автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Культурные аспекты решения женского вопроса в Узбекистане (20-30 годы); Опыт и последствия
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурные аспекты решения женского вопроса в Узбекистане (20-30 годы); Опыт и последствия"
Академия паукреспубликмУзбекистан . . • Институт истории
- В ДП? На правах рукописи
УДК 396(575.1)(09)
Нигаанбаева Куидуз Вахабовна
Культурные аспекты решения женского вопроса в Узбекистане (20-30 годы). Опыт и последствия/
Специальность 07.00.02- Отечественная история.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кайдидата исторических наук
ТАШКЕНТ-1998
Работа выполнена на кафедре "Истории Узбекистана и культурологии". Ташкентского Государственного института культуры им, А.Кадири.
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Д.А.Алимова.
Официальные оппонента: докгор исторических наук, профессор 'З.Х.Лрнфханова Кандидат исторических наук, Ш, Асадова
' Ведущая организация: Ташкентский государственный ■ ■ - Университет им. Мирзо-Упугбека,
кафедра истории . . народов Узбекистана.
Защита состоится часов на
заседании Специализированного совета Д.015,09.01 по присуждению учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 -г- "Отечественная история" при Институте истории АН Республики Узбекистан /700170, г. Ташкент,„ л. И.Муминова, 91
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан /700170,г. Ташкент. Ул. И.Муминова, 13/.
. Автореферат разослан " // "" 1998г.
Учёный секретарь Специализированного совета, кандидат жл ор и ч есдсн х наук
Ш .ВАХИДОВ.
Общая характеристика работы.
Актуальность темы исследования. Колоссальные изменения во всех без исключения сферах жизни общества, обусловленные обретением Узбекистаном независимости, вызвали радикальные перемены в месте и роли женщины в семье и обществе. Это связано с тем, что женский вопрос," культура и история— те аспекты жизни общества, которые лежат в одной плоскости. Феноменальность же нового осмысления проблемы женщины и культуры заключается в том, что впервые за всю свою историю она получила статус государственного гриори-тега. Учет этой проблемы даже в системе государственной структуры (введение должности заместителя премьер-министра республики, заместителей хакимов всех уровней, создание нового типа комитета женщин, учреждения большого количества неправитсльсгвенных ор-ганизаций(национаггьная ассоциация планирования семьи, фонд "Соглом авлод учун", "Ассоциация деловых женщин", "Ассоциация женщин-экономистов и предпринимателей", "Ассоциация женщин юристов") и т.д.), направлен не на пропагандистское, а на практическое её решение.
Президентом и правительством республики Узбекистан принят ряд мер, поставивших женскую проблему и отношение к ней на качественно новый уровень И принципиально иную плоскость.1
"Нам необходимо, -подчёркивал Президент И.А. Каримов, -коренным образом изменить, положение женщин в обществе, в семье. Отношение к женщине должно служить мерилом духовной, нравственной зрелости нашего общества".-2. •
Объявление же Президентом Республики 1993г. годом семьи еще более ярко подтвердило приоритетность решения социально-правовых и экономических вопросов, связанных с положением женщины в обществе. Это показало ещё раз, что данная проблема не Может быть отнесена к частным вопросам, потому что в ней неразрывно сходятся интересы и судьбы шодей всех возрастов и сАоёв общества. .
1. Указ Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова от 2 марта 1995г. "О мерах по повышению роли -женщин в государственном и общественном строительстве Республики Узбекистан".- "Народное слово". 3 марта 1995t'
2. Каримов И.А. Родина священна для каждого. Т. З.-Т.: Узбекистан. i996.-C.340.
Развитие независимого государства выдвигает задачу активного участия женщин,-а они. составляют 51% всего населения республики, но всех политических и общественных процессах. Этим обуславливается большая значимость и актуальность проблемы.
Пег необходимости указывать на то, как эти два важных звена человеческой и общественной жизни связаны друг с другом. Женщина даёг ребенку первые основы культуры :« делает его полноценным членом высокоразвитого культурного общества, конечно же, женщина -первооснова культуры. Известно/ в настоящее' время желщины-тружепицы составляют 41,1% трудовых ресурсов. 42% женин,ни-груяхннцы заняты на производстве и им принадлежат многие ключевые позиции к промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте. Особенно ощутимы их успехи в области науки, культуры и искусства. 16300 женщин ' трудится в различных научно-исследовательских, учреждениях, из них 200 докторов наук. 2900 кандидатов паук, 2 академика, 9 членов-корреспондентов АН Республики Узбекистан.
Актуальность женской проблемы выдвинула ее на одно_из центральных мест и в системе общественных, в том числе исторических наук. В частности, настойчивой потребностью времени выступает необходимость современного концептуального переосмысления опыта решения культурных аспектов женскою вопроса в Узбекистане предшествующих десятилетий, особенно триода 20-30хгодов. 0>а обуславливается прежде всего тем, что сопоставительный анализ опыта прошлого и настоящего позволяет обьемно показать качественные различия двух моделей "женской эмансипации: а/ настоянной на клас-. сово-марксистских догмах советской, зародившейся именно в 20-30х годах и б/отечественной, опирающейся на приоритет общемировых и национальных гуманитарных ценностей.
Общественно - политическая и научно-теоретическая значимость избранной проблемы определяется также тем, что поскольку переход Узбекистана к новым экономическим и социально-культурным отношениям осуществляется с унаследованной от советского периода исходной позиции. Обращение к опыту прошлых лег позволяет вскрыть иртоки многочисленных негативных явлений и нерешенных проблем, инерционное воздействие которых отражается на положении женщин и по сей день.....
С другой стороны обретение Узбекистаном независимости открыло завесу над многочисленными проблемами в отечественной истории.
Под давлением официальной идеологии тоталитарного режима шсач запись вырваны многие страницы и из истории женской проблемы. Особенно чамечной деформации подверглись сюжеты, связанные с уяснением роли женщины как субъекта и объекта кулы урного строительства. Между тем наши дни, когда происходят глубинные перемены в духовной, сфере, возрождаются вековые культурные ценности и народные традиции, а роль женщины в культурных.процессах заметно повышается, чрезвычайно важно проследить игнорируемые ранее исторические аспекты диалектически взаимосвязанных проблем повышения культурного уровня женщины и ее воздействия на духовную жизнь оищеезаа.
Хронологические рямкн исследования охватывают пространство 20-30-х годов. Их выбор определен с учетом специфики социально-политической обстановки тех лет, отложившей отпечаток на практику решения женского вопроса в течение многих десятилегий.
Исследуемый в диссертации период делится на два этапа. Первый характеризуется зарождением процесса привлечения жешциц в культурное строительство, протекаемьш на фоне нэповских реформ в экономике, социальной и духовной областях. Второй
отличается отказом
от курса частичной либерализации, упрочением сталинского тоталитарного режима с его до предела извращенной системой духовно -идеологических ценностей.
Избранный период позволяет уяснить генетические пороки советской модели "женской эмансипации", определить ее изначальную концептуальную ограниченность; с другой стороны, проследить эволюцию форм и методов политики привлечения женщин в культурное строительство в направлении ослабления здоровых начал и жесткого насаждения принципа узкоклассового, партийного подход:;, последовательно раскрыть пагубность применения командно-адмшшетра-.тивных методов управления в решении исторически сложного мсенско-* го вопроса.
