автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культура России в концепциях Н. А. Бердяева и И. А. Ильина

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Кондратьева, Людмила Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Культура России в концепциях Н. А. Бердяева и И. А. Ильина'

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Кондратьева, Людмила Николаевна

Актуальность темы исследования представляется очевидной по ряду позиций, в числе которых выделим следующие.

Отечественная культура XX столетия развивалась в сложную и весьма противоречивую эпоху и получила освещение в многочисленных научных трудах, публицистике, общественной деятельности многих видных философов, в том числе таких, как H.A. Бердяев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, и других. Их работы, отнесенные многими отечественными и западными специалистами к золотому фонду, содержат ответы на сложные вопросы, вставшие перед Россией в конце XX - начале XXI века. Между тем их творческое, особенно культурологическое наследие системно пока еще не изучено, не введено в научный оборот. Обращение к ним содействует не только обогащению духовной сокровищницы страны, но и воссоединению двух ветвей русской культуры, долгие годы развивавшихся независимо друг от друга: ".русская культура подобна ожерелью из самоцветов, разорванному революцией и массовой эмиграцией в XX веке, - справедливо заметила историк отечественной культуры JI.B. Иванова. - Ныне пришло время собирать камни с обоих концов обрыва - в России и за рубежом"1.

Сходство ситуаций в духовной, а также политической, экономической сферах в России в начале и в конце прошлого столетия также актуализирует обращение к сочинениям H.A. Бердяева и И.А. Ильина. Общество, меняющее вектор движения, испытывает потребность сверять намечаемые программы поступательного движения с традициями, исторически сложившейся системой ценностей. Это обусловливает востребованность концепций соотечественников, находившихся вдали от страны, но не потерявших любви и уважения к своему народу. Так, созвучен современным условиям, но нуждается в новом осмыслении диагноз И.А. Ильина: русская культура

Иванова Л.В. Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры //Тезисы докладов научн. конф.-М. 1993 - С. 81. сорвалась на том, что не смогла синтезировать духовные законы свободы и предметности. Она захотела стать культурой свободы, но беспредметная и противопредметная свобода стала "свободой разнузданности и безбожия"1. Предметность не может быть упразднена; свобода дается человеку не для саморазрушения, а для органически творческого самооформления и нуждается в воле, жизненной форме и организации.

H.A. Бердяева и И.А. Ильина называют религиозными мыслителями. Сегодня, когда в жизнь россиян в качестве полноправных субъектов возвращаются православие, ислам, другие религии с их мощным духовно-нравственным потенциалом, суждения этих философов о религии и культуре представляются актуальными и значимыми. Культура, согласно их концепциям, сформированным в начале XX в., несет на себе отпечаток сакрального (H.A. Бердяев); безрелигиозное, безбожное искусство теряет "третье измерение" - художественность, священность, единство формы и содержания (И.А. Ильин). Сравнительный анализ их трудов в контексте диалектики культуры и религии специально пока не предпринимался. Одновременно представляется крайне важным понять: сохраняет ли актуальность подобное суждение, сформировавшееся в неграмотной России начала XX в., сегодня, когда значительная часть российского общества обладает довольно высоким уровнем образования.

Наконец, актуальным представляется раскрытие представлений этих видных философов начала XX в. о русском народе как носителе культуры, особенностях его духовности, культурном потенциале.

Названные обстоятельства обусловили выбор темы и основные направления диссертационного исследования. Обращаясь к ней, диссертантка учитывала верное суждение И.А. Ильина: "Русская культура -дитя исторических катастроф" . Однако справедливо и то, что Россия всегда возрождалась из пепла и вновь расцветала. Русская идея всеобщего спасения

1 См.: Ильин И.А. О сущности правосознания //Ильин И.А. Соч.: В 2-х т. T.1. - М., 1993. - С. 103.

2 Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. - С. 296.

Отечества возникла из трагического прошлого страны. В этом смысле сложившийся и проверенный годами опыт преодоления общей беды важен особенно сейчас для всех народов России.

Степень разработанности проблемы

Избранная тема диссертационной работы ранее не ставилась как самостоятельная, хотя многие отечественные и зарубежные исследователи уже во второй половине 90-х гг. XX в. обращались к наследию и H.A. Бердяева, и И.А. Ильина, но интерпретировали их идеи преимущественно в контексте историко-философского направления, философской антропологии и т.п.1

Анализ культурологических взглядов, философских аспектов культуры в творческом наследии этих русских мыслителей в их сопоставлении и противопоставлении современной научной мыслью не предпринимался. В таком именно ключе рассматривает диссертантка творчество H.A. Бердяева и И.А. Ильина. Для этого потребовалось выявить и проанализировать ряд фундаментальных работ данных авторов, в которых в качестве основных выступают такие категории культурологии, как культура и религия, культура и цивилизация, человек как мыслящее, чувствующее, страдающее существо, источники культуры, и другие . Это работы оригинально мыслящих теоретиков культуры, видевших драматизм современной им эпохи и

1 Титаренко С.А. Николай Бердяев: (Антропология как основание постижения культуры). - Ростов-на-Дону, 1996. - 247 е.; Филимонов Г.Г. Проблемы неохристианской антропологии в религиозно-философской концепции H.A. Бердяева. - М., 1995. - 182 е.; Халим X.A. Проблема человека в философии H.A. Бердяева: (Свобода и объективация). - М., 1993. - 196 е.; Демидова E.B. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX в.: (Книга И.А. Ильина "О сопротивлении злу силой" и полемика вокруг нее). - М., 1996. - 178 е.; Ерисов Д.П. Религиозная философия И.А. Ильина. - М., 1997. - 188 е.; Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина. - М., 1995. - 159 с. и др.

2 Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. T. 1. - M., 1994. - С. 37-312. Он же. Варварство и упадничество. - М., 1994. — С. 371-376. Он же. Самопознание: Опыт философской автобиографии. - М., 1994. - С. 294-310. Он же. Размышления о русской революции. - М., 1994. - С. 437464. Он же. О назначении человека. - М., 1993. - 383 с. Он же. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. T. 1. - М., 1994. - 542 е.; Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Т. 5. - М., 1996. -С. 35-221. Он же. Основы христианской культуры. T. 1. - M., 1993. - С. 285-333. Он же. Путь духовного обновления. T. 1. - М., 1993. - 39-285. Он же. Сущность и своеобразие русской культуры. - М., 1996. - С. 1208; Он же. Основы художества. О совершенном в искусстве. Т.6. - М., 1996. - С. 51-182. социальной системы. Одновременно раскрытие идей, концепций, взглядов названных мыслителей стало возможным благодаря использованию значительного исторического, философского и культурологического материала.

Всех исследователей, обращавшихся к творчеству этих мыслителей, условно можно объединить в группы:

1. Авторы, которые принимали либо не принимали их позиции по вопросам культуры, религии, судеб нации и др.1

2. Критики социально-ориентированного христианства2.

3. Православные авторы3.

