автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Культурная среда малого исторического города как социально-философская проблема

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Баженова, Галина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Культурная среда малого исторического города как социально-философская проблема'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурная среда малого исторического города как социально-философская проблема"

—

\ о

од

/ / квг да

Иа правах рукописи

Культурная среда малою исторического города

как социально-философская проблема

Специальность 09.00.11 - социальная философия Специальность 24.00.01 - теория культуры

Аптореферат диссертации па соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1998

Работа выполнена на кафедре истории российской государственности и общественно-философской мысли Российской академии государственно!! службы при Прелгденте Российской «Федерации

Научный руководитель доктор философских паук, профессор

CADhJILEli Никтор Наснльевнч

Официальные oinioiieuru - док юр философских наук, профессор

СИМУ111 Петр Иосифович

кандидат философских наук, старшин научный сотрудник БАГРЯНЦЕВА Леонора Ивановна

Неду тая оргаиичация - Hncnnyï неренодштнки работников искусства. культуры и туричма Министерства культуры PoccniicKoii «Федерации

Защита состоится 25 нюня 1998 т. и 14.00 часов на заседании диссертационного сонета К-151.04.01 по философским наукам в Российской академии государственной службы при Про шлеи тс Российской Федерации но адресу: 117606, Москва, ир.Иернадского, 84, уч.кор.1, аул. 3330.

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре нстрпи российской государственности il общественно-философской мысли РА ГС при Прешдеите РФ

Автореферат рачослапгЯ^^ мая 1998 года.

Ученый сскрс1лрь диссертационного Совета

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в нашей стране отличается особой сложностью. Реформационные процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни, вызвали ломку существовавшего на протяжении длительного времени социального миропорядка. Настойчивое внедрение массово-техногенной культуры деформирует традиционные общественные ценности, ведет к деморализации, нигилизму, усиливает социальную напряженность в российском обществе.

Происходит это во многом из-за того, что управленческие решения недостаточно увязываются с российской спецификой и потому осуществляемая модернизация подчас предстает как проце гс замещения национальных норм и ценностей, моделей и образцов поведения инокультурными, заимствованными извне. Однако, анализ мирового опыта модернизации и постмодернизации все убедительнее свидетельствует о том, что успех экономических и политических преобразований связан с бережным отношением к социально-культурным традициям, ибо в любом обществе существует соединение традиционных и современных компонентов, их синтез. Более того, традиции, предполагающие не только наследование, но и изменения, могут способствовать модернизациошшм процессам. В этой связи успешность отечественного реформирования обусловлена, на наш взгляд, ее соответствием социокультурным особенностям страны.

В российском обществе имеется определенный, пригодный к использованию культурный потенциал, который в качестве резервных источников социальной энергии может способствовать проведению реформационных преобразований. Одним из таких источников является

культурная среда исторического города, в которой на протяжении столетий формировались культурные ценности, образцы поведения, стиль жизни, концентрированно проявляющиеся в российской ментальное™. Последняя, в свою очередь, является основой, на которой зиждется национальное самосознание народа, уверенность его в собственных силах.

Большой исторический город выступает форпостом духовного производства, в то время как малый исторический город, соединяющий в себе инновационные и традиционные начала, является аккумулятором этнонациональной жизни, которая дает первотолчок производству, гарантируя его непрерывность. В крупном историческом городе культурная среда сегодня размывается транслокальными связями, процессами интенсивной урбанизации, ростом центростремительного миграционного движения. Культурная среда малого исторического города выступает как самоценное явление в российской культуре. Тяготеющее к нему сельское окружение, сохраняет и усиливает этнический традиционализм .формируя малый исторический город не просто как местный центр, но и как ядро культуры.

Этнокультурная среда малого исторического города способна сдерживать массово-техногенную культуру, захлестнувшую с помощью телевизионных каналов, рекламного наполнения газетных материалов, видеопродукции культурное пространство России.

Именно поэтому проблема осмысления сущности, значения и роли культурной среды малого исторического города представляется особенно важной для социальной философии и теории культуры, а постановка вопроса о ее сохранении и развитии - для осуществления эффективной культурной политики.

Актуальность исследования определяется особенностью того этапа, на котором находится российское общество, с одной стороны, преодолевающее свою постсоветскую ограниченность, отделенность и длительное противостояние модернизирующемуся мировому социуму, а, с другой, утрачивающее своеобразие и самобытность, так как движение в реформационном направлении осуществляемое по западным стандартам, таит опасность потери национального лица.

Автор отмечает, что данный подход нельзя рассматривать как ед: инственный. Он лишь один из возможных вариантов решения обозначенной проблемы.

