автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Кыргызская пейзажная лирика

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Дюшембиева, Айгул
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Кыргызская пейзажная лирика'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Кыргызская пейзажная лирика"

КАЗАКСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

ТЕ 0/1

| 7 ОПТ {дэд ,,а правах ру-писи

Д.14.01.22

ДЮШЕМБИЕВА АЙГУЛ КЫРГЫЗСКАЯ ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА

Специальность 10.01.02 — Современная национальная литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ал маты — 1994

Диссертация выполнена на кафедре история и теория национальных литератур Кыргызского государственного национального университета.

Научный руководитель: член-корреспондент HAH Кыргызской

Республики, дектор филологических наук, заслуженный деятель науки Кыргызской Республики А. С. САДЫКОВ.

Официальные оппоненты:

1. Доктор филологических наук, профессор Л. Нарымбетов.

2. Кандидат филологических наук, профессор С. О. Байгазиев.

Ведущая организация — Бишкекскг.й гуманитарный университет, кафедра кыргызской литературы.

Защита диссертации состоится * ¿у¿¿^r^u^Iг,

в j^ ^ часов на заседании специализированного Сбзета Д.14.01.22. по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук при Казакском государственном национальном университете имени Аль-Фарабн (480121, Алматы, ул. Аль-Фараби, 71).

С диссертацией можно ознакомиться а научной библиотеке Казанского государственного национального университета имени Аль-Фараби.

Автореферат разослан с £ / » -УИ Si Äw? 1994 г-

Ученый секретарь специализированного Совета доктор филологических наук, профессор

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

■"Человек живет природой. Это значит, что природа есть ого тело, о которим человек должен оставаться в ироцеосе ностсян-ного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека связана с природой означает ни что иное как то, что природа неразрывно связана оамо с' ообой, ибо Человек есть часть природа".х Эти слова Фридриха Энгельса свидетельствуют о неразрывной связи человека и природа. Природа - источник и составляющая часть жизни. О гармонии человека с природой можно говорить только вне связи о научно-техническом прогреосом, который привнес в эти отношения диссонанс. Достигнутип человеческим умом чудеса техники способствовали, как это ни парадоксально, разрушению природы, ее первозданного вида. Это закономерное диалектическое противоречие: с одной стороны, человечество не может-существовать без развития науки и техники, с другой - научно-технический прогресс угрожает самой 'жизни человека. В настоящее время-это противоречие переросло в проблему, предельно оотро стоящую пг'ред человечеством.

Слоетше взаимоотношение человека с природой находит свое отраженно и в науке, и в искусстве. Каждая из этих сфер ищет своими специфическими средствами пути преодоления этого неразрешимого диалектического противоречия. Именно этой проблеме посвятил свой роман "Русский лес" Л.Леонов, "Экологический роман" 0.Залыгин ("Новый мир", 1993, Л- 12). Кыргызский поэт С.Эралиев,

когда-то иолпспчп!пи! человеческий гений, оказавшийся способным ----

Л., Эпг'лье Соч.2-о изд.т.2 - ¡.¡.1950,с.505.

зацушгить ракету в космос о человеком на борту (поэг.ю "К звездам"), написал поэму, отражающую страшные события - катастрофу па Чернобыльской АЭС ("Кооир инсан"- "Надменный человек").

' В литературоведении напиоан целый ряд работхо взаимоотношении человека с природой, в которых данная проблема рассматривается с двоякоЛ позиции - экологической и эстетической, кон абсолютно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Для отраженной природа в искусстве ость термин "пейзаж". По точному определению русского писателя М.Пришивина, "пейзажем являетоя совокупность животных, растений, камней и всяких других составных частей природа, отнесенных к личности человека",х но пейзаж в художественном произведении -не только эстетический фон и средство раскрытия характера в художественном произведении; он имеет, помимо названного, социально-экономическое географическое значение. Например, из природного мира самым овященным для кыргызов являются горы, из животного - лошадь. О изменением общественно-политического строя меняется и пейзаж. Целесообразно в этом плане сравнить дореволюционные и послереволюционные.произведения искусства.