Анализ источников показал, что творчество H.A. Бердяева эмиграционного периода, например, привлекало многих ученых-исследователей :

- философский анализ его трудов был осуществлен H.H. Алексеевым, Г.Г. Федотовым, JI. Шестовым4;

- публицистика и отдельные книги регулярно рецензировалась Г. Гурвичем, Л.П. Карсавиным5 и др.;

- православные авторы - протоиерей С.И. Четвериков, иероним Иоанн (Д. А. Шаховской), протоиерей В.В. Зеньковский,

1 Богданов A.A. Новое средневековье. О проблемах идеализма //H.A. Бердяев: pro et contra. - М., 1994. - С. 120-146; Луначарский A.B. Об интеллигенции. - М., 1923. - 53 е.; Трагизм жизни и белая магия //Антология. - СПб., 1994. - С. 103-120; Силуэты: политические портреты. - М., 1991. - 462 е.; Идеализм и материализм и культура, буржуазная, переходная и социалистическая. - М., 1924. - 210 е.; Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры. - М., 1977. - 355 е.; История русской общественной мысли. - М.-Л., 1925.-Т. 1.-281 с. и др.

2 Розанов В.В. Около церковных стен. - М., 1995. - 558 е.; Он же. О себе и жизни своей. - М., 1990. - 875 е.; Он же. Религия. Философия. Культура. - М., 1992. - 397 е.; Булгаков С.Н. Христианский социализм. -Новосибирск, 1991. - 347 с. и др.

J Флоренский П.А. Особенное: Из воспоминаний. - М., 1990. - 46 е.; Он же. Столп и утверждение истины. -М., 1990. - Т. 1. - 492 е.; Т. 2. -446 е.; Зеньковский В.В. Проблема творчества //H.A. Бердяев: pro et contra. -М., 1994.-С. 284-306 и др.

4 Алексеев H.H. Об идее философии и ее общественной миссии //H.A. Бердяев: pro et contra. - М., 1994. - С. 380-393; Федотов Г.Г. О святости, интеллигенции и большевизме: избранные статьи. - СПб., 1994. - 152 е.; Шестов Л. Похвала глупости. По поводу книги Н. Бердяева "Sub specie acternitatus". - М., 1996. - С. 331337; Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. - Л., 1991. - 213 с.

5 Карсавин Л.П. Малые сочинения. - М., 1994.-531 с. архимандрит Киприан (К.Э. Керн) и др. - выступали по вопросам философско-религиозного содержания1; - русская эмиграция в лице З.Н. Гиппиус, И.А. Ильина, Ф.А. Степуна и др. также обращалась к творчеству H.A. Бердяева .

Публикации большинства из этих исследователей творчества и жизненного пути H.A. Бердяева и И.А. Ильина представляют интерес прежде всего потому, что они отражают дух эпохи, в которую авторы жили, искали ответы на волнующие вопросы своего времени, прогнозировали последствия потрясений в сфере культуры.

К сожалению, научные интересы ученых-исследователей конца XX в. сосредоточивались главным образом на определении H.A. Бердяевым отдельных категорий социальной философии и философской антропологии, о на анализе его историософских взглядов . Системное изучение его трудов только начинается, поэтому в распоряжении исследователя есть лишь отдельные обзорные публицистические работы, содержащие описание этапов его жизни и творчества, а также эволюции его философских позиций4.

В отечественной науке анализ творческого наследия И.А. Ильина представлен в работах, с одной стороны, его современников (В.Х. Даватц,

1 Четвериков С. (протоиерей) Открытое письмо H.A. Бердяеву //H.A. Бердяев: pro et contra. - ML, 1994. - С. 403^405; Зеньковский В. (протоиерей). История русской философии. - Ростов-на-Дону, 1999. - Т. 1. - 544 е.; Архимандрит Киприан. Верующий вольнодумец. - М., 1996. - С. 293-298.

2 Гиппиус З.Н. Живые лица. - Л., 1991. - 198 е.; Петербургский дневник. - М., 1991. - 125 е.; Ильин И.А. Кошмар Бердяева. Необходимая оборона. Т. 5. - М., 1996. - С. 236-243; Степун Ф. Чаемая Россия. -СПб., 1999. - 477 е.; Бывшее и несбывшееся. - СПб., 2000. - 646 е.; Портреты (Очерки о представителях русской культуры XIX - первой пол. XX вв.) - СПб., 1999. - 439 е.; Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Т. 1. -М., 1999. - 415 е.; Два града: исследование о природе общественных идеалов. - СПб., 1997. - 589 с.

3 Дворецкая Е.В. Этика Николая Бердяева. - СПб., 1993. - 201 е.; Зайцев В.В. Философская антропология H.A. Бердяева и современность. - Смоленск, 1998. - 192 е.; Ильин А.Ю. Проблемы будущей российской государственности в политической философии И.А. Ильина. - СПб., 1993. - 183 е.; Черный Ю.Ю. Философия пола и любви H.A. Бердяева. - М., 1998. - 179 с. и др.

4 Бородин Л.Ю. Сотворение смысла, или страсти по Бердяеву //Вопросы философии. - М., 1993. - № 8. - С. 7-41.; Вадимов A.B. Николай Бердяев: изгнание //Вопросы философии. - М., 1991. - № 1. - С. 160-165.; Ерькалов А.Б. Сопоставление H.A. Бердяевым Востока и Запада: значение христианства в развитии двух культур //Тезисы докл. и сообщ. межрегион., научно-практич. конфер. 24-25 мая, 1996 г. - Кемерово, 1996. -С. 29-31.; Ивонин П.Ю. Природа философского знания в контексте теории культуры H.A. Бердяева //Философия и ее место в культуре. Сб. трудов. - Новосибирск, - 1990. - С. 210-231; Колеров М.А., Плотников Н.С. О новых публикациях работ H.A. Бердяева //Вопросы философии. - 1990. - № 9. - С. 163168.; Силин A.A. Восьмой день творения: Пророчества и заветы Н. Бердяева //Человек. - 1995. - № 1. - С. 55-63; Смирнов В. "Пленение свободы". Философия Н. Бердяева и христианство//Кубань. - 1991. -№ 8. -С. 81-89.

Н.О. Лосский, П.Б. Струве, Ф.А. Степун1), с другой - исследователей 90-х гг. XX в. В 50-80-е гг. XX в. публикаций, раскрывающих содержание его трудов, практически не было. В 90-е гг., но в основном косвенно, некоторые культурологические аспекты философии И.А. Ильина и H.A. Бердяева рассмотрены в публикациях М.В. Беликовой, Р.К. Гаязова, Л.Г. Зимовец, А.Г. Лаврова, Т.В. Максименко и др.2

Наиболее основательно труды И.А. Ильина и H.A. Бердяева изучал и о анализировал Н.П. Полторацкий - ученый, исследователь творчества И.А. Ильина и хранитель его архивов, в 1954 г. защитивший диссертацию "Бердяев и Россия". Его интересовали мировоззренческие аспекты творчества этих философов в контексте развития национально-политической мысли в России начала XX в., религиозно-философские концепции нации, культуры, истории страны, проблемы русской эмиграции за рубежом.

