автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Лирика Джорджа Герберта. Проблемы поэтики

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Чернышов, Максим Рудольфович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Лирика Джорджа Герберта. Проблемы поэтики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лирика Джорджа Герберта. Проблемы поэтики"

Р Г б Ой

г с иоа оз

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ • им. М.В.ЛОМОНОСОВА . $/¡ДОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи ЧЕРННШОВ Максим Рудольфович ЛИРИКА ДЗОРДЗА ГЕРБЕРТА. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ .

Специальность 10.01.05. - Литература стран Западней Езрспн,

Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1995

Работа вхг.олкена на кафедре истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Научный руководитель - доктор филологических каук, профессор А.Н.Горбунов

Официальные оппоненты - доктор филологических наук

И.О.Шайтанов,

кандидат филологических кеуз Н.И.Конева

Ведупая организация - Российская академия театрального искусства

Защита состоится 8 Декабря 1995 года на заседании специализированного Совета Д 053.05.13 по историк зарубеснкх литератур при Московском государственном университете им. К.В.Ломоносова по адресу: 117234, Москва, Воробьевы гсра, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический, факультет

С диссертацией «окно ознакомиться в библиотеке филологического факультета МГУ им. М'. В. Ломоносова

Автореферат разослан " " ад:?-9 Ъ^х 1555 года

Учений секретарь специализированного Сената у'

доцект С^/' А.З.Сергеев

Джорда Герберт (1593-1533) - один из наиболее известных и видных английских поэтоз XVII века, его творчество - неотъемлемая часть классической наследия английской литературы. Предметом исследования в реферируемо;! диссертации является его единственный • Сборник английских СТИХОЗ "Храм" ("The Teraple" - 1633), состояний из двух псэм и полутора сотен лирических стихотворений.

Актуальность данной темы обусловлена прежде всего зоэросзим в отечественном литературоведении последних 20 лет иктересо:.! к проблемам европейской псгзиа эпохи барокко и, в частности, к английской поэзии "метафизиков" и "кавалеров" (S.Виппер, А.Горбунов, 3. Нуравьез и др.) Вместе с теп следует признать, что большинство работ по поэзии данного периода либо является частьэ научного аппарата, "сопрсзоядаэдего издания соответствующих текстов ("Европейская поэзия XVII века" - М., 1977; "Колесо Зортуны. Из европейской поэзии XVII века" - М., 1989; "Английская лирика первой половину XVII века" - Ч., 1989), либо, применительно к Англия,'ограничивается крупнейаи« поэтом эпохи Дяоном Донном (В.Хрипун, В.Березкина, Г.Са-довая, В.Захаров, З.Карулидзе, С.Макуренкова). Исключение - работы А.Горбунова, который, оставляя в центре внимания творчество Донна, дает таяве в своей монографии краткие, но содерзательные характеристики его старшим и младшим современникам ("Дзен Донн и английская поэзия XVI-XVII веков" - М., 1993). Иокогра£ия открывает перспективы дальнейшего, более глубокого изучения тзорчества "метафизиков" и "кавалеров", многие из которых сами ыогли бы стать во главе поэтических зкол, если бы шили не в столь насызенное литературными талантами время. Уне появилась диссертация о творчестве одного из крупнейпих "кавалеров" - Т.Кэру (3.Хромых), но ни один из "мета^изикоз", кроне Донна, пока еще не стал з отечественном литературоведении предметом специального исследования.

Своевременность обращения-именно к творчеству Герберта определяется еде одним особым обстоятельством. Последние годы стали в нашем обдэстзе зреме.чем интенсивного роста религиозного сознания и духовной культуры. Это, в частности, выразилось в многочисленных публикациях произведений религиозной литературы, з том числе незнакомей ранее поэзии. Однако до сих пер не появилось работ, ссзе-цазздх' своеобразие феномена религиозной лирики. Твсрчестзо Герберта, писавшего только такие стихи, вобрало в себя традиция предшествующей ему религиозней поэзия и обусловило раззитке этого вида литература в' Англии XVII зека. Представляется крайне загни«, при-

сгупая к его изучению, уточнить содержание понятия "религиозная лирика, что нонет иметь общетеоретическое значение.

Начиная, о 1520-х годов, растет интерес к Герберту в зарубекноы литературоведекж. Помико религиозных", аспектов содерванкя. знииание читателей и критиков призлекапт формальные особенности его поэзии: Герберт бал одккк из самых сыелкк экспериментаторов в истории английского стиха. Усваивая наиболее интересные приемы, выработанные предшественника!.;!;, и изобретая свои собственные, он создал особый язык поэзии, оказавший сильное влияние ka. весь английский XVII век. После появления в 1950-х гг.' первых специальных ыокогра£кй о поэте (Р.Тьзв, äs.Сакмерс) их число растет з геометрической прогрессии; в 1930-х они выходят практически ежегодно. Издаются специализированные сборники статей, библиографические работы; вот узе два десятилетия существует аурнал "George Herbert Journal". Однако почти ВО scex многочисленных работах о поэте отсутствует четкая теоретическая база при погхСде к отдел ьним моментам поэтики Герберта. К г. авторы часе всего не считают кувкым комментировать используемый ими теоретически/, и терминологический инструментарий, тогда как в зтом нередко осусается острая необходимость. Анализ поэзии Герберта требует особенно тщательного обоснования таких принципиальных для нее понятий, как "поэтический цикл", "метафизический концепт", "аллегория", "эмблема". Научная новизна данной работы заключается в той, что в ней дается систематический анализ лирики Герберта и при этом кзедый из основных ее элементов рассматривается*в свете теории того понятия, которое лекит в его основе.; предлагаются и уточняются некоторые де£иниши.

