автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Петрова, Анна Григорьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Петрова, Анна Григорьевна

Введение

Глава I Деревянная посуда в традиционной художественной культуре якутов

§1. Истоки художественных традиций и мифологические представления якутов

§2. Общая характеристика типов, назначение и технология изготовления деревянной посуды

Глава II Кумысный сосуд чорон XVIII - XIX века. Происхождение и эволюция

§1. Характеристика и эволюция видов чоронов

§2. Орнаментальный комплекс чоронов XVIII - XIX вв

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Петрова, Анна Григорьевна

Актуальность темы. Народное творчество составляет историческую, сущностную, композиционную и технологическую основу современного декоративно-прикладного искусства.

Художественно-предметный мир, формировавшийся в глубинах этнической истории, источник, который должен рассматриваться с позиций среды бытования, его художественная форма синтетична, ее невозможно рассматривать вне этнографии, семантики, обряда, ритуала и мировоззрения.

Образы народного искусства близки и понятны, они воспринимаются, переживаются, как нечто родное, за каждым произведением стоит родовая память, преемственность творчества поколений народных мастеров. В якутском искусстве отразилось мифологическое восприятие мира, следование архаической традиции, имевшей практически-прикладную направленность и коллективную природу. Традиция в искусстве предстает как постоянно движущийся процесс, обновляющий и перерабатывающий предшествующий опыт.

Произведение народного художественного творчества - как органичное слияние духовного и материального, есть отражение мира, мировоззрения. Это и составляющая быта, выполняющая утилитарную функцию, и средоточие бесконечной множественности смыслов. Являясь выражением сознания в конкретно-чувственной форме, искусство - воспроизведение среды, которой оно рождено.

Деревянная посуда и утварь занимали важнейшее место в обиходе всех древних народов, в том числе тюркоязычных. Наиболее древние образцы обнаружены в Пазырыкских курганах (VIII вв. до н.э.). У многих современных народов ритуальная посуда из дерева не используется, ее функции перенесены на изделия из других материалов (бронза, серебро).

Рассматриваемая в данной работе самобытная, оригинальная и самостоятельная область народного творчества - посуда из дерева является наиболее характерным образцом, сохранившим неповторимое своеобразие и специфические черты якутской культуры. Проблема изучения народного искусства особо значима для понимания основ традиционной культуры. Восстановление, сохранение и использование художественных традиций остается актуальной задачей наших дней, т.к. является источником для творчества современных мастеров.

Степень разработанности темы. В России научное изучение народного искусства ремесел, определение видов его бытования началось в конце XIX - начале XX вв. (ГТ.Г. Истомин, B.C. Воронов, А.И. Некрасов). В советское время постепенно расширяются и углубляются исследования по художественной культуре, декоративно-прикладному искусству разных народов. В середине XX века проблемы теории и истории народного искусства разрабатываются в трудах П.Г. Богатырева, А.Б.Салтыкова, М.А. Некрасовой, Г.К. Вагнера, А.С. Канцедикаса. Искусству резьбы по дереву посвящены работы С.К. Просвиркиной, В.М. Василенко, А.К.Чекалова и др.

Среди письменных источников, непосредственно относящихся к ремеслу изготовления деревянной утвари якутов, значительна историко-этнографическая литература. Сведения о духовной и материальной культуре, бытовом укладе якутов мы находим в работах исследователей XVIII в., участников второй Камчатской экспедиции (И.Г. Гмелина, Я.И. Линденау). Якутские ремесла, изготовление различной утвари, выделка деревянной посуды рассматриваются в освещаются в трудах А.Ф. Миддендорфа, Р.К.Маака. Интенсивность этнографического изучения Якутии возрастает во второй половине XIX века. Исследования данного периода связаны с именами Э.К. Пекарского, B.JT. Серошевского, В.В. Ливадина и др. Начало прочного разностороннего научного изучения материальной культуры якутов положено Сибиряковской экспедицией ВСОИРГО (1894-1896 гг.). Один из участников данной экспедиции, В.В. Ливадии, посвятил свое исследование изучению кустарных ремесел.

