автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Курманжан Датка: эпоха, личность, деятия
Полный текст автореферата диссертации по теме "Курманжан Датка: эпоха, личность, деятия"
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
РГБ ОД
, ..........На правах рукописи
' I I
Специализированный совет Д. 07.96.49
Турсунай ОМУРЗАКОВА
КУРМАНЖАН ДАТКА: ЭПОХА. ЛИЧНОСТЬ. ДЕЯНИЯ.
Специальность - 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Бишкек - 1996
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
На правах рукописи Специализированный совет Д. 07.96.49
Турсунай ОМУРЗАКОВА КУРМАНЖАН ДАТКА: ЭПОХА. ЛИЧНОСТЬ. ДЕЯНИЯ.
Специальность - 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Бишкек - 1996
Работа выполнена на кафедре истории Кыргызстана исторического факультета Кыргызского Государственного Национального
Университета.
Научный руководитель:
заслуженный деятель науки Кыргызской Республики, доктор исторических наук, профессор Дж. С.Бактыгулов
Официальные оппоненты: чл.-корр. HAH KP,
доктор исторических наук, профессор В. М.Плоских,
кандидат исторических наук К. Молдокасымов
Ведущая организация:
- кафедра отечественной истории и политологии Кыргызского Государственного педагогического университета им. Э.Арабаева.
Защита диссертации состоится " 20 " сентября 1996 года в 14.00 часов на заседании Специализированного совета Д.07. 93.06. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) исторических наук по специальности 07.00.02 - Отечественная история в Институте истории Национальной академии наук Кыргызской Республики по адресу:
г.Бишкек, пр. Чуй, 265а
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Национальной Академии наук Кыргызской Республики.
Автореферат разослан "_"_ 1996 г.
Ученый секретарь Специализированного совета,
доктор исторически наук
И.Б.Молдобаев
Общая характеристика работы.
Актуальность исследования. Обретение Кыргызстаном национального суверенитета послужило мощным стимулом к переосмыслению многовековой истории кыргызов и их предков, появились новые возможности написания не урезанной и искаженной, а полночи правдивой истории кыргызского народа.
В прошлом в национальных республиках бывшего СССР кремлевское партийно-государственное руководство считало, что все.те, кто отстаивал национальную независимость, боролся за национальное освобождение народов национальных окраин от гнета Российской империи, являются реакционерами, что они тормозили свершение в будущем победы социалистической революции.
Исходя из догматических идеологизированных установок, советские историки обеляли завоевательную политику царизма, безоговорочно осуждая борцов за национальную свободу. Особенному остракизму были подвергнуты те из них, которые считались чуждыми по социальному происхождению. Жесткий принцип "кто не снами, тот против нас", утвердившийся в исторической науке, был использован против подобных народных героев, батыров, государственных, общественных и культурных деятелей прошлого.
Историческая наука республики, следуя курсу тоталитарного режима, была вынуждена обходить вопрос о роли таких известных исторических личностей, защищавших интересы своего народа. Если кто-либо осмеливался о них писать с положительной стороны, то он автоматически зачислялся в разряд антимарксистов, идеализирующих прошлый патриархально-кочевой быт. В постсоветские годы многие факты, события и явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретических знаний оцениваются по - другому. И сегодня появился ряд работ, освещающих многовековую историю кыргызского народа с новых подходов и со всеми ее противоречиями.
Логика исследования проблемы диктует необходимость всестороннего раскрытия личности и деятельности крупных предводителей кыргызских племен: Боромбая и Качыбека (бугу), Байтика и Жангарача (солто), Рыскулбека (саяк), Жантая и Шабдана (сарыбагыш), Алымбека и Курманжан (баргы) и многих других, которые сыграли известную роль в исторических судьбах кыргызского народа. Среди них особо выделяется фигура Курманжан датки - незаурядной женщины Востока, известной еще в XIX в. как "Алайская царица". Ее
твердый характер и независимый взгляд на все происходящее е окружающем мусульманском мире, где господствовало деспотическое отношение к женщине, вызывали удивление и интерес всей общественности в странах Азии и Европы в прошлом веке. Долгое время освещение ее политической и общественной деятельности подвергалось фактическому запрету в историографии.
Настало время вернуть славное имя Курманжан датки кыргызскому народу, сделать его достоянием отечественной истории. Ее разносторонняя деятельность заслуживает специального научного исследования. В этой связи избранная нами проблема представляется научно актуальной, ибо ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем.
Объект исследования. В основе диссертационного исследования лежит изучение жизни и деятельности Курманжан дапси как общественно -политического и государственного деятеля, которая играла важнейшую роль в переломные моменты истории кыргызского народа. Выбор темы 'обусловлен тем, что Она Дб^ейРй'ор-ке-была'объектом специального научного исследования. Это - по сути первая научная работа, посвященная персоналии.
Хронологические рамки диссертации охватывают весь жизненный путь Курманжан датки, т.е. почти столетний период - с начала XIX в. и до начала XX в., а точнее - определяются датами ее рождения и смерти (1811г. - 1 февраля 1907 г).
Географические границы исследования составляют южную часть Кыргызстана - Алай и восточную часть Ферганской долины, а также отчасти соседние с ними области современных Узбекистана и Таджикистана (Восточный Памир).
Историографический обзор. При раскрытии темы и ее узловых вопросов была использована различная литература. В ней условно можно выделить три периода: дореволюционный, советский и современный. Они отличаются друг от друга различным уровнем изучения проблемы.
