автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Лечебное воздействие музыки: история, применение, перспектива

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Юргутите, Антанина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Вильнюс
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Лечебное воздействие музыки: история, применение, перспектива'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лечебное воздействие музыки: история, применение, перспектива"

ЛИТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

На правах рукописи

ЮРГУТИТЕ Антанина Александровна

УДК 781.1:616.891:615.851

ЛЕЧЕБНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ: ИСТОРИЯ, ПРИМЕНЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВА

17.00.02 - Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

ВИЛЬНЮС-1990

Работа выполнена ка кафедре истории 1?узнки Литовской консерватории х в Научно-исследовательской лаборатории курортологии Литовского республиканского совета по управлению курортами профсоюзов

Научный руководитель - доктор искусствоведения,

профессор Ю.К.ГАУДРИМАС

Консультант - кандидат медицинских Еаук

Б.А.Ш5Ж&

О^шщадьные оппоненты - доктор искусствоведения,

профессор Г.С.ШЕШКО

- доктор медицинских наук, профессор Ю.Ю.АНДРШКЯШЧЕНЕ

Ведуиаа организация - Московский ордена Трудового Красног

Знамени государственный институт культура

Звдата состоится "_"_ 1990 г. в 14 часов на

заседании Регионального' специализированного совета К 092.12.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения в Литое ской консерватории (232600, Литовская республика, Вильнюс, проспект Гядикино, 42)..

С диссертацией ыскно ознакомиться в библиотеке Литовской консерватории.

Автореферат разослан "_"_ 1990 г.

Ученый секретарь

Регионального спацЕалезгоаванного совета кандидат искусствоведения, и.о. проф.

Й.Й.ЕРУБЕЕИС

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Д11ССЕРТАЦ!ГЛ

Среди исследования процессов многостороннего воздействия ыузшет значительное место зогсслаот ее ло-чобнял направленность на организм человека. Это связало с тем, что з настсяшо эреш постотало узалЕчлваотся заболеваемость ?.рпахполал.ьгп.'2л: расстройствизд центральной нервней системы ж неврозами, которые вяолво справедливо пмонуктся болезнями цйзгэекз?*-дин. Процесс лечебного применения г.тузшса, маетно »оздбйегяугшй на механизмы центральной нервной системы, глсаэт приостановить развцтзо указанных заболеваний. Это составляет одну зз задач цу-зккотерапки как современной формн психотерапии.

О целлтолшпе свойствах музыки было известно издревле, ео вспользсвалз для леченая сети разнообразных болезней. В кааа дкз музыкотерапЕЯ широко применяется в Западной Европе, Мюртсв, а такка в странах Востока. Б СССР музыку кс'пользуа. отдельные учо-'ннэ (Полякова В.Б., 1968; Вруспловсюй I.C., 1973 п др.). В созданной И.Могввдсаячйм теория моторно-висдерзльпсй регудящта му-зыкотералня занимает большее место как метод, при пемозд которого создастся так называемое охршкгтелькое везбуздрдаш, т.е. доминанта возбуждения, являющаяся одним ез основных Факторов в физиологических тгршзмах выздоровления.

Пздь, тт здггачя ясслелованпя. Основная цзль работа - изучение гс?ор7Л8с::ого аспекта лечебного влияния музыки, представление цзннюс для объяснения механизма музыкотерапевтпческого воздействия, а тагам конкретного подтверзденпя его аффективно зтк, янэ-гоенио ьуэнкотерашга в санаторно-курортные учреждении (саш тории 1 дома отдыха) республика. Исхода из этой-цели, поставлены зле-щадае задачи: характеристика исторического развития гримэгенвл

музыки для лечебных целей; показ лечебного воздействия музыки; раскрытие конкретных механизмов действия отдельных со когяюноц-тов; гзлокешэ ^азиолопи^^кшс, медицинские, пспхалогач&сккх г. естетическкх сторон ее блеяния, которые в основном и формируют лечебные функции музыки; проведеоте 1агаыг.:о-8хснохш.данталх>аых доследований, доказываниях палссттелышй ьУ&я.'г ох зс;д«,?сл.т.ш музыки на динамику поихсяохяческих и кеЁро5йзашюгьчс.'С1с»а аока-сателей эмоционального возбуздения'п качества деятельности организма у больных астенЕческам неврозом п фукщяоцалъпимй: расстройствами центральной нервной свстоиа. .

Объект исслолозанщ. Объектом доследований является лечебное воздействие цузыки на организм человека, его историческое развитие к анализ механизмов действия.

Натчкая новизна. На основании изучения литературных данных н их оценки показало больное? внимание к лечебному влиянию музыки во'все исторические периоды цивилизации, продотавлеш различные гипотезы объяснения ео лечебного влияния, которое воплощался в теорию аффектов, раскрыто ввдалеш:е кузыкотерашк в отделькуи область науки, изучены некоторые юшнико-психологкческне и нейрофизиологические аспекты ее действия.

