автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Культурная жизнь современной Кабардино-Балкарии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурная жизнь современной Кабардино-Балкарии"
Краснодарский государственный университет культуры и искусств
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
24.00.01 - Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
На правах рукописи
РАХАЕВ Тенгиз Измаилович
Краснодар 2004
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Горлова Ирина Ивановна
Официальные
оппоненты: доктор исторических наук, профессор
Пугачева Наталья Георгиевна
кандидат культурологи Цекоева Лариса Каспалатовна
Ведущая организация: Кабардино-Балкарский государственным
университет
Защита состоится ^^ 2004 года в ^^^часов на
заседании Диссертационного Совета Д.210.007.02 в Краснодарском государственном университете культуры и искусств по адресу: 350072, Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33, ауд. 116.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
Автореферат разослан.
2004 г.
Ученый секретарь Диссертационного Совета доктор философских наук, профессор
Лях В.И.
Общая характеристика работы
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что российское общество к началу XXI века оказалось в изменившихся условиях развития этносов и страны в целом. Возникли новые факторы, существенно влияющие на - жизнь людей как в позитивном, так и в негативном планах. Сейчас к культуре обращен новый вызов времени, оптимальный ответ на который, в немалой степени, зависит от нравственного потенциала каждого человека и всего общества в целом.
Процесс формирования культурной жизни современного российского общества, и, в частности, её многочисленных регионов все острее требует своего исследования, следовательно, приобретает еще большую актуальность.
Культура России и ее регионов формируется, с одной стороны, на ценностях, унаследованных от прошлых поколений, а, с другой, - идет интенсивный процесс их переплавки в то, что мы называем современностью. Что будет дальше? Будет ли культура иметь государственный статус или сформирует свой независимый сектор? Встанет ли на рельсы глобализации или будет отстаивать национальные ценности?
Демократические реформы в многонациональном федеративном российском государстве выявили старые и новые проблемы межнациональных и межкультурных отношений. Эти и другие вопросы волнуют ученых и практиков самых различных отраслей знаний.
Сегодня ставится - задача вовлечь в культурную жизнь самые различные социальные слои общества, причем не только в качестве аудитории, но и как активных участников ее организации. Признание ценностей мультикультурализма позволяет представить в широком спектре самые разнообразные культуры. Однако, одновременно ставит под сомнение канонические представления об их единстве, заставляет пересматривать принятые рамки и границы их развития.
Актуальной остается исследование проблем взаимодействия культур народов, проживающих в Кабардино-Балкарской республике, где организовываются новые фестивали, культурные центры, смотры, конкурсы, формируются проекты, направленные на возрождение традиционных форм народно
лика принимает активное участие в международных форумах, посвященных укреплению мира на Северном Кавказе через языки, образование и культуру, которые регулярно организовываются в Южном Федеральном округе. Таким образом, актуализируется вопрос о создании социокультурного ландшафта, который позволит ориентироваться в новом поле культуры и стратегически разрешать возникающие проблемы.
Степень изученности проблемы. Анализ имеющихся источников и литературы по избранной теме выделил особенности концепта «культура», которые помогли осмыслить его в контексте современных проблем. В этом важную роль сыграли исследования А. Арнольд ова, Э. Балл ера, И.Горловой, А. Гуревича, Ю. Давыдова, Б. Ерасова, Н. Злобина, Л. Ионина, Л. Когана, В. Кнабе, В. Межуева и других.
Культурную политику, ее функции, направления, задачи автор исследовал на основе разработок ученых северокавказского региона, в том числе И. Горловой, Н. Денисова, Е. Морозовой, А. Ханаху, А. Хагурова, С. Шермухамедова и др.
Осознание особенностей культурной жизни Кабардино-Балкарской республики основывалось на изучении трудов В. Жидкова, Ю. Осокина, К. Соколова, Б. Ерасова и других.
Исследовать вопросы формирования этносов и их взаимодействия помогли работы С. Арутюнова, Ю. Бромлея, Л. Гумилева, Н. Данилевского, Л. Ионина, Л. Шерстова, А. Решетова, Н. Чебоксарова, Я. Чеснокова и других.
Формирование картины межкультурной ситуации в рассматриваемом регионе осуществлялось на основе трудов Р. Абдулати-пова, А. Акаева, М. Гасанова, Ю. Жданова, А. Лубского, И. Ми-зиева и других.
Особое место в диссертации принадлежит анализу публикаций, посвященных изучению культуры народов Северного Кавказа, в том числе Кабардино-Балкарии. Своим содержанием и направленностью они помогли формированию и разработке структуры авторской концепции исследования региона. Так, было выяснено, что уже в XIX веке о карачаевцах и балкарцах писали П. Бутков, С. Броневский, И. Бларамберг, Ф. Леонтович и другие. В пореформенный период появились работы этнографического и фольклорного характера Е. Баранова, Н. Грабовского, Н. Туль-чинского, М. Ковалевского, В. Миллера. XX век сохранил ис-
следования Г. Кокиева, У. Алиева, И. Тамбиева, М. Дудова, а затем и М. Косвена, Л. Лаврова, Е Студенецкой, Н. Волкова, Е. Крикунова, Я. Федорова и других.
Полезными и интересными стали публикации Г. Мамбето-ва, X. Сабанчиева, М. Герандокова, Е. Кешева, И. Копачева, Ш. Чеченова, А. Шортанова, В. Шлыкова, С. Дозорец. В особый пласт источников по истории, в том числе культурной, вошли работы Т. Кумыкова, Н. Тхамокова.
Автором использовались труды Г. Мамбетова, X. Хутуева, Т. Кумыкова, А. Кузнецовой, Ю. Асанова, К. Азаматова, Б. Бгаж-нокова, С. Мафедзева, раскрывающие особенности взаимовлияния и взаимообогащения культур народов Кабардино-Балкарии и России, в том числе и народного творчества.
Таким образом, богатая источниковая база позволила сформулировать авторскую концепцию, определившую ценностно-ориентационные доминанты модели «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики» и основные подходы к ее изучению. Ни одно из ранее осуществленных исследований такой цели не ставило.
Объект исследования - культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики.
Предмет исследования - тенденции.и особенности формирования культурной жизни народов, населяющих этот регион.
Цель исследования - выделить ценностно-ориентационные доминанты модели «культурная жизнь, народов Кабардино-Балкарской республики» и основные подходы к ее изучению.
Задачи:
1. Выявить методологические основы исследования культурной жизни народов, населяющих Кабардино-Балкарию на основе определения места их культуры в глобализирующемся социокультурном пространстве России.
2. Сформулировать модель "культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики", выделив ее ценностно-ори-ентационные доминанты и основные подходы изучения.
3. Проанализировать направления формирования культурной политики исследуемого региона и дать характеристику ее содержанию.
4. Раскрыть особенности целевого планирования развития культурной жизни Кабардино-Балкарской республики.
5. Составить этнокультурную мозаику культурной жизни конкретного социокультурного пространства и определить её составляющие.
Формирование методологической базы исследования основывалось на принципах определения особенностей развития современного российского общества, культурологическом анализе культурной жизни региона, диалектическом понимании закономерностей ее формирования и комплексном подходе к ее изучению.
В диссертации использованы структурно-функциональный, системный и деятельностный подходы, а также метод моделирования.
В работе учтены концепции, ориентированные на развитие и сохранение культуры, создание оптимальной духовной сферы с учетом традиций народов, проживающих на территории конкретного социума.
Научная новизна диссертации:
1. Выделены методологические аспекты, формирующие исследование культурной жизни народов Кабардино-Балкарии и их место в глобализирующемся социокультурном пространстве России.
2. Сформулирована модель "культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики", выявлены ее ценностно-ори-ентационные доминанты, формирующие социум региона, причем поставленные задачи выдвигаются и рассматриваются диссертантом в таком комплексе впервые.
3. Определены особенности целевого планирования культурной жизни Кабардино-Балкарской республики.
4. Составлена этнокультурная мозаика культурной жизни конкретного социокультурного пространства и определены её составляющие.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и выводы, сделанные в диссертации, обладают методологической значимостью для изучения культурной жизни конкретного региона, для анализа содержательной и методической работы государственных и других организаций, и могут быть использованы в научной деятельности, а также в практической работе по разработке законодательной базы и другой документации по формированию региональной культурной политики.
