автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Культ огня у племен Казахстана в эпоху бронзы: динамика, функции

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Кукушкин, Игорь Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Культ огня у племен Казахстана в эпоху бронзы: динамика, функции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культ огня у племен Казахстана в эпоху бронзы: динамика, функции"

РГ6 од

'^IkHJIff^KAAEaHH НШ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН МНСШУТ АРХЕОЛОГИИ им.А.Х.ШРГУЛАНА

На правах рукописи КУКУШШ 14горь Алексеевич

КУЛЬТ ОГНЯ У ПЛ21ЕН КАЗАХСТАНА В ЭПОХУ БРОНЗЫ: ДИНАМИКА, ШКЦИИ

Исторические науки - 07.00.06 - археология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Алиаты - 1993

Работа выполнена в отделе первобытной археологии Института археологии им.АЫаргулат HAH Республики Казахстан.

Научный руководитель - доктор исторических наук

Акишев К.А.

Официальна оппоненты - доктор исторических наук

Зайберт 5.2.

кандидат исторических наук Курманкулов Е.й.

Ведущая организация - Казахский государственный

Национальный университет им.Аль-5араби, кафедра археологии и этнографии

Защита состоится "____"___________1993 г. в___часов

на заседании Специализированного совета.Д 008. 09. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 - Отечественная история и 07.СО.06 -Археология при Института истории и этнологии им.Ч.Ч.Валихансва НАН Республики Казахстан (480100, Алматы, ул.Шевченко, 2В).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории и этнологии ка. Ч.Ч.Валиханова НАН РН.

I

Автореферат разослан "__________■_____1993 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат исторических, наук

Ю.И.РОМАНОВ

OSJАЛ ХАРАКТЕРИСТИКА PAEOW

В эпоху бронзы огромную территорию Казахстана населяли кного-гисленшэ скотозодтсско-зеыледзльческиз племена, пояучибдиэ в нау-хе назваьше андроновской кудьтурно-игторичаагсоп общности. Яркие ¡амобптннз археологические памятники этой пори см^тельствувт о высоком уровио развития социальной организации и духовной сферы об-цества. По мнения целого ряда исслодователзй, насельники аридной зоны составляли некогда обширный ккдокранский тсскэ, существование которого в настоящее время нэ вызывает соккенкй.

Масштабные археологические раскопки послоджй Лет ввели з ка-учнкЗ оборот огромный исторический материал, шзеоЛивикй исследователям внести свои коррективы в проблему периодизации и гронлогии црэзнейгапс пшяткнхоз региона. Значктегънаэ успеха достигнуты s области выявления мегяуяьтурнкх связей, з реагояйа вопросов согг:-адьио-экономического развития и этнической истории населения Зрон-аоаого пока.

Аатумьность^тема. В то остается практически нераз-

работзяигш мировоззренческие аспекты, ограничивая воэмопноста рэ-Еокструссни духовной сфзрз общзстза. Бззуслсвно, данные обстоятельства несколько сникая? икформатквнуэ ценность археологического материала, таи кап, оставаясь в-этом плане за рамками кезкзс знаний, могут способствовать неказенному восприятии картины развития исторического процесса в дело п. Особая трудность в "пучешш мировоззренческих сторон заязни социума заключается в полном отсутствии пряынх письменных источников, а таете зоо- п актро понерф'-niz спяетов в искусстве населения степной бронзы. Особняком стоят многочисленные петроглифические изображения, но привязать вя-я конкретной археологической культуре пока нз представляется зоэиожнш, тем не менее они могут играть вспомагательт>у& -роль для решеккя от-

- ¿ -

дальних вопросов идеологах.

Несмотря на всэ увазанныа сложности, специалисты» касапцке этой проблемы, единодушна в утверждении развитых мировоззрение« ких основ у племен авдроновского круга и поздней бронзы. Причта центральное место в древнейшее зерованияг отводится культу opas и солнца. Однако, отдельные соображения по этка вопросам» как правило, приводятся только в контексте обеда дроблен андрсковедения и носят тезисный, констатирующий характер.

Цеди и задачи. Основной цедьв исследования является опрзде ние направления и с^-^омерностей динамического развития культа огня, фиксируемого в погребальном обряде, а также aro сегшнадчг ких функций. Из поставленной целк • натекает необходимость peaeti следующих задан;

- уточнение социально экономических отношений ы вопросов к ровоззрения у племен степной бронзн;

- обобщение материальна: свидетельств существования гдгдьча огня и его проявлений а археологических памятниках Казахстана а сопредельная регионов^

- привлечение широкой историка - этиографзгтескс Л базы даннш

i

позволяющей выявить-значение огня к его символов в обрядовой щ тике. « ■

Мет^исслзйования^ в'работе' применен» главным' образом, к тод исторической перспективы, наекденный элементами рзтростактг ного анализа. Выбор основан на рбщестаднальностн а кснвергент.чс ти развития человеческсго общества в двлои, что и создает реал зозмонностн для исторических реконструкций и моделирование.

