автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Культурно-историческая самобытность России в главных течениях русской общественной мысли XIX - начала ХХ века
Текст диссертации на тему "Культурно-историческая самобытность России в главных течениях русской общественной мысли XIX - начала ХХ века"
/1 / ' *',''/ • / / : - -
Санкт-Петербургскии государственный университет экономики и финансов
На правах рукописи
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ САМОБЫТНОСТЬ РОССИИ В ГЛАВНЫХ ТЕЧЕНИЯХ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ
МЫСЛИ XIX- НАЧАЛА XX ВЕКА
Специальность 09. 00 . 13 - Философская антропология и философия культуры
диссертация на соискание ученой степени кандидата
философских наук
Научный руководитель доктор философских наук, профессор Щученко В.А.
Санкт-Петербург 1999
Оглавление
Введение...........................................................................................................................3 -16
Глава первая. Историческая самобытность национальной культуры как
универсальная проблема культурфилософии..........................................................17
§1. Проблема национально-культурной самобытности в истории европейской и русской
философии......................................................................................................17-26
§2. Культурно-историческая самобытность России как фактор становления русской
общественной мысли........................................................................................26-41
,§З.Философско-антропологические основания и ценностно-мировоззренческие ориентации главных течений русской общественной мысли XIX - начала XX
века.................................................................................................................41-56
Глава вторая. Различные аспекты культурно-исторической самобытности России
в неправославных и секулярных течениях общественной мысли.............................57
§1.Россия и русский вопрос с точки зрения христианизированного
европоцентризма..............................................................................................57-83
§ 2.Либерально-консервативное государственничество о путях развития России.......83 - 99
§ 3. Самобытность России в свете радикального и умеренного народничества.......100 - 126
§ 4. Революционно-утопический прогрессизм и Россия.......................................126 -157
Глава третья. Культурно-историческая самобытность России с точки зрения
просвещенного православного традиционализма................................................158
§1.Образ России в учении ранних славянофилов....................................................158 -172
§2. Критика раннего славянофильства либеральными и консервативными
мыслителями.................................................................................................172-182
§3. Развитие славянофильской концепции в православной общественной мысли второй
половины XIX - начала XX века.......................................................................182 - 213
Заключение.....................................................................................................214 - 220
Библиография...........................................................................................221- 232
Введение
Актуальность темы исследования Предпринимая анализ основных форм русской общественной мысли в плане отражения ими культурно-исторической самобытности России, мы отвечаем как интересам дальнейшего развития российского самосознания, так и универсальной философско-антропологической потребности исследования социальных типов человеческого бытия. Именно широкое гуманитарное значение проблемы самобытности национальных культур объясняет все больший международный масштаб комплексного изучения этой проблемы, проводимого ЮНЕСКО и университетом ООН. В процессе подобного изучения понятие "самобытность" становится по своему культурфилософскому существу сопоставимым с понятиями "независимость" и "суверенитет" в смысле политологическом. Судя по материалам всемирной конференции ЮНЕСКО, посвященной культурной политике (Мехико, 1983 г.), самобытность рассматривается в современной культурфилософии как "жизненное ядро культуры, тот динамический принцип, через который общество, опираясь на свое прошлое, черпая силы в своих внутренних возможностях и осваивая внешние достижения, отвечающие его потребностям, осуществляет постоянный процесс самостоятельного развития"1.
Вполне очевидно, что без философской экспликации своеобразия русского культурного самосознания и российского культурно-исторического процесса трудно надеяться на осмысленное развитие нашей страны, призванной ясно
сознавать свои цивилизационные особенности и быть способной к плодотворному
2
взаимодеиствию с иными странами и народами
1 Цит. по ст. Ерасова Б. С. Проблемы самобытности незападных цивилизаций. Развитие теоретической мысли в странах "Третьего мира" // Вопросы философии. 1987. N 6. -С. 117.
2 Понимание объективной ценности национально-культурной самобытности нашло яркое отражение во Втором Среднесрочном плане деятельности ЮНЕСКО (на вторую половину 1980-х годов), разработанном его Генеральным директором в итоге анализа мировой обстановки с участием 158 государств. Комментируя основные проблемы международного сообщества, отраженные планом, руководитель ЮНЕСКО подчеркивал, что "возрастающее единообразие, которое ведет к униформированию мира на основе
Объект и предмет исследования Объект диссертационного исследования - опыт русской общественной мысли от 30-х годов XIX в. до первого десятилетия XX столетия, ибо именно в рамках этого периода наблюдается активизация специфически русского философского дискурса и оформление основополагающих миросозерцаний отечественной интеллигенции. Под общественной мыслью диссертантом понимается интеллектуальная деятельность представителей данного общества, направленная на осознание многообразия присущих ему социальных интересов, уяснение его национальной специфики, идеологическую концептуализацию его исторических задач, постановку насущных проблем его культурной, политической, экономической жизни.
Предмет исследования - культурная самобытность России как духовно-типологическая основа российского общественного развития, определяющая особенности его религиозно-нравственных, политических, социально-экономических форм, а также как важнейшая проблема русского общественного самосознания. Рассматриваемый сквозь призму последнего, предмет исследования предстает перед нами со стороны своей жизненно-конкретной, культурно-регулятивной роли в различных сферах исторического бытия российского общества.