Пейзаж является сложной проблемой поэтики художественного произведения. Однако доследование его в кыргызском литературоведении находится в зачаточном состонии. Эту тему затрагивает только диссертация молодого ученого Н.Сыдшсова "Художественная функция пейзажа в повестях Ч.Айтматова". И именно в неразработанности этой темы заключается актуальность и новизна нашего исследования.

2. I. Бармии А. Своеобразие пейзажа в эпопео XX века,.

//Философские науки.-1970, № 4

2. Галанов Б. Кивопись оловом. - М.'.Советский писатель,1974-31о

3. Лось В.А. Человек и природа.Социал-философ.аспекты

эколог, проб, 1.Г.: Политиздат, 1979 - 224с.

4. Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторакой концепции (сборник научных трудов) М. :М01ГО,1984 - 13.3с

3. Пришвин П. ^МтвоВо£^да: Вологодское^кншкное

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

- Выявить эстетическое значенио и экологичеокие цели пейзажа в художественном произведении.

- Проследить эволюцию пейзажа от фольклора к акннокой поэзии, от нее - к профессиональной литературе.

- Показать художественную функцию пейзажа в киргизской советской поэзии в период ее зарождения и развития.

- Проанализировать киргизскую пейзажную советокую лирику, посвященную Нсснк-Кулю, Ала-Тоо, а также временам года.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основной объект данной научной работы - киргизская советская поэзия 20-80-х годов о учетом поэтического наследия фольклора и акьгашсой поэзии.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Данное исследование вносит определенный вклада практическое решение экологической проблемы в реопублшсе, а также в изучение сложной проблемы поэтики в киргизском литературоведении. По материала:) диссертации можно построить специальный курс и проводить спец.со'.'знарч.

ЛПГСБЛ1Ш РАБОТЫ.

Основные положения диссертации отражены в отатьях и тезисах, огту&яиконпнннх п паучник изданиях и на страницах периодической печати. Рвзультату^гсслодовония докладывались на научных конференциях молодых; ученых и профессорско-преподавательского состава КРУ.

Работа обсукдена и рекомендована к защите на кафедре "Истории п теории национальных литератур" Кыргызского государственного национального университета.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.

Работа состоит из введения, трех хтгав, заключения и библиографии.

СОДДОШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ВО ВВКДДШИ обосновывается актуальность 'теми диссертации, определяется ее новизна, формируются цель и задачи исследования, характеризуется теоретико-практическое значение работы.

ЯКРВАЯ ГЛАВА ~ "Пейзажная лирика в период зарождения и развития кыргызской советской литературы" - начинается с характеристики проблемы человека и природа в фольклоре и в творчестве на-родццх-певцов. л ' ' %

В фольклоре природа антропоморфна, т.е. она одухотворяется. Человек разговаривает с животными, как о человеком. Тому множество примеров. В эпосе "Эр тоштиж" конь главного героя Зр Тоштвжа Чалкуйрук говорит с ним на человеческом'языке, дает ему советы, благодаря которым батых> побеждает своих врагов.

В дровней кыргызской сказке "Кодаояай" содержится идея сохранения природы. Меткий стрелок Кодаокаш относится к горним козлам бережно и заботливо..Добывает их столько, сколько нужно для того, чтобы прокормить соплеменников. Постепенноо-ним происходит метаморфоза: он уничтожает их поголовно, что грозит полным исчезновением с лица земли потомков Сур очки. !3а ото его карает природа: он остается на выоокоИ скало, откуда мо.чно только сброапть'.-.я на землю - другого пути нет.

В акынской поэзии сохраняются традиции фольклора - ясно прослеживается тома сохранения и приумножения богатства природы, бережного отношения к ней. Почти все акыш обращгшюв к образу "т<: ■ кучен воды" (*аккан оуу"), чистота которой жизненно важна для человека.

• Тоголок Молдо в свое!! поэме "Земля и ее дети" пишет о взаимосвязи явлений природа; земля же выступает как глать - прародительница. Народные акыны много песен посвятили родной земле, ее богатству и крзеото.

Поело Октябрьской революции пкшш-гтисьмошшки продолжали .традиции своих предшественников, обогащая поэзию отражением в ной изменений, происходивших в жизни общества.