Положения, выносимые на защиту:
I- На основе анализа многочисленных концепций развития современной культуры сформулировано её определение в условиях глобализирующегося социокультурного пространства России, которое заключается в следующем: культура есть исторически развивающееся, сложное и многогранное общественное явление, способ освоения действительности, создания норм и ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. При этом вещная форма культуры участвует в процессе раскрытия способностей и дарований личности, реализуемых в процессе ее деятельности.
2. Модель "культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики" - сложная, постоянно развивающаяся система производственной, жизнеобеспечивающей, соционормативной и познавательной деятельности человека, формирующаяся на основе интернационального, ассимиляционного, этнического типов культурной ориентации исследуемых народов и включающая не только плоды человеческой деятельности, но и приемы, способы, процедуры, с помощью которых эта деятельность осуществляется; она основана на взаимопересечении указанных систем, внутренних уровнях абстракции, эволюционно-исторической изменчивости, которые в совокупности отражают рельеф культуры исследуемых народов, способы исследования конкретного культурного пространства, современный уровень обобщенности этнографических знаний. Исследуемый социум отличается поликонфессиональным и поликультурным образованием, в котором на протяжении истории развивались культуры разных народов и национальностей. Взаимодействие различных культур народов, населяющих регион, соединило многие элементы их материальной и духовной культуры, синтезировало их в особенностях одежды, жилища, пищи и т.д. Этим объясняется необходимость формирования указанной модели "культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики".
3. Ценностно-ориентационные доминанты выделенной модели «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики», с нашей точки зрения, помогают осуществлению политики возрождения национальной культуры региона. Это - движение «вперед и ввысь» через интеграцию общечеловеческих куль-
турных ценностей, взаимообогащение достижениями рациональных, локально развивающихся культурных систем, каждая из которых является фрагментом единой «картины мира». Важными структурными элементами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, должны быть культурные институты.
4. Определение особенностей целевого планирования развития культуры Кабардино-Балкарской республики помогло составить мозаику художественной жизни региона, насыщенную многочисленными элементами. Последние сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к основным задачам культурной политики. К примеру, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п.; институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. Важное место в мозаике художественной жизни региона занимает традиционное музыкально-песенное искусство, народная поэзия, прикладное искусство, танцы и игры народов Кабардино-Балкарии. Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации.
Апробация работы. Основные положения диссертации и его результаты доложены на научных конференциях разного уровня, а также в практической работе соискателя на поприще преподавательской и управленческой деятельности.
Основное содержание работы*
Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения и списка источников и литературы. Во введении обосновывается выбор темы и доказывается ее актуальность, формулируются цель и задачи, раскрываются основные методологические подходы, при помощи которых формировалось содержание диссертации.
В. первом разделе - «Методологические аспекты исследования духовной жизни современного* национального региона» - две части. В первой- «Концепт «культура» и его понимание в современном обществе» - автор делает анализ концепта «культура» как одного из самых употребляемых не только в науке, но и в самых различных областях жизнедеятельности человека.
Понимание сущности концепта «культура» формируется в столкновении различных точек зрения, в выработке новых подходов к исследованию динамики культурных процессов, культурных коммуникаций, роли народов в культурной жизни человека и общества. Они не были однородными, поскольку формировались на основе разных мировоззренческих позиций исследователей, но само их существование говорило об углублении и накоплении научного знания, о постижении сущности культуры в ее многообразии и сложности. Во многом специфику этих подходов выразила полемика славянофилов и западников, которая высветила не просто разные точки зрения на культуру вообще и культуру отечественную, в частности, но за долгие годы (вплоть до конца XX века) определила те магистральные направления, по которым будут развиваться исследования культуры и научной мысли России.
В результате изучения определенного количества концепций, автор остановился на следующем определении концепта «культура» - это исторически развивающееся, сложное и многогранное общественное явление, способ освоения действительности, создания норм и ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. При этом вещная форма культуры участвует в процессе раскрытия способностей и дарований личности, реализуемых в процессе ее деятельности.
Современная социокультурная ситуация отличается полярностью мнений, духовным расколом среди творческой и научной интеллигенции. Это актуализирует работу по заполнению духовного вакуума такими знаниями, идеями, теориями, которые помогут не только переосмыслить наше культурное прошлое и настоящее, но и будут способствовать становлению нового мировоззрения, воспитанию новых поколений россиян.
Культура относится к типу открытых систем, способных воспринимать и обрабатывать поступающую информацию. Межкультурный контакт неизбежно приводил к взаимодействию и обмену. Поэтому в культуре любого этноса, считает профессор Р.А. Ханаху, наряду со специфически этническим элементом, всегда присутствовал и элемент интернациональный, то есть определенная сумма усвоенных инноваций.
Вышесказанное служит свидетельством тому, насколько прозрачна, тонка и во многом условна грань, которая разделяет этнически обособленные, специфические (или, по крайней мере, считающиеся таковыми представителями данного этноса) и общемировые, планетарные, интернациональные элементы в системе культуры.
Большой интерес в этой связи представляет анализ культуры народов Северного Кавказа, и в частности Кабардино-Балкарской республики. Особенности социально-исторического развития региона способствовали формированию достаточно высоких и зрелых форм национального самосознания и культуры. Этнолингвистическое разнообразие региона и относительная ло-кализованность народов вызвали становление определенных достаточно замкнутых этнокультурных пространств и соответствующего осознания этнической идентификации.
Делая вывод, нужно отметить, что в силу долгого совместного проживания коренных народов Северного Кавказа с русскоязычным населением, сформировался тип культуры, который может быть назван комплиментарным. Однако эта комплимен-тарность в условиях коллизий переходного периода может быть нарушена.
Во второй части первого раздела - «Основные критерии формированияi культурной политики исследуемого региона» отмечается, что концепт «культурная политика» - непременный атрибут любого государства, направленный на воспроизводство ценностей, норм, образа жизни.
Сущность культурной политики предопределяется природой культуры, многозначностью, многоуровневостью смыслов,.содер-жания культуры. И это обстоятельство делает ее составной частью всех направлений деятельности государства (экономической, внешнеполитической, социальной и т.п.).
Концепт «региональная культурная политика» необходимо рассматривать как особый вид государственной политики по регулированию культурного развития страны в региональном аспекте. Причем, следует различать государственную региональную политику, проводимую центральными (федеральными) органами государственной власти в отношении регионов, и собственную региональную политику, проводимую субъектами Федерации в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией. Региональная политика охватывает комплекс законодательных, административных, социально-экономических и других мероприятий, которые должны проводиться федеральными и региональными, государственными органами власти.
Одним из основных принципов региональной культурной политики является ее соотнесение с общегосударственной культурной политикой, которая закладывает создание условий для развития уникальных и неповторимых особенностей и специфики культурной среды региона.
В условиях становления рыночных отношений, децентрализации государственной власти и роста центробежных тенденций региональные проблемы оказываются центральными в культурной жизни страны. Между тем все более очевидным становится тот факт, что перспективы регионального развития страны определяются сегодня во многом той политикой, которую проводят местные власти по отношению к культуре.
Региональная культурная политика предстает неотъемлемой частью культурной политики государства и опирается на видение и понимание стратегических путей развития соответствующего общества как локального образования. Она строится под воздействием и в соответствии с определенными стратегическими целями государства, которые находят свое основное выражение в Конституции страны, а также в законодательно-нормативной базе государственного руководства культурными институтами, под последними мы понимаем, прежде всего, культуропроиз-водящие и культуросохраняющие организации.
Профессор И.И. Горлова выделяет прямые и косвенные методы осуществления региональной политики. Основными средствами функционирования оптимальной модели взаимоотношений центра и регионов выступают взаимная ответственность, целеполагание, а механизмами - терпимость и компромисс. Формирование региональной культурной политики осуществляется по разным направлениям и на разных уровнях.
Анализ культурной политики в первую очередь требует учета законодательных текстов и существующих инструкций, источников и методов финансирования, официальных заявлений властей, одним словом, намерений как открытых, так и скрытых, определяющих ту или иную ориентацию деятельности. Он также предполагает точное описание самой реальности, которая далеко не всегда соответствует декларациям, а в ряде случаев отстоит от них чрезвычайно далеко.
Размышляя о целях, задачах, средствах и принципах культурной политики России, следует, прежде всего, четко дифференцировать собственно культурную политику и оперативное управление текущими культуротворческими процессами как два разных уровня стратегии и тактики управленческой деятельности, разграничить эти цели, задачи, методы и инструментарий.