Дореволюционные исследователи в основном обращали свое внимание "Восточному вопросу" , завоеванию Средней Азии, а также поступательному движению царских войск в Туркестан. Военные события и колониальная политика царизма в Туркестане освещены ими с позиций официальной историографии1. По своему научному уровню они носят обзорный характер. Нужно подчеркнуть, что многие авторы были участниками и свидетелями этих событий, они писали на основе фактических материалов, главные их мотивы основываются на восхвалении "героических деяний" царских генералок при завоевании Средней Азии. Но в их трудах приводятся различные сведения о Памиро-Алае и правительнице алайских кыргызов - Курманжан датке.
В ряду других публикаций особо выделяются подробными сведениями о жизни и деятельности Курманжан датки интересная по содержанию и большая по объему статья И.П Юлачева, а также рассказы участника Памирских походов Б.Л.Тап:ева. Обстоятельная статья И.П.Ювачева, хотя и не без некогор.лх неточностей, иллюстрирована фотографиями Курманжан датки и се сыновей.
1 Терентьев М.А. ¿'стория завоевания Средней А:?пи, Т.1-3.-СПо,;90б; Абаза К.К. Завоевг нне Туркестана. -Спб.,1902; Косен ко Л.Ф. Средняя Азия и водворение в ней русской гражданственности. -Спб.,1870; Макшеев А.И. Исторический обзор Туркестана и наступательного движения в него русских.-СПб.Л^О; Боголюбов А. Очерка войны в Средней Азии. // Военный сборник, 1880,1; Кост.'нко Л.Ф. Военно-научная экспедиция на Алай и Памир. //Военный сборник, 1887, 4; Он же: Туркестанский край. Опыт военно-статического обозрения Туркестанского военного округа. Т.1-3.-Спб.,1880; и др.
А рассказы Б.Л.Тагеева1, написанные на основе личных впечатлений, в том числе и от встреч с Курманжан даткой, и его воспоминаний об Алае 90-х годов XIX в., обогащены реалистически выполненными рисунками.
Немаловажные сведения по истории Кокандского ханства и некоторые штрихи к политическим портретам Алымбека и Курманжан содержатся в отчетах и записках царских чиновников, военных администраторов2, а также в' работах путешественников и исследователей дореволюционного Туркестана3. В публикациях этого круга авторов в известной мере прослеживается плюрализм мнений, а исторические факты и события ими освещались в основном на фактических материала-х. Однако трудам, принадлежавшим перу чиновников и офицеров, работавших в составе
' Ювачев И.П.Курбанжан-датка, кара-кыргызская царица Алая. //Исторический весгник.-1907.,12;Тагеев Б.Л.Памирский поход.//Русское слово,1897,176; Он же: Русские над Индией.-СПб.,1900; Он же: В заоблачной стране. Очерки и рассказы из жизни в Фергане и на Памире и воспоминания участника о памирских походах с 1882-1895 гг.-М.,1904; Он же: Памирские кыргызы.-//Нива,1897, 38; Он же: Царица Алая.//Нива 4; Он же: Через Алай и Памир. -М.,1972.
2 Кауфман К.П. Проект все подданнейшего отчета генерал-адьютанта К.П.фон Кауфмана 1-го по гражданскому управлению и устройству в области Туркестанского генерал-губернаторства 7 ноября 1867 г. -25марта 1881г, -СПб .,1885; Кауфман А.К. К вопросу о русской колонизации Туркестанского края.-СПб.,1904; Алексеев А. Курбанджан датка - Ферганские областные ведомости, 1907; 128.
3 Валиханов Ч.Ч. Записка о Кокандском ханстве. Собр.соч., в пяти томах, т.З.-Алма-Ата,1985; Федченко А.П. Путешествие в Туркестан. -М.,1950; "Кун А. Некоторые сведения о Ферганской долине.//Военный сборник, 1876,4 ; Он же: Очерк Кокандского ханства. //Известия ИРГО,Т.12,отд.2,-СПб.,1876; Куропаткин А.Н. Кашгария. Историко-географический очерк-страны, ее военные силы, промышленность и торговля.-СПб.,1879; Ошанин В.Ф. Алайская долина - Туркестанские ведомости", 1887, 1,2, 9 ; Марков Е. Россия в Средней Азии Т.2.-СП6., 1901; Головнина Ю.Д. На Памирах. Записки русской путешесгвенницы.-М.,1902; Марков E.JI. Фергана. Путевые очерки Кокандского ханства. //Русский вестник, 1893, 1, 2 ; Головнина Ю.Д. На Памирах. -Педагогический листок, 2.-Спб.,1904; Казанский К.К. Вблизи Памиров.-Ташкент. 1895; Мушкетов И.З.Памир и Алай. Русская Средняя Азия,-СПб., 1885.
краевой,областной и уездной колониальной администрации, было присуще затушевывание классовой ' сущности внутриполитических мероприятий царских властей, обеливание колониальной политики царизма в Туркестане, осуждение участников борьбы за свободу и национальную независимость среднеазиатских народов, пренебрежительное отношение к культуре и судьбам коренного населения. Главным недостатком дореволюционной историографии была ее методологическая ограниченность, не позволяющая воссоздать подлинно научную ..концепцию истории Алая, его населения и предводителей. . '
На рубеже 60-80-х годов нашего времени возрос интерес к изучению проблем истории Кокандского ханства, присоединения Кыргызстана к Российской империи. Был издан ряд крупных монографий отечественных историков: Джамгерчинова Б.Дж., Хасанова А.Х., Усенбаева К.У., Плоских В.М., Маанаева Э.Дж., Галицкого В.Я.,Абышкаева А.Ш. и многих других1. В их работах на большом фактическом материале, получили освещение различные аспекты истории Кыргызстана в XIX - начале XX вв. В них затрагивались и вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Алымбека датки и Курманжан датки.
