автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Культура и личность в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Лыкова, Ольга Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Культура и личность в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура и личность в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма"

мшшстпротяо культуры российской фцдш»лцш1

СЛИКТ-ПЕТЕГБУРГСКЛЛ ГОСУДАРСТВЕННАЯ А7?АДЕМИ-П КУЛЬТУГ ¿1

РГб од „

На правах рукописи

ЛЫКОВА Ольга Анатольевна

КУЛЬТУРА й ЛИЧНОСТЬ в пУМАНИСТИЧВСКОМ .ПСИХОАНАЛИЗЕ

ЭРИХА ФРОММА

Сп оциа л ьио сть 17.00,00 «Теория и история культуры»'

\ / \ /

Автореферат • \]М

диссертации па соискание ученой степени 1д

кандидата философских наук

Санпт-Петорбур г 1Г>Р1

Работа выполнена ка кафедре теории и истории культур Санкт-Петербургской Академия Культуры

Научный руководитель:

— доктор философских наук, . профессор Э.В. Соколов

Официальные оппоненты:

; — доктор философски:: наук, профессор В.В. Селиванов,

— кандидат философских наук, доцент С.М. Черкасов.

Ведущая организация:

. Сашст-Петербургский гуыашл'арнкй университет профсоюзов

Защита, состоится _/О сР/^^У__19(а/

й /^ ' часов на заседании специализированного Совеп Д 092,01.01 по присуждению ученой степени доктора наук щ Санкт-Петербургской государственной академии культуры I адресу: 191100, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2.

С диссертацией .молено ознакомиться в научной библиотеке Академии культуры.

Автореферат разослан

1994 г.

Ученый секретарь

сп ециа лпзированного Сев етц

А. Сукало

СБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В диссертации исследуется творчество известного. филосоЛа и-культуролога"XX"века 0,5ром1а. В центре его интересов находится проблема человека, в особенности человека, живущего в эпоху кризиса культуры. В своих работах Фромм стремится соединить антропологию с откой, обосновать, исходя из данных науки и исторически" слгчшвшхоя религий и этических систем, общечеловеческие ценности. Фрома бил "ровесником века" (он родился в 1900-ом и умер в 1980-ом г.) и отразил в своем, творчестве основные события и противоречия катастрофического XX столетия. Ученый постоянно обр^ьех внимание на морздыю-психо-логичеекое самочувствие человека нашего времени, анализирует его страхи" и заботы, ищет причини наших неудач и ошибок, пытаясь одновременно указать пути выхода из кризиса. Неудивительна популярность Фромма на Западе, где он выступил в качестве одного из идеологов движения "новых левых", молодежи, и интеллигенции конца 60-х годов, как идеолог социалистической партии, популярный философ-публицист. Уже названия его работ: "Душа человеке", "Искусство любви", "Из плена яллвзий"» "Бегство от свободы", "Здоровое общество", "Анатомия человеческой деструктивное?«", "Революция надежды" говорят не только о научпр-йилософском содержании, но и об огино-политической направленности его мысли.

Творчество Фромма многопроблемно, многотемно. Ему удалось в ряде случаев эффектно соединить в своей философии элементы марксизма, экзистенциализма, антропологии и нсихозн&пиза. Хотя больная часть его работ посвящена критике фашистского тоталитаризма и западного потребительского общества 'Ю -70г.г., многие его идеи универсальны и помогают лучше понять тенденции, наметившиеся уке в "1юстгсомиу1шстяческук"опоху. В частности, проблемы добра и зла. насилия, глубинной мотивации, свободы и морального выбора, подлинного бытия человека, "самоопределения личности",разрабатываемые Фроммом, никогда не устаревают. От; вновь' ставятся сегодня в обстановке идеологического плюрализма, глобальлгй перс с троп км мировой цивилизации, при новом соотпопепии сил в душч человека к ¡¡а мировой арена.

Вопроси личной идентичности, гуманистического воспитинн». и ртрм'/роввнля творческой личное:« ъегаат и связи о реорганизацией системы образования и воспитания молодея«. Выдвигаемые черед ко требования возврата к режиму- "счльной руки", авторитарной

власти могут получить объяснение, исходя из анализа авторитарного типа личности, даваемого Фроммом» Не устарели критика Фромма в адрес западного потребительского общества, его анализ "рыночной психологии" в триод перехода к рынку.

Представляется актуальной задача определения места и роли Фромма в развитии общественной мысли и гуманизма современного типа. Важно очистить творчество Фромма от предвзятых оценок и Характеристик, показать его роль как современного просветителя, призывающего к отказу от успокоительных иллюзий, ложных авторитетов, идеологических штампов, которые мешают увидеть опасности современной ситуации. Только на основе свободной мысли*' гуманистической совести, глубокого понимания мотивов поведения людей, можно, согласно Фромму, продвинуться к подлинному "ядру" человеческой природа и установить общественное согласие.

В фокусе Лилософско-отических рассуждений Фромма - проблема кул!туры и личности. У него ми находим ответы на вопроси о том, как влияют фактора еоцио-культурной среды па формирование человека, почему в ситуации культурного кризиса проявляются тенденции к "бегству от свободы" и "бегству от ответственности", как происходит подмена реальной социо-культурпой проблематики идеологическими символами. Чтение работ Фромма будит мысль и тревожит совесть. Реформы и перестройка общества могут иметь успех лишь при условии изменения идеологии и коллективной психологии, а тзкке повышения общего уровня культура. Современному человеку остро необходимо чувство ответственности и заботы о будущем. Фромм призывает раскрыть в себе истинные Веру, Надеагду и Любовь, наполнить огн традиционные христианские ценности современным содержанием и реализовать их на практике? (об отих ценностях идет речь, в частности, в работах: "Яз плена иллизнй", "Искусство любви" и "Революция надсада,!"). В равной степени необходимо выявить механизмы и причини регресса личности, деструктивных и агрессивных стремлений» исходяаих из коллективного бессознательного. Теории Фромма ориентированы на актуальные вопроси семьи, морали, оптимизации психологического климата в человеческих отношениях, соотношения технико-организационных и гуманистических аспектов современного развития и ряд других.

Научная актуольносп избранной темы обусловлена еще и тем, что Фромм вводит в научный обиход много новых представлений или же существенно изменяет смысл привычных терминов. Таковы, например, употребляемые Фроммом в специфическом смысле понятия "здо-

lOEoro" и "больного" общества, "доброкачественной 5грессии"("био-¡¡!шти" и "некрофилии", "социального характера", "'коллективного 5ессрзнв1^лького,^--"овда-мазо^изиа"ТГдругио. Оценка этих ново-•дзедекий Фромма ваяна в связи с тем, что его работы обращены из только к сообщеагву ученых» но к в широкой публике.

