автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Культура Северной Сирии в первой половине II тыс. до н. э.

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Гриценко, Анна Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Культура Северной Сирии в первой половине II тыс. до н. э.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура Северной Сирии в первой половине II тыс. до н. э."

О -3 ^ У '

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ

На правах рукописи

\

ГРИЦЕНКО АННА МИХАЙЛОВНА

УДК 930126

КУЛЬТУРА СЕВЕРНОЙ СИРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ п -гас. до н.э.

Исторические науки 07.00,06 - археология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва, 1990

/

Работа выполнена в отделе неолита и бронзы Института археологии- АН СССР.

Научный руководитель - кандидат исторических наук, ТИТОВ В.С.

Официальные

доктор исторических доктор исторических

оппоненты:

наук МЕИ1ЕРТ Н.Н. наук АНТОНОВА Е.В.

Ведущая организация - исторический факультет Московского государственного университета

Защита оостоится - " 1991 г. в - ' чао.

на заседании специализированного Совета Д002.18.01 по защите диссертация на соискание ученой степени кандидата наук при Институте археологии АН СССР - г. Москва, ул. Дм.Ульянова, 19, 4 этаж, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии АН СССР.

Автореферат разослан "/6 " »ч. л. ( 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета З.М.Сергеева

«

Г. Дктуальность исследования

Северная Сирия - это исторически сложившийся регион мевдуречья Оронт-Евфраг. Раскопки в Северной Сирии вались о 20-х гадов нашего века, но только в последнее время исследования приняли планомерный и интенсивный характер. Повышению интереса к Северной Сирии способствовало открытие в 1974 г. на телле Мардих царского дворца и архива государства Эбла.

Каждый памятник рассматривается как изолированный объект исследования. Однако даже поверхностный обзор отчетов показывает наличие единой культура в данном регионе. Необходимость ее изучения становится тем более актуальной, что письменные памятники говорят о существовании в Северной Сирии политического об-ьрцинения, на менее мощное, чем Вавилон. Но попыток сопоставления ого о материальной культурой региона не проводилось.

Хронология и периодизация, определявшиеся по довольно бедшш материалам довоенных раокопок, во многом устарели и требуют нового методологического подхода. Если перио;ш-зация а хронология Месопотамии определялась по царствам или мощным центрам цивилизаций, то для Северной Сирии в кэмбридаокой хронологии дается только периодизация Амука, В настоящее время делаются попытки (П.Маттьо) разделить эпоху бронзового века по образцу Месопотамокой: протопи рийокий период, древнесирийокий, и т.д. Однчко, подобное деление также не отражает специфики региона.

Обобщающая работа помогла бы не только разносторонне осветить культурное развитие Северной Сирии в первой половина П тыо. до н.э., но и позволила бы дать периодизацию на основе изучаемой культура.

Недь исследования и методика работы.

Целью настоящей работы является систематизация материалов археологических раскопок, проводившихся в последнее время в Северной Сирии. Определение характера и специфики данной культуры, ее периодизация и хронология. За основу взяты материалы экспедиции музея Алеппо, ведшиеся сирийской экспедицией о участием автора, на окраине г.Алеппо в Ансари о 1973 г. Экспедицию возглавлял сотрудник музея Антуан Судейман. Параллельно используются материалы ряда раскопок, ведущихся в Сирии от начала 20-х годов нашего века.

Методика ведения работы определяется целью археологического исследования, основанного на стратиграфии памятника, для выяснения относительной и абсолютной датировки, а также для классификации керамических комплексов. Четкое послойное разделение памятника, проведенное на основе типологии керамики, фигурок, бронзового инвентаря и печатей позволяет выявить общую картину культурного развития региона, определить территорию распространения культура и связи с соседними культурами, а также хронологию абсолютную и относительную.

Научная новизна работы.

Несмотря на многочисленность проводившихся раскопок в Сеперной Сирии и обилие полученного материала, до на-

стоящего времени отсутствуют обобщающие работы по истории бронзового века в Сирии. Нет исследований по типологии керамики всей культуры в целом. В настоящей работе проводится первое научное исследование по систематизации материала,полученного за весь период археологических раскопок, ведшихся в Северной Сирии. За эталон взяты материалы экспедиции в Ансари, в которой автор принимал непосредственное участие. 11м бала проведена работа по анализу а типологизациа керамики Ансари. Помимо этого автор использовал неопубликованные материалы музеев Алеп-ко, Хассакэ, Латтакии и ряда последних экспедиций на теллв Лвйлан, Брак, Ашвра. Научная ценность их определяется подчас не только новизной, но и тем, что когда-то собранные, но но опубликованные материала, в настоящее время помогают дополнить и углубить представления о характере цивилизации бронзового века в Северной Сирии.

