определению основных направлений диалога верующих и неверующих на основе общечеловеческих ценностей.

В связи с этим весьма актуальным является научный анализ соотношения религиозно-этических воззрений и общечеловеческих нравственных ценностей в наследии мыслителей мусульманского средневековья. Это поможет преодолеть неоправданные претензии мусульманского духовенства на монополию в сфере духовной жизни общества.

Важность изучения и обобщения духовного наследия среднеазиатских народов, недостаточная изученность соотношения общечело-< вочаского и религиозного в этических воззрениях мыслителей му-

ульманокого средневековья обусловили выбор диссертантом данной емы в качестве объекта исследования.

Степень разработанности птюб^емц. Данную теку н смотря на ё актуальность, нельзя считать достаточно исследованной. Изу-енвь различных сторон свободомыслия в Средней Азии посвящены аучпые исследования А.Исхакова, М.Хайруллаева, Ш.Гаджиева, .Аманалнева, П.Федосеева,-А.Сагадзева и других. Большое значо-иэ Д1Я понимания сущности и особенностей развития свободомыс-ия раннего средневековья в Средней Азии (1Х-Х1 вв.) имеют тру-ы ИЛуминова, У.Каримова, В.Захидова, О.Файзуллаеьа, Д.Бабаева, .Усманова, А.Шарапова, А.Захидова, а такхо труды вадуидос со-етских историков философия народов Востока: С.Григоряна, А.Бо-оутдинова и др.

Проблемы формирования и особенности развития свободомыслия Средней Азии в период раннего средневековья (1Х-Х1 вв.) иссле-ованы А.Захидовым. В своих работах он раскрывает ряд теоретиче-ких положений, связанных с изучением особенностей развития сво-одомыслил в условиях средневековой Средней Азии и с критикой оо-овных догматов имама.

В работах М.Хайруллаева "Из истории критики религиозных чегай и развития вольнодумных идей в Узбекистане","Основные талы развития свободомыслия народов Узбекистана" прослеяиЬавт-я этапы развития свободомыслия в Средней Азии. В них значитель-ое место отводится освещении оптимистического свободомыслия Хо-езмп, Фергани, Рази, Фарабя, Беруни, Пбн Сины, Умара Хайяма ДР.

В последнее время появились работы, в которых свободомыс-ао народов Востока рассматривается в плано изучения истории ма-вриализма и атеизма. Это работы Г.МЛивошца, З.д Л'атуризиной, .Муслимова и др.^

. Г«МЛившиц. Свободомыслие и атеизм в древности и средние века. Минск: Вишайшая школа,1973. - С.399-427 ; З.А.Т8чуризина. Идеи свободомыслия в истории культуры.М.:МГУ,1987. - С.223 ; С.Ш.Муслимов. От свободомыслия к научному атеизму. Ростовский уп-т,1987. - С.9-33.

В книге Лившица Г.М, освещается история свободомыслия а атеистической мысли в древности и среднее века. Работа ЗЛ.Та-вуризиной "Идеи свободомыслия в истории культуры" раскрывает сущность и формы антирелигиозного свободомыслия, его социальные а культурные основания, характер воздействия его идей на развитие духовной культуры. В противовес тем современным теологам и религиозным философам, которые рассматривают культуру прошлого, как исключительно религиозную, в кнлге раскрывается сущность тех ее элементов, которые противостояли религии, доказывается, что борьба с религиозным мировоззрением не только не прерывала культурной традиции, но была одним из условий развития духовной культуры. В монографии С,ц1 .Муслимова "От свободомыслия к научному атеизму" в иеторико-социологическом плане исследуется процесс секуляризации общественного сознания народов Северного Кавказа и утверздения в их духовной жизни научно-атеистического мировоззрения.

Вышеперечисленные работы посвящены различным аспектам изучения духовного наследия народов в различных регионах. В то же врезд проблема нравственных ценностей в свободомыслии мусульманского средневековья на была предметом специального исследования ученых. Это и обусловило выбор автором темы настоящего диссертационного исследования.

Целы? настоящей диссертации является исследование места я роли духовного наследия мыслителей Х1-Х1У вв..в формировании прогрессивных нор:.] нравственности * ах значения длл современности.

Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач;

- провести философский анализ общественно-экономических,по-литичеилх условий, идейных истоков и особенностей свободомысли и нравственных воззрений мыслителей Средней Азии Х1-Х1У вв. ;

- исследовать идейные истоки нравственных взглядов представителей среднеазиатского свободомыслия ;

- раскрыть диалектику формирования нравственно-этических нсрм во взглядах представятэлей свободомыслия мусульманского средневековья;

- выявить своеобразие их учений о смысле жизни в человеческом знании ;

- сформулировать конкретные рекомендации по использованию духовного, нравственно-этического наследия мусульманского средневековья в работе по воспитания духовности у трудящихся вашей республики.

ЗДеуодо.догичаская основа и источники диссгртацма. Методологической основой диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам изучения к ислользозагая кулыурно-духов-ного наследия народов. Диссертант руководствовался ленинским полоаением о том, что только р,а точном знании культуры, созданной всей развитиом человечества, колзю строить пролетарскую культуРУ.

Определяй. ■ е значение для диссертационного лс следования имел Закон "О свободе совести и редггдозиых организациях",штурвалы съездов народных депутатов СССР и Узбекской респуоликд, а такае использованы труди видных ученых обществоведов н партийных, ооьетских деятелей.

Широко использованы в диссертации труду среднеазиатских мыслителей Х1-Х1У лв. 1с у фа Хас Хад>зба, Ахмада ишаки, Пахла вана Махмуда и исследования, посвященные ьх творчеству. Диссертант опирался такке на научную литературу но проблемам средневекового свободомыслия и ислама.

При изучении рола три;;двда свободомыслия, вольнодумства а атеизма в прогрессяьнол духоыюм наследии народов СССР, в том числе народов СреднеЛ Азия, больыуи помощь оказали исследования по русской вольнодумно Л и атеистической мысл-..

Научная ноьиэна диссертации состоит в том,'.го в ней:

- проведено дальнейшее философско-методологлческое доследование проявления обцечеловечестах нравствен .ых ценностей в сво-бодошслдн мусульманского средневековья Х1-Х1У вв.;

- раскрыты малоисследованные аспекты обуеитввняо-энонг'л^ес-ках предпосылок и политических условий, повлиявшие на формирование мировоззрения *шслителеи ыусулкшского средневековья М-МУ веков ;

- выявлены особенности ^юрмиоования морально-этических ,\-зглр-

о

дов представителе'! средневекового свободомыслия ;

- проанализированы нравственные воззрения средневековых мыслителей Х1-Х1У вв. ксуфа Хас ХйЛлвОа, Ахыада Ьгнаки, Пахлава-на Махмуда, в творчестве которых оодьпое место занимали гуманистические идеалы, стремление к счастливой и радостной казни ;

- раскрыты взаимосвязь и взаимовлияние общечеловеческих и исламских нравственных ценностей; обоснован вывод о том,что ислам, формируя свои моралыю-этическис ценности, заимствовал а оовеи^л от :;;.:еш: Аллаха нравственные ценности народов.

- подвергнуты научно-критическому анализу ::онцеицлц мусуль-иансккх боголовов о то:л, что нравственные ценности могут форма-ровлться только 1Ш основе религии; вскрыты ¡^зли-дя л иротлворе-чня ме^-уДУ общечеловечески..'.:! и религиозными зтвческиаи ценностями.

Практическая значимость диссертации определяется тем,что в ней на основе теоретического анализа проблемы разработаны пред-лояения и рекомендации по изучению свободомыслия мыслителей мусульманского средневековья 11-Х1У вз, и использования их трудов в практической работе по воспитанию новой духовности и нравственного возрождения народа.

В диссертации содержатся рекомендации по улучшению атеистической работы с использованием трудов среднеазиатских мыслителей. Отдельные результаты исследования могут быть использованы в преподавании вузовского курса "История и теория религии и атеизма" в разделе "Религия и свободомыслие".

