автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Ардальянова, Анна Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России"

На правах рукописи

Ардальянова Анна Юрьевна

Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России

Специальность 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

1 г ДЕК 2013

Улан-Удэ-2013

005543287

Работа выполнена на кафедре социальных наук ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»

Научный руководитель: кандидат исторических наук, профессор Кузина Ирина Геннадьевна

Официальные онпоненты:

Постников Анатолий Николаевич, доктор философских наук, профессор, ФБГОУ ВПО «Бурятский государственный университет», профессор кафедры философии

Дагбаева Сэмбрика Доржо-Нимаевна, доктор социологических наук, доцент, ФГБУН «Байкальский институт природопользования СО РАН», старший научный сотрудник лаборатории социально-экономических проблем

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Забайкальский

государственный университет»

Защита состоится «23» декабря 2013 г. в 10.00 ч на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5.

Автореферат разослан «22» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Рандалова О. Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Развитие государственно-религиозного взаимодействия является важным инструментом государственной социальной политики и формирования гражданского общества. По данным исследований, социальную ситуацию, сложившуюся к настоящему моменту в России, как благополучную характеризуют лишь 16% населения1. Данный факт свидетельствует о том, что сегодня в условиях модернизации российской экономики социальной сфере уделяется недостаточно внимания, практически отсутствуют механизмы соотнесения групповых интересов, основанных на политических, социальных, духовных, профессиональных предпочтениях населения. Это препятствует формированию полноценного гражданского общества и утверждению современных практик взаимодействия социальных институтов. Государственная социальная политика не позволяет справиться с рядом негативных, критических показателей условий жизнедеятельности: низким уровнем качества жизни населения, бедностью, как в экономическом, так и социально-культурном контексте данного понятия, демографическим кризисом, алкоголизацией населения, коррупцией и бюрократией, низким уровнем образования и культуры населения, неконтролируемыми миграционными потоками. При этом потенциал религиозных организаций в решении социальных проблем используется недостаточно. Отлаженный механизм взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций различных конфессий позволил бы решить ряд наиболее острых социальных проблем и в целом способствовал бы совершенствованию системы социального партнерства в России.

Суть проблемы, рассматриваемой в данном диссертационном исследовании, видится в выборе легитимных механизмов взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере с целью решения социальных проблем российского социума, возникших в условиях трансформации и модернизации.

В сложившейся ситуации особую значимость приобретают научные исследования, целью которых является изучение легитима-

1 Готово ли российское общество к модернизации? / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М.,2010.

ции процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере.

Степень научной разработанности проблемы. Взаимодействие государства и религии анализируется в науке давно и с различных точек зрения, так как по своей природе процесс взаимодействия религии и государства богат и динамичен. К описанию теоретических оснований этого процесса обращалось множество исследователей, которые затрагивали основные аспекты функционирования таких институтов, как религия и государство, и их взаимоотношения.

Место и роль религии в общественной системе анализировали в своих работах Платон, Н. Кузанский, Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо,

А. Ш.-Л. де Монтескье, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, Г. Зиммель, Т. Парсонс2 и др.

Процесс взаимодействия как основа социальных отношений, характер связей, возникающий в процессе взаимодействия религии и государства как социальных институтов, освещены в трудах Б. Вельмана, П. Бергера, П. Бурдье, М. Грановеттера, Р. Дарендорфа, Р. Коллинза, Н. Лумана, Т. Лукмана, Дж. Ритцера, П.А. Сорокина, Ю. Хабермаса, П. Штомпки, А. Шюца и др3.

Исследования проблемы взаимодействия религии и государства в России становятся актуальными сравнительно недавно, однако можно отметить значимость для данной работы трудов российских религиозных философов конца XIX — начала XX века

2 Например: Платон. Государство. Политика. Законы. — М., 1998. Гоббс Т. Богово и кесарево, подчинение религии государственной власти // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М., 1994. Конт, О. Закон трех стадий истории // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М., 1994. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2002.

3 Например: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М., 1995; Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов»//Вопросы социологии. 2001. № 1; Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. № 4; Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий // Социологический журнал. 2000. № 1; Ритцер Дж. Современные социологические теории. — СПб., 2002; Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996; Шюц А.О множественности реальностей // Социологическое обозрение. 2003. № 2.

H.A. Бердяева, C.H. Булгакова, A.C. Хомякова. К. Победоносцева, С.Л. Франка4.

Современные взгляды на взаимодействие институтов религии и государства представлены в отечественной социологии такими авторами, как В.И. Гараджа, И.Н. Яблоков, М.П. Филатов, М.П. Мчедлов, Е.Д Руткевич, A.A. Возьмитель, К.В. Кислюк, О.Н. Кучер, С.Н. Малявин, А.Е. Себенцов5.

В работах отечественных исследователей также отводится значительная роль ценностям как основе социальных отношений при этом большое количество работ посвящено анализу милосердия как универсальной, общечеловеческой ценности, особо значимой для процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций (JI.A. Швачкина, Е.М. Березина, М.П. Мчедлов, Е.В. Ничипорова, М.Д. Грубарг)6.

Исторические аспекты взаимодействия государства и религии в социальной сфере России исследовались такими авторами, как С.Ю. Смирнов, Т.С. Григорьева, B.JI. Прохоров, Б.А. Сутырин, Е.А. Рябоконь, В.А. Федоров, В.Н. Якунин, М.В. Фирсов7.

Анализ актуальных проблем взаимодействия религии и государства в социальной сфере России представлен в работах Г.Е. Манзанова, В.В. Габеева, A.B. Гостюхина, М.Н. Фоминой, М.Я. Яхьяева, Е.Г. Камышовой, Т.Б. Бадмацыренова,

К.О. Магомедова, В.Н. Грязнова, Е.А. Вороновой, И.Э. Петровой, С.Е. Прокофьева, Д. Жамсуевой, А.Д. Цыренжаловой, Г.И. Осадчей,

4Например: Булгаков С.Н. Православие. - М., 2003. Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли начала XX века // О России и русской философской культуре: философия русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.

