автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Критика французскими марксистами психоанализа

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Пружинина, Аврора Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Критика французскими марксистами психоанализа'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пружинина, Аврора Александровна

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава I. ИСТОМ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОАНАЛИЗА.15

§ I. Психоаналитическая концепция Фрейда: возникновение и развитие. .15

§ 2. Особенности психоаналитического движения во

Франции.46

Глава П. ЖОРЖ ПОЛЙТЦЕР: "КОНКРЕТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" ПРОТИВ

ПСИХОАНАЛИЗА.69

Глава Ш. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАРКСИСТСКОЙ КРИТИКИ

СОВРЕМЕННОГО ПСИХОАНАЛИЗА ВО ФРАНЦИИ.95

§ I. Марксистская теория личности и мировоззренческие границы психоанализа (Л.Сэв).107

§ 2. Марксистская теория личности и методологические границы психоанализа (Б.Мюльдворф).134

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Пружинина, Аврора Александровна

Углубленная творческая разработка актуальных мировоззренческих проблем современной эпохи является задачей, стоящей перед всем международным коммунистическим и рабочим движением. Теоретическое осмысление новых вопросов, возникающих в практике социалистического строительства, мирового революционного процесса, развития международных отношений требует объединенных усилий марксистов всех стран. В своей деятельности марксисты исходят из единой идейной платформы - основных принципов марксистско-ленинской теории, проверенных и подтвержденных практикой революционной борьбы и строительства социализма и коммунизма.

Большой вклад в дело развития марксистско-ленинской теории применительно к современным условиям вносит один из крупнейших отрядов мирового революционного движения - коммунистические и рабочие партии капиталистических стран.

Действуя в конкретных исторических ситуациях, коммунистические партии развивают и обогащают те или иные стороны марксистско-ленинского учения, вносят особый вклад в сокровищницу марксистской мысли. При этом следует подчеркнуть, что все более сложные и разнообразные задачи, возникающие перед марксистами, как было отмечено на ХХУ1 съезде КПСС, порождают иногда неоднозначные оценки, различия в подходах к решению конкретных вопросов классовой борьбы и вызывают дискуссии между партиями Важность и значимость учета этого момента были подчеркнуты на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС: "Объективный научный анализ существа разногласий, когда они возникают по тем или иным вопросам между отдельными странами социализма, а также между некоторыми братскими партиями в мировом комдвижении, и поиск путей их преодоления на марксистско

I. См.: Материалы ХШ съезда КПСС. М., 1981, с. 16. ленинской основе, путей укрепления сплоченности коммунистов это, безусловно, одна из важных задач партии в международном плат не" . Коммунистическая партия Советского Союза всегда руководствовалась в своей деятельности ленинским принципом: "Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, кавдая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон обществено ной жизни" .

В теоретической деятельности марксистов различных стран обнаруживаются "своеобразные постановки вопросов, оригинальные пути 3 исследований" ,, и творческое развитие марксистско-ленинской теории возможно лишь при учете тех специфических подходов, которые вырабатываются марксистами в ходе их борьбы за социалистическое переустройство общества. Наряду с этим, "контакты с зарубежными марксистами позволяют и нашей партии лучше ориентироваться в обстановке в отдельных странах"

Сформулированные в партийных документах принципы в полной мере отражают те реальные отношения, которые сложились между КПСС и ФКП - одной из крупнейших коммунистических партий стран развитого капитализма. Французские марксисты вносят свой уникальный вклад в разработку целостного представления о ходе общественного развития, о путях и методах борьбы за социализм, действуя в осо

1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с. 22.

2. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т. 30, с. 123.

3. Грецкий М.Н. Марксистская философская мысль во Франции. М., 1977, с. 3.

4. Материалы ХХЛ съезда КПСС, с. 6. бых социально-культурных условиях, специфически решая задачи консолидации масс на основе принципов марксизма, критикуя новейшие формы буржуазной идеологии. Обобщение опыта, накопленного французской коммунистической партией в ее революционной борьбе, является важнейшей задачей, стоящей перед учеными-обществоведами, и в частности, перед специалистами в области истории марксистско-ленинской философии.

Советскими исследователями проделана большая работа по анализу и обобщению теоретической и практической деятельности французских марксистов. Опубликованы книги: Б.Н.Кузнецов. Развитие марксистской философии во Франции после Еторой мировой войны (1945-1961 гг.). М., 1962; Р.С.Варфоломеева. Борьба Французской коммунистической партии за мир, демократию, социализм. 1945-1970 гг. М., 1972; Н.С.Пригода. О взаимосвязи философии и частных наук в трудах французских марксистов и прогрессивных ученых. М., 1976; М.Н.Грецкий. Марксистская философская мысль во Франции. М., 1977; его же. Наука - философия - идеология (некоторые актуальные проблемы марксистской философии во Франции). М., 1978; И.А.Гобо-зов. Ленинское философское наследие в трудах французских марксистов. М., 1981, а также статьи ряда авторов в сборниках и журналах. Названные работы широко освещают сложную и многогранную деятельность французских философов марксистов и в частности их борьбу с различными направлениями буржуазной философии, реформизма и ревизионизма. Однако есть еще и недостаточно освещенные аспекты этой деятельности.

Задача данной диссертации - осветить один из таких важных, но малоизученных аспектов теоретической деятельности французских марксистов,ту идейную борьбу, которую.они ведут в сфере психологии и социально - критику шли идейных оснований психоаналитическях доктрин.