Степень научной разработанности темы исследования

Культурная среда исторического города еще не стала объектом серьезного философского и культурологического анализа. Сегодня в научной литературе имеются отдельные публикации, авторы которых обращаются к рассмотрению городской среды с позиций деятелъностного, информационного, аксеологического, личностного, архитектурно-пространственного аспектов. В этих работах встречается лексема "культурная среда", используемая для обозначения совокупности элементов культуры в различных средовых образованиях: в производственной среде, бытовой, городской и т .д.'

1 См.:Барсук В.Л.К вопросу о влиянии культурной микросреды на творческую деятельность рабочих./ Проблемы духовной жизни рабочего класса СССР. Св-ск.,-1970; Коган Л.Б. Городская культура и пространство:проблема "центральности" /Развитие городской культуры и формирование пространственной среды. М.-1976 ; Глазычев В.Л. Культурный потенциал городской среды. Автореф. на соиск. ...д.филос. н. М.-1983; Дукельский В. Ю.Город как источник культуры./ Культура города: проблема качества городской среды. Сб. н. тр. М.: НИИ культуры.-1986; Коган Л.Б. Социокультурные функции города и пространственная среда. М.:Стройиздат.-1982

Попытки осмысления культурной среды , условий ее формирования и особенностей функционирования предпринимались неоднократно. Как правило, исследователи опираются на разработанное Л.Н.Коганом и Ю.Р.Вишневским1 положение о культурной среде как специфичном срезе социальной среды, раскрывающей особенности функционирования культура определенного класса ( группы) 2.

Проблема культурной среды как категории культурознания была поднята в

конце 80-х годов применительно к локальным объектам исследования, к

выделенному временному промежутку, что позволило говорить о культурной

среде как об освоенных и значимых ( и природных и социальных) элементах в - з

окружении людей.

В этом значении культурная среда выступает как самоценный общекультурный феномен, изучение которого необходимо осуществлять в единстве с процессом жизнедеятельности людей. Следует отметить, что некоторые исследователи связывают слабую теоретическую разработанность рассматривае-

1 См.:Коган Л.Н.,Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Св-ск.: ,-1972

2См.:Орлова В.И. Понятие и структура культурной среды./ Проблемы духов.ной жизни рабочего класса СССР. Св-ск .-1973 ; Березин Л.С. Некоторые методологические проблемы изучения социалистического города как социальной среды./Социальная среда города: проблемы планирования и управления. Сб.н.тр.-Красноярск -1978; Культурная среда и духовное формирование личности .СПб.-Ташкент .-ФАН.-1981; Павлов Г.С. Городская культурная среда и ее воздействие на производственную

деятельность рабочего класса./ Автореф. дис.....канд. филос. н.-Саратов.-1983;

Ничков П. Социально-культурная среда и творческое развитие личности. М-1987

3 Культурная среда и ее освоение ( материалы советских ученых на XVIII Всемирном философском конгрессе " Философское понимание человека",Великобритания, Брайтон., авг. 1988 г.).- М.- 1989

мой проблемы с неосознанностью в обществе и управленческих структурах роли культуроформирующего начала этой важной области жизни человека.1

Среди философских работ, прямо не связанных с культурной средой, но посвященных культуре провинциального города, выделяются работы Э.С. Кульпина, Г. В. Мазаева, Е.М. Маркова, А.Н. Межевича и других авторов. Они имеют ,в основном, историко-социологический характер. Проблемы преемственности, сохранения и развития исторической среды города поднимаются в исследованиях A.B. Бабурова, Ю.П. Бочарова, А.Э. Гутнова, B.JI. Глазычева., A.B. Иконникова, О.Г.Севан, П..И. Симуша и других авторов. Особый интерес вызывают работы философов, культурологов, деятелей культуры по вопросу сохранения национальной культуры в условиях современного реформирования общества - С.Н. Артановского, М.С.Кагана, И.Н.Л Исаковского,В.М. Межуева.А.С.Панарина, Д.С.Лихачева, В.Г. Распутина, А.И. Солженицына.

Культурная среда, в философской и культурологической литературе предстает как фрагмент духовного производства, понимаемого с точки зрения идеологии прогрессизма. Приходящая ей на смену идеология устойчивого равновесия ставит в фокус внимания проблемы разнообразия, уникальности, внутренней определенности самоорганизующихся систем. Именно с этой позиции мы и обращаемся к проблеме культурной среды.

Актуальность проблемы и степень ее научной разработанности определили тему, цель и задачи данной диссертации.