Практическая ценность работы.

Практическая ценность результатов исследований автора заключается в том, что: а) стратиграфические наблюдения на раскопках в Ансари позволили получить новые данные по истории материальной культуры; б) полученные материалы и вывода автора могут быть учтены при составлении общей характеристики материальной культуры Сирии, так и для связи данных археологии со сведениями исторических источников; в) практика ведения раскопок в Ансари может быть использована в ходе будущих археологических работ а случае, когда остатки поселения находятся ни на телле, а яа равнине; г) введение в научный оборот ти-

пологии керамики среднебронзового века Северной Сирии дает основу в дальнейшем изучении этой темы и позволяет провести сопоставления будущих материалов.

Апробация работы. Основные результаты исследования изложены в двух печатных статьях. Очередная статья по архивным материалам могильника Айн Ассан находится в процессе публикации. Публикации по типологии керамики в настоящее время получают одобрение и используются рядом исследователей в ходе экспедиций и при разработке классификаций корамики, в частности керамики Мари и телля Мумасахим.

Структура работы. Диссертация состоит из введения,

с0Ш . глав и заключения. К тексту прилагается альбом иллюстраций и описок использованной литературы.

Содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность теш и формулируются цели и задачи исследования. Здесь определены географические и хронологические рамки работы. Дана история изучения региона.

ГЛАВА I. Ареал культуры 2-Я половины П-го тыс. до н.э. в Северной Сирии.

Характеристика памятников,

Период среднего бронзового века, хронологически при-ходяишйся на Г-ю половину П тыс. до н.э., в Северной Сирии представляет собой два последовательно сменяющих друг друга этапа. Ранний - характеризуется появлением острореберной посуды и, в частности, небольших по размеру ваз. На' втором этапе развития культуры происходит изменение нокоторих осношш* типов кэрямшси. Так, исчезают остро-

реберные вазы. Но большое распространение получают различ-• ных форм большие кувшина для провизии. В целом же сохраняется прежняя техника изготовления посуда, ее цвет, отсутствие росписи.

На основе идентичности ряда основных керамических ти-гов возможно выделение территории, составлящей ареал данной культуры. Это междуречье рек Евфрат-Оронт со следующим, в направлении с востока на запад, теллямга: Хадэди, Китар, Абу Данне, Умм эль-Марра, Риф* ат, Ансари (Алеппо), .Ыардих, Каркур, Мастума, Хама, Мазин, Хан Еейхун, Мишрифн, Сими-риа", Сукас. На раннем этапе тесные аналогии прослеживаются о Рас~ШамроЙ и Патстиной (Мегаидо, Иерихон). На позднем этапе культурнее связи перемещаются на восток, в Со-

верную Месопотамию и аналогии прослеживаются на таких па-памягниках как телль Би'а и Хаммам эль-Туркмаи.

На всех теллях раскопки велись непродолжительное вроют, за исключением телля Мардих (с 1964 г.), и открнтие площади довольно ноэначительш: несколько квадратов или зовдажшх траншей.

Материалы раскопок публикуются в периодике в виде отчетов и содержат, главным образом, материал» того памятника, по которому дается публикация. Обобщающие работа сделаны лишь в отношении телля Мардих эпохи царства Эбли.

Письменные источники, происходящие с памятников, вне ареала культуры, дают лишь косвенные сведения о ней. По документам Мари и Алалаха мы знаем о существовании в данном регионе царства Ямхад со столицей п Алеппо. Гот-

генность северосирийской культуры этого времени, ее ярко выраженный самобытный характер и длительное время существующая устойчивость в определенных границах и специфике черт, заставляет предполагать существование в данном регионе мощного политического центра, защищающего этно-куль-турнуго общность от инвазий и ассимиляции. Таким политическим объединением могло быть лишь известное из древних письменных источников царство Ямхад. Таким образом, археологическая культура среднебронзового века в Северной Сирии может рассматриваться предположительно как культура Ямхада.

