автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культурно-просветительная деятельность музеев Петрограда-Ленинграда

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Максименко, Людмила Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Культурно-просветительная деятельность музеев Петрограда-Ленинграда'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурно-просветительная деятельность музеев Петрограда-Ленинграда"

Гч.

СП ©

На правах рукописи'

с; -х

ем

I 'Л

МАКСИМЕНКО Людмила Валерьевна

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА 20-х - начала 30-х годов '

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Ао-ТОРЕ<ЬЕРА.Т диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Санкт-Петербург 1997

Работа выполнена на кафедре политологии Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор Н.П.Бабаева-

Официальные оппоненты - доктор исторических наук, . ' * • ' • Т.П.Бондаревская

кандидат исторических, наук, . доцент З.С.Трухачева _

Ведущее учреждение • - Санкт-Петербургская государствен-■ - наяакадемия культуры ,

Защита диссертации состоится " б » 1997 г<

в/С.

. часов на заседании специализированного Совета

Д-151,02.01 по защите диссертаций на соискание уяеной степени

доктора исторических наук в Северо-Западной академии государственной службы /199004; С.-Петербург, В.О., 8-я линия, д.61/ .

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-' . Западной академии государственной службы. . . -

. Автореферат разослан ".

3 » 1997 г<..

Ученый секретарь ".,''■■

'" -О

специализированного Совета • кандидат исторических наук, • .

до цен г

Л.И.Комиссаройа

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования Важнейшей задачей исторической науки на современном этапе является воссоздание объективной и полной картины истории, в том числе и истории отечественно"! культуры В связи с этим представляется необходимым проанализировать систему использования .музейных ценностей в сфере образования и культурного строительства в период 20 — х гг.

Помимо исторической значимости памятники культуры!, отражая материальную н духовную жизнь прошлых поколений, язляются мощным средством воспитания личности, способствуя ее патриотическому и эстетическому становлению.

В 20-е гадь: правительство РСФСР придавало особое значение становлению и развитию системы просвещения и образования, учитывая их роль в подъеме экономического уровня страны и формирования межнациональных отношений, решению задачи организации процесса непрерывного образования.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что изучение опыта и анализ разносторонней работы музеев дает возможность объективно оценить действия как музейных деятелей, так и руководства-Наркомпроса, творчесюи использовать его в деле просзещешш и воспитания граждан в сложный переходный период реформирования страны.

Творческое исполыов?нЛе просветительного опита тех лет особенно необходимо сегодня, когда российская политика реформ системы образования и воспитания, средней и зысшей июаы выдвигает на перзый план задачу утвериедения различных по своей сутил-егодов культурно-просветительной деятельности музеев. , »

Хронологические раччи диссертации, охватывающие период 20 — х годов, . определяются целым рядом обстоятельств,-

ТЗ эти годы завершился процесс централизации музейного дела, создана ели-' ная музейная сеть страны, основными социальными функциями музеев стали обра-^ов'ательно-восплтатсльк^л ц док-ументационко-хранительная.' .

Государство создавало условия для'прсведения разного рода экспериментов а области музейного дела, позволяло использовать нестандартные подходы при создании отдельных экспозиций, организации выставок, комплектовании фондов.,

В этот период проходила апробация различных педагогических методик,, таких, как, педологическая', дефектологпческаА др. Все это позволяло разнообразить и качественно «м-ершенстебвать формы просветительной'деятельности музеев. . •" ■ ' '

С 30-х годов начался'процесс унификаций'методики организации музейного ' дела. В ргзультзте объем экскурсий в системе образования стал постепенно сокращаться. Специализация музеев тгкже-претерпела изменения. Закрывались истори-ко-бытовно музеи и многие другие музеи города.

Значительные перемены произошли и в кадровой политике.,Проведенная в конце 20-х - нач. 30-х гг. кадровая Чистка пр!,с ' к замене старых опытных музейных работников -мололйии, порой неподготовленными людьми. Итоге»! кадровых

1 .Закс А.Б. Проблемы социальных функций --музея. /Научное наследие А М.Разгона и актуальные проблемы музеев. Тезисы доклада. М. 1990.

2. ЦГА СПб. Ф. 2556. Он. 1 Д. 2314, Л. 121; Историк-марксист. !927. № 3, 4. '

перемещений становилось снижение уровня профессионализма, поскольку основным критерием пригодности работников музеев стала политическая благонадежность.'

• . С этого же периода началась широкая распродажа музейных ценностей за границу.'Государственная политика была направлена на введение новой шкалы ценностей, формирования иных культурных традиций.

С 30-х годов.. начинается перестройка музейной деятельности, которая качественно отличается от предыдущего периода. Она также представляет научный интерес для исследователя. Однако автор ограничил сферу научных поисков первым периодом разв!гтия музейного дела. ■

Степень изученности темы. Недостаточная изученность темы, фрагментарность ее исследований объясняется в наибольшей мере малодоступностью архивных фондов для исследователей этого периода. Факты многочисленных репрессий музейных, краеведческих и партийных работника, занимавшихся музейным строительством в 20 • 30-е годы исключали возможность объективного анализа личностного вклада в развитие музееведения. Последствия "великого перелома", отступлении от ленинских установок в области развития культуры, засекреченные данные о продаже музейных ценностей делали объективную оценку трудноосуществимой. »

Фундаментальные исследования культурно-просветительной деятельности музеев и музейного строительства в первое десятилетие Советской власти начались в 50-60-е годы и продолжаются до сегодняшнего дня, по мере открытия и расширения источникоаой базы исследования. .

Первыми серьезными исследованиями в этой области были работы О.В.Ионовой, Д.А.Равикович, АБЗакс, В.К.Гарданова'Проблемам культурного строительства в Петрограде - Ленинграде, формирования советской интеллигенции посвящены работы Красниковой А.В., Степанова З.В , Ильиной Г.И. и других.4

1.ЦГА СПБ. Ф. 1027 Оп.' 1. Д. 36. Л. 11, 19, 59-66; Закс А.Б. Из илорни Го. сударственного исторического музея. / ОИМД. М. 1960. Вып. 2. С. 346.

