автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Культурный мир американского политического текста
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурный мир американского политического текста"
На правахрукописи
СТАРОСТИНА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА
КУЛЬТУРНЫЙ МИР АМЕРИКАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Специальность 24.00.01 - теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Владивосток 2004
Работа выполнена в Дальневосточном государственном техническом университете
Научный руководитель доктор исторических наук, профес-
сор Крадин Н. Н.
Официальные оппоненты доктор исторических наук, профес-
сор Кузнецов A.M.. кандидат культурологии, доцент Савелова Е.В.
Ведущая организация Уссурийский государственный пе-
дагогический институт
Защита состоится «27» декабря 2004 г. в «15.00» часов на заседании диссертационного совета 212.055.06 в Дальневосточном государственном техническом университете по адресу:
690600, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 10, конференц-зал
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дальневосточного государственного технического университета.
Автореферат разослан «27» ноября 2004 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета, к.ф.н., доцент
Ковтун Г.С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Актуальность данного исследования обусловлена следующими проблемами, важными как для современной культурологии, так и для смежных с ней научных гуманитарных дисциплин -современной гуманитаристики в целом.
1. Особую актуальность имеет исследование политической культуры США как части духовной культуры народа и части системы ценностей, обеспечивающих единство политической системы США на протяжении истории существования государства. В американском политическом тексте, ставшем со дней основания основным ритуалом общественной жизни, а впоследствии интеллектуальным богатством прошлого нации, отражен особый мир американской политической культуры, в котором гражданская культура творческого политического мышления сформировала особый эстетический и политический идеал. Исследование эмоциональных, ценностных, моральных суждений о политике как комплекса культурно-политических ориентации, представленных в американской ораторской прозе, имеет актуальное значение в России,' где область американской политической культуры недостаточно исследована.
Научные представления об особенностях американской политической культуры простираются от признания этой культуры как единственной эталонной до научно-идеологических мифов об ущербности данной культуры. Политическая культура США, традиционно рассматриваемая в зарубежных культурологических и политических исследованиях как культура высокой гражданственности, эталон политической культуры современности (Г. Ал-монд, С. Верба, Д. Девайн и др.), долгое время представала в исследованиях советской и российской науки в свете идеологических мифов, конструирующих отталкивающий и угрожающий образ противника. Причиной этого явилось противостояние политических культур, обусловленное обстоятельствами идеологической, «семиотической» Холодной вой
Российская наука только приступает к изучению американской политической культуры.
В работах советских и российских ученых, исследовавших язык политической прозы США (Э.Я. Баталова, Т.М. Бережной, Б.И. Ноткина, К.С. Гад-жиева), американский политический текст был представлен фрагментарно, в виде интерпретации отдельных цитат. В связи с этим возникла проблема исследования культурного мира политического текста с использованием подхода, позволяющего рассмотреть все произведения ораторской прозы как целостный, единый текст - в культурологическом и филологическом ракурсе. Актуализация проблемы настоящего исследования в рамках культурологического знания представляется своевременной и необходимой для рассмотрения политической культуры США под новым углом зрения, в свете текстуально-смысловых характеристик.
2. Актуальным представляется исследование феномена американского политического текста как части особого жанра художественной и политической культуры США - ораторской прозы, формировавшейся в Америке одновременно с развитием художественной литературы, и, на начальном этапе становления нации, представляющей более заметное явление, чем художественная литература. Заслуживает внимания исследование ораторской прозы США, которая сыграла особую роль в поисках нацией своего «я» и сформулировала цели американского общества. Американские политические тексты как символы государственно-политической самоидентификации, как духовное начало политической культуры, как художественные трансформаторы реальности выполняют функцию интегратора политического, духовного и культурного опыта США и представляют интерес для исследования как уникальное явление культуры.
3. Актуальной является проблема феномена Текста, ставшая предметом исследования большинства гуманитарных дисциплин - лингвистики, филологии, культурологии, истории, философии и других.
Исследование смыслового пространства американской политической культуры как текстового феномена, объяснение смысла и функции американского политического текста в общем культурном контексте - актуальные проблемы, стоящие в центре настоящего исследования.
