автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Культ Диониса и его место в полисной идеологии Афин

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Титова, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Культ Диониса и его место в полисной идеологии Афин'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культ Диониса и его место в полисной идеологии Афин"

03-3 4072 - X

На правах рукописи

ТИТОВА Елена Викторовна

Культ Диониса и его место в полисной идеологии

Афин

Специальность 07.00.03 - всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 2003

Работа выполнена на кафедре Древнего мира и средних веков исторического факультета Московского педагогического государственного университета

Научные руководители:

доктор исторических наук, профессор ЗАЛЮБОВИНА ГалинаТимофеевна]

доктор исторических наук, профессор ИЛЬИНСКАЯ Людмила Станиславовна

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Свенцицкая Ирина Сергеевна

кандидат исторических наук, доцент Скогорев Александр Павлович

Ведущая организация - Нижегородский Государственный университет им. Лобачевского

часов на заседании диссертационного совета К 212.154.06 при Московском педагогическом государственном университет по адресу: 117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, ауд._

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского Педагогического Государственного Университета по адресу: 119992, Москва, ГСП-2, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан ¿¿¡О" 2003 г.

Защита диссертации состоится

Ученый секретарь диссертационного совета

ЧЕХОВСКАЯ Н.Н.

Актуальность исследования определяется особым местом в древнегреческой религии культа Диониса - бога умирающей и воскресающей природы, покровителя виноградарства и виноделия, являвшихся одними из важнейших отраслей хозяйственной жизни общества. Несмотря на давнее и пристальное внимание к Дионису историков и религиоведов, остаются до сих пор не до конца выяснены генезис и факторы эволюции его культа, не нашли во многих случаях убедительного объяснения причины, обусловившие его локальную специфику, Изучение процесса усвоения и трансформации в демократических Афинах культа Диониса, связанного первоначально с царской властью, способно внести весомый вклад в понимание особенностей самой афинской республики, а в более широком плане - понять механизмы адаптации и переосмысления формирующейся демократией традиционных институтов и ценностей.

Цель и задачи работы. Основная цель исследования состояла в изучении онтологической и функциональной специфики культа Диониса в Аттике, где он достиг наибольшего расцвета и наиболее заметно трансформировался. Решение этой задачи предполагало сопоставление аттического культа с почитанием Диониса в крито-микенском, фригийско-фракийском, этрусско-италийском мире, для чего представлялось необходимым проследить эволюцию культа и образа бога с момента их появления в греческом мире. В диссертации была также сделана попытка выяснить факторы, обусловившие на редкость глубокое усвоение дионисизма населением Аттики, ставилась задача определить роль и значение мистерий Диониса для общественной и культурной жизни Афинского полиса.

Научная новизна исследования. Работа представляет собой практически первое всестороннее исследование культа Диониса в современном российском антиковедении. Проблема возникновения и распространения

данного культа в греческой среде до сих пор не являлась предметом монографического исследования отечественной историографии. Культ Диониса рассматривался, преимущественно, в плане его взаимосвязей с орфическими мистериями, исследовалось, кроме того, происхождение из дионисийских мистерий театральных действ. Совсем не изучены причины особой популярности культа в архаическую и классическую эпохи в Аттике, равно как и происхождение самих дионисийских праздников, их роль в общественной жизни Афинского полиса. В работе предпринимается попытка рассмотреть названный культ во всей совокупности составлявших его элементов: мифов о Дионисе, эпитетов бога, его иконографии, дионисийских мистерий, отношения государства к данному культу, степени распространения дионисийства в Средиземноморье.

Методология исследования определялась диалектическим подходом к изучению исторических событий, это требовало применения проблемно-исторического анализа, комплексного использования и сопоставления источников. Наряду с традиционными методами исследования применялся системный подход, предусматривающий изучение культурно-религиозных феноменов в контексте социально - политической ситуации рассматриваемой эпохи.

Хронологические и географические рамки исследования.

Хронотопом настоящей работы послужила Аттика VI - V вв. до н.э. Однако полное, комплексное изучение культа Диониса оказалось невозможно без рассмотрения целого ряда проблем, связанных с появлением дионисийских мистерий в греческом мире. В связи с этим в диссертационном исследовании прослеживается генезис культа, начиная с крито-микенского мира, т.е. с XIV в. до н.э. Поскольку наиболее существенные изменения в почитании божества произошли на протяжении VI в. до н.э. и четко обозначились в классическую

эпоху в V в. до н.э., мистерии детально исследуются именно в этот период. Географические рамки работы охватывают практически весь пеласгийский мир, явившийся прародиной культа и образа Диониса.

Практическое значение исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для уточнения и расширения соответствующих разделов общего курса по истории древнего мира, а также при чтении специальных курсов и проведении семинаров по античной культуре и религии, а также для религиоведческих курсов.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на кафедре истории древнего мира и средних веков Московского Педагогического Государственного университета и была рекомендована к защите 27.XII.2002. Отдельные положения исследования нашли отражение в докладах, прочитанных на конференциях молодых исследователей (Сахалинский Государственный университет 1998, 1999, 2001 гг.), а также на XIII Сергеевских чтениях (МГУ им. М.В. Ломоносова, январь, 2003 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы, кроме того, в конце работы помещен список, используемых в работе сокращений, и два приложения.

Основное содержание работы.

Во введении обосновываются актуальность темы, цель и задачи диссертации, ее научная новизна и практическое значение, определяются хронологические и географические рамки, а также методология исследования.

Первая глава содержит характеристику источниковой базы и историографический очерк, рассматриваемой проблемы.

Источниковая база диссертации обусловлена фрагментарностью данных каждого отдельного вида источников и потому охватывает

мифологическую и легендарную традиции, эпиграфические данные, свидетельства античных авторов, археологический, иконографический и нумизматический материал. При этом ценность названных источников применительно к разным этапам развития культа Диониса неодинакова.

Для характеристики места и содержания исследуемого культа в гомеровскую эпоху привлекались, в первую очередь, данные эпической традиции ("Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Теогония" и "Труды и дни" Гесиода), а также Гомеровские и Орфические гимны, греческая лирика (Вакхилид, Пиндар, Алкей).

Дополнительные сведения о дионисийских празднествах и обрядах в архаическую эпоху содержат труды греческих историков Геродота, Фукидида, Полибия, Диодора Сицилийского и Филохора.

Более всего для понимания места дионисизма в полисной идеологии Афин классической эпохи дает греческий театр. Мифы, связанные с Дионисом, "отцом" театра и его главным героем, активно разрабатывались трагиками Эсхилом и Еврипидом, а также комедиографом Аристофаном.

Кроме того, отдельные стороны исследуемого культа находят освещение в "Мифологической библиотеке" Аполлодора, зафиксировавшей мифы, которые не встречаются у других античных писателей. В их числе миф об очищении Диониса от безумства во Фригии, миф об умопомешательстве Ликурга, миф о вознесении Диониса и его матери Семелы на небо.

Во II в. н. э. в связи с описанием сохранившихся памятников греческой старины Павсаний излагая мифологические сюжеты, свидетельствует об организации культа Диониса, в котором принимали участие женщины, посылаемые от каждой филы. Массу сведений о Дионисе, восходящих к утраченным литературным произведениям эллинистического времени сохранили словари Гесихия, Стефана Византийского, Суды. По упоминанию в

них географических названий, связанных со странствиями Диониса, имен его спутников и противников, в общих чертах восстанавливается содержание многих древних Дионисиад и Вакхиад.

Наиболее объективную информацию о культе Диониса, безусловно, содержит эпиграфический материал. Хронологически он охватывает период с XIV в. — до II до н.э. В первую очередь здесь необходимо отметить, надписи, выполненные на линейном письме "В". Для более позднего времени информацию сохранили надписи на греческом, латинском и этрусском языках. Надписи, найденные в Аттике сообщают о церемониях, связанных с Загреем; паросский текст дает сведения о первых театральных играх и времени их проведения; сенатское постановление - о вакханалиях; этрусская надпись из Капуи (архаический религиозный календарь VI в. до н. э.) содержит указания о жертвах Дионису - Фуфлунсу. Все названные памятники позволяют уточнить (и в ряде случаев - существенно) свидетельства античных авторов.

Источником, характеризующим исключительно важный для эллинского мира аспект культа Диониса - его образ, служат памятники иконографии. Наибольшую ценность в этом отношении представляют изображения Диониса на вазах, стелах и в скульптуре (статуи, терракота, рельефы, маски), на геммах и монетах, запечатлевшие основные сюжеты мифов о Дионисе. В совокупности они позволяют понять не только характер дионисийского культа, но и ареал его распространения и локальную специфику в эгейско-анатолийском и италийском регионах.

Особое значение при исследовании культа Диониса имеют открытые археологами места поклонения этому богу - остатки храмов, алтарей, театров Диониса. Данные археологических исследований в Афинах, на Крите, в Дельфах свидетельствуют о проводившихся здесь регулярных жертвоприношениях и празднествах.

Пионером в исследовании генезиса культа Диониса можно считать уже Геродота, пытавшегося отыскать исторические и географические корни этого бога. Прародиной его культа "отец истории" считал Египет. Однако подлинные научные подходы к проблеме обозначились лишь в Новое время.

В необозримой литературе о Дионисе и дионисизме отчетливо выделяются два периода, рубежом между которыми служат 50-е годы XX в., когда было дешифровано линейное письмо "В" и введены в научный оборот пилосские и кносские тексты, свидетельствовавшие о поклонении Дионису уже в микенскую эпоху.

