автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Лексико-семантические и лингвокультурные особенности формирования театральной лексики в английском и русском языках

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Миронова, Марина Руслановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Диссертация по филологии на тему 'Лексико-семантические и лингвокультурные особенности формирования театральной лексики в английском и русском языках'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лексико-семантические и лингвокультурные особенности формирования театральной лексики в английском и русском языках"



На правах рукописи

Миронова Марина Руслановна

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ -ФОРМИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

10.02.19 - Теория языка

АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Краснодар 2007

003160623

Работа выполнена на кафедре общего и славяно-русского языкознания Кубанского государственного университета

Научный руководитель, доктор филологических наук,

доцент Елена Николаевна Лучинская

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор Марина Николаевна Макеева

кандидат филологических наук, доцент Мария Николаевна Кунина

Ведущая организация: Адыгейский государственный университет

Защита диссертации состоится «с/^» октября 2007 г в 9 00 часов на заседании диссертационного совета Д212.101.01 при Кубанском государственном университете по адресу. 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, ауд 231

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета.

Автореферат разослан « » сентября 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета / [/ Ю.В. Баклагова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Одной из особенностей нашего времени является постоянное взаимовлияние культур, а, следовательно, и языков, в процессе которого выявляется уникальность каждого национального языка Театральная термино-сфера служит полем реализации описываемых явлений

В настоящем диссертационном исследовании представлены результаты сравнительно - сопоставительного, структурно-семантического и функционального описания лексических единиц английского и русского языков, формирующих тематическую группу «театр» Эта группа включает названия разных видов театра, различных форм театрального искусства; лексику, связанную с практикой и теорией театра, аспектами театральной деятельности, актерским исполнением и техникой сценической речи, мастерством драматурга, оформлением спектаклей и техникой сцены, а также историей театра

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью описать театральную лексику английского и русского языков в сравнительно-сопоставительном аспекте, установить закономерности общего и специфического в словарном составе исследуемых языков, определить традиционные и новые характеристики контрастивного анализа театральной термино-сферы, а также выявить специфику перевода данных языковых единиц

Многоаспектное сравнительно-сопоставительное исследование семантики единиц театральной лексики представляется актуальным направлением в современном терминоведении

Несмотря на значительное количество трудов в отечественной и зарубежной лингвистике, посвященных изучению отдельных тематических групп, терминосистема театра недостаточно изучена и описана в имеющихся источниках (словарях и пр).

Театральная лексика представляет научный интерес с точки зрения ее системного строения, истории формирования и эволюции, устойчивости и изменчивости лингвокультурного компонента

Предмет исследования - лексико-семантические и лингвокультур-ные особенности театральной лексики английского и русского языков.

Объект исследования - языковые единицы, номинирующие понятия театра и функционирующие в специальных текстах, художественной литературе, зафиксированные в имеющихся словарях (ок 2000 ед описания).

Материалом исследования послужили терминологические единицы театральной терминосистемы, извлеченные методом сплошной выборки из современных толковых, специальных словарей, а также примеры их употребления в специальных и художественных текстах, включая мемуарную прозу

Цель работы - комплексное сравнительно-сопоставительное исследование структуры и семантики театральной терминологии в системе английского и русского языков

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих

задач

- рассмотреть современные лингвистические подходы к изучению термина и обосновать необходимость исследования театральной терминосистемы,

- определить состав театральной лексики, провести тематическую классификацию и дефиниционный анализ ключевых слов театральной тер-миносферы,

- описать структурные, семантические свойства театральных терминов;

- проанализировать словообразовательные особенности формирования театральной лексики,

- рассмотреть лингвокультурные особенности формирования театральной лексики в английском и русском языках,

- выявить трудности перевода театральной лексики в ее социокультурной дифференциации и разговорных идиоматических выражений

Методологической основой исследования служит системно-аналитическое представление объекта филологического исследования (работы отечественных и зарубежных лингвистов В М. Лейчика, Т Л. Канделаки, Л Ю Буяновой, А В Суперанской, НБ Гвишиани, П Н Денисова, Р Ю Кобрина, Б Н Головина Л М Алексеевой, Т Б Крючковой и др )

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые дается системное представление театральной терминосистемы английского и русского языков в сравнительно-сопоставительном аспекте

Впервые определены языковые и лингвокультурные тенденции формирования театральной лексики как в английском, так и в русском языках Впервые рассмотрены проблемы перевода театральной терминологии

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней определяются общие закономерности формирования и функционирования театральных терминов, устанавливаются основные структурные и семантические параметры единиц театральной лексики

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования актуальны для осуществления лексикографических задач (составление одно- и двуязычных словарей), целесообразны для углубленного изучения театральной лексики английского и русского языков в курсах «Лексикология», «Основы перевода», «Межкультурная коммуникация»

Положения выносимые на защиту

1. Театральная лексика в английском и русском языках формирует разветвленную терминосистему, объединяющую специальные термины,

называющие понятия театра и театральной деятельности, которые представляют межсистемные понятийные поля

2 Системные отношения театральных терминов реализуются в синонимических, омонимических, полисемических оппозициях Ключевые слова терминосистемы являются гиперонимами и гиперсемами для других понятий театра, они образуют терминогнезда — высшие словообразовательные единицы театральной лексики

3 Лингвокультурная специфика формирования театральной лексики в английском и русском языках определяется культурно-исторической ситуацией общества, доминирующей в соответствующий период развития театрального искусства и способствующей появлению новых понятий и терминов Вследствие этого в театральной терминологии наблюдаются интертермины, совпадающие в английском и русском языках {театр, сцена, актер и пр) как результат использования английским и русским языками внешне единых и однотипных средств и приемов отображения интернациональных понятий

4 Функционирование театральной лексики в специальных и художественных текстах сопровождается лексическими и стилистическими изменениями Театральные реалии - национально-специфические терминологические значения лексических структур сопоставляемых языков {миракль, скоморохи), а также речевые формулы (реплики, команды и ремарки) и театральная профессиональная лексика требуют культурологических и узкоспециальных знаний переводчика

Методы исследования применяемые для решения поставленных задач структурный, описательный, компонентный, когнитивно-семантический, функциональный

Апробация работы Основные теоретические положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общего и славяно-русского языкознания (2007 г), на Международной научно-лингвистической конференции

«Язык и дискурс в современном мире» (Майкоп, АГУ, май 2005), межвузовской научно-методической конференции «Современная лингвистика теория и практика» (Краснодар, КВВАУЛ, февраль 2006), межвузовской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (Краснодар, КубГУ, апрель 2006), всероссийской научно-практической конференции «Наука в вузе современные тенденции Труды Всероссийской научной конференции» (Новокузнецк, сентябрь 2007)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор проблематики и актуальность темы диссертации, выделяются предмет, объект, характеризуется языковой материал работы, раскрываются ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются цель, задачи и методы исследования, формируются положения, выносимые на защиту

В первой главе - «Проблема лингвистического описания театральной лексики в современной науке» - обобщаются основные достижения терминоведения по изучению терминов, обосновывается актуальность исследования театральной лексики, выявляется роль театра как одной из разновидности человеческой деятельности, определяется состав театральной терминосферы.

Основные теоретические аспекты системного описания театральной лексики связаны с изучением ее внутрисистемных отношений, процесса эволюции и расширения словообразовательных возможностей и лингво-культурного компонента семантики театральных терминов

Современная терминоведческая наука опирается на богатый теоретический опыт и практические достижения в анализе существующих термино-систем

Отметим, однако, что в основе терминосфер театра, спорта, рыболовства и т д не существует определенных теорий (Крючкова 1989) В связи с этим необходимо подчеркнуть актуальность изучения театральной терми-носистемы, которая к настоящему времени сложилась в достаточной степени, выявив свои объекты как модель «некоторой области знаний и деятельности» (Лейчик 2006 119)

Театральная терминосистема имеет достаточно четкие границы, систему общих понятий, относящихся к театру и театральной деятельности, и обладает ясным метаязыком для обозначения театральных понятий

Важным системным признаком театральной терминосистемы в английском и русском языках является ее относительная устойчивость - театральные понятия сложились еще в первобытную эпоху одновременно с появлением театрального искусства

Логико-лингвистическим признаком театральной терминосистемы служит ее связность содержательно-языковая и формально-языковая, иначе лингвистическая связность Одним из наглядных средств реализации такой связи является образование терминов - производных и сложных слов на базе исходных корневых слов театр — театральный - театрал - театральность - театровед и др.