Степеньразработанности проблем». Актуальность темы тесно ■ ¡вязана со степенью ее разработанности. Труди и идеи Фромма дол-•ов время совещались у нас односторонне. Переводов не существо-' то, a подлинники, били, почти кедосгупшь. Лишь-в последние годы мрокая общественность смогла ознакомиться о основными рйботамт ченого в оуесксп перевода, оценить по досго'иногву стройность ti ¡одкупакщ'Я искренность его. «цели, воспринять гот мощный заряд Ручного и морального оптимизма, который она в себе несет. Хогя о средним меркам советского периода число работ о Фромме было осгагочно велико, его место в науке и философии» смысловое "яд-о" его концепции, степень обоснованности его сувдзкйй, основа-, ельйость предлагаемых км многочисленных типологий и новик rep-¡шов не были по настоящему и беспрпстраотпо оценены. Q Фромма иоал'и Л.Н.Верч'еноэ, П.&.Гуреззич/ Б.Й.Добрснькоп, 3. Л.Суббооша, Л.Черненко, Ю.Н.Давыдов, Л.М.Попова, А.М.Руггсешч, С.М.Черка-ов, В.М.Лейбин и другие. Но, за исключением некоторых исследо-аний советские критические работы о Фромме отличались налой ин~ зрмативностью, тенденциозностью и нежеланием вникать в суть ооммовских идей. Фромма, как и других "буржуазных" ученых обвитая в идеализме, абстрактном гуманизме, биологизме, леизеологиз-з, релятивизме, эклектизме и т.п. Особенно резкую критику внзы-уш попытки Фромма соединить Фрейда с Марксом и подвести коиму- " isW.ii феийам под одну и..»у.же рубрику тоталитарного общества, ззумеется, не все идеи соединима, но в принципе, синтез идей jiiBOMupatf в научном, исследовании. И уроки, прав в том» что при .. ?ея различиях тоталитарных: йдёЬло'гкй'- У Hiixtíimt общие черти, 5условленные политическими ц ¡экономическими реалиями, времени, ж- всем той, в философской критике советского периода был» и ¡раведлпие, обоснованные упреки в адрес Фромма. Его .nonmw, ■. ■ведения уцкверсальио^ этики из природа человека - иеко'рректии. : этом писал. В„И.Добреш:ков. Он указывал на неопределенность mrm "человеческой природ«", коюрыи оперирует; Фромм*. на его опиэд, который проявляется в убеждении, что'пеихоаиалитийш мо~ ! т стагь главкой силой в процессе оздоровления об^гсува,-lis . '. апочшпи«', был« обвинения Фромма в социологизации психического

и психологизации социального (.и.Л.Гуревич, С.М.Черкасов) в ак~ лектизме и шаткости проектов "гуманистической религии" (Л,Н.Па-поза). П.А.Гуревич указывает на присущую Фромму склонность к чрезмерной рационализации социально-психологических проблем и построению жестких логических антиномий, которые вряд-ли с>за~ гыза»5? существо сложнейших и многоаспектных человеческих отношений. Вместе с тем, интерес Фромма к человеку, его стремление понять с позиций создаваемой им синтетической философии кульгур-но-полигические феномена XX века, острое беспокойство за судьбы человечества не могут не импонировать»

На Западе в критических и комментаторских работах Л.Сторра,-Г.Мерфи, Дк.Флигеля, Д.Брзуиа указывалось» что Фромм сущвствек-но отоаел.от ортодоксального фрейдизма в трактовке человеческой природы, основных погрешностей человека, соотношения в человеке социальных и биологических, коллективистских и индивидуалистических влечений. Он перенес акцент исследовательского внимания с "больного индивида" на. "«Зольное общество", стремился преодолеть фрейдовскую трактовку ивдюида как самодостаточного существа и возражал против рассмотрения индивидуальной психики как замкиу-. той 'энергетической системы, против вне этической "психической механики" Фрейда- Внимание Фромма больше привлекало коллективное, а не индивидуальное бессознательное. Корень проблем "больного общества" он искал не в репрессии индивида культурными нормами, а в природе человека, в идеологии, в самой культуре.

Критик» Фромма ого западными коллегами также была не всегда корректна. Так Г.Уилле, промаркоистски настроенный ученый, по сути дела отрицал за учением Фрейда и его последователей какую-либо научную и мировоззренческую ценность. Он видел з "неофрейдизме", представленном Фроммом, Хорни, Солливеном разложение я кризис фрейдизма, обнаружение его полной несостоятельности. Он 'ке'писал о невозможности соединения Фрейдовского атеизма с ка-• кой бы то; ни было религией, пусть даже "гуманистической".Л,Сторр обратил внимание на то, что Фромм настроен подозрительно воинственно против всяких авторитетов, увидев в, этом проявление неизжитого "эдипова комплекса". Волюнтаризм Фромма помимо его воли .. приводит к плюрализму ценностей, Осукдая "бегство от свободы", Фромм, кг мнению Сторра сам бежит "в никуда", в свободу без всяких реальных ценностей. .

До сих пор в нашей литературе явно или молчаливо предполагалось, что если даже Фромм прав в своей критике западного общо-

ства, то у ас во всяком случае его критика и методология неприменимы к нашему, т.е. советскому, социалистическому, российскому, обществу. Между тем, многие идеи Фромма о социальном характере, коллективном бессознательном, человеческой ситуации в историческом процессе, механизмах формирования патологических типов личности могут быть применены при анализе любого общества, в осо-' бенности, находящегося в ситуации кризиса.

Цель исследования - анализ и оценка теории культуры и личности в гуманиегическом психоанализе Фромма и. в контсксто современной культуры выявление сильных, действенных сторон, его кон- • целции.

Ставя перед собой эту цель, мы столкнулись с необходимостью решения следующих задач:

- выяснить специфическое смысловое ядро философской антропологии и гуманистического психоанализа З.аромма. Чтобы решить оту задачу, потребовалось рассмотреть идейные и теоретические■ потоки, творчества ученого, показать связь его теории с традицией философской, научной мысли, культурно-политической ситуацией, обстоятельствами жизни и становления мыслителя;

- проанализировать решение Фроммом антропологических проблем: "человеческой ситуации", "человеческой природы", "подлинного" и "неподлипного" способа бытия человека,, "зкзпегепкиональ-ного выбора", противоречивых тенденций стоковлешт человека в историческом процессе;

- проанализировать развиваемое Фрокяси концепции "социального характера", "коллективного- бессознательного", "колли»шт;о-го сознания", идеологии,* '

- выяснять понимание феномена личности Фроммом., исследовать и оценить предлагаемые им типологии культуры, типологии личности, ".продуктивной" и "непродуктивной" ориентации, "бкофилнк." и "некрофилии" и др.;

- оценить сильные и слабые сторона предлагаемых Фроммом пу~ ; • гей выхода и:.1 иосг&янкя кризиса, путей форки^оивнкя "здоровой личности'" и "здорового обгцестга", его моральные рзко:«нд£а',.'т;

- рассмотреть социально-педпгоп1чоскнс и гтпчесг.ио волзре-и:м Фр!:;;::а з свяга с его ^кл^с^ойо-снгрснолсгической "ониепци-

ей и "оценить возшшостп примеисикя идей '?ро!«:а для лучпега по- " • кииедия со(5ио-гульгур:!оа ептувцте'в кипе и-в России; '

- спгциадъно обратить внпмадаа нч проблему "самоопределения" личности, свободного выбора и обретения "по.иинного бытия" и вы-

явить теоретическое и практическое значение этой проблемы з современных условиях.