В XVIII - первой четверти XIX в. образ и культ Диониса не был предметом специального исследования, о них, как правило, упоминалось только в общих характеристиках греческой религии.

Поворотным пунктом в изучении проблемы стала работа Ф. Ницше "Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Р. Вагнеру", вышедшая в 1872 году. Противопоставляя двух сыновей Зевса - Аполлона и Диониса, вопреки античной традиции, Ницше пытается выяснить причины поистине феноменального влияния мистерий Диониса на духовный мир античного человека.

Вопреки теории Ницше о "варварском" происхождении образа и культа Диониса, О. Группе пришел к выводу, что Дионис - это древнейшее исконное божество Греции и что его культ был перенесен из Греции во Фракию, а не наоборот1. Он считал, что Дионис позаимствован из "критской культуры", хотя, из-за отсутствия источников не мог этого доказать. Таким образом, до дешифровки линейного письма "В" теория о фракийском происхождении культа Диониса, несмотря на атаку со стороны О. Группе, не утратила своих позиций. Ее приверженцем был один из крупнейших

1 Gruppe О. Griechische Mythologie und Religiongeschichte. München, 1906

исследователей культа Диониса в первой половине XX века В. Отто2. Во второй половине XX века проблема возникновения дионисизма, а также отдельные аспекты этого культа стали предметом горячих дискуссий, охвативших не только европейское антиковедение, но и философскую мысль.

Идея о фракийском происхождении культа Диониса была поддержана и А. Жанмером3 - автором самого обстоятельного исследования по дионисизму, проследившего практически всю историю дионисийства: от его появления в Эгейском регионе до первых веков нашей эры.

Спустя десятилетие, в 1961 г. выдающийся венгерский мифолог и религиовед Карл Кереньи связал происхождение культа Диониса с Критом, подчеркнув параллели критской богини плодородия Ариадны с Дионисом, как богом умирающей и воскресающей природы4.

В русле школы Анналов, с характерным для нее вниманием к массовому сознанию, Ж. А. Дабдаба Трабульси5 отказался от поисков родины Диониса и поставил своей целью показать социальные и политические причины торжества Диониса в греческом мире.

В последние два десятилетия появились десятки книг и статей, в которых рассматривались отдельные стороны культа, делались попытки выяснить причины его феноменальной популярности в греческом мире, найти в религиозных системах народов населявших Средиземноморского региона культы, аналогичные культу Диониса.

Одной из последних монографий по нашей проблемы стала работа

2 Otto W. F. Dionysos. Mythos und Kultus. Frankfurt/ am Main, 1933

3 Jeanmaire H. Dionysos. Histoire du culte de Bacchus. Paris, 1951

4 Kerényi К. Der Frühe Dionysos. - Eitremforelesningerer, 2 Universitet i Oslo. 1961; Kerényi К. Dionysos. Urbild des unzerstörbaren Lebens. München, 1976

5 Dabdab Trabulsi J. A. Dionysisme, pouvoir et société en Grèce jusqu'à la fin de l'époque classique. Paris, 1990

итальянского исследователя И. Вентури "Дионис и демократия в Афинах"6, центральная идея которой - взаимоотношение дионисийства и демократии, враждебной царской власти в Афинах.

В отечественном антиковедении культ Диониса в качестве самостоятельного объекта изучения не фигурировал. В российской науке были представлены исследования, посвященные проблемам греческой религии, где в той или иной степени были отражены вопросы, связанные с происхождением и распространением дионисизма. Отдельные работы были посвящены изучению собственно мифов (Ф.Ф. Зелинский, А.Ф. Лосев, Я.Э. Голосовкер, A.A. Тахо -Годи), других интересовала роль культа Диониса в общественной жизни Афин (А. И. Зайцев), третьи изучали дионисийство в связи с происхождением театра (В.Н. Ярхо). Ряд работ отражал связь культа Диониса и орфизма (A.C. Русяева, Г.Т. Залюбовина).

Единственной отечественной монографией, посвященной исследованию культа бога, является работа В. Иванова "Дионис и прадионисийство". Главными очагами формирования дионисизма исследователь мыслит Фракию, Малую Азию, Крит, не исключая индийского и египетского влияния, а кардинальной идеей дионисийских мистерий считает катарсис, т.е. ритуальное очищение от скверны, Дионис для него синтетическое божество, "бог небесный и подземный вместе".

Во второй главе ("Формирование культа Диониса: микенская и архаическая эпохи") рассматривается "родословная" и происхождение образа Диониса, его имена и эпитеты, а также культ и образ бога в архаическую эпоху в Балканской Греции.

6 Venturi I. Dioniso е la democrazia Ateniese. Roma, 1997

Эпическая традиция и данные эпиграфики свидетельствуют, что близкородственные Дионису культу существовали в огромном средиземноморском регионе. Но у разных народов употреблялись различные имена божества - покровителя природы, виноделия и виноградарства. У эллинов он - Дионис, у фракийцев и фригийцев - Сабазий, у критян - Загрей, у этрусков - Фуфлунс, Паху, Тинусси. Само имя "Дионис" встречается уже на табличках линейного письма, относящихся к микенской эпохе. Эпитеты бога дают нам дополнительную информацию о нем, характеризуют его функции, свидетельствуя, что это божество плодородия (Dendreus, Dendrites ("древесный", "в дереве"); виноделия (эпитеты - производные от oinos -"прекрасновиноградный", "виноградолюбивый", "многогроздный",

"гроздеукрашенный", "виноподатель", "виноносец"). Его называют также -Bpo^ioq, nepiKiovioq, Вакх£тЗ<;, 'Оцфакш^, ЕтафтЛСттц;, Протриуаих;, Atiaioq, MeX-avaiyig, AiyoPo^o^, Nuxepivoq, Таирофйуод,, что характеризует Диониса как бога "шумного", "разрешителя от бремени", "всеотпустителя", "предводителя", "кормильца", "неистового" и т. д.

Критская ипостась Диониса - Загрей (Zaypeq). Это имя означало "Великий Ловчий", "Великий Охотник". На Крите и в минойском мире существовал культ Великой богини - Матери. Загрей же представлял собой ее умирающего и воскресающего юного спутника. С именем Загрея тоже был связан ряд прозвищ. Они отражали дикость Загрея - Omestes (от omadios -«сырое мясо»). Загрей считался богом козы, которая разрывалась и съедалась в его честь. Его называли Melanaigis, т.е. «носящим шкуру черной козы», Aigobolos («истребитель коз»). На той фазе, когда его история предшествовала растительной эпифании, он выступает как «убийца людей» — Anthroporraistes.

Двойником Диониса в эгейско-анатолийском мире был фракийско-фригийский бог Сабазий (ЕофаСю^ или Ia[3oq.), олицетворявший плодородие

растительного мира. Родословную его, очевидно, следует искать в пантеоне богов, существовавших у древнего населения Малой Азии. На изображениях он почти всегда во фригийской шапочке, символизировавшей его близость к рабам, фригийскому сельскому люду. Во Фракии и Фригии мистерии в честь Диониса - Вакха - Сабазия предлагали спасение через единение с богом в буйном танце, употребление вина или сексуальный экстаз.

Дионис присутствует в этрусских памятниках под тремя своими именами. Он - йпшзг, расш и, наконец, Миш. Последнее из этих имен за пределами Италии не засвидетельствовано, но есть основание предполагать, что оно представляет собой точное этимологическое соответствие имени фригийского бога Сабазия. Нет никакого сомнения, что под этими тремя именами фигурирует одно и то же божество. Имя Фуфлунс происходит от индоевропейского корня слова со значением - «вспухать, переполняться», что свидетельствует об его принадлежности к культу растительных божеств.

Анализ источников показывает, что Дионис - это не только бог вина, виноградарства и виноделия, но и божество растительности, покровитель плодоносящих сил земли. Его образ прошел в своем становлении длительный путь. Однако благодаря фиванскому культу этого божества и широкому распространению дифирамбической поэзии и трагедии в греческом мире, наиболее популярной в Аттике стала версия мифа о Дионисе как о сыне Зевса и Семелы - дочери фиванского царя Кадма (Семела - фригийская богиня земли).

После дорийского переселения и крушения микенских дворцовых центров, их культурных, политических и социальных институтов, некоторые греческие культы, среди которых был и культ Диониса, утратили свое значение. О том, как был встречен Дионис людьми раннеполисного мира, можно судить, по отрывочным свидетельствам авторов эпохи эллинской архаики - Гомера, Гесиода, Пиндара, Вакхилида, а также по легендам, сохраненным античными

мифографами и антикварами. Весь имеющийся материал демонстрирует негативную реакцию аристократического общества на дионисизм, как на первоначально чуждый олимпийскому пантеону идеологический и религиозный феномен.