Характерный способ проявления лингвистической связности - использование родовых терминов в видовых в качестве терминоэлементов -сцена - финальная, массовая, мимическая, побочная, немая В театральной терминосистеме проявляются различные аспекты системности языковые, логические, собственно системные

Анализ материала исследования доказывает, что театральная терминосистема является открытой в нее постоянно включаются новые термины и целые новые подсистемы, это происходит, когда новая область знания или деятельности развивается в обществе

На базе уже имеющегося театрального опыта возникают новые театральные направления, школы и имена, приобретающие концептуальную значимость Например, «система К С Станиславского», усвоенная англоамериканской театральной традицией (благодаря М Чехову), называется в английском языке «The Method», а актер, работающий по системе К С Станиславского - the Method actor Таким образом, слово «метод», имеющий значения «прием», «подход», «техника», получило расширительную семантику с появлением новой театральной школы (Ср Miracle play - «Миракль», как разновидность театра, уходит в историю театра)

Как правило, открытые терминосистемы адаптивны, но не саморегулирующиеся Воспринимая новые элементы, они могут оказаться избыточными, и при этом образуются лакуны, которые заполняют носители языка, а синонимы устраняются

В английской театральной терминосистеме, например, существуют номены знаменитых сцен в пьесах В Шекспира the balcony scene (сцена на балконе - «Ромео и Джульетта»), the banquet scene (сцена пира - «Макбет»), the blinding scene (сцена ослепления - «Король Лир»), ghost scene (сцена появления призрака отца - «Гамлет») и др , которые выполняют роль кон-кретизаторов в случае с ключевым словом «сцена» в театральной терминосистеме

Театральная терминосистема имеет сложную структуру, в ее состав входят разные группы терминов, разные по обозначаемым понятиям, по формальным признакам, по месту в терминосистеме Таким образом, театральная терминосистема - это языковое образование парадигматического типа, которое обладает связностью, и является частично упорядоченной совокупностью лексических единиц - терминов

Отсутствие четкого определения понятия термин способствует появлению в современной науке огромного множества различных дефиниций этого языкового явления

Соглашаясь с мнением большинства ученых-терминологов (В В Виноградова, Т JI Канделаки, Н Б Гвишиани, В Д Табанаковой, Ф А Цитки-ной, Г И Морозова, JIЮ. Буяновой, С В Гринева, В.М. Лейчика и др ), подчеркнем, что термины - это «номинанты системы понятий науки, техники общественной жизни или всех определенных областях» (Лейчик 200629)

Необходимо отметить, что термин, обладая рядом необходимых признаков «идеального» термина (однозначность, системность, устойчивая понятийная соотнесенность и пр), может не отличаться от других лексических единиц естественного языка Это качество способствует возникновению терминологизации (переход лексической единицы из состояния нетермина в термин) и детерминологизации, когда термин перестает быть единицей тер-миносистемы Такие явления особенно характерны для театральной терминологии, единицы которой представляют собой общелитературные слова («концовка», «краска», «мастерство» и др ), функционирующие как в специальной, так и неспециальной сфере. В других случаях театральный термин получает вторичное, метафорическое значение (спутник кинозрителя, «заяц» - gate- crasher, light opera - космическая опера)

Исходя из лингвистических характеристик термина в состав театральной терминологии включаются отдельные слова, словосочетания В плане понятийной нормативности в терминологии определяется специфика содержательного отношения термина с его дефиницией, понятием, реалией

Вслед за В М Лейчиком (Лейчик 1980. 40-41), мы выделили семь групп единиц-терминов, входящих в театральную терминосистему 1) основные термины, 2) производные термины, 3) сложные термины, 4) базовые термины, 5) привлеченные термины, 6) общенаучные термины, 7) термины широкой семантики

Театральная терминосистема отражает систему понятий театра и театральной деятельности Театр - одна из наглядных ферм художественного

отражения жизни Идеи и образы в этом виде искусства раскрываются в действиях живого человека, актера в момент воздействия на зрителя

Слово актера - важный инструмент для создания образа и действия на сцене актер словом выражает мысли, чувства, цели, намерения героев Особое внимание в театральном искусстве отводится интонационной, смысловой выразительности слова, благодаря которым жизнь героев пьесы на сцене становится более выразительной, видимой и слышимой

Роль режиссера как истолкователя и интерпретатора пьесы, а также актеров - участников сценического действия является важным в создании спектакля Таким образом, необходимо отметить синтетическую природу театра, коллективность творческого процесса, сиюминутность, кросскуль-турность и развлекательную сущность театрального искусства

В театральную терминологию входит профессиональная лексика разных жанров - драма, опера, балет, музыка и др , которая характеризуется стилистической маркированностью

Театральные термины употребляются в следующих источниках специальной литературы

- в собственно научном подстиле (научные труды о театре, статьи, монографии, диссертации),

- в научно-популярном подстиле (научно-популярные статьи, брошюры),

- в научно-деловом подстиле (справочно-информационная документация, указания и рекомендации работы над пьесой или спектаклем и т.д ),

- в учебно-научном подстиле (учебные пособия, энциклопедии, справочники, словари)

В диссертации подробно рассматривается театральная рецензия как один из видов научно-справочного подстиля и как разновидность оценочно-критического типа текстов Следует подчеркнуть, что театральная рецензия

имеет ярко выраженную культурную специфику, являясь «зеркалом» происходящего в национальной культурной сфере

Исследование текстов, содержащих театральную терминологию, выявили четыре основных функциональных стиля научный, официально-деловой, публицистический и художественный

Для уточнения понятий театрального искусства в главе дается дефи-ниционный анализ ряда терминов

Анализ лексического состава языка театра показал его неоднородность лексико-семантическое ядро составляют три терминологических блока общенаучная, межнаучная и узкоспециальная терминология К ней можно отнести неспециальную лексику общенаучного употребления

Во второй главе «Лексико-семантический анализ театральной лексики» анализируются структурные модели театральной лексики, выявляются словообразовательные особенности формирования театральных терминов, определяются семантические отношения, описывается генетическая характеристика терминов

В процессе исследования в русском и английском языках выделены следующие типы однословных театральных терминов

1) термины - простые слова

английский язык - claque, gang, event, duo, droll, cast, audition, русский язык - клака, прогон, варьете, раек, моралите, партер и др.,

2) термины — сложные слова

английский язык - cloakroom , melodramatist, tightrope, footlights, backscreen, showbill,

русский язык - канатоходец, капельмейстер, мизансценировка, театровед и др,

3) термины - сложносоставные слова

английский язык - feed-line, wig-maker, picture-theatre, gala-night, ante-room, back-chat,

русский язык — прима-балерина, негр-менестрелъ, мюзик-холл, комната-эхо, аван-ложа,

4) термины - аббревиатуры

английский язык - МС (Master of Ceremonies), SRO (Standing Room Only), SM (Stage Manager), RADA (The Royal Academy of Dramatic Art),

русский язык - БДТ (Большой драматический театр), МХАТ (Московский художественный академический театр), ТЮЗ (Театр юного зрителя), ВГИК (Всероссийский государственный институт киноискусства)

В театральной терминосистеме различают простые и составные (дву-словные и многословные) Анализ показал, что самой распространенной группой в английском и русском языках являются словосочетания состоящие из

а) двух компонентов

английский язык - amateur theatricals, neutral stage, русский язык - бытовая мелодрама, бродячий артист,

б) трех компонентов

английский язык - actor's sayings and beliefs, black theatre movement, русский язык - театр массовых зрелищ, народный артист РФ Театральные термины-словосочетания, состоящие из четырех и более слов, встречаются реже

Анализ структуры многокомпонентных терминов показал, что театральные термины создаются по уже существующим моделям

английский язык — Adj+N (dramatic critic), N+N (stage career), Ving+N (walking gentlemen), Ved+N (balanced show), Adj+N+N (black theatre movement), N+N+N (blood and thunder play),

русский язык — прил +сущ (сценическая игра), сущ +сущ (комедия интриги), прич +сущ (скоординированная постановка), сущ +прш +сущ (лучи первого софита), нар +прич +сущ (легко распадающийся реквизит), сущ +сущ +сущ (лорд беспорядка и бесчинств).

