автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Культурная жизнь немецкого населения Казахстана (1955-1985 гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурная жизнь немецкого населения Казахстана (1955-1985 гг.)"
АКАДЕМИЯ НАУК КАЗАХСКОЙ ССР
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ им. Ч. Ч. ВАЛИХАНОВА
На правах рукописи РИС Луиза Эвальдовна
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ НЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА (1955—1985 гг.)
Специальность 07.00.02 — История СССР
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Алма-Ата — 1991
Работа выполнена з отделе истории культуры Казахстана Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валн-ханява АН Казахской ССР.
Научный руководитель—академик ЛН Казахской ССР, доктор исторических наук, профессор Сулейменов Р. Б.
Официальные ояпоиемггы1: 'доктор исторических наук, профессор Базанова Ф. И. кандидат исторических наук, доцент Эрлих К.
Ведущая органюаодя — Казахский Государственный педагогический университет имени Абая, кафедра истории СССР.
'Защита состоится «__»_ 1901 г. на заседании!
специализированного совета Д 003.09.01 ни защите диссертации на созгскшмо учетной стспсиП' доктора исторических наук по специальности 07.00.<02 — История СССР при; Институте историев, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова АН КааССР (4801Ш, г. Алма-Ата, ул. Шевченко, 28).
С диссертацией .можно ознакомиться в библиотеке Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валмхадава АН КазССР.
Автореферат разослан «__»_ 19&1 г.
Ученый секретарь
следиалвзировэнного совета,,
кандидат исторических наук 10. И. Романов
АКАДЕМИЯ НАУК КАЗАХСКОЙ ССР
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. Ч.Ч.ВАЛИХШОВА
На правах рукописи
РИС Луиза Эвалвдовна
КУЛЬТЛНАЯ ЖИЗНЬ НЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА (1955-1985 гг.)
Специальность 07.00.02 - История СССР
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических.наук
Алма-Ата - 1991
ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. По мере изучения и проникновения в глубины проблем национального вопроса становится понятным, что он теснейшим образом связан, переплетается с экономическими,' социальными, государственно-правовыми, культурными и иными факторами, Перестроечные процессы в политической, экономической, социальных сферах, затронув сферу национальных и межнациональных отношений, выдвинули на первый план задачу: "добиться того, чтобы человек любой национальности был на деле полноправным в любом районе страны, чтобы он везде мог реализовать овои права и законные интересы"1. С расширением демократизации и самоуправления усиливается и приоритетное значение развития и укрепления связей исторической науки с общественной практикой в сфере национальных и межнациональных отношений, необходимость осмысления исторического опыта осуществления по-истине демократических принципов решения национального вопроса в стране. Имевшие место в истории СССР репрессии, дискриминационное отношение к социально-экономическому, культурному развитию национальных меньшинств нанесли огромный урон формированию и упрочению дружбы и братства народов нашей страны. Утверждение ленинских принципов об устранении всякого национального гнета, о внимательном отношении к нуждам малых народов нашло сегодня свое отражение в принятом Законе СССР "О свободном развитии граждан, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР'*\
Среди неотложных, волнующих общественное мнение проблем
1 0 ходе реализации решений ЗСХУП съезда КПСС и задачах по углублению перестройки. Доклад на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 28 июня 1988 г.//Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. М., 1988. С.61.
2 Правда. - 1989. - 6 сентября.
межнациональных отношений - вопрос о восстановлении прав репрессированных народов. Декларация Верховного Совета СССР о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их црав^ обязывает сегодня общество приступить незамедлительно к решению социально-политических, социально-экономических,культурно-идеологических вопросов, оставшихся в наследство от прошлого. Не имея никаких форм национального самоуправления, целые народы и развитие их культуры стали зависимыми от доброй воли и компетентности соответствующих республиканских органов управления. Именно неудовлетворенность решением национальных проблем вынуждает лвдей сниматься с мест, ставших им уже близкими, родными и покидать страну. Растет и эмиграция немцев: 50 тысяч уехавших в 1988 году, около 105 тысяч - в 1989, около 150 тысяч - в минувшем. По прогнозам социологов, в ближайшие годы эта
р
цифра может достичь в суше I миллиона .
В свете сказанного, изучение истории отдельных народов, исторического прошлого развития наций и народностей СССР необходимо при выработке правильной стратегии и тактики в национальной политике, для определения путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях, а также при составлении программ социальнсмсультурного возрождения и развития отдельных народов.
Немш явились самой крупной национальной группой в СССР из всех подвергнутых насильственному переселению. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года в СССР проживало I9362I4
немцев, что составляет 2,35? их общего числа в мире и немногим
1 Правда. - 1989. - 24 ноября.
2 Эхо планеты. - 1990. - № 8. -С.26:, Гук С. Эмиграция? Эвакуа-'1 ция? Бегство?//Известия. - 1990. - 14 ноября.
более 0,7% населения страны, среди ее народов они занимают по численности четырнадцатое место-*-.