Важное место в изучении настоящей проблематики занимают исследования зарубежных авторов - А. Бергсона, Э. Гуссерля, Г. Зиммеля и др.4

Тематика, заявленная в диссертационном исследовании, потребовала обращения к публикациям отечественных ученых: B.C. Библера,

1 Даватц Ф. Сопротивление злу //Собр. соч. И.А. Ильина. Т. 5. - М., 1996. - С. 312-319; Лосский Н. И.А. Ильин //История русской философии. - Лондон, 1951. - С. 7-29 (репринтное воспроизведение); Струве П. Дневник политика № 7; № 82 //Собр. соч. И.А. Ильина. Т. 5. - М., 1996. - С. 306-307; Степун Ф. Учение Николая Бердяева о познании //H.A. Бердяев: pro et contra. - M., 1994. - С. 483-501.

2 Беликова M.B. Культурологический анализ любви в свете работ B.C. Соловьева и H.A. Бердяева. -Челябинск, 1998. - 164 е.; Гаязов Р.К. Культура в философии H.A. Бердяева. - M., 1995. - 177 е.; Зимовец Л.Г. Культурологическая концепция H.A. Бердяева. - Ростов-на-Дону, 2001. - 185 е.; Максименко Т.В. Проблема культуры и цивилизации в социальной философии H.A. Бердяева. - Тула, 1996. - 152 е.; Лавров А.Г. Философия культуры И.А. Ильина. - M., 1997. - 163 с. и др.

3 Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой. Т. 5. - М., 1996. -С. 479-528; Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение: Сб. ст. Нью-Йорк, 1989. - 320 е.; Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб. ст. Нью-Йорк, 1988. - 486 е.; Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И.А. Ильина. /Русская литература в эмиграции /Под ред. H. Полторацкого. - Питсбург, 1972. - 324 с. (репринт, изд.).

4 Бергсон А. Два источника морали и религии. - М., 1994. - 384 е.; Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. - М., 1993. - 422 е.; Собр. соч. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. - М., 1994. - 192 е.; Зиммель Г. Конфликт современной культуры //Культурология XX в. Антология. - М., 1995. - 703 с.

Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова1 и др. Они составили не только методологическую, но и, в известном смысле, источниковую базу предпринятой работы.

Весьма интересный материал был выявлен в публикациях деятелей Русского Православия за рубежом. Так, профессор богословия A.B. Карташов, митрополит Антоний (А.П. Храповицкий), архиепископ Анастасий Иерусалимский (A.A. Грибановский) и др. обратили внимание на тревогу и искания философов, связанные с возрождением христианской культуры, с мыслями о православной России, сопротивлении и борьбе со злом.

Некоторые сведения об И.А. Ильине содержатся в публицистических материалах3.

Анализ литературы по избранной теме показал, что, несмотря на кажущееся множество публикаций, целостного видения H.A. Бердяевым и И.А. Ильиным концепций диалектики культуры и эпохи пока не сложилось. Это обусловлено в том числе и тем, что долгие годы их философское наследие было недоступно исследователям. Минувшего десятилетия оказалось недостаточно для его осмысления и обобщения. На сегодняшний день нет ни одной специальной обобщающей работы по избранной актуальной проблеме, что и предопределило выбор темы и содержание диссертационного исследования. Библер В. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). М., 1990. - 64 е.; Он же. От наукоучения - к логике культуры: две философии. Введение в XX век. - М., 1991. - 413 е.; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1995. - 552 е.; Лосев А.Ф. Философия. Методология. Культура. - М., 1991. - 524 е.; Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М., 1992. - 397 с. и др.

2 Карташов A.B. И.А. Ильин о сопротивлению злу силою. - Т. 5. - М., 1996. - С. 367-368; Митрополит Антоний. О книге И. Ильина ("О сопротивлении злу силою"). - Т. 5. - М., 1996. - С. 368-373; Архиепископ Анастасий Иерусалимский. Письма. Т. 5. -М., 1996., - С. 398^101.

3 Квартиров А. Из воспоминаний о И.А. Ильине //Русское возрождение. - № 23. - С. 134-139; Климов Е. Воспоминания о профессоре И.А. Ильине //Русское возрождение. - № 23. - С. 127-133; Тихомиров Ю. Государственно-правовые идеи И.А. Ильина //Вопросы философии. - 1991. - № 8. - С. 8-16 и др.

Цель диссертационного исследования - на основе сравнительного анализа теоретического наследия H.A. Бердяева и И.А. Ильина выявить особенности их идей, взглядов на культуру и ее судьбы в эпоху перемен, а также концептуальные положения, адекватные современным проблемам культуры России и путям их разрешения.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

- определить основные работы H.A. Бердяева и И.А. Ильина, в которых отражены особенности духовного мира русских людей, развития русской культуры, ее природы и функций; соотношение культуры и религии;

- сравнить особенности идей, взглядов H.A. Бердяева и И.А. Ильина по проблемам культуры и их разрешению;

- систематизировать материалы отечественных ученых-философов, публицистов и религиозных деятелей, касающиеся осмысления русской культуры в трудах H.A. Бердяева и И.А. Ильина;

- выявить идеи философов, созвучные особенностям современной социокультурной ситуации, и возможности их использования в России начала XXI столетия.

Объект исследования - творческое наследие русских мыслителей H.A. Бердяева и И.А. Ильина в контексте российской культуры XX - начала XXI вв.

Предмет исследования - идеи, взгляды, концепции H.A. Бердяева и И.А. Ильина по проблемам культуры России и их разрешению.

Методологические принципы и методы исследования

Методологической основой диссертационной работы явились культурологические, философские и исторические концепции русской культуры, через призму которых автор рассматривает теоретическое наследие русских философов H.A. Бердяева и И.А. Ильина как органическую часть духовной культуры России XX в.

В основе исследования лежат основополагающие принципы познания общественных явлений: историзма, системности, комплексности, единства исторического и логического, целостности, противоречивости развития.

В работе использован сравнительный метод, позволяющий сопоставить специфику проявлений духовной жизни людей в разные исторические эпохи, а также системный анализ и синтез, методы аналогии, реконструкции философских взглядов мыслителей на основе анализа их текстов и другие.

Положения, выносимые на защиту:

1. В отечественной гуманитарной литературе XX в. (культурологической, философской, исторической) обращение ученых к творческому наследию H.A. Бердяева и И.А. Ильина пока еще не имеет системного характера: не исчерпана глубина их концепций культуры, истоков духовности, не раскрыта актуальность их идей для современной России.

Дальнейшее исследование трудов этих философов обещает множество открытий, в том числе значимых для развития методологии изучения особенностей развития отечественной культуры в эпоху кардинальных общественно-политических перемен. Своеобразие наследия этих мыслителей не только в его противоречивости, но и в высокой степени актуальности, своевременности, востребованности сегодня: в нем содержатся многие идеи, способствующие практике культурного, духовного оздоровления России.

2. Доминантой теоретического наследия H.A. Бердяева и И.А. Ильина является их внимание к внутреннему миру личности, поиск путей ее духовного обновления.

H.A. Бердяев, будучи до конца дней христианским гуманистом, в подавляющем большинстве своих публикаций остро отзывался на глубинные сдвиги в человеческом духе, отстаивал идею ответственности каждого за судьбы страны и мира.

