автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Культура как фактор ускорения социально-экономического развития социалистического общества

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Павлов, Владимир Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Культура как фактор ускорения социально-экономического развития социалистического общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура как фактор ускорения социально-экономического развития социалистического общества"

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.А.ВДАНОВА "

На правах рукописи

ПАВЛОВ Владимир Анатольевич

• УДК 300.38

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Специальность 09.00.02 - Теория научного коммунизма

АВТОРЕФЕРАТ' диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

/

/

Ленинград ■ 1У88

Работа выполнена на кафедре теории научного коммунизма философского факультета Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета . имени А.А.Кданова.

Научный руководитель - кандидат философских наук,

доцент СОРОКИНА В.Н.

Официальные оппоненты : доктор философских наук,

профессор Б0Р0ЮЕ8 А. 0.,

кандидат философских наук, доцент СЕМЕНОВ В. А.

Ведущее научное

учреждение Ленинградский ордена Ленина

кораблестроительный институт.

"Защита диссертации состоится С£Я71Яс$/ъМ. 1933 года в часов на заседании, специализированного Совета К.063.67.28 по присуящению ученой степени кандидата философских наук в Ленинградском ордена Ленина и ордена Трудового - Красного Знамени государственном университете имени А.А.Жданова по адресу: 199164> Ленинград, Менделеевская линия, д.5, ауд.151.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А.М.Горького Ленинградского государственного университета имени А.А.Жданова.

Автореферат разослан "gf<£ " сс/с<у&1% 1988 г.

Ученый секретарь.

специализированного Совета

кандидат философских наук,

доцент Милецкий В.П.

1., Общая характеристика работы

; , Актуальность теш. Творческим применением.марксизма-лени-'низма к практике качественного обновления социализма явилась выдвинутая партией концепция ускорения социально-экономического развития советского общества.

Диалектико-материалистический анализ сущности концепции ускорения предусматривает не только повышение темпов экономического роста, но и "совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и - консерватизма - всего, что сдерживает общественный прогресс".*

Практика перестройки вскрыла необходимость усиления роли культуры в социалистическом обществе на этапе совершенствования всех его сторон, ибо "в просвещении народа,' вооружений его богатствами культуры, выработанными человечеством, партия всегда видела важнейшее условие успеха всей своей революцион- ,

о

но-преобразующей деятельности".

Особое место в решении задач стратегии ускорения занимает процесс активизации человеческого фактора, поскольку решающей силой социально-экономических преобразований бил и остается человек, носитель всех форм общественных отношений. Поэтому перспективы перестройки и ускорения развития социализма предполагают интенсификацию как социальных сил общества в целом, так и способностей каждого отдельного человека. .

Известно, что в течение последних пяталеток большой урон решению наиболее важных социальных проблем развития страны нанес "остаточный" принцип выделения ресурсов для развития социально-культурной сфера народного хозяйства. Долгое время она рассматривалась в неестественном отрыве от остальных сфер жизнедеятельности общества. ,

Игнорирование объективного процесса постоянного возвышения материальных и духовных потребностей привело к сдержива-' нию развития способностей как исходного' фактора самореализа-

1. Материалы ,\лУП съезда КПСС. - М., 1986. - С. 21.

2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 17-18 Февраля 1бЗв г. - М., 1988. - 0.60.

ции личности в трудовой деятельности и, следовательно, ограничило реализацию принципа "от каждого по способностям". Это, в свою очередь, негативно сказалось на духовном настрое общества и отразилось на функционировании общественного производства.

Практика перестройки потребовала решительного изменения во взглядах на человека. Стало очевидным, что развитие общест- . венного производства нельзя отрывать от развития способностей человека. Это диктует .необходимость выявления и творческого осмысления факторов, активизирующих творческую инициативу масс, развивающих способности людей к различным видам деятельности. Одним из таких факторов является культура.

