автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Курдский вопрос в международных отношениях

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Сарибекян, Самвел Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Курдский вопрос в международных отношениях'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Сарибекян, Самвел Сергеевич

Ведение.

Глава I. Борьба курдского народа за национальные права и суверенитет.

§ 1. Общая характеристика этнополитического развития курдского народа.

§ 2. Политико-правовая характеристика курдского движения в первой половине XX в.

§ 3. Борьба курдского народа за политическую независимость во второй половине XX в.

Глава II. Курдский вопрос на рубеже XX-XXI вв. и ближневосточная геополитика стран Запада и Востока.

§ 1. Курдский вопрос в системе международных отношений и права на современном этапе.

§ 2. Общая характеристика курдских организаций и диаспоры, их роль в национальном движении.

§ 3. Курдский вопрос и геополитика взаимоотношений стран Запада и Востока на Ближнем Востоке.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по политологии, Сарибекян, Самвел Сергеевич

Диссертация посвящается исследованию актуальных проблем, связанных с геополитическим, геоэкономическим и геостратегическим значением курдского вопроса в системе международных и региональных отношений, особенностями борьбы курдского народа за национальный суверенитет, ролью и местом курдского фактора на Ближнем и Среднем Востоке.

Объективный анализ курдского национального движения в новейшее время позволяет отметить, что актуализация геополитического и геоэкономического значения курдского вопроса всегда была связана с глобальными и региональными изменениями в мире.

С точки зрения геополитики курдский вопрос возникает в системе международного права и политики в XX в. как часть Большого Восточного вопроса наряду с арабским, армянским, балканским (болгарским, греческим, сербским), еврейским (израильским) вопросами, то есть вопросом национально-освободительных движений подвластных Османской империи народов.

В геоэкономическом отношении курдский вопрос имеет исключительно важное значение для региональной политики. Курдистан обладает не только выгодным экономико-географическим положением, но и коммуникационными возможностями и сырьевыми ресурсами (прежде всего, запасами хрома, мо-сульского нефтяного района, богатых гидроресурсов), имеющими стратегическое значение.

В военно-политической сфере Курдистан выделяется ландшафтными особенностями этнотерриторий, преимущественно горным рельефом. Почти всю его территорию прорезают горные хребты как в широтном, так и в меридиональном направлении. Сама природа сделала Курдистан как бы огромной естественной крепостью, против которой действия наземной военной техники крайне затруднены. В то же время его территория особенно пригодна для партизанских действий, чему способствует лесистость гор, наличие узких и извилистых ущелий, а также резко континентальный климат, особенно суровый зимой с ее обильными снегопадами и сильными морозами. Опыт многочисленных восстаний показывает, что регулярные карательные войска быстро теряют преимущество в военной подготовке и вооружении перед курдскими повстанцами, гораздо лучше их приспособленными к местным природным условиям. Об этом ярко свидетельствует история турецко-курдского противостояния в XX в.

Антиколониальная борьба народов оттоманского государства определяла отношение к ним и великих держав Европы и России, которые, в соответствии со своими имперскими геополитическими интересами, определяли подходы к тем или иным национальным движениям, пытались использовать их для воздействия сначала на султанское, а затем на республиканское правительство Турции и других стран региона, охваченных противоречиями подобного характера (Ирана, Ирака, Сирии, Ливана и т.д.).

Главная особенность геополитического положения Курдистана состояла и состоит в том, что он всегда занимал и продолжает занимать пограничное положение находясь на стыке двух или нескольких государств (в прошлом - Римской, Византийской, Персидской, Османской империй и Арабского халифата, а ныне - Турции, Ирана, Ирака и Сирии).

Благодаря этой особенности, этносоциальное развитие курдов всегда протекало в исключительно неблагоприятных условиях политической разделенности этноса государственными границами. Следствием разделенности ареала проживания курдов явилась этническая неоднородность курдского народа, языка и религии.

После присоединения Закавказья к Российской империи в первой четверти XIX в. этнографические границы проживания курдского народа приблизились к рубежам Российского государства, а небольшая часть курдов оказалась в ее пределах. Ближневосточная геополитика России всегда старалась учитывать курдский фактор в силу не только географической близости Курдистана, но и благодаря богатой историко-культурной традиции российско-курдских отношений.

Ближний и Средний Восток, будучи стратегически важным регионом Евразии, всегда становился объектом сосредоточения интересов развитых стран Запада и

Востока. Эти интересы имели и имеют разноплановый характер, включая экономические, политические, военно-стратегические и цивилизационные составляющие.

Во второй половине XIX в., точнее - по итогам русско-турецкой войны 1877-1878 гг., благодаря вмешательству западных стран в судьбу Османской империи, решениям Берлинского конгресса 1878 г., и последующим ее разделом, - происходит формирование Восточного вопроса в качестве объекта международных отношений, а также курдского вопроса как его части.

С разделом по итогам Первой мировой войны азиатских владений Османской империи и исторической территории Курдистана в соответстви с условиями Лозаннского договора 1923 г. между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией, в курдском движении появилась новая геополитическая ситуация, которую необходимо учитывать в том числе и с точки зрения оказания возможного внешнего влияния развитых стран на курдский вопрос, их стремление использовать данный фактор для продвижения собственных интересов на Ближнем и Среднем Востоке.

На разных этапах исторического развития курдский вопрос представлял собой противоречивый процесс обозначения национальных интересов курдского народа и выразился в форме борьбы за обеспечение его прав и свобод в системе международных отношений в регионе.