' ' 2.ЦГА СПб. Ф. 2556. Оп. 11. Дд. 24, 32, 33, 57; Кузина Г.А..Государственная политика в области музейного дела в 1919-1945 гг. В сб. Музеи и власть. М. 1991. Ч. 1 С. 129.

3. Г-арданов В.К. .Музейное строительство и охрана памятников культуры в • - первые годы Советской Власти' 1917-1920 гг. / Очеркй истории музейного дела в

. СССР) далее - ОИМД'. М. 1957. Вып. К С 7-36; Закс А.Б. 'Источники по истории . музейьи-о дела 1917-1941./ОИМД М. 1968. Вып. VI. С. 5-53; Равикович Д А. Ор-ганнзация музейного дела и музейное строительство & годы восстановления народ'. ного хозяйстг - 1921-1925. /Там же. С. 97-145; Ионова О.В, Из истории строительст-' V ва краеведческих музеев РСФСР./ ОИМД. М 1961. Вып. V. С. 39-175.

4. Красникова А.В. Борьба за создание советской высшей школы. (1921-1925 п\). Л. 1954; Ока же. Из истории разработки В.ИЛениным политики привлечения буржуазной интеллигенции на службу советской »ласти. /Всстк'ик ЛГУ. Сер. Исто»

4 рйя языка и лйтературы; 1970. Л6 8. Вып. 2 / Степанов З.В. У истоков культурной революции. Л. 1972; Культурная жизнь Ленинграда 20-х - начала 30-х годов. Л. 1976; Ильина Г.И. Культурное строительство в Петрограде. Октябрь 1917 - 1920 гг. Л. 1982: '•....

В этих и других работах был представлен опыт государства по строительству музейного дела, показаны многочисленные трудности, возникшие на путч культурного строительства, были предприняты попытки обобщить известные данные о формировании музейной сета РСФСР, выязить хронологию , структурных преобразований Наркомпроса, особенности культурного строительства, провести статистические исследования. В научный оборот впервые были введены некоторые архивные документы по организации и содержанию музейно-просветительной работы. , Снятие табу с некоторых проблем и деятельности отдельных :лиц положили начало систематическому и более объективному освещению процесса культурных преобразований 20---х годов.

Этим вопросам б 80-е годы были посвящены работы Г А.Кузиной, А В.Козлова, Е.Н.Рафиснко, ¡0 Н.Жукова, В.В.Фортунатова, В.П.ЯрошецкОй.' В названных и некоторых других исследованиях был дан более'объективный анализ культурного строительства страны в период 20-х годов. '■

На сегодняшний день практически нет работ обобщающего характера по истории музейного дела и их культурно-просветительной деятельности. В то же время' более широкие возможности использования рассекреченных архивных фондов, процесс реабилитации музейных а партийных работников, позволивший вернуть в научн лй оборот их книги к статьи, посвященные музейному делу, значительно расширяют исгочниковую базу истории музейного дела в СССР.

Общим недостатком всех исследований, посаященвых проблемам культурного . и музейного строительства является то, что исследование общих проблем культурных преобразований, отдает приоритет, как правило, музеям Москвы. В силу определенных причин авторамп сглаживаются или вовсе, не упоминаются проблемы,' , связанные с последствиями разгрома советской интеллигенции, в частности, музей- ^ ной, начавшегося в начале 30-х годов, атакже негативные процессьгв деле музейно- ■ • го и культурного строительства, порожденные командно-административной системой и т. д. . ; .

Историографический 'обзор публикаций по теме просветительской деятельности музеев позволяет сделать вывод о том; что данная тема изучена недостаточно, нуждается в дальнейшей разработке и имеет практическое значение как для объективности исторического исследования, так и для практического применения в деле просвещения, образования, госпнтания. Особенно это касается истории, ленинградских музеев, а также деятельности конкретных лиц из числа музейно-педагогическда работников, много сделавших для'развития просветительногоЬела з городе.__,

1. Козлов А В. Фактический отказ от политики охраны памятников истории и культуры в конце 20-х гг. / Сов гос. и право. 1989. Л» !2, С. 94-1 [0; Жуков Ю.Н. • Становление и деятельность органов охраны памятников истории и культуры, / М. -1989; Крина ГЛ. Государственная политика в области музейного деда./ Музеи и власть. М. 1991. Ч. 1. С. 06-172; Семененко Г.Н.- Выставочная работа музеев 1917-19505УМуз. дело в СССР. М. 1939. Вып. 59. С. Гут; Рафиенко Е.И.-Экскурсионный метод и город: постановка проблемы в 20-е годы. /Муз. дело в СССР. М. 1992. . Вып. 21. С ;'02-108; Фортунатов В.В. Общественные организации,интеллигенции -Петрограда - Ленинграда в 1917-1928 гг. [ Российская интеллигенцнл Страницы истории. СПб,. 1991. С. 15-25, Ярашецкая В.П. .Участие интеллигенции а обеспечении сохранности памятников искусства и старины Петрограда. (Марг ¡917 - октябрь 1918 гг.)/ Российская интеллигенция на исторической переломе' Первая треть XX века, СПб. 19%. С. 81-83. .

4 '-''" ;

. ' - ' г '• . ''•.'.

Все э-Уо определило цел» и задачи диссертационного исследования.

Автор поставил целью показать достаточно сложный и неоднозначный про цесс разработки и использования музейных ценностей в деле просвещения, выявит 'особенности сотрудничества музеев с высшими и средними учебными заведениям ', по использованию потенциала музеев в культурном строительстве, восполнить не которые пробелы в исследования' истории культурно-просветительной деятельности ■ музеев Петрограда-Ленинграда в 20-е годы.

Для достижения этой целр автор стремится решить следующие задачи:

- дать характеристику музейного дела как синтеза науки, искусства и просве щенпя, ■ ' .

, - представить классификацию и проанализировать основные направления рг

боты многообразных видов музеев; - .

- исследовать применяемые формы и методы культурно-просветительной дея тельности;' ..