. Исследование проблемы возрастания роли культуры на современном этапе развития советского общества чрезвычайно актуально как в теоретическом, так и в практическом плане. Ее рассмотрение позволяет воспроизвести объективные и субъективные предпосылки возрастающего воздействия культуры на ускорение общественного прогресса.

В теоретическом плане актуальность темы диктуется необходимостью дальнейшей разработки вопросов, касающихся влияния различных областей культуры на развитие личности. Кроме того, существует, как нам кажется, настоятельная необходимость в изучении последствий влияния культуры на производственно-общественную активность личности.

В практическом плане актуальность темы диктуется задачами ускорения социально-экономического развития страны и связанными с ними вопросами.развития социокультурной сферы, перестройки системы народного образования, формирования разумных потребностей человека при неограниченном развитии его духовных запросов. . •'

Степень разработанности темы. Возрастание роли культуры в условиях совершенствования социализма - сложный, многосторонний процесс, Его адекватное осмысление'связано с рассмотрением различных аспектов концепции ускорения социально-экономического развития советского общества, 'анализом механизма возрастания роли культуры в развитии социалистического общества, вияв-< лениея культурных детерминант активизации человеческого ¡}лк?о-рь. ' '■-"'■'.'.. ■ • '■

■ Прослема культури ншяется предметом изучения многих на- ■

угс. Философеко-социологическим аспектам феномена культуры посвящены работы известных советских исследователей А.И.Арнольдо-ва, С.Н.Артановского, Э.А.Баллера, Е. В. Боголюбовой, Е.А.Вави-лииа, В.Е.Давидовича, О.И.Джйоева, Ю.А.Жданова, М.Т.Иовчука, M.G.Кагана, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Л.Н.КЬгана, Ю.М.Лотма-ка, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Э»В.Соколова, В.Б.Фофанова, Н.З.Чавчавадзе, В.Б.Чурбаиова и др.

Различные аспекты духовной культуры социалистического общества исследуются в трудах А.О.Бороноева, С.С.Вишневского, М.Б.Ипича, Н.В.Гончаренко, В.В.Журавлева, В.Н.Орлова, Э.О.Орловой, В.{{.Сорокиной, В.Г.Федотовой, Ю.у.фохт-Бабущкина, Б.Д.Яковлева.

В последнее время появилось большое количество книг и статей, освещающих различные аспекты концепции ускорения социально-экономического развития советского общества. Это работы Л.И.Абалкина, А.Г.Аганбегяна, Н.А.Аитова, А.А.Амвросова, А-. К. Белых, Л.П.Бутонко, К.И.Микульского, Г.Х.Попова, В.З.Рого-вина, В.С.Семенова, А.К.Уледова, С.С.Шаталина и т.д.

Проблеме активизации человеческого фактора, стоящей как бы на "стыке" вышеперечисленных проблематик посвящены работы И.М.Бережного, ОЛ1.Крутовой, А.Н.Малахова, А.В.Мялкина, Г.В. Осипова, В.А.Рюмина, Ф.Б.Садыкова, Е.Ф. Сулимо ва, Э.А.Уткина, Р.Г.Яновского, •

В современной фияософско-социологической литературе, есть немало исследований, близких к теме данной диссертации, в которых анализируются различные аспекты взаимосвязи экономического, социального и культурного прогресса; Это исследования Е.В.Боголюбовой, В.В.Горбунойа, Н.С.Злобина, В.Н.Орлова, И.А.Негодаева, Г.И.Шеменева и др.

Однако большая часть этих работ носит теоретико-методологический характер. Гораздо меньше внимания в них уделяется вопросам практико-социального характера, изучению конкретных путей повышения роли культуры в социально-экономических процессах общественной жизни. Кроме того, зачастую в данных исследованиях акцентируется внимание на влиянии социально-экономических факторов на развитие культуры социалистического общества и значительно меньше исследуется обратная зависимость социально-экономических процессов от уровня зрелости и массовости культуры общества.