5 Гараджа В.И. Социология религии - М., 2005. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. - Ростов н/д: Феникс, 2004. Себенцов А.Е. Взаимоотношение государства и религии в России в начале XXI века // Ценности и смыслы. 2010. № 7. С. 5-26.

бНапример: Березина Е. М. Идея милосердия в религиозной морали // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. 2010. № 4. Грубарг М.Д. К истокам социального учения иудаизма //Социологические исследования. 2002. № 4. Нечипорова Е. В. Милосердие и благотворительность в деятельности Русской Православной Церкви // Научные ведомости БГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 7. Швачкина Л. А. Культурные универсалии: феномен милосердия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4.

'Например: Григорьева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие. - М„ 2008. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. - М., 2003. Фирсов М.В. История социальной работы в России. — М„ 2001.

М.С. Ельчанинова, С.М. Дударенок, Д.А. Владимирова,

М.Б. Сердюк8.

В силу того, что взаимодействие государственных учреждений и религиозных организаций является важным элементом социального партнерства, особого внимания заслуживают работы современных российских авторов, посвященные исследованию межсекторного социального партнерства в России. Это, прежде всего, исследования В.Н. Якимца9, а также Л.И. Никовской, В.Г. Варнавского, В.А. Галактионова, Т.В. Зиминой,

E.H. Старикова, В.Ф. Лелюх, А.Э. Поздняковой, O.E. Ноянзиной, М.С. Цапковой, В.И. Якунина, В. Садкова, О. Кузнецова и др10.

Основным источником для подготовки данной диссертационной работы стали исследования легитимации как социального феномена. Легитимация как социальное явление рассматривается М. Вебером11, далее данный концепт активно развивается в работах Ю. Хабермаса12, феноменологический подход к легитимации используется в работах П. Бергера и Т. Лукмана13. Юридические аспекты легитимации затронуты в работах М. Тур, Ф.М. Брольо, Ч. Мирабелли, М. Онида14. Российские исследователи достаточно активно обсуждают проблемы легитимации с различных точек зрения: с точки зрения легитимации власти (В.А. Ачкасов,

8Например: Манзанов Г.Е. Религиозные ориентации современных буддистов // Вестник бурятского государственного университета 2012. № 8. Бадмацыренов Т.Б. Сангха и политика: политические аспекты функционирования буддийского духовенства Монголии и Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 14. Гостюхин A.B. Политическая система российского общества: взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства на современном этапе. - Чита, 2007. Дударенок С.М. Религиозная ситуация на российском Дальнем Востоке: история и современность // Россия и АТР. 2004. № 2.

9Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. — М., 2004.

10 Галактионов В.А. Социальное партнерство: сущность и формы реализации //Социология власти. 2006. № 5. Ноянзина O.E., Цапкова М.С. Социальный механизм взаимодействия местного сообщества с государственными органами испол-

нительной власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2003. №3. Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления// Социологическое исследование. 2007. № 2. иВебер М. Избранные произведения.—-М., 1990.

12Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. - М., 2010. - 126 с.

иБергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.— М., 1995.

14Например: Брольо Ф.М. Религии и юридические системы. - М., 2008.

С.М. Елисеев, С.А. Ланцов, Э.Г. Носков, A.A. Большаков, И.А. Иванников, В.И. Кравченко, А. Левандовский, С. Склиф^с, Р. Тарасов, В.Е. Чиркин, Л.А. Андреева, Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов ); с юридической точки зрения (В.В. Денисенко, Р.Г. Корсунцев, Е.В. Масловская, C.B. Михайлов, С. Мирзоев, Ю. Гайда М.В. За-харченко 16).

Следует отметить, что проблема легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере остается не вполне разработанной. Необходимо признать, что в большинстве исследований недостаточно внимания уделяется таким проблемам, как разработка механизмов взаимодействия социальных субъектов; анализ легитимации на различных этапах развития российской государственности; анализ социальной эффективности взаимодействия; а также исследование факторов, обеспечивающих легитимацию процесса взаимодействия. Потребность разработки вышеперечисленных аспектов стала определяющим фактором выбора темы, постановки цели и задач исследования, объекта и предмета исследования.

Объектом диссертационного исследования является процесс взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере.

Предметом является легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России.

Цель исследования - концептуализация легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных орга-

15Например: Андреева Л.А. Религия и власть в России: религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. - М., 2001. Завершинский К.Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта // Политические исследования. 2001. №2. Склифус С. Легитимация государственной власти как неотъемлемый компонент ее эффективности // Власть. 2008. № 3.

1бНапример: Денисенко В.В. Легитимность как сущностный признак позитивного права // Вестник Воронежского государственного университета. 2009. № 1. Корсунцев Р.Г.Философия и общества. Легитимность и право в организации общественных отношений // Философские исследования. 2001. № 4. Михайлов С. В. Классификация правовых ценностей // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 2. Шевцов Р. П. Процесс легитимизации межинституционального взаимодействия религии и общего среднего образования в современном российском обществе : автореф.дис. ... канд. соц. наук : 22.00.04 / Шевцов Радислав Петрович. — Ставрополь, 2010. — 21с.

низаций с позиции общей значимости данного процесса в социальной сфере России.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи/

— выявить основные предпосылки процесса взаимодействия религии и государства как социальных институтов;

— систематизировать основные теоретические подходы к изучению процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере, дать социологическую интерпретацию процессов взаимодействия религии и государства в социальной сфере;

— рассмотреть историко-социологический аспект взаимодействия институтов религии и государства в социальной сфере, выявить основные аспекты их взаимодействия в настоящее время;

— разработать концептуальную модель легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России;

— оценить состояние процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций на региональном уровне (на примере Приморского края);

— определить уровень легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края на основе проведенного эмпирического исследования.

