автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Лирика Лермонтова (системное исследование образных структур)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Полукарова, Лариса Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Лирика Лермонтова (системное исследование образных структур)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Полукарова, Лариса Васильевна

ВВЕДЕНИЕ. 1

Глава I. ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗНЫХ СТРУКТУР И ФОРМ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА. 13

Глава П. ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА 1828-1836 гг.

СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ВЫРАЖЕНИЯ

АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ, ИХ СИСТЕМНОГО

ЕДИНСТВА. 52

Глава Ш. ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА 1837-1841 гг.

КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ СИСТЕМНОЕ ЕДИНСТВО

ФОРМ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ.109

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Полукарова, Лариса Васильевна

Основываясь на достижениях дореволюционного лермонтоведения и критически осмысляя его опыт, советские ученые проделали огромную текстологическую и собственно аналитическую работу по изучению лермонтовских произведений, по созданию основ для научной биографии поэта, а также по изучению исторических и типологических особенностей литературной эпохи, значения и места творчет ства Лермонтова в историко-литературном процессе .

Трудами Н.Л.Бродского, В.А.Мануйлова, Б.М.Эйхенбаума и других ученых старшего поколения была создана база советского лермонтоведения, на основе которой стало возможным многостороннее углубленное исследование творчества поэта. В лермонтоведении последних трех десятилетий наметилась тенденция взаимодействия нескольких взаимообогащающих методов исследования, что отразило общие закономерности развития современного литературоведения. Исто-рико-генетическое, историко-функциональное, сравнительно-историческое изучение творчества Лермонтова становится все более гибким и плодотворным, благодаря тесному контакту с типологическим исследованием. Синтез этих методов нашел продуктивное применение в трудах Л.Я.Гинзбург, К.Н.Григорьяна, А.И.Журавлевой, В.И.Коровина, Е.М.Пульхритудовой, А.Н.Соколова, М.М.Уманской и других лер-монтоведов.

Изучение исторического и типологического своеобразия творчества Лермонтова обусловливает и подразумевает также и все более глубокое проникновение в тайны художественной индивидуальности поэта в ее внутренних связях, закономерностях формирования и раз

I. См.: Библиография литературы о М.Ю.Лермонтове (1917-1977 гг.). Сост. О.В.Миллер. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1980. -517 с. вития. Современное лермонтоведение стремится к целостному, системному осмыслению творческого наследия поэта. Так, монография Б.Т.Удодова "М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и т творческие процессы"-1- представляет собой опыт системного подхода к изучению творчества Лермонтова в целом. Исследование основывается на конкретно-историческом и типологическом, а также "генетико-структурном" подходе к литературному явлению, что в своей перспективе имеет целью исследование целостной художественной системы Лермонтова .

Системный метод научного исследования основывается на марксистско-ленинском учении о всеобщей диалектической взаимосвязи явлений действительности и применяется достаточно широко как в естественных, так и в гуманитарных науках, в том числе и в литер ратуроведении^. Литературное направление, художественное творчество как динамический процесс, отдельно взятое художественное произведение как органическое единство взаимодействия его элементов, полифункциональность искусства как сложного единства, формирование общей картины мировой литературы, процессы литературного развития в масштабе культур отдельных народов, эволюция художественных систем в рамках различных эпох и периодов, индивидуальная система писателя и многие другие аспекты изучения явлений

1. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж: йзд-во Воронеж, ун-та, 1973. - 703 с.

2. См. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 270 е.; Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. - М.: Наука, 1978. - 391 е.; Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд.- М.Политиздат, 1980. - 312 с. художественной литературы становятся объектом системного исследования*. Системный метод в литературоведении не претендует на универсальность, он правомерен наряду со сравнительно-историческим, типологическим и другими современными методами, в том числе и структурным, опирается на их достижения. На первое место в системном анализе выдвигается "раскрытие внутренних отношений в тех или иных структурных образованиях, соотношений между их различными составными частями, компонентами. При этом речь идет не только о взаимодействии компонентов, но и об их с о п о д-чиненности, их месте и роли в той общей функции, которую выполняет литературное явление" (М.Б.Храпченко)^. В соответствии с принципами марксистско-ленинской методологии литературоведения структура определенного явления художественной литерату

1. См.: Мейлах B.C. К определению понятия художественная система. - В кн.: Philolooiaa . Исследования по языку и литературе. --Л.: Наука, 1973, с.401-408; Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы. - В кн.: Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. - М.: Сов.писатель, 1976, с.315-333,* Нигматулина Ю.Г. Методология комплексного изучения художественного произведения. 4.1. - Казань: Изд-во Казан, ун-та. - 108 е.; Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературных произведений. - Вопр. лит., 1982, К 3, с.139-155; Гиршман М.М. Еще о целостности литературного произведения.-Изв. АН СССР. Серия лит. и языка, 1979, т.38, $ 5, с.449-567; Ломинадзе C.B. Смысл и целостность. Об анализе поэтического произведения. - Вопр. лит., 1979, В 8, с. 135-157 и др.

2. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - Б кн.: Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4 т., т.З. - М.: Худок. лит., 1981, с. 364. ры рассматривается не как статическое образование, а как динамический процесс, является частью изучения генезиса и конкретно-эстетической значимости художественного произведения*. Образной структурой мы называем такое явление художественной литературы, в основе целостности которого лежат взаимосвязанные разновидности художественных образов. В изучении конкретной художественной системы, а также структуры особое значение имеет принцип единства генетического и типологического подходов, выдвинутый В.И.Кулешовым в качестве методологической основы системного изучения литературы^.

Понятие "художественная система" вытекает из общего закона марксистско-ленинской диалектики об универсальной связи предметов и явлений действительности. В соответствии с современными понятиями системности художественной литературы творчество отдельного писателя является системным единством, выражением творческой индивидуальности его создателя, воплотившего в этом единстве уникальную художественную концепцию человека и мира, В рам

1. См.: Методологические вопросы общественных наук. Вып.2. Методологические вопросы структурно-функционального анализа в обществознании: Сб.статей / Ред.коллегия: Д.М.Угринович и др. -Ж.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 232 е.; Структурализм: "за" и "против": Сб.статей. Перевод с английского, французского, немецкого, чешского, польского и болгарского языков / Под ред. Е.Я.Васина и М.Я.Полякова. - М.: Прогресс, 1975. - 468 с. и др.

2. Кулешов В.И. О методологическом единстве генетического и типологического изучения литературы. - В кн.: Методология литературоведческих исследований. Статьи о русской литературе: Сб. Кар-лового ун-та и Моск. гос. ун-та им. М.В.Ломоносова. - Прага: Карлов, ун-т, 1982, с. 11-18. ках творчества отдельного писателя в качестве самостоятельной художественной системы может рассматриваться как отдельное произведение, так и их комплексы, объединяемые, например, по литературному роду: эпические, драматические, лирические, лиро-эпические.

Лирика Лермонтова как самостоятельная целостная художественная система имеет широкий "выход" в общую систему его творчества, включенного, в свою очередь, в системное единство истоI рико-литературного развития лермонтовской эпохи в его типологическом своеобразии, а также в еще более сложную художественную систему русской, затем мировой литературы. Всестороннее научное осмысление системности творчества Лермонтова является сложной задачей, решение которой представляется осуществимым совместными усилиями ученых. В этом отношении показательным является выход в свет коллективного труда советских лермонтоведов - первой на русском языке персональной "Лермонтовской энциклопедии"1, в которой не только подведены определенные итоги изучению творчества поэта, но и отмечен ряд спорных и нерешенных проблем.