Пель диссертации - дать первую в отечественной литературоведении попытку целостного и в то аё врекя подробного анализа английской поэзии Герберта. Цельо определяются основные загачи: 1) исследовать религиозные аспекты "содержания "Храма" иа основе теории религиозной лкрики и в контексте эволюции этого-вида поэзии в Англии; 2) выделить v. изучить наиболее значимые элементы поэтики Герберта, обусловившие era репутацию экспериментатора и новатора. Теоретической базой диссертации язлявтся труды русских и зарубегякх ученых по психологии религии, типология религиозной поэзии на основе этапов религиозного СПКТа Л.Л.Марца (СИ. его "The Peerry of Eeíiteti-сп" - sew Heven, 1S54), а такае работы советских литературоведов по об^ей,-'-:астксй и исторической поэтике. Работа «огет иметь практическую ценность при чтении лекционных курсов и ведении семинар-

ских занят.:;*! по истории английской литература ХУП зека. Отдельные теоретически зывода могут быть использованы при анализе поэзии эпохи барокко, а танзе произведений религиозной лирики Нового времени.

Структура работы. Диссертация состоит, из введения, двух глаз, заключения, примечания и списка использованной литературы. Первая глаза зклгчае? три раздела, вторая - семь:

Бо Ззеяе:-:ии наряду с обоснованием актуальности к ноеизны избранной тепы дазтся биографические сведения о Герберте и краткий обзор критической литературы, охзатывааций три с половиной столетия. Сценка его творчества в разные эпохи была далеко не однозначной. Превратности судьбы его стихотворно.го наследия отразаэт изменения господствовавших в обществе худозественных вг/соз с поправкой на религиозное сэдерзание. Герберт и его "Храм" были необыкновенно популярны з ХУП веке, когда метафизическая поэтика б^ла-нормой и традиции Донка ощущались как современные. Благочестивый поэт превозносился, креме того, как личность; после смерти его репутация быстро стала ми;ом, закрепленным в биографии А.Уолтона (1670), выдерганной в почти "аитийном" духе. В ХУШ веке ситуация резко изменилась, о поэтике метафизиков стали говорить как о "лезном остроумии" (Аддисон), та:-:ово было мнение и крулнеЯиего авторитета зпохи-С.йзо-нсона. Герберта не пзреяэдазали, и, за исключением одиноких почитателе;"! , з целом век Просвещения представляет собой брезь-з истории бытозания его поэзия в культуре.

Новый позорот обцественного мнения в пользу Герберта связан с именем С.Колридаа, который несколько раз отозвался с похзалой о его стихах. Поклонниками поэта были Дя.Реснин, Р.Зкерсон, М.Зуллер, хотя чаце всего'з первой полозине XIX века критики ценили лазь искренность религиозных переживаний, ке принимая его экстравагантного стиля (Дз.Монтгомери, Р.Чэмберс и др.) ото мнение держалось довольно долго, хотя лирика Герберта привлекала знимание таких крупных деятелей культуры, как Ы.Арнольд, Да.М.Хопкинс, К.Россзтти, Р.Л. Стивенсон; из всех.лоэтез-ыетасизиков он пользовался наибольшей популярность:-}, .т.к. отразеннкй им з стихах религиозный опыт бал близок всем христианам. Е 1910-1929-х гг. произошли изменения в этой иерархии: к» первое место выдвинулся Донн (работы Дз.й.Грнрсона и Т.С.Элиота), "рейтинг" Ггр£ергз несколько упал. 3 1920-1930-е гг. Гесберт рассматривался пр5;:;!уг,егтзгико в контексте аетг5ИЗйческсГ1 г.оэгпи {Дг.Уйдьяисок, ¿н.лийсмгк, дз.Беннетт, А./аГ.г). 3 1941 г.

Хатчинсон впустил пгрзее научное издание полного литературного

наследил Герберта. С 1950-х гг. по настоящее время выело около 30 монографий о творчестве поэта. Одни критики стремятся охватить все вакнейаке аспекты его поэзии (Да.Саьшерс, А.Стейн, Х.Векдлер, З.Миллер, С.'Стоарт). Другие вписывают его в историко-литературный кок-текст (Р.Тьюв, К.йриер,-У.Гэйлор). Некоторые азторы посвяга;эг сбои исследования техническому мастерству и проблеиац форма (И.Рикки, Р.Эднкоиб), социальной тематике (М.Шекфельдт, К.Ходнкинс), субъектной структура его лирики (Б.Харман*. Ст.Ско подходит к "Храму" с позиций "рецептизной астетики", .9,Чарлз выпускает первую научную биографию.. Бользинство специальных монографий, написанных- в после- ■ дние 15,лет, касазтся сбцих и частных проблей религиозного содер-яания поэзии Герберта (Р.йо, Р.Страйер, Д.Бенет и др.)

Отечественное, за исключением упоминаний в учебниках и справочных изданиях, кратких характеристик в равней статье Мирского, академической "Истории английской литературы" и комментариях к переводам, располагает линь несколькими страницами о Герберте в монографии А.й.Горбунова. Сравнение с западным гербертоведен'ием, ныне интенсивно развивающимся и находящимся на подъеме, особенно яр-'ко высвечивает пробел в нашей науке, начать заполнение которого -цель настоящей диссертации.

Ее пеозая глава посвящена проблемам религиозной лирики. В первом разделе делается попытка определить сущность и границу этого явления. Диссертант исходит из того, что религиозная'лирика - часть религиозного искусства, к которому существует несколько научных подходов. Тематический критерий не моает быть признан абсолютным, т.к. он слишком формален и игнорирует аксиологический аспект, функциональный подход, который'выдвигает Д.М.УгрикоЕич ("Искусство и религия" - И., 1982), основывается на способности произведения искусства быть зЕлвченнкы в систему религиозного культа. Очевидно, что такое определение охватывает, далеко не полную парадигму. Наиболее продуктивным представляется психологический критерий. К религиозному искусству следует относить все произведения, которые выра-, жеат религиозные идеи и представления автора. Если говорить о-лирической поэзии, то точка пересечения между ею и религией'в сфере . . психологии левит в области чувства:-с одной стороны, "чувство играет первую по времени роль в формировании того, что мы называем лирикой" (В.Сквоэнкков), с другой - чувство занимает вакиое место в религиозном опыте человека. Отсюда следует, что религиозной лирикой н/еко считать все лирические стихотворения, психологической