Хотя Дионис довольно поздно входит в число двенадцати олимпийцев, уже в VII - VI вв. до н. э. некоторые полисные боги вынуждены были уступить ему свое место. Особенно это заметно в тех полисах, где в результате социальных и политических перемен к власти пришли тираны - в Наксосе, Сикионе, Коринфе. Именно в Коринфе Дионис впервые стал полисным богом. Примечательно, что, хотя организация театральных представлений в древней Греции лучше всего известна по Афинам, первый шаг в развитии трагедии был сделан все же в Коринфе. В архаическую эпоху Аттика еще была не готова к принятию этого культа. Его стремительное усвоение произошло также позднее, во времена тирании Писистратидов, подобно тому, как и до того при тиранах в Сикионе и Коринфе. Возвращение Диониса на Пелопоннес, в Дельфы, Беотию, на острова Эгейского моря, сопровождалось сопротивлением, а порой завершалось неудачами. Столь же негативное отношение к Дионису и его культу было характерно в раннеархаический период для сельского населения Аттики. Культ вина и разнузданное поведение участников дионисийских шествий вызывали у него отторжение.

В третьей главе ("Дионис - бог Афинского полиса") прослеживается триумфальное возвращение Диониса в Аттику классической эпохи, анализируются идеологические и политические последствия этого процесса. Почва к возвращению была подготовлена реформами Солона в VI в. до н.э. и преобразованием афинской военно-политической организации. Социальный слой, сложившийся в результате этих реформ, нуждался в новой идеологии,

отражавшей воззрение и вкусы среднего земледельческого сословия, тесно связанного с распространением виноградарства и виноделия. Культ Диониса как нельзя более соответствовал этой потребности. Аристократия, находившаяся в оппозиции к реформам Солона, можно думать, была препятствием к распространению "народных" культов. Пытаясь расширить полисную социальную базу за счет граждан среднего достатка, из которых и состояло гоплитское войско, Солон, а затем и тираны вольно ли невольно поддерживали и земледельческие культы, к которым относился и культ Диониса. Бог получил новую родословную, став сыном Зевса и смертной женщины Семелы, и тем самым был приобщен к сонму олимпийцев, был включен в официальный греческий пантеон. Следует также отметить, что определенное воздействие на формирование официальных культов в Афинах оказали и внешнеполитические связи Афинского государства эпохи Писистрата.

В русле религиозной политики Писистрата находился и орфизм, полурелигиозное - полуфилософское учение, разрабатывавшее собственную теогонию и космогонию. Именно благодаря орфизму, Дионис становится тем богом, который понимался как создатель мира, как мировой и "материальный" ум, мировая душа, господин жизни, смерти и души, как воплощение единства и множественности. Таким образом, "огосударствление" культа совершилось уже при Писистрате. Вводя культ Диониса в официальный обиход, Писистрат достигал двух целей: с одной стороны, в интересах крестьянства, он превращал "крестьянский" культ в государственный, а с другой обуздывал и упорядочивал массовый разгул, проявлявшийся при отправлении дионисийских празднеств.

С превращением культа Диониса в государственный было теснейшим образом сопряжено и становление аттического театра. Театральные представления давались только в праздники Диониса и составляли их исключительную принадлежность. По мере того, как театр стал приобретать

значение политической трибуны, возрастала идейно-политическая значимость культа Диониса. Театральным зрелищам, их массовости придавалось в греческих полисах особое, можно сказать, государственное значение. Они служили одним из средств воспитания подрастающего поколения. Сюжеты трагедий и комедий поддерживали патриотический дух в гражданах. Театр, таким образом, стал апофеозом триумфального возвращения Диониса, сделав его выше Олимпа и всех богов.

В основе дионисийских празднеств лежит идея о Дионисе, как о боге страдающем, умирающем и воскресающем, то есть о боге, олицетворяющем производительные силы природы, которые засыпают зимой и вновь возрождаются с первыми весенними лучами солнца. С этой сущностью Диониса связана и его вторая ипостась бога винограда и виноделия. Весь процесс обработки винограда и превращения его в вино можно считать метафорой смерти и возрождения Диониса. Время праздников в честь Диониса с одной стороны диктовалось хозяйственной деятельностью людей (сбор винограда и различные фазы виноделия), с другой - определялось природными циклами. Участники праздников, по-видимому, проигрывали на них истории, связанные с определенными этапами жизни Диониса, олицетворявшими умирание или возрождение природных сил. И только к VI в. до н.э. в Афинах эти мистерии приняли общегосударственный характер. Есть основание думать, что их легализация и придание им общегосударственного характера были в значительной степени связаны с популярностью в Аттике театра. Наиболее известными дионисийскими праздниками были Сельские Дионисии, Леней, Анфестерии и Великие (городские) Дионисии. Мистерии в честь Диониса носили ярко выраженный оргиастический характер, вследствие чего, долгое время считались опасными для общества и не были связаны с официальным культом.

Заключение. Полуторавековый опыт изучения мифологического мира показал, что оно не может быть осуществлено лишь в рамках определенного региона. Однако Дионис и в этом плане явление из ряда вон выходящее. В эгейско-анатолийском, балканском и италийском регионах в VI - V вв. до н. э. почитались боги вина, под именами Дионис, Загрей, Фуфлунс, Тинусси, Либер, и их трудно назвать разными богами, поскольку с ними, как это видно по изображениям на этрусских зеркалах, древнегреческих сосудах, были связаны одни и те же мифы. Все сведения об этих богах восходят к одному, общему архаическому источнику. Мы не считаем Диониса богом фракийцев, критян или этрусков. Он, под именем Диониса, первоначальное божество догреческого населения всех названных выше территорий, бог пеласгов, лелегов, тирсенов, фракийцев и многих других народов этого обширного региона.

Как показывают источники, включение культа Диониса в государственный и официальный пантеон Афинского полиса было довольно сложным процессом. Политические изменения, протекавшие в архаических гражданских общинах, в частности централизации в Аттике, заставляли политиков обращаться к покровительству отдельных, "избранных" богов Олимпийского пантеона, чьи культы имели глубокие традиции. Одним из таких богов являлся Дионис. Он не вписывался в общественную ситуацию эпохи Гомера и Гесиода, и тогда был, почти повсеместно, отторгнут.

Благодеяние Диониса вино в отличие от огня, земледелия, ткачества, кузнечного дела и других культурных новшеств, несло то, что непросто облегчало жизненные условия, но и оказывало глубокое воздействие на сознание, возбуждая активность и сексуальные силы, нарушая привычные связи с окружающим миром. И именно поэтому, культ Диониса, как бога вина, (в древнейшую пору бога производительных сил природы) встретил сопротивление, и его торжественный прием в греческий пантеон совпал по

времени и, по сути, с кризисом и трансформациями архаического общества, первоначально в Коринфе и Сикионе, а затем и в Аттике, В Афинском полисе страстными почитателями Диониса стали все граждане, получившие в результате экономических перемен, военных и политических преобразований, власть в полисе. Дионис стал не только богом кормильцем и утешителем, но и отцом публичного зрелища - театра, формируя идеологию демократического полиса. Он стал символом той культуры, для которой мы не находим другого слова как "греческое чудо". Культ Диониса, по сути, стал феноменом не только древнегреческой религии, но и феноменом Афинской полисной идеологии, поскольку именно в Афинах этот культ достиг своего апофеоза.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Титова Е.В. Истоки христианства в религиях Средиземноморских стран // Сборник тезисов научно-практической конференции молодых исследователей "Наука сегодня: проблемы и перспективы". Южно-Сахалинск, 1996. С.20 - 21.(объем 0,1 п. л.)

2. Титова Е.В. Предшественники христианства в греко-римском мире (на примере культа Диониса) // Ученые записки СахГУ. Южно-Сахалинск, 2000. Выпуск 1. С.60 - 62.(объем 0,1 п. л.)

3. Титова Е.В. Исторические условия формирования христианства // Сборник статей "История государственности и церкви на Сахалине". Южно-Сахалинск, 2001. С.38 - 48.(объем 0,7 п. л.)

4. Титова Е.В. Культ Диониса: проблема источников // Сборник тезисов III Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых Сахалинской области "Сахалинская молодежь и наука". Южно-Сахалинск, 2001. С.22 - 25.(объем 0,4 п. л.)

5. Титова Е.В. Культ Диониса в микенскую и архаическую эпоху. М., 2002. Изд. "Лабиринт". 55 С. (объем 3 п. л.)

-I-1. ' /'Н :; ¡: 'г V»■■Л'ЩГ-

■Г!'и :; V V. .•; ,:с,¡г<•■ ¡с;'.! ;-:;г^ !. : ■■/х.т

V. Ч'-.'-- ;Т Л

Ж .V. ' ■:■ -.-л Е

Подл, к печ. 17.03.2003 Объем 1.0 п.л. Заказ № 112 Тир. 100 Типография Mill У

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Титова, Елена Викторовна

Введение

Глава I. Источники и историография проблемы

§ 1. Источниковая база изучения культа Диониса

§ 2. Историографический обзор

Глава II. Формирование культа Диониса: микенская и архаическая эпохи

§ 1. Имена и эпитеты Диониса

§ 2. Родословная Диониса

§ 3. Культ и образ Диониса в архаическую эпоху в Балканской Греции

Глава III. Дионис - бог Афинского полиса

§ 1. Социально - политические и экономические перемены в Аттике VI в. до н. э. и культ Диониса

§ 2. Религиозная политика Писистрата и изменение культа и образа Диониса

§ 3. Возникновение театра и культ Диониса

§ 4. Празднества Диониса в VI - V вв. до н.э.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Титова, Елена Викторовна

Актуальность темы исследования определяется важностью и необходимостью исследования проблем, связанных с этапами эволюции религиозных верований в архаических обществах. М. Элиаде считает, что «человек традиционных обществ - это «homo religiosus»»1. Религия играет особую роль в древних обществах, поскольку является одним из стержневых элементов духовной, идеологической жизни.