Термины из четырех и более компонентов характеризуются последовательным подчинением слов (цепочные отношения)

В главе представлен анализ ключевых слов в системе театральной терминосистемы (театр, play)

Необходимость изучения семантики театральных терминов требует исследования их формальной структуры Знание основного состава морфем и моделей образования терминов в театральной терминосистеме необходимо не только для однозначной семантизации неизвестных терминов в соответствии с традицией и спецификой театральной терминосферы, которая находится в стадии развития

Преобладание существительных отмечается в анализируемой терминосистеме Термины-имена существительные - распределяются на непроизводные, производные, сложные и сложно-производные Частотность непроизводных терминов-существительных самая высокая

Исследование структуры производных существительных показало, наличие префиксального, суффиксального и префиксально-суффиксального способов образования театральных терминов. Приведем пример префиксального способа

английский язык - anti-play, by-plot, co-author, русский язык - интермедия, контрамарка, развязка Анализ показал, что наиболее продуктивным являются префиксы, используемые для образования терминов со значением повторности (review, реактивность) или возвращения в прежнее состояние (impersonation, перевоплощение), а также для образования антонимов (anticlimax, антитеза)

В главе в сопоставительных таблицах представлены образцы трех способов образования театральных терминов. Наиболее распространенным способом морфологического терминообразования в театральной лексике английского языка является суффиксация (выделены продуктивные суффиксы -ionJ-tion, -ity, -or/-er, -ment) Они составляют основной инвентарь суффиксальных морфем в языке и определяют специфику терминов театра обозначение процессов, действий/состояний В русском языке отмечен 21 суффикс с различной частотностью употребления в специальной литературе, которые обозначают следующие понятия 1) лицо/деятель, 2) признак, 3)

процесс/явление, 4) объект Наиболее продуктивны суффиксы -ация, -изм, -ист, -ость (монотонность, модернизация и пр )

Анализ семантических отношений показал, что синонимия, антонимия и омонимия широко представлены в театральной терминосистеме Причину использования синонимии некоторые исследователи (Логинова 1978, Кондрашкина 1974) видят в ее специфическом характере, отличном от научно-технической терминологии

Синонимы в речи театроведов используются для 1) более точного выражения мысли, 2) выражения эмоциональной окраски, 3) как средство избегания повторов; 4) как способ связи соседних предложений в тексте Например

английский язык - cat-and-mouse dialogue cut-and-parry dialogue stichomythia, русский язык —мэтр-маэстро-мастер

Антонимия в театральной терминологии выступает как одни из регулярных принципов наименования театральных понятий с противоположным содержанием, например

английский язык - quick curtain <-> slow curtain, русский язык — сопереживание отстранение

Мы разделяем точку зрения терминоведов, которые признают полисемию одним из видов многозначности терминов (Гринев 1993, Шурыгин 1997 и др ) Между значениями полисемичных театральных терминов (например, сцена) возникает связь, отражающая реальные концептуальные связи.

Анализ материала показал, что в театральной терминологии встречаются термины-омонимы (slapstick, реплика и др)

В разделе 2 4 рассматривается лингвокультурный аспект исследования театральной лексики, который раскрывает причины, способствующие

формированию данного языкового пласта, описывает процесс заимствования иноязычных театральных терминов; дается дефиниционный анализ некоторых терминов (варьете, персонаж, апарте, партер, фарс, театр, драма и др )

Выявлено, что заимствование в исследуемой терминосфере осуществляется при помощи транслитерации (,stereotype, casting), буквального перевода (theatrical sign, laboratory-theatre, black comedy), суффиксации (scenography), лексикализация (цветофшьтр), словосложения (кинозри-тель/theatre-goer),

Важной характеристикой и отличительной чертой театральной лексики является наличие терминов-метафор, обладающих колоритностью и индивидуальностью (театр мира, living newspaper)

В главе особо рассматривается процесс калькирования как отдельный терминотворческий прием, выявлены типы калек

Тип кальки Пример Значение Язык заимствования

словообразовательный архетип образ мира, символ английский archetype

семанти ческий «черная» комедия современный тип комедии, объектом шуток в котором становятся аномальные явления, подсознательные страхи, инстинкты итп английский black comedy

сочетаемостный сцена-арена сцена (обычно без занавеса) находится на полу или на возвышении,места зрителей расположены вокруг нее амфитеатром английский arena stage

Результаты проведенного исследования показали, что большинство театральных терминов - простые (однокоренные) слова В связи с этим различаются микрогнезда и макрогнезда терминов как высшие словообразовательные единицы театральной лексики В ходе исследования в английском и русском языках были выявлены терминодеривационные цепочки, которые представляют уникальный по своей внутренней системности и организации деривационный материал

Третья глава «Особенности перевода театральной лексики» посвящена изучению перевода специальной лексики, выявлению национально-культурного компонента театральных терминов, трудностям перевода речевых и идиоматичных выражений и жаргонизмов языка театра

Перевод предстает как сложное и многостороннее явление, предполагающее интеллектуальную деятельность, т е процесс, и продукт этого процесса - новый текст, созданный переводчиком

Перевод специального текста, например, театральной рецензии, требует от переводчика особых усилий и дополнительных знаний и понятий, связанных с театром и театральной деятельностью Особую трудность в процессе перевода театральной лексики представляют узкоспециальные термины, с которыми знакомы только специалисты, например английский язык — «stage right», «lead sheet»,

русский язык - «выжать все из роли», «вывезти на себе», «имажинизм», «костыль»

Кроме этого, театральная лексика насыщена реалиями, т е словами, максимально нагруженными социо-культурной информацией К ономастическим реалиям в театральной лексике относят топонимы («Globus» - театр В Шекспира), антропонимы (Mrs Siddons ~ миссис Сиддонс), имеющие культурно-исторические ассоциации

Сравним в русском языке - «щепка» (театр М Щепкина), балаган, «Зеленый театр», агитпроп.