Основная масса граждан немецкой национальности проживает
в Казахской ССР - около 50% немецкого населения страны,956235
о
человек . По переписи 1979 года немцы являются третьим по численности этносом Казахстана и расселены практически во всех областях республики. Регионами наиболее компактного проживания немцев являются Карагандинская, Целиноградская, Кустанайская, Павлодарская, Кокчетавская, Алма-Атинская, Семипалатинская области, где немцы составляют от 6,5 до 12% населения областей"^. Основная их масса прибыла в Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Согласно переписям 1939 и 1959 годов, немецкое население республики увеличилось более чем в 7 раз: с 92 тысяч в 1939 до 660 тысяч в 1959 гг.^ Ланные последующих переписей населения свидетельствуют о стабильном росте немецкого населения республики. В тесном содружестве с братскими народами Казахстана немцы принимали активное участие в развитии народного хозяйства, в культурной и общественно-политической жизни республики. Вместе с тем они стремятся сохранить и развивать национальную самобытную культуру, родной язык. В национальных чувствах, стремлении народов к национальному самоутверждению В.И.Ленин видел огромную силу, способствующую революционному преобразованию общества. Это обстоятельство предполагает взвешенней научный анализ усилившегося процесса роста национального самосознания, дающий возможность соединения национальных процессов с общими проблемами перестройки.
1 Население СССР. М., 1980. С.24.
2 См.: Материалы участнику ХУЛ Пленума ЦК Компартии Казахстана. Алма-Ата, 1989. С.6; Казахстанская правда.-19В9. - 18 ишя.
3 Казахстан в цифрах.Алма-Ата, 1986. С,6
4 ЦП. КазССР. Ф.689.0П.14.Д.44.Л.68.
Изучение культурной жизни советских немцев Казахстана представляет интерес как в плане анализа достижений, так и нерешенных проблем в области культуры, образования, развития и сохранения языка, осмысления ошибок в национальной политике прошедших десятилетий по отношению к отдельным народам страны в годы войны и послевоенный период истории.
Степень изученности. Из всего объема научной литературы по национальной проблематике следует выделить темы, которые в силу налсвенного сталинским режимом запрета, сохранившегося в той или иной степени и в период административно-бюрократической системы управления общественной жизнью, не нашли должного освещения в советской историографии. К ним в первую очередь следует отнести различные сюжеты истории репрессированных народов. Следует признать, что обществоведы недостаточно занимались исследованием межнациональных отношений, историей национальных меньшинств и национальных групп, проживающих в республиках. На протяжении многих лет приоритетными были теш по освещению истории той нации, которая дала имя республике-1-. Наиболее встречающейся в научных трудах обществоведов стала формула об однотипности, социальной однородности населения, при этом раскрывалась- эта формула на общих статистических данных, далеко не полностью показывающих социальные изменения в каждой из наций и народаостей,населяющих шогшациональные республики. На практике это вело к игнорированию национально~культурных запросов малых народов, к обострению межнациональных отношений.
- В конце 70-х - 80~е годы отдельные научные центры страны
I См.: Национальные отношения в СССР в трудах ученых союзных республик* - М., 1986; Сулейменов Р.Б. Отечественное Востоковедение и изучение истории и культуры народов Казахстана//Со~ ветская культура 70 лет развития. М., 1987. С. 330-335.
(Казань, Новосибирск, Томск, Ленинград) вновь активизировали исследовательскую деятельность в области уже казалось, забытой проблемы осуществления ленинской национальной политики среди национальных меньшинств. Это диссертационные работы и научные статьи - Арбузовой Л.А., Шррифулкна И.Б., Балтабаевой К.Н., Демидова В.В., Колоткина М.Н. и др. В диссертационных работах Арбузовой Л.А., Гаррифулина И.Б. рассматривается идейно-политическая и культурно-массовая деятельность Коммунистической партии среди национальных меньшинств города Ленинграда и Уральской области. Напряженная работа советских и партийных органов Сибири в 20-30-е годы среди "западных" (белоруссы,эстонцы,немцы,латыши, венгры) и "восточных" (татары,казахи,корейцы,китайцы) национальных меньшинств в области хозяйственного,советского, партийного, культурного строительства исследована новосибирскими учеными Демидовым В.В., Колоткиным М.Н., Балтабаевой К.Н. Такое изучение опыта осуществления национальной политики партии и возвращение его позитивных достижений в современную практику очень важно, на наш взгляд, в условиях обострения межнациональных отношений в стране.
Анализ работ по истории советских немцев свидетельствует о том, что историография данной проблемы также не является исключением. В середине 30-х годов основные исследовательские работы по истории советских немцев практически завершились. Среди работ, написанных в 20, 30-е годы специально по истории немецких поселений и государственных образований, затрагивающие социально-культурное развитие народа, можно отметить работы Э.Госса "Автономная Социалистическая Республика немцев Поволжья" и Гульчака М. "Немецкая деревня как она есть", Жирмунского В.М. "Итоги и задачи диалектологического и этнографического изучения
немедких поселений". В послевоенный период длительное время изучение истории и культуры советских немцев не было желательным. Лишь в 70-80-е годы филологами, журналистами и искусствоведами были написаны статьи, очерки, обзоры, диссертационные работы по отдельным вопросам развития языка, советско-немецкой литературы, музыкального и песенного фольклора народа-1-. В большей степени излагадио* ими лишь позитивные моменты в культурном развитии народа и зашлчивались острые, нерешенные проблемы в этой области.
