автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему: Личность и политика в психоаналитических концепциях В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Антонова, Наталья Викторовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТРАКТОВКИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛИ В ПОЛИТИКЕ В КОНЦЕПЦИЯХ В. РАЙХА, Э. ФРОММА И К.Г. ЮНГА.
1. Общая характеристика концепций
В. Райха, Э. Фромма, и К.Г. Юнга.
2. Концептуальные средства решения проблемы взаимосвязи типа личности и характеристик политической сферы.
ГЛАВА 2.
ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ
ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА.
1. Характеристика тоталитаризма и причин его возникновения.
2. Личность как объект политического манипулирования.
3. Личность как политический лидер.
ГЛАВА 3.
ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
1. Возможности и основные способы оптимальной организации общества.
2. Социально-политические институты, необходимые для политической самореализации личности.
3. Личность в оптимальных социально-политических условиях.
Введение диссертации2003 год, автореферат по политологии, Антонова, Наталья Викторовна
Актуальность темы исследования
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена прежде всего необходимостью исследования личностного измерения политического процесса, предполагающего выход на решение таких проблем, как определение условий и предпосылок политической активности и ответственности граждан, мотивация политического поведения в обстановке идеологического плюрализма, обеспечение свободы выбора и пр.
Помимо общетеоретических и прагматических причин, позволяющих говорить о непреходящей важности и своевременности научного исследования взаимосвязи и взаимозависимости политических и психологических аспектов, актуальность подобного исследования во многом связана с внутридисциплинарной ситуацией. Речь идет о росте влияния институционализма и связанным с этим смещением политологического интереса с «поведенческих» аспектов на внеличностные параметры: «правила игры», нормы, конституции, законы и проч. В этих условиях задача взвешенного подхода к определению дисциплинарных приоритетов в политической науке предполагает активизацию изучения роли личности в политическом процессе при учете социальных факторов.
Поэтому столь важным представляется обращение к неклассическому психоанализу — к творчеству последователей Зигмунда Фрейда, пытавшихся преодолеть биологизм основателя данного течения и связать воедино внутренний мир личности и политическую сферу, выступающую ареной самореализации человека. Концепции австрийского психолога и психиатра Вильгельма Райха (1897-1957), немецко-американского философа, социолога и культуролога Э. Фромма (1900-1980) и швейцарского психиатра и психолога Карла Густава Юнга (1875-1961) в наши дни представляют интерес не только в силу того, что эти мыслители являются классиками психоанализа и их идеи по-прежнему востребованы, но и в силу того влияния, которое они оказали на политическую мысль XX в.
Так, разработанная В. Райхом леворадикальная критика устоев капитализма, подхваченная в 60-е гг. экзистенциалистами и теоретиками Франкфуртской школы, оказала значительное влияние на ряд направлений демократического движения — на идеологию «новых левых», неофеминизм, негритянское движение. Идеи Фромма вошли в арсенал пацифистских организаций, движений в защиту мира, за разрядку и разоружение; его подход к решению социально-политических задач оказал большое влияние на социалистическое движение и во многом способствовал выработке идеалов и программных установок социал-демократических партий. К.Г. Юнг оказал огромное влияние на политическую мысль XX в., показав важность культурного измерения для процессов не только личностной, но и политической идентификации, доказав необходимость изучения и учета мифов, религиозных воззрений, фольклора и т.д. Это оказало значительное воздействие на становление представлений о культурно-политическом плюрализме, принципах политической социализации и т.д.
Таким образом, идеи, сформулированные и теоретически обоснованные в концепциях В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга остаются актуальными и сохраняют свою значимость и для политической науки, и для политической идеологии третьего тысячелетия.
Объект и предмет исследования
Объектом диссертационного исследования являются психоаналитические концепции В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга.
Рассмотрение столь различных теоретических систем в рамках единого диссертационного исследования оправдано тем, что их авторы — несмотря на своеобразие позиций и существенные разногласия, — объединены в рамках общего теоретико-методологического подхода и, соответственно, их концепции строятся на единых базовых основаниях. Кроме того, между ними имеются связи, которые для историко-политологического исследования весьма важны: К.Г. Юнг в свое время был другом и соратником основоположника психоанализа 3. Фрейда, В. Райх учился у Фрейда и работал у него ассистентом, а Э. Фромм, в свою очередь, был учеником Райха, на которого тот возлагал немалые надежды.
В то же время ни одна из рассматриваемых в диссертационной работе концепций не является ортодоксально фрейдистской: принимая за основу сходные фундаментальные теоретические установки, каждый из указанных мыслителей создал свою версию психоанализа и стал основоположником самостоятельной авторитетной школы в рамках данного течения — сексуальной экономики, неофрейдизма и аналитической психологии. Таким образом, теоретические системы Райха, Фромма и Юнга могут анализироваться в рамках диссертационного исследования как репрезентативные для неклассического психоанализа.
Объединяет указанных мыслителей и то, что они принадлежат к одной исторической эпохе — Райх, Фромм и Юнг были современниками установления и краха тоталитарных режимов в развитых европейских странах. Формирование социально-политических воззрений этих мыслителей, их взглядов на сущность, цели и задачи политики, на политическое бытие и предназначение человека происходило под влиянием политических реалий этого времени. Но, несмотря на это, их политические пристрастия и тем более предлагаемые ими пути решения реальных социально-политических проблем существенным образом различаются: В. Райх занимал леворадикальную позицию, Э. Фромма можно охарактеризовать как центриста и приверженца реформ, а К.Г. Юнга — как мыслителя, близкого к консервативному лагерю. Соответственно, положение авторов в политическом спектре позволяет рассматривать их как представителей основных политических лагерей в неклассическом психоанализе, что также делает оправданным их объединение в рамках диссертационного исследования.
Предметом диссертационной работы является содержащаяся в психоаналитических концепциях В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга трактовка взаимосвязи личности как индивида, обладающего совокупностью внутренне- и внешне обусловленных характеристик, с одной стороны, и политической сферы как средоточия и места проявления основополагающих принципов организации социальной жизни, с другой. Такая постановка проблемы обусловлена, в первую очередь, тем, что и В. Райх, и Э. Фромм, и К.Г. Юнг высшей целыо своих исследовательских усилий считали освобождение человека от пут неподлинного бытия, деформирующего его природу и унижающего его достоинство. Кроме того, у каждого из них был определенный взгляд на то, какими характеристиками должно обладать общество, чтобы человек в нем был свободным, ответственным и политически активным гражданином.
Характеристика источников
Основными источниками диссертационного исследования послужили работы В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга, а также других представителей психоанализа, опубликованные на иностранных языках и переведенные на русский язык. Они указаны в библиографии.
Также были привлечены работы таких исследователей, как Балагушкин Е.Г., Гуревич П.С., Давыдов Ю.Н., Добреньков В.И., Зеленский В.В., Новиков А.И., Руткевич A.M., Шестопал Е.Б., Вер Г., Одайник В., Робинсон П., Самуэлс Э., Функ Р. и др.1, а также ряд диссертационных работ по сходной проблеме — Агапова П.В., Азми Д.М., Араповой Э.А., Ветровой Н.В., Грошевой Е.Г., Долидзе Н.Р., Евласьева А.П., Екентайте Л.П., Завалишиной М.С., Заводской И.Н., Курганского В.А., Лафицкой Н.В., Лыковой О.А., Маленко С.А., Мокшанцева Л.В., Никольского B.C., Петрикеевой И.А., Субботиной З.А., Титаренко Г.А., Фишбейн Н.В. и др., которые указаны в библиографии диссертационной работы.