Гипотеза исследования. В современных российских реалиях, при условии исторически сложившейся практики взаимодействия Церкви и государства в России, легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере представляет собой совокупность знаний, опыта, ценностей, которые лежат в основе процесса взаимодействия, получивших закрепление в нормативных документах и поведенческих стратегиях взаимодействующих сторон, и восприятие общественным сознанием этого процесса в качестве социальной нормы. Уровень легитимации зависит от сочетания целого ряда измеримых показателей: наличие нормативно-правовой основы взаимодействия и механизмов взаимодействия, частота взаимодействия в социальной сфере, осведомленность о процессе взаимодействия и отношение к нему.

Теоретико-методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составили принципы аксиологического, исторического, системного, компаративного и междисциплинарного анализа. Также в работе используются такие методы, как синтез, аналогия, сравнение, моделирование и др. Основными теоретическими подходами выступили: институциональный, феноменологический, структуралистский, конструктивистский, сетевой.

Каждый из подходов использован для решения основных исследовательских задач. Анализ легитимации как части процесса инсти-туционализации рассмотрен с позиции феноменологического подхода (П. Бергер, Т. Лукман), теории социального поля (П. Бурдье), где взаимодействие субъектов показано через взаимосвязанные понятия «социальное пространство», «поле» и «агенты поля».

Особым, с точки зрения автора, методологическим подходом является сетевой подход к исследованию взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере (Б. Вельман, A.A. Давыдов), который акцентирует свое внимание на исследовании социальных процессов через анализ социальных агентов, практики их взаимодействия, поля окружения, определяя общий контекст взаимодействия.

Методы и методика исследования. В исследовании легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России были использованы общенаучные и собственно социологические методы. Выбор методов сбора, обработки и анализа данных был обусловлен спецификой предмета исследования. Основными методами сбора эмпирических данных выступили: анализ документальных источников и статистических данных, вторичный анализ материалов социологических исследований, анкетирование, экспертное интервьюирование, контент-анализ региональных СМИ.

На разных этапах исследования автором проведено три эмпирических исследования по региональным выборкам: экспертное интервьюирование по проблеме формирования системы межсекторного социального партнерства в Дальневосточном регионе (2009-2010, проект в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», п=50), экспертное интервьюирование по проблеме взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере (2012-2013, п=150), опрос населения (анкетирование) (2013, п=500). Помимо этого,

осуществлен количественный контент-анализ региональных светских и религиозных СМИ (2011).

Статистическая обработка данных экспертного опроса и опроса населения осуществлялась с использованием программного продукта SPSS Statistics for Windows (17.0) с использованием описательных статистик. Контент-анализ региональных СМИ осуществлялся с использованием программного продукта WordStat.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Результаты проведенного лично автором статистического анализа данных Федеральной службы государственной статистики и Приморского краевого комитета статистики по рассматриваемому спектру вопросов (с 2010 по 2012 г.).

2. Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России и Приморского края.

3. Результаты вторичного анализа данных социологических исследований и научной литературы:

1) результаты исследований общественного мнения, полученные в 2012 г.коллективом аналитического центра Юрия Левады, проведенного по общероссийской выборке 1600 человек;

2) результаты исследования, проведенного в марте-апреле 2010 года рабочей группой Института социологии РАН по общероссийской выборке 1750 респондентов;

3) результаты исследования «Ценности и религиозность» Фонда Общественное мнение (ФОМ), проведенного в 2013 г. в 43 субъектах Российской Федерации по выборке 1500 респондентов.

4. Данные социологического исследования, проведенного с участием автора на базе ФБГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в рамках проекта «Процесс формирования межсекторного социального партнерства в Дальневосточном регионе» по программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг». Выборка по экспертному интервью составила 50 человек. В качестве экспертов выступили представители трех секторов Дальневосточного федерального округа.

5. Данные экспертного интервьюирования, проведенного лично автором в период 2012-2013 гг. с целью получения данных, характеризующих общественное мнение по проблеме исследования и определения уровня легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной

10

сфере Приморского края. Всего опрошено 150 экспертов, из них 75 человек представители государственных учреждений и 75 человек представители религиозных организаций.

6. Данные социологического исследования, проведенного методом опроса (анкетирование) с участием автора на базе Социологической лаборатории ДВФУ в сентябре-ноябре 2013 года. Респондентами выступили жители Приморского края. Выборка по опросу составила 500 чел. Структура выборки в процентном соотношении соответствует социально-демографическим характеристикам населения Приморского края.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- выявлены и обоснованы аксиологические и институциональные предпосылки взаимодействия институтов религии и государства в социальной сфере;

- проведена систематизация теоретических подходов анализа процесса легитимации межинституционального взаимодействия религии и государства;

- на основе историко-социологического анализа определена роль исторического опыта в легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России;

- автором предложена концептуальная модель легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России, описанная на примере процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в Приморском крае;

- предложен инструментарий для исследования легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России;

- определен уровень легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций на региональном уровне и предложены направления совершенствования процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере на общероссийском уровне.

Основные положения, выпосимые на защиту:

1. Взаимодействие институтов религии и государства в социальной сфере обусловлено наличием аксиологических и институциональных предпосылок данного взаимодействия. Во-первых, ос-

6. Региональный уровень легитимации взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере соотносится с общероссийскими тенденциями и связан с культурно-историческим аспектом регионального развития.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Полученные результаты являются существенным вкладом в научную разработку проблемы взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере, помогают расширить научные представления о легитимации как части институализации. В работе показаны основные механизмы взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере в период ее качественных изменений, что открывает новые перспективы анализа процесса взаимодействия религии и государства, позволяет определить условия, при которых возможно проявление позитивных функций данного взаимодействия.