-выявить роль экскурсионного метода в. системе образования и воспитания.

, : Научная новизна диссертационного исследования. Автор предпринял попытк показать роль музеез а системе общего высшего и внешкольного образования, дат биографические сведения о некоторых выдающихся специалистах, стоявших у истс • Ков музейно-образовательного движения, например, о И.М.Грева . Г..П. Анциферове, Г.С.Ятманове, С.Н.Тройницкои и других. Вместе с тем авто . стремился проследить, как видоизменялся подход к музеям и экспозициям со сторс ; '■ ' '. ны руководства Наркомпроса; какое значение для судеб художественного достояни •• . .. народа имел отказ от политики охраны культурных ценностей и запрета их вывоз ' - . за границу, ввел в научный оборот ряд архивных фондов и документов, ранее не и< _ пользуемых исследователями, расширяя, таким образом, источниковую базу1; пр| влехает как мемуарную, так и специальную литературу, числившуюся ранее в з; крьггом для исследователей фонде.5 •

. , ■ Методология исследования основана на использовании принципов объекти] . ности и историзма. '

Принципы, положенные в основу диссертация, определили избранную авт( ром систему методов исследования: сравнительно-исторического, а также стап стического. ' , .

. . Источники исследования:- Подбор источников определяется необходимость

, всестороннего и объективного решения проблемы - анализ^ просветительной де; : - тельниоти музеев в рассматриваемый период. Использованные в диссертации и .точники можно условно разделить на четыре группы: 1) архивные материалы; : официал мю-докумеитальние материалы; 3) публицистика; 4) мемуарная литератур

1 Иш'рнмер, ф (¡>00, сожриащий стенограмму и протоколы Петршрадскс губернской музейной конференции 1923 года, отчеты музеев, сведения об открыл и закрытии музеев и тп; рассекреченную опись № 1! ф 2556 о распродаже музе: ных цечносгсй, ф. 8 (Рабкрин), содержащий отчеты ревизоров о реорганизации , _ ' материально-техническом состоянии музеев и т.д.

2. "Глазами иностранцев. 1917-1932 гг." М. 1932 ; Социология искусства. Л. 192 И др. , •

<

В диссертации использованы документы и материалы, извлеченные из фон-зов Центрального Государственного архива Санкт-Петербурга (ЦТ А СПб) и Центрального: Государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ). В процессе работы было изучено около 27 фондов, просмотрено свыше 500 дел.

Сложность работы с архивами объяснялась тем, что сведения о музейном строительстве и их культурно-просветительной деятельности рассредоточены по многим архивным фондам, изученный в разной степени. j

Основы научной разработки темы были заложены трудами А.В.Луначарского, первого руководителя наркомата просвещения. В его работах выявлялась сущность пролетарской культуры, неотделимой от ценностей культуры мировой, формулировались программные задачи Советской власти в деле просвещения народных масс, подводились итоги деятельности Наршмлроса в сфере культурно-образовательных преобразовании. Статьи бессменного руководителя музейным отделом Наркомпроса Н.И.Троцкой также использованы автором в качестве теоретической основы диссертации, '' • ■

Во второй' половине 20-х годов в связи с усилением роли и влияния политико.-агнтационного направления в культурно-просветительской деятельности важное методологическое значение приобрели работы руководителя Главполитпроевета Н.К.Крупской. 1

Решения партийных съездов н конференций, съездов Советов определяли основные направления развития страны, л в том числе культурно-просветительных и научных учреждений. Поэтому значительное внимание уделяется решениям партийных съездов и съездов Советов, а также ведомственным изданиям Комиссариата просвещения, призванным реадпзовывать решения, принятые на вышеупомянутых съездах и конференциях. Анализ партийных и советских документов, дающий пра-. вовую основу музейному строительству и просветительной работе>позволяет вы-, явить декреты, на основании которых- строилась культурная концепция партии и правительства, выявить эволюцию подходов'« музенно-простетительному делу, выделить основные опорные документы, кардинально влияющие на музейно-просветительную деятельность,- • •

Важным источником диссертации яаилисъ также решения различных музейных съездов, конференции и съездов по проблемам внешкольного образования. / .

Конференции 20-х - начала 30-х: годов отражали историю советского музееведения по следующим параметрам: охрана памятников культуры «'искусства, научная деятельность музеев как оегюза их просветительной работы, использование музейных ценностей для просвещения народных масс. . ' '

В исследуемый пгрпод значительное место,уделялось просвещению и образованию взрослых люден через внешкольное образование. Возможности сотрудничества музеев с системой внешкольного образования, обсуждались на съездах по внешкольному образованию. Вопросы лкскурсяошюго обслуживание школьников и взрослых обсуждались иа конференциях нсразрыг'">: тематика экскурсий и объекты их'проведення практически" не отливались друг от друга, разница заклк}"?.лась лишь в методике. • . -

В материалах этих съездов и конференций отражена жз кда эксперимента, обновления, реорганизации, 'поиски яоты.х форм работы с новой аудиторией. Был взят курс иа прсобрззоиаине музеев в культурные центры, включение их в систему обра-

зования. Музеи должны были опираться на науку и стать доступными для народных масс. -

Большое значение для исследования имеют также Труды I Всероссийского Музейного съезда (1930 г.).

■ Своеобразным ценным источником является и периодическая печать, посвященная музееведческим проблемам. Специальная музееведческая пресса 1920-х гг. была обширна и разнообразна' Многие нз дебатировавшихся тогда проблем актуальны и сегодня,- Это - широкое использование музейных фондов, краеведческая работа, обращение к экскурсиям как способу просвещения и т.д.

К официально-документальным материалам, позволяющим проанализировать работу музеев, откосятся отчеты и путеводители. Годовые отчеты в обязательном ■порядке содержали сведения о количестве экскурсий, экскурсантов и одиночных по-с4тителей, справки о посещаемости выставок, о научно-"!!росветнтельной работе. Путеводители позволяют выявить приоритеты .^скурсионного и зрительского внимания, содержат информацию о музеях, закрытых в 20-е годы.