В процессе этногенеза и развития национального самосознания курдского народа происходила конкретизация задач, форм и методов борьбы, высшим проявлением которой стало требование национального суверенитета в одной из частей исторического ареала проживания курдов, то есть на территории современной Турции. Это борьба продолжается с XX в. С конца 70-х гг. она приобретает более радикальные формы, близкие к традиционному антиколониальному национально-освободительному движению с наличием собственных организационных структур (политических партий, движений, боевого сопротивления).

С учетом географии расселения курдского народа на территории Ближнего и Среднего Востока, охватывающего современные Турцию, Иран, Ирак и Сирию, значительно возрастает геополитический интерес к курдскому вопросу со стороны США, Великобритании, Франции, Германии, России, Израиля. В эпоху «холодной войны» курдский вопрос явился одним из проявлений противостояния сверхдержав в ближневосточном регионе.

Распад СССР вызвал существенные изменения в глобальной и региональной геополитике, раскладе сил в мире и, соответственно, корректировку роли курдского вопроса в ближневосточной стратегии крупных держав, который, по-прежнему, остается одним из рычагов геополитического, геоэкономического и геостратегического воздействия на ситуацию в ключевых районах Ближнего и Среднего Востока. Воспользовавшись системным кризисом Российского государства, ряд стран Запада пытаются предпринять активные действия по ослаблению позиций и вытеснению России из Ближнего и Среднего Востока, в том числе с использованием курдского фактора.

Изложенное обуславливает актуальность избранной темы диссертационного исследования, поскольку рассмотрение данной проблематики позволяет раскрыть приоритетные задачи континентальной геополитической стратегии России в современных условиях, выявить существующие противоречия актуальных стран в отношении Курдистана и дать оценку курдскому вопросу в современной региональной политике.

Объектом исследования являются геополитические, геоэкономические и международно-правовые проблемы Ближнего и Среднего Востока в системе международных и региональных отношений.

Предметом исследования выступает курдский вопрос в системе региональной политики стран Запада и Востока, баланса интересов противоборствующих сторон и обеспечения безопасности на Ближнем и Среднем Востоке.

Цель исследования: выявление особенностей борьбы курдского народа за национальные права и интересы в странах Ближнего и Среднего Востока и воздействие курдского вопроса на международные отношения и региональную геополитику.

Задачи исследования:

- выявление историко-политических причин и условий возникновения курдского вопроса в мировой политике;

- периодизация основных этапов развития курдского движения и эволюции курдского вопроса;

- определение геополитического и геоэкономического значения курдского вопроса в системе международных отношений и в политике стран Запада и Востока;

- выявление противоречий и перспектив развития курдского вопроса и движения;

- раскрытие особенностей турецко-курдского противостояния, степени влияния курдского движения на внутреннюю и внешнюю политику Турции;

- анализ исторической традиции российско-курдских отношений;

- определение соотношения курдского вопроса и геополитической стратегии России на Ближнем и Среднем Востоке;

- оценка перспектив развития курдского вопроса в международно-политической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и его роли в обеспечении региональной безопасности;

- разработка научно-практических рекомендаций для определения позиции России в курдском вопросе.

Степень разработанности (историография) проблемы. Динамика развития геополитической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке требует адекватного реагирования, проведения соответствующих научных исследований. В отечественной и зарубежной фундаментальной ориенталистике имеется немало исследований, посвященных курдоведению, изучению истории курдского народа, вопроса и движения.

При этом следует особо отметить, что историография курдского вопроса в России весьма богата, она насчитывает не одно столетие, и до последнего времени российское (советское) курдоведение занимало одно из передовых мест в мировой курдоведческой науке. Россия справедливо считается родиной курдо-ведения как отдельной и самостоятельной отрасли востоковедения, и до недавнего времени все самые значительные исследовани в этой науке делались в нашей стране.

Большой вклад в исследование проблем курдоведения внесли ряд отечественных ученых досоветского, советского и постсоветского времени (в частности, Н.Г. Адонц, O.JI. Вильчевский, В.Ф. Минорский, В.П. Никитин, И.М. Дьяконов, Н.Я. Марр, И.А, Орбели, Ю.Ю. Авалиани, Г.Б. Акопов, Т.Ф. Аристова, Г.С. Асатрян, А.Г. Багиров, В. Байбуртян, Е.И. Васильева, М.А. Гасратян, О.И. Жигалина, К.К. Курдоев, М.С. Лазарев, Ш.Х. Мгои, Ж.С. Мусаэлян, А.Д. Папазян, А.П. Поладян, М.Б. Руденко, И.А. Смирнова, P.JL Цаболов, И.И. Цукерман, З.А. Юсупова и др.).

Во многих отношениях до сих пор сохраняют свое значение труды известных русских востоковедов-курдологов Василия Никитина и Владимира Минор-ского. Оба ученых были выпускниками Лазаревского института восточных языков, сделали блестящую дипломатическую карьеру, а после революции вынуждены были эмигрировать в Европу - Париж и Лондон.

Особую ценность в изучении истории курдского народа, вопроса и движения представляют многочисленные груды профессора М.А. Гасратяна и профессора М.С. Лазарева, которые, фактически, основали новую российскую школу курдоведения1.