1 См. Орлова Э.А. Проблемы модернизации в России культурные аспекты. Теоретические аспекты культурной политики . М.: РИК,- 1993,- С. 5-26 ; Чижиков В. М. Культурная среда как предмет научного анализа./ Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник № 2,- М.: МГУК -1997 .- С. 147-153

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является попытка теоретико-методологического осмысления сущности и строения культурной среды как существенного компонента национальной культуры. В соответствии с этой целью в работе поставлены следующие исследовательские задачи: - проанализирать тенденции развития малых российских городов, принципы их классификации;

- обосновать философско-культурологический подход к изучению этнокультурной среды исторического города, исходя из основной цели исследования;

- выявить адаптационные механизмы культурной среды исторического города и условия ее развития в современной России;

- раскрыть необходимость включения в теорию и практику управления феномена культурной среды как одного из показателей качества жизни.

Объектом данного исследования выступает культурная среда малого исторического города как особая ценность, основа сохранения национальной самобытности и государственной стабильности.

Предмет исследования : сохранение уникальности культурной среды в условиях реформирования России.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют общефилософские принципы изучения социокультурных явлений: сравнительно-аналитический метод, системный, типологический, диалектический, принцип историзма.

Осмыслению процессов, связанных с генезисом культурной среды и ее функционирования, способствовали идеи В.И.Вернадского о явлении

ноосферы как " биологической культурной энергии",1 теория этногенеза JI. Н. Гумилева2 философские воззрения H.A. Бердяева3, религиозно-эстетические концепции E.H. Трубецкого, П.А. Флоренского, а также работы по философии и культурологии А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, А. Я. Гуревича, В.М. Межуева, М. К. Мамардашвили, А.И. Раклтово, А.Я. Флиера. Особое значение для решения задач исследования имела концепция метанаучной культурологии., предложенная В.В. Савельевым.

Источниковой базой изучения социо-экономической ситуации малого российского города ' послужили основные положения Федеральной программы возрождения и развития малых городов России. В качестве эмпирического материала нами использованы статистические отчеты социально-экономического положения Брянской области , публикации местной печати.

Научная новизна проведенного исследования - в его постановочном характере, позволившем определить культурную среду исторического города как

-субстанциональную основу национальной российской культуры;

-важнейший потенциал для осуществления реформационных процессов в России;

' См.:Вернадский В.И . Научная мысль как планетарное явление./ Размышления натуралиста. В 2-х кн. М -1977; Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука - 1994

2 См.:Гумилев JI .Н. Этногенез и биосфера земли.-М.:Танаис Ди Дик,- 1994; Гумилев J1 Н. Этносфера: Ислория людей и история природы. М.: Экопрос,-

1993.

3 Бердяев H.A. Судьба России.-М.: Мысль.-1990: Бердяев H.A. Смысл истории.-М.-: Мысль.: 1990

-8- "защитный пояс" по отношению к чуждой массово-техногенной

культурной экспансии.

Метанаучная культурология позволила рассмотреть культурную среду как локализованную в пространственном измерении форму жизнедеятельности социума, с одной стороны, адаптированную к природным и социальным условиям, а с другой, утверждающую его социоэтнические и витально-рациональные сущностные силы.

В процессе исследования автором

-дана классификация малых российских городов, выявлены характерные особенности и тенденции их развития;

-обосновано и конкретизировано содержание культурной среды как одного из показателей качества жизни в малом историческом городе;

-выявлено состояние и обозначены основные проблемы сохранения и возрождения культурной среды исторического города.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что выработанные автором выводы и предложения по сохранению и возрождению уникальной культурной среды, могут быть полезны в качестве теоретико-методологического материала для программ, проектов региональной политики государственных и общественных организаций по регулированию культурных и социальных процессов. Результаты диссертационного исследования могут быть также использованы дяя разработки специальных курсов, касающихся вопросов культурологии, урбанистики.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы по социальной философии, на кафедре истории российской государственности и общественно-философской мысли Российской академии

государственной службы при Президенте Российской Федерации. Положения диссертационного исследования излагались на Вторых культурологических чтениях ( Москва, Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук при Московском государственном университете, май 1997 г.); научно-практической конференции " Культура региона: Состояние,Проблемы,Перспективы" ( Москва, институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма Министерства культуры Российской Федерации, апрель, 1997 г.)

Основные положения и выводы работы отражены в публикациях автора. Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав ( по два параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы.

II . КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования,раскрываются теоретитческие и методологические основы работы и ее структура.

В первой главе - "Теоретико-методологические аспекты социокультурного анализа малого города России" автор исследует социокультурные процессы, происходящие в малых российских городах, самодетерминированные и обусловленные их типологической направленностью, выявляет классификационные характеристики самих малых городов; уточняет применительно к предмету данного исследования такие дефиниции как культурная среда", "'этнос"," нация", а также коррелируемые с ними понятия : этнической, национальной, светской культуры.