Апробация диссертация. Диссертация была обсувдена и одобрена на заседании кафедры истории и теории религии и атеизма ТажГУ им.В.ИДенина в октябре 1990 г. Результаты исследования докладывались на профессорско-преподавательских конференциях ТажГУ в 1986, 1989 гг., на республиканской научно-практической конференции в 1988 г. По теме исследования имеются 5 публикаций общим объемом 4,3 п.л.

Структура диссертации.Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

П.ОСНОВНОЕ ССДЕЕЕАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Глава первая - "Нравственно-этические воззрения предста-ателей мусульманского средневекового свободомыслия" - объедите т два параграфа. 3 первом - "Исторические и идейные истоки эраяьно-этичэских взглядов представителей средневекового сво-эдочыслия" - диссертант даот характеристику социально-полити-эской и духовной лизни мусуньманского средневековья Х1-Х1У вв., экаоывает идейные истоки формирования свободомыслия в протаьо-эс исламу - господствующей идеологии в Средней Азии.

Изучение фольклора, художественной литературы, прогрессив-ах учений народов Средней Азии свидетельствует о то:д,что сво-эдомыс.тие масс, возникнув в глубокой древности, на протяжении ногих веков воспроизводилось стихийно.под воздействием непо-редственного трудового и житейского опыта. Свободомыслие,воль-олибивыв традиции наручных масс преследовались официальной цеологиой господствующих классов феодального общества,которые асаждали в сознание людей религиозную идеологию.

В диссертации отмечается сложность исследования духовного аследия среднеазиатских народов, которая обусловлена тем,что а протяжении всей эпохи феодализма религия занимала господст-увдее положение в сфере общественного сознания, а научная ысль развивалась в тисках богословия. Поэтому многие антикле-икально настроенные, свободомыслящие люди выражали свои воль-одумные идеи завуалированно, иносказательно, эзопским языком, аспространяли свои произведения в рукописях.

Ф.Энгельс, характеризуя развитие духовной жизни народов ападной Европы, писал:"Духовная диктатура церкви была сломло-а, германские народа в своем большинстве np_j.ro сбросили ее н риняли протестантизм, между тем как у романских народов стало се более и более укореняться перешедшее от арабов и питавше-ся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободоиы-лиа, подготовившее материализм ХУШ века".* Из этого высказывали Ф.Энгельса можно сделать вывод о том,что свободомыслие и в редней Азии возродило "новооткрытую греческую философию" и бы-:о пропитано ею, явилось связующим звеном мезду античной фило-

Ларкс К. и Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд.- Т.20. - С.346.

Софией и наукой нового времени. Характерной чертой, ведущей тенденцией этого "жизнерадостного свободомыслия" явилось утверждение непреходящей, неповторимой ценности земной человеческой жизни, киэнеспособное мировоззрение, гуманистическое решение проблемы смысла жизни и счастья человека.

В диссертации анализируется богатое творчество мыслителей Х1-Х1У вв. - Юсуфа Хас Хеджиба, Ахмада Югнаки, Пахлавана Махмуда, где указывается на безрелигиозный подход в их произведениях к миру и человеку, к проблемам жизни людей в реальной действительности, содержится протест против духовного угнетения личности, отацетворенного в конкретных формах мировых религий. В их сочинениях, игнорирующих религиозные традиции,воо-пенается свобода творчества, человек действует, руководствуясь чисто земными мотивами, преследует цели, не связанные с достижением исламских религиозных добродетелей, он включен в земной мир, вне его соотнесенности с'божественным". Свободны от религиозных регламентация многие литературные произведения мыслителей Х1-Х1У вв. Чагмини, Умар Хайяма, чуть поаже Давани,Джур-аани, Навои. Они представляют жизнь ладей как нечто самостоятельное, творческое, не нувдаэдееся в помощи сверхъестественных сил. Ясный разум, тонкая наблюдательность и вольнодумство народа ровдают выразительные пословицы и поговорки о смысле и цели жизни, о достижении счастья, о правде, о лжи, о мудрости и глупости, о знании и невежестве.