Степень изученности проблемы. Комплексное изучение научной литературы локазьшаег, что культурные аспекты женского вопроса и Узбекистане 20-30-х годов до последнего времени еще не рассматривались в качестве самостоятельного объекта научного исследования. Они освещались фрагментарно и,'как пришло, в совокупности с другими сюжегами отечественной истории.
Обличительной особенностью данной лин-рагурп чв.'ыеюя ю. чт она представлена преимущественно раСкнамп еонсп кой я с';>--ри ческой
школы, опирающейся на парадигмы коммунистическою догматическою мышления, порочную марксистскую методологию е ее нриори-1 етностью классово-политических установок.
Внимание к женской проблематике проявилось уже в 20-х начале 30-х годов. Особенно оно усилилось в связи с провозглашением движения "Худжум". Публикации тех лет преде*являли в основном журнальные статьи и небольшие по объему' -работы, в которых осветились, главным образом, вопросы "раскрепощения" женщины u Сред лей Азии в русле "революционных'' преобразований общества1. Они не отличались научностью. Привлеченный в них фактический материал подавался иллюстративно, без глубокого аналиm и к'орешчес.сих обобщении, был нацелен на воехыалительную ироши анду деягсш,-ности правящей коммунистической партии по привлечению женщин к "делу построения-социализма''. В то же время авторы обоснованно отмечали, что процесс освобождения женщин невозможен без их активней о включения в экономику, культуру и сферу общественно-политической жизни Узбекистана, что решение женского вопроса — по сути часть культурного строительства, которое ь свою очередь па-ходи I о: г прямой зависимости от; степени \.тнсипации женщин.
Среди проблем, непосредственно посвященных задачам "духовного раскрепощения" женщин, одним из главных выступал вопрос женскою образования и прежде licero ликвидации неграмотности. Он оценивал в качестве определ тощего' условия реального изменения социального положения женщины, усиление её роли во всех областях жизни общества.
Существенным мотодологическим недостатком большинства пу~ бличчншй выступало то, чю организация женского образования оценивались исключительно и русле социалистической модели культурного cipoHifcibeTua, усиления экспансии коммунистической идеологии. При -лом исходным чезнсом выступала официально нас&ытемая пластин идсологичесчай установка о крайне шиком кульгурно-обра-
I. Любимова С. К nx'u-uivimo работы парши сре-щ 2;ешшш. //Спутник Коммунистки.-Таткснt, ¡923г.-Кз 9-10; Она же. Работ среди wnimm Турке слана, it Коммунистка. 1924г. -Kv 7; Она ж.-" Работа пл'лий «реди »еншин 'f .•Длкпп-Мосрва, !926i ; Она же Как- живут и рае->гак»г женщины Cpw.fwi М.-Л , 1925г.: Кастрока /5. Рмъ)ч?к>нн'<тс лешцикы Kmc i ока. - М., I»*"*®* : ! 1к»рнпа Ф. Параидка. --. М., 19?Ki.. Цучрат А 1 ¡рофсоюлл ид борьбу с "'.• ¡р-.-о Ц К'улмуриая р«р >ль>ция, 1<>29г.; Он.-, жо Отпяб^ь и л.'-лнкши) 1>о-с;о-■-3 ••( 1939г и др.
зевательном уровне местного населения, особенно его женской части .
15 условиях юноиских ре;ший, когда допускался определенный плюрализм мировоззренческих позиций, подобный подход лызвал обоснованное негодонанис со стороны творческой интеллигенции. В част нос: и, в серии статей и публицистических работах А.Чулпана, Л.Фитрата, 111. Рахимий, Л. Шукурова и др.1 аргументированно указывалось па богатейшее культурное наследие узбекского народа, осуждалась практика-гонений конфессиональных мактабов и медресе, умаления их роли в просвещении широких народных масс, в тем числе организаций женского образования. Однако коммунистическое руководство не желало серьезно внимать доводам национальных оппонентов. Со временем же, в процессе нарастающего свертывания курса поповского реформирования, возможности для проявления инакомыслия всё зримее блокировались. В конечном итоге, в начале 30-х гг., с установлением тоталитарного режима власти, они оказались полностью ликвидированы.
Политика утверждения диктатуры монондсологии, мертвящего политического единомыслия не только губительно сказалась на уничтожении потенции проявления альтернативных взглядов, без чего не возможен объективный научный поиск, но и заметно обеднила литературу, представляющую официальную марксистскую школу. На обращаясь к анализу публикаций 20-х гг,, посвященных вопросам женского образования, уместно отметить, что даже среди авторов социалистического направления наблюдалось известная неоднозначность оценочных подходов и критичность суждений. К примеру, в первом половине 20-х гг., в момент широкой организации специализированных женских школ советского типа и развертывания курсов ликбеза в печати появилось немало статей, в которых авторы вскрывали недостатки в работе данных учебных подразделений, предлагали разумные меры по улучшению в них постановки преподавания, говорили о необходимости создания кадров учительниц- местных? национальное-
1. Чулпон А. Булоклар.-Т., 1922; Рахимий Ш. Просвещение узбеков // Наука и просвещение. 192,2. № 2.; Он же. Узбек алифбоси.-Т.. 1925; Он же. Состояние узбекского просвещения п прошлом и теперь. -- Т., 1928; Шукуроп /V. Мусульманские школы в Туркестане // Наука и просвещение.-Т., 1922 .№1. и др.
В/последующем, особенно после провозглашения "Худжум", предполагавшего ускоренное решение женского вопрос, внимание исследователей стало заметно перемещаться в сторону интенсификации "социалистического женского образования". В частности, в статьях А. Смирнова и Ц. Диманштейна ставились вопросы повсеместной организаций совместного обучения мальчиков и девочек в Узбекистане, усиления этого процесса, несмотря на отрицательное отношение населения к подобному типу обучения.2 Показательно и то, чго, если в начале 20-х гг. в публикациях, посвященных образованию, зачастую вскрывались недостатки и улучшения в его организации, то с конца 20 — начала 30-х гг. они отмечались все реже и реже.
В целом, осмысляя ключевые тенденции наращивания исторических знаний на отмеченном историографическом этапе, автор реферируемой диссертации пришел к выводу, что наиболее интенсивно проблема становления и развертывания движения за равноправие женщин рассматривалась в 20-х годах. В публикациях того времени пусть в простейшей форме,' была показана закономерная и необходимая связь между развитием культуры и процессами женской эмансипации. В эти годы происходило не только накопление материала, зафиксировавшего альтернативные мнения, разнообразие позиций по культурным аспектам женского вопроса, но и начали складываться наметки научного направления по женской проблематике.
С упрочением же тоталитарного режима власти ситуация коренным образом изменилась. Для литературы 30-х годов характерным явилось усиление партийно-классового подхода, утрата плюрализма исследовательских оценок, упор на пропаганду "социалистических достижений", безудержное восхваление сталинской администрации, лакировка исторической действительности. Одновременно, вследствие введения системы секрет ности при работе с документальным материа-
1. Сзади А. Киллар маорифи.-//Туркмстон, 1922. 7 ркт.; Дзерве Т. К культурному воспитанию женщин.-//Туркистанская правда, 1923, 8 марта; Рачинская С. Игольные ушки и женский попрос.-//Туркистанская правда, 1928, аир.; Она же. Женское образование в Туркистане //Туркистанская правда. 1924, 17 септ.; Она же. Привлекайте в шкету женщин .//Гуркистанская правда. 1924, 3 нояб.
2. Смирнова С. Женское образование в Узбекистане //Коммунистка. 1928, № 8; Димлнипейн С. Народное образование национальностей СССР и задачи во-щпсопеденич //Новый Восток. 1929, № 25.