Практическая значимость. Показана терапевтическая эффективность применения музыки во время комплексного санаторно-курортного лечения бальных астеническим неврозом и фунхезенальншо! расстройствами центральной нервной системы, разработана иетодака применения музыкотералик, которая внедрена в курорткуь практику республики.

Апробация таботн. Материалы диссертации изложены на Республиканском симпозиуме "Перспективные направления и катоды комплексной курортотерасгаи" (Вильнюс-Паланга, 1980), республиканско?.

научно-практотеской кек^-.-оенши "Вопросы курортологии к физиотерапии" (Вильнюс-Паланга, IS83), Межреспубликанском симпозиуме "Перспективные метода исследования з:лоций и ех примените в курортной практика" (Вшшшс-Пзлалга, 1984), Республиканской научно-практической конференции "Оптимизация методов куроргаей профилактики к лечения", посвященной 200-лотной годовщино со дня роздешгл Т.ГЪотуса (Зиакою-Лшсекай, 1985), Республиканской на-учао-птттичесхой конференции, посвященной Г-Ю-летию основания курорта Елрщтонас (Бзиьнкс-Еирштонас, I9S6), Всесоюзной научно-теоретической конференции "Теоретические прсблемы современного худоазегоеююго творчества" (Тбилиси, 1983), йегреспубликанскоЁ юколе-семинаре "Речь п гаоцзх" (Вкльюэс-Каунас-Еарштонас, 1987), Республиканской научно-то еретической конференции, посвященней 150-лвтшо основания курорта Друскгапшкай (1&язшм-Друс1иппшкай, 1387), Республиканском научцо-пракгкческсм сешшаре " Зстототэра-пия z сансгензз" (ГЕЛышз-Еирвтонас, 1988), Республиканской научно-практической коафзренции к ХОО-лотяп курорта Лакенай (Виль-нэс-1икенай, ISS0), Республиканском семлнаре "Эффективные методы улучшения услсзка труда" (Вильнюс, 1990). Фрагменты диссертации экспонированы на перодвпаней аыставке "Паи курс - здоровый быт" ВДНХ СССР (павильон ВЦСПС "Труд к отдше") - Вильнюс, 1986 (Ози-детельстао участника ВДНХ СССР 1987 г. 8 040). По теме диссертации опу&таковаяо 12 статей в ауряолах 2 сборнгнах всесоюзных к республиканских научно-практических даяфрэнай, скяюзиушв и семинаров. Диссертация оо'суядска на расаиреннсм заседании кафедры истории музикк ДйТсь..коЙ консерватория.

Г-^ДШаЦ^ Результат он... По результата!,! данной

работы подготовлены и утаорздеиА БРИЗом Научнс-иеследоаательской шСс^якещи курортологии Ляговсксго роспуйлшсанского совета по

управлению курортами профсоюзов три рационализаторских предложения (Рац. предложения К 53 от 6 апреля 1981 г., № 216 от 14 февраля 1990 г., й 217 от 14 февраля 1990 г.), подготовлены и изданы четыре выпуска методических рекомендаций. Методика музыкоте-рашш внедрена в санаторип-профалактории студентов Вильнюсского университета, Республиканском Друскининкайском центре лечебной физической культуры и амбулатор эго лечения, базовом санатории "Драугисте", санатории "Нямуиас" курорта Друскшшнкай, санатории "Спальс" (ныне Объединение санаторно-курортных учреждений) курорта Бирштонас, санатории "Ликенай" Литовского республиканского совета по управлению курортами профсоюзов.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выеодов и указателя цитированной литературы. Диссертация изложена на 170 с. машиноплсного текста, содержит 12 таблиц и приложение. Библиографический указатель вкго-чает 360 работ.

КРАТКОЕ С0ДЕР2ШЕ ДИССЕРТАЦИЙ

Бо введении обоснована актуальность проблемы, определены цель и задачи исследования, отмечены научная новизна и практическая значимость, апробация работы и реализация результатов исследования.

Легшая глава посвящена историческому развитию лечебного воздействия музыки на организм человека. Уже в начале возникновения цивилизации было замечено, что музыка действует на физиологические функции организма, обладает волшебной силой, кугирая восстанавливает хорошее настроение и самочувствие, уменьшав!' болезненные ощущения, придает организму энергию и бодрость.

Наряду с этим на Дре^ем Востоке было известно эффективное влияние активного музицирования, а такие сочетанное применение музыки с соответствующими движениями, которые, по данным школы М.МОгендовича (Могепдсвэт М.Р., 1955), потенцируют фззиологиче-ское и саногенетическое влияние музыки на различные функциональные системы, улучшают моторно-висцеральнуэ регуляцию организма, ооздаот в кора больших полушарий головного мозга таге называемую доминанту выздоровления. Разумеется, указанию факты - продута исследований наших времен, а в древности результаты, возникающие под действием музыка, объяснялись мистическими легендами. Том нэ мрнеэ, уха в 11-713 вв. до н.э. древнекитайский мыслитель Конфуций составил "Книгу песен", которая по существу является богатейшим наследием я свидетельством довольно высокого уровня развития человеческой мысли, касающейся воздействия музыки на организм человека (Шестаков В.П., 1957). Наибольшее внимание в те времена обращалось на свойства музыки, которые способствовали религиозной настроенности," созданию возвышенного настроения, помогающего укреплетпга власти, а также развития морали,, достижению социальной гармонии в общественной лизни. Это обстоятельство жмет значение и в наш дни, когда в силу различных причин большинство людей подвержено социальной апатии.