К.Тшшстанов - один из зачинателей киргизской советской литературы - л своем отихотворонии "Лла-Тоо" ооздает оцепу горького пропання после поражения в I9IG г. национально-освободительного восстания Лла-Тоо с народом-беженцем.

Л.Тогеомбзев, начинавший в то годы свой литературный путь, первые строки посвяшэот Лла-Тоо, гдо он пишет, что хозяином его "золотистой земли" должен быть вчерапний бедняк. Таким образом, Лла-Тоо символизирует Родину, отчий дом. Эта з?.о традиция продолжается и другими поэтами-профессионалами. Tait, Дж.Турус-беков в метафорическом плана сравнивает два облика Лла-Тоо. Прозде горы окружая "сзсык туман" ("гадкий туман"), шгас — картина иная:

Вот у Лла-Тоо новая вышивка:

¡loEHii дом, новый человек, новый труд.

(Здесь и далее подетр.перевод автора}

Вторым оимволико-метафорическим образом Родшш пооло Ала-Тоо стала Мооква. Под "овежим ветром" Дж.Турусбоков подразумевает протянутую дружескую- руку России к киргизам.

В 20-30 годи пейзаж часто связывался с новым свободным трудом. И тема труда в поэзии тех лет становитоя превалирующей: Я не пою ради красного золота, Я не пою ради корыстных побуждений, Я пою, чтобы благославпть труд. И закаляющийся в пламени труда народ,-

так пишет Дк.Боконбаев. И благодаря неустанному труду вчерашних бедняков построены завода ("Тот дом-завод"Дж.ТУРУс(5екова), Туркестанско-Сибирская железная дорога ("Луговое" А.Токомбаева) открыты рудники (поэмы "Кызыл-Кия", "Сулукту" Дк.Боконбаова). Так, происходило становление Кыргызской республики, менялся ее облик. С самого ее зарождения в кыргызской советской поэзии звучит тема Иосык-Куля. Она прочно утверждается в творчестве М.Элебаева, Дж.Турусбекова, А.Токомбаева, А.Осмонова и других.

В своем отихотворешш "Иссык-Куль", созданном в 1933г., М.Элебаев пишет: Исык-Келум Баягы эмео, Баягы эмео карасам... Ми11 езгеруш Курулуш,

Токоон турдуу кубулуш

Важный направлением в киргизской пейзажной лирике в те годи лп ляли с ь стихи, посвященные времена;.! года и родному краю. Эта т^ма характерна почти псом поэтам, особенно Дж.Бокон-баеву. Его по праву можно назвать певцом природ», тонким живописцем. Такие ого стихотворения, как "Летни!! день"; "Летний B04cpv служат образцом классического пейзажа. Здесь мы находим сочетание романтического описания о реалистической конкретностью. В перевод;; на русский язык они во многом теряют национальный ка-лорит, поэтому приводим полный текст произведений на языке оригинала.

Myэдак булак жклгадан Манаттай асман кнзарип,

Агыи турат шылдырап. Магднрап барат айланам.

Кыя жоддон каткыргая Чачырайт кебук бетшэ

Колдей толкуп кек шибер

Кыз кулкусу угулат.

Чамыннп аккан дайрадая. Мунайнм тартып угулат Булбулдун уну сайрагаи.

Моокумувду каядырат. Асмал тироп сары аока Карал турат жалдырал

Жплбыздын жытн буруксуп, Нанина жыпар чачкандай, Торгойлор тннбай шадшышат Токтогул куусун тарткалдай. Кызыгат гулгв кепелек Кыз М9Н8Н жигит жаткандай. Ургулеп тоолор баратат.

буруксуп, 1чкандай,

Улуу тоодон угулгая Ышкирыгн улардыи. Коз тойбогон сулуулук Коруп туруп кубандым.

Ушуедай жердэ тервлген

Уйкуга батьга алснрап, Карагай башня керууден Карарган куугум жашнрат. ТоктоП тур, курбум, токтой тур, Чолпон да чыгар чачырап.

/"Квйднн rtrp куну"/

/"Зайдн'я кечи"/

в'.

