автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Личность и эпоха (творческая индивидуальность Л.М. Рейснер)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Личность и эпоха (творческая индивидуальность Л.М. Рейснер)"
РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ГЕРЦЕНА
На правах рукописи
УДК 882 /092/ Рейснер Л.М.
МИРОНОЖ Галина Сергеевна
ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА (ТЮРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Л. М.РЕЙСНЕР)
10.01.02 - литература народов СССР (советский период)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Ленинград - 1991
Работа выполнена на кафедре советской литературы Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.
Научный руководитель: доктор филологических наук,профессор
С.И.Тимина
Сфициальнке оппоненты: доктор филологических наук,профессор
А.П.Зяьлшевич
кандидат филологических наук А.А.Павловский
Ведущая организация: Ульяновский государственный педагогический институт 1п*ена И.Н.Ульянова
Защита состоится "OMjlücfyjolWl г. Z л часов на заседании специализщюванного Совета К IIS. 05.05 по присуждению учёной степени кандидата филологических наук, в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена (199053, Ленинград, В.О., 1-я линия, д.52, ауд. _).
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.
Автореферат разослан
»/J5 " ШЫ-Псёд1931г.
Учёный секретарь специализированного Совета; кандидат филологических наук
йБиУЛ ЗАРАКТЕРИСТЛКА РАБОТЫ
Диалог меяду литературоведением наших дней л литератур-о-кряглческими оценками эпохи дваадатп голов приобретает в оследине годи поекЯ импульс. Одной из характерам особетю-тей современной научной мысли является отчётливо выраженная екденцпя к пначитпчпости и системности исследова1Гия исторг-1 еского процесса развитая литературы. Научная новизна таких .' оследояан.тй определяется вовлечением погнх материалов и назревшей в ходе изучения этой эпохи задачей серьёзного к вдум-явого уточнения я переосмксления целого ряда методологически старевших ила {¿.ктпчески неверных персональных и группових ортретов участников литературного движения двадцатых годов, кгуальна в этом плане исследования о М.Булгакове, А.Платоно-з, Е.Замятине, литературной группе "Перевал". Особенное гни-акие литературоведов к эпохе двадцатых годов внзвано новыми убликациями из пзсатвльсккх архивов художественных проиэведо-ий, которые били исключены из литературного процесса своего ремени, Немаловажно, что за последние год« состоялось перекз-аггие работ М.Бахтина, В.Перевзрзеза, Ю.Тинянова, Б.Эйхенбау-а, появились оборкики статей Л.Вороненого, А.Легдева, Н.Бер-овсяого, Вяч.Полонского. Всё это углубляет п уточняет наке ' редставление о литературном' процессе двадцатых годов.
В ситуации создания новой структур!! русской советской лн-эратурн XX лага есть необходимость возвращения ко икотам имеем писателей, объективному рассмотрению их места я вклада в итературный процесс о учётом нахлынувшей новой худояеотвенноЯ источниковедческой информации, в связи с повши подхода*/,'»! к удожественнш ценностям и к художественным исканиям.
С этой точки зрения творчество Л.М.Рейснер (1895-1926) редставляет- болетоЯ интере". •
Начало научного .изучения творчества писательницы было по-ожено небольшой монографией Инн.Оксёнова, вшедшей в 1927 го-у. Я после большого перерыва лишь'з шестидесятые года появи-исъ диссертационный. исследования, посвященные творческому пу~ п Лприон Рейснер: Н.А.ТангашевоЯ "Творческий путь Л.М.РеЯ-нер" (1366) и Г.Н.Шершнёвой "Творчество Л.Рейспер к советский черк 20-х годов" (1969). Однако эти работа при всех юс до- 3 -
стоинствах не дают полного представления об известной писательница двадцатых годов. Не решила эту проблему и книга Э.Соловей "Лариса Рейснэр. Очерк жизни и творчества" (И.: Советский писатель, 1985), которая носит в большей степени популяризаторский характер.
Имя Ларисы Рейснер стало появляться в ряде литературоведческих исследований последних лет, посвященных проблемам литературного процесса' двадцатых годов. Однако упоминания и имени писательницы, и её основных! произведений вводятся как лаконичные зачетки вспомогательного.характера. Современная си-' туация сложилась так, что Л.Рейснер как личность привлекает внимание больще истсриков, полигиков, чем литераторов. Объективно - это свидетельство того, что Я.Рейонер была довольно заметным историческим лицом своего времени. Общественный подъём и публикации восьмидесятых годов позволили восстановить полню:^ контекста литературной и политической жизни той эпохи, а именно эти два фактора взаимосвязаны, разно важны в судьбе Л.Рейснер. .
