автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Лингвистическое исследование поэтической рифмы в раннем творчестве И. Бродского
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Костромина, Юлия Ивановна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ РИФМЫ
§ 1. ПРОБЛЕМА РИФМЫ В РУССКОМ СТИХОВЕДЕНИИ
§ 2. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РИФМЫ —
§ 3. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ РИФМЫ И.БРОДСКОГО
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ
ПОЭТИЧЕСКАЯ РИФМА И.БРОДСКОГО КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКА И ТЕКСТА
§ 1 ПОНЯТИЕ О РИФМЕННОЙ ЕДИНИЦЕ И РИФМОПАРАДИГМЕ-
§ 2.ФОРМАЛЬНО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПРИРОДЫ РИФМЫ И.БРОДСКОГО
2.1. МЕТРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.2. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
§ 3. СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПРИРОДЫ
РИФМЫ И.БРОДСКОГО-----------—
3.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ЯЗЫКЕ КАК ОСНОВА СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РИФМЕННЫХ ЕДИНИЦ В ТЕКСТЕ
3.2. ТИПЫ СМЫСЛОВЫХ УСЛОЖНЕНИЙ В РИФМОПАРЕ—
3.2.1. ПОВТОРЕНИЯ СМЫСЛОВЫХ КОМПОНЕНТОВ
3.2.2. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ СМЫСЛОВЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
3.3 СМЫСЛОВЫЕ «ТЕМНОТЫ»
§ 4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ
ПРИРОДЫ РИФМЫ
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
КОМПЛЕКСНЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОЙ РИФМЫ И.БРОДСКОГО
§ 1 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОЙ
РИФМЫ И.БРОДСКОГО
§ 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ РИФМЫ И.БРОДСКОГО
2.1. СМЫСЛОВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РИФМЫ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ И СИНТАКСИЧЕСКАЯ РИФМА)
2.2. НЕСМЫСЛОВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РИФМЫ (ФОНЕТИЧЕСКАЯ И ГРАММАТИЧЕСКАЯ РИФМА)
2.3. СТРОФИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И СМЫСЛОВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РИФМЫ
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Костромина, Юлия Ивановна
Лингвистика художественного текста включает в себя особую область исследования, направленную на изучение различных аспектов поэтического текста — стиховедение. Наряду с изучением таких категорий поэтического текста, как его просодические особенности, метрико-ритмическая структура (А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский, В.Е. Холшевников и др.), лексическая система (Л.Г. Бабенко, В.П. Григорьев, Ю.В. Казарин, Н.А. Кожевникова, Б.А. Ларин, Ю.М. Лотман и др.), поэтическая фразеология и синтаксис (Е.В.Дзюба, И.И. Ковтунова), ученые обращаются также и к рифме как единице строения поэтического текста (М.Л. Гаспаров, В.М. Жирмунский, Ю.М. Лотман, Д.С. Самойлов, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов, В.Е. Холшевников и др.).
Настоящая диссертация посвящена исследованию рифмотворчества одного из крупнейших поэтов второй половины XX века Иосифа Бродского. И.Бродский - поэт, совершивший новый шаг в развитии русской поэзии и поэтического языка, и потому требующий нового подхода к изучению его наследия. Его творчество заставляет переосмыслить некоторые привычные представления о поэтических формах. В нашей работе мы коснулись проблемы рифмы, представив ее как единицу языка и текста, единицу, функционирующую на всех уровнях организации поэтического текста, что подразумевает не только формальное, стиховедческое описание данной единицы, но и анализ ее семантического воздействия и функционирования в смысловом пространстве поэтического текста.
1. Актуальность исследования
Изучение рифмы в русском стиховедении имеет уже почти вековую историю. Е.В.Холшевников указал на историческую изменяемость рифмы, Б.В.Томашевский и Р.О.Якобсон утвердили фонематический подход к исследованию рифмы, Д.С.Самойлов подробно проанализировал ее звуковую структуру, В.М.Жирмунский обратил внимание на функционирование ее в метрической структуре стихотворения и указал на важность морфологического описания слов, составляющих рифменные созвучия, авторы многочисленных словарей рифм (А.Л.Бабакин, В.М.Введенская, П.Лебедев, Л.Студеникина, Е.Коровкина, О.В.Онуфриев и др.) описали словарный состав рифм, Ю.М.Лотман, исследовавший смысловой уровень организации поэтического текста, предложил взгляд на рифму как на одно из средств структурирования смыслового пространства текста. Таким образом, на сегодняшний день рифма подробно исследована в фонетическом плане (как ритмико-акустическая единица), существует вариант ее морфологического описания (частеречная принадлежность и грамматическое значение рифмующихся слов), исследован лексический, состав русской рифмы (словари рифм). И только функционально-смысловой ее аспект по-прежнему остается малоизученным.
Современный этап характеризуется комплексным, системным подходом к исследованию поэтического текста, рассматривающим I поэтический текст как структурное целое, выстраивающееся из разного рода макро- и микрокомпонентов, определенным, образом взаимодействующих в тексте (И.Р.Гальперин, Л.Г.Бабенко, Ю.В.Казарин, Ю.М.Лотман, Л.А.Новиков и др.). Подобный подход открывает перед нами возможность рассмотрения элементов текста в их функционально-содержательном единстве с целым текста и выявления .специфики их воздействия на смысл произведения. Сегодня ученые вплотную подошли к исследованию функционирования рифмы в смысловом пространстве стихотворения. Уже намечены пути комплексного формально-содержательного исследования рифмы, и в данной работе мы осуществили попытку подобного рассмотрения рифмы в творчестве И.Бродского.
