автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Культ дерева в традиционной культуре адыгов
Текст диссертации на тему "Культ дерева в традиционной культуре адыгов"
61-3720001 (2242x3426x2 tiff)
А
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Бербекова.
Культ дерева в традиционной культуре адыгов.
Специальность 07.00.07 - этнография.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата историчесвдх наук
Хабекирова Хабиба Адамеевна
Научные руководители: K.M. Текеев, доктор исторических наук, профессор. Пшибиев И.Х-Г, кандидат филологических наук, доцент
Нальчик, 1999 г.
61-3720002 (2266x3442x2 tiff)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. Мифологические представления адыгов о дереве. Глава II. Эволюция культа дерева и его трансформации.
Глава III. Положительные (счастливые) и отрицательные (несчастливые) деревья в
представлениях адыгов.
Заключение.
Примечания.
61-3720003 (2266x3442x2 Щ)
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Исследование явления культа дерева у адыгов представляется актуальным по следующим причинам.
Культ дерева - это один из древнейших культов адыгов, корни которого уходят в наименее изученные пласты жизни и культуры этноса. Он имеет большое значение особенно для изучения древней истории адыгов.
Предлагаемая тема представляет интерес для изучения ранних мифологических представлений адыгов о создании мира и устройстве Вселенной (космогонические воззрения).
На примере культа дерева можно проследить эволюцию знаний (иррациональных и рациональных) адыгов о мире, мышления и становления особенностей этно-менталитета; показать мироощущение, миропонимание, мировоззрение этноса на разных этапах его развития.
Культ дерева проходит через все периоды истории адыгов. Исторические и стадиальные его формы связаны с основными этапами развития этноса.
Исследование культа дерева имеет важное значение для изучения религиозных верований адыгов, будучи непосредственно и самым тесным образом связанный с зарождением и развитием первобытных форм религии. Культ дерева даёт возможность проследить и линию преемственной связи ранних верований с позднейшими монотеистическими религиями - христианской и мусульманской.
Изучение культа дерева у адыгов представляет значительный научный интерес и актуальность и для науки в целом, так как представления, на основе которых формировался этот культ универсальны для всех народов, которым он был известен.
Цели и задачи исследования.
Целью данного исследования является изучение явления культа дерева в контексте этнической истории и культуры адыгов. Наша задача состоит в том, чтобы, основываясь на собранном разнообразном материале, проследить эволюцию проблемы, раскрыть её многоаспектность, формы её выражения и особенности бытования в этнокультуре адыгов.
61-3720004 (2264x3441x2 Щ)
4
Данное исследование может решить и следующие задачи:
а) Выявить обрядовые комплексы в традиционной культуре адыгов, связанные с культом дерева; или в которых сохранились следы этого культа.
б) Выявить и собрать воедино все сюжеты и мотивы о культе дерева, разбросанные в эпосе, сказках, преданиях, определить их стадиальную и временную последовательность (относительную).
в) Определить исторические и этнические факторы, оказавшие влияние на формирование и развития этого культа.
г) Показать роль культа дерева в складывании мировоззренческой системы адыгов.
Научная новизна и практическая значимость исследования.
Научная новизна данной работы заключается в том, что исследование культа дерева у адыгов с позиций его исторического развития не стал ещё предметом изучения в адыгской этнографии. Этим исследованием мы предпринимаем первую попытку увязать зарождение и стадиальные формы культа дерева с общим ходом истории адыгов.
Научная новизна работы определяется ещё тем, что в научный оборот вводятся новые материалы, связанные с культом дерева, отсутствующие в адыгской этнографии; выявлены жанры фольклора и фрагменты фольклорных текстов, где обозначается культ дерева.
Данная работа может иметь значение для этнологов, фолклористов, языковедов, искусствоведов, исследующих историю и культуру разных народов.
Ввиду того, что выявленный материал позволяет сделать предположения, относительно времени и последовательности формирования образов божеств в народных (языческих) верованиях, исследуемая тема может иметь значение при' более углублённом изучении религиозных представлений адыгов.
Тема может быть использована в изучении этноэкологии адыгов, которая является малоразработанной. Исследование этой темы может иметь и практический результат, способствуя воспитанию бережного отношения к растениям, животным - всей окружающей человека природной среде, частью которого является и он сам.