Религия отражает все аспекты жизни древних народов: экономику, социальное развитие, культуру, быт и т.д. Поэтому изучение религиозных верований древних народов имеет важное теоретическое и практическое значение. Являясь одним из первостепенных элементов духовной культуры, религия играет особую роль в античном обществе.

Актуальность темы исследования обуславливается также необходимостью изучения проблемы появления и генезиса одного из древнейших культов - культа бога, который был чрезвычайно популярен как в Древней Греции, так и во всем Средиземноморье. Это культ бога умирающей и воскресающей природы, культ, связанный с распространением виноградарства и виноделия, как одного из наиболее эпохальных событий в хозяйственной и духовной жизни древних обществ. Но популярность этого божества трудно объяснить только этими причинами. Действительно этот культ отличался от всех остальных тем, что давал своим поклонникам определенную психологическую свободу, независимость.

Хотя история зарождения и распространения культа Диониса - Вакха вот уже многие годы приковывает к себе внимание историков, религоведов,

1 Элиаде М. Космос и история. Избр. раб.: Пер. с фр. и англ / Общ. ред. И.Р. Григулевича, М. Л. Гаспарова. М.,1987. С. 63. тем не менее, до сих пор в истории этого культа остается довольно много вопросов, ответы на которые предстоит отыскать. Значительный объем информации о культе Диониса, который стал доступен исследователям за последние годы, позволяет сделать некоторые существенные дополнения к ранее сложившимся представлениям. Наиболее существенными из которых, можно считать предположения о причинах популярности культа в архаической и классической Греции.

Поэтому, актуальность темы исследования определяется неослабевающим в исторической науке интересом к одному из наиболее известных древнегреческих культов - бога Диониса, который был распространен на территории всего Средиземноморья.

Цель и задачи работы

Целью диссертации является изучение генезиса культа и мифа древнегреческого бога Диониса в Аттике. Учитывая необходимость раскрытия содержания культа Диониса, его социальной обусловленности, мы остановились на ранних этапах развития культа Диониса и процессе его переосмысления в Аттике - VI в. до н.э., в эпоху Писистрата и демократизации афинского полиса - V в. до н.э.

В этой связи в диссертации ставятся следующие задачи:

1. Необходимо рассмотреть культ Диониса с момента появления его в греческом мире, а также изучить все ипостаси Диониса в крито-микенском, фригийско-фракийском, этрусско - италийском мире.

2. Охарактеризовать локальные особенности и черты культа Диониса в Греции I тыс. до н. э.

3. Выяснить причины и обстоятельства принятия культа Диониса, первоначально связанного с царской властью, в демократических Афинах.

4. Установить роль и значение мистерий Диониса для общественной и культурной жизни Афинского полиса.

5. В отечественном антиковедении культ Диониса практически не фигурировал в качестве самостоятельного объекта исследования. Лишь небольшое число работ затрагивали вопрос о роли и значении культа Диониса в религиозной жизни древней Греции1. В зарубежном антиковедении существует ряд исследований, посвященных дионисийскому культу. Таким образом, одной из задач исследования стало стремлением преодолеть ограниченность зарубежной и отечественной науки в изучении проблемы

1 Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб.,1992. эволюции культа Диониса. Рассмотрение дионисийства должно происходить во всей совокупности составляющих это религиозное явление элементов.

6. Определить причины поистине феноменальной популярности культа Диониса в античном мире.

Эллинистический и римский Дионис, равно как и проблема влияния дионисийства на христианство, лежат за пределами нашего труда. Однако, не могут быть исключены эллинистические, римские и христианские источники, поскольку они опираются на ранние и к тому же, как правило, не дошедшие до нас тексты и памятники, или являются критикой язычества, основывающейся на его знании. Применительно к культу Диониса в Аттике у нас нет новых источников, и здесь нашей задачей было, максимально используя достижения отечественного антиковедения в изучении полиса, понять специфику ритуала Диониса в афинском демократическом обществе и его связь с трагедией, как публичной мистерией и актуальном во всей своей остроте средстве воспитания граждан.

Научная новизна исследования определяется тем, что работа представляет собой практически первое целостное и систематическое исследование культа Диониса в российском антиковедении. В отечественной историографии проблема возникновения и распространения культа Диониса на территории греческого мира, в целом, не являлась предметом монографического исследования. Культ Диониса рассматривался, преимущественно, в плане взаимосвязи культа и орфических мистерий. Также исследовалось происхождение из дионисийских мистерий театральных действ. До сих пор весьма слабоизученными и даже не изученными вовсе остаются проблема особой популярности данного культа в архаическую и классическую эпохи в Аттике, а также происхождение дионисийских праздников и их роль в общественной жизни Афинского полиса.

Данная работа рассматривает культ Диониса во всей совокупности составляющих элементов: мифы, эпитеты бога, дионисийские мистерии, отношение государства к данному культу, степень распространения дионисийства в Средиземноморье. Мистерии Диониса исследуются в архаический и классический периоды древнегреческой истории.

Критически используя гипотетические построения наших предшественников, мы попытались в исследовании доэллинского Диониса внести шире, чем это делалось ранее, этрусский материал, современный эпохе греческой классической трагедии, едва ли не главному источнику мифа о Дионисе.

Положение, занимаемое богами на Олимпе, далеко не всегда соответствовало интересу, проявляемому к ним в науке Нового времени. Не будучи главным, среди олимпийских богов, сын Зевса Дионис по мере развития исследований в области греческой мифологии привлек к себе наибольшее внимание и стал в центре научных споров по множеству общих проблем греческой религии, вопросов, связанных с культом Диониса в отдельных регионах древнего Средиземноморья. Весь этот огромный по объему и пестрый по содержанию материал, как это можно будет убедиться по нашему историографическому обзору, допускает различные, зачастую изощренные интерпретации, которые в равной мере трудно подтвердить или опровергнуть. В процессе работы проводился подбор и анализ сведений, еще не вполне изученных в отечественной исторической науке. Кроме того, были изучены материалы научных зарубежных публикаций за последние тридцать лет (до 2001 года включительно).

Методология исследования определяется диалектическим подходом автора к изучению исторических событий. Реализация этого подхода приводит к применению проблемно-исторического анализа и комплексного использования и сопоставления источников. Помимо традиционных методов исследования использовался системный подход, предусматривающий изучение культурно-религиозных феноменов в контексте социально - политической ситуации рассматриваемой эпохи. В конкретном обращении к тексту использовался принцип исторического анализа источников, основанного на доверии к античной традиции.

Основным методом исследования является исторический метод. Исследуемая проблема изучалась в той последовательности, в которой она исторически возникла и сформировалась, т.к. невозможно познать историю объекта или явления, не определив его границ (хронологических и территориальных), не выделив его качественной специфики. Исторический метод дал возможность не только понять явление в процессе его развития, но и отразить через его эволюцию историю человеческой деятельности.

Принцип историзма позволяет дать оценку периоду в целом, а также предполагает рассмотрение исторических явлений, фактов, событий и процессов в соответствии с конкретно - исторической обстановкой во взаимосвязи, изменении и развитии. Исследование данной проблемы предполагает использование принципа полидисциплинарности, т. е единства с данными сопредельных наук - филологии, географии, биологии.

В данной работе применен конкретно - научный метод, что позволило по достоинству оценить труды предшественников с точки зрения научной методологии. Применение хронологического метода определило возможность проследить процесс развития религиозного явления, т. е. культа Диониса, в событийно - историческом плане.

Хронология и географические рамки исследования

Поскольку работа посвящена изучению культа на территории Аттики в архаический и классический периоды, то исследование должно начинаться с VIII в. до н.э. Но полное, комплексное изучение мифа и культа Диониса невозможно без рассмотрения проблемы, связанной с появлением дионисийских мистерий в греческом мире. Поэтому в работе анализируется генезис культа, начиная с крито-микенского мира, т.е. с XIV в. до н.э. Наиболее существенные изменения в культе Диониса произошли на протяжении VI в. до н.э. и четко обозначились в классическую эпоху в V в. до н. э., поэтому мистерии более детально и подробно исследуются именно в этот период.

Географические рамки первой части исследования - это практически весь пеласгийский мир, который и явился родиной культа и образа Диониса. Поскольку миф и культ бога был распространен и популярен и на Крите, и на территории Балканского полуострова. Кроме того, рассматриваются ипостаси Диониса в Этрурии, во Фригии и Фракии, но особое внимание уделяется поклонению Дионису в Афинском государстве, которое располагалось в Аттике. Поэтому, далее географические рамки сужаются, охватывая одну Аттику.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культ Диониса и его место в полисной идеологии Афин"

Заключение

Вернуть культ Диониса в историческое измерение, рассмотреть историю дионисизма в контексте религиозных, социальных и политических процессов, происходивших в Аттике в VI - V вв. до н. э., не абсолютизируя при этом значение его истоков, - такова была цель и методологическая основа проведенного исследования, подводя итог которому следует еще раз подчеркнуть исключительное место этого культа. Невозможность дать причинам популярности культа Диониса какое-либо четкое и краткое объяснение. Мы рассматриваем эту популярность как отражение сложности самого феномена, изменчивого и противоречивого.