Учитывая, что творчество и судьба Ларисы Рейснер соотносятся с важнейшими фактами переломной рпохи после Октября, представляется целесообразным на уровне источниковедения восьмидесятых годов составить наиболее полную картину общественно-.литературной деятельности писательницы. Это и определило актуальность предлагаемого диссертационного исследования.
Целью настоящей работы является изучение творческого пути Л.Рейснер как фактора литературного процесса двадцатых годов в контексте исторической эпохи.
Научная новизна рабогн состоит в том, что она даёт полный анализ литературной позиции Ларисы Рейснер и объективного значения её творчества в литературном процессе двадцатых годов. Историко-литературное осмысление особенностей художественного наследия Л.Рейснер происходит с учётом мировосприятия лиса-тельницы, её зстетичеоких, общественных и литературных взглядов, реконструированных На основе архиь.ш разысканий (например, включение в полном объёме эпистолярного наследия писательницы, до сих пор не явившегося лредметом научного изучения), отзывов современно* ей критики, введение новых исторических до-пментов и исследований последнего пятилеть .
- 4 _
Практическая значимость диссертации состоит в том, что сё материалы п выводы могут быть использованы пли разработка л чтении спецкурсов по истории русской литературы XX века.
Основные положения исследования били . изложены на Герценовских чтениях Р1ПУ им.А.И.Герцена (1989). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры советской литературы РГПУ игл.Л.II.Герцена. , <
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух ' глав, заключения. Общий объёмс» Список использованной ли-.тературн включает 209 наименований. Приложение к работе составляют 35 документов из архива писательницы, не вводимые ранее в исследовательский обиход.
. ОСНОВНОЕ СОДЕРуШИЕ РАБ01Ы
Во введении обосновывается актуальность темы, научная новизна работы, определяется степень изученности проблемы и пути • решения исследовательских задач.
I глава "Миф об идеале эпохи (черты творческой личности Ларисы Рейснер)" рассматривает принципы возникновения художественного образа героической личности женщины русской революции, создаваемого в жизни и на страницах творчества писательницы.
Концепция Ларисы Рейснер содержала в себе экзиотешшо-налъний подход к системе "творческая личность - мир", характерный для начала XX века, когда к творческой личности как к объекту художественной интерпретации привлекалось усиленное внимание. Для Ларисы Рейснер этот образ прежде воего - художественное воплощение собственного духовного опыта. Она была воспитана в атмосфере рубежа веков. Поэталу в её концепции ощутимо влияние эстетических установок сишолистов, которые в своих программах п качестве конечной цели своего движения утверждали преображенную свободную личность.
Развиваясь в эпохе на фонв символистского времени, писатели и поэты пераллельно о творчеством творили себя. Таков был фон гремени, когда Лариса Рейснер печатает свои первые литературные опыты (в основном - стихи) в таких изданиях, как "Богема", "Шиповник", "Рубикон". Посещает "Подвал комевдияята","Бродячую собаку", занимается у Н.С.ГУчплова в "¡Ьхо поэтов".
Неразделимостъ сфер литературы и частной жизни, представления о творчестве как низнестроительстве и моделирование самой жизни по законам искусства - это одна из ¡типологических характеристик романтического способа освоения действительности.
Романтический, подход Л.Рейснер к создании образа проявляется и тал, что поэтическое воссоздание будущей жизни и будущего искусства происходит по заимствованном национальным и историческим моделям. В частности, таким образам послужила история французской революции. Конструирование избранного ею типа поведения связано ещё и с увлечением поэзией и личностью Н,С.Гумилева, которого называли "знаменосцем герончесшЕ поэзии". Это тоже была маска, выбранный стиль поведения.В замой оргглизации "Цеха поэтов" было немало от литературной игры и забавы, родственной игровой ашоофере начала века.
Ьепосредотвешшй контакт Ларисы Рейснер и Н.С.Гумилева, иг личностные отношения обозначены в переписке периода 19161918 годов. Характерно, что и в отношениях Н.С.Гумилева с Ларисой Рейснер соблюдается игровая основа. У каждого из них своя роть: Ариадна и Гафиз.