лом, насаждения жесткой политической цензуры и разгула массовых репрессий резко сократилось число публикаций, заметно оскудела историческая литература.
Положение усугубилось в конце 40-х - начале 50-х годов. Практически в этот период обозначился íJpoвaл в историографии проблемы. Можно назвать лишь несколько напиеанных женщинами — ответственными партийно-советскими работниками, брошюр, в которых в популярной форме, в мажорном тоне повествовалось об "успехах", достигнутых по обеспечению женского равноправия, в ходе 'социалистического строительства"1.
Определенные позитивные перемены наметились только с середины 50-х годов. После известных постановлений, направленных ка развенчание культа Сталина, был смягчен режим секрегноети¿'архивохранилищах, созданы более благоприятные условия детя научной деятельности. В результате вновь оживился; интерес к проблемам "женского вопроса", расширилась тематика исследования, обогатилась их документальная база. ^
Среди работ 50 - 80-х годов определилось несколько направлений, в которых в той или иной мере анализировались культурные аспекты в решении женского вопроса. Центральное из них занимали , крупные монографические исследования, систематизирующие и сгори-: ческий опыт "раскрепощения" женщин Узбекистана во всей многоплановости его проявления.
Наиболее заметный вклад в изучение ключевых тенденций истории решения женского вопроса внесли Б.П.Пальванова, Х.С.Щукурова и Р.Х.Аминова2. В их фундаментальных трудах на базе; привлечения широкого^круга документальных источников, богатого, архивного материала были освещены с позиций того- времени теоретические стороны проблемы, даны обобщающие оценки процессов; развертывания движения за женскую эмансипацию в условиях 20-30-х; годов. '
- 1 ■'. - " '. .....11 11 I 11 ■■'• ""."■ • '""" >
1. Якубова X. Женщина Советского Узбекистана - Ташкент, 1947; Рахиыба-баева 3. Женщина Узбекистана на пущ к коммуничму. — Т ашкент, 1949 и Др.
2. Пальаанова БЛ1. Борьба-КПСС, за вовлечение женщин Средней Азии в строительство социализма. — Ташкент, 1962; она же. Эмансипация мусульманки. —- М., 1982; Шукурова Х.С-. Социализм и жаииина Узбекистан». Ташкент, 1970; Амипова Р.Х. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане. — Ташкент, 1975.
« .
Благодаря монографическим исследованиям названных авторов заметно пополнились исторические представления о культурных аспектах решения женского вопроса в Узбекистане 20 - 30-х годов. Однако вследствие многоплановости их работ данная сюжешая линия нашла лишь частичное отражение.
В определенной мере пополнению знаний об участии .женщин в культурном строительстве и изменении их духовного облика содействовали публикации К.Акилова, Л.Аббцсовой, Р.Мадрахимово,., З.Кожевниковсй и др.1 В них освещалась роль первых узбекских женщин-профессионалов в становлении и развитии сценического искусства, литературы, науки. Но указанные брошюры и статьи не позволяют в монографическом плане охарактеризовать весь комплекс многослойных процессов участия женщин Узбекистана в культурном строительстве.
Таким образом, в середине 80-х годов определились известные успехи в наращивании историографического потенциала изучаемой в диссертации проблемы. Учеными Узбекистана был введен в научный обиход богат«ш фактологический материал, сквозь призму развертывания дг шения за равноправие женщин обобщен опыт решения ряда актуальных культурных задач. Изучение темы становилось более системным, многоплановым, анализу подвергались не только достижения, но и ошибки, имевшие место в практике решения женского вопроса.
Однако, говоря о несомненных достижениях отечественной науки, необходимо подчеркнуть, что сохранилось множество нерешенных Проблем. В частности, историография темы по-прежнему не распола-. тала специальными монографиями и книгами об участии женщин в культурном строительстве 20 - 30-х годов. Среди приоритетных направлений исследуем^'" темы более иди менее полно изученными оказались вопросы женского образования. Другие же ее стороны требовали обстоятельных научных изысканий и дополнений. Но самое
I. А<х>асоьа Л. ^чдсгис женщин Узбекистана в культурном строи тельетве в годы второй пятилетки. (В кн.:' "Раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана". — Ашхабад, 1972. —О. 118-126); Окилов К., Аббасова Л .Узбекистан хотин — кизнари мадашгй курншшца. —- Ташкент, 1976; Мадра-хжмоьа Р. Из истории ликвидации неграмотное г и среди женщин Узбекистана. ("Общественные науки .в Узбекистане". 1965, №11); Раскрепощение женщин Узбекистана и их участие в культурном стропк-лычье (1917-1939и.). — Таш-кеш, 1966; Кожевникова 3. Подтоювка женских подали ических кадроь в Уз-б«.нс1чне(1925 1941Г1.)..-- Самарканд, 1967 и
главное, сохранились порочные методологические основы научно-исследовательски х подходов. Политическая заданность оценок и инструментария исследования определили, что исторические работы 50 -80-х годов как и раньше, носили преимущественно апологетический характер. Они должны были рассматривать процессы "социалистического строительства" исключительно по восходящей, умалчивать о нарушении прав к игнорировании национальных интересов населения края, скрывать' правду о многочисленных ошибках и просчетах политического руководства в организации движения за раскрепощение женщин.
Некоторые предпосылки демонтажа механизма торможения исторической мысли были заложены во второй половине 80-х годов, поете провозглашения курса "перестройки". Развертывание процессов . демократизации и гласности, активный рост национального самосознания способствовали осознанию необходимости критического пере-, осмысления многих страниц исторического прошлого. Обозначились позитивные перемены и в изучении проблем истории женской эмансипации в Узбекистане^
Весомую роль в утверждении новых методологических подходов на данном направлении исторической науки сыграли публикации и. монографические исследования Д.А.Алимовой, В.Н.Минеева и ряда других ученых'. В их работах ощущалось стремление отоши от общепринятых шаблонов, предпринималась попытка нестандартного концептуального осмысления проблем женщина и культура,'вскрывались серьезные упущения в организации движения "Худжум", в содержании предпринимаемых в 20 - 30-х годах социально-экономических и культурных акиий. *
Однако подлинного прорыва в изучении рассматриваемой темы не произошло. Были сделаны лишь первые шаги в отработке инструментария реального осмысления исторических процессов. В годы "перестройки" так и не были устранены базисные факторы блокировки свободной научной мысли. Ведь "перестроечные" мероприятия продолжали осуществляться в рамках "коммунистической перспективы", политического обновления советского тоталитарного режима.
1. Алимова ДА. Решение женского вопроса*в Узбекистане /19171941гг./ — Ташкент. 1987:, она же Женский вопрос в Средней Азии.'История изучения и современные проблемы. — Ташкент, 1991; Худжум — значит наступление. — Ташкент. !987; Минееп В.Н. Становление и развише культурно-просветительной работы среди жмпцин Узбекистана. — Тгютжттг, 1990 и лр'.