' Джамгерчинов Б.Дж. Присоединение Киргизии к России.-М.,1959; Он же: Очерк политической истории Киргизии XIX века.-Ф.,19бб;Хасанов А.Х. Народные движения в Киргизии в период Кокандского ханства,-М.,1977; Усенбаев К.У. Присоединение Южной Киргизии к России.-Ф.,1960; Он же: Общественно-экономические отношения киргизов в период господства Кокандского ханства.-Ф., 1961; Он же: Возникновение и развитие революционного движения в Киргизии в конце в XIX - нач. XX вв. -Ф.,1973; Он же: Тарыхтын катаал жылдары. Кокон которулушу //Эркин-Тоо,1993, 30 июнь, 7 июль;Плоских В.М. Очерки патриархально-феодальных отношений в Южной Киргизии (50-70-е годы XIX в.).-Ф.,1968; Он же: Очерк земельных отношений в Южной Киргизии накануне вхождения в состав России.-Ф.,1965; Он же:Киргизы и Кокандское ханство.-Ф.,1977; Он же: Вакф медресе Алымбека. /Страницы истории и материальной культуры Киргизстана. Досоветский период.-Ф.,1975.Галицкий В.Я.,Плоских В.М. Старинный Ош.-Ф.,1987; Маанаев Е.Дж. Из истории памирских кыргызов.-ученые
зап.ист.юр.фак.КГУ./Серия история. Вып.УШ.-Ф.,1968; Абышкаев А.Ш. Каратегинские киргизы в конце XIX - нач. XX вв. - Ф.,1965.
В 70-90 -х годах появился такие ряд новых исследований по истории Кокандского ханства и о народных движениях в Кокандском ханстве 1873-1876 гг.: Набиева Р.Н., Бабабекова Х.Н., Троицкой А.Л и др.1
Всеобщий интерес к личности и деяниям Курманжан датки проявился в период подготовки и проведения 180 - летного юбилея датки. В периодической печати появилось немало интересных статей2 . В 1991 г. на кыргызском языке был выпущен сборник под названием "Курманжан датка" 3, посвященный ее 180-летию. Сборник состоит из воспоминаний, кошоков, стихотворений, посвященных светлой памяти "алайской царицы".
Значительный интерес представляет серия художественных новелл А.Газиева4, написанных на документальной основе с' вкраплением фрагментов из исторических источников о Курманжан датке.
Немаловажное значение в изучении политической деятельности "Алайской царицы" имели и специальные статьи полемического характера К.Молдокасымова5.
1 Набиев Р.Н. Из истории Кокандского ханство. -Т.,1973; Бабабеков Х.Н. Народные движения в Кокандском ханстве и их социально-экономическое и политические предпосылки (ХУШ-ХХвв.).-Т.,1990;Троицкая А.Л.Материалы по истории Кокандского ханства XIX в.-М., 1969; Она же: Каталог архива кокандских ханов XIX в.-М., 1969;
2 Строилов Л.Ф. В кочевьях Курманжан датки. - Слово Кыргызстана-1991, 10 августа; Усенбаев К.У. Женщина из легенды: Курманжан датка-правительница Алая и Гульчи. ( 1811-1907 гг.).-Советская Киргизия.-1990, 5 июля. Он же: Курманджан датка - правительница Алая. О единственной женщине правительнице б Средней Азии.//Коммунист Киргизсгана.-1990,- 8-9; Он же: Алай канышасы илимий коз карат менен. - Кыргыз туусу,-1991,17 августа; Он же: Завещание Алайской царицы,- Советская Киргизия.-1991, 23 апреля; Плетнев Н. Кыргыздардын акылман кызынын урматына: -Кыргыз туусу.-1991., 16 июль; Бобулов К. Сейрек кезиккен тарыхый феномен. Жаштык жарчысы.-1991.,15 августа;
3 Курманжан датка.-Ош.,1991.;
4 Газиев А. Курманжан датка некоронованная царица Алая.-Бишкек., 1991; Его же: Серебряная камча. Невыдуманные рассказы.-Бишкек.1992.;
5 Молдокасымов К. Курманжандын коз жашы:(1811-1991).-Бишкек.,1991; Он же: Кокон хандыгын кыргыз аялдары башкарганбы? -Кыргызстан маданияты., 1991,21; Он же: Зыйнат Курманжанбы?-Кыргызстан маданияты,-1991,25 апреля.
Определенный интерес вызывают труды путешественников и ученых дальнего зарубежья, где частично затрагиваются вопросы прошлой истории Памиро-Алая и дан политический силуэт Курманжан датки1.
Таким образом, в советское время имя Курманжан датки Маматбай кызы в целом фактически замалчивалось, как и"других вышеназванных исторических личностей. С обретением Кыргызстаном независимости появилась потребность объективного познания историц кыргызов и-Кыргызстана вообще, многогранной деятельности правительницы алайских кыргызов - Курманжан датки, в частности.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в объективном раскрытии места и роли Курманжан датки в исторических судьбах Южного Кыргызстана. Исходя из этого, поставлены следующие основные задачи:
показать эпоху, в которой формировалась личность Курманжан датки и протекали ее общественно-политическая и государственная деятельность;
осветить столкновение интересов на Алае Российской империи с другими крупными государствами ;
проследить основные вехи жизненного пути Курманжан датки; проанализировать деятельность Курманжан датки по управлению алайскими кыргызами;
дать объективную оценку борьбе сыновей Курманжан датки и алайских кыргызов против царских войск.
