автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Литература и искусство Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Болдырев, Юрий Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Литература и искусство Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Литература и искусство Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны"

РГб Ой

. ^ ГОСУДАРСТВЗЯШЛ УШВЗШЯ

ШЩШШЗИРОВАННШ ССВиТ Й..063.73.01

На правах рукописи

БОЛДЛРЕВ Юрий Анатольевич

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕНВСТВЫШОЛ ВОЙНЫ

Специальность 07.00.02 - отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой стпени кандидата исторических наук

Краснодар - 1993

Работа выполнена на кафедре истории и культурологии Краснодарского политехнического института

Научный руководитель - доктор исторических наук,

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Э.А.Шеуджен, кандидат исторических наук, доцект В. И.Комоедов

Ведущая организация - кафедра истории России Краснодарского Государственного института культуры и искусств.

Защита состоится " 1993 года в 14 час. на за-

седании специализированного совета К.063773.01 по историческим наукам Кубанского государственного университета.

Адрес: 350640, г.Краснодар, ул.им.К.Либкнехта, 149. С диссертацией модно ознакомиться в научной библиотеке

профессор С.Н.Якаев

КубГУ.

Автореферат разослан __1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета

кандидат исторических наук В.Д.Сефонов

Актуальность темы определяется ее научной, политической и познаэатежной значимостью. Культура общепризнанно выражает то, что определяет человеческую историю как таковую - ту тайну её преемственности, которой пет ни в каком другом процессе. В XX веке феномен культуры есэ более сдвигается в центр человеческого бытия, пронизывает все решающие события зеизни и сознания людей. Денная тенденция находчт отражение в стремлении поникать каждый феномен человеческой жизни как феномен культуры. В этой связи огрошый интерес в ряду многообразных культурные явлений представляет опыт искусства как наиболее симптоматичного вида человеческой деятельности, особенно чуткого к состоянию человеческого духа, к напряженности, кризисным взаимоотношениям человека с миром.

Искусство, или художественная культура, при смене культурно-исторических эпох представляет несет.« енную возможность осмысления процессов, происходящих в духовной сфере. Решающие для общества социально-экономические и политические факторы находят ь художественной культуре двоякое отражение. Сйк воздействуют на художественный процесс, изменяя его содержание, направленность, применяемые приемы. В то же время художественный процесс влияет на организацию системы миропонимания человека, как самого художника, так и потребителя его произведений.

Искусство никогда не отвечало одной лишь эстетической потребности. &ю рассматривается также в виде ареала создания духовг них ценностей. И в этом качестве художественная культура воспроизводит отношение власти и подчинения, существующие в идейной сфере. Нередко искусству навязывается какая-либо общественная ценность как безусловный духовный идеал, отвечающий потребностям некой социальной модели. То есть художественный процесс управляется, формируется и развивается исхода не только из своей внутренней логики, но и из определён}«« общественных требований, подлежащих удовлетворению. В данном случае искусство, попадая под власть механизма, принявшего на себя обязанность хранителя и защитника целей социального порядка, превращается в искусство пропаганды.

Прекрасной иллюстрацией такого явления стало советское искусство, без изучения которого трудно понять духовный образ культурно-исторической эпохи, называемой социалистической. Анализ художественных явлений в тесной связи с историческим фоном помога-

3

ет глубже осознать истоки и всю противоречивость процессов, вызванные переменой эпохи. Особенно, если исторический фон представляет собой критическую ситуацию в существовании общественно-государственной системы, включающей разнородные национально-культурные элементы.