Археологические экспедиции, организованные в 1930-х годах Якутским областным краеведческим музеем им. Е. Ярославского (ЯГОМИ КНС), этнографические экспедиции (НИИЯК), публикация материалов по истории, фольклору внесли огромный вклад в изучение якутской культуры. Ценными источниками этого периода являются работы М.М. Носова (1936-1948 гг.), художника-этнографа, оставившего обширный иллюстративный материал. Используя археологические и музейные материалы, исследователь по оригинальным образцам составил альбомы — атласы (акварельные рисунки), состоящие из пяти разделов по материальной культуре и прикладному искусству якутов XVII-XIX веков, в том числе и по деревянным изделиям. Якутская культура XVIII века освещается в работе И.В. Константинова, в ней деревянной посуде посвящен отдельный раздел. Монография А.И. Гоголева, содержит обширный археологический материал, значительно обогативший представления о материальной культуре якутов XVI - XVIII веков.

Исследователями якутского орнаментального искусства отмечено многообразие форм и сложность его развития (С.В.Иванов, А.И. Гоголев, Т.П. Тишина). Орнаментальные и изобразительные традиции якутов излагаются в фундаментальном обобщающем исследовании С.В. Иванова. Работы С.В. Иванова отличаются глубиной охвата, оставаясь самым всесторонним, широким исследованием орнаментального наследия народов Сибири. Его труды построены на музейных коллекциях XIX -первой четверти XX вв.

Специально изучению якутского орнамента, как элемента изобразительной культуры, посвящены многочисленные статьи Т.П. Тишиной. Представляют научный интерес иллюстрированные альбомы якутских орнаментов, составленные народным мастером Б.Ф. Неустроевым, собранные им орнаментальные мотивы систематизированы по типологическому принципу.

Важным событием для изучения народного искусства стал выход в свет монографии И.А. Потапова «Якутская народная резьба по дереву». Работа стала примером совершенно нового, комплексного изучения данной темы. Обобщающий труд содержит ценный материал о видах деревянных предметов в быту якутов, хронологически охватывает длительный период XVII-XX вв. На обширном сравнительном материале, путем стилистического анализа, автор раскрывает эволюцию видов деревянной посуды, утвари, игрушек, всесторонне анализирует формы изделий, составляет типологию, принципы декорирования, виды резьбы и технику изготовления, дает классификацию чоронов.

Видам якутского декоративно-прикладного искусства, вопросам художественных стилевых характеристик посвящены отдельные статьи искусствоведов И.А. Потапова, В.Х. Иванова, З.И. Ивановой-Унаровой, Р.С. Гаврильевой и др. Публикация в последние годы содержательных монографий по декоративно-прикладному искусству (Гаврильевой Р.С. по традиционной одежде народа саха, В.Х. Иванова о взаимовлиянии декоративно прикладного искусства народов Северо-Востока Сибири, А.И. Саввинова о традиционных ювелирных украшениях якутов), значительно обогатили научную базу историко-этнографических, культурологических, искусствоведческих исследований. Особый интерес представляют работы по семантике традиционного искусства якутов (Р.С. Гаврильева, Л .Л. Габышева, Е.Н. Романова и ДР-)

Объект исследования: якутская традиционная деревянная посуда XVIII-XIX веков в коллекциях народного и декоративно-прикладного искусства Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского, Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования: художественное своеобразие якутской деревянной посуды, эволюция стиля ритуального кумысного сосуда чорона XVIII-XIX вв.