ГЛАВА П. ПОСЕЛЕНИЯ: ПЛАНИРОВКА, АРХИТЕКТУРА

§ I. Планировка города

Северо-сирийские телли, как правило, имеют небольшие площади, до 25-30 га. Это вызвано спецификой хозяйственной деятельности населения и сравнительно поздней колонизацией региона. В отличии от Месопотамии, где плотность населения в древности была высока, и телли площадью свыше 50 га характерны доя городских центров, в Северной Сирии телли даже в 50 га площадью - редкое явление телль Мар-лих имеет 60 га площади, поэтому признаю! городской цивилизации, в частности, численность населения и площадь населения, даваемые для Месопотамии, для Северной Сирии не являются определяющим. Цифры должны быть снижены в соответствии со спецификой региона. Телль площадью в 25 га уже может считаться городским центром.

Отсутствие раскопок на больших площадях затрудняет изучение особенностей градостроительства в Северной Сирии. На данной стадии исследования можно выделить лишь следующие ос общности:

1) Отсутствие особого священного участка для храмов.

2) Строительство дворцов в центральной части толля, но не на акрополе.

3) Плотность застройки квартала говорит о городском характера большинства поселений.

4) Возведение крепостных стен вокруг города.

§ 2. Крепостные сооружения

Фортификационные сооружения возводятся вокруг городов Северной Сирии в эпоху средней бронзы. По конструкции они чаща всего представляют собой зешшной вал со стеной из кирпича-сырца, возведенной на этом валу. В отличие от Северной Месопотамии, глясис встречается довольно редко. Остатки ворот отмечены на толле Нардах, в Умм эль-i,1lappa, в Мишрифе. На толле Мардих и в Умм эль-Марра на некоторых участках ворот сохранились ортостаты из песчаника. Обычно ворот было несколько и расположены они по частям света.

Использование земляного вала в качестве укрепления составляет отличительную черту строительной техгашя в Северной Сирии. Другой особенностью является примено1ше ортоста? в качеотве укрепления нижней части стен. В данном случае стен входных ворот.

§. 3. Килые дома

Гражданская архитектура поселений Северной Сирии изучена очень плохо.

Отсутствие раскопок на больших площадгас, а также значительные разрушения, которым подверглись слои эпохи средней бронзы, не позволяет выяснить планировку жилых кварталов, и выявить тип домов. Реконструкции ни одно здание не подвергалось. Так, например, в Ансари были вскрыты квадраты достаточной площади для выяснения типа жилого дома. Но культурные слои были подвергнуты в свое время столь значительным разрушениям, что реконструировать здания не предстазляется возможным. Лишь частично сохранившийся фундамент позволяет судить о строительной технике и о том, в какой близости друг к другу строились дома.

Подобная картина прослеживается на большинстве тел-лей, за исключением Хамы.

ТелльМардих, Ансари, телль Мазин, Каркур, Хаммам эль-Туркман, Хама имеют примерно идентичную строительную технику: стены из кирпича-сырца на фундаменте из небольших камней. Стены домов вплотную примыкают друг к другу,' достигая иногда толщины в 1,2 м. Дома из нескольких комнат, расположенных последовательно. Только в Хаме дома стоят изолированно, на некотором расстоянии один от другого и состоят чаще всего из двух комнат.

От предшествующих эпох жилые дома эпохи средней бронзы отличает лишь ориентировка зданий, тогда как строительная техника сохраняется прежней.

§ 4, Дворцовые комплексы Остатки монументальных построек в Северной Сирии отмечены на теллях Рифа'ат, Уш эль-Марра, Хаммам эль-Турк-ман, Мариях, Мишрифо.

Особый интерес представляет дворец, открытый в секторе 0 на телле Мардих. Дворец сохранился не полностью. Южная его часть разрушена в результате строительных работ византийского времени. Однако ряд элементов планировки сохранившейся части, строительная техника, внутреннее оформление помещений (использование гладких ортостат), позволяют провести аналогии между дворцом 0 т.елля Мардих и дворцом Алалах УЛ. Полностью реконструирован дворец в Мишрифе. Дворцы на теллях Умм эль-Марра и Хешам эль-Туркман лишь частично сохранились.