Таким образом, основной целью культурной политики является стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры, вхождение культуры в мировое сообщество, улучшение качества жизни всех членов общества.
Во втором разделе - «Ценностно-орнентационные доминанты культурной жизни народов Кабардино-Балкарской Республики» -три параграфа. В первом - «Модель "культурная жизнь пародов Кабардино-Балкарской республики" и основные подходы к её исследованию» изучается Кабардино-Балкарская республика с её полиэтничным, многоликим и разноязычным населением, которая представляет собой образец многонационального мира, братского сотрудничества народов. Предпринятый опыт формирования модели "культурной жизни народов Кабардино-Балкарской республики", населяющих этот регион, уникален. Современный этнический состав населения региона отличается динамичностью. Он формировался на протяжении длительного времени. Это
множество народов включает кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, адыгейцев, абхазцев, русских и многие другие народы.
Специфика культурных процессов исследуемого региона заключается в том, что глубокие исторические контакты и связи народов, населяющих его, создали благоприятные условия для их сближения.
Необходимо учитывать тот факт, что здесь сложилась определенная языковая ситуация, при которой народы, наряду со своими родными языками свободно владеют и русским языком. Изучение их культурной жизни показывает, что важную роль приобретают процессы внутриэтнической консолидации каждого из них, дальнейший рост их саморазвития. Среди коренного населения высокий процент лиц, считающих необходимым развитие национального языка, литературы, искусства. Кроме того, наряду с культурным ростом у каждого народа региона получает дальнейшее развитие общерегиональное сознание и чувство общерегионального единства.
Изучение научной литературы помогло соискателю определиться в характеристике самосознания народов, населяющих Республику, а именно, в выявлении их общего и особенного в процессе ассимиляции и аккультурации. Так, в процессе аккультурации происходит свободное заимствование культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического господства одной группы над другой, а также некоторое отождествление её с ассимиляцией, что позволяет констатировать взаимодействие исследуемых культур, в ходе которого происходит изменение и усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.
Кроме того, можно сделать некоторые выводы, касающиеся характеристики нашей модели. Так, исследуемые этнические группы характеризуются биологическим самовоспроизводством; им доступны базовые культурные ценности, выражающиеся во внешнем единстве культурных форм; они образуют единые поля коммуникации и взаимодействия и характеризуются признаками, обеспечивающими идентификацию для членов группы и признание их другими группами.
Развивая идею формирования модели "культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики", соискатель пришел
к выводу, что сохранение в рамках общества своеобразия культуры тех или иных национальностей никак не входит в противоречие с постепенной и длительной их аккультурацией в среде доминирующей этнической культуры. Это дает основание утверждать, что рассматриваемый аспект исследования имеет две.характеристики: общую для всех субъектов исследования и особенную, характеризующую особенности каждого из них.
В рассматриваемой модели важное место принадлежит принципам сохранения, функционирования и развития национальных народных культур как формы проявления национального самосознания, как средства и механизм его стимулирования. Образ жизни, как элемент указанной модели, отличается полиэтнично-стью, многовариантностью социума, представляет собой переплетение, концентрацию разнообразных слоев культуры: русской, национально-этнических групп и народностей, которые находятся в постоянном взаимодействии, принимая самые разные формы.
На пересечении элементов модели формируются новые отношения между людьми-и их культурами, что требует выработки подходов к определению роли традиционных пластов культуры в современном обществе.
Формирование модели "культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики" в определенной степени зависит и от воздействия средств массовой информации, новых технологий, компьютерной и видеокультуры.
Таким образом, предложенная модель формируется на основе следующих типов культурной ориентации исследуемой республики: интернациональной, связанной с освоением ценностей мировой, русской и других национальных культур; ассимиляционной, связанной с использованием достижений интернациональных образцов культуры; этнической, связанной с освоением национального, традиционно-этнического в культуре, т.е. этнических ценностей.
Следовательно, модель "культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики" - сложная, постоянно развивающаяся система производственной, жизнеобеспечивающей, социо-нормативной и познавательной деятельности человека, формирующаяся на основе интернационального, ассимиляционного, этнического типов культурной ориентации исследуемых народов и
включающая не только плоды человеческой деятельности, но и приемы, способы, процедуры, с помощью которых эта деятельность осуществляется; она основана на взаимопересечении указанных систем, внутренних уровнях абстракции, эволюционно-исторической изменчивости, которые в совокупности отражают рельеф культуры исследуемых народов, способы исследования конкретного культурного пространства, современный уровень обобщенности этнографических знаний.
С нашей точки зрения, предложенная модель должна помочь восстановить «связь времен» в культурной жизни исследуемого региона, а также во многом разрушенное этническое самосознание народов, проживающих здесь, создать условия для освоения знаний в области собственной истории, культуры, искусства, восстановления календарных и религиозных праздников, обрядов, обычаев, языка, фольклора, национальной медицины, кухни и т.д.
Во второй части - «Целевое планирование развития культуры Кабардино-Балкарской Республики как необходимое условие повышения духовного состояния общества» отмечено, что в последние годы вся работа по целевому планированию развития культуры Кабардино-Балкарской республики основана на реализации республиканских целевых программ, в том числе «Социальное развитие села до 2010 года», которая была принята в конце 2002 года.
Необходимость разработки и реализации этой долгосрочной федеральной целевой программы обусловлена социально-политической остротой проблемы и её общефедеральным значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности страны, выполнения селом демографической, трудоресурсной, культурной, рекреационной, природоохранной и других функций необходима государственная поддержка развитию сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, созданию для сельского населения общественно нормальных условий жизнедеятельности, развитию несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширению рынка труда и его привлекательности для сельского социу-
ма, развитию процессов демократизации и самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала и повышения благосостояния местного населения.
Принимая.активное участие.в разработке своей программы "Социальное развитие села до 2010 года", основанной на. положениях одноименной федеральной целевой программы, Министерство культуры Кабардино-Балкарии совместно с райгорадмини-страциями постаралось выстроить концепцию развития культуры села, внести конкретные предложения по улучшению деятельности этой сферы. Программа затрагивает весь комплекс социальной инфраструктуры села. На наш взгляд, этот документ позволит сконцентрировать усилия всех органов вертикали,и горизонтали власти на укреплении и развитии социокультурной сферы сел республики.
Так, статистика свидетельствует, что, несмотря на материально-финансовые проблемы, востребованность клубных учреждений в селах республики растет: в последний год число клубных формирований увеличилось на 60 единиц и составило 1630. А количество участников в них составило 35 тыс. человек, что на 1 тыс. человек больше, чем в.2001 году. Увеличилось и число массовых мероприятий, проводимых в домах культуры. Число их составило 15,5 тысяч.
Важной вехой в деятельности Министерства культуры республики стало принятие целевой Программы развития культуры КБР на период до 2006 года. Именно эта программа и становится стратегией для нас на ближайшие годы. Она затрагивает все составляющие культуры от организации управления до материально-технического обеспечения. Больше того, нельзя умолчать, что эти проекты содержат ряд принципиально новых, новаторских проектов. Касаясь профессионального искусства, напомню, что целью деятельности театрально-зрелищных предприятий в отчетный период было повышение творческого уровня и эффективности использования потенциала профессиональных коллективов. Разработан также Перечень мероприятий по более эффективному использованию домов культуры на 2003 год, в том числе и развитию в них платных услуг, Да, мы часто говорим, что денег на культуру мало, отсюда и ее беды. Руководство республики ставит задачу научиться их зарабатывать, расширять платные услуги на местах, в домах культуры.
Одним из важных направлений деятельности Министерства является расширение культурных связей, участие профессиональных творческих коллективов в региональных и российских проектах. В рамках программы «Диалог культур» группа солистов музыкального театра принимала участие в концерте мастеров искусств республик Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Лла-ния, Ингушетия и г. Ростов-на-Дону,.который проходил во Владикавказе. Артисты Балкарского театра им: К. Кулиева приняли участие в международном фестивале тюркоязычных народов в Дагестане. Творческая делегация Республики приняла участие в праздновании Дня независимости России в г. Москве и в фестивале «Мир Кавказу» - в Калмыкии. Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка» выезжал на гастроли в США, Государственный фольклорно-этнографический ансамбль «Балкария» - в Италию для участия в международном фестивале фольклора.
