автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Лексико-стилистические средства выражения оценки в идиостиле Саши Черного (Александра Гликберга)

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Рыбальченко, Ольга Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Мичуринск
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Лексико-стилистические средства выражения оценки в идиостиле Саши Черного (Александра Гликберга)'

Текст диссертации на тему "Лексико-стилистические средства выражения оценки в идиостиле Саши Черного (Александра Гликберга)"

г- $ г/\ <Г% / % »— /

/ / , / / / ✓ * / 1

мичуринским государственный педагогическии

институт

На правах рукописи

Рыбальченко Ольга Ивановна

ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В ИДИОСТИЛЕ САШИ ЧЕРНОГО (АЛЕКСАНДРА ГЛИКБЕРГА)

Специальность 10.02.01 - русский язык

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Т.В. Маркелова

Мичуринск - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................3

ВВЕДЕНИЕ. ПОЭТИКА О ЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ИДИОСТИЛЕ САШИ ЧЕРНОГО....................................................................9

§ 1. Вводные замечания.......................................................................9

§ 2.Семантические доминанты творчества Саши Черного..........13

2.1. Ироническое восприятие действительности.............................13

2.2. Деструкция как способ осмысления мира................................21

§ 3 .Ирония и оценка............................................................................26

§ 4.Ироническая оценка и эмоция..............................:.....................30

§ 5.Тип внутреннего отправителя (субъект оценки)......................35

§ 6.Терминологический аппарат исследования............................37

6.1. Дифференциальные признаки оценок-прагмем.......................39

6.2. Проблема оценочной коннотации.............................................42

6.3. Вопрос об оценочной метафоре................................................44

ВЫВОДЫ..................Г.................................*........................................47

ГЛАВА 1.ПРАГМЕМА КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ САШИ ЧЕРНОГО....................................49

§ 1 .Основные приемы выражения иронического отношения.......49

§ 2.Субстантивные прагмемы отрицательной сферы. Объект

оценки-лицо................................................................................................53

§ 3.Признаковые прагмемы отрицательной сферы.........................69

§ 4.Прагмемы отрицательной оценки. Денотат - состояние,

процесс, событие..........................................................................................74

§ 5. оценки-пр агмемы положительной сферы в поэтике

Саши Черного................................................................................................83

ГЛАВА 2.3НАКИ-КОННОТАЦИИ ICAK СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ

ОЦЕНКИ В ПОЭТИКЕ САШИ ЧЕРНОГО.................................................89

§ 1 .Употребление зоонимов с оценочной коннотацией................89

1.1. Предикатная позиция знаков-коннотаций ЛСГ зоонимов.......95

1.2. Оценочное значение зоонимов в функции сравнения............100

1.3. Оценочное употребление зоонимов в позиции субъекта.......102

1.4. Нарушение образа - штампа в тексте......................................105

1.5. Отыменные дериваты со значением сравнения в тексте.......107

1.6. Образ птицы как символ оценочного отношения в идиостиле Саши Черного...........................................................................................109

§ 2.Употребление бытовой лексики с оценочной коннотацией. 117 ВЫВОДЫ............................................................................................131

ГЛАВА 3. ОЦЕНОЧНАЯ МЕТАФОРА В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ САШИ ЧЕРНОГО......................................................................133

§ 1 .Метафора и ирония.....................................................................133

1.1. Сходство и различие метафоры и иронии..............................133

1.2. Психологические основы метафоры.......................................135

1.3. Синкретическая метафора.......................................................137

§ 2.Оценочная метафора с ведущим вкусовым модусом

перцепции.....................................................................................................138

§ 3 .Оценочная метафора с ведущим зрительным модусом

перцепции.....................................................................................................149

§ 4.Оценочная метафора с ведущим осязательным модусом

перцепции.....................................................................................................161

ВЫВОДЫ............................................................................................163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................165

БИБЛИОГРАФИЯ................................................................................168

ПРЕДИСЛОВИЕ

Объектом исследования является поэтика оценочных значений в идиостиле Саши Черного (Александра Гликберга). Художественная речь этого талантливого и самобытного автора занимает важное место в истории русского литературного языка 20 столетия, расширяет представление о "языковой картине мира" в России предреволюционных и первых послереволюционных лет, отражает язык русской эмиграции.