доминантой которых является религиозное чувство, лекащее в.основе религиозного опытам Многочисленные попытки религиоведов определить особое психологическое содержание этого чузотва успеха не имели. Выход напел У.Дзеймс, который предлсаил "понимать термин "религиозное чувство" как собирательное имя для всех тех чувстэ, которые в разных случаях пороадаются религиозными объектами" ("Многообразие религиозного опыта" - П., 1993-.- С.32). Поскольку в человеческом сознании сакрализации могут подвергаться и объекты, весьма далекие от истинно религиозных (например, аенцина), нельзя рассматривать чувство з отрыве от мировоззрения. В конечном счете единственный предмет монотеистических религий и объект религиозного чувства -Бог, поэтому религиозное чувство - это'чузстзо, направленное на Еога - прямо или через посредство предметов, осознаваемых как свясекньге; т.е. обусловленное религиозными убеадениями данного человека.

В обкем корпусе религиозных стихов диссертант выделяет крупнейший блок молитвенной поэзии, отражающей центральный момент религиозного опыта человека - аивое общение дуои с Вогом. Термин "молитвенная поэзия" предлагается как энзявалент английского "devotional poetry". Две,другие стадии религиозного опыта - медитация и мистическое созерцание -.-такае находят воплощение в религиозной поэзии. Но возыоана ее классификация и на основе иных особенностей протекания религиозного и творческого- актов. Некоторые поэты о*ормляэт сзои ощущения и переживания после духозного акта ("поэзия духовиденья"), у других творческий процесс сопровождает и стимулирует религиозный опыт ("духовиденье поэзии" - термины Г.Померанца).

Бо втором разделе обрисовывается история английской авторской-религиозной лирики XVI-начала XVII вв. Ее возникновение было вызза-но ре£ормаиионнныи'течениями в общественной и культурной аизни Европа, з частности, появлением переводов Библии на современные языки. Практически единственным жанром религиозной лирики 1530-1580-х годов в Англии были яерезоды и стихотворные перелозения псалмов. Диссертант перечисляет основные вехи в его развитии, подробнее останавливаясь на его зысаем достинении - поэтической Псалтири 5.Сидки и М.Пембрук (начало 1580-х-1599г.) Ей основная новаторская черта - необычайное разнообразие форм, презде всего строАических схем. К другим особенностям относится сочетание кальвинистской доктрины с риторическими богатствами светской поэзии, элементами куртуазной эстетики.

Саыыи крупный религиозный лириком в Англии Х'Л з. бия Р.Сауту-зл (1561-1595), стреиизпийся признесги.в отечественную поэтическую-традиция континентальные элементы: практику религиозной медитации к черты средкезекозого жанра сакральных пародий. Вслед за Уайетои он обратил внимание на внутренний икр лирического героя, хотя акцента на этой теке еде se делал. .

В 1590-е гг. стали издаваться сборники религиозных сонетов: Г.Дока, Г.Кокстебла, Б.Зарнеса и др. Среди этих авторов наибольший талантоц обладал У.Алабастер (1567-1640), в поэзии которого многие критики видят один кз самых ранних документов цетафизической axojfu. В его сонетах запечатлены следы кногих видов религиозной литературы: самой Библии, патристики, схоластических трактатов, исрализа-торской аллегории, литургической поэзии - словом, всех ванров, в которых ыоает быть воплощен религиозный опыт христианина. 3 то ке spews 'обилие - ыетафор-концептоз и парадоксов свидетельствует о близости к поэтике Донка к метафизиков.

У истоков религиозной лирики Нового времени з Англии стоит зачинатель и сашЯ значительный позт метафизической иколы Дксн Донн (1572-1631). Воспитанный в католичестве, он в молодости перешел в англиканство, но лищь принятие сана в 1615 г. полонило конец поиска« и дало устойчивость его духовной визни. К религиозной лирике Донн обратился сравнительно, поздно,.когда он был уже известным светским поэтоы. Первый'его опытаы в этой области - циклу "Венок" ,(1607) и "Литании" 41508) - свойственно решительное преобладание .интеллекта над гыоцияии'и ослабление личностного качала. Лучмыи произведениями религиозной лирики Донна по праву считаются его "Сзк-сенные сонеты" (1603-1510, конец 1610-х гг.), ярчайеий образец классической молитвенной поэзии. В ыолитвах "СЕяценных сокетов" воплотились все религиозные сомнения и внутренние конфликты Докна тех лет. Поэта мучают его личные отношения о Богом, в которых он не в силах, разобраться и потопу винит самого себя в непостоянстве, доходя нередко до самоуничижения'. Три последние крупные произведения религиозной лирики Докна - гимны Богу (1519, 1623) -\это скорее та-Küe ыолитзы, однако .совершенно другого плана, кекели "Свкценкые сонеты". Они написаны после преодоления кризиса, в них отсутствует излишняя экзальтация, а ургвнозеигнкость и отрешенность говорят о достигнутой наконец внутренней спокойствии. S истории английской литературы Дскн остался прегде scsro как сзетскиГ; позт. Ten не менее, значение его :-:а:-: автора религиозных стихов трудно переоценить.

• В описании вэзиыооткоиений бога и челоЕеха Донн .решительно перенес акцент на человека, н это станет основной чертой английской религиозной лирики ХУП ьека. .

