автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Лирические песни Северо-Запада России: проблемы жанра и музыкального стиля
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Королькова, Инга Владимировна
Введение.
Глава 1. Лирические песни в системе фольклорно-этнографического текста. ¡
Раздел первый. Временная приуроченность исполнения лирических песен.
§ 1. Типовые ситуации исполнения лирических песен в соотношении с календарными периодами.
§ 2. Приуроченность исполнения лирических песен к периодам суточного цикла.
Раздел второй. Ритуальные места исполнения лирических песен.
Раздел третий. Действенная составляющая фольклорно-этнографического текста.
§ 1. Ритуально-действенное значение процесса исполнения лирических песен.
§ 2. Ритуальное движение.
Раздел четвертый. Функции фольклорных текстов.
Глава 2. Образно-смысловое содержание поэтических текстов лирических песен.
Раздел первый. Поэтика лирических песен женской певческой традиции: построение структурно-семантической модели.
Раздел второй. Переход из «своего» жизненного пространства в «чужое» сюжет «свадьба»).
Раздел третий. Молодуха на чужой стороне.
Раздел четвертый. Мир живых и мир умерших.
Глава 3. Музыкально-стилевые особенности лирических песен женской певческой традиции.
Раздел первый. Особенности ладоинтонационного строения песенных форм.
§ 1. Соотношение лада и звукоряда. Проблемы строя.
§ 2. Общие свойства ладообразования напевов узкообъемного типа.
§ 3. Типология ладовых систем.
§ 4. Напевы, имеющие сложно-ладовые формы организации.
Раздел второй. Ритмическая организация и композиционное строение лирических песен.
§ 1. Принципы стихосложения.
§ 2. Принципы ритмической организации песенных форм.
§ 3. Особенности формообразования.
Глава 4. Лирические песни Северо-Запада России в системе местных культурных традиций.
Раздел первый. Вопросы методологии ареальных исследований.
Проблемы ареального изучения Северо-Запада России.
§ 1. Вопросы методологии.
§ 2. Проблемы ареального изучения культурных традиций Северо-Запада России. Результаты ареальных исследований в смежных научных дисциплинах.
Раздел второй. Лирические песни в традициях северо-восточной части региона.
§ 1. Общая характеристика песенных традиций, бытующих в северовосточной части региона.
§ 2. Лирические песни в традициях новгородско-тверской зоны.
§ 3. Лирические песни в традициях онежско-ладожской зоны.
Раздел третий. Лирические песни в традициях юго-западной части региона.
§ 1. Общая характеристика песенных традиций юго-западной части региона.
§ 2. Лирические песни в традициях псковской зоны.
§ 3. Лирические песни Верхневолжья.
Раздел четвертый. Общие принципы организации песенных систем лирики на территории Северо-Запада России.
§ 1. Общая характеристика песенных типов регионального значения.
§ 2. Принцип формульности в организации местных песенных систем лирики.
Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Королькова, Инга Владимировна
Настоящее исследование представляет собой первый опыт комплексного изучения лирических песен северо-западных областей России, обобщающий значительные по объему фольклорно-этнографические материалы.
Предметом исследования являются лирические песни, принадлежащие женской певческой традиции и бытующие на территории Северо-Запада России.
Музыкально-поэтические формы народной лирики рассматриваются в диссертации как жанровая область, которая обособляется в жанровом массиве русского фольклора в связи с ее особой содержательно-смысловой направленностью. Способ отражения действительности, характерный для народной лирической песни, обусловлен необходимостью упорядочивания отношения личности к различным жизненным ситуациям в контексте норм и представлений, выработанных этническим сознанием. Таким образом, назначение жанра и средства выражения, свойственные лирическим песням, связаны с обеспечением внутренних связей личности и коллектива посредством передачи традиционной системы мировосприятия, поведенческих норм, типовых реакций и др.1
Многообразие сюжетно-тематического содержания и музыкальных форм лирических песен, историко-стнлевая многослойность языковой системы, разнообразие форм бытования создают необходимость жанровой классификации народно-песенной лирики. В качестве основных жанровых групп лирических песен выступают:2
• лирические песни женской певческой традиции («девья», женская лирика);
• лирические песни мужской певческой традиции («молодецкая» лирика);
• балладные песни;
1 В отношении категории лирического в сфере фольклора автор опирается на теоретические установки и позиции, которые были выработаны фольклористами Санкт-Петербургской консерватории. Формулировка основных положений содержится в ряде работ А. М. Мехнецова [Устьинские песни 1983, 1984; Мехнецов, лекции].