Основные выводы и рекомендации могут быть использованы в разработке отдельных положений региональной социальной и религиозной политики. Результаты исследования могут быть применены в разработке стратегий развития государственных учреждений социальной сферы (государственных образовательных учреждений, государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания и пр.). Результаты исследования могут быть применены в учебном процессе для подготовки лекций, учебников, другой учебно-методической литературы по некоторым разделам социологии религии, теории социальной работы, технологии социальной работы, политологии, социологии и других учебных дисциплин, а также спецкурсов по специальностям «Социология», «Государственное муниципальное управление» и «Социальная работа».

Апробация результатов псследования. Основные положения и результаты исследования были изложены при обсуждении диссертации на заседании кафедры социальных наук ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет». Результаты исследования апробированы на конференциях международного, российского и регионального уровней, а именно: IX Международная очно-заочной научно - практической конференция студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР» (г. Владивосток, ВГУЭС, 2007 г.); II Международная научно-

практическая конференция Гуманитарного института ДВГТУ (г. Владивосток, 2007 г.); II Российская научная конференция с международным участием «Социология религии в обществе Позднего Модерна» (г. Белгород, 2011 г.); Международная научная конференция «Информационные технологии в развитии науки России и Китая» (Китай, г. Шеньян, 2011г.); III Российская научная конференция с международным участием «Социология религии в обществе Позднего Модерна» (г. Белгород, 2012 г.) и другие.

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» (Владивосток, 2010-2013).

Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях, сборниках докладов конференций, всего в 12 научных работах общим объемом 2,3 п.л., в том числе 3 работы опубликовано в ведущих рецензируемых журналах из перечня ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав по два параграфа каждая, заключения, списка использованной литературы, включающего 258 источников и 16 приложений. Объем диссертационного исследования составляет 228 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введение освещается актуальность темы диссертационного исследования, обосновывается степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, формулируются основная гипотеза, теоретико-методологическая основа, используемые методы и методики исследования, эмпирическая база, аргументирована научная новизна и научно-практическое значении результатов исследования, представлены сведения об апробации.

Первая глава «Теоретические основы исследования легитимации процесса взаимодействия институтов государства и религии в социальной сфере» посвящена обоснованию предпосылок, обуславливающих межинституциональное взаимодействие государства и религии в социальной сфере, и систематизации теоретических подходов, раскрывающих суть легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере.

В первом параграфе «Предпосылки процесса взаимодействия институтов государства и религии в социальной сфере» фундаментальные теоретические основы взаимодействия религии и государства как социальных институтов рассматриваются через призму различных систем ценностей и форм государственно-религиозных отношений, отраженных в предпосылках взаимодействия. В качестве таковых автором выделены и проанализированы аксиологическая и институциональная предпосылки взаимодействия.

В рамках обоснования аксиологической предпосылки взаимодействия доказано, что милосердие является ценностно-этическим фундаментом взаимодействия религии и государства в социальной сфере. Смысловая интерпретация феномена милосердия существует практически во всех религиозных системах, имея выражение в общественной практике в качестве различных форм благотворительной деятельности и социальной активности религиозных организаций, при этом она не отвергается идеологией государства.

В силу того, что о взаимодействии религии и государства можно говорить лишь с момента возникновения государства как социального института, важной предпосылкой выступает институциональная предпосылка взаимодействия. Специфика взаимодействия государства и религии в социальной сфере определяется исторически сложившейся и институционально закрепленной формой государственно-религиозных отношений.

Основными моделями построения отношений религии и государства являются: теократическая модель; модель государственной церкви; модель сосуществования церкви и государства как двух независимых величин; модель тоталитарного государства, для которого церковь перестает существовать в качестве самостоятельной величины и другие. Анализ институциональных моделей взаимодействия государства и религии позволил заключить, что эти модели характеризуют политические установки государства в отношении религии, которые в дальнейшем определяют стратегию взаимодействия государства и религии в социальной сфере.

Выделенные аксиологические предпосылки взаимодействия религии и государства следует понимать как социальный фактор, обуславливающий легитимацию процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере, в основе которого лежат нравственно-этические ценности. Эти ценности находят свое отражение в социальных учениях

религиозных организаций и легитимизируют благотворительную деятельность религиозных организаций в социальной сфере.

Во втором параграфе «Теоретические подходы к изучению легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере» систематизированы и обобщены теоретические подходы и социологические теории, раскрывающие сущностные компоненты легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере

Автором представлено разнообразие теоретических подходов к анализу институтов религии и государства, процесса их взаимодействия и легитимации этого процесса. Теоретические подходы к исследуемому феномену рассмотрены в рамках классической и современной социологии. Выделены следующие теоретико-методологические подходы к исследованию религии как социального института, её роли в обществе и анализу её взаимодействия с другими общественными системами: позитивистский подход (О. Конт, Г. Спенсер), марксистский подход (К. Маркс), интеграционный подход (Э. Дюркгейм), понимающая социология (М. Вебер), структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон), коф-ликтологический подход (Р. Дарендорф, Р. Коллинз), феноменологический подход (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), системный подход (Н. Луман), коммуникационный подход (Ю. Хабермас), конструктивистский подход (П. Бурдье), сетевой подход (Б. Вельман).

Легитимация как теоретический феномен рассматривается в нескольких перспективах: юридической, политологической и социологической. Юридическая перспектива предполагает понимание легитимации как правового, законодательного оформления политического, социального или экономического явления, придание этому явлению законного статуса. Политологический контекст легитимации предусматривает процедуру общественного признания какого-либо действия, события или факта жизни общества. Легитимация же в социологической перспективе предстает как социальное явление, демонстрирующее не только «законность», но и веру в «законность» того или иного социального процесса, объяснение и признание.