-•'-.и .:'
Остались незыблемыми имперские отношения между центром и нашей республикой. "
Ситуация измениласьпосле распада имперского унитарного го-сударетла и обретения Узбекистаном политического суверенитета. Предпринятый в > условиях независимости демонтаж тоталитарных структур, решительный отказ от ущербной модели "социалистического развития", ориентация Иа строительство демократического правового общества заложили необходимые основы восстановления (гравды истории. •
Остро стоит задача подготовки серьезных научных исследований, написанных на качественно новых концептуально-методологических подходах, и в изучении истории женской эмансипации, особенно проблемы женщина и культура. В предшествующий период она сводилась в основном к изучению вопросов женского образования. А такие культурные аспекты женского вопроса, как участие женщин в художественной культуре, литературе, искусстве и т.д. оставались в тени. Между тем кардинальные перемены, обозначившиеся после обретения независимости, создали Не т олько возможности объективного изучения противоречивой летописи привлечения женщин в культурное строительство, объемного анализа его социальных последствии, но и обострили интерес к этому важному участку общественной жизни. •
Цель и задачи исследования. Цель диссертации — на основе критического анализа и объективной оценки изучаемых процессов в свете современных подходов к истории, базирующихся на идеологии национального возрождения, оценить накопленный теоретический и эмпирический опыт культурного аспекта в решении женского вопроса 20-30-х годов и обозначить нерешенные проблемы в повышении культурного уровня женщин Узбекистана.
В соответствии с целевой установкой определены следующие конкретные задачи: .. .
— определить условия и предпосылки зарождения процесса привлечения женщин в культурную жизнь; *
— раскрыть доктринальную ограниченность советской модели "женской эмансипации"; "...
— рассмотреть эволюцию форм и методов реализации культурных аспектов решения женского вопроса в условиях нэповского курса и утверждения тоталитарного режима;
— охарактеризовать суть командно-административных методов руководства в их преломлении через практику привлечения женины и культурное строительство;
— проследить динамику количественных и качественных изменений культурного уровня женщин .показать их социальную прошвср -Ъ:-воегь;
—- осястить классово-идеологическую направленность деятельности учреждений народного образования и культуры по приобщению женских масс к духовно-культурным ценностям;
— сквозь призму практики решения женского вопроса вскрыть концептуальную несостоятельность большевистской программы "культурной резолюции" и с современных методологических позиций оценить уровень соответствия художественности и идейности з процессе-проведения политики в области культуры среди женщин Узбекистана; -
— проанализировать трудности и просчеты в реализации национальных аспектов культурной политики среди женщин, исследовать речь женщин в развитии отечественной культуры;
— на основе результатов исследования сформулировать предложение по ускорению негативных последствий прежнего курса "женской эмансипации" и совершенствованию политики активизации роли женщин в духовной сфере на современном этапе исторического развития.
Методологическую основу работы составили диалектический под ход К явлениям общественной жизнй'во взаимодействии с решением женского вопроса, принципы историзма и объективности, идеологи* национальной независимости, общечеловеческие нормы комнчтенш " осуществления задач женской эмансипации.
При изучении сложных проблем обеспечения равноправия женщин автор неизменно исходил из учета мировых гуманитарных и национальных ценностей, сложившегося уклада жизни и метапигета уз:> бекского народа. .
Приоритетное значение для обработки концепции исследования представили выступления, речи.и труды Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова, в которых сформулированы (еоречико-мировоззренческие принципы стратегии национального во фодедення, дается развернутый анализ исторической несостйительносш коммунистическою учения и практики его претворения и бывшем «'иве.'скои
государстве, определена качественно новая конструкция отечественной модели повышения роли женщин в политической, социально-экономической и духовной сферах общества.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней с учетом мирового уровня гуманитарных знаний, сквозь призму идеологии независимости впервые комплексно исследован опыт реализации культурных аспектов решения жсского вопроса в Узбекистан:' периода 20-30-х гг., извлечены из него уроки и обозначены проблемы.
В отличие от предпринимаемых ранее исследований авт ор стремился с современных концептуально-методологических представлений критически переосмыслить диалектику позитивных и негативных сторон в изменении положения женщин как обьекга и субъекта культурного строительства, раскрыть причинно-следственные связи между командно-административными методами управления, процессами тотализации и нарастанием противоречий в движении-за женскую эмансипацию. В работе сосредотачивается внимание на изучение базисных факторов деформации национальных и культурных аспектов программы раскрепощения -женщин, выявлении общих для бывшего СССР и специфических для Узбекистана причин проявления деструктивных процессов в прак тике обеспечения женского равноправия. . . ....
Существенным признаком научной новизны представляется то, что в работе опыт привлечения женщины в культурное строительство, активизации'ее роли в духовном производстве рассматривается в ор-гаиической связи с насущными потребностями суверенного национального развития, социально-экономического и духовного возрождения независимого Узбекистана.
Научная новизна исследования состоит и в том, что посредством его вводится в научный оборот значительное количество ранее неиспользованных источников, архивных документов и статистических материалов.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования полученных теоретических выводов, обобщений, результатов исследования и практической 'дет щ ьност и современных учреждений культуры, народно! о и высшею образования, государственных органов и общественных формирований по усилению роли женщины в культурной.жизни общества, соьерн 1снстаованшо ее лухошкно облика. „
Материалы работы могут быть' полезными для подготовки сводных трудо» по истории Узбекистана, при чтении спецкурсов по соответствующей тематике .гуманитарных дисциплин в вузах, техникумах и школгьч республики.
Iкточиккопяя кссжяованкя. В ходе подготовки диссертации соискателем б-'лн изучены и использованы в основном документальные материал11 Центрального архива Республики Узбекистан (Ц1'А 1'Уз) и 1<рхива Аппарата Президента Республики ..Узбекистан (А,VII РУт) - бывшею партийного архива Института нсторпу партии при ЦК КП Уз, В них имеется широкий круг документов, правительственных и партийных постановлений, отражающих процессы организации движения за женскую эмансипацию, культурные аспекты проводимого в 20-30-х гг. курса по раскрепощению женщин. Во вводной части работы содержится подробный анализ использованных фондов, вскрыты трудности, с которыми встретился автор при их изучении. ■ ' •
Наряду с архивными источниками привлекались сборники документов, материалы периодической печати, Соискатель встречался также с непосредственными участниками описываемых событий, что способствовало углубленному пониманию проблемы.
Апробап;:я работы. Диссертация обсузгдалась на кафедре. "История. Узбекистана н культурологии" Ташкентского государственного Института культуры нм.А.Кадйри, в отделе истории Узбекистана советского периода Института истории АН РУз, на научном семинаре по специальности 07.00.02- -• "Отечественная история" при Педагогическом институте им.Низами. Основные положения иселедо- v вании откладывались на ряде республиканских и вузовских научно-теоретических конференциях, отражены- в опубликованных автором статьях и научных сообщениях. • , . .
Структура днегеэтакзэ. Работа состоит jn введения, .двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
"ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОГССЕГТАНКИ. -
Во введении обоснован выбор темы, раскрыта се актуальность, охарактеризована степень научной разработанности, определены цели и задачи исследования, показана его научная и методологическая новизна, практическая значимость, источниковая база.
ii нсрво» главе -"Культурные аспекты решения женского вопроса в Узбекистане и его особенности" — раскрывав!ся историческая необходимость решения женской проблемы, анализируется идеология гпвсчской модели "женской эмансипации" я специфика s'- претворения п нашей республики, уясняются задачи, формы и методы г.с:>лечения женщин в "социалистическое культурное строительство", -.к;- -• щается характер культурно-просвегительской работы и деятельности женских клубов, как инструмента'духовно-идеологического воздействия властных структур на широкие женские массы.