Цель работы - изучение художественных особенностей изучение художественных особенностей традиционной деревянной посуды и кумысного сосуда чорона как центрального элемента якутской деревянной посуды

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: проанализировать истоки возникновения художественной традиции создания якутской деревянной посуды; охарактеризовать якутскую деревянную посуду, уточнить ее классификацию; провести сравнительный анализ образцов кумысных сосудов XVIII и XIX вв; изучить орнаментальный комплекс кумысных сосудов чоронов XVIII - XIX вв; на основе анализа форм и орнамента чоронов атрибутировать ряд образцов из коллекций ЯГОМКНС и НХМ PC (Я)

Эмпирическую базу исследования составили коллекции деревянной посуды - кытыйа (чаши), чороны (кумысные сосуды), кенкелей (воронки), хамнатар (мутовки), усаайах (кумысные ковши), матаарчах (сосуды для молочных продуктов), кэриэн ымыйа (круговые кумысные сосуды) и маллаах исит (коробки для хранения мелких принадлежностей), хранящиеся в собраниях Якутского Государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера PC (Я) им. Е. Ярославского и Национального художественного музея PC (Я).

Методология исследования основывается на фундаментальных трудах историков и теоретиков народного искусства (В.М. Василенко, М.А. Некрасова, И.А. Потапов и др.), археологов и этнографов (А.П. Окладников, А.И. Гоголев, и др.), исследователей мифа и символа (К. Леви - Стросс, В.Н. Топоров, М. Элиаде и др.).

Основной метод настоящей работы заключается в описании, сравнительном анализе различных типов источников, из смежных областей научного знания, таких как искусствоведение, археология, этнография, история. Тема исследования обусловливает необходимость использования междисциплинарного подхода, так как предметы народного творчества являются, с одной стороны памятниками материальной культуры, а с другой как любое художественное произведение отражают мировоззрение своих создателей, являясь специфическими носителями идеологической информации. В работе применяются общенаучные методы анализа, сравнения, базовые методы искусствоведческого анализа, семиотический метод.

Научная новизна исследования заключается в анализе истоков возникновения художественной традиции создания якутской деревянной посуды; в общей характеристике якутской деревянной посуды и уточнении ее классификации; в осуществлении сравнительного анализа образцов кумысных сосудов XVIII - XIX веков; в исследовании орнаментики кумысных сосудов; во введении в научный оборот ранее не опубликованных памятников из коллекций крупнейших республиканских музеев ЯГОМИКНС, НХМ PC (Я); Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейшем искусствоведческом анализе наследия народного творчества якутов, в музейной практике, в работе по учету и хранению памятников. Материалы исследования могут быть использованы в курсе лекций «Якутское народное искусство» в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства

Апробация работы: основные положения и результаты проведенного исследования отражены в докладах на II международной научно-практической конференции «Диалог: музей и общество» посвященной 75-летию Национального художественного музея PC (Я) (Якутск, 2003);

В Форуме научной молодежи (Якутск, 2003), и II международной научно-практической конференции «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2004), а также в 4 публикациях общим объемом 1,5 п. л.

Основные положения, выносимые на защиту:

Традиции и особенности изготовления деревянной посуды уходят корнями в раннекочевнический пласт формирования якутской культуры и связаны с традициями тюркоязычных народов Южной Сибири.

Формы деревянной посуды обладают устойчивостью и служат материалом для реконструкции этногенеза якутской культуры.

Изменения форм кумысного сосуда свидетельствуют об изменениях, происходящих в якутской культуре в целом.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, библиографии и приложения (иллюстраций).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв."

Заключение

Подводя итоги нашего исследования можно подойти к определенным выводам. Художественно - предметный мир каждой культуры имеет особый статус, в нем объективизируются и принимают вещную форму труд, усилия, мастерство, ценности времени, аккумулируются традиции. Художественные традиции создания деревянной посуды якутов уходят корнями в древнейший пласт сложения якутской культуры, которая характеризуется многокомпонентностью. Утилитарное искусство, формировавшееся в глубинах этнической истории синкретично, бифункционально, представляет собой органичное слияние материального и духовного. Интерпретация древнего изобразительного искусства, народного творчества в мифологическом аспекте представляется перспективным направлением т.к. соединяя миф и вещь можно «оживить» и «ощутить» утраченное со временем существовавшее единство. Семантическая интерпретация произведений народного искусства помогает раскрыть функциональную и социальную значимость предметов и рассматривать их как элементы особого языка.