Объективности ради следует отметить, что в советский период отечественное курдоведение в определенном смысле переживало застойные явления. Значительные успехи курдоведения второй половины XIX в. - первой четверти XX в. (Ф. Андреас, К. Барр, С. Викандер, О. Вильчевский, М. Гартман, А. Жаба, А. Кристенсен, В. Ми

1 См.: Гасратян М.А. Курды Турции в новейшее время. Ереван: Айастан, 1990. 385 е.; Гасратян М.А. Курдская проблема в Турции (1986-1995). М., 2001; Гасратян М.А., Лазарев М.С. Современный Курдистан. М.: Курдский научно-просветительский центр, 1995. 144 е.; Гасратян М.А., Лазарев М.С., Васильева Е.И., Мгои Ш.Х., Жигалина О.И. История Курдистана. М., 1999. 526 е.; Лазарев М. С. Курдская диаспора (социологический анализ) // Мусульмане на Западе; Сб. ст. Института Востоковедения РАН. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2002. С. 89-100; Лазарев М.С. СССР и Курдистан (1917-1945). М., 2002; Лазарев М.С. Курдистан в геополитическом аспекте // Восток. 1998. № 6; и др. норский, Ф. Юсти и др.), особенно в таких областях как происхождение курдов, ранняя история, история племен, курдская этимология, были преданы забвению. Даже заметные достижения в области курдского фольклора (Г. Макаш, Е. Прим, А. Социн) не нашли в дальнейшем логического продолжения. В советское время большинство исследований по курдской фольклористике сводились к изданию необработанных материалов, записанных в основном у езидов Армении. Русские же издания произведений классических курдских авторов (Шарафхан Бидлиси, Факи Тайран, А. Хани) значительно уступают их французским переводам XIX в. (А. Жаба, Ф.Б. Шармуа).

В ранний период советской курдологии заметный ущерб этой области нанесла теория Н.Я. Марра, влияние которой продолжалась вплоть до 50-х гг. Новым этапом в развитии отечественной науки стало создание Отдела курдоведе-ния в Ленинградском отделении Института Востоковедения АН СССР, основателем которого являлся академик Иосиф Абгарович Орбели. Однако Орбели не был профессиональным курдологом, в его период начинается формирование этапа «курдизации» курдологии, когда вопросами данной научной сферы стали заниматься в своем большинстве сами курды.

Курдология в СССР с 60-70-х гг. становится сильно политизированной, ее изучение проходило под пристальным наблюдением ЦК и КГБ, что, видимо, объясняется геополитическими соображениями и внешней заинтересованностью СССР в курдском вопросе. В глобальном и региональном противоборстве с Западом и НАТО, Советский Союз стремился использовать курдский фактор для укрепления своих позиций на Ближнем и Среднем Востоке. А поскольку для становления курдского национального самосознания и политического движения необходимо было внешнее вмешательство, то не случайно, что на Западе и Востоке в этот процесс активно включались научные школы, которые стремились формировать курдскую национальную элиту и через них оказывать влияние на курдское движение в Курдистане. г

Большой вклад в развитие советского курдоведения внесла Армения. Отдел курдоведения Института Востоковедения АН Армении создан в 1971 г., которому был предоставлен режим наибольшего благоприятствования. За два десятилетия существования этой структуры, ею совместно с Курдской секцией Союза писателей Армении было опубликовано около 40 сборников курдских материалов; при этом часть из них печаталась под разными названиями порою несколькими армянскими издательствами (Академии наук, Айастан, Советакан грох и др.). Армянское курдоведение воспитало целое поколение известных ученых-курдологов, стоящих на позициях академизма и внесших определенный вклад в развитие науки о курдах (в том числе, Араме Чачани, Карлен Чачани, Аджие Джинди, Амине Авдал, Надо Махмудов, Амарике Сардар, Шакро Мгои и др.).

В Грузии курдоведение начало развиваться с 80-х гг. Единственным образцом грузинского курдоведения является работа А. Ментешашвили («Курды». М., 1984).

Серьезный вклад в исследование проблем курдоведения внесли и многие зарубежные востоковеды (в частности, Д.Н. Маккензи, Мартин ван Брюинес-сен, Дж. Бло, Ф. Крейенбрук, X. Эллисон, М. Лизенберг, Т. Жаркон, Дж. Вер-хеиж, Х.-Л. Кизер, Р. Чакир, Д. Хамад, Х.П. Сулейман и др.).

Вместе с тем, большинство работ по современной курдской политике, особенно зарубежных авторов, в основном носят публицистический характер. Академическая курдология, в том числе и российская, большей частью ориентируется на исторические исследования. В настоящее время предпринимаются небезуспешные попытки начала политологического, этнографического и экономического исследования курдского вопроса. В этой связи особо следует отметить таких авторов, как Г.С. Асатрян, М.А. Гасратян, М.С. Лазарев, А.Д. Орлов, Ш.Х. Мгои, Н. Мосаки и др.

Особо ценным представляется создание в 90-х гг. при Институте Востоковедения РАН Центра курдских исследований под руководством академика НАН Армении Мгои Ш.Х. и Курдского научно-просветительского Центра, в рамках которых проводятся исследования по различным вопросам курдоведения.

Учитывая, что курдский вопрос в значительной степени является геополитическим вопросом - актуализируется необходимость проведения самостоятельных комплексных исследований данной проблематики, имеющей важное теоретическое и практическое значение.

Новизна исследования состоит в выявлении: историко-политических причин возникновения, состояния и перспектив развития курдского вопроса; особенностей антитурецкой направленности курдского движения; влияния курдского фактора на геополитику стран Запада и Востока на Ближнем и Среднем Востоке.