Источники. Основной источниковой базой данной райота поелз ли материалы» полученные заспедяциямз Карагандинского государс? венного университета и Карагандинского областного асториао-кра«

эедческого'вдгзея на территориях Карагандинской, Павлодарской и Кустанайской областей. Искренняя благодарность К.А.Акияеву, В.В. Евдокимову, Ж.К.Цурманвулову, З.С.Самшеву, В.В.Варфолоыееву» Й.З.Р^дковсаоыу, В.Г.Иошшу» Э.Р.Усмановой, А.А.Ткачеву, а такяе всем моим коллегам и друзьям» сказавшим существенную помощь в написании диссертации.

При изучении вопросов семантики использовались этнографические и письменные источника.

Научная новизна работа. Определены принципа перехода от материнского рода к куге кому праву и их соответствие в индоевропейс-"7' кой мпфоаогшеской традиции. Обоснован механизм выделения греческой прослойки в эпоху бронзв и другие периода- Прослежена динамка культа огня к его трансформация по; материалам погребальной обрядности на значительном хронологическом ггоскзййНгев времени, о:-:~ ЗЕсаваацгм не только бронзовый пэрисд," но эпоху камня п

раннего железного века. Широкое■иейоаь&ованай й&ккнх археологии, этнография, ляягвпеяяш погводзао охвра^^врййевгль йункшл огня газ нугското оплодотворяющего немала кз только в погребальной праккже, но и,в других областях сковной еиэки древнего общества.-

■ Ппагстктаская_знв^иость_2аботы. Возможность применения результатов исследований' для пострознкя кеторкч&екгп реконструкций глгроссз-зренческоЯ сферы я общественнкх отношений,, в основе которкх легат закономерности стадиального развития еоцгуиа. В написания обобщающих работ по история духовной культуру древнейшего населения Казахстана, для разработки общих и еяециаяьякк курзоз по~проблэ-глам первобытного общества, в зкакурсконно-1фаеведческой ра$отз. ■ Основные-вкэодц и отдель-

ные пододенкя работа были излоаэня на отезтакх заседаниях отдела.

первобытной археологам Института археологии HAH Республики Каза; стан, ка анучгЕК гояфзрэншшх Ыаргулановскиэ чтения (Алма-Ата, IS89-I99I, Пэтропзаловек, 1992). Яетсторно аспекте ыселсдозаптй по тема дассартахши пргдставлзнз в ряде статей и публикаций аз?г ра.

Структура работа. Диссертация состоит из ввздвяпя, трех гда заключения и срилойэшш с иллвстрацяяки.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ."

Взе^еше. Обоснозквется актуальность темы, дается краткая характеристика согрекзнпсго состояния проблематики, связанной с вопросами интерпрегахда культа огня и его функций у племен степной бронзы. $орг^7яаруотея цели и задачи исследования, укгеивают« метода я иеточшшовая база, раскрывается научная новизна и практическая значимость раоотн.

Глава I. Отправители культа в опэху брона-i Андроновсхспг племена, населлвшиз в этот период территории Казахстана а ряд с< предалыж ротяоноз,' яо акеня» больтаяства исследователей; явяя: .носителями ввдоирансглх яультуршх традиций, для которые характ: ны единообразна и глубокие черты сходства в хозяйстзенш-быговог укладе, обычаях, содаиьнои строе, религии.

Следовательно;, допусти:.» предполагать наличие в андроновсх; ооцестзе развитей религиозной састеьаа* .о чзм моасат сввдзтельстз вать детализация погребального ебтэяда, а такзкз выд-злани-з проело! eis уродов - отправителей культа.

Однако, определенные трудности зашпвчазтея з том, что иссда дования акдроновских иогильниас дав?, как правило, сколько-нибудь .убедительных данных, свидзтельствувщк с существования с.

якгелей культа в эпоху бронзы. Погребальный инвентарь практически однообразен и каких-либо предметов сакрального назначения8 не наблюдается.

Рассмотрим особенности родовой организации и историю становления производящего хозяйства паступеско-земледельческих племен.

Считается доказанные что переход неолитических охотников н собирателей к производящей экономике прокзопел в наиболее благоприятных в климатическом отношении регионах. Основной -хозяйственной единицей становится катерикско-родовая община земледельцев-скогозодов, где жещхны, в силу экзогамии брачных отношений, занимают госпсдствукп;еее .-првобладещее положение.

Высокая экономическая рольг синтезированная с функцкягш продолжительный рода,, позволила яеицике занять лидирующее положение из идеологической сфере общества. Объектами культа зыступают родовой очаг и небесный огонь-содкцзг ассоциирущееся с образом быка, который воплощал мощь» изобилие„ ошходотзорящие силы природы.

Быстрый рост населения в земледельческих оазисах з эпоху энеолита приводит к перенаселению этих областей и возникновения тенденции к расселения на нозкх территориях. В осваиваемых областях8 где традиционная земледедьчесхо-скотоводческая форма хозяйства сочеталась с благоприятным Почзенно-Елиматкческими условиями экономика практически на изменяется, в других г.2 регионах ока делает крен в сторону скотоводческого хозяйства. По-сущестау происходит второе общественное разделение труда: выделение-из Среды земледельцев преюдаественно скотоводческих родов. Сразу_сделаем^ оговорку: степная зона Центральной Азии и Восточной Европы не была самостоятельным первичным очагом становления производящего хозяйства. Докестицкрованные растения и животные» культура зеиледелил и скотоводства появились здесь в готовом вида.