Интерес французских марксистов к философским основаниям психологии связан, прежде всего, с той специфической формой, которую принимает ныне идейная борьба в развитых капиталистических странах. В современном буржуазном обществе наблюдается интенсивный процесс разложения традиционных форм духовного производства, затрагивающий тончайшие структуры духовной жизни общества. В результате на передний план, наряду с социально-экономическими, социально-политическими проблемами выдвинулись проблемы социально-этические и социально-психологические. Кризис капитализма углубился до кризиса личности, что породило в рамках ряда немарксистских философских и психологических направлений попытки осмыслить и хотя бы теоретически преодолеть или, напротив, заострить, представить в проблемно четкой форме возникшую ситуацию духовного раскола и потерянности. Попытки эти весьма различны по своей социально-классовой направленности, но в большинстве своем они являются реакцией на социально-организованное и рационально-обоснованное вмешательство внешних сил во внутренний мир индивида, ибо именно во внешней рациональности, а зачастую в рациональности вообще усматриваются причины возникшего духовного кризиса. Это преаде всего психоаналитические и психоаналитико-экзистенциалист-ские концепции личности, направленные против манипуляторского характера идеологического аппарата государственно-монополистической организации. Но критически относясь к капиталистическим общественным отношениям и способам духовного производства при капитализме, эти концепции в то же время противостоят марксизму как некое "альтернативное" объяснение или претендуют на роль "осовременивающего дополнения" марксизму. В современном буржуазном обществе и в частности во Франции они представляют собой серьезное ндеологическое явление.

Психоанализ сегодня занял настолько видное место в духовной жизни Франции, что без учета этого идейного течения невозможно оценить идеологическую ситуацию в стране. Не случайно отношение к психоанализу стало предметом обсуждения на пленумах и съездах ФКП. При этом критика французскими марксистами идеалистических спекуляций на базе психоанализа приобретает тем большую значимость, что он широко распространен ныне практически во всех европейских капиталистических странах и в США. На ХХП съезде ФКП (1976 г.) было обращено особое внимание марксистов на психоанализ как на одно из ведущих течений современной буржуазной социально-психологической мысли. При этом обращалось внимание на то, что сложная специфическая ситуация, возникшая в духовной атмосфере западного общества, требует от марксистов в их идейной борьбе четкого определения классовых позиций с одной стороны, а с другой - высокого уровня теоретического освоения и обобщения материала из различных областей знания - философии, психологии, социологии, этнографии, этнологии и др.

Концепции психоанализа подвергаются критическому разбору также и в советской философской и психологической литературе. Здесь мы назовем лишь часть работ: Ф.В.Бассин. Проблема бессознательного. М., 1968; и ряд его статей; А.Е.Шерозия. К проблеме сознания и бессознательного психического. Тбилиси, 1969, т. I; 1973, т. П; его же. Психика. Сознание. Бессознательное. К обобщению теории психологии. Тбилиси, 1979; Э.Я.Баталов, Л.А.Никитич, Я.Г.Фо-гелер. Поход Маркузе против марксизма. М., 1970; В.И.Добреньков. Неофрейдизм в поисках "истины" (иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). М., 1974; В.М.Лейбин. Классический психоанализ и неофрейдизм. - В кн.: Буржуазная философия XX века. М., 1974; его же.

Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977; К.Г.Мяло. Левый фрейдизм и современная леворадикальная идеология. - Вопросы философии, 1976, 8; С.К.Рощин. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М., 1980; Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983; и др. г

В числе работ, специально посвященных критическому анализу концепций современных французских психоаналитиков, следует назвать прежде всего следующие публикации: Н.С.Автономова. Психоаналитическая концепция Жака Лакана. - Вопросы философии, 1973, £ II; ее же. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; Л.И.Филиппов. Структурный психоанализ Жака Лакана и субъект творчества в структурном литературоведении. - В кн.: Теория, школы, концепции. Художественный образ и структура. М., 1975; его же. Структурализм и фрейдизм. - Вопросы философии, 1976, № 3; Ильин Г.Л. Проблема бессознательного в г трактовке французского структурализма. - В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, т. I. Однако тема "французские марксисты - психоанализ" специально не рассматривалась в нашей литературе, не предпринимались попытки дать историческую типологию основных форм критики французскими марксистами психоанализа, не прослеживались направления этой критики. Правда, в 1975 г. была защищена кандидатская диссертация Н.В.Ряб-цева "Борьба Жоржа Политцера за марксизм-ленинизм против философского идеализма и фашистского обскурантизма". Но и в этой интересной работе автор не останавливается специально на характеристике философских взглядов Политцера, непосредственно связанных с разработкой психологической проблематики и его оценке психоанализа, ибо такая задача выходила за рамки темы диссертации. Между тем опыт, накопленный французскими марксистами в ходе критики психоанализа, представляет интерес как для истории марксистско-ленинской философии, так и для позитивной разработки диалектико-материалистического мировоззрения в целом, ибо критика психоанализа вызвана не только задачами идеологической борьбы, но также необходимостью философского осмысления проблем, поставленных ходом объективного развития общества и практикой научного, в частности психологического познания.

Проблемное поле психоаналитических исследований концентрируется вокруг идеи бессознательного, а последняя, независимо от ее трактовок в психоанализе, стоит в центре внимания целого ряда наук. Спектр трактовок данной проблемы, пожалуй, столь же широк, сколь широк круг предметных контекстов ее обсуждения. Существуют взгляды, полностью отрицающие реальность самой проблемы. Существуют и противоположные взгляды, согласно которым она является центральной в комплексе наук о человеке. Эта многоплановость подходов и предметных сфер делает нелегкой оценку научной значимости проблемы бессознательного и формулировку философско-методоло-гических предпосылок ее адекватной постановки и решения. Тем не менее анализ этих предпосылок необходим,ибо речь идет о реальном феномене. На необходимость такого анализа указывают авторы многочисленных публикаций как в советской литературе,так и на Западе. Об этом,например, говорилось в редакционных статьях трехтомной монографии "Бессознательное: природа, функции, методы исследования" и на Мевдународном симпозиуме по проблеме бессознательного (Тбилиси,1979), в работе которого приняли участие специалисты различных отраслей гуманитарного знания.