В главе рассматриваются способы передачи безэквивалентной лексики в переводе художественного текста В частности, описательный (разъяснительный) перевод заключается в раскрытии значения единицы с помощью развернутого описания, например

Scomorokhi - странствующие актеры Древней Руси - певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты

Mummer's play - народная рождественская пантомима, разыгрываемая в масках, широко исполнялась в домах вплоть до середины XIX века Возникла на основе средневековых интерлюдий, в свою очередь продолживших ритуальные действия в первобытной Англии Реалии театральной лексики являются закрепленными в языке культурными знаками, отражающими национально-культурные особенности эпоса

Другую трудность для перевода театральной лексики представляют речевые формулы, клише, идиоматические сочетания, команды

английский язык - «Try baekh> (Еще раз!), «Cuth> (Снято!), «Take more of the stage!» (Действуйте1),

русский язык - «Еще раз'», «На сцену'», «Не верю'», «Занавес1», «Головы1»

Ремарки также сложны для перевода театральных пьес английский язык - ad lib (разрешение актеру импровизировать), alarums and excursions (ист [Елизаветинский театр] — звук труб и перебежки), ease (незаметно переместиться по сцене) — «Тот eases R. С », scissor cross (одновременный переход двух персонажей навстречу друг другу) и ДР

русский язык - «в сторону», «впроброс», «под занавес» и др Большую трудность для переводчика представляют жаргонизмы, используемые в речевой реализации актерами и режиссерами, например

английский язык - to ham, to broaden, to steal the limelight, to cut up, rotten perfect, dead-letter perfect, to bite cues, dead stick и др,

русский язык - «жатъ/пережиматъ», «отскакивать от зубов», «комкать слова», «накладка», «тянуть одеяло на себя», «гастрольство» и ДР

Сопоставительный анализ театральной лексики в английском и русском языках показал полные и частичные совпадения значений в интерпретации событий, происходящих на сцене, связанных с актерской игрой, постановочным процессом Несовпадение смысла наблюдается при переводе реалий лингвострановедческого характера Следует отметить нехватку и полное отсутствие специальных словарей как в английском, так и русском языках В качестве приложения к тексту диссертации приводится «Краткий англо-русский словарь театральной лексики»

В заключении подводятся итоги проведенного структурно-семантического описания театральной лексики и намечаются перспективы дальнейших исследований.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора

1 Миронова М.Р., Барагамян А А Концепт «слово» в английской и русской картинах мира // Язык и дискурс в современном мире матер меж-дунар научно-лингвистической конф Ч 1 - Майкоп АГУ, 2005 - 0,2 п л

2 Миронова М Р Становление понятий театральной лексики // Современная лингвистика теория и практика Матер 6-й межвуз. научн. конф Ч 2 - Краснодар КВВАУЛ, 2006 -0,3пл

3 Миронова М Р Словообразовательная терминология словообразовательной лексики // Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения, матер. 5-й межвуз. конф молодых ученых - Краснодар КубГУ, 2006 —0,3 п л

4 Миронова М Р Морфологический способ образования театральной терминологии // Вестник Российского университета дружбы народов / Во-

просы образования языки и специальность Приложение № 3 (I) - Москва. РУДН, 2007 - 0,4 п л

5. Миронова МР Сопоставительный анализ словообразования в русской и английской театральной терминологии // Наука в вузе современные тенденции Труды Всероссийской научной конференции -Новокузнецк КузГПА, 2007 - 0,3 п л

6. Краткий англо-русский словарь театральнойлексики - Краснодар, 2007 - 2 пл

Миронова Марина Руслановна

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано в печать 21.09 07. Печать трафаретная. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л 1,0. Тираж 100 экз. Бумага «Снегурочка» Заказ № 44

ООО «Издательский Дом-ЮГ» 350072, г Краснодар, ул Московская 2, корп. «В», оф В-120 тел/факс (861) 274-68-37, 8-918-41-50-571

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Миронова, Марина Руслановна

ВВЕДЕНИЕ

1 ПРОБЛЕМА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

ТЕАТРАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

1.1 Терминосистема как объект лингвистического исследования

1.2 Понятие термина и его признаки

1.3 Лингвистические и экстралингвистические факторы развития 21 театральной лексики в английском и русском языках

1.3.1 Театр как разновидность человеческой деятельности

1.3.2 Источники функционирования театральных терминов и со- 27 став театральной терминосистемы

1.4 Дефиниционный анализ театральных терминов 32 Выводы

2 ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕАТРАЛЬНОЙ

ЛЕКСИКИ

2.1. Структурные модели театральных терминов

2.2 Ключевые /ядерные слова в театральной терминосистеме

2.3 Словообразовательные особенности формирования театральной лексики

2.3.1 Префиксальный способ образования театральных терминов

2.3.2 Суффиксальный способ образования театральных терминов

2.3.3 Префиксально-суффиксальный способ образования театральных терминов

2.4 Семантические отношения театральной терминосистемы

2.5 Лингвокультурный аспект исследования театральной лексики

2.5.1 Культура как среда формирования театральных понятий

2.5.2 Способы заимствования театральных терминов

2.5.3 Метафоризация терминов театральной лексики

2.5.4 Калькирование в театральной лексике

2.6 Терминологические гнезда театральных терминов 97 Выводы

3 ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ТЕАТРАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ

3.1 Проблема перевода специального текста

3.2 Национально-культурная специфика театральной лексики

3.2.1 Перевод безэквивалентной театральной лексики

3.2.2 Перевод профессиональной лексики

3.3 Словарь как способ кодификации театральных терминов в анг- 129 лийском и русском языках

Выводы

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Миронова, Марина Руслановна

Одной из особенностей нашего времени является постоянное взаимовлияние культур, а, следовательно, и языков, в процессе которого выявляется уникальность каждого национального языка. Театральная лексика служит полем реализации описываемых явлений.

В настоящем диссертационном исследовании представлены результаты сравнительно-сопоставительного, структурно-семантического и функционального описания лексических единиц английского и русского языков, формирующих тематическую группу «театр». Эта группа включает названия разных видов театра, различных форм театрального искусства; лексику, связанную с практикой и теорией театра, аспектами театральной деятельности; актерским исполнением и техникой сценической речи, мастерством драматурга; оформлением спектаклей и техникой сцены, а также историей театра.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью описать театральную лексику английского и русского языков в сравнительно-сопоставительном аспекте, установить закономерности общего и специфического в словарном составе исследуемых языков, определить традиционные и новые характеристики когнитивного анализа театральной терминосферы, а также выявить специфику перевода профессиональной театральной лексики.

Многоаспектное сравнительно-сопоставительное исследование семантики единиц театральной лексики представляется актуальным направлением в современной науке: лингвокультурологии, когнитивистике и терминоведе-нии.

Несмотря на значительное количество трудов в отечественной и зарубежной лингвистике, посвященных изучению отдельных тематических групп, терминосистема театра недостаточно изучена и описана в малочисленных научных источниках и словарях и пр.

Театральная лексика представляет научный интерес с точки зрения ее системного строения, истории формирования и эволюции, устойчивости и изменчивости в динамике, лингвокультурного компонента лексических единиц.

Предмет исследования - лексико-семантические и лингвокультурные особенности формирования театральной лексики английского и русского языков.

Объект исследования - языковые единицы, номинирующие понятия театра и функционирующие в специальных текстах и художественной литературе, зафиксированные в имеющихся словарях (ок. 2000 ед. описания).

Материалом исследования послужили терминологические единицы театральной лексики, извлеченные методом сплошной выборки из современных толковых, специальных словарей, а также примеры их употребления в специальных и художественных текстах, включая мемуарную прозу.

Цель работы - комплексное сравнительно-сопоставительное исследование структуры и семантики театральной терминологии в системе английского и русского языков.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть современные лингвистические подходы к изучению термина и обосновать необходимость исследования театральной терминосисте-мы;

- определить состав театральной лексики, провести тематическую классификацию и дефиниционный анализ ключевых слов театральной термино-сферы;

- описать структурные, семантические свойства театральных терминов;

- проанализировать словообразовательные особенности формирования театральной лексики;

- рассмотреть лингвокультурные особенности формирования театральной лексики в английском и русском языках;

- выявить трудности перевода реалий и профессиональной театральной лексики.

Методологической основой исследования служит системно-аналитическое представление объекта филологического исследования (работы отечественных и зарубежных лингвистов В.М. Лейчика, Т.Л. Канделаки, Л.Ю. Буяновой, A.B. Суперанской, Н.Б. Гвишиани, П.Н. Денисова, Р.Ю. Кобрина, Б.Н. Головина. Л.М. Алексеевой, Т.Б. Крючковой и др.).

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые дается системное и многоаспектное представление театральной терминосистемы английского и русского языков в сравнительно-сопоставительном аспекте.