Актуальность исследования обусловлена также и материалом. И.Бродский по праву считается самым крупным русским поэтом второй половины XX века. Исследованию его творческого наследия и его жизни посвящено множество работ различных авторов (С.Н.Бойтман, С.Волков, А.Жолковский, И.А.Ионова, Я.А.Гордин, М.Крепс, Л.Лосев, Ю.М.Лотман, О.В.Орлова Н.И.Стрижевская и др.). Есть и работы, освещающие формальные аспекты рифмы И.Бродского (А.Л.Бабакин, Л.М.Гаспаров, Б.Шерр). Данная работа продолжает исследование поэтики рифмы И.Бродского в содержательном плане.
2. Объект и предмет исследования
Объектом исследования в данной работе явилась поэтическая рифма как единица дискурсного, языкового и смыслового пространств поэтического текста.
Предметом исследования является рифма И.Бродского как единица поэтического текста, участвующая не только в текстостроении на формальном уровне (как прием эвфонии), но и в смыслообразовании и смысловыражении.
3. Цели и задачи исследования
Основная цель работы - исследование функционирования поэтической рифмы в раннем творчестве И.Бродского.
Цель исследования достигается последовательным решением ряда конкретных задач:
1. выявить методом сплошной выборки поэтические рифмы и контексты их употреблений;
2. дать характеристику современного этапа осмысления поэтической рифмы;
3. уточнить определение рифмы с учетом ее смысловыразительной и смыслоорганизующей функций в поэтических текстах И.Бродского;
4. разработать методику комплексного лингвистического анализа поэтической рифмы, основанного на понимании рифмы как единицы не только и не столько метрической и эвфонической структуры стихотворения, сколько единицы смысловой сферы существования поэтического текста; это, в свою очередь, обусловливает необходимость:
4.1. описать формальный, содержательный и функциональный аспекты комплексного лингвистического анализа рифмы;
4.2. выявить особенности исследования рифмы в каждом из обозначенных аспектов;
4.3. выработать структуру комплексного лингвистического анализа рифмы с опорой на представление о ней как о единице языка и текста;
5. произвести комплексный лингвистический анализ поэтической рифмы в произведениях И.Бродского;
6. описать особенности функционирования рифмы в формальном и смысловом пространстве поэтического текста в раннем творчестве И.Бродского.
Перечисленные выше задачи подчинены общей сверхзадаче формированию нового функционально-содержательного подхода к исследованию поэтической рифмы И.Бродского.
4. Методика сбора материала, основная модель его анализа и методы исследования
Материалом для нашей работы послужили стихотворения И.Бродского 1957 - 1963 годов, опубликованные в собрании наиболее полного на сегодняшний день издания сочинений И.Бродского издания 1997 года. Было рассмотрено 111 текстов, из которых проанализировано 1628 контекстов (более чем 3256 рифмопар). Использовалась сплошная выборка материала.
Выработанная в диссертации модель комплексного лингвистического анализа поэтической рифмы выглядит следующим образом:
1) фонетический уровень - формальное описание рифмы, осуществленное в соответствии с традиционными классификациями рифм по характеру стиховых окончаний (мужские, женские и дактилические); по композиционной функции (смежные, перекрестные и опоясывающие); по точности созвучия (точные и неточные);
2) морфологический уровень - обозначение частеречной принадлежности зарифмованных слов и их словоформ;
3) смысловой уровень - выявление семантической соотнесенности рифменных единиц с опорой на контекстуальный и компонентный анализ;
4) текстовый (функциональный) уровень - определение роли и принципа функционирования рифмы в смысловой структуре поэтического текста, анализ рифмопарадигмы контекста;
5) вывод о доминирующей функции рифмы в анализируемом контексте.
Основные методы исследования: 1) стиховедческий анализ поэтической рифмы, опирающийся на традиционные классификации рифмы как формальной категории поэтического текста, 2) методы лингвистического анализа (контекстуальный и компонентный анализ единиц, образующих рифмопару, будь то единицы лексической, лексико-смысловой или синтаксической организации текста).
5. Новизна, теоретическая значимость и практическая ценность работы
Новизна работы во многом обусловлена спецификой материала. И.Бродский признан крупнейшим русским поэтом XX века, закончившим парадигму поэтов, ведущую начало от А.С.Пушкина, и открывшим новый этап русской поэзии. Творчество И.Бродского и его вклад в историю русской словесности сегодня еще только начинает изучаться и ожидает новых исследований. Предлагаемая работа посвящена исследованию поэтики рифмотворчества И.Бродского, поэта-новатора и в то же время преемника своего времени. В рифме И.Бродского представлено все, накопленное двумя веками существования русской поэзии, и совершен следующий шаг - рифма И.Бродского становится синтаксической.