В параграфе первом -" Характерные особенности и тенденции развития малых российских городов" анализируется социокультурное состояние малых

городов в период перехода общества к рыночным отношениям. Целью такого анализа является выявление а) социальных возможностей для ориентирования как можно большего числа членов общества на культурный потенциал; б) скрытых возможностей в этнической культуре,способствующих процессам реформирования. Автор считает, что перспективы этих процессов связаны не только с классово-социальной структурой общества, но и типом поселения.

Малый город привлекает сегодня внимание исследователей и политиков по разным причинам, в том числе: а) возрастающего кризиса крупномасштабных форм во всех областях жизнедеятельности социума; б) достаточно характерного для малых городов России качества жизни, так как в этих городах и их ближайшем окружении проживают 45 млн. населения страны; в)отчетливого проявления внешне скрытых социальных процессов, происходящих в обществе, что позволяет "держать" их под контролем, избегая кризисных проявлений в крупных городах; г)благоприятных условий проведения реформ, чему способствовуют такие экономические факторы как низкие цены на землю, дешевая рабочая сила, льготная налоговая политика и т.п.; д) использование в качестве объектов для массового расселения и обустройства мигрантов из стран ближнего зарубежья; е) связующего звена между городской и сельской культурой.

Автор анализирует ряд мер, принимаемых Правительством РФ для решения целого ряда сложных социально-экономических задач ( сегодня подчас декларативных), относящихся к этому типу города. Так, Программа развития малых городов России в качестве решения проблем, предлагает реализовывать внутренний потенциал городов, но без учета и востребованности их культурного потенциала. Между тем российские города уже отмечены чертами нарастающей социокультурной энтропии, порожденной резкими изменениями

природных и исторических условий их существования что ведет к полной или частичной деградации локальной культуры . Подобная ситуация требует выделить из многообразия российских городов те, в которых пока сохраняется устойчивая социокультурная система - культурная среда.

Исходя из того, что совершенно разные города оказываются объединенными общими родовыми признаками, в развивающейся действительности понятие " малый город" можно рассматривать через категорию "общего". В этом случае она выделяет и фиксирует ряд формообразований, определяемых нами как категория "особенного": город-завод, город-спутник, город-новостройка, - научно-учебный центр, - станция, - порт, - курорт , -плантация, - религиозный центр, - музей, - сад (последние два - более метафора,чем реальность). Выделяя в категории "особенного" малый исторический город , автор рассматривает его характерные свойства, определяя сущностное - этнокультурную среду.

В качестве подтверждения уникальности этого феномена, автор опирается на выводы отечественных культурологов и, одновременно, констатирует, что в современных российских реформах последних лет, практически не уделяется внимание культуре города, как фактору глубоких социальных и экономических трансформаций. А между тем, ряд ученых (М. С. Каган, Э.А. Орлова, А.И.Ракитов) считают, что для понимания сложившегося положения дел ( имеется в виду общественный кризис ), экономические и социологические способы объяснения оказываются недостаточными, а поэтому их следует дополнить культурологическим подходом.

1 Флиер А.Я. Энтропия социальная // Культурология. XX век. Словарь,- СПб ;-1997 . -С. 565-567

Анализируя состояние малых городов России, дисссертант вскрывает характерные особенности и тенденции их развития, в частности стремление:

организоваться как система автономно действующих, самоопределяющихся субъектов, способных решать свои проблемы самостоятельно, через самоуправление;

мобилизовать внутренние резервы при проведении процессов реформирования , объединить совместные усилия ( Союз малых городов, Ассоциация " Регион" );

- осуществить социокультурную переориентацию по принципу диалога между столицей и провинцией;

- возродить интерес к собственной истории и культуре, воссоздать адаптационную сакраментальную культуру;

- активизировать пассионарную деятельность населения, способную сдерживать унифицирующее воздействие массово-техногенной культуры. Параграф второй - "Социально-генетический механизм регенерации и

трансляции этнокультурной среды малого исторического города".

Автор пытается вывести определение культурной среды, опираясь не только на анализ понятий уже имеющихся в отечественной философской и культуроведческой литературе( где доминирует видение культуры как духовного производства), но и на специфику метанаучной рефлексии. Она дает возможность подойти к пониманию Культурной среды с позиций многоракурсности, то есть изучению предмета извне ( через мегауровень), изнутри ( через микроуровень) и пограничной между ними позиции (макроуровень), а такжгег использовать в качестве дефиниенса определение культуры как феномена жизнедеятельности.