Анализ материалов, представленных на симпозиум французскими марксистами, статей, включенных в уже упомянутый трехтомник, а также оригинальных работ философов и психологов марксистов, вышедших во Франции, показывает тот большой вклад, который они вносят в решение проблемы бессознательного как путем позитивной ее разработки, так и в ходе критического осмысления соответствующих идей, выдвигаемых психоаналитиками.

В предлагаемой диссертации мы попытались в историко-философском плане проследить еще не отраженные в советской литературе основные этапы и направления критического осмысления французскими марксистами ряда проблем, выдвигаемых психоаналитиками, выявить принципы, определяющие преемственность этой критики, и факторы, детерминирующие разнообразие ее форм.

Современный психоанализ представляет собой весьма сложное, противоречивое направление не только с точки зрения его социально-классовой роли, но и в плане теоретическом. Как подчеркивают советские исследователи, при рассмотрении современных психоаналитических концепций необходимо принять во внимание как те неоспоримые изменения в психоаналитической концепции, которые произошли в ней почти за вековой период ее эволюции в качестве психологической, т.е. научной, или, во всяком случае, претендующей на научность теории, так и тот факт, что несмотря ни на какие метаморфозы психоанализа "как своеобразной психологической теории его существо как теории философской, как концепции, имеющей определенную ярко выраженную методологическую ориентацию, определенный мировоззренческий аспект, оказалось этой эволюцией не только не поколебленным, но, скорее даже напротив, более зафиксированным, более резко, более зримо заостренным"

I. Основные направления современной психологической разработки идеи бессознательного (50-70-е годы). - В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т. I, с. 214.

В силу этого обстоятельства анализ конкретных методик и результатов психоаналитических интерпретаций тех или иных психических феноменов, разграничение между тем, что в этих интерпретациях является реальным, а что - теоретически беспочвенной идеологизацией, становится задачей более сложной, чем критика упрощенных схем раннего фрейдизма. В то же время актуальность этой задачи не вызывает сомнений, поскольку психоанализ как "своеобразная психологическая теория" представляет интерес уже в силу того, что в ее рамках накоплен богатый эмпирический материал, а отдельные схемы и терапевтические методики имеют научную и практическую ценность. Эта внутренняя противоречивость научных и ненаучных тенденций психоанализа является сегодня фактом, который осознают и сами психоаналитики.

Сопоставление основных положений классического психоанализа и их модификаций в современных психоаналитических концепциях показывает достаточно глубокие изменения, которые произошли как в самом психоанализе, так и в его отношении к различным научным дисциплинам. Одни из них связаны с тенденцией к критичности и самоуглубленности психоанализа, с "возвратом к Фрейду", начавшимся после второй мировой войны в известной мере в противовес его откровенно идеологическому использованию, а также с попыткой развить подлинные открытия Фрейда, четко отделив их от спорных социологических и биологических воззрений. Другие связаны с собственным развитием ряда таких научных дисциплин, как, например, лингвистика, этнология, и их взаимодействием с психоанализом. Уже достаточно серьезным фактом является проникновение психоаналитических методов в отдельные научные дисциплины - социологию и социальную психологию, в область исторических исследований. Третьи представляют собой попытку переосмыслить его философский смысл. Во Франции после второй мировой войны характерными в этом плане тенденциями явился экзистенциалистский психоанализ Сартра, наиболее ярко представленный в его философском трактате "Бытие и ничто".

В противовес экзистенциалистскому направлению в 60-х годах большой мировоззренческий резонанс получает структурализм, в частности структуралистский психоанализ Лакана. Методологическая программа структурализма предполагает уже не выявление "подлинной" субъективности, свободной от объективной детерминации, но напротив, очищение объективного от всех субъективистских, антропоцентрических наслоений

Весьма примечательны также попытки применить психоанализ в о экономических исследованиях (Лиотар) , в социальном анализе капиталистического общества (Делёз, З^уаттари) , попытки соединить фрейдизм с марксизмом (Фужейролла)

Естественно, что французские марксисты так или иначе реагировали на эти явления. Накопилась уже немалая марксистская литература, посвященная критическому исследованию психоанализа - работы К.Политцера, Л.Сэва, Л.Альтюсера, Б.Мюльдворфа и др. Некото

1. См.: Автономова Н.С. О некоторых философско-методологических проблемах психологической концепции Жака Лакана. - В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т. I.

2. См.: Lyotard J.F. Economie libidinale. Paris, 1974.

3. См.: Deleuze G. et Guattari F. Capitalizme et schizophrénie. L*Anti-Cfe dipe. Paris, 1972.

4. См.: Fougeyrollas p. Dix leçons sur Freud. Dacar, 1969. рые из них известны советскому читателю Но, повторяем, в целом опыт критического разбора французскими марксистами психоанализа специально в отечественной литературе не рассматривался. В частности, ни переведенные книги французских марксистов, ни специальные исследования отечественных авторов не представляют достаточно отчетливо тот факт, что отношение французских марксистов к психоанализу претерпевало определенные изменения, в которых сказывались как общие тенденции развития марксистской философии во Франции, так и эволюция самого психоанализа.

Между тем исторический опыт идейной борьбы французских марксистов вокруг проблематики психоанализа - это опыт борьбы с реакционными идеологическими интерпретациями новых научных данных, это опыт борьбы за развитие психологии на адекватных философских основаниях, опыт борьбы за союз философии и естествознания, за распространение диалектико-материалистического мировоззрения в сложных условиях современной классовой борьбы. Не случайно, например, публикация книги известного французского марксиста, психоаналитика Б.Мюльдворфа "Фрейд" (Париж, 1976) Объединением французских издателей "Ливр клуб Дидеро" (организацией, совсем не склонной к пропаганде взглядов марксистов) оценивается рецензентом журнала "Пансе" как реализация задач, поставленных на о

Аржантейском Пленуме ЦК ФКП , а ныне можно сказать, - реализация задач, поставленных ХХП съездом ФКП (1976 г.).