Лариса Рейснер пытается воссоздать женский образ. Следовательно, не обошлось без влияния Анны Ахматовой, которая "ш у1шга женщин говортв", создала модель женщины 1910-х годов. В стихах Ахматова ооздаёт устойчивый поэтический "миф", "легенду" о своей лирической героине.
Выбранная художником творческая маска осуществлялась в двух ипосгася^: в низнениой ситуации и в творчестве. На приш ре Лариоц Рейснер в диссертации рассматривается, как в жизни воссоздаётся эта маска, становится фундаментом творческой позиции в искусстве.
В октябрьскую эпоху маска писательницы меняется, начинает принимать новые формы, обретая черты революционного лидерства. Стремительна карьера Ларисы Рейснер в дни Октября: от флаг-секретаря Каспийоко-Волкокой флотилии до комиссара генеральное штаба морского флота. »
Особенности эволюции писательница в послеоктябрьскую эп( ху, моменты её лич.ой и общественной биографии ооьдают вокру] . зё определённое иоле поэтических притяжении и отталкиваш'й„
- 6 -
На фоне предвосхищения и ожидания нового человека, различных прогнозов и предсказаний личность л творчество Ларисы Рейонер рассматривались сопременшкаш с позиций отра-кения нравственного идеала эпохи. Героиня гриваотся в жизнь как буря, её отлетав г романтическая беэбнтность и исключительность., она противостоит любой форме ординарности. Такой запечатл"л Б.Пастернак Ларису Рейснер в своей памяти. Новим,человеческим ти- . пом, рождениям в муках революции, назвал Ларису Рейснер в сво-* " их воспоминаниях Карл Раде к. Но политическая ориентация Ларисы Рейснер оттолкнула.Н,С.Гумилева, а далее, во время резолюция, диаметрально противоположно развела. Для романтического поэта проблема "художник и власть" имеет трагический сшсл. В его понимании искусство не подчиняется власти. Лариса Рейснер воплощает в жизнь другой образ художника, олицетворяющего социальную идею эпохи революции.
Революция определила в Рейснер как доминанту такую черту . творческой личности, которая внвоцит искусство к прямому непосредственному воздействию на действительность ("К штыку приравнять перо"), уравняв в значении слова "талант" и "революция" (в её понимании, они - синонимы).
Близкое пропшое Ларисй Рейснер прошло в ореоле творчества Блока. Рейснер принадлежала к поколению, росшему "под знаком Клока". Стихотворение Блока "О, весна без конца и без гшаю. КЭОЗ) - единственное стихотворение, переписанное её рукой для к?® г сохранившееся в её архиве. В поэтических пробах, как и многие её сверстники, Рейонер не избежала прямых подражаний Шоку. В архива сохранилось стихотворение, посвященное А.Блоку - "Незнакомка- не- пришла". Инн. Океанов обратил внимание на перекличку символов в пьесе "Атлантида" Л. Рейснер и драме Блока "Король на площади".,
. Литературная лязкъ- Петрограда 1918-1921 гг. (и особенно 1319-1920 гг.) была пронизана- присутствием и слиянием Блока. ]Зесной 1919 года оравнитеда'о часто проходят публичные вкступ-ления Блока. К ним привлечено после "Двенадцати" и статьи "Интеллигенция и революция" особое внимание тех, кто ищет в этот момент новые ориентиры. Именно к этому времени относится встреча поэта и Ларисы Рейонер. У писательницы бшго особое желание "завербовать" Блока в члены партии коммунистов,на что пооледо-
... 7 -
вал отказ Шока. Партия в сознании А.Блока ассоциировалась с понятием власти. Поэт своим творчеством отстаивал свободу, которая необходима художнику. Блок предугадал, что в новых исторических условиях главным станет вопрос об отношениях художника с обществом. Для поэта это стало причиной трагедии "неразделённоети и неслиянности" с революцией.