Историческими источниками поданной проблеме являются не только источники непосредственно связанные с культом Диониса, но и сведения о политическом развитии Афинского полиса этой эпохи, его экономике, социальной структуре, религии. Сведения литературной традиции должны постоянно проверяться и дополняться сведениями иконографии, археологическими открытиями. Вся имеющаяся информация о ранней орфической теогонии дошла до нас через источники, которые подверглись многочисленным изменениям, определенной модернизации, либо сохранились уже в отрывках. Поэтому, проблема выяснения взглядов ранних орфиков неразрешима. Долгое время даже ставился вопрос о самой возможности их существования. С этой точкой зрения нельзя согласиться, так как орфическая философия оказала воздействие на развитие философских систем более поздних эпох и отразилась в них.

Положение, занимаемое богами на Олимпе, далеко не всегда соответствовало интересу, проявляемому к ним в науке Нового времени. Не будучи главным, среди олимпийских богов, сын Зевса Дионис по мере развития исследований в области греческой мифологии привлек к себе наибольшее внимание и стал в центре научных споров по множеству общих проблем греческой религии, вопросов, связанных с культом Диониса в отдельных регионах древнего Средиземноморья.

Как можно увидеть из нашего историографического очерка исследованием этого культа занимались не только историки, но и психологи (К. Юнг, З.Фрейд, Э. Фромм), которые сделали существенный вклад в исследование дионисизма. Более всего внесли в понимание этого вопроса ученики школы Анналов, которые связали идеологию полиса и религиозные явления.

Рассматривая культ Диониса как феномен афинской полисной идеологии, мы постарались выделить такие основополагающие моменты как подготовившие его триумф реформы: Солона, военную (гоплитскую) реформа, религиозную реформу Писистрата. Процесс эволюции культа Диониса в государственный и официальный культ Афинского полиса был достаточно сложным. Политические процессы, протекавшие в архаических гражданских общинах, в частности процесс централизации в Аттике, заставляли политиков обращаться к покровительству отдельных, «избранных» богов Олимпийского пантеона, чьи культы имели глубокие традиции. Именно таким и являлся Дионис, культ которого в Средиземноморском регионе имел очень древние корни и был распространен у всех народов пеласгийского мира.

Полуторавековый опыт изучения греческого мифологического мира, как будто показал, что успешное изучение его феномена может быть осуществлено в рамках определенного региона. Однако Дионис и в этом плане явление из ряда вон выходящее. В эгейско-анатолийском, балканском и италийском регионах в VI - V вв. до н. э. почитались боги вина, под именами Дионис, Загрей, Фуфлунс, Либер, и их трудно назвать разными богами, поскольку с ними, как это видно по изображениям на этрусских зеркалах, древнегреческих сосудах, были связаны одни и те же мифы. Анализ механизма появления одних и тех же богов под разными именами не был нашей задачей и лежит за пределами нашей работы. Но мы должны были посвятить часть второй главы нашей работы этими богам - двойникам. Это было связано с нашей позицией по вопросу о происхождении Диониса. Мы не считаем его богом фракийцев, критян или этрусков. Он, под именем Диониса, первоначальное божество догреческого населения всех названных выше регионов, бог пеласгов, лелегов, тирсенов, фракийцев и многих других народов этого региона.

Рассмотрение образа и культа Диониса, занявшего свое место на греческом Олимпе, показало, что он не был противником Аполлона или какого - либо другого из олимпийских богов. Он так же, как в индийской религии близкий ему бог Шива, не вписывался в общественную ситуацию эпохи Гомера и Гесиода, и был, почти повсеместно, отторгнут. Но общественные перемены в VI до н.э., в результате которых на смену аристократическим общинам пришел демократический полис, позволил Дионису приобрести такую популярность, которая обеспечила его культу высокое официальное положение. А одно из его порождений театр превратилась в главное идеологическое оружие господствующей прослойки.

Театральные увеселения в Афинах служили не для развлечения граждан, а явились педагогическим институтом для их воспитания. Герои трагедий не были людьми, занимавшими высокое общественное положение. Авторы трагедий и комедий выдвигали на первый план проблему человека и его вины его слабость пред враждебными ему силами. Театр был политическим раскрытием процесса самосознания общества. Всемирно - историческое значение греческой трагедии состоит в ее неизмеримом богатстве идей и философской глубине трактуемых вопросов. К этому можно добавить еще мастерство стиха, богатство и красочность языка, бесконечное разнообразие образов. Несмотря на кажущуюся архаичность образов, греческая трагедия всегда насыщена идеями современности и полна жизни. Составители трагедии брали мифологический или исторический сюжет и наполняли его содержанием современности, приближая его, главным образом, к массовому зрителю. История и современность в произведениях античных авторов гармонически сочетались.

Дионис в греческом мире, подобно другим богам и титанам, мыслился культурным героем, распространителем культурных достижений. Его благодеяние - вино в отличие от огня, земледелия, ткачества, кузнечного дела, несло то, что непросто облегчало жизненные условия, но и оказывало глубокое воздействие на сознание, возбуждая активность и сексуальные силы, нарушая привычные связи с окружающими людьми. И именно поэтому, появление Диониса, как бога вина (в древнейшую пору бога производительных сил природы), встретило сопротивление, и его торжественный прием в греческий пантеон совпал по времени и, по сути, с кризисом и трансформациями архаического общества, первоначально в Коринфе и Сикионе, а затем и в Аттике. В афинском полисе страстными почитателями Диониса стала масса гражданства, получившего в результате экономических перемен, военных и политических преобразований, власть в полисе.

Все те, кто превратил неплодоносящие холмы Аттики в виноградники и кто, развозя дары Диониса на кораблях, туда, куда он еще не дошел, получал от этого выгоду, могли сказать еще до римлян: «истина в вине», но и «истина в Дионисе». Поскольку Дионис стал не только богом кормильцем и утешителем, но и отцом публичного зрелища - театра, формируя идеологию демократического полиса. Он стал символом той культуры, для которой мы не находим другого слова как «греческое чудо». Культ Диониса, по сути, стал феноменом не только древнегреческой религии, но и феноменом Афинской полисной идеологии, поскольку именно в Афинах этот культ достиг своего апофеоза.

 

Список научной литературыТитова, Елена Викторовна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Arnobius. Adversus Nationes, ed. Aug. Reiffersched, Lipsiae, 1875.

2. Clement Alexandrini. Propropticus // Opera omnia. Ed. G. Dindorf. Oxonii, 1869.

3. Cornutus. Artis rhetoricae epitome. B., 1891.

4. Diodori bibliotheca historica / Edd. Fr. Vogel, C. Th. Fischer. V. I V. Lipsae, 1888 - 1906.

5. Fulgentius Breviato Canonum Ferrandus, carthaginiensis ecclesiae diaconus // Patrologia cursus completus. Paris, 1865. Vol. 65.

6. Hesychii Alexandrini Lexicon / Rec. Schmidt. V. I V. Jenae, 1858 -1868.

7. Iulii Firmici Materni liber de errore profanorum religionum. Rec. Carolus Halm // CSEL. Vol. 2, Vind, 187.

8. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII // CSEL, v. V. Lipsae, 1889.

9. Poetae lyrici graeci // Ed. Th. Bergk. V. I III. London, 1919 - 1923.

10. Stephani Byzantini Ethinica / Ed. A. Meineke. B., 1850.

11. Suidae Lexicon / Ed. A. Adler. V. I IV. Lipsae, 1928 - 1938.

12. Zosimus. Historia nova // Ed. L. Mendelsohn. Lipsae, 1887.

13. Использованные литературные памятники в русских переводах

14. Ампелий. Памятная книжица / Пер. А. И. Немировского. СПб., 2002.

15. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Пер. В. Г. Боруховича. Л., 1993.

16. Аполлоний Родосский. Аргонавтика /Пер. Г. Ф. Церетели. Тбилиси, 1964.

17. Апулей. Апология. Метаморфозы, или Золотой осел. Флориды / Пер. С. П. Маркиша. М., 1994.

18. Аристотель. Афинская республика // Аристотель. Сочинения / Пер. М. В. Брагинской, С. А. Жебелева. М., 1975 1984. Т. 1 - 4.

19. Аристофан. Комедии. Фрагменты / Пер. А. Пиотровского. М., 2000.

20. Аристофан. Лягушки // Аристофан. Комедии / Пер. Ф. А. Петровского, В. М. Ярхо. М., 1954. Т. 1- 2.

21. Аристофан. Лисистрата // Аристофан. Комедии / Пер. Ф. А. Петровского, В. М. Ярхо. М., 1954. Т. 1- 2.

22. Вакхилид. Песнь 11 // Пиндар. Вакхилид / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1980.

23. Веллей Патеркул. Римская история // Малые историки. М., 1996 / Пер. А. И. Немировского, М. Ф. Дашковой.

24. Вергилий Марон Публий. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. С. Шервинского, С. Ошерова. М., 1994.

25. Геродиан. История императорской власти после Марка /Пер. А. И. Доватура, М. Н. Ботвинника, А. К. Гаврилова. Спб. М., 199.

26. Геродот. История в девяти книгах /Пер. Г. А. Стратоновского. М., 1999.

27. Гесиод. Труды и дни. Теогония // Эллинские поэты в пер. В. Вересаева. М., 1963.

28. Гигин. Мифы / Пер. А. Торшилова. СПб., 1997.

29. Гигин. Астрономия / Пер. А. И. Рубана. СПб., 1997.

30. Гомер. Илиада / Пер. Гнедича Н. И. СПб., 1982.

31. Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского. СПб., 1994.