Впервые определены языковые и лингвокультурные тенденции формирования театральной лексики как в английском, так и в русском языках. Впервые рассмотрены особенности перевода театральной терминологии и профессиональной лексики.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней определяются общие закономерности формирования и функционирования театральных терминов, устанавливаются основные структурные и семантические параметры единиц театральной лексики, выявляются особенности перевода профессиональной театральной лексики.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования актуальны для осуществления лексикографических задач (составление одно- и двуязычных словарей), целесообразны для углубленного изучения театральной лексики английского и русского языков в курсах «Лексикология», «Основы перевода», «Межкультурная коммуникация».

Положения выносимые на защиту:

1. Театральная лексика в английском и русском языках формирует разветвленную терминосистему, объединяющую специальные термины, называющие понятия театра и театральной деятельности, которые представляют межсистемные понятийные поля.

2. Системные отношения театральных терминов реализуются в синонимических, омонимических, полисемических оппозициях. Ключевые слова терминосистемы являются гиперонимами и гиперсемами для других понятий театра; они образуют терминогнезда - высшие словообразовательные единицы театральной лексики.

3. Лингвокультурная специфика формирования театральной лексики в английском и русском языках определяется культурно-исторической ситуацией общества, доминирующей в соответствующий период развития театрального искусства и способствующей появлению новых понятий и терминов.

4. Функционирование театральной лексики в специальных и художественных текстах сопровождается семантическими и стилистическими изменениями, требующими учета при приводе. Необходимые переводческие приемы и трансформации способствуют адекватной передаче реалий театра, речевых форму (реплик, ремарок, команд), профессиональной театральной лексики.

Методы исследования, применяемые для решения поставленных задач: лингвистического анализа, структурный, описательный, компонентный, когнитивно-семантический, функциональный и др.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общего и славяно-русского языкознания (2007 г.), на Международной научно-лингвистической конференции «Язык и дискурс в современном мире» (Майкоп, АГУ, май 2005), межвузовской научно-методической конференции «Современная лингвистика: теория и практика» (Краснодар, КВВАУЛ, февраль 2006), межвузовской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (Краснодар, КубГУ, апрель 2006), всероссийской научно-практической конференции «Наука в вузе: современные тенденции: Труды Всероссийской научной конференции» (Новокузнецк, сентябрь 2007).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лексико-семантические и лингвокультурные особенности формирования театральной лексики в английском и русском языках"

Выводы

Итак, перевод предстает как деятельность, которая заключается в вариативном перевыражении, перекодировании текста, порожденного на одном языке, в текст на другом языке, осуществляемая переводчиком, который творчески выбирает вариант в .зависимости от вариативных ресурсов языка, вида перевода, задач перевода, типа текста и под воздействием собственной индивидуальности.

Наука о переводе и теория перевода - одна из самых молодых наук языкознания. В мире постоянно возрастает потребность общения в разных сферах человеческой деятельности, таких как наука, культура и пр. В большинстве случае такое взаимное общение возможно благодаря переводу.

Процесс перевода - это своеобразная языковая деятельность, направленная на наиболее полное воссоздание содержания и формы иноязычного текста на другом языке. Процесс перевода состоит из трех этапов: восприятия (чтения или слушания) на одном языке, понимания, воспроизведения на другом языке.

Перевод научно-технической литературы по праву занимает почетное место среди других видов перевода. Перевод специальной лексики считается особым видом перевода, поскольку полем его деятельности является научно-техническая литература, характеризующаяся своими особенностями. Согласно А.Я.Коваленко, «перевод же научно-технической литературы, которая отличается научным стилем и стилем официальных документов, часто требует особого анализа текста, изучения закономерностей языка науки и техники».

Основной отличительной чертой научно-технической литературы (далее специального текста) является то, что он рассчитан на специалиста в данной отрасли знаний. Язык специального текста имеет свои грамматические, лексические, фразеологические особенности и сокращения.

Наиболее типичным лексическим признаком специального текста является насыщенность специальными терминами и терминологическими словосочетаниями. Термины выражают понятия, научно обработанные и свойственные данной конкретной отрасли науки и техники. Перевод терминов представляет сложную задачу. Так, например, в лингвистическом аспекте термины, как и другие слова языка, имеют явление многозначности. Иногда один и тот же термин имеет разные значения в пределах разных наук (сцена/всеие). Особые трудности перевода вызывают случаи, когда один и тот же термин имеет разные значения, в зависимости от прибора или оборудования (башмак). Решающим фактором в выборе правильного значения при переводе является контекст.

Отсюда одной из проблем теории перевода является проблема передачи национально-специфических слов-реалий, которые «без колебания относят к безэквивалентной лексике» (Влахов,Флорин, 1980, с. 75).

Театральная лексика представляет собой наглядный материал для анализа национального колорита, поскольку, как мы отмечали ранее, она насыщена безэквивалентной лексикой, которая номинирует понятия, связанные с театральной деятельностью, а значит и культурной жизнью носителей как английского, так и русского языков. Безэквивалентная лексика является наиболее национальной окрашенной, так как отражает национальную культуру и содержанием, и формой. Таким образом, реалии - это слова, максимально нагруженные социокультурной информацией, основными признаками которых являются безэквивалентность и национально-культурная маркированность.

В театральной терминосистеме наблюдается особый пласт лексики, которая также представляет трудность для перевода - это целая система речевых формул: команды режиссера, ремарки, реплики. Данные речевые выражения как в английском, так и русском языках представляют короткие немногословные (1-2-3 слова) фразы императивного характера.

Ремарки являются необходимой составляющей театральной лексики, поскольку с их помощью осуществляется показ спектакля. Поскольку значение ремарок несколько отличается от значений общелитературной лексики, переводчику необходимо знать точный смысл ремарок для адекватной передачи ИЯ в тексте перевода театрального произведения.

При переводе театрального жаргона следует помнить, что жаргон - это разновидность речи, характеризующаяся профессиональной лексикой и фразеологией. Лексика жаргона строится на базе литературного языка путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения и т.п., это необходимо учитывать при переводе и применять необходимые переводческие трансформации для адекватного перевода.

В процессе перевода специальной лексики переводчику необходимо использовать специальные словари и справочники, которые содержат информацию определенной отрасли знания. В мире существуют и различные специальные энциклопедии, дающие не только языковую, но и экстралингвистическую информацию определенной сферы знания.

Следует отметить, что изданий, посвященных театру, крайне мало, и практически отсутствуют одно- и двуязычные словари театральной лексики. Вследствие этого самым актуальным вопросом сегодня является составление и издание специального словаря-справочника о театре и театральной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая диссертация посвящена изучению и описанию лексико-семантических и лингвокультурных особенностей формирования театральной лексики в английском и русском языках.

На основании исследования научной литературы в области терминове-дения мы пришли к выводу, что терминосистемы формируются и функционируют по мере формирования теории науки. Терминология, охватывая всевозможные аспекты теории науки, образует терминосистемы.

Необходимо отметить то, что в современном языкознании отсутствует четкое определение понятия «термин». Вслед за C.B. Гриневым, В.В. Виноградовым и др., мы также считаем, что термины - это специальные понятия, которые возникают не в обиходе, а в соответствующих областях науки и имеют свои семантические, синтаксические и прагматические свойства.

Термины разделяются на две группы: термины - названия и термины -понятия. В науке выделено семь групп единиц-терминов, входящих в терми-носистему: основные, производные, сложные, базовые, привлеченные, общенаучные и общетехнические термины, термины широкой семантики.

Взаимосвязь термина с другими терминами и принадлежность его к терминосистеме подчеркивает его логический признак.

Изучение научных концепций в области терминоведения показало непостоянность классификации терминов, а также ее зависимость от развития и усовершенствования научных знаний.