Выделение скотоводческо-эеыледельческих пленен ознаменовало

собой становление нового типа производящей экономики, где приоритет хозяйственной деятельности закрепляется за скотоводством,Этот момент можно считать начальным этапом развития общества с прогрессирующим скотоводством и постепенно деградирующим земледелием.

В то же время» если выделение пастушеско-эемледельческях племен происходит при развитых гинекратических структурах, полно!, господстве жекцин в идеологических вопросах, то общественный престиж женщин, традиционно владевших навыками ухода за скотом, о чем свидетельствует, в частности, сохранившееся женское скстоводс тво у горных таджиков, должен был еще более возрасти.

Такой вывод, видвмо, правомерен и для племен андроновской культурно-исторической общности,, хотя большинство исследователей, за редким исключением, считают андроновское общество патриархальным.

На высокую роль женщины в андроновском обществе указывают также эпизодические'находки предметов вооружения в женских погребениях и различных бронзовых украшений, являющихся, как правило, исключительно женскими атрибутами одежды. Известно, что на ранни этапах, развития' общества металлические декоративны-:, изделия поз-

воляли женщинам демонстрировать свой высокий общественный статус и богатство. Охра: шо-магический, сакральный характер украшений предполагает выполнение женщинами и обрядовых действий. — „Очевидно, созданная земледельцами религиозная система оказа лась весьма устойчивой и в несколько трансформированном виде сохраняется у пастушеско-земледельческих племен. Культ плодородия в образе солнца-быка, а затеи и солнца-коня начинает обслуживать преимущественно скотоводческое хозяйство. "На ритуальную сопричас ность андроковских женщин с солтщем-быком (конем) указывают найд

ные в погребениях бляшки с солярнш орнакенто?!, браслеты с закрученными в спираль окончаниями, имигирущиии бычьи рога.

В то же время значение мужчины в хозяйственной, общественно-политической жизни рода все более возрастает. Несоответствие социального статуса и роли, которую мужчина играет в реальной яизни родовой общины, исподволь провоцирует изменение укоренившихся традиций.

. Таким образом, внешне скрытна общественно-экономические противоречия становятся двияучши силами развития внутренних процессов древнего общества.

На наш взгляд, эволюция от кагеринского рода к отцовскому вылилась а несколько ггрокезуточных форм семейно-брачных отношений, базирующихся на эндогамии.

Одним из основных нритериез выделения семьи и изучения общественного устройства у андроновцев традиционно являются парные разнополые погребения. В данном случае под парным мы подразумеваем -захоронение двух иццивидов в одной погребальной камере, в двух центральных могильных камерах или каменных ящиках, иногда имеющих общую перегородку-

Есть основания предполагать, что парные разнополые погребения составляли эндогамные брачные пары, которые захоранивались на родовом могильнике в силу принадлежности к одного роду. Учитывая матрилинейность родства в целом, супруги, составлявшие экзогамные пары, погребались раздельно друг. от друга, каздый на своем родовом некрополе, так как принадлежала к разным родам. Думается^переход

к эндогамии был достаточно длительным процессом и на одном.моги- .

г ~

льнике могли сочетаться как новые (эндогамия), так я старые формы (экзогамия) брачных отношений.

Возникновение практики эвдогадаых браков внутри родового кол-

лектива связано со стремлением цуагаыы упрочить свое положение в обществе. Только чахни образом монно было стать полноправным членом рода. В алакульских-памятниках,' например» в могильника Таста-Бутак I (Западный Казахстан) количественное соотношение взрослых» объединенных в супругеские пары, составило 42 процента, в полностью исследованных могильниках Майтан (Цактральный Казахстан) и ЛисаковскиЯ (Северный Казахстан) соответственно 30 и 28 процентов. В могильниках Южного Зауралья - 32 процента, но поднимается дс 45-55 процентов.

3 своя очередь нречзстзо тесно связано с брачно-родовыми отношениями. Линия его развития, по нашему мнению» выглядит следующим образом:

1) экзогамия, основанная на материнском роде - яряпы-жеедины»

2) первая форма родовой эндогамии: устанавливается некоторое равновесие, в силу чего муляины могут становиться лгрецами наряда с женщинами;

3) вторая форма родовой эндогамии; период становления мужско-» го права» греческие функции выполняют как цуэсчины, так и жекцинн;

4) утверждение экзогамного патриархального родг, жреца мук-, чины, женщины могут быть жрицами своего рода, но при условии соблюдения обета безбрачия. Последнее хорошо .иллюстрируется на при^ мере девственных, римских весталок.

Кто именно 5.: о г претендовать на право отправления жреческих функций? Как уже позорилось, в период становления производящего хозяйства, целиком зависящего от природно-климатических факторов, на первое место выдвигается культ плодородия. Особое внимание обращается на случаи экстраординарного рождения: появление на свет более одного, ребенка при одних родах» т.е. близнецов.. Согласно

широко распространенно^ мнению, рождение близнецов не может быть результатом индивидуального оплодотворения, поэтому соучастником рождения близнецов мыслилось верховное солярное божество, связан^ ное с образом быка. Следовательно, наделение сакральными качествами близнецов й их право на отправление культовых обрядов носило естественный характер. Видимо, нещины-зрицБГ являлись воплощением этого права, будучи зачастую близнецами от рождения, так как считается доказанном,, что рождение двойни мозг.ет закрепляться ^в качестве наследственного признака в тех семьях, гДй такие рождения уге имели место.