32. Гомеровские гимны // Античные гимны / Пер. В.В. Вересаева. М., 1988.

33. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. СПб., 1774 1775 / Пер. И. Алексеева.

34. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. СПб., 2000 / Пер. О. Цыбенко.

35. Еврипид. Вакханки // Еврипид. Трагедии / Пер. И. Анненского. М., 1999. Т. 1 2.

36. Ион Хиосский //Эллинские поэты VIII-III вв. до н. э. Эпос, элегия, ямбы, мелика. М., 1999.

37. Ливий Тит. История Рима // Пер. с лат. П. Адрианова. В 6 т. М.,1892 -1899.

38. Лукиан. Избранное / Пер. И. Нахова. М., 1991.

39. Лукреций. О природе вещей / Пер. Ф. Петровского. М. -Л., 1980.

40. Нонн Панополитанский. Деяния Диониса / Пер. А. Голубца. СПб., 1997.

41. Овидий. Метаморфозы / Пер. С. Шервинского. М., 1977.

42. Орфические гимны //Античные гимны / Пер. В.В. Вересаева. М., 1988.

43. Павсаний. Описание Эллады / Пер. С. П. Кондратьева. СПб., 1996.

44. Пиндар. Оды // Пиндар. Вакхилид / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1980.

45. Плутарх. Застольные беседы / Пер. Я. М. Боровского. СПб., 1994.

46. Полиен. Стратагемы / Пер. Дм. Папандопуло. М., 2001.

47. Прокл. Гимны // Тахо Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.,1999.

48. Софокл. Младенец Дионис /Пер. Ф. Ф. Зелинского. М., 1988.

49. Страбон. География / Пер. Г. А. Стратоновского. М., 1994.

50. Тертуллиан. Избранные сочинения / Пер. с лат. А. А. Столярова. М., 1994.

51. Фукидид. История /Пер. Ф. Мищенко в переработке С. Жебелева. М., 1993.

52. Цицерон. О природе богов // Философские трактаты / Пер. М. И. Рижского. М., 1985.

53. Эсхил. Дионисова тетралогия // Трагедии / Пер. С. Апта. М., 1978.1. Эпиграфические источники

54. Corpus cultus Iovis Sabazii. Leiden, 1983 1989.

55. Corpus Inscriptionum Atticarum. II, III.

56. Corpus Inscriptionum Latinarum. Berlin, 1863. V. I, v.10. p.I.

57. Marmor Parium cum commentario C. Mülleri. 40 // Fragmenta Historium Graecorum. Parisiis, 1874.

58. Mysterienglaube und gnosis in corpus Hermeticum XIII von Karl -Wolfgang Troger. Berlin, 1971.

59. Thesaurus Linguae Etruscae. Roma, 1978. V. I.

60. Testtimonia Linguae Etruscae. Roma, 1954.1. Литература

61. Абрамзон М.Г. Римский императорский культ в памятниках нумизматики. Магнитигорск, 1993.

62. Авдеев А. Д. Происхождение театра в первобытно общинном строе. М.-Л., 1959.

63. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. М., 1966.

64. Альтман М. С. Греческая мифология. М., 1912.

65. Альтман М. С Андреев Ю. В. Минойский Дедал // ВДИ. 1989. № 3.

66. Андреев Ю.В. Русский человек между Христом и Дионисом. В. Иванов как исследователь и истолкователь греческой религии // Древний мир и мы. Альманах. Выпуск II. СПб., 2000.

67. Античная цивилизация. М., 1973. Т. I.

68. Баз Ю. Политеизм греков. СПб., 1885.

69. Баумгартен Ф., Поланд Ф. Эллинская культура. СПб., 1907.

70. Баумгартен Ф., Поланд Ф. Эллинистически римская культура. СПб., 1915.

71. Белох Ю. История Греции. М., 1905. Т.1.

72. Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М.,1953.

73. Богаевский Б. Л. Крит и Микены. М. Л., 1924.

74. Богаевский Б. Л. Мужское божество на Крите // Яфетический сборник, 1930. V.

75. Богаевский Б. Л Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. СПб., 1913

76. Борухович В. Г. Античная мифография и «Библиотека» Аполлодора // Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993.

77. Брагинская Н. Верность как измена // Новое литературное обозрение. М., 2001. № 50(4).

78. Брикнер М. Страдающий и умирающий бог в религиях древнего мира. М., 1923.

79. Буассье Г. Падение язычества. М., 1892.

80. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1983.

81. Вересаев В. Живая жизнь. М., 1927.

82. Видаль-Наке П. Возвращение к Черному Охотнику // ВДИ. 1989. №4.

83. Виламовиц Меллендорф У. фон. Филология будущего! // Ницше Ф. Рождение трагедии // Пер. А. В. Михайлова. Сост., общ. ред., коммент., вступит. Статья А. А. Россиуса. М., 2001.

84. Виппер Р. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи. Избранное сочинение в II томах. Ростов на - Дону, 1995. Т. 1.

85. Гаспаров М. Л. Новое в современной классической филологии. М., 1979.

86. Глаголев С. С. Очерки по истории религии. Свято Троицкая Сергиева Лавра, 1902.

87. Гвоздев А. А., Пиотровский А. История европейского театра. М.-Л., 1931.

88. Гиндин Л. А. Языки древнейшего населения Балканского полуострова. М., 1976.

89. Голубцова Е.С. Идеология и культура сельского населения Малой Азии 1-111 вв. М., 1977.

90. Головня В. В. История античного театра. М., 1972.

91. Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху. М., 1998.

92. Грант М. История римской цивилизации. М., 2003.

93. Грейвс Р. Мифы Древней Греции // Под ред. и послесловием А. А. Тахо Годи. М., 1992.

94. Давитая Ф. Ф. Климатические зоны виноградарства в СССР. М., 1948.

95. Дальский А. Н. Театрально зрелищные действия на Крите и в Микенах. М. - Л., 1937.

96. Джеймсон М.Г. Мифология Древней Греции // Мифология древнего мира. М.,1977.

97. Доватур А. И. «Политика» и «Политии» Аристотеля. М. Л., 1965.

98. Доватур А. И. Феогнид и его время. Л., 1989.

99. Древняя Греция // Под ред. Струве В. В. Каллистова Д. П. М., 1956.

100. Дюрант В. Жизнь Греции. М.,1995.

101. Елпидинский Я. Религиозно нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского. СПб., 1893.

102. Емелях Л. происхождение христианского культа. Л .,1971.

103. Ерофеева Н.Н. Образы еды в античной драматургии как ключ к смыслу театральных жанров // Образ смысл в античной культуре. М., 1990.

104. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

105. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции в VIII V вв. до н.э. Л., 1985.

106. Залюбовина Г.Т. Идеи пантеизма в архаическом мировоззрении древних эллинов. М.,1993.

107. Залюбовина Г.Т., Щербаков В. И. Афины в период становления гражданской общины: афинские тираны и полисная религия // Государство и право в докапиталистических формациях. М., 1991.

108. Залюбовина Г. Т. ЕшеЪе1а и авЪе1а в общественной жизни эллинов архаического и классического периодов // Социально политические иидеологические проблемы истории античной гражданской общины. М., 1991.

109. Захарова А. В. Нонн Панополитанский // Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Пер. с древнегреч. Ю. А. Голубца. СПб., 1997.

110. Зелинский Ф.Ф. Из истории идей. СПб,. 1916.

111. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. П., 1918.

112. Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. П.,1922.

113. Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М., 1964.

114. Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб.,1992.

115. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. М.,1904.- № 1 3, 5, 8, 9.

116. Иванов В. Религия Диониса // Вопросы жизни. М., 1905. № 6, 7.

117. Иванов В. О Дионисе Орфическом // Русская мысль. М. П., 1913. № 11.

118. Ильинская Л. С. Древнейшие островные цивилизации Центрального Средиземноморья в античной исторической традиции. М., 1987.

119. История греческой литературы. М., 1946. Т. 1; М, 1955. Т.2; М., 1960. Т. 3.

120. История римской литературы. М., 1959. Т.1; М., 1962. Т. 2.

121. Каллистов Д. П. Античный театр. Л., 1970.

122. Кагаров Е. Г. Пережитки первобытного коммунизма в общественном строе древних греков и германцев. М. Л., 1927.

123. Кереньи К. Элевсин. М., 2000.

124. Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества. Л., 1951.

125. Колобова К. М., Глускина Л. М. Очерки по истории древней Греции. Л., 1958.

126. Корольков Д. Реальное направление классической филологии. М., 1910.

127. Круазе А. и М. История греческой литературы. Пг., 1916.

128. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990.

129. Кушу П. Закат бога. М., 1929.

130. Кушу П. Загадка Иисуса. М., 1929.

131. Левек П. Эллинистический мир. М.,1984.

132. Латышев В. В. Очерк греческих древностей. СПб., 1997. Т. 2. Богослужебные и сценические древности.

133. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996.

134. Лосев А.Ф. Дионис // Мифы народов мира. Т.1 М.,1994.

135. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

136. Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 8 ми тт. Т. 1. М., 1963.

137. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1992.

138. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

139. Лурье С. Я. История античной общественной мысли. М., 1929.

140. Лурье С. Я. История Греции. Л., 1940.

141. Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. М. Л., 1957.

142. Макаров И. А. Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII VI вв. до н. э // ВДИ. 1995. №4.

143. Мандес М. Опыт историко критических комментариев к греческой истории Диодора. Одесса, 1901.