Соискательница ставила также перед собой задачу внести необходимые уточнения и поправки в сведения о Курманжан датке в вышедших исторических работах. В частности, это касается дат, географических названий, некоторых фактов биографии Курманжан датки и оценок ее личности и деяний.
Теоретической основой исследования явились основные принципы научной методологии, материалистичского понимания исторического процесса, объективное освещение исторических событий, фактов и явлений. Использованы также общепринятые научные методы: логический, хронологический, сравнительно-сопоставительный и др.
1 Скайлер Е. Туркестан. Путевые заметки о русском Туркестане, Коканде, Бухаре и Кульдже. -Лондон, 1876;Рокка Ф. Памир жана Алай кыргыздары в кн. Кыргыздар.т.1. /Изд. Кыргызстан.-Бишкек.,1993; Вайнштейн О.Л. Иностранные путешественники о Киргизии 60-70-х гг. XIX в. /Уч.зап.ист-го фак-та КГУ.Вып.5.
Источниковая база исследования. Основными источниками для написания диссертации явились документы и материалы Центрального военно-исторического архива Российской Федерации (г.Москва), Центрального государственного исторического архива Российской Федерации (г.Санкт-Петербург), а также из ЦГА Республики Узбекистан.
Для освещения поставленной проблемы главнейшими источниками послужили в ЦГВИА Российской Федерации: фонд Военно-учебный Архив - ВУА, фонд - 400 - главный штаб азиатской части, а также фонд 1396 - штаб Туркестанского военного округа, в которых хранятся документы о военных действиях царской армии: донесения, рапорты, оперативно-разведывательные сводки, отчеты и переписка военного ведомства.
В ЦГИА Российской Федерации изучены материалы из фонда 560 и др. о восстании 1873-1876 гг. и участии в них сыновей Курманжан датки с отрядами подвластных ей алайских кыргызов.
История завоевания Южного Кыргызстана, ликвидация Кокандского ханства, экспедиция царских колонизаторов под кодовыми названиями "Междуречье", "Коканд", "Алайский поход" и др. ценные материалы содержатся в фондах ЦГА Республики Узбекистан (г.Ташкент): фонд-1 Канцелярия Туркестанского генерал-губернаторства, фонд-19-У правление Ферганской области, а также фонд-715- Сборник материалов для истории завоевания Туркестанского края. Это - многотомная подборка официальных. документов по истории присоединения Туркестанского края к России, собранных в разных архивах полковником А.Г.Серебренниковым.
Важными источниками явились материалы периодической печати дореволюционного периода: таких журналов, как "Вестник Европы", "Исторический Вестник", "Военный сборник", "Известия", "Вестник" и "Записки" Русского-географическое общества. В них - богатый материал для изучения темы. На страницах газет: "Русский инвалид","Голос", "Туркестанские ведомости" - содержится немало сведений, дающих исследователям ценный материал для более полного изучения темы. Все источники при критическом подходе способствовали освещению различных ее аспектов.
Нарративные источники в основном использованы по изданиям дореволюционных и современных исследователей: Мулла Нияз Мухаммед Бен Шур Мухаммед. "Тарих-и Шахрухи", "История владетелей Ферганы", изданные Н.Н.Пантусовым (-Казань. 1885) - этот материал был использован по книге Т.Бейсембиева "Тарихи-и Шахрухи" как исторический источник".(- Алма-Ата., 1987); Материалы по истории киргизов и Киргизстана, вып 1.-МД973.
ю
как исторический источник".(- Алма-Ата.,1987); Материалы по истории киргизов и Киргизстана, вып 1.-М,1973.
Научная новизна. Диссертация является первой попыткой комплексного исследования жизни и деятельности Курманжан датки в связи с историей Южного Кыргызстана в XIX - нач. XX вв.
Выявленный и впервые проанализированный в аспекте исследуемой темы комплекс источников позволил подробно осветить жизненный путь ^ Курманжан 'датки, раскрыть ее политическую, общественную и ■ государственную деятельность, 180 - летний юбилей со дня рождения ' которой в августе 1991г. широко отметила общественность. Кыргызской Республики.
В диссертации показаны исторические условия, при которых формировалась и действовала Курманжан датка как выдающаяся личность своего времени. В научный оборот нами вводится ряд вновь выявленных архивных документов и материалов по рассматриваемой проблеме.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в трех аспектах:
а) научно-исследовательском - при написании обобщающих трудов и учебных пособий по истории дореволюционного периода Кыргызстана;
б) в учебно- педагогическом процессе - в общих и специальных курсах по истории Кыргызстана колониального времени;
в) в воспитательной работе с молодежью и учащимися средних
школ.
Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось 25 ноября 1995 г. на кафедре истории Кыргызстана исторического факультета КГНУ и 14 марта 19Р6 г. на заседании Отдела истории Кыргызстана с древнейших времен ;ю конца XIX в. Института истерии HAH Кыргызской Республики. Диссертация была одобрена я рекомендована к публичной защите на заседании специализированного совета.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.
Основное содержание диссертации.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования, дан краткий обзор использованной литературы и источников, показаны научная новизна и практическая значимость диссертации.