Гипотеза исследования. Хотя теория культуры и личности • Э.Фромма выросла не, основе анализа и критики фашистского тоталитаризма и западного общества массового потребления, в ней икс ются непреходящие, универсальные идеи, применимые к лвбому обще отву. Это идеи "человеческой ситуации", "экзистенциальных дихотомий", "бегства от свободы", "социального характера", "коллективного бессознательного", "подлинного" и "нсподликиого" бытия. Они могут быть проверен« и оцсисни в свете современного соцно-. культурного опыта, использованы для объяснения путей и механизмов развития личности в нашу опоху,

Объект исследования - философское творчество Э.Фромма, его 'Гуманистический психоанализ" к культурная антропология.

Предмет исследования: смысловое ядро философии Фромма - ег теория культуры и личности.

Методология исследования. Основным методом исследования явился текстузлышп анализ произвеланнй Фромма, критических работ о нем. В своих рдесуидениях диссертант опирался на' принципы историзма, диалектики, системного подхода, взаимообусловленности бытия и сознания научного детерминизма, свободы морального выбора и на признанно объективных закономерностей в протекании, массовых коммуникативных процессов.

• Базой исследования явились работы Э.Фромма, его предшественников и современников, имеваих отношение к психоаналитическому движению: 3.Фрейда, К.Хорни, западных и советских критиков и комментаторов Фромма. Кроме того, привлекались работы российских и советских учоник пи психологии, этике, социальной психол! гии, политологии и культурологии, , Новизна исследования:

I. Выделено основное "оиисловое ядро" философии Э.Фромма . в виде теории культур» и личности» в рамках которой рассматриваются антропологические, еоциаяышс, психологические и этические проблемы. Теория культурц п личности заменяет в научном мировоззрении 3,Фромма фрейдовское представление об изолированном самодостаточном индивиде. Этим объясняется распространенное обозначение философии Фромма как "неофрейдизма" или "культурного фрейдизма".

■ 2. Проанализировано философское и методологическое значе-

м&.понятий "человеческая природа", "подлинный" и "неподлшпшй" ¡поссбы бытия, "бегство от свободы", "продуктивность", "агрес-

:ия", "деструктивность" и другие. Показано значениеэтих поня---------------

Ч1й для-формирования'прёдсгавлений Фромма о культуре.

3. Выявлено универсальное содержание категорий "соцпалыш-'0 характера", "коллективного бессознательного", их роль в формовании культуры.

'). Показан синтетический характер антропологии Э.Фромма, в оторой соединены идеи психоанализа, марксизма, окзистенциализ-а, немецкой философской антропологии, классической диалектик», росветигельской этики и рационализма.

5. Проанализирован!! терминологические инновации Фромма,свя-анныо, с введением в социологию и культурологии таких понятий

ак "садо-мазохизм", "доброкачественная" и "недоброкачественная" грессия, "спонтанность", "авторитарная" и "гуманистическая" (гльуура и ряд других.

6. Выявлена значимость проблемы самоопределения личносгя. зкззано воздействие "гуманистической" и "авторитарной" ориенга-Ш в поведении на решение этой жизненно ванной проблемы.

7. Дека"оценка социально-педагогического и философско-про-¡стктелыюго значения творчества Э.Фромма.

Тезиса, выносимые на защиту.

I. Философия Э.Фромма, сочетающая в себе модернизированный •кхоанадиз и философскую нигроазлзгкв седо putts в качестве смыс-вого ядра теорию культуры и лячаоош, и которой рассмотрены зличкие аспекты их взаикоогное?ев«Я (исторический, фимгеисти-ский, онтогенетический, психологический, сог»кйлыщГ:, отичес-Й>. '

2. Принципиальней ewptrofli язоьчеегьа $рокна, его кульуу-логии и гуманиоекчеокего психоъа&якзв является. oipsijjsoiwc со-инить ст;и:у i; науку,- шаеогя зтлч&ск'ле нории is ориентации из он и я о человеческой природ» я человеческой ситуация, огкрива-зга сЕободг-ВД! рзз^кзи, повда-гь иоркем мгкш коношуукрущай гакгео л стсгем& о^ьюевенжх oe^osskk».

Кесксгрд т то, чго 9 философа« уг» легко к до<лзточко стро-й«ле ио^азааз кввэз«дкно«?ь гэгяческсго вцяедаикя "д-джиого" 1'ор1ето", отиш its каукя, да счлг&зг стргмдеки?.' научно

osKxy го шорой кдйдогвэртшк з современных условиях, >Ай звавдгеешгея ч&оуь вмдагкчесеих оакбок'» возшисазвдх соци-sffijsc противоречия саяэзкц с ведаюгешгекоегь» упразлягагсх

структур, недостаточным осознанием реального положения дел в об .щестзе, неправильным представлением об основных мотивах поведения, непросвещенностью "среднего человека" во многих вопросах ■ психологии.

3. Оценка постановки этико-социологических, этико-антропо-логических и других проблем Фроммом, равно как оценка всего его творчества в контексте науки и современной культуры должна осуществляться с.учетом того, что он пытался с помощью логики, сти листики, терминологических нововведений способствовать гуманита ризиции и популгризации общественных наук, стремился с помощью ясных категорических оценок и противопоставлений пробудить в сознании "среднего человека" желание осмыслить актуальнейшие проблемы современности, пробудить чувства ответственности, совести и'заставить каждого сделать/свой моральный выбор.

Смысловым ядром философии Фромма является его теория культуры и личности в рамках которой решаются многие принципиальные вопросы отики, психологии и социологии. Суть ее в том, что культура,, как продукт объективации человеческих желаний и открытых человеком способов решения экзистенциальных проблем предстает для большинства людей как совокупность норм и символов "коллективного бессознательного" и "коллективного сознания" Ориентации культуры противоречива. Коллективное сознание оказывается часто иллюзорным, отмеченным и рационализированным выражением. интересов и поли власть предержащих, а также людей слабых, но выдерживающих испытания свободой. Личность развивается благодаря гуманистическим элементам в культуре, вырабатывая устойчивые ориентации в отношении системы ценностей ¡: одновременно проявляя "спонтанность", расширяя свободу разума, чувства н воли.

5. Теория "споптпИиоот'и" Фромма вносит определенный вклад : установление взаимосвязи, между этикой и антропологией, но ока слабо обоснована логически и психологически. Освобождение и самоопределение личности зависят не только от способности вести себя "спонтанно", но, прежде всего,, от выработки долговременной и тесно связанной с социо-культурными. реалиями стратегии жизни, в которой спонтанность, рациональность и привычное поведение пе-реходяг друг в друга. Тем не менее, тезис о том, что ценности вырастают не из разума, чувства или воли, а служат синтетически' ми продуктами всего мира человеческой субъективности заслуживает внимания. "Спонтанность", по Фромму, способна "пзресоздзгь"

человека социально и духовно.