Теоретическая значимость диссертации. По итогам исследования выявляется роль и место курдского вопроса в определении региональной геополитики и безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, дается периодизация основных этапов генезиса курдского движения. Настоящая работа может рассматриваться в качестве первой попытки комплексного политологического исследования генезиса, современных аспектов и состояния Курдистана и курдского вопроса.

Практическое значение исследования. Диссертация позволяет определить геополитические, геоэкономические и геостратегические интересы субъектов международного права к курдскому вопросу; предложить научно-практические рекомендации определения позиции России в отношении курдского вопроса.

Методологическим и теоретическим основанием исследования являются научные принципы и методы познания: материалистическая диалектика как логика и теория познания, главный метод научного осмысления объективной действительности; исторический метод, позволяющий рассмотреть предмет в динамике и взаимосвязи; системность, с помощью которой предпринята попытка исследовать предмет в системно-структурном отношении, как в целостном представлении о нем, так и по его отдельным элементам; объективность; логические формы и способы познания (сравнительный и комплексный анализ происходящих явлений, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, прогнозирование и др.).

Все выводы, предлагаемые в диссертации, сделаны исходя из анализа всех материалов исследования, проведенного с учетом современных политико-правовых и исторических оценок, государственных интересов России.

Эмпирическую основу исследования составляют материалы отечественной и зарубежной академической литературы (монографий, диссертаций, статей, справочников) и СМИ. На основе широкого массива данных прессы, информационных агентств и электронных СМИ последнего десятилетия выявлены новые тенденции в развитии исследуемой проблемы. В работе используется новый вид СМИ - интернет-издания.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами научного исследования. Диссертация состоит из трех глав и заключения.

В первой главе рассматриваются вопросы этногенеза курдского народа; дается общая характеристика этнополитического состояния курдского общества; выявляются основные причины и условия возникновения курдского вопроса в системе международных отношений; предоставляется политико-правовая оценка состояния курдского вопроса и его влияние на геополитическую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке; рассматриваются основные этапы и особенности развития курдского вопроса и национального движения в новейшее время; обозначены особенности курдского движения в XX в. в региональных и глобальных отношениях.

Во второй главе курдский вопрос раскрывается в современной системе международных отношений и права; представлена общая характеристика курдских организаций и диаспоры и их роль в процессе национального движения; проанализированы геополитические, геоэкономические и геостратегические интересы стран Запада и Востока по отношению к Курдистану и курдскому вопросу; раскрывается роль курдского вопроса в определении баланса сил и региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке; исследуется состояние и перспективы развития российско-курдских отношений.

В заключении сделаны выводы по итогам исследования, предложены конкретные рекомендации о позиции России в отношении курдского вопроса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Возникновение курдского вопроса в современной системе международного права связано с итогами Первой мировой войны и образовавшимися на

Ближнем и Среднем Востоке интересами великих держав, которые выступили инициаторами раздела азиатских владений Османской империи.

Если до XX в. курдский фактор присутствовал в региональном противоборстве между Турцией и Ираном, то после Первой мировой войны Курдистан стал объектом повышенного интереса стран Запада и Востока, а также был разделен, согласно решениям Лозаннского мира 1923 г., между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.

Сущность курдского вопроса заключается в борьбе курдского народа за право на самоопределение, создание национальной (культурной и административной) автономии в пределах стран, разделивших Курдистан. Конечной целью курдского движения является объединение всех частей Курдистана и образование независимого национального государства на Ближнем и Среднем Востоке.

2. Курдское движение, с точки зрения национально-освободительной борьбы, появилось на рубеже XIX-XX вв. Многочисленные восстания курдов в период средневековья и в новое время имели локальный характер, представляли верхушечное выступление лидеров курдских племен, аширетов и религиозных орденов (беев, ага, ханов, шейхов).

До конца Второй мировой войны в курдском движении отсутствовали системные национально-политические организации, оно возглавлялось отдельными группами и мелкими организациями, не имеющим широкого распространения и влияния в обществе. Однако курдское движение 20-40-х гг. на территории Турции (восстание шейха Сайда 1925 г., Араратское восстание 1927-1931 гг., восстание в Дерсиме 1936-1938 гг.), Ирана (восстание Симко 1924-1930 гг., восстание Махмуд Рашид-хана и Кази Мохаммеда 1941-1946 гг.) и Ирака (восстание шейха Махмуда Барзанджи 1930-1931 гг., восстание Халиля Хошави 1934-1936 гг., восстание Мустафы Барзани 1943-1945 гг.) носило ярко-выраженный антиколониальнй (антитурецкий, антииранский и антииракский) характер.

Лишь после Второй мировой войны и образования биполярной системы миропорядка, обозначения идеологического противостояния США - СССР (НАТО -ОВД) и актуализации левоориентированных движений в странах третьего мира, -в курдском обществе наблюдается фактически одновременное формирование почти одноименных национальных демократических партий в Ираке, Иране, Турции и Сирии, которые стали основной движущей и руководящей силой курдского движения в период «холодной войны».

Основными особенностями курдских национально-политических организаций являются: отсутствие общенационального единства, общей платформы и программы решения курдского вопроса; партикуляризм, то есть наличие внут-рикурдских, межпартийных и внутрипартийных противоречий, доходящих до вооруженного противоборства. Данная ситуация есть следствие незавершенности этногенеза и продолжения этнополитического процесса курдов, отсутствия консолидированного курдского общества из-за языковых различий (курманджи, сорани, гу-рани), религиозных противоречий (суннизм, шиизм, алевизм, езидизм), экономической и социально-культурной отсталости и неравномерного развития различных частей Курдистана.