Первые попытки отказа от мифического истолкования влияния :лузвкз на организм человека встречаются ?яюго поззо, а именно ¡Г®е в I в. до н.э. Так, в трактате Таталаннпра" находится уже приближенное к физиологическому объяснение воздействия музыки (Шестаков Б.П., 1967). й Дрезней Индии существовали "медицинские" тесни, цель которых весь-ла современна, т.к. они использовались да укрэплегшя связи мэяду целителем и больным, что э настоящее }рема мо.7.1'0 рэоцзнивать ьяк основу пскхотерагааг.

Времена Антики характеризуются подъемом цивилизации, развитием духовной игани человека, которому приписываются черты богов. Встречается мифы об Орфее, который'понием очаровывая злые духи, Аполлоне - не только боге красоты и искусства, но п врачевателе.

В Антике признавалась возможность музыки вызывать духовное очищение, т.о. катарсис. В этом отношении интересен секрет пифагорейского катарсиса, который оч_лаат психику (Лосев А.Ф., 1960).

В Афинах возникло учение и о других свойствах музыки - о музыкальном этосэ, т.е. о психогигиеническом ее воздействии, что в настоящее время могно назвать профилактическим действием музыки. Это в первую очередь касается эпохи Перигла. С другой стороны, используя современные дефиниции, мсино в известной степени утверждать, что уже Платон (Платон, 1981) знал о ыедико-рзабили-тационной функции музыки. Это явствует из его высказывания о том, что дорийский лап воспроизводит звуки, которые помогают сохранять здравый смысл и силу воли в несчастных случаях, при ранениях, в ожидании смерти.

Почти аналогичное развитие понимания лечебного воздействия музыки встречается в Древнем Риме. Безусловно, множество толкований лечебного воздействия музыки в Древнем Риме заимствовано из Греции, но это говорит только о естественном пути развития науки.

Описанию применения музыки в лечебных целях в средневековье посвящена одна из частей настоящей работы, из которой видно, что в те времена о терапевтических свойствах музыки, хотя и было известно, но знания зти моано считать весьма приблизительными. • Как правило, музыку использовали в религиозных целях, что, разумеется, также действовало психотерапевтически. Одагко отделкше врачи применяли музыку в качестве лечебного средства (Порт Ж., 1986).

В период средневековья существенный вклад в развитие музы-котерапии сделан арабскими, иранскими и среднеазиатскими учеными. Следует упомянута Абу Али ибн Силу (Авицегагу), который хорошо понимал физиологическое воздействие музыки (Ибн Сина, 1981).

В эпоху Ренессанса, особенностями которого являлись гума-пизм, Реформация, новые формы искусства, прогресс з самых различных отраслях, лечебному применению музыки придается огромное значение. Следует отметить поэта Ф.Петрарку, который в своем произведении "Лекарство от превратностей судьбы" касается целительного применения музыки (Шестаков В.П., 1981). Перечень деятелей эпохи Ренессанса, которые учитывали лечебные свойства музыки, весьма велик. Это знаменитый реформатор Мартин Литер, сатирик Франсуа Рабле, драматург В.Шекспир, композиторы Франсиско Салннас и Ддозеффо Царлино я многие другие. Ренессанс поставил вопросы о механизме лечебного воздействия музыки, ее влиянии па гармонизацию дули с окружащзм и внутренним миром.

Эпоха ХУЛ века характеризуется драматизмом и духовной напряженностью, что зависело от множества перемен в общественной аизни. Это отразилось и во всех видах искусства, а также в теоретическом и практическом истолковании воздействия музыки.

Р.Декарт в своем трактате "Компендиум музыки" отдавал предпочтение создаваемым музыкой аффектам. Он утверждал, что цель музыки - возбудить в нас'разнообразные аффекты (Шестаксз В.П., 1971). Однако их значение для восстановления, здоровья остается еще не'вполне выясненным.

Дальнейшее исследование влияния музыки на человека встречается в работах немецкого ученого А.Кирхера ( Х1гпЬег А., 1673), согласно которому музыка проникает во все поры нашего тела, нервы и мнеда. Учены? предполагал, что музыкой можно излечить мно-

гпо болезни, например, эпилепсию, подагру, а такяе хронические заболевания. Он ввел совершенно новое понятие - музыкальный магнетизм. Разумеется, это дань веку, в котором жил и работал ученый. Что же касается теории музыкального воздействия в зависимости от темперамента, то А.Кирхер совершенно прав, поскольку му-зыкопсихологияеский резонанс, в основе которого и лежит механизм лечебного действия музыки, завиоит тленно от соответствия музыкального произведения темпераменту человека.