Среди немногочисленных работ, авторы которых переходят от констатации факта обратного активного воздействия культуры на различные стороны материальной жизни общества к более углубленному исследованию данной проблемы, можно отметить работы А.А.Бовдарвнко, Н.Й'.Бушина, П.П.Великого, М.Л. Козлова.

Поэтому нам представляется, что вопросы возрастания роли культуры в развитии общества и, в частности, влияния культуры на ускорение социально-экономического развития далеко не в полной мере исследованы в современной литература и нуждаются в дальнейшей разработке их общетеоретических и прикладных аспектов.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит, в раскрытии закономерного характера возрастания роли культуры на современном этапе развития социализма.

Для достижения указанной цели.в работе ставятся следующие задачи:- определить место и роль культуры в развитии социалистического общества;

- рассмотреть -духовную культуру как условие революционного преобразования социализма;.

- выявить роль культуры' в активизации чало&еческого фактора;

- дать анализ современного состояния социокультурной сферы- советского общества и определить тенденции ее дальнейшего развития.

Методологической и теоретической основой исследования по-слузшш труды классиков марксизма-ленинизма, в которых заложены основы научного понимания культуры и вскрыты важнейшие закономерности возрастания ее роли в общественном развитии. Анализируя различные аспекты стоящей 'перед ним проблемы, автор опирался на материалы ПУП съезда КПСС, январского /1987 г./, июньского /1987 г./, февральского /1988 г./ Пленумов ЦК КПСС, другие партийные и государственные документы.

Тема исследования рассматривается с учетом вклада в ее разработку представителей общественных наук - философов, социологов, экономистов.

Теоретическая новизна 'исследования заключается в следующем: ,

- показано, что возрастание роли культуры в развитии социалистического общества обосновано усилением взаимосвязи и гармонизации экономической, социальной и духовной сторон общественного прогресса;

- рассмотрена роль духовной культуры в активизации человеческого фактора;

- показано влияние различных элементов духовной культуры на производственно-общественную деятельность людей;

- выяснено, что приобщение человека к культурным ценностям помимо социального эффекта /развитие личности/ создает "вторичный" экономический эффект;

- на основе изучения современных данных выявлен противоречивый характер развития социально-культурной сферы советского общества.

Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и положения диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курса научного коммунизма в темах, связанных с вопросами совершенствования социализма на основе ускорения социально-экономического развития, возрастания роли человеческого фактора в процессе совершенствования социализма, проблемами формирования социалистического типа-личности, совершенствования' социалистического образа жизни.

Материалы диссертации могут быть использованы для чтения спецкурса по научному коммунизму по теме: "Духовная культура социалистического общества".

Апробация работы. Диссертация обсузвдалась на кафедре теории научного коммунизма философского факультета ЛГУ игл. A.A. Еданова в 1988 году. Некоторые положения диссертации были из- • ложены в выступлениях на конференциях молодых ученых "ХХУП съезд КПСС и актуальные проблемы философско-социологических, исследований" в декабре 1985 года и "Развитие фундаментальных и прикладных исследований" в апреле 1987 года.'

Основные положения исследования отражены в•публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы..

.•"•.. 2. Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, анализируется .степень ее разработанности в литературе, формулируются дели и задачи исследования,, излагаются новизна й практическая значимость работы, ее методологическая и источниковедческая основы.

Первая глава "Марксистско-ленинское понимание сущности культуры и закономерности ее развития в условиях социализма" посвящена теоретико-методологическому исследованию сущности культуры и возрастания ее роли в.процессе развития социалистического общества.

В первом параграфе "Основные методологические аспекты исследования категории культуры в советской фшюсофско-социоло-гической литературе" рассматриваются основные подходы к определению сущности культуры, имеющиеся в современной литературе, осуществляется краткий экскурс в историю исследования данной проблемы» а также подчеркивается коренное отличие марксистско-ленинского понимания культуры от ее понимания буржуазной культурологией,.