С учетом того, что в идеологической сфёрз господствовали кен-щкни, очевидно, наиболее благоприятным с^Штайось рождение девочек-близнецов. Не случайно, наряду с солнеч&й бнкой у оседло-земледельческого населения широко почитались дйа богини-матери, которые, безусловно, имели блиэнеч1дш природу.

Исходя из принципа общей ксторйаской прародины индоавропей-цзз, схогай религиозной системы и высокого положения кещянк, ш предполагаем близкие греческие структура и у населения степной брокер в которых близнецы играют ключевуп роль. Данный тззкс подтвётрдаётея хорошо известными близнзчннми божествам индоиранского пантеона. Наким образом это явление ютгго отложиться в археологических материалах?

М.А.Итина обратила внимание па сосуды, поставленные вверх дном, которые эпизодически встречаются в погребениях эпохи бронзы, причем в самых различных регионах. Благодаря широкому покспу эунографггеесзтях аналогий ей удалось установить, что икеина таким образом маркировались могилы близнецов.

Сосуды, поставленные вверх дном, зафиксированы гая в алакуль-

ских, так и в федоровских комплексах независимо от пола и возраста (всего более десяти пунктов), что предполагает особое положение умершего уже с момента рокдения. Горшки в этом положении отмечены на дне погребальной камеры, на крав могильной ямы или над ней, последнее вследствие сплошной ограбленности захоронений остр чается довольнсг редко.

Одно из таких сохранившихся погребений было исследовано в могильнике Лисаковский (Северный Казахстан). В ограде I (раскоп XI) зафиксировано парное погребение, совершенное в двух пе.чтраль-ных могилах, над каждой из которых отмечено по одному горшку, установленному днищем вверх. Антропологические определения показали, что оба умерших являлись представителями мужского пола.

Парное погребение умерших одного пола исключает их брачные отношения и заставляет видеть в рассматриваемой ограде близнеч-ное захоронение. Парные аадроновские- однополые захоронения извест нн в могильниках Тасты-Бутак I, ограда 44 (две женщины), ограда 30 (две женщины), Нуртай, курган 2 (две женщины), ЬЗайтан, ограда 5 (две женщины), ограда 29, могила 2 (две женщины), Дасакозсний, раскоп 5, курган I (двое цужчин). В Юаном Зауралье обнаружено тройное погребение (могильник Алакулъ), принадлежавшее' женщине и двум вдкчинам. Тройное погребение исследовано в могильнике Майтан (ограда 8, ыогила I), где были захоронены две женщины и мужчина. _Вздимо, в тройных погребениях мы наблюдаем.семейные отношения, та; как особенно ярко символическое единство близнецов, выражается в церемониях, связанных с браком и смертью.

Кроме .однополых близнечных.погребений, бесспорно, существовали к захоронения разнополых близнецов. Мы, конечно, далеки от мысли отождествлять все разнополые.-парные погребения, состветству

ощие супружеским парам, с могилами близнецов. Тем не менее в период постепенного разложения материакского рода и перехода к эндогамным отношениям этот ритуальный брак, видимо, имел место. Рудименты существования такого брака сохраняются в мифах и религиях многих народов, где близнечные божества выступают в качестве супругов.

Таким образом, сеязь близнецов с верховным солнечным божеством в образе быка, а позднее коня, перерастание в божества самих близнецов, сложные идеологические представления, подтверждаемые погребальной обрядностью, крайне характерная роль близнецов как культурных героев, предков, родоначальников человечества, заставляет предполагать наличие в андроновском обществе социальной прослойки, тесно связанной с феноменом близнечности, выполняющей обрядовые и управленческие фушшии. Доказано, что каждый близнец уже от рождения и в силу рождения существо божественное, сверхъестественное. Следовательно, совершенно не обязательна особая сакральная атрибутика, не встречающаяся в погребениях. Для соплеменников близнецы являлись сакральными и обладали сверхъестественными способностями в силу своего рождения.

Половая принадлежность божественных близнецов находится в прямой зависимости от глубинных социально-экономических и идеологических процессов, протекающих в обществе. Разложение материнского рода вызвало к жизни новую сакральную' форм}' близнечного единства - разнополых близнецов. Она-отвечала внутренним запросам социума, так как освещала право на эндогамный брак и делала, адужчи-ну полноправным членом рода. ^ -

Глава П. Культ огня-солнца в эпоху бронзы. Прежде всего неординарное отношение к огню отмечается исследователями в погреба-

льном обряде. В данном случае под культом огня подразумевается вся совокупность ритуалов, так или иначе связанных с огнем, фиксируемых в погребальном обряде. Сйда могут входить кремация человека, животного, различного рода прокалы, кострища, подсыпка угя золы, мела, красной oxps.

Наиболее- ранние сведения, подтверждающие высокую роль огня : населения степной бронзы, зафиксированы в памятниках яино-афакас: евского круга. Как правило, в погребениях всегда присутствует кр; ная охра, символизирующая огонь. Отмечаются также случаи трупосо-жжения (Афанасьево).