Предметом исследования избраны лексические средства выражения оценочных значений, их семантические и стилистические функции, принцип отбора и организации их в поэтических текстах Саши Черного.

Исследуемая работа актуальна по двум причинам: она затрагивает стремительно развивающееся в настоящее время аксиологическое направление в русистике (Арутюнова Н.Д., Вольф Е.М., Ивин A.A., ЛекантП.А., Маркелова Т.В., ТелияВ.Н., Шмелева Т.В. и многие другие), разрабатывая представление об иронической оценке (1), и применяет его к анализу поэтического языка одного из крупнейших русских мастеров сатиры 20 века, который знаменовал собой "возвышенное и земное, нежность и колючесть, кротость и бунтарство, консерватизм и эксцентричность, утверждение и отрицание" (Иванов 1996, 23) этого времени, неоднозначного и противоречивого (2).

Значимость первой причины неоспорима и детерминирована

общечеловеческой^ важностью категории оценки. Вторая причина

/

определяется отсутствием полного и системного описания лексического строя поэзии Саши Черного в лингвистической литературе: специальные работы посвящены жизни и творчеству поэта, а также литературоведческому анализу отдельных текстов (Евстигнеева JI.А., Иванов A.C., КривинФ., Паперный 3., Приходько В., Усенко JI.B., Шевелев Б., Шнейдерман Э. и другие).

Языковой портрет автора раскрывает его индивидуальный способ осмысления картины мира, ценностные ориентации и выражается стратегией использования слова в высказывании. Языковые средства интерпретации оценочных значений формируют (в числе прочих) индивидуальный поэтический стиль автора, несущий обязательный биографический отпечаток. Поиск этих средств и их описание помогают понять неисчерпаемые возможности поэтического слова, "преображенные" оценивающим субъектом - Сашей Черным. Наблюдения над лексико-стилистическими средствами выражения оценки в поэтических текстах Саши Черного в какой-то мере проясняют некоторые аспекты языка сатирической поэзии начала 20 века.

В нашей работе мы ставим цель: исследовать и описать лексикостатистические средства выражения оценки в идиостиле Саши Черного, установить взаимосвязь содержательной стороны и языковой ткани поэтических текстов, учитывая своеобразие авторского иронического осмысления действительности.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

• выявить семантические доминанты творчества поэта;

• определить эмотивную, коммуникативную и стилистическую природу иронической оценки;

• описать экспрессивные возможности иронического словоупотребления в контексте;

• выявить стилистические функции лексем в процессе выражения ими оценочного значения;

• проследить зависимость шкалы оценки и "шкалы" иронии с точки зрения градации оценочного и иронического отношения на уровне лексем;

• описать и систематизировать оценки-прагмемы, используемые автором в тексте;

• выделить основные лексико-семантические группы знаков-коннотаций, функционирующих в идиостиле Саши Черного, и определить их стилистические свойства;

• описать лингвистическую и психологическую природу оценочной метафоры в поэтике Саши Черного;

• определить зависимость семантико-стилистических функций оценочной лексики от синтаксической позиции в высказывании;

• пронаблюдать языковые принципы смешения жанров сатиры и лирики, "высокого" и "низкого" в поэтическом тексте.

Основная исследовательская гипотеза заключается в том, что в поэтических текстах Саши Черного преобладает ироническая оценка объективной действительности, выраженная лексическими средствами в коммуникативно-прагматическом контексте художественной речи.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основными семантическими доминантами идиостиля Саши Черного являются ирония и деструкция, обусловленные спецификой мировосприятия поэта.

2. Коммуникативная природа иронической оценки строится на контрасте речевых намерений оценивающего субъекта: вербально выраженного одобрения и не выраженного, но вытекающего из подтекста неодобрения (осуждения).