В цервой стихотворении передается нови!) пейзаж. В чем это выражается? В одной важной детали - смехе девушки, идущей ко горной тропе. Дгт оравнания обратимая к образу известной Лк-Ывер, которую хан Джантай ташке увол через хлорное ущелье; тогда она о плачам прошла эти места. Антитеза - плачь и смех. В другом тексте передается красота родной природа в прекрасный летний вечер.

Говоря о творческих достижениях кыргызских поэтов в период зарождения и развития кыргызской ооветской литературы (20-40г.), мы не можом не упомянуть о некоторых, сопутствующих этому этапу , недостатка, в частности риторике и декларативности, которые имели место в творчестве почти всех поэтов, трудившихся и таоривших в те года. В диссертация приводится целый ряд примеров, подтверждающих это наблюдение. •

Таким образом, ¡шрыгзокая поэзия в целом и пейзажная лирика б частности на пути становления и развития, при наличии "болезней рооти", имела масоу примеров, достойных похвали. . . ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ - "ИССЫК-КУЛЬ" - наследуется тема Шик-Куля в киргизокой лирике (кыргызская лирика 50-80г.). Глава построена фрагментарно с учотом тематических направлений в творчестве исследуемых поэтов, т.е. выдолвдэтся самые значительные поэты, пишущие на тему Ысык-К^ля содержательно, неповторимо. В диссертации вначале даотся историко-этнографиеческие сведения об Псык-Куле, а затем следует конкретный поэтический анализ.

А.Осмонов - классик кыргызской поэзии; его жизнь оборвалась в 1950г. Творческое наоледие поэта относим ¡с 50-ым годам иескокъко условно, ибо он создавал бессмертные свои творения,начиная со второЗ половины 40-х хчэдов. По причине овоей тяжкой болезни он часто находился на Нсш;-Куло, и посвятил ому более

пятнадцати стихотворений. Что общего и особенного в пейзажной лирике А.Осмонова об Исык-Куле? Общее то., что оя всегда свое лиричоокое "я" связывает о современной жизнью - обеспеченной и счастливой. Особенное же в том, что он кавдый рае, в каждом новом стихотворении вносит что-то повое в изображение Исык-Куля. Например, Иссык-Куль сравнивается то с застенчивой де -вушкой /когда озеро спокойно/, то со скакуном, пробежавшим длинный путь, то с переполненной кумысом чашей /когда озеро волнуется/. Сравнения в высшей степени национально колоритны и переводчику очень сложно передать их на руоском языке.

Шоокумга шары жылтылдап, Кубалган бала кезденуп. Толкуну жок мелтиреп, Сут эмген бала кезденуп.

В этом отрывке Ысык-Куль сравнивается с ребенком в' двух его состояниях: когда он радуется и когда сосет грудь матери.

Ысык-Куль, как живой человек, радуетоя, когда хорошо его народу; печалится, когда на плечи народа наваливается тяжелый груз, или его постигает несчастье. После войны многие солдаты по вернулись домой.; Среди встречающих своих родных и Шщбай-ата из поэмы "Дтэпшбок", у которого единственный сын пал смертью храбрых под БараавоЗ. Отец но зпеот этого и кавдый раз едет' на пристань, чтобы встретить Дкеяипбека. И тогда Ысык-Куль, храня эту тайну, глубоко вздыхает:'

Псык-Кел Ата яурттун кучуп сннап, бзунчв ойде-темвн журуш кылат. Жучу ошол куйбой тургая суу болео да, Кек тутуя, ала буурул яалын чыгаг.

Таким образом, судьба народа это и судьба Ыснк-Куля, Поэт к.чк будто сросся с Ысык-Кулэм. Без этого великого овера он не был бы таким, какой он есть. Здесь уместны следущиэ от-.

роки:

Кергум колет, керх'ум колет миц ирет, Айткым галет "суйем келум, суйем" доп. Эле стаде кел жатпаса шарпылдап, Ырларымда аада к«йсыл касиат.

Я 6 весно смотрел, вдохновения поля, Как в люльке колышет оно небосклон. Чтоб стоили,рифлы и строки мои Без плеска озерных задумчивых волн.

/Иер.И.Волобуевой/.