Одним из важных направлений деятельности Министерства культуры КБР в сфере художественного образования является создание условий для выявления становления и развития молодых талантов. Так, например, в истекшем году в г. Нальчик прошел второй Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах.
Учитывая непреходящее значение межконфессионального и межнационального согласия и взаимопонимания в Кабардино-Балкарии, Министерство культуры в рамках своей компетенции и реальных возможностей, уделяло указанным сферам самое пристальное внимание. Акцент в данной работе делался, прежде всего, на всестороннее изучение процессов, происходящих в них, на активизацию взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с религиозными конфессиями, общественными объединениями и национально-культурными центрами, на эффективное использование их большого позитивного потенциала в укреплении дружбы, усилении нравственного и патриотического воспитания населения, особенно подрастающего поколения, в противодействии возможным проявлениям религиозного экстремизма, терроризма и насилия.
В третьей части - «Этнокультурная мозаика культурной жизни Кабардино-Балкарии и ее составляющие» подчеркивается,
что духовная жизнь любого социума обусловлена системой общественных отношений.
Диалог культур предполагает обмен культурными ценностями. Северный Кавказ; в культурно-историческом1 отношении и по менталитету населяющих его народов, по мнению ученых, представляет единое сулерэтническое этнокультурное целом. Здесь сосуществуют, интегративно развиваются духовные ценности Востока и Запада, мусульманской, христианской, буддистской религий, синтез которых позволяет говорить о Северо-Кавказской цивилизации.
Важную роль в изучении культуры Кабардино-Балкарской республики играет Федерально-региональная программа «Мир на Северном Кавказе, через языки, образование, культуру».
Несмотря на специфику духовной и материальной культуры карачаевцев и балкарцев многие ее стороны схожи с общекавказской средой.
Своеобразие карачаево-балкарского этногенеза заключается в том, что в нем равноправную роль сыграли два компонента -сугубо кавказский и тюрский; первый сыграл роль субстрата, второй - суперстрата.
Особое место в этнокультурной мозаике региона занимает традиционное музыкально-песенное искусство, которое формировалось и развивалось в тесной и постоянной взаимосвязи и взаимодействии с историко-культурным становлением народов Северо-Кавказского региона. Оно представлено разнохарактерными песенными жанрами, отобразившими жизнь во всем ее многообразии. Песни обрядовые, охотничьи, трудовые; песни нарт-ские, историко-героические, бытовые, лирические, песни-плачи, шуточные, сатирические - все это образует богатейшую кладезь народного таланта. Глубина содержания, разнообразие поэтических приемов, особое идейно-эмоциональное воздействие, музыкальная выразительность, способность передать тончайшие оттенки душевных переживаний сделали песню необычайно популярной.
Ни у кого не вызывает сомнения, что народная поэзия и народное музыкальное творчество во все времена являлись мощным источником неисчерпаемых творческих сил трудового народа, служили важным средством изучения его психологии, воспитания национального самосознания и патриотизма. В наши дни,
когда человечество вступило в третье тысячелетие, еще более актуальной стала проблема углубленного изучения истории каждого этнического образования и его богатейшего художественного наследия. В данном контексте исследование балкарских и карачаевских народных песен поможет глубже осознать лучшие устремления народа на разных этапах его жизни, понять богатый духовный мир, особенности художественного мышления и восприятия жизни прошлой и нынешней.
В области изучения народно-песенного творчества активно работают ученые Кабардино-Балкарии и Карачая - X. Малконду-ев, А. Ортабаева, Т. Хаджиева, Ф. Урусбиева, Т. Блаева, 3. Кар-дангушев, Б.Ашхотов, А.Гутов, З.Налоев и др. Признавая бесспорную ценность в изучении ряда проблем карачаево-балкарского народно-песенного наследия, необходимо отметить, что все работы перечисленных авторов посвящены выявлению жанрового состава традиционных песен, описанию основной тематики, проблемам песенного стихосложения и не касаются музыкального их воплощения, хотя именно музыка делает песню песней.
Большая роль в воспитании духовности, чувства гордости за свою землю, народ, его историю отводится музеям. В минувшем году Национальный музей КБР посетило около 130 тыс. человек. Финансовый доход музея за год составил 50,5 тыс. руб. Экспонировалось 20 выставок. Музейный фонд сегодня составляет более 160 тыс. единиц хранения, из которых более 142 тыс. единиц - в головном музее. В 2003 году музеем изобразительного искусства республики проведено 157 лекций, организовано 25 выставок, в том числе 6 на стационаре. Среди них: благотворительная выставка к Международному дню театра «Художник и театр», выставка «Образы времен. Искусство ХУШ-ХХ веков», «Осень 2002», персональная выставка И. Дзанкишиева «Искусство эпохи социализма» и другие. Музей ИЗО также принял участие в подготовке выставки для фестиваля молодежного творчества Северного Кавказа. Численность посетителей мероприятий музея составило 7324 человек.
Особое место в мозаике художественного творчества региона принадлежит прикладному искусству кабардинцев и балкарцев, которое направлено на создание и украшение предметов, необходимых в повседневной жизни, и изготавливается из лозы, золота, серебра, меди, дерева, камня, кожи, шерсти и т. д. В создаваемых предметах потребительские и эстетические свойства
неразрывно связаны. Мотивы черпаются из природы, а мастеру помогает фантазия. Если в орнаменте кабардинцев преобладают растительный и геометрический мотивы, то у балкарцев - животный и растительный мир.
Танцы и игры кабардинцев и балкарцев многообразны и отражают все отрасли материального и духовного творчества людей. Они, как и другие элементы культуры, формируются под влиянием природных, производственных, общественных, этнических и других факторов. Первоначально, в глубокой древности, они носили характер магии и подражания животным, имитировали формы и виды человеческой деятельности.
Игры этих народов классифицируются в зависимости от их принадлежности к виду деятельности. Игрища устраиваются по поводу свадьбы, выздоровления после болезни, рождения ребенка, вселения в новый дом, приобретения какой-либо особо ценной вещи и т. д.
Игрищами сопровождали различные виды взаимопомощи: сенокос, сбор денег на гармошку, строительство дома, а также различные религиозные обряды и праздники, начало и окончание сельскохозяйственных работ, поминки, возвращение утерянных семейных или родовых реликвий. Нередко проводились игрища по обету - при исполнении задуманного.
Народное художественное творчество исследуемых народов сегодня с большим успехом пропагандируется Государственным ансамблем танца «Кабардинка» и Государственным фольклорно-этнографическим ансамблем «Балкария». В Кабардино-Балкарии - свой симфонический оркестр, филармония, хор радио и телевидения. В республике функционируют союзы писателей, журналистов, художников, композиторов, архитекторов, драматические театры: Русский им. М. Горького, Кабардинский им. Л. Шоген-цукова, Балкарский им. К. Кулиева, музыкальный театр.
Перечисленные виды искусства в Республике представляют: театр: А. Тухужев, К. Дышекова, М. Сонов, X. Тевкуев, К. Бал-карова, М. Болов, М. Кучуков, X. Юсупов, К. Жакамухова; танцевальные ансамбли: А. Думанишев, М. Ульбашев, М. Куда-ев, А. Битоков, 3. Хапажев, Ф. Кудаева, М. Ягаева, А. Шорта-нова, Ф. Теммоева и др.; композиторы: X. Карданов, В. Молов, М. Балов, А. Байчекуев, М, Жеттеев, Д. Хаупа, М. Османов, Б. Кабардоков, 3. Жириков; исполнители песен: 3. Тутов, Н. Гас-ташева, Л. Кульбаева, И. Шериева, Г. Таукенова, А. Пачев,
М. Текуев, С. Богатыжева, И. Крымова, Ч. Нахушев; художники и скульпторы: М. Аксиров, Л. Булатова, В. Темирканов, Г. Паш-тов, 3. Бгажноков, Р. Цримов, Я. Аккизов, Ф. Калмыков, М. Тха-кумашев, X. Крымшамхалов и другие.
Нужно отметить, что коренные народы исследуемого региона проявляют этническую толерантность, открытость и устойчивость перед сложной задачей овладения навыками иной культуры.