1 Налагушкип Е. Г. Влияние неофрейдизма и теории сексуальной революции на сознание молодежи Запада // Молодежь, НТР, капитализм. — М., 1979; Вер Г. Карл Густав Юнг сам свидетельствует о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций). — «Урал LTD», 1998; Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа П Проблема человека в западной философии. — М., 1988; Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. — М., 1977; Добреньков В.И. Критика неофрейдистской концепции Э. Фромма. — М., 1972; Зеленский В.В. Послесловие / Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; Сост. В. В. Зеленский, A.M. Руткевич. — М., 1997; Новиков А.И. Критика буржуазных философских и социологических концепций культуры. — Л., 1986; Одайник В. Психология политики: Политические и социальные идеи К.Г. Юнга — М., 1996; Руткевич A.M. Философия о будущем человечества. Анализ немарксистских концепций. — М., 1990; Саму-мс Э. Юнг и постюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа: Пер. с англ. — М., 1997; Функ Р. Эрих Фромм: Страницы документальной биографии / Фромм Э. Мужчина и женщина. — М., 1998; Шестопал КБ. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социазизации. — М., 1998; Robinson P. The Freudian left: W. Reich, G. Roheim, H. Marcuse. — New York, 1969. См. также библиографию в конце работы.
При написании второй главы были привлечены материалы работ Галкиной А.А., Шкребы А.А., Арона Р., Бурдерона Р., Желева Ж., в которых анализировался феномен тоталитаризма.
Для уточнения отдельных понятий и имен использовались справочные издания: «Большая советская энциклопедия», «Философский энциклопедический словарь», «Философская энциклопедия», «Культурология XX век», «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.
Цели и задачи исследования
Основной целью диссертационного исследования является сравнительный анализ трех подходов в рамках неклассического психоанализа — сексуальной экономики, неофрейдизма и аналитической психологии — для выявления их общих и специфичных черт в решении проблемы соотношения главных характеристик личности и принципов организации политической жизни в обществе.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выделить общее и специфичное в теоретико-методологических основаниях концепций В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга, для чего рассмотреть: а) исторический и идейный контекст и особенности формирования их подхода к социально-политических вопросам; б) специфику их способа решения проблемы личности как субъекта общественно-политической жизни.
2) Провести анализ того, как в концепциях В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга определяются особенности влияния различных способов организации политической жизни на формирование типа личности, для чего рассмотреть их трактовку: а) тоталитарного государства как способа организации политической жизни общества, имеющего крайне негативные последствия для самореализации личности; б) политического устройства, создающего оптимальные условия для развития человека как активного и ответственного индивида.
3) Рассмотреть предлагаемые в концепциях В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга способы достижения самореализации личности и пути оптимизации политической сферы, а также особенности трактовки взаимосвязи этих процессов.
Рабочая гипотеза
В психоанапитических концепциях В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга конституирующие принципы политической сферы и типичные черты и свойства личности выступают в качестве коррелирующих параметров.
С одной стороны, социапьные и политические институты являются условием формирования определенного типа личности и, соответственно, для принципиального изменения личностных характеристик необходима трансформация социальных и — особенно — политических структур.
С другой стороны, изменение личностных характеристик является источником внешних преобразований и, соответственно, самосовершенствование личности и раскрытие ее потенциала выступает в качестве обязательного условия эффективности социальных преобразований.
Таким образом, в неклассическом психоанализе, несмотря на различие теоретических и политических позиций его представителей, задачи (1) самореатазации личности как свободного, разумного и политически активного индивида и (2) создания общества, исключающего политическое неравенство, эксплуатацию, нестабильность и конфликты, рассматриваются как взаимосвязанные.
Теоретическо-методологические основы исследования
При проведении диссертационного исследования использовались: метод текстуального анализа произведений; историко-аналитический метод, дающий возможность представить учения в контексте социально-философских поисков Европы XX в.; сравнительно-исторический метод, позволяющий установить влияние различных авторов на концепции Фромма, Юнга и Райха; сравнительный метод, позволяющий сопоставлять различные концепции в психоанализе.
В качестве теоретической базы исследования выступили идеи и подходы к анализу концепций Фромма, Райха и Юнга таких ученых, как Аверинцев С.С., Верченов J1.H., Гуревич П.С., Добреньков В.И., Зеленский В.В., Одайник В., Руткевич A.M., Шестопал Е.Б.
Степень разработанности проблемы
В отечественной науке рост внимания к психоанализу пришелся на 70-90 гг. XX в. Особенно велик он был в начале 90-х гг., когда благодаря переводу на русский язык и массовому изданию стали доступны труды классиков психоанализа2. Впоследствии он несколько уменьшился, но
2 См., например: Сумерки богов: Сборник 1Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др. — М., 1990; Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. — М, 1990; Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990; Фрейд 3. Толкование сновидений. — М., 1991; Фрейд 3. Я и Оно. — Тбилиси, 1991; Ют. К.Г. Архетип и символ. — М., 1991; Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992; Фромм Э. Душа человека. — М., 1992; Юнг К.Г. Современность и будущее. — Минск, 1992; Юнг К.Г. Один современный миф: О вещах, наблюдаемых в небе. — М., 1993; Ют К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1993; Юнг К.Г. Аналитическая психология. — СПб., 1994; Ют КГ. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб., 1994; Райх В. Массы и государство. —Тверь, 1995. труды психоаналитиков — стараниями прежде всего психологов — продолжают выходить в свет.3
Основной массив критической литературы на русском языке также появился в 70-90 гг. В исследованиях отечественных ученых этого периода, как правило, содержится подробное освещение того или иного аспекта в творчестве конкретного автора. При этом наибольшим вниманием исследователей пользовалась концепция Эриха Фромма, анализ взглядов Карла Густава Юнга проводился преимущественно в русле психологической науки. Что же касается критического исследования наследия Вильгельма Райха, следует признать, что это — мало разработанная тема.
Исследования взглядов Фромма в отечественной историографии советского периода можно условно поделить натри группы.
В первую входят сочинения описательного характера, информирующие читателя о содержании трудов мыслителя, — например, работы Ивановой М.В., Лафицкой Н.В., Польской Г.Д4.
Ко второй группе относятся труды, которые содержат резкую критику фроммовской концепции с марксистских позиций. Так, Трофимов А.В., Куркин Б.А., Екентайте Л.П., Курганский В.А. и др.5
3 К числу изданных в последнее время относятся, например, следующие труды: Райх В. Анализ характера. — М., 2000; Райх В. Страсть юности. Автобиография (1897-1922). — М., 2002; Фромм Э. Ради любви к жизни. — М., 2000; Фромм Э. Кризис психоанализа. — СПб., 2000; Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. — М., 2000; Юнг К.Г. Критика психоанализа. — СПб., 2000; Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия. — СПб., 2001; Юнг К.Г. О природе психе. — М„ 2002.
4 Иванова М.В. Экзистенциальная антропология Эриха Фромма. — СПб., 1992; Лафицкая Н.В. Концепция психологически разумного общества Э.Фромма: Дис. . канд. социолог, наук: 22.00.01. — М., 1997; Польская Т.Д. Общественно-политические иллюзии психоанализа и мифологическая «революция» Э. Фромма. — Киев, 1984.
5 См.: Трофимов А.В. Проблема мотивации поведения личности в неофрейдистской этике: (Человек, мораль: потребности в философско-этической концепции Э. Фромма): Автореф. дис. . канд. филос. наук. — М., 1982; Куркин В.А. Гуманистическая утопия Э.Фромма // Вопросы философии. — 1983. — №2; Екентайте Л.П. Концепция человека в американском неофрейдизме. (Критический анализ теорий К. Хорни, Г. Салливена, Э. Фромма): Автореф. дис. . канд. филос. наук. — Вильнюс, 1977; Курганский В. Неофрейдизм и проблема критикуют утопичность идей Фромма и обвиняют его в абстрактном гуманизме и искажении сути социальной теории К. Маркса.