Элементами теории культуры и личности Э.Фромма служат понятия "компульсивных" (принудительных) механизмов, приводимых___

в действие обществом {гпротивостся^цая им установка па "спонтанность" или свободную самореализацию. Если общество - в тенденции - ориентирует человека па кояфорнное поведение и заглушает, потребность в индивидуальном творческом самоопределении, то "спонтан.нрсть".ио Фромму, выражаем истинные требования челове- " ческой природы в данном индивиде.

б. Культурологический аспект фцлоерфской аижроиолог^и Фромма выракеегея в его разделений, культури на "авторитарную" и "гу-и,а'(Й1огй\1есяул". 3>|>им¡-двум-татем ^¿'Льуурц 'сорааегсашувф' '/неге-ядаше1' и "позитивные" установки, социального характера. Несмотря: нй то, что это разграничение культур и установок личности, на "черные" и; "белые", "позитивные" и "негативные" выглядит неско-лжо прямолинейным, тем не менее в .качестве ..инструмента анализа этико-политйческих ситуация' и проблем предлагаемая дихокшя ' полезна. -. , ■

■7. Причини сегодняшнего "взрыва" преступности,-жестокости., арресстютих разрушительных действий можно глубже понять, учитывая характер "экзистенциальных дихотомий", различных типов социального характера, раскрытых '3..Фроммом. Агрессивные и разрушительные действия являются,превде всего, следствием того,что человек не может удовлетворить свои экзистенциальные потребности в любви, свободном познании н творчзст.ве. Создание х;е таких условий требует не только социальных реформ, по и новой идеологии я связанной с ней перестройкой личности.

.. 8. Судававешшм доаеток реформирован^ скотеш образования и про сведения в России -№пя?лся их "гуматглгефязпция'1,; что, по Фромму, означает не только изменение программ образования и щш-слегажелмюй рабозеы,» а -аое-гроеияе иотзой модели' взат©ртйо.ш.е-ияй Учителя.и ученика, Просветителя и просвещаемого. Оосхроепие "новой модели" предполагает отказ от..авгоржарацх., фррмалмшх методов :п о с пи? а пня, обучения и про'езецеиия! выработку отношений открытости, партнерства, диалога» терпимости к инакомыслии. Новая китель может йям» построена япяь' при усладят глубокого понимания открытых психоанализом механизмов иотшшцпи, защи«к и фодощшмшд.бессозиахдаьных усгаиозок -хврвктерп. '

Враглуческая значимость работы. Материалы диссертации яо-эгугг йда кслользоланн при здеяии- курсов гго историй кудь-щшяо-

гни, этике, "социальной психологии, а также а социальной работе в облаоти воспитания, обучения, профессиональной ориентации, консультаций по вопросам взаимоотношений людей в коллективе.

Апробация работа. Основные идеи диссертации были изложены автором в выступления« на научно-практической конференции молодух ученых "Школа молодых ученых-гуманитариев вузов Российской Федерации" Ростов-иа-Дону, 1993 г.; Санкт-Петербург, 1994 г.; на Российско-Американском семинаре для школьной администрации "Лвдер XXI века" Санкт-ПегорЬург» 1994 г.; на международном семинаре "Культура ко пороге Ш тысячелетия" Санкт-Петербург,1994г,

Структура диссертации. Состоит из ^ведения, трех глав (девять параграфов), заключения и списка использованной литература.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ .

Во введении, обосновывается актуальность темы, характеризуется степень ее.разработанности, формулируются мель и основные задачи исследования, излагаются наиболее существенные результаты, их научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В главе 1 "Особенности Философской антропологии, и гуманистического психоанализа 3.Фромма" приводятся основные сведения о его биографии, творчестве и мировоззрении, прослеживаются теоретические истоки его творчества, дается характеристика его гуманистического психоанализа и философской антропология,.

В первом параграфе "Аиань, творчество и мировоззрение Э.Фромма" излагаются факта' жизни'й деятельности Э.Фромма, ртие-чается связь ого философеко-этичоских установок с коллективной мудрость», адрашшои в учениях "Великих Учителей человечества"» Сократа, Будды, Христа, Конфуция. Раскрывается широкая область научных и философских интересов Фромма, рвлвчахнцвя'я себя ксерив, психологию, учения древнего Вротока, психоанализ, релит», • психиатрии, теорию сновидений и многой другое. Отмечается эти--чески и философски ориентированнее отношение к жизни Э.Фромма, преемственная связь его идей с теориями Спинозы, Гегеля, Фейер-_/ баха, Маркса, Фрейда, .с эвзистенциелизмси н философской антропологией. "Гуманистический психоанализ" Фромма включает в себя не тольвд теорию, но и ряд .атико-полятйческих рекомендаций (Фромм явился цвгорон ряда программных документов социалистической партии); о тже предложения по коллективной психотерапии. Фромм создал концепцию новогс просвещения, в которой объединил элементы влиятельных философских течений современности'(антропология,

марксизма,,, психоаняяисъ, эпзнсгегшпояиикэ и других). Его книги

ориентированы на вирокуя пуд;: тори о, помог?, i-.n: освободиться их___________

локиых c^epeosjrmji ..идеологических кталпсп"," Шкимт к сшопо-'этшо, критическому мадпйу гоогюдсгяумшх мнений и поре, вселяет заряд оптимизма» В параграфе говорится о «оэлйНйя Всемирного обяегтза пешим Фрошо, издания/ его р;и>о? нп Западе и з лсией стране, иоказбио место ученого а раовики» философской й обадственной ммсли,

3d второй,параграфе "ГворЕгичоокие потоки творчества Фром-wd" говорится о мыслителях, предопределивших развитие его философии (Зкхарт. Спиноз? ¡г др.). 3 ¡¡арьу» о«ередь речь шик- о Мяр-

iрейдеf ко'рорку Фраза: называет своими учителями. Обсукдэя н сравнивая взгляды Фрейда и Маркса, Фроии; выражает важные принципа своего мировоззрения. Особенное значение имеют три из них:

1. Критический настрой по отношению к "идеологиям", "раци- • онализациям", мнениям людей и эпох о самих себе.("Подвергай все сомнению")» ' .

2. Вера в освобождающую силу истины. ("Познай истину н истина сделает тебя свободикм). Маркс трактовал этот принцип как осознание рабочим классом своей исторической миссии, Фрейд - как осознание невротиком истоков своего невроза, Фромм трактует его как требование •змыелкгь "человеческую ситуацию", т.е. противоречивый п трагический характер бытия человека в мире и. использовать 'Все силы разума для выработки оптимальной стратегии swsuii.

3. Гумшшстичеокео отношение к человеческим нуждам, заботам и реальным потребностям. Маркс указывал на первичность материальных потребностей, Фрейд - па могущество сексуальных влечений» По Фромму, ценности и жизненные установки должны определяться оакв:! человеком, его разумом, любовью к миру, людям и самому cede. Человек должен осознавать противоречивость своей природы,.; истоки, своих добрых и злых побуждений и уникальность свосго места в мире.