8 третьем разделе выделяются и исследуются ваянейпиэ элементы -религиозного содераания поэзии Герберта. Его биография была сравни- • тельно бедна внешними 'событиями, но внутренняя религиозная жизнь протекала крайне интенсивно. 'На пути к репенкэ отказаться от притязаний на светскую карьеру и принять сан он испытал ыкоаество 'дупеа-ных кон^ликтсз,.. которые и отразились в его стихах, валивоись в удивительное многообразие тематических- направлений и особенно эмоцко- • нальных состояний, зафиксированных в лирике "Храма". НезозмоанЬ -разбить все его .стихотворения на группы по тематическому и ганрозому признакам, зыделязтся лишь некоторые ряда: стихи сб архитектуре-.церкви, о церкозном календаре, службах и таинствах, .-гиыны, аллегории, эмблемы, диалоги,- яр ббльшая часть предстазляет собой молитвы, вы-рааающие тог или иной момент религиозного опыта лирического героя. .Герой Герберта, в отличие от Донна, гораздо последовательнее отделен от личности автора, з нем воплощен любой христианин..Осознание универсальности христианского опыта привело к самосстранению автора перед ним а поаысениа общественной значимости его стихов: религиозная лирика Герберта сразу превзоила донновскуз по популярности, так как любой читатель воспринимал ее очень личностко. Но несмотря на этот универсализм, Герберт зазде предельно искренен и не пытается ничего "сыграть", как это бывает иногда в такой поэзии. Религи-. озные сомнения и конфликты - в данном случае свидетельство не скеп-- тицизма, а глубина веры. Источник душевных волнений для Герберта'-.' -объективное противостояние метафизических категорий - любви и греха. Динамика психологического развития героя "Храма" состоит в постепенном преодолении греха, неуклонном продзизекии к духовному со-зерпенстзу и покоп, обретаемому в любви Бога. Освободить от дузез-ных тревог могет только Его благодать, которую нояно приблизить о ломопьз молитзы. Большинство стихотворениТ^драма7' принадле-аат именно к молитвенной поэзии; органически вырастая из традиции псалмсз, поэзия Герберта принципиально диалогична, Зог неизменно присутствует в ней как.адресат авторской речи. Чисто медитативные стихотворения в "Храме" есть, но очень немного, и они обычно не относятся к числу наиболее удачных. Медитация подразумевает рациональное рассуадекие; Герберт ае, при всем своем интеллекте, не доверял ему, предпочитая списывать зивоз религиозное чувство.

Обцерелигиозные и богословские воззрения Герберта весьма противоречивы. Официально он принадлевал к англиканской церкви, которая "обрела в нем свой голос" (Грирсон). Но своей теологии англиканство тогда выработать еще не успело и стояло на позициях, близких к кальвинизму. В некоторых стихотворениях ("The Holdfast",, "The Hater-Course") Герберт близок к концепции Кальвина, но идея предопределе-ниявпрямуа нигде не высказывается. Ему ке чужда и идея Литера об оправдании верой, но и здесь он непоследователен. Более или менее определенно поено говорить лишь об общепротестаатсккх взглядах Герберта с его обостренным чувством греха, хотя у него нет и особенно' острой критики католицизма. По-видимому, следует констатировать сознательное проведение поэтом линии на "теологическое непостоянство" (Б.Джонсон), отчасти с целью привлечения к свои«.с-тихам как можно большего-числа читателей. Если это так, то задачу сзою он выполнил: его стихи ценили представители всех конфессий - от католиков (Р.Крэ-шо) до пуритан (Р.Бзкстер).

Бог для Герберта - это воплощение.гнева, справедливости, порядка, власти, творчества. Но преаде всего Вог - это Мзбовь. Острое осознание всепроникающего греха не-мешает герою всегда быть уверенным в своем спасении, ибо он не сомневается в том, что Бог его любит. Эту тепу Гербертчасто раскрывает языком светской поэзии, приемами сакральной пародии: Бог и человек - влюбленные, которые постоянно ухагивают друг за другом. За Любовью остается последнее слово в теологии Герберта и в его поэзии: центральная часть "Храма" -"Церковь" - заверпается стихотворением "Love'in, где герой, закончив свой аизне'нкый путь, сливается с Богом в экстазе небесной "люб-, зи. Эта.вещь - единственная в "Храме", которую мозно причислить к мистической поэзии, хотя мистиком в традиционном смысле поэт и не был.

Неоднозначным было отношение Герберта к поэтической форме. Его декларации по зтому поводу" расходятся с его собственной худо-нествекной практикой. Он ратовал за простоту и строгость языка религиозной поэзии ("лсгсап"! и II), но это не месало его стихам изобиловать изоцренными формальными приемами и выдумками ума.

Вторая глава диссертации посвящена поэтике Герберта. В первом разделе анализируется структура и композиция "Храма". Основной корпус книги составляют 162 лирических стихотворения, объединенных заголовком- "Деркозь'';- их обрамляют две поэмы: дидактическая "Паперть"

("The Church-Porch") К С£ТИрИЧ5СКаЯ "Воикстзуюсая Перксвь" ("The

church Militant"). Существует ыноаество обоснований етой трехчаст-ной структуры. Ее связывают с тремя элементами архитектуры древнееврейского храма (Да.Уокер), с концепцией Бонавентуры о трех этапах активной лизни христиаллна (Л.Марц), с"религиозно-зстетичесиим цик," лом" усвоения человечеством Слова Боаьего (В.Карнес), с библейскими книгами (Б.Лезальски). Все эти гипотезы страдают обиим недостатком: во всех убедительно обрисовывается новый аспект связи "Паперти" и "Церкви"; для присоединения же к ним "Воинствующей Церкви", сатирической поэмы о всемогуществе греха, приходится приписывать ей оптимизм, наличие которого в ней сомнительно.

Обособленное полоаение "Воинствующей Церкви" было замечено давно, но лиаь в 1960-е гг. критики попытались развить это наблюдение-, обосноваз-двухчастную структуру "Храма" без завершающей поэмы путем аналогии с композицией церковного здания,-обозначенной в двух заглазиях (Э.Эндикотт, Л.Дяонсон) и со структурой литургической слузбы (Э.Миллер). Еще более радикально "разрупила" "Храм" Д.Шугер, утверздая, что по характеру изобразения личности "Паперть" нисколько не блиаэ к "Церкви", чем "Воинствующая Церковь".