Территориальные рамки исследования включают следующие административные районы Северного Кавказа: Краснодарский и Ставропольский (до 1942 года Орджоникидзевский) края и в их состазе Адыгейскую, Карачаевскую и Черкесскую автономные области, а также Дагестанскую, Кабардино-Балкарскую, Северо-Осетинскую и Чечено-Ингушскую автономные республики. Выбор обозначенного региона обусловлен прэжде всего тем, что здесь достаточно четко проявились тенденции и процессы, характерные для страны в целом, а также отражающие местное своеобразие и особенности. Сосуществование разнонациональных кулогур, вызванное этническим разнообразием населения, обусловило специфику построения художественного процесса. Территория Северного Кавказа за года Великой Отечественной войны побывала и глубоким тылом, и прифронтовой полосой, и театром военных действий, и зоной оккупации. Упитывая перечисленные обстоятельства, представляется правоверным рассмотрение художественной культуры Северного Кавказа в качестве модели для изучения действия художественного процесса в стране.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с ишя 1941 года по май 1945 года, то есть Великую Отечественную войну с фашистской Германией. Избрание военного времени объясняется тем, что в критической ситуации культурно-исторические явления приобретают своеобразную выразительность и определенность форм. Во время Великой Отечественной войны произошло прямое столкновение тоталитарных режимов. А это, в свою очередь, с особой силой обнажило их сувростное содержание, проявило гибкость сложившихся структур, прочность идеологических построений. Художественная ку;лтура была призвана усилить свое воздействие на людей с целью

внедрения в их сознание тех идей, которые составляли основу госу-—-

Названия административные районов и их границы указываются по состоянию к началу Великой Отечественной войны. Изменение границ азтоношых образований и их названий в связи с депортацией ряда северокавказских народов не сказались на территориальных рамках исследуемого региона.

дарственной доктрины в сложившихся условиях. Система взаимоотношений художественной культуры с государством проходила испытание вместе с другими сторонами сложившегося социально-политического устройства.

Степень изученности теш определяется наличием большого количества научной литературы, Игходя из задач, решаемых авторами в своих работах, представляется возможным условно вццелить среди них три большие группы.

Одну из них составляют научные труды, посвященные исследованию теории мировой культуры, в том числе художественного творчества. М.М.Бахтин, А.Я.Гуревлч, М.А.Барг, И.П.Вейнберг, С.С.Аве-ркнцев, Л.М.Баткин, В.П.Даркевич, К.Куманецккй, Л.Винничук, Н.Ос-совская, Э.Гарен, Г.Зикмаль, Л.Е.Кертаан и другие * при всем разнообразии подходов, концепций и глубины исследования рассматривают явления культуры комплексно, в тесной связи с развитием исторического процесса, их взаимовлиянии и взаимообусловленности. Искусство как культурно-исторический феномен (в работах Н.Бердяева, Л.Маритена, Х.Ортеги-и-Гасета, В.Вейдле, Г.К.Честертсна и др.**), либо отдельные его виды (нглример, у П.Пави отдельные явлении (у Н.К.Старшинова, Н.Я.Берковского, Р.Хлодовского ), теш (у В.П.Горан периоды развития (у Г.Ю.Стернина или использова-

•^См.: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965: Он же. Эстетика словесного творчества. М., 1579 и другие его работы; Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников, М.. 1?69; Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987; Аверин-цев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX века. Новое в современно^ классической филологии. М., 1979 и др. о

Бердяев Н. Кризис искусства. М.. 1990; Самосознание европейской культуры XX века, (составитель Р.А.Гальцева). М., 1991. С.171-364. о

°Пави П. Словарь театра. М., 1991.

^Старшинов Н.К. Неповторимое чудо - частушка//Я приду на посиделки. М., 1991; Берковсюй Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973; Хлодовский Р. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1962.

с

Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск,1990. ®Стернин Г.Ю. Художественнал жизнь России 1900-1910-х годов. М.,

ние творчества для нужд идеологической доктрины (например, тоталитарной, как у З.Кракауэра служили для исследователя средством анализа важнейших событий, происходят^ в обществе . Подавляющее большинство работ, особенно принадлежащие перу советских ученых, ксследует культурные процессы, происходившие в период античности иди Средневековья. ЙЗо исследование событий, явлзннй далекого прошлого давало возможность ощутить известную свободу в выборе подходов, построении концепций, не увлзнвая их с нуждами пропаганды. Разумеется, по такому пути шли далеко не все. Однако, то обстоятельство, что и зарубежные исследователи культурно-исторического развития предпочитали давно минувшие века сравнительно недалекому прошлому, говорит самс за себя. В любом случае, деятельность названных авторов создала определенные традиции в изу-* чении явлений культуры и искусства. Ими выработан понятийный аппарат. Наконец, благодаря их научным изысканиям стало возксскным рассмотрение развития литературы и искусства как самостоятельного предмета исследования.