Третью группу составляют критико-аналитичные работы, в которых содержится стремление к взвешенной оценке творчества мыслителя. К этой группе можно отнести публикации таких авторов, как Заводская И.Н., Лыкова О.А., Ратник С.Д., Телятникова Э.М., Гуревич П.С., Титаренко Г.А. и др.6
В целом критические работы советского периода, специально посвященные Фромму, как правило, отличаются малой информативностью и высокой степенью тенденциозности. Фромма, как и других буржуазных ученых, обвиняли в идеализме, абстрактном гуманизме, биологизме, психологизме, эклектизме и т.п.
В то же время наряду с необоснованными обвинениями в адрес Фромма в философской критике этого времени были и справедливые упреки. В частности, В.И. Добреньков указывал на неопределенность понятия «человеческая природа», которым оперирует Фромм, на его утопизм, который проявляется в убеждении, что психоаналитики должны стать главной силой в процессе оздоровления общества7. Не беспочвенными были обвинения Фромма в социологизации психического и социального (С.М. Черкасов), в эклектизме и шаткости проектов «гуманистической религии» (О.А. Лыкова)8. человека. (Критика идейно-методологических основ теории «гуманистического психоанализа» Э. Фромма): Автореф. дис. . канд. филос. наук. — Киев, 1968.
6 Титаренко Г.А. Критический анализ экзистенциального неофрейдизма Э. Фромма: Автореф. дис. .канд филос. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1986; Заводская И.Н. Проблема взаимоотношений личности и общества в концепции Э. Фромма. — Новокузнецк, 1995; Лыкова О.А. Гуманистический психоанализ Э. Фромма о свободе и самоопределении личности — СПб., 1994; Ратник С. Д. Решение Фроммом проблемы человеческого существования. — Самара, 1994; Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Э. Фромма // СОЦИС. — 1992. — №6.
7 Добренькое И.И. Неофрейдизм в поисках «истины»: иллюзии и заблуждения Э. Фромма. — М„ 1974.
8 Черкасов С.М. Истинная сущность неофрейдизма. — Л., 1966; Лыкова О.А. Культура и личность в гуманистическом психоанализе Э. Фромма.— СПб., 1995.
Наиболее плодотворным представляется подход к анализу взглядов Фромма, связанный с сопоставлением его учения с другими концепциями; его мы преимущественно находим в трудах отечественных исследователей последнего времени.9
На Западе творчество Фромма также было подвергнуто критическому анализу, при этом критика также не всегда была корректна. Так Г. Уэллс, по сути, отрицал за учением Фрейда и его последователей какую-либо научную и мировоззренческую ценность и видел в неофрейдизме, представленном К. Хорни, Э. Фроммом, Г. Салливеном, свидетельство полной несостоятельности психоанализа. Дж. Г. Шаар обвинял Фромма в натурализме в понимании человеческой природы и критиковал концепцию «гуманистического социализма» Фромма за ненаучность. Г. Маркузе критиковал Фромма за поверхностность и идеологичность, объявляя попытку ревизии психоанализа несостоятельной. Наиболее серьезное исследование концепции Фромма принадлежит Д. Хаусдорффу, который анализирует истоки его взглядов10.
Изучение творчества К.Г. Юнга, как уже говорилось, традиционно велось преимущественно в рамках психологической науки и связано как с узко клинической проблематикой (Дж. А. Холл), так и с общекультурными аспектами его концепции — в частности, нужно
9 См., например: Агапов П.В. Проблема агрессивности и деструктивности в психоаналитической социологии: от Фрейда к Фромму. — М., 2000\АзмиД.М. Политико-правовые взгляды Э. Фромма. — М., 2001; Гуревич П.С. Проблемы целостности человека // Личность, культура, общество. — Вып. 7. — М., 2001; Гуревич П.С. Величие и ограниченность самого Фромма И Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. — М., 2000; Психология Фрейда и постфрейдисты. — М., 1997; Руткевич А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. — М., 1997; Степанов С. Психология в лицах. — М., 2001; Трояи В.Г. Проблема индивидуальной свободы в философии Э. Фромма: критический анализ. — Краснодар, 2001; Фишбейп И.В. Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К.Г. Юнга:. — Бел город, 2002. Шестопал Е.Н. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. — М., 1998.
10 Уэллс Г. Крах психоанализа: от Фрейда к Фромму. — М,, 1968; Schaar J.H. Escape from authority. The perspectives of E. Fromm. — N.Y., 1964; Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — Киев, 1995; HausdorffD. Erich Fromm. — N.Y., 1972. отметить работы, посвященные юнгианской мифологии и символизму (И. Якоби, А. Яффе), а также психологическому анализу культурных установок (Дж. Хендерсон)11.
В то же время нельзя не отметить и обобщающие работы, представленные творчеством Г. Адлера, Э. Самуэлса, М. Фордхама12 и др. Осуществляются попытки осмысления творчества Юнга в контексте западной (К. Лэмберт) и восточной (Р. Моаканин, Д. Роузен) философии культуры.
В отечественной литературе исследование теоретического наследия
Юнга набирает силу, переводятся и издаются его тексты. В настоящее время ряд исследователей популяризуют учение швейцарского мыслителя, привлекая к нему внимание гуманитарной общественности, среди этих ученых следует назвать имена С.С. Аверинцева, П.С.
Гуревича, В.М. Лейбина, Поддубного Н. В., Автономовой Н.С. и др. В частности, проблемы взаимодействия сознательного и бессознательного в социокультурном контексте рассмотрены в трудах В.И. Овчаренко; критический анализ аналитико-психологических исследований проблем личности содержится в книгах В.В. Зеленского, A.M. Руткевича,
Е.Б. Шестопал. Отдельные аспекты творчества Юнга рассматривались в диссертационных работах Ясменко М.К., Калмыкова С.К., Завалишиной
М.С., Овчаренко В.И., Евласьева А.П., Ветровой Н.В. и др. Особо следует
1 ^ отметить работу В. Одайника , в которой автор подробно излагает социальные и политические воззрения К.Г. Юнга.
11 Холл Дж.А. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство. —СПб., 1996; Якоби И. Психология Юнга // Гуманистические проблемы психологической теории. — М., 1995; Jajfe A. The myth of Meaning. N.Y., 1971; Henderson J. Modern Science and Technique in Jungian Analysis// Review of Analytical Psychology.— 1975.
12 Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М., 1996; Самуэлс Э. Юнг и постюнгианцы: Курс юигианского психоанализа. — М., 1997; Fordham М. Analytical Psychology: Modern Science. L., 1973.
13 Одайиик В. Психология политики: Политические и социальные идеи К.Г. Юнга.— М., 1996.
Что же касается творчества В. Райха, то необходимо отметить, что за рубежом число исследований наследия ученого многократно превосходит написанное на данную тему в нашей стране — в отечественной историографии можно выделить лишь диссертационное исследование Мокшанцева JI.B14, специально посвященное анализу концепции мыслителя. На Западе вышло немало работ, в которых вопросы теории затрагиваются поверхностно и оцениваются не вполне адекватно. В то же время следует упомянуть несколько добротных трудов. В их число входит книга Д. Боаделлы, где представлен глубокий анализ райховской теории неврозов, характерно-аналитической техники, освещены проблемы семьи, роста деструктивности в обществе, причины победы фашизма в Германии. Нельзя не указать и на книгу М. Шарафа, содержащую не только разбор взглядов, но и данные о жизни Райха15. Заслуживают внимания монографии Э. Манна, Ж. Митчелл, Б. Оллмена, О. Ракнесса, Ч. Райкрофта, П. Робинсона, Ф. Риффа.
В целом следует признать, что диссертационное исследование велось в ситуации значительно разработанного проблемного поля и опиралось на массив научной литературы, посвященной психоанализу, в том числе сравнительному анализу концепций представителей этого течения. В то же время, очевидно, что если изучение психоанализа психологами, философами и социологами имеет длительную традицию, то политическим аспектам этого течения не уделялось столь пристального внимания. Исследования взглядов теоретиков психоанализа неравномерны — в то время как теории Фромма уделяется много
14 Мокшапцеа JI. В. Психоаналитическая теория В. Райха: историко-философский анализ: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03. — М„ 1998.