Современное состояние курдского движения представляет собой разветвленную систему национально-политических, общественных, боевых, культурных, информационно-аналитических, экономических, диаспоральных, молодежных, женских и иных организаций. При этом ведущими из них выступают Демократическая партия Курдистана (ДНК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК) в Ираке, Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК), Конгресс свободы и демократии Курдистана (КСДК), Демократическая партия Турецкого Курдистана (ДПТК), Фронт национального освобождения Курдистана (ФНОК) и Курдская демократическая партия (КДП) в Сирии.

Эти организации играют весомую роль в определении стратегии и тактики курдского движения по решению национального вопроса, имеют опыт легальной и нелегальной политической и боевой деятельности, сотрудничества с иностранными государствами, зарубежными и международными организациями.

Весомое место в курдском национальном движении занимает образовавшаяся в XX в. диаспора в странах Запада и Востока, численность которой постоянно увеличивается в связи с антикурдской политикой правящих кругов Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Курдская диаспора оказывает активную политическую, экономическую, финансовую, информационную и организационную помощь и содействие курдскому движению, основным национально-политическим организациям.

3. Актуализация и интернационализация курдского вопроса в ближневосточной геополитике стран Запада и Востока связано с выгодным экономико-географическим и геостратегическим положением Курдистана на Ближнем и Среднем Востоке (в Месопотамии), прежде всего, нефтяными и водными ресурсами, контролем стратегических коммуникаций международной торговли, военно-стратегической значимостью горно-лесистого ландшафта.

Курдский фактор нередко используется великими державами для укрепления собственных позиций в регионе либо в целях противоборства интересам других государств (например, Англии против России, России против Германии, США против СССР и т.д.) и оказания давления на правящие круги стран региона, разделивших Курдистан (в частности, против режима Саддама Хусейна в Ираке, исламистов в Иране, пантюркистов в Турции, панарабистов в Сирии).

4. Курдистан является не государственным образованием, а историческим ареалом расселения курдского народа в пределах Ближнего и Среднего Востока. Современные границы Курдистана есть результат английской системы раздела сфер влияния в регионе. На протяжении всей своей истории курдам из-за комплекса причин внутреннего и внешнего характера пока что не удалось создать национальное государство.

В эпоху средневековья курдская племенная элита получала в правление от турецких султанов и персидских шахов бейлики-эмираты (княжества), что, однако, не имело характера национального образования. В новейшее время благодаря национальной борьбе, международной конъюнктуре и влиянию великих держав (СССР, Англии и США) курдское движение добивалось образования и непродолжительного существования Мехабадской республики в Иране (1946 г.) и национальной автономии в Ираке (1974 и 1992 гг.).

5. Решение курдского вопроса должно осуществляться на основе неукоснительного соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права,

16 признания права курдов на самоопределение, соблюдения универсальной общечеловеческой ценности - прав и свобод человека, общества, народа и нации.

Курдскому движению необходимо: обеспечить общенациональную консолидацию; совершенствовать национальное самосознание и самоорганизацию; избрать более гибкую тактику и решительную стратегию на пути достижения национальных интересов; выработать эффективный механизм институализации межкурдских отношений; разработать единую платформу и программу решения курдского вопроса, основывающейся на международном праве и учитывающей международную и региональную конъюнктуру.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Курдский вопрос в международных отношениях"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет отметить, курдский вопрос что стоит в ряду нерешенных проблем Ближнего и Среднего Востока. Возникновение курдского вопроса в современной системе международного права берет начало с распада Османской империи, который привел к обострению существовавших на ее территории межэтнических противоречий.

В значительной степени обострение этих противоречий на Ближнем и Среднем Востоке было связано с геополитикой великих держав (прежде всего, стран Запада), которые, исходя из своих интересов, самовольно определяли границы подмандатных им территорий и фактически решали, каким народам бывшей Османской империи иметь свою государственность, а каким - нет.

Образование курдского вопроса в современном состоянии является также следствием националистической политики стран, разделивших Курдистан (пантюркизма в Турции, паниранизма и панисламизма в Иране, панарабизма в Ираке и Сирии).

Курдистан представляет собой этногеографический и исторический ареал расселения курдов. Ныне курдское население на этой территории по-прежнему составляет этническое большинство (всего в мире проживает около 30 млн. курдов). Курдский народ является коренным этносом Ближнего и Среднего Востока. Это самое крупное этническое меньшинство во всех государствах своего исторического проживания, которое в силу ряда исторических причин лишено права иметь национальное государственное образование.

В основе курдской проблемы лежит борьба курдского народа за право национального самоопределения, возможность свободно развиваться и самовыражаться. С молчаливого согласия великих держав в XX в. неоднократно подавлялись силой оружия многочисленные национально-освободительные восстания курдского народа, в результате чего курды несли огромные потери и жертвы. На примере курдского народа можно наблюдать политику двойных стандартов, выборочно применяемой странами Запада.

Так, агрессивная пантюркистская политика Турции по отношению к курдскому национальному меньшинству и движению не находит осуждения у просвещенного Запада (прежде всего, США). В то же время, справедливая национально-освободительная борьба курдов в Турецком Курдистане представляется как проявление национал-сепаратизма и терроризма. Совершенно иной подход демонстрирует Вашингтон к ситуации в Иракском Курдистане, используя курдский фактор против ненавистного ему режима Саддама Хусейна.

Природные ресурсы Курдистана, главным образом нефть и вода, превращают курдскую проблему в объект повышенного внимания стран региона и крупных держав.