Эти выводы ученых, сделанные на основе исследований последних лет, крайне содержательны и актуальны. Они свидетельствуют о том, что в истории взаимодействия народов сформировалось такое этническое самосознание, которое в современных условиях может выступить в качестве мощного системообразующего фактора развития страны. Одновременно материалы этих исследований позволяют прогнозировать позитивные результаты деятельности государства в духовной сфере.
Духовное единство любого народа укрепляется в неустанном творчестве, основой которого являются духовные ценности этноса, в почитании знаменательных событий истории, заслуг национальных героев, гениев (художественных и нравственных). Об этом свидетельствует этнокультурное многообразие художественного творчества народов, населяющих Кабардино-Балкарскую Республику.
В заключении даются выводы, обобщения и предлагаются дальнейшие пути формирования культурного социума региона.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
Рахаев, Т.И. Рождение становление балкарского национального профессионального театра / Т.И. Рахаев // Кубань: проблемы культуры и информатизации. - 2001. - №1 (18). - С. 19 -21.
Рахаев, Т.И. Рождение и этапы становления балкарского национального профессионального театра / Т.И. Рахаев // Литературная Кабардино-Балкария. - 2001. - №2. - С. 199 -205.
Рахаев, Т.И. Некоторые проблемы сохранения национальной культуры в современных условиях / Т.И. Рахаев // Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения: Материалы науч.-теор. конф. / СКГИИ. - Нальчик, 2001. - С. 101 -104
Рахаев, Т.И. Роль образования в сохранении национальной самобытности в условиях глобализации общества / Т.И. Рахаев // Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культур: Материалы Первой междун. науч.-практ. конф. / СКГИИ. - Нальчик, 2004. - С. 222-235.
Типография Краснодарского государственного университета культуры и искусств Краснодар, 350072, ул. 40 лет Победы, 33 Заказ № 329. Тираж 110 экз.
»17113
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Рахаев, Тенгиз Измаилович
Введение.
Раздел 1. Методологические аспекты исследования культурной жизни региона.
1.1. Культура и её трактовка в условиях глобализирующего социокультурного пространства России.
1.2. Основные критерии формирования культурной политики исследуемого социума.
Раздел 2. Ценностно-ориентационные доминанты культурной жизни народов Кабардино-Балкарской республики.
2.1. Модель «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики» и основные подходы к её исследованию.
2.3. Этнокультурная мозаика социокультурного пространства Кабардино-Балкарии и её составляющие.
2.2. Целевое планирование развития культуры Кабардино-Балкарской Республики как необходимое условие повышения духовного состояния общества.
Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Рахаев, Тенгиз Измаилович
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что российское общество к началу XXI века оказалось в изменившихся условиях развития этносов и страны в целом. Возникли новые факторы, существенно влияющие на жизнь людей, как в позитивном, так и в негативном планах. Сейчас к культуре обращен новый вызов времени, оптимальный ответ на который, в немалой степени, зависит от нравственного потенциала каждого человека и всего общества в целом.
Процесс формирования культурной жизни современного российского общества, и, в частности, её многочисленных регионов все острее требует своего исследования, следовательно, приобретает еще большую актуальность.
Культура России и ее регионов, формируется с одной стороны, на ценностях, унаследованных от прошлых поколений, а с другой - идет интенсивный процесс их переплавки в то, что мы называем современностью. Что будет дальше? Будет ли культура иметь государственный статус или сформирует свой независимый сектор? Встанет ли на рельсы глобализации или будет отстаивать национальные ценности?
Демократические реформы в многонациональном Федеративном российском государстве выявили старые и новые проблемы межнациональных и межкультурных отношений. Эти и другие вопросы волнуют ученых и практиков самых различных отраслей знаний.
Сегодня ставится задача - вовлечь в культурную жизнь самые различные социальные слои общества, причем не только в качестве аудитории, но и как активных участников ее организации. Признание ценностей мультикуль-турализма позволяет представить в широком спектре самые разнообразные культуры. Однако, одновременно, ставит под сомнение канонические представления об их единстве, заставляет пересматривать принятые рамки и границы их развития.
Актуальной остается исследование проблем взаимодействия культур народов, проживающих в Кабардино-Балкарской республике, где организовываются новые фестивали, культурные центры, смотры, конкурсы, формируются проекты, направленные на возрождение традиционных форм народного искусства. Республика принимает активное участие в международных форумах, посвященных укреплению мира на Северном Кавказе через языки, образование и культуру, которые регулярно организовываются в Южном Федеральном округе. Таким образом, актуализируется вопрос о создании социокультурного ландшафта, который позволит бы ориентироваться в новом поле культуры и стратегически разрешать возникающие проблемы.
Степень изученности проблемы. Анализ имеющихся источников и литературы по избранной теме выделил особенности концепта «культура», которые помогли осмыслить его в контексте современных проблем. В этом важную роль сыграли исследования А. Арнольдова, Э. Баллера, И.Горловой, А. Гуревича, Ю.Давыдова, Б.Ерасова, Н. Злобина, Л.Ионина, JI. Когана, В. Кна-бе, В. Межуева и других.
Культурную политику, ее функции, направления, задачи автор исследовал на основе разработок ученых северокавказского региона, в том числе И.Горловой, Н. Денисова, Е. Морозовой, А. Ханаху, А. Хагурова, С. Шерму-хамедова и др.
Осознание особенностей культурной жизни Кабардино-Балкарской республики основывалось на изучении трудов В.Жидкова, Ю.Осокина, К. Соколова, Б. Ерасова и других.
Исследовать вопросы формирования этносов и их взаимодействия помогли работы С. Арутюнова, Ю.Бромлея, Л.Гумилева, Н. Данилевского, Л.Ионина, Л.Шерстова, А. Решетова, Н. Чебоксарова, Я.Чеснокова и других.
Формирование картины межкультурной ситуации в рассматриваемом регионе осуществлялось на основе трудов Р. Абдулатипова, А.Акаева, М.Гасанова, Ю. Жданова, А.Лубского, И.Мизиева и других.
Особое место в диссертации принадлежит анализу публикаций, посвященных изучению культуры народов Северного Кавказа, в том числе Кабардино-Балкарии. Своим содержанием и направленностью они помогли формированию и разработке структуры авторской концепции исследования региона. Так, было выяснено, что уже в XIX веке о карачаевцах и балкарцах писали П.Бутков, С. Броневский, И.Бларамберг, Ф Леонтович и другие. В пореформенный период появились работы этнографического и фольклорного характера Е.Баранова, Н. Грабовского, Н.Тульчинского, М.Ковалевского, В. Миллера. XX век сохранил исследования Г.Кокиева, У Алиева, И.Тамбиева, М.Дудова, а затем и М.Косвена, JI. Лаврова, Е Студенецкой, Н. Волкова, Е Крикунова, Я Федорова и других.
Полезными и интересными стали публикации Г.Мамбетова, X. Сабан-чиева, М.Герандокова, Е.Кешева, И.Копачева, Ш.Чеченова, А.Шортанова, В.Шлыкова, С.Дозорец. В особый пласт источников по истории, в том числе культурной, вошли работы Т.Кумыкова, Н.Тхамокова.
Автором использовались труды Г. Мамбекова, X. Хутуева, Т.Кумыкова, А.Кузнецовой, Ю.Асанова, К.Азаматова, Б.Бгажнокова, С. Мафедзева, раскрывающие особенности взаимовлияния и взаимообогащения культур народов Кабардино-Балкарии и России, в том числе и народного творчества.
Таким образом, богатая источниковая база позволила сформулировать авторскую концепцию, определившую ценностно-оринтационные доминанты модели «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики» и основные подходы к ее изучению. Ни одно из ранее осуществленных исследований такой цели не ставило.
Объект исследования - культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской Республики.
Предмет исследования - тенденции и особенности формирования культурной жизни народов, населяющих этот регион.
Цель исследования - выделить ценностно-оринтационные доминанты модели «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики» и основные подходы к ее изучению
Задачи:
1. Выявить методологические основы исследования культурной жизни народов, населяющих Кабардино-Балкарию на основе определения места их культуры в глобализирующемся социокультурном пространстве России.
2. Сформулировать модель «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики», выделить ее ценностно-ориентационные доминанты и основные подходы её изучения.
3. Проанализировать направления формирования культурной политики исследуемого региона и дать характеристику ее содержанию.
4. Раскрыть особенности целевого планирования развития культурной жизни Кабардино-Балкарской республики.
5. Составить этнокультурную мозаику конкретного социокультурного пространства и определить её составляющие.