Присоединяясь к определениям ученых о понятии "духовного наследия", автор отмечает,что оно включает такие важные духовные общечеловеческие ценности,как культурные традиции, устойчивые стандарты мировосприятия и поведения, нормы морали, стереотипы мышления, политические, правовые и философские идеи,эстетические представления и свободомыслие, Без этих норм и традиций абсолютно невозможна не только гражданская,но и социально-экономическая история любой страны. Они фиксируют общественно значимые и становящиеся всеобщим достоянием достижения мысли и нравственности, образуют исторические корни современного духовного богатства народа.

В решении вопросов мироздания средневековые мыслители не выходят за рамки традиционных религиозно-идеалистических и

мистических воззрений. Первопричиной всего сущего они считали всесильного бога, который был, по их мнению, носителем светлого и томного начала, добра и зла, рассудителем морального и аморального, праведного и грешного. Вселенная к все ее обитатели, якобы,являются результатом божественной созидательной деятельности.

В диссертации отмечается.,что большой попу.лярностыэ на средневековом Востоке пользовался Аристотель, Без знания его трудов, эго идей не мыслилось изучение филосоула, ее составной части -этики и вообще получение светского образования. Однако,отмечает оиссертант, мыслители-философы Х1-Х1У ьв. не бцли степими по-следователя-'л! Аристотеля, как ияобр.ажа.от и некоторые буржуазные европоцентристы, такие как Э.Реьан, И.Гольдциер и др., а восприняли его творчески, во многом обловили его концепцию,до-Завив немало своего. Именно это характерно для творчества прогрессивных мыслителей III—Х1У вв. в Средней Азии.

Во втором параграфе - "Общественно-экономические и полити-?еские условия формирования мусульманских нравственных норм" -циссертаят анализирует общественно-экономические изменения и эсновные направления духовной яизнн Средней Азии в Х1-Х1У вв.

Идейная борьба в этот период била весьма острой и затрагивала интересы самых различных слоев населения. Господствующей эдеологией была идеология ислама, представители которой боролись 1ротив любых проявлений оппозиций и свободомыслия.

Как отмечает проф.Т.М.Райнов, особенно благоприятные усло-зия для развития науки стожились в эпоху господства самаивдов з X веке и в первые десятилетия XI веков. Крупные города,таюю *ак Самарканд, Хорезм (Ургенч), Бухара и другие, были центрами знтенсивного производства и торговли, развития ремесла. Разви-зались торговые и политические связи со странами арабской я неарабской культуры.

В диссертации отмечается.что возраставшая тяга н светским знаниям, духовному обогащению, привела к изучению научного и философского наследия древних »¿целителей Греции, Ивдии, Перс л, Згипта и др. На базе древнего научного и философского наследия наблюдается быстрое развитие светски: знаний - математики,фило-гофии, поэзии, географии и др.

Зольнодумцы, рассуждавшие о соотношении веры и знания с Позиции "чистой науки", исходили из потребностей теоретическо го разума. Иначе обстояло дело у восточных перепатетиков.посл дователей Аристотеля, с доктринами которых ассоциируется преж де всего средневековая арабомусульманская философия Абу Наср аль фараби (670-950 гг.), Абу Али ибн Сина (980-1037 гг.),Абу Бакр ибн Баджжа (ок.1070-1138 гг.), Абу Бакр ибн Туфейль (1110-1185 гг.) и Абу-аль Валид Мухаммед Ибн Рущд (1126-1198 гг.). Все эти мыслители были убеждены в том,что философия при звана служить не только истине,но и благу, помогать совершено вованию общества и отдельных его членов, а не-ограничиваться разработкой теоретических основ естествознания, оставляя в ст роне проблемы практического разума, связанные с гражданской (политической, социальной), семейной и нравственной жизнью.