Нерешенность курдского вопроса является одновременно следствием критических процессов внутрикурдского характера: отсутствием этнополитиче-ской консолидации, соответствующего уровня национального самосознания и самодостаточной самоорганизации, серьезным этнокультурным и экономическим отставанием курдского народа в национальном развитии.

К сожалению, вся курдская история проходила под знаком разделенности в политическом и этническом отношении. В каждой стране проживания курды подвергались притеснениям со стороны правящих кругов и внешних завоевателей.

В своей истории курдское движение в XX в. добилось определенных успехов: постановка курдского вопроса на повестку дня международной жизни, создание очага курдской культурной и административной автономии в Южном (Иракском) Курдистане, а также формирование курдской диаспоры в странах Запада и Востока, образование разветвленной системы курдских национально-политических, боевых и иных организаций. Однако борьба за объединение разделенного Курдистана и создание независимого государства неизменно терпела неудачу, ибо не соответствует геостратегическим интересам ближневосточных и великих держав. Это означает необходимость организации поэтапного процесса национальной борьбы: консолидация курдского общества вокруг общенациональных интересов, достижение культурной и административной автономии во всех (либо в половине) стран проживания курдов на Ближнем и

Среднем Востоке, совершенствование национальной автономии и самоопределения курдов (федерализация отношений, строительство общего государства и т.д.). В современный период вполне вероятна возможность преобразования курдской автономии в Ираке в арабо-курдскую федерацию с предоставлением курдам равных прав с арабами.

Интернационализация курдского вопроса на рубеже XX-XXI вв. связана с тем, что в Курдистан довольно основательно внедряются военно-политические структуры стран Запада во главе с США. Курдский вопрос в его современном состоянии является одним из серьезных дестабилизирующих факторов ближневосточного региона. Его неразрешенность становится источником локальных конфликтов, которые при известных обстоятельствах могут принять широкомасштабный характер, создавая угрозу региональной безопасности.

Международное признание курдского вопроса, в том числе на уровне ООН, вовлечение в сферу его решения не только стран региона, но и мировых держав не может оставить Россию, как члена СБ ООН, нейтральной по отношению к событиям, происходящим в Курдистане.

России следует учитывать курдский фактор при обеспечении национальных интересов как на Кавказе, так и на Ближнем и Среднем Востоке. В частности, необходимо: а) акцентирование внимания Турции на взвешенном подходе России к курдским делам, на приверженности территориальной целостности стран с курдским населением, что требует адекватной сдержанности со стороны Анкары в отношении тюркоязычных и мусульманских субъектов Российской Федерации, уважения интересов России в странах СНГ; б) осуждение военных операций Турции против курдского населения на приграничных территориях Ирака, квалифицируя это как неприемлемые и незаконные в международно-правовом отношении акции; в) стремление добиться обеспечения на уровне международных норм гуманитарных прав курдов исключительно мирным, политическим путем и решения курдского вопроса в Турции через предоставление культурной автономии, в Ираке - совершенствование курдской автономии.

При формировании российской курдской политики следует учитывать увеличение численности курдской общины и заметную активизацию деятельности курдских организаций на территории Российской Федерации после распада СССР (Международный союз курдских общественных организаций, Общество дружбы российского и курдского народов, Московская курдская община, Федеральная национально-культурная автономия курдов, Информационное бюро «Комитета Курдистана» и др.).

Курдская политика России должна основываться на строго научном подходе и учитывать национальные интересы Российского государства в исторической взаимосвязи.

Политическое давление на страны, притесняющие курдское меньшинство в историческом Курдистане, должно быть адекватным и эффективным. И если в Южном (Иракском) Курдистане политическое давление может сопровождаться с военной операцией, то почему же такой подход должен исключаться в отношении Турции, которая выступает за силовой метод решения курдского вопроса?

Необходимо также обращать внимание международных и правозащитных организаций нанеобходимость мирного решения курдской проблемы. Прочность мира на Ближнем и Среднем Востоке, а также возможный успех решения курдского вопроса ныне во многом зависят от того, насколько обоснованным и санкционированным окажется военная кампания коалиционных сил против режима Саддама Хусейна. Если же США не станут прислушиваться к мнению мирового сообщества и выполнять решения СБ ООН, справедливое урегулирование курдского вопроса в соответствии с принципами и нормами международного права станет проблематичным.

Практика многолетней борьбы курдского народа позволяет отметить, что создание Демократической федерации народов Ирака может стать серьезным продвижением на пути обеспечения региональной безопасности на Ближнем Востоке.

 

Список научной литературыСарибекян, Самвел Сергеевич, диссертация по теме "Политические проблемы международных отношений и глобального развития"

1. Агаян Ц.П. Андраник и его эпоха: Монография. М.: Международный гуманитарный фонд арменоведения им. Ц.П. Агаяна, 1997. 496 с.

2. Али Радвана Хедира. Курдская периодическая печать в эмиграции: особенности и тенденции развития: Автореферат канд. диссертации. М., 1986.

3. Аристова Т.Ф. Курды Закавказья: историко-географический очерк. М.,1966.

4. Армянский вопрос: Энциклопедия. Под ред. К.С. Худовердяна. Ереван, 1991. 352 с.

5. Архив полковника Хауза. Т. 4. М., 1944.

6. Биография генерального секретаря Демократической партии Иранского Курдистана Абдул-Рахмана Касимло // Курдистан рапорт. М., 1997. № 16. С. 43.