Азтор диссертации все яе полагает, что Герберт стремился создать именно трехиастнуа структуру. Некоторые формальные особенности последней поэмы позволяют говорить о том, что поэт сознательно привязал ее к первым дзум частям, хотя и видел, что ока слишком сильно отличается от них по своему пафосу. Сделал он это из религи-озно-зстетических сообразений: ци^ра 3 обладает религиозно-символическим значением и дает ощущение формальной завериенности целого. Убедительна аналогия с популярным нанрои религиозной иивописи ХУ11 века - триптихом (К.Линч). Таким образом, первые две части сборника связаны архитектурной метафорой: на паперти проповедью и наставлениями совершается подготовка того, кто собирается войти в церковь . для обпения с Богом. Третья часть не имеет содерзательной связи с первыми двумя, и смысловое поле символа "храм" ка нее на распространяется:- об ее принадленяости к книге говорят лизь формальные показателя.

Лирические стихотворения внутри "Церкви" такае имеют некоторую внутренняя организацию, хотя единого четкого принципа,' который позволил бы обосновать место каадого из них, не существует. Выделяются несколько групп, располояение которых позволяет говорить о некоем частном регулирующем принципе. Например, последовательность пятя .стихотворений з самом конце "Церкзи" представляет идею христи-

анской эсхатологии: после смерти ("Death") душа догадается конца света ("Doons-cay"), отправляется на Страшный Суд ("Judgement") и после оправдательного приговора отправляется на Небеса ("Heaven"), где сливается с Богом в вечной Любви ("LoveüIII!. Другие подобные ряды с ббльскм трудом поддаются обоснованию. Цепкая последовательность стихотворений лишь изредка. бывает оправдана смысловыми связями ыезду киии, принцип 'линеарнос'ти. в организации сборника играет второстепенную роль. Более органичен иной принцип - концентрический, при котором каядое стихотворение ыоено считать/центральным по отношению к целому (Э.Миллер). При .чтении одного, стихотворения, 'со-' гласно замыслу поэта, в сознании читателя, хотя бы частично, долены возникать остальные. :

В заключение раздела' диссертант останавливается на проблеме жанра "Храма" в свете теории цикла, разработанной в трудах И.Фоменко, М.Дарзина, Е.Хаева, Л.Спроге. Многоуровневая структура книги' заставляет строже подходить к терминологии. Наиболее удачным применительно к "Храму" представляется -термин "поэтический ансамбль", допускающий неоднородность связей мевду частями и соответствующий архитектурной метафоре заглавия. Для "Церкви"-более всего подходит термин "книга стихов", представляющий второй уровень циклизации. Она не имеет четкой авторской организации и включает в себя 162 стихотворения,■способных к объединению в группы на основе линеарных и концентрических связей.

Во втором разделе рассматривается образная система "Храма". Понятие .поэтического образа берется здесь в самом узкой смысле, т.е. под ним подразумевается мельчайшая единица худовественной ткани произведения. Основным лейтобразои всякой религиозной лирики является образ Бога, он присутствует во всех стихотворениях "Храма" без исключения. Его особенность у Герберта состоит во многэственносги форм его выражения: он обозначается .не только существительными God и tord, личными и притяжательными местоимениями 2 и 3 лица, императивом, но та-cse и описательными иносказаниями типа "ку King", "nost sacred spirit", еллегорическиии метонимиями (Любовь) и т.д. Иногда Бог предстает в виде загадочных на первый взгляд персонанеЯ, которые вступают в разговор с лирическим героем и часто помогают ему советами И наставлениями ("Jordan"!, "Peace",'"Love Unknown", "Love-j°y"J. В некоторых аллегорических-и медитативных ведах о присутствии этого образа говориг лишь явно выраженная религиозная тема.' Наконец, отдельным стихотворениям религиозную окраску придает только контекст

всего ансамбля, а значит образ Бога прочитывается и s них. Другие религиозные образы (ангелы, бесы, церковь и т.д.) не имеют суоль существенного знвчёьля. • _

■ -• , Многочисленные образы- с семантикой пищи чав.е всего прямо ука- ■ завают на таинство евхаристии. Архитектурные- образы, и прекде всего заглавие ансамбля, связаны с представлением о Боге как 'о Творце. К'Библии отсылают очень важные для. теологии Герберта образы'коммерции и юриспруденции. Вообще в образной системе "Храма" отрааены практически все области человеческого опыта: музыка, военное искус- -ст'во, медицина, фундаментальная наук-á, география, навигация, живая природа, метеорология, ремесло, сельское'хозяйство, охота,-игры, -одеада-,. не говоря ухе о бесчисленном количестве просто бытовых образов,^ счет .котбрых создается тот "простой стиль" (plain style), ,о котором говорят как об отличительной черте лоззии Герберта (М.Гал-лахер, Л'.Ыаркус). Особенностью его образов является их абстрактность, оторванность их отвлеченной зд'еи от осязаемого феномена. Причина этого в том, что большинство из них употребляется не в прямом, автологическом, а а фигуративном значении, участвует з тропах и других приемах иносказания.

Компаративные тропы Гербе'рта - предмет третьего раздела. Метафора - одна из доминант стиля эпохи барокко в целом и метафизической поэзии в частности. Именно своеобразие метафор долгое время было препятствием к адекватному восприятию этих стихов. 3 ходе анализа было выяснено, что значительное число метафор в "Храме" составляют метафизические концепты, под которыми диссертант понимает разновидность метафоры, где в плане содержания сливаются абстрактный и конкретный 'смыслы. Всякая метафора состоит из двух частей - "еодер-вания" и "оболочки" (tenor и vehicle, по А.Ричардсу). В концепте-"оболочкой" слунат вещественные предметы, а "содержанием"- отвлеченные понятия, взятые у Герберта чаще всего .из области философии, этики и теологии. Таковы, например, "залеки тщеславия" ("quarries of pil'd vanities") И "ЛОХМОТЬЯ'блаГОЧеСГИЯ" ("shreds' of bolinease") в стихотворении "The sinner". Далеко не всегда, вопреки общему представлений, концепты являются самыми экстравагантными метафорами. Такие необычные сопоставления, как "мертвые тела т скорлупки, оста- . вляемае-оперивпимися душами" ("Death") или "погребальное одежды Христа - платок для утирания слез квпей скорби" ("The Dawning"), к концептам отковекия не имеат.-' • В разделе рассматриваются такге структурные особенности ме-