15 Boadellci D. Wilhelm Reich: The evolution of his work. — L.etc., 1985; SharafM. Fury on earth: A biography of Wilhelm Reich. — L„ 1983. внимания, политические аспекты юнгианства, и особенно концепция В. Райха остаются малоизученными.
Научная новизна исследования
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: проведен комплексный сравнительный анализ подходов к решению проблемы соотношения главных характеристик личности и принципов организации политической жизни в концепциях ведущих представителей неклассического психоанализа В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга; выявлено общее и специфичное в теоретико-методологических основаниях сексуальной экономики, неофрейдизма и аналитической психологии, определена специфика их способа решения проблемы личности как субъекта общественно-политической жизни; проанализировано теоретическое обоснование и конкретно-историческое содержание тезиса неклассического психоанализа о влиянии политической сферы на формирование типа личности на примере дихотомии системы максимального подавления индивида и политического устройства, создающего оптимальные условия для саморазвития личности; проанализированы предлагаемые в концепциях В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга пути оптимизации политической сферы и способы достижения самореализации личности, а также особенности трактовки взаимосвязи этих процессов; проведен историко-политологический анализ психоаналитической концепции В. Райха, выявлены основные принципы его подхода к решению социально-политических проблем, теоретические и методологические связи и зависимости.
Положения, выносимые на защиту
На защиту выносятся следующие положения: I. Концепции ведущих представителей неклассического психоанализа В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга, несмотря на их теоретико-методологическое различие, при решении проблемы соотношения главных характеристик личности и принципов организации политической жизни в обществе сходятся в следующем:
1) Взаимосвязь психологического и политического аспектов деятельности человека обосновывается с помощью использования категорий, фиксирующих совокупность общих черт, свойственных индивидам в данном обществе, в силу чего они могут выступать в качестве типичных его представителей (в качестве такой категории у Райха выступает «характер», у Фромма — «социальный характер», у Юнга — «коллективное бессознательное»). Условием формирования определенного типа личности в конкретном обществе выступает политический режим — таким образом, осуществляется корреляция между типичными свойствами личности и конституирующими принципами политической сферы.
2) Оценка влияния социально-политических институтов на личностные характеристики осуществляется на основе признания приоритета интересов личности: случаем крайне негативного воздействия политической сферы на личность признается тоталитарный режим, предельно позитивного — политическая организация, гарантирующая самореализацию человека как свободного, разумного и политически активного индивида.
3) Необходимым условием политической самореализации личности признается изменение налично данной ситуации и переход к иной организации общества, исключающей подавление, политическое неравенство, эксплуатацию, нестабильность и конфликты.
И. Основное различие в подходах В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга к решению проблемы соотношения главных характеристик личности и принципов организации политической жизни заключается:
1) В определении источников, способов и условий эффективности политических и социальных преобразований, ведущих к созданию оптимальных условий для самореализации личности.
В концепциях В. Райха и Э. Фромма данный переход связывается с определенными изменениями политических институтов и организационных структур: Райх выступает за радикальный слом существующих институтов, он видит выход в сексуальной революции, которая должна решить социально-политические и культурные проблемы общества; Фромм призывает к духовно и морально ориентированным реформам общественных отношений. В концепции К.Г. Юнга изменения связываются с внутренним самосовершенствованием индивида посредством религиозного опыта. Он выступает против революционных преобразований, делая акцент на актуализации трансцендентного опыта человека.
2) В решении вопроса о конкретных организационно-институциональных формах «идеального общества».
Оптимальная политическая организация, способствующая раскрытию подлинной природы личности, трактуется Фроммом как коммунитарный социализм, Райхом — как естественная рабочая демократия. Юнг игнорирует вопрос о конкретных политических структурах, акцентируя внимание только на общем принципе строения «идеального общества» — совокупности малых групп с четко обозначенными связями между индивидами и чувством общности со всеми людьми.
Научно-теоретическая и практическая значимость
Диссертация вносит вклад в изучение истории социально-политических учений XX в. Выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения роли психоанаютической теории в социапьно-политической мысли XX в., политологического анализа неклассических психоанапитических трактовок общества.
Материалы исследования могут быть полезны при преподавании общих и специальных курсов по истории социально-политических учений и политической психологии, служить базой для подготовки учебно-методических материалов по историко-политологическим и философским курсам.
Апробация работы
Материачы исследования нашли отражение в следующих публикациях:
1. Особенности взаимной детерминации природы человека и политической организации общества в концепции Э. Фромма // SCHOLA—2002. М., 2002. — 0,5 п.л.
2. Кризис идентичности человека как глобальная проблема/ Материачы научной конференции «Глобальный кризис и проблемы мировой политики» // «Вестник МГУ». Серия 12. «Политические науки». 2003. —№3.-0,5 п.л.
3. Личность в условиях тотачитарного государства (по К.Г. Юнгу) // «Вестник МГУ». Серия 12. «Политические науки». 2003. —№6. — 1. п.л.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
20
Заключение научной работыдиссертация на тему "Личность и политика в психоаналитических концепциях В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общий итог, необходимо отметить, что исследуемые в диссертационной работе концепции принадлежат к психоаналитическому течению социально-политической мысли XX века, что дает, с одной стороны, возможность проведения их сравнительного анализа. С другой стороны, они дают представление о политическом спектре в рамках своего направления.
Для всех концепций фрейдизм служит не только теоретическим источником, но и стимулом самостоятельного творческого развития. Поэтому в концепциях В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга имеются существенные различия. Для Райха и Фромма важнейшим теоретическим источником помимо концепции 3. Фрейда послужил марксизм; для Фромма и Юнга — иудаизм и протестантизм.
Признавая психологическую структуру личности точкой отсчета в анализе социально-политических проблем, мыслители по-разному подходили к постановке и решению социально-политических проблем. Позицию В. Райха можно обозначить как пансексуализм, Фромм вносил в психоанализ социальное, а Юнг — религиозно-культурологическое измерение.
Различие в подходах В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга к решению проблемы соотношения главных характеристик личности и принципов организации политической жизни заключается прежде всего в том, как они определяют пути политических и социальных преобразований. Если в концепциях В. Райха и Э. Фромма такой переход видится в целенаправленном изменении политических институтов и организационных структур, то Юнг уповает на процесс внутреннего самосовершенствования индивида, который должен привести к спонтанному объединению людей на основе духовной близости.
Различие связано также с видением конкретных организационно-институциональных форм «идеального общества». Оптимальная политическая организация, способствующая раскрытию подлинной природы личности, для Фромма - это коммунитарный социализм, для Райха — «естественная рабочая демократия», для Юнга — совокупность малых групп с четко обозначенными связями между индивидами и чувством общности со всеми людьми.
Эти различия соответствует позициям, занимаемым мыслителями в политическом спектре: левому радикализму В. Райха, левоцентризму Э. Фромма, и консерватизму К.Г. Юнга.
В то же время, несмотря на теоретико-методологическое различие, анализируемые концепции предлагают сходное решение проблемы соотношения главных характеристик личности и принципов организации политической жизни в обществе.
Прежде всего, в рамках данных концепций взаимосвязь психологического и политического аспектов деятельности человека обосновывается с помощью использования категорий, фиксирующих совокупность общих черт, свойственных индивидам в данном обществе, у Райха в качестве такой категории выступает «характер», у Фромма социальный характер», у Юнга — «коллективное бессознательное». С помощью этих категорий анализируемые мыслители прослеживают зависимость психических характеристик личности от социальных институтов и прежде всего — от форм политической организации жизни общества.
Признавая то, что социальные институты являются условием формирования определенного типа личности, и В. Райх, и Э. Фромм, и
К.Г. Юнг в то же время прослеживают обратную зависимость —влияние типичного характера на формирование и поддержание определенных политических институтов. Таким образом, в изучаемых концепциях прослеживается тесная взаимосвязь между принципиальными основаниями политической жизни и характеристиками личности.