Для И.А. Ильина смысл и абсолютную ценность имела не столько жизнь, сколько ценности, стоящие выше жизни. При этом он не "растворял" человека в системе ценностей, а находил выход в известном постулате христианской антропологии: каждый человек значим как носитель духовного, божественного начала. Философ детально разрабатывал проблему добра и зла, полагая, что сфера их действия - внутренний мир человека. Отсюда общественная потребность в разрешении комплекса нравственных и культурных проблем, направленных на совершенствование и самосовершенствование личности.

3. В трудах H.A. Бердяева и И.А. Ильина одной из ведущих тем является идея уникальности, мировой значимости русской культуры и убедительное ее доказательство. Одновременно оба они, по оценкам современников, оказались связующим звеном между Востоком и Западом, между людьми разных вероисповеданий и национальностей, в конечном счете - между прошлым и будущим. Культура обеспечивает связь времен и всегда дорожит своей преемственностью. Для культуры вечными абсолютами являются истина, красота, правда, любовь, добро, и только тот, кто принимает их как ценности собственного бытия, является истинно культурным человеком.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна диссертации:

I. Из огромного научного и публицистического наследия H.A. Бердяева и И.А. Ильина отобраны, систематизированы, проанализированы труды, в которых раскрываются концепции культуры, ее природы и функций в обществе, законы развития культуры и ответственности государства за содержание культурной жизни народа.

Культура, по H.A. Бердяеву, - живой, развивающийся организм, проходящий в своем развитии стадии зарождения, цветения или высшего подъема, упадка (последняя представлялась ему наиболее плодотворной). Кризис культуры осознается только личностями крупного масштаба такими, как Ницше, J1.H. Толстого, Ибсена, Ф.М. Достоевского. Найти пути выхода из кризиса, предотвратить разрушение культуры могут те, кто понимает суть происходящего, осознает, что гибель культуры есть гибель человеческой цивилизации, поскольку ".не в политике, не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности" 1.

Для И.А. Ильина кризис культуры связан в первую очередь с утратой веры в Христа. В секулярном обществе, настаивал он, культура невозможна, как невозможна подлинная духовность. Лишаясь своего животворного источника, культура теряет цель своего развития 2.

2. Осуществлен сравнительный анализ культурологических идей и взглядов H.A. Бердяева и И.А. Ильина, в том числе касающихся таких категорий, как культура и религия, культура и цивилизация, природа кризиса культуры, в качестве одной из причин которого они называли утрату многими людьми духовности, их определенную духовную слепоту, нравственное ожесточение.

Духовен человек настолько, насколько он живет внутренним миром, насколько умеет отличать приятное от того, что на самом деле хорошо, объективно, прекрасно, истинно, нравственно и служит именно ему, кто умеет беречь это прекрасное и истинное и в случае надобности умирать за него (И.А. Ильин). Концептуальными в контексте диссертационного Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека //Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М., 1955. -С. 247.

2 Ильин И.А. Основы христианской культуры. Собр. соч.: В 10 т. Т.1. - М., 1993. - С.285. исследования представляются также идеи ответственности "человека, отпущенного на свободу" (H.A. Бердяев), философии творчества в духовной сфере, развития правосознания людей как условия обеспечения их духовного равенства (И.А. Ильин) и др.

3. Раскрыто общее и особенное в подходах H.A. Бердяева и И.А. Ильина к трактовке судеб отечественной культуры, оценке перспектив ее развития, в их отношении к христианству как матрице культуры.

4. Выявлены, изучены и систематизированы публикации современников и последователей русских религиозных философов начала XX в., в числе которых были ученые-гуманитарии, богословы и священнослужители, публицисты, долгие годы проведшие в эмиграции и, в известном смысле, сохранившие подробности жизни, особенности характеров, специфику исследовательской, публикаторской, общественной деятельности H.A. Бердяева и И.А. Ильина.

5. Проанализированы идеи и концепции философов, созвучные социокультурной ситуации России конца XX - начала XXI вв. В их числе отмечены отношение к культуре как действенному фактору оздоровления общественной жизни; феномен религиозной культуры, основанный на стимулировании роли здоровых традиций и обычаев народа, возвышении духовного мира личности; понимание, что борьба со злом есть нравственная и культурная задача каждого человека, что применение силы в борьбе со злом оправдано лишь в случае, когда все другие (ненасильственные, религиозные, духовно-нравственные) средства не могут быть применены или уже исчерпаны.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы обогащают культурологическое знание идеями русских философов начала минувшего века, их представлениями о стратегии

15 и тактике самопознания, саморазвития и самосовершенствования, особенно актуальными в условиях наступившего XXI в.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в базисных учебных курсах "Отечественная культурология XX века", "Философия культуры", "Социология культуры", а также преподавателями школ, лицеев, гимназий, средних специальных учебных заведений при изучении общетеоретических курсов гуманитарного цикла и на факультативных занятиях.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертационной работы апробированы в рамках педагогической и дипломной практик в Краснодарском государственном университете культуры и искусств в 1998 и 1999 гг. соответственно; на "Днях науки и искусств" КГУКИ в марте 1999 г.; в выступлениях на научно-практических конференциях в период с 1998 по 2002 гг.; в педагогической работе с учащимися 11-х классов школы-гимназии № 78 г.Краснодара в рамках факультативного курса "Русские философы XX века" (1999-2002 уч. гг.); в серии научных публикаций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культура России в концепциях Н. А. Бердяева и И. А. Ильина"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конец XIX - начало XX вв. ознаменовался глубоким кризисом, который охватил европейскую и русскую культуру. Он стал следствием разочарования в прежних идеалах и ожиданием приближения гибели существовавших общественно-политических формаций.

Однако этот кризис породил в России и великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса - одну из величайших культурных эпох в истории российской государственности. Ученые, поэты, общественные деятели видели в ней не только убедительные достижения человеческой мысли, но и что-то страшное, надвигающееся на Европу и Россию.

Предреволюционная ситуация с ее атмосферой возможности мировой войны и революции, пробудила в России самостоятельные философские искания, духовную напряженность и религиозную взволнованность.

Многое из творческих находок того времени стимулировало дальнейшее развитие отечественной культуры, и сегодня его результаты осознаются как великое культурное достояние не только России, но и всего мира.

Изучение идей H.A. Бердяева и И.А. Ильина о судьбах культуры, диалектики культуры и эпохи, духовности, роли государства в их поддержании имеет научно-теоретическое значение для создания целостной картины формирования и развития в XX в. философско-культурологической мысли России и для осмысления путей развития отечественной культуры в третьем тысячелетии. В какой-то мере современные общенациональные проблемы России были предвидены русскими философами начала XX в. H.A. Бердяевым и И.А. Ильиным.

Сравнительное исследование концепций культуры, выдвинутых H.A. Бердяевым и И.А. Ильиным, дает основание для вывода: их наследие содержит как сходство позиций, так и ряд глубинных расхождений. Так, анализируя специфические черты русской культуры, H.A. Бердяев акцентировал внимание на отсутствии в ней культурной традиции, конфликтности и прерывности в ее развитии, религиозном и моральном в оправдании творчества в культуре, на нигилизме по отношению к культуре, отсутствии серединной позиции в понимании, что русская идея не есть идея культуры.