144. Машкин Н.А. Принципат Августа. М.- Л.,1949.

145. Мень А.(Светлов Э.) Дионис. Логос. Судьба. Брюссель, 1992.

146. Меринг Ф. Литературно критические статьи. М. -Л., 1934.

147. Мережковский Д. Полное собрание сочинений. М., 1914. Т. 9.

148. Михайлов А. В. Ницше Ф // Философская энциклопедия. М., 1967.

149. Негруль А. М. Виноградарство с основами ампелографии и селекции. М., 1959.

150. Негруль А. М., Кузьмин А. Я., Чигрим В. Н. Культура винограда. М., 1958.

151. Немировский А. И. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979.

152. Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983.

153. Немировский А. И. Мифы древности. Эллада. М., 2000.

154. Нефедкин А. К. Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы // ВДИ. 2002. №1.

155. Никитин П. В. К истории афинских драматических состязаний. СПб., 1882.

156. Ф. Ницше «Мы, филологи (отрывки из ненаписанной книги)»// Новое литературное обозрение. М., 2001. № 50(4) // Пер. по изд. Fr. Nietzcshe. Sämtliche Werke. Kritische Studienausgabe in 15 Banden. Bd. 8. Berlin, New York, 1980.

157. Новикова Т. Ф. Раннегреческая тирания на Коринфском перешейке //ВДИ. 1965. № 4.

158. Новосадский Н. И. Культ кавиров в древней Греции. Варшава, 1891.

159. Новосадский Н. И. Елевсинские мистерии. СПб., 1887.

160. Новосадский Н.И. Орфические гимны. Варшава, 1900.

161. Обатнин Г. Иванов мистик. Оккультные мотивы в поэзии и прозе В. Иванова (1907 - 1919). М., 2000.

162. Пельман Р. фон. Очерк греческой истории и источниковедения. СПб., 1999.

163. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1957. Брагинская Н. Верность как измена // Новое литературное обозрение. М., 2001. № 50(4).

164. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.

165. Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1969.

166. Ревиль Ж. Религия в Риме при Северах. М., 1898.

167. Рейнак С. Орфей. Всеобщая история религий. Вып. 1. М., 1918.

168. Румянцев Н. Дохристианский Христос. М., 1926.

169. Румянцев Н. Смерть и воскресение спасителя. М., 1926.

170. Русяева А. С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии // ВДИ. 1978. №1.

171. Строгецкий В. М. Диодор Сицилийский и его «Историческая библиотека» в оценке историографии // ВДИ. 1983. № 4

172. Сычева С. Г. Тема Диониса в творчестве Вяч. Иванова // Фридрих Ницше и русская философия: Материалы II Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург, 2000.

173. Тахо Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.

174. Тахо Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.,1999.

175. Тимофеева Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Новосибирск,1980.

176. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

177. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Т.Н. Первые философы. М., 1959.

178. Тренчени Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М, 1956.

179. Тренчени Вальдапфель И. Мифология. М., 1959.

180. Тронский И. М. История античной литературы. М., 1983.

181. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1910. Ч. I.

182. Туманс Х. Идеологические аспекты власти Писистрата // ВДИ. 2001. №4.

183. Туманс Х. Военная организация греков в архаическую эпоху // Античное общество: проблемы политической истории. СПб., 1997.

184. Устинова Ю. Б. Частные культовые сообщества у греков (Аттика VI V вв. до н.э.) // Быт и история в античности. М., 1988.

185. Фестюжьер. А. Ж. Личная религия греков. СПб., 2000.

186. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1928.

187. Финогенова С. И. Миф о Дионисе (по вазовым рисункам VI V вв. до н. э.) // Жизнь мифа в античности. Материалы научной конференции «Випперовские чтения - 1985». Часть 1.

188. Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М., 1999.

189. Храм древности содержащий в себе египетских, греческих и римских богов имена, родословие, празднества и бывшие при оных обряды. (Собран из разных греческих и латинских как древних так и новейших писателей). Пер. на рос. язык. СПб., 1771.

190. Цымбурский В. Л. Итало-этрусский миф о великой горе по античным источникам // ВДИ. 1984. № 4.

191. Шейнман Топштейн С. Я. Современное состояние проблемы происхождения древнегреческой трагедии // ВДИ. 1962. № 4.

192. Элиаде М. Космос и история. Избр. раб.: Пер. с фр. и англ / Общ. ред. И. Р. Григулевича, М. Л. Гаспарова. М.,1987.

193. Элиаде М. Апология мужества. Три эссе // Иностранная литература. 1999. № 2.

194. Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. М., 199б.

195. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1995.

196. Элиаде М. Тайные общества. Обряды. Посвящения. Инициации. М.- СПб., 1999.

197. Яйленко В. П. Греческая колонизация VI III до н. э. М., 19S2.

198. Ярхо В. Н. Античная драма: технология мастерства. М., 1990. 19S. Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.

199. Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 197S.

200. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная комедия. М., 1979.

201. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. М., 19б7.

202. Ярхо В. Н. Аристофан великий художник - утопист II Аристофан. Комедии. Фрагменты I Пер. А. Пиотровского. М., 2000.

203. Andrewes A. The greek tyrants II Hutchinson's University Librari. Londres, 195б.

204. Angiolillo S. La visita de Dioniso a Ikarios nella ceramica attica: appunti sulla politica culturale pisistratea II Dialoghi di archeologia. 19S1. anno 3.

205. Asheri D. Leggi greche sul problema dei debiti II Studi classici e orientali. Pisa, 19б9. № 1S.

206. Astour M. Helenosemitica. Leiden, 19б5.

207. Aurelio Privitera G. Dionyso nella societa micenea II Atti e memorie del I Congresso Internazionale di Micenologia. Rome, 19б7.20S. Aurelio Privitera G. I rapporti di Dioniso con Posidone in eta micenea II Studi urbanati. XXXIX.

208. Bachofen J. J. Die sage von Tanaquil II Gesammelte Werke. Basel, 1943 5S.

209. Banti L. Myth in Pre Classical Art // American Journal of Archaeology. 1954. 58. № 4.

210. Belknap G. The social value of dionysiac ritual // Revue de l' histoire des religions. 1932. Berve H. Die Tyrannis bei den Griechen. München, 1967. Bd.1 2.

211. Bianchi U. The Greek Mysteries. Leiden, 1976. № 82.

212. Bonfante L. Fufluns Pacha the Dionysus // Mask of Dionysus. New -Jork, 1993.

213. Boyance P. Dionysiaca. A propos d' une etude recente sur l' initiation dionysiaque // Revue des etudes anciennes. 1966. LXVIII.

214. Bowra C. M. Griechenland. Zürich, 1964.

215. Brinna Otto. Kultisches und Iconographisches zum minoisch -mykenischen Dionisos // Mitteilungen der Anthropologischen Geselschaft in Wien. 1993/1994. Bd.123/124.

216. Bruhl A. Liber Pater. Origine et expansion du culte Dionysiaque a Rome et dans le monde Romain. Paris, 1953.

217. Burkert W. Homo Necans. The antropologiy of ancient Greek sacrificial ritual and myth. Berrkeley Londres, Universitet of California Press, 1985.

218. Caragounis Chr. C. The Ephesian Mysterion. Meaning and Content. Lund, 1977.

219. Carrière J. C. Le carnaval et la politique. Paris - Besançon, 1977.

220. Carpenter T. Dionysian imagery in archaic greek art. Its development in black figure vase painting. Oxford, 1986.

221. Casadio G. Storia del culto di Dioniso in Argolide. Rome, 1994.

222. Cassola F. La proprieta del suolo in Attica fino a Pisistrato // La parola del passato. XXVIII.

223. Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue Grecque. Paris, 1983. B. 1-2.

224. Clinton K. The Sacred Officials Mysteries. Philadelphia, 1974.

225. Glotz G. La solidarite de la famille dans le droit criminel en Grece. Paris, 1904.

226. Cole J. Peisistratos on the Strimon // Greece and Rome. XXII.

227. Colonna G. Reflessione sul dionisismo in Etruria // Dionysos Mito e Mistero, Atti Convegno, Comacchio, 1991.

228. Cornford F. M. The origin of Attic Comedy. Cambrige, 1934.

229. Csapo Eric. Riding the Phallus for Dionysus: Iconology, Ritual and Gender Role De/ construction // Phoenix. Trinity College. Toronto, 1997. V. 51. № 3-4.

230. Caragounis Chr. C. The Ephesian Mysterion. Meaning and Content. Lund, 1977.

231. Dabdab Trabulsi Jose Antonio. Dionysisme, pouvoir et societe en Grece jusqu'a la fin de Tepoque classique. Paris, 1990.

232. Daraki M. Dionysos. Paris, 1985.

233. Detienne M. Dionysos a ciel ouvert. Paris, 1986.

234. Detienne M. Dionysos mis a mort. Paris, 1977.

235. Detienne M. La phalange problèmes et controverses // Problèmes de la guerre en Gréce ancienne. Paris, 1968

236. Dickie M.W. The Dionysiac Mysteries in Pella // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bonn, 1995. Bd.109.

237. Deubner L. Attische Feste. Berlin, 1956.

238. Dodds E. Meanadism in the Bacchae // Harvard theological review, XXXIII.

239. Eisele A. Sabazios // Roscher W. H. Ausfurliches Lexicon der griechischen und römischen Mythologie. Leipzig, 1902. B.III.