Б главе отмечается, что женский вопрос представляет .общемировую проблему. Без его решения невозможен устойчивый исторический прогресс, становление социально-экономического и духовно развитого гражданского общества. Остро стояла задача фактического раскрепощения женщин к началу 20-х гг. в Туркестане. Она определялась очевидным экономическим и правовым угнетением среднеазиатской женщины, её затворническим образом жизни.
. К анализируемому времени мировая практика накопила богатый опыт женской эмансипации. Однако воцарившийся после октябрьского переворота большевистский режим во многом игнорировал его по идейно-классовым мотивам. Политическое руководство бывшего советского государства выдвинуло "социалистическую" модель женского равноправия, которая базировалась на утопиях марксистского учения, исходила из перспектив воздвижения коммунистического строя. В контексте внедрения этой модели достигались определенные позитивные результаты. Но общая направленность носила деструктивный характер. Диктатура коммунистической Моноидеологии, отсутствие демократии, подчиненность"женского вопроса'' стратегии социалистического сгроительства в принципе деформировали само понятие о равноправии женщин. Оно стало рассматриваться не как равенство полов с предоставлением женщинам дополнительных прав с учетом их двойной нагрузки /в домашнем хозяйстве и на производстве/, а прежде всего как равенство с мужчинами в -груде. Причем в Туркестане, а в ¡в Узбекистан!?, положение ослож-нялосънедооненкой местной специфики, особенностей национально^ го менталитета коренного населения. Подобный подход, нацеленный lia преимущественное вовлечение женщины в социалистическое общественное производство, При игнорировании реально существующих и далеко нерешенных проблем социально-экономического, бытового.
психологического характера, обусловил растущую эксплуатацию е. груда советским государством. -
• Недуги .общей модели "женской эмансипации'" усугублялись противоречиями культурных аспектов решения "женского вопроса". В процессе привлечения женщин в культурнее строительство тато'-е наблюдались известные позитивные изменения. Однако они сопровождались обширным каскадом негативных явлений, вызванных ксн-- цептуальио-методологическими пороками советской культурной политики, призванной в соответствии с 'идеологией "культурной революции'' обеспечить глубинную перестройку общественного сознания, повсеместно утвердить марксистское мировоззрение с его извращенной системой классовых ценностей, сформировать механизмы воспитания идейно преданного коммунистическому режиму-"человека социалистического типа". Такая стратегия "культурного строительства" способствовала отчуждению узбекского народа, в том числе женщин, от мощных пластов национальной культуры, мировых гуманистических ценностей, тотальной манкуртизации.
Важно указать и на то, что наиболее весомые успехи в обеспечении прав жешцин, росте их общественно-политического" сознания, более широком вхождении их в культурную жизнь республики были Достигнуты в годы нэповского реформирования, когда обозначилась относительная либерализации коммунистического строя. В 20-;: и частично в 30-х гг. была создана целостная система Мероприятий Но обеспечению равноправия женщин: разработано и значительно усовершенствовано законодательство о правах женщин й их защите*, сформирована сеть жен.отделов, которые проводили работу по врвле1 чению женщин в экономическую, общественно-политическую й куль-, турную жизнь; сложился комплексный механизм воздействия на процесс высвобождения женщин от консервативной идеологии феодализма в сознании, труде и быту, более или менее учитывающий специфические сферы жизни мусульманок. Однако-этй пропсы проходили 'неоднозначно, -'""О-.' {',7
В дисссргации указывается ^ что практическая деятельностьпо раскрепощению женщин началась с организаций жен.отделов. Еше 12 'ноября 1919 г. образовался жен.отдел Туркестанского краевого комитета РКП/б. На первом этапе он сосредоточил главное внимание на развертывании областной и районной сети женотделот - '
К' концу 1920 г. их численность составила уже около 40.'.
Теоретическое обобщение документального материала позволило автору прийти к выводу, что организация женотделов сыграла за-м*<:.шую роль в'широком развертывании движения за женскую эмансипацию. Вместе с тем, будучи партийными структурами, они активно содействовали сё политизации, тесной увязке процессов раскрепощения женщин с ключевыми задачами "социалистического сгроитель-"па,\ Как убеждают источники, исходя из особенностей экономических, культурных, бытовых условий жизни Средней Азии,-в том числе Узбекистана, потребностей "социалистического обновления" политическое руководство страны считало важным в деятельности женозделя} развитие трех направлений: а/ организация экономического раскрепощения через привлечение женщин в соответствующие артели, профсоюзы: б/ создание сети школ, клубов и других культурпопросье-I ительных учреждений; в/ политическое воспитание женских масс за основе широкого охвата всеми формами агитации, пропаганды, вовлечения в практику строительства нового общества. Иными словами, ясс. от и направлении преследовали в основном политико-идеологические цели.
Вместе с тем предпринимались усилия по подготовке и воспитанию женских производственных управленческих кадров, организации т счет государства специализированных женских школ, созданию секций по работе среди женщин и женских "отделений на рабфа-кахЛШирокий размах приобрела борьба против такого распространенного явления, как затворничество женщин. В диссертации на базе привлечения информационно насыщенного фактического материала обстоятельно раскрыты формы и методы практической Деятельности государственных, органов и массовых общественных организаций по раскрепощению женщин. При этом подчеркивается, что движение за женскую эмансипацию последовательно ширилось. Однако в начале 20-х годов оно не приобрело еще масштабный характер. В силу ряда обстоятельств в тот период не удалось достигнуть коренного перелома в идеологии масс, во взглядах на место женщины в обществе.
Ситуация изменилась после провозглашении в конце 1926 г. ''Худжума" — решительного наступления на затворничество женщин. Оно сопровождалось небывалой по напряжению политико-массовой работой среди населения, активными усилиями по обеспечению ради-.
И'кпли'нопа В. Эмансипация м> сулккапки.-М. Ж-' -С.47.
кальных перемен в массовом сознании. Инициируя новые начинание, государство мобилизовывало разнообразные слои населения на лся-тельное содействие в развертывании процессов женской эмансипации
Одним из первоочередных вопросов "Худжума" было снятие па ; ранджи. Он воспринимался в широких народных массах неоднозначно. Многие, обремененные грузом проатлого, инерцией старою мышления, не были готовы к положительному восприятию этой акции, но благодаря бромной тяге самих женщин к полноценному участию и общественной жизни, так называемому "открытию" на первом пане "Худжум" имел успех. Так, в Узбекистане в 1927 г. сняло паранджу 100 тысяч женщин.1 Существенно возросла сегь разнообразных организационных форм общественной и.культурно-просветительной деятельности среди женской части населения.
Однако политическое руководство бывшего СССР не было удовлетворено т емпами развертывания движения "за раскрепощение женщин. Оно жестко требовало его повсеместного ускорения, в частности, в специальном письме ЦК РКП/о/ от 19 апреля 1927г., посланной- и адрес правительства Узбекистана.2!! результате наблюдались иееди-ничные случаи, когда директивные и судебные органы заключали "соцсоревнование" по раскрепощению женщин.
Подобный волюнтаристический подход обуславливался растущим упрочением командно-бюрократической системы управления, кампанейским методом решения властями сложных социальных проблем.
Курс на необоснованную интенсификацию движения. "Худжум", сопровождаемый нажимом и администрированием в вопросах снятия паранджи и утверждения "нового быта'.', преследованием пуловенства, вызвал законное недовольство народа. Но центральное руководство не желало прислушиваться-к голосу широких народных масс.