У андроновскях племен огонь также занимает особое положение. Наблюдается широкое использование огня и его символов з погребальной практике. Так, например, кремация более всего характерна дз некоторых регионов федоровской культура. Подсчет трупосожжений в федоровских Снуринских) могильниках Центрального Казахстана показал, что кремация в них составляет 53 процента от общего количества захоронений, т.е. почти равное соотношение трулосоккений и трупополозкений. Для алакульского (атасуского) погребального обряда четко определяется ведущий-способ захоронения - икгумаиия, умершего- Случаи кремации не превышают 3 процентов.

У федоровнев Северного Казахстана кремация близка к 60 процентам от общего количества погребений. В а^акульлюгт могильниках трупосожжениз встречается редко.

На Южном Урале процент кремации в федоровских памятниках еде более высок и достигает 96 tir.-; cc.w.a Б алакудьскнх .колеблется в пределах 4 процентов, ведущим способом погреСе.-.ия по-прежнему остается трупополонение.

В Западном Казахстане федоровские памятники не известны, а в

алакульских комплексах кремация практически отсутствует.

Для федоровской культуры Восточного Казахстана также характерно трупополояение в погребальном обряде. Кремация крайне редка и была зафиксирована в единичных случаях. Алакульские могильники не известны.

Андроновские памятники Южного Казахстана носят следы длительного воздействия федоровских и алакульских групп населения, что отразилось,в первую очередь, в керамике, имеющей смешанные черты и в погребальном обряде, где господствует трупссояжение.

Таким образом, наблюдается следующая закономерность: число кремаций у федоровских и алакульских племен особенно велико в контактных зонах Южного Урала» Северного, Центрального и Юзного Казахстана. В глубинных восточных районах распространения федоровской культуры обычай трупосояжения идет по нисходящей и почти полностью вытесняется ингумацпей. Соответственно,и в западных районах алакульсксй культуры кремация встречается как исключение.

Изучение обряда трупосонжения показывает, что умершего сжигали без одежды. Кремация производилась на стороне, возможно, в . каком-то специально отделенном для этого ритуала месте, следы таких "крематориев" зафиксированы, например, на территории Еловского и Рсстовкинсхого некрополей (Западная Сибирь). Затем остатки соя-женных костей складывались в одну или несколько кучек или"рассыпались по д:;у могильной ямы.

3 качестве исключения зафиксированы - несколько случаев кремации в самой могильной яме (Беласар, Айшрак, Раскатиха).

Размеры и форма могил-.ных ям с погребениями пепла умерших совпадают своими параметрами с могилами, где была произведена ин-гумаиия. Возможно, что кроме пепла погребали какое-то подобие умершего, спитое из мягких материалов. Очевидно, этим объясняется,что .

найденные в могилах украшения не имеют следов воздействия. Косвенным подтверждением могут служить обнаруженные в погребениях могильника Уйтас-Айдос (Центральный Казахстан^, четко выраженные антропоморфные выкладки из плотно лежащих кальпенированных костей, зафиксированные на дне каменных ящиков (ограда,I, могилы 4-5'. Аналогичный ритуал отмечается у древних индийцев.

Видимо, семантика трупосожжения и трупоположения изначально едина: предание тела огню, но оформлена различными способами. До вольно часто наблюдается так называемая "условная кремация" заменяв щая настоящую многочисленными символами огня: красной охрой, углем, ..мелом, .красной тканью.

Не менее важным подтверждением поклонения солнцу-огню являются округлые бляшки с различными солярными вариациями, изготовленные из тонкого бронзового листа. Указанные изделия входили в конструкцию женского головного убора, а также могли нашиваться на одежду. Символика солнечного огня широко используется в декоре керамических сосудов- е виде меандрово-свастического орнамента, где мотивы свастики сравнительно легко угадываются.

По мнению многих исследователей огненно-солярная символика тесно связана с такими геометрическими фигурами как круг и квадрат и заложена в конструкциях многочисленных оград, оставленных населением степной бронзы. По-всей видимости функциональное назначение оград было полисемантичным, куда, однако, органично вписывался и образ солнечного колеса.

В орнаментальной традиции' солнце нередко передается концентрическими кругами, вписанными друг в друга. Этот символический при-•ем использован, например, в сооружении ряда .крупных федоровских курганов Центрального Казасггана (Аксу-Аголы П, Ортау П, Байбала П)

Солярный символизм в погребальных сооружениях нередко уступает место настоящим колесницам (колесам), следы и остатки которых обнаружены в захоранениях, относящихся к ямной, нотакомбной, ран-неалакульской культурам. Запряжку колесниц составляли лошади, парные скелеты которых обнаруживают в погребениях на краю могильных ям или перекрытии камер. Очевидно, колесницы в погребениях отражают идею огненно-солнечной колесницы, уносящей умерших на небо, в царство мертвых. Такая интерпретация полностью соответствует представлениям индоиранцев о загробном мире.

3 эпоху поздней бронзы образ солнечной колесницы наиболее ярко воплотился в кургане Айбас-Дарасы (Центральный Казахстан), где от подкзадратной погребальной камеры расходятся каменные стены, соединяющиеся с внешней оградой, что дает в плане солярную символику сооружения.

Пожалуй, наиболее отчетливо представления о солнечной колеснице отложились у ранних кочевников. Знаменитый курган-храм Улуг-Хорум (1Ува), предстазлявдий собой гигантское кольцо с 32-ыя спицами, дает достаточно веские основания в пользу этого предположе-. ния, ' •

Б одном семантическом ряду с Улуг-Хорумои стоит но менее интересный в этом отношении памятник - курган Аржан (Тува)». радиально-кольцевая планировка которого дает основание видеть з нем солярную символику.