2 Жанровые группы лирических песен выделяются в результате изучения различных составляющих фольклорно-этнографического текста. Жанровая атрибуция художественной формы предполагает последовательное рассмотрение таких аспектов, как: 1) структура (закономерности организации фольклорного текста); 2) содержание (отношение к действительности, смысловое наполнение художественной формы); 3) стиль (своеобразие средств художественной выразительности); 4) функция (взаимосвязь и взаимообусловленность элементов в системе фольк-лорно-этнографического текста) [Путилов 1994; Мехнецов 1999].
• лирические песни позднего историко-стилевого слоя.
Вопросы изучения жанровых и стилевых свойств лирических песен в настоящей работе решаются на примере песенных традиций, распространенных на территории Северо-Запада России. В песенной культуре этого региона группа лирических песен женской певческой традиции имеет ключевое значение. Во-первых, песни этой группы составляют основу репертуара хранителей местных музыкальных традиций, что подчеркивает исходную значимость и устойчивость поэтических образов, сюжетных мотивов, музыкально-стилевых особенностей лирических песен. Во-вторых, лирические песни женской традиции принадлежат раннему историческому пласту фольклора: об этом свидетельствуют стилевые характеристики песенных форм, позволяющие обнаружить связь с древнейшими жанрами обрядового фольклора. К этому комплексу непосредственно примыкают песни балладного содержания, сохранившие в своей структуре черты эпического стиля повествования. Лирические песни мужской певческой традиции так же, как и песни позднего историко-стилевого пласта, представляют отдельный интерес для исследователя и в рамках настоящей работы не рассматриваются.
Формирование песенных традиций, сложившихся на Северо-Западе России, связано с ранним периодом древнерусской истории и культуры. В центре ареального пространства данного историко-культурного региона находится зона расселения древнеславянских племен — псковских кривичей и новгородских (ильменских) словен. Музыкально-фольклористические и этнографические материалы, фиксирующие состояние местных народных традиций на протяжении последних 40 лет, свидетельствуют о сохранности архаичных обрядовых комплексов и явлений фольклора, среди которых:
• система верований и представлений о мире, имеющая мифологическую основу;
• многообразие фольклорных жанров, связанных с плачевой культурой: свадебные, похоронно-поминальные, полевые причитания; свадебные опеваль-ные песни; «аукания»;
• жанры фольклора, принадлежащие эпической традиции (былины, баллады, духовные стихи);
• развитая в типологическом отношении система форм возгласного интонирования (обрядовые кличи, заклинания, песенные формы);
• традиция гусельной игры, следы «гудошной» традиции;
• формы традиционной хореографии (девичьи и женские пляски «кружка», мужские боевые «ломания», обрядовые шествия и орнаментальные хороводы).
Основную фактологическую базу работы составляют не опубликованные ранее музыкально-этнографические материалы 1976-1998 гг., собранные по методике комплексного изучения народных традиций экспедициями Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этнографического центра (научный руководитель - А. М. Мехнецов). При работе над диссертацией автором используются также записи студенческих фольклорных экспедиций ЛОЛГК 19621968 гг. Значительная часть привлекаемых к исследованию песенных образцов содержится в публикациях, представляющих материалы по Псковской области из фондов Фольклорно-этнографического центра [Псковский сборник 1989; Обзор]. В диссертации учтены издания материалов Фонограммархива ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) [Традиционный фольклор 1979], экспедиций ЛГИТМИК и ЛГИК им. Н. К. Крупской [Лапин 1989]. Особое значение для исследования имеют песенные сборники, содержащие ценнейшие материалы раннего этапа собирательской деятельности (1930-1960-е гг.) на территории Псковской и Ленинградской областей [Mahler 1951; Рубцов 1958; Котикова 1966; Сто песен 1970].