. Философско-критический анализ данной проблемы позволяет-сделать вывод о том, что в домарксистской мысли культура рассматривалась как чисто духовное явление, как самостоятельная духовная субстанция, Такой подход приводит к игнорированию вопроса о материальных факторах, детерминирующих развитие и функционирование культуры. Ф.Энгельс писал, что "старое, еще не вытесненное идеалистическое понимание истории не знало никакой рассовой. борьбы, основанной на материальных интересах, и вообще., -никаких материальных интересов; щюизводотво и все ■ экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы "истории культуры".* Тем не менее, домарксистская философская традиция,- идеалистически интерпретирующая культуру, нриоуща и современной буржуазной культурологической тела.

В диссертации показывается, что принципиально иной подход к изучению' и пониманию ее сущности содержится, в марксистско-ленинской теории. В его основе лежит диалектико-ыаториа-листическая концепция истории и ее краеугольный камень оора-

1. ¡¿арке К., Энг'йльс Р. Соч. - 2-е изд. - Т.20. -

С.йБ.

зует учение о последовательной смено общественно-экономических формаций. Это учение содержит в себе действительно.научный подход к исследованию культура в ее различных фазах, позволяет определить её специфику па различных этапах истории и • установить реальную .связь между ними.

Специфика рассмотрения культуры в тесной, взаимосвязи с историей общества заключается в том, что теория культуры исследует общественную деятельность и общение людей.под углом зрения процесса формирования и развития человека как субъекта истории и в этом смысле вытекает из общих закономерностей, установленных материалистическим пониманием истории. Поэтому в центре культурологической проблематики должна стоять проблема человека, его развития в ходе предметно-преобразутаёй деятельности.

Основы научного подхода к пониманию культуры, заложенные классиками марксизма,.получили дальнейшую разработку в советской философской литературе. Однако' среди современных исследователей отсутствует единство взглядов в определении ее сущности.

Общепринятой считается деятеньностная интерпретация культуры. Но различные авторы по разному конкретизирует деятель-постную сущность культуры: одни через категорию "творческая деятельность", другие через категорию "способ /технология/ деятельности", тем самым отграничивая специфический способ деятельности, присущий человеку, от жизнедеятельности животных.

Оба подхода отмечают важные,.существенные черты человеческой деятельности, однако, по мнению автора, при исследовании сущности культуры необходимо исходить из выдвинутого к всесторонне обоснованного основоположниками марксизма понимания человека как общественного существа. Только в обществе, подчеркивал К.Маркс, природное бытие человека "является для пего его человеческим бытием...1,1 Данный подход основывается не на технологическом или творческом, а на общественном аспекте человеческой деятельности. Поэтому, исходя из сущностного единства человека и общества-, следовательно, человеческой деятельности, и общественных отношений,-можно адекватно отразить сущностную природу культуры.

В этом случае на передний план культурно-исторического

1. Маркс К., Энгельс ф.-Из ранних произведений. -С.590.

М., 19Г6. -

процесса .выдвигается развитие общественной природы человека во всей полноте образующих его связей и отношений, т.е. развитие человека как общественного существа.

Производство общественного человека, осуществляющееся в процессе материального и духовного производства, определяет собой действительные границы и содержание культуры. Создавая материальные и духовные ценности, люди в конечном счете создают себя..Поэтому сущность культуры можно выразить как процесс саморазвития человека в ходе его предметно-преобразующей деятельности, происходящий в рамках определенных общественных отношений. . ; ■ ■

В конце параграфа отмечается, что культурным является то общество, в котором мы наблюдаем единство, совпадение общественного и индивидуального развития. Соответственно, главная роль культуры в обществе состоит в таком развитии человеческой индивидуальности, которое соответствует масштабам и результатам общественного развития, достигнутым в данный конкретно-исторический период.'

Во втором параграфе "Возрастание роли культуры в социалистическом обществе" исследуется механизм возрастания роли культуры в социалистическом обществе.

Определение:сущности культуры,, данное в первом параграфе, дает возможность констатировать, что та или иная область общественной жизни, в той мере, в какой она оказывает влияние на самого человека, формирующее целостную,- всесторонне и гармонически развитую личность, включается в предмет теоретико-куль-. турного исследования и в рамки самого феномена культуры.