В ХУШ веке французские энциклопедисты Д'Аламбер, Д.Дидро считали, что музыка в основном является выражением различных страстей (Шестаков В.П., 1975). При объяснении воздействия музыки на организм человека вспоминается теория аффектов, которые могут формироваться в различные "пакеты".

Некоторые французские врачи успешно использовали музыку в лечебных целях. Но её в те времена в большинстве случаев применяли при лечении высокопоставленных лиц. Например, врач Ж.Льето музыкой лечил французского короля Лвдовиха ХУТ (Порт S., 1986).

Наиболее крупной фигурой в музыкотерапии того времени следует считать Е.А.Никола, расценивавшего лечебное воздействие музыки как психическую реакцию, которая, в нашем понимании, вызывает физиологические реакции саногенеза типа катарсиса (Schwabe Ch., 1974).

В ХУШ веке в Америке также начали использовать музыку в лечебных целях. Интересно отметить, что перед избранием Да. Вашингтона на пост президента в "Columbian Magazine" появилась статья, в которой имелись рассуждения о музыкотерапии, не, утратившие своего значения и в наши дни (Heller g.b., 1987). Разумеется, научного обоснования в указанных работах 2УШ в. мало, но практическое применение музыкотерапии уже становилось общепри-

знанннм.

В ХГХ в. в работах Г.В.Ф.Гегеля ( Hegel g.y/.f., 1965) встречались высказывания о том, что музыка является воплощением эмоций. Поэтому через восприятие музыки человек лучше познает самого себя, что помогает ему решать и проблемы дисгармонии, которые возникает медцу сознанием и подсознанием. Довольно актуальный тезис выдвинут А.Э.Шороном, согласно которому музыка действует не только на физиологические процессы, но и на интеллектуальную деятельность (Броафкн Е.Ф., 1974). Врач Ф.А.Месмер, в учении которого в настоящее время маяно отметить множество заблуждений, считал, что ssbhm организмам свойственна целительная сила..Ф.А.Месмер, развивая мысль о музьжотерапии, говорил о том, что с помощью гипноза и музыка возможно пробудить силы выздоровления (Аберт Г., 1987).

Научные статьи о целительном воздействии музыки этого времени в большинства поддер.чшвают концепции А.Кирхера и Е.А.Никола. В США Э.Этли издал студию "Инаугураляонное эссе о влиянии музыки в лечении болезней" (Atlee в., 1804). Однако вряд ли можно согласиться с утверждением автора данного эссе о том, что музыку для лечения мсако применять бесконечно долго. Большой интерес представляет диссертация С.Дд.Мэтьюза "Влияние музыки на облегчение болезней и лечение" ( Uathewa s.j., I8C6). Серьезными исследованиями, в которых представлены данные изучения лечебного действия музыки, являются работы Де.А.Бяуэдра "Соотношение музыки и ума" ( Bluter g.а., 1892) и Jîs-Л.Коршшга "Применение музыкальной вибрации перед и во время сна - вклад в терапию эмоций" ( Corning J.L., 1899).

Таким образом, в конце XIX в. как в Европе, тате к в Америке начзнаятся довольно серг-езгае каучнке исследоЕИшя, посвященные

изучению лечебного действия музыки. Позже результаты этих исследований послужат сильным толчком и теоретической опорой для дальнейшего изучения'данной проблемы.

В XX веке музыкотерапия получает научное обоснование. Многие ее теоретические концепции развиваются в русле аналитической психологии, бихевиоризма и получают феноменологическую направленность ( Barclay u.w., 1987). О научном развитии свидетельствуют формирование научных центров почти во всех странах мира, а также подготовка специалистов по музыкотерапии. Научную и практическую работу в области музыкотерапии координируют и проходящие мировые симпозиумы и конгрессы. Применение музыки в лечебных целях охватывает различные заболевания, особенно касающиеся психики ( Thaut U.H., 1989; uillard К.А.о., 1989). Она успешно используется и в профилактике болезней (tore о.Г., 1989).

В Советском Союзе музыкотерапия применяется как метод психотерапии в практике лечения психических (Брусиловский л.С,, 1969), соматических и особенно болезней, связанных с моторными 'расстройствами (Могендович М.Р., 1966). В Литве музыкотерапия используется как метод психотерапии во время санаторно-курортного лечения (Юргутите А., 1987), а также в лечении психически больных (Рудайте Г., 1983).