Особое внимание автор уделяет конструктивистскому и сетевому подходу в исследовании процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфе-

ре. Представленные теоретические подходы являются основой анализа легитимации этого процесса. Обращение к понятиям «сеть», «поле», «социальное пространство», «сетевое взаимодействие» позволяет достаточно четко описать процесс взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере, а также представить легитимацию данного процесса как способа и результата его объяснения.

Во второй главе «Социологический анализ легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России» рассматриваются вопросы, связанные со спецификой легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России.

В первом параграфе «Историко-социологические аспекты легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России» определены специфические черты легитимации в России. На основе историко-социологического анализа выделены основные этапы взаимодействия государства и Церкви в России, рассмотрена легитимация в конкретных исторических условиях.

Выявлено, что легитимация на каждом этапе соответствовала состоянию взаимодействия государства и Церкви в социальной сфере. На ранних этапах развития российской государственности отмечается активное взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в социальной сфере, соответственно, общественное принятие данного процесса делало взаимодействие абсолютно легитимным. В более поздние периоды наблюдается частичное разделение сфер влияния государства и Церкви в обществе, появляются государственные учреждения по оказанию социальной помощи, однако это не меняет легитимационной составляющей процесса взаимодействия. В советский период взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций было полностью делегитими-ровано. Новый виток развития общества повлиял на формирование современного взгляда на взаимодействие государственных учреждений и религиозных организаций как на равных участников социальных отношений, обеспечив легитимацию процесса взаимодействия светского государства и религиозных организаций всех конфессий. Однако предшествующий опыт взаимодействия государства и Церкви оказывает влияние на легитимацию.

Таким образом, легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере неразрывно связана с культурными традициями и историческим прошлым России. Об этом свидетельствуют исторические исследования, посвященные взаимодействию российского государства и Церкви, и данные современных социологических исследований. Вторичный анализ социологических данных, полученных в результате исследований Фонда общественного мнения17, Левада-Центра18 позволяет заключить, что деятельность Русской Православной Церкви, в том числе и ее взаимодействие с государственными учреждениями в социальной сфере одобряется общественным мнением (около 75% опрошенных) и признается легитимной.

Во втором параграфе «Концептуальная модель легитимаг/ии процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере» представлена модель, которая является теоретическим конструктом и позволяет автору дать социологическую интерпретацию процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций, в том числе и на региональном уровне.

Концептуальная модель включает следующие компоненты: собственно легитимацию процесса взаимодействия и ее уровни, субъектов и механизмы взаимодействия, поле взаимодействия с активными субполями. Легитимация процесса взаимодействия в рамках концептуальной модели понимается как совокупность знаний, опыта, ценностей, лежащих в основе процесса взаимодействия и получивших закрепление в нормативных документах и поведенческих стратегиях взаимодействующих сторон, а также восприятие общественным сознанием этого процесса в качестве социальной нормы как значимого и оправданного.

В структуре легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере автор выделяет две составляющие, которые в совокупности обеспечивают ее завершенность. Это, во-первых, нормативная легитимация, определяемая рядом объективных показателей: частотой взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере; наличием нормативно-правовой

17 URL: httn-7/fom.ru/blogs/109S5

18 Общественное мнение. - 2012. М.: Левада-Центр, 2012. - С. 160-170

18

основы взаимодействия данных субъектов; применением различных механизмов взаимодействия. Во-вторых, это общественная леги-тгтщия, выраженная в осведомленности населения о процессе взаимодействия его основах, положительных и отрицательных результатах, и отношении населения к данному процессу. Структура легитимации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура легитимации процесса взаимодействия

Уровни легитимации выступают в модели как показатели ее состоятельности, они демонстрируют степень развития процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций. Основываясь на интерпретации уровней легитимации, представленной в работе П. Бергера и Т. Лукмана, диссертант выделяет четыре уровня легитимации: 1) уровень лингвистической объективации; 2) уровень теоретического обоснования; 3) уровень нормативного обоснования; 4) уровень символических универсумов.

Каждый уровень характеризуется наличием определенных суждений относительно процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере; помимо этого, каждому уровню может быть присвоено числовое значение. Формирование каждого уровня связано с процессом взаимодействия определенных субъектов из числа государственных учреждений и религиозных организаций социальной сферы.

Субъекты являются главными участниками взаимодействия, от их количественного и качественного состава зависит уровень леги-

тимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере. В группу субъектов, представляющих интерес в рамках данной работы, со стороны государственных учреждений вошли такие структуры социальной сферы как административные учреждения социальной сферы, образовательные и медицинские учреждения, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты и социального обслуживания, учреждения культуры. Субъекты, представляющие собой религиозные организации, группируются автором по конфессиональному признаку: христианские, исламские, буддийские, иудаистские и другие.

В качестве движущей силы процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере выступают механизмы взаимодействия - совокупность правил, способов, технологий и документации по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных проектов. Механизмы взаимодействия встроены в схему функционирования социальной сферы на данной территории и направлены на решение социальных проблем с учетом действующих нормативных и правовых актов. Это могут быть механизмы общего порядка, которые определяют направления взаимодействия, его ресурсную и технологическую базу (конкурсы грантов, реализация масштабных совместных проектов, совместная разработка и реализация социальных программ, инфраструктурные преобразования) и механизмы частного порядка, которые процедурно определяют процесс взаимодействия (акции, конференции, семинары, круглые столы).

На субъектов и механизмы взаимодействия оказывают влияние определенные факторы, которые трактуются в работе в контексте терминологии теории социального поля П. Бурдье полями и субполями. Поле взаимодействия - это часть социальной реальности, где субъекты взаимодействия совместно решают социальные проблемы. Среди субполей, которые понимаются как активные компоненты поля, автор выделяет: поле адаптации, поле мотивации, нормативное и правовое поле, ресурсное поле, финансово-экономическое поле, поле исторического опыта, информационное поле.