С. уважением относясь к Марксу к Фрейду, Фромм подчеркивав? свос расхождение с ними.

Если £рейд акцентировал конфликт мекду биологической прйре-» дой человека и культурой, то Фромм считает челозгчсскув приезду социальной и указывает иа ее внутренние конфликты; если ФроВЯ Исходил в своем понимании человека из анализа его прошлого (а филогенезе я онтогенезе), то Фромм исходит из рривн?ЗДйй йа дуя?е<з (Любовь, Надежда и Вера), а также указывая im с предел,«иу« роль свободного осоо'шкого выбора. Если Фрейд считал Всеаояне-

тсльпое асоциальным и биологическим образованием, го указывает на его социальное происхождение. Если Фрейд -трактовал, репрессивней цензуру как систему культурных нравственных норм, то Фромм подчеркивает, что репрессия исходит от безличных, по существу, безнравственных социальных сил. (рыночная система, массовая культура, тоталитарная власть, идеология). Фромм, вопреки ёрейду, выше ставит разум, .чем бессознательное, приписывая разулу самостоятельную творческую силу, в то время как Фрейд выводил энергий мысля us энергии инстинктов» Наконец, Фромм, отбрасываем образ изолированного индивида и вместо нйго создает образ.человека* складывающийся из его отношений' к другим аддя.м, Фромм показывает причины кризиса психоанализа, обусловленного догматичностью ино-, гйх полокений Фрейда. Но он указываем также на узость трактовки, человека -Марксом, который подчеркивал роль iui ас совах интересов, исторической необходимости, но.недооценивал значение свободно вд-брашюго сознательного проекта поведения, не признавал общечеловеческих ценностей. ,§р.омм солидаризуется с провозглашенной Марксом программой о своб опадения человека от "отчужденных форй" я фе~ у'мдей. 1!о эти огчуждевнне формы он идентифицируем не столько & . элементами 'политико-экономического устройства, сколько с бессознательным "табу" социального характера й коллективного бессознательного., отг которых можно освободиться, опираясь на общечеловеческие цснностлСразум, любовь, иэдеада), Кроме- того, Зррмм видит причину'кризис о марксизма в том, что у .коымущшуоз.'- поедедова- -. гелей Маркса ,-шль и средства поменялись местами. Коммунизм из ■средства освобождения превратился в цель, к достижению которой человека стали принуждать грубим насилием, Человек г:о оказался средством: достижения "конечной цели", которая есть не что иное, как миф. ' ,

■В ураггек параграфа "Философская антропология Фромма" лссле-дуется учеиие §ромиа о-человеке, Не будучи вполне орипшадьшм.» соединяя олеменш философско-автропслогических,, этических.теорий v психоанализ?, оцуропология §роша отличается яркость» и убедительность». Она способна помочь решении шюмх актуальных про-йяеь современности» Фромм-пктается понять человека через противоречия его бивдя, через уникальность его ситуациям мире. Он углубляет м осовременивает поштш "человеческой приргдату хо.то-рое было почти оа'броиено, как натуралистическое., Природа человека, по Фроммуj не «водится к набору уcsoSmmy -йирлодашевмх, психологических и социальная признаков или по'-гребиоегей. Она суупвег скорее k&z провдвьргчгшзя воаиоацссть. Она, окзистеацм-

альма, исторична и транслируется в ряду поколений о помощью вне-биологических средств. Одни и те ко страа?и и коллизии* низменные и возвышенные- проявления духа в ~ иввом- ебдичье" появляются в какдую эпоху, свидетельствуя о том, что глубинная драма человеческого бахия не снимается никакими социальными преобразованиями: и приобретениями культуры.

Фромм заимствует у Ницше, у немецкой философской антропологии (Л.Гелен, Х.Пяесснер, М.Шелер) идею об уникальности и эксцентричности человека, неопределенности его места в.мире, не гарантированное™ его бытия. Эксцентричность и уникальность философ овязкаает с ослабленносгыи природных инстинктов, у человека и наличием у него разума - особой экзистенциальной способности, активность которой по существу совпадает с аутентичным бытием, в тем смысле, что человек существует, кивет полной кизнью лишь тогда, когда он мыслит. Разум в кекой-то мере "полезен" человеку, . он возник, вероятно, как инструмент адаптации, к среде и орудие в борьбе за существование. По способность разума расчленять и соединять идет, выводить одну идею из другой и создавать особый духовно-символический мир культура является тахке источником трагизма бцтня человека. Разум открывает человеку факт случайности его появления в мире, ограниченность возиоанэстсй реализации родовых способностей в пределах индивидуальной жизни, а также -главный факт - смертности, с когорьи-; не могут примириться присущие человеку Любовь. Надежда н Вера. Всякий кьеляшпй, способный к "духовному бодрствования" человек не может не ошучагь птот трагизм, коюрнП должен постоянно преодолеваться, и творчестве культуры п не может быть устранен никаким конечным действием.

Вклад С'ромма в развитие идеи эксцентричности и иррациональности человеческой природы состоит во-первых, в заострении до предела этой идеи, в утвержден«;-, непрочной укорененности человека не только в природе, но и в обществе и в самом себе. Он всякий раз долкен заново устанавливать свои связи с миром, обществом, другими людьми и с самим собой. При этом Фромм считает,что с развитием культуры, ростом самосознания и индивидуализации у человека растет ощущение одиночества и обособленности от других людей. Отопда соблазн вернуться "назад", к природе, отказаться от свободы и способности мыслить.'Чей энергичнее человечество двинется вперед - тем больше риск и искушение "попятного движения", самоутраты, чреватой многими бедствиями. Во-вторых, вклад Фромма в антропологию состоит в.попытке рационализации экзистенциальных противоречий, в формулировании четких смысловых оппози-

ций, которые возникают в ситуации морального выбора: любить или ненавидеть, созидать или разрушать, утверждать жизнь или умерщвлять живое, искать свою уникальную идентичность или принимать чукум и т.п. Путем осознанного, ответственного выбора человек ' ыокег, по Фромму, достичь "подлинного" бытия, т.е. аутентичности своей личности, а такке устойчивого оптимистического настроя.

Забота,, страх» надежда, любовь, вера, "спонтанность", конформизм, садизм - вот истинные ингредиенты человеческой природы, специфическая конфигурация которых всякий раз определяет картину духовной жизни общества или группы людей. При отом ни, один строй, ни одно общество не способны полностью нивелировать человека. В любую эпоху и в любой ситуации он монет "найти" и "потерять" себя, выбрать подлинный модус"бытия" или неподлинный модус "обладания". Об этом не уставали напоминать "великие учителя человечества".

Во второй главе "Концепция личности в философии З.Фромма" раскрывается общий подход Фромма к анализу личности, рассматриваются предлагаемые им типологии человеческих характеров и специально обсуждается теория агрессии и деструктивкости.