Опираясь на научную концепцию В. И.Вернадского о ноосфере, автор показывает как при взаимодействии этноса с окружающим миром - биосферным и космосферным- возникает пространственное поле, имеющее очерченные границы- среду. Пространственная отграниченная упорядоченность, разворачиваясь в диахроническом измерении, нарушается центробежностью энергетического поля, как вдоль горизонтальной, так и вертикальной осей. Энергетическое поле - деятельность человека ( предметная, духовная) папран лена на овладение доступной ему части пространства с целью его освоения. Оно воспроизводит способы действия с пространством-объектом, создавая объективированную природу: из естественной среды превращается в предмет культивирования. Взаимодействие полей - пространственного и энергетического -рождает информационное поле. Последнее в исследовании выступает как результат опыта человеческой жизнедеятельности и передача основных культурных ценностей от поколения к поколению. С помощью информационного поля, наполняемого во времени сначала эмпирическими, а затем научными знаниями,люди включаются в обширные культурно-коммуникативные процессы, расширяют пространственно-временные границы культурной среды, происходит обращение к культурным ценностям прошлого и настоящего.

На этапе взаимодействия полей закладываются основы этнокультурной среды поселения. Рефлексия взаимодействия через духовно-материальное,ценностное отношение к миру и оформляется как локальная этническая традиция. Традиция является своеобразной иммунной системой этноса. Через нее происходит существование и выживание этноса. Традиция проявляется в особенностях форм хозяйственной деятельности -орудиях труда,

жилище,одежды, пищи,утвари, системы обрядов,фольклоре,религии, языковом диалекте, выступая как субстанциональность (самоценность) этнокультурной среды.

В основе этнокультурной среды находится сакраментальный пласт. Он обращен к биосфере и через традицию выполняет адаптивную функцию. В культурной среде малого исторического города он и сегодня занимает важное место по причинам: а) самодостаточности, внутреннего самоуглубления , отграниченности;б) связанным с геополитическими особенностями региона, когда существует единый этнический диалект; в)сравнительно стабильной численности горожан нескольких поколений; г) устойчивых связей: внутренних - между горожанами, внешних - между горожанами и сельским окружением;д) чувствования природного окружения, земли.

Сакральный пласт культуры основан не только на родственных связях , а формируется при интенсивной социальной интеграции.Обращенный к космосфере,он эксплицирует Абсолют в обыденное сознание," становясь одним из наиболее могущественных средств социального контроля".1 В сакральный пласт этнокультуры, которая изначально развивалась в лоне славянского язычества, органично входит православное христианство. Последнее нельзя рассматривать как наднациональное. Его особенностью всегда была включенность в официальный культ языческих почвенных влияний, неотрывность от эмпирической жизни этноса. Христианство во многом повлияло на формирование культурной среды российского города, но не смогло уничтожить культуру исторической памяти этноса - преданий, идущих из глубины веков. Православный храм не только определил неповторимый облик

1 Малиновский Б. Культурология. Дайджест 1У.-М.:ИНИОН РАН „1997.С.18

русского города, но и менталыгосгь этноса ( по мнению E.H. Трубецкого, Н.А.Бердяева) нашла свое отражение в его архитектурном оформлении.

Именно поэтому особое место в древнем городе занимает архитектурно-исторический центр,освященный генетической памятью предков. Он чаще всего представляет разные исторические эпохи и включает в себя разнородные по времени и форме пространственные схемы, эманирующие особые исторические импульсы. Таким образом .мозаика сакрального и

сакраментального в культурной среде циркулирует, взаимоотталкивается, сплавляется в разнокачественные элементы, лежащие в основе этнической культуры, формируя ее оригинальность и самобытность.

Однако в культурной среде, благодаря деятельно-преобразовательной функции человека, формируется светский пласт, в который включены национальная и массово-техногенная культуры. Постепенно светский пласт вытесняет из актуальной культуры сакральный и сакраментальный пласты, а значит, посягает и на этническую самобытность. Поэтому в культурологии все отчетливее выявляется проблема экологической защиты культуры - сохранение ее почвы,человеческого измерения, ее природного и гуманитарного содержания, восстановление ее защитных функций.

Вместе с тем автор отмечает, что этническая культура не может оставаться статичной , неизменной на протяжении веков. Она адаптивно-адаптационно вписывается в социально-исторический процесс. Но при этом именно через этническую культуру ( сакральный и сакраментальный пласт ) происходит " фильтрация" информационных элементов. Исторически доказавшие свою необходимость, прошедшие социальный "контроль" элементы, становятся ценностями и через " механизм социального импринтинга" ( А.И. Ракитов) закрепляются в информационном поле

некультурной среды. Экологичность культуры не означает ее изоляцию от мирового информационного процесса. В конечном счете, состояние и уровень развития цивилизации и культуры определяется именно уровнем и объемом достигнутых социумом знаний и возможностей их распространения, усвоением, переработкой и продуцированием И этот процесс, неизбежно связанный с ростом самосознания этноса, нации, является необходимым условием для осмысления роли и места в современной цивилизации.