Степень разработанности проблемы. На протяжении развития гуманитарной мысли XX века американский политический текст изучался с помощью различных методов анализа, используемых в рамках следующих подходов: психологического (3. Фрейд, У. Буллит, Э. Аронсон, Д. Винтер, Э. Хоф-фер и др.); нарративного (X. Олкер, Э. Эббот, Л. Гриффин, В. Цымбурский и др.); семиотического (У. Эко, Э. Толмен); лингвистического (Б.И. Ноткин, Р. Барт, Э. Толмен, Л. Зигельман и др.); исторического (А. Шлезингер, Д. Бур-стин и др.); биографического (Ф. Гринстайн, Б. Майроф, Д. Винтер и др.); коммуникативного (Г.Г. Почепцов, П.Б. Паршин, Э. Толмен, О. Холсти и др.).
Современные исследования текста, составляющие концептуальную основу данного исследования, представлены философскими, лингвистическими, культурологическими, социологическими и психологическими теориями, в которых находит свое отражение смысловое пространство текста. Это работы Э. Аронсона, Э. Пратканиса, Р. Барта, Э.Я. Баталова, М.М. Бахтина, Т.М. Бережной, Ж. Бодрийяра, Д. Бурстина, К.С. Гаджиева, Г. Гачева, И.П. Ильина, Дж. Г. Кавелти, Ю.М. Лотмана, Б. Майроф, С.А. Маничева, Б.И. Ноткина, О. Паса, Г.П. Почепцова, В.Я. Проппа, П. Рикера, В.Н. Топорова, В.Е. Хализева, В. Цымбурского, Л.В. Чернец, А. Шлезингера и других исследователей.
Объектом исследования выступает политический текст как произведение американской политической культуры, а предметом исследования является смысловое пространство ораторской прозы США, культурный мир политического текста, связанный с пониманием его художественного смысла, рассматриваемый в пределах единой смысловой сферы его художественного мира.
Источники исследования: Материалом для настоящего исследования послужили тексты политической элиты США, соответствующие хронологическому периоду со времени президентства Дж. Кеннеди до настоящего времени (1960-2004 гг.). Для исследования было выбрано 50 текстов различных политических деятелей США. Это тексты различных жанров ораторской прозы, среди которых тексты инаугурации, Послания Президентов Конгрессу, тексты речей предвыборных кампаний и тексты выступлений на национальных партийных съездах. В работе использованы также тексты художественной культуры США, в пространстве которой тексты политики были интерпретированы и переосмыслены, - тексты американской кинематографии и художественной прозы США.
Цель исследования - выявление смысловой структуры художественного и культурного мира американского политического текста, определение особенностей спецификации американского политического текста как феномена политической культуры США.
В соответствии с целью определены задачи диссертационного исследования:
• дать анализ частных моделей художественной структуры текста и особенностей их осмысления в культурном контексте;
• дать пространственно-временную интерпретацию американского политического текста как составной части художественного и политико-культурного мира, интерпретации «времени в вымысле» (П. Рякер);
• рассмотреть главные содержательные функции сюжета текста, запечат-ляющего картины мира современного и прошлого Америки, через его основные повествовательные модели;
• проанализировать историю и драматургию персонажа американской ораторской прозы с помощью характеристик различных амплуа героя, участника сюжетного действия;
• исследовать коллизию сюжета и психологию текста, описать «чувственные» образы, возникающие при осмыслении сюжетного конфликта - образы страха и соблазна;
• определить особенности феномена «текста в тексте», рассмотреть политический текст, переведенный в иную образную систему - экранные, литературные и театрализованные интерпретации текстов политики;
• указать на формульную структуру текста как предмет иронической и пародийной интерпретации американской ораторской прозы;
• охарактеризовать особенности театрализованного текста, осмысленного в контексте политической культуры перфоманса;
• показать спецификацию американского политического текста в культурном контексте общения и коммуникации.
Методология исследования заключается в единстве культурно-исторического, сравнительно-исторического, герменевтического и структурно-функционального методов.
Культурно-исторический анализ позволил выявить связь современных политических текстов с предшествующими идеями и теориями ораторской прозы США, рассмотреть тексты американской ораторской прозы не только как создание данного автора-политика или коллектива авторов, но и как документ эпохи, запечатлевший дух народа в разные этапы его исторической жизни.
Тот факт, что в США со дней основания не было перестройки сюжетосло-жения, радикального разрыва с традицией, обусловил сравнительную плавность развития американской политической культуры и сформировал важную тенденцию опоры на единичные тексты как основные, что позволило в данном исследовании рассматривать все произведения ораторской прозы как единый текст, связанный логикой единого мифа.