Формирование методологической базы исследования основывалось на принципах определения особенностей развития современного российского общества, культурологическом анализе культурной жизни региона, диалектическом понимании закономерностей ее формирования и комплексном подходе к ее изучению.
В диссертации использованы структурно-функциональный, системный и деятельностный подходы, а также, метод моделирования.
В работе учтены концепции, ориентированные на развитие и сохранение культуры, создание оптимальной духовной сферы с учетом традиций народов, проживающих на территории конкретного социума.
Научная новизна диссертации:
1. Выделены методологические аспекты, формирующие исследование культурной жизни народов Кабардино-Балкарии и их место в глобализирующемся социокультурном пространстве России.
2. Сформулирована модель «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики», выявлены се ценностно-ориентационные доминанты, формирующие социум региона, причем поставленные задачи выдвигаются и рассматриваются диссертантом в таком комплексе впервые.
3. Определены особенности целевого планирования культурной жизни Кабардино-Балкарской республики.
4. Составлена этнокультурная мозаика конкретного социокультурного пространства и определены её составляющие.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и выводы, сделанные в диссертации, обладают методологической значимостью для изучения культурной жизни конкретного региона, для анализа содержательной и методической работы государственных и других организаций, и могут быть использованы в научной деятельности, а также в практической работе по разработке законодательной базы и другой документации по формированию региональной культурной политики.
Положения, выносимые на защиту:
1. На основе анализа многочисленных концепций развития современной культуры сформулировано её определение в условиях глобализирующего социокультурного пространства России, которое заключается в следующем: культура есть исторически развивающееся, сложное и многогранное общественное явление, способ освоения действительности, создания норм и ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. При этом вещная форма культуры участвует в процессе раскрытия способностей и дарований личности, реализуемых в процессе ее деятельности.
2 Модель «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики» - сложная, постоянно развивающаяся система производственной, жизнеобеспечивающей, соционормативной и познавательной деятельности человека, формирующаяся на основе интернационального, ассимиляционного, этнического типов культурной ориентации исследуемых народов и включающая не только плоды человеческой деятельности, но и приемы, способы, процедуры, с помощью которых эта деятельность осуществляется; она основана на взаимопересечении указанных систем, внутренних уровнях абстракции, эволюционно-исторической изменчивости, которые в совокупности отражают рельеф культуры исследуемых народов, способы исследования конкретного культурного пространства, современный уровень обобщенности этнографических знаний. Исследуемый социум отличается поликонфессиональным и поликультурным образованием, в котором на протяжении истории развивались культуры разных народов и национальностей. Взаимодействие различных культур народов, населяющих регион, соединило многие элементы их материальной и духовной культуры, синтезировало их в особенностях одежды, жилища, пищи и т.д. Этим объясняется необходимость формирования указанной модели «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики».
3. Ценностно-ориентационные доминанты выделенной модели «культурная жизнь народов Кабардино-Балкарской республики», с нашей точки зрения, помогают осуществлению политики возрождения национальной культуры региона. Это - движение «вперед и ввысь» через интеграцию общечеловеческих культурных ценностей, взаимообогащение достижениями рациональных, локально развивающихся культурных систем, каждая из которых является фрагментом единой «картины мира». Важными структурными элементами планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, должны быть культурные институты.
4. Определение особенностей целевого планирования развития культуры Кабардино-Балкарской республики помогло составить мозаику художественной жизни региона, насыщенную многочисленными элементами. Последние сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к основным задачам культурной политики. К примеру, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п.; институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. Важное место в мозаике художественной жизни региона занимает традиционное музыкально-песенное искусство, народная поэзия, прикладное искусство, танцы и игры народов Кабардино-Балкарии. Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации.
Апробация работы. Основные положения диссертации и его результаты доложены на научных конференциях разного уровня, а также в практической работе соискателя на поприще преподавательской и управленческой деятельности.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурная жизнь современной Кабардино-Балкарии"
Эти выводы ученых, сделанные на основе исследований последних лет, крайне содержательны и актуальны. Они свидетельствуют о том, что в истории взаимодействия наших народов сформировалось такое этническое самосознание, которое в современных условиях может выступить в качестве мощного системообразующего фактора развития страны. Одновременно материалы этих исследований позволяют прогнозировать позитивные результаты деятельности государства в духовной сфере.
Духовное единство народа укрепляется в неустанном творчестве, основой которого являются духовные ценности этноса, в почитании знаменательных событий истории, заслуг национальных героев, гениев (художественных и нравственных).
Заключение.
Духовная жизнь любого социума обусловлена системой общественных отношений. Характер этих отношений, их направленность, интенсивность, возможность гармонизации или, напротив, возникновения конфликтных ситуаций во многом определяется не только их внутренней спецификой, но и соотношением таких параметров, как этнокультурный состав их субъектов, интенсивность контактов, включенность в историю, активность в сегодняшнем дне и т.д.
В сфере культуры нас привлек аспект, проявляющий общественные отношения в определенном пространстве, выявляющий некие пространственные характеристики, исследование которых позволяет глубже понять их природу, содержание, формы и результаты взаимодействия и взаимовлияния. Это обстоятельство делает правомерным и весьма продуктивным применение к исследованию духовной жизни региона идей, принципов и методологии: пространственного подхода, получающего в последние два десятилетия все большее распространение в культурологии, этнологии, социологии и других гуманитарных науках.
Широко употребительными стали понятия социального, экономического, информационного, образовательного пространства, хотя авторы при этом демонстрируют различные подходы к пониманию сущности, структуры пространства как явления, по-разному выстраивают соотношения, субординацию' отдельных его форм. В философской и социологической литературе используются как близкие и даже тождественные категории пространства понятия «сфера», (общества, общественной жизни), «среда» (общественная, культурная, окружающая, среда обитания, макро- и микросреда и т.п.). В этом видится как реальное многообразие пространственных структур в обществе, так и еще не сложившаяся методология их изучения.
В процессе работы над диссертацией стало очевидно, что интерес к изучению социокультурного пространства и его форм в отечественной научной литературе возник в 70-е годы XX века, затем он постепенно усиливался, превратившись сегодня в особое направление исследований. Его исходную основу составили, с одной стороны, общефилософские теоретические исследования проблем пространства и времени, опирающиеся на идеи Р. Декарта, Г. Лейбница, Г.Ф. Гегеля, И. Канта и других, и философское осмысление математических и физических концепций пространства. С другой стороны, современное обращение к методологии пространственного подхода при изучении социальных явлений стимулированы в значительной степени возвращением к наследию крупнейших социологов начала XX в. Э.Дюркгейма, Г. Зиммеля, П.А, Сорокина, в трудах которых содержатся представления о специфическом характере социокультурного пространства.
Социальное пространство объективно, поскольку обладает протяженностью: Оно включает в себя территорию, на которой осуществляется взаимодействие людей. В плане социальном территориальное пространство может оставаться неизменным, но при этом может меняться его восприятие в общественном сознании за счет таких факторов, как плотность населения, воздействие развития путей сообщения, средств связи, массовой информации, сетей учреждений культуры.
Структурный подход к исследованию социокультурного пространства позволяет рассматривать его как целостность (систему), состоящую из ряда взаимосвязанных между собой элементов (горизонтальный срез) и структурных подуровней (вертикальный срез), каждому из которых присущи специфические виды общественных отношений
В ряду факторов, оказывающих влияние на социокультурное пространство региона, закономерно выделять территориальный, который сказывается на проявлениях социальных отношений в целом, локализует их, образуя специфические территориальные общности людей.
Не менее значим другой пространственный показатель насыщенность изучаемого социокультурного пространства региона соответствующими объектами образования, институтами, учреждениями. В контексте нашего исследования более содержательным представляется видеть в социокультурном пространстве структурный компонент целостного социального пространства. Все зависит от того, какой объем содержания вкладывает исследователь в понятие «культура» и, сответственно, в понятия «социальное пространство» и «культурное пространство».
Продуктивным представляется подход автора к анализу заложенного внутри изучаемого объекта противоречия между степенью организации пространственной среды и уровнем ее освоенности субъектом.
Еще одним методологическим основанием для анализа проблемы культуры региона является идея взаимосвязи культуры, народа, нации. Эта проблема в последние десятилетия вызывает повышенное внимание, как исследователей, так и специалистов в сфере государственного строительства, других областей общественной жизни. По нашему убеждению, это вызвано отсутствием однозначных представлений о природе наций, их судьбе.