Культура, по мнению Бердяева, - это великая неудача. И это положение находило основание в осмыслении философом проблем творчества. Понятие культуры для него наполнялось конкретным содержанием через сопоставление культуры и цивилизации; противопоставляя их, философ искал смысл процесса перехода культуры в цивилизацию.

Понятие "культура", по Ильину, содержало ряд сходных с высказанными H.A. Бердяевым позиций. Так, в их работах рассматривалась преимущественно христианская культура. Источником любой культуры для них является Божественное. Культура, по мнению обоих философов, всегда национальна.

Вместе с тем основные положения, высказанные И.А. Ильиным по проблемам культуры, отличаются известной спецификой: культуру он понимал преимущественно как духовную, относя к ней нравственность, науку, искусство, политику и др.; под цивилизацией он понимал технику, промышленность; для России путь христианизации культуры, по И.А. Ильину, имеет свои особенности: а) для возрождения русской национальной культуры необходимо восстановить культурно-историческую преемственность; б) создать здоровую нацию, которая будет способна призвать русский народ к очищению и выработке русского национального характера; русский человек, по мнению Ильина, должен научиться веровать по-новому, воспитать в себе истинную религиозную нравственность, правосознание и чувство собственного достоинства.

Анализ трудов и других источников и H.A. Бердяева и И.А. Ильина позволил сделать вывод о том, что не все отечественные ученые однозначно трактовали их концепции, нередко сводили свои суждения к политическим, идеологическим оценкам их деятельности.

Опираясь на многочисленные материалы, полученные и проанализированные в процессе исследования, полагаем возможным выдвинуть собственную концепцию, сущность которой выражена в следующих суждениях:

1) Деятельность H.A. Бердяева и И.А. Ильина в доэмиграционный период носила последовательный характер, обусловленный историческими и политическими условиями России.

2) Философское миропонимание H.A. Бердяева и И.А. Ильина в период эмиграции базировалось на идеях христианского возрождения культуры.

3) Их философское понимание культуры основывалось преимущественно на идеях ее христианских корней, и ее возрождение они мыслили лишь через возрождение веры. Это вряд ли можно принять полностью, что, тем не менее, не умаляет значения их вклада в развитие культурологической мысли.

4) Русские мыслители, осознавая ответственность за Родину и русский народ, делали все зависящее от них для возрождения России.

Диссертационное исследование творчества H.A. Бердяева и И.А. Ильина позволило сделать важнейший вывод о том, что включенность темы культуры в религиозно-философский контекст до сих пор не была предметом специального изучения их творческого наследия. Перед нами стояла задача, потребовавшая осмысления философского наследия ученых, соотнесения его с современными исследованиями, рассмотрения степени востребованности идей H.A. Бердяева и И.А. Ильина в целях разрешения противоречий в развитии социокультурной ситуации современной России.

127

Вместе с тем представляется вполне очевидным, что одна диссертационная работа не может исчерпать всего творческого наследия виднейших русских религиозных философов начала XX в. В нем найдут ответы на вызовы сегодняшнего дня еще многие и многие исследователи.

 

Список научной литературыКондратьева, Людмила Николаевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. ПЕРВОИСТОЧНИКИ

2. Бердяев Н. А. Спасение и творчество: (Два понимания христианства). -М., 1993.-С. 183-203.

3. Бердяев H.A. Pro et contra //Антология. Кн. 1. РХТИ, 1994. - 573 с.

4. Бердяев H.A. Варварство и упадничество. М., 1994. - С. 371-376.

5. Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре. М., 1990. - С. 73-84.

6. Бердяев H.A. Время и вечность. М., 1990. - С. 402-410.

7. Бердяев H.A. Кошмар злого добра. Т. 5. М., 1996. - С. 378-392.

8. Бердяев H.A. Мое философское миросозерцание. М., 1994. - Кн. 1. -С. 23-28.

9. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. -383 с.

10. Бердяев H.A. Размышления о русской революции. М., 1994. - С. 437464.

11. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. М, 1990. - С. 43-271.

12. Бердяев H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.,1993.-С. 294-310.

13. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. - 173 с.

14. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Т. 1. М.,1994.-С. 37-312.

15. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1993. - С. 310-330.

16. Бердяев H.A. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности: Репринт, воспроизв. изд. 1918 г. -М., 1990. -240 с.

17. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990. - 285 с.

18. Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989. -607 с.

19. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Т. 1. М., 1994. - 542 с.

20. Бердяев H.A. Человек. Микрокосм и макрокосм. М., 1993. - С. 28-58.

21. Ильин И.А. Кошмар Бердяева. Необходимая оборона. Т. 5. М, 1996. -С. 236-243.

22. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Т. 5. -М., 1996. -С. 35-221.

23. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Т. 1. М., 1993. - С. 285333.

24. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Т. 1. М, 1993. - С. 39-285.

25. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. М., 1996. -С. 1-208.1. И. МОНОГРАФИИ. СТАТЬИ

26. Андреев А. Л. Искусство, культура, сверхкультура: (философия искусства Н. А. Бердяева). М., 1991. - 165 с.

27. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М, 1992. - 608с.

28. Архиепископ Анастасий Иерусалимский. Письма к И.А. Ильину //И.А. Ильин. Собр. соч. в 10 тт. Том. 5. -М., 1996. С. 398-401.

29. Архимандрит Киприан. Верующий вольнодумец //H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб., 1994. - 573 с.

30. Афанасьева А.П. Полынь в чужих краях. М., 1987. - 170 с.

31. Баткин J1. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. М., 1994.-288 с.

32. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. - 527 с.

33. Бибихин В. Мир. Томск, 1995. - 144 с.

34. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век М., 1990. - 413 с.

35. Библия. -М., 1989,- 1354 с.

36. Билимович А.Д. Критикам И.А. Ильина //И.А. Ильин. Собр. соч. в 10 тт. Т. 5. M., 1996. - С. 449-451.

37. Билимович А.Д. Неискреннее христианство //H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб., 1994. - 573 с.

38. Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. -М., 1978.-231 с.

39. Большаков В.В. Русские березы под Парижем. М., 1990. - 240 с.

40. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990. - 414 с.

41. Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей 1909-1910. - М., 1991.-463 с.

42. Воронкова Л.П. В поисках истины и красоты (культурология П. Флоренского). М., 1992. - 112 с.

43. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994. - 68 с.

44. Гальцева P.A. Sub specie finis (Утопия творчества Бердяева). М., 1992. -С. 10-76.

45. Гиппиус З.Н. Дневники. Кн. 2. -М., 1999. 718 с.

46. Гиппиус З.Н. Живые лица: (В 2 кн.)//Сост. Е.Я. Курганова. Кн. 2. -M., 1991.-382 с.

47. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998. - 320 с.

48. Горлова И.И. Информационная культура и культурная политика //Проблемы информационной культуры: Сб.: статей. М., 1994. - С. 5-11.