61-3720005 (2268x3443x2 111!)
5
Источники и историография.
Источниковой базой работы послужили полевые исторйко-этнографические и фольклорные материалы, собранные в черкесских аулах Хабезского района, городе Черкесске Карачаево-Черкесской республики.
Важное значение для нас имели литературные источники: «Кабардинский фольклор» -М - Л., 1936, «Нарты Кабардинский эпос»гМ., 1957, «Адыгэ 1уэры1уа-тэхэр» (Адыгский фольклор) - Нальчик, 1963, «Адыгэ псалъэжьхэр» (Кабардинские пословицы и поговорки) - Нальчик, 1967, «Фольклор адыгов» - Нальчик, 1979, «Сказки народов Карачаево-Черкессии» - Черкесск, 1992, «Адыгские народные сказки» - Майкоп, 1993, «Мифы народов мира» - М., 1994, 2 т.
Особо ценным источником для работы был семитомник «Нартхэр. Адыгэ эпос» (Нарты. Адыгский эпос), изданный в Майкопе в 1968 - 1971 г.г, где собрано более 700 оригинальных текстов, значительная часть которых ещё не переведена на русский язык.
Так как поклонение деревьям явление мирового порядка, то интерес к нему проявили многие учёные. В ходе анализа проблем культа деревьев мы будем опираться на труды отечественных и зарубежных учёных.
Из зарубежных исследователей большое внимание культу дерева уделили известные английские историки - этнографы Э.Б. Тайлор и Дж. Дж. Фрэзер,1
Э.Б. Тайлор в своей работе «Первобытная культура» приводит многочисленные примеры почитания деревьев у разных народов. Опираясь на обширный этнографический материал, сопоставляя повторяющиеся явления культа дерева в разных культурах, он осмысливает его возникновение как результат первобытного, анимистического мышления; как одно из значимых явлений первобытной культуры.
Глубоко и всесторонне культ дерева, его истоки, формы его бытования у разных народов мира, исследован Дж.Дж. Фрэзером в его классическом труде «Золотая ветвь». В этой работе, присутствует и черкесский материал, где он пишет и о поклонении грушёвому дереву и об обряде, связанном с ним.
В отечественной литературе нам известен ряд исследований, посвящённых этой проблеме. В свете исследуемой темы, наибольший интерес представляют ра-
61-3720006 (2264x3441x2 111!)
6 '
боты Д.К. Зеленина, Е.Г. Кагарова, Р.В. Шмидта и др2., в которых рассматриваются исторические корни культа деревьев, различные формы его проявления у народов мира, элементы культа дерева в их обычаях и обрядах.
Дерево, как один из первых элементов знаковых систем культуры, взятых человеком из мира природы, образ мирового дерева (космического), как одна из ведущих тем искусства в течение многих веков рассматриваются в трудах Вяч.Вс. Иванова и В.Н. Топорова3.
Культу дерева уделили внимание и кавказские учёные. Г.Ф. Чурсин в своей книге «Материалы по этнографии Абхазии» пишет о поклонении абхазов различным деревьям, называет сохранившиеся священные рощи и деревья, приводит любопытные факты пережитков тотемических верований. Г.Ф. Чурсин отмечает, что священные рощи или деревья имеются чуть ли не в каждой общине в Абхазии. При этом он замечает, что в отношении культа деревьев и рощ наиболее близко к абхазам стоят их сородичи по языку черкесы, а затем и осетины». Нашего внимания заслуживает и исследование балкарского фольклориста М.Ч. Джуртубаева «Древние верования балкарцев и карачаевцев4». В этой работе он посвятил отдельную главу «Почитание растений» поклонению балкарцев и карачаевцев различным' растениям, в том числе и деревьям. Среди священных деревьев балкарцев и карачаевцев он особо выделяет грушёвое дерево Раубазы, которому поклонялись балкарцы, сосну Жангыз Терек (Одинокое дерево) - карачаевцы в ауле Хурзук (Старый Карачай).
Многочисленные сведения зарубежных, русских исследователей и путешественников говорят о том, что поклонение священным деревьям и рощам у адыгов было чрезвычайно распространено. В этом смысле, особо важное значение для нас имеют работы западноевропейских путешественников, побывавших у адыгов и зафиксировавших особенности их жизни и быта. Ценным источником таких сведений была книга «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов». (ХШ-Х1Хв.)., изданная в Нальчике в 1974 г. под редакцией В.К. Гарданова.