; Специальный раздел нсточниковой базы составляют мемуары, письма, дневники, книги, сборники статей по вопросам музейного строительства, написанные в 20 - . 30-е годы. Среди них - работы А.Н.Бенуа, ИЭ.Грабаря, П.И.НерадоаскогоД.П Анциферова,С.Цвейга

■ Анализ основных работ, составивших базу исследования, позволяет выявить э.апы становления музейно^просветительного дела, выявить законодательные и иные правовые документы, определявшие сложный и многоплановый процесс музейного строительства. ■'..•■'

практическая значимость работы Изучение того периода в истории культурного строительства, когда приоритет был отдан индивидуальному подходу к образованию и культурно-просветительской деятельности, когда формировался и реалнзо-вывался иузейно-экскурсионный метод воспитания, сегодня, по мере развития музейной практнки;все более необходимо. Также необходимым становится обобщение исторического опыта музейного строительства, использование музеев в деле просвещения, образованна, воспитания. Чрезвычайно важен и анализ становления и развития музееведения, исследование особенностей отечественной музейной культуры. Поэтому так актуально обращение к истории музейного просвещения, к изучению творческого наследия людей, много сделавшим дд* развитии отечественной музейной культуры. 1

..Апробация работы. По проблеме исследования подготовлен ряд публикаций. Автор принимал участие в работе научно-практических конференций, проходивших в Петровской академии наук и искусств И в Архитектурно-строительном университете. Результаты исследований использовались в педагогической работе.

Г' Рукопись диссертации обсуждена и одобрена т заседании кафедры политологии Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета.

1: Анциферов Н.П. Из воспоминаний, /Звезд». 1989. Ji> 4. С. 117-165; Он же. Из дум а бьйом. М, 1992; Бенуа А Н. Александр Бенуа размышляет,,. М. 1968; Он же Жизнь художника. Воспоминания. Нью-Йорк. 1972. Т. 1-2; Он же. Мои воспоминания. М. 1980, Грабарь Н.Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л. 1937, Он же. Письма 1917-1940. М. 1977; Нерадовский П И. Из жизни художника. Л. 1965; ЦвейгС

Об улицах и музеях. /Глазами иностранцев М. 1932. С, 482-511,

t'' .

' II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Во введении обосновываются актуальность и научная новизна темы, формулируются цели »задачи исследования, очерчиваются его хронологические рамки, исследуется вопрос о степени научной разработки темы и возможности практического применения результатов исследования. !

BjiejTBaüxsSBS "Историография и источниковедение" дана характеристика ис-точниковой базы исследования, представлена историография, сделан„вывод о степени детального исследования культурно-просветительно^ работы петроградских-ленинградских музеев в 20-е годы.

Во^то^ой£таве ''Организацня музейного строительства" характеризуется правовая основа политики государства в, музейной сферс в период 20-х годов, рассматриваются проблемы комплектования музеев города и страны.

В первом параграфе "Законодательное обеспечение музейной политики в 1920. - начале 1930-х гг." исследуются праьовая основа политики государства Она в той ■ ил» иной сфере его деятельности имеет принципиально важьое значение," позволяющее сделать объективные выводы об отношении нового правцтельства к художественным ценностям, определить его приоритеты в культурной политике.

Анализ праЕоЗой базы показывает, как менялась политика государства по отношению ж музеям; от поддержки различных видов музеев, невмешательства во " внутренние дела музеев, касаюшееся вопросов создания экспозиций, комплектования, охраны музейных ценностей до примитивного использования музеев в целях политических интересов я организации аукционов, на которых распродавалось достояние России. - .

. Во втором параграфе главы "Музейное строительство в 20 - начале 30- к гг.". прослеживается процесс становления руководящих структур в музейном строительстве. • ;

К 1920 г. была сформирована сеть государственных учреждений управления, музейным делом в осногнык структурных подразделениях. Деятельность.этих подразделений осуществлялась на основе коллегиальности и включала в себя элементы . политической власти (комкссары - представители партии и правительства) и компетентные силы (специалисты музейного дела), что давало возможность приступить к планированию государственного музейного строительства. "

Для усиления работы по коммунистическому воспитанию масс 12'ноября 1920 г. СНК учредил при Нгркомлросе Главполитпросяет'. С этого времени устанавливается жесткий контроль этого органа за работой музейного отдела Наркомпроса, который в результате реорганизации Наркомпроса стал самостоятельном Главмузес'м в составе Академического центра Наркомпроса.2

В результате новом реорганизации Наркома 7 :а (январь 1922 года) было создано Главное Управление научными, художественными и музейными учреждениями Акцентра Нар- омпроса (Главиаука). В ведение Главнауки были переданы все учреж-

1. Собрание Узаконений РСФСР. (СУ $СФ.СР). 1920. W 21. Ст. 475.

2. Нглпдов A.A. История государственных учреждений СССР. 1917-1936. М. 1962. С. 758.

дения, связанные с организацией охраны памятников, их изучением и пропагандой1.

Все это свидетельствовало о повышении внимания партии и правительства к музеям как к, научно-исследовательским учреждениям, ведущим, культурно-просветительную работу на основе научной деятельности.

С созданием Главнауки и ее музейного отдела завершился процесс формирования государственных структур управления музейным делом. В начале 30-х годов была проведена новая реорганизация НКП. Главнаука и музейный отдел прекратили свое существование. Охрана памятников была поручена музеям, не имевшим ни юридических полномочий, ни финансовых средств для этого. С этого времени судьба памятников, рассредоточенных по различным ведомствам, стала зависеть от людей, в силу характера своей деятельности далеких от проблем сохранения культур-_ - ного наследия2. . "

Судьбы исторических зданий решались в административных и хозяйственных кругах. При этом приоритетной стала точка зрения хозяйственной целесообразности, а не сохранена историко-культурного наследия.