По итогам параграфа автор приходит к выводу, что в случае оптимального взаимодействия элементов данной модели происходит изменение состояние социальной сферы на макроуровне, решение

Применение разработанной модели для анализа легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в Приморском крае также показывает, что нормативно-правовая база взаимодействия находится на начальной стадии развития. Лишь у избранного числа религиозных организаций существуют договоры и соглашения с государственными учреждениями, которые обеспечивают нормативную составляющую взаимодействия и являются важным компонентом легитимации.

Во втором параграфе «Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края (на материалах конкретного социологического исследования)» приведены результаты эмпирического исследования, основными методами которого стали экспертный опрос и опрос населения.

Результаты экспертного опроса, проведенного автором, показали, что субъекты взаимодействия (представители государственных учреждений и религиозных организаций) достаточно осведомлены о необходимости и значении процесса взаимодействия, могут сформулировать его определение и цель, однако при этом демонстрируют недостаточную осведомленность о возможностях и механизмах взаимодействия в социальной сфере. Взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере достаточно редки, эпизодичны, при этом используются механизмы частного порядка...........................................................................................................................

Рисунок 2. Отношение экспертов к процессу взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере

Перспективы легитимации взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере представляются достаточно благоприятными. Региональное сообщество в лице экспертов выражает готовность к углублению процесса

взаимодействия и повышению уровня легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере.

Данные подтверждены и результатами опроса населения, 87 % респондентов осведомлены о процессе взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере, в большей степени определяя его как совместное оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (28%). При этом жители Приморского края считают, что процесс взаимодействия вполне законен, обеспечен нормативно-правовой базой, в его рамках используются механизмы частного порядка, а именно, проводятся совместные акции и мероприятия.

Большая часть опрошенных (49%) отмечает, что взаимодействие достаточно редкое явления в регионе. Данные относительно частоты взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере соотносятся с результатами контент-анализа региональных СМИ и экспертного опроса.

Население Приморского края демонстрирует неоднозначное отношение к процессу взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере, 66% опрошенных респондентов придерживаются нейтралитета в этом вопросе. Отмечаются как положительные, так и отрицательные результаты такого взаимодействия, выделяется особая роль Русской Православной Церкви в процессе взаимодействия.

Расчет уровня легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере происходил по предложенной диссертантом формуле:

Ь = 1_1+ Ь2+Ь,+Ь4+Ь5,

где Ь — уровень легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере; Ь) — осведомленность участников взаимодействия о процессе как таковом и о его содержании; Ьг - отношение участников к процессу взаимодействия; Ьз — наличие нормативно-правовой базы взаимодействия; Ь4 — наличие и применение проработанных механизмов взаимодействия; частота взаимодействия.

Произведенные по формуле расчеты позволили определить интегральный уровень легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере. В процентном выражении уровень легитимации процесса

8 Ардальянова АЛО. Церковно-государственные отношения в истории России / А.Ю. Ардальянова / Материалы II Международной научно-практической конференции Гуманитарного института ДВГТУ. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. — С. 107-НО (0,25 печ.л.)

9. Ардальянова А.Ю. Роль религиозной инфраструктуры в реализации градообразующих проектов Дальнего Востока / И.Г. Кузина, А.Ю. Ардальянова // Современные исследования гуманитарных, социальных и экономических проблем строительства и архитектуры: труды VII Международной научно-практической конференции - Москва: Изд-во МГСУ, 2010. - С. 196-202 (0,4 п.л. / авт. 0,2 печ.л.)

10. Ardalyanova A.U. The Application of Network Approach in Social Science Paper of 2011' Sino-Russian Conference on Information Technology. - Shenyang, - 2011. — P. 2-3 (0,1 печ.л)

11. Ардальянова А.Ю. Методология исследования процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере / А.Ю. Ардальянова // Социология религии в обществе Позднего Модерна: материалы Первой Российской научной конференции с международным участием - Белгород: Белгород, 2011. - С. 26-31(0,4 печ.л.)

12. Ардальянова А.Ю. Взаимодействие государственных учреждений и религиозных организаций: опыт контент-анализа региональной прессы / А.Ю. Ардальянова // Социология религии в обществе Позднего Модерна: материалы Второй Российской научной конференции с международным участием — Белгород: Белгород, 2012. -С. 211-214 (0,25 печ.л.)

Подписано в печать21.11.13. Формат 60х 84 1/16. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100. Заказ 656.

Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г.Улан-Удэ, ул.Смолина, 24 а. E-mail: riobsu@gmail.com

Отпечатано в типографии издательства

Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора За.

 

Текст диссертации на тему "Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России"

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный федеральный университет

На правах рукописи

04201452016

АРДАЛЬЯНОВА АННА ЮРЬЕВНА

ЛЕГИТИМАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ РОССИИ

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: кандидат исторических наук, профессор И.Г. Кузина

Владивосток, 2013

Оглавление

Введение..........................................................................................................................4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ........................................................................18

1.1 Предпосылки процесса взаимодействия институтов государства и религии в социальной сфере.......................................................................................................18

1.2 Теоретические подходы к изучению легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций

в социальной сфере ...................................................................................................40

2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕГИТИМАЦИИ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ РОССИИ...........66

2.1 Историко-социологические аспекты легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России..........................................................................................................................66

2.2 Концептуальная модель легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций

в социальной сфере....................................................................................................87

3 ЛЕГИТИМАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ......................................................................108

3.1 Взаимодействие государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края.....................................................................108

3.2 Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края (на материалах конкретного социологического исследования).....................................................132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................153