Одним из первых авторов, обратившим внимание на святилища адыгов под деревьями был Дж. Лукка: «В их стране встречаются святилища, т.е. посвящённые места, на которых валяются множество бараньих черепов, оставшихся от курбанов или жертвоприношений, совершённых здесь (они втыкают голову барана или овцы на вершину креста и растягивают кожу на ветвях). На деревьях, растущих на этих
61-3720007 (2268x3443x2 Щ
7
местах, вешают по обету луки, стрелы, мечи, и благоволение к этим святым местам так велико, что величайшие воры не прикасаются к ним5».
Другой путешественник, Абри де ля Мотрэ пишет о том, что «Горные черкесы являются чем-то вроде друидов, поклоняющихся старым дубам и другим деревьям, где, как им кажется, живут какие-то невидимые божества, способные исполнить их мирские просьбы»6.
На почитание адыгами деревьев и рощ обратил внимание К. Главани: «Каждый округ Черкесии имеет особое священное место, находящееся обыкновенно в лесу, где предметом поклонения служит большое дерево. Такое дерево черкесы называют «пенекассан», они совершают пред ним свои молитвы. Умирающие оставляют свою саблю, ружьё и одежду пенекассану, их относят туда с церемониями и вешают на деревья, так, что с течением времени лес оказывается наполненным всякого рода оружием, одеждой и др. предметами...»7.
Карл Пейсонель отмечал, что в центре Черкесии имеется замечательное дере-
о
во, к которому черкесы имеют большое почитание вплоть до идолопоклонства» .
Внимания заслуживает работа русского ученого Л .Я. Люлье, содержащая обширную информацию об обрядах адыгов, связанных с культом дерева. Л.Я. Люлье отмечает, что в каждой долине было по несколько священных рощ, к которым причисляли несколько домов и семейств, считающихся их прихожанами «тгахапх».' Он пишет «В этих рощах под тенью вековых деревьев, они возносили мольбы к небу, призывая имя всевышнего Тгашхоу». Л.Я. Люлье даёт название древнего языческого обряда богослужения, проводившегося в священной роще перед дубовым крестом - «тгаха». Первая часть «тга» - черк. «тхьэ» (бог, божество), вторая часть -«ха», возможно, черкесский глагол «хьын» (нести), букв, «нести к богу», т.е. это обряд жертвоприношения богу. Л.Я. Люлье также описывает огромное дерево в долине реки Пшад, поражённое молнией, которое являлось местом паломничества больных лихорадкой «...страждущий приходил или приезжал к нему с запасом приношений, большей частью пирожков, которые тут же съедались приехавшими с больным, перед отъездом они зашивали кусочек этого дерева в лоскут материи, надевали больному на шею, чтобы он носил его постоянно, остальная часть той же материи привешивалась к ветвям в виде приношения9».
61-3720008 (2266x3442x2 tiff)
Культовые обряды, посвященные древним адыгским божествам Мезитхе, Ахыну, Созерешу, проводившиеся перед священными деревьями, у деревянных идолов описал адыгский историк и этнограф Хан Гирей «...и по сие время есть в горах одно семейство, которое в известное время осени обыкновенно выгоняет одну корову из своего стада к священной роще или дереву, привязав к рогам её сыр и
хлеб ..... идут к месту жертвоприношения, называемому Ахин-итхачех, которое
находится на вершине р. Шахе и состоит из купы вековых деревьев, на которых- висят разные оружия, покрытые ржавчиной10».
В современной отечественной литературе об адыгах мало работ по данной проблематике, хотя многие учёные (историки-этнографы, фольклористы, лингвисты) в своих работах в той или иной мере затрагивали некоторые вопросы, касающиеся данной темы, поэтому в исследовании мы опирались и на эти труды. Это такие авторы как H.H. Гревенс, Я.С. Смирнова, М.И. Мижаев, А.Т. Шортанов, М.Ш. Хут, С.Х. Мафедзев, Б.Х. Бгажноков, М.А. Джандар и другие.
Большое количество сведений о культе дерева содержатся в статьях М. Рижского «О культе Шибле у шапсугов», Н. Жардецкой «Народная медицина и лечебная магия у черкесов», Ф. Раскиной «Формы и виды магии в черкесской религии» в сборнике «Религиозные пережитки черкесов-шапсугов», изданной в Москве в 1940 г.