Несколько стихотворений А.Оомонов посвятил временам года на Ысык-Куле, где он находит своеобразные краски соответственно временам года. Но зимой на Ысык-Куле, по словам автора, также тепло, ибо на его берегу живет народ зажиточно и весело. Летом в деревнях кипит труд: тут и сенокос, и жатва, у животноводов и чабанов - свои заботы. Часть пейзажной лирики А.Осмонова посвящена городу Фрунзе, где он вырос и учился. Сравнивая прошлое и настоящее родного города, он"восхищается его красотой. В создании цветущего города-сада немалую роль сыграл русский народ, который заложил его первый камень, а затем сделал его индустриальным.

Армянский писатель Амо Сагиян говорил о пейзажной лирике так: "Это песни в красках природы". И пейзаж А.Осмонова красив, как сама природа. Он задушевен, поэтичен и социально значим; о человеческой жизнью - гармоничен и взаимопроникаем.

Много оригинального в пейзажную лирику об Ысык-Куле внес поэт Т.Байзаков, недавно ушедший из жизни. Его поэзия метафорична, богата поэтическими находками.

Тигил тоолор кумуш чачын таранат, Таранат да кел кузгуге каранат. /Горы расчесывают свои седые волосы и смотрит на себя в озеро-зеркале/

Кеодануно толгон жыдцыз тагынып: Кол уктады как жууркан жамынып. /Украшая себя многочисленными звезда;.!!!, озеро спит, накрываясь зеленим одеялом/.

Смысл первого текста-метафоры Озеро окружено высокими горами, где и летом белеет снег /это -"седой волос"/, среди этих гор озеро - как зеркало. Во втором тексте изображено ночное озеро, отражавшее в себе звезды и небо, которое в свою очередь отражает зеленый цвет покрова гор.

Таких примеров много. Одухотворенное поэтом озеро обращается к человеку со словами:

Утром я силу даю слабим, Утром я кровь даю малокровным, Утром я жизнь дарю предсмертным.

Здесь, хоть и несколько публицистично /декларативно/, раскрываются оздоровительное свойство кыргызского моря. Озеро дарит людям здоровье, а поэтам - вдохновение. Как образно говорил А.Ос-монов, Т.БаЙзаков каждый раз, выходя на берег озера, находит "четыре строчки песни".

Кезумцу ачтым. Tan шооласнн чачыптнр,

Уйкумду уурдап тун тымызын качыптыр.

/Раскрыл глава. Настал рассвет.

Ночь исчезла тихонько,украв мой сон/. Н обиходе ми говори/л "уИкум каныпгыр" /"проснулся"/,в поэтической фигуре Т.Баизакова - "ночь украла его сон". Это яркий пример того, как образные поиски его в большинстве случаев достигают своей цели.

Толкун.пу толкун каычнлап,

Турмокко гуриек жанчылат.

Тшшмонз чапчнИт асканы,

Тппггч|\дп очу барчылап.

Айнзктей быт-чыт сынбастая, Атнлат толкун тынбастан. Алкымын К8ЛГ0 ептуруп, Ала-Тоо уктайт жылбастан.

Эти отроки, также богаты образными выражениями: волна волну гонит, как всадник гонит плетью своего коня; она ударяется о скалы, но не ломается, как стекло; только гора спокойно опит, встречая "неустанный поцелуй озера".

В представлении паата гора иногда играет роль джигита, а волна - девушка. Волна каждый раз устремляетоя к горе, как соскучившаяся невеота.

Т.Байзаков - поэт о оообой чувствительностью и зоркостью. Он в каздом движении волны находит поэтические строки. В-сильной 'штормовой волне Т.Байзаков видит манасчп Каралаева, вдохновенно исполняющего чудеоный snoo. Жизнь волны есть движение, иначе -она умирает - так образно представляет поэт волну Ысык-Куля.

Крупный поэт современности С.Эралиев такаэ восхищается волной Ысык-Куля, он хочет превратится в волну, хотя .бы.а ее часть.

Сохранение Ысык-Куля - забота общенародная, в том число к поэтов. Уровень озера, когда яа его берегах побывал Чокон Валиха-нов, был намного выше. Очертания берегов Ысык-Куля меняются. Вот еще одна образная деталь: волна до утра "сражается" с бэрогогл, и на заре озеро лежит, как великая /две/, еле дала, как пораженный.