Формы и семантикофункциональные характеристики деревянной посуды якутов, особенно ее ритуальных видов, имеют непосредственную связь с традициями создания деревянной посуды скотоводческих культур. В XVIII веке в облике деревянной посуды сохраняются выраженные архаичные элементы.

Якутская посуда из дерева, имея аналогии среди других тюрко-монгольских народов, по своим конструктивным особенностям и характеру создания, возможно, сохранила древнейшие формы, облик и значение утерянное со временем у других народов. Это в свою очередь, может объясняться особенностями сложения и формирования якутского этноса, находившегося в условиях обособленности и некоторой изоляции от тюркского культурного ареала.

Кумысный сосуд чорон — многозначный символ, связанный с ключевыми понятиями жизни якутов. Это и сакральный сосуд, пространственное воплощение мифологической картины мира, и произведение искусства, отразившее философию и эстетический вкус народа. Его пространственное воплощение, несмотря на трансформацию во времени, все же устойчиво сохраняется, свидетельствуя о некой заданной первичной форме, архетипе. Кумысные сосуды XVIII века выделяются среди всех образцов своей формой. Гармония пропорций достигается соотношением частей и целого, орнамент подчеркивает вертикальное строение сосуда, сохраняя свое структурное, конструктивное значение. На рубеже XVIII — XIX вв. формируется классическая форма кумысного сосуда. К началу XX века происходит изменение форм и семантико-функциональных характеристик. Чорон, обладая свойствами особо значимых и символических предметов, выступает как атрибутивный фактор, свидетельствующий о новом качественном этапе в якутской культуре. На примере кумысного сосуда можно наблюдать одну из закономерностей движения искусства последовательный переход утилитарности в эстетические качества, когда выработанные идеальные пространственные формы переживают функцию предмета, в этом заключается исторический смысл декоративно-прикладного искусства. Творческое переосмысление форм можно наблюдать в произведениях современных мастеров, воплощающих излюбленные формы деревянной посуды в различных материалах: фаянсе, фарфоре. В качестве характерной особенности якутской посуды можно отметить трансформацию формы трехногих сосудов (переход триподных форм древнеякутской керамики). Данная конструктивная форма связана с сосудами раннего бронзового и железного веков, с традициями синхронных культур Забайкалья, Южной Сибири, Китая.

В целом комплектование коллекций происходило в соответствии с профилем музеев. В художественный музей попадали предметы с высоким уровнем художественных достоинств и технического мастерства. Нерешенной остается проблема выявления локальных особенностей деревянной посуды якутов, заключающаяся в недостаточной освещенности вопросов происхождения, фиксации поступления предметов.

Коллекциями деревянной посуды и утвари обладают многие собрания отечественных и зарубежных музеев (ГМЭ, МАЭ, ГИМ, АМЕИ г. Нью-Йорк, музеи Германии и др.). Дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение и систематизацию данного обширного материала.

Глоссарий

1. Тунээйи ойуу, от -мае ойуу - растительный орнамент;

2. Yc атахтаах кытыйа - кытыйа на трех ножках;

3. Yc атахтаах чорон — трехногий чорон;

4. Аан Алахчын Хотун - богиня Земли и плодородия, живущая в дереве Улуу А ар Куду к мае или Аал Куду к мае

5. Аар Айыы Тойон - в якутской мифологии верховное божество;

6. Айгыр силик ~ прекрасный жеребец в расцвете сил, образу которого уподобляется Вселенная;

7. Балхах — чорон на трех ножках, близкий по форме к чаше кытыйа;

8. Бараан муоИа ойуу - орнамент в виде «бараньих рогов»;

9. Божества Айыы — в якутской мифологии небесные божества, олицетворение добрых сил, покровительствующих человеку;

10. Быа дьураа ойуу - линейный орнамент;

11. Илим хара5а - орнаментальный ряд на основе сетчатого орнамента;