Нынешнее кризисное состояние этнической культуры, которая уже пережила в XYIII веке ( в результате реформ Петра I) опасность информационного проникновения в свои имманентные структуры - при которой " Россия стала нацией , но не включила в нацию народ " (В.Вейдле), определяется как массированное внедрение извне массово-техногенной культуры. Последнюю можно расценивать как информационную агрессию. Лишенная национальной окраски, она в ситуации дискредитированных духовных ценностей, снижает порог национальной чувствительности, оказывая воздействие на формирование личности по силе,равной национальной культуре.

Массовая культура,служащая в западном обществе механизмом снятия социального напряжения, в наших условиях оборачивается деформацией фонетической оболочки русского языка, внедрением чужеродных слов через средства mass-media; нарушением экологичности пространственного поля; навязыванием "стандартов жизни",носящих чаще всего умозрительный характер. В результате, лишенная этнических норм культура превращается в мощный фактор фрустрации народа, выступает как агрессивное выражение технократического рационализма, способного разрушить культурную среду - этот

феномен уже обозначен в культурологии как культурный шок.1 Вбирая в себя

множество случайных элементов, неспособных нести "полезную информацию" в культурный генофонд, массовая Культурч показывает свою историческую несостоятельность. Этническая культура, наоборот, воспроизводит из поколения в поколение необходимый набор элементов-ценностей, благодаря которым оформляется своеобразие не только этноса, а всей нации ( если иметь в виду , что российская нация рассматривается как полиэтническое образование ). Этнокультурная среда наполнялась в разные исторические периоды, оставлявшие материальные и духовные следы в ее структуре и, одновременно, формировалась как экологическая ниша культуры. Следовательно, этнокультурная среда обладает защитными свойствами от воздействия чужеродного потока и способна сохранить и возродить культуру этноса, а значит и национальное своеобразие России

Теоретическая реконструкция культурной среды представляет собой объект культурологического познания. Она есть не реальность, существующая " в себе и для себя", а субстанциональная определенность ( в единстве сакрального и сакраментального ), развертывающаяся в связке "пространство-время", эманирующая ( через энергетическое поле ) предметную определенность и систему отношений, обладающих ценностными качествами и свойствами (информационное поле), обусловленными местом и ролью данной субстанции

Автор определяет основные факторы , в которых возможно существование

историко-генетический, этно-социо-политический , пассионарно-экологический.

среды) в системе единого культурного пространства.

этнокультурной среды:естественно-географический,

гео-политический,

См. Ионин Л.Г. Социология культуры .- М ., 1996

Из анализа этнокультурной среды и ее структуры следует,что она способна:

- эволюцнонно ( адаптивно-адаптационно) трансформироваться к социальным условиям;

- активно противостоять массово-техногенной культуре, как своему антиподу:

действовать как стабилизирующий фактор, придавая реформационным процессам последовательность и устойчивость. Во второй главе " Этнокультурная среда малого исторического города и качество жизни" жизнедеятельность в культурной среде как одна из позиций качества жизни рассматривается на теоретическом и эмпирическом уровнях.

В первом параграфе "Культурная среда как качество жизни" анализируется категория " качества жизни".которая в реальности постижима на уровне демократии и социальной ориентированности общественного развития. Отсюда, необходимость усиления вмешательства государства в поисках источников улучшения качества жизни людей.

В современном наукознании ( на Западе - М.Вебер, Э.Дюркгейм, П.А.Сорокин, у нас - Э.А.Орлова, А.С.Панарин и другие ) возрастает значимость категории " качества жизни " -одной из возможных объективных оценок существования индивида в обществе. Дискуссионность вопроса (г.С.Батыгин.А.П.Бутенко, И.В.Бестужев-Лада, В И.Толстых ) не снижает его актуальности для всей системы деятельности государственных органов управления и муниципального самоуправления. Категория качество жизни, по мнению автора , имеет право на существование в нашем современном обществе, где большую роль в жизни народа снова начинает играть образование, здравоохранение, экологичность окружающей среды, традиционные религиозные,нравственные,эстетические ценности.