Степень разработанности проблемы В настоящее время отечественная философия и культурология поднимает целый пласт ранее не исследовавшихся тем, связанных со спецификой
единственной модели, может создать ситуацию, при которой все человечество останется безоружным перед лицом неизвестных или новых опасностей... Мы не можем исключить гибель глобального технократического общества от энтропии из-за отсутствия достаточной дифференциации между культурами". Генеральный директор отмечал далее, что "во всех регионах культурная самобытность выступает отныне в качестве одной из главных движущих сил истории", являясь "ни застывшим наследием, ни простым набором традиций, а внутренней динамикой, процессом поступательного созидания общества своими силами... Самобытность все активнее заявляет о себе как неотъемлемое условие развития личности, групп, наций". ( 1\/ГБоу Амаду-Махтар. У истоков будущего // Курьер ЮНЕСКО. 1983. Февраль.- С. 8.)
российской цивилизации, ее православно-христианских оснований, наследием религиозных философов и представителей различных направлений общественной мысли 1. Все большую роль приобретает в отечественном гуманитарном знании проблема самобытности русской культуры. Продолжается осмысление трудов таких выдающихся исследователей духовного своеобразия России и истории российского культурного самосознания из числа ученых Русского Зарубежья, как Г.П.Федотов, Г.В.Флоровский, Н.С.Трубецкой, И.А.Ильин, С.А.Зеньковский и др.
Значительный вклад в изучение российского культурно-исторического своеобразия внесли С.С.Аверинцев, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, М.Б.Плюханова, O.A. Платонов. Целый ряд проблем социокультурной специфики нашей страны поднят в трехтомной работе А.С.Ахиезера "Россия: критика исторического опыта" ( М.: ФОСССР, 1991), в сборнике "Модернизация в России и конфликт ценностей" ( отв. ред. С.Я. Матвеева, -М.: ИФРАН,1994), в книге В.К.Кантора "...Есть европейская держава". Россия: трудный путь к цивилизации. Исторические очерки" (М.: РОССПЕН, 1997). Важные вопросы русского общественного самосознания рассмотрены в оригинальном исследовании К.Касьяновой "О русском национальном характере" (М.: Институт национальной модели экономики, 1994). Весьма актуальные темы, касающиеся специфики российской культуры, были подняты в последние годы на круглых столах и в публикациях журнала "Вопросы философии". Следует сказать также о содержательных сборниках статей "Русская цивилизация и соборность" и "Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения", вышедших в Москве в 1994 и 1995 гг. под редакцией Е.С. Троицкого.
1 О научной активности в этом направлении свидетельствуют авторефераты следующих кандидатских диссертаций, защищенных в последнее время: Абдарасулов С.М. Судьба России в философии истории религиозных мыслителей XIX века: П.Я.Чаадаев, К.Н.Леонтьев, В.С.Соловьев. /МГУ им. М.В.Ломоносова.-М.,1995; Абрамова T.B. Космизм в русской религиозной философии: В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков / Рос. акад. упр. Центр гуманит. подготовки кадров упр.- М., 1994; Маякунов А.Э. Национально-государственные проблемы России в творчестве Н.Я.Данилевского. / С.-Петербургский гос. ун-т,- Спб., 1994; Михеев В.М. Философия истории Н.Я. Данилевского. / Рос. акад. упр., Центр гуманит. подготовки кадров упр.- М., 1994 и др.
Среди петербургских исследователей, плодотворно занимающихся проблемой своеобразия отечественной философии, духовности и культуры, нужно отметить А.Ф. Замалеева, А.Л.Казина, А.И.Маилова, В.Н.Сагатовского, В.А.Щученко. В работах Замалеева по истории русской мысли и духовности (см. в частности: Замалеев А.Ф. Лепты. Исследования по русской философии. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996), в книге Сагатовского "Русская идея: продолжим ли прерванный путь?" (СПб.: Петрополис, 1994) рассматривается ключевая проблематика отечественного культурно-исторического самосознания. С большой духовной углубленностью осмысливается русская история в книге Казина "Последнее царство. Введение в историософию России" (СПб., 1996). Целый ряд типологически своеобразных особенностей опыта отечественной религиозной мысли исследован в цикле аналитических очерков Маилова "Русская религиозная философия в "Пути", изданных Русским Христианским гуманитарным институтом в 1992 - 1995 гг. Органом, объединяющим усилия специалистов различных петербургских вузов по изучению русской мысли и культуры, служит альманах "Вече", издаваемый Санкт-Петербургским государственным университетом (главный редактор А.Ф.Замалеев)1.Систематические исследования по проблемам философии русской культуры, духовно-исторического развития России, аксиологической специфики отечественного культурного самосознания и перспективам российского культурного синтеза осуществляются на факультете истории русской культуры Санкт-Петербургской государственной академии культуры 2. Интересной инициативой группы петербургских исследователей является учреждение философско-исторического журнала "Русское самосознание", на страницах которого история русской философии, общественной мысли, своеобычность отечественной культуры и государственности получают оригинальное и вместе с тем традиционно ориентированное освещение
1 См.: Вече. Альманах русской философии и культуры.-СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. Вып. 1, 1994, вып.2-3, 1995, вып. 5-7, 1996, вып.8,1997.