В первом параграфе "Сущность и типы личности" представлены элементы теории личности, развиваемой Фроммом. Под личностью он понимает "целокупность" унаследованных и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для индивида и которые делают его неповторимым и уникальным. Однако это определение фактически не охватывает сложной проблематики, связанной с лич-иостьв. Фромм различает в структуре личности темперамент и характер. Если первый не имеет этической значимости, то второй составляет реальную проблематику этики. При отом характер, с одной стороны, есть проявление экзистенциальных противоречий человека, результат свободного выбора, сделанного каждым на свой сграх и риск, а, с другой стороны, - результат воздействия на Человека выполняемых им социальных функций или ролей.

Личность человека проявляется не столько в форме конечных рсдйМ1вльны!с действий и устоявшихся черт, сколько р страони, по-лсздх смысла кизни, чувсаЬе приобретаемой или угр&чнх-аемой сво-.бадц, в ьшрадыдеи выборе и любви, ^енпе о лично от и фо ку серу с еся в' сйсгеиагвза^Гов^отёнцйвк».{(ах потребностей, которых кьочнтц-' аейвсд пять, Это потребности; в. общении, грансцеденцтг, '"укоре-' векности", самовдентичности, системе ориентации. Каждая из них

багь удовлетворена здоровым, творческим или ке невротическим, дйструктиакии путем. Различии здорового и патологического

существования соответствует у Фромма типология личности: гуманистической и авторитарной, любящей и садо-мазохистской. Так, "здоровое"удовлетворение потребности в -общении- требует альтруистической любви, основанной на заботе, ответственности, интересе к личности другого. По возможно ташке "нездоровое" удовлетворение этоН погрешности в виде бессознательных инцестуозпих влечений, путем, ивсилчя, садо-мазохизма или всякого, рода суррогатов лвбии п виде секси, наркотиков и т.н. Фромм различает также виды лябш; пч;ер«нзкуо, охцовскуя, братскую, орогичзскуз, любовь к Богу и самому себе. Важный тезис его состоит в том, что эти виды любви ямрпкавг разные потенции личности и не долйнн быть подменяема друг другом. Любовь пс просто сильное чувство. Это -решение, суждение, обет, а не всплеск эмоции. Эротическая любовь в отличие от других ее видов - исключительна и предполагает полное слияние двух людей. Это искусство, хоторое требует душевных усилий. Потребность в "трансцеденции" удовлетворяется с помощью творчества - зто здоровий путь - или с помощью агрессии и насилия. Потребность в "укорененности" у здоровой, развитой личности обеспечивается посредство!« свободного и сознательного вхождения в ту оиьцюегь, которая духовно ивнэка ~ будь то общность ирофесспэиач&п&я, коис$осс:юиадьиая иди национально-культурная. У негротика, идеологизированного человека она удовлетворяется в результате "саиэрг.створопия" в группе, отказа от п;»дииидуаль-иой свобода. Потребности в идепт/лностк моаетудовлегворяться путем бессознательной идентификации с агторптстннм лидером или" отцом, по кока? быть такие мотивом творческого поиска внутреннего центра дулевноП жизни. Потребность в системе -ориентации равносильна религиозно» потребности в поклоненим. Бог для Фромма •• символ человеческой потребности в объекту любви. Вопреки Фрейду, полагавпему, что религия кечезаег но пере прогресса науки, Фромм считал со вечной, но строго разграничивал "подлинные^ "гуманистические" и "неподлинные", "авторитарные" религии. Если первые роксдак? в человеке чувства уверенности, силы ¡1 радости, то вторые вызывают ощущения бессилия, слепой покорности, подавляют свободную мисль. Религией_Фромм навивает любуя спетому взглядов, которая даёт человеку объект поклонения. Таким образом з рубрику религий попадают как теистические так п. нетеисти-ческне мировоззрения, собственно религии п политические идеологии.

Особенное внимание Фромм уделяет потребности в общении. Ведь именно благодаря ей возникают связи между людьми, коко'титу-

ируется общество.'Развитие той или иной система общения обуславливает тип личности, характерный для данного общества. Рецептивный, эксплуататорский, рыночный, конформистский, деструктивный, накопительский типы преобладают в капиталистическом обществе потребления. "Любящий" тип личности сравнительно редок, но именно он является прообразом человека будущего. Выявленные Фроммом типы личности не тождественны моральным оценкам, поскольку даже конформистские и накопительские типы могут иметь положительные черты.

Вадеиие тенденции развития личности - "прогрессивную" и "регрессивную" - Фромм связывает с модусами человеческого существования: "быть" и "иметь". Преобладание того или иного модуса определяет общую ориентацию культуры: направленность во вне, на умножение материальных, вещных богатств или направленность "вовнутрь" - на развитие и совершенствование самого человека. Эти две ориентации проявляются в широком круге ситуаций. Желание "иметь" может проявляться в любви, научном познании, труде, семейных отношениях. Но в огих же отношениях человек может проявлять себя щедрым, открытым, "дающим", а не "берущим".

Во втором параграфе "Социальный характер" раскрывается ключевое понятие теории культуры и личности Фроммом. Если Фрейд понимал характер как форму, которую принимает "либидо" в процессе социализации и связывал типы характера главным образом с травматическим опытом детства, то £ромм понимает характер как систему ценностных ориентация, согласованных с системой ценностей общества, Характер формируется семьей, религией, экономическими и политическими институтами. Он служит своеобразным "приводным ремнем" между базисом и надстройкой. Благодаря "встроенному в личность" характеру человек способен без большого напряжения выполнять гребоьэния общества, работать в той сфере, где имеются со- • ответствующие "рабочие места". Влечения я интересы, соответствующие ориентация» характера, заменяют 'человеку редуцирование кк-стишсты. Сил дают возможность получить удовлетворение с помощью тех цгннос.тей, которыми располагает данное общество. Социальный^ характер обеспечивает соответствие действий больших масс ладей квцкретным экономическим и политическим формам. Концепция социального характеры, успешно использованная Фроммом в работе 1!Бог-С5»о от свободы", помогает объяснить социально-психологические истоки фашизма и причины массовой фашизации германского народа 8 тридцатые годы, Социальна!', характер служит Как фактором уско-реши,' гаи и еоцагдышх преобразован!)::. Так, и момем-

ты революций и резких структурных сдвигов в обществе нарушается, соответствие между преобладающими типами характера и системой

имевшихся "рабочих мест" или "ншзненнцх цка'Ч Иначе говоря*.в-----------

• скйу- Rttcpitt«t,"~5cépa£íe'íM продолжав! формироваться по старому.,, ко иушш ужо новые лпди, с новыми. способностями и стремлениями. Б качестве достижений Фромма отмечается"выделение им типов социального характера, а также тезис о связи, его с типом личности. При зим раскрывается динамика развития социального характера от негативного к позитивноиу. йдоя выявления динамической основа характера связана с мвельи Фромма о существовании продуктивной к непродуктивной ориентации. Последняя формирует рецептивный, ¡»кеплуататорехий» накопительский и рнночння тип оспоз1ш:: свойств человека. Указывая на реальные процессы связанные с экономической функцией рынка в современном обществе, Фромм предупреждает о нравственных опасностях, связанных с переносом рыночных ценностей в сферу межличностных отношений. Причини тесовых социальных процессов не сводятся, конечно, к ориентациям социального xapaicTepa¿ но учесть значение, удельный вес таких ориентации,, как "рыночная", "накопительская"» "властная" «ли-"законопослувная" среди населения в период перекода к "рыночной систекв" "правовому государству" весьма векио. Выявление Фроммом бкпгрикх оппозиций при анализе соцначыюго характера (про-дуктишшй - непродуктивный, авторитарный - гуманистический), но паз взгляд, плодотворно. Однако о г а методика не неадекватна задача!! исследования топких дуаевно-нравствешшх двшеиия. Она помогает при анализе кассовых процессов, но мало пригодно для изучения кндивидузлыюстк«