Анализ театральной терминологии показал, что ее структура в целом соответствует структуре общелитературного языка. Исследования текстов, содержащих театральную терминологию, выявили три основных функциональных стиля: научный, официально-деловой и публицистический. Язык театра используется в специальных текстах и художественной речи, где театральная терминология может выступать в своем прямом назначении - функции именования специального понятия.

Анализ лексического состава специального языка театрального искусства подтвердил его неоднородность. Лексико-семантическое ядро составляют три терминологических блока: общенаучная, межнаучная и узкоспециальная терминология. Кроме того, сюда относится и неспециальная лексика общенаучного употребления.

Наука в области театра тесным образом связана со смежными научными и учебными дисциплинами (историей, литературой, географией, иностранным языком, психологией и педагогикой и т.д.), поэтому в лексику театрального искусства входят многие межотраслевые термины, которые могут употребляться в разных значениях (роль, игра, диалог, монолог и т.д.)

В состав театральной терминологии включаются неспецифические единицы, слова общего литературного языка, которые используются в театральном искусстве без изменения своих значений.

Особую группу в театральной терминологии составляет общетеатральные термины, которые отображают стилевые и жанровые особенности языка театра и несут информацию о театре и театральном искусстве.

Предмет общей теории терминологии составляют: изучение формирования и употребления специальных слов, с помощью которых аккумулируются и передаются накопленные человечеством знания; совершенствование существующих терминологических систем; поиски оптимальных путей создания новых терминов и их систем; поиски универсальных черт, свойственных терминологиям разных областей знания.

Термин понимается как специальное слово или словосочетание, принятое в определенной профессиональной сфере и употребляемое в особых условиях. Термин представляет собой словесное обозначение понятия, входящего в систему понятий определенной области профессиональных знаний. Терминология (как совокупность терминов) составляет автономный сектор любого национального языка, тесно связанный с профессиональной деятельностью. Термины каждой отрасли науки, техники, производства формируют свои системы, определяемые, в первую очередь, понятийными связями профессионального знания при стремлении выразить эти связи языковыми средствами.

Таким образом, язык оказывается структурным элементом научного знания. Являясь инструментом, с помощью которого формируются научные теории, законы, принципы, положения, термины и терминологии как их системы представляют собой важную составную часть науки и техники.

Театральный термин является членом театральной терминологической системы, относящейся к области театра, и его концептуальное содержание определяется его местом в системе. Термины, в отличие от «обиходных» слов, внутри своего терминологического поля обычно однозначны; одно и то же слово может быть термином различных областей знания (ср. термин игра в театральном искусстве, психологии и педагогике). Термины противопоставлены общей лексике также в том отношении, что они связаны с определенной научной концепцией: в термине отражаются результаты научных исследований и их теоретическое осмысление.

Термином может быть любое слово, которому дана четкая дефиниция, определяющая именуемое понятие и жестко ограничивающая понятийную сферу, обеспечивая изоляцию от обывательских смыслов омонимичного слова общей лексики. Термином может стать и искусственно созданное слово.

В театральной терминосистеме мы выделили следующие термины: научные, общетеатральные, узкоспециальные и неспецифические. Необходимо отметить, что язык театра используется также в художественной речи, где театральная терминология может выступать в своем прямом назначении -функции именования специального понятия. Структура театральной терминологии в целом соответствует структуре общелитературного языка.

В процессе исследования материала в русском и английском языках выделены следующие типы однословных театральных терминов. В театральной терминосистеме различают простые и составные (двусловные и многословные) термины.

Анализ показал, что самой распространенной группой в английском и русском языках являются словосочетания состоящие из двух компонентов и трех компонентов. Театральные термины-словосочетания, состоящие из четырех и более слов, встречаются реже. Исследование структуры многокомпонентных терминов показало, что театральные термины создаются по уже существующим моделям. Термины из четырех и более компонентов характеризуются последовательным подчинением слов (цепочные отношения). В главе представлен анализ ключевых слов в системе театральной терминоси-стемы (театр, play).

Необходимость изучения семантики театральных терминов требует исследования их формальной структуры. Знание основного состава морфем и моделей образования терминов в театральной терминосистеме необходимо не только для однозначной семантизации неизвестных терминов в соответствии с традицией и спецификой театральной терминосферы, которая находится в стадии развития.

Преобладание существительных отмечается в анализируемой терминосистеме. Термины-имена существительные - распределяются на непроизводные, производные, сложные и сложно-производные. Частотность непроизводных терминов-существительных самая высокая.

Исследование структуры производных существительных показало, наличие префиксального, суффиксального, префиксально-суффиксального способов образования театральных терминов. Наиболее распространенным способом морфологического терминообразования в театральной лексике английского языка является суффиксация. Они составляют основной инвентарь суффиксальных морфем в языке и определяют специфику терминов театра: обозначение процессов, действий/состояний. В русском языке отмечен 21 суффикс с различной частотностью употребления в специальной литературе.

Анализ семантических отношений показал что синонимия, антонимия, и омонимия широко представлены в театральной терминосистеме.

Синонимы в речи театроведов используются для: 1) более точного выражения мысли; 2) выражения эмоциональной окраски; 3) как средство избегания повторов; 4) как способ связи соседних предложений в тексте.

Антонимия в театральной терминологии выступает как одни из регулярных принципов наименования театральных понятий с противоположным содержанием.

Полисемия является одним из видов многозначности терминов. Между значениями полисемичных театральных терминов возникает связь, отражающая реальные концептуальные связи.

Анализ материала показал, что в театральной терминологии встречаются термины-омонимы.

Лингвокультурный аспект исследования театральной лексики раскрывает причины, способствующие формированию данного языкового пласта, описывает процесс заимствования иноязычных театральных терминов; дается дефиниционный анализ некоторых терминов.

Выявлено, что заимствование в исследуемой терминосфере осуществляется при помощи: транслитерации; буквального перевода; суффиксации; лексикализация; словосложения.

Важной характеристикой, и отличительной чертой театральной лексики является наличие терминов-метафор, обладающих колоритностью и индивидуальностью.

Процесс калькирования рассматривается как отдельный терминотвор-ческий прием, выявлены типы калек: словообразовательная, семантическая и сочетаемостная.

Результаты проведенного исследования показали, что большинство театральных терминов - простые (однокоренные) слова. В связи с этим различаются микрогнезда и макрогнезда терминов как высшие словообразовательные единицы театральной лексики. В ходе исследования в английском и русском языках были выявлены терминодеривационные цепочки, которые представляют уникальный по своей внутренней системности и организации деривационный материал.

В мире постоянно возрастает потребность общения в разных сферах человеческой деятельности, таких как наука, культура и пр. В большинстве случае такое взаимное общение возможно благодаря переводу. Процесс перевода - это своеобразная языковая деятельность, направленная на наиболее полное воссоздание содержания и формы иноязычного текста на другом языке. Особенности перевода театральной лексики включает учет особых речевых формул (ремарок, реплик, команд режиссера), а также театрального жаргона, требующего знания узкопрофессиональной информации. Сегодня актуальным вопросом является составление и издание двуязычных специальных словарей.

Перспективой настоящего исследования можно считать углубленный анализ театральной лексики с точки зрения выделения отдельных лексико-семантических групп и изучение особенностей речевой реализации специалистов в области театрального искусства.

 

Список научной литературыМиронова, Марина Руслановна, диссертация по теме "Теория языка"

1. Авербух К.Я. Стандартизация терминологии: некоторые итоги и перспективы // Научно-техническая информация Сер. 1. - 1985. - №3.

2. Авербух К.Я. Терминологическая вариантность: теоретический и прикладной аспекты // Вопросы языкознания 1986. - №6.

3. Алексеева И.С. Введение в переводоведение: Учеб. пособие для студ. филол. и лингв, фак. высш. учеб. заведений. М., 2004.

4. Алексеева Л.М. Проблемы термина и терминообразования: Учебное пособие по спецкурсу Пермь, 1998.