1. См., например: Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. M., 1980; Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972; Клеман К.-Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. M., 1976.

2. См. : Bonnafe-Villechenoux M. Psychanalyse. -La Pencée, 1977, n 191, p. 145.

Б диссертации так или иначе будут затронуты все аспекты отношения французских марксистов к психоанализу, но в центре нашего внимания будут прежде всего философские проблемы, связанные с построением научной психологии. Поэтому в диссертации особое внимание будет уделено изложению психологического материала (прежде всего по проблеме бессознательного). Без содержательного рассмотрения психоаналитических концепций и их эволюции в целом невозможно в достаточной степени уяснить те направления критики, которые последовательно выдвигались на передний план французскими марксистами более чем за 50 лет работы в данной области - от Политцера и психиатров-коммунистов до современных трудов Сэва и Мюльдворфа.

Диссертационное исследование в целом выполнено на основе методологических принципов, разработанных в трудах классиков марксизма-ленинизма. Рассматривая частные вопросы, мы опирались на исследования советских философов и психологов, а также на труды французских марксистов-философов и психологов. Мы руководствовались также установками ЦК КПСС по идеологическим работам.

Диссертация состоит из 3-х глав, введения и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Критика французскими марксистами психоанализа"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Французские марксисты были одними из первых исследователей-марксистов, кто обратил самое серьезное внимание на необходимость критики психоанализа и разработки ряда философских и психологических проблем, в постановке и обсуждении которых весьма важное место занимает понятие бессознательного. Следует иметь в виду, что проблемы, в разработку которых французские марксисты внесли определенный вклад (проблемы семейных отношений, отношений "индивид - общество", социальной психологии и т.д.) вызваны внутренними потребностями развития марксистской философии и психологической науки. Критика психоаналитических построений и их философско-идеологических предпосылок является лишь одним из аспектов этой работы, но аспектом весьма важным. Благодаря ряду социально-исторических обстоятельств эту работу ваяли на себя в значительной мере французские марксисты и в этом состоит их несомненная заслуга.

Французские марксисты внесли важный вклад в современную идеологическую борьбу, вскрывая сущность таких идейных течений, как "фрейдо-марксизм", "гуманистический психоанализ", "экзистенциальный психоанализ" и др. Кроме того, сочетая критику философских основ и идеологических использований психоанализа с позитивным исследованием реальных проблем, вокруг которого развертывается психоаналитическое движение, французские марксисты выявили интересные аспекты теории личности в философском и психологическом планах, в частности, роль "детских структур" в формировании личности, функции родительских отношений и пр. Эта идеологическая эффективность и позитивная плодотворность их исследований как раз и делает для нас значимым опыт их критической работы, придает критике психоанализа отнюдь не только местное значение.

Какие же выводы можно извлечь из опыта критики психоанализа французскими марксистами?

Прежде всего, опыт этой критики убедительно демонстрирует дам, что критический анализ любого идейного феномена с марксистских позиций предполагает конкретно-исторический подход. Так, когда в 30-х - 40-х годах, в контексте резкого обострения классовой борьбы и угрозы фашизма, позитивная значимость психоанализа представлялась марксистам (и реально была) весьма проблематичной, а его реакционное идеологическое использование - вполне определенным, тогда, в те годы вполне справедливой была и социально-философская оценка психоанализа, выраженная в поздних работах Политцера и статье психиатров-коммунистов "Психоанализ -идеология реакционная". Соответствующими были и формы критики. Но затем, с середины 50-х годов, в условиях изменившейся социально-экономической и политико-идеологической ситуации, отношение французских марксистов к психоанализу претерпевает определенную эволюцию. Примерно начиная с этого периода психоанализ во Франции становится созвучным умонастроениям левой интеллигенции, а в его исследовательских программах нарастает ориентация на научность. Тогда французские марксисты начинают рассматривать это идейное течение как сложный феномен, допускающий "диалог" и "имманентную критику".

Вместе с тем конкретный историзм марксистской критики не исключает, а напротив, предполагает внутреннюю преемственность ее основных установок. В этом плане весьма показательна связь между установками, которыми руководствовался в своей критической работе Ж.Политцер, и принципами, которые определяют отношение к психоанализу современных французских марксистов. Ни "диалог" марксистов с психоаналитиками, ни стремление французских марксистов к "имманентной критике" психоанализа не означают отказа от оценки психоанализа в его философско-методологическом и социально-историческом аспекте как идеологии реакционной. Другое дело, что наличие в этом слозшом идейном движении элементов научности, пластов позитивной разработки реальной психологической проблематики требует иных, более сложных и тонких форм борьбы с этой идеологией. В частности, возникает задача выявления и поддержки материалистических интенций в психоаналитических разработках, что осуществляется путем конструктивной критики их философских оснований. Такой поиск по сути дела является формой борьбы с попытками идеологических спекуляций на положительных результатах столь влиятельного идейного течения современной Франции, каким является психоанализ.

Решение этой задачи, в свою очередь, предполагает, что марксисты должны опираться на собственные разработки проблемного поля психологии. В противном случае движение "вслед" лишает их собственной позиции и редуцирует критику к поиску параллелей между марксизмом и психоанализом, что чревато такими идейными образованиями, как "фрейдо-марксизм", "гуманистический психоанализ" и т.д. Задача же, стоящая перед марксистами, заключается не в поиске аналогии между психоанализом и марксизмом, а в вытеснении идеализма из той реальной предметной области, которую разрабатывает психоанализ, и в осмыслении зафиксированных психоанализом реалий в рамках материалистической психологии. Коль скоро разработка материалистической психологии является задачей не только французских марксистов, этот аспект их деятельности имеет широкий интернациональный смысл. В частности, опыт критики психоанализа, накопленный французскими марксистами, значим и для философов нашей страны, ибо важнейшей задачей, стоящей перед советскими философами, как отмечалось на июньском (1983 г.)