Сравнительно-исторический анализ позволил путем сопоставления «внутренних миров» текста выявить их специфику и родство, исследовать генети-
ческие и типологические связи между текстами. Приемы сравнительного типологического анализа, с помощью которого были исследованы способы совмещения «своего» и «чужого» языков - аллюзии, реминисценции, цитирование, позволили подтвердить генетические текстуальные связи ораторской прозы США. Результатом сопоставления стало подтверждение идеи о сохранении художественной и культурной традиции, развитии идей начальных теорий Америки в современном политическом тексте, имеющем содержательные и формальные признаки, восходящие к механизмам фольклора, способствующие мифологизации политической сферы, базирующейся на архети-пических повествовательных конструкциях фольклорных жанров - сказки, предания, легенды, героической саги, а также заимствующих элементы романных жанров и поэзии.
Психологический подход, позволяющий рассматривать слово как художественный образ, свернутую метафору, обусловил обращение к психологической форме текста, обнаруживающей себя через особенности ощущения и воображения, отражающегося в текстовых метафорах, формирующих «чувственные образы» текста, и особенности восприятия, позволяющие проследить дальнейшую жизнь и функционирование текста в общем культурном контексте.
Идеи герменевтики, разработанные рецептивной эстетикой (Г.Р. Яусс, В. Изер), позволили дать одновременный анализ как процессов становления текста, так и его результата, соответствующего культурным «ожиданиям» совокупных адресатов сообщения. Осмысление культурного мира текста невозможно без исследования интерпретаций текста в культурном контексте, расширяющих «внутренний мир» определенного текста. Толкования текста, становясь неотделимой частью содержания основного текста, наряду с внутренним миром текста, образуют его культурный мир, становятся общекультурным достоянием. Использование идей герменевтики позволило выполнить комплексный анализ американского политического текста.
Структурно-функциональный анализ направлен на выявление глубинных структур текста, организующих текст в художественное целое. Важные уровни структуры текста образуют стиль текста, понимаемый как «единство приемов», который неразрывно связан с культурным «мироощущением эпохи». Использование достижений русской формальной школы, предшествующей литературоведческому структурализму, в частности, структуралистской теории сюжета В.Я. Проппа, позволило обнаружить общие модели сюжета, характерные для разных повествовательных текстов американской политической культуры. Достижения тартусско-московской школы обусловили возможность исследования отношения инвариантов текста к его варианту (театральные, кинематографические, литературные толкования). Исследование идей Ю.М. Лотмана о «свернутом тексте» совместно с обобщением опыта американского культуролога Дж. Г. Кавелти о «формульной литературе» позволило выявить формульную структуру американского политического текста. Представления о тексте как «коллективной памяти культуры» и исследования «идеи контекста» обусловили подход к исследованию культурного мира текста как к системе, выраженной цепью художественной коммуникации «традиция текста - текст - культурная реальность».
Научная новизна исследования заключается в том, что
• Впервые в российской культурологической традиции исследован феномен американского политического текста в его целостности — становление и традиция текста, структура текста и его результат.
• Определены особенности пространственно-временных характеристик американского политического текста.
• Построена общая модель повествовательных структур сюжета, типология персонажей, проанализированы особенности сюжетного конфликта.
• Выявлена формульная структура - стереотипная повествовательная основа американского политического текста.
• Определены особенности взаимодействия американского политического текста и его контекста в пространстве культурной реальности. Положения, выносимые на защиту:
1. Основные временные характеристики американского политического текста - героизация настоящего, ускоренность и утопичность будущего перспективного времени, культурно-политические реминисценции как знаки памяти текста и сферы прошедшего. Художественные пространственные характеристики представлены этическим полем, «моральным» пространством - пространством открытого мира Свободы, противопоставляемого замкнутому миру диктатур.
2. В основе оформления идеи Американской Утопии лежала ораторская проза. Пустующая ниша, пробел в фольклорном поле национальной культуры, связанный с отсутствием в американском фольклоре жанра волшебной сказки, был заполнен сюжетами политических текстов, связанных логикой единого мифа. В составе сюжета американского политического текста, для универсальной модели которого применима семиперсонажная схема В.Я. Проппа, Американская Мечта - «искомый персонаж» для действующих лиц сюжета и адресатов сообщения текста. Американский политический текст, наряду с фольклорными, заимствовал элементы некоторых жанров литературы - героического эпоса, романа и мелодрамы, включает в себя также метафорические поля религиозного и поэтического дискурса.