Судя по новым'публикациям и воспоминаниям•современников, жизненная позиция Ларисы Рейснер в начале двадцатых годов отличается приверженностью к крайне революционным взглядам и мерам. -Своими взглядами и поступками она пугала к отталкивала ' интеллигентов-поэтов, тагах как Хумилев, Блок, Ахматова и привлекала лицеротвующих революционеров, тагах как Л.Д.Троцкий, Ф,Раскольников, Отталкиваясь от эстетика французской революции,- заимствован театральные жесты, патетику и риторику, партийные лидеры эпохи Октября носили свои Ми.лш. Современники отмечали особую театральность Л.Троцкого. Федора Раоколышко-ва называли "красноречивым солдатом революции". Предтечу образа Ларисы Рейснер видели в типах эмансипированных литературных, героинь К. Санц и К.де Сталь.
Лариоа Рейснер создавала свой образ ультралевой революционерки и в жизни, и в гворчеотвэ, в первую очередь, стремясь отмежеваться от своего класса, той среда, которой была воспитана. Отрыв этот осуществиялся драматично, как непросто происходило и самоутверждение в революционной среде.
Дитя серебряного века, Лариса Рейснер была, по выражению Них.Кольцова, "человеком особо тонкой, высоко интеллектуальной культуры", В окружающем её мире отарой культуры она мучительно искало свой идеал и не находила его. Те ценности, которые определяли круг Н.П'мило.ва, не воспринимались Л.Рейснер в силу их социальной пассивности. Рейснер аила мечтой, в которой новый мир казался гоарождением лучших человеческих традиций гуманизма и разума. Современными и значительными представлялись вако-ны й традиция Лцевной Греции, античная философия и искусство. От обеих фраз о свободе к реальному "деланию" своей эпохи пе-рекгш писательница, приняв участие в боях гражданской войны, где утверждает н .опрвиднпаат насилие во имя шсшей"цели. Очерки "¡2исм.ш о Восточного фронта", которые потом составят книгу "¿рент", гчдгретшг в духе времени:. "Те, кто не о нами, тот -
' - 0 -
против аде". Она в среде победителей, где вравехеувуагся уд льдами. И ей уде кз по пути о теми, кто станет трагическим голосом эпохи'; А.Блок, А.Ахко'гара, НД'уыиязв. Эти лщи,ко1-сг>гх она боготворила, остались по ту сторону, не смогли, с её точки зрения, перейти огненный рубеж, став антиподами по самой сути отношения к революции, по показанию роли интеллигенция, которая не коже? бить ни в какой мере причастной к насилии.
'Игра в сверхчеловека, в положительный идеал закончилась трагически прежде всего для самой Ларисы Рейснор.Она испытала то промежуточное состояние, "когда от одного берега отстал,к другому не пристал", образом своим воплотив весь трагизм и противоречие эпохи. Н.Я.Мандельштам в своих воспоминаниях объясняет это тем, что она скорее принадлежала к стану победителей, чем борцов. Она не была равной среди равных.
Чтобы укрепить положение, придать стержень её романтическому стилю мышления, ¿страшив "беспочвенность" М.А.Рейснер, отэц Л.Рейснер, профессор-социолог Петербургского университета, крупный государственный деятель двадцатых годов, советует дочери обратиться к изучению марксистской науки. Это определят её творческую судьбу. Тип личности, создаваемый Л.Рейснер, обретает особую социальную активность. Писательница считает,что главная партийная обязанность, гзажиейщий партийный долг для неё - стать подлинно пролетарским писателем. "Мне надо всю энергию,- писала она,- бросить на ивою литературную баррикаду"
Мировоззрение Ларисы Рейснер, воплощенное в её творчестве, отличалось крайним революционным радикализмом. Лариса Рейснер выражала максимализм своего времени, крайности в своих пристрастиях и проявлениях, впрочем имевшие хождение в процессе развития искусства и культуры двадцатых годов. Её творческую судьбу мокно определить так авторитарный тип художника, сформированный в сложное, противоречивое время двадцатых годов, Трагичность э.ой фигуры раскрывается в поэтике её художественных произведений, демонстрируется конфликтом идеологии и творческого начала писательницу.
П глава: "Проблема документализма в творчестве Ларисы Рейснер" посвящена анализу книг очерков Л.Рейснер, зашшающих центральное место в её творческой биографии.
В литературе десятнх-двадцатнх годов и во тих видах ис-
- 9 -
кусства нарастает повышенное внимание к документу, к жизненной подлинности, к факту, взятому из кквой, сиюминутной действительности. Вымысел всё чаще кажется художнику беспомощным и неинтересным при сопоставлении с реальностями жизни. Субъективному преображению материала предпочитавюя объективность: реальные судьбы, невымышленные шлана, события, происходящие на самом реле. Так ; эзникашт "литература факта", "киноправда" и другие явления документализма - мощного и многообразного течения XX века.