7. Босворт К.Э. Мусульманские династии. Пер. с англ. и примеч. П.Я. Грязевича. М., 1971.

8. Буланже Ф. «Дефанс насьональ» о курдской проблеме // Материалы ИТАР ТАСС «Атлас». Ч. 2-4. 2002. 27 марта.

9. Вилъчевский О.Л. Курды северо-западного Ирана. Тбилиси, 1944.

10. Гасратян М.А. Восстание в районе Арарата // Дружба. М., 2000. № 10. С. 24-26.

11. Гасратян М.А. Курдская проблема в Турции (1986-1995). М., 2001.

12. Гасратян М.А. Курды Турции в новейшее время. Ереван: Айастан, 1990. 385 с.

13. Гасратян М.А. Первые курдские организации и их деятельность после Первой мировой войны // Дружба. 2001. № 12. Ноябрь. С. 28-31.

14. Гасратян М.А., Лазарев М.С. Современный Курдистан. М.: Курдский научно-просветительский центр, 1995. 144 с.

15. Гасратян М.А., Лазарев М.С., Васильева Е.И., Мгои Ш.Х., Жигалина О.И. История Курдистана: Монография. М., 1999. 526 с.

16. Гисаров М. Безопасность не гарантируется // Независимая газета. 1996. 15 марта.

17. Государственная Дума и курдская проблема. М.: «Axina Welat», 1998.274 с.

18. Дасни Ю.Р. Курдский вопрос: истоки и современность // Дружба. 2002. № 16-17. Июнь. С. 51-52.

19. Демиденко С.В. Создание РПК и ее борьба за национальные права курдского народа (1973-1974 гг.) //Дружба. 2001. № 11. Май. С. 27-32.

20. Джуди Р. Новый мировой порядок и пути мирного решения курдского вопроса//Дружба. 2000. № 10. Декабрь. С. 6-9.

21. Зайцев Б. Ирак США: за один шаг до развязки // Материалы ИТАР -ТАСС «Атлас». Ч. 2-3. 2002. 9 июля.

22. Заратустра. Учение огня. Гаты и молитвы. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.496 с.

23. Заря Востока. 1931. 20 марта.

24. Зеленин Д. Ирак США: на чьей половине мяч? // Материалы ИТАР -ТАСС «Атлас». Ч. 4. 2002. 28 августа.25. Известия. 1963. 4 июля.

25. Информационное сообщение Конгресс свободы и демократии Курдистана стал преемником РПК // Axina Welat (Стон Родины). 2002. № 4. 1-30 апреля.

26. Ирак США: за один шаг до развязки // Материалы ИТАР - ТАСС «Атлас». Ч. 3. 2002. 9 июля.

27. Ирак США: на чьей половине мяч? // Материалы ИТАР - ТАСС «Атлас». Ч. 3-4. 2002. 28 августа.

28. История дипломатии. Под ред. В.П. Потемкина. Т. 2. M.-JL, 1945.424с.

29. История дипломатии. Под ред. В.П. Потемкина. Т. 3. M.-JL, 1945.883с.

30. КаваДибо. Регионально-международный аспект курдской проблемы // http: // www. ahmar. га.

31. Камалъ М.А. Национально-освободительное движение в Иракском (Южном) Курдистане (1918-1932). М., 1963.

32. Киракосян Дж.С. Младотурки перед судом истории. Ереван: Айастан, 1989. 496 с.

33. Книга Марко Поло. М., 1955.

34. Конгресс свободы и демократии Курдистана очередной шаг к демократии //Дружба. 2002. № 16-17. Июнь. С. 38-40.

35. Кочои С. Законодательство Турции: угроза правам человека // Дружба. 2001. № 12. Ноябрь. С. 14-17.

36. Кочои С. Суд государственной безопасности Турции и проблема человека//Дружба. 2001. № И. Май. С. 13-15.

37. Курдистанская хроника: Бюллетень журнала «Курдская мысль». М., 2001. Август 2000 май 2001. 48 с.

38. Курды и Курдистан: проблемы истории и современности (аналитическая справка) / Экспертная группа по Курдистану при Комитете по вопросам геополитики Государственной Думы России. М., 1997. Ноябрь. 4 с.

39. Лазарев М.С. Империализм и курдский вопрос (1917-1923). М., 1989.

40. Лазарев М.С. Курдистан в геополитическом аспекте // Восток. 1998.6.

41. Лазарев М.С. Курдская диаспора (социологический анализ) // Мусульмане на Западе: Сб. ст. Института Востоковедения РАН. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2002. С. 89-100.

42. Лазарев М. С. Курдский национализм в XX веке (особенности развития и современное состояние) // Мусульманские страны у границ СНГ. М.: Институт Востоковедения РАН, изд-во «Крафт+», 2001. С.79-95.

43. Лазарев М.С. СССР и Курдистан (1917-1945). М., 2002.

44. Ллойд Джордж. Правда о мирных договорах. М., 1957.

45. Магдид Сапан. Печать курдской диаспоры: история и современное состояние. СПб, 1998.

46. Материалы ИТАР-ТАСС. Серия «СВ-9». 1994. 6 апреля.

47. Мирзоев К.И. Мехабадская Республика (22 января 1946 17 декабря 1946) // Дружба. М., 2002. № 14-15. С. 78-80.

48. Мосаки Н. Водная проблема на Ближнем и Среднем Востоке в контексте гидростратегического значения Курдистана//Дружба. 2000. № 10. Декабрь. С. 14-18.

49. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. Т. 3. М., 1975.