В первой главе "Курманжан датка и ее эпоха" охарактеризовано время, в котором формировалась как историческая личность Курманжан датка, прослежен ее жизненный путь - до гибели мужа Алымбека датки. На конкретном историческом материале в диссертации показаны крупные события, происшедшие в России и Туркестане с рождения -Курманжан датки и до выхода ее замуж за Алымбека датку. Известно, что после победы над наполеоновской Францией произошел резкий перелом в сознании русских солдат и офицеров, передовых дворян и интеллигенции в пользу европейской демократии. Декабристы впервые в истории России открыто выступили с оружием в руках против самодержавия. Свои политические требования - уничтожение самодержавия и крепостничества в России - дворянские революционеры рассматривали как выражение назревших потребностей исторического развития страны, как условие ее прогресса и процветания в будущем. В первой половине XIX в. царизм и правящие круги империи "открывали" для себя Среднюю Азию, в том числе Кыргызстан. Царское правительство с настойчивостью отправляло в Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства дипломатические миссии с разведывательными целями. Оно было заинтересовано в торгово-экономических связах с ними, стремясь затем к их подчинению.
Кыргызстан и Россия были повязаны одним узлом с развертывающимися историческими процессами в Кокандском ханстве. Это была эпоха Курманжан датки. Для правильного ее освещения и деятельности датки в истории Ферганской долины и Кокандского ханства в диссертации излагаются сведения о кыргызах Алая и Южного Кыргызстана. Во второй половине XVIII в. весь Алай оказался во власти кокандских ханов, но его кочевое население практически подчинялось своим бекам. Крупные кыргызские феодалы играли заметную роль в политике правителей Коканда.
Государственное устройство Кокандского ханства носило яркий отпечаток порядков феодальной раздробленности. Это было типичное азиатское деспотическое государство. В Коканде были обычными жестокие казни и взятие аманатов - заложников из знатных фамилий. Кокандское господство явилось временем тяжких испытаний для кыргызского народа, оказавшегося под властью ханства.
Находясь под жестоким гнетом Кокандского ханства, в части административной системы, кыргызы сохранили старые формы управления, основанные на патриархально-феодальных отношениях, традициях и обычаях. Разобщенные кыргызские родо-племенные подразделения, расселявшиеся на территории современной Кыргызской Республики, отчасти Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Китая, не
имели единой централизованной государственности, а также общих политических и экономических основ для своей национальной консолидации. Но и в этих трудных условиях кыргызы, отстаивая свою свободу и независимость, вели упорную борьбу против кокандских ханов и посягательств китайских захватчиков, охраняя всегда свои земли и границы от внешних врагов.
К середине XIX в. Кыргызстан представлял собой не только экономический интерес, но и как стратегический плацдарм для колонизационного продвижения царизма в глубь Средней Азии. Здесь переплелись интересы трех крупных государств: Кокандского ханства, России и Цинского Китая. Ко второй половине XIX в. к ним подключилась Англия.
В такой сложной внешней и внутриполитической обстановке росла и мужала Курманжан. Она родилась в богатой семье кочевника-кыргыза, получила приличное домашнее образование, воспитывалась на традициях и обычаях кыргызского народа. На формирование ее как личности оказало большое влияние семейное и родовое воспитание, суровое время господства Кокандского ханства, а после выхода замуж за Алымбека датку - он и его окружение. Училась восточным правилам ведения переговоров, приему высоких гостей и дипломатическим беседам. После гибели мужа бразды правления Алаем перешли к Курманжан датке. На ее характер и поведение как правительницы наложили отпечаток международные отношения Средней Азии, противоборство Англии и России за влияние в среднеазиатских ханствах по проблемам Памиро - Алая. Она понимала, что колониальная политика Англии, России и Китая постоянно обостряла -межгосударственные отношения в регионе. В такой сложной и противоречивой ситуации Курманжан датха правила алайскими кыргызами в течении нескольких десятилетий без военных столкновений.
На середину 50-х и начало 60-х годов XIX в. приходится активное противоборство ханских и царских войск в Средней Азии. Под ударами последних падали одна за другой кокандские крепости, что произвело сильное впечатление на кыргызское население в целом, на алайских кыргызов во главе с Курманжан даткой, в частности. Уже в то время политическая и государственная фигура Курманжан датки привлекали внимание правящих кругов мусульманского Востока, царской России, российской и европейской прессы. Не только ее личные качества, но и активная поддержка датки алайскими кыргызами, воинственными, способными постоять за себя, создавали этот феномен. После завоевания Российской империей Кокандского ханства, включая Алай, Курманжан
датка учла изменившуюся политическую ситуацию и приняла верное решение о бесполезности дальнейшего кровопролития. Между Курманжан даткой и туркестанской краевой администрацией было достигнуто взаимопонимание, хотя противоречия и сохранялись. Несмотря на тяжкие удары судьбы и сложности политических взаимоотношений с Ташкентом, Курманжан датка проводила гибкую политику в отношениях с русскими генерал-губернаторами и их чиновниками в интересах южных кыргызов.
Во второй главе "Политическая деятельность Курманжан датки" рассматривается ее активное участие в политических событиях Кокандского ханства и царской России в Туркестанском крае. *
В результате ретроспективного анализа различных многочисленных источников, в общественно-политической и государственной деятельности Курманжан датки можно выделить следующие периоды:
I. ¡832-1841 гг., став женой Алымбека датки, Курманжан часто помогала мужу советами, вместе с ним принимала активное участие в политических событиях, происходящих в ханстве и на Алае. Во время долгих отсутствий Алымбека по делам в ханстве Алаем правила Курманжан. В свое время Алымбек исполнял обязанности бека Оша, хакима Андижана, а при хане Шахмураде - первого визира Кок?ндского ханства. Возле мужа она росла как политик и правитель.