Одной из актуальных для современного лермонтоведения по-преждему остается проблема лирического героя Лермонтова. Этот вопрос является частью проблемы целостности лирики поэта как системы форм выражения авторского сознания. Потребность в изучении генезиса и типологии образных структур в лирике Лермонтова давно назрела. Так, А.Н.Соколов отмечал: ".для успешного решения вопросов о композиционных и жанровых формах лермонтовской лирики, о ее художественном методе и стиле, о ее эволюции и историческом месте необходима ясность в вопросе о специфике лири

I. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А.Мануйлов. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. - 784 с.

- б ческого образа, о его разновидностях"*. В этой связи актуальным является исследование лирики Лермонтова с позиций теории автора, т.е. с точки зрения становления и эволюции образных структур, форм выражения авторского сознания и их системного единства.

Теория автора, основные положения которой разработаны такими учеными, как М.М.Бахтин, В.В.Виноградов, Л.Я.Гинзбург, Г.А.Гу-ковский, Б.О.Корман, Д.Е.Максимов, А.Н.Соколов, Н.Л.Степанов, Б.Т.Удодов и др. зародилась и развивается в советском литературоведении в связи с целостным изучением художественного произведения. Целостный анализ художественного произведения включает в себя и проблему читателя в ее связи с творческими процессами, ориентацией писателя на идеального и реального читателя, способами воплощения этой ориентации в художественном произведении^. Изучение проблемы читателя в связи с творчеством Лермонтова - тема специального исследования, и мы не ставим перед собой цели ее сколько-нибудь полного освещения, но к некоторым проблемам читателя будем обращаться в процессе конкретного изучения форм выражения авторской личности в лирике Лермонтова.

Прежде чем приступить к исследованию конкретного материала

1. Соколов А.Н. Художественный образ в лирике Лермонтова. -В кн.: Творчество М.Ю.Лермонтова. I8I4-I964: Сб. статей / Отв. ред. У.Р.Фохт. - М.: Наука, 1964, с. 172.

2. См.: Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс / Под ред. Е.И.Покусаева. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975.- 211 е.; Ищук Г.И. Проблема читателя в творческом сознании Л.Н.Толстого.-Калинин: Изд-во Калинин.гос. ун-та, 1975.- 119 е.; Левидов A.M. Автор - образ - читатель.- Л.: йзд-во Ленингр.ун-та,1977. - 360 е.; Кривонос В.Ш. Проблема читателя и творчество Гоголя. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981. - 167 с. и др. необходимо обратиться к научной терминологии теории автора. Образ автора изучался в различных аспектах: философско-эстетиче-ском - как проблема, связанная с взаимодействием автора и героя в эстетической деятельности (М.М.Бахтин); в языковом - как "индивидуальная словесно-речевая структура, пронизывающая строй художественного произведения и определяющая взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов"* (Б.В.Виноградов); в специфически-литературоведческом - как структурный элемент художественной системы, одна из форм выражения авторского сознания (Г.А.Гуков-ский, Н.Л.Степанов, Б.О.Корман и др.).

В соответствии с концепцией М.М.Бахтина, "автор - носитель напряженно-активного единства завершения целого, целого героя и целого произведения. Сознание автора есть сознание сознания, то есть объемлющее героя и его мир сознание". Из этого положения "непосредственно вытекает и общая формула основного эстетически продуктивного отношения автора к герою - отношения напряженной вненаходимости автора всем моментам героя, пространственной, временной, ценностной и смысловой вненаходимости"^. Автор - создатель художественного произведения - это, по выражению М.М.Бахтина, "автор первичный", "natura ла-turans " (природа порождающая). Образ автора - это "автор вторичный", "natura hatura+a "(природа

1. Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе. - В кн.: Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Высш. школа, 1971, с. 152.

2. Бахтин М.М. - Автор и герой в эстетической деятельности. - В кн.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. трудов. - М.: Искусство, 1979, с.14-15; Бахтин М.М. Из записей I970-I97I годов. - В кн.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, с. 353. порожденная)*, это эстетический принцип видения,и изображения действительности, но не художественный образ (герой).

В.В.Виноградов рассматривает образ автора, "складывающийся р или созданный из основных черт творчества поэта , в его "языковом выражении" - как "форму словесного построения, композиционные типы которой очень многочисленны, исторически изменчивы"3.

Термины "автор" и "образ автора" фигурируют и в концепции теории автора, принадлежащей Б.О.Корману. Исходным в этой концепции является общепринятое положение об авторе - создателе художественного произведения: "Автор есть носитель мироотношения, выражением которого является все произведение (или совокупность произведений). Предполагается, что автор непосредственно в произведение не входит: он всегда опосредован субъектно и внесубъ-ектно"^. В связи с целостным системным исследованием художественного произведения Б.О.Корман разрабатывает учение о субъектных и внесубъектных формах выражения авторского сознания ("мироотношения автора"),* исследует субъектную организацию текста художественного произведения в его содержательном и формальном аспекте, вводит в связи с этим понятия "субъект сознания" ("тот, чье сознание

1. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. - В кн.: Эстетика словесного творчества, с. 363.

2. Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе. - В кн.: Виноградов В.В. О теории художественной речи, с.113.

3. Там же, с. 189.

4. Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень). - В кн.: Проблема автора в художественной литературе: Сб. статей / Ред.коллегия: Б.О.Корман и др. Вып. I. - Ижевск, 1974, с. 219-220. выражается в данном отрывке") и "субъект речи" (тот, кому принадлежит высказывание)*, а также ряд других понятий. Термин "образ автора" обозначает одну из субъектных форм выражения авторского сознания и употребляется в одном ряду с понятиями "лирический герой" и "герой ролевой лирики".

Как видим, понятие образ автора употребляется в разных значениях: у М.М.Бахтина этим понятием обозначается эстетическая выраженность автора как принципа видения и отражения действительности в целостном художественном произведении; у Б.Б.Биноградова значение этого термина сближается в общем смысле с его трактовкой у М.М.Бахтина, однако Б.В.Виноградов избирает объектом анализа преимущественно "языковое выражение" образа автора; Б.О.Кор-ман понятием "образ автора" обозначает одну из субъектных форм выражения авторского сознания. Неоднозначно истолкование и других терминов, употребляемых в теории автора: творческая индивидуальность, художественная индивидуальность, авторское сознание, авторская позиция и т.д.

Мы предлагаем следующую систему понятий теории автора, которая практически применяется в диссертации. Автор - творец -создатель художественного произведения, реальное лицо, единство биографической и творческой индивидуальности. Мы принимаем предложенное Б.Т.Удодовым употребление термина творческая индивидуальность "применительно . к творческим процессам, к психологии р творчества" реальной биографической личности художника.

1. Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень), с. 219-220.

2. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы, с. 18.