Стремление к подлинности становится творческим кредо Л.Рейснер. С этой точки зрения циклы очерков писательницы "Фронт", "Афганистан", "Гамбург на баррикадах", "Уголь, железо и живые люди", "Декабристы" являются основным материалом для рассмотрения творческой индивидуальности писательницы.
Очерки Л.Рейснер "Письма с Восточного фронта" создавались в переэд с 1918 по 1923 годи и последовательно появлялись в печати. Впоследствии, переработанные и дополненные, они и составили книгу "Фронт". "Фронт" писался как дневник, Названия очерков "Письма с Восточного фронта", "Записки с фронта" подтверждали их документальный характер. Цикл открывается предисловием, в котором заявлена авторская позиция. Документальная правда - вот основной принцип художественной обработки фактов, кичненного материала, который выдвигается автором. Б предисловии обоснован процесс отбора и принципы эстетического осгысле-'ния исследуемого материала. Книга представляется как писательский дневник, который отражает характерное требование времени - записать эту эпоху такой, какая она есть. Но анализ последующего текста говорит о том, что предисловие резко расходится с содержанием книги.
Новые жизненные впечатления, полеченные на фронтах гражданской войны, были неожиданными для Л.Рейснер: они пришли в рез-' кое оталкнове1 ле с жизненным и культурным опытом писательницы, несовместимыми с опытом той среды, в которую она попала. Контурно, штрихами Л.Рейснер пытается воссиздать образ народа, что создаёт геяакатность, обобщённость, агитационный жанр текста. Рисуя героические характеры эпохи, Лариса Рейснер опиралась на романтические, традиции, которые сформировались ч были восприняты е:з or предыдущей эпохи. Основной мо".ив здесь - бури и
-Ю-
натиска. Не чувствительный, не слезливый, а бешеный и победный романтизм в её понимании требовал не чувств, а страстей, не ладей, а героев, не правды житейской, а правд« трагической. По логике писательницы красота подвига в красоте "смерти.ПизйЬ сама по себе обесценивалась во имя идеи. Смерть во имя идеи рассматривалась писательницей высшим итогом жизни. Смерть как сишянутная необходимость во имя будущей жизни. Вводя новый жизненный материал, связанный с фронтовыми впечатлениями, Л.Рейснер пользовалась стилистикой и фразеологией уходящей эпохи. Избираемые Л.Рейснер в огромном многообразии жизни реальные конкретные исторические факты входят в книгу поэтически пересозданными в соответствии с эстетическим идеалом писателя-романтика.
От очерка к очерку стиль писательницы меняется. Дневниковая запись становится строже. Но агитационная стилевая доминанта книги "Фронт" заменила художественность.содержание решительно преобладает над формой. Художественные обобщения оказались робкими, непоследовательными, противоречивыми..Яркость метафор, образность, экспрессивность текста, романтическое введение культурных традиций - всё это были лишь намерения, которые намечались на пути к подлинному обретению художественности.
Книга "Фронт" Ларисы Рейснер отвечала законам позитивной эстетики, основы которой развивал А.В.Луначарский.Эстетика слабых противопоставлялась эстетике сильных - позитивной эстетике. Позитивная эстетика - ото эстетика борьбы. Ужйсное, страшное, должно быть в ней, иначе не воспитать сверхчеловека.Герой очерков Л,Рейснер -это человек с моральным кодексом Маккиавелли, учение которого провозглашало государство высшйл проявлением человеческой жизни.
Все последующие книги Л.Рейснер будут формироваться таким же обозом, как и книга очерков "Фронт". Сначала на страницах периодической печати публикуются отдельные очерки, Затем формируются циклы по темам. В основном очерки Ларисы Рейснер Печатает газета "Известия". Совершенно очевидно, что писательница своими очерка/ли способствовала формированию идеологии нового государства.
Одновременно с книгой "Фронт" Л.Рейснер работает Над книгой "Афганистан". Ряд её очерков об Афганистане вначале печа-
- II -
галоя а "Красной Нови", "Правде". Первоначально они вмели общий заголовок "С пути". Это означало, что Л.Рейскар ведёт дн 1нак своего восточного путевеотвкя, как ото было с очерками о фронте, когда непосредственные впечатления передавались сразу на страницы газет.