5. Андреева И.М. Взаимосвязь театра и театрализованного сознания в социуме: автореф. дис.д-ра филос.наук/ И.М. Андреева. Краснодар, 2006.

6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 2005.

7. Балабанов, А.Т. Прагмалингвистические параметры перевода //Язык в мире и мир в языке: Матер. Междунар. науч. конф. Сочи; Карлсруэ; Краснодар, 2001.

8. Баранов М.Т., Костлева Т.А., Прудникова A.B. и др. Русский язык. М., 1988.

9. Бархударов Л.С. Язык и перевод М., 1975.

10. Безуглова Н.В. Лингвострановедческий анализ ономастических реалий. http://www.FESTU.rU/PubSite/projects/GUZEL/5.htm (17.04.04).

11. Белинский В.Г. О драме и театре. В 2-х т. Т.2. 1840-1848 гг. /ВНИИ искусствознания М-ва к-ры СССР: ЛГИ театра, музыки и кинематографии.-М., 1983.-М., 1961.

12. Большой англо-русский словарь / Под ред. И.Р.Гальперина. М.,1988.

13. Большой толковый словарь иностранных слов /М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинский. М., 1995.

14. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров: Кн. для учащихся.-3-e изд., испр.-М.: Просвещение, 1988.

15. Брагина A.A. Лексика языка и культура страны. М., 1986.

16. Буянова Л.Ю. Терминообразование как аспект языка // Актуальные проблемы филологии в вузе и в школе: материалы Тверской межвузовской конференции ученых филологов Тверь, 1995.

17. Буянова Л.Ю. Термин как единица логоса: Монография. Краснодар: Кубанский государственный университет. 2002.

18. Буянова Л.Ю. Терминологический словарь корневых гнезд языка науки. Краснодар, 2005.

19. Буянова Л.Ю. Терминологическая деривация: философское осмысление //Текст. Интертекст. Перевод /Под ред. В.В.Зеленской. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2004.

20. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.

21. Велехова Н. Превращения искусства, или Знаете ли вы, что такое Колизей, Голливуд, итальянский неореализм. (Мистерии культуры глазами современника)/Н.Велихова // Театр, жизнь. 2000. - №9.

22. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений // Избр. труды -М., 1972.

23. Виноградов B.C. Лексические вопросы перевода художественной прозы. М., 1978.

24. Винокур Г.О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии // Труды Моск. Ин-та истории, философии и литературы Т.У. Сб. статей по языковедению - М., 1938.

25. Винокур Г.О.Введение в изучение филологических наук — М.,2000.

26. Влахов С., Флорин С. Непереводимое в переводе. М., 1980

27. Володина М.Н. Теория терминологической номинации М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.

28. Гарбовский Н.К. Теория перевода: Учебник. М., 2004.

29. Гвишиани М.Б. Язык научного общения (вопросы методологии): Монография М.: Высшая школа, 1986.

30. Головин Б.Н., Кобрин Р.Ю. Лингвистические основы учения о терминах. М., 1987.

31. Гринев C.B. Введение в терминоведение М., 1993.

32. Гринев C.B. Семиотические аспекты терминоведения // Терминоведение / Под. ред. Татаринова В.А. М.: Московский Лицей, 1997. - вып. 2.

33. Гринев C.B. Терминологические заимствования: Краткий обзор современного состояния вопроса // Лотте Д.С. Вопросы заимствования упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов М., 1982.

34. Гринев C.B., Лейчик В.М. К истории общественного терминоведения //Научно-техническая информация Сер Л. - 1999. - №7.

35. Гуревич Л. История русского театрального быта. Т.1. — М.-Л.,1939.

36. Денисов П.Н. Еще о некоторых аспектах изучения языков науки // Проблемы языка науки и техники: Логические, лингвистические и истори-ко-научные аспекты терминологии М., 1970.

37. Дигоева Э.В. Язык и наука XX века: http://www.darial-on.ru (23.01.04).

38. Дубичинский В.В., Клебанова С.М. Краткий словарь театральной лексики. Харьков, 1993.

39. Еремеева Т.А. В мире театра. М., 1984.

40. Иллюстрированная история мирового театра/Под ред. Джона Рассела Брауна. М.: БММ АО, 1999. - 582 с.

41. История русского драматического театра от его истоков до конца XX века/ Отв.ред. Н.С.Пивоварова. М.: ГИТИС, 2005.

42. Йолон П.Ф. Система теоретического знания // Логика научного исследования М, 1965.

43. Жених Е.Л. Особенности природы немецкой безэквивалетной лексики и ее влияние на перевод с немецкого языка на русский. Дисс.канд.филол.наук. М., 2000.

44. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века: Театр эпохи Просвещения: тенденции и традиции. М., 1987.

45. Калашников Ю. Театральная этика Станиславского. М., 1960.

46. Канделаки Т.Л. Семантика и мотивированность терминов — М.,1977.

47. Коваленко А.Я. Общий курс научно-технического перевода: Пособие по переводу с англ.языка на рус. Киев: «Фирма «ИНКОС», 2003.

48. Коваленко, Т.В. Некоторые тенденции развития современного отечественного театрального искусства /Т.В.Коваленко //Кайгородовские чтения: материалы науч.-практ.конф. (март, 2005 г.). Вып.4. Краснодар, 2005.

49. Комарова, З.И. Семантическая структура специального слова и ее лексикографическое описание Свердловск, 1991.

50. Кондрашкина С.И. Составные спортивные термины в современном русском языке-Диссертация.канд. филолог, наук. Л., 1974.

51. Косова М.В. К вопросу о грамматической типологии терминов // Актуальные проблемы современной русистики. Материалы Всеросс. научно-практической конф. памяти В.И. Чернова: В двух ч. Ч. 2. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000.

52. Красноярова О.В. Театр и театральная критика // Красноярова О.В. Газетная художественная критика: Учеб. пособие.- Иркутск, 2004.

53. Крюкова, Т. Постмодернистский театр как художественный код. /Т.Крюкова //Совр. драматургия. 2006. - №2.

54. Крыжановская А.В., Симоненко JT.A. Актуальные проблемы упорядочения научной терминологии Киев, 1987.

55. Крупное В.Н. Практикум по переводу с английского языка на русский: Учеб.пособие для вузов /В.Н.Крупнов. М.: Высшая школа, 2006 .

56. Кульгавова JI.B. Опыт анализа значений говорящего (на материале абстрактного имени love в совр. англ. языке): Автореф. дис. .канд. филол. наук. Иркутск, 1995.

57. Кутина Л.Л. Термин в филологических словарях (к антитезе: энциклопедическое филологическое)// Проблематика определений терминов в словарях разных типов. - Л.: Наука, 1976.

58. Латышев Л.К. Технология перевода. М., 2001.

59. Лейчик В.М. Интеграция наук и унификация научно-технических терминов // Вестник Академии наук СССР, 1980. №8.

60. Лейчик В.М. Особенности функционирования терминов в тексте // Филологические науки. 1990. - № 3.

61. Лейчик В.М. Терминоведение. Предмет, методы, структура М.,2002.

62. Лингвистические проблемы научно-технической терминологии -М., 1970.

63. Лингвистический энциклопедический словарь // Под ред. В.Н.Ярцевой. -М., 1990.

64. Литература и театр: Учеб. пособие по практической режиссу-ре/Сост. В.А.Ращупкин, науч.ред. Л.Ф.Шкилева. Самара: СГИИК, 1994.

65. Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева М.: Советская энциклопедия, 1987.

66. Логинова З.С. Англизмы в спортивной терминологии русского языка. Синхронно-диахроническая характеристика. Диссертация.канд. филолог, наук. Ташкент, 1978.

67. Лотте Д.С. Основы построения научно-технической терминологии. Вопросы теории и методики. М.: Изд-во АН СССР, 1961.

68. Меркулова, М.Г. «Новая драма» конца XIX начала XX века /М.Г.Меркулова //Вестн. Моск.гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. — №3.4.1.