Термином художественная индивидуальность мы будем называть совокупность принципов видения и отражения действительности автором-творцом в художественном произведении или их комплексе, то есть "единство, вырастающее из собственно процессов творчества и из совокупности произведений писателя"*. Художественная индивидуальность имеет многоплановую выраженность как в содержании, так и в форме литературного произведения, включает в себя в качестве основного компонента содержания авторское сознание - весь комплекс выраженных в литературном произведении оценок, взглядов, идей, составляющих в их диалектической взаимосвязи концепцию мира и человека, эстетически отражающую мировоззрение автора-творца. Экспрессивно-оценочный аспект авторского сознания мы обозначаем термином авторская позиция. Формы выражения авторского сознания (а также авторской позиции) подразделяются на субъектные (образ автора, лирический герой и др.) и внесубъектные (сюжетно-композиционные, ритмико-интонационные и др.), эти формы исторически изменяются и совершенствуются.

В диссертации исследуются, в основном, субъектные формы выражения авторского сознания как имеющие решающее значение для раскрытия идейно-художественного содержания лирики поэта.

Наша задача - исследовать лирику Лермонтова как художественную систему образных структур в их типологическом своеобразии, становлении, развитии и взаимодействии.

Цель работы - раскрыть диалектику взаимосвязи различных образных структур, их системного единства в лирике Лермонтова, показать на этой основе глубину и разносторонность отображения действительности в лирическом творчестве поэта, сложность лермон

I. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы, с. 18. товской концепции человека и мира, выявить особенности сосуществования романтизма и реализма в художественном методе поэта, тем самым определить специфические черты его художественной индивидуальности.

Научная новизна исследования определяется системным подходом к изучению специфики образных структур, форм выражения авторского сознания в лирике Лермонтова с позиций теории автора. Проблема своеобразия лирики поэта в таком аспекте еще не была поставлена темой специального исследования, а между тем такой подход дает возможность I) разработать концепцию проблемы автора и форм выражения авторского сознания в лирике Лермонтова, а именно: определить специфику содержательных образных структур, а также их функции и диалектику взаимодействия в идейно-художественном единстве лирики поэта; 2) показать особенности системной целостности, богатство идейно-художественного содержания лирики Лермонтова, своеобразие его творческого метода и художественной индивидуальности. <

Изучение лирики Лермонтова основывается на принципах марксистско-ленинской методологии и методики литературоведения, подразумевающих конкретный анализ явлений художественной литературы в единстве их содержания и формы. В основу исследования положен системный метод, который, не претендуя на универсальность, правомерен наряду с другими методами современной науки о литературе, опирается на их достижения и преследует цель наиболее полного раскрытия внутренних связей и закономерностей развития явлений художественной литературы.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе проводится типологический анализ лирики поэта: определяется специфика образных структур и форм выражения автор

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лирика Лермонтова (системное исследование образных структур)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенный в диссертации аспект литературоведческого анализа дал возможность рассмотреть вопрос о художественной индивидуальности Лермонтова-лирика с новых позиций, с точки зрения воплощения авторского сознания в развивающейся системе содержательных образных структур. В результате такого подхода разработана концепция проблемы автора и форм выражения авторского сознания в лирике Лермонтова, а именно: определена специфика различных содержательных структур, а также их функции и диалектика взаимодействия в идейно-художественном единстве лирики поэта; субъектные формы выражения авторского сознания рассмотрены как образные структуры, соответствующие субъектам сознания и в этом смысле отражающие человеческую личность в лирическом произведении; наряду с такими формами выражения авторского сознания, как образ автора, лирический герой, лирический персонаж, впервые выделен лирический образ-адресат; выявлены функции образа-переживания и предметно-экспрессивного образа как определенных художественных средств воплощения форм выражения авторского сознания; исследован образ-символ как специфическая образная структура, не представляющая собой особой формы выражения авторского сознания.

В соответствии с разработанной в диссертации концепцией проблемы автора в лирике Лермонтова определяется место лирического героя как одной из форм выражения авторского сознания наряду с образом автора, лирическими персонажами и адресатами. Художественное содержание образа лирического героя (высокие романтические идеалы, активность жизненной позиции, неприятие современной действительности в ее обобщенно-романтическом, а также конкретно-историческом осмыслении, осознание причастности к определенному поколению, демократизация сознания и т.д.)» а также других форм выражения авторского сознания во всей его полноте выясняется в диалектике их системной связи.

Прослеженные в диссертации особенности становления, развития и системного взаимодействия образных структур, форм выражения авторского сознания характеризуют специфику художественной индивидуальности Лермонтова-лирика. Существенной особенностью художественной индивидуальности поэта является активность авторской позиции, стремление к предельной выраженности экспрессивно-оценочного момента при отражении действительности в лирическом произведении. Обнаженность чувства, мысли, отношения поэта к действительности сказывается в проявлениях лирического "я" образа автора, лирического героя, персонажей, в развитости лирического образа-адресата как субъектно-объектной образной структуры, предоставляющей широкие возможности для открытого проявления авторской позиции.

Б процессе системного анализа образных структур, многосубъ-ектности лирики поэта прослежены пути формирования специфической концепции человека и мира, своеобразно объединившей романтические и реалистические представления. Эта концепция явилась основой художественного метода, в котором сочетаются романтические и реалистические принципы отображения сложной, переходной по своему характеру действительности, что получило яркое выражение в создании образа лирического героя, в присутствии в-лирике поэта как романтических, так и реалистических персонажей и адресатов, в сложности позиции, отраженной образом автора, в совмещении внутри целостной лирической системы субъективного и объективного принципов художественного пространственно-временного решения лирических образов-характеров.

- 164

Системное исследование образных структур в лирике Лермонтова показало, как сквозь призму лермонтовского идеала свободной личности в многообразии лирических характеров, их сложном соотношении и диалектическом единстве многосторонне отразилась современная поэту переходная эпоха в истории русской общественной жизни.

- 165

 

Список научной литературыПолукарова, Лариса Васильевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Лермонтов М.Ю. Соч. / Под ред. П.А.Бисковатого: Б б т. -М.: Изд-г Рихтера, 1889-1891.

2. Лермонтов М.Ю. Поли.собр.соч. / Под ред. и с прим.проф. Д.И.Абрамовича: В 5 т. СПб. Изд. Разряда изящной словесности имп. Академии наук, 1910-1913.

3. Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч.: В 5 т. / Ред. текста и коммент. Б.М.Эйхенбаума. М.-Л.: АКас№т(а , 1935-1937.

4. Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч.: В 4 т. / Ред. Б.М.Эйхенбаума. М.-Л.: Гослитиздат, 1947-1948.

5. Лермонтов М.Ю. Соч.: В б т. / Под ред. Н.Ф.Бельчикова и др. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954-1957.I

6. Лермонтов М.Ю. Собр.соч.: В 4 т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958-1959.

7. Лермонтов М.Ю. Собр.соч.: В 4 т. / Вступит, ст. и прим. И.А.Андроникова. М.: Худок.лит., 1975-1976.

8. Лермонтов М.Ю. Собр.соч.: В 4 т. /Редкол.: В.А.Мануйлов (отв.ред.) и др., 2-е изд., испр. и доп. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978-1981.ххх

9. Анализ литературного произведения: Сб. статей / Под ред. Л.И.Емельянова и А.Н.Иезуитова. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. - 236 с.

10. Астахов И. Ленинская теория отражения и проблемы литературного творчества. Октябрь, 1970, К 8, с. 205-213.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худок. лит., 1975. - 502 с.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. трудов. М.: Искусство, 1979. - 423 с.-166

13. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 270 с.