В третьем параграфе ""Комплектование, музейных фондов" рассматриваются проблемы материально-технического обеспечения музеев, '

Комплектование фондов, те. выявление предметов музейного значения, научное документирование процессов и явлений природы, общества, истории и • культуры, составление коллекций, соответствующих характеру музея, определяющих его профиль, значимость, возможности в культурно - просветительной жизни страны, является неотъемлемым атрибутом деятельности любого музея. Музеи от-

■ ражают результаты своих научно-исследовательских тасканий- в представленных для обозрения коллекциях и экспозициях. Качество музейьых коллекций определяло значимость того или иного музея в ,масштабах страны и мира.

• До Октябрьской революции организация музеев носила случайный характер. Революция в корне изменила дореволюционные принципы музейного строительства. В период 1917-1918 гг. решались проблемы охраны и спасения шедечров искусства, выдавались охранные грамоты, организовывался учет- брошенного имущества . началось формирование Государственного Музейного фонда.

ГМФ выступал как исполнительный орган музейного отдела Главнауки п< учету, охране и сосредоточению музейного имущества3. Подбором вещей для музее) занималась и антикварно-оценочная комиссия, подчинявшаяся непосредсгвенш Нарком&ту внешней торговли1.,Ее задачи - учет и Изъятие ценностей из национали зирсванных складов, ломбардов, сейфов, галерей, у частные лиц, в ликвидируемы посольствах, брошенных особняках и квартирах. Сотруднйки Комиссии совместно <

• 1, Бюллетень Главнауки. 1922.3-4. С.8

: 2. Равикоакч Д А.' Охрана памятников" истории культуры - ..

^ в РСФСР. 1917-1967. /Труды НИИ музееведения. М. 1970. Вып. 22. С. 69

; 3. СУ РСФСР. 1923. 20. С.'245.

- -4, Организована в нюне 1919 г. /ЦТА СПб, Ф. 1000. Оп. 3. Д. 146, Л. 185-18 обрО}. январе 1922 г. переименован! в Петроградское отделение художественны

■ ценностей (ПОХЦ)/ Там же. Ф. 8. Оп. 1. Д. 2115/, реорганизованное в марте 1923 ■ в Бюро Ло реализации гос. фондов,/Там же Ф..1000. Оп. 97. Д. 2, Л. 25-25 об.

работниками отдела охраны памятников искусства и старины присутствовали при реквизициях, конфискациях, занятии брошенных домов и квартир под государственные учреждения.1 <

Главной и основной задачей комиссии (ПОХЦ) была реализация отобранных предметов художественно - антикварной ценности на внутреннем и внешнем рынке, задача формирования государственного Экспортного фонда, а также помощь музеям в комплектовании фондов,2 • ' ■ '

_ Крупным источником пополнения Музейного Фонда города л, соответственно, конкретных музеев стала конфискация церковного имущества. К сожалению, не были реализованы предложения видных деятелей культуры о необходимости сохранения церковных ценностей, утверждавших, что без памятников церковной живописи (иконописи) н музыки невозможно создать великое общенародное искусство.

Разнообразная сеть музеев города, имевших коллекции мирового значення, позволила вплотную приступить к решению проблемы художественно-исторического просвещения народз, к реформе системы образования с учетом возможностей использования шедевров мировой культуры. •

В третьей главе "Просветительная деятельность музеев" исследуются формй и методы научной н культурно-просветительной работы музеев, становления экскурсионного метода в системе просвещения п использования музейных богатств в деле просвещения народа.

В первом параграфе "Классификация музеев" значительное внимание уделено

характеристике разнообразных видов и типов музеев, работавших в период 20-х

годов. Принципиально новым направлением в музейном деле явилось создание музеев нового типа - художественно-бытовых, исторнко-бытовых, музеев революции, которых не было в дореволюционной России. В зависимости от состава коллекций и направления научно - просветительской деятельности музей входили в одну из трех секций: гуманитарную, естественно-историческую и техническую или военную.. К 1926 году классификация музеев'несколько упростилась,-Музеи подразделялись на историко-бытовые,. музеи-мон,чсгыри,' художественные, .естественные, политехнические, при этом сохраняя основное деление на гуманитарные, естественно-технические и военные секции.

• Поставленная задача эстетического воспитания требовала организация систематического посещения музеев. Для привлечения масс в музеи, как школы эстетического воспитания, требовалась большая подготовительная работа. В этих целях организовывались районные передвижные выставки, создавались . историко-эытовые музеи, размещенные во дворцах и особняках быьшей петербургской знати. Историко-бытовые музеи являлись специфическим средством исследования истории -через коллекции бытовых вещей. Деятельность их базировалась на исторических, археологических, экономических, статистических исследованиях и иа коллекциони--роааний бытового материала. - •

К историко-бытоаым музеям в Петрограде-Ленинграде относились:' музеи-дворцы: музей быта (Шереметевский), Строгановский, Щуваловсккй, Юсупйвский, Боткина, Конюшенный (Придворно-конюшенного быта), исторические комнаты .

1.ЦГАСП6 Ф. 8.0П 1. Д. 2727. Л. 496; Д. 8732. Л. 114; Ф, 1000. Оп. Д. 140. Л. 27-27 об. . , . ■ ......

2. ЦГА СПб. Ф 8. Оп 1 Д.2727. Л, 230. "

Николая I, Александра И и Николая II в Зимнем дворце, Историко-бытовой Отдел Русского музея (ИБО РМ) и др'. . •

. К историко-бытовым музеям примыкали исторические музеи, крупнейшим из \ которых был Музей Города, * "одновременно гуманитарный и техническо-; прикладной"2. Музей Города призван был воспитывать культурного горожанина, знающего историю своего города.

В секцию гуманитарных музеев помимо историко-бытовых входили дореволюционные художественнее музеи города, крупнейшие из которых были Эрмитаж и^ Русский Музеи 1

. Помимо перечисленных видов музеев («сторико-бытовых, исторических, художественных) принципиально новыми были музеи, призванные содействовать . решению пропагандистских и народно-хозяйственных задач. К такого рода музеям относились историко-революционные, военные и естественно-технические музеи5.