Подробно проанализирован в исследовании процесс '.нотации форм и методов работы женотделов. При этом'отмечается, что и ходе проведения компании ''Худжум" многие женотделы стали бра гь на себя административные и судебные функции. Это порождало неистинные явления в их деятельности,-усложняло отношением пн|м населения. И все же жен.огделы шрали весомую рол», в приобщении женщин к общественной жилш, обеспечении их ра/ч-юпр-ио:?. Снгдааг*-
f .Худя, у м-: на чнт шитугшслие.-Т., ! 981 .-Г.2
2 Пран.и Вое юк;.. , 19:'7г. iî марса
1« .
ло только укрепить аппарат женотделов, установить обозначившиеся просчеты .и недостатки.-Однако в 1930г. ЦК партии вопреки здравой логике принял решения о ликвидации данных органов, специально занимавшихся- женским вопросом. Политическое руководство бывшего СССР аргументировало свое решение важностью и сложностью задач "социалистического строительства". Работа среди женщин отныне была возложена на весь партийный аппарат и его отделы.'Такой поворот свидетельствовал об углублении политизации жен ского вопроса в условиях закрепления сталинского тоталитарно-репрессивного режима.
Заметное место уделено в главе осмыслению процессов создания и функционирования женских культурно-просветительских учреждений. Как и все институты духовной жизни советского времени их роль в культурно - преобразовательных процессах носила неоднозначный характер. С одной стороны, они 'содействовали определенному духовному просвещению женских масс, но с другой - представляли мощный канал проникновения коммунистической идеологии, формирования марксистского мировоззрения. В своей основе деятельность культпросвет учреждений строилась в русле классового противостояния. Они не учитывали национальные особенности, традиции и обычаи местных народов, игнорировали Национально - религиозные й общечеловеческие духовные ценности. Правда, в условиях нэпа немало кульгпро-еветучреждений, ц примеру, красные ЧсДхани и женские уголки, наряду с идеологической деятельностью преследовали коммерческие цеди, содействовали созданию женских кооперативов, уделяли большое внимание налаживанию действенной культурно-просветительской ра-. боты. Однако со второй половины 20-х гг. в результате утверждения командно-административной. системы коммерческая и культурно-просветительская функции культпросаеягучреждений все больше утрачивали свою значимость в Пользу политико-идеологической целевой установки.
Учитывая особую роль культпроснетучреждений в формировании желательной дЛк правящей элиты формы общественного сознания, масштабы их воздействия на женские массы, Политическое руководство приняло в анализируемый период энергичные усилия по созданию широкой, сети "красных чайхан", женских уголков, клубов, пе-редаижных юрт и т.д. Например; если в 1925 г. в республике действо -
1. ААП РУЗ, Ф.58,.ол..<д.79,ы.95
Рало 12 Женски* клубов, тов 1926 г их стало 35, охватйвших более 3 ть!с. активисток.1 ' , . ■ ■■ • *.
. В диссертации подробно охарактеризованы основные направления работы женских культпросвет-учреждений, показана противоречивость ее конечных результатов. ; ^
Во второй глпве"Проблемы повышения общеобразовательного и культурного уровня женщин и вопросы привлечения их в культурную жизнь" — обобщается опыт организации женского образования, повышения роли женщин в духовной сфере общества.
В работе указывается, что одним из ключевых направлении культурного строительства и решения зкеиского вопроса явилось раз*-вер тывание женского образования. ; ■'■'
. С особой остротой встала в изучаемой период проблема школьного образования. Она решалась в русле закрепления советской модели единой трудовой школы, представляющей важный составной элемент системы идеологического Закрепощения широких народных масс, несущую духовную опору советского строя. .
В первые послеоктябрьские годы в соответствии с требованиями единой трудовой школы властные Органы попытались ускоренными методами наладить совместное обучение мальчиков и девочек местных национальностей. Но эта акций вызвала активное противодействие коренного населения края. Тогда стала организовываться сеть женских специализированных классов и школ. Тем не менее до середины 20-х годов число обучающихся девочек* коренных национальностей было крайне ограниченным. Например, в 1924г. в женских начальных школах занимались всего 158 девочек; Лишь со второй половины 20-х гг. наметилось более устойчивое развитие женского об-: разования. Так, если в 1924-1925 учеб. году з республике действовали; 44 женские школы 1 ступени, в которых обучалось 2156 учениц, то в 1927-1928 уч. г. количество женских школ-этого.ти&а достигло 1 бб с числом учащихся - девочек 9142.2 v . ■ ; , ;
Параллельно - последовательно закреплялось совместное обуче? ние мальчиков и девочек. В 1926-1927 уч. г. по республике насчитывалось 2098 девочек местных национальностей, обучавшихся в смешан-'
1. ЦГА РУз, ф.86, on. 1, д. 4442, лЛ1 \
2. ЦГА РУз, ф. 94. оп. 5, д. 91, л. 6.
пых общеобразовательных школах. Только в ферганской области в данный период совместное обучение мальчиков и девочек -осуществлялось в 56 узбекскихШколах, где из 5 тыс. учащихся 1438 было девочек, в основном местных национальностей.1
Заметный сдвиг в женском образовании был достигнут вслед за развертыванием движения "Худжум" и введения в 1930 г. Всеобщего начального образования. Уже в 1931 г. в школах обучалось '06600 девочек коренных национальностей^ Однако растущий охват детей, в том числе девочек, не сопровождался соответствующим укреплением материально-технической базы учебных учреждений, остро не хватало квалифицированных учительских кадров, учебников и учебных пособий. Особенно тревожная картина в чтом отношении стожилась на селе, где проживала основная часть коренного населения республики.
Раскрепощение женщины Востока означало не только внедрение' школьного обучения- девочек. Оно настоятельно требовало приобщения к образованию женщин старших возрастов- Поэтому особое внимание й государственные органы, и общественность уделяли ликвидации неграмотности Женщин. В 1923/24 уч. г. В Узбекистане работали 23 школы ликбеза с контингент ами 500 женщин . В 1925/26 уч. г. в 96 школах -9454 учениц. В 1930/31 уч. г. школами ликвидации неграмотности было охвачено уже 17612 женщин.3 ' \ -
В целях активного вовлечения женщин в движение за ликвидацию неграмотности слушатели школ ликбезов, пользовались определенными льготами. Их на 2 часа раньше освобождали от работы с сохранением полного заработка. Всем бесплатно выдавались учебники и учебные пособия. В амбулаториях, медицинских консультациях в первую очередь принимали женщин, обучавшихся в школах ликбеза, а их детей —в детские сады и ясли. В результате принятых мер за 1928-1933 годы в системе ликбеза было .обучено 808 тыс. женщин. Однако в целом по республике, согласно стат-данным более половины женщин и девушек продолжали оставаться неграмотными. Правда, властные органы игнорировали тот факт,
1. Чориев А. Проблемы народного образования и подготовки педагогических кадров Узбекистана.т., 1997г. -с. 15.
2.ЦГЛ ГУз. ф. 94, оп. 5, д.24, л.22.
3.иЬкурояа Х.С. Социодизм и женщина Узбекистана. - Т., 1970г. -
что немало женщин владело арабской графикой, окончило конфессиональные мактабы. • - -
Движение за ликвидацию неграмотности сопроаождалосъ администрированием, командным нажимом. Многие партийные органы искусственно подхлестывали "массовость", организовывали всевозможные декады, месячники ликбезов, устраивали "социалистические соревнования". Обычно такие мероприятия . проводились в спешке, без должной материально-технической, интеллектуальной подготовки, что способствовало развалу этих "начинаний". Например, в 1936 г. в Канимехском районе проводился месячник по ликвидации неграмотности среди женщин. Однако в ходе его всего 3 женщины окончили курсы ликвидации неграмотности.1
Известно, что в системе народного образования важное места принадлежало профессиональному обучению, профтехучилищам, ФЧУ, профтехшколам, рабфакам, техникумам, институтам просвещения и вузам. Наиболее распространенной формой профессионального женского образований в Узбекистане особенно в 20-е годы была система курсового обучения, когда стационарная подготовка кадром средней "и высшей квалификации в Узбекистане находилась еще в стадии становления.