Исследованием установлено,что в период господства караха нидов ислам и его богословско-философская основа "калам" еще более укрепляют свое влияние. Усиление эксплуатации крестьян, ремесленников и скотоводов феодалами обусловливало господство религиозного мировоззрения. В противовес рационалистическим воззрениям философов и передовых мыслителей своего времени,кл рикалыще круги выдвигают своих ученых-богословов, видевших и точник знания только в "божественном откровении", в состоянии экстаза, мистическом слиянии с божеством,

В связи о этим диссертант счел нужным проанализировать о вовные положения суфизма - (тасаввуф), который оказал большое влияние на нравственно-этическую мысль Средней Азии Х1-Х1У вв От элементов суфизма на были свободны воззрения Юсуфа Хас Хад жиба, Ахмада Югнаки, Морально-этические доктрины суфизма имел широкое распространение в Средней Азии. Вшють до XX века мно гие представители этичоской мысли в Средней Азии испытывали в какой-то мерз влияние морали суфизма или та,наоборот, боролис против его моральных постулатов.

В Средней Азии периода средневековья особым влиянием пол: зовались три ордена-кубравия в Хорезме, нак^оан^^л в Бухара, яссавия в Туркестане, а писал и направлений было значительно больше. По мнению советских исламоведов, суфизм был удобной формой для выражения оппозиционных мыслей господствующей мусу.

ю

майской идеологии и нравственных поучений. Однако отношение мыслителей к суфизму было различным. Одни благосклонно относились к его теоретическим положениям, другие выполняли практические требования суфийской организации, третьи были ревностными последователями суфизма. Все это налшо свое определен»-ное отражение в диссертации.

В диссертации исследуется также учение ыутазилитов, оказавшее ощутимое влияние на суфизм. Мутазилиты, изгнанные из Багдада во второй половине II века, пережили свою вторую жизнь в Средней Азии в XI-ХП вв. шыслители-рационалгсты, подобные Юсу-фу Хас Хаджибу, Ахмаду Югнаки, Пахлаъину Махмуду, были людьми весьма далеки от ортодоксального ислама, от кшаиа, представителями "жизнерадостного свободомыслия".

Исследование этических взглядов средневековых мыслителей показывает,что многие из них подвергали суровой критике аскетические догмы суфизма. Они подчеркивали бесплодность схоластической методологии. У некоторых мыслителей отказ от схоластической методологии сопровождался выработкой других - научных способов познания действительности.

В диссертации отмечается,что после ХП-ХЫ вв. расцвет мусульманского мира постепенно сменился экономическим, политическим и культурным застоем, приведшим к отставанию мусульманского Востока от Европы. На Западе и на Востоке чг ?то пытаются винить в этом имам, игравший консервативную и традиционалистиче-скув ролъ, ставлуэ якобы непреодолимым препятствием для движения вперед. На самом деле, упа/^к мусульманских стран в конце средних веков бил вызван действием сложных экономических и социальных факторов, а ислам отразил этот упадок в своих специфических формах.

Важную роль в разработке мистико-религиозного мировосприятия сыграли крупные богословы Ибн Араби, Газели, Яссами,Бакир-гони. Влияние этого мировосприятия отразилось в утопических ученлях Юсуфа Хас Хаджиба, Ахмада Югнаки. Не случайна,на наш взгляд, тесная связь "Кутадгу-билиг ","Хиббатуд-хакаик" с таким релнгнозно-идеалистичбским течением как суфизм.

Большая заслуга мыслителей в Средней Азии этого периода

состоит в том,что они смогли преодолеть узкие рамки своего времени , рассмотреть подлинно человеческое в человеке, учили бороться с силами зла и социальной несправедливости.

Во второй главе - "Соотношение общечеловеческого и религиозного в этических воззрениях среднеазиатских мыслителей" -подвергаются научному анализу морально-этические категории' и воззрения мыслите чей исследуемого периода.

В первом параграфе - "Учение о смысле жизни и счастья,ра-аума, знания человека у мусульгиакси:х богословов и свободомыслящих" - автор исследует этические воззрежо^творчестве прогрессивных мыслителей Х1-ХГУ вв.

Советские востоковеды А.Валитова, ШЛакедов, ЮЛ-кумабаэв, К.КаримоЕ, Д.Маджидиноза,справедливо отмечая классовый '1^0дольный характер социально-эти'-есглх взглядов Всуфа Хас Хадаиба.в цечом дао! положительную оценку этическому учению этого ученого, подчеркивали его рационалистическую и гуманистическую направленность. Многочисленные работы о Юсу^е Хас Хадтабе, его богатом наследии представляет большой научный интерес.