К.секции естественно-исторических и технических музеев относились музеи Академии Наук, Центр&чьный Географический Музей, Всероссийский Сельскохо- . зяйственный (с его филиалом - Учебно-показательным питомником на Крестовском •' острове) и некоторые другие музеи. Целью музеев такого рода являлось ознакомление посетителей с историей и достижениям!! науки. С развитием производительных сил надобность в такого ; рода музеях возрастала. Сотрудники естественно-технических музеев включали в план музеев разработки конкретных научных проблем, имевших практическое значение для развития народного хозяйства. По объему и содержанию коллекций естественно-технических музеев город к 1924 году . занимал первое место в стране4.

К категории научных музеев относились музеи при иаучно-исследовагельских институтах: Прикладной бактериологии, региональной и прикладной геологии, Славяно-русской книжности, Палеографии и другие'. ' '

К началу восстановительного периода музейная сеть РСФСР состояла из музеев, основанных до революции, и музеев, созданных' в 1917 - 20-х годах. В этот же период формировалось отношение к музеям, как научно-исслчавательским учреждениям, ведущим культурно-просветительную работу на основе научной деятельности.6 ' . .

■Приблизительно к 1923 гсду завершился первый этап переустройства музеев: накопление ценностей, их распределение по музеям, организация музеев нового типа - революционных и историко-бытовых было в основном завершено,

Л.Г^узей. Пг. 1923. 3& 1 . С. 24-32; Л. 1924. Si 2. С. 2S-32, 72, 92-93.

. . 2. ЦГА СПб. Ф. 8. On. 1. Д. 2725; Музей. 1924. Дв 2. С. 60-61.

. . 3. ЦГА СПб. Ф. 8. On. 1. Д. 2814. Л. 17; Ф. 1000. Он. 3 Д. 301. Л.119, Музей. 1923. №1. С. 33-43.

j

„ 4. Музей. 1923. № 1. с. 42; Зузыкина H.Ç. Из истории "-.'зссовой научно-просветптелыюн работы советских музеев. (1917-1945),/ Труды НИИ музееведения, М. 1972. Вып. 5. С. 155. ' •

5. ЦГА СПб. <?. 1000. Оп. 9. Д 72. Л. 428; Мрей. 1923. Ns 1. С. 65; 1924. ЛЬ 2. С, 50-52, 69,73.

' °

■ 6. ЦГА СПб. Ф. 8. On: 1. Д.'2880. Л. 2i 8-228 об.; Равиксинч Д А. Формирование государственной музейной сети. 1.9И- первая половина60-х'гг. M. 198S. С. 34.

Можно было приступать к решению задачи, сформулированной в программе РКПб, принятой УШ сг.езяом (1919 г.), - "развивать внешкольные формы образования, заниматься культурным и политическим воспитанием масс, используя культурно-просветительные учреждения, в той числе и музеи"'.

Во втором параграфе "Формы"» методы научной ц культурно-просветительной , работы музеев" исследуются основные направления культурно-просветительной- и научной работы каждого типа музеев. Они зависели от специфики их коллекций, степени проработанности и доступности эхсло'зицин Музеи учитывали накопленный до революции опыт работы. •

Развитии научно - просветительной деятельности музеев осуществлялось на основе научной разработки экспонатов, создания постоянных экспозиций н временных выставок. Большое внимание уделялось научному изучению памятников истории и архитектуры, архивных документов с целью ознакомления широких масс,' . . впервые пришедших в музей, с историей и культурой страны на основе подлинных документов2 . '

Для того, чтобы экспонаты были, доступны неграмотным и малограмотным людям, музеи должны были обладать мощным научным аппаратом. Связь с наукой ... обеспечивала музеям контакт с жизнью, давала возможность создания цельной со* циально - исторической картинь! эпохи. .

Как "нсследоаатели, так и представители контролирующих орплизатш отмечали, что наиболее плодотворную научно - просветительную работу в период 20-х годов проводили историко-бытовой (ИБО) я этнографический отдел (ЭО) Русского ' Музея'. Итоги научных исследований и этнографических открытий широко исполь-■ зовались для проведения просветительной работы.

Сотрудники музея разрабатывали проблемы теоретического характера, обрабатывали материалы экспедиций, организовывали выставки, издавали путеводители. Новым в их деятельности были масштабы просветительной работы, охватившие огромные массы людей. Выставки, проводимые отделом, имели известность н были; популярны. Заметное место а по лктн ко-просветительной деятельности заняла лек' ционная яролаганда. " . ■ ... 1

. • Сотрудниками ИБО РМ читались специальные лекции о выставках для педагогов ленинградских школ, проводивших экскурсии самостоятельно. Материалы выставок были включены в программу, общеобязательного курса обществоведения. Кур.с "история русской культуры ХУШ - XIX веков" с обширным использованием экспонатов выставки читался сотрудниками музея для студентов Государственного Университета и Института истории искусств.. Дл* рабочих, как наименее подготовленной части публики, читались специальные лекции по темам выставок4.

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М. 1970.Т. 2. С. 49 ., .

2. Ионов» О.В. Создание сети краеведческих музее» в РСФСР в перше десять лет Советской власти. /История музейного дела » СССР М. 1957. Вып. 1 С. $2, ' »

3. ЦГА СПб. Ф. 2555. Оя. I. Д, ¿78, Л. 14; Закс А,Б. Историко-бытовой отдел Русского музея/ Труды НИИ музееведения. М. 1962, ВылУИ.С, 98-139. Г

4. Отчет РМ за 1926 и 1927 гг. Л. 1928. С. 35.

К концу 20-х годов культурно-просветительная работа музеев приобрела массовый характер н стала заметным явлением.в деле.эстетического воспитания трудя, щихся. "Тысячи экскурсий, десятки тысяч экскурсантов - рабочих, крестьян, красно-| армейцев, служащих, педагогов, научных работников; систематические курсы лек' ций и семинаров для студентов вузов, лекции для преподавателей,' для рабочих, 1 практические занятия для экскурсионных работников - все это' отдельные звенья систематической учебной работы", подобные задачи возникали в' связи с необходимостью "поднятия культурного уровня масс, как необходимого условия для сгрои-• тельства социализма"1.