240. Else G. The Origin of Tpayyôia // Hermes, 1957. 85.

241. Evans A. The Palace of Minoas and Knossos. London, 1936.

242. Farnell L. The cults of the Greek states. Oxford, 1909. V.5.

243. Foley H. The masque of Dionysos // Transactions and proceedings of the American Philological Association, 1980. CX.

244. Foucart P. Le Culte de Dionysos en Attique. Paris, 1904.

245. Foucart P. Les mysteres d' Eleusis. Paris, 1914.

246. Frickenhaus A. Lenäenvasen. Berlin, 1912.

247. Frontisi Ducroux F. Dioniso e il suo culto // I Greci: storia cultura arte societa. Torino, 1997. 2.

248. Frontisi Ducroux F. Le Dieu - masque. Une figure du Dionysos dAthenes // La Decouverte - Ecole francaise de Rome. Paris - Rome, 1991.

249. Freud S. Totem und tabu Einige Übereinstimmungen im Seelen eben der Wilden und der Neurotiker. F /am Main, 1977.

250. Gallavotti G. Brevi noti di filologia micena // Studi italiani di filologia classica. 30. 1958.

251. Geffcken J. Griechische Literaturgeschichte. Heidelberg, 1926.

252. Gernet L. Dionysos et la religion dionysiaque. Elements herites et traits originaux // Revue des etudes grecques. 1953, LXVI.

253. Goldhill S.P. Anthropologie, ideologie et les Grandes Dionysies. Montpellier, 1987.

254. Gruppe O. Griechische Mythologie und Religiongeschichte. München, 1906. B. I.

255. Gruppe O. Dionysos // Roscher W. H. Ausfürliches Lexicon der griechischen und römischen Mythologie. Leipzig, 1902. B. I.

256. Guthrie W. K. Ch. Orpheus and Greek Religion. London, 1935.

257. Hamilton R. Choes and Anhtesteria. Ann Arbor, 1932.

258. Hind J. The «tyrannes» and the exiles of Peisistratus // Classical quarterly. 1974, XXIV. Hoorn G. van. Choes and Anthesteria. Leyde, 1951.

259. Johnston S.Y., McNiven T. Dionysos and the Underworld in Toledo // Museum Helveticum. Basel, 1996. Vol. 53, fasc. 1.

260. Jung K. G. und Kerényi K. Einführung in das Wesen der Mythologie: Das göttliche Kind. Amsterdam and Leipzig, 1941.

261. Jung K. G. und Kerényi K. Das göttliche Mädchen. Amsterdam and Leipzig, 1941.

262. Jeanmaire H. Dionysos. Histoire du culte de Bacchus. Paris, 1951.

263. Kerényi C. Dionysos. Archetypal image of indestructible life. Princeton, 1976.

264. Kerényi K. Dionysos. Urbild des urzerstöbaren Lebens. München, 1976.

265. Kerényi K. Die Bacchantinnen des Euripides // Werke in Einzelausgaben. B.II.

266. Kerényi K. Die Mythologie der Griechen. Zürich, 1951.

267. Kerényi K. Herkunft der Dionysosreligion// Arbeitsgemeinschaft Nordhein Westfalen. 1956.

268. Kerényi K. Der Frühe Dionysos. Eitremforelesningerer, 2 Universitet i Oslo. 1961.

269. Kern O. Die Religion der Griecheh. Berlin, 1926. B.II.

270. Kolb F. Baureligion und Kulturpolitik der Peisistratides // Jahrbuch des Deutschen Archälogischen Instituts. 1997. № 81.

271. Laqueur R. Diodorus. RE, VI A, 1936.

272. Lavecchia Salvatore. Le « Secondo Difirambo» di Pindaro e il culti telani // Studi classici e orientali. Pisa, 1994. № 44.

273. LevequeP., L. Sechan. Lse Grandes Divinites de la Greece. Paris, 1966.

274. Lexicon Iconographicum Myphologiae Classicae (LIMC III/2). Zürich und München, 1986.

275. Mantero T. Radiographia di un dio. Dioniso, dio della vegetazione, «kouros» e «paredros». Genes, 1975.

276. Marinatos. N. Role and Sex Division in Ritual Scenes of Aegean Art // Journal of Prehistoric Religion. Göteborg, 1987. Vol. I.

277. Metzger H. Le Dionysos des images eleusiniennes du IV siecle // Revue archeologie. Paris, 1995. Fasc. 1.

278. Mossè C. Aristote et la tyrannie. Aristoteles a tyrannis // Acta Universitatis Caroline 193. Philisophica et Historica I.

279. Mylonas G. E. Eleusis and the Eleusinian Mysteries. Prinston, 1961.

280. Nemirovskiy A. I. Specqio etruscae. Roma, 2003.

281. Nilsson M. P. The Minoan Mycenaen religin and its survial in Grek religion. Lund, 1927.

282. Nilsson M. P.The Mycenaen origin of greek mythology. Bercley, 1932.

283. Nilsson M. P.The Dionysiac mysteries of the mysteries of the hellenistic and Roman age. Lund, 1957.

284. Nillsson M. P. Geschichte der Griechischen Religion. 3 Aufl. München, 1967.

285. Nilsson M. Cults, Myths, Oracles, and politics Greece. Lund, 1951.

286. Nietzcshe F. Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik. Leipzig, 1872.

287. Oliva P. La tyrannie, premiere forme de lEtat en Grece et son role historique // La Pensee. 1956. № 66.

288. Otto W. F. Dionysos. Mythos und Kultus. F /am M., 1987.

289. Otto W. F.Die Götter Griechenlandes. F /am M.,1987.

290. Otten H. Die Bronzetafel aus Bogazköy. Wiesbaden, 1988.

291. Pallottino M. Testimonia Linguae Etruscae. Firenze, 1968.

292. Person A. W. The Religion of Greece in Prehistoric Times. Bercley -Los Angeles, 1942.

293. Pfiffig A. J. Religio Etrusca. Graz, 1975.

294. Picard Ch. Les Religion Prehelleniques (Crete et Mycenes). Paris, 1948.

295. Plant R. Greek coin types and their identification. London, 1979.

296. Polenz M. Die griechische Tragödie. Göttingen, 1954.

297. Pollard J. Seers, shrines and sirens: The Greek religiosus revolution in the sixth century B. C. London, 1965

298. Preller L. Griechische Mythologie. Berlin, 1854. 2 B.

299. Preller L. Theogonie der Götter. Darmstadt, 1964.

300. Puhvel J. Eleuther and Oinoatis. Dionysiac data from Mycenaean Greece, Mycenaean colloquim for Mycenaean Studies.

301. Rapp A. Die Beziehungen des Dionysos kultes zu Thrakien und Kleinasien. Stuttgart, 1882.

302. Pauly's Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G.Wissowa. Stuttgart, 1894.

303. Reiner E. Die rituelle Totenklade der Griechen // Beitrage. Tübingen, 1938.

304. Ridgeway W. The Origin of Tragedy with Special Reference to Greek Tragedies. Cambridge, 1910.

305. Rohde E. Psyche. Paris, 1910.

306. Robertson N. Athens: festival of the new wine // Harvard Studies in classical philology. Cambrige, Mass., Harvard University. 1993. № 95.

307. Roscher V. H. Lexicon der griechischen und römischen Mythologie. Leipzig, 1884 -1937. T. I.

308. Rubensohn O. Die Mysterienheiligtümer in Eleusis und Samothrakie. Berlin, 1892.

309. Sabbatucci D. Il mito il rito e la storia. Roma, 1978.

310. Schavernoch H. Die Krone der Ariadne // Antike Welt. 1983. Bd. 14.

311. Scheibler P. Bild und Gefass Zur iconographie Bedeutung des attischen Bildfeld Amphoren // Jahrbuch des Deutschen Archälogischen Instituts. 1997. № 81. S. 92 95.

312. Snodgrass A. M. The Hoplite Reform and History // JHS. 1965. 85.

313. Stahl M. Aristokraten und Tyrannen im archaischen Athen. Stuttgart, 1987

314. Stengel P. Die Griechischen Kultusaltertümer. München, 1920.

315. Sutherland C. H. The cistophori of Augustus. London, 1970.

316. Teixidor Y. The Popular Religion in Greco Roman Near East. Princeton, 1978.

317. Thomson G. Aeschylus and Athen: A Study in the Social Origens of Drama. 2 ed. London, 1946.

318. Turcan R. Dionysos Dimorthos // Melanges d'archeologie et d'historie. Paris, 1958. 70.

319. Untersteiner M. Le origini della tragedia. Milano, 1942.

320. Venturi I. Dioniso e la democrazia Ateniese. Roma, 1997.

321. Vernadsky G. The Origin of Russia. London, 1959.

322. Vernant J. P. Figures, idoles, masques. Paris, 1990.

323. Warren P. Minoan Crete and Ecstatic Religion // Sanctuares and Cults in the Aegean bronze Age. Stockholm, 1981.

324. Will Ed. Korinthiaka. Recherche sur l'histoire et la civilisation de Corinthe des origines aux guerres mediques. Paris, 1955.

325. Willetts R. F. Cretan Cults and Festivals. London, 1962.

326. Winnington Ingram R. Euripides and Dionysus. An interpretation of the Bacchae. Amsterdam, 1969.

327. Zelinski T. L'evollution religieuse d'Euripide // Revue des Etudes. Paris, 1923.