3. Основу сюжета американского политического текста составляет формульная структура повествовательных и драматургических конвенций, ставшая предметом пародирования в дальнейших интерпретациях текста. Формульная структура политического текста представляет, как может выглядеть «свернутый» текст, в котором множество других собраны в единое целое. Приметы
формулы - метафоризация Америки, избыточное цитирование классического наследия, героизированные образы.
4. В культурном мире текста реализуется идея его контекстов. Текст обретает дальнейшую жизнь в пространстве культурно-политической реальности. Составляющие контекста - «введение» в текст (его представление на игровом поле политики) и последующие толкования, переосмысления текста. Трансформируясь в культурной реальности, текст способен утрачивать прямые, буквальные смыслы, приобретая переносные, иносказательные значения, или заменяться другими текстами. В связи с этим политическая коммуникация предстает не только в форме односторонней направленности сигналов от элит к массам, но может обретать формы обратного процесса, а идеи контекста способны оказывать разнообразные, достаточно действенные влияния на политику.
Теоретическая значимость исследования. Исследование американского политического текста может представлять интерес для специалистов в области истории и теории политической коммуникации. Работа расширяет представление об особенностях политической культуры США и национальном политическом идеале, дает возможность углубить и систематизировать представления о тексте политики и его функционировании в контексте культуры.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в теоретических учебных курсах специалистами в сфере гуманитарного знания, в практике преподавания курсов культурологии, теории коммуникации, политологии, спецкурсах по теории и аналитике текста. Результаты исследования могут быть использованы также в области практической имиджелогии.
Апробация работы. Основные выводы и положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры теории и истории культуры Дальневосточного государственного технического университета, излагались в
сообщениях и докладах на международных и региональных конференциях: «Американская культура: глобализация и регионализм» (Москва, МГУ, 2001 г.), «Американистика в странах Тихоокеанского бассейна» (Владивосток, ДВГУ, 2002 г.), «Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века» (III Региональная научная конференция, Владивосток, ДВГТУ, 2003 г.), «85 лет историческому и филологическому образованию на Дальнем Востоке» (Владивосток, ДВГУ, 2003 г.) и нашли свое отражение в 4 статьях.
Структура работы. Структура диссертации определена целями и задачами исследования. В соответствии с содержанием и логикой изложения материала, диссертационное исследование, представленное на 233 страницах, состоит из введения, 3 глав, подразделенных на 10 параграфов, заключения и списка литературы, включающего 137 источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется уровень ее разработанности, определяются цель и задачи исследования, теоретико-методологическая основа их решения, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Образы времени и пространства в текстах американской ораторской прозы» решается задача, связанная с исследованием внутренних смыслов политического текста и определением спецификации текста как феномена американской политической культуры через посредство его внутренних образов - образов времени и пространства, интерпретации «времени в вымысле».
В первом параграфе «Сфера настоящего. Конкретное и абстрактное настоящее время. Героизация времени» рассматриваются временные единицы настоящего времени текста.
Поскольку мир текста условен, а сам он - образ действительности, время и пространство в политических текстах тоже условно. Время политического текста - время не онтологическое, а «психологическое». Политический текст так же способен свободно обращаться со временем и пространством, осуществляя переходы из одного временного плана в другой, воспроизводя не весь поток времени, а, выбирая из него наиболее существенные фрагменты, которые и есть «знаки», «следы» культуры. Подобная временная дискретность -мощное средство как развития сюжета, так и степени его психологического воздействия на адресата.
Наличие большей образности, метафоричности - отличительная черта инаугурационных текстов. Изобразительное значение хронотопов в этих текстах особенно высоко, а сами хронотопы включены друг в друга, соседствуя и переплетаясь, находясь в сложных взаимоотношениях.
В данном параграфе рассмотрены особенности настоящего времени как содержательной формы в двух инаугурационных текстах Р. Никсона.
Среди образов настоящего времени, охарактеризованных по особенностям художественной условности, - следующие типы времени: «реальное» настоящее время и художественно сконструированные образы абстрактного времени текста (субъективное, психологическое время). Приметы конкретного времени обнаруживаются в сюжетных фрагментах, содержащих анализ достижений и неудач ближайшего политического периода. Абстрактное время имеет характеристики «героизации настоящего». Настоящее время часто обозначено в текстах как время героического шанса и великих возможностей. Политический текст конструирует героическое настоящее - изображенное время и время изображения в нем не совпадают. В американской политической культуре подобная героизация играет особую роль - отсылку к идеалам времени отцов-основателей и к великой идее, призванной сплотить нацию в осложненной «мультикультурностью» ситуацией американской современности.