Актуальность исследования заключается в постановке задач и определении подходов к решению ряда основополагающих проблем музыкальной фольклористики. Настоящая диссертация представляет собой первый опыт комплексного исследования лирических песен северо-западных областей России, поднимает ряд вопросов функционального, семантического, структурно-типологического, музыкально-стилевого изучения народно-песенной лирики. Среди них:
• соотношение музыкального и поэтического начал в песенной форме;
• жанровая классификация лирических песен;
• генезис и историческая эволюция различных жанровых групп народной лирики;
• динамика регионального распространения песенных типов лирических песен.
Цели и задачи диссертации. Основная цель работы заключается в выявлении жанровой специфики и стилевого своеобразия лирических песен женской певческой традиции. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда исследовательских задач:
1) изучение функций лирических песен женской традиции в системе традиционных обрядовых комплексов;
2) выявление и описание основных песенных типов лирики;
3) выделение и анализ структурно-семантических элементов музыкального и поэтического языка изучаемых песенных форм;
4) исследование языковых связей группы лирических песен с эпическими и обрядовыми жанрами фольклора;
5) характеристика основных ареалов распространения лирических песен женской традиции на территории Северо-Запада России.
Методологическая основа исследования. Законы исторического развития песенной традиции и сложный характер ее взаимосвязей с другими компонентами народной культуры предопределили необходимость применения методов комплексного исследования. Основной научной категорией, позволяющей проводить системное изучение явлений народной традиционной художественной культуры, служит «фолъююрно-этпографический текст», под которым понимается «законченный в функционально-содержательном и композиционном отношениях фрагмент народной традиционной культуры, сущность которого в той или иной степени передается художественными средствами выражения».3
В вопросах теории жанра используются научные положения, разработанные в трудах филологов (В. Я. Пропп, Б.Н. Путилов, В.Е. Гусев) и музыковедов-фольклористов (Ф. А. Рубцов, В. В. Коргузалов, А. М. Мехнсцов). Решение задач музыкально-аналитического плана связано с традициями музыковедческой и фольклористической школ Санкт-Петербургской консерватории. В диссертации используются положения интонационной теории Б. В. Асафьева, общетеоретические и научно-практические достижения таких исследователей, как X. С. Кушнарев, Е. А. Ручьевская, Т. С. Бершадская, Ф. А. Рубцов, А. М. Мехнецов. функций лирических песен. Для достижения этой цели необходимо решение следующих аналитических задач:
• описание типовых ситуаций, включающих исполнение лирических песен;
• выявление функционально-смысловой направленности этих ситуаций;
• установление отношений песни с обрядом как целостной системой и с отдельными структурными компонентами обряда;
• определение специфики функционирования лирических песен в сравнении с календарно-обрядовыми жанрами, бытующими в сходных ситуациях.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Лирические песни Северо-Запада России: проблемы жанра и музыкального стиля"
Результаты исследования показали правомерность выделения лирических песен женской певческой традиции в самостоятельную жанровую группу, обособляющуюся из всего массива лирической песенности. В работе раскрывается совокупность признаков, свидетельствующих об определенном лсанровом и стилевом статусе изучаемых лирических песен.
Одним из важнейших свойств лирических песен женской певческой традиции является устойчивость обстоятельств их исполнения, строгая закрепленность за определенными календарными периодами или свадебными ритуалами, включенность в сходные в функциональном отношении обрядовые ситуации, что позволяет сделать вывод о закономерности факта «приуроченности» лирических несен. Как показали наблюдения, акт звучания песни («подача голоса») имеет статус ритуального действия и обнаруживает ясно выраженную коммуникативную направленность (окликание-императив, жалоба-обращение).