На основе анализа имеющегося материала можно выделить ряд элементов, присущих светской архитектуре Северной Сирии. Это превде всего: I) строительство здания не на платформе, а на фундамента из камня; 2) применение кирпича-сырца; 3) использование в оформлении внутреннего убранства комнат гладких ортостат. В плана дворцы Северной Сирии имели вытянутую форму по оси север-юг (т.Мардих, т.Ачана), а не квадратную, как в Месопотамии. Прямоугольная форма л расположение .входа последовательно из вестибюля в зал или обширный двор знаменуют собой складывание нового типа здания, так называвши тип "бейт хиляки", который получает распространение в хеттскую эпоху и становится ведущим типом зданий всего Ближнего Востока. Начало же складывания этого типа мы имеем все основания отко-

сить к эпохе средней бронза, т.а. к 1-й половине П тыс. до н.э. и считать центром его зарождения Северную Сирию.

§ 5. Храмы

Остатки храмовых сооружений найдены на телле М рдих, в Мишрифе.

На телле Нардах открыто три храма в секторах Д, В и и святилище в секторе Вд. Полностью сохранились храмы Д и .Их реконструкция позволяет в полном объеме выявить все отличительные черты планировки и строительной техники ранней бронзы и данной культуры. В отличие от Месопотамии, где широкое распространение приобретает тип храма " 9 целой и трехчастным делением: вестибяль-антицелла-целла, в Северной Сирии складывается тип храма с длинной целлой и двухчастным делением. Ориентирован такой храм по оси север-юг, о алтарем на севере и входом на юге. Подобный тип храма распространен не только в Северной Сирии, но находи аналогии на ряде памятников Северной Месопотамии и в частности, в Ашуре.

В этот же период в Северной Месопотамии складывается так называемый храм "в антах". В отличие от вышеназванных, храм "в антах" характеризуется.прежде всего, ориентацией: запад-восток и отсутствуют антвделлы. Однако дая северосирийской культуры средней бронзы подобный тип не характерен. Близкий в пла:зе к храму "в антах" храм на телле Мйрдах

относится ио времени к кощу эпохи средней бронзы или же к началу поздней бронзы.

Еще одной особенностью культуры данного региона является отсутствие пристроек вокруг храма. Ближайшие аналогии,

как уже отмечалось, выявляются между Северной Сирией и Северной Месопотамией. На раннем этапа развития культуры прослеживается связь с Ашуром, на позднем Северная Сирия включается в зону распространения типа храмов "в антах". Это телль Хуэйра, Map , затем телль Ачана и Рао-Шамра на побережье.

ГЛАВА П. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД

Погребальные сооружения чаще всего располагаются либо поблизости от поселения, либо в его зона, но не под домами. Лишь в одном случав на телла Мардих могильник перекрыт дворцом. Другое исключение составляет талль города Хамы. Могилышк с абсолютно идентичной теллю керамикой располагался изолированко в 80 км от поселения. Несмотря на разницу в местонахождении всо могильники данной культуры представляют собой сооружения - склони , вырубленные в скальном грунте с входной иахтой-колодцем, так называемые шахтовые могилы, использовавшиеся в точение долгого времени для повторных захоронений.

Расположение тел умерших восстановить невозможно, скорее всего, никакой ориентации и особого положения не практиковалось в связи с необходимостью освобождать место для новых захоронений или же хоронить на свободном пространстве. Захоронения сопровождались керашческшл инвентарем, чаще всего это вазы с острым ребром, фигурки из глины и бронзовое оружие встречаются в небольшом количестве.

Богатые захоронения были открыты на телле Мардих, что указывает на високоо социальное положение умерших. Захоро-

нения сопровождались большим количеством керамики. Здесь также были найдены золотые украшения, произведения изобразительного искусства, вотивнне фигурки и скипетры. Однако, наличие нескольких погребальных камер и некоторая хронологическая разница в керамических типах указывает на то, что данный могильник использовался для повторных захоронений.

Таким образом, на всей территории Северной Сирии, где отмечена данная культура эпохи средней бронзы, погребальный обряд и тип могильных сооружений идентичен, что говорит о прочно сложившемся этническом и идеологическом единстве населения региона. Кроме того, связь между эпохами, нашедиая выражение в однотипных могильниках и способах захоронения, указывает на то, что заселение региона, шедшее с раннего бронзового века, проходило в рамках одной этнической общности. И смена культур явилась скорее всего моментом эволюции, но не признаком покорения одного народа другим.