II. 1842-1862 гг. - крупнейшие феодалы Алая Алммбек и Курманжан играли значительную роль в Коканде. В этот период Алымбек датка и Курманжан, наряду с другими влиятельными феодалами, принимают непосредственное участие в низложении и возведении на престол кокандских ханов в конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. Коканде. За заслуги з возведении на престол Малля бека, старшего брата Худояр хана,' Алымбек получил в управление Андижанский вилайет. Алы?,: бек и Курманжан вынашивали идею объединения южных и северных кыргызских племен в одном ханстве.
III. 1863-1876 гг. После гибели Алымбека датки Курманжан унаследовала его власть на Алае как родоправительница кыргызов, а также заменила Алымбека в феодальной иерархии Кокандского ханства, стала даткой (редчайший случай не только в истории ханства, но и на всем мусульманском Востоке). В то время ее управление кочевыми кыргызами представлялось исключительным явлением в истории соседних азиатских государств.
IV. 1876-1907 гг. Официально в туркестанском колониальном управлении датка не занимала административных должностей. Но через своих сыновей - волостных управителей, она оказывала свое
благотворное влияние на стабильную обстановку на Алае. Российская администрация и зарубежные государственные деятели выделяли многие присущие Курманжан положительные стороны ее характера. Она была удачливым дипломатом. Будь это бухарский эмир или кокандский хан, русский генерал или генерал-губернатор Туркестанского края - со всеми датка вела переговоры на равных и добивалась принятия такого разрешения острых вопросов, которое удовлетворяло обе стороны.
Курманжан своим чутким умом понимала, что Российская империя представляет намного более сильное государство, чем отсталое разваливающееся Кокандское ханство. Осознав бесполезность дальнейшего сопротивления царским войскам, она сделала выбор в пользу России и тем самым избежала большого кровопролития, сохранила мир в кыргызских кочевьях.
Вынужденная смириться с создавшимся положением, Курманжан поступила как дальновидный политик, чем и заслужила добрую память среди своих соплеменников и потомков.
В истории кыргызского народа датка выделяется как видный родоправитель, который заботился об интересах кочевников-кыргызов.
Третья глава -" Курманжан датка - Алайская царица" - посвящена разносторонней деятельности Курманжан в Алайской долине.
В исследуемый период Южный Кыргызстан населяли крупные племенные объединения кочевых кыргызов: адигине, мунгуш, ичкшшк и кыпчак. В Алайской долине в основном проживали племена адигине и мунгуш, в восточной части Ферганской долины - ичкилик и кыпчак. Алымбек датка - муж Курманжан происходил из рода баргы, племени адигине, а сама она по рождению принадлежала к племени мунгуш, из рода жапалак. Наряду с названными крупными родо-племенными объединениями в алайских кочевьях, обитал и ряд более мелких кочевых племен: азык, басыз, доолос, жедигер, мундуз, а также других, не игравших заметной роли в политической истории и экономической жизни Алая и соседних с ним территорий. Все эти большие и малые племена либо управлялись Курманжан даткой и ее сыновьями либо находились под ее влиянием и признавали ее авторитет как твердой мудрой правительницы.
Система управления кыргызским населением Алая основывалась на традиционных патриархально-феодальных отношениях. В основе управления лежало феодальное право, но оно было завуалировано "народным обычаем", многовековыми традициями. Как и в других кыргызских племенах, основная масса рядовых кочевников-алайцев была отстранена от управления обществом. Своей внутренней и внешней политикой, исходя из менявшихся ситуаций, Курманжан датка смогла
удерживать в подчинении южных кыргызов. Сперва бухарский эми{ Сайд Музаффар-Эддин, верно оценив ситуацию, вопреки мусульмански обычаям, присвоил Курманжан высокое звание датки, снабдив е< надлежащим ярлыком и одарив подарками. Затем Худояр ха* подтвердил ее в звании датки и праве полного распорядителя Алая одарив ее парчовым халатом со своего плеча. Курманжан датка со свое? свитой часто бывала на приемах у Худояр хана в Коканде. Впервые нг Востоке официальные встречи были устроены в честь женщины. Н; Алай ежегодно прибывали представительные посланцы из Кашгара Коканда, Бухары, и других государств с богатыми подарками Впоследствии и царское правительство также.признало Курманжан датк) правительницей Алая. Ее сыновья стали волостными управителями I Ошском уезде.
Главной отраслью хозяйства алайских кыргызов являлось кочевое скотоводство. Порядок ведения хозяйства был выработан многовековоГ практикой. В течение года алаец-скотовод со своим стадом перекочевывал по всем сезонным пастбищам, проделывая определенный круг-цикл кочевания. Каждый род, родовое подразделение, отдельные кочевники имели свои земельные участки, которые состояли из пастбищных и пахотных угодий, зимовок. Причем каждый из них охранял свои пастбища: недостаток в пастбищных угодьях иногда порождал усобицы между отдельными родами или их членами. Кочевали обычно целыми аилами или родами. Перекочевки всегда возглавляли родоправители.
Курманжан датка никогда не увлекалась городской жизнью: весну и лето, осень и зиму она проводила в войлочной юрте, кочуя по склонам Алайских гор, периодически занимая джайлоо Кок-Суу, Кызыл-Суу, Нура, Чон-Мурун, Ажыке и др. До последних дней жизни она свои дальние поездки проделывала всегда верхом на лошади. Юрта Курманжан отличалась богатым внешним и внутренним убранством. Датка была очень гостеприимной хозяйкой.