Это новое явление в поэтической традиции обусловливает и новизну подхода к осмыслению самого явления рифмы. Новая рифма И.Бродского не может быть изучена на основании традиционного представления рифмы как эвфонического приема или как приема метрической композиции. Рифма И.Бродского возникает в условиях смыслового функционирования рифменных единиц в поэтическом тексте. До сих пор смысловая сторона рифмы хотя и отмечалась учеными, но не была предметом подробного научного исследования. Только в последние годы, благодаря современному уровню развития лингвистической мысли (лингвистика текста, концептуальная лингвистика, психолингвистика и др.), стало возможным исследование рифмы как явления не только стиховедческого характера, но скорее явления языкового, текстового, требующего анализа на всех уровнях языка.
Новизна работы характеризуется использованием авторской терминологии. В работе терминологически разводятся три различных представления о рифме, объединенных ранее в общем термине «рифма»: «рифменной единицей» обозначается рифма как часть строки; «рифмопарой» - пара соотнесенных в рифменном созвучии единиц текста; «рифмопарадигмой» - парадигма рифменных единиц текста или его отрывка. Кроме того, результаты исследования обусловили разработку терминов для обозначения выявленных типов рифм в творчестве И.Бродского: «фонетическая рифма» - рифма дизъюнктивного характера на содержательном уровне, но поддерживающая фонетическую гармонию стихотворения; «грамматическая рифма» - рифма с формально-содержательной соотнесенностью только грамматических аффиксов; «лексическая рифма» - рифма, выполняющая смысловую функцию в стихотворении, сопоставляя лексические единицы текста; «синтаксическая рифма» - также смысловая рифма, но сопоставляющая синтаксические единицы.
Новизна данного исследования определяется тем, что впервые произведена попытка осуществить комплексный филологический анализ рифмы.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении с лингвистических позиций рифмы И.Бродского как категории и единицы текста, в исследовании языковой природы поэтической рифмы, а также в выявлении и описании на лингвистической основе принципов функционирования рифмы в смысловой структуре поэтического текста.
Теоретическая значимость заключается в том, что в настоящем исследовании разработана методика комплексного лингвистического анализа поэтической рифмы И.Бродского, которая может быть применена в исследовании рифмотворчества других авторов нового поколения.
В работе предложена новая практически значимая терминология, необходимая для обозначения трех различных явлений в области рифмы: «рифменная единица», «рифмопара», «рифмопарадигма». Такое разделение способствовало более четкому и подробному анализу функционирования рифмы в формальной и смысловой структуре поэтического текста. В диссертации впервые используется новые термины для описания различных типов рифм, выявленных . в результате исследования: «фонетическая . рифма», «грамматическая рифма», «лексическая рифма» и «синтаксическая рифма».
Практическая ценность диссертации обусловливается возможностью использования ее результатов в практике дальнейших исследований поэтической рифмы. Результаты исследования могут быть использованы при изучении поэтики творчества И.Бродского. Полученная модель комплексного лингвистического анализа может быть применена, для разработок и пособий по дисциплинам «Лингвистический анализ текста», «Анализ поэтического текста», «Филологический анализ художественного текста» для студентов филологических факультетов.
7. Структура диссертации
Изложенные выше цели, задачи, а также необходимость многоаспектного рассмотрения поэтической рифмы в творчестве И.Бродского обусловливает структуру диссертации. Диссертация состоит , из введения, трех глав и заключения.
Во Введении обоснованы актуальность, теоретическая значимость и новизна исследования; сформулирована основная цель работы и перечислены задачи исследования; определены материал, объект и предмет исследования; изложены принципы построения работы; перечислены методы и приемы лингвистического анализа; сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе, кроме теоретического обзора проблем, связанных с поэтической рифмой, и рассмотрения основных направлений в изучении поэтической рифмы, предлагается новый взгляд на историю рифмы как единицы, неизменно участвующей в формировании смысловой структуры поэтического текста, а также определяется в связи с этим место и значение рифмотворчества И.Бродского.
Во второй главе поэтическая рифма рассматривается как единица языка и текста. В этой главе разрабатываются теоретические и практические основы комплексного лингвистического анализа поэтической рифмы, ее формальный, смысловой и функциональный аспекты.
Третья глава посвящена разработке методики комплексного лингвистического анализа рифмы, а также описанию проведенного по выработанной методике исследования рифмы в раннем творчестве И.Бродского.
В заключении приводятся основные результаты исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий в данной области научного знания.
8. Апробация работы
Диссертация обсуждалась на кафедре современного русского языка Уральского государственного университета им. А. М. Горького. По материалам диссертации были сделаны доклады на 5 межвузовских, региональных и всероссийских конференциях в Екатеринбурге, Челябинске и Москве (2001 - 2005).