Если ранее отечественные исследователи отечественные исследователи обращались к понятию образа жизни, к изучению степени удовлетворенности городской средой, используя такие индикаторы как работа культпросветучреждений, наличие культурного потенциала и т.п. (В.Л.Глазычев, Ю.Дукельский, Т.Райтвийр и другие), то сегодня социоэкономическое реформирование - необходимое условие улучшения качества жизни людей. В современной России,когда культурная среда находится под угрозой уничтожения^ сам процесс ее возрождения детерминирован реформами, требуется введение параллельной стимумирующей тенденции, направленной на улучшение условий существования и качества жизни людей - измерение качества культурной среды. Автор считает, что качество жизни находится в прямой зависимости от качества культурной среды: углубляющиеся противоречия между личностью и обществом-одна из главных причин распада культурной среды, таящей в себе возможность нарастания социальной напряженности. И наоборот, предоставление возможностей улучшения качества жизни позволяет чувствовать себя комфортно в культурной среде различным категориям населения - коренным горожанам, маргиналам (неоурбанистам, мигрантам из стран СНГ ), этническим,социальным группам.

Малый исторический город,благодаря погруженности в этнокультурную среду, имеет значительные шансы продвинуться по пути реформационных преобразований При условии, что культурная среда с ее духовными ценностями принимается как показатель качества жизни, но включает в себя и такие социальные индикаторы.которые отражают уровень развития социума.

Дефицит методических разработок по качеству жизни населения, а также современное понимание роли государственного и муниципального управления в регулировании процессов повышения качества жизни населения, вызывают

определенные трудности в реализации новых подходов для решения этой проблемы Автор предлагает измерять качество жизни населения малых исторических городов с использованием таких индикаторов,которыми в реальности и потенциале обладает культурная среда данного типа поселения.Они же могут стать критериями оценки деятельности политики региональных органов управления.Таким образом,если культурную среду малого исторического города принять за одну из позиций качества жизни населения, то ее наполнение можетвключатьв себя две компоненты: природно-историческую и социально-личностную,то есть синтез традиционных ценностей и современный уровень социокультурных процессов. В природно-исторической компоненте индикаторами ваыступают погруженность в природу (близость реки,леса,обилие зеленой зоны в городе),; эстетичность среды ( историко-архитектурный центр, культовые и светские ансамбли,органическая вписанность в пространство разных исторических эпох); эколошчность среды (качество воды, земли, воздуха, сохранение и защита историко-культурных зон); информационное наполнение пространства (разнообразие памятников архитектуры,истории,археологии, наличие библиотек,музеев): этническая самоидентификация (исторический статус города,особенности языкового диалекта,местных традиций, праздников,обычаев,фольклора ). Социально-личностная компонента включает в себя самоуправление, муниципальную собственность, национальное образование, право собственности на землю, компьютерную оснащенность библиотек и музеев, право свободного выбора в сферах труда и досуга, обогащение свободного времени, творческую деятельность в сфере этнической культуры, семью и домашнее хозяйства, религиозную деятельность, здоровье и медицинское обслуживание. Автор подчеркивает, что предложенные индикаторы позволяют определить оценку

общей удовлетворенности качеством жизни через культурную среду малого исторического города, то есть лишь по о д и о м у показателю качества жизни и потому не могут претендовать на глубину отражения качества жизни по всем социоэкономическим и культурным показателям.

Во втором .параграфе "Адаптационный потенциал культурной среды в условиях реформирования малого города", автор, используя эмпирический материал,анализирует формы проявления национального характера - этнический стереотип. В основе его лежат сакральная и сакраментальная культуры,из которых формируется ментальность нации.Автор отмечает, что не все элементы этнической культуры способствуют реформационным процессам и , даже наоборот, выполняют функцию сдерживания. Важно определить те элементы-ценности,которые несут в себе генетический код этноса, поддерживать, сохранять и регенирировать их. Но одновременно выявлять такие элементы,которые утратив свою идентификацию с историческим прошлым,приобрели гипертрофированное влияние в обществе. Так, в исторически оправданной этнической самоидектификации,наряду с позитивными -языковым диалектом, обрядами,ритуалами,традициями, наличиствуют четкое разграничение понятий "свои-чужие",неуважение к конкретному человеку,но шриоритет социума ( ■ община,собор, коллектив,государство),неуважение к частной собственности (результат отчужденности от нее человека) и другие, В российской ментальности нашел свое отражение и православный сервилизм.

В древнем городе массовое возвращение в лоно церкви отразило социально-психологическое настроение общества. Однако, сегодня свободная религиозная деятельность представляется важным качеством жизни человека, частью его духовного комфорта.Автор согласен с тем , что " любая религия,пока она

существует , независимо от ее уровня, дает жизни видимый смысл, строит остов культуры и оберегает человеческие массы от скуки и отчаяния".1 Особой ценностью такого города являются традиции трудовой этики -терпение, трудолюбие, доброта, возвращению которых в определенной степени способствовало повышение уровня религиозности. Работа на земле для такого типа города всегда была связана с жизненным смыслом. Земля,которая кормит, до сих пор остается основной материальной ценностью, а значит качеством жизни в такой среде является право собственности на землю .Гарантия осуществления этого права- в праве собственности самого города, то есть муниципальной собственности- источнике доходов, от которых зависит и качество жизни горожан и качество сохранения культурной среды.