14. Бушмин А.С. Наука о литературе. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980. - 334 с.

15. Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики: Избр. работы. М.: Сов.писатель, 1972. - 423 с.

16. Гиршман М.М. Еще о целостности литературного произведения. Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка, 1979, т. 38, К 5, с.449-457.

17. Корман Б.О. О целостности литературного произведения. -Изв. АН СССР, Серия лит. и языка, 1977, т. 36, № 6, с.508-513.

18. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения: Учебное пособие. Ижевск, 1977. - 71 с.

19. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1980. - 312 с.

20. Лингвостилистический анализ художественного текста: Сб. статей / Отв. ред. Л.И.Никольская. Смоленск: Изд-во Смол. гос. пед. ин-та, 1981. - 117 с.

21. Лирическое стихотворение. Анализы и разборы. Учебное пособие: Сб. статей / Отв. ред. Ю.Н.Чумаков. Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1974. - 153 с.

22. Лихачев Д.С. Еще раз о точности литературоведения: Заметки и соображения. Рус. лит., 1981, № I, с. 84-88.

23. Лихачев Д. Принцип историзма в изучении литературы. -Обществ, науки, 1981, К 6, с. 69-80.

24. Ломинадзе С. Смысл и целостность. Об анализе поэтического произведения. Вопр. лит., 1979, № 8, с. 135-157.

25. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста (структура стиха). -Л.: Просвещение, 1972. 272 с.- 167

26. Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике. Бып. I. -Тарту, 1964. 196 с. / Учен. зап. Тарт. ун-т; вып. 160,Труды по знаковым системам. Т.1/.

27. Лотман D.M. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.- 384 с.

28. Маймин Е.А. Опыт стилистического анализа лирического стихотворения. Рус. язык в школе, i960, К 3, с. 44-47.

29. Мейлах Б.С. К определению понятия художественная система. В кн.: Philolooica • Исследования по языку и литературе / Редкол.: В.Н.Ярцева и др. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973,с. 401-408.

30. Мейлах Б.С. Терминология в изучении художественной литературы: новая ситуация и исконные проблемы. Вопр. лит., М., 1981, К 7, с. 143-163.

31. Методологические вопросы общественных наук. Вып. 2. Методологические аспекты структурно-функционального анализа в обще-ствознании: Сб. статей / Редкол.: Д.М.Угринович и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.- 232 с.

32. Методология литературоведческих исследований. Статьи о русской литературе: Сб.Карлового ун-та и Моск. гос. ун-та им. М.В.Ломоносова. Посвящается У Международному конгрессу МАПРЯЛ 1982 г. в Праге. Прага: Карлов.ун-т, 1982. - 222 с.

33. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. ст. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 336 с.

34. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении / Ред.коллегия: Г.А.Абрамович и др.

35. Кн. I. Образ. Метод. Характер. М.: Изд-во АН СССР, 1962.- 452 с.

36. Кн. 2. Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. - 486 с.

37. Кн. 3. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М.: Наука, 1965. - 504 с.

38. Тимофеев Л. Стих как система. Вопр. лит., 1980,К 8, с. 158-159.

39. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. В кн.: Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4 т., т. 3. - М.: Худож. лит., 1981. - 431 с.

40. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. В кн.: Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4 т., т.4.- Н.: Худож. лит., 1982. 479 с.

41. Щербина В. Литература и эпоха. Ленинские теоретические принципы исследования литературного процесса. Вопр. лит., 1980, К 3, с. 48-81.

42. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.- 391с.ххх

43. Аверинцев С.с. Символ. В кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 6. - М.: Сов. энциклопедия, 1971, стб. 826-831.

44. Альбеткова Р.И. Изображение характера в произведениях Лермонтова. Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н.К.Крупской, т. 85, вып. 6. - М., 1960, с. 13-43.

45. Альбеткова Р.И. "Из-под таинственной холодной полумаски ." М.Ю.Лермонтова. Рус. речь, 1979, № I, с. 40-43.

46. Альбеткова Р.И. Образы слова и звука в лирике М.Ю.Лермонтова. Б кн.: Вопросы развития русской поэзии XIX в. - Куйбышев, 1974, с. 17-29 (Научн. труды / Куйбышев.пед. ин-т; т.155.- 108 е./

47. Альбеткова Р.И. Романтизм и реализм Лермонтова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1962. - 19 с.

48. Альбеткова Р.И. Фантастические образы в русском романтизме 30-х годов XIX века. Б кн.: Из истории русского романтизма: Сб. статей. Вып. I. - Кемерово: Изд-во Кемер. пед. ин-та, 1971, с. 86 -101.

49. Альбеткова Р.И. Человек и природа в лирике Лермонтова 1837-1841 годов. Б кн.: Традиции и новаторство в русской литературе: Сб. трудов Моск. обл. пед. ин-та им. Н.К.Крупской. - М., 1973, с. 58-75.

50. Архипов В.А. М.Ю.Лермонтов. Поэзия познания и действия.- М.: Московский рабочий, 1965. 472 с.

51. Асмус Б. Круг идей Лермонтова. Б кн.: Асмус Б. Вопросы теории и истории эстетики. - М.: Искусство, 1968, с. 359-412.

52. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: Б 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959.

53. Белый А. Символизм. Книга статей. М.: Мусагет, 1910.- 633 с.

54. Битов А. Три "пророка" /Пушкин,Лермонтов, Тютчев/. -Бопр. лит., 1976, К 7, с. 145-174.

55. Богомолец Б.К. К вопросу о философской проблематике ли- 170 рики М.Ю.Лермонтова первой половины 1830-х годов. Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А.И.Герцена, 1958, т. 168, ч.1, с.91-113.

56. Борев Ю.Б. О природе художественного образа. Б кн.: Страницы истории русской литературы: Сб. статей / Отв. ред. Д.Ф.Марков. - М.: Наука, 1971, с. 67-75.

57. Борев Ю.Б. Эстетика. 2-е изд. М.: Политиздат, 1975.- 270 с.

58. Бродский Н.Л. "Бородино" М.Ю.Лермонтова и его патриотические традиции. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948.- 68 с.

59. Бродский Н.Л. М.Ю.Лермонтов. Биография. Т.1. 1814-1832.- М.: Гослитиздат, 1945. 348 с.

60. Бродский Н.Л. Поэтическая исповедь русского интеллигента 30-40-х гг. Б кн.: Бенок М.Ю.Лермонтову. Юбилейный сборник.- М.-Пг., 1914, с. 56-110.

61. Бродский Н.Л. Философские основы поэзии Лермонтова. -Литература в школе, 1941, № 4, с. 23-32.

62. Буачидзе Т.П. Некоторые особенности романтического творчества Лермонтова. В кн.: Буачидзе Т.П. Литературные статьи. -Тбилиси, 1960, с. 142-147.

63. Вацуро В.В. Ранняя лирика Лермонтова и поэтическая традиция 20-х годов. Рус. лит., 1964, К 3, с. 46-56.

64. Вениаминов С.С. К вопросу о трактовке образов стихотворения Лермонтова "Нет, не тебя так пыжо я люблю." Науч. докл. высш. школы. Филол. науки, 1981, 1Ь 6, с. 70-72.

65. Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. Н.: Наука, 1976. - 511 с.

66. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высш. школа, 1971. - 240 с.- 171

67. Виноградов B.B. О языке художественной литературы. -М.: Гослитиздат, 1959. 654 с.

68. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. -М.: Гослитиздат, 1961. 614 с.

69. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высш. школа, 1981. - 320 с.

70. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 255 с.

71. Вишневский К.Д. Изучение лирики М.Ю.Лермонтова в школе.- Учен. зап. Пенз. пед. ин-та. Серия филол., 1963, вып.8, с.65-86.

72. Владимиров П.В. Исторические и народно-бытовые сюжеты в поэзии Лермонтова. Киев, 1892. - 33 с.

73. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы.- М.: Искусство, 1978. 263 с.

74. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ.ред. Вяч.Иванова. 2-е изд. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

75. Гаджиев A.A. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов творчества. Баку: Элм, 1972. - 347 с.

76. Галанов Б.Е. Живопись словом. Человек, пейзаж, вещь. -М.: Сов. писатель, 1972. 184 с.

77. Гаркави A.M. Заметки о Лермонтове. Учен. зап. Кали -нингр. пед. ин-та, 1959, вып. 6, с. 274-296.

78. Гинзбург Л.Я. Лирика Лермонтова. Лит. обозрение, 1941, }Ь 12, с. 50-61.- 172

79. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. Л.: Сов. писатель, 1974. - 408 с.

80. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979. - 222 с.

81. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. Л.: Худож. лит., 1940. - 224 с.

82. Гинзбург Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении. Вопр. лит., 1981, № 10, с. 152-175.

83. Грибушин И.И. Классификация жанров лирики по соотношению субъекта и объекта. В кн.: Проблемы литературных жанров

84. Материалы межвузовской конференции/. Томск, 1972, с.144-145.

85. Григорьян К.Н. К изучению романтизма. Рус. лит., 1967, № 3, с. I24-I4I.

86. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. М.-Л.: Наука, 1964. - 300 с.

87. Гроссман Л.Т. От Пушкина до Блока. Этюды и портреты. -М.: Совр. проблемы, 1926. 360 с.

88. Гроссман Л.Т. Стиховедческая школа Лермонтова. Лит. наследство, т. 45-46. М.Ю.Лермонтов, II. - М.: Изд-во АН СССР, 1948, с. 255-288.

89. Гудошников Я.М. Мастерство Лермонтова лирика и русский фольклор. - В кн.: М.Ю.Лермонтов. Исследования и материалы. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1964, с. 137-148.

90. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. - 355 с.

91. Гуревич A.M. Земное и небесное в лирике Лермонтова. -Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка, 1981, т. 40, с. 303-311.

92. Гуревич А. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова. В кн.: Творчество М.Ю.Лермонтова, 150 лет со дня рож- 173 дения. 1814-1964. -М.: Наука, 1964, с. 149-171.

93. Дремов Ан. Романтическая типизация (в литературе). -Вопр. лит., 1971, К 4, с. 100-114.

94. Дремов А.К. Художественный образ. 2-е изд. М.: Сов. писатель, 1961. - 406 с.

95. Дурылин С.Н. Как работал Лермонтов. М.: Мир, 1934. -128 с.

96. Дурылин С.Н. На путях к реализму. В кн.: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Сб. I. Исследования и материалы / Под ред. Н.Л.Бродского и др. - М.: Гослитиздат, 1941, с. 163-250.

97. Дюшен Э. Поэзия Лермонтова в ее отношении к русской и западноевропейским литературам. Казань, 1914. - 171 с.

98. Ермилова Л.Я. Об одном из механизмов психологии творчества русских писателей. В кн.: Вопросы русской литературы: Сб. статей / Ред.коллегия: А.М.Ревякин и др. - М., 1970, с.362-372. (Учен. зап. / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина; № 389. - 373с.).

99. Ермилова Л.Я. Становление теории реализма в трудах В.Г. Белинского и поэзии М.Ю.Лермонтова. В кн.: Теория и история русской литературы / Под ред. А.И.Ревякина. - Е., 1963, с. 52-86. (Учен. зап. / Моск. пед. ин-т им. В.И.Ленина; К 190. - 203 е.).

100. Ефимова М.Т. Историческая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова. -Учен. зап. Сев.-Осет. пед. ин-та, 1949, т. 18, филол. вып., с. 127-171.

101. Жданова Н.В. Язык лирики Лермонтова. В кн.: Изучение- 174 языка художественных произведений в школе. Из опыта работы; Сб. статей / Под ред. Н.И.Кудряшова и Н.Д.Молдавской. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955, с. 70-79.

102. Жижина А.Д. Вершина патриотической лирики Лермонтова (О стихотворении "Родина"). Рус. речь, 1973, К 4, с. 16-24.

103. Куравлева А.И. "Белеет парус одинокой." (О стихотворении М.Ю.Лермонтова). Рус. речь, 1975, № 3, с. 30-33.

104. Журавлева А.И. Влияние баллады на позднюю лирику Лермонтова. Вестн. Моск. ун-та, Сер. 9, Филология, 1981, $ I,с. 13-20.

105. Куравлева А.И. Лермонтов и романтическая лирика 30-х гг. XIX в.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1967.18 с.

106. Журавлева А.И. Лермонтов и философская лирика 30-х гг. Научн. докл. высш. школы. Филол. науки, 1964, $ 3, с. 3-14.

107. Закруткин В.А. Пушкин и Лермонтов. Исследования и статьи. Ростов н/Д.: Ростов, кн. изд-во, 1941. - 304 с.

108. Иконников С.Н. Как работал М.Ю.Лермонтов над стихотворением / Под ред. А.М.Новиковой. Пенза: Кн. изд-во, 1962.80 с.

109. Иконников С.Н. Мастерство М.Ю.Лермонтова. Лирика 18371841 годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1963.19 с.

110. НО. Иконников С.Н. О некоторых особенностях стиля зрелой лирики Лермонтова. Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та, i960, т.85. Труды каф. рус. лит., вып. 6, с. 45-89.

111. I. Ищук Г.И. Проблема читателя в творческом сознании Л.Н.Толстого. Калинин: Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1975. -119 с.- 175

112. Каган М. Метод как эстетическая категория. Бопр. лит., 1967, К 3, с. 109-132.

113. ИЗ. Категория характера в эстетике и художественном творчестве: Сб.научн. трудов/Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина / Под ред. Н.П.Михальской. М.: МГПИ, 1980. - 150 с.

114. Квятковский А.П. Символ. В кн.: Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1966, с. 263.

115. Кедровский А.Е. О положительном начале в лирике М.Ю.Лермонтова. В кн.: Вопросы русской и зарубежной литературы: Сб. статей / Отв. ред. В.Д.Ахрамеев. - Курск, 1967, с. 92-105. (Учен. зап. / Курск, пед. ин-т; вып. 32. - 200 е.).

116. Кедровский А.Е. Природа в лирике Лермонтова. В кн.: Вопросы стиля художественной литературы / Под ред. А.И.Ревяки-на. - М., 1964, с. 128-139. (Учен. зап. / Моск. пед. ин-т им. В.И.Ленина; f 231. - 341 е.).