12. Кенкелей - кумысная воронка, вставляемая вместе с мутовкой хаманатар в устье кожаного мешка симир;

13. Кун ойуу - букв, «солнце - узор», солярные орнаменты;

14. Кытах — широкая долбленая чаша на низком поддоне;

15. Кытыйа - (малая кытыйа)долбленая чаш небольших размеров;

16. КэИююр ойуу - лировидный орнамент;

17. Кэриэн ымыйа — кумысный сосуд с плоским вставным дном, пускаемый по кругу сидящих;

18. Маллаах uhum - короб для хранения мелких принадлежностей;

19. Матаарчах - небольшой сосуд для хранения молочных продуктов, в виде усеченного конуса с плоским вставным дном;

20. Олонхо — якутский героический эпос;

21. Охторуу, тыал ойуу - орнамент, состоящий из параллельных косых (наклонных) линий, или шнуровидный орнамент;

22. Сарбынньях ойуу, биз эмийэ - вариации арочного орнамента;

23. Сибэккии ойуу - цветочный орнамент;

24. Симир — кожаный сосуд для кумыса;

25. Сири — uhum - большой кожаный сосуд для кумыса;

26. Сурэх ойуу - сердцеобразный орнамент;

27. Сэргэ - коновязь выступающая символом мирового Древа;

28. Таналай ойуу - орнамент в виде неба, или елочный орнамент;

29. Улуу Аар Кудук мае или Аал Кудук мае — в якутской мифологии Древо изобилия, соединяющее вертикальную и горизонтальную структуры мира;

30. Уордаах - Дьэсэгзй, Кун Дьэсэгэй Тойон - божество конного скота, связанный с культом Солнца;

31. Ураса ойуу - орнамент состоящий из ряда треугольников;

32. Усаайах - ковш для разливания кумыса с длинной дугообразной рукоятью;

33. Хабар5а ойуу, от ойуу, тараах ойуу - гребенчатый орнамент, состоящий из вертикальных параллельных линий;

34. Хамнатар - мутовка для сбивания кумыса;

35. Чаркасскай ойуу - орнамент, состоящий из вертикальных глубоких желобков;

36. Чорон - ритуальный кумысный сосуд;

37. Чорон айах - ритуальный кумысный сосуд крупных размеров;

38. Ынах ойуу - букв, «корова-узор», орнаментальные мотивы близкие к сердцеобразному орнаменту;

39. Ысыах - летний праздник, проводившийся в пору летнего молочного изобилия. Праздновался в честь обновления природы, светлых божеств Айыы.

40. Ибир хамыйах - ритуальная ложка для кропления кумысом и для гадания;

41. Элляй — первопредок саха, которому принадлежит создание культурных благ, первый праздник Ысыах связывается с именем Элляя\

42. Эрбэлдьин ойуулар - вариации завитков;

43. Эт хоторор uhum - (тэриэлкэ) блюдо на высоком поддоне или ножках;

 

Список научной литературыПетрова, Анна Григорьевна, диссертация по теме "Теория и история искусства"

1. Авижанская С.А. и др. Декоративно-прикладное искусство башкир. - Уфа, 1964.- с.259

2. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. Алма - Ата, 1987 240 с.

3. Алексеев А.Н. Древние культуры Якутии: (IV тыс. до н.э. -XVIII век н.э.). Автореф. дис. д-ра ист. наук) СО РАН Институт археологии и этнографии. Новосибирск, 1993. - 36 с.

4. Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов. Ч. 1. Якутск, 1994. 67 с.

5. Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство. Терминологический словарь. М. 1999. - 450 с.

6. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры в XX в. М., 1987. - с. 230

7. Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии: Якутск, 1989. с.36.

8. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. Уроки мастерства. М., 2001. - 253 с.

9. Бабичева Н.Н. История художественно материальной культуры. - М., 1959

10. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. J1., 1983

11. Бахрушин С.В. Исторические судьбы Якутии: // Якутия: Сб. Ст. / под ред. Виттенбурга. Л., 1927. - с. 275-322, ил.

12. Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике / М., 1989. с. 420, илл.

13. Билюкина А.А. Языческие обряды якутов: Истоки якутской драмы // РАН СО ЯИЯЛИ. Якутск, 1992. 134 с.

14. Битехин Б.И. Русское народное прикладное искусство. М., 1965

15. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. 3-е изд. СПб.; 1994. 275 с.

16. Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов как историко-этнографический источник XVII XIX вв.: Автореф. дисс. канд. ист. наук. Л., 1983. - 27 с.

17. Булка, уус-уран оноЬукка, сылгыИыт идэтигэр уэрэтии: Факультатив программата. Дьокуускай, 1992. - 35 с.

18. Бурмакин Э. В. Преемственность в искусстве // Культура народов Севера: Традиции и современность. Новосибирск, 1986 - С. 155-163

19. Бурятский бытовой орнамент. Улан-Удэ, 1974. 61 с.

20. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы М., 1974.

21. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.У. Декоративно-прикладное искусство казанских татар Альбом. М., 1990.-210 с.

22. Ванслов В.В. Что такое искусство. М., 1989. 328 с.

23. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М.,1974. 294 с.

24. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв. М., 1960.

25. Васильев Ф.Ф. Хозяйство племен периода «кыргыс» // Материалы III конференции молодых обществоведов г. Якутска. Якутск, 1987. - С. 71-73.

26. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб.; 1997. -224 с.

27. Виленский В.Д. Ремесла и кустарные промыслы якутов // Труды Якутского областного а1рономического совещания по экономическим вопросам. Якутск, 1916.

28. Винокурова Е.И. Словарь-справочник по народному прикладному искусству народа саха. М., 2002. - 38 с.

29. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб. 200 Т. 2-4

30. Вопросы декоративного искусства / Сб. Ст. Редколлегия: З.Н.Быков и др. М., 1962. - 240 с.

31. Воронов Н.В. Искусство предметного мира. М.,1977. - 64 с.

32. Габышева Л.Л. К семиотической интерпретации функций чорона // Фольклор и современная культура: Сб. Науч. Тр. / СО РАН ЯИЯЛИ. Якутск, 1991. -С. 115-119

33. Гаврилова А.А. Могильник Кудургэ как источник по истории алтайских племен. М. Л., 1965, - 185 с.

34. Гаврильева Р.С. Одежда народа Саха конца XVII-середины XVIII века. Новосибирск; 1998. с. 144, илл.

35. Гаврильева Р.С. Кумысный чорон, миф и обрядовая поэзия якутов // Язык-миф-культура народов Сибири: Сб. Науч. Тр. Якутск, 1991. Вып. 1

36. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М.; 1998. -432 с.

37. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент: Структура и смысл орнаментального образа. М.;1998. 326 с.

38. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Учеб. пособ. -Якутск, 1980. сс. 87-106

39. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов: Вопросы происхождения якутов: Учеб. иособ. Якутск, 1986 - с.92, ил.

40. Гоголев А.И. Модель мира в мифологическом представлении якутов // Языки, культура и будущее народов Арктики: Матер. Междунар. Конфер. Якутск, 17-21 июня 1993 г. Якутск, 1994. -С.73-76.

41. Гоголев А.И. Раннесредневековые истоки в традиционной культуре якутов и бурят // Этнокультурное процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века: Сб. Науч. Тр. / Бурятский институт общественных наук. Новосибирск, 1989. - с. 126-131.

42. Гоголев А.И. Распространение по средней Лене скотоводства и проблемы этногенеза якутов // Историческая этнография: традиция и современность: Межвуз. сб. ЛГУ им. А.А.Жданова. Л., 1983. - Вып. 2. С. 73-79.

43. Гоголев А.И. Скифо-сибирские истоки традиционной культуры якутов // Скифо-сибирский мир: Искусство и идеология. Новосибирск, 1987. - с. 143-149.