В очерченный круг памятников попадает и хорошо известный Большой Бесшатырскай курган (Семиречье), вокруг которого зафиксировано' 94 оградки. Во время погребальной церемонии в. них горел огонь, что создавало эффект огненной спирали - знака солнца.

Таким образом, у индоиранцев, как и у всех индоевропейцев:назло место представление о солнечной колеснице, уносящей умершего а

- 15а-

загробный мир.

Конструкции погребальных сооружений в эпоху бронзы не исчер пывались символикой огненно-солнечной колесницы, являпцейся боле поздним наслоением. Ретроспективный анализ захоронений в предшес вущее время показывает, что священное отношение к огню отмечает начиная с верхнего палеолита. Все известные погребения этого пер ода, как правило, привязаны к месту обитания первобытной общины, и производились ¡зачастую в пределах жилого пространства. По набл дениям О.Н.Вздора,одной из характерных особенностей верхнепалеод ткческого обряда является обычай укладывать умершего на кострика очаги* красную зенню, густо посыпать охрой,где красная краска за меняла положение на очаге, символизируя огонь. Данное обстоятель ство дает право утверждать, что цель погребального обряда заключалась в помещении умершего в очаг килкща.

3 неолит-внеолитяческое время захоронения продолжает совершаться б пределах поселений клк вблизи них, что отмечается у пле ■ гген с приавакваззда типом хозяйства и в о седло-з е-ыд еде дьче с кзе культурах. По прежнее широко применяется красная охра, появляю1: ся первые случаи кремации» связанные с понятием очага и жилища. Очевидно, связь культа огня и очага была обусловлена реально- суп ствоваЕшей в древности практикой захоронения в очаге жилица, чте согласуется с данными этнографии (у саамов, нганасан) и мифолог] (у тюрков, кетов).

Погребальные конструкции известные в андроновских могильга ках, представляют собой в большинстве случаев округлые, четырех: гольные, ограды из плит, установленных на ребро, в центральной ' ти которых, обычно, расположена погребальная камера в виде каке: го яцвка или зцистн. .

Дкдрокйасиве жклвда также нередко укреплялись по периметру

-лигами и камнями. 3 центре отметаются очаги округлой или четырехугольной формы, сооруженные из камней или плит.

Нетрудно заметить, что планиграфия нилищ повторяется в конструкциях погребальных сооружений. Роль очага играет могильная яма, ^тен - каменная ограда. Показательно, что плиты адроновских оград устанавливались на ребро с характерным наклоном внутрь и явно передают заданное игл в древности направление к центру. Если мы проведем под этим углом касательные от краев плит к центру ограды, то на некоторой высоте они соединятся^ образуя конусовидную или' пирамидальную постройку. 3 некоторых оградах отмечаются и.столбовые ямы (могильники Тегиз-Шод, Ташик в Центральном Казахстане).

Таким образом, ограда (курган-ограда) соответствует понятию "дом мертвого", в свою очередь, могильная яма, расположенная в центре огороженного пространства, закономерно наделяется функциями очага данного "жилица". С этих позиций причина помещения а счаг-мо-гилу останков кремации, охры, углей и других символов огня, находит свою логику, тем более, что отмечены случаи трупосожкекия в самой погребальной камере., .

Сакральное отношение к огня, з том числе поддержание вечного, неггснущега огня в очаге, бесспорно, занимало существенное место в идеологии индоиранцев, приобретая ритуальную значимость, что отразилось в исключительной культовой роли счага в ведийской и авестийской традициях.

На андроновскюс и позднебронзовых поселениях Казахстана мате--риалы (км подтверждением поклонения огню являйте я округлые в плаке .. культовые очаги, обнаруженные а ряде килид. Особый интерес представляют очаги 5-угольной в плане, формы, найденные в жилицах финальной бронзы Центрального Казахстана (поселение Донгал, аилаце 3,7,8;

Кент, жилище 5). Они состоят из 5-6 поставленных на ребро плит, разущгас пятиугольную конструкцию. Очевидно, перед нами ни что и как антропоморфные очаги, доказывающие высокую ступень развития культа огня у населения финальной бронзы.

По археологическим и этнографическим данным, известно, что ориентировка умершего в могиле соответствует направлению, по кот рому он должен следовать, чтобы достичь своего загробного обитав ща. Обычно, мир мертвых мыслился на западе, по направлению захо; солнца, с движением-которого, зачастую, и сравнивалась человечес кая жизнь.

Ориентировка подавляющего большинства андроновских могил сс

ветствует линии юго-запад - северо-восток, северо-запад - юго-вс

ток и позволяет предположить, что основную нагрузку в выборе на1

ления, по которое "следует умерший" играет погребальная намера,

углк маркируют стороны света. Только через углы могилы можно пр<

вести необходимую, с точки зрения древних, .диагональ запад-васт(

'Иными словаки» прямоугольная форма могилы представляет собой не:

льный ромб, по лучащийся в результате поправки н& величину чело:

поздней

кого тела. Додавадратныз каперы бронзы могут выступать в качест равностороннего рсшба, который является символом женского начал природе.