Все важные и спорные вопросы, касающимся хозяйственной жизни населения Алая, она вносила на обсуждение кенеша (совет) старейшин и аксакалов. Курманжан датка внимательно слушала выступления уважаемых аксакалов и сама высказывала разумные предложения, давала дельные советы. В конечном итоге все приходили к приемлемому решению.
Курманжан датка уделяла первостепенное внимание развитию кочевого хозяйства на Алае, а также народной медицине и образованию, поддерживала собственное медресе в Оше. Она придерживалась народных обычаев и традиций, религии ислама. Устраивала народные
игры и развлечения, была знатоком устного кыргызского фольклора. Без внимания ее не оставались сироты, малообеспеченные семьи, нетрудоспособные старики, бедняки и батраки. Всем она оказывала посильную помощь.
В период Кокандского восстания 1873-1876 гг. , возглавляемого Пулат ханом, симпатии Курманжан датки и ее семьи были на стороне восставших. Ее старший сын Абдылдабек был верным сподвижником Пулат хана. А когда туркестанская администрация во главе с генерал-губернатором К.П.Кауфманом явно начала нарушать ранее принятые договоренности, то Курманжан датка со своими сыновьями подняла алайских кочевников против царских войск. Они организовали вооруженные отряды и участвовали в боях с царскими карателями, но силы были неравными. После безуспешного сопротивления повстанцы пытались уйти за границу.
В период завоевания Алая царскими войсками в 1876 г. произошла встреча Курманжан датки с генералом М.Д.Скобелевым. А результатами их последовавших при этом переговоров были освобождение пленных кыргызов, амнистия восставшим, разрешение ее сыновьям возвратиться на родину и.т.д. После насильственного включения Южного Кыргызстана в состав Российской империи Курманжан датка продолжала фактически править алайскими кыргызами. Мир и спокойствие наступили в Алайской долине.
В четвертой главе - "Роль Курманжан датки в исторических судьбах а Южного Кыргызстана" раскрыт вклад Курманжан датки в сохранение единства и согласия среди кыргызов в период колониального управления Туркестаном Российской империей.
Значительны роль и место Курманжан датки в истории кыргызского народа. Она являлась видным общественно-политическим деятелем Кыргызстана второй половины XIX в. - начала XX в. В ряду известных в прошлом женщин Центральной Азии датка прославились своим умом и правлением. Она осталась в истории и народной памяти как выдающаяся женщина-кыргызка, как славная дочь Востока.
Ее отношение как к Кокандскому ханству, так и к Российской империи определялось интересами кыргызского общества. В то время вопрос стоял ребром: выжить кыргызам как этносу, или исчезнуть с лица земли в нескончаемых усобицах и кровавой схватке с иноземными захватчиками. Курманжан датка придерживалась мирного сосуществования с более сильными соседними государствами. И это был правильный выбор.
Курманжан датка - верная дочь кыргызского народа, жила его интересами, выступала последовательно и упорно за его свободу и
независимость. Ее имя неотделимо от истории южных кыргызов XIX -начала XX вв.
После завоевания царизмом Южного Кыргызстана в политической биографии Курманжан датки началась новая страница. Уже не будучи, как при Кокандском ханстве, официальным лицом, 'она фактически продолжала управлять кыргызами Алая. Датка сформировалась как ответственный общественно-политический деятель, она оставалась верной в своих обещаниях в отношении России при всех трагедиях 'личной судьбы или сложности в политических взаимоотношениях. Это диктовалось объективными и субъективными факторами того времени. Указом императора Александра II в апреле 1881 г. ей была назначена пожизненная государственная пенсия в 300 рублей. Царь, оказывая ей внимание, пожаловал датке дорогой перстень' с драгоценным камнем, подарил ей золотые дамские часы, осыпанными бриллиантами.
Все без исключения высшие представители власти Туркестанского генерал-губернаторства старались оказывать ей почести. Курманжан пережила восемь генерал-губернаторов, с ними со всеми она была знакома лично, поддерживала лояльные отношения и связи. Каждый из туркестанских генерал-губернаторов хотел видеть Курманжан датку в Ошском уезде - на Алае, оставляя ей какой-либо подарок на память.
Курманжан датка прожила долгую сложную жизнь, скончавшись в окружении многочисленных родных и родственников в возрасте 96 лет 1 Февраля 1907 г. в селении Мады, в двенадцати версгах от Ош. Ее похоронили в Сар-Мазаре. В последний путь алайскую родоправительницу провожали десятки тысяч кыргызов.
Б 1991 г. 14-18 августа общественность Кыргызской Республики отмечала 180 - летний юбилей Курманжан датки, легендарной правительницы Алая. Торжества, посвященные этой дате, состоялись в Оше и на Алае. Многочисленные ее потомки ныне живут и трудятся на Алае, г. Мады и Оше, в Бишкеке, а также в Ташкенте и Алматы. Два ее внука - Кадырбек Камчыбеков и Жамшитбек Карабеков - активные уча[стники в установлении и укреплении советской власти на юге Кыргызстана, Кадырбек Камчыбеков был награжден орденом боевого Красного Знамени. К сожалению, затем немало внуков Курманжан датки погибли в застенках НКВД. После 1953 г. все они были реабилитированы.