2 См.. Сборники статей: Духовность России: традиции и современное состояние.-СПб., 1994; Ценностный мир русской культуры.- СПб., 1995; Русская культура как живой организм.-СПб., 1997. Культурный синтез России.- СПб., 1998.
3 См.-.Русское самосознание. Философско-исторический журнал. №1. - СПб.,1994; № 2,-СПб., 1995; №3.-СПб.,1997, №4.-СПб., 1998.
Однако мы находимся в начале пути основательного исследования духовного своеобразия России. Изучение проблем русского общественного самосознания, в плане универсальной культурфилософской значимости типологии национальных духовных форм и под углом зрения его собственной ценностно-мировоззренческой природы, осуществляется еще с недостаточной философской углубленностью. Один из наиболее характерных недостатков, издавна укоренившихся в отечественном обществоведении, - истолкование многосложной картины русской общественной мысли в категориях жестко политизированного социологического мышления. С дореволюционных времен различные исследователи преимущественно стремились разбить все обозреваемые персоналии на чересчур обособленные социологически интерпретируемые группы или истолковать в каких-либо однозначных априорных схемах. В одном случае избирался известный путь классового деления мыслителей, в другом - добавлялась доля культурно-исторического колорита (обусловливающего градацию западников, славянофилов, радикальных и либеральных народников и т. д.). При этом часто вводились довольно неясные и произвольные размежевания "славянофилов" и "почвенников", укоренялись идеологически оценочные клише по отношению к целым группам мыслителей и этапам общественной мысли, типа пресловутого "вырождения славянофильства", повторяемого даже вдумчивым Н.О. Лосским в "Истории русской философии"1.
Другой исторически устоявшейся односторонностью в исследованиях российского общественного самосознания может считаться европоцентризм, преувеличивающий эвристические возможности использования опыта западноевропейского интеллектуального развития в познании истории и типологии русской мысли. Естественно, что в свете европоцентризма на первый план обычно
1 Красноречивым примером традиции столь произвольного, сугубо оценочного подхода в дореволюционный период может служить двухтомная "История русской общественной мысли" Иванова-Разумника, где автор интерпретировал развитие нашего общественного самосознания в узких рамках становления индивидуализма "прогрессивной" интеллигенции в противовес "мещанству" всего остального общества. Внутри такого рода схемы совершенно не было места для консервативного направления мысли, которое не вмещалось в историю интеллигентского оппозиционного индивидуализма. (См. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. Т. 1. 4-е изд.-СПб., 1914.-С.18.)
выдвигаются разновидности русского западничества, оригинальным же православным учениям уделяется незначительное, сугубо критическое внимание, как всецело реакционным, отсталым, архаическим.
Между тем русское национальное сознание, русская философская и общественная мысль возникали и развивались в русле глубоко своеобразной традиционной культуры и приобретали значительные отличия, сравнительно с философской и общественной мыслью Западной Европы. "Русские идеологии" далеко не во всем соответствовали классическим европейским критериям либерализма, радикализма, консерватизма, отражая как иной человеческий тип, так и своеобразную социально-политическую реальность.
Методологические основы исследования
Чтобы приблизиться к более основательному пониманию культурно-исторической самобытности нашей страны как проблемы и как фактора русской мысли, обусловившего ее мировоззренческие и структурно-типологические особенности, необходимо преодолеть отмеченную выше произвольность и концептуальную поверхностность исследовательских подходов. Следует, во-первых, повысить теоретический уровень исследования всего круга очерченной выше проблематики, посредством анализа философско-мировоззренческих и культурфилософских аспектов становления и развития русского общественного самосознания, а во-вторых - в полной мере учесть традиционные начала российской культурно-исторической жизни. Под традицией мы понимаем смыслообразуюицие, духовно устойчивые, исторически воспроизводящиеся принципы мировоззрения, нравственности, социальной и личной жизни, которые обеспечивают преемственность прежнего культурного опыта, а также ориентацию жизнедеятельности людей на укрепление и восполнение исторического наследия творческими силами. Всякое общественное сознание по природе своей традиционно, с большей или меньшей отчетливостью проявляя традиционные основы в формах персонального дискурса. При этом собственно традиционалистская интеллектуальная установка характеризуется максимально осознанным стремлением руководствоваться "вечными ценностями" и критериями практики, прошедшими вековую проверку, стремясь не допустить отрыва современности от вневременных ценностей и исторически апробированных жизне-
строительных императивов, поставить настоящее в духовную и социально-практическую связь с прошлым.
Традиционные ценностно-мировоззренческие начала русской социальной жизни, стало быть, должны приобрести корневое, осевое значение для философского анализа всего спектра идейных течений, характерных для России XIX - начала XX века. К традиционным же особенностям отечественной