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................162

Приложение А. Смысловая интерпретация феномена милосердия в различных

религиозных системах..........................................................................186

Приложение Б. Алгоритм формирования государственно-религиозных отношений

в обществе..............................................................................................187

Приложение В. Основные теоретико-методологические подходы к изучению религии как социального института.......................................................189

Приложение Г. Смысловая интерпретация уровней легитимации (по П. Бергеру и

Т. Лукману)................................................................................................190

Приложение Д. Легитимация процесса взаимодействия государственных

учреждений и религиозных организаций в истории России.........................191

Приложение Е. Формы взаимодействия государственных учреждений и

религиозных организаций в современной России......................................192

Приложение Ж. Концептуальная модель легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций

в социальной сфере............................................................................200

Приложение И. Содержательные компоненты нормативного поля взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций

в социальной сфере...........................................................................201

Приложение К. Социально-демографические характеристики населения

Приморского края...........................................................................202

Приложение Л. Социальные учреждения и организации Приморского края....203 Приложение М. Характеристика религиозных организаций Приморского края.207 Приложение Н. Концептуальная схема конкретного социологического

исследования..................................................................................208

Приложение П. Бланк интервью для проведения экспертного опроса представителей государственных учреждений и религиозных организаций... 210 Приложение Р. Анкета для проведения исследования общественного мнения по проблеме взаимодействия государственных учреждений и религиозных

организаций в социальной сфере.........................................................213

Приложение С. Результаты экспертного опроса представителей государственных учреждений и религиозных организаций Приморского края по проблеме взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в

социальной сфере...................................................................................218

Приложение Т. Результаты опроса населения Приморского края по проблеме взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере...................................................................................221

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. В современном российском обществе в процессе реализации концепции модернизации общественных отношений и претворения в жизнь положения о развитии системы межсекторного социального партнерства в решении социальных проблем широко обсуждаются вопросы о легитимации взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере.

Развитие государственно-религиозного взаимодействия является важным инструментом государственной социальной политики и формирования гражданского общества. По данным исследований, ситуацию, сложившуюся к настоящему моменту в стране, как благополучную характеризуют лишь 16% населения. Практически три четверти населения считают ее проблемной, кризисной (73%), а каждый десятый россиянин называет ситуацию катастрофической1. Данный факт свидетельствует о том, что сегодня в условиях модернизации российской экономики социальной сфере уделяется недостаточно внимания, практически отсутствуют механизмы соотнесения групповых интересов, основанных на политических, социальных, духовных, профессиональных предпочтениях населения. Это препятствует формированию полноценного гражданского общества и утверждению характерных для современного общества практик взаимодействия социальных институтов. Государственная социальная политика не позволяет справиться с рядом негативных, критических показателей условий жизнедеятельности: низким уровнем качества жизни населения, бедностью, как в экономическом, так и социально-культурном контексте данного понятия, демографическим кризисом, алкоголизмом, коррупцией и бюрократией, низким уровнем образования и культуры населения, неконтролируемыми миграционными потоками. При этом потенциал религиозных организаций в решении социальных проблем используется недостаточно. Отлаженный механизм взаимодействия

'Готово ли российское общество к модернизации? / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М., 2010.

государственных учреждений и религиозных организаций различных конфессий позволил бы решить ряд наиболее острых социальных проблем и в целом способствовал бы совершенствованию системы социального партнерства в России.

Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России имеет большое значение для общественного развития с точки зрения установления стабильности в социальной жизни, обеспечения законности и правопорядка в этом взаимодействии. Понятие легитимации процесса предполагает положительное отношение к нему, принятие его субъектами взаимодействия, что в дальнейшем обеспечивает добровольное признание этого процесса обществом в целом. Необходимо, чтобы государственная власть и религиозные организации различных конфессий не были отчуждены друг от друга, а представляли, с точки зрения социальной позиции, единую и целостную систему. При этом разброс мнений относительно взаимодействия религии и государства в социальной сфере достаточно широк: во-первых, исследователи отмечают необходимость взаимодействия с целью решения особо острых социальных проблем; во-вторых, определяется ценность данного взаимодействия с точки зрения развития гражданского общества и формирования действенных механизмов межсекторного социального партнерства; в-третьих, отмечается активность религиозных организаций в социальной сфере, которая выражается в принятии социальных концепций, активной благотворительной и социокультурной деятельности и необходимости регулирования этой деятельности с целью сохранения общественного порядка в многоконфессиональном государстве. Между тем дискуссионным остается вопрос о взаимодействии государства с Русской Православной Церковью, активно обсуждается легитимность данного взаимодействия при условии конституционального закрепления России как светского государства.

Суть проблемы, рассматриваемой в данном диссертационном исследовании, видится в выборе легитимных механизмов взаимодействия государственных

учреждений и религиозных организаций в социальной сфере с целью решения социальных проблем российского социума, возникших в условиях трансформации и модернизации.

Помимо этого, исследование легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере является актуальным не только с практической, но и с теоретической точки зрения. Понятие легитимации (легитимизации) широко используется в политической и юридической литературе, социологических же исследований, направленных на определение составляющих данного феномена, его трансформацию в обществе, практически нет, особенно следует отметить немногочисленность теоретических исследований легитимации на мезо- и микроуровнях.

В сложившейся ситуации особую значимость приобретают научные исследования, целью которых является изучение легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере с целью решения острых социальных проблем.

Степень научной разработанности темы. Взаимодействие государства и религии анализируется в науке давно и с различных точек зрения. По своей природе процесс взаимодействия религии и государства богат и динамичен. К описанию теоретических оснований этого процесса обращалось множество исследователей в области социологии религии, которые затрагивали основные аспекты функционирования таких институтов, как религия и государство, и их взаимоотношения. В научной литературе можно выделить основные направления исследования процесса межинституционального взаимодействия религии и государства в социальной сфере.