49. Горький A.M. Литературное наследство. Т. 70. М., 1963. - 568 с.

50. Горький A.M. Письмо к К.А. Федину от 17 сент. 1925. Собр. соч. в 30 тт. T. 30.-М., 1956.-818 с.

51. Гуревич П.С. Философская антропология.-М., 1987.-448с.

52. Гуссерль Э. Собр. соч. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994. - 192 с.

53. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 1991.-346 с.

54. Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. Краснодар, 1999. - 256 с.

55. Денисов Н.Г., Лях В.И. Художественная культура Кубани. -Краснодар, 2001. 450 с.

56. Ермичев A.A. Критика бердяевского персонализма периода его зарождения //Научные записки Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при МГУ. Вып. 1. - Л., 1970. - 188 с.

57. Ермичев A.A. Я всегда был ничьим человеком //H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 8-22.

58. Ермичев A.A. Борьба В.И. Ленина за марксистскую теорию культуры и современность. Л., 1983. - 32с.

59. Жильсон Э. Работы по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. Вып. 1. М., - 1987. - 260 с.

60. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. - 946 с.

61. Зиммель Г. Проблемы философии истории. М., 1988. - 132 с.

62. Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX начала XX века. - М., 1975. - 236 с.

63. Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994. - 430 с.

64. Ионин JI.Г. Основания социокультурного анализа.- М.: РГГУ, 1995.151 с.

65. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. - 416 с.

66. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994. - 501 с.

67. Карсавин Л.П. H.A. Бердяев "Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Конец Ренессанса" (К современному кризису культуры) //Антология. СПб., 1994. - Кн. 1. - С. 327-331.

68. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993. - 351 с.

69. Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984. - 383с.

70. Корольков A.A. Пророчества К. Леонтьева. СПб., 1991. - 197 с.

71. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990. - 150 с.

72. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976. -205 с.

73. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М., 1980.-309 с.

74. Кудрина Т.А. Политика и культуры. M., 1993 .-70 с.

75. Кудрина Т.А. Государственно-церковные отношения в России //Сборник материалов науч.-практ. конфер. Российской академии государственной службы. М., 1995. - 278 с.

76. Кудрина Т.А. Религия и образование: актуальные проблемы взаимодействия //Православие и культура. Сб. материалов научно-теоретической конференции. Краснодар, 2000. - С. 108-109.

77. Ленин В.И. Готовится новый государственный переворот. ПСС. Т. 14. -М., 1972.-566 с.

78. Ленин В.И. О "Вехах". ПСС. Т. 19. М., 1964. - 628 с.

79. Ленин В.И. Письмо к Г.В. Плеханову от 30.06.1901 г. ПСС. Т. 46. М., 1975.-664 с.

80. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад. ПСС. Т. 9. М., 1967. - 580 с.

81. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. - 456 с.

82. Лосский Н.О. Мысли H.A. Бердяева о назначении человека //Антология. СПб., 1994. - Кн. 1. - С. 460-468.

83. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. -368 с.

84. Луначарский A.B. Трагизм жизни и белая магия //Антология. СПб., 1994.-Кн. 1.-С. 103-120.

85. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. -284 с.

86. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры Ереван, 1977. - 205 с.

87. Мережковский Д.С. О новом религиозном действии. Открытое письмо H. A. Бердяеву//Антология. СПб., 1994.-Кн. 1.-С. 146-160.

88. Митрополит Антоний. О книге И. Ильина ("О сопротивлении злу силою") /ПЛ.А. Ильин. Соб. соч. в 10 тт. Том. 5. М., 1996. - С. 368-373.

89. Михайловский Н.К. Литература и жизнь. О книге г. Бердяева с предисловием г. Струве и о самом себе //Антология. СПб., 1994. - Кн. 1. -С. 92-103.

90. Новгородцев П. Об общественном идеале. М., 1991. - 638 с.

91. Обновление культуры: проблемы и перспективы. М., 1999. - 172 с.

92. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. - 405 с.

93. Полторацкий Н. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение: Сб. ст. Нью-Йорк, 1989. - 320 с.

94. Полторацкий Н. Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб. ст. Нью-Йорк, 1988. -486 с.

95. Протоиерей С. Четвериков. О мировом зле и о спасающей Церкви. По поводу статьи H.A. Бердяева "О христианском пессимизме и оптимизме" //H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб., 1994. - С. 396-402.

96. Протоиерей С. Четвериков. Открытое письмо H.A. Бердяеву по поводу его книги "Судьба человека в современном мире //H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. l.-СПб., 1994.-С. 393-395.

97. Розанов B.B. "Святость" и "гений" в историческом творчестве //Антология. СПб., 1994.-Кн. 1. - С. 270-276.

98. Розанов В.В. Идея "мессианизма" по поводу книги H.A. Бердяева "Смысл творчества" //Антология. СПб., 1994. - Кн. 1. - С. 261-270.

99. Розанов В.В. Новая религиозно-философская концепция Н. Бердяева: "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" //Антология. СПб., 1994. -Кн. 1.-С. 261-270.

100. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. - 623 с.

101. Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры //Тез. докл. научн. конфер. М., 1993. - 271 с.

102. Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. М., 1993. -368 с.

103. Русская философия. Очерки истории. А. И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет. Свердловск, 1991. -592 с.

104. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И. А. Ильина /Русская литература в эмиграции /Под ред. Н. Полторацкого. -Питсбург, 1972. 324 с. (Репринт, воспроизв. изд.).

105. Русские современники о философии Бердяева. Библиография //Антология. СПб, 1994. - Кн. 1. - С. 563-570.

106. Русские философы. Конец XIX середина XX века. Биографические очерки. Библиография. Тексты сочинений. -М, 1993. - 368 с.

107. Русский эрос, или Философия любви в России. М, 1991. - 444 с.

108. Сорочкин Б.Ю. Культура на перепутье. М, 1994. - 248 с.

109. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. М, СПб, 1995. - 650 с.

110. Степун Ф.А. Об общественно-политических путях "Пути"//И.А. Ильин. Собр. соч. в 10 тт. Т. 5. М, 1996. - С. 446-449.

111. Степун Ф.А. Учение Николая Бердяева о познании //H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. l.-СПб, 1994.-С. 483-501.

112. Струве П.Б. О гордыне Велемудрии и пустоте //Антология. СПб., 1994.-Кн. 1.-С. 363-365.

113. Струве П.Б. Дневник политика № 7 //И.А. Ильин. Собр. соч., Т. 5. М., 1996.-С. 306-307.

114. Струве П.Б. Дневник политика № 82. О брошюре И.А. Ильина и о нем самом //И.А. Ильин. Собр. соч., Т. 5. -М, 1996. С. 401-402.

115. Соничева Н.Е. На чужом берегу: (К истории русской эмиграции в послеоктябрьский период). М., 1991.-61 с.

116. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. - 736 с.

117. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997. -439 с.

118. Федотов Г.Л. Бердяев мыслитель //Антология. - СПб., 1994. - Кн. 1. -С. 437-447.

119. Философская концепция H.A. Бердяева (Введение в русскую философию).-М., 1995.-С. 98-102.