Заслуга Юсуфа Хас Хадтаба в истории философской мысли состоит в том,что он не только обобщил известные ему системы нравственных поучений,но и выразит свои собственные мысли,углубил, довел их до совершенства и в результате создал цельную этическую концепцию. В этой концепции существенное место занимают социальные взгляды, учение о смысле жизни и счастье человека, свободомыслие и антиклерикальные взгляды.

В диссертации подробно и последовательно рассматриваются этические взгляды в творчестве. Юсу^а Хас Хаджиба и Ахмада Игната. Ахмад Югнаки г произведеник"лл0|5згул-х:акаик",так жо как Юсуф Хас Хаджиб, считает,что обладание знаниями весьма полезно для человека. В противоположность исламской идеологии,мыслитель считает,что человек и зиание неотделимы друг от друга. Только обладая знанием, человек обретает свое настоящее челове-чэскоз совершенство. Мыслитель представляет мир караван-сараем, где караван останавливается лишь на недолгое время. Поэтому стремиться к земным благам, мучиться ради них не стоит, жить нужно только рада "посева доброты", т.е. ради вечного стремления творить добро ; что богатство и бедность понятия относитоль-

ныв. Учений совершенно верно считает, что человек долт.ен оставить после себя доброе 1шя,чтобы люди его вспоминала как настоящего человека. Хотя эти мысли выступали в религиозной оболочке, они свидетельствуют о высоком пафосе мыслителя особенно тогда, когда он говорит о бессмертии человеческого духа.Несмотря на то,что человек смертен, духовные продукты его творчества не являются лишь его личным достоянием и не исчезают вмзсте с ним. Они становятся элементом духовной культуры последующа поколений.

Признавая противоречивость этических взглядов Юсуфа Хас Хапдиба, Ахмада Югнаки,. в диссертации в целом отмечается прогрессивный характер их учений. Они составляют целую веху в истории этической мысли Средней Азии, сохраняют свою актуальность вшють до наших дней, их с личает верность рационалистическим и гуманистическим принципам жизни, Как известно, на протяжении многих веков в рассматриваемом регионе господствовали религиозные системы морали, выводимые из велений бога. Мораль просветителями противопоставляется земным интересам и потребностям ш-дей как вечное - временному, возвышенное - неизменному.

В диссертации значительное место отведено исследованию и обобщению философских и общественно-этических взглядов Пахлаваг-на Махмуда, которые занимают достойное место в развитии духовной культуры Средней Азии Х1-Х1У вв. Хорезмийцы ^читали его "святым" и его прекрасный мавзолей, построенный в г.Хиве,превратили в место паломничества верующих. Мусульманское духовенство также превратило в "святых" многих видных поэтов и мыслителей таких, как Камола Ходжанди, Ыашраба, Хувайду и др.,несмотря па пронизанность их философского наследия жизнерадостными свободомыслием, прогрессивными гуманистическими идеями, противоречившими основным положениям ортодоксального ислама.

Мировоззрение Пахлавана Махмуда в целом носит религиозно-идеалистический характер. Он признает бога как творца. В то яэ время на взгляды Пахлавана Махмуда, презде всего, на его этику, оказали влияние деистические представления. Мировоззрение его отличается своей оригинальностью в трактовке общечеловеческих норм морали.

Так же,как Ахмад Югнакн, поэт был убежден,что всякое стремление к роскоши, страсть к богатству бессмысленны, ибо не в этом заключается смысл человеческой жизни. Мыслитель откровенно бичевал тех представителей религиозной и феодальной верхушки, которые видели цель и смысл своей жизни в накоплении денег.богатства и отвернулись от подлинной красоты и радости жизни. Он восклицает - нужно .ли им зсе это, ведь неизвестно цредпксан ли тебе (хожк), кусок савана! (Пахяаван Махмуд. РубаияГр - С.43).

В творчестве мыслителя особое место занижает проблема любви,которую он решает с позиции противоположных суфийскому учению. Пахлаван Махмуд воспевает земную человеческую любовь, тогда как суфизм под этим понятием подразумевает лишь любовь к богу. Он сторонник исти-но/, нравственно чистой любви,приносящей человеку настоящее земное счастье.