Праправнук Курманжан датки Муса Мырзапаязович Адышев стал крупным ученым-геологом. Институт геологии Национальной Академии наук Кыргызской Республики носит его имя. В 1978 г. он был избран Президентом Академии наук Кыргызской Республики.
На торжествах посвященных 180-летию Курманжан датки Президент Кыргызской Республики Аскар Акаев подчеркнул: "в азиатском континенте я знаю 3-х женшин-государственных деятелей, которые озаряют своими яркими лучами весь мир. Они Индира Ганди. Беназир Бхутто и Курманжан датка энебиз - которая царствовала еще раньше и правила в более суровой и беспощадной эпохе".
В заключении диссертации подведены общие итоги исследования.
Основное содержания диссертации отражено в следующих работах:
1. Урпак парзы. -Кыргызстан маданияты.-1991.-28 февраля.
2. Курманжан датка мусулман олколорундогу алгачкы коомдук мамлекеттик ишмер аял. Тезисы докладов научной конференции в Оше 19 апреля 1991г.-Ош,1991.
3. Курманжан датканын урпактары жана тарыхый прогресс. -Тезисы докладов всесоюзной научной конференции . Ош , 1991, август.
4. Эл тагдырын эш тутуп. -Кыргыз туусу. -1991.-15 сентября.
5. Курманжан датканын урпактары санжыра боюнча. Сборник книг. Курманжан датка. -Ош. 1991.
6. Курманжан датка: Эпоха. Личность. Деяния. Ош, 1996, (монография) - в печати
7. Курманжан датка - Царица Алая. Знакомство с личностью Курманжан датка русских школьников. / Русский язык и литература в школах Кыргызсгана.-Бишкек, 4,1996.
Аннотация
Курманжан датка: Доор. Писан. Ишмердуулук.
Т.О.Омурзакованын "Курманжан датка: Доор. Инса Ишмердуулук" аттуу кандидаттык диссертациясы XIX к. экинчи жарьп \ -XX кылымдын башындагы • кыргыз элинпн корунуктуу тарыхь | инсанына арналган. Ал кирлшуудон, 4 болу.мдон, корутундудан жа. ' пайдаланылган булактар мене адабияттардын тиз.песинен турат.
Киришуудо проблеманын илимий актуаодуулугу белгиленге изилдее объектиси, географиялык хронолош.члык чектери такталга жанылыгы жана практикалык мааниси ачылы;~, методологиялык неги аныкталган, ыаксаты жана милдеттери хойулуп, пайдаланылг; булактарга жана адабиятка мунездемо берилге-,.
"Курманжан датка жана анын доору' аттуу диссертациям биринчи болумундо - анын инсан катары кальштануу доору мунезделу емур жолу (1811-1907 жж.), тарыхый татаал тагдыры Борбордук Аз жана Россия империясынын тарыхы менен бирге каралып, ар тарапт изилденген.
Экинчи оелум "Курманжан датканын с.-ясли ишмердуулугу" д аталат. Бул оелумдоТуркестан крайындагы падышалык Россияш. жургузгон саялш аракеттерине жана Кокон хандыгындагы коомду мамлекеттик окуяларга Курманжан даткаьы» активдуу катышуу каралган. Датканын коомдук-саясий жана мамлекеттик ншмерду',лу биринчи жолу герт эгапка болунуп изилденген.
"Курманжан датка- "Алай ханышасы" атгуз учунчу белумде ал; кыргыздарын башкаруудагы датканкн чарбалык-мадаш турмушундагы кептурдуу ишмердуулугу изилденген.
Тертунч; белум "Курманжан датканын Туштук Кыргызстандь тарыхый тагд-.фындагы ролу" женунде жазьпган. Бул белумде падышалык Россиянын Туркестандагы башкаруу мезгилинде Курманжан датканын мекениндеги элдердин тынчтыгын, биримдип жана ынтымагын сактоого кошкон салымы ачылып керсетулген.
Корутундуда изилдоонун жалпы жыйынтыгы чыгарылган.
Annotation
Kurmanjan Datka: Epoch.Personslity.Benefactor.
T.O.Omurzakova's post-graduate paper "Kurmanjan Datka: Epoch. Personality. Benefactor" describes an outstanding historical person of the Kyrgyz People of XIX - beginning of XX centuries. It consists of introduction, four chapters, conclusion and bibliography.
In the Introduction the author outlines scientific importance of the problem, defines the goals of the research, geografical and chronological statement, sets purposes and tasks, reviwes historical events and its sourses, shows scientific and practical substantiation and significance of the work.
. The first chapter "Kurmanjan Datka and her Epoch" characterises the period when she was formed as a historical person; the-wfcole herlife.(1811-1907) related to the history of Central Asia and Russian Empire.
The second chapter "The political activity Kurmanjan Datka" conciders her active participation in the political events of the Kokand Khanate and Tzarist Russian in Turkestan region. For the first time the four periods of her public-political and state activity are shown previously.
The third chapter kalled is "Kurmanjan Datka - the Alay Queen" is devoted to her various activities in governing and economic-cultural life of the Alay Kyrgyz.
The forth chapter includes "The role of Kurmanjan Datka in historical destiny of the Southern Kyrgyzstan" and her contribution to keep unitye and peace among Kyrgyz people during the period of Russian Tzar colonial rule in Turkestan.
The conclusion contains the main results of resarch.
Подписано к печати 12.08.1996 Формат 60x84 1/16 Офсетная печать. Объем 1,0 п.л. Тираж 100 Заказ 19
Типография ПКО Калем г.Бишкек, ул.Советская 208