тафор. Часто Герберт не удовлетворяется простой метафорой и разворачивает ее на несколько строк, строф или дазе на все стихотворение ("Artillerie"). Иногда он располагает параллельно друг другу в каж-дойстрофе несколько метафор, однотипных как по смыслу, так и по внутреннему строению ("The Mortification"). 3 ДРУГОМ случае ОН строит раэзернутув метафору так, что она распадается на ряд более мелких, которые вытекают одна из другой, будучи связаны отношениями включения ("The Windows").'Параллельность и последовательность ые-тафор цогут сочетаться в одной стихотворении ("vertue"). Часто Герберт применяет амплификацию метафор, т.е. нагнетает их одну за другой в виде однородных-членов, стремясь нах ыозко полнее определить Некое принципиальное ДЛЯ Себя понятие ("Prayer"I, "Quiââitie", "sinne"I) .."Встречается в "Храме" и реализация метафоры. Так, в "Ju-stice"II в буквальном виде предстает оборот "весы правосудия": поэт красочно описывает чаии, коромысло и стержень.

В конце раздела рассматривается другой компаративный троп -сравнение, который Герберт применяет реие, чем метафору.

В четвертом разделе анализируются символы Герберта, которые чаце всего заимствованы из Библии или из елкзаветинско-петраркистс-кой традиции, хотя последних в "Храме'.' меньз'з и они имеют меньшее значение. Из библейских образоз многие симзоличны по самой своей природе. Например, все евхаристические образы имеэт отчетливую сим- ' волическую коннотацию, среди них выделяется образ винограда ("Love-

joy", "The Bunch of Grapes", "The Agonie"), КОТОРЫЙ В ПОЭТИЧеСКОМ

•контексте "Храма" становится бесспорным симзолом, т.к. всегда отсылает к соответствующим местам из Библии, где виноградная лоза выступает как символ Христа (Иоанн, 15:1-6).

В "Храме" есть две группы символов, которым; судя по частота появления и обилию вариантов, Герберт придавал особую значимость. Первая из них связана с библейской метафорой "каменное сердце", которая у Герберта становится сквозным символом греха ("The н.communion", "Nature"). Но, в отличие от метафоры я аллегории, символ принципиально полисемичен, и это позволяет придать ему значение, почти обратное основному. Камень яесток и неподатлив, но высеченное на кем ке стирается, он становится символом прочности и надежности ("The Sinner", "The Church-floor"); 'ЗТИ свойства ПОЗВОЛЯЮТ ему слуаить не только скриаалью, но также и алтарем ("The Altar"), и храмом (заглавие ансамбля, которое само представляет собой мно-

гогранный символ: зто и здание для богослуяения, и институт церкви, и божественный ииропорядок, и человеческое сердце).

Аналогичной неоднозначностью обладает и вторая группа сквозных символов "enclosed box". Этот образ во многих вариантах символизирует эгоцентрическую'-„лмкну.тость человека в самом себе ("confession", "ungratefuinesse ") и танне сзязан с образом сердца. Но ограниченность пространства оборачивается и позитивной"стороной: Бог мовет вытеснить из сердца-ларца грех, заняв его место добродетелями С'-зооа Friday"), вариант этого сиизола - "шкатулка с драгоценностями" - несет в себе недвусмысленно пологительную коннотацию ("Hise-rie", "Vertue",- "То all Angels and saints"). Особенность ЭТИХ двух групп символов состоит в единстве протизополояных смыслов.

В "Храме" чаете-встречается такая древняя худорественная форма, как аллегория, которая является предметом анализа в пятом разде-

s

ле. Герберт охотно обращается к. традиции, но почти всегда подчиняет ее собственным худогественным задачам. Последовательных, выдержанных до конца традиционных аллегорических форм в "Храпе" нет. Стихотворение "The world" по типу повествования имеет сходство с басней, ко персонажи, участвующие в сюжете, абсолютно не конкретизированы и являются схематическими персонификациями (А.Лосев): Любовь, Грех и т.д. Басня сопрягается здесь со средневековым моралите. В "Humi-iiti£ среди персонажей имептся яивотные, но они такге лишь воплощают необходимую для фабулы функцию и почти не отличаются от персонифицированных абстракций - Смирения, Доброты и т.д. Именно в таком виде, без каких-либо указаний на внешний облик, предстают чаще всего у Герберта аллегорические образы. Лишь в редких случаях они становятся более антропоморфными: так, в "The Quip" красота предстает в виде розы, Деньги ззенят монетой, а Слава, страдаюпая одыикой, облачается в селка.

В разделе рассматривается еш,е один вид аллегории - предметные образы, в которых происходит, ¿"зависимости от направления двиаения мысли, материализация отвлеченных понятий ("The. Pulley") или-спири-туализация вещественного ("The church-floor"). Анализируется также аллегория-нарратив - явление, изредка встречающееся в повествовательных стихотворениях ("The Church Militant", "The Pilgrimage")- '

Анализ материала показывает, что Герберт часто сочетает в од- ■ ном произведении разные приема. Так, в "Love unknown" и "The church-fioor"'присутствуй! и аллегории, и символы; самый яркий случай ск"г:к?еткг!'а тиг.сз образного иносказания - "Peace", где метафо-

рические символы и аллегории ке просто следуют друг за другом, а . переплетается мегду собой.