Другой комплекс научной литературы связач с изучением развития культуры советского общества. М.П.Ким, А.И.Арнольдов, Н.С.Зло-бин, М.Р. Зезина и другие ^ сформулировали концепцию советской культуры, основанной на принципах, заложенных В.И.Лениным, развивавшейся в строгом соответствии с нуждами "социалистического строительства", представлявшей "высший тип" духовного образования по сравнению с культурой несовегской и несоцкалистической. В ра-

Крахауэр 3. От Налигари до Гитлера. М., 1977; Он же. Пропаганда

и нацистский военный фильм//Киноведческие записки, 1991, №10. р

При перечислении имена ученых располагаются в порядке значимости их творчества по мнении диссертанта, либо по алфавиту в случйе их равнозначности.

о

См.: Ким М.П. Советская культура. М., 1967 и др.его работы; Арнольдов А. И. Коммунизм и культура. Закономерности формирования и развития новой культуры. M., 1566; Злобш н.С. Социалистическое государство и культура. M., 1968; Кабанов П.И. Изтория культурной революции в СССР. M., 1971 и другие.

ботах Г.И. Каймаразова, М.М.Бекижзва, С.М.Арутачяна, А.РуеиноЙ, Х.М.Сабончиева, В.А.Цуциева, С. Т.Дедегкаева, А.В.Еурнкзева, Х.К. Хутуева, Е.А.АбуловоЙ, Ф.А.Напсо и других анализируются в этом ключе вопросы культурного строительства на Северном Кавказе Изучение историографии развития советской культуры представлено трудами В.Т.Ермакова, Л.М.Зак, Ю.Е.Новикова и других йзтория изучения национально-культурного строительства на Северном Кавказе, а таете некоторые Еопросы анализа исследуемых по этой проблеме источников разработаны Э.А.Ыеудаен

В рамках общепринятой концепции советской художественной культуре отводилась роль инструмента идеологической политики партии и государства, на всех этапах СЕоего развития обязанной соответствовать требованиям ими ввдвигаемкм. В научной литературе исследовались различные виды художественной культуры как в_раынах

А к

псей страны , так и в границах северокавказского региона . В обобщающих трудах по 'историк краев, областей, республик Северного Кавказа художественная культура служила иллюстрацией досткгеннй

т--

См.:Каймаразов Г.Ш. Нормирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. М,, 1968; Eeiticr.en М.М. Формирование сопна-листической интеллигенции у народов Северного Кавказа (I9I7-I94I). Черкесск, 1978; Русина А. Культурное строительство Ставрополья. Ставрополь, 1947; Дедегкаев о.Т. Культурное строительство в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1964 и др. р

^Ермаков В.Т. К вопросу о периодизации историографии советской культурн//Советская культура: история и современность. М., 1983; Зак Л.М. йзтория изучения советской культуры. М., 1961; Новиков Ю.Е. Ленинское теоретическое наследие по проблемам культурной революции в советской исторической и философской литературе//Учен. зап.ЛГПИ. Т.264. Л., 1968 и др.

о

°Ц!еудо:ен Э.А. Советская историография национально-культурного строительства на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1983; Она же. Расширение круга источников истории культурной революции народов Сечерного Кавказа (20-70-е гг.)//Вопросы историографии культуры и общественных движений, Ростов-на-Дону, 1979 и др.её работы.

"^Например: йзтория музыки народов СССР, Т.3.1941-1945. M..IS72; История советского драматического театра. Т.5. М.,1969; Очерки истории советского искусства. М.,1980; Русская советская эстрада. I£30-1945 и др. (Здесь и далее в многотомных изданиях указываются тома, в которых содержится материал периода войны).

к

Например;Асриянц Г.Г. Партия и искусство народов Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 1975; Шилов В.А. Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик,1965; Эфендиев А. Руководство партийной организаций "Дагестана развитием театрального искусства (I9E0-1970