Образно-смысловое содержание поэтических текстов исследуемых лирических песен связано с осмыслением основных этапов жизни женщины в традиционной культуре и соответствующих им социально-возрастных состояний (девичество, отчуждение от девичества, замужество). Кроме того, семантика поэтических текстов лирических песен согласуется с содержанием обрядовых ситуаций: в качестве основных сюжетообразующих элементов выступают мотивы прощания с «волей-красотой», окликание «родителей», обращение к предкам с жалобами, зовами, «подача» голоса на родную сторону и т. п. Характерной чертой песенных текстов является символизм поэтического языка, позволяющий наблюдать богатство художественно-образного мира ранней русской лирики (поэтические формулы «воля», «горе», «путь-дорога», «зеленый сад», «девушка у реки» и т. п.).
Ключевые закономерности лирических песен женской певческой традиции связаны с музыкально-языковыми характеристиками песенных форм. В процессе исследования был установлен ряд особенностей музыкального стиля, свидетельствующих о принадлежности песен изучаемой группы к раннему историко-стилевому слою:
1. Основополагающим принципом строения напевов лирических песен женской певческой традиции является принцип формульности ладо-интонационных и ритмических образований, восходящих к различным интонационно-смысловым сферам - возгласно-кличевой, причетно-плачевой, повествовательной (сказительской).
2. В качестве важнейшего стилевого признака лирических песен женской традиции выступает узкообъемпость ладовой организации. Ладовые системы, лежащие в основе напевов, представляют собой формульные образования -структуры, основанные на сопряжении тонов в объеме узких интервалов (терции, кварты, квинты).
Каждая из типовых ладовых систем обладает особыми выразительными возможностями и семантическим полем. Характерные черты ладообразования раскрываются в процессе анализа принципов интонационного развития. Лирические песни с терцовой организацией лада имеют особый статус в традиции: по нашему мнению, они образуют особый стилевой слой, свойства которого позволяют установить связи лирических песен с плачевой культурой (попевки, воплощающие принципы опевания и поступенного движения в рамках терцовой мелодической ячейки). Стилевые черты песен с квартовой ладовой организацией обнаруживают близость к жанрам обрядового фольклора, преломляющим возгласно-кличевый тип интонирования (попевки по тонам трихорда, восходящие квартовые интонации). Квинтовые лирические песни, с одной стороны, удерживают связь с ранним певческим стилем (ангемитонные попевочные образования), с другой - «тяготеют» к песенной стилистике более позднего исторического слоя (расширение амбитуса, роль ладо-гармонических комплексов).
Одной из важнейших тенденций ладообразования изучаемых лирических песен является большесекундовый ладовый сдвиг - переменность ладовой опоры, наблюдаемая в различных разделах композиции. Данная особенность ладового строения напевов свидетельствует о повествовательной природе лирического высказывания и позволяет установить стилевые связи лирических песен со сказительскими формами эпоса.
3. Особенности ритмической организации лирических песен подчинены логике согласования стиховой и музыкальной акцентности, реализуя характерный для ранних форм фольклора декламационно-повествовательный тип соотношения напева и поэтического слова. Напевы лирических песен координируются со стиховыми формами, опирающимися на различные системы стихосложения - тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую. При этом доминирующее значение приобретают принципы организации тонического стиха: они выполняют регулирующую функцию, «воздействуя» на стиховые структуры иного типа и трансформируя их.
Характер координации стихового и музыкального начал в песенной форме обусловлен:
• принципом ритмизации стиховых строк на основе долготной дифференциации акцентных п неакцептных слогов;
• принципом ритмической организации песенной строки на основе типовых ритмических структур - формул музыкально-слогового ритма.
Разнообразные ритмические структуры песенных образцов, зафиксированных на территории Северо-Запада России, выступают в качестве компонентов единой стилевой системы. «Подобие» ритмических построений, лежащих в основе слогоритмических периодов, обеспечено либо сходством отдельных звеньев по ритмическому рисунку, либо их одинаковой временной протяженность ю.