Общим для трех анализируемых концепций является и то, что их авторы главной задачей считают самореализацию личности как свободного, разумного и политически активного индивида. Признание приоритета интересов личности наличествует во всех концепциях. Именно в соответствии с этим критерием оцениваются политические режимы — как реально существующие, так и конструируемые в качестве желательных.
В связи с этим налично данная ситуация в этих концепциях диагностируется как «больное общество», нуждающееся в «излечении». В качестве крайнего проявления «больного общества» во всех трех концепциях выступает тоталитарный режим, в рамках которого индивид становится функцией общества, которое берет на себя функцию подлинного носителя жизни. Человек в таком государстве подавлен и является частицей безликой и безответственной массы, из которой в свою очередь выделяется политический лидер с аналогичным массе складом характера. Тип личности, соответствующий тоталитарному режиму, рассматривается исследуемыми в диссертации мыслителями как деградирующий независимо от того, является ли индивид объектом политических манипуляций или политическим лидером.
Необходимым условием политической самореализации личности признается изменение ситуации, в которой находится общество, переживающее глобальный кризис. Для принципиального изменения личностных характеристик необходима трансформация социальных и — особенно — политических структур. Переход к иной организации общества должен привести к снятию отчуждения, ликвидации политического неравенства, эксплуатации и нестабильности. В то же время источником внешних преобразований является изменение личностных характеристик — без самосовершенствования и позитивного изменения личности все реформы и преобразования расцениваются как обреченные на провал.
В связи с этим представляется возможным говорить о взаимодетерминации политического и психологического аспектов в концепциях В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга.
Таким образом, можно считать, что в результате диссертационного исследования, нашла подтверждение сформулированная во «Введении» рабочая гипотеза, согласно которой в психоаналитических концепциях В. Райха, Э. Фромма и К.Г. Юнга, несмотря на различие их теоретических и политических позиций, конституирующие принципы политической сферы и типичные черты и свойства личности выступают в качестве коррелирующих параметров, и задачи (1) самореализации личности как свободного, разумного и политически активного индивида и (2) создания общества, исключающего отчуждение, политическое неравенство и эксплуатацию рассматриваются как взаимосвязанные.
Список научной литературыАнтонова, Наталья Викторовна, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"
1. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. — Вып. 3. —М., 1972.
2. Автономова Н.С. Власть в психоанализе и психоанализ власти // Власть. Очерки современной политчиеской философии Запада. М., 1989.
3. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. — 1991. — №4.
4. Автономова Н.С. Концепции бессознательного: гносеологический статус // Философские науки. — 1985. — №5.
5. Агапов П.В. Проблема агрессивности и деструктивности в психоаналитической социологии: от Фрейда к Фромму: Дис. .канд. социолог, наук. — М., 2000.
6. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. — М., 1996.
7. Азми Д.М. Политико-правовые взгляды Э. Фромма: Дис. . канд. юрид. наук. — М, 2001.
8. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. —М., 1997.
9. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.
10. Арапова Э.М. Целостность человека: от Фрейда к Фромму: Дис. . канд. филос. наук. — М., 2002.
11. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993.
12. Асатиани М.М. Современное состояние теории и практики психоанализа по взглядам К.Г. Юнга // Психотерапия. — М., 1910.
13. Назарбаев Б.Ж. Проблема человека в философской концепции
14. Э. Фромма // Философская антропология и гуманизм Э. Фромма. — М., 1995.
15. Балагушкин Е.Г. Влияние неофрейдизма и теории сексуальной революции на сознание молодежи Запада // Молодежь, НТР, капитализм. — М., 1979.
16. Балина Е.В. «Иное царство» и его искатели: Р. Генон и К. Юнг // Тенденции развития современной зарубежной философии и философской компаративистики в конце XX века: Тезис, док. межвузовской конференции. — СПб., 1995.
17. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. — К., 1994.
18. Белик А.А. Психология религии Э. Фромма и А. Маслоу // Религии мира. —М., 1989.
19. Белкин А.И. Современные социальные проблемы в свете психоанализа // Российский психоаналитический вестник. — 1991. — №1.
20. Бессонов Б.Н. Э. Фромм: « Нам нужна гуманистическая наука о человеке» // Философская антропология и гуманизм Э. Фромма. — М., 1995.
21. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности. — М., 1999.
22. Браун Д. Психология 3. Фрейда и постфрейдисты. — М., 1997.
23. Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма. — М., 1982.
24. Буржуазные психоаналитические концепции общественного развития.—М., 1980.
25. Бурдерон Р. Фашизм: идеология и практика. — М., 1983.
26. Венгеренко Н.А. Концепция «продуктивной ориентации» Э. Фромма // Критика современной буржуазной философии. — М., 1982.
27. Вер Г. Карл Густав Юнг сам свидетельствует о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций). — Липецк, 1998.
28. Верченов Л.Н. К анализу глобальных проблем: (Э. Фромм о загрязнении духовной среды) // Марксизм-ленинизм и глобальные проблемы современности: Материалы всесоюзного симпозиума. — М., 1983.
29. Верченов Л.Н. Критика социальной теории Э. Фромма: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1969.
30. Верченов Л.Н. Предостережения Э. Фромма // Коммунист. — 1990. — №16.
31. Верченов Л.Н. Социальная теория Э. Фромма: Научно-аналитический обзор. —М., 1980.
32. Верченов Л.Н. Человек и общество: антропологическая интерпретация общественного развития Э. Фромма // Современные буржуазные теории общественного развития. — М., 1984.
33. Ветрова Н.В. Миф и художественное творчество: (Критики концепций 3. Фрейда и К.Г. Юнга): Автореф. дис. .канд. филос. наук.—М., 1984.
34. Галкин А.А. Немецкий фашизм. — М., 1989.
35. Гарбузов А.С. Социально-биологические проблемы человека в философии Э. Фромма // Проблема прогресса в свете социальных и природных процессов. — М., 1990.
36. Геворкян А.К. Религия в контексте бессознательного: Автореф. дис. . канд. филос, наук. — М., 1998.
37. Гловер Э. Фрейд или Юнг. — СПб., 1999.
38. Голубчиков А .Я. Самоопределение индивида: Автореф. дис. . канд. филос. наук. — Екатеринбург, 1993.
39. Гордиенко А.А. Будущее человека. Теоретические искания
40. Э. Фромма//Человек как космический феномен. — Ижевск, 1993.
41. Грошева Е.Г. Образно-символическая форма ренессанского сознания в психоаналитической интерпретации К.Г. Юнга: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — СПб., 1995.
42. Гроф С. За пределами мозга. — М., 1992.
43. Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы // Вопросы философии. — 1997. —№7.
44. Гулыга А.Ф. Миф и современность // Ин. лит-ра. — 1984. — №2.
45. Гуманизм и культура: век XX: Сб. науч. тр. — Тверь, 1993.
46. Гуревич П.С. Антропологизм Э. Фромма как эстетическая проблема // Художественное произведение и личность. —М., 1979.
47. Гуревич П.С. Величие и ограниченность самого Фромма // Э. Фромм Величие и ограниченность теории Фрейда. — М., 2000.
48. Гуревич П.С. Партитура бессознательного и уроки истории // Э. Фромм Догмат о Христе. — М., 1998.
49. Гуревич П.С. Проблемы целостности человека // Личность, культура, общество. — Вып. 7. — М., 2001.
50. Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна // Э. Фромм Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1998.
51. Гуревич П.С. Человек будущего: мифы и реальность. —М., 1979.
52. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа // Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
53. Гуревич П.С. Философская антропология Э. Фромма // Э. Фромм Бегство от свободы. — М., 1990.
54. Гуревич П.С. Философия человека. — М., 1999.