ГЛАВА У. КЕРАМИКА (ТИПОЛОГИЯ И

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТРАТИГРАФИЯ)

В основу типологии керамики культуры 1-й половины второго тысячелетия до н.э. легли материалы раскопок в Ан-сари. Этот памятник чрезвычайно важен для изучения северосирийской культуры обилием керамического инвентаря, а также непрерывностью существования поселения в период ранней и средней бронзы. Кроме того, в Ансари рядом с поселением открыт могильник, содержащий впускные захоронения от эпохи ранней бронзы до середины периода средней бронзы.

Характерным элементом керамики культуры Северной Сирии является наличие острого ребра на тулове посуды. Керамика нерасписная, плоскодонная. Иногда на некоторых экземплярах есть орнамент из прочерченных горизонтальных волнистых или прямых полос. Стратиграфически Ансари эпохи средней бронзы содержи три слоя, представленных разными типами керамики. Проследить эволюцию одного какого-либо типа керамики на лротяяении всего периода невозможно, поскольку некоторые типы исчезают на поздних этапах и появляются новые. Поэтому типология разработана отдельно для каждого слоя и рассматривается в главе послойно.

Всего дал первого слоя выделено семь групп керамики. Это вазы, кувшины, тарелки, бутылки, кувшины для воды, кубки и чашки.

•Внутри каждой группы керамики выделены наиболее характерные типы. Так, например, вазы разделены на 9 типов, кувшины - на десять и так далее.

В течение периода как формы керамики, так и ее качества претерпевают ряд изменений, что и находит отражение в разработанной типологии. Так, вазы к середине периода приобретают более округлые формы, острое ребро исчезает. А к концу периода исчезают и сами вазы как определенный керамический тип.

На втором этапе, соответствующем второму слою Ансари, особое развитие получают такие формы керамики, как большие кувшины для провизии. Всего выделено четыре группы керамики: кувшины небольших размеров, большие кувшины, тарелки и чашки или миски,

Керамика Ш-го слоя Ансари, завершающего периода существования культуры в регионе , на других памятниках не отпечена. Отдельные аналогии прослеживаются лишь в отношении некоторых типов кувшинов о такими памятниками как Мардах в некоторыми памятниками Северной Месопотамии.

На следующей этапе заметно ухудшение качества изготовляемой керамики. Обедняется морфологический состав керамики. ]Вазы теряют свою специфическую острореберную форму. Новым моментом в эволюции керамики на данном этапе становится появление больших кувшинов.

К концу периода вазы исчезают полностью. Определяющим типом керамики становятся большие кувшины. Усложняется цроработка их венчика, улучшается качество изготовления. Орнаментация сосудов становится богаче: это прямые концентрические линии, волнистые, чередование прямых и вол-шсгах.

Поскольку с исчезновением ваз не связано появление совершенно новых типов керамики, следует считать третий, завершающий этап результатом эволюции данной культуры. Это период расцвета и преобладания такого керамического типа как кувшины-харра. Зарождается этот тип в недрах цредиюствугацего периода, но расцвет его приходится на новый, последний для средней бронзы этап.

Для керамики этого периода характерно полное исчезновение оотрого ребра на тулове. Появляются чашки округлых форм и новый тип кувшинов без горла, с.сильно загнутым во внутрь венчиком. Отдельные экземпляра керамики данного периода встречаются в Хаме и на телле Мардах, но

в целом для этих двух памятников керамика Ансарн Ш на характерна. Создается впечатление, что жизнь на этих поселениях постепенно угасает.

На основе типологии керамики Аисари по аналогиям других памятников культуры выводится следующее стратиграфическое соотношение:

Слой У: Ансари синхронен Хаме телля Мардих сектора ^ Мшрифе (могила I), Симириан, Алалах УШ: Рас-Шамра П» Иерихон фаза Ш, Мегвддо.

Слой 1У: Хат Нардах сектора О.гипогеум А-В.С, Мшрифе (слои под церковь»), Маэин В, Мастума П, Уш

эль-Марра, Абу Данне, Хадщщ В, Хаммам эль-Тургалан, Каркур, Мегиддо, Хабуба Кабира, Рифа'ат.

Слой Ш: Мардих Ш сектор ч Ж. иди 3, Мастита 1У, Терка» Хабуба Кабира.