«Шанс» - культурный символический знак самой Америки, поэтому в текстах каждой инаугурации используется в том или ином контексте метафора «времени шанса». Героизация времени также является экспрессивным средством обргзности текста, исполненным с помощью различных архетипи-ческих метафор ораторской прозы, к которым можно отнести метафоры Дома, порога, зари, рассвета, ночи и другие средства образности политического текста.
Во втором параграфе «Сфера прошедшего. Культурно-политические реминисценции. Социально-культурное время» осмысляются особенности сферы прошедшего политического текста, временными единицами которого выступают культурно-политические реминисценции, являющиеся для американской политической прозы «знаками памяти». Культурно-политические реминисценции - прочная составная часть текстов инаугурации, с помощью которых воссозданы образы отцов-основателей и других выдающихся политиков. Зачастую в текстах настолько силен «эффект присутствия», что можно говорить о «хронотопе встречи» времен - Героев прошлого и настоящего. Обращение к подобным примерам позволяет отметить, что в американской политической культуре наличествует повторяющийся текст, «remake» (переделка) которого заключается в том, чтобы рассказать заново историю, которая имела успех, поэтому и каждый новый текст в этом смысле «сериен», поскольку в его структуре, как и во всяком художественном тексте, аспект бесконечного процесса повторения придает новый смысл методу вариаций.
Культурно — политические реминисценции — глубокие символы, превращенные в образность, которую «внутренние субъективные знаки» идеологии превратили из музейной реликвии в живой, яркий, современный пример воплощения основной идеи американской демократии.
С помощью культурно-политических реминисценций - ярких образных элементов архитектоники текста, границы реального и воображаемого в тексте «размыты», а цитаты из прошлого, вкрапленные в текст, аппелируют к ис-
торической памяти. Функция культурно-политических реминисценций в тексте - поддержание связи исторического времени, преемственности политической культуры. Социокультурное время поддерживает основание, фундамент Главного текста, аккумулирует политические и культурные ценности с целью их воспроизводства, сохранения и восстановления, поэтому в американском политическом тексте велика роль эксплицитных и имплицитных цитат.
Срок жизни всякой культурной формы и культурного текста исчисляется длительностью его продолжающихся интерпретаций. Политический текст США как памятник истории и культуры представляет собой такую продолжающуюся интерпретацию и может рассматриваться как единственный среди множества связанных логикой единого мифа текстов американской политической культуры. Исследование примет прошедшего времени политического текста позволяет отметить, что в тексте имеет место «слияние... временных примет в осмысленном и конкретном целом». (М. Бахтин)
В третьем параграфе «Сфера будущего. Перспективное время» определены характеристики сферы будущего перспективного времени, такие как ускоренность и утопичность. Перспективное время американских политических текстов - время, максимально устремленное к будущему, ускоренное линейное политическое время, которое стремительно движется вперед по пути прогресса, совершенствуя одну модель развития - модель либеральной демократии. Отмеченные характеристики перспективного ускоренного времени политического текста связаны с архетипическим прототипом американского успеха, для которого, как правило, будущее многообещающе. Интерпретация будущего - это то, что надо активно конструировать. Сочетание активного отношения к будущему с широким временным воображением, охватывающим и политическую жизнь данного периода, и исторические процессы, позволяет отметить также черты историчности политического текста американской культуры. Двигаться в будущее - не просто пассивно стремиться к звездной системе, которая уже существует, но еще не достигнута («Америка-
звезда, которая не достигнута» (Л. Джонсон)). Идти в будущее - значит творить будущее. Будущее как характеристика реальных потенций развития имеет в тексте американской политической культуры всеобщее значение и осмыслено как философская категория.
Исследование повествовательных единиц будущего времени показало, что другая важная характеристика перспективного времени - его утопичность. Миф «лучшего времени», лежащий в основе политического текста, позволяет отметить, что тексты американской политической культуры содержат элементы одной из жанровых разновидностей художественной литературы -социальной Утопии. Утопия, лежащая в основе первых теорий становления нации, бывшая со дней основания культурным идеалом нации, ставшая, по Ж. Бодрийяру, в Америке «сбывшейся», продолжает развиваться в политическом тексте как время исправления ошибок и политический идеал. Утопическое перспективное время политического текста вносит дополнительные краски в картины действительности и становится важным стимулом развития и укрепления демократических завоеваний. Введение будущего перспективного времени в повествование о настоящем играет важную роль в политическом тексте в плане предвидения, стремления к идеалу, в его связи с ценнейшим свойством американского национального характера — свойством активности. Перспективное время американского политического текста - это «настоящее, открытое в будущее и оттуда подтягиваемое и формируемое уже сейчас» (Г. Гачев), время, в котором, по словам Президента Дж. Картера, «смелую и блестящую Мечту, которая вдохновила основателей этой Нации, все еще ждет его завершение».