В своем стихотворении "Что есть яа Исак-Дуле" С.Эралкэв отвечает: на Ысык-Куле есть белые лебеди, еще - солнце; подобно белым лебедям, т.его берег прплетшот с разных концов девушки, поэтому у меня есть оаобоя тяга к озору. Поэт лотнзэ озеро сравнивает о знаменитым "Эрмитажем", фоговыст.-изкой под открыты:.*, нэбск.

С.Эралиав немало прекрасных строк посвятил и Сон-Кулю, дополнив и расширив рассматриваемую тематику.

В поэзии С.Эралиева органически оплавлены традиции фольклора с традициями рэалистичеокой литературы. Мы убвдилноь, как он удачно находит поэтические краски и детали. Теперь хотим привести два примера использования им народно-поэтических изобразительных средств. Луна часто встречается в фольклора как символ красоты. Посмотрим, как она выглядит в новом контакта.

Сырларда козгоп каДцага Карасак танга аз калып, Чарчаган белей ай дата Аоканын мизин хаздалып, Ургулоп калган наздаяып.

/До самого утра мы гуляли, А усталая луна Приклоняется к вершинам гор Кокетливо в дремота./

Здесь найдена интересная поэтическая параллель: ночь; влюбленная пара, и гармонирующая их чувству природа /Луна так па, ках девушка к любимому даигиту, приклоняет голову к скале/.

В другом стихотворении дана яркая одухотворенная картина весны:

Жоодурал карап кун бери Орушке барат кой мнна. Торгойдун таттуу ундеру Тегулуп кирет койнуна. А бсолдар ойноп журушет, Асылып жазднн мойнуна.

Взошло солнце, озарив весь мир светом, все дявое пришло в двизоние. Птицы поют свои нескончаемые песни, отары двинулись в\ горн, дети играют "п объятиях восны".

и.

Приведем еще один пример к реалистическому изображению Ысык-Куля. Стихотворение называется "Необузданный табун-озеро", в нем в метафорическом плане шторм на Ысык-Куле ставится в параллель с необузданным табуном. Ассоциация, конечно, близкая кыргызам и другим тюркски;.; народам, трудно воспринимаемая европейцами.

В поэзии А.Токомбаева - одного из аксакалов кыргызской литературы - Ысык-Кел предстает и в романтическом, и в реалис -тическом ореала. Например, стихотворение "Ысык-Куль" близко к народно-поэтическим потокам:

Я корень свой, будь я ростком, В тебе поил бы Ысык-Куль. Будь я рыбацким челноком, Я переплыл бы Ысык-Куль...

/Пер.Ы.Тарловс кого/ А в стихотворении "Ысык-Куль в лунную ночь" применяются такие фольклорные символы, как "Труд-отец", "Земля-мать".

Ныне здравствующий народный поэт А.Токтомушев находит ещо одну оригинальную деталь в изображении Ысык-Куля: озеро окружено сплошными горами, чтобы чужой злой глаз не увидел ого.

Замечательные строки об Ысык-Куле мы находим у поэтов М.Нан-газиева , Н.Байтеглирова, К.Садыкова, С.Дусуева, О.Султанова, Ж.Мамытова и многих других, но это но значит, что тема Ысык-Куля исчерпана, Она нескончаема, как сама ширь и глубина голубого моря. Данная тема ждет своих новых певцов не только кыргызов, но и представителей других народов.

£ 2Р£Г1>ЕД ГЛАВЕ._посвящ9Н1го;1 тома Ала-Тоо и вроменам года, подвергается анализу пейзажная лирика 60 - 80 годов.

Тема Ала-Тоо занимает в кыргызской поэзии большое и почетное место, ибо она символизирует Родину и Отчий дом. Ала-Тоо

воспевался с древних времен и в фольклоре, и в акынской поэзии, которая получила свое дальнейшее развитие в письменной профессиональной литературе. В эпосе "Манас" есть эпизод "кочевка киргизов о Алтая на Ала-Тоо". В малом жанре фЬльклора имеются многочисленные песни с названиями "Ала-Тоо", "Карме-тоо", "ЭйКин-тоо", акыны-письменники дали подобные названия своим сборникам: "Горы и горцы" /Б.Сарногоева/, "Горы" /С.Эралиева/, "Серце мое в горах'' /К.Нусупова/. Но не фетишизация ли это? По этому поводу существовали различные мнения. Это следует понимать следующим образом: что у каждого народа есть свои святыни, но преклонение и воспевание их не должно превращаться в сухую декларацию, в лозунг.