Таким образом, магала-очаг, шещая форму овала, прямоугол ника (ромба), видимо, воспринималась в древности как женское ро давдее начало и выполняла именно эти функции. Это подразумевает ж скорченной позой костяков, тождественной внутриутробному (зар дьшевмс) положению ребенка во чреве матери.

Это положение перекликается с представлениями многих народ: о огня"® "хозяйке очага", где очаг мыслился местом сос^

дотекай ®щна рддовога ^каадектива, источником новых рождений.

Очевидно, могила аналогична женское рождающему началу и выполняла функции реинкарнации умершего.

В то же время эпитеты "мать огня", "хозяйка очага" означают, что женское божество очага породило и содержит в себе огонь, но таковым по сути деда не является,' так как само пламя всегда соответствует мужскому символу.

Оплодотворяющая природа огня отразилась во всем ее многообразии в ритуалах, связанных со сзадебно-погребальной обрядностью,сезонными праздниками, лекарской практикой у многих- народов мира.Все охранно-магические, очистительные обряды, связанные с использованием огня, предполагают реинкарнацию,, перерождение человека, где фаллическая сущность огня проступает особенно отчетливо. Аналогичными функциями наделяется и солярное-божество, будучи исключительно женски/, фаллическим богом в образе быка, коня» оленя.

В эпоху бронзы и ранних кочевников филлический характер солнечного божества воплотился в сооружении широко известных "олен-ных" камней, стелл, менгиров.

Крест и круг являются двумя основными элементами, посредст-. вом сочетания и видоизменения которых образуются все остальные огненно-солярные символы. Первоначально форма креста шли тировала древнейшее орудие для добывания огня, а затем и огня небесного. Крест ао многих культурно-исторических традициях воплощает плодородие, активное мужское начало и непосредственно соотносится с фаллосом. Это подтверждается и "прибором" для добывания огня, где нижняя дощечка отождествляется с кенским началом, а вертикальный стер- . жень - с мужским, а сам процесс вращения с половым актом. Добываз--мый же огонь - это рожденный ребенок. '

Хотелось бы заострить внимание на названии "мужской палочки1* для добывания огня у ведических ариев - "уд". Это слово, служившее .

для обозначения фаллоса, зафиксировано в Рнгведе, Атхарваведе, о мечено в древнерусских летописях и, думается, восходит своими ко нями ко времени индоевропейского единства в своем значении огонь

Интересно, что мощные древнеиранские пласты зафиксированы в верованиях узбеков, туркмен, казахов. Например, название огня -ут (уд, от), явно предполагает индоевропейские истоки. Учитывая европеоидный субстрат атих твркоязычнык народов, возможно входив ших б Еосточно-нрансдуЕ язкковую группу, можно предполагать, что ут - огонь к ряд других жизненно ваанкх терминов являются глубок индоиранской архаикой5 сохранившейся благодаря огромной сакральн роли,.которую они играли в жизни древнего общества.

Использование метода исторической перспективы позволило наметить основные этапы в развитии индоиранской мифологии.

Возникшая в раннеземледельческом энеолите .религиозная систс *

ыа, где главным божеством было солнца,, определила тенденции ыкфс гкческого творчества не многий тысячелетия вперед. Солярный бог ■в образа кагучю-но быка ассоциировался с силами плодородия и раз!; кония. Народу с шьг фигурируют две богини, две божественные благ нэчные гргщн, в качестве детей и зкен бога, его светлая и темная сторона. Огонь оста т зегшое воплощение бога.

Первоначально солярное божество воспринималось как нечто щ лостное, где солнце ^.дневное светило (бык, день, небо), луна -ночное свегклое связанное с быком (коровой), ночью, землей, воде змеей (змеем). Идея-близнёчноети буквально пронизывает ицдоевро-пайскуа миологии а кооуогонкю, начиная с изначальной неразделе! носте земли и неба.

Данная религиозно-мифологическая система характерна для эк: гаанвг катрЕархадьннх отношений- Счет родства ведется по катерге ео£ л№нтд хотя превосходство цужчанн в некоторых вопросах, в Ч!

кости военных, допускается.

Дальнейшее развитие общества агдэт к постепенной разложении материнского рода, усиления роли щетки п появлении элементов он-догашш в брачных отношениях.

3 индоиранской лифология даннкэ тенденции способствовали оттор-г.знкл от солярного божества андрогиннк: функций п надллешш :tvti самостоятельных бсетств, раздвдашихся на яуаехув и геясаув солозана. На пзр:з1-й план выводится разнополая пара блазнецов Яна-Ями (в ва-дийсксй традипни) и й'иа-йячая (з иранской).йима (Яма) начинает ото-адэстзля?ься с солнцам, набом, а его близнечлая сестра а жзна Яш£ -с луной, гсчявй. Отношения меаду солнцем л луной з еа:ягх различных }Г£фологжескп:с системах обычно прздетавлявтея ss.it крозно-родстзошзкэ £р?.т и састра, блцзнецз, муя и хена.