117. Кедровский А.Е. Философские мотивы в лирике Лермонтова. :■ Автореф. дис. . канД.филол. наук. М., 1965. -16 с.

118. Кирилгок А.Ф. О некоторых выразительных средствах в лирике М.Ю.Лермонтова. В кн.: Творчество М.Ю.Лермонтова: Сб.статей, посвященный 150-ти летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

119. Пенза, 1965, с. 132-156. (Учен. зап. / Пенз. пед. ин-т. Каф. рус. -лит. Серия филол. Вып.14.- 250 е.).

120. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX в.- М.: Современник, 1978. 303 с.

121. Козьмина М.А. Художественное пространство и время в лирике М.Ю.Лермонтова. В кн.: Индивидуальность писателя и литературно-общественный процесс: Сб.статей / Под ред.Б.Т.Удодова и др.- Воронеж, Изд-во Воронеж, ун-та, 1978, с. 27-36.

122. Копорский С.А. Опыт стилистического истолкования стихо- 176 творения "Утес". Рус. язык в школе, 1966, Е 2, с. 15-22.

123. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора. В кн.: Страницы истории русской литературы: Сб. статей / Отв. ред. Д.Ф.Марков. - И.: Наука, 1971, с. 199-207.

124. Корман Б.О. Лирика Некрасова. 2-е изд., переработ, и доп. Ижевск: Удмуртия, 1978. - 299 с.

125. Корман Б.О. Чужое сознание в лирике и проблема субъектной организации реалистического произведения. Известия АН СССР. Серия лит. и языка, т. XXXII, вып; 3, 1973, с. 209-222.

126. Коровин В.И. "Дума", стихотворение М.Ю.Лермонтова.

127. В кн.: Русская классическая литература. Разборы и анализы / Сост. Д.Устюжанин. М.: Просвещение, 1969, с. 142-155.

128. Коровин В.И. Лермонтов и русская лирика его времени. -В кн.: Творчество М.Ю.Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 18141964 гг.: Сб. статей / Отв. ред. У.Р.Фохт. М.: Наука, 1964,с. 311- 340.

129. Коровин В.И. Лирика Лермонтова I837-I84I годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1958. - 20 с.- 177

130. Коровин Б.И. Наблюдения над метафорой и сравнением в лирике М.Ю.Лермонтова I837-I84I годов. Учен. зап. Моск. пед. ин-та им. Ленина, 1957(8), т. 115, вып. 7, с. 395-Щ.

131. Коровин Б.И. Проблема поэта и поэзии в лирике Лермонтова I837-I84I годов. Б кн.: Русская литература XIX в.: Статьи и исследования / Под ред. Ф.М.Головенченко. - M., 1959, с. 33-51. (Научн. труды Моск. гос. пед. ин-та им. Б.И.Ленина; 171 е.).

132. Коровин Б.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

133. Кривонос В.Ш. Проблема читателя и творчество Гоголя. -Боронен: Издво Воронеж, ун-та, 1981. 167 с.

134. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. - 360 с.

135. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А.Мануйлов. М.: Сов. энциклопедия, 1981. - 784 с.

136. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1979. - 359 с.

137. Лозовой Б.А. Баллада (как поэтический жанр). Рус. речь, 1973, Н, с. I4I-I45.

138. Ломинадзе С.Б. На форме гармонии. Лермонтов. Б кн.: Типология стилевого развития нового времени: Сб. статей / Отв.ред. Я.Е.Эльсберг. М.: Наука, 1976, с. 343-385.

139. Ломинадзе С. "Не кончив молитвы." / К анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова "Есть речи значенье.". Вопр. лит., 1970, № I, с. 123-132.

140. Ломинадзе C.B. "Тайный холод" ("Выхожу один я на дорогу." Лермонтова). Вопр. лит., 1977, № 3, с. 206-226.

141. Ломинадзе C.B. "Я счет своих лет потерял." (Некоторые проблемы поэтики Лермонтова). Вопр. лит., 1975, № 3,с. II3-I5I.

142. Лотман Ю.М. Об одной цитате у Лермонтова (Б стихотворении "Смерть поэта"). Рус. лит., 1975, № 2, с. 206-207.

143. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 367 с.

144. Маймин Е.А. Поэты-лгобомудры и философское направление в русской поэзии 20-30-х гг. XIX в.: Автореф. дис. . докт. филол. наук. Л., 1971. - 34 с.

145. Максимов Д.Е. Об изучении мировоззрения и творческой системы Лермонтова. Рус. лит., 1964, $ 3, с. 3-12.

146. Максимов Д.Е. Образ поэта в лирическом творчестве. К итогам дискуссии о лирическом герое в поэзии. На рубеже, Петрозаводск, 1954, с. 70-74.

147. Максимов Д.Е. Образ простого человека в лирике Лермонтова. К постановке вопроса. Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та им. Покровского, 1954. Фак-т яз. и лит., т. 9, вып. 3, с. 143-209.

148. Максимов Д.Е. О лирике Лермонтова. Лит. учета, 1939, $ 4, с. 7-33.

149. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. 2-е изд. Л.: Наука, 1964. - 268 с.

150. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. - 375 с.

151. Мануйлов Б.А. Лермонтов. Б кн.: История русской литературы, т. 7 / Глав. ред. М.Т.Алексеев. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955, с. 263-380.

152. Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. М.-Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1964. - 198 с.

153. Маргелашвили Г. Заметки о ранней лирике Лермонтова.

154. В кн.: Маргелашвили Г. Литературно-критические статьи. Тбилиси:- 179

155. Заря Востока, 1958, с. 130-156.

156. Матвиевская Л.А. О стилистическом использовании антонимов в лирике и поэмах М.Ю.Лермонтова. Рус. язык в школе, 1977, № 2, с. 66-73.

157. Меднис Н.Е. Русская октава и октава Лермонтова. Учен, зап. Горьк. ун-та, 1969, вып. 105, с. 14-26.

158. Меднис Н.Е. Стихотворная поэтика М.Ю.Лермонтова. -Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1971. - 24 с.

159. Мейлах B.C. Талант писателя и процессы творчества. -Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1969. 446 с.

160. Мейлах B.C. Художественное восприятие как научная проблема. В кн.: Художественное восприятие: Сб. статей / Под ред. Б.С.Мейлаха. Сб. I. - Л.: Наука, 1971, с. 10-29.

161. Микушевич В. Поэтический мотив и контекст. В кн.: Вопросы теории художественного перевода: Сб. статей / Сост. Т.А.Рузская. - М.: Худож. лит., I97X, с. 6-79.

162. Мирза-Авакян М.Л. Динамика поэтического образа в поэзии М.Ю.Лермонтова. Рус. язык в арм. школе, 1975, № 5, с. 50-58.

163. Михайлова A.A. О художественной условности. 2-е изд., переработ. М.: Мысль, 1970. - 300 с.

164. Михайлова E.H. Идея личности у Лермонтова и особенности ее художественного воплощения. -В кн.: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Сб. I. Исследования и материалы. М.: Гослитиздат, 1941, с. 125-162.

165. Найдич Э.Э. Иносказательные образы у Лермонтова. Рус. речь, 1976, 1Ъ 6, с. 27-35.