55. Гуревич П.С. Человек в авантюре саморазвития // Э. Фромм Психоанализ и этика. — М., 1998.
56. Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы: философское миротворчество и личный авангард. —М., 1978.
57. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. — М., 1977.
58. Даурли Д.П., Эдингер Э., Зеленский В. К.Г. Юнг и христианство. — СПб., 1999.
59. Дмитриев А.Н. Философский анализ проблемы бессознательного. — Саратов, 1985.
60. Добреньков В.И. Критика неофрейдистской концепции Э. Фромма. — М., 1972.
61. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины»: иллюзии и заблуждения Э. Фромма. — М., 1974.
62. Добреньков В.И. В поисках свободы и справедливости (Послесловие) // Э. Фромм Иметь или быть? — М., 1990.
63. Добреньков В.И. Социологическая концепция Э. Фромма (Критический анализ субъективно-идеалистических оснований неофрейдистской социальной философии): Автореф. дис. . канд. филос. наук. — М., 1969.
64. Долидзе Н.Р. Механизмы человеческого поведения в теории 3. Фрейда и К.Г. Юнга. — М, 1998.
65. Евласьев А.П. Проблемы искусства и художественного творчества в концепциях К. Юнга, О. Ранка и Г. Закса. — М., 1999.
66. Екентайте Л.П. Концепция человека в американском неофрейдизме (Критический анализ теорий К. Хорни, Г. Салливена, Э. Фромма): Автореф. дис. . канд. филос. наук. — Вильнюс, 1977.
67. Желев Ж. Фашизм: Тоталитарное государство. — М., 1991.
68. Жовтун Д.Т. Философско-антропологическая дихотомия в трактовке «Природы человека» Э. Фромма // Философская антропология и гуманизм Э. Фромма. — М., 1995.
69. Завалишина М.С. Психоаналитическая социология о сущности и перспективах человеческого общества: (3. Фрейд, Г. Маркузе,
70. Э. Фромм): Дис. .канд. социолог, наук. — М., 1993.
71. Завещание Гитлера: К черному юбилею. — М., 1991.
72. Заводская И.Н. Проблема взаимоотношений личности и общества в концепции Э. Фромма. — Новокузнецк, 1995.
73. Заводская И.Н. Э. Фромм как историк тоталитаризма: Дис. . канд. истор. Наук. — Томск, 1997.
74. Замковой В.И., Филатов М.Н. Философия агрессии. — Алма-Ата, 1981.
75. Зачепицкий Р.А. Критический анализ «фрейдо-марксизма» // Журнал психопатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1982. — Т. 82. — Вып. 1.
76. Зеленовский Н.А. Эрих Фромм о социальном характере масс и его типах // История. Общество. Личность. — Саратов, 1993.
77. Зеленский В.В. Аналитическая психология К.Г. Юнга // «Архетип». — 1996.—№2.
78. Зеленский В.В. Послесловие // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. —М., 1997.
79. Иванов А.В. О свободе определения и об определении свободы // Философские науки. — 1990. — № 11.
80. Иванова А.В. Рациональное и иррациональное в аналитической психологии К.Г. Юнга. —М., 1989.
81. Иванова М.В. Экзистенциальная антропология Эриха Фромма. — СПб., 1992.
82. История социологии в Западной Европе и США. — М., 1999.
83. Ирхин Ю.В. Значение гуманистической парадигмы Э. Фромма для критического анализа постиндустриального общества // Философская антропология и гуманизм Э. Фромма. — М., 1995.
84. Какабадзе B.JI. Теоретические проблемы глубинной психологии. — Тбилиси, 1983.
85. Калинина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. — М., 1997.
86. Калмыков С.К. Философско-социологический анализ современного мистицизма: Автореф. дис. . канд. филос. наук. — М., 1988.
87. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. — М., 1990.
88. Каримский A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии. — М., 1978.
89. Ковач Д.К. К проблеме комплексного исследования человека // Психологический журнал. — 1988. — №2.
90. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М., 1984.
91. Константинов Ф. Истины и заблуждения Э. Фромма // Литературная газета. —1964. — 24 октября.
92. Кузнецова С.В. Концепция «социального характера» Э. Фромма // Проблема человека в современной религиозной литературе. — М., 1988.
93. Культурология XX век. Энциклопедия. Т 1. А-Л. — СПб., 1998.
94. Курганский В.А. Неофрейдизм и проблема человека. (Критика идейно-методологической основы теории « гуманистического психоанализа» Э. Фромма): Автореф. дис. . канд. филос. наук. — Киев, 1968.
95. Куркин Б.А. Гуманистическая утопия Э. Фромма // Вопросы философии. — 1983. — №2.
96. Лапланш Ж., Понталис Ж. Большой словарь по психоанализу. — М., 1996.
97. Лафицкая Н.В. Концепция психологически разумного общества Э. Фромма: Дис. канд. социолог, наук. — М., 1997.
98. Лафицкая Н.В. Основные понятия социально-философской антропологии Э.Фромма: «ситуация человека». —М., 1997.
99. Лафицкая Н.В. Смысл дефиниции «больное общество» Э. Фромма. Психологические и социальные формы отчужденности. — М., 1997.
100. Лейбин В.М. Психоанализ и американский неофрейдизм: (историко-философский анализ фрейдизма): Автореф. дис. . д-ра филос. наук. — М., 1972.
101. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977.
102. Лейбин В.М. Психоаналитическая трактовка структуры личности и неофрейдистская концепция самости // Вопросы философии. — 1977. — №6.
103. Лыкова О.А. Культура и личность в гуманистическом психоанализе Э. Фромма: Дис. . канд. псих. наук. — СПб., 1995.
104. Лыкова О. А. Гуманистический психоанализ Э. Фромма о свободе и самоопределении личности. — СПб., 1994.
105. Любутин К.Н., Грибакин А.В. Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму. — Екатеринбург, 1994.
106. Ляликов Д.Н. Буржуазные психоаналитические концепции общественного развития. — М., 1980.
107. Мазаник М.Н. Проблема человека в психоаналитической социологии Э. Фромма // Социология. — 1999. — №4.
108. Маленко С.А. Феноменология архетипа в системе социокультурного освоения коллективного бессознательного: на материалах творчества К.Г. Юнга: Дис. . канд. филос. наук. —Киев, 1998.
109. Манхейм К. Диагноз нашего времени. —М., 1994.
110. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. — М., 1979.
111. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — Киев, 1995.
112. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. — Челябинск, 1999.
113. Мелетинский Е.М. Мифологические теории XX века на Западе // Вопросы философии. — 1971. —№7.
114. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм: Западный и Восточный пути к сердцу. — Томск, 1993.
115. Мокшанцев JI.B. Психоаналитическая теория В. Райха: историко-философский анализ: Дис. .канд. филос. наук. — М., 1998.
116. Муляр В.И. Проблемы самореализации индивида в социально-философской концепции Э. Фромма // Проблемы философии. — Вып. 86.—Киев., 1990.
117. Мяло К.Г. Левый фрейдизм и современная леворадикальная идеология // Вопросы философии. — 1976. —№8.
118. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Курс лекций. — М., 1996.
119. Несавас А.И. Этика Э. Фромма (Критический анализ): Автореф. дис. . канд. филос. наук. — Вильнюс, 1975.
120. Никольский B.C. Концепция религии в социальной философии Э. Фромма: Дис. . канд. филос. наук. — М., 2002.
121. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. — М., 2001.
122. Новиков А.И. Критика буржуазных философских и социологических концепций культуры. — Л., 1986.
123. Нолл Р. Арийский Христос. Тайная жизнь К. Юнга. — М., 1998.
124. Овчаренко В.И. Генезис, основания, формы и тенденции развития социологического психологизма как явления социальной мысли: Автореф. дис. док. филос. наук. — М., 1995.
125. Одайник В. Психология политики: Политические и социальные идеи К.Г. Юнга.—М„ 1996.