Выделение культурного аспекта общественной жизни позволяет рассмотреть взаимосвязь культуры и общества и на этом основании исследовать механизм возрастания роли культуры в социалистическом' обществе.

В диссертации.подход к анализу взаимоотношения культуры и общества основывается на принципе историзма. Показано,. что лишь тогда, когда общественное развитие непосредственно совпадет с развитием индивида, а это произойдет с построением ком-' ыуиистичаского общества, можно будет констатировать действи- ■ тельное единство общества и культуры. На более ранних ступенях развития, ь антагонистических форлзациях, развитие общества и развитие: индивида находятся на разных полюсах и общественный

прогресс носит ограниченный, односторонний характер поскольку осуществляется за счет порабощения большей части людей.

• Социализм снимает антагонистическую форму разделения культурной и социальной сторон общественной жизни, хотя и не преодолевает этого разделения полностью. Диалектика становления и развития социалистического общества состоит в том, что процесс его развития-во все большей степени-становится и развитием личности и эти процессы в дальнейшем сливаются с построением бесклассового, социально однородного общества. В этом сшсле ленинская формулировка,- "...пролетарская культура = коммунизм"^ означает, что с переходом к коммунизму история общества всецело становится историей культуры, а понятия "коммунизм" и "культура" сделаются синонимами.

Следует однако признать, что усиление' единства культурной и социальной сторон общественной жизни, гармонизация личных и общественных интересов - процесс неоднозначный. Практика показывает,, что нувды производства нередко ставили и до сих пор еще ставят людей в условия, которые отнюдь'не создают "простор • для свободной .деятельности и развития".^ И в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в непроизводственной сфере остается значительная доля нетворческого, механического, исполнительского труда. Вместе с тем очевидно, что и сегодня и в обозримом будущем сохранятся многие виды нетворческого труда. Для того, чтобы компенсировать их воздействие на человека, необходимо более гармоничное сочетание экономических, социальных и духовных сторон общественного производства. .

Марксистско-ленинская концепция ускорения социально-экономического развития социалистического общества-исходит из диалектического единства экономических, социальных и духовных процессов. Они тесно связаны мезду собой, взаимно переплетаются, выступая сторонами, моментами друг друга...Социалистическая культура, будучи синонимом человеческого развития и развиваясь как органичная сторона экономических, социальных и духовных . процессов, регулирует последние, ориентируя toc на главную цель социализма - целостную,•всестороннюю, гармоничную личность.

.Целостная, всесторонняя и гармонично развитая личность не может быть результатом только материального или духовного про-

1., Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т.51. - С.299.

2. Маркс К., Энгельс Соч. - 2-е изд. - T.2S. - Ч.Ш. - С;264.

изподства, или социальных отношений. Личность "не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей свосй целостности".^" Следовательно, она есть результат действия всей системы общественного воспроизводства, где отд&пьные. подсистемы формируют целостную личность лишь во взайт.'одействии друг с другом.

Таким-образом, задачи, стоящие, сегодня перед обществом, предполагают дальнейшее 'развитие- культуры на основе усиления единства различных сторон общественного воспроизводства и, тем самым - возрастание ее роли в развитии социалистического общества. •

Вторая глава "Усиление взаимосвязи социально-экономического .и культурного развития в условиях совершенствования соци- . ализма" является конкретизацией методологических положений, изложенных в предыдущей главе, применительно к современному этапу качественного обновления социализма. Здесь анализируется сущность и содержание концепций ускорения социально-экономического развития советского общества, показывается роль человеческого фактора в успешной, реализации задач стратегии ускорения,'а также выявляются экономические, социальные и духовные предпосылки активизация человеческого фактора, '

В первом параграфе "Сущность и содержание концепции ускорения социально-экономического развития социалистического общества" обосновывается положение о том, что главной задачей современного этапа развития социализма является ускорение со- ■ циально-экономического развития советского общества, а решающей .силой этого процесса выступает человеческий- фактор.