Во второй главе охарактеризованы психологическая и физиологическая стороны лечебного.воздействия музыки. Последняя влияет почти на все основные физиологические функциональные системы, а также имеет- и общебиелогическое воздействие. Представлены данные, из которых явствует, что музыка как гарлонический и,адекватный внешний раздраяитель оказывает физиологическое, психологическое, эмоциональное, интеллектуальное и эстетическое воздействие на человека. Перечисленные факторы такого слоаного воздействия в

разных случаях имеют различный удельный вес,' что загасит как от конкретного музыкального произведения, так и от индивидуальных особенностей субъекта-слушателя. Целенаправленное п глубоко продуманное применение музыки вызывает■большое число реакций указанного характера, направленность которых достигает высших отделов центральной нервной системы и возбуждает физиологические и психологические процессы саногенеэа. В связи с этил музыкотера-шш можно расце1швать как неспецифический вид общей психотерапии, которому все же можно в определенной степени првд гь нужное специфическое направление. Уже первое знакомство с клинико-психоло-гическим эффектом в результате восприятия музыки позволяет различать ее успокоительный шел, наоборот, активизирующий характер. Однако это уже касается "широкой" специфики. В целом следует признать (а это подтверждается и практикой), что музыка имеет прежде всего регулятивное воздействие ( эсКъ-аЪе си., 1979).

Касаясь конкретных физиологических механизмов саногенеза, которые активизирует музыкотерагпя, в первую очередь следует отметить неспецифическую адаптационнуа систему Г.Селье ( За1уе н., 1975), висцеральную регуляцию, а также доминанту выздоровления М.Могевдовича (Могендович М.Р., 1972) и воздействие музыки на лимбико-гипокамповый отдел головного мозга (Матейова 3., Мащура С., 1984).

Для объяснения мехакизгла музыкотераши можно использовать закон Р.Иеркса и Да.Додсона ( Уегкев к., БоЛзоп а., 1908), согласно которому с ростом активизации функционального состсгшия ЦНС до определенного уровня качество деятельности организма повышается. Однеко при'дальнейшей активизации нервной систем! .т, т.е. при увеличении стрессогешюсти действующих факторов, показатели качества деятельности начинают снижаться. Поэтому, опре-

делив у больного недостаточное эмоциональное возбуждение, следует применять активизирующую музыку и наоборот - при чрезмерном сыоциональном возбуздении - успокоительную. Однако здесь также следует придерживаться указания И.М.Альтшулера ( АПасЬи1аг 1.Ц., 1945), который, как и В.Бехтерев, предлагает на первых сеансах музыкотерапии применять произведения, по своему характеру соответствующие первоначальному психоэмоциональному состоянию больного.

Может возникнуть совершенно справедливый вопрос: неужели лечебное действие музыки имеет целью только регуляцию эмоционального возбуждения и тем самым улучшения качества деятельности организма? По существу, это действительно так, однако сам вопрос усложняется. Окапывается, что нарушения нормальных процессов змоционалыюго возбуждения могут быть причиной самых разнообразных заболеваний. Поэтому рефляция эмоционального возбуждения имеет патогенетическое воздействие. С другой стороны, если болезнь возникла не из-за нейрорегулкторннх и нейродинамическис расстройств, то хронически продолхавдаяся патологическая афферентная импульсация станет причиной их возникновения. Указанные расстройства на различных стадиях заболевания неодинаковы. Очевидно, вто следует иметь в виду при подборе соответствующих музыкальных произведений для лечебных целей.

Прослушивание музыкальных произведений причисляется такке к нормальной физиолого-психологической разгрузке ковденсирован-но-патологического эмоционального возбуждения, наносящего вред организму (МяшкаВ., 1989).

При анализе психологического воздействия музыки рассмотрены механизмы аффектов и катарсиса, которые являются основными при объяснении ее лечебного эффекта. Как известно, аффекты проявля-

птся не только в переживании самих эмоций, нР и оказывают влияние на интеллектуальные способности, а такаа на процесс мышления. Если при.сильных аффектах обычный ход ассоциаций нарушается, то вполне можно предполагать, что и при появлении таковых под воздействием музыки будут нарушаться патологические ассоциативные связи. Баяно то, что при этом появляется эффект вытеснения, например, патологической доминанты. Но основное значение все-таки имеет процесс реагирования, который по современным представлениям психоаналитиков, очень важен при лечении невроз л. Следует подчеркнуть, что катарсис, возникший под влиянием музыки, в некоторой степени мояот помочь восстановлению адекватного поведения, расширению круга интересов, уменьшению социальной апатии, а также созданию структуры более логического мышления,

Разумеется, психологическое воздействие музыки является не только средством для разрядки ковденсированно-патологического вОзбуддения. В этом вполне можно согласиться с Л.Еыготским (Выготский Л.С., 1986), который в этом аспекте говорит о "разрядах нервной энергии".

Указывается ( РопЪуИс а., 1948), что для катартического действия более всего подходит народная музыка, а тагге произведения й.С.Баха. Что касается народной музыки,'то здесь немаловажную роль играет генетическая информация, т.е. наследие пред-коь и путь, пройденный конкретной популяцией. При музыкотерзлии на это обстоятельство следовало бы обратить внимание. Музыка Й.СЛ'аха своей сосредоточенностью и серьезностью, как правило, в различных ситуациях создает ощущение душевной гармонии.

В третьей главе Диссертации представлены данные проведанных клинико-экспершеитальных исследований воздействия музыки на гмоционачьное состояние больных неврозом и психосоматв^ескгмя

заболеваниями.