120. Франк С.А. Знание и вера //Антология. СПб., 1994. - Кн. 7. - С. 217221.

121. Франк С.А. Философские отклики. Новая книга Бердяева //Антология. -СПб., 1994.-С. 221-226.

122. Хагуров A.A. Методологические проблемы определения предмета и структуры культурологии //Культурологическое образование: состояние, проблемы и перспективы. Краснодар, 2000. - С. 10-20.

123. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. - 447 с.

124. Хюбтер А. Николай Бердяев. М., 1994. - С. 71-74.

125. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и Избранные письма. Т. 1. М., 1991. -798 с.

126. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и Избранные письма. Т. 2, М., 1991798 с.

127. Шестаков В.П. История и эсхатология: философия истории Николая Бердяева. -М., 1995.-С. 124-136.

128. Шестов JI. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия //Антология. СПб., 1994. - Кн. 1. - С. 411-437.

129. Шкаренков J1.K. Агония белой эмиграции. Изд. Второе. М., 1986. -270 с.

130. Шпильчук A.B. Мыслители зарубежья: Бердяев, Федотов. М., 1994.

131. Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920. М., 1990. - 828 с.

132. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. - 336 с.

133. I. АВТОРЕФЕРАТЫ, ДИССЕРТАЦИИ АВТОРЕФЕРАТЫ

134. Булгак И.Б. Социальная философия И.А. Ильина //Автореф. .канд. фил. наук. МГУ. -М., 1995. - 23 с.

135. Демидова Е.В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века (Книга И.А. Ильина "О сопротивлении злу силою") и полемика вокруг нее //Автореф. канд. фил. наук. МГУ. - М., 1996.-20 с.

136. Золина М.Б. Политическая философия И.А. Ильина //Автореф. канд. политол. наук. МГУ. - М., 1996. - 21 с.

137. Карпухин О.И. Культурная политика в государства в условиях реформирования общества //Автореф. доктор социол. наук. Институт молодежи. - М., 1997. - 39 с.

138. Незамова И.Д. Русская культурологическая мысль Х1Х-ХХ вв.: опыт типологического осмысления //Автореф. канд. культ, наук. Ростовский гос. гум. ун-т. - М., 1997. - 25 с.

139. Рухтаева M.B. Идея монархической власти в российской политической культуре конца XIX начала XX веков //Автореф. канд. политол. наук. -Уральский ГУ. Екатеринбург, 1995. - 22 с.

140. Сысуев Д.А. Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина //Автореф. канд. фил. наук. Мордов. гос. ун-т. -Саранск, 1996.-19 с.

141. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии //Автореф. канд. фил. наук. МГУ. - М., 1994. - 23 с.1. ДИССЕРТАЦИИ

142. Беликова М.В. Культурологический анализ любви в свете работ B.C. Соловьева и H.A. Бердяева //Дисс. канд. культурологии. Челябинский гос. институт искусства и культуры. - Челябинск, 1998. - 156 с.

143. Гаязов Р.Х. Культура в философии творчества H.A. Бердяева //Дисс. канд. фил. наук. Гос. акад. сферы быта и услуг, специализиров. ин-т соц.-культ. сервиса и прикладн. иск-ва. - М., 1995. - 152 с.

144. Гумерова Г.А. Философия культуры русских религиозных мыслителей XX в. //Дисс. канд. культурол. наук. Нижневартовский гос. пед. институт, Нижневартовск, 1997. - 162 с.

145. Зимовец Л.Г. Культурологическая концепция H.A. Бердяева //Дисс. канд. культурологии. -РГУ, Ростов-на-Дону, 2001. 164 с.

146. Ильин А.Ю. Проблемы будущей российской государственности в политической философии И.А. Ильина //Дисс. канд. фил. наук. С-П. гос. университет. - СПб., 1999. - 164 с.

147. Ковалев В.А. Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И.А. Ильина //Дисс. канд. социол. наук. -СПбГУ. СПб., 1993.- 147 с.

148. Лавров А.Г. Философия культуры И.А. Ильина //Дисс. канд. фил. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1997. - 153 с.

149. Устинова И.В. Осмысление кризиса культуры в эстетике H.A. Бердяева и Мигеля де Унамуро //Дисс. канд. культурологии. Гос. акад. славянск. кул-ры-М., 1999.- 160 с.1.I. СТАТЬИ, БРОЩЮРЫ

150. Бердяев H.A. Духи русской революции //Из глубины: Сб. статей о рус. революции.: Репринт, воспроизв. изд. 1918 г. М., СПб., 1989. - С. 55-89.

151. Бердяев H.A. Духи русской революции //Литературная учеба. 1990. -Кн. 2, февр., март. - С. 123-140.

152. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма: Репринт, воспроизв. изд. М., 1990. - 220 с.

153. Бердяев H.A. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан //Человек. 1993. - № 5. - С. 62-77.

154. Бердяев H.A. О культуре //Встреча. 1993. - № 1. - С. 19-22.

155. Бердяев H.A. О творческой свободе и фабрикации душ //Советский библиограф. 1989. - № 6. - С. 84-86.

156. Бердяев H.A. О творческом историзме //Наше наследие. 1991. - № 4. -С. 132-133.

157. Бердяев H.A. О хозяйстве //Человек. 1995. - № 2. - С. 97-109.

158. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики //Антология. -Вып.1. -М., 1993.-С. 56-71.

159. Бердяев H.A. Русская идея //Вопросы философии. 1990. - № 1. -С. 77-144; №2.-С. 87-154.

160. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире: Статьи и письма //Новый мир. 1990. - № 1. - С. 207-232.

161. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда //Вехи: Сб. статей о рус. интеллигенции.: Репринт, воспроизв. изд. 1909 г. М.,1990.-С. 5-26.

162. Бердяев H.A. Философский дебют. H.A. Бердяева: Письма 1899-1900 г. //Вопросы философии. 1993. -№ 4. - С. 150-156.

163. Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) //Вопросы философии, 1989.-№ 6.-С. 31-42.

164. Бородин Л.Ю. Сотворение смысла, или страсти по Бердяеву //Вопросы философии.-М., 1993.-№8.-С. 7-41.

165. Бронникова Е.В. К истории отношений В.М. Ильина и H.A. Бердяева //Звезда. 1997. -№ 5. - С. 187-189.

166. Вадимов A.B. Николай Бердяев: изгнание //Вопросы философии.1991.-№ 1.-С. 160-165.

167. Вригт Г.Х. Философия техники А. Бердяева //Вопросы философии. -1995.-№4.-С. 69-76.

168. Гаврюшин Н. Антитезы православного меча //Вопросы философии.1992.-№4.-С. 8-13.

169. Гриценко В.П. Культура как знаково-семиотическая система //Культура. Цивилизация. Личность: Сб. науч. ст. Краснодар, 1999. - С. 3101.

170. Денисов Н.Г. Культура региона: наследие и современные проблемы //Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. 1996. - № 2. - С. 70-71.

171. Еремеева Т.А. К 100-летию со дня рождения H.A. Бердяева //Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1995. - № 1. - С. 64-70.