С середины 80-х годов в периодических изданиях появляются первые публицистические и научные статьи, касающиеся различных проблем истории и культуры немцев СССР2.
Определенный вклад в постановку вопроса исследования послевоенной истории ооветских немцев внесла научно-практическая конференция? "Советские немцы: история и современность", состоявшаяся в ноябре 1989 года в г.Москве, результатом которой явилось опубликование материалов конференции, статей, выступлений участников ДО вопросам социально-политической жизни советских немцев. В послевоенный и современный период, вопросам восстановления их национальной государственности, возрождения национальной культуры3.
J См.; Вингольц И.Д. Фольклорная группа в локальной традиции (На примере немецкой песенной культуры села Кирово Карагандинской области) .Автореф.дис. .. .канд.искусствовед.наук.JI. ,1986; Репина Э.Б. Проблемы развития и современного состояния немецкой советской литературы (I9I7-I980 гг.) Автореф.дис, ...канд. фц^О^ОГ,наук.М.,1983; Klein V.Unversiegbarer Born.Alma-Ate., 1974.
2 См.: Ауман В..Чернышев В. Советские немцы перед войной и се-годня//Правда.-1988.-5 ноября; Вормсбехер Г. Немцы в СССР// Знамя,-1988,- № II; Четко C.B. Время стирать "белые пятна"// Советская этногдафия.-1986.- Л 6; Явлинский И. Епископ для русских неадев./Домсомольская правда.-1989,-3 февраля и др.
3 Советские немцы: история и современность. (Материалы научно-практической конференции), Москва, 15-16 ноября 1989. М.,
Останавливаясь на казахстанской историографии, оовещении истории и культуры народов, населяющих республику, следует отметить, что проблемы национальных меньшинств не могут рассматриваться вне связи с историей и развитием культуры республики. Ведь наряду с ростом общеобразовательного и культурного уровня всего населения республики, произошли большие изменения и в развитии национальных культур ее отдельных народов. В рассматриваемый период получили свое второе рождение художественные литературы корейского, немецкого народов, создано издательское дело на языках малых народов, образованы национальные эстрадные и театральные коллективы и т.д.
Однако, если успехи культурного строительства в республике получили широкое отражение в работах казахстанских историков, * то проблемы, связанные с проявлением негативных явлений в области национальных и межнациональных отношений, анализ спада в развитии культуры и науки Казахстана в 60-70-е годы привлекали внимание немногих обществоведов. Исследования по данным на-
2
правлениям возобновились только с середины 80-х годов . При ин-института философии и права АН КазССР был образован Центр по изучению национальных и межнациональных отношений, сотрудниками
1 См.: Канапин А.К. Культурное строительство в Казахстане.Алма-Ата, 1964; Канапин А.К. ,Яндаров А.Д. Е&сцвет культуры казахского народа. Алма-Ата, 1977; Сулейменов Р.Б..Бисенов Х.И. Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов. Алма-Ата, 1967; Сулейменов Р.Б. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане. Алма-Ата, 1972 и др.
2 См.: Ленинские принципы национальной политики КПСС и актуальные задачи интернационального воспитания, Алш-Ата, 1987: Воспитание культуры межнациональных отношений. Алма-Ата,1988. Совершенствование национальных отношений и интернациональное воспитание трудящихся: вопросы теории и практики. Алма-Ата,
отдела изучения проблем национальных диаспор выпущен в издательстве "Наука" в 1990 г, 'научно-аналитический обзор "Социально-культурное развитие немцев Казахстана", содержащий краткие сведения из истории первых,немедких поселений на территории Казахстана, истории переселения основной массы немецкого населения в Года войны и первые послевоенные годы, а также сведения по проблемам социально-культурного развития народа на современном этапе. Данная работа является первой попыткой изложения истории советских немцев Казахстана в реальном свете событий и фактов послевоенного развития» Сделаны первые шаги в анализе и освещении развития Казахстанского отряда советско-немецких литераторов, композиторов, искусствоведов-1-.
Проблемы национальных и межнациональных отношений, истории отдельных народов страны находятся постоянно в поле зрения зарубежных последователе^ и теоретиков. К вопросам развития и функционирования языка, состояния и развития культуры советских немцев обращены работы германских ученых: Пинкуса Б., Фляйшгауер
о
И., Айсфельда А., Хилькенса П , основанные, как правило, на ре-Вультатах социологических опросов бывших советских граждан немецкой национальности проживающих в Германии.
Анализ работ по проблемам истории и культуры советских немцев, в том числе и проживающих на территории Казахской ССР, позволяет сделать вывод о том, что история народа и отдельные проблемы его социально-культурного развития в послевоенный период не
I См.: Рис Л.Э. Культурная жизнь немецкого населения Казахстана. Изученность проблемы.Сборник статей аспирантов.Выпуск П.Алма-4та, 1990. С.142-148.