После смерти В.И. Ленина начались-партийные дискуссии о путях строительства социализма, усилилась борьба с различными фракциями, начала складываться административно - командная система. Это не могло миновать музеи как важную составляющую воспитательно-образовательного процесса и пагубно сказались на культурно-просветительной деятельности музеев в целом. Принщ-чиальное значение для музеев имело принятое в августе ¡928 г. Постановление ВЦйгС - СНК РСФСР "О музейном строительстве в РСФСР"2. В нем подчеркивалось, что вся деятельность музеев должна содействовать общим задачам развития индустрнализа-., ции страны н коллективизации сельского хозяйства. Просветительная направленность музейной работы сменилась агитационно-пропагандистской. С 1929 г. основное внимание музейных.работников было направлено на внемуэейные, агитационные формы работы, выставки, выставки-псредвнжки, агитационные ьогоны и т.д. -

Общественно - экономические изменения, начавшиеся в конце 20-х годов оказали негативное воздействие на концепцию воспитания и образования музейными средствами, сложившуюся к середине 20-х годов. Формирующейся административно - командной системе требовался иной тип личности - хорошо обученный исполнитель, овладевший идеологизированной культурой. Формирование такой личности подрывало основы эстетического воспитания, заложенного в послер -. олюцнониый период и утверждало художественное образование в политизированном варианте3.

Особенно губительна переориентация музеев сказалась на художественных музеях. В далях классовой характеристики искусства экспозиции заполнялись не предметами искусства, а картами, диаграммами, текстом' Эстетическое воздействие на ■ зрителя игнорировалось, в процессе борьбы с вещизмом изымались архивные, этнографические, исторпко-бытовые материалы, что в конце концов не могло не сказаться на посещаемости музеев, " -

Третий параграф "Экскурсии и экскурсионный метод в системе просвещения" посвящен исследованию основного метода просветительной работы - экск' ,КШ1. Гумаиитг- иые, технические, биологические, построенные на научной основе, они помогали раскрывать смысл представленных экспонатов гораздо глубже, чем это мог сделать сам посетитель. Именно, экскурсии могли > даолнить задачу максимального охвата населения просветительной работой. Революция, сохранив старые . музеи и, способствуя появлению ноь-к, поставила в качестве первоочередном зада: 1. Отчет Ш за 1926-1927 гг. Л. 1928. С; 5.

. 2 СУ РСФСР, 1928.! 16, Ст. 726.

3. Крупская И К. Музей на фронте классовой борьбы и социалистического строительства. /Правда. ¡930. 24.12. № 353; Наркомпрос, комсомол п профсоюзы на фрс.|,ге культурной революции. М.-Л. 1928. С. 44; Директивы ВКП(б) по вопросам просвещенна; Вопросы народного просвещения в основных директивах съездов, ' конференций, соаещакйй ЦК и ЦК ВКП(б).'М.-Л, 1930.

чи обеспечение широкого доступа трудящихся к художественно- историческим памятникам. Доступноею музеев привела в залы совершенно новый контингент: рабочих, красноармейцев, крестьян. Музеи стремились использовать открывшиеся новые условия "работы, в наибольшей мере: дворцы, монастыри, особняки реорганизовывались в музеи, общее количество которых выросло в десятки раз.

Но, чтобы " народ мог понять искусство, необходимо было поднять

общий образовательный и культурный уровень населения. Безграмотность народных масс не уживалась с задачей культурного преобразования страны. Роль музееа в системе образования была закреплена организационно. 1} Наркомпросе в 1918 г. помимо Музейного Отдела, включавшего в себя.экскурсионную секцию, был создан .отдел внешкольного образования, в состав, которого входила экскурсионное музейная секпия, занимавшаяся просветительно-образовательной работой среди взрослого населения. .В Петрограде заведование всеми просветительными' . учреждениями было сосредоточено в Исполкоме Петросовета1.

Подготовкой руководителей экскурсий в Петрограде занималось несколько . учреждений. Наиболее крупным ' цз них был . Петроградский научно-исследовательский экскурсионный институт5 (далее ПЭИ). Открытие Института в период всеобщего сокращения расходов и в условиях только что закончившейся гражданской войны явилось свидетельством внимания Советского государства к системе просвещения и экскурсионной работы.

ПЭИ объединил деятелей, привлеченных к экскурсионному делу из среды педагогов, специалистов в области естественных и гуманитарных наук, занимавшихся экскурсионной работой как среди .школьников, так и среди взрослого населения.

Подготовка кадров экскурсоводов входила в программу педагогических институтов города, Университета, различных педагогических курсов, художественных школ и институтов - практически все учебные заведения имели в своем составе кафедры музееведения, сотрудники которых читали лекции по музейному делу и проводили семинары по "экскурсиеведению". Готовили кадры экскурсоводов также Ле-; . нннгралская педагогическая биостанция. Экскурсионный подотдел Политпросвета, экскурсионные секции Губсоивиса Института Истории Искусств3.

, Сами музейные работники начали проводить экскурсионную работу с конца 20-х годов4. -

Разработкой экскурсионного метода в Петрограде занимались ИМ. Гревс и Н.П Анциферов. Экскурсионный метод рассматривался как один из главных способов приобщения широких масс к культуре, и особенно школьников и студентов.

Этот метод занимал центральное место среди других методов преподавания -трудового, лабораторного, бригадного, синтетического и Других, и служил связую- .

1. ЦГЛСИб.Ф. 2551. Он 1 Д. 3 Л. 132-132 сб. / • / •

. 2, ЦГА СПб Ф. 2555. Orr 1. Д 514. Л 9; Широкий В Ф Экскурсионное дело. /Внешкольные экскурсии. Иг. 1924. С. 166, 169. --

3. ЦГА СПб. Ф 2552. On 1. Д. 1518. Л. 9, 83;*Д 2521. Л. 131 ; Ф. 6276. Оп. 10. Д. 65. Л 17-19; Зузьмшна U.C. Из истории массовой научно-просветительной деятельности советских музеев 1917-1945 гг. / Труды НИИ культуры. М. 1972. Т. 5. С. 49.. ■ . ' '...'••

4 Степанов 1П Культурная жизнь Ленинграда 20-х - начала 30-х годов. Л 1976. С. 169.

