автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Культурно-просветительные объединения Томской губернии в последней трети XIX - начале ХХ в.
Текст диссертации на тему "Культурно-просветительные объединения Томской губернии в последней трети XIX - начале ХХ в."
новосибирский государственный университет
/.'/ / / > ч /
чЧ<
'у л На правах рукописи
X
Дегальцева Екатерина Александровна
УДК 947.084
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ XX В.
07,00,02 ~ отечественная история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель: доктор исторических наук,
профессор М.В. Шиловский
Новосибирск
Введение
3
Глава 1»
Консолидация общественных сил региона в последней трети
XIX - начале XX вв. в области образования и культуры .,.. Ш
§1. Социалъно-эшномм ческие и идейные основы
общественной инициативы в области просвещения ------.....-----33
§!2. Создание культурно-лросветитедьных
оргаш^аода в Томской губернии ,51
Глава. 2,
Основные направленмя, формы и результаты
деятельности культурно-просветительных обществ ......... 70
§1. Культурно-просветительные организации:
юридический статус, структура, численность, состав............70
я2. Вяаимодействие куйьтурш-ирос'шзтительных. обществ
е админис'1 ративными органами и местным самоунравден ием. .,93
§3. Формы, направления и итоги деятельности
формирований . .■..............................................,.,,.......п7
Глава 3. Общественно-политическая деятельность
культу рно-иросветительных орпшизтти .................... 154
§1. Участие политических ссыльных в организации
м работе культурно-просветительных обществ ..................154
§2. Политизация куж/гурноно-росветитедьмых обществ
в период революции 1305-1907 п\..... — ........................ 170
§3. Культурью-просеетитедыше общества и деятельность иол1Ггнчегщх партий в адежре:!юд|оцмомиый период (1907-1917 гг.) ...........'......................................189
3«щлк..1ченже ........................................................................204
Список сокращений .............................................. 216
Приложения ..................................... — ----------------.217
введение
Тема культурно-просветительных объединений является составной частью проблемы "государство и общество". Изучение деятельности подобных формирований помогает анализу переломных этапов в российской истории, а именно осознанию роли интеллигенции в этот период, ее социальной активности и гражданской позиции.
Актуальность темы обуславливается появлением в последнее время большого количества общественных организаций, попечительских советов. В одном Новосибирске действует сегодня более 200 самодеятельных формирований1. Сейчас роль добровольных объединений в жизни страны неизмеримо возросла и тяжелые последствия утраты опыта независимой общественной деятельности ощущаются особенно остро. В этих условиях обращение к истории дореволюционных общественных формирований, ставших для населения школой приобретения навыков социальной деятельности, чрезвычайно актуально. Ведь общественная активность добровольных организаций дореволюционной России охватывала все основные сферы социо-культурной жизни: науку, просвещение, художественное творчество, здравоохранение, социальное обеспечение. В этих областях общественная инициатива существенно дополняла, а иногда и заменяла деятельности органов власти и местного самоуправления. В последнее время государство оказалось вновь не в состоянии нести на себе заботы в указанных сферах.
Успех нынешней попытки преобразовать Россию нередко связывается со становлением гражданского общества. Последнее предполагает, среди прочего, высокий уровень индивидуальной ответственности, сформирован-ность и активность общественных сил и движений, их способность к самоуправлению. Подспудно складывается впечатление, что для нас гражданское общество - лишь отдаленная перспектива, трудно достижимая цель.
'Общественные организации г.Новосибирска. Новосибирск, 1998.
Может быть это и верно, если иметь в виду современную Россию, иднако прошлое страны свидетельствует об ином, о том что когда-то в российском государстве успели утвердиться многие элементы "цивилизованного социума". Подтверждением тому служит исследование самодеятельных общественных формирований последней трети XIX - начала XX вв. Их изучение поможет не только заполнить пробелы в знании по общественным неполитическим организациям дореволюционной Сибири, но и послужить опытом для создания и работы современных аналогов подобных объединений.
Последняя треть XIX в. - особое время для Сибири, связанное со строительством железной дороги, ростом интереса к природным богатствам, с массовыми переселениями, бурным развитием промышленности. Сибирская общественность активно формулировала и выражала потребности края. В этот период расширяется сеть образовательных учреждений, появляются новые печатные органы, в 1888 г. открывается первый университет в регионе.
Объект исследования диссертации - культурно-просветительные организации Томской губернии в последней трети XIX - начале XX в., общее количество которых составило к 1914 г. не менее 150.
Предмет изучения - деятельность культурно-просветительных обществ Томской губернии в указанный период, включающая в себя непосредственно образовательную и просветительскую деятельность, а так же участие в общественно-политической жизни региона.