По теме диссертации автор опубликовал следующие работы:
1) Костромина Ю.И. Семантико-синтаксические особенности глагольной рифмы И.Бродского // Семантико-синтаксическое пространство русского глагола: Материалы XI Кузнецовских чтений. - Екатеринбург, 2001. С. 32-34
2) Костромина Ю. И. Опыт лексикографического описания рифм И.Бродского // Русская языковая личность в зеркале лексикографии. Материалы XII Кузнецовских чтений. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. С. 35-36
3) Костромина Ю.И. Текстовый анализ рифмы одного стихотворения И.Бродского // Актуальные проблемы языкознания, страноведения и методики обучения иностранным языкам: Материалы IV межвузовской научно-практической конференции. - Челябинск, 2004. С. 76-77
4) Костромина Ю.И. Философия языка И.Бродского // Русская философия, история, проблемы, перспективы развития: Материалы региональной научно-теоретической конференции. - Екатеринбург, 2004. С. 75-80
5) Костромина Ю.И. Проблема комплексного лингвистического анализа поэтической рифмы // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Т. I. -Москва, 2004. С. 72 - 78
6) Костромина Ю.И. Семантический анализ поэтической рифмы // Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке. -Екатеринбург, 2005. С. 448-454
7) Костромина Ю.И. Поэтическая рифма как средство выразительности // Linguistica juvenis. Сборник научных трудов молодых ученых. -Екатеринбург, 2005. С. 138 - 144
9. Положения, которые выносятся на защиту
1. В рифмотворчестве И.Бродского представлен новый тип рифменной единицы - синтаксический. В поэзии И.Бродского в большинстве случаев рифма представляет собой синтаксическую единицу: словосочетание или предложение. Данный тип рифмы стал возможен в результате развития в XX веке смысловых отношений между рифменными единицами поэтического текста. Новаторство в поэтике рифмы И.Бродского способствовало формированию принципиально нового научного представления о рифме.
2. Рифма является одной из единиц смысловой системы поэтического текста, т.е. единицей, активно участвующей не только в формальной, но и смысловой организации поэтического текста. В настоящее время возникла необходимость функционально-смыслового исследования рифмы. Рифма - это двучленная формально-содержительная единица поэтического текста дискурсного характера, выполняющая функцию звукового повтора и приема метрической композиции стихотворения на формальном уровне его организации и участвующая в смысловыражении.
3. На защиту выносится разработанная в диссертации - методика комплексного лингвистического анализа рифмы, учитывающая комплексную языковую природу поэтической рифмы, а также специфику смысловой функции рифмы в творчестве И.Бродского. Рифма как единица, пронизывающая все уровни организации поэтического текста, усиливает формально-смысловое функционирование всех единиц, включающихся в данную систему, и, таким образом, является своеобразным лингвистическим представителем как единиц текста, так и всего поэтического текста в целом.
Алгоритм лингвистического анализа поэтической рифмы И.Бродского выглядит следующим образом:
I. Первый этап - обозначение рифменных единиц.
II. Второй этап - формальное описание рифмопарадигмы.
Характеристика рифмы а) по типу рифмовки (аабб, абаб, абба, ааббвв, абвабв и др.); б) по характеру стиховых окончаний (мужская, женская и дактилическая); в) по точности созвучий (точная - глубокая, богатая, достаточная, бедная, неточная - ассонансная или диссонансная).
III. Третий этап — грамматическое описание рифменных единиц. Определение частеречной принадлежности зарифмованных слов и описание их словоформ.
IV. Четвертый этап - смысловой анализ рифмопар внутри рифмопарадигмы: а) выявление актуальной семантической структуры рифменных единиц при помощи контекстуального анализа; б) сопоставление их значений и определение варианта смыслового взаимодействия рифменных единиц путем применения элементов компонентного анализа.
V. Пятый этап — анализ смысловой структуры рифмопарадигмы. А) определение структурной схемы рифмопарадигмы: распределение смысловых связей рифменных единиц внутри рифмопарадигмы.
Б) выявление общего смысла рифмопарадигмы строфы или катрена.
VI. Шестой этап - вывод о доминирующей функции исследуемой рифмы и ее типе.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Лингвистическое исследование поэтической рифмы в раннем творчестве И. Бродского"
Выводы по третьей главе
Обусловленный творчеством И.Бродского новый подход к исследованию рифмы как к единице языка / текста, обладающей формально-смысловым единством, предполагает и новый принцип рифмографии. Разработанный в данной главе комплексный лингвистический анализ поэтической рифмы позволяет рассмотреть функционирование рифмы на всех уровнях организации поэтического текста. Рифма не только привносит эвфоническую гармонию в текст, но и преобразовывает его смысловое пространство, либо дополняя его новыми сопутствующими значениями, либо расставляя смысловые акценты, необходимые для наиболее точного выражения авторского замысла.
Мы рассмотрели функционирование рифмы в стихотворениях И.Бродского и убедились, что рифма играет немаловажную роль как в формировании строфы и всего текста, так и в организации и выражении глубинных поэтических смыслов. Комплексный характер лингвистического анализа рифмы дает возможность пронаблюдать взаимосвязь и взаимозависимость формальных и содержательных показателей. Так, например, грамматическая однородность может восполнять фонетическую неточность созвучия благодаря повторению грамматических сем (при повторении грамматических форм), или фонетический повтор создает условия для семантического взаимодействия единиц текста. Формальный анализ позволяет сделать некоторые наблюдения над формальными предпочтениями в поэтике рифмы И.Бродского. Мы обнаружили, что И.Бродский предпочитает точную рифму с мужской и женской клаузулой, наиболее частый тип рифмовки — перекрестный, строфа из четырех строк. Все это говорит о приверженности его к классическим формам. Новаторство И.Бродского заключается в том, как он выстраивает смысловые связи в тексте при помощи рифмы. Анализ смыслового уровня поэтической рифмы помогает глубже проникнуть в суть этих связей и смыслов, формируемых ей, а также проследить динамику развития смыслового пространства текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное диссертационное исследование посвящено изучению специфики функционирования поэтической рифмы в раннем творчестве И.Бродского. Изучение данного материала, а также анализ работ ученых и поэтов, касающихся проблем рифмы, привели нас к необходимости формирования нового функционально-содержательного подхода к рассмотрению поэтической рифмы. Исследование смысловой функции рифмы стало одной из основных задач работы.