172. Ерькалов А.Б. Сопоставление H.A. Бердяевым Востока и Запада: значение христианства в развитии двух культур //Тезисы докл. и сообщ. межрегион, научно-практич. конф. 24-25 мая, 1996 г., Кемерово. - 1996. -С. 29-31.

173. Зеньковский B.B. Проблема творчества. По поводу книги H.A. Бердяева "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" //Антология. -СПб., 1994.-Кн. 1.-С. 284-306.

174. Ивонин П.Ю. Природа философского знания в контексте теории культуры H.A. Бердяева //Философия и ее место в культуре. Сб. трудов. Новосибирск, 1990.-С. 210-231.

175. Ильин И.А. О грядущем России //Ильин И.А. Избранные статьи. М., 1990.-С. 222-229.

176. Карпухин О.И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования //Социал.-полит, журнал. 1996. — № 2. - С. 26-39.

177. Карпухин О.И. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства //Социал.-полит. журнал. 1998. - № 3. -С. 141-150.

178. Карпухин О.И. Культурная политика государства: региональный аспект //Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. 1996. - № 2. - С. 69070.

179. Карпухин О.И. Культурная политика России: цели и способы реализации //Соц.-полит. журнал. 1996. - № 1. - С. 44-56.

180. Карпухин О.И. Альтернатива: конформация или диалог (Пробл. соц. кул.) //КПР. 1989. - № 9. - С. 20-21.

181. Квартиров А. Из воспоминаний о И.А. Ильине //Русское возрождение. -№23.-С. 134-139.

182. Кертман JI.E. К методологии изучения культуры и кризису ее методологических концепций //Новая и новейшая история. 1973- № 3. С. 32-47.

183. Климов Е. Воспоминания о профессоре И.А. Ильине //Русское возрождение.-№ 23. С. 127-133.

184. Коган JI.A. О будущем философии //Вопросы философии 1996. - №7. -С. 17-30.

185. Колеров М.А. Плотников Н.С. О новых публикациях работ H.A. Бердяева //Вопросы философии. 1990. - № 9. - С. 163-168.

186. Котельников В.А. Блудный сын Достоевского //Вопросы философии. -1994.-№2.-С. 175-182.

187. Культура на перепутье. М., 1994. - 248 с.

188. Культура. Творчество. Человек. М., 1970. - 272с.

189. Культура-человек-философия: к проблеме интеграции и развития //Вопросы философии. -1982. -№ 1. С. 34-51.

190. Лисица Ю. Философские взгляды И.А. Ильина //Вопросы философии. 1990.-№6. -С. 7-15.

191. Мамонтов С.П. Философия над схваткой: (к 50-летию со дня смерти H.A. Бердяева) //Общественные науки и современность. 1998. - № 3. -С. 124-134.

192. Межуев В.М. Культура как философская проблема //Вопросы философии. 1982. - № ю. - С. 42-52.

193. Межуев В.М. Культурология и философия культуры //Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы //РАУ. -М., 1991. С. 27-36.

194. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического //Вопросы философии. 1991. - № 3 - С. 67-83.

195. Православная Церковь Божией Матери Державная. Новая Святая Русь, 1999 г. (с 1980 по 1991 гг. Самиздат, с 1991 по 1993 гг. - Богородичный центр). Священник Илья (Попов). E-mail: maria@mail.transit.ru.

196. E-mail: friliya@hotmail.ru.

197. E-mail: iliya popov@chat.ru.

198. Свасьян K.A. Человек как творение и творец культуры //Вопросы философии.- 1987.-№ 6.-С. 132-138.

199. Силин A.A. Восьмой день творения: Пророчества и заветы Н. Бердяева //Человек. 1995. -№ 1. - С. 55-63.

200. Смирнов В. "Пленение свободы". Философия Н. Бердяева и христианство //Кубань. 1991. - № 8. - С. 81 -89.

201. Спирин Е.А. "Вечная проблема" человека: свод идей российского ренессанса //Вечные философские проблемы-Новосибирск, 1991. С. 123138.

202. Тавризян Г.М. Проблема преемственности гуманистического идеала человека в условиях современной культуры //Вопросы философии-1983. -№1.- С. 73-82.

203. Тихомиров Ю. Государственно-правовые идеи И. А. Ильина //Вопросы философии, 1991.-№ 8.-С. 8-16.

204. Туровский Б.М. Достоевский и Бердяев //Философские науки. 1998. -№ 1,-С. 107-117.

205. Федина Е.Н. Человек как предмет философии //Философия человека: Традиции и современность. Вып. 2. -М, 1991.-С. 56-75.

206. Флиер А.Я. О новой культурной политике России //Общественные науки и современность. 1994. - № 5. - С. 14-25.

207. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура //Общественные науки и современность. 1997. - № 2. - С. 124-145.

208. Челышев Е.П. Судьба культуры и путь России //Российский обозреватель. 1996. - № 4. - С. 169-178.

209. V. СЛОВАРИ. СПРАВОЧНИКИ. ЭНЦИКЛОПЕДИИ

210. Блинников Л.В, Краткий словарь философов. М., 1994. - 286 с.

211. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. - 428 с.

212. Гуревич П.С. Философский словарь. М., 1997. - 319 с.

213. Кравченко А.И. Социология: Словарь. М., 1997. - 234 с.

214. Краткая философская энциклопедия /Ред. сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М., 1994. - 576 с.

215. Краткий словарь по социологии /Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. -М., 1989.-477 с.

216. Краткий словарь по философии /Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. 3-е изд., доработ. и доп. - М., 1997. - 413 с.

217. Краткий словарь по эстетике /Общ. ред. М.Ф. Овсянникова, В.А. Разумного. М., 1994. - 542 с.

218. Культурология XX век: Словарь. СПб., 1997. - 640 с.

219. Культурология. XX век: Энциклопедия. Т. 1: A-JI /Гл. ред., сост. и авт. проекта С.Я. Левит. СПб., 1998. - 447 с.

220. Русская философия. Словарь. - М., 1995. - 655 с.

221. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. -624 с.

222. Русская философия: Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. -655 с.

223. Современная философия: Словарь и хрестоматия /Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 1998. - 511 с.

224. Современный словарь по культурологии. Минск, 1999. - 736 с.

225. Современный философский словарь /Под ред. В.Е. Кемерова. -Бишкек, 1996.-608 с.

226. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М., 1997. - 824 с.

227. Сто русских философов: Биографический словарь /Сост. и ред. А.Д. Сухов. -М., 1995.-316 с.

228. Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. Т. 1. /Худ. ред. А. Томчинская. -М., 1996.-464 с.144

229. Философская энциклопедия. Т. 1-5. /Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., 1960-1970.

230. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 6-е перераб. и доп. - М., 1991.-554 с.

231. Философский энциклопедический словарь /Ред. сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М., 1997. - 576 с.

232. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М., 1989. - 814 с.

233. Энциклопедический словарь по культурологии /Радугин A.A. М., 1997. -478 с.

234. Энциклопедический социологический словарь /Общ. Ред. Г.В. Осипова. -М, 1995.-939 с.