Автором рассматриваются причины, вызвавшие необходимость выработки курса на ускоренное развитие страна, а также основные направления этого развития в Ьвете решений ХХУП съезда КПСС и последующих пленумов ЦК КПСС.

В диссертации отмечается, что.ускорение■социально-экономического развития советского общества не самоцель, оно само напрашено на'достижение главной цели коммунистического строи-. тельстВа.- всестороннее и гармоническое развитие личности. Человек выступает субъектом и результатом данного процесса.Обосновывая необходимость ускоренного развития страны ЦК КПСС сделал вывод.о том, что успех дала перестройки и ускорения в ре-

1. Маркс К., Энгельс Ф1 Соч.' - 2-е изд. - Т.46. - 4.1. - С.476.-

тающей мере будет определяться тем, насколько активно и сознательно будут участвовать в нем массы. В Программе КПСС прямо говорится о том, что. "успешное решение намеченных задач партия связывает с повышением роли человеческого фактора. Социалистическое общество не может эффективно функционировать, не находя новых путей развития творческой деятельности масс во всех сферах жизни".1 Одним из таких путей является значительное повышение культурного уровня массы населения.

Активизация человеческого фактора как главное условие решения задач стратегии ускорения, представляет собой подъем творческой энергии масс во всех областях общественной жизни. Поэтому в диссертации рассматриваются экономические, социальные и духовные предпосылки активизации человеческого фактора. Реализация этих предпосылок еоздаот простор творчеству и инициативе людей, расширяет их возможности и значительно увеличивает "социальное пространство", в котором люди могут развернуть свою активную.деятельность. Расширение возможностей более активной деятельности в различных сферах общественной жизни и действительный рост этой активности оказывает обратное развивающее воздействие на людей. Следовательно, активизация человеческого фактора по своей.сути является процессом саморазвития человека, повышения его культурного уровня, т.е. культурным процессом.

В данном параграфе условия повышения активности человека связываются главным образом с предпосылками экономического и социального характера. Показано, как радикальная экономическая реформа, демократизация всех сфер' общественной жизни, совершенствование распределительных отношений,' преодоление "остаточного" принципа выделения ресурсов на социальную сферу общества в,конечном итоге будут способствовать гармонизации интересов личности и общества.

Однако активизацию.человеческого фактора недостаточно рас-, сматривать'лишь с точки зрения необходимости достижения высокой результативности функциональной'деятельности людей. Когда речь идет о поиске новых путей развития творческой инициативы масс, тогда встает вопрос о создании не только социально-экономических, iio и духовных'условий повышения, активности людей.

Таким образом, диалектическая взаимосвязь экономической, ■ 'социальной и духовной сторон общественного прогресса требует

1. материалы ХХУП съезда КПСС. -'М., 1986. - С.140.

усилий по дальнейшей их гармонизации, поскольку не только экономический прогресс определяет социальный и духовный, но и существующий потенциал совершенствования экономики коренится в социальной и духовной сферах.

Во втором параграфе второй главы "Духовные предпосылки активизации человеческого фактора" затронуты некоторые практические проблемы влияния духовной культуры на социально-экономические процессы общества через ее воздействие на человека -. главную,производительную силу.

Переход на новые методы хозяйствования, полный хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, придание приоритета экономическим методам управления безусловно способствуют активизации человеческого фактора .в общественном производстве, поскольку создают условия заинтересованности людей в результатах своего труда, -

.Однако материальная заинтересованность не является единственной мотквационной основой.активизации творческой инициа-. тивы масс. Изменение условий хозяйствования в ходе радикальной экономической реформы способно дать быстрый эффект в виде ускорения темпов общественного производства. Однако для того, чтобы поддержать этот эффект и сохранить или увеличить темпы экономического роста одного стимулирования материального инте. peca недостаточно..