В четвертом параграфе «Сюжетное пространство текста в системе политического пространства» рассмотрены типологические модели сюжетного пространства. Пространственная интерпретация текста как составной части картины политико-культурного мира представлена в синтезе ее трех измерений, где первое измерение - символическое изображение картины по-
литического мира (сюжетное пространство текста); второе измерение - физическое бытие политической культуры (ее политическое пространство); третье измерение - личностно-выразительное представление данного политического лидера.
Результаты исследования пространственной организации политического текста США позволяют отметить следующие черты сюжетного пространства текста: пространственные модели образуют аксиологическое поле политического текста, в котором пространство заполнено универсальными, метафизическими категориями.
Основные типологические модели пространственной организации текста составляют образ открытого пространства, который в смысловом отношении оформляется как пространство общих политических интересов, политико-культурных диалогов государств. Вторая пространственная модель - это пространство Свободы - этическое поле, «моральное пространство» политического текста, связанное с реализацией потенциалов политической, гражданской личности. При анализе «пространства конфликта» рассмотрены знаковые тексты политического противостояния - текст Дж. Кеннеди «Я - берлинец» и тексты Дж. Буша, посвященные противостоянию США и Ирака. В этих текстах представлена модель конкретного пространства политического противостояния - пространства свободного мира и коммунистической диктатуры во время холодной войны, свободного мира и иракской диктатуры во время войны с терроризмом. Пространство Свободы - главное смысловое пространство политических текстов США. Эта пространственная модель как центр текста дает точки зрения, масштаб, подходы и оценки, организует видение и понимание чужих стран и культур. С трактовкой этого пространственного образа связана проблема исторического взаимоотношения политических текстов США, где осмысление пространства Свободы было неоднозначным - от представлений о пространстве Свободы как пространстве американ-
ского изоляционизма до представлений о возможностях пространственной экспансии Свободы.
Система символических образов пространства обширна - это метафоры пути, моря, корабля, гавани, маяка, Земли Нового Обещания и др. В основе метафор - поэтические воображения и ощущения, поэтому с помощью метафор поэтическое проникает в обыденное. Подобные метафоры лежат в основе национальной культурной идентичности, которая представляет собой поэтическую форму коллективного воображения.
Последовательность изложения материала во второй главе «Сюжетос-ложение американского вымысла» соотнесена с логикой исследования словесно-художественного мира текста, для которого наиболее крупные единицы - это «персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты». (В.Е. Хализев) Первый параграф «Замысел и вымысел. Способы организации сюжетной интриги» посвящен исследованию важнейших свойств мира текста - участию вымысла в его создании, использованию создателями текста условных форм изображения. В результате исследования способов формирования некоторых сюжетов американских политических текстов был сделан вывод об оригинальной лаборатории производства текста, в которой текст создается коллективно, являясь продуктом не только авторского труда, но и коллективной творческой памяти, а также соответствуя коллективным ожиданиям настоящего политического момента.
При анализе сюжетных событийных линий некоторых текстов был использован инструментарий анализа сюжета, разработанный В.Я. Проппом, при помощи которого стало возможным вычленение простейших единиц сюжетов, которые представляют собой «повествовательные синтагмы» — последовательные сюжетные связи одного типа, соответствующие некоторым содержательным функциям, выделенным В.Я. Проппом при анализе текстов фольклора. Типологическая классификация функций В.Я. Проппа использована для выделения собственно сюжетного вымысла, при этом для анализа
художественных событийных линий были выбраны «наименее художественные» тексты, относящиеся к жанру посланий - традиционных документальных отчетов Президента Конгрессу. В результате данного исследования отмечено, что тексты Посланий Американских Президентов Конгрессу содержат сюжетные зарисовки, родственные аналогичным структурным элементам из фольклорных, мифологических и романных жанров с общей событийной линией «сказания о борьбе». Сюжеты политических текстов «Посланий к Конгрессу» многолинейны, но архетипический сюжет, восходящий к исторически ранней словесности, доминирует.