' Главков новшество, .внесенное Гербертом в разработку аллегорического сюаега - это вклочение в него лирического "я". В стихотворениях типа "Love unknown* и "The pilgrimaga" Герберт создал фактически новый яанр - лирическуз самоаллегорию (Х.Веедлер). Его худо-яественному; ыировидеяиэ была близка древняя форма, но он применял ее не'как законченное достинение литературы, а как повод к новым открытиям. ' . "

В шестом разделе рассматривается канр эмблемы в лирике Герберта. Под эмблемой современное литературоведение понимает один из типов образного иносказания, отличный от метафор, аллегорий и символов. Полемизируя с большинством критиков, диссертант утверадает, что невозможно говорить об эмблематическом образе в отрыве от специфики аанра эмблемы, в котором слились воедино изобразительное и словесное искусство: традиционная эмблема состояла из рисунка и сопровождающего стихотворения, содераакие которого всецело исчерпывалось рисунком. Пытаясь определить эмблему как только образ, ученые не могут обойтись без сопоставления с метафорой U.Морозов), аллегорией (Х.Вендлер) или символом {Г.Поспелов, Р.Зримая, Р.Барма, Р. Эджксмб). По мненжа-автора диссертации, критерием эмблема может быть лииь жанровый признак: эмблематическим следует считать центральный образ стихотворения в аанре. эмблемы, на основе которого оно создает«!. Специфика его у Герберта состоит в том, что если в эмблематических книгах ХУЦ в. аанрообразушдиы признаком был рисунок, то в "Храме" им является заглавие- стихотворения, обозначающее мате-■ риальный предмет, который вызывает в сознании читателя визуальное представление о нем, подобное рисунку традиционной эмблемы. .Кроме" того, в отличие от нее, у Герберта подобные образы практически никогда не поддавтся четкому аллегорическому толкования. Большинство' эмблематических заглавий "Храма" соединяет в себе символ и метафору с одной стороны, заглавие является "оболочкой" метафоры, "содераа-ниеикоторой раскрывается в тексте; с другой..- образ "оболочки", часто заимствованный ИЗ Библии ("The Pearl", "The Bunch of Grapes", "Joaephs coat"), обладает символическим значением - традиционным ИЛИ приобретенным В контексте ансамбля ("The Hinäous", "The Bag").

ß разделе содержится такае анализ "фигурных" стихов, графическое оформление которых представляет собой некоеешсоническое изобра-вение, обычно-контур предмета; их нередко сыеаивают с эмблемами,

между тем как это две разные поэтичекие традиции," которые имеют,

• однако, немало обдего и позволяй ir объединить их в одном произведении, как это происходит у Герберта з "rhe Altar", "Easter-wingsa такие, возможно, в некоторых других стихотворениях (Де.Патрик). Кроме того, как покакает анализ, четыре эмблемы в "Храме", не относящиеся «.фигурной поэзии, также иыепт специфкческук формальную организацию. В "a wreath" строки переплетаются друг с другом, как цветы в венке (акрсмонограмма), з "The Hater-course" с поиощью фигурной скобки"предлагаются варианта завершения каждой .строфы, в "Sinnes round" повторения строк образуют кольцевое сцепление, в "Paradise" особенность рифмовки путем убирания букв по одной (spare -pare-are ) ассоциируется'с подрезкой деревьев в Здеые.

■Предмет анализ!'в седьмом разделе - мастерство поэтической формы Герберта. Он был твердым сторонником концепции строгой формы,

• которая, по.убевдениям той зпохи, являлась принципом сотворения Богом вселенной из хаоса. Долг поэта он видел в том, чтобы постичь и передать Сокестгенную форму, т.е. из хаоса собственного опыта и инертной языковой массы создать произведение искусства,"в котором эта форма отразится и станет видимой, преподнести Богу "ответный дар", который долвен обладать формальным совершенством,• дабы быть- • достойным своей миссии. Но Герберт сознавал такае, что з сотзорен-

- нем Богом мире воллодено. бесконечное количество форм, это как бы антитеза основному содерганиа идеи строгой божественной формы. Такое противоречие точно вырагает своеобразие-поэтики Герберта. Какой . бы безудеркной ни казалась порой его страсть к эксперименту, она всегда имеет достаточно широкие, но строгие рамки, не давцие ей вылиться в нечто бесформенное. Это видно уке на уровне метрики..Никто из старших и младвих современников Герберта не.писал так часто разностопным ямбом; показатель распространенных разиероз у него значительно ниже, а большинства редких - гораздо выие кормы зпохи. В то не время от некоторых малолопулярккх размеров, например, б-стопного ямба, он отказывается совершенно,' и з этом видится тенденция к сознательному ограничения свобода экспериментаторства.

. Главным отличительным признаком гербертовской поэзии следует считать его неос'ычнуз строфику. Свободно сочетая систему рифы-с длиной строки, позт стремится к максимальному разнообразил строфических схем, которых он создал более ста. Внутренней структурной особенностью его строф является прием, получивший название "контрапункта" (А.Хейес), его суть - разкостсписсть рк5мук;цихся строк. Прием

использовался и елизаве-тинцами, ко Герберт возвел его в принцип и 'сделал эталоном своей поэзии (А.Сстрайкер). Однако и в стремлении к множественности видов строф Герберт, знал меру, этим объясняется его пристрастие к такой жесткой форма, как сонет, который появляется в "Храме" 15 раз, причем поэт применяет лишь две схемы рифмовки. .

Типичная строфа Герберта нз перзый взгляд необычна по форме. Но поскольку на ней строится все стихотворение, то она образует его твердый формальный каркас, имманентно ей присущ тот консерватизм, против которого восставала творческая натура Герберта. Поэтому иногда он наруаает им же установленную норму: в ямбическом стихотворении заменяет одну строку в каждой строфе хореем ("Fralltie"), перебивает ритм И убирает рифму ("The Deniall"), ЛОМаеТ рефрен ("The sacrifice"), перемещает рифму в середину строки ("ноае").

Некоторые стихотворения занимают как бы срединное положение между нормой и ее регулярным нарушением. К ним относятся прежде всего те, которые состоят из двух или нескольких частей, написанных разными строфами ("Good Friday", "Easter", "Even-song", "Businesse" и др.) Самый яркий образец вольной формы в "Храме" - "тьа collar", где нет разделения на строфы, представлены вез возможные варианты длины строки (от 1 до 5 стоп), а рифмозка не поддается хотя бы относительно четкой схематизации.

Из других формальных особенностей "Храма'1 следует выделить пристрастие Герберта .к рефрену и четкой концозке. 82 стихотворения, почтя половина ансамбля, завершаются рифмозанными" двустишиями, из них 38 - почти четверть - классическими куплетами со схемой 5а5а.