Структура объекта вытекает из функций культуры и науки как таковой, то есть деятельности по получению нового знания в виде системы общественных организаций и отдельных деятелей и ее результата - суммы знаний, направленных на повышение общего культурного и образовательного уровня населения.
Обращаясь к истории региональных оЬщественных формировании следует обратить внимание на более прикладной характер целей и задач.
Цель работы - исследовать формы и содержание работы культурно-просветительных обществ в указанный период, их влияние на культурную и общественно-политическую жизнь региона, на развитие просвещения и образования в целом и на последующем этапе истории Сибири, определить роль и характер существовавших формирований.
В связи с этим необходимо решить конкретные проблемно-исследовательские задачи:
-установить что понимается под "общественной организацией" в целом и под "культурно-просветительным обществом" в частности; осмыслить причины возникновения и существования рассматриваемых объединений; определить критерий уровня активности членов формирований, выявить инициативные группы и неформальных лидеров;
-показать организационное строение указанных формирований; -рассмотреть их юридический статус, процедуру оформления и взамо-отношения с государством на всем этапе их деятельности; выяснить количество обществ, численность членов, их динамику; профессиональный и половозрастной состав членов, а так же руководящих органов формирований (выработав методику их выявления); проанализировать взаиоотно-шения между собой, а так же с государственными, научными, учебными заведениями и органами местного самоуправления;
- исследовать участие формирований и их членов в общественно-политической жизни региона; рассмотреть использование культурно-просветительных обществ как легального средства деятельности различными политическими объединениями и партиями; дать анализ соотношения в них политических сил;
-проанализировать основные направления, способы, характер и резуль-
тэты деятельности на всем этапе работы; дать оценку результатам деятельности формирований.
Территориальные рамки работы охватывают Томскую губернию (ныне территория Томской, Новосибирской, Кемеровской областей, Республики Алтай и Алтайского края). Выбор территории обусловлен расположением в ее пределах большого количества культурно-просветительных обществ, а так же возможностью рассмотреть проблему более глубоко и всесторонне, учитывая, что в 1859 г. в ней проживало 694,6 тыс. человек, а накануне 1917 г. - 4503,9 тыс. или 40% всего населения Сибири.
Нижняя граница хронологических рамок приходится на середину 60-х гг. XIX в. Именно в это время на территории Томской губернии возникают идеи общественной инициативы в развитии просвещения, появляются первые попытки создания организаций и закладываются предпосылки для появления в 80-е гг. культурно-просветительных обществ - попечения о начальном образовании, литературно-музыкально-драматических, содействия физическому развитию, художественных и т.д.
Верхняя грань хронологических рамок - 1917 г., после которого деятельность перечисленных выше объединений затухает и начинают складываться новые, основанные на идеологических принципах, подчиненные жесткой государственной централизации.
Следует отметить, что приходится обращаться к рассмотрению некоторых объединений, формально не относящихся к культурно-просветительным (научных, профессиональных и обществ взаимопомощи), поскольку основная часть их деятельности носила культурно-просветительный характер.
Методология исследования культурных процессов дореволюционной Сибири включает использование принципов историзма, объективности, учета диалектических связей. Принципиально важным является разработка ме-
тодологических вопросов исследования общественных формирований с позиций исторической науки, так как данная проблема имеет еще социологический и политологический аспекты исследования.
Известно, что в любой методологии выделяются два аспекта: теоретический, то есть формулировка концепций, интерпретирующих исследовательские действия с точки зрения их познавательных целей и практический, который определяет способ реализации познавательных целей при помощи соответствующих исследовательских действий.
Методологическую основу работы составляет синтез различных теорий относительно общественного развития. Комбинирование элементов различных теоретических подходов осуществляется в соответствии со спецификой конкретных исследовательских задач. Заслуживает внимания концепция Г. Мюрдаля, придающая особое значение развитию начального образования, "просвещения" (в традиционном европейском смысле) широких слоев населения, и позиции, которую займет в этом процессе интеллигенция2. Данный взгляд согласуется с более ранними исследованиями М. Вебера, ставившего успех развития капитализма в Западной Европе в прямую зависимость от культурной компоненты общественного процесса'".
Рассматривая идеи русских либералов ("идеологический" либерализм) в контексте развития западно-европейской индивидуалистической культуры, М. Вебер выводил их из "разнообразных политических взаимоотношений и
п п н ^^
материальных предпосылок , создающих этическое своеобразие и культурные ценности" в России4. М. Вебер также предупреждал, что на определенной стадии развития капитализма присущая ему рациональность превратится в иррациональность, которая способна привести к всеобщему за-
костенению общественных отношений, институционализации, "аппарати-
2См.: Мюрдаль Г. Современные проблемы "третьего" мира. М.,1972. С. 220-25.