При прсведении клинико-экспериментальпых исследований применялись две группы тестов: показатели эмоционального возбузде-ния - ПЗВ (вегетативный индекс И.Кердио, показатель Рида, электрическое сопротивление кожи, биопотенциалы мимических мышц, площадь автокоррелограммы речевого сигаала, зрительно-аналоговая шкала тревога Хорнблоу и Кидсона, опросник нервно-психического напряжения Т.А.Немчика) с показатели качества деятельности организма - ГВД (латентный период сенсомоторной реакции, опознание фиксированного интервала времени, проба !Пульте). Указанный комплекс подобрашшх нейрофизиологических и психологических показателей, сгруппированных по принципу закона Р.йеркса и Л».Додесна, вполне пригоден для изучения воздействия музыки на здоровый и больной организмы, поскольку проведение этих исследований несложной, не требует инвазии, не причиняет исследуемым неприятных ощущений н в то же время достаточно информативное. Предложенный комплекс тестов рекомендован для более широкого применения ъ санаторно-курортных учреждениях, санаториях-профилакториях и стационарах для определения эффективности использования музшеотера-пии (Юргутите А., 1990).

Исследовалось воздействие следувдшс музыкальных произведений:

1. Б.А.Моцарт. Квинтет для кларнета и струнного квартета A- dur К.581. 1ч.- Allegro.

2. Э.Григ. Ноктюрн из "Лирических пьес" соч. 54.

3- Й.Брамс. Венгерский- танец g - noli й Д.

4. М.К.Чюрленис. Симфоническая поэма "В лесу".

5. Б.Кутавичюс. Монолог и Антракт из "Маленького спектакля".

6. О.Балакаускас. "Юкнайчяй".

7. А.Мартштайтяс.- Кантата-концерт "Caritus ad futurum".

Анализ указанных произведений в аспекта восприятия позволяет пенять терапевтическую направленность их воздействия, которая моделируется согласно доминированию состветстзугацкх музыкальных средств вырааигелъностк. Музыкальные характеристики (мелодические, ритмические, тембровые, динамические) участвуют в формировании эмоционального влияния, направленного на слушателя. Непосредственное воздействие данных произведений способствует пояп-лента слэдуэдпх сксцяовальвих настроений: .мэчтате; ной лирта (В.А.Моцарт, З.З^итг, М.К.Чюрлёнис), духовного подъема (й. Брамс), 'кедатацаонной образности (Б.Кутавичкхз, О.Балакаускас), духовного очищения (А.'Дартинайтис). Бакным факторам воздействия является популярность произведений, музыкальный язык которых доступен и неподготовленному слушателю.

Следует отметить, что активизация плл успокоение от прослу-пивания данных произведений различны. Например, возбуздеппе от Венгерского танца g-aoll 'S I Й. Брамса отличается от активизации "Cantua ad futurum" А.Картикайтиса; торможение от Монолога и Антракта из "Маленького спектакля" Б.Кутавичюса неадекватно состоянию успокоенности от Ноктюрна пз "Лирических пьес" соч. 54 Э.Грига. Это зависит от масаестаа причин - субъективных п объективных. Следовательно, при одном и том же количестве активизации зш: торможения качество г-.псс процессов не всегда совпадает о уровнем аналогичных процессов, проходящих в система высшей нервной деятельности. Причина зтих явлений еще не выявлены.

При исследовании воздействия музыка на 249 больвчх, страдающих астенжческзм неврозом - АН (149 больных) и фугасциэнальрями расстройствами ЩС - <£РЩС (100 больных), во врзма их леченая в санатории-профилактории Вильнюсского университета и в заиат'ории

"Спалис" (ныне Объединение санаторно-курортных учреждений) курорта Енрштонас, а также на контрольную группу, состоящую из 50 практически здоровых лиц, вьмюнено, что примененные произведения оказали на психологические и нейрофизиологические показатели эмоционального состояния и качества деятельности организма благоприятные сдвиги. У практически здоровых подростков более чувствительные ПЭВ и ГЭД под воздействием М.К.Чюрлёняса симфонической поэмы "В лесу" явно оптимизировались.

При. исследовании ПЭВ и ПЩ у болышх АН при воздействии произведением М.К.Чюрлениса установлено, что оно имеет регулятивную функцию, так как повышенные ПЗВ после прослушивания музыки уменьшились, а уменьшенные - повысились до величин, определенных в КГ. Таким образом, полученные-данные совпадают с концепцией К.Швабе ( Schwabe Ch., IS87) о регулятивной функции щ-зыки. Что. же касается'ПКД. то они полностью подтвердили полученную дзш/гау ПЭВ в ралжах закона Р.Йеркса-Лд.Додсона.