Взаимоотношения религии и государства анализировали в своих работах Платон, Н. Кузанский, Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Ш.-Л. де Монтескье, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, Г. Зиммель, Т. Парсонс и др.

Процесс взаимодействия как основа социальных отношений, характер связей, возникающий в процессе взаимодействия религии и государства как социальных институтов, освещены в трудах Б. Вельмана, П. Бергера, П. Бурдье, М. Грановеттера, Р. Дарендорфа, Р. Коллинза, Н. Лумана, Т. Лукмана, Дж. Ритцера, П.А. Сорокина, Ю. Хабермаса, П. Штомпки, А. Шюца и др2.

Социология религии в России начала свое развитие сравнительно недавно, однако можно отметить значимость для данной работы трудов российских религиозных философов конца XIX - начала XX века H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, A.C. Хомякова, К. Победоносцева, С.Л. Франка3.

Современные взгляды на взаимодействие институтов религии и государства представлены в отечественной социологии религии и религиоведении такими авторами, как В.И. Гараджа, И.Н. Яблоков, М.П. Филатов, М.П. Мчедлов, Е.ДРуткевич, А. А. Возьмитель, К.В.Кислюк, О.Н.Кучер, С.Н.Малявин, А.Е. Себенцов4.

Среди современных российских авторов, исследующих проблемы связей и взаимодействия социальных институтов, внимания заслуживают работы A.A. Давыдова, Г.И. Козырева, М. Пивоваровой, Ю.М. Плотинского, В.М. Розина5.

2 Например: Wellman В. The Community Question: The Intimate Networks of East Yorkers. American Journal of Sociology 84 (5): 1201-31; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М., 1995; Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов»//Вопросы социологии. 2001. №1; Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. №4; Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий // Социологический журнал. 2000. № 1; Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992; Хабермас Ю. Религия, право и политика: политическая справедливость в мультикультурном обществе // Политические исследования. 2010. № 2; Штампка П. Социология социальных изменений. - М., 1996; Шюц А. О множественности реальностей // Социологическое обозрение. 2003. №2.

Например: Булгаков С.Н. Православие. - М., 2003. Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли начала XX века // О России и русской философской культуре: философия русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990. Победоносцев К. Церковь и Государство. - [Электронный ресурс]: Российский образовательный портал «Социально-гуманитарное и политическое образование». - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru (дата обращения 29.03.2013)

4 Гараджа В.И. Социология религии.- М., 2005. Кислюк КВ., Кучер О.Н. Религиоведение. - Ростов н/д: Феникс, 2004. Себенцов А.Е. Взаимоотношение государства и религии в России в начале XXI века // Ценности и смыслы. 2010. №7. С. 5-26.

5 Например: Давыдов A.A. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем. - М., 2005. Козырев Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социологические исследования. 2005. №8. Пивоварова М. Геоэкономический подход к исследованию мирохозяйственного взаимодействия // Общество и экономика. 2000. №3. Плотинский ЮМ Модели социальных процессов: учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 2001. Розин В.М. Становление и особенности социальных институтов: культурно-исторический и методологический анализ. - М., 2013.

Важным элементом в исследовании предпосылок взаимодействия является исследование ценностей, лежащих в основе благотворительной и социальной деятельности религиозных организаций и социально-политических оснований взаимодействия государства и религии. Ценности, как основу всех социальных процессов рассматривало большое количество уже упомянутых западных социологов (М. Вебер, Г. Зиммель, Ю. Хабермас и др). В работах отечественных исследователей также отводится значительная роль ценностям как основе социальных отношений (А.И. Леонтьев, Г.М. Андреева, А.Г. Здравомыслов, М.М. Акулич, В.В. Пить, Л.П. Грифанова, A.B. Власова, Л.Ф. Бабина,

A.A. Максименко, С.В. Михайлов, И.В. Фролов, О.С. Елишев, A.B. Винокурова), при этом большое количество работ посвящено анализу милосердия как универсальной, общечеловеческой ценности (Л.А. Швачкина, Е.М. Березина, М.П. Мчедлов, Е.В. Ничипорова, М.Д. Грубарг)6.

Исторические аспекты взаимодействия государства и религии в социальной сфере России исследовались такими авторами, как С.Ю. Смирнов, Т.С. Григорьева, В.Л. Прохоров, Б.А. Сутырин, Е.А. Рябоконь, В.А. Федоров,

B.Н. Якунин, М.В. Фирсов7.

Актуальные проблемы взаимодействия религии и государства в социальной сфере России рассматриваются в работах Г.Е. Манзанова, В.В. Габеева,

A.B. Гостюхина, М.Н. Фоминой, М.Я. Яхьяева, Е.Г. Камышовой, Т.Б. Бадмацыренова, К.О. Магомедова, В.Н. Грязнова, Е.А. Вороновой, И.Э. Петровой, С.Е. Прокофьева, Д. Жамсуевой, А.Д. Цыренжаловой, Г.И. Осадчей, М.С. Ельчанинова, С.М. Дударенок, Д.А. Владимирова, М.Б. Сердюк8.

6 Например: Березина Е. М. Идея милосердия в религиозной морали // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. 2010. №4. Грубарг М.Д. К истокам социального учения иудаизма//Социологические исследования. 2002. №4. НечипороваЕ.

B. Милосердие и благотворительность в деятельности Русской Православной Церкви // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 7. Швачкина Л. А. Культурные универсалии: феномен милосердия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4.

7 Например: Григорьева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие. - М., 2008. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. - М., 2003. Фирсов М.В. История социальной работы в России. - М., 2001.

8 Например: Жамсуева Д.С., Цыренжалова А.Д. Религия как социокультурное явление в условиях трансформирующегося общества // Вестник бурятского государственного университета. 2008. №8. Манзанов Г.Е. Религиозные ориентации сов