Художественные тропы - метафоры, превратившиеся в американской политической культуре в символы, организуют интригу - главный двигатель сюжетного действия. Символические образы, подобные образу «Города на холме для человечества» или «американской революции», лежат в основе развертывания сюжета будущего текста как части одного большого сказания, создают в тексте историческую панораму и художественно оформляют Американскую Утопию. Повествовательные стратегии - это не только некая лингвистическая сущность, но и ряд правил, которые успешно действуют в рамках данной культуры. Так, революция стала символическим, мифологизированным образом повествовательных стратегий США, который американская культура создала в качестве своего идейного автопортрета. Метафора революции стала одним из универсальных тропов американской политической культуры.
Во втором параграфе «Типология персонажей. История и драматургия героя» ставилась задача представить историю и драматургию персонажа американской ораторской прозы с помощью рассмотрения различных амплуа героя, участника сюжетного действия. С помощью классификации А.Ж. Греймаса, в соответствии с которой персонажи сюжета могут быть распределены по трем семантическим осям (ось коммуникации, ось желания (поиска), ось испытаний), была предпринята попытка рассмотреть типологию амплуа
героя политического текста, в которой совмещены тип деятельности и характерологическая оценка персонажа. Были исследованы типичные характерологические амплуа Главного персонажа политического текста. Это герой-воин, герой-созидатель, герой-проповедник, герой пути, герой-жертва обстоятельств. При этом важным фактором для обобщающей характеристики персонажа является амплуа «героя-воина» - все последующие характеристики являются дополняющими штрихами к портрету этого главенствующего героя сюжета американского политического текста.
В третьем параграфе «Сюжет и конфликт. Образы страха и соблазн Американской Утопии» проанализирована внутренняя коллизия сюжета -конфликт, а также связанные с проблемой восприятия «чувственные» образы - образы страха и образы соблазна. В результате исследования отмечено, что сюжетный конфликт текстов, посвященный внешнеполитическим проблемам, зачастую развертывается с помощью дихотомии «цивилизация - варварство», на противоположных полюсах которой группируются Герой и Антигерой. Главный герой-воин предстает в тексте в ореоле героической гиперболизации, а его антипод, под стать главному герою, наделен такими же гиперболизированными, иногда катастрофически устрашающими чертами. Важнейшие чувственные образы, возникающие при осмыслении сюжетного конфликта, -образы Страха и Соблазна - идеализирующая конструкция, выполняющая защитную функцию сохранения идеалов Американской Утопии. «Риторический шарм очарования» текста создает его главенствующий образ - образ Американской Мечты, метафоры соблазна американского сюжетного вымысла. Американская Утопия с ее центральным образом - Американской Мечтой стали для Америки своего рода волшебной сказкой, развернутой на государственном уровне, восполнившей пробел на фольклорном поле национальной культуры.
Третья глава «Текст в тексте (Текст политической культуры в смысловом пространстве художественной культуры)» посвящена рассмотре-
нию политического текста, переведенного в иную образную систему, - экранные, литературные, театрализованные интерпретации текстов политики.
В первом параграфе «Главный герой власти. Кинематографический и литературный миф» рассмотрена специфика «переплетения» текстов в двух произведениях американской художественной культуры - романе Р.П.Уоррена «Вся королевская рать» и фильме О. Стоуна «Никсон». В результате сравнительного анализа текстов кинематографической, художественной и политической культуры отмечено, что сюжеты политических текстов фильма и романа имеют архетипические для мифологии и романных жанров мотивы. Исследование «текста в тексте» - политических текстов, входящих в структуру романа Р.П. Уоррена и фильма О. Стоуна, показало, что предмет романа - «история человеческой души, проявляющейся и познающей себя» (Д. Лукач), становятся предметом и темой политических текстов.
Исследование проблемы соотношения политического текста и политического мифа поставило вопрос о том, как с помощью политических текстов рождаются политические мифы. Технология создания политических мифов рассмотрена на примере романа Р.П. Уоррена и его главного героя, «мифологизированного» народным восприятием политика В. Старка. Рассмотрены политические тексты В. Старка, с помощью которых он управлял людьми штата «силой воображения». Спаситель, герой Справедливости, «Геракл политики» - таков герой политических текстов В. Старка, таким представал он впоследствии в мифах о народном губернаторе.