Автор "Афганистана" находится в позиции наблюдателя "чужого" мира, ипьдовьтельно, в путёвом дневнике неизбежно возникаем противостоять "своего" мира "иному", где мерилом оценки служит "свой" мир путешественника. Автор-повествователь выступает как.обобщённое лицо, как носитель новой национально-куль-туриой традиции. Такая позиция позволяем Я.Гейснер постигать Афганистан в сравнен™. Она накладывает на Восток мерку Русской революции, смотрит на него сквозь призму рождаемых рево-лод. ж идЛ. Её интересует мешшщийоя Восток, В то время как орибнтагьная проза и поэзия русской классики осногной тенденцией выявляла философию Востока, утверждая, что Восток распола: лет к размышлению об основах быгиь', о жизни человечества, о последовательной смене цивилизаций, История начала века поставила проблему: Восток и революция. В поэзия Сергей Есенин, например, решает эту проблему в следующем ракурсе: Вооток -■&то обетованный край, заповедный мир, который сохранил естественное течение истории, убежище от революционных событий взбудораженной России. Лариса Рейснер ненавидит этот мир покоя, она видит в покое к размеренном течении времени косность и ограниченность. О прис. лей ей экспрессией она врывается в этот мир, желая потрясти■вековые основы новыми истинами, которые несет культура советского государства. Лариса Рейснер противопоставляет разные типы мышления и бытия, утверждая, что именно новая культура несёт прогресс и цивилизацию. Большевики, по её убеждениям,- носители новой культуры, которая более значима для Л.Рейонер, чем многовековая культура Востока.
Книга очерков "Афганистан" написана и под влиянием символистского течения с его духом "всемирности" и под влиянием ориентальной прозы и г^эзии. Но Л.Рейснер своим диктатом пропагандистских идей о воемирной революции разрушает художест* венность традиции восточных очерков.
Выполнением "социального заказа" явилась книга Л.Рейснер "измбург на баррикадах". Перец писательницей стояла задача: но
- 12 -
живым следам событий создать хронику восстания в Гермалая 1923 г. При создании этой книги Л.Рейснер ¡привлекал поручавший в эти года популярность кинематографический метод шале-' ния своей эстетической чётклатьч, особой возможностью предельно документально передать события. Используя методы киномонтажа, крупные планы, быструю смену кадров, изменение ракурса, Л.Рейснер воссоздала в новой оуалнотике историю Гамбургского > восстания. Практика искусства двадцатых годов активно использовала членение _ предметных ферм, конструктивистский монтаж■ .■элементов. В способе подачи образа города Л.Рейснер опиралась га приёмы конструктивистского пскусотва, одного из новых направлений в культуре двадцатых'годов: ориентация на "конструкцию материалов", монтаж или "кянематографлчность", отказ от "слякоти "иряческих.вмо.члй", стремление к 1 личности.
Однако синто:?а художественности и документализма в этой книге Л.Рейснер ня возникло. Романтическое видение, мира всту- ■ пает в конфликт с идеологией силы, диктата, воспевания вооружённого восстания, программ которого Л.Рейсчер воссоздаёт с утверждающей силой. Агитационно-политическая направленность книги "Гамбург на баррикадах" привела к тому,, что вскоре после выхода одновременно с русским изданием книга была запрещена германской цензурой, а имперский суд приговорил её к сож-дешш. '
Публицистический аналитизм характерен для следующей дня-ги Л.Рейснер - "Уголь, железо и псише люди". Для того чтобы её написать» писательница серьезно занимается теорией экономических отношений. По свидетельству современников, Лариса Рей-снер была наделена особым вкуоом к экономике. Характерно, что в научной литературе двадцатых годов видное место занимали споры о предмете и методе политической экономии, о хлрактерэ и механизме оощес/мпного щогресса, о диалектике производительных сил и производственных отношений. Лариса Рейснер отдаёт предпочтение методам социологического исследования новой промышленной структуры, которая возникает в эпоху социалистического строительства. Её очерки представляют собой схематический конспект экономических идей марксизма. В марксизме черпает Лприса Рейснер жёсткуп логику, о помошыэ которой она в "прокруотово лож о" укладывает сложный, очень драма тичннЯ про- 13 -
цссо развития России, отсекая всякое иррациональное начало и иные кути. Своеобразную эволюцию творчества писательницы демонстрируют эти очерки. Писательница расстаётся с романтическим восприятием действительность. Без всяких компромиссов она • выступает за новую государственную систему, приветствуя растущее её ядро - тоталитарное начало.