Пленуме ЦК КПСС, является умение "вести аргументированную кри т тику с любым идейным противником .

Как идеология, психоанализ был и остается идеологией реакционной. Однако психоанализ, и это отчетливо становится видным сегодня, не только идеология, в нем достаточно мощно представлен весьма эффективный, позитивно научный слой. Поэтому критика идеологических напластований в психоанализе должна протекать в формах, предполагающих также и опору на этот слой, его всемерную поддержку и использование в развитии науки. На такую работу ориентирует французских марксистов Французская коммунистическая партия.

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года, с. 41-42.

 

Список научной литературыПружинина, Аврора Александровна, диссертация по теме "История философии"

1. Маркс К. Введение. (Из экономических рукописей 1857-1858 годов). - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 709738.г

2. Маркс К. Введение. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I, с. 17-48.

3. Маркс К.Капитал, т. I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 5-907.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7-544.

5. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 1-4.г

6. Маркс К. Математические рукописи. М.: Наука, 1968. - 639 с.

7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Ленин В.И. Полн. собр.соч., т. 18, с. 7-525.

8. Ленин В.И. О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме". Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 30, с. 77-133.

9. Ленин В.И. Философские тетради. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 29, - 782 с.

10. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 223 с.

11. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 щца. -М.: Политиздат, 1979. 15 с.

12. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

13. Автономова Н.С. Психоаналитическая концепция Жака Лакана.г

14. Вопросы философии, 1973, № II, с. 143-150.

15. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1977. - 271 с.

16. Автономова Н.С. От "археологии знания" к "генеалогии власти". Вопросы философии, 1978, Jfi 2, с. 145-152.

17. Адлер А. К вопросу о "сопротивлении". Психотерапия, 1912, ^ I, с. 75-83.

18. Адлер А. Индивидуально-психологическое лечение неврозов.

19. Психотерапия, 1913, В 5, с. 197-214.

20. Адлер А. Роль бессознательного в неврозе. Психотерапия, 1913, JS I, с. 1-8.

21. Анцыферова JI. Памяти Жоржа Политцера. Вопросы психологии, 1962, J6 3, с. 167-172.

22. Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М.: Наука, 1974. - 359 с.

23. Асмолов А.Г. Классификация неосознаваемости явлений и категория деятельности. Вопросы психологии, 1980, J? 3, с. 4553.

24. Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. М.: Наука, 1971. - 128 с.

25. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968.468 с.

26. Бассин Ф.В., Прангишвили A.C., Шерозия А.Е. О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве. -Вопросы философии, 1978, № 2, с. 57-69.

27. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е. 0 современном подходе к проблеме неосознаваемой психической деятельности (бессознательного). -Вопросы философии, 1975, № 10, с. 94-108.

28. Баталов Э.Я. "Новые левые" и Герберт Маркузе. М.: Знание, 1970. - 79 с.

29. Баталов Э.Я., Никитич Л.А,, Фогелер Я.Г. Поход Маркузе против марксизма. М.: Мысль, 1970. - 141 с.

30. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. -Тбилиси: Мецниереба, 1978, т, I. 783 е.; т. П. - 682 е.; т. Ш. - 792 с.

31. Блейлер Е. Аутистическое мышление. Одесса: Б/и, 1927. -81 с.

32. Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма. М.: Прогресс, 1982.270 с.

33. Быховский Б.Э. Метапсихология Фрейда. Минск: 1-я Гостии.,1926. 40 с.

34. Валитова Л.А. Международный симпозиум по проблеме бессознательного. Психологический журнал, 1980, т. I, №2, с. 151153.t

35. Валлон А. От действия к мысли. Очерк сравнительной психологии. М,: Иностранная литература, 1956. - 238 с.

36. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. - 196 с.

37. Варфоломеева P.C. Борьба Французской коммунистической партии за мир, демократию, социализм. 1945-1970. М.: Мысль, 1972.239 с.36,. Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики.

38. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т., т. I. - М.: Педагогика, 1982, с. 132-148.

39. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН, i960. - 498 с.

40. Гобозов И.А. Современная французская буржуазная философия истории. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 199 с.

41. Гобозов И.А. Ленинское философское наследие в трудах французских марксистов. М,: Изд-во Моск. ун-та, X98I. - 73 с.

42. Грецкий М.Н. Французский структурализм. М.: Знание, 1971. • 48 с.

43. Грецкий М.Н. Марксистская философская мысль во Франции. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 172 с.

44. Грецкий М.Н. Наука философия - идеология (некоторые актуальные проблемы марксистской философии во Франции). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 124 с.

45. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках "истины" (иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). М.: Мысль, 1974. - 144 с.

46. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. -228 с.

47. Дюбуа Д. Психоневрозы и их психическое лечение. СПб.:

48. Изд. К.Л.Риккера, 1912. 397 с.

49. Завадская Н.В. Французский коммунист Жорж Политцер о кризисе психоанализа во Франции. Вопросы философии, 1949, № I, с. 343-350.

50. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 100 с.

51. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. -М.: Изд-ео Моск. ун-та, 1982. 128 с.

52. Ильин Г.Л. Проблема бессознательного во французском структурализме. Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология, 1980, £ I, с. 62-73.

53. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.1798. -Кант И. Соч. в шести томах, т. 6. М.: Мысль, 1966, с. 349588.

54. Клеман К.-Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М.: Прогресс, 1976. - 282 с.

55. Конью Ж, Избранный путь. М.: Прогресс, 1980. - 311 с.