2. Pinkua В. , Fleischhauer J. Die Deutschen in der Sowjetunion. Geschichte der Nationallminderheiten in 20. Jahrhundert.Baden-Baden. <-1987} Hilkes P. Deutsche in der Sowjetunion:Sprachkompetenz und Sprachverhalten,5.134-152.//Muttersprache. -N 2. 1989.Wiesbaden.
нашли должного освещения в советской историографии. Опубликованные работы не рассматривают всего комплекса проблем, касающихся культурной жизни немецкого населения страны, отдельных республик, в том числе и Казахстана. Такие важные вопросы как культурно-массовая работа среди немецкого населения, развитие музыкального, изобразительного, театрального искусства, развитие массовой информации на родном языке и их роль в сохранении национальной культуры, процессы взаимовлияния и взаимообогащения культур братских народов и культуры советско-немецкого народа оказались мало или вообще не исследованными в исторической науке. Учитывая научную значимость и актуальность темы? мы сочли необходимым специально остановиться на исследовании культурной жизни немецкого населения Казахстана.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является изучение и анализ основных проблем культурной жизни немецкого населения республики за период с 1955 по 1985 годы. В соответствии с чем определены следующие задачи:
- изучить вопросы подготовки специалистов и повышения образовательного 'уровня немецкого населения Казахстана;
- проанализировать проблемы, связанные с изучением в республике немецкого языка как родного;
- раскрыть основные формы культурно-массовой работы;
. '• - исследовать особенности, успехи и трудности на пути возрождения и развития национальной художественной культуры;
- рассмотреть характер взаимовлияния и взаимообогащения национальной культуры с культурами братских народов республики;
Научная значимость исследования. В диссертации предпринята попытка комплексно подойти к исследованию культурной жизни советских немцев, проживающих в Казахстане. Показана деятельность
учреждений культуры, проанализированы проблемы народного обра-зованда, состояния и развития духовной культуры советских немцев, Автором обосновывается, что отход от ленинских принципов национальной политики в 30-40-е годы нанесли непоправимый урон развитшр национальной культуры немцев. Без учета последствий разрыва преемственности в сфере культуры невозможно понять причины сусщь замедленных темпов возрождения элементов духовной культуры и выработать эффективные меры, направленные на их сохранение и развитие,
Объект исследования и хронологические рамки. Объектом исследования является немецкое население республики, насильственно переселенное на территорию Казахстана в годы Великой Отечественной эойны ц переселившиеся с территории Сибири в первые послевоенные годы, а также немцы, чьи предки жили в отдельных районах республику еще в прошлом столетии.
Хронологические рамки исследования (1955-1985 гг.) определены тридцатилетним периодом развития истории нашей страны и республики, Начало исследования избрано не случайно, так как именно в 1955 году с немцев было снято позорное клеймо спецпереселенца, что знаменовало собой возвращение к полноценной жизни более чем миллионного населения страны. Именно вторая половина 50-х годов явилась началом возрождения духовной культуры народа, когда принимаются меры по сохранению и развитию языка, рациональной литературы, развитию издательского дела и средств массовой информации на немецком языке. Рамки исследования охватывают и период проявления застойных явлений в сфере общественного развития, в сфере национальных и межнациональных отношений, сказавшиеся на процессах развития национальных культур народов
республики, в том числе и немецкого народа. Конечная дата ис-' следования - время начала перестроечных процессов и демократических преобразований общественной жизни нашей страны, поставившее перед обществоведами задачи коренного пересмотра и переосмысления пройденного исторического периода времени,
Теоретико-методологическсй основой исследования послужили произведения классиков марксизма-ленинизма о материалистическом понимании истории и необходимости конкретно исторического подхода к ней, также разработанные В.И,Лениным программные положения по национальному вопросу.
' Большое значение для исследования темы имеют документы партии и правительства, касающиеся вопросов осуществления и восстановления ленинских норм и принципов национальной политики и обеспечивающие создание на демократической основе условий для свободного развития всех народов и интернационалистических процессов взаимодействия культур в масштабе страны.
Источниковая база исследования включает в себя комплекс архивных, статистических материалов и материалов периодической печати. Источниковой базой исследования послужили материалы государственных архивов Казахской ССР. Автором изучено 14 фондов. Большой фактический материал извлечен из фондов Центрального государственного архива (ЦГА) КазССР, в частности, Министерства культуры и Министерства Просвещения КазССР, фондов Республиканского научно-методического кабинета культпросветрабо-ты, Комитета по делам культпросветучреждений при Совете Министров КазССР, фондов правлений Союзов писателей, художников,композиторов, журналистов Казахстана, Материалы по работе редакции вещания на немецком языке были извлечены из фонда Государствен-
ного Комитета по радиовещанию и телевидению Совета Министров КазССР. Сведения о развитии издательского дела на немецком языке были взяты из фонда издательства "Казахстан".
Автором исследованы фонды госархивов Карагандинской и Павлодарской областей.
Статистический материал собран в архиве ЦСУ Казахской ССР, взят из специальных фондов статистических сборников по итогам Всесоюзных переписей населения 1959, 1970, 1979 годов, содержащих информационно-справочный материал об уровне образования, количестве специалистов и т.д.