4. Особенности формообразования находятся в ряду жанро-определяющих признаков лирических песен.
Лирические песни, зафиксированные на территории северо-западных областей России, образуют две группы музыкально-поэтических форм, дифференцируемых по характеру и степени «распетости» стиховой основы: песенные формы декламационного типа и протяжные песенные формы.
В качестве ведущего принципа организации песенных систем, бытующих на территории северо-западных областей России, выступает формульность напевов. В результате исследования раскрываются различные уровни проявления формульности:
1) бытование групп типологически родственных напевов;
2) закрепленность различных по содержанию поэтических текстов за одним напевом (политекстовость);
3) функционирование папева в различных обрядовых ситуациях (полифункциопальность).
Все вышеуказанные жанрово-стилевые признаки лирических песен воплощаются в песенных формах, принадлежащих определенным локальным традициям. В диссертации предпринят опыт определения ареалов распространения лирических песен на территории Северо-Запада России, в связи с чем выделены два больших историко-культурных массива, связанных с северо-восточной и юго-западной частями региона. В состав названных территориальных частей входят самостоятельные зоны, каждая из которых охватывает ряд местных музыкальных традиций. Северо-восточную часть региона составляют:
• новгородско-тверская зона (включает восточно-новгородские, моложские и весьегонскис традиции);
• онежско-ладожская зона (включает ладого-тихвинские, прионежские, белозерские, вытегорские традиции).
На территории юго-западной части региона выделяются:
• псковская зона (включает северно-псковские, псково-печорские, центрально-псковские, локнянско-ловатские традиции);
• верхневолжская зона (включает осташковско-селигерские, селижаровские, полавскис традиции).
В работе устанавливаются место и роль лирических песен в системе локальных культурных традиций, дается характеристика особенностей бытования лирических песен с учетом всех компонентов фольклорно-этнографической системы.
Дальнейшее изучение связано с необходимостью сравнительного исследования относящихся к разным жанровым группам песенных форм лирики
222 северо-западных областей России с песенными образцами, бытующими в соседних диалектно-стилевых зонах - на Русском Севере, в западно-русских областях, а также в иных традициях славянского мира. По нашим предварительным наблюдениям, стилевые свойства лирических песен женской певческой традиции Северо-Запада России имеют универсальный характер, отражая жанровые и стадиальные свойства песенных форм.
Заключение
Исследование лирических песен северо-западных областей России непосредственно касается вопросов жанровой и стилевой специфики песенных форм. Решение этих вопросои связано с комплексным изучением фактов фольклора и требует последовательного рассмотрения различных составляющих фольклорно-этпографического текста, среди которых -обстоятельства бытования лирических песен, особенности их поэтического и музыкального строя, локальная специфика песенных форм.
Список научной литературыКоролькова, Инга Владимировна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Аграрная история Северо-Запада России XVI века: Север, Псков. Общие итоги развития Северо-Запада / Отв. Ред. А. Л. Шапиро. Л.: Наука, 1978. 221 с.
2. Алексеев Э. Е. Проблема формирования лада. М.: Музыка, 1976. 288 с.
3. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект. М.: Сов. композитор, 1986. 238 с.
4. Анализ вокальных произведений: Учебное пособие: Е. А. Ручьевская и др. Л.: Музыка, 1988. 349 с.
5. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 343 с. Аристотель Поэтика. Л.: Academia, 1927. 120 с.
6. Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.; Л., 1965. 136 с.
7. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е. Кн. 1-2. Л.: Музыка, 1971. 376 с. Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост., вступ. ст. и комм. И. И. Земцовского, А. Б. Кунанбаевой. Л.: Музыка, 1987. 248 с.
8. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. М.: Индрик, 1994. 800 е.; Т. 2. М.: Индрик, 1994. 786 е.; Т. 3. М.: Индрик, 1994. 840 с.
9. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 237 с.
10. Банин А. А. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики // Музыкальная16. Банин 1982:17. Банин 1983а:
11. Банин, Вадакария, Канчавели 19836:19. Банин 1984:20.