Появление очерков "Декабристы" в творчестве Ларисы Рей-сиер глубоко закономерно, при всей своей внешней несхожести о тем, что написано ею прежде. Она вновь продолжает исследовать . механизм действия социальных сил общества, ко уже в историческом аспекте. Портреты декабристов отличаются тенденциозным' идеологическим подходом автора к изображаемым историческим событиям. Трубецкой в пчерках показан как представитель аристотфа-' тического замкнутого кружка, который занимается лишь личными честолюбивыми планами. Еглу важна идея личной власти. Поэтому он не даёт развернуться большому политическому движению, которое может его свергнуть. Штейнгель .в очерках - это ум, мозг декабристского движения. Его рациональный ум высчитывает возникновение нового государства путём реформ и мирных преобразований. Однако либерализм Штейнгеля не позволяет Ларисе Рей-сяер сделать его главным героем очерков. Каховский - вот кто единственный совершает действие. Отношением к Каховскому Л.Рейснер как бы проверяет "истинность революционных убеждений дворянства", противопоставляя, ш, представителя демократических- кругов. Образом Каховского писательница хочет убеда?а. читателя в необходимости,- не избе ад-ости, террора- в России. В "Декабристах" проявился- комплекс самой Ларисы Рейс.нер, который она переживала вси сво» клзнь. Сама принадлежащая к интеллигенции, она питалась как бы очиститься от окверны, до коещо воплотит-ьвя в революция-,, демонстрируя крайности в своих революционных убеждениях-..
Логически естественны в эволюции писательницы творческие планы по созданию романа о великих утопистах. Её интересуют уроки таких предшественников научного социализма, как Еабеф, Клгшпк, Мор. Однако успеха творческого это не принесло. И здесь Л.Гойонср занимается по сути дела историей марксизма. В творчеств Ларис» ГеГснер наступает конфликт идеологии о эмоцио-палыюй-,. сбраяпой стилистической системой художественного
- 14;
произведения, это наносит прежде всего ущерб худояезтгсзнаоотй её произведений.
Итак, личность оказалась оидьнее, чем творчгсл'ю. Лариса Рейонер как бы решила проблему жнзнетаорчества, но перестала быть художником. Уход её в марксизм - это компенсаторное якаете. Вместо художественного мышления oria выбирает технократическое, рациональное. Интеллект поглотил в ней прочие духовные явления. Главным стержнем её произведений становятся логика и идеология, доведённые до степени чудовищной силы, в аерт-ву которой принесена вся богатая область чувства, фантазии, лирических эмоций. Её произведения сведены до логической схемы, до уровня чистой "агитки".
Тагам образом, объективные подходы к прошлому и настоящему позволяют Нам рассматривать творчество Ларисы Рейснер как факт литературной истории со всем положительным и отрицательным его значением. Для истории литературы важны фиуры не только вершинные, но и характерные.
Книги Л. Рейснер не создают целостный и объёмный художественный мир, а напрямую устанавливают связь между искусством и жизнью, исходя из размаха, разворота и разгула сия революции, ' как это виделось человеку двадцатых годов.
В заключении подводятся основные итоги работы и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях:
1. Тургеневские мотивы в автобиографическом романе ,Д.Рей~ снер//Проблема художественности и анализ литературного произведения (в вузе и школе).Межвуз.сб.науч.тр.- Пермь,1989,-
G, 72-74.
2. Личность и эпоха(К творческой индивидуальности Л.М.Рей-снер) .Л. ,1990.- 39 е.- Деп.в ИНИСН АН СССР.- 25.07.90.-M23I4.
3. "Отцы и дети'Чиз эпистолярного наследия Л.М.Рейснер).!., 1991,- 26 е.- Деп.в ШЙОН АН СССР.- 03.06.90.- № 41759.
4. Тема гражданской войны в советской литературе // Сквозь ' бури гражданской войны. "Круглый стол" историков - Архангельск, 1990.- С.35-39. ъЛ'Си