Жизнерадостное свободомыслие Пахлавана Махмуда несомненно Оыло значительным достижением передовой в свое время фило-софско-этической мысли. Оно сыграло положительную роль в дальнейшем развитии свободомыслия и прогрессивной философско-эти-ческой мысли в Средней Азии.

Важное место в социальных взглядах среднеазиатских мыслителей занимает проблема всеобщего"счастья, достижения которого составляет,по их твердому убеждению, конечную цель человеческого общества; путь к этому, по их мнению, лежит через науку, знания и воспитание.

Передовые мыслители мусульманского средневековья Х1-Х1У вв. выдвигали новые взгляды на мир. Воззрения Юсуфа Хас Хад-жиба, Ахмада Югнаки, Пахлавана Махмуда на смысл жизни и счастье человека на пути достижения человеком нравственного совершенства. Их учения о справедливости, о всеобщей взаимопомощи, о равенстве всех .людей и т.п. носили утопический характер. Но тем не менее в условиях средневековья их морально-этичео-кие езгляды сыграли позитивную роль в борьбе против религиозной морали и традиций. Вместо божественного предначертания они рассматривали человеческий разум, науку, знание как главную силу, направляющую развитие общества. Вопреки учению о вмешательстве бога в общественную жизнь людей, они учили о не-

обходимоста развертывания социальной, активности человека. В противоположность ученшо о райской божестве они выдвинули идею реального земного счастья. Она мечтали о свободной и счастливой аизни всех народов, об обществе, основанном на разуме и справедливости.

Во втором параграфе - "Значение нравственно-этического наследия средневекового свободомыслия .идя нравственного и атеистического воспитания" - рассматривается значение идей передовых мыслителей Средней Азии 11-ХУ1 вв. для формирования мировоззрения и гуманистической морали у современных поколений.

Негативным фактором, тормозящим процесс нравственного аоо-питания личности, являются деформации развития нашего общества, утверждение командно-административной системы, порски культа личности, тоталктарно-бюрс сратического режима, чрезмерной централизации всех функций назовых звеньев управления общестзом,Раг-зоблачение культа личности, раскрытие безвозвратных человеческих утрат, тяжких политических и нравственных последствий периода застоя отзываются болью в сознании советских людей, поражают скептицизм и пессимизм, бездуховность и демагоги».

Духовный кризис нашего общества больше всего проявляется в процессах девальвации общечеловеческих нравственных и духовных ценностей и идеалов, в упадке духовности, образованности,культуры. У многих людей притупилось восприятие основных моральных ' ценностей.

Наряду с общими тенденциями обесценивания духовности и культуры в угоду культу вещей и материальных ценностей, особую остроту приобрели нравственно-этические аспекты межнациональных отношений и развития национального самосознания.

Диссертант отмечает,что наряду с этим развивается тенденция переоценки значимости религии в сознании не только веруюнщх, но и неверующих ладей, особенно молодежи, идеализация ислама как якобы важнейшей национальной ценности, как элемента национальной духовной культуры, стремление рассматривать религиозные обряды и обычаи как национальные.

Однако подобное мнение основано на упрощенном понимании, соотношения экономики и морали, реальной действительности и мировоззрения. Оно не учитывает,что,во-первых, приведение в дейст-

вне рычагов морали является непременным условием перестройки в сфере экономики, политики и в других сферах общественной хнзнг ; а,во-вторых, качественная перестройка воспитания населения органически вписана в общий контекст процессов развития духовного потенциала общества и апелляции его превде всего к общечеловеческим ценностям, новому кыаленшо, гуманизации общества и природы. Распространение научно-материалистических взглядов пря\ю или косвенно интерпретируется при этом"нередко как фактор, разрушающий нравственное сознание,моральные устои чзлогечог.хого общежития. Все это требует глубокой разработки гуманистического аспекта, нраЕстзе;шого содержания марксистского атеизма.