126. Одуев С.Ф. Эрих Фромм как мыслитель и критик современной цивилизации // Философская антропология и гуманизм Э. Фромма.1. М., 1995.
127. Оуэн Р. Из книги о новом нравственном мире // Оуэн Р. Изб. соч. Т.2.1. М., 1950.
128. Панфилова Т.В. Критика методологии ортодоксального и «гуманистического» психоанализа по вопросу о соотношении индивида и общества: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1976.
129. Петренко E.JI. Э. Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Э. Фромма. — М., 1995.
130. Петрикеева И. А. Антропологические идеи К.Г. Юнга и современное образование: Дис. . канд. филос. наук. — Екатеринбург, 1999.
131. Поддубный Н.В. Системный подход и психология // Научные ведомости БГУ. — 1997. — №1.
132. Политология: энциклопедический словарь. —М., 1993.
133. Польская Т.Д. Общественно-политические иллюзии психоанализа и мифологическая «революция» Э. Фромма / Киев. гос. ун-т им.
134. Т.Г. Шевченко. —Киев, 1984.
135. ПомеранцГ.С. Иррациональное в политике // Вопросы философии.1992.-—№4.
136. Попов А.И. Фромм о единстве и различие взглядов Фрейда и Маркса на человеческую природу // Философская антропология и гуманизм Э. Фромма. —М., 1995.
137. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. —М., 1992.
138. Проблема морали в неофрейдизме // Вестник БГУ. — Сер.З. — 1980.2.
139. Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
140. Психоанализ в развитии. Сборник переводов. — Екатеринбург, 1998.
141. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.
142. Психология. Словарь. — М., 1990.
143. Психология Фрейда и постфрейдисты. —М., 1997.
144. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия. — Минск, 1999.
145. Радикальный гуманизм Э. Фромма и его подход к проблеме деструктивности // СОЦИС. — 1992. —№6.
146. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб., 1995.
147. Райх В. Анализ личности. — М., 1999.
148. Райх В. Анализ характера. — М., 2000.
149. Райх В. Диалектический материализм и психоанализ // Под знаменем марксизма. — 1929. —№7-8.
150. Райх В. Массы и государство. — Тверь, 1995.
151. Райх В. Посмотри на себя, маленький человек! — М., 1997.
152. Райх В. Психология масс и фашизм. — М., 1997.
153. Райх В. Сексуальная революция. —М., 1997.
154. Райх В. Страсть юности. Автобиография (1897-1922). — М., 2002.
155. Райх В. Функция оргазма: Основ. Сексуально-экономические проблемы биологической энергии. — М., 1997.
156. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. —М., 1999.
157. Ратник С.Д. Решение Фроммом проблемы человеческого существования. — Самара, 1994.
158. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // СОЦИС. — 1993. — №5.
159. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. —Ростов-на-Дону, 1999.
160. Родина Е.Е. Философские основания творчества
161. Э. Фромма: Автореф. дис. . канд. филос. наук. —СПб., 1995.
162. Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл: Введение в теорию, практику и историю психоанализа. — М., 1994.
163. Роузен Д. Дао Юнга: Путь целостности. — Киев, 1997.
164. Руткевич A.M. Анатомия деструктивности Э. Фромма // Вопросы философии. — 1991. —№9.
165. Руткевич A.M. К.Г. Юнг об архетипах современного бессознательного // Вопросы философии. — 1988. — №11.
166. Руткевич А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. — М., 1997.
167. Руткевич А. М. Психоанализ и религия. —М., 1987.
168. Руткевич A.M. Психоанализ об агрессивности // Философия о будущем человечества. Анализ немарксистских концепций. — М., 1990.
169. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. — М., 1985.
170. Руткевич A.M. Философия о будущем человечества. Анализ немарксистских концепций. — М., 1990.
171. Руткевич A.M. К.Г. Юнг о современности // Философские науки. — 1989. — №8.
172. Самуэлс Э. Юнг и постюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа. — М., 1997.
173. Самуэлс Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Г. Юнга. — М., 1994.
174. Свинцов В.И. Иметь или не иметь? : Размышления над книгой Э. Фромма «Иметь или быть» // Философские науки. — 1991. — №11.
175. Силичев Д.А. Философия. Культура. Гуманизм. Анализ западных концепций.—М., 1992.
176. Современная западная философия. Словарь. — М., 1991.
177. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984.
178. Современная западная социология. Словарь. — М., 1993.
179. Соколов Э.В. Значение теорий «социального характера» и «коллективного бессознательного» для понимании массовых социальных процессов // Стиль и традиция в развитии культуры. — Л., 1989.
180. Степанов С. Психология в лицах. —М., 2001.
181. Степнов П.П. Эрих Фромм как реформатор гуманистической этики // Философская антропология и гуманизм Э. Фромма. — М., 1995.
182. Субботина З.А. Проблема взаимодействия человека и техники в социальной философии Э. Фромма (Критический анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1978.
183. Субботина З.А. Теоретическая несостоятельность «новой» религии Э.Фромма // Актуальные проблемы научно — атеистического воспитания молодежи. —М., 1984.
184. Субботина 3. А. Эрих Фромм и его программа социальных преобразований современного капиталистического общества. — М., 1978.
185. Сумерки богов: Сборник / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др. — М., 1990.
186. Тарасов К.Е., Кельнер М.С. Фрейдо-марксизм о человеке. —М., 1989.
187. Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Э. Фромма // СОЦИС. — 1992. —№6.
188. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия. — Самара, 1996.
189. Титаренко А.И. Эрих Фромм в оковах иллюзий // Вопросы философии. — 1-964. —№10.
190. Титаренко Г.А. Эрих Фромм — психоаналитик и экзистенцианалист // Философские науки. — 1985. —№3.
191. Титаренко Г. А. Критический анализ экзистенциального неофрейдизма Э. Фромма: Автореф. дис. . канд. филос. наук. — М., 1986.
192. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: Избранное. —М., 1995.
193. Трофимов А.В. Проблема мотивации поведения личности в неофрейдистской этике: (Человек, мораль: потребности в философско-этической концепции Э. Фромма): Автореф. дис. . канд. филос. наук. —М., 1982.
194. Троян В.Г. Проблема индивидуальной свободы в философии Э. Фромма: критический анализ: Дис. канд. филос. наук. — Краснодар, 2001.
195. Уайт Э., Браун Д. Первые люди. — М., 1976.
196. Уэллс Г. Крах психоанализа: от Фрейда к Фромму. — М., 1968.
197. ФиалковаЕ. Методологические аспекты аналитической психологии К.Г. Юнга//Вопросы философии. — 1979. —№1.
198. Философская антропология и гуманизм Э. Фромма / Рос. академия гос. службы при Президенте Р. Ф. — М., 1995.
199. Философские основания творчества Э. Фромма. — СПб., 1995.
200. Философские проблемы психологии // Реферативный журнал. Сер. 3(ф.) — 1996. — №1.
201. Философский словарь. —М., 2002.
202. Фишбейн Н.В. Философско-культурологические и религиоведческие концепты теории К.Г. Юнга: Дис. . канд. филос. наук. — Белгород, 2002.
203. Флоренская Т. А. К. Юнг и проблема духовной активности личности // Гуманистические проблемы психологической теории. — М., 1995.
204. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. —М., 1989.
205. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. — М., 1990.
206. Фрейд 3. Толкование сновидений. — М., 1991.
207. Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси, 1991.
208. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. —М., 1998.
209. Фромм Э. Адольф Гитлер — клинический случай некрофилии // Э. Фромм Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1998.
210. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1997.
211. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. Догмат о Христе. — М., 1998.
212. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. — М., 2000.
213. Фромм Э. Во имя жизни // СОЦИС. — 1992. — №6.
214. Фромм Э. Догмат о Христе. — М., 1998.
215. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
216. Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм Мужчина и женщина. — М., 1998.