Иногда Герберт экспериментирует с редкими формальными приемами, очень органичными для его поэтики. Можно отметить соблюдение нумерологического принципа в "Trinitie'sunday", игру на анаграмма Mary-army ("The bnagram"), ДИаГОНЗЛЬНЫЙ акрОСТИХ ("Coloss.3:3") И чэхо-рифму ("Heaven"). В конце раздела делаются выводы из анализа особенностей поэтики Герберта, проведенного во второй главе.

Заключение посвядено .проблеме места Герберта в английской поэзии ХУП века. Традиционное разделение поэтов fefOfo периода на метафизикоз и кавалеров не исключает возможности более дробной типологизации. В метафизической аколе можно, с известной долей.условности, выделить особую группу поэтов, отличаахихся от ¡остальных преимущественным вниманием к религиозной теме; кроме Герберта, в нее войдут Р.Крэао, Г-.Боэн и Т.Грв*ерн. У ее истоков 'стоит, безусловно, Донн, однако главой ее следует считать-Герберта, который

сознательно ориентировал сбои поэзга ка читателя и, кроне того, был более привлекателен для последователей свсиы исключительным благочестием. Их преемственная сеязь с Донном осуществлялась, главным образом,--через ег-!. посредство.

. Далее в Заключении дается краткая характеристика творчества кавдого из трех названных иетафизикоз о точки зрения сходства и различия с Гербертом. Ричард Крэао,'будучи католиком, в сзоих стихзх ориентируется болызе ка континентальные традиции, отсюда его отличия и от Донна, и от Герберта: сосредетеченкость на красочных образах, эмоциональность, отсутствие внимания'на личности лирического героя, своеобразный мистицизм. Однако четкая ориентация на парадокс и концепт возвращают его з ыэтафизическую школу и обливают скорее с Гербертом, чем с Донном: об этом говорит прямая ссылка з заглавии сборника "Ступени к Храму" ("steps to the Temple"), увлеченность религиозной темой, отсутствие проблемы конфессиональной -принадлежности, абстрактно-символический.характер образной системы; еСТЬ Черты СХОДСТВа И ВО фразеологии ("charttaa. Nimia").

- Генри Возн в своей зрелей поэзии более откровенно проявил себя как наследник гербертовских худовественных идей. .Производный характер его лучшей книги "Кремень кекроекплащий" ("sue* scintiiiana") ощущается всюду: Воэн заимствует заглавия, отдельные темы, образы, поэтические'фигуры, даке фразы и целые строки в виде сознательного цитирования. Однако его ни в коей мере нельзя наззать эпигоном-по-дражателеы. Гербертлипь указал еиу кугное направление и наметил основные вехи. Все, что Еоэн брал у своего старшего современника, он преломлял через собственный темперамент, Тип поэтического видения, отличавшийся неподдельным своеобразней; помещал в иной контекст, характерный для его мировосприятия, и в итоге кардинально видоиз?^енял. Однако связь Возна с Герб&ртом прослеяизается и на более глубокой уровне. Герой Герберта зеегда уверен в своей грядущем спасении. Воэн, обладавший истинным мистический опытом, постоянно ощущает близость Бога. Эта психологическая общность роднит двух поэтов .убедительнее, чем все формальные заимствования и аллюзии.

Томаса Трахерна обычно сравнивают с Воэном, и для этого есть

t '*

основания-: валлийцы по происхождению^ они яили вдалеке от столицы, оба были мистиками, оба писали о детстве и природе. Но некоторые черты творческого сознания и худоаественной практики Трахерна связывают его и с ранними метафизиками, прежде всего- с Гербертон. В стихотворении'"The Author to the Critical Perusal", излагая СВОИ

поэтические принципа, он открыто ссылается на декларации Герберта э "Jordan" I и II. Композиция его безымянного сборника напоминает • "Храм", книгу тахзе составляют произведения многих аанров. В области формы он унаследовал слознуэ строфу.

Трахерном заЕерзилась религиозная ветвь метафизической школы, но репутация Герберта как образцового религиозного поэта сохранялась еще долгое время. Ухе в конце ХУП в. его принципы отразились в творчестве новоанглийского пуританского поэта З.Гэйлора. В ХУНТ в. Ч.Уэсли переработал несколько стихотворений Герберта в гимны. Последним истинным наследником его поэтических традиций нужно считать Дж.М.Хопкинса, который не только чрезвычайно ценил Герберта, но и такае сочетал в своем творчестве искренний религиозный пыл со страстью к формальному эксперименту. Кроме того, следы влияния Герберта заметны у К.Россетти, 5.Томпсона, Г.Торо, З.Дикинсон, а в XX в; - у Д.Томаса и Т.С.Элиота. Однако о "аколе Герберта"моано говорить лишь применительно к ХУП веку. Поэт не был простым проводником идей и принципов Донна, чья лирика была для. его самобытного дара лишь одной из опор, притом менее значимой по сравнению с Библией. Он породил целую когорту* эпигонов, подразазсих исключительно ему, и, что, конечно, неизмеримо вазнее, стал во глазе плеяды талантливых религиозных поэтов-метафизиков, вполне сознававших и не скрывавших свои преемственность по отношению к Даордзу Герберту.

По теме диссертации опубликованы следующие работа:

1. В поисках интерпретации: Литературная теория и английская поэзия XVII в.// Социальные и гуманитарные науки. Зарубеяная литература. Реферативный яурнал.- Серия 7; Литературоведение.- 1994, №3.- С.45-51

2. Концепция поэтической формы и особенности версификации з лирике ДнордЕа Герберта.- ?.!., 1995.- 20 е.- Рукопись деп. в ИНИОН РАН ¡? 50843 от 24.10.1995 г.--

3. Новые перспективы в изучении английской религиозной лирики XVII в.// Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Реферативный куриал.- Серия. 7. Литературоведение.- 12Э5, :?1.- 0,6 п.л. (в печати)