йдэи прогрессивных мыслителей прошлого о нравственных качествах личности играли бс гьшую роль в борьбе против пороков , отрицательных социальных явлений, господствующей мораш феодального общества. Во времена безраздельного господства ислама над умами людей они воспитывали высокую гражданственность, бескорыстие, правдолюбие, непреклонную отвагу и бесстрашие. Гражданский пафос воспитательного воздействия на человека и свою значимость эти идеи не потеряли и в нале время.

В диссертации делается вывод о том,что общечеловеческие нравственные нормы, содержащиеся в творчестве средневековых гуманистов к свободомыс-чщих Средней Азии, могут послужить действенным регулятором в решении глобальных проблем современности и реализации задач социального, экономического, политического развития страны, в том числе в Узбекистане. Особое значение это положение приобретает в настоящее время, когда ясвая всемирно историческая ситуация выдвинула требование формирования нового мышления, которое способно подняться над уз-кокласссвыми и локально-национальными интересами.

Чрезмерная политизация и идеологизация культуры в кедале ком простом привели к девальвации общечеловеческих духовных ценностей, оскудению нравственности ) к искаженно общечеловеческого и регионального, интернационального и национального.

Отмечая значение этического наследия сргднеазиагских гу-макястоз для формирования морального сознания личности, диссертант считает необходимым еще раз подчеркнуть ту идею,что

тепень зрелости и социальной активности личности определяется ;е просто знанием совокупности нравственных норм и принципов [реаде всего общечеловеческих ценностей, а в значительной море гсвоением и соблюдением мировоззренческих установок, в иишь адторых органически вплетены эти моральные нормы.

Свободолюбивые, антиклерикальные тенденции правственко-этического наследия мыслителей прошлого, боровшихся против реакционной феодальной морали, веривших в возможность воспитания человека на гуманистических основа^острФ бичевавших представителей господствующего класса, выступавших против деспотизма а невежества, против паразитизма и тунеядства, аморальности и ноете кости правящей верхушки, в том числе священнослужителей, а сейчас имеют огромное значение не только в нравственном воспитании и в формировании атеистических убеждений личности.

Высовогуманастическке цели перестройки, ориентация на освоение общечеловеческих ценностей и утверждение плюрализма мнанкИ требуют всемерной реализации того нравственно-гуманистического и атеистического потенциала, который заложен в творчестве в нравственно-этических взглядов великих ыышштелей Средней Азия 1Х-Х1У вв.

Демократизация, гласность, гуманизация всех сфер общоотвоа-ной жизни приводят,во-первых, к более свободному проявлении духовных интересов и потребностей верующих, в тог числе и в области средневекового национально-культурного наследия. Во-вторых, к поиску новых духовно-нравственных ценностей, к восстановлению положительных по смыслу, потер* шых или забытых национальных традиций и обычаев. В-третьих, к более широкому и глубокому удовлетворению этических запросов людей, истоки которых кроются в глубипах исторического прошлого.Ьот почему возрастает епшчо-ние культурного наследия народов Средней Азии, частью которого является свободомыслие, для всей воспитательной и культурной р£>-боты, по формированию богатой духовности.

Заключение содержит обобщения, выводы, а также практические рекомендации, направленные на более эффективное использование аворчества мыслителей гуманистов мусульманского среднаво^ ковья в культурно- непитательной работе.

По теме диссертация опубликованы следующие работы:

I.Мыйлвтель-моралиот // Фан ва турмуш. Ташкент,1983, -К 7 . - С ,18-19-22.

2,Этические воззрения Юсуфа Хас Хадхиба // Общественные науки в Узбекистане. Ташкент, 1983, - й4, - С.58-61.

3.Нравственное содержание атеизма и критика этических учений ислама // Тэзисы конференции "Актуальные вопросы атеистического воспитания молодежи в свете требований ХХУП съезда КОСО и XXI съезда КП Узбекистана". Ташкент, 10—II мая 1988. - С.165-166.

4.Научный консультант короткометражного научпо-атеистичо-окого филыга "Верить, не верить". - Ташкент,1938. - 20 мин.

5.Свободомыслие с атопсткчэокио вдев среднеазиатских мыслителей прошлого (научно-штоднчоская разработка) .Ташкент: ТодГУ,1989. - 1,0 п.л.