В диссертации приводятся разнообразные данные, раскрывающие приоритетную роль курсовой системы в подготовке женских кадров. Например, отмечается, что а 1923г. на различные курсы женотделами направили более 40 женщин - узбечек. В 1924г. с помощью курсовой системы было подготовлено 200 женщин местных национальностей. 2
Заметное внимание,уделялось в исследуемый период подготовке женских педагогических' кадров. С целью решения этой ^и.гчи при комплектовании долгосрочных педагогических курсов предусматривались выделения не менее 60 мест для женщин и краткосрочных —- не' менее 30% . Организовывались одновременно й специальные кенские курсы в крупных райрнных центрах.
В результате предпринятых мер во второй ноаовинс 20-х годив появились такие талантливые педагоги - узбечки, как М. Оулешано-ва, Ф. Якубова, З.Исиамходжаева, 3. Саиридчиновн.Г. Ахм.'лгкапсип, И. Абдулаева и многие другие.3 '
1. лЛИГРРэ. ¿rSíCóTi.t;Я. ПГСГ2ГДГ
2. АЛИ ГУ::, ф. 60, оп. 1, д. 4868, л. 84-3S.
. 3 11НЛ !'Vj. Ф lí, "П 26. д. Г/5 л. 170-172.
ч ' '■;'•'■' 21 ;■••'",;■'■ !: ' ■■'
Отдельный раздел в главе занимает 'анализ вопросов, связанных с повышением роли женщин в культурной жизни Узбекистана, их участия в духовном производстве, .
Обращаясь к общей хараетсристике духоваой жизни Узбекистана рассматриваемых лет, автор, исходя из материалов исследования, указывает, что 20 - 30-е годы ознаменовались масштабным культурным строительством, активным ростом интереса широких слоев насе: ления к культуре, Особенно, интенсивно рцзвивадись такие виды, как театральное искусство, песенное творчество, кино; широкий размах приобрела художественная самодеятельность.
Идеологическая экспансия тоталитарного режима, курс на формирование унифицированной "социалистической культуры" обусловили резкое сужение границ проявления национального оскудения возможност ей цивилизованного культурного развития,
В контексте обозначенных реалий протекали и процессы активизации роли женщин как субъекта духовного производства. С высоты современного уровня исторических знаний отчетливо видно, что в условиях 20 - 30-х годов 'наблюдался известный рост их творческих сил, расширялось участие в культурной жизни, Но эти процессы отличались мвщюдеггету вдеодогннеской направленностью, исходили из догадки : закрепления коммунистического строя. ' ' ■■■■"'/[ .'.■'.'•'': '-'; V"
Одним из выражений растущего участия женщин в духовной жизни Узбскистана стало разв»^гие жен№ой художестве1гной самодея-' тельностаи к; т^йфУ/Э1925 году при Ферганском педгдаикуме возник самодеятельный кружок, который состоял нз двух секторов — музыкального и драматического. Здесь первые шаги в искусстве делали Мукаррам Тургунбэеи», Халима Насьфова, Розня Каримова, ставщие В последствии мастерами национальной сцены. К 1935 году удельный вес женщин в художественной самодеятельности республики достиг 28%». .-•; " ;'■ "
В работе подобно освещена динамика растущего участия женщин в культурной- жизни республики^вскрыты трудности и противоречия, обозначившиеся в решении этой ответственной социально-духовной задачи, прослежены последствия тоталитарной системы идеологического воздействия йа характер её претворения. Особое
1. ЦГА РУз, Ф. 137, оп, 1, ¿.932, л.16
2J
внимание при этом уделяется тому, что одной из главных причин успешного развития культуры, несмотря на отмеченные трудности и недостатки, явилась высокая активность женской части населения, и тяга к образованию и просвещению.
В чаключещш дагсссрэящт подведены итоги исследования, сделаны обобщающие выводы, содержатся научно-практические рекомендации.
Системно-комплексное обобщение изучаемой темы убеждает, что в 20-30-е гг. в Узбекистане был накоплен определенный опыт вовлечения жепшин в культурное строительство, активизации их роли в духовной сфере. Его осмысление со всеми позитивными.и негативными сторонами, сегодня, когда республика встала на путь национального возрождения, обрстнет большую теоретическую и практическую значимость.
Решаемая в рассматриваемый период задача раскрепощения жепщи-■ ни, обеспечения реального равноправия ее с мужчиной, диктовалась потребностью времени и представляла необходимую предпосылку ускорения исторического прогресса. Однако советская., модель, "женской эмансипации" страдала серьезными концептуально-методологическими просчетами . Она исходила из логики социалистического строительства, базировалась на утопиях марксизма, была призвана превратить женщину в социальную опору имперско-коммунистического строя. ■ ,
Концептуальные недуги стратегии решения женского вопроса, усугублялись порочной практикой командно-административной сиг стемы управления, динамичным упрочением тоталитарного режима власти, нанесшего -непоправимый урон интеллектуальному и кадровому потенциалу Узбекистана, развязавшего массовые репрессии против народа, в том числе женщин.
На претворение культурных аспектов женского вопроса глубокий отпечаток наложила стратегия "культурной революции", нацеленная на социалистическую перестройку общественного сознания. . утверждение марксистского мировоззрения, создание культуры, всецело подчиненной коммунистической идеологии. ■ "
В русле господствугощей модели масштабного привлечения женщин в культурное строительство обозначились определенные обьективно-позтивные достижения. Их выражением стало формирование общественных мехзиизчо« активизации роли-женщин, кэ'г обь-
езста и субъекта культурных процессов, широкое развертывание светского женского образования, ослабление затворнического образа жизни, растущее участие женщин в духовном производстве, умножение их рядов в составе творческой интеллигенции, заметное повышение культурного уровня широких женских масс. Эти изменения способствовали обогащению'духовного потенциала Узбекистана.
Однако сама природа советского социалистического строк, нак-ладываясь на' концептуальные недуги марксистской теории "революционного обновления" духовной сферы, преступную практику той,-литарно-репрессивного режима власти обусловило то. что мшиие прогрессивные начинания оказались в конечном итоге либо заблокированы, либо осуществлены на деформационной основе. В результат общая картина приобщения женщин к культурному строительству выглядела глубоко противоречивой.
Главное, что женщины Узбекистана, как и весь узбекский народ, ' стали все более отчуждаться от корневых пластов многояеколп-то национального духовного наследия и достижений мировой культуры, были лишены свободы творчества, скованы всеохватной идеологической и политической цензурой, вынуждены были ориентироваться на чуждые национальному менталитету классово-партийные духовные ценности. Все это обернулось в последующем духовным обнищанием народа, поставило его перед угрозой подрыва самою генофонда нации. Только обретение Узбекистаном независимости заложило необхйдимые основы цивилизованного движения к вершинам социально-экономического и духовного прогресса, качественного улучшения положения женщины во всех сферах жизнедеятельности общества.