В результате историографического исследования проблемы мы обнаружили, что на протяжении всей русской поэтической традиции рифма как одна из центральных категорий поэтической формы привлекала внимание поэтов и исследователей стиха. Однако до XX века рифма осмыслялась как единица формы поэтического текста, и потому под рифменным элементом, составляющим рифменную пару, понимали слоги после последнего ударного в слове, т.е. клаузулу. В.Маяковский расшатал такое представление о рифме, распространяя созвучия не только за пределы клаузулы, но и за пределы слова - по всей строке. Это в значительной мере изменило восприятие поэтической рифмы, но не поменяло еще подхода к ее описанию, которое по-прежнему опиралось на форму. И.Бродский продолжил развитие рифменной традиции В.Маяковского, усилив при этом содержательную сторону новой -неклаузульной - рифмы.
С момента появления русского стиховедения сформировалось два направления в изучении рифмы: формальное и функционально-смысловое. Исследования ученых касались, прежде всего, формальной стороны рифмы, хотя и отмечалась смысловая ее значимость. Существовали отдельные попытки осмысления содержательной стороны рифмы. Однако системного исследования данного аспекта рифмы не предпринималось. Сегодня в контексте функциональной лингвистики и системных лингвистических исследований текста сформировались пути изучения функционирования рифмы в смысловом пространстве поэтического текста. В представленной работе мы продолжили это направление, предложив лингвистическое обоснование наблюдениям над смысловой функцией рифмы.
Функционально-смысловой подход к исследованию рифмы обнаружил сложившуюся в стиховедении многозначность употребления термина «рифма» и обусловил необходимость устранить, введя новые термины. Традиционно под рифмой понимается одновременно и совокупность повторяющихся элементов в конце двух или нескольких стихов (тогда выделяют парные, тройные, многократные рифмы, или точные, неточные, богаты, бедные и др. рифмы), и сами эти элементы, взятые вне их повторяемости (в этом смысле рифма соотносится с клаузулой, и тогда говорят о мужских, женских, дактилических и гипердактилических рифмах, о позиции рифмы как финальной позиции в стихе), и вся парадигма конечных стиховых повторов в стихотворении (в контексте разговора о рифме как об одной из черт поэтики стихотворения в целом). Такая многозначность допустима при формальном рассмотрении рифмы или при общем разговоре о ее смысловой роли. Однако более подробное исследование смысловой функции рифмы требует разведения этих трех понятий. С этой целью мы ввели ряд новых терминов: рифменная единица, рифмопара и рифмопарадигма. Рифменными единицами являются текстовые единицы, выражающие целостные смыслы, подлежащие рифменному сопоставлению. Смысловое исследование рифмы показывает, что рифменная единица является такой же единицей текста, как и другие смысловые единицы. Отличие ее заключается в том, что она, как правило, обладает определенным смысловым усложнением, возникающим в результате формально-смыслового взаимодействия ее с другими единицами текста в рифменном ряду. Под рифмопарой мы понимаем группу слов, составляющих рифму как некоторое формальносмысловое единство. Рифмопарадигма представляет собой группу рифмопар, объединенных формально-смысловым единством текста или его части.
Новое понимание рифмы меняет сам принцип рифмографии. Выявленная в ходе исследования смысловая сторона рифмы в поэтическом творчестве И.Бродского делает недостаточным ее формальное описание, обусловливает комплексный лингвистический подход к рассмотрению рифмы, учитывающий ее языковую природу. В связи с этим были выделены основные аспекты комплексного лингвистического анализа рифмы, а также выявлены особенности строения и функционирования поэтической рифмы на каждом из уровней организации поэтического текста, а именно на формальном, смысловом и функциональном уровнях.
Анализ формы поэтической рифмы заключался в рассмотрении трех аспектов: метрического, фонематического и морфологического. Первые два аспекта представляют собой стиховедческое описание рифмы, опирающееся на традиционные ее классификации по типу рифмовки, по характеру стиховых окончаний и точности созвучий. Третий -< морфологический - аспект является промежуточным между исключительно формальным анализом и содержательным (семантическим), поскольку подразумевает не только описание грамматической формы рифменных лексем, но и выявление грамматических сем в семантической / смысловой структуре рифменных единиц.
Смысловой анализ поэтической рифмы направлен на изучение ее смыслоорганизующих и смысловыразительных функций. Мы постарались выявить природу смысловых отношений между рифменными единицами, а также вскрыть способы передачи поэтической рифмой тонких авторских смыслов идейно-духовного характера. Исследование показало, что данный смысловой эффект становится возможным благодаря метафорической природе рифменных смысловых соотношений, а также в результате формирования особой «колеблющейся» семантической структуры самих рифменных единиц, возникающей при функционировании данных единиц в двух контекстах: в горизонтальном (контекст строки и предложения) и в вертикальном (контекст рифмопарадигмы).