69. Миньяр-Белоручев, Р.К. Теория и методы перевода. М., 1996.

70. Моисеев, А.И. К определению терминов в словарях // Проблематика определений терминов в словарях разных типов. М.: Наука, 1976.

71. Моисеев, А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. Л., 1987.

72. Молчанова, С.В. Авторское начало в отечественной драматургии и театре второй половины XX века. Автореф. дис. канд. искусствоведения/ С.В.Молчанова. М.: Изд.центр МГАПИ, 2003.74. Моэм, С. Театр. М., 1983.

73. Музыкальный энциклопедический словарь.- М., 1966

74. Национальный театр в контексте многонациональной культуры: архивы, библиотеки, информация: доклады /Рос. гос. б-ка по искусству: Четвертые михоэлсовские чтения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 320 с.

75. Нелидов, В.А. Театральная Москва: Сорок лет Московских театров/ В.А.Нелидов. М.: Материк, 2002.

76. Немирович-Данченко, В.И. О творчестве актера. М., 1984.

77. Немирович-Данченко, В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма /В.И. Немирович-Данченко. М.: Правда, 1980.

78. Овсянников, С. Зрелищность и выразительность театрализованного представления/С.Овсянников. СПб, 2003.

79. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1991.

80. Перель Э. Англо-русский и русско-английский театральный словарь. М.: Филоматис, 2005.

81. Побережников И.В. Пространственная динамика модернизации теоретико-методологические аспекты. http://www.iriss.ru/attachdownload7objectid (12.02.04).

82. Попов Р.В. Русская спортивная терминология: диссертация. канд. филолог, наук; Северодвинск, 2003.

83. Работа в театре = Theaterarbeit. Берлин, 1960.

84. Реформатский А.А;Что такое термин и терминология. М., 1959.

85. Реформатский A.A. Введение в языковедение. М., 1967.

86. Реформатский A.A. Термин как член лексического системы языка // Проблемы структурной лингвистики. М., 1967.

87. Реформатский A.A. Мысли о терминологии // Современные проблемы русской терминологии. М.: Наука, 1986.

88. Рецкер Я.И. Теория перевода и переводческая практика. М., 1974.

89. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 2001.

90. Романова, Н.В. Специфика театра: теоретико-методологический анализ: Автореф. дис.на соиск. учен. степ. канд.филос.наук/МГУК. М., 1995.

91. Рубина, Ю.И., Завадская Т.Ф., Шевелев H.H. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью М., 1974.

92. Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование: Лексика современного русского литературного языка М., 1968.

93. Рылов A.C. Синонимия терминов спортивных игр // Актуальные проблемы современной русистики. Материалы Всеросс. научно-практической конференции памяти В.И. Чернова: в двух частях. Часть втора. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000.

94. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии/ Под ред. А.Е. Кибрика. М., 1968.

95. Слепович, B.C. Практический курс перевода с русского языка на английский = Russian English Practical Translation Course / В.С.Слепович. - Мн.: БГЭУ, 2004.

96. Совершенствование понятийно-терминологического аппарата науки о театре (По материалам научно-практической конференции «Понятийно-терминологический аппарат в теории и практике театра») //Зрелищные искусства: Экспресс-информация. М., 1986. - Вып.З.

97. Современный словарь иностранных слов /Изд-во «Русский язык». М., 1993.

98. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Собр. соч., в 8-ми т., т.1-М., 1958.

99. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1983.

100. Суперанская A.B., Подольская Н.В., Васильева Н.В. Общая терминология // Вопросы теории М., 2004.

101. Сценическая речь, в театральном вузе: сб.ст. ВыпЛ/сост. и отв.ред. И.Ю. Промтова. М.:»ГИТТИС», 2006.

102. Табанакова В.Д. Идеографическое описание научной терминологии. Тюмень, 1999.

103. Театр: энциклопедия. М., 2002.

104. Театр в книжной и электронной среде = Theatre in Book and Digital Media: доклады РГБ по искусству; Шестые науч. чтения «Театральная книга между прошлым и будущим». М.: ФАИР-ПРЕСС: Издат.-торг. дом ГРАНД, 2005.

105. Театральная энциклопедия. Т.1. / Гл.ред. С.С. Мокульский. М.,1961.

106. Театры России: Справочник. 4.2. М., 1996.

107. Телия В.Н, Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986.

108. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.

109. Томахин Г.Д. Реалии-американизмы. М.: Высшая школа,1988.

110. Уфимцева A.A. Слово в лексико-семантической системе языка. М, 1968.

111. Уорф Б. Л. Лингвистика и логика //Новое в лингвистике. Вып. 1/Под ред. В.А. Звегинцева. М.: Изд-во Иностр. Лит., 1960.

112. Федоров A.B. Основы общей теории перевода. М., 1983.

113. Федорченко Е.А. Становление и развитие терминологической лексики таможенного дела в русском языке М., 2004.

114. Фененко H.A. Язык реалий и реалии языка. Воронеж, 2001.

115. ХайенкоГ.А. Страницы истории советского театра. М., 1983.

116. Хрестоматия по переводоведению / Сост. Л.И.Сидорова, В.И.Тхорик. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2004.

117. Циткина Ф.А. Терминология и перевод (к основам сопоставительного терминоведения). Львов, 1988.

118. Цунский, И.В. Театральная герменевтика и анализ театрального текста //ОНС. 2000. - №3.

119. Цыбина Д.Ю. Проблема перевода реалий //Перевод и интерпретация текста. М., 1988.

120. Чистюхин, И.Н. Театральные системы в контексте народной культуры: Автореф.дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1999.

121. Швейцер А.Д. Теория перевода: Статус, проблемы, аспекты. М.,1988.

122. Шелов С.Д. Логическое и лингвистическое определение в определении терминов: Об одном синтаксическом правиле определения // Известия академии наук СССР. Сер. литературы и языка. М., 1987.

123. Шумагер Е.И. Слова-этнореалии в составе лексики современного языка: Автореф. дис.канд. филол. наук. Калинин, 1986.

124. Штейнпресс Б.С. и Ямпольский И.Н. Энциклопедический музыкальный словарь М., 1966.

125. Щепкин М.С. Записки. Письма. Современники о М.С. Щепкине -М, 1954.

126. Щепкина-Куперник Т. Из воспоминаний о русском театре. М.,1956.

127. Иллюстрированный словарь английского и русского языка с указателями. М., 2003.

128. Словарь культуры XX века. http://rudnevslovar.narod.ni/p 1 .htm. (14.02.04).

129. Современные проблемы русской терминологии /Отв.ред. В.П.Даниленко. М.: Наука, 1986.

130. Театр: ежемесячный журнал драматургии и театра. М., 1989.

131. Театральная Россия 2005. М., 2004. - Вып. 2.

132. Театральная жизнь. 2006. - №№5,6.

133. Театральная энциклопедия. Под ред. П.А. Маркова. - Изд-во «Советская Энциклопедия». - М., 1965

134. Театр: энциклопедия. М.: OJIMA- ПРЕСС Образование, 2002.

135. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н. Ушакова. -М., 2006.

136. Энциклопедия «Кругосвет», 2007. -http://www.krugosvet.ru/search.139. Душа моя.-Март 2007.-№3.

137. Chicago. (12.02.04). www.curtainup.com

138. Hutchison Dictionary of the Arts, the = Словарь искусств. -M., 1996.

139. Jampelt R.W. Die Ubersetzung naturwissenschaftlicher und technischer Literatur (Sprachliche Masstabe und Methoden zur Bestimmung ihrer Wesenzuge und Probleme). Berlin, 1961.

140. Maugham W.S. Theatre. M., 2005

141. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. Seventh Edition. Oxford University Press, 2005.

142. Wilde 0. The Picture of Dorian Grey. Moscow Progress Publishers. - M., 1979.