Егиноз гоплегда-гэ Яшз (Я:ат) - огонь, соотвасгйтяэнно угдем (Яив) станоЕэтея олицзтаерзнцг!! о^ага, его лона. У. целого сада народов зафиксированы архатпааз прздстаая?кия о xosaftst и хозл:;нв, жгзуяжс з отагэ. Сгараплзние культа в атси сяутаз посвяазко дсуи божествам, протеи л»нзданн-грицн традяиязнно связаны с солнцам, на-прстав, иужчикы-жреца тяготеют я ~.зкског,т/ бсэзстзу луш4 как богл-сму противоположного пола. В магкяэ-нргщзггекгой сфзре, вогмогно, предпочтение отдавалось разнополой паре блгзнецоз.

Ннтэнсязясо раэзятлэ брасно-родоп-зс -отяосэннй- прдгодст з то:..т, что эндогамия становится оботиой нормой- браяа, наряду с почятанеш солнечного бокэстза всо бояыгво значвякэ приобрзггзт боглня луп?, будут,! боязстзом мужского толка. Зекнтял воплозэкнем ез ног слуЕггь очаг. Роль богини-матери скорее зеего играли жвнщдаа» но цуттгаяг, зидпко, несколько потеснили кг з сфзре культа.

Исходя 7.э бяивнечисН сущности са^ой богяш-матеоп розяа«тся пртдетаадзшзэ о двух скновьях-бяпзязцах богпяя» аз потоплю на—

чинает олицетворять солнечный свет, день, небо, другой - ночь, ну (иесяц), воды, земли. Собственно куге известному солнечном близнецу, добавляется другой близнец мусского пола, ассоциирую с луной и оттеснявдий аанского близнеца на второй план. В зооы ном виде они могли быть связаны с образами пары быков,коней ил птиц. ^

Появление двух близнецов, возможно, зафиксировало определ ное равновесие женского и мукского права, причем большее могущ во и власть одного-из них находится в прямой зависимости от пр ладания той иди иной формы брачного права.

В индоиранской мифологии это два божественных быка-близне Митра-Варуна, олицетворявших небо и землю, солнце и луну, день ночь. .. '

Основную -информацию кировоззренчаского характера у племе!-степной бронзы несет. изобразительная традиция, получившая свое воплощение в орнаменте андроновекой посуды, как одного из сте^ невкх проявлений духовной сферы.

Обычно горшок :украгался треугольниками в верхней части ее в нижней нередко разакщаотоя "уточки", .зигзаги, пс тулову - га ные мзандровые' узоры, -зачастую обрамленные фестонами гаи пирай ки вершинами вниз, составленные из треугольников-или четыреху1 ников. В придонной-зоне отмечаются треугольники вершинами зве^ Таким образом, орвамоитальные эоны( -ввдимо,.воспроизводят верч кальную структуру андроновскаго мира. Практически на всех орте тированных, горская ет/щвстэует разделительная линия,. проходящая верхней части ■здглова в виде,прочерченных Линий, желобка или ус чика, Е которой своим'основанием.крепятся "пирамидки". Днище с да может выступать в качестве семантического.верха, от крторо] годятся солнечные лучи - треугольники. С этой позиции утилита! нееняя часть горка в перевернутом положении превращается в С!

тическую верхнюю. Допустимо предположение, что пирамидки на сосудах, но уже вершинами вверх, олицетворяют канонический образ богини-матери, хозяйки коней, роженицы (широко расставленные и согнутые в коленях ноги), хорошо известный по петроглифам ив прикладном искусстве многих народой мира.

Изображение богини матери,, составленной' из треугольников или фестонов, нередко обрамляет иеандрово-свастические вариации, которые в свою очередь выполнены в подражание лошадиным головам. Это подчеркивается характерном .пзгийом"шей'гй каноническим, разворотом "голов" В1разные стороны. Иногда.к ним монет добавляться третья . голова, подчеркивая "лоиадинуо" природу самой богини-матери. Головы коней' могут также следовать друг-за другом или даже- изредка быть обращенными друг к другу. Отмечаются'также свастическиа лошадиные мотивы, воспроизводя в своем кругоЗом. движении.смену дня и ночи.

Итак, андроновскда сосуда являются космической моделью, от-раглкщей представления.об организованном пространстве .окружающего мира. 3 сакральном (г,ерезернутсм) положения, сосуд, - это-мировая ось, мировое дерево, на веретна которого находится- солнце, в нижней части - земля,, водя, богиня-мать и. близнечнш. кони (быни, птицы), воспроизводящие круговое- движзкх?э, .то есть смеку дня и-него: вокруг оса мира. •

Таким образом», можно думать» что у племен эпохи- бронзы на территории Казахстана имела мзето типичная кндоевросайская религиозно-мифологическая система. ■■ ,

В заключении работы изложены основные итоги исследования.■

'Отдельные положения диссертации опубликованы автором в следу} ших работа;::

1. Могильник эпохи бронзы Тасырбай II// Молодые ученые - наук; Центрального Казахстана. Тезисы докладов. Караганда: 1988. С.34-3;

2. Андроновские могильники Кзыл-Кентского ущелья.// Вопросы археологии Центрального и Северного Казахстана. Караганда: 1939. С.67-75.

3. Андроновские погребения Кентского ущелья.// Маргулановс-кие чтения. 1990. 13.: 1992. С.90-93.

4. Огонь в андроновском погребальном обряде.// МаргуланоЕски чтения. Петропавловск: 1992. С.63-65.

5. Солярная символика погребальных памятников Казахстана.// Культурные контакты древних племен .Центрального и Северного Казах стана. Караганда (в печати).

/

( /