В третьем параграфе "Теория агрессии и деструктивность" расс.гатригпстся даваемая Фроммом гдассп^ккацпя типов агрессии н деструкти.шостн. Зопрзкк распространенному однозначно отрицательному отношений к агрессии Фромм различает несколько ее видов. В частности, "злокачественную", направленную на умерщвление живого; сознательное причинение' зяп « страдания; arpee-сип, осязанную с защитой; обусловленную зависть», ровность», каждой мести» невротически» стремлением компенсироэать какие-, либо несчастья.' Различение психологических нотиво» >? видов агрессия ваяно не только с точки зрения ПрПСОВОЙ. ОЦсиии поступка, но и в общоотззиицу, науках. По крайней нспе дзз ое вида - агрео-оия, связанная с "потрясение!.1 верн", разрушением идеалов и компенсаторная агрессия, обусловленная невозможностью удовлетворить окзисгзнпиалыпгс потребности в шорме любви и творчества, должны

привлечь внимание' культуролога, .Агрессия возникает а резульгаго потери веры в человека, которого мы любим. Она может бить также заменой продуктивной, творческой деятельности, в которой нуждается какдыи человек, ио для которой нет условий. Компенсаторная агрессия, направленная на разрушение-жизни и культуры,' еоть кесзь за эбделенность человека жизнью. Лекарство против нее - развитие" творческих способностей и создание условий для творчества, Аг~ . рессия, вызванная потрясением веры, может быть остановлена в процессе воспитания,, а прежняя убежденность возвращена. Оптикис- " тический взгляд на жизнь, глубокая вера в добро, в человека"не может быть ничем разрушена. Известно немало примеров духовного мукества религиозных, верующих людей, проявивших бесстрашие в . овмых трудных условиях. Наконец, Фромм, указывает и на архаичес-кую"каэду крови" как возмогшую причину массовой агрессии и вспышек насилия, возникающих в атмосфере коральцой.деградации массы людей и социальных бедствий.

Каждый тип характера склонен проявлять агрессию в. определенных условиях и пределах. Так, гуманистическая, неавторигарная личность способна быстро и сильно реагировать в форме агрессии, ка ущемление своего и' чужого достоинства, Люди с накопительской ориентацией, находящиеся в- "иеоткой обороне" по отношений к окружающему миру, склонны отвечать агрессией, на попытку завязать, с ними контакт. Это связано с их свойством "ригидности". Люди с рецептивной ориентацией часто не способны к "злокачественной агрессии", так как деструктивносгь не связана с их характером, Зцщигу своей кизии и безопасности они склонны поручать другим. Однако, слепо доверяясь внешним силам, йз которые возлагается ответственность (государство, партия, мафия и у,д.), люди с рецептивной ориентацией ыогуг беспрекословно и бездумно выполнять лвбые приказы этих сил, в том числе связанные и с деструктивной агрессией, Агрессивность рыночного характера амбивалентна - она-может бить и доброкачественной и злокачественной.

В главе третьей "Культура и подлинный способ кивви" рассматривается феномен культуры с точки зрения психоанализа« Понятия: . "социальный характер", "коллективное бессознательное" используется для понимания генезиса и направленности культуры. Раскрывается проблема самоопределения личности через.ассимиляций культура и творчество. Деег-ся крегкий очерк социально-педагогических воззрений Фромма. . ■

В пророй-параграфе "Кодлетшиаа беооозизгальноо и проблема кульуур«" ммечаегея сусествйниоа «цздичие в трактовке фсиомииа

культуры Фроммом и Фрейдом. Если Фройд рассматривал культуру как преимущественно репрессивную систему норм и институтов, вытесняющих природные инстинкты, и считал каждого человека потенциальным врегом культуры, то Фромм, напротив, видит.в. культуре. едино-----------

тленно возмокнутГс^еру кизиедеятелыгостн нормальной здоровой личности, а выпадение из культуры рассматривает как патологии. 5рейд считал религию массовым невроьом навязчивых состояний, на- ' уку - коллективной шизофренией» искусство - коллективной истерией. Это, конечно, грубое выражение взглядов Фрейда, но оно соответствует сути классического психоанализа. :Грпмм рассматривает все формы духовной культуры как результат саморазвития родовых потенций человека, как сферу любви, творчества и свобод». Однако Фромм не склонен упридать и идеализировать культуру. Духовная • сфера, подобно экономике и политике, так же является ареной борьбы добра и зла, творческих и деструктивных влечений, истины и лжи

Для понимания культуры важны, с точки зрения Фромма, три понятия: коллективного бессознательного, массового сознания и здеологии. В массовом сознании действуют механизмы проекции, идентификации, рационализации, реактивные образования. При помо-ди этих механизмов массовая культура формирует идеологические атампч и стереотипы, сяукзщие для "снятия коллективных напряг;-,е-п!и". Именно потому, что массовое сознание социально, оно по является "отракениеи" обдествечного бытия, как утверчдедат марксисты. Ни одно общество но погяо бы существовать, если бы рядовые граждане гпаяи, кпк оно устроено и функционирует. Сокпытие прзг. -V1. л гораздо больше» степени является а ад! чей социальных институтов, ц обнаружение кстинн. "Карт дезеши-ельковги", встроенная в сознание большинства людей, является, по Фромму» "клоакой иллюзий", "смесью лки, страстей, предрассудков, жалких об-•ягакоя иетт". Средни? человек типик думать та;;, ¡сак ему бц-годпое и безопаснее. Знание о нсиараведлпяаст!! п о чуня;-: страданиях - вытесняется, так как оно ловилось бы на совесть.тякккм грузом.

Коллективное бессознательное получает у более высо-

си а статус, '¡о-; \-ь'^оегтенноо сознан;; а. Ьоосознатат чкк: свобоянс ;т ;ш-г:гт-1;^с;сг;, .¡йрг»г:>;{ цлгзуры, шреих&ву целостного челов«--.а, с.~у" > '.•.ого'-чикоп как 1 ;¡>г;^с. та/, п дас'"ру какапих злече-лЦ;, Он«- г су; ■ как ¡.и:;о. так I: рациональные

сомпонзпты. Наконец идеология, как смесь сознания и бессознатель-шго, создаваемая специальными институтам:! общества и профессио-!олы!1!1-ч 'лдсглога;:1,! п глубоко проиикзгдгя в духовную культуру,

интересует Фромма как политический феномен. Целостность сознания, устойчивость идеологических комплексов объясняются, по Фромму, прежде всего противоречивой конфигурацией социальных отношений. Е идеологии и коллективном бессознательном Фромм делает акцент на таких скрепляющих его понятиях, как "табу" (имеются в виду запреты обоукдать какие-либо острые вопросы), "язык" и "логика". Идеология трактуется как система "рационализации", призванных успокоить совесть и направить разум по ложному пути.