217. Фромм Э. Иметь или быть. —М., 1990.
218. Фромм Э. Кризис психоанализа. — СПб., 2000.
219. Фромм Э. Миссия 3. Фрейда. Анализ его личности и влияния. — М., 1996.
220. Фромм Э. Мужчина и женщина. —М., 1998.
221. Фромм Э. Наш образ жизни делает нас несчастными //Литературная газета. — 1964. — 24 октября.
222. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
223. Фромм Э. Ради любви к жизни. — М., 2000.
224. Фромм Э. Революция надежды / Э. Фромм Психоанализ и этика. — М., 1998.
225. Фромм Э. Революционный характер / Э. Фромм Догмат о Христе. — М., 1998.
226. Фромм Э. Ситуация человека — ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в современной западной философии. — М., 1988.
227. Фромм Э. Современное положение человека / Э. Фромм. Догмат о Христе. —М., 1998.
228. Фромм Э. Человек для самого себя. — М., 1997.
229. Фромм Э. Человек одинок // Иностранная литература. — 1966. — №1.
230. Функ Р. Эрих Фромм: Страницы документальной биографии / Э. Фромм Мужчина и женщина. — М., 1998.
231. Хозин Г. С. Глобальные проблемы современности. Критика буржуазных концепций. — М., 1982.
232. Хиллман Дж. Архетипическая психология. — СПб., 1996.
233. Холл Дж. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство. — СПб., 1996.
234. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. — М., 1962.
235. Человек в тоталитарном обществе // Социально-политический журнал. — 1992. — №6-7.
236. Черкасов С.М. Истинная сущность неофрейдизма. —Л., 1966.
237. Черкасов С.М. Социальная философия неофрейдизма: Автореф. дис. . канд. филос. наук. — J1., 1967.
238. Черненко В.А. Критика учения Э. Фромма о религии: Автореф. дис. . канд. филос. наук.—JI., 1970.
239. Чесноков Г.Д. Эрих Фромм о проблеме личности и общества // Философская антропология и гуманизм Э. Фромма. —М., 1995.
240. Шваруман К.А. «Гуманистическая этика» Э.Фромма // Вопросы философии. — 1971. —№6.
241. Шарп Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель. — Воронеж, 1994.
242. Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. — М., 1998.
243. Шестопал Е.Б. Психоаналитическое движение в исторической науке // История СССР. — 1991. — №5.
244. Шестопал Е.Б. Политическая психология // Политология. Курс лекций. —М., 1999.
245. Шитов А.Н. Проблема демократии в трудах Э. Фромма // Философская антропология и гуманизм Э. Фромма. — М., 1995.
246. Шкреба А. А. Национал-социализм как проблема XX века: механизм господства и условия его разрушения // Тоталитаризм как исторический феномен. — М., 1989.
247. Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994.
248. Эреш Л. Очерк концепции Фромма // Вопросы философии. — М., 1970.—№6.
249. Южанина Н.С. Критический анализ концепции человека и общества в философии Э. Фромма // Социальная активность: проблемы методологии: (Сборник). — М., 1984.
250. Южанина Н.С. Проблема соотнесения человека и общества в американском неофрейдизме. — М., 1986.
251. Юнг К. Г. и современный психоанализ. — Вып. 1. — М., 1996.
252. Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. — СПб., 1997.
253. Юнг К.Г. Аналитическая психология. — СПб., 1994.
254. Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия. — СПб., 2001.
255. Юнг К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тэвистокские лекции. — СПб., 1998.
256. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991.
257. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М., 1998.
258. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. —М., 1997.
259. Юнг К.Г. Воспоминание, сновидения, размышления. — М., 1998.
260. Юнг К.Г. Дух и жизнь: Сб. — М, 1996.
261. Юнг К.Г. Дух Меркурий. — М., 1996.
262. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. — М., 1997.
263. Юнг К.Г. Конфликты детской души: Сб. — М., 1995.
264. Юнг К.Г. Критика психоанализа. — СПб., 2000.
265. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб., 1994.
266. Юнг К.Г. Mysterium coniunctionis. — М., 1994.
267. Юнг К.Г. Настоящее и будущее // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. —М., 1997.
268. Юнг К.Г. О природе психе: Сб. — М., 2002.
269. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. — М., 1994.
270. Юнг К.Г. Один современный миф: О вещах, наблюдаемых в небе. — М„ 1993.
271. Юнг К.Г. Ответ Иову. — М., 1998.
272. Юнг К.Г. Очерки о современных событиях // Одайник В. Психология политики: Полит, и соц. идеи К.Г. Юнга. — М., 1996.
273. Юнг К.Г. Очерки о современных событиях / Юнг К. Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. —М., 1997.
274. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.
275. Юнг К.Г. Психологические типы. — М., 1996.
276. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., 1996.
277. Юнг К.Г. Психология и алхимия. — М., 1997.
278. Юнг К.Г. Психология переноса: Сб. — М., 1997.
279. Юнг К.Г. Семь проповедей мертвецам / Юнг К. Г. Дух и жизнь: Сб.1. М., 1996.
280. Юнг К.Г. Синхронистичность. — М., 1997.
281. Юнг К.Г. Современность и будущее. — Минск, 1992.
282. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. — М., 1997.
283. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996.
284. Юнг К.Г. Три интервью из книги «Юнг говорит.» // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. — М., 1997.
285. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. — М., 1998.
286. Юнг К.Г. Человек и его символы. — СПб., 1996.
287. Юнг и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. — Вып. 1. — М., 1996.
288. Юнг о природе человека // Человек в контексте глобальных проблем.1. М., 1989.
289. Якоби И. Психология К.Г. Юнга // Психологические проблемы психологической теории. — М., 1995.
290. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. — М., 1974.
291. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.
292. Alexander F. The voice of the intellect is soft // The psychoanalytic review. —Washington, 1941.
293. Bryant Chr. Jung and the Christian way. — L., 1983.
294. Boadella D. Wilhelm Reich: The evolution of his work. — L., 1985.
295. Burston D. The legacy of E. Fromm. — Camb. (Mass.)- L., 1991.
296. Fromm E. The forgotten language. In introduction to the understanding of dreams, fairy tales and myths. —N.Y.-Toronto, 1951.
297. Hausdorff D.Erich Fromm.—N.Y., 1972.
298. Jung C.G. Fight with the Shadow // The Collected Works of C. G. Jung: Bollingen Series 20. — Vol.10. — N.Y.-N.J., 1964.
299. Jung C. G. Letters. Vol. 2.- N.Y., 1957.
300. Jung C.G. The Undiscovered Self. // The Collected Works of C. G. Jung: Bollingen Series 20. — Vol.1. — N.Y.-N.J., 1964.
301. Jung C.G. Two Essays. // The Collected Works of C. G. Jung: Bollingen Series 20. Vol. 7. N.Y.-N.J., 1964.
302. Mann W.E. Orgone, Reich and Eros: Wilhelm Reich's theory of life energy. —N.Y., 1973.
303. Mitchell J. Psychoanalyze and feminism: Freud, Reich, Laing A Women. — N.Y., 1975.
304. Morton K. Jung as Philosopher and Theologian. — N.Y., 1971.
305. Oilman B. Social and sexual revolution: Essays on Marx and Reich. — Montreal, 1978.
306. Progoff I. Jung's psychology and its social meaning? — N.Y., 1953.
307. Rakness O. Wilhelm Reich and orgonomy. — N.Y., 1970.
308. Rieff Ph. The triumph of the therapeutic: Uses of faith after Freud. — N.Y., 1973.
309. Robinson P. The Freudian left: W. Reich, G. Roheim, H. Marcuse. — N.Y., 1969.
310. Rycroft Ch. Reich. — L., 1976.
311. Sharaf M. Fury on earth: A biography of Wilhelm Reich. — L., 1983.
312. Schaar J.H. Escape from authority. The perspectives of E. Fromm. — N.Y., 1964.