Значительный фактический материал, связанный с культурной жизнгью немецкого населения, был почерпнут из периодических изданий центральных и республиканских газет и журналов. Автором изучены периодические издания 20 наименований на русском и немецком языках, в том числе газеты - "Нойес Лебен" ("Новая жизнь"), "Фройндшафт" ("Дружба"), альманах - "Хайматлихе вай-тен" ("Родные просторы"), журналы - "Советунион хойте" ("Советский Союз сегодня"), "Советфрау" ("Советская женщина"), "Мут-тершпрахе" ("Родной язык").
Следует отметить, что при поиске и отборе материала автор испытывал трудности, так как по многим сюжетам культуры и образования данные по немцам носят отрывочный характер и автору приходилось сопоставлять различные источники, статистические материалы, с тем, чтобы усилить репрезентативность информации.
Научно-практическая значимость работы. Диссертация является составной частью плановой темы отдела изучения проблем национальных диаспор Центра по изучению национальных и межнациональных отношений Института философии АН КазССР. Результаты ис-
следования могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории осуществления национальной политики по отношению к национальным группам Казахстана, по истории советских немцев, при разработке спецкурса по истории и культуре советских немцев для студентов вузсв республики, в работе средств массовой информации .
Апробация работы. Отдельные вопросы исследования излагались на Всесоюзной научно-практической конференции "Советские пещи: история и современность" (г.Москва, ноябрь 1989 г.). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите отделом истории культуры Казахстана Института истории, археологии и этнографии имени Ч.Ч.Валиханова АН КазССР.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Во введении обосновывается актуальность и научная значимость диссертации, излагается историография проблемы, позволяющая судить о степени изученности теш, дана характеристика источников и теоретико-методологической основы работы, определены хронологические рамки, цель и задачи исследования.
В первой главе - "Народное образование и основные направления культурно-массовой работы" рассматриваются вопросы повышения образовательного уровня немецкого населения, проблемы, связанные с изучением немецкого языка как родного, характеризуются основные формы культурно-массовой работы домов культуры, сельских клубов, автоклубов и библиотек, а также средств массовой информации на родном языке.
В 1955-1985 гг. произошли изменения в политическом положении советских немцев, В декабре 1955 года Президиум Верховного Совета CCGP принял решение о снятии с учета немцев-спецпереселенцев и освобождении их из-под административного надзора без права возвращения в места, откуда они были высланы1. Указом Верховного Совета СССР 1964 г,2 советские немцы были реабелитерованы, с них были сняты все несправедливые обвинения, а в нача-
о
ле 70-х годов им было разрешено возвращаться в родные места . Эти решения вернули к полноценной жизни немецкое население страны, повлекли за собой изменения и в области культурной жизни народа.
С середины 50-х годов правительство Казахской ССР принимает меры к устранению недостатков в обучении детей спецпереселенцев в школах и интернатах республики. Эти меры касались и изменений в области высшего и среднего специального образования, а именно: руководители педагогических учебных заведений обязывались осуществлять прием абитуриентов из числа детей спецпереселенцев, окончивших средние школы на общих основаниях, без каких-либо ограничений, Это давало возможность немецкой молодежи наряду с представителями других народов получать педагогическое образование в учебных заведениях республики4. Однако, речь шла лишь о получении педагогического образования. Доступ в другие высшие заведения стал возможным только в середине 60-х гг. , родители-
1 Социально-культурное развитие немцев Казахстана. Алма>4та, 1990. С.24.
2 Ведомости Верховного Совета CCCP.I964. - 1 52. - С.591.
3 Чешко C.B. Время стирать "белые пятна"//Советская этнография. — 1988. « К 6. » С.13.
4 ЦШ КазССР.Ф.1692.0|п.1.Д.2612.М,50, ,84-8?.0п.2.Д.187.Л.2. Д.188.Д.189.Л.2,
5 См.: Нойес Лебен. - 1988. - 3 февраля.
немцы в выборе профессий предпочтение отдавали получению рабочих профессий для своих детей. При рассмотрении статистических данных (по итогам Всесоюзных переписей населения 1970, 1979гг.) подтверждается вывод о том, что репрессии и затянувшаяся реабилитация отрицательно сказались на уровне образованности немецкого населения. И хотя количество лиц с высшим образованием с 1970 по 1979 г. среди немецкого населения увеличилось в 2 раза, а со средним специальным образованием - в 3 раза, уровень образования советских немцев значительно отставал от уровня образования представителей других народов республики. Он был в 2,5-3 раза ниже показателей уровня образованности всего населения республики^.
Со второй половины 50-х годов предпринимались также меры к восстановлению преподавания на национальных языках в школах. В феврале 1957 г. вышли постановления Совета Министров Казахской ССР об обязательном изучении родного языка учащимися казахами в школах, где преподавание ведется на русском языке и о введении преподавания родного языка для детей немецкой национальности. В местах компактного проживания немецкого населения
начали создаваться группы по изучению родного языка в объеме
р
расширенной программы со второго класса ,
Министерством просвещения КазССР в 60-70-е годы неоднократно принимались меры по улучшению преподавания немецкого языка как родного, которые способствовали и количественному росту групп и некоторому улучшению обеспеченности школ учебной, 'учебно-методической и художественной литературой на немецком языке.