ГЛАВА У1. ФИГУРКИ ИЗ ОБСЕЕЕШОЙ ГЛИНЫ И БРОНЗОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Вместе о керамикой остроребершх ваз на всех памятниках Северной Сирии найдено много фигурок из обожженной глины. Это антропоморфные и зооморфные изображения. Самую обширную группу составляет женские фигурки. По манере изображения их можно разделать на несколько типов. Основным характерным признаком является положение рук в изображении. У фигурок первого типа (самого распространенного) рукя разведены в сторона и назавершени. У второго типа - рукя приложены к груди. Третий тип составляют фигурки с ребенком на руках. И в отдельную труппу выделяются фигурки, изготовленные с помощью формы-рельефа. Ареал распространения

фигурок двух первых типов совпадает с ареалом распространения керамики данной культуры, а хронологически существование их приходится на время существования острораберных ваз. В позднем слое Ансари Ш такие фигурки не отмечены.

Аналогии северосирийским фигуркам отмечены в Северной Месопотамии на теллях рек Хабур-Балих и на Евфрате в Мари. Однако манера изображения несколько иная. Так в Мари женские фигурки изображаются только с руками, приложенными к груди, тогда как фигурки первого типа отсутствуют полностью. Характерным элементом культуры Мари является фигурки, сделанные штамповкой по заготовке-форме, тогда как в Северной Сирии подобных изображений нет. Судя по манере изображения и ареалу можно заключить, что женские фигурки из обожженной глины двух первых типов составляют специфику изучаемой культуры и хронологически связаны с периодом ее существования.

Бронзовые изделия

Предметы из бронзы найдены в могилах Хамы, Мишрифе, Багуза, а также на теллях Мардих и Хан Шейхун. Это оружие, булавки для одежда, украшения.

Из оружия представлены наконечники копий о втулкой, лезвия мечей о тремя отверстиями для крепления рукоятки, полукруглые секиры с двумя отверстиями и секиры в форме "утиного клюва". Далее, булавки для одежда с круглой головкой и шейные гривны. Материал в подобном наборе хорошо датируется по аналогиям о Рас-Шамрой, дая которой исследователь К.Шеффер выделил специальный период и назвал его „ временем народа- носителя гривны. Для Рас-Шамры подобные

наборы были отмечены в ряде захоронений начала второго тысячелетия и явились специфической чертой периода. Характерно, что и в Северной Сирии подобные находки не разрознены, а составляют столь же цельную группу, что и в Рас-Шамре, хотя и не столь многочисленную. Так, в могилах Хамы и Багуза представлен весь набор носителей гривны, т.е. наконечники копий с втулкой, мечи, секиры, шейные гривны и булавки для одежда. Сопутствующая им керамика представлена типами керамики Ансари 7, я частично Ансари 17.

Для Рас-Шамры К.Шеффер датирует наборы носителей гривны 2100-1900 гг. до н.э. Появление секиры в форме "утиного клюва" он относит к более позднему времени, до 1750 г. до н.э. То, что в Северной Сирин секиры второго позднего типа встречаются с секирами раннего типа, а весь набор носителей гривны отмечен в могилах с керамикой поздних типов, говорит о более позднем появлении подобных бронзовых предметов в Севэрной Сирии или на более дательный период их существования в регионе и может датироваться 2000-1750 гг. до н.э.

ГЛАВА 7П. ПЕЧАТИ

Печати найдены в Хаме (фрагмент цилиндра), Мишрифе (цилиндр из базальта), в Ансари (цилиндр из черного камня). На телло Мардих найдены лишь оттиски печатей на фрагментах керамики. По стилю изображения и тематике печати датируются концом периода средней бронзы.

. Аналогии, довольно четкие, прослеживается лишь в отношении оттисков печатей с телля Мзрднх, на которых фигурирует сирийская богиня в высокой шляпе и длинной ипитпи,