Проведены исследования воздействия произведений Б.А.Моцц,/га н О.Бьлакаускаса Еа ПЗВ и ПКД у больных АН. Полученные данные свидетельствуют, что повышенные ПЭВ после сеанса муэыкотерашш • уменьшились (оптимизировались), а ПКД - улучшались. При недостаточном эмоциональном возбуждении у больных АН благоприятное воздействие .оказало произведение А.МарткнаЙтаса -Cantuc ad futurum".

Воздействие музыки исследовалось и у 100 болышх ФРЩС вследствие хронического соматического заболевания (хрошгческий гастрит с уменьшенной секрецией и кислотностью желудочного сока). Результаты нроведенннх исследований показали, что при повшеяякх ПЭВ следует применять указанные произведения Э.Грига и Б.Кутали-чххза, причем прослушивание частей "Маленького спектакля" окапало на ПЗВ почти вдвое более сильное воздействие. При недостаточном

эмоциональном возбулденш с целью его оптимизации следует применять произведение, й.Брамса. ■

Данные проведенных исследований обработаны методом вариационной статистики в Вычислительном центре Вильнюсской респ. клинической больницы с определением достоверности различий динамики показателей по Стъвденту (Ойвян И.А., 1960).

Применение музыки заметно повкпает клиническую еффектпв-ность санаторного и санаторно-курортного лечения больных астеническим неврозом, функциональными рассгройстван ц. ¿тральной нервной системы и психосоматическими заболеваниями.

В заключении диссертации подводятся итоги вшолненной работы, формулируются вывода и предлагаются рекомендации. Показало, что- изучение лечебного воздействия музыки представляет собой существенную часть исследований в области развития музыкальной культуры, а такие' психотерапия. Как междисциплинарная наука она базируется на системном подходе с учетом методических положений, разработанных в дгссертаща.

ВЫВОДЫ

I. До IX в. музнкотерапия как наука носила эмпирический характер. Для объяснения ее лечебного воздействия на организм человека были продошшш оригинальные гипотезы, лмеющиз определенную рациональность: музыкальный■ катарсис Пифагора, психоло- • гаческое воздействие музыка Платона, а также Аристотеля; фмзио- • логическое воздействие музыки Абу Али ибн Сины (Авиценны), теория музыкального кагпо'лгама А.Кирхера; лечебное действие музыки типа.катарсиса Е.А.Никола; лечебное влияние музыки на подсознание да.Л.Корнизга. В XX в. применение музыка для лечебных в элей оформляется кал музнкотерапия, она постепенно получав! нау\яув

основу. Создаются научные общества музыкотераиш, В высших робких заведениях мира подготавливается специалисты по музыкотера-ш.

2. Музыка оказывает на организм человека многостороннее воздействие. В физиологическом механизме воздействия ь^зшш основное значение имеет улучшение кейродинаьвсш, неГгро^ехулятор-ных (моторно-висцеральных) реакций, уменьшение чрезмерного с;/.о~ гдаоналыюго возбуждения, улучшение качества деятельности организма, образование в коре головного мозга охранительного возбуаде-ния и доминанты выздоровления, которые являются основными соста-вляккши сапогеноза. Важное психологическое воздействие музыки 'зависит не только от ее характера, но к от индивидуальности субъекта к имеющейся в данное время психологической сктутда. Весьма существенны такта механизмы аффектов и катарсиса.

3; Терапевтические функции музыки принято подразделять ка шетияйзщзующую, успоглававдую и регуллтиз!1ую, которые следует применять дифференцированно, в "зависимости от психосоматически: особенностей и структуры личности, состояния ее базальних гио-цей :.( нейрорегуляторных систем, а кроме того, - от характера, формы и стадии заболевания.

4. Показатели эмоционального возбуждения (вегетативный индекс И.Кердио, показатель Рида, электрическое сопротивление кожи, биопотенциалы мимических мышц, площадь автокоррелограмш речевого сигнала, опросник Т.А.Немчина, тест Хорнблоу-Квдсона) и качества деятельности организма' (проба Шульте, лгтоитксИ период сенсомоторной реакции, модифицированный тест Халберга) не требует инвазия, несложны и вместе с том достаточно знферматаз-ны для оценки воздействия музыки на здоровий и больной оог?лка-ш.

5. Использованное з клиническом эксперименте произведения оглзадл па и-.ощюиальпоу оестслшз больных астеническим неврозом з ^каконашпаш расстройствами центральной нервной системы не-одпнагсовое воздействие: СЕЫ&нпчоская ноо.гл "3 лесу" Н.К.Чйрл0:ск-са выполняла рэхулятавнуа Зтнгадоз; Квинтет А- ¿аг К. 5Ы В.А.Мо-цэрта, п*сса "¡Ожайчяй" О.Еалакаускаса, Ноктюрн соч. 54 Э.Грпга. части "Калеаького спектакля" Б-Кутозитаса - уешжакзащув;«Cantua ai iut':rum" A.L'-артякайтаса, Венгерский танец ç- кэ11 ß I й. Брлмса ~ ахтазпзЕргттзуа йгювеш.