1 Рассчитано по: Архив ЦСУ КазССР.Итоги Всесоюзной переписи населения СССР.Ч.1Г.Распределение населения отдельных национальностей СССР по полу,возрасту,состоянию в браке и уровню обра-зования.Книга 2.Табл.24. Уровень образования населения отдельных национальностей по Казахской ССР в 1970-1979 гг, С.74.
2 ЦГА КазССР.Ф.1692.0п.1.Д.2874.Л.24.Д.3034.Л.69.Д.3036.Л.П9.
Однако нехватка педагогических кадров, носившая хронический характер, сводила все усилия к нулю. Успехи в изучении родного языка были налицо лишь там, где к данному вопросу относились не формально, а со всей серьезностью, где были квалифицированные педагоги^ присутствовал контроль и требовательность со стороны местных органов народного образования^.
Отрицательную роль? на наш взгляд, сыграл и тот факт, что изучение родного языка рассматривалось лишь как проблема общеобразовательных школ и совсем не предполагало возможности первоначального его освоения в дошкольных учреждениях, не предусматривались перспективы развития и применения языка в средаеспе-циальных и высших учебных заведениях. Осуществляемые меры были сами по себе уже положительными моментами в вопросе сохранения языка. Непродуманность всех вопросов проблемы, а порой односторонний подход и формализм, разрушало позитивное начало и привело к падению заинтересованности в изучении языка молодым поколением.
В рассматриваемый период культурно-просветительные учреждения республики посредством различных форм пропаганды и агитации осуществляли культурное, политическое, атеистическое образование и воспитание трудящихся. Общедоступность сети учреждений культуры давала в равной степени возможность принимать участие в проводимых культурно-просветительных мероприятиях всем народам республики, без каких-чиибо ограничений. Трудящиеся немецкой национальности так же активно участвовали в развитии художественной самодеятельности, в работе и учебе университетов и школ культу-
I Рис Л.Э. К вопросу об изучении немецкого языка как родного (на материалах Казахской ССР)//Советские немцы: история и современность. М.,1990. С.310-316.
ры, были охвачены лекционной пропагандой, принимали участие во всех мероприятиях, проводимых в Домах культуры, клубах, библиотеках республики. Часто немцы - передовики производства были в центре проводимых торжеств, вечеров чествования достижений тружеников городов и сел республики-'-. Вместе с тем следует отметить, что имели место и негативные моменты в осуществлении культурно-массовой работы среди трудящихся отдельных национальностей. Нарушался один из основных принципов работы культурно-просветительных учреждений - принцип дифференцированного подхода к различным категориям населения в зависимости от национальных особенностей. Теоретические установки на форсированное сближение наций приводили к тому, что работа проводилась в основном на русском, реже казахском языках и эпизодически на языках представителей других народов. Естественно, что такое положение отражалось и на развитии национального самодеятельного творчества, и на эффективности лекционной, атеистической пропаганды, а в конечном итоге не способствовало удовлетворению культурных запросов трудящих-ся2.
Печать, радио и телевидение Казахстана оказали большую помощь в организации и налаживании работы редакций немецкой газе-
я
ты, радиовещания, немецкой студии телевидения . Располагая многомиллионной аудиторией, они являлись массовыми пропагандистами языка и достижений во всех областях знаний и культуры,знакомили немцев с трудовыми успехами других народов Казахстана.
1 ЦШ КазССР. Ф.1890.0п.1.Д.10.ЛЯ.10-509.Д. 106.Л.6—7.Д.14П.Л. 56-70.Д.1610.ЛЛ.11—15,Д.2566.Л.18.Ф.1489.0п.19.Д,24.Л.102-105. Д.125.Л.5 и др.
2 ЦШ КазССР.Ф.1498.Оп.19.Д.92.ЛЛ.142-145.Ф.1890.0П.1.Д.2803. Л. 18.Л.46.Д.2270.Л.29-30.Д.2821.ЛЛ.122-138.
3 ЦГА КазССР.Ф.1489.0п.19.Д.2.Л.187.Д.183.ЛЛ.38-39,: Карагандинский областной архив. Ф.626. 0п.1.Д.208.Л.14-15.Д.221.Л.34.
Д.ЗЗО.Л.З.
В конце 50-х начале 60-х годов немецкое радио Алма-Аты било единственной возможностью широкого общения советских немецких писателей и композиторов с населением республики. С первых шагов существования немецкое радио (июнь 1958 г.), а затем и газета "Фройндшафт" (январь 1966 г.) стали не только активными пропагандистами творчества немецких писателей, но и организационными центрами, центрами консолидации их творческих сил. Они сыграли большую роль в деле воссоздания художественной литературы, а посредством организации и трансляции музыкальных передач с использованием концертов национальных самодеятельных коллективов способствовали развитию музыкальной культуры народа.