Эченди баштан еткеруп, Эсепсиз жашка баргая тоо. Баарцбыз учуй кымбат тоо, Манастын изи калган тоо,

Так сможет сказать каждый. Поэт же призван создавать неповторимый образ Ала-Тоо, вызывая чувство восщихения у читателей. Таких примеров множество. Так А.Токомбаев гору считает "душой земли". В чем смысл этого сравнения? Она /гора/ - неисчерпаема также, как жизнь человека.

С.Эралиев восхищается неизмеримой высотой горы во многом

схожей с достойными чертами характера кыргызского народа: его

мужеством, гостеприимностью.и доброжелательностью.

Алтын каткан сандыктай, Ала-Тоо кандай жакшына. Ай менен кундей тушкендвй, Асидцан асыл буткондей, Ак пейил 1сыргыз баркына.

По образному восприятию С.Эралиева, гора как золотой "клад, она как-будто "рождена из самого солнца и луны". Такое романти-гичоскоо изобрпжонно природы присуще многим кыргызским поэтам.

Романтическое восхищение горами наиболее ярко выражено у Мидияа Ллыбаева:

Ырым менйн сепия демин эмеспи, Шыктанамый минип кыял кемесин. Караанывдан кагылайын Ала-Тоо, Кз.шш жаткан кандай укмуш немеешь Качая журек кагышннан калгаяда Бир тартылап етуп кетер 8лесин1 Бир тартылып етуп кетер элесин!

Лирический герой поэта готов унести в вечность образ родного

Ала-Тоо.

Почти каждый поэт имеет цикл отихов, посвященный отчему дому, родным местам, где родился и вырос, Содержание таких стихотворений близко, хотя мысли выражаются различными художественными орвдотвами.

Жеримдин суусу дары, таштары алтнн, Жыргалда, эркиядикте жашайт калкым. Таалайга тандап туруп жаралгансып, Тянь-Шань кышта жылуу, жа!1да салкын

Такио чувотва присущи каждому поэту, ибо большая Родина начинается о малой, как говорил Айтматов, с родного очага. Стихотворения, о подобным содержанием многочисленны и требуют самостоятельного исследования.

Обратимся к пейзажной лирике, посвященной временам года. Наиболее характерны!.! для этого направления, на наш взгляд, яв-ляетоя стихотворение А.Токомбаева "Кузгу Чуй" /"Осенний Чуй"/, где он дает живописную картину хлеборобного Чуя:

Иногда волна пробегает вперод Вдоль густой пшеничной гряди золотой: То под ветром вздрогнет, то снова замрот Каждый колос, полнит." зерном налитой.

/Пэр. А.Штвйнборга/

Много стихотворений посвятил временам года С.Эралиев. Особую любовь он питает к летним горам. Возьмем два примера: "Ночь на джайлоо", "Вочер в горах". В последнем стихотворении ярко и поэтично передается красота летнего вечера в гармонии с настроением молодых. Наступает вечер. Отпущен табун. Вокруг тишина. Над юртами клубится дымок.

Табунщика юная дочка с ведром побежала к реке, вернулась ... Лукаво склонилась к джене .... Что-то шепчет впотьмах... и смех раскотился в горах, и эхо в горах раскатилось.

Видимо, девушка сообщила даеяэ о чем-то радостном, может быть

о том, что на рачке она встретила юного джигита.

В другом стихотворении содержание этой мысли несколько расшифровывается: Ночь на джайлоо. Все спят.

А над горами звездопад, На краю земли - зарница... Лай псов... дыханье жеребят... Чабанской дочери не спится. Но чуток слух у чабанов, "Чо-ой" - кружится, не смолкая, пугая хищников-волков, джигита предостерегая.