В качестве источников, подтверждающих широкое распространение поклонения деревьям у адыгов, привлечены и работы лингвистов Дж. Н. Кокова «Адыгская (черкесская), топонимия» - (Нальчик, 1971), К.Х. Меретукова «Адыгский топонимический словарь» - (Москва, 1990).
Культу дерева у адыгов большое внимание уделил учёный - кавказовед Л.И. Лавров в работе «Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев». Исследователь указывает на важную роль этого культа в формировании древних, религиозных верований адыгов. Свои утверждения Л.И. Лавров подкрепляет ссылками на имеющиеся работы по этой теме и богатым фактологическим материалом. Он указывает на существование в прошлом священных деревьев в Кабарде, Черкес^ии, в Адыгее, т.е. во всем адыгском регионе. Наиболее подробные и конкретные сведения он даёт по Шапсугии, где этот культ был сильно развит.и сохранялся долгое время. Л.И. Лавров называет особо известные священные деревья и рощи у шапсу-
61-3720009 (2266x3442x2 Щ)
9
гов - «Хэкъуч тхэш» (Хакуч тха-ш), «Ахынэтэм» (Ахынетам), Джемлохский, Тха-махинский священные леса11.
Специальным исследованием по данной теме является статья Е.Г. Вейденбау-ма «Священные рощи и деревья у кавказских народов» помещённая в журнале «Известия русского географического общества» №5 за 1878 год. 0.на представляет для нас значительный интерес, потому что автор считает, что «почитание рощ и деревьев, следы которых встречаются в верованиях многих Кавказских народов, сохранились в наибольшей полноте у черкесов (Адиге) и соседних им племён Западного Кавказа». Описанию культа деревьев у черкесов Е.Г. Вейденбаум отводит
I
основное место в статье. Он обобщает высказывания различных авторов, писавших о культе дерева у адыгов, даёт сопоставительно-сравнительный анализ с почитанием деревьев у других народов Кавказа и мира. Автор определяет и указывает на
I
мифологические истоки культа деревьев, называет наиболее почитаемые породы деревьев у адыгов, приводит различные топонимы, имеющие отношение к культу
деревьев и т.д. Е.Г. Вейденбаум ¡рассматривает культ деревьев и в контексте рели-
■
гиозных верований адыгов (Язычество, Христианство) и делает вывод, что христианство адыгов было не что иное, как приспособленный к новой вере всё тот же языческий культ деревьев, «Христианские кресты водружались на места языческих капищ, языческие божества приурочивались к христианским святым... Водружение символа христианства на самом месте поклонения языческому божеству наглядно убеждало в силе превосходства первого над последним». Весь 'материал, приведённый Е.Г. Вейденбаумолк, касается только западных адыгов.
Неоценимое значение для нашего исследования имела работа адыгского учёного-мифолога А.Т. Шортанова «Адыгские культы», где есть отдельная глава «Священные деревья и рощи». В ней изложен материал, который проецируется на весь географический регион, населённый адыгами. Исследователь приводит богатый фактический материал, как фольклорного так и этнографического характера, иллюстрирующий поклонение адыгов различным деревьям. Он находит типологические параллели культа отдельных пород деревьев у адыгов и других народов. А.Т. Шортанов впервые указал на то, что у адыгов наряду с почитаемыми, по его формулировке - «добрые», деревьями есть не почитаемые «злые». По его данным к первым относили дуб, которому больше всего поклонялись, липу, ясень, боярыш-
61-3720010 (2264x3441x2 Щ
10
ник, грушу, шелковицу. Все плодовые деревья относили к категории - «положительные». К деревьям, приносящим несчастье, причисляли кизил, тополь, клён, бересклет, черешню. А.Т. Шортанов говорит о существовании связи между культом предков, между тотемическими воззрениями «связавшим человека, его род и его семью с определённым видом дерева и табу на данный вид деревьев». Работа насыщена фрагментами фольклорных текстов, где обозначается культ дерева, этнографическими материалами из архива КБНИИ с сообщениями информаторов. А.Т. Шортанов делает вывод, что культ дерева - один из элементов во всём комплексе анимистических воззрен