56. Кузнецов В.Н. Развитие марксистской философии во Франции после второй мировой войны (1945-1961 гг.). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. - 63 с.

57. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века. -М.: Мысль, 1970. 319 с. ^ "

58. Кузьмина Т.А. Человеческое бытие и личность у Фрейда и Сартра. В кн.: Проблема человека в современной философии.

59. М.: Наука, 1969, с. 269-314.

60. Кузьмина Т.А. Философия и обыденное сознание. В кн.: Философия и ценностные формы сознания. - М.: Наука, 1978,с. 191-243.

61. Лейбин В.М. Классический психоанализ и неофрейдизм. В кн.: Буржуазная философия XX века. - М.: Политиздат, 1974, с. 182215.

62. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.: Политиздат, 1977. - 246 с.

63. Лейбин В.М. Неофрейдистское видение проблемы самореализации сущностных сил человека. Философские науки, 1978, й 5,с. 120-129.

64. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. Вопросы философии, 1974, J& 5, с. 65-78.

65. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

66. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.

67. Лурия А.Л. Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии. Обзор. Казань, тип. Татпечати "Красный печатник", 1923. - 50 с.

68. Попова М.А. "Нераскаявшийся атеист" иди "апостол нового Евангелия"? (к оценке религиоведческого наследия З.Фрейда).-Философские науки, 1976, lb I, с. II8-I27.

69. Прангишвили A.C., Герсалия Е.А. О некоторых интерпретацияхэффекта Узнадзе" в современной когнитивной философии.

70. Психологический журнал, 1980, т I, с. 30-44.f

71. Прангишвили A.C., Шерозия А.Е., Бассин Ф.В. Международный симпозиум по проблеме неосознаваемой психической деятельности. Вопросы психологии, 1980, J& 2, с. I8I-I84.

72. Пригода Н.С. О взаимосвязи философии и частных наук в трудах французских марксистов и прогрессивных ученых. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 206 с.

73. Психоанализ и учение о характерах. М.-Пг.: Гос.изд., 1923.191 с.

74. Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. - 216 с.

75. Райков B.JI. Неосознанные проявления психики в глубоком гипнозе. Вопросы философии, 1978, Л 4, с. I07-II4.

76. Ранк 0., Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. -Спб.: Б/и, 1913. 178 с.

77. Рибо Т. Психология чувств. В 2-х частях. Киев-Оде с са-Пб.: Б/и, Б/г. - 308 с.

78. Рощин C.K. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М.: Наука, 1980. - 303 с.

79. Руткевич A.M. От психоанализа к экзистенциальному анализу, (философские взгляды Л.Бинсвангера). Философские науки,1984, № I, с. 98-108.

80. Самарская Е.А. Соотношение науки, идеологии и философии в трактовке Л.Альтюсера. Философские науки, 1971, ¡Ь 3,с. 138-145.

81. Современная психология в капиталистических странах. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - 406 с.

82. Соколов A.B. Классический психоанализ 70-х годов: начало агонии или трудности роста? Вопросы философии, 1982, В 8, с. 134-142.

83. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

84. Сэв Л. Современная французская философия. М.: Прогресс, 1968. - 391 с.

85. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972. -583 с.

86. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме (критический анализ). М.: Наука, 1977. - 141 с.

87. Тутунджян О.М. Психологическая концепция Анри Валлона. -Ереван: Айастан, 1966. 211 с.

88. НО. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М. : Наука, 1966. - 451 с.

89. Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М. : Прогресс, 1968. - 287 с.

90. Уэллс Г.К. Павлов и Фрейд. М. : Иностранная литература, 1959. - 608 с.

91. ИЗ. Филиппов Л.И. Структурализм (философские аспекты). В кн.:. . ^ к

92. Буржуазная философия XX века. М.: Политиздат, 1974, с.136-161.

93. Филиппов Л.И. Структурализм и фрейдизм. Вопросы философии, 1976, В 3, с. 155-163.

94. Французские марксисты о диалектике. М.: Прогресс, 1982. -308 с.

95. Фрейд 3. Будущность одной иллюзии. М.-Л.: Госиздат, 1930.58 с.

96. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. 2-е изд. -М.-Пг.: Госиздат, 1923, т. I. 251 е.; М.-Пб.: Госиздат, 1922, т. П. - 250 с.

97. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминание о детстве. Спб.: Прометей, 1912. - 98 с.

98. Фрейд 3. Методика и техника психоанализа. М.-Пб.: Госиздат, 1923. - 136 с.

99. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. -М.: Госиздат, 1923. 206 с.

100. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. -М.: Современные проблемы, 1925. 318 с.

101. Фрейд 3. Очерк истории психоанализа. Одесса: Психе, 1919.- 51 с.

102. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "Я". М.: Б/и, 1925. - 98 с.

103. Фрейд 3. Психология сна. М.: Современные проблемы, 1924.- 83 с.

104. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М.: Современные проблемы, 1910. - 162 с.

105. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Современные проблемы, 1925. - ПО с.

106. Фрейд 3. Толкование сновидений. M.г Современные проблемы, 1913. - 448 с.

107. Фрейд 3. Тотем и,табу. Психология первобытной культуры и религии. М.-Пг.: Госиздат, Б-г. - 171 с.

108. Фрейд 3. Три статьи о теории полового влечения. М.: Наука, 1912. - 116 с.

109. Фрейд 3. Я и Оно. Л. : Academie , 1924. - 62 с.

110. Фрейд 3. Избранное. Лондон: Overseas Publications Ltd,1969, т. I. 331 с.

111. Фрейд 3. "Культурная" сексуальная мораль и современная нервозность. Психотерапия, 1912, № I, с. 28-47.

112. Фрейд 3. Навязчивые действия и религиозные обряды. Психо» *терапия, I9II, № 4-5, с. 172-180.