отороченной галуном, а также молодой бог-воитель в короткой одежде. Тештика и манера изображения характерны душ печатей Алалаха ГО и Угарита. Это печати сирийского стиля и датируются они серединой П-го тыс. до н.э. Кроме печатей на телле Марких найдено несколько вотивных бассейнов с рельефрными изображениями. И хотя они относятся скорее к изобразительному искусству, чем к мелкой пластике, тот факт, что бассейны носили культовый характер, и следовательно сцены, изображенные на них, имели ту же религиозную символику, что и печати, позволяет привлечь юс в качестве вспомогательного материала для характеристики связей и специфики данной культуры. Подобные бассейны ни на одном памятнике Сирии и Северной Месопотамии найдены не были, хотя культовые бассейны "араои" бога Эа известны в культуре Южной Месопотамии (бассейн Гудеа из Латана). Тематика рельефов на бассейнах телля Мардах весьма интересна и по смысловой нагрузке может быть соотнесена лишь с изображениями печатей-цилиндров, поэтому не будет противоречием искать им аналогии именно в тематике печатей. Стилистика изображений также перекликается со стилистикой печатей и легко выявляет аналогии с определенными регионами, где материалы по печатям и их оттискам намного обширнее, чем в . Северной Сирии. На основе аналогий выявляется культурная связь на раннем этапе развития Северной Сирии с северными регионами Ашуром и Каппадокией.

Таким образом, на теллэ Мардих в глиптике и изобразительном искусстве (рельефы культовых бассейнов) ясно выделяются две разнородные по стилю группы,-очевидно, связанные

с разными периодами развития культуры эпохи средней бронзы. Первую группу составляют рельефы культовых бассейнов храма Л. Вторую - печати. Для первой группы аналогии прослеживаются меаду Ашуром и Кашляем (Киль-тепа), тогда как вторая группа показывает, что Северная Сирия входила в сферу складывания сирийской культуры. Зона формирования этой культурной общности включает Мари, Алалах, К#"И.у и на побережье - Угарит. Однако Северная Сирия попадает под влияние этой общности лишь на позднем этапе развития своей культуры.

ГЛАВА УШ. ХРОНОЛОГИЯ И ПЕРВДЗАЩИ До последнего времени в археологии Сирии существует хронологическое деление, разработанное Шеффером, а также Олбрайтом и К.КенЬон, по которому весь период бронзового века разделен на три этапа: ранний бронзовый век 3000-2000 гг. до н.э., средний бронзовый век 2000-1600 гг., поздний бронзовый век 1600-1200. Внутри каждого периода выделены еще подпериода. Например, для средней бронзы данн: СБ1 - 2000-1800 гг. до н.э. СШ а И СБП Б - 1800-1600 гг. ДО н.э. По каждому памятнику дается исследователями своя абсолютная хронология с . сохранением традиционной периодизации. Однако в последнее время делаются попытки создания периодизации дом Сирии не со этапам развития бронзового века, а по этапам развития воего региона в целом: ранне-сирийский период.

Однако культура бронзового века в Сирии не столь гомогенны и масштабны, чтобы можно было бы выделить характерные элементы в подобной периодизации. В своей работе автор

опирается на традиционное деление: средний бронзовый век, но внутри него соотносит этапы развития культуры Северной Сирии со слоями Ансари и с этапами существования в регионе царства Ямхад.

Таким образом,абсолютная датировка культуры имеет следующий вид:

СБ1 Ансари 7 Ямхад древний 1900-1775 гг. до н.э.

США Ансари 1У Ямхад средний 1775-1700 гг. до н.э.

СШВ Ансари Ш Ямхад поздний 1700-1590 гг. до н.э.

Заключение» подведены основные итоги исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения теш. Проанализированы данные письменных источников, касающиеся этнической принадлежности народа-носителя культуры, его происхождение и связи.

В целом, проведенные исследования и составление типологии керамики культуры, позволили составить представление о существовании в регионе самобытной, довольно единообразной культуры, что доказывает наличие в данное время мощного политического образования. В противном случае в эпоху, когда возникали такие сильные царства как Ашур, Мари, Вавилон, когда постоянно отдельные районы подвергались нападениям соседних народов, культурная общность в Северной Сирии подверглась бы размыванию и ассимиляции другими народами. Однако все данные указывают именно на независимость региона от чужого культурного воздействия, на сохранение в культуре традиций предшествующих эпох и самобытных черт. Возможно, дальнейшие археологические изыскания приведут к идентификации какого-либо памятника с известным исторически культур-

ним центром, что позволит говорить о культуре Северной Сирии более определенно и решит проблему ее соединения с царством Ямхад,

Основные положения диссертации опубликованы в оледу-штх работах;

1.A.OritoenlcoilrtndmnrkH of the Andient City of Ansnri (Yomhad),Syrii,tome LXIV 1907

2.A.Grita<mko:The Discovery of an Early Вголя« IV tomb at Sarnqib ( Northern Syrin ),7icino Orienta VI 1906