6. Щшшеюте г^зжотерашс; пошпаст с®с«тпвность лечения большие астепзчоскш неврозом, ®гпкЦ20п?льпшя расстройствами центральной нервной сгстеш и некоторыми психосоматическая! заболеваниями во время ах санаторного и санаторно-курортного лечения.

ПЛЖКАВДИ ПО TEE ДОССЕРТАШИ

1. Некоторые аспекта музыкальной терадш: Метод, рекомендации. -Вгаанкс, 1931. -- 16 с. - lia лит.. nß.

2. Цугыгальная терапия психосоматических болезней. Рационализаторское щэздлозениз, утвержденное 6 апратя IS8I г. БРИЗом Литовского совета по управлению курортами профсоюзов (В 53).

- На лит. яз.

3. Лечит музыка // Културос барай (Best культуры). - IS5S. 6.

- С. 43-45. - На лет. яз.

4. Музыкальная терапия пексосокатачосютс синдромов и функцкеналь-нкх расстройств центральной нервной сястеглы: Истод. рекомендация. - Вильнюс, IS83. - 19 с. - Па лит. гз. соавт.).

5. Применение музыкальных произведений с цо.чьй уменьпешш эмоционального напржмкия // Вспрссн курортологии и физиотерапии. -Воеьнюс, ÏS83. - С. 297-301 (в соавт.).

6. йуьнва s движения - здеровко // Мокслас нр гппяншас (Наука и жизнь). - 1984. - .Т. 5. - С. 21-25. - На лат. яз.

7. Музикашшо произведения в комплексе курортного лечения боль-ню; с вторичными фушщкокальшт расстройствами ЦПС соматогенной отиоло1"ци // Физические методы лечения заболеваний нервной системы: Тез. докл. 'объединенного пленума празлекий Всесоюзного научного общества физиотерапевт® в курортологов и Всесоюзного научного общества невропатологов п пешшатроз.

- Москва-Ташкент, ISS5- - С. 228-229 (в сошэт.).

8. Способ определения и коррегавш эмоционального лереканряаения как донозологического состояния болезней стресса // Адаита-цшх человека к клшатогеографичесгсш условиям и первичная профилактика: Тез. докл. ТУ Всесоюзной кскф. - Новосибирск, 1966. - Т. 2. - С. 155 (s соаьт.).

/

9. Ценные советы Пифагора // Културос барай (Веж культуры). -1907. - il' I. - С. 6-9. - На лит. яз.

10. Музыкальная терапия как метод психоэмоциональной коррекции: Метод, рекомендации. - Вильнюс, 1987. - 27 с.

11. Регулятивное воздействие музыки на шоцкональное состояние и качество деятельности организма у больных астеническим неврозом // Актуальные проблемы курортной црофилакйот, лечения н реабилитации больных. - Вильнюс, 1987. - С. 292-303.

12. Из истории музыкотершшн // Есхетотерапия и саногеноз. -Вильнюс, 1937. - С. 55-58.

13. Устройство кабинета музикотерапии.' Рационализаторское продло-гение, выданное ЕРИЗом Литовского республиканского совета по управлению курортами профсоюзов, 14 февраля 1990 г. (й 216).

- На лет. яз.

141 Кошигчо психологических и нейрофизиологических показателей для объективизации воздействия музыкотерашш. Рационализаторское предложение, выданное -ЕЕ^Зш Литовского республиканского совета по управлению «урортами профсоюзов, 14 февраля ISS0 г. (№ г:*1). - На лит. яз.'

15. Физиологическая гипотеза воздействия музнки // Соврешшшо проблемы курортологии s физиотерапии: Материалы республиканской научно-нракткческой конференции к столетта курорта Лнкеь най. - Вильнюс, I9S0. - С. I34-I33.

16. Динамика эмоционального состояния у больных синдромом астеническою незроза в условиях курортного санатория и санатория-профилактория с применением музыкотерапии: Материалы республиканской научно-практической конференции к столетию курорта ДнкенаЙ. - Енльнюс, 1990. - С. 139-141 (в соавт.).

17. Значение музыкотерапии в восстановлении умственной работоспособности // Эффективные методы улучшения условий труда: Материалы респ. семинара. - Вильнюс, 1990. - С. 34-35.

18. .'¿узыка, регулирует амоцкд // Мчнотира (Искусствоведение). -1990. - а 17. - С. 119-129. - Ча лит. яз.

ЛИТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ЮРГУТИТЕ АНТАНННА АЛЕКСАНДРОВНА

ЛЕЧЕБНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ .МУЗЫКИ: ИСТОРИЯ, ПРИ.МЕНЕНПЕ.ПЕРСПЕК1ПВА БУМАГА ТИПОГРАФСКАЯ ССхв-4 1/1 С. ТИРАЖ lOO ЭКЗ. ЗАКАЗ 10S4. УСЛЛЕЧ.Л.1.00. ОТПЕЧАТАНО ТО". АПРИНТО.М В ИНСТИТУТЕ ИНФОРМАЦИИ Л11ТВЫ.23200О.ВИЛЬНЮС.ТОТОРЮ 27.