Фромм выделяет два типа культуры - авторитарный и неавторитарный. Элементами авторитарной культуры, по Фромму, являются: авторитарная этика, авторитарная религия, авторитарная власть, авторитарное искусство. Наличие таких элементов, как гуманистическая этика, гуманистическая религия, гуманистическое управление,' гуманистическое искусство, гуманистическое, образование дают основание говорить о достаточно цело'стиом типе культуры, основной прлнцип которой - гуманизм.

Концепция Фромма есть учение о человеке, условиях и путях его освобождения, о становлении и сущности .гуманистической культуры, как становление, развитие, духовное обогащение личности.

Выделенные "идеальные" типы существуют как тенденции в жизни- реально существующих культур. Различие иекду элементами авторитарной и гуманистической культуры велико: мы пользуемся одними и теми ке сломами:•власть, отика, искусство, религия, образование, но каждый из этих терминов мокст относиться и к положительно, и к отрицательно оцениваемым явлениям.

Культура, выступая жизненной средой для человека, формирует тип личности, адекватный себе. Путь, по которому должно пойти человечество, -по мнению Фромма, связан с преодолением тоталитарных тенденций, расширением, упрочением гуманистических тенденций

Во втором параграфе "ПуоЗлсь..:. свободы и самоопределения личности" освежаются вопросы: Что такое свобода? Какую роль свобода играет в процессе самоопределения личности? С чем связаны трудности самоопределения?

. Согласно Фромму, самоопределение - это процесс, в котором пргялзлявтея свобода воли, свобода выбора*. Дается подробный анализ понятия "овобода"; концентрируется внимание на различении "позитивной" и "негативной" свободы; рассматриваются проблемы развития личности в процессе реализации позитивной и негативной свободы.

В гу'манистнчоском психоанализе Фромма проблема свободы анализируется не ,;вк "свобода вос.овд", а ь тесной связи с опреде-

ленный типом личности. Фромм выясняет, что является свободой для

того или иного типа личности и какая из ее форм преобладает в данном обществе. Авторитарная личность в качестве идеала имеет "негативную свободу",-т.е. "свободу от1". "Псзитивиг.я свобода", ~ т.е. "свобода для" связана не только с отсутствием препятствий к развертывании истинных потенций человека* но.и с осознанием самих отих потенций. Процесс освобождениячеловека связан с формированием гуманистического типа личности.

Трудности самоопределения связаны с характером человека, дсе г. суммой его кизнешшх обстоятельств и особенностями культуры.

По-видимому? не каждая личность способна к истинному само-оипеделенич. Следует различать подлинное и «©подлиннее самоопределение. К подлинному способна только гуманистическая личность, и характере которой доминирует продуктивная ориентация. Авторитарные черты в культуре создают препятствия в процессе самоопределения. Неподлинное самоопределение - иллюзия, когда человек слепо копирует образы поведения и идеи, принимая их за подлинные ценности жизни.

В третьем параграфе "Социально-педагогические воззрения ¿Л£оико" речь идет с необходимости радикальных изменений и области образования. Эта потребность ооозиана обществом. шра«гд«а - .днег^чнелекш'ч требовздишх педагогов и обиесгвеинях деятеле?.

0сног,:«2:1 ¡.ошюсгь предлагаемой Фромме и рвЛорцц образом«.;;.! •состоит " его гумзнизоцни. При этом имеется в полу че только по-П.ЧИСИНС уДЗЛЫЮГО лссз гунйнитзрикх ЗНЗГШЙ В ПГОЛМШХ «Г 1«уЗС1?С-::•■::< программах, ио « использование пскхоэналитичеоп^х ютолов для лучдегл усвоения зиенип, усыновление дэ&зрнгеяькнх « дружеских отношении между учеником и учителем, йтс означает отказ птг.под "-тегнтз^чой снс?о;гд "Т "сг'огсд г. дз!;?''."?«--

гу::о:;:'д";г>го;:од сдстсде.

двторитарное образование ориентировано на включение кндивн-дз в общественные структуры. Оно предполагает некритическое.восприятие суадсгзувцйх норм. При такой образовании не используется . ■ <п,."'доо м^'дочод у д иди'/: •■ дд;д- оддддтд обудоддд.

" '"д"дгдп" нсдудоотс"

• ' -!.-"'-. 'ДЧ.-'ДД. ДНОН'Н-' 1 ДСПДДДДХ'О-.

дддгняно, избирательно,, в процессе творческой раоотн п становптт,— ся элементом мировоззрения личности. Фромм, таким образом, стажу вопрос не о том, что преподавать, а как-преподавать. Необходимо опзвитие ив только личности ученика, но и учителя. Сегодня

педагог ориентирован на принципы авторитарной культура. При переходе к гуманитаризированному и демократическому образованию от наставника требуются творческие усилия по выработке новых принципов, которые иногда расходятся с его жизненным опытом.

Отношения между обучающим к обучаемым должны строиться по принципу любви. Любить, по Фромму, значит "прежде воего давать," а не'брать"; любовь - это забота, ответственность, знание и уважение.. >

В работах Фромма можно найти немало ценных указаний о путях совершенствования процесса воспитания и образования. Психоаналитические механизмы "переноса", "идентификации", "регрессми"и ряд других могут быть использованы в методике обучения. Но главное -это создание новой атмосферы обучения и воспитания, новых отношений между людьми в семье, в школе и в обществе.

В заключении изложены основные выводы исследования, подтверждающие исходные гипотезы я раскрывающие положения, вынесение автором на защиту.

По теме, диссертации опубликованы работы:

1.0 понятии"гуманитарная культура"//Культура на пороге III тысячелетия.Тезисы докладов Международного семинара в г,Санкт-Петербурге 25-26 апреля 1994 года,-СПб.,1994.-0,3 п.л,

?..Возрождая традиции России(Знакомьтесь:гимназия № 61).-СПб,, 1992.-2,5 п.л.-В соавторстве с Тряпициной А.П,,Батраковой И.С,

З.Гуыакистическмй психоанализ Э,Фромма о свободе и самоопределении личности /СПбГАК.-1994,-С.17.-Деп♦в ИНИОН РАН.-0,?п;л.

4.Основы типологизации личности в гуманистическом психоанализе й.ЗфОмма/СПбГАК.-1994.-С. 13.-Аеп.в №10 Ш№1ШШРА.-0,5п.л.

5.Самоопределение личности как философская и жизненная проб-лема/Д1атериалы школы-семинара молодых ученых-гуманитариев вузов Российской Федерации .-СПб.,-1994'-0,4 п.л.

СЛАГАЙ. Зад. ЗЯ5. Тяр. 100. 30.11.1934,