Большие изменения произошли в рассматриваемый период в расписании радио, телевидения, значительно вырос тираж газеты, возросла популярность средств массовой информации на родном языке среда немецкого населения республики. Но не все в деятельности средств массовой информации, а также в организации их работы может Сыть оценено как положительное. Необеспеченность редакций газеты, радио и телевидения в должной мере квалифицированными специалистами сказались на техническом и профессиональном уровне их работы. Кроме того, не могло в полной мере удовлетворить
запросы трудящихся время и продолжительность вещания радио и I
телепередач .
Таким образом, в 1955-1985 гг. произошел определенный рост образовательного уровня немцев Казахстана, принимались меры по сохранению и развитию родного языка, но в этих вопросах и в вопросах осуществления культурно-массовой работы учреждениями
культуры и средствами массовой информации были проблемы, нере-
ГЦИГКазССР.ФЛ489.0пЛ9.Д.263.Л.38.: Карагандинский областной ( архив.Ф.626.0пЛ.Д.236.Л.З.; Нойас Лебен.-1988.-й 35.~C.I4.;
Фройндшафт.-1989. - 6 мая.
шенные задачи, многие из которых остаются и сегодня.
Во второй главе "Развитие духовной культуры" исследуются проблемы истории возрождения национальной художественной культуры советских нещев, характер взаимовлияния и взаимообогащения национальной культуры с культурами братских народов республики.
Репрессии 30-40-х годов, депортация немцев в новые районы проживания нанесли невосполнимый ущерб развитию национальной духовной культуры советских немцев. Произошел катастрофический разрыв в развитии литературы, музыкального, изобразительного,театрального искусства. Послевоенное поколение на десятилетия было отлучено от национальных духовных истоков, было лишено возможности знать и изучать не только историю, но и традиции, культуру своего народа.
Процесс реабилитации, начавшийся в середине 50-х годов,способствовал пробуждению национального самосознания, процессу возрождения культурных ценностей народа. Это прежде всего проявилось в стремлении немецкой интеллигенции возродить традиции поэзии и прозы, успешно развивавшиеся в довоенные годы и имевшие свои исторические корни. Непростым был путь организационного и художественного возрождения литературы, но вместе с тем рассматривавши период был временем роста и расцвета творчества немецких поэтов и прозаиков. Шестидесятые годы стали временем организационного становления республиканского отряда немецких литера-торов^. Много сил для возрождения художественной литературы отдал член Союза писателей СССР Г.Я.Кемпф, другие писатели старше-
I См.: Бельгер Г. Строки, продиктованные временем//0гни Алатау.-1988. - 2 апреля; ЦГА КазССР. Ф.1778, 0п.2»Д.762.Л.24-28. Д.877.Л.И.
Го поколения - Ф.Больгер, В.Клейн, Р.Жакмьен, Д.Гольман,Е.Кон~ чак, А.Реймген, В 70-е годы развитию различных жанров немецкой литературы способствовала литературная деятельность и творчест-ро Н.Ваккер, Д,Вагнера, Н.Пфеффер, Г.Генке, Г.Бельгера. Выросло молодое поколение поэтов и прозаиков, развивавшее традиции немецких литераторов - Э.Ульмер, Р.Лейс, Р.Пфлюг, В.Гайнц, Р.Ве-бер, Представителей разных поколений немецких литераторов объединяло стремление возрождать лучшие традиции национальной литературы прошлых лет и желание поднять ее уровень до.лучших образцов советской художественной литературы. Тема Советской Родины, интернационализма, патриотизма, любви к родному краю, к народу занимала большое место в произведениях немецких литераторов, о чем свидетельствует ряд сборников поэзии и прозы, опубликованных на немецком и русском языках*'". Ыо при этом следует отметить, что малый тираж издаваемой литературы, ограниченный выпуск книг на немецком языке, недостаточное развитие переводческого дела не давали возможности знакомить с творчеством литераторов широкий круг читателей, а также не способствовали знакомству с творчеством немецкой интеллигенции представителей братских народов.
Целый пласт духовной культуры народа был изъят из обраще-
рия вплоть до 1980 года, когда на казахстанской земле в г.Темир-
уау был создан единственный в стране немецкий драматический
театр, в создании которого приняли активное участие русская и
казахская интеллигенция. Перед молодым коллективом, воспитанным
на лучших традициях театрального училища имени Щепкина, встала
сложная задача — восстановить самобытное театральное искусство ■
советских немцев, способствовать сохранению и развитию языка,ин-
I См.: В степном краю. Алма-Ата,1974; Мой Казахстан. Алма-Ата, 1978; Близкие дали. Алма-Ата, 1984.