Автор отмечает тенденцию увеличения интеллектуального потенциала города ( миграция из стран СНГ, молодые специалисты, возвращающиеся домой), которая вызвала потребность к доступу, во-первых, высокого уровня образованию; во-вторых, современным информационным технологиям, носителями которых здесь должны стать библиотеки и музеи.

Древний город может использовать культурную среду для повседневного комфортного существования в ней через создание необходимых условий и возможностей для раскрытия личной инициативы горожан в социально-экономической и культурной сферах,а вместе с ними и осуществление свободы выбора.В работе исследуются возможности выбора в сферах труда и досуга,

предоставляемые историческим городом: их несравнимо больше в креативной культурной деятельности и недостаточно в сфере производства и обучения.

1 Элиот Т.С. Заметки к определению понятия культуры./ Культурология. XX век. Дайджест IV ,-М.: ИНИОН РАН.,1997-С.?1

Отмечая резко обострившееся социальное расслоение по неравенству в доходах, автор выделяет и характеризует категории горожан в их отношении к экономике города, культуре, нормам жизни, оценивая перспективность и степень их включенности в процессы реформирования.

Опираясь на местные статистические данные, диссертант показывает демографические процессы в таком городе: стабильная численность населения в последние годы достигается только за счет оседающих здесь мигрантов.Число молодежи неизменно сокращается,город стареет. Но семья. - традиционное качество жизни остается, выступая как многовековая ценность.В ней сосредоточена культура воспитания,обычаи, нравы, хозяйственный уклад, семейные предания, ориентация на народную культуру. Сегодня семью характеризует:малодетность, тяга к образованию, народной культуре,творчеству; стремление к реализации высоких жизненных запросов ( в бытовом плане);привязанность к земле; традиционность форм общения,

Отечественные исследователи ( Э.А. Орлова, А.С.Панарин, Ю.А.Васильев, В.Заславский и другие), сравнивая западную модернизацию с нашими реформационными преобразованиями, подчеркивают, на наш взгляд, важную мысль о том, что за рыночным ренессансом стоит колоссальное развитие нерыночной сферы - системы социальной защиты,дравоохранения, культуры, образования,домашнего труда по воспитанию себя и своих детей .Поэтому, культурная среда как качество жизни, ведет к накоплению "человеческого капитала"- духовного,интеллектуального.Через органику культуры, ее способность к самодвижению и самоорганизации возможно чувство личной автономии,ценностной индивидуальной инициативы.

Автор исследует социальные индикаторы, связанные с накоплением "человеческого капитала": образование,здравоохранение, эстетизацию и экологию среды,свободное время в рамках жизнедеятельности малого города. Исходя из анализа эмпирического материала, автором делается вывод о возрождении элементов этнической культуры, с одной стороны, и постепенное вхождение в повседневную жизнь людей осознания необходимости стремления к качеству жизни, достойной человека, с другой. Те основные элементы в этнокультуре, сохраненные культурной средой российского города - этническая самоидентификация, особые нравственные нормы, пассионарная культурная деятельность, семья, религия - способны "удержать" , "скрепить", разрушающиеся повсеместно в России, культурные ценности народа, придать ему уверенности в собственных силах.

Сегодня качество жизни в России не может соответствовать стандартам западного мира. Следовательно, для удовлетворения основных материальных и духовных потребностей людей необходимо использовать собственные наличные ресурсы,какими располагает российское общество , в частности, культурную среду малого исторического города - социокультурного фактора, способствующего адаптационным процессам в сложных условиях реформирования страны.

В заключении диссертации подводятся итоги, делаются

выводы,формулируются и обосновываются результаты исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1.Город и его культурная среда. // Социокультурное пространство : структура и процессы. М.:Изд-во РАНС .-1996 , 0,4 п.л.

2.Этно-национальная культура малого города в контексте российского возрождения.// Культура региона: Состояние,Проблемы, Перспективы. М.:ИПРИКиТ МК РФ.-1997, 0,3 пл.

3.Проблема сохранения культурного своеобразия малых исторических городов России.-//Вторые культурологические чтения М.: Изд-во МГУ.- 1997 - 0,15 п.л.

4.Культурная среда города: внутренние и внешние связи.// Духовно-культурные процессы в современной России. М.: Изд-во РАГС .-1998 -0,35 п.л.

/И^