3См.: Вебер М. Избранное. Образ общества. М.,1994. С. 46-50.
4 Вебер М. Исторический очерк освободительного движения в России и положение буржуазной демократии. Киев, 1906. С. 140, 143.
Еще задолго до него Р. Коллингвуд отводил в числе факторов бурного роста общества развитие просвещения, т.е. если нация обладает достаточной степенью мудрости. Но по его мнению главная заслуга просвещения не в том, что оно открывает путь к образованию народа, а возводит на трон - Культуру, понимаемую как "историю духа"6.
Используя философско-исторический и культурологический подходы, под термином "просвещение" нами понимается не только школа и наука, но и вся гамма событий, способствующих движению человека и общества к знанию и свету.
Столь яростные споры вокруг места и роли образования и культуры в судьбе народа вполне понятны. Веками тупость и невежество спокойно соседствовали с поиском и прогрессом. Поэтому, вероятно, Гегель столь расплывчато характеризует и содержательный смысл этих институтов: "Образование является, правда, неопределенным выражением. Но более точный его смысл состоит в том, что то, что должно быть приобретено свободной мыслью, должно проистекать из нее самой и быть собственным убеждением. Теперь уже не верят, а исследуют; короче говоря, образование - это так называемое в новейшее время просвещение"7.
Этот опыт активно используется историками при анализе социальных и культурных процессов периода, предшествовавшего революции, делается попытка исследовать становление гражданского общества в России, взаимоотношения между государством и обществом, обществом и индивидом, не как простое противостояние, а как пересечение разнонаправленных векторов общественного развития, что обуславливало специфику обществен-
Ч 'м.: Корф Г. Критика теорий культуры Макса Вебера и Герберта Маркузе. М.,
1975. С.9.
1С'м.: Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. - М., 1980. С. 74.
7Гегель. Сочинения. М., 1932. Т.Х. С. 8.
ной инициативы в Сибири и становление гражданского общества в начале
XX в.
Из методов анализа, привлекаемых нами, следует выделить историко-геиетический мет,од. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта. Этот метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события охарактеризовать в их индивидуальности. Ист.орико-сравнителъный метод дает возможность вскрывать сущность изучаемых явлений и по сходству и по различию присущих им свойств, а также проводить сравнения в пространстве и времени. Так, увеличение или уменьшение численности от года в год свидетельствует об активности в деятельности общества и наоборот или, например, увеличение доходов с различных культурно-просветительных мероприятий свидетельствует о расширении его влияния среди населения.
Историко-генетический метод направлял на анализ развития и позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития. Наиболее ярко этот метод зарекомендовал себя при изучении предпосылок создания культурно-просветительных обществ, а так же при выявлении факторов, ускоряющих или тормозящих данное явление.
Историко-типологический метод состоит в том, что в общественно-историческом развитии, с одной стороны, различаются, а, с другой, тесно взаимосвязаны единичное, особенное, общее и всеобщее. Поэтому важной задачей в познании общественно-исторических явлений, раскрытии их сущности становится выявление того единичного, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального (единичного). Общественная жизнь - непрерывный динамический процесс. Он представляет
ственных состоянии другими, имеет свои существенно-отличные стадии.
Применение историко-типологического метода, который предполагает упорядочение совокупности объектов или явлений на качественно определенные типы на основе присущих им общих существенных признаков позволяет в данном исследовании выделить типы деятельности обществ. Поскольку типологизация, будучи по форме разновидностью классификации, является методом сущностного анализа, то этот метод является одним из наиболее важных41.
В современных исторических исследованиях все более широко распространяется историко-системный метод. Это обусловлено углублением их как с точки зрения целостного охвата познаваемой исторической реальности, так и с точки зрения раскрытия внутренних механизмов функционирования и развития разного рода общественно-исторических систем. Отдельные события включаются в общественные системы через исторические ситуации - через пространственно-временную совокупность событий, образующих качественно определенное состояние деятельности и отношений.
Использование статистических методов предполагает наличие более или менее значительных массивов данных, позволяющих проследить динамику процесса. Например, увеличение или уменьшение количества вновь созданных объединений в губернии могло бы свидетельствовать о тех или иных тенденциях. Или статистика членов организации могла бы дать представление о социальном, профессиональном, половозрастном составе. Но такая методика успешно применима для исследования современных общественных организаций. Сибирь же в рассматриваемый период имеет свою
специфику. В эти годы формируется общественная инициатива, разворачи-
"Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 176.
обществ. Поэтому выявление даже единичных случаев их существования имеет важное значение. Таким образом, при изучении начального периода деятельности рассматриваемых формирований предпочтительнее сравнительно-исторический метод. Использование же статистического метода при анализе состава организаций затрагивает лишь то их количество, которое удалось на