113. Фрейд 3. Поэт и фантазия. Психотерапия, I9II, № 4-5,f.с. 181-189.

114. Фрейд 3. Практическое применение снотолкования в психоанаглизе. Психотерапия, 1913, të 3, с. 79-84.г

115. Фрейд 3. Формулировка двух принципов психического процесса. Психотерапия, 1912, JS 4, с. 155-162.

116. Фресс П., Пиаже S. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975, вып. 5. - 284 с.

117. Фуко М. Слова и вещи. М. : Прогресс, 1977. - 488 с.

118. Хинришен 0. Наше понимание душевных процессов при неврозе /в связи с теориями Фрейда и Адлера. Психотерапия, 1912,të 6, с. 378-412.. ,

119. Хрестоматия по истории психологии. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 302 с.

120. Цвейг С. Врачевание и психика. Цвейг С. Собр.соч. Л.: Время, 1932, т. XI. - 351 с.

121. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. - 144 с.

122. Черняк B.C. Оборачивание метода и диалектика развития знания. Вопросы философии, 1975, №8, с. I00-III.

123. Черняк B.C. Диалектический закон оборачивания метода. В кн.: Диалектика научного познания: очерк диалектической логики. - М.: Наука, 1978, с. 222-263.

124. Черток Л. Гипноз. (Проблемы теории и практики; техника). -М.: Медицина, 1972. 160 с.

125. Шварцман К Д. Новые тенденции в развитии современной 6yp>sy-азной этики. М.: Высш. школа, 1977. - 144 с.

126. Шварцман К.А. "Психоанализ" и вопросы морали. М.: Знание, 1963. - 32 с.

127. Шерозия А.Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Тбилиси: Мецниереба, 1969, т. I. - 382 е.; 1973, т. П. - 520 с.

128. Шерозия А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. К обобщению теории психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1979. - 171 с.

129. Шерток Л. Непознанное в психике человека. М.: Прогресс, 1982. - 311 с.

130. Юнг К.-Г. Психологические типы. М.: Госиздат, Б/г. - 95 с.

131. Ярошевский М.Г. Прогресс психологии и международные психологические конгрессы. Вопросы философии, 1966, Jé 7, с. 5171.

132. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974. - 447 с.

133. Ярошевский M.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976. -463 с.г

134. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974.303 с.

135. Рябцев Н.В. Борьба Жоржа Политцера за марксизм-ленинизм против философского идеализма и фашистского обскурантизма: Дис. канд. филос. наук. M., 1975. - 196 с.

136. Бузунова Л.Г. Критический анализ структурализма французскими марксистами: Автореф. дис. канд. филос. наук. M., 1981.

137. Екентайте Леонардо, Пияус. Концепция человека в американском неофрейдизме (критический анализ теорий К.Хорни, Г.Сал-ливена, Э.Фромма): Автореф. дис.канд.филос.наук. Вильнюс, 1977.

138. Овчаренко В.И. Критический анализ теории личности психоаналитической системы З.Фрейда: Автореф.канд.филос.наук. -Минск, 1973.

139. Abraham К. Psychanalyse et culture. Paris: Payot, 1969.- 243 p.

140. Althusser L. Freud et Lacan. In: Althusser L. Positions (1964-1975). - Paris: Ed. sociales, 1976. - p.9-34.

141. Althusser L., Ballbar E. Lire le Capital. Paris: Maspero, 1968, v.1.-187 p.; V.2.-227 p.

142. Amado G. L'être et la psychanalyse. Paris: Press.univ. de France, 1978. - 283 p.

143. Barande I. et Barande R. Histtoire de la psychanalyse en France. Toulouse: Privât, 1975. - 232 p.165« Barraud H.-J. Freud et Janet. Étude comparée. Toulouse: Privat, 1971. - 287 p.

144. Bertradd M. Le marxisme et l'histoire. Paris: Ed. sociales, 1979. - 210 p.

145. Besançon A. L'histoire psychanalytique. Une anthologie. -Paris-La Haye: Mouton, 1974. 384- p.

146. Bonnafe L. De racines entremêlées. -Revolution, 1981, n 81, p. 34-35.

147. Bosquet M. L'école des magnétiseurs. Le nouvel observa-r teur, 1982, 21 août, p.44-4-5.

148. Brandele G. Freud enfant de son siècle. Paris: Lettres modernes Minard, 1967* - 113 p.1?1. Bruno P. Psychanalyse et matérialisme. La nouvelle critique, 1976, n 97, p.17-20.

149. Bruno P. Ce qui commence. Révolution, 1981, n 81, p.38.

150. Chertok L. Hypnose, Histerie, Psychanalyse ( a propos de cinq observations). Annales Médico-psychologique. Bulletin officiel de la société médico-psychologique. - Paris - H.Y. - Barcelone - Milan: Masson, 1982, n 1,p.45-65.

151. Chertok L. 200 ans après. L'hypnose. L'évolution psychiatrique. Cahiers de psychologie clinique et de psycho-pat ologie generale, 1982, t.47, p. 191 - 204-,

152. Chertok L. Symposium sur 1»inconscient à Tbilissi. Médecine et gygiène, 1979, 12 décembre, n 1558, p.4481-4482.179* Chertok L. Vincennes à Tbilissi ou l'art de dialoguer.-La nouvelle critique, 1980, n. 30, p.18-20.

153. Chertok L., de Saussure R. Naissance du psychanalyste. De Mesmer à Freud. Paris: Payot, 1973. - 292 p.

154. Olavel A. Attention psychanalyse. La nouvelle littéraire, 1982, mars.

155. Clément G. Inconscient et langage dans la psychanalyse. -La nouvelle critique, 1976, n 97, p.12-16.

156. Clément C. ^e silence de l'inconscient. Le matin, 1979» 27 octobre, p.9«

157. Clément C. Freud chez les soviets. -Le matin, 1979, • 9 octobre, p.24; 10 octobre, p.30.185» Deleuze G. et Guattari F. Capitalisme et schizophrénie. L'Anti-Oedipe.- Paris: Minuit, 1972. -470 p.

158. Deluy H. Au bas de la forêt, ou ça montre. -Révolution, 1981, n 81, p.37.187» Dechamps J. Psychanalyse et structuralisme. -.La Pensée, 1967, n 135, p.138-152.

159. David C. Tempête chez les lacaniens, Le Nouvel observateur, 1981, 16 février., p.47.

160. Fages J.-B. Histoire de la psychanalyse après Freud. -Toulouse: Privât, 1976. 426 p.190. ï'ages J.-B. Comprendre Jacques Lacan. Toulouse: Privât, 1973. - 122.p.191* Fougeyrollas P. Dix leçons sur Freud. -Dacar:Univ. de Da-car, 1969. 301 p.

161. Frielander S. Histoire et psychanalyse. Essai sur les possibilités et les limites de la psychohistoire. Paris: Ed. du Seuil,, 1975.- 234 p.

162. Gratiot-Alphandéry H. ^enri Wallon et "La Pensée". La Pensée, 1979, n 205, p.68-72.

163. Le Guen G. Introduction à la dialectique freudienne. La nouvelle critique, 1976, n 97, p.21-29.

164. Lamoulen J. La medecine française et la psychanalyse de 1895 à 1926. These poure le doctorat en médecine.- Paris: 1966.- 102 p.

165. La psychanalyse idéologie réactionnaire. La nouvelle critique, 194-9» ^ 7, p.57-72.

166. Laplanche I. Vies et mort en psychanalyse.- Paris.;:Flammarion, 1977. 214 p.

167. Laplanche J. et Pontalis J.-B. Vocabulaire de lâ psychanalyse. Paris: Press, univ. de France, 1978. - 525 p.

168. Lecourt D. La philosophie sans feinte. -Paris: Michel, 1982. 173 p.

169. Lecourt D. Sur l'archéologie et le savoir ( A propos de Michel Foucout). La Pensée, 1970, n 152, p. 69-87.

170. Lénine et la pratique scientifique.- Paris: Ed. sociales, 1974. 606 p.

171. Lyotard J.F. Economie libidinale. Paris: Minuit, 1974. 314 p.205* Mannoni M. Lacan et les terroristes. Le nouvel observateur, 1981, 23 février, p.20.

172. Marxhisme et psychanalyse. La nouvelle critique, 1970, n 37, p.23-34.207» Mereier-Josa S. Dialectique Hegelienne et psychanalyse freudienne. La Pensée, 1976, n 185, p.26-36,

173. Michaux B. g.Politzer et la nécessité de la bataille idéologique. Cahiers du communisme, 1972, n 6, p.58-65«209* Milhau J. G.Politzer ou la raison militante. -Cahiers de 1»Institut Maurice Thorez, 1972, n 27, p.84-92.

174. Milhau J. G.Politzer ou le retour philosophique. La Pensée, 1979, n 205, p.48-67.

175. Muldworf B. Psychanalyse et psychothérapie { quelques problèmes actuels). Les Cahiers du Centre d'études et de recherches marxistes. - Paris, 1964. - 29 p.

176. Muldworf B. Psychanalyse et communistes. La nouvelle critique, 1970, n 30, p. 17-23.

177. Muldworf B. Sexualité et féminité. Paris; .: Bd.sociales, 1970. - 47 p.

178. Muldworf B. Psychotherapie et psychanalyse. La nouvelle critique, 1976, n 96, p.52-58.215» Muldworf B. Transfert, amour de transfert, amour, etc.,ou l'illusion thérapeutique. La Pensée, 1978, n 199, p. 108-123.

179. Muldworf B. L'humanisme scientifique et problème de la sexualité. Les Cahiers du Centre d'études et de recher-hes marxistes, 1979, n 89.

180. Muldworf B. Biografie, psychanalyse, folie (sur les rapports histoire individuelle et histoire collective). —

181. Pensée, 1982, n 228, p.116-129.

182. Muldworf B. Enigme de l'hypnose. Revolution, 1980, n 20, p.52-54.219* Muldworf B. Savoir poser les questions. -Revolution, 1981, n 81, p.39.

183. Muldworf B. L*humanisme scientifique et problème de la sexualité. Les Cahiers du Centre d'études et de recherches marxistes, 1979, n 89«

184. Politzer et la psychanalyse. Politzer et la psychologie.-Cahiers de l'Institut de Recherches marxistes. Individus et société, 1982, février, 78 p.

185. Politzer G. Ecrits I. La philosophie et le mythes. Paris: Ed. sociales, 1969. - 391 P«

186. Politzer G. Ecrits II. Les fondaments de la psychologie. -Paris: Ed. sociales, 1969. 303 p.223« Prévost C. Jacques Lacan. Le mort qui dérangé. Revolution, 1981, n 81, 33 p.

187. Robert M. La révolution psychanalytique. La vie et l'oevre de S.Freud. Paris: Payot, 1964, t.1. - 250 p.; t.2. -275 p.

188. Roudinesco E. Le simposium "L'Inconscient" à Tbilissi (URSS). Quizaine littéraire, 1979, 15 novembre, p.6-7.

189. Roudinesco E. Faire passer Freud en U.R.S.S. En mouvement, 1979, n 1, du 9 au 16 novembre, p.29-33.

190. Rousta , • . Elle ne le lache plus. Paris: Minuit, 1980. - 221 p.

191. Sève L. Politzer et nous. Cahiers de L'Institut Maurice Thorez, 1972, n 27, p.79-83*

192. Soler C. Lacan y es-tu ? le nouvel observateur, 1981, 9 mars, p.62.