3. Важную роль в выражении эмоционально-оценочного отношения играет ироническое словоупотребление, основанное на смене одного оценочного компонента в семантике слова на другой, прямо противоположный, что обусловлено эмотивной и стилистической природой иронии ("притворство", "скрытая насмешка"). Наиболее продуктивным в идиостиле Саши Черного является пейоративный тип изменения эмоциональной оценки (от "плюса" к "минусу").

4. Ироническая оценка соотносит негативное с позитивным, "включает" отрицательное в положительное, выражает ложное, неистинное одобрение, отражая единство оценочной шкалы, взаимопроникновение её компонентов, детерминированное субъективным фактором оценочного значения.

5. Употребление в одном контексте слов с высокой и сниженной (разг., прост.) стилистической окраской способствует выражению иронического отношения к объекту оценки.

6. Градационное устройство шкалы оценок является основой для своеобразной "шкалы" иронии: добрая ирония - язвительная ирония - злая ирония и др.

7. В идиостиле поэта преобладают знаки-прагмемы со значением отрицательной оценки лица и признака, выражающие негативные интенции автора.

8. Одним из признаков идиостиля автора являются зоонимы и бытовая лексика, которые в контексте приобретают отрицательные оценочные коннотации, детерминируя высокую экспрессивность поэтики Саши Черного.

9. В основе оценочной метафоры Саши Черного лежат сенсорные модусы. Ведущее место в идиостиле поэта занимает синкретическая метафора с базовыми вкусовым, зрительным, тактильным модусами перцепции, что отражает отношения между оценкой и эмоцией: оценочная эмоция первична, возникающая на её основе оценочная метафора - вторична.

10. Характерной чертой идиостиля поэта является использование знаков-прагмем и знаков-коннотаций не только в предикатной, но и в субъектной позиции, что способствует усилению воздействующей силы иронической оценки и повышает образность поэтического текста.

Теоретической основой исследования являются коммуникативно-прагматический и функционально-семантический подходы к категории оценки (Арутюнова Н.Д., Вольф Е.М., Маркелова Т.В. и др.), которые предполагают описание языкового знака с точки зрения его использования,

функционирования в речевой деятельности, в нашем случае, в поэтическом тексте. Приоритетными в лингвопоэтике для автора были труды

Виноградова В.В., Винокура Г.О., Гаспарова М.Л., Григорьева В.П., Лотмана Ю.М., Новикова Л.А., Ревзиной О.Г., Якобсона Р. и других ученых.

Основными методами, применяемыми в процессе исследования, являются лингвистическое наблюдение, филологический анализ художественного текста: структурно-семантическое и прагматическое описание; индуктивный метод анализа от конкретных языковых фактов к установлению системных отношений между ними и обобщения на этой основе теоретических положений и выводов; использовался также метод компонентного семантического анализа.

Выводы исследования основываются на анализе поэтических текстов книг "Разные мотивы", "Сатиры", "Сатиры и лирика" (Собрание сочинений в 5 т. М., 1996; Черный С. Стихотворения. М., 1991 ), "Жажда" (Издание автора. Берлин, 1923). Исследовано около 3000 примеров, извлеченных из поэтических текстов автора.

Определения значений слов даются по Словарю русского языка в 4-х томах под ред. Евгеньевой М., 1986.

Научная новизна состоит в том, что комплексный анализ взаимодействия оценочной системы языка и её реализации (поэтических текстов автора) распространяет сферу изучения "динамического" аспекта языка на систему речевых средств в идиостиле автора, его текстов. В работе впервые представлена классификация оценочных лексических средств как компонентов содержательной информации поэтических текстов Саши Черного.

Поэтические тексты Саши Черного впервые подвергаются лингвистическому комментированию, в котором выявлен имплицитный характер авторских оценок, коррелирующий с заведомым несоответствием положительного значения и отрицательного подтекста, определяющий

совмещение негативного и позитивного в ироническом словоупотреблении как специфическом признаке идиостиля поэта-сатирика и поэта-лирика, пессимиста и оптимиста, критика и поклонника, в поэтической картине мира которого боль и жалость, возмущение и восхищение, ненужность и необходимость неразрывно связаны друг с другом.