Осиоаша» иоло'-кешш д5;сс«.'ртацн!1 шложеии к следующих публикациях:
i 20-30 милларда Узбекистан хотин-кизлари маданнй рашга^н мзеалала-ри. // И сб. Межреспубликанская практическая конференция. - Т : I'Jv'l. - 26-27 6.
2. Xoikh - ^иыар маъаавий фаоллигини оширишнииг долззрб иуаммо -лари. // Тезисы доклада на XV - научно-теоретической кочферсшшв професс' м;ско • иреиодашие^ьскою состава к 550 лешю со лн* рождения -УПзьои . -Т : 1991. -С. П.
3. Шар.'; длшг.рн иоратли фазилатларйшшг шахе маьнавкй камолотнгз чаьсири. // У }бскнсго11 мадашшшшшг долззрб муаммолзри / l-tncrmjyr про..}) vkht. XX - илмий назарий - ашкуманишшг. баештои тч-ндямц.-Тд 1994.-67(3. ' ' '
А. >leiв.'уюлий :караснда хотин- к^пивр M:icanacur:t иигнча л,тиСч>р / ч'ч-бекисюл Мустакнллигл па фллсафа малзулда Тошксап- Датзз Увчтсг-стетл .мз.дак.з ошпрпш институт«- «¿опита упсаяш'зн республика мл-мий-назарий конференция«! маьрузаддр тунлагли. -Т.: 1995, -К б.
5. Xxiijiiimr агпнли оио ш И Гулис-i он - - 1995.-N 4. 0.4 б. г.
О. Лнбар огни ижолида луррият ка недикдод мсииьлари / Псгсдгзол вп мл.ишлш pyiuiH осtп,чи утка»мл тан илмнй- лазарнп коифертш'ч Озён-ларл тупдами.-Т.: 19У6. - В. 21
7. Мпллий -лепнрдл глдфкурзеннпнг !иа;г/з.-шиши >:-:лрйсг:■- . ; догдл ■ :jn i.T.ip маеадасш'.'.! яш нчл дззар / Мл ;Д1лил;. J в л :л л i.pnclj з; лусд:клд-ллкдп щс.чцкзялаишш»• 'Лулим омп.лп мавлунда ^казалгад Р-спДЗ дика илг.шл -назарий ¡лшлн-амаддп к. .азьсрспцШ! ма]д:уз.гд:р з м- i..:,su.-! ИД>/\ - Н.<»
Н. -Оп.ла - мукаддас длрюя. -// Гулнслон . - 2 0,! 6л.
4. Кп ¡дар ырОлясн ноли. глр-'лг.ч. И i )ллад i'.-'.•;>.. N 2. 0J .'.., ¡.
Узбеки стонда хотин-клзлар масаласини хдл этюшшнг
МАДАНИЙ ЖИХДТЛЛРИ
(20-30 - йиллар. Тажриба. Окибатлар.) ШАГ*
Диссертация ^збекистовда 20-30 йилларда хотин-кизлар масаласини хал этишнинг маданий >,сихатларини янги мстодолопп услубда, мустакдллик мафкураси асосида янгича к,арашлар ва замонавий галаблар даражасида ёритишга башшланган.
Диссертация таркибан кириш, икки боб, хулоса, фойдаланилган манбалар на адабиётлар рунхатндаи иборат.
Киришда мавзунинг танланиши асослаб бернлган. Унинг долзарблиги, муаммошшг урганилищ даражаси, тадк.ик,отиинг илмий янгилиги ва ахамияти таърифланиб, ишнинг максади хамда вазифалари ифодалаиган, диссертациянинг назарий-методолошк асоси ва манбавий нетзи курсатиб берилган.
Тадк,нк,отнинг биринчи бобида хотин-кдзлар масаласини х,ал этишнинг 20-30 - йилларга хос маданий жихатлари ва унинг хусу.лштли жихатларини курсатиш, ашш пантда мазкур муаммони Хал этишнинг ижтимоий ва ик,тисоднй ахамияти хамда уларнинг оклбатларинн тарихий холислик тамойили асосида очиб берищга алохдца эътибор берилган. Шунингдек, мафкуравий яккахокимлик, фиркавнй, сиёсатлашган рахбарлик усулларининг пайдо булиш сабабларини курсатиш билан бир кдторда хотин-кдзларни ижтимоий-сиёсий хаётга жалб этиш борасида маданий-окдртув ишларшншг олиб борнлнши хамда 20-30 - йиллар тарихий тажрибаларини урганиб, тахдил килган холда хозиргача факат ижобнй бахоланнб келинган «Хужум» хдракатининг хам ижобий, хам салбий томонлэрини ёрнтншга харакат кдлннган.
Диссертациянинг иккинчи бобида 20-30 - йилларда умумтаълим ва хотии-хихчар маданий даражаси масаласи, таълимнинг ахволи, хотин-кизлар саводхонлиги даражасшш оширишда «Отинрйи» махтабларнинг фаолиятн, урганилган даврда аёлларнинг ' билим олншдаги ютук ва камчиликларининг ижтимоий-сиёснй сабаблари очиб берилган. Шунингдек, хотин-к,изларнинг магнавий хаётда тутгаН урни, уларнинг бугунги кундаги ахамиятини курсатишга харакат иишнган.
Диссертациянинг хулоса кисшада тадкикот якуни сифатида хотин-вдзлар масаласнга мустакиллик туфайлн алохида эьтнбор бгрилаётгашшгидан келиб чик,иб, ушбу масалани хар томонлама илмий ypiaHiiuuia ва мавжуд ахволнн яхшилашга. каратилган гаклифлар ва тавснялар цфодалаб берилган.
SUMMARY
THE CULTURAL ASPECT OF SOVING TIIE FEMININE ITtOiîLEM IN
UZBEKISTAN (20,ù-30lli years. Ex peri nee. Sequenceus)
The thesis devoted to ellumination of the cultural aspect of solving the feminine problem in Uzbekistan in the 20Ul-30:h years on the basis of the methodological principles, indepedence ideology and new modern demands.
The dissertation consists of an introduction, 2 chapters, conclusion and a refcrence-list.
In the introduction the actuality of the theme is grounded, the background is characterized, the scientific novelty and the importance of the research is formulated, the aim and the tasks are defined and, the scientific-methodological foundation and source basis as well.
In the first chapter of the dissertation a special attention is paid to ellumination of the cultural aspects of solving the feminine question in 20'" - 30* years and, analysis of its peculiarities as well. At the same time the social-economical and political importance of solving thi,s question is investigated and the objective estimation of this tendency is given. So, side by side with studying the reasons of one ideology, single-party methods of political guidance, a considerable attention is paid to ellumination of the social-political life of women, their participation in cultural-instructive work. Here, the historical experience of the 20th-30lh. years is geralized, both positive and negative sides of the movement «Khudjum» are singled out.
In the second chapter the general education and cultural level among women is researched. Here, the condition of education in the 20th- 30!l1 years are presented, the results of activity of such schools as «Otinoy» aimed at increasing the literacy among women in those pompous 20m years, the fortunes of women got the education abroad are traced, the reason's resulting in drawbacks in education system. So, the reseafch intended to show the role and the place of women in spiritual life of people, their importance in today's life.
The proposals and recommendation are given at the end of
Подяиааяо к нвчмя ч9,02.'98г. 3«м»20 Тираж ЮОэк». Объем I л/л.
Отяечктмо «а рота*р«тв Ш АН Рввяублика тзбв'ка«та* Г.Таакват.