Функциональный анализ рифмы позволил вскрыть механизм взаимодействия рифмы со смысловой структурой поэтического текста в целом, обнаружить варианты структурирования ее в результате формирования рифменных связей между ее единицами. Были выявлены три основных типа отношений между единицами рифмопарадигмы: смысловое повторение, противопоставление и дизъюнкция. Различные их комбинации в рифмопарадигме формируют ее структуру. Функциональный анализ рифмы позволяет проследить динамику развития поэтической мысли автора, выраженную в рифме и подкрепленную рифменным смысловым сопоставлением.
Данное исследование обусловило структуру разработанной в диссертации методики комплексного лингвистического анализа поэтической рифмы. Алгоритм лингвистического анализа рифмы можно представить следующим образом:
I. Первый этап - обозначение рифменных единиц.
II. Второй этап - формальное описание рифмопарадигмы.
Характеристика рифмы а) по типу рифмовки (аабб, абаб, абба, ааббвв, абвабв и др.); б) по характеру стиховых окончаний (мужская, женская и дактилическая); в) по точности созвучий (точная - глубокая, богатая, достаточная, бедная, неточная - ассонансная или диссонансная).
III. Третий этап - грамматическое описание рифменных единиц.
Определение частеречной принадлежности зарифмованных слов и описание их словоформ.
IV. Четвертый этап - смысловой анализ рифмопар внутри рифмопарадигмы: а) выявление актуальной семантической структуры рифменных единиц при помощи контекстуального анализа; б) сопоставление их значений и определение варианта смыслового взаимодействия рифменных единиц путем применения элементов компонентного анализа.
V. Пятый этап — анализ смысловой структуры рифмопарадигмы.
А) определение структурной схемы рифмопарадигмы: распределение смысловых связей рифменных единиц внутри рифмопарадигмы.
Б) выявление общего смысла рифмопарадигмы строфы или катрена.
VI. Шестой этап - вывод о доминирующей функции исследуемой рифмы и ее типе.
Основная цель комплексного лингвистического анализа заключается в выявлении сложных, порой едва уловимых поэтических смыслов, вскрывающих элементы индивидуально-авторской поэтической картины мира, единицы лингвокультурной и духовной сферы поэтического текста.
Анализ 3292 рифмопар показал, что в творчестве И.Бродского представлены следующие типы рифм: 1) фонетическая рифма (рифма дизъюнктивного характера на содержательном уровне, но поддерживающая фонетическую гармонию стихотворения), 2) грамматическая рифма (рифма с формально-содержательной соотнесенностью только грамматических аффиксов), 3) лексическая рифма (рифма, выполняющая смысловую функцию в стихотворении, сопоставляя лексические единицы текста), 4) синтаксическая рифма (также смысловая рифма, но сопоставляющая синтаксические единицы).
Разработанная методика комплексного лингвистического анализа, позволила исследовать новую поэтику рифмы И.Бродского, основанную на смысловом взаимодействии рифменных единиц. Эта особенность рифмования И.Бродского проявилась у него уже в первых стихах, будучи подготовленной символистами и футуристами — поэтами начала века, обративших свое пристальное внимание на рифму и увидевших, осознавших осмысленность рифменных созвучий. Рифма И.Бродского уже свободна от наблюдений и экспериментов в этой области, она органично пронизывает всю структуру поэтического текста, не только гармонизируя звучание стихотворения, но и во многом формируя его смысловое пространство. После В.Маяковского рифма И.Бродского не поражает слуха, но она содержит в себе глубинные поэтические смыслы, воздействующие на читателя, но не всегда осознаваемые без внимательного прочтения рифмы. Комплексный лингвистический анализ рифмы способствует выявлению этих смыслов.
Перспективой дальнейшего исследования поэтической рифмы И.Бродского как смысловой единицы поэтического текста может стать составление нового типа словаря рифм - семантического. На сегодняшний день в русском стиховедении уже существуют словари рифм, например, словарь рифм М.Лермонтова, Н.Некрасова, М.Цветаевой и др., в том числе и И.Бродского. Однако все эти словари являются либо словниками, в которых в алфавитном порядке перечислены все слова, которые поэт когда-либо выносил в позицию рифмы (словари рифм М.Лермонтова и Н.Некрасова), либо словарями созвучий, построенными по содержательно-фонетическому принципу и описывающими лексическое пространство рифмы (словари рифм М.Цветаевой и И.Бродского). Непосредственного же анализа, даже хотя бы формального (стиховедческого) описания рифм, авторы этих словарей не предлагают.
В новом семантическом словаре поэтической рифмы, основанном на ее комплексном лингвистическом анализе, может быть представлена информация не только стиховедческого характера, но и интерпретация содержания рифмопары и анализ смыслового функционирования рифмы. Представляется возможным составление полного семантического словаря рифм И.Бродского, что будет способствовать более глубокому пониманию и интерпретации смыслов стихотворений и поэм И.Бродского.
Список научной литературыКостромина, Юлия Ивановна, диссертация по теме "Русский язык"
1. Сочинения Иосифа И.Бродского. Том I. СПб., 1997. Литература
2. Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996.
3. Адрианова-Пертц В.П. Очерки поэтического стиля древней Руси. М.-Л., 1947.
4. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
5. Арутюнова НД. Предложение и его смысл. М., 1976.
6. Асеев Н.Н. Дневник поэта. Л., 1929.
7. Ахапкин Д.Н. Филологическая метафора И.Бродского: звуки и знаки // Литература, культура и фольклор славянских народов. М., 2002.
8. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск, 1989.
9. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000.
10. Ю.Батюшков КН. Нечто о поэте и поэзии. М., 1985.11 .Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах. Т.1. Философская эстетика 1920-х годов. М., 2003.
11. М.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
12. Белый А. Поэзия слова. С-Пб, 1922.
13. Ы.Бикертон Д. Введение в лингвистическую теорию метафоры // Теория метафоры. М., 1990.
14. Блохинская Л.О. К вопросу о строевой единице текста // Вестник АмГУ, 2000, № ю
15. Хв.Бондаренко Т. Основы стихосложения. Современный взгляд // http://stihi.ru
16. Боратынский Е.А. Разума великолепный пир. О литературе и искусстве. М., 1981.
17. Бродский И. Большая книга интервью. М., 2000.
18. Бродский И. Меньше единицы. М., 1999.
19. Ю.Бройтман С.Н. О природе художественной реальности в цикле И.Бродского «Часть речи» // Поэтика Иосифа Бродского. Тверь, 2003.
20. Брюсов В. О рифме // Собрание соч. в 7-ми томах, т.6. М., 1975.
21. Винарская Е.Н. Выразительные свойства текста. М., 1989.
22. Виноградов В.А. Консонантизм и вокализм русского языка. М., 1971. 21 .Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М.,1972.2%.Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.
23. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998.
24. Гаспаров M.JI. Очерк истории русского стиха. М., 2000. ЪХ.ГинН.Б. Информативность поэтического текста. Калининград, 1996. Ъ2.Гончаров Б.П. Рифма и ее смысловая выразительность // Филол.науки. 1972. № 3. 33.Гргоръев В.П. Поэтика слова. М., 1979.
25. ЪА.Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1993.
26. Деррида Ж. Письмо и развитие. М., 2000.
27. Ъв.Дубининский В.В. Словари русского языка. Харьков, 2000.
28. Единицы поэтической речи и их функции. М., 1990.
29. Жирмунский В.М. Теория стиха. JI, 1975.
30. Ъ9.Жовтис A.JI. О способах рифмования в русской поэзии: (К проблеме структурных связей в современном стихе) // Вопр. языкознания. 1969. №2.
31. Жолковский А. Бродский и инфинитивное письмо // Нов. Лит.
32. Обозрение М., 2000 № 45. 41.Зарубина Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста. М., 1979.
33. Ионова И.А. Поэтическое языкознание И.Бродского // Русистика в СНГ. СПб., 2002.
34. Иосиф Бродский и мир. Метафизика, античность, современность / под ред. Гордина Я. А., Муравьевой И. А. СПб., 2000.
35. Иосиф Броский и мир: метафизика, античность, современность. СПб., 2000.
36. Иосиф И.Бродский: труды и дни / Редакторы-составители Петр Вайль и Лев Лосев. М., 1998.
37. Исследования по истории и семантике стиха. Караганда, 1989.
38. Исследования по теории стиха. Л., 1978.
39. Казарин Ю.В. Поэтический текст как система. Екатеринбург, 1999.
40. Казарин Ю.В. Поэтическое состояние языка (попытка осмысления). Екатеринбург, 2002.
41. Казарин Ю.В. Проблемы фоносемантики поэтического текста. Екатеринбург, 2001.
42. Калинин А.В. Лексика русского языка. М., 1971.
43. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М, 1976.
44. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М, 1987.
45. Келебай Е. Поэт в доме ребенка. Пролегомены философии творчества И.Бродского. М., 2000.
46. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М, 1986.
47. Кравченко О. Слово и миф // Вопр.лит. 1999., №4.
48. Крепе М. О поэзии И.Бродского. Ann Arbor, 1984.
49. Кузнецов В.Н. О поэтике И.Бродского // Вопр.лит. 1997, №3
50. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1989.
51. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург, 199961 .Куллэ В. Иосиф И.Бродский: Новая Одиссея // Сочинения Иосифа Бродского. СПб, 1997.
52. Кушнер А. Здесь, на земле // Знамя. 1996., №7
53. Лебедев М.В. Стабильность языкового значения. М., 1998.64Лебедев П., Студеникина Л., Коровкина Е. Словарь рифм. СПб., 2004.
54. Литература, культура и фольклор славянских народов. М., 2002. вв.Ломоносов М.В. Избранные произведения. Т. 2. М., 1961. 67Лотман Ю.М. «На смерть Жукова» // Как работает стихотворение
55. Бродского. М., 2002. 68Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С-Пб, 1996. 69.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М, 1970. 10.Мандельштам О. Стихотворения. М., 1967.
56. Х.Маяковский В.В. Как делать стихи // Собрание сочинений в 13 томах.
57. Т.12, М, 1959. 72.Метафора в языке и тексте. М., 1988.1Ъ.Минералов Ю.И. Фонологическое тождество в русском языке и типология русской рифмы // Ученые записки Тартусского гос. Университета, вып.396. Тарту, 1976.