Исследование имеет общефилологическую направленность, определяющуюся органичным сочетанием аспекта собственно лингвистического с поэтикой художественного текста, то есть языковая личность рассматривается в тесном переплетении лингвопоэтических, литературоведческих и мировоззренческих позиций.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования её материалов в процессе преподавания лингвистического анализа художественного текста, стилистики языка, теории художественной речи, теории и практики лингвистической поэтики, истории языка художественной литературы 20 века; в разделах лексики и лексикологии современного русского языка; при разработке спецкурсов по проблемам прагмалингвистики в вузе и в практике преподавания русского языка и литературы в школе.

Апробация работы. Основные положения исследования отражены в восьми опубликованных работах. Отдельные положения излагались на конференциях профессорско-преподавательского состава Мичуринского госпединститута, двух межвузовских конференциях в г. Твери (1996, 1998 гг.), межвузовской конференции в г. Соликамске (1997 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из Предисловия, общетеоретического Введения, трех глав, Заключения и Библиографии.

ВВЕДЕНИЕ. ПОЭТИКА ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В

ИДИОСТИЛЕ САШИ ЧЕРНОГО

§ 1. Вводные замечания

Художественный текст характеризуется "расщепленной коммуникативной рамкой (наличие внешнего и внутреннего отправителя), предшествованием текста по отношению к "контексту" (по терминологии Р. Якобсона), то есть к внеязыковому миру, и отсюда - "невозможностью применения критерия истинности - ложности" (Ревзина 1998, 30). Художественное мышление обнаруживает себя в особых текстовых структурах, свойственных художественному тексту (в частности, композиционно-речевых), и в особом языке, который называют художественным языком и который концептуализирует художественную картину мира.

Особое отражение языковой картины мира в индивидуально-авторском поэтическом языке обусловлено тем, что представляет собой "язык художественного мышления в модусе собственно языкового существования" (Ревзина 1998, 29). В настоящее время общепризнанным является тезис В.В. Виноградова о том, что в поэтическом языке находит "выражение оценка изображаемого мира со стороны писателя, его отношения к действительности, его миропонимания" (Виноградов 1981, 114).

Познание мира в поэтическом мышлении проходит через познание языка. Именно стихотворная форма речи создает возможность для творческого субъекта вступить в диалоговые отношения непосредственно с языком, и в этом процессе совершается в буквальном смысле открытие языка, его системы и его возможностей.

Наряду с понятием индивидуально-авторского поэтического языка в современной лингвистике используется более объемлющее понятие

поэтического "идиостиля" (Григорьев 1990 б , 98), взаимосвязанное с явлением "идиолекта" (Ревзина 1998, 68). В нашей работе учитывается отношение между ними как "часть" - "целое", обозначенное в следующей дефиниции: "индивидуальный язык, идиолект, характеризуется как важнейшая составляющая индивидуального стиля, или идиостиля" (ЛЭС, 114).

Помещая в центр лингвистического наблюдения идиостиль Саши Черного, мы в полной мере учитываем подход Л.А. Новикова, который определяет идиостиль как всю "совокупность языковых выразительных средств автора" (Новиков 1990 б, 56).

В целом современные исследователи исходят из противопоставления "язык - его индивидуальная модификация", и с этой точки зрения "идиолект / идиостиль" рассматриваются в аспекте соотношений "язык / стиль". В этом плане идиостиль реконструируется по материалам идиолекта - совокупности языковых форм "индивидуального говорения" (Григорьев 1990 б, 3-4).

Особую совокупность таких форм представляют собой средства выражения оценочного значения в идиостиле писателя.

В современных аксиологических исследованиях отмечается широкая палитра этих средств и их вариативность (Арутюнова 1998, Вольф 1989), делаются попытки описать их системную организацию (Маркелова 1996).

Вся палитра оценочных средств широко представлена в поэтических текстах Саши Черного. Наиболее активно используются поэтом оценки-метафоры:

И опять мертво и тихо... но в холодной тишине Кто-