гереса к национальной культуре народа* На сцене театра ведутся постановки произведений классической драматургии, остросюжетные постановки современных советских немецких авторов, повествующие
0 трагедии народа, его чаяниях и надеждах, детские спектакли и сказки. Постановки народных празднеств и гуляний советских немцев с любовью воссоздаются на сцене театра в постановках Б.Ата-баева, П.Варкентина, И.Лангеман, Г.Клеймана^*
Из анализа развития творчества композиторов, художников, скульпторов из числа советских нещев очевидно, что для них и для представителей художественной культуры братских народов страны характерна широкая интернационализация тем, обращение к героическим моментам истории советского народа и в то же время вдохновляющим началом их творчества являются народные традиции, музыка советских немцев и народное искусство братских народов страны. Поэтому лучшие произведения советских немецких композиторов, художников, скульпторов, графиков являются бесспорным вкладом в сокровищницу советской культуры. К сожалению, в рассматриваемый период немногие деятели искусств из числа немцев добились признания и достойной сценки своего мастерства - среди них композиторы А.Метус, О.Гейльфус, Э.Шмидт, скульптор Ю.Гум-мель, художник В.Буш, график В.Шефер, основная же масса - это самодеятельные композиторы, художники, не получившие возможности своевременно повышать свое профессиональное мастерство, организовывать персональные выставки, творческие встречи. Примером безответственного подхода к развитию музыкального творчества может служить и история образования профессионального эстрадного коллектива "Фройндшафт". Без продуманной программы подго-
1 См.: Фройндшафт. - 1980.-22 августа; - 1989. - 9 февраля, 10,
25 марта,15 августа: Индустриальная Караганда. - 1988. -
17 января, 8 мая, 29 сентября; Казахстанская правда. - 1990.2 марта.
товки специалистов, в отрыве от имевшихся в республике творческих сил - профессиональных музыкантов, композиторов, литераторов из числа нёщев, коллектив так и не смог стать центром национальной музыкальной культуры*.
Таким образом, 1955-1985 гг. были временем второго рождения всех форм художественной культуры советских немцев. Вместе с тем духовная культура немцев не могла развиваться в отрыве от духовной культуры братских народов Казахстана, от общесоветской культуры. Для немецкого населения вторым родным языком стал русский, а для многих казахский и другие языки народов республики, что позволяло им активно участвовать во всех событиях культурной жизни страны и республики. Взаимообогащение культур народов республики прослеживается во всех областях содружества литераторов, композиторов и музыкантов, художников и скульпторов, работников театра, радио и телевидения, самодеятельных коллективов, На казахской земле сложились очаги культуры советских немцев - единственный в стране немецкий драматический театр,редакция радиовещания и телевидения на немецком языке, газета, секция немецких писателей, получили развитие самодеятельные коллективы и фольклорные группы,среди которых особой популярностью пользуются ансамбль "Эренгольд" колхоза "30 лет Казахское ССР" Успенского района Павлодарской области, фольклорная группа "Клингенталь" в Целиноградской области, ансамбли "Югенд" и "Ло-реляй" в 'Чимкентской и Дкамбулской областях.
Осуществляемые в республике меры по сохранению и развитию немецкого языка, удовлетворению культурных потребностей немецкого населения способствовали росту национального самосознания
I СМ.: фройндшафт.-1989.-29 августа; Карагандинский областной архив Л,572Т0п.I. Д. 289,334,340.Ф.533.On.I.Д.185.
советских немцев, а также укреплению содружества братских народов. Имевшие место недостатки - формальное отношение к проводимой работе, отсутствие должной материальной основы для осуществления мер в области образования, культуры, отсутствие комплексной программы возрождения духовной культуры народа свидетельствуют о противоречиях, нерешенных задачах и проблемах, порожденных нарушением ленинских принципов национальной политики, сталинским произволом и ошибками бюрократических методов руководства в сферах культуры и образования.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по исследуемой теме. В частности отмечается, что в 1955-1985гг. произошли значительные изменения в образовательном уровне и культурной жизни немцев республики. Вместе с тем подчеркивается, что деформации в области национальных отношений пагубно отразившиеся в первую очередь на духовной культуре народа, очень медленно поддаются исправлению и требуют к себе большого внимания и терпения.
Многое изменилось сегодня в правовом положении ранее репрессированных народов, в подходе к проблемам реализации их культурных потребностей и это вселяет надежду на возможность осуществления намеченных целей в этой области.
Предложенная диссертация является лишь началом комплексного изучения социально-культурной жизни советских немцев послевоенного периода истории.
Отдельные вопросы диссертации изложены в следующих статьях: I. Критика буржуазных фальсификаций истории национальных меньшинств Казахстана.//Великий Октябрь и претворение в жизнь ленинских идей интернационализма. - Алма-Ата,1987.С,26-27.
2. К вопросу об изучении немецкого языка как родного (на материалах Казахской ССР ) .// Советские немцы: история и современность. - М., 1990. С. 310 -316.
3. Культурная жизнь немецкого населения Казахстана ( 1960-1980 . гг.). Изученность проблемы//Сборник статей аспирантов. Выпуск П. Алма-Ата , 1990. С. 142-148.
4. О "состоянии изучения немецкого языка в школах республики (1957-1970 гг.) // Сборник статей молодых ученых Отделения
общественных наук АН КазССР. Алма-Ата, 1990 (в печати) .
5. К вопросу изучения немецкой диаспоры Казахстана.// Проблемы культуры межнационального общения в современных условиях. Материалы круглого стола. Алма-Ата."Наука". 1991. (в печати).