/Пер. С.Куняава/. Найдена важная поэтическая деталь, посредством которой раскры -вается контрастное восприятие чабана и его дочери. Девушке на спится в ожидании джигита, а старик, предчувствуя что-то нелад-поа в лаа собак, периодически покршшнает_"Чо-ой"I

В иные голы С.Эралиев большую часть времени проводил в горах «месте с отцом-табуншикои. И ему по дуие писать о горных речках, горах, о летнем вечере и ночи, о людях занятых чабанский трудом. И это любооь, как утпероцлает поэт, ясв болев

и более усиливается.

блгенчэ бутпейт бул ышкы, Кучесе кучеп бошобой.

Истинные лирики и есть истинные пейзажисты, ибо природа сама ровдает поэтов-лириков.Т.Байзакова, как и Эралиева, можно считать певцом природы. Пейзажная лирика Т.Байзакова отличается сочностью и музыкальностью. "Горное утро", "Горный вечер", "Горная речка" - такие названия носят стихи из его цикла, посвященного этой тематике. В каждом стихе обнаруживается неповторимая поэтическая деталь.

Он сумел найти множество оригинальных поэтических сравнений и метафор. Например: когда наступает весна, "родник, просыпаясь из под снега, очищает свои глаза от льда", и зима остается" без кочевого места, побежденная наступлением цветов".

Поэт Ж.Садыков пишет: когда приходит зима, текучая вода, покрытая лвдом, "бьется, как сердце". Или же возьмем другой образ:

Чагылган шилтеп кылычын, Булуттар жара тилинип, Жайдоодо жашыл чокулар Жамшрга жатты киринип.

В сознании человека существует устойчивая параллель - "весна п

девушка" т.е. весна воспринимается как молодость это находит

отражение и в поэзии:

йазгы убак чпркин, жазгы убак., Жааса да жамгыр шатнрап, 2аш жигит кундой нур чачып, Кулуцкез кызга апшгат.

Произведения о временах года есть почти у каздого поэта. Эта -

огромная тема. Мы лппь слегка коснулись оо в связи с анализом

произведений об Лла-Тоо.

Концентрируя мысль главы, должны подчеркнуть, что в изображении гор, а также времен года имеется два подхода. Один имеет овоей целью прямое, реалистическое или романтическое отражение природа, другой - через пейзаж раскрывает социально-философский смысл Но в первом случае поэты, на свободны от второй позиции, так как поэт, давая образ объективного мира, тем самым создает возможность его познания. В этом заключается социальный смысл. Явления природы, пропущенные через мировосприятие художника и отраженные в его произведении доставляют читателю эстетичеокое наслаждение.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ делается акцент на то, что с наступлением экологического кризиса перед художниками и учеными встали новые и большие задачи. Они должны своим трудом помочь в решении сложной проблемы современности.

В своей работе мы лишь очертили круг вопросов, касающихся кыргызской пейзажной лирики. Думаем, что эта тема и в дальнейшем будет привлекать внимание литературоведов.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Тема Ысык-Куля в поэзии А.Осмонова.Материалы УШ межреспубликанской научной конференции молодых ученых - Фрунзе: Илим, 1986, 0,3 п.л.

2. Иссык-Куль в лирике Алнкула. Жаш Ленинчк, 1990 № 5 0,5 п.л.

3. Пейзажная лирика А.Осмонова // Материалы научно-практической конференции,/.Осмонов и современная киргизская поэзия"

- Фрунзе , КГУ, 1990 0,2 п.л.

4. Пейзажная лирика А.Токомбаева // Материалы научной конференции, посвященной 90-летию А.Токомбаева/ Бишкек, КГНУ,19Э* 0,2 п.л. /находится в печати/.

Еул эигокте 1924-19в5-жылдмррын аралыгындагы пейзаждык лирик* талдоого алынат.Диссартацилда пейзаждык лирик« экологиядык

жана эстетик*лык планда каралып, мында Ыаык-Кэл жана Ала-Тоо

темасындагы ырларга кенен талдоо берилет.

The lirical lsndaoapo of 1924-1985 has been analysed here. This problem is cloacly connected with the problems of ecology and ethstic.

The theme of beauty of Ala-Too and Issyk-Kyl has been widely analyned here.