И -

щим звеном в разнообразных приемах обучения;.

\ Начало разработки экскурсионного метода преподавания относится к дорево-■ люционному периоду, но массовое применение экскурсий в системе образования ; началось после Октябрьской революции с реформы школы, с решения проблемы : политехннзацин образования, развития новых форм преподавания.

Экскурсия должна, была стать исходным, отправным пунктом организации дальнейшей работы над темой -в школе, в вузе или при самообразовании. Метод образования с использованием экскурсий подразделялся на две категории: работу с учителем и с учашимися на материале музея, на производстве, в библиотеке, в банке, среди городских памятников и сооружений. Основными типами экскурсий бьГли естественно-географические, гуманитарные, экономико-технические Лучшей формой признавались сквозная (обзорная) экскурсия для взрослых и тематическая для всех остальных.

' В Петрограде - Ленинграде особой популярностью пользовались к/",.ьтурно -

просветительные экскурсии, которые проводились по тематике архитектурных достопримечательностей и отдельных памятников города.

■• . Государстьо считало просвещение одним из важных направлений своей работы. Поэтому огромная педагогическая практика того времени в вузах и школах Петрограда - Ленинграда строилась на основе сочетания задачи воспитания с решением научных проблем в ходе преподавания с использованием экскурсионных методик, главным образом, гуманитарного направления.'

В период 20-х годов -большое внимание уделялось ориентации на гуманитарные знания. Однако уже во второй половине 20-х годов в экскурсневеденни и краеведении искусственно обострилась борьба между гуманитарными и производственными направлениями. , . ■

В 20 ——е годы были разработаны ценнейшие методики ^кскурсионно-просвегителыюй деятельности, культурно - исторических экскурсий, историке - революционных, городских, литературных, комбинированных. Приобретен опыт при. влечения прежде всего молодежи к получению образования.через музейные экскурсии. Революция разбудила творческую энергию масс' и этот интерес учитывался работниками просветительных организаций, находил отражение в музейном строительстве и устройстве различных выставок,, развитии экскурсионного дела. Работники музеев различного профиля проводили огромную работу по популяризации знаний на основе своих коллекций. . .

Заключена;. В ряде ключевых положений а^тор, опираясь на архив»; е источники,ж периодическую печать, мемуарную литературу 20 - 30-х годов, современные историографические работы, сделал попытку изучить процессы становления музейного дела а стране. ; •

На основе законодательной .базы музейного строительства в диссертации сформулированы выводы относительно различных этапов формирования музейной сети страны, рассмотрены задачи комплексного исследования просветительной деятельности музеев в перио;.20-х - начала 30-х годов: от начала ленинской политики в области культурной резолюции до начала становления командно-административной системы/Автором.гроаналюироеаны методы изучения истории посредством экскурсий, разработанные такими учеными высочайшей квалификации, как Н.П.Анциферов. И.М.Гревс, Н.И.Гейнике и Др.

Автор поставил своей целью показать разнообразие методов организации экскурсий на примере де^ельности петроградских (ленинградских) музеев, экскурсионных бюро, Экскурсионного института, изучал историю создания и основных на-„ правлений культурно-просветительной деятельности не только центральных музеев города: Эрмитажа и Русского, но и ряда других, не менее важных в системе культуры и образования: Музея Города, Музея Революции, естественно-научных И истори-ко-бытовых музеев. ■ , .

Аналитический подход к исследованию основных проблем диссертации позволил показать тесную связь музейного дела с общими направлениями внутренней политики государства, рассмотреть процесс преобразования музеев от культурно-просветительных учреждений до политико-пропагандистских, влияние методов классового подхода на изменение тематики и содержания экспозиций.

Автор попытался выявить причины появления этих негативных процессов, во- ' зобладавших в музейном деле 20-х - начала 30-х годов, и предложить некоторые рекомендации, направленные на повышение качества и совершенствование работы музеев города в современных условиях. -

- . Среди них: - ' '

- Создание долговременной государственной программы развитая музейного дела, расширение.источников финансирования музеев Посредством введения налоговых льгот для банков и организаций, оказывающих финансовую помс-дь музеям л музейным работникам. -/''■•

- Возобновление работы регулярных Музейных Конференций города и страны . для выработки единой политики и координации действий в деле музейного строительства и культурно-просветительной деятельности.

. - Возвращение музеям былого престижа ниучных учреждений, финансирование научных разработок и публикаций, поощрение научно-исследовательской и ■ - культурно-просветительной деятельности'. , ' •

- Реализация предложений НИИ Культуры АН РФ о.б изданий Музейной Эи-. циклопедии. ...

. . ■ - Воссоздание в истории музееведения раздела персоналий.

■ Приложениями к диссертации служат Й таблиц, составленные автором по ар-, хивам и опубликованным источникам.

По теме диссертации опубликованы работы: . ' . . . ' ! ,

1. Кооперация н просвещение В сб.: "53 научная конференция профессоров, преподавателей, научных работников и .аспирантов университета". СПб., ГАСУ, • 1996.0,2печ.л'. . '" ... . ' ' " .

.2. К вопросу о просветительной деятельности кооперации.-Депонировано, в ЩИОН РАН от 11.04.96 Л» 51403. 0,3 пёч. л. • ■ : ^

3. Г.С Лтманов и С.Н.Тройницкий - известные музейные деятели Петрограда -Ленинграда 20-х годов. В кн.: Харизматические личности в истории России, СПб., 1997. 0,3 печ. л. '

' Подписано к печати 25.u3.97. ■ ' ' ■ Усл.пвч.л. 1,0.Тир.8и вкз. дж./Щ

Р.СПбГЛСУ,198ии5,0.-Петербург,ул.Егорова,5.