Понимание такого именно механизма разрешения межнациональной напряженности заложено в содержании государственной этнонациональной политики Российской Федерации, разработанной и утвержденной в июне 1996г.
На основе анализа истории и реальной практики можно утверждать, что единственным оптимальным средством сохранения, прогрессивного развития каждой культуры является диалог всех культур, их диалогическое сотрудничество, взаимодействие.
Каждая культура, как это видно из истории, развивается на фундаменте, с одной стороны, собственной самобытности, с другой, - испытывает воздействие других культур и потому должна иметь механизмы, обеспечивающие ее «открытость» для сотрудничества с этими другими культурами. Если национальная культура не имеет таких механизмов, а ее носители отказываются от сотрудничества, возможно своеобразное «замыкание» ее в самой себе, своеобразная сакрализация, консервация, например, своей истории, традиций, норм общежития. Такая культура не принимает ничего «постороннего», каждый другой для нее - «инородец», на бытовом уровне такое неприятие может привести к весьма серьезным негативным последствиям.
Нужно отметить, что коренные народы исследуемого региона проявляют этническую толерантность, открытость и устойчивость перед сложной задачей овладения навыками иной культуры. Уверенность этнической группы в позитивности и ценности своей культуры позволяет ей проявить толерантность к другим культурам и стремиться к сотрудничеству с их представителями, то есть адаптироваться по типу культурной интеграции. Факторами, способствующими созданию этнической идентификации, являются длительность проживания в России, общее историческое прошлое, традиции дружественных отношений, знание культуры, языка титульного этноса.
Список научной литературыРахаев, Тенгиз Измаилович, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Абакарова P.M. Традиция как нравственный регулятор в этнокультуре. Тез. докл. 3 Междунар. Конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру (18-21 сентября 2001). Пятигорск, Изд-во Пятигор. Гос. Линг. Ун-та, 2001. - С.3-5;
2. Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: Механизмы самоорганизации и региональная политика / Рос. Акад. Гос службы при президенте РФ. М., 2001. - 314.
3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. -Нальчик, 1974.
4. Алтухов B.JI. О перестройке мышления: (Диалог с читателями). М.: Знание, 1988.
5. Аринин А.Н. Культура и личность в современной России// Личность и мир: Филос.-публицист. Альманах. М., 2001. - С. 6-19:
6. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. - 349 с. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. - М., 1967.
7. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.,1989.
8. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.П. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М., 1972. - Вып. 2. - С. 36-42.
9. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: изд-во МГУ, 1984.- 104 с.
10. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. - 318 с.
11. Аталиков В.М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик. -2000.-96 с.
12. Ахутин А.В. Парадоксы культурологии // Человек-Культура-История. -М., 2002.-С. 156-193
13. Бабич ИЛ. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. -М., 1995.
14. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе (Методол. аспекты проблемы) / B.C. Барулин. М., 1977. - 143 с.
15. БеликА.А. Концепция А. Маслоу — шаг на пути к созданию синтетической теории человека // Вестник МГУ. Серия 7. Философия, 1991.
16. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. /Учебное пособие. М., 1998.
17. БеликА.А. Психологическая антропология. М., 1993.
18. Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США. От исследований "Культура и личность" к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989.
19. Бергман С. Транскультурность и традиция восстановление целостности в позднем модерне // Свеча-. Архангельск, 2002. - С. 127-139
20. Бердяев Н.А. Национальность и человечество // Судьба России. М., 1918.-С. 93-101.
21. Брошей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
22. Брошей Ю.В. Подольный Р.Г. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1990.-391 с.
23. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: (Очерки теории и истории). М.: Наука, 1981. - 390 с.
24. Бромчей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / АН СССР, ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1987.-333 с.
25. Брук С.К, Чебоксаров Н.Н., Чеснов Я.В. Проблемы этнического развития зарубежной Азии // Вопросы истории. 1969.- №1. - С. 98-99.
26. Будерманн Г. Энциклопедия символов / Пер. С нем. М., 1996. 335 с.
27. БулаинД. Художественная жизнь современного общества; Т. 4, кн.2.:2001,-531 с,
28. Василенко В.М. О развитии народного искусства //Творческие проблемы современных народных промыслов. Л., 1981. -С.45.
29. ВеберМ. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М., 1994. - 702 с.
30. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
31. Гадаиер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер; Общ. ред. и вступ. ст. (С.5-36) Б.Н. Бессонова. -М.: Прогресс, 1988. 699 с.
32. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.
33. Гачев Г.Д. Национальный космо психо - логос // Вопросы философии. - 1994 - №12 - С. 59-78.
34. Губогло М.Н. Толерантность представлений и представления о толерантности // Этнопанорама. Оренбург, 2002. - №3/4. - С. 58-70.
35. Голышев A.M. Местное самоуправление и культура // Ориентиры куль- турной политики М., 1998. - С. 57-62.
36. Горлова И.И. Региональная культура и культурная политика // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. Вып.8.
37. Государственная культурная политика в документах и материалах / Отв. Ред. Сорочкин Б.Ю. СПб.: Д.Буланин, 2000. - 440 с. - Художественная жизнь современного общества; Т.4, кн.1. Документы 1970-1990 гг.
38. Гумилев JI.H. Биография научной теории, или Автонекролог // Знамя -1988. №4.-С. 212.
39. Гумилев JI.H. Историко-философские труды князя Н.С.Трубецкого // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. - С. 31-54.
40. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. - 526 с.
41. Гуревич П.С. Расы и народы: Ежегодник. М., 1993.
42. Гуссерль Э. Философия как строгая наука: Пер. с нем. / сост., и примеч. О.А. Сердюкова. Новочеркасск, 1994. - 354 с.
43. Диалог культур: История, современные проблемы и перспективы: Ма-рериалы Всерос. Конф. «Язык культуры и культура языка» (15-16 марта 20011. Тюмень, 2001. 263.
44. Заринов И.Ю. Проблемы этнокультурного развития. В кн.: Расы и народы.-М., 1991.
45. Зверева Г.И. Роль познавательных «поворотов» второй половины 20 в. в современных российских исследованиях культуры // Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-гг. Сб науч. Тр. /Состав. Зверева Г.И. М., 20901. -С. 11-21
46. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Д., 1987.
47. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. — М., 1993, —С. 134-289.
48. Кавказ: проблемы культурно-цивилзационного развития. Ростов-на Дону, 2000
49. Каган М.С. Философская теория ценности. Спб., 1997.
50. Казакова К.Э. Из прошлого Сибири //Новосибирский университет. Межвузовский науч. труд, 1996.
51. Каменец А.В. Культурная политика и современная социокультурная ситуация: Методологические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры / А.В. Каменец // Ориентиры культурной политики.
52. Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 2001.- 432 е. Сер.: «Кавказ: народы и культуры», Вып. 1.)
53. Карпишии Н. Исторический метод антропологической школы Ф.Боаса /: Культурология. Дайджест. 1999. - №3.- С.44-45.
54. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. - T.I. К культуре мира - через диалог религий, диалог цивилизаций: Материалы междунар. Науч. Конф. (3-5 октября 2000 г) Акад гос. Службы при Президенте РФ. Ом отд-е Омск, 2000. - 155 с.)
55. Колпаков ЕМ. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. -1995. №5.-С. 15,17.
56. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтнических государствах М., 1994.
57. Кои И.С. К проблеме национального характера // История и психология. — М., 1971.-С. 17-28.
58. Кондратьева Т.С. К вопросу о понятии «глобализация» // Процессы глобализации: экономические, соцуиальные и культурные аспекты: Проблем.- темат. Сб. / РАН. ИНИОН. М., 2000. - С. 11-21
59. Культурная политика в России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: Либерея, 1998.-296с.
60. Культурология. XX век: Антология: Перевод / Сост. С. Я. Левит. М.: Юрист, 1995. - 703 с.
61. Культурология. Энциклопедия. -М., 1999.
62. Куп Т. Структура научных революций. М., 1977.
63. Кучуков М.М. Национальное самосознание. Ростов/на/Дону, - 1993.
64. Кушаков Ю.В. Историко-философская концепция Л. Фейербаха: Теория, методология, конкретн. Результаты. Киев: Вища школа. Изд-во при Киев. Ун-те, 1981.- 166 с.
65. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
66. Кцоева Т. У. Кавказский супероэтнос // Эхо Кавказа. 1994. - №2
67. Соловьев B.C. Общий смысл искусства. Соч.: В 2 т. М., 1988. - Т. 2.
68. Ласло Э. Жить при многообразии культур: Философия культуры // Экология и жизнь. 1999. - №4. - С. 9-10.
69. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 1896.
70. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. - 608 с.
71. Леви-Строс К.Структурная антропология М., 1985.
72. Лихачев Д.С. Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.
73. Личность, общество, культура // Философия и общество. 2001. - №3. -С. 39-69.
74. Луарье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
75. Луков В.А. О дискурсе. Дискурс в методологических проблемах исследования социального развития // Дискурс: Социол. Студия. М., Соцуиум. -2001.-С. 3-14.
76. Макаров В.В., Храпова В.А. Регион как социокультурное пространство // Центр-провинция: Историко-психологические проблемы: Материалы Все-рос. Науч. Конф. 9607 дек. 2001 СПб., Нестор, 2001. - С. 181-182
77. Маибетов Т.К. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1997.
78. Маркарян Э.С. Человеческая деятельность. Ереван,1972.
79. Маслоу А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.
80. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997.
81. Махлаев А.В. К вопросу об изучении национального характера // Социально политический журнал - 1995 - №1. - С. 207-210.
82. Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения: Сб. науч. тр. / Удм.гос. ун-т, Ин-т человека, каф. философии; Редкол.: А. А. Разин (отв. ред.) и др.. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. - 125 с.
83. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1992.
84. Моисеева Н.А., Сороковникова В.И. Менталитет и национальный характер: (О выборе метода исследования) // Соц. Исслед. М., 2003. - №2. - С. 45-55
85. Нагой А.А. Социокультурная ситуация и региональная культурная политика в России 1990-х годов. (Тенденции. Противоречия. Проблемы). Краснодар, 1999.-48с.
86. Народы России. Энциклопедия. М., 1994. 480 с.
87. Нарочиицкая Е.А. Национальный фактор в эпоху глобализации // Процессы глобализации: экономические, социальные и культурные акспекты: Проблем.-темат. Сб. /РАН ИНИОН. М., 2000. - С. 102-155
88. Новая» Росси: Национальные интересы в глобальном контексте: Материалы Рос. Межвуз. Науч. Конф. (7-8 дек. 2001, М., 2001. 168 с.
89. О перспективах развития культуры Российской Федерации на 20002002-2005 гг. // Ориентиры культ. Политики. 1999. - Вып. 10. - С. 3-93.
90. Орлова ЭЛ. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994.
91. Орлова ЭЛ. Теоретические основания построения критериев оценки социальной эффективности программ /проектов/ социокультурного развития //Ориентиры культурной политики. М., 1998. - №2. - С.9-38.
92. Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения: Тезисы докл. Науч.-практ. Конф. (1-4 апр. 2001, Нальчик)
93. Решетов A.M. Этнос и его подразделения /К проблеме гетерогенности этноса/ // Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнических процессах. Уфа, 1989. - С.72-77.
94. Роджерс К.К науке о личности // История зарубежной психики. М.,1986.
95. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.,1993.
96. Силин А.А. Категория времени в современной концепции развития бытия // Полигнозис. 2002. - №1. - С. 3-16.
97. Сильвестров В. Проблема самосознания культуры» /Культурология. Дайджест. 1999-№3. - С. 204-205.
98. Скворцов JI.B. Россия: Истина жизни. Информационная культура и политика мультикультурализма // Культурология XX век. Дайджест Социология культуры и искусства. М., 1998. - С. 237-240.
99. Снегирева Т.И. Культурный регионализм возрождение культурной жизни // Россия и современный мир: Проблемы. Мнения. Дискуссии. События. - М., 1998. - Вып. 3/20/. - С. 53-67.
100. Сорочкгш Б.Ю. Принципы формирования многоканальной системы финансирования культурной деятельности / Б.Ю. Сорочкин, JI.M. Зайцева II Культура на перепутье. М, 1994. - С.203
101. Степапов Ю.С. Константы: Словарь рус. культуры. М., 1997. - 824 с.
102. Степаненко В.В. Миротворчество и диалог культур в мире и на Кавказе. Тез. докл. 3 Междунар. Конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру (18-21 сентября 2001). Пятигорск, Изд-во Пяти-гор. Гос. Линг. Ун-та, 2001. - С. 60-63.
103. Стефапепко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997. - С. 97-104.
104. Тадтаев Х.Б. Этнос. Нация. Раса. Национально-культурные особенности детерминации процесса познания. Саратов, 2001. - 248 с.
105. Тебуев Р.С. , Xamyee Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М., 2002.-224 е.
106. Тишков В. Народы России: Энциклопедия. М., 1994.
107. Тойпби А. Постижение истории: Сборник / Перевод с англ. Е. Д. Жаркова; Предисл. В. И. Уколовой; Послесл. Е. Б. Рашковского. М.: Прогресс. Культура, 1996. - 606 с. .
108. Тойпби А. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. И. Е. Киселевой, М. Ф. Носовой; Предисл. В. И. Уколовой; Авт. коммент. Д. Э. Харитонович. М.; СПб.: Прогресс. Культура: Ювента, 1996. - 477 с.
109. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. - 798 с.
110. Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: Проблемы менталитета. -М., 1994.
111. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Ч. 1: Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Ч. 2: Космо-антропо-социо-природогенез Человека. — 2-е изд. — Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 833 с.
112. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.576 с.
113. Флиер А.Я. Этнические функции культуры // Культурология: Научно-образовательный вестник, 1996. № 5.
114. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.
115. Фрейд 3. Будущность одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.
116. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1915.
117. Хабибуллип КН. Национальное самосознание и интернациональное поведение. -JL, 1989.
118. Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: Вызовы времени: социально-филос. анализ. Ростов н/Д, 2001. - 190 с.
119. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //Полис, 1994.
120. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. М., 1991. - Т1. - С. 325.
121. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
122. Чуркина И. Программа культурно-национальной автономии: создание и варианты //Вопросы истории. 1999. №4-5. - С. 70-81.
123. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 496 с.
124. Шерстова JI.M. Этноконфессиональная общность: к проблеме эволюции субэтносов. В кн. Расы и народы. -М., 1991. С. 31-46.
125. Шихирев П.Н. Перспективы теоретического развития этнической психологии // Этническая психология и общество. М., 1997. - С11-17.
126. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения.-М., 1989. -602 с.
127. Шпет Г.Г. Философские этюды. М., 1994.
128. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: Смысл и предпосылки ценност. выбора / Ю. А. Шрейдер; Рос. акад. наук. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-206 с.
129. Шулунова Л.И. Этнография и фольклор. Санкт-Петербург-Чимкент,1992.
130. Эйбл Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. - 1983. - №1.
131. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.1. Авторефераты диссертаций:
132. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад: Автореф. дисс. докт. философ, наук. М.,1969.
133. Гармаева М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: Автореф. дисс. канд. философ. наук-М., 1994.
134. Гаева JI.A. Зрелищно-игровая традиционная культура кабардинцев как основа становления национального театра: Автореф. Дис. канд. Искусствоведения /РАН. Рос. Ин-т истории искусств. СПб., 2001. - 24 с.
135. Новиков B.C. Философский анализ проблемы диалога культур: Автореф. Дис.канд. филос. Наук (Соврем, гуман. ин-т. М., 2001. - 12 с.
136. Остривная Н.И. Культурно-образовательная политика региона (на материале Ханты-Мансийского автономного округа). Автореф. дисс. На соиск. уч. ст. канд. культурологи. Краснодар, 2002. - 24с.
137. Шпак Н.С. Нац. Самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1993.
138. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление. Автореферат дисс на соиск. учен степени докт. философ, наук. Свердловск, 1984.
139. О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ: Постановление Правительства Рос. Федерации №226 от 22.04.92г. // Сб. нормативных актов Рос. Федерации. М., 1992.-ВЫП.13.-С.645-649.
140. Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ 922 апреля 1992г
141. Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» (9 октября 1992 г)
142. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ» (12 ноября 1993)
143. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1996 года «О грантах Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства»
144. Федеральный Закон РФ от 17 июня 1996 года «О национально-культурной автономии»
145. Постановление Правительства РФ от 19 июня 1996 г. «О федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ (19971999)