58. Ожегов С.К, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1997.
59. Опарина Е.О. Концептуальная метафора // Метафора в языке и тексте, М., 1988.
60. Орлова О.В. Цитаты и аллюзия в лексической структуре поэтических текстов И.Бродского // Вестник Томск.пед.ун-та. Сер. Гуманитарные науки (филология). 1998, №681 .Панов М.В. О строении заударной части слова // Проблемы современной филологии. М., 1965.
61. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979.
62. ЪЪ.Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.
63. Полоухина В. Бродский глазами современников. С-Пб., 1997.
64. Попова Н.Б. Информативность поэтического текста. Екатеринбург -1992.
65. Поэт и слово. Опыт словаря. Под ред. В.П.Григорьева. М., 1973.
66. Поэтика и стилистика: 1988 1990гг. М., 1991.
67. Поэтика Иосифа Бродского. Тверь, 2003.
68. Психолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста. Тверь, 1998.
69. Пушкин А.С. О литературе. М., 1962.91 .Ратин A.M. Иосиф Бродский и русская поэзия XVIII XX веков. М., 2001.
70. Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. М., 1987.
71. Русская грамматика. В 2 тт. М., 1980.
72. Русская поэзия: В 2 кн. М., 1997.
73. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997.
74. Русские писатели о литературе. Л., 1939.
75. Русские писатели о литературном труде. Л., 1955.98.Русский стих. М., 1996.
76. Самойлов Д. Книга о русской рифме. М, 1982.
77. Серебряный век русской поэзии. М., 1993.
78. Славинъский Я. К теории поэтического языка // Структурализм: «за» и «против». Сборник статей. Под. ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. М., 1975.
79. Слова в тексте и в словаре. М., 2000.
80. Словарные категории. М., 1988.
81. Современный русский язык./ уч. пособие (под редакцией Белошапковой), М., 1999.
82. Спивак Р. С. Философская пародия Бродского // Лит.обозрение. 1997, №4.
83. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985.
84. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж, 1979.
85. Стрижевская Н.И. Письмена перспективы. О поэзии И.Бродского. М.,1997.
86. Структурализм: за и против. Сборник статей. М., 1975.
87. Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000.
88. Теория метафоры. Вступ. Статья и сост. Н.Д. Арутюновой. М., 1990.
89. Толковый идеографический словарь русских глаголов. Под ред. Л.Г.Бабенко. Ек-г, 2001 г.;
90. Толстой А.К. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4, М., 1964.
91. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М, 1959.
92. Тредьяковский В.К. Избранные произведения. М-Л, 1963.
93. Тынянов Ю.М. Проблема стихотворного языка. М, 1965.
94. Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция. М., 2002.
95. Усовин Е.Г. Семантический парадокс как основа метафизики языка Иосифа И.Бродского // Поэтика Иосифа Бродского. Тверь, 2003.
96. Федотов А.И. Семантическая основа образных средств языка. Новосибирск, 1969.
97. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М, 1997.
98. Федотов О.И. Фольклорные и литературные корни русской рифмы, (автореферат). М., 1971.
99. Фет А.А. Сочинения в 2-х томах. Т. 2, М., 1982.
100. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л, 1972.
101. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л. 1991.
102. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. Воронеж, 1987.
103. Шахнарович A.M., Юрьева Н.М. К проблеме понимания метафоры // Метафора в языке и тексте, М., 1988.
104. Шенгли Г. Техника стиха. М, 1960.
105. Шерр Б. Строфика Бродского: новый взгляд // Как работает стихотворение Бродского. М., 2002.
106. Шоу Дж. Т. Части речи в рифмах основных стихотворных жанров и в концах прозаических синтагм у Пушкина // Русский стих. М., 1996.
107. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001.
108. Якобсон Р. О. К лингвистическому анализу русской рифмы // Якобсон P.O. Тексты, документы, исследования. М., 1990.
109. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М., 1987.1. Словари
110. Абрамов Н. Полный словарь русских рифм. Словарь русских синонимов. М., 1996.
111. Бабакин A.JT. Словарь рифм И.Бродского. Тюмень, 1999.
112. Бабакин A.JI. Словарь рифм М.Цветаевой. Тюмень, 1998.
113. Безгодов А.А. Рифмы и ударения в русском языке. Калиниград, 2001.
114. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова, СПб.: «Норинт», 2001.
115. Введенская В.М. Словарь рифм Н.А.Некрасова // Рос. литературовед, жур., М., 1997, №10.
116. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М, 1977.
117. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М, 1998.
118. Обратный словарь русского языка / Науч. коне. А. А. Зализняк, Р. В. Бахтурина, Е. М. Сморгунова. М., 1974.
119. Онуфриев О.В. Словарь популярных рифм. СПб., 2002.
120. Словарь рифм М.Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
121. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Русский ассоциативный словарь. М., 1996.
122. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л.Г.Бабенко. М., 1999.
123. Федченко С.М. Словарь русских созвучий. М., 1995.
124. Фок П. М. Практический словарь рифм. М., 1993.
125. Фразеологический словарь русского литературного языка конца XVIII XX веков / Под ред. А.И.Федотова. М., 1995.1. Интернет-ресурсы149. www.rifma.com.ru150. www. slovari.gramota.151. www.stihi.ru