Политический текст обретает последующую жизнь, воплощаясь впоследствии в сюжете политического мифа, обязательное условие для создания которого - преобразование сюжетов из мира обыденных представлений в сюжеты героического мира политики. Политический миф - отражение политического текста, такое же, как текст, драматическое повествование, содержание которого подвергается мифологической интерпретации.
Во втором параграфе «Формульная структура политического текста как предмет иронической и пародийной интерпретации ораторской прозы» определены особенности политического текста с помощью анализа инвариантной структуры «текста-гибрида» (М. Бахтин), текста-двойника, представленного в сатирических произведениях художественной культуры США комически переосмысленным. Анализ текстов сатирических произведений продемонстрировал, что инвариантная основа пародийного текста представляет собой формулу, являющуюся, по определению Дж. Г. Кавелти, «структурой повествовательных или драматических конвенций». В составе формулы пародийного политического текста общая сюжетная схема, фабульные типы, герои, особенности конфликта и приемы выразительности. Формульная структура пародийного текста представляет, как может выглядеть «свернутый текст» (Ю.М. Лотман), в котором множество других текстов могут быть собраны в одно карикатурное целое. Пародийный текст, обыгрывая повествовательную формулу, отвечающую представлениям о традиционном сюжете и приемах выразительности, противопоставляет ожидавшемуся историю в неожиданном, карнавальном духе, разрушая основы канонического вымысла в структуре текста с помощью пародии на канонизированную мораль политики.
Проблемное поле третьего параграфа «Театр текста. Политическая культура перфоманса» связано с интерпретацией театрализованного смысла текста ораторской прозы. Задачей исследования в данном параграфе являлось определение особенностей игрового характера театрализованных текстов, представленных в фильмах американского кинематографа и повести Е. Ко-синского «Садовник». Исследование, проведенное в данном параграфе, позволило отметить, что в театрализованном тексте происходит замена политического содержания его «карнавальным» вариантом, театрализованная гипербола становится перфомансным знаком текста. Подобная зрелищность политики - яркая альтернатива бытовой жизни, обладающей характеристиками «неподвижности и бессюжетности» (Ю.М. Лотман). В театрализованном тек-
сте процесс передачи содержания становится более важным, чем политический смысл повествования. Особенности повествования о событиях, конструируемые по законам развлекательных жанров, могут превращать само политическое событие в перфоманс.
Проблема «театра текста» связана с его последующей интерпретацией, с жизнью текста в условиях порождаемого им контекста, куда входят, наряду с основным текстом - публичным высказыванием - «введение в текст», - его представление на театральных и телевизионных подмостках политической сцены, комментарии и реакции - все то, что в совокупности составляет целостность сообщения. Контексты восприятия составляют с текстом единое игровое поле. Трансформируясь в культурном контексте, текст способен утрачивать некоторые прямые, буквальные смыслы, приобретая переносные, иносказательные смыслы, или заменяться другими текстами. Так, интерпретация, соответствующая «готовым ожиданиям» публики, создает смеховую, комическую ситуацию, ставшую основой фабулы повести Е. Косинского «Садовник». В связи с этим политическая коммуникация предстает не только в форме односторонней направленности сигналов от элит к массам, но может обретать формы обратного процесса, а идеи контекста способны оказывать разнообразные, достаточно действенные влияния на политику.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формируются основные положения диссертации, выносимые на защиту, научно-практическая значимость работы, указываются проблемы и перспективы дальнейшего исследования.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях:
1. Текстовые реминисценции в романе Д. Ирвинга «Правила дома Сидра» // Американская культура: глобализация и регионализм. - Москва: Изд-во МГУ,2001.-С. 55-59.
24 Ш254 8 3
2. Хронотоп Вены в романе Д. Ирвинга «Мир от Гарпа» // Американистика в странах Тихоокеанского бассейна // Тезисы межд. научн. конф. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2002. - С. 21-22.
3. Дискурс наказания в текстах политических лидеров: к поэтике политики // 85 лет историческому и филологическому образованию на Дальнем Востоке. Материалы научной конференции. 4-6 ноября 2003 г. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. (В печати)
4. Политическое, социокультурное и историческое время в текстах американской политической культуры // Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века. Материалы III Региональной научной конференции. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2003. - С.103-106.
Старостина Татьяна Борисовна
КУЛЬТУРНЫЙ МИР АМЕРИКАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Автореферат
Подписано в печать 24.11.04. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 185.
Издательство ДВГТУ, 690950, Владивосток, Пушкинская, 10 Типография издательства ДВГТУ, 690950, Владивосток, Пушкинская, 10