50. Никитин В.П. Курды. Пер. с франц. М., 1964.

51. Оджалан А. Курдистанская действительность с XIX века по настоящее время и движение РПК. М.: «Axina Welat», 1998. 376 с.

52. Оджалан А. От шумерского государства жрецов до демократической цивилизации // Дружба. М., 2002. № 14, 15, 16, 17; Свободный Курдистан. М., 2002. №5.

53. Поландян А.П. Курды в VII-X вв. по арабским источникам. Ереван,1987.55. Правда. 1963. 9 июля.

54. РПК вестник мира на Среднем Востоке. Исторический шаг РПК // Дружба. 2002. № 14-15. Март. С. 43-46.

55. Сайд Ю. Курдистан: исторический очерк //http: // www. aha. ru / said / index, htm.

56. Сайд Молла. Некоторые проблемы курдской диаспоры на современном этапе // Современное состояние курдской проблемы (научный симпозиум). М., 1995.

57. Сваранц А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе: Монография. М.: Гуманитарий, 2002. 600 с.

58. Севрский мирный договор и акты, подписанные в Лозанне. М., 1927.

59. Современный Курдистан: проблемы национального движения. М.: Курдский научно-просветительский центр, 1995. 144 с.

60. Специальный бюллетень Института Востоковедения АН СССР. М.: Наука, 1990. № 6. 208 с.

61. Судоплатов П.А. Разведка и Кремль: Записки нежелательного свидетеля. М.: Гея, 1996. 512 с.

62. Трагедия была предотвращена// Дружба. 2000. № 10. Декабрь. С. 2.

63. Хауз. Архив полковника Хауза. Т. 4. М., 1944.

64. Центральный государственный военно-исторический архив (ЦГВИА) России: ф. № 2100, on. № 1, д. № 517. Л. 132-133.

65. ЦРУ государственный терроризм США. М., 1987.

66. Черниченко С.В. Теория международного права. Т. 2. М.: Нимп, 1998. С. 168.

67. Шараф-хан ибн Шасаддин Бидлиси. Шараф-намэ. Пер., предисл., примеч. и прил. Е.И. Васильевой. Т. 1. М., 1967.1. Иностранная литература

68. AdonzN.G. Kurdish Intrusion into Armenia // The New Armenia. New York, 1920. Vol. 14. № 1.71. Avanti. 20.09.1980.72. Айастан. 1917. 16 июня.

69. Actualite du Kurdistan. Numero special. Juillet-aout. 1989.

70. Алексанян А. Курдская проблема и ее историческая перспектива // Те-сакет. Ереван, 1993. № 15. С. 8-10.

71. Аль-'алам. 1990. 24 ноября.

72. Аракелова В. К вопросу формирования новых этнополитических единиц в регионе (народ заза) // Россия Армения - Иран: диалог цивилизаций / Доклады и тезисы докладов междунар. конф. Ереван: Кавказский центр иранистики, 1999. С. 49-64.

73. Асатрян Г.С. Этюды по иранской этнологии. Ереван: Кавказский центр иранистики, 1998. 118 с.

74. Ataturk К. Nutuc. Cilt 1 -2. Istanbul, 1945.

75. Ачанатес. Турк-крдакан аршаванкнери ксанингамияке // Мурч. 1906. № 4-5. (наарм. яз.).

76. Varlik. Эрзурум, 1923. 5 октября.

77. Dersimi M.N. Kurdistan Tarihinde Dersim. Halep, 1952.

78. Dogan Avcioglu. Milli Kurtulus Tarihi. II Kitap.

79. Ghassemlou A.R. Kurdistan and the Kurds. Prague, 1965.84. Iragi Letters. 1979. № 1.

80. Les kurdes et le Kurdistan. La gueston nationale kurde au Proche-Orient.1978.

81. Манделъбаум M. Дискуссия в Вашингтоне относительно операции против Ирака // Материалы ИТАР ТАСС «Атлас». Ч. 4. 2002. 14 августа; Ньюсдей. США. 2002. 2 августа.

82. Martin Van Bruinessen. Les Kurdes et leur Langue en 17 eme siecle // Studia Kurdica. 1988. № 1-5.

83. Memorandum sur la situation des kurdes et leurs revendication // Bulletin du Centre de I'etude kurdes. 1948. № 2.

84. Miller Dvid Hunter. The Drafting of the Covenant. Vol. II. N.-Y. L.,1928.

85. Mustawfi of Qazwin in 740 (1340) ed. by G. Le Strange. «E.F. Gibb Memorial» series. Voll XXIII. Leyden-L., 1915.195

86. Ozturk К. Ttirkiye Cumhuriyeti Anayasasi. Cilt II. Ankara, 1966.

87. Оганесян H. США: в поисках новых ориентиров ближневосточной политики // Республика Армения. Ереван, 1995. 29 марта.

88. Сасуни КС. Национальное движение курдов и армяно-курдские отношения. Бейрут, 1969.

89. Silopi Z. Doza Kurdistan. 1969.95.TIPDosyasi. Ankara, 1973.

90. Turkish Daily News. 05.11.1993.

91. Ulubelen E. Ingiliz fizli Belgelerile Ttirkiye. Istanbul, 1967.

92. Firat M.S. Dogu illeri ve Varto Tarihi. Ankara, 1961.

93. Хыдыр Гокташ. Агентство РЕЙТЕР о положении в Турции // Материалы ИТАР ТАСС «Атлас». 2002. 7 августа.100. Hiirriyet. 25.07.1960.