ИГР, совершенствования производства на основе широкого внедрения достижений науки и техники предъявляют повышенные требования к качественным характеристикам человеческого фактора. Переход от ручного и механизированного труда к автоматизированному означает значительное усложнение деятельности работника и, кроме того, меняет' его место в производственном процессе» Из простого исполнителя, 1фидатка машины он превращает- • ся в ее хозяина, основной задачей которого становится принятие решений и их исполенние. Разнообразие и нестандартность задач, возникающих при этом заставляют человека творчески, компетентно подходить к делу..

■ Переход от исполнительского труда к самостоятельному при-., нятию решений будет предъявлять новые требования к квалификации, знаниям, культуре человека. .

В этой связи одной из' наиболее актуальных практических проблем развития социалистического обпоства является' приобще-

ние массы населения страны к культурным ценностям. Активно способствуя формированию духовного мира человека, развивая его способности как исходный фактор самореализации в трудовой деятельности, культура тем самым заметно влияет и на совершенствование его социальной практики.

Духовное богатство человека отражается в его образе жизни, ценностных ориентации, социальной активности, т.е. результаты воздействия культуры на личность - ее социальный эффект - бесконечно разнообразны и многоплановы. Социальный эффект культуры порождает и "вторичный" экономический эффект.

В диссертации показано, что духовно обогащая человека, способствуя развитию его личности, культура тем самым воздействует на общественное щгаизводство, способствует решению такой важнейшей задачи как ускорение темпов его роста. Представленные в диссертации данные о результатах производственной деятельности различных категорий трудящихся позволяют установить зависимость между трудовой активностью человека и его приобщенностью к культурным ценностям.

Поскольку одним из направлений развития творческой инициативы масс должно быть их культурное развитие, постольку возрастает актуальность максимально возможного приобщения трудящихся к знаниям и ценностям духовной культуры и становится все более настоятельной потребность в правильной организации и активизации процесса их распространения. Роль распространителей . берут на себя система образования, средства массовой коммуника-.ции, учреждения культуры.

На современном этапе интересы быстрого и гармоничного развития экономики и культуры, совершенствования социальных отношений, самого человека требуют нового подхода к развитию к функционированию системы народного образования. Поскольку образование занимает промежуточное положение мевду наукой и производством, то от эффективности его функционирования зависят темпы научно-технического прогресса. Поэтому на повестку дня сегодня встает выработка концепции и стратегии."опережающего" образования, главная задача которого - подводить новые поколения к пониманию новейших достижений.науки и, учитывая интересы науки и производства,, вести для них подготовку кадров.

Значительное место в параграфе отводится, рассмотрению деятельности учреждений культурно-досуговой сХери, играющих вак-

ную роль- в контактах людей с искусством. Анализ их деятельности на основе современных данных позволяет наряду с положительными тенденциями /абсолютный рост посещаемости/ выявить и негативные /уменьшение их доли в культурной жизни населения/. В овязи о этим отмечена тенденция к индивидуализации культурно-досуговой деятельности людей.

Автором проанализирована такая характерная черта культурной деятельности населения как дифференциация культурной, активности различных слоев и групп по территориальному и социально-демографическому признакам. В связи с этим в диссертации мотивируется важность преодоления конкретно-исторических ограничений« накладываемых указанными: признаками, в целях активизации человеческого фактора и всестороннего развития личности, а также формулируется ряд предложений, реализация которых может способствовать росту культурной и социальной активности населения.

В "Заключении" рассматриваются основные положения диссертации и подводятся итоги исследования.

По томе диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

1. Культура как фактор ускорения социально-экономического развития социалистического общества // Социально^ило-софские проблемы общественного развития. - 4.1. - Л., 1987, деп. в ИШОН АН СССР, - »28624 от.9.03.198? г.

2. Некоторые аспекты взаимосвязи технического и культурного развития социалистического общества // Философия и общественная практика социализма. - Л., 1987, деп.. в

• ИНИОН АН СССР. - #31943 от. 4.12.1987 г. .