44. Гоголев А.И. Якуты: (проблемы этногенеза и формирования культуры) / Якутск, 1993. 136 е., 49 табл.

45. Гоголев З.В. Раскопки якутских могил XVII в. / Тр. АН СССР СО Якутск, 1958. Вып. 1/8. С. 65-75.

46. Гоголев З.В. Якутия на рубеже XIX-XX вв. Новосибирск, 1970. -235 с.

47. Гурвич С.И. Культура северных якутов-оленеводов (XVII- XIX вв.): К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа / М.,1977, с. 247, илл.

48. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М.;1982. 238 с.

49. Дорогова Л.Н. Декоративно-прикладное искусство. М.,1970. 70 с. 48 илл.

50. Дьяконов Н.М. Мифология Древнего мира. М. 1977 - 267 с.

51. Дьяконова Е.Н. Символика в якутском обряде «Ысыах» // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. Вып. 1. С. 48-57

52. Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. М.: Наука, 1989 - С.426 - 544

53. Ермоленко Л.Н. Древнетюркские изваяния с сосудом в обеих руках // Первобытная археология. Человек и искусство. Сб. научн. тр.- Новосибирск. 2002 204 с.

54. Жукова Л.Н. Бинарные оппозиции в мировоззрении аборигенов Сибири: символика разнонаправленных дуг // Язык -миф -культура народов Сибири. Сб. Науч. Тр. / Якутск, 1994. ВНП. 3 -С.33-54.

55. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность: (Визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск; 1991. -284 с.

56. Заборовская И.В. Искусство художественной обработки дерева у якутов (по материалам музеев ЯЛССР). // Сб. Науч. Ст. вып. II. Якутск, 1957 С. 34 -41

57. Заборовская И.В. Якутские изделия из дерева и бересты // Матер. Науч. практич. Конфер. по вопросам якутского декоративно — прикладного искусства, 27-28 августа 1965 г. Якутск, 1966. С. 5459

58. Земпер Г. Практическая эстетика. М.; Искусство, 1970 - 328 с.

59. Золотые руки: Пособие для учителя. Якутск, 1993. с.48

60. Зыков Ф.М. Материальная среда в Олонхо // Этническое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978. -с. 224-227

61. Иванов В.Н. Социально экономические отношения у якутов в XVII веке. Якутск, 1966. - 423 с.

62. Иванов В.Х. Традиционное декоративно — прикладное изобразительное искусство якутов: русско-якутские связи (к постановке вопроса) //Культурное взаимодействие народов Республики Саха (Якутия). История и современность: Сб. науч. тр. Якутск, 1995. С. 86

63. Иванов В.Х. Якутская резьба по кости М., 1979. с. 111, илл.

64. Иванов С.В. Древний андроноидный комплекс в современном орнаменте народов Сибири (к постановке вопроса) / VII

65. Международный конгресс антропологических этнографическихнаук, (Москва август 1964г.). М., 1964. 8 с.

66. Иванов С.В. К вопросу о процессе взаимовлияния в декоративно — прикладном искусстве народов Сибири // Сообщения ГРМ. JI., 1976. Вып. 11. С. 19-22.

67. Иванов С.В. К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов // Якутия и её соседи в древности: Труды Приленской экспедиции. Якутск. 1975. С. 174-184

68. Иванов С.В. Материалы но изобразительному искусству народов Сибири XIX-XX в. (Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости). M.-JI., 1954. - 582 с.

69. Иванов С.В. Народный орнамент как исторический источник: к ф методике изучения. // Советская этнография, 1958, № 2.

70. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по матер. XIX-начало XX вв.) Народы Севера и Дальнего Востока М., JI., 1963. - 500 с.

71. Илларионов В.В. Этические формулы и типические места в якутском эносе. // Язык миф - культура народов Сибири: Сб. Науч. тр. - Якутск, 1991. Выи. 1. - С. 71-77.

72. Ильин М.А. Исследования и очерки: Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX вв. -М., 1976. 286 с.73.