166. Найдич Э.Э. Лермонтов и Пушкин. К вопросу об эволюции творчества Лермонтова в 1834-1837 гг. В кн.: М.Ю.Лермонтов. Вопросы жизни и творчества: Сб. статей / Под ред. А.Н.Соколова и- 180

167. Д.А.Гиреева. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1963, с.88-103.

168. Найдич Э.Э. Проблемы поэзии Лермонтова. I835-I84I. : Автореф. дис. . докт. филол. наук. Л., 1974. - 42 с.

169. Невзглядова Е.Б. О звукосмысловых связях в поэзии. -Научн. доклады высш.школы. Филол. науки, 1968, В 4, с. 23-34.

170. Невзглядова Е.Б. Явление семантического осложнения в поэтической речи. Изв. АН СССР. Серия лит. и яз., т. 28, вып. 2, 1969, с. 148-154.

171. Недзвецкий В.А. Поэт. Толпа, Судьба. ("Смерть поэта" М.Ю.Лермонтова). Изв. АН СССР. Серия лит. и языка, 1972, т.31, вып. 3, с.239-247.

172. Нейман Б.В. Лермонтов и Жуковский. /К вопросу о литературных источниках поэзии Лермонтова/. Рус. библиофил, 1914, К 6, с. 5-15.

173. Нейман Б.В. Лирика Лермонтова. Лит. в школе, 1954, Е 6, с. 13-25.

174. Немировский М.Я. Лермонтов переводчик немецких поэтов. Опыт лингвистического анализа. - Учен. зап. Сев.-Осет. пед. ин-та, 1942, т. 3(16), с. 23-33.

175. Нигматулина Ю.Г. Методология комплексного изучения художественного произведения. 4.1. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. -108 с.

176. Никитина Л.М. Тема поэзии в лирике Лермонтова. Труды- 181 объединения кафедр литературы вузов Сибири и Дальнего Востока. Красноярск, I960, т.1, вып. 2. Вопросы истории русской и зарубежной литературы, с. 72-94.

177. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. (Стихотворение "Смерть поэта"). Рус. язык в школе, 1963, Кб, с. 19-25.

178. Пирогов Г.П. Лирика Лермонтова. В кн.: Вопросы русской литературы. - М., 1969, с. 59-78. (Учен. зап. / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина; 1 315. - 333 е.).

179. Подвицкий Н.Б. Проблема изображения будущего в романтической поэзии М.Ю.Лермонтова. Учен. зап. Ульянов, пед. ин-та, 1962, т. 17, вып. 5, с. 3-12.

180. Поляков М.Я. Цена пророчества и бунта. О поэзии XIX в. Проблемы поэзии и истории. М.: Сов. писатель, 1975. - 567 с.

181. Поспелов Г.Н. Лирика. Среди литературных родов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 208 с.

182. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров. -Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология, 1978, К 4, с. 12-18.

183. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 360 с.

184. Проблема автора в художественной литературе: Сб. статей / Ред.коллегия: Б.О.Корман и др. Вып. I. Ижевск, 1974. - 232 с.

185. Проблемы мировоззрения и мастерства М.Ю.Лермонтова / А.Л.Рубанович, С.Сердюкова, С.Смирнов и др. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1973. - 168 с.

186. Проблемы романтического метода и стиля: Межвуз. темат. сборник / Отв. ред. Н.А.Гуляев. Калинин: Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1980. - 161 с.

187. Прозоров В.Б. Читатель и литературный процесс / Под ред.

188. Е.И.Покусаева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. - 211 с.

189. Пульхритудова Е.М. "Валерик" М.Ю.Лермонтова и становление психологического реализма в русской литературе 30-х гг. XIX в. В кн.: М.Ю.Лермонтов: Сб. статей и материалов / Под ред. Д.А.Гиреева и др. - Ставрополь: Кн. изд-во, i960, с. 57-80.

190. Пульхритудова Е.М. Романтизм в русской литературе XIX в. Лермонтов. В кн.: История романтизма в русской литературе. Кн. 2. Романтизм в русской литературе 20-30-х гг. XIX в. (1825-1840) / Ред.коллегия: С.Е.Шаталов и др. - М.: Наука,1979, с. 258-326.

191. Пустовойт П.Г. От слова к образу. 2-е изд. Киев: Рад. школа, 1974. - 191 с.

192. Разумный В.А. О природе художественного обобщения. -И.: Соцэкогиз, i960. 143 с.

193. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб. статей / Отв. ред. Б.Ф.Егоров. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - 299 с.

194. Роднянская И.Б. Герой лирики Лермонтова и литературная позиция поэта. Изв. АН СССР. Серия лит. и языка, 1980, т. 39, К 2, с. I03-II5.

195. Рубанович А.Л. Проблема романтического характера в творчестве М.Ю.Лермонтова. ("Демон", "Мцыри"). Труды Иркут. ун-та, т.10. Серия критики и литературоведения, вып. 3, 1962, с.3-38.

196. Рубанович А.Л. Проблемы мастерства М.Ю.Лермонтова-поэта. -Иркутск, 1963. 171 с.

197. Рубанович А.Л. Проблемы мастерства М.Ю.Лермонтова -поэта. Труды Иркут. ун-та, 1971, т. 48. Серия литературоведения и критики, с. 147-183.- 183

198. Рубенович А.Л. Эстетические идеалы М.Ю.Лермонтова. Спец.курс лекций для студентов-филологов. Иркутск, 1968. -203 с.

199. Семенов Л.П. Элементы разговорной речи в лирике Лермонтова .-Изв. Сев.-Осет. науч.-исслед. ин-та, 1960, т.22, вып. 2, Бопр. лит., с. 101-118.

200. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л.: Сов.писатель, Ленингр. отд-ние, 1977. - 223 с.

201. Сильман Т.И. Подтекст как лингвистическое явление. -Филологические науки, 1969, № I, с. 84-90.

202. Сильман Т.И. Синтактико-стилистические особенности местоимения. Бопр. языкознания, 1970, К 4, с. 81-91.

203. Сквозников Б.Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализма в русской лирике. М.: Наука, 1975. - 368 с.

204. Соколов А.Н. К вопросу об эволюции романтического стиля М.Ю.Лермонтова. Б кн.: Сборник статей по языкознанию / Под ред. А.И.Ефимова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958, с. 86-128.

205. Соколов А.Н. Михаил Юрьевич Лермонтов. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1957. - 91 с.

206. Соколов А.Н. От романтизма к реализму. Из курса лекций по истории русской литературы XIX в. М.: Изд-во МГУ, 1957. -233 с.

207. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. -223 с.

208. Соколов А.Н. Художественный образ в лирике Лермонтова.- Б кн.: Творчество М.Ю.Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 18141964: Сб. статей / Отв. ред. У.Р.Фохт. М.: Наука, 1964, с.172-201.

209. Соловьев Вл. Лермонтов. Вестник Европы, 1901, февраль, с. 441-459.

210. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М.: Худож. лит., 1970. - 295 с.

211. Стенник Ю.В. Система жанров в историко-литературном процессе. Рус. лит., 1972, № 4, с. 93-101.

212. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина.- М.: Сов. писатель, 1959. 414 с.

213. Тимофеев Л. Возможен ли эксперимент в поэтике? Вопр. лит., 1977, Кб, с. 200-215.

214. Тимофеев Л.И. Лирика. В кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 4. - М.: Сов.энциклопедия, 1967, стб. 208.

215. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. - 448 с.

216. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха.- М.: Гослитиздат, 1958. 415 с.

217. Тойбин И.М. Стихотворение Лермонтова "Не верь себе".- Научн. докл. высш. школы. Филол. науки, 1964, № 3, с. 15-25.

218. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки.- М.-Л.: Гослитиздат, Ленингр. отд-ние, 1959. 471 с.

219. Тынянов Ю. Литературный источник "Смерти поэта" Вопр. лит., 1964, Те 10, с. 98-106.

220. Удодов Б.Т. "Загадка" Лермонтова художника. - Подъем, Воронеж, 1964, 5, с. 145-152.

221. Удодов Б.Т. К вопросу о лирическом герое Лермонтова. -В кн.: Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1974, с. 73-90.

222. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов в работе над текстами.

223. В кн.: Вопросы литературы и фольклора. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1973, с. 3-17.- 185

224. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1973. - 703 с.

225. Уманская М.М. М.Ю.Лермонтов и проблема романтизма в русской литературе 20-30-х годов XIX в. Научн. докл. высш. школы. Филол. науки, 1965, № 2, с. 27-38.

226. Уманская М.М. Лермонтов и романтизм его времени. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1971. - 304 с.

227. Усок И.Е. Внутренние противоречия лирического героя Лермонтова. Б кн.: М.Ю.Лермонтов. Вопросы жизни и творчества / Под ред. А.Н.Соколова и Д.А.Гиреева. - Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1963, с. 176-188.

228. Усок И.Е. Бремя в лирике М.Ю.Лермонтова: Сб.статей / Ред.коллегия: К.В.Пигарев и др. М.: Наука, 1973, с.151-160.

229. Усок И.Е. Герой лирики Лермонтова (I836-I84I гг.).

230. Б кн.: Творчество М.Ю.Лермонтова. 150 лет со дня рождения. I8I4-1964: Сб. статей / Отв. ред. У.Р.Фохт. М.: Наука, 1964, с.202-235.

231. Усок И.Е. К спорам о художественном методе М.Ю.Лермонтова. Б кн.: К истории русского романтизма: Сб. статей / Ред. коллегия: Ю.Б.Манн и др. - М.: Наука, 1973, с. 283-302.

232. Усок И.Е. Проблема личности в лирике Лермонтова 18361841 гг. Автореф. дис. . канд. филол. наук. - М.,1964.- 19 с.

233. Фам Бын Кы, Ходукина Т. Особенности эпитета в лирике Лермонтова. Б кн.: М.Ю.Лермонтов. Вопросы жизни и творчества

234. Под ред. А.Н.Соколова и Д.А.Гиреева. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1963, с. 176-188.

235. Федоров A.B. Лермонтов и литература его времени. Л.: Худож. лит., 1967. - 364 с.- 186

236. Фишер В.м. Поэтика Лермонтова. В кн.: Венок М.Ю.Лермонтову. Юбилейный сборник. - М.-Пг., 1914, с. 196-236.

237. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М.: Наука, 1975. - 190 с.

238. Фохт У.Р. Лирика М.Ю.Лермонтова. Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н.К.Крупской, 1958, т. 66. Труды каф. рус. лит., вып. 4, с. 3-32.

239. Фохт У.Р. Пути русского реализма. И.: Сов.писатель, 1963. - 264 с.

240. Фридлендер В.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX в. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971.- 293 с.

241. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М.: Наука, 1973. - 168 с.

242. Фризман Л.Г. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Есть речи -значенье.". Научн. докл. высш. школы. Филол. науки, 1971, )Ь 4, с. 27-37.

243. Хакимов А. Движение слова и образа: 0 принципах обновления системы поэтической изобразительности в лирике. Памир, Душанбе, 1980, К 7, с. 48-55.

244. Чистова И.О. Заметки о двух стихотворениях Лермонтова ("Бой" и "Черны очи"). Рус. лит., 1981, Ъ 2, с. 178-182.

245. Чичерин A.B. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. 2-е изд., доп. М.: Сов. писатель, 1968. - 374 с.

246. Чичерин A.B. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. М.: Худож. лит., 1977.- 445 с.

247. Чичерин A.B. Ритм образа. Стилистические проблемы. -М.: Сов. писатель, 1973. 278 с.- 187

248. Чичерин A.B. Стиль лирики Лермонтова. Изв. АН СССР. Серия лит. и яз., 1974, т. 33, $ 5, с. 407-417.

249. Шаталов А.Ш. Проблема историзма в мировоззрении и творчестве М.Ю.Лермонтова: Автореф. дис. . канд. филол. наук.1. М., 1971. 23 с.

250. Шаталов А.Ш. Проблема Наполеона в творчестве М.Ю.Лермонтова. В кн.: Вопросы русской литературы: Сб.статей / Ред. коллегия: А.И.Ревякин и др. - М., 1970, с. 194-218. (Учен. зап. / Моск. пед. ин-т им. В.И.Ленина; 1Г? 389. - 373 е.).

251. Шанский Н.М. Художественные текст под лингвистическим "микроскопом". Рус. язык в школе, 1971, № 2, с. I07-II0.

252. Шанский В.Н. Язык и стиль стихотворения Лермонтова "Поэт". Рус. язык в нац. школе, 1977, К 2, с. 42-47.

253. Шестакова Л.Л. Языковое выражение темы поэта и поэзии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. Рус. яз. в школе, 1978, $ б, с.70-76.

254. Щемелева Л.М. О русской философской лирике XIX века. -Вопр. философии, 19.74, № 5, с. 90-100.

255. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной; оценки. Л.: Госиздат, 1924. - 168 с.

256. Эйхенбаум Б.М. Литературная позиция Лермонтова. В кн.: Литературное наследство, т. 43-44. М.Ю.Лермонтов, I. - М.: Изд-во АН СССР, 1941, с. 3-82.

257. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. Пб.: Опояз, 1922. - 200 с.

258. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. - 372 с.

259. Giusti, Wolf. II dcmone e l'angelo Lermontov e la Russia del suo tempo. Messina: Firenze, D'Anna, 1968. - 353 p.

260. Gusti, Andreas. M.Ju.Lermontovs Konzeption des literarischen Helden. Mönchen: Sangner, 1970. - 225 S.

261. Jakubowski, Wiktor. Kichal Lermontow. — Warscz.awa -Kraköw: Panstw. wyol wo nauk, 1972. - 32 str.

262. Karancsy, Laszla. Realismus es romanticizmus Lermontov dramaiban. — Debrezen, 1956. — 15 old.

263. Kelly, laurenze. Lermontov: Tragedy in the Caucasus. UY: Braziller, 1.978. - 259 p.

264. Lavrin, Lanko. Lermontov. London: Bowes, 1959. - 111p.

265. Michail Jurjevic Lermontov v ceslce literature. Biblio-grafie. Rad.0.Berkopes. Praha, 1965. - 67 s.

266. Merserean, John. Mikhail Lermontov. With a pref. by

267. H.Т.Hoorе. Carbonhaie: Southern Illinoisiniv press, 1962,X11.-176p

268. Pertonia, Jonas. Michailas Lermontowas. Bibliografine rodykle (1884-1971). Vilnius, 1:972. - 56 p.