автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Критика социологической концепции религии П. Сорокина

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Волгина, Светлана Львовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Критика социологической концепции религии П. Сорокина'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Критика социологической концепции религии П. Сорокина"

- 162 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования: социологической концепции религии П.А.Сорокина удалось установить, что в современной идеологической борьбе критика его концепции имеет важное значение. Его религиозные воззрения в тонкой завуалированной форме преподносят реакционные богоискательские идеи.

В. И.Ленин писал о том, как трудна критика таких воззрений: "Католический поп . гораздо менее опасен для "демократии", чем поп без рясы, поп без грубой религии, поп идейный и демократический, проповедующий созидание и сотворение боженьки. Ибо первого попа легко разоблачить, осудить и выгнать, а второго нельзя выгнать так просто, разоблачить его в 100 раз труднее, "осудить" его ни один "хрупкий и жалостно шаткий" обыватель не согласится."*

Несмотря на то, что теоретические положения Сорокина глубоко порочны, они являются активным оружием в арсенале антикоммунистических средств. Идеи Сорокина пользуются популярностью в связи со сложными процессами, происходящими в капиталистическом обществе. Политическая практика церкви, неизменно направленная на консервацию существующих: в буржуазном обществе антагонистических отношений, явно обнаружила свое противоречие с интересами трудящихся масс. В поисках выхода из современного кризиса религии фидеистические взгляды и утопические проекты Сорокина имеют для модернистского христиан Ленин В. И. Письмо А.М.Горькому. 13 или 14 ноября 1913 г. - Полн.собр.соч., т.48, с.227.

- 163 ства явное "преимущество" перед оголтелыми светскими разновидностями антикоммунизма с одной стороны, и перед ортодоксальной теологией - с другой.

Сорокин выдвигает "мессианический проект" реконструкции человечества, претендуя на "безболезненность" перехода в новую культуру, на "вселенский размах" перестройки общества, выступая с позиций "попранных гуманистических принципов". Такая позиция "удобна" реакционным направлениям современной буржуазной мысли»

Диссертант в результате своего исследования установил, что ;

- на всех этапах своей деятельности Сорокин придавал большое значение религиозным вопросам. Непосредственными теоретическими источниками, оказавшими серьезное влияние на его воззрения были социология религии Э.Дюркгейма, религиоз-нонравственные взгляды I.H.Толстого, теоретические положения экуменического движения;

- Сорокину не удалось создать оригинальную позитивистскую модель религии, она в целом оказалась эпигонской;

- "интегральная" религиозная концепция Сорокина детерминирована объективно-щдеалистической его позицией, отрицанием диалектического метода рассмотрения процессов объективной действительности;

-религиозная концепция Сорокина очень противоречива: в ней сочетаются понимание наступления кризиса бергуазной культуры и наличие утопических и реакционных установок;

- основой концепции Сорокина является проект религиозной реконструкции человечества. По своему происхождению и

- 164 сущности он, в конечном счете, оказывается очень близок к рекомендациям нравственного богословия. Несмотря на попытки синтеза различных направлений буржуазной философии и социологии, именно богословие оцределило фвдеизм и реакционный утопизм Сорокина.

 

Список научной литературыВолгина, Светлана Львовна, диссертация по теме "Философия религии"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т,1, с.414-429.

2. Маркс К. Из рукописного наследства. Введение. (Из экономических рукописей 1857-1858 г.) Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709-738.

3. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.5-812.

4. Маркс К. Экономическо-фияософские рукописи 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

7. Энгельс Ф. Фридрих-Вильгельм 1У, король Прусский. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., с.487-495.

8. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.306-314.

9. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.350-354.

10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.5-338.

11. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.339-626.

12. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.21, с.269-317.-166

13. Энгельс Ф. Юридический социализм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., с.495-516.

14. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.465-492.

15. Энгельс Ф. Письмо Эдуарду Бернштейну. 10 марта 1882 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.35, с.238-241.

16. Женин В. И. К характеристике экономического романтизма. -Полн.собр.соч., т.2, с. 119-262.

17. Ленин В.И. Проект программы нашей партии. Полн. собр. соч., т.4, с.211-239.

18. Ленин В.И. Внутреннее обозрение. Полн.собр.соч., т.5, с. 295-347.

19. Ленин В.И. Социализм ш религии. Полн. собр. соч., т. 12, сЛ42-147.

20. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с.1-384.

21. Ленин В.И. 0 фракции отзовизма и богостроительства. -Полн.собр.соч., т.19, с.74-108.

22. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.24, с.113-150.

23. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. Полн. собр.соч., т.37, с.188-197.

24. Ленин В.И. Речь на собрании 20 октября 1918 г. Полн. собр.соч., т.37, с.198-199.

25. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т. 33, с. 1-120.

26. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. -Полн»собр.соч., т.45, с.23-33.- 167

27. Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому. 13 или 14 ноября 1913 г. Полн.собр.соч., т.37, с.198-199.

28. Ленин В. И. Письмо А. М.Горькому, ноябрь 1913. Полн.собр. соч., т.48, с.230-233.

29. Материалы 2ХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, 256 с.

30. Материалы ГОТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.

31. Постановление Пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 г. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат,с. 67-80.

32. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. -М.: Прогресс, 1972. 392 с.

33. Анисимов С. Ценности реальные и мнимые. (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры.) М.: Мысль, 1970. - 183 с.

34. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.-Л.: Наука, 1967. - 162 с.

35. Атеизм, религия, современность (под общ.ред.В.Н.Шердако-ва). Л.: Наука, 1973. 226 с.

36. Атеистический словарь. (Под общ.ред. М.П.Новикова). М.: Политиздат, 1983. - 559 с.

37. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968. - 468 с.

38. Белов А. Святые без нимбов. М.: Советская Россия, 1983. - 216 с.

39. Бессознательное (Под общ. ред. А. С. Прангишвжи). Тбилиси. : Мецниереба, 1978. - 797 с.-16840. Чудовищ И. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в Х1У-ХУ1 вв. М. : Наука, 1966. - 392 с.

40. Будовниц И. У. Гусская публицистика ХУ1 века. M. -JE. : АН СССР, 1947. - 308 с.

41. Великович I.H. Идеология "морального перевооружения" -религиозно-политическое орудие империализма. В кн. : Современные религиозно-философские течения в капиталистических странах. M., 1962, с.233-257.

42. Великович I.H. Черная гвардия Ватикана. М. : Мысль, 1980. - 231 с.

43. Голосенко И. А. Буржуазная социологическая теория в свете диалектики. В кн. : Методологические проблемы развития материалистической диалектики. (Под общ.ред. А.С.Кармина). I., 1980, с.154-162.

44. Голосенко И. А. Критика философско-исторических и социологических концепций Питирима Сорокина. Дис. . кацд. филос.наук. - I., 1967. - 302 с.

45. Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина. В кн. : История буржуазной социологии первой половины XX века. M., 1979, с.118-157.

46. А.И.Герцен об атеизме, религии и церкви. М. : Мысль, 1976. - 279 с.

47. Гордиенко Н.С. Православные святые: кто они? I.: Лен-издат, 1979. - 270 с.

48. Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. М. : Ндаа, 1972, - 200 с.

49. Григорьян Б. Т. Философская антропология (Критический очерк). М. : Мысль, 1982. - 188 с.-169

50. Дмитриева Т.Н. Современное состояние проблемы тотемизма.- В кн. : Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1981, с.54-72.

51. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев-Харьков. : изд.Иоган-сона, 1899. - 153 с.

52. ЗоцВ.А. Духовная культура и атеистическое воспитание. -М. : Политиздат, 1978. 120 с.

53. ЗоцВ.А. Культура. Религия. Атеизм. М. : Политиздат. 1982. - 158 с.

54. Иванов В. Матерь всех живущих. журнал Московской Патриархии, 1976, И, с.43-47.

55. История и теория атеизма. (Под общ. ред. М. П. Новикова). -М. : Мысль, 1974. 429 с.

56. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М. : Безбожник, 1931. - 280 с.

57. Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека (Критика религиозно-вдеалистических концепций).- I. : НУ, 1975. 150 с.

58. Карпупшна C.B. Критический анализ культурологической концепции Питирима Сорокина. Дис. . канд. филос. наук.- М., 1982. 197 с.

59. Кирюшко Н.И., Рыбачук Н.Ф. Атеизм, труд, культура. Личностный аспект. Киев. : Наукова думка, 1981. - 246 с.

60. Корецкий В.И. Борьба крестьян с монастырями в России -ХУ1 начала ХУЛ в. В кн. : Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958, т.У1, с. 169-216.

61. Костенко H.A. Атеизм и современность. М. : Мысль, 1982.- 175 с.- 170

62. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. -М.: Политиздат, 1981. 96 с.

63. Кувакин В. А* Религиозная философия в России: начало XX века. М.: Мысль, 1980. - 309 с.

64. Куроедов В. А. Религия и церковь в Советском государстве.- М.: Политиздат, 1981. 263 с.

65. Лазарев В.В. Проблемы культурологических синтезов в современной буржуазной философии и теологии. В кн.: Философия. Религия. Культура. Критический анализ современной буржуазной философии (Под общ. ред. Т»М.Тавризяна). - М.: Наука, 1982, с.11-43.

66. Левада Ю.А. Основные направления буржуазной социологии религии. В кн.: Философские проблемы атеизма. М., 1964, с. 63-105.

67. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965. - 263 с.

68. Ленцман Я. А. Изучение советскими учеными раннего христианства. В кн.: Вопросы научного атеизма^ М., 1967, вып. М, с. 267-286.

69. Лещинский А.Н. Генезис и эволюция традиционной православной концепции культуры. В кн.: Вопросы научного атеизма. М., 1982, вып»Ж30, с. 120-134.

70. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1982. - 480 с.

71. Лосев А.Ф. Логика символа. В кн.: Контекст 1972. М., 1973, с.182-2Г7 *

72. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- М.: Искусство, 1976. 367 с.- 171

73. Лукачевский А»Т. Введение в историю религий. М. :0ШЗ-ГАИЗ, 1934. - 88 с.

74. Лукачевский А. Происхождение религии. М.: Безбожник, 1930. - 134 с.

75. Малинин В. А. Прогресс духовной культуры и философии. -Вопросы философии, 1983, №8, с.85-94.

76. Маркарян Э.С. Культура как система (Общетеоретические и историко-методологические аспекты проблемы). Вопросы философии, 1984, ЖЕ, с.113-122.

77. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван.: Ж Арм. ССР., 1969. - 228 с.

78. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

79. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. - 199 с.

80. Михновский Д.В. К постановке проблемы взаимоотношений религии с культурой. В кн.: Культура и религия. Л., 1977, с. 7-30.

81. Мордасов В.И. О системном подходе к проблеме "культураи религия". В кн.: Культура и религия. Л., 1977, с. 3148.

82. Мчедлов М.П. 0 современных процессах в религии. Вопросы философии, 1984, №2, с.141-155.

83. Никольским Н.М. Избранные произведения по истории религии. М.: Мысль, 1974. - 269 с.

84. Никольский Н.М. История русской церкуи. М.: Политиздат, 1983. - 448 с.- 172

85. Новиков М.Ц. Тупики православного модернизма. М.: Политиздат, 1979. - 167 с.

86. Паозерский М. Ф. русские святые перед судом истории. -М.-П.: Государственное издательство, 1923. 156 с.

87. Пепеляев В.И. Коммунизм, мораль, религия. О противоположности коммунистической и религиозной морали. Минск: Беларусь, 1975. - 46 с.

88. Попова М.А. Критика психологической апологии религии. -М.: Мысль, 1972. 262 с.

89. Ойзерман Т.Н. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1969. - 398 с.

90. Октав и ан Кецан. Современная теология и философия. Вопросы фшософии, 1984, №3, с. 73-85.

91. Онищенко А. С. Социальный прозтресс, религия, атеизм. -Киев: Наукова Думка, 1977. 344 с.93* Остова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. Критический анализ теоретико-методологических концепций. М.: Наука, 1977. - 279 с.

92. Очерки методологии познания социальных явлений. М.: Мысль, 1970. - 344 с.

93. Рабинович В. А. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. - 391 с.

94. Райнов Т. Социологизм в философии, религии и теории знания. Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии, 1913, т.Х, с.81-90.

95. Ранович А. Как создавались жития святых. М.: Политиздат, 1961. - 72 с.- 173 93» Ранович А. Происхождение христианского культа святых. -М.-Л.: Московский рабочий, 1931. 56 с.

96. Рыбников Н. Биографии и их изучение. М.: Государственное издательство, 1920. - 47 с.100* Савин А.Н. Христианские социальные теории и современная культура. русская мысль, 1913, $8, с.120-160.

97. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии (Критический анализ). Ереван: АН Арм.ССР, 1980. - 226 с.

98. Семенов В. С. Культура и развитие человека. Вопросы философии, 1982, с. 15-29.

99. Сербенко Н.И. Критика этической концепции Питирима Сорокина. Дис. . канд.филос.наук. - I., 1982. - 182 с.

100. Смирин М.М. Лзэтер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации. В кн.: Вопросы научного атеизма. М., 1968, вш.й5, с. 109-136.

101. Современная буржуазная философия и религия (Под общ. ред. А.С.Богомолова). М.: Политиздат, 1977. - 376 с.

102. Современная социологическая теория в ее преемственностии изменении (Под общ. ред. Д.Н.Чеснокова). М.: Иностранная литература, 1961. - 895 с.

103. Соколов Э.В. Культура и личность. JT.: Наука, 1972. -228 с.108* Сорокин Питирим. Л.Н.Толстой, как философ. М.: Посредник, 1914. - 27 с.

104. Сорокин П.А. Рецензия на "Новые вдеи в философии, сб.ЖЕ, 2. Запросы жизни, 1912, №39, с.2225-2226.

105. Сорокин П. А. Символы в общественной жизни. Рига: Наука и жизнь, 1916. - 48 с.- 174

106. I. Сорокин П. Социологическая: теория религии. Заветы,1914, JS3, с.29-47. 112» Сорокин H.A. Змиль Дюркгейм о религии. Новые зздеи в социологии, 1914, М, с. 58-83.

107. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен (Философские проблемы исследования). М.: Мысль, 1973. - 144 с.

108. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Наука, 1964. -399 с.

109. Тэнасе А. Культура и религия. М.: Политиздат, 1975. -127 с.

110. Угринович Д.М. Культура и религия. В кн.: Вопросы научного атеизма. М., 1982, вып.ЖЗО, с. 8-29.

111. Угринович Д.М. Религия и общество. М.: Знание, IS7I. -64 с.

112. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. -М.: МГУ, 1965. 349 с.

113. Филиппова Е.И. Атеизм и духовная культура. М.: Знание, 1977, - 63 с.

114. Философия и ценностные формы сознания (Под общ. ред.Б. Т. Григорьяна). М.: Наука, 1978. - 348 с.

115. Хайтун Д.Е. Тотемизм. Его сущность и происхождение. -Сталинабад: Таджикский гос.университет им.В. И.Ленина, 1958. 151 с.

116. Чесноков Г.Д. Современная буржуазная философия истории. Горький: Волго-Вят.кн.изд-во, 1972. 207 с.

117. Шарапов Ю.П. Рукою Владимира Ильича. О ленинских пометках на кншгах, журналах и газетах. М.: Политическаялитература, 1981. 78 с.- 175

118. Юшкевич П. Проблема религии и современные попытки решить ее. Геффдинг и Дюркгейм о сущности религии. Северные записки, 1916, й9, с.153-165.

119. Юшкевич П. Проблема религии и современные попытки решить ее. Леви-Брюль и его теория мистического типа мысли, -Северные записки, 1916, И0, с.ПО-124.

120. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. -182 с.

121. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии (Система искусствв структуре мировых религий). М.: Высшая школа,1977. 224 с.

122. Яроцкий А. И. Ценность религии с биологической точки зрения. Юрьев: Ученые записки императорского Юрьевского Университета, 1915, с.У1+73.

123. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976. -463 с.

124. Coser L.A. Masters of Sociological Thought. /2-ed/, Bf.Y., 1977. p.568.

125. Cowell F.R. Values in Human Society. Boston, 1970. -p.480.

126. Ford J. Sorokin as Philosopher. Int Pitirim Sorokin in Review. - Durham, 1963. - p.39-66.

127. Merton R. and Barber B. Sorokin's Formulations in the Sociology of Science. Inr Pitirim A.Sorokin in Review. -Durham, U.C., 1963. - p.332-368.

128. Sorokin P.Altruistic Love. Boston, 1950. - p.428.

129. Sorokin P. The American Sex Revolution. Boston, 1957. -247 p.

130. Sorokin P. The Crisis of Our Age. /9-ed/. - N.Y., 1945. - 338 p.

131. Sorokin P. Pads and Foibles in Modern Sociology. Chicago, 1956. - 370 p.

132. Sorokin P. A long Journey. New-Haven, 1963. - 334 p.

133. Sorokin P. Man and Society in Calamity. E. Y., 1943. -352 p.

134. Sorokin P. Power and Morality. Boston, 1959. - 293 p.

135. Sorokin P. The Reconstruction of Humanity. Bombay, 1958. - 223 p.

136. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. /2-ed/. H.Y., 1962, v.1. - 745 p.143. Sorokin P. Td, v.2 727 p.144. Sorokin P. Id, v.3 636 p.145. Sorokin P. Id, v.4 804 p.

137. Sorokin P. Society, Culture and Personality. N.Y., 1940. - 420 p.

138. Sorokin P. Social Philosophies of an Age of Crisis. -Boston, 1950. 296 p.

139. Sorokin P. Sociology of Revolution. Philadelphia, 1925, p.242.

140. Sorokin P. Sociological Theories of Today. N.Y., 1966. - 676 p.- 177

141. Sorokin P.Sos. The Meaning of Our Crisis. Boston, 1951. - 207 p.

142. Sorokin P.A. A Survey of the Cyclical Conceptions of Social and Historical Process Social Forces, September, 1927. - 87 p.

143. Sorokin P. The Ways and Power of Love. Chicago, 1965. -323 p.

144. Toynbee A. Sorokin's Philosophy of Hostory. In: Piti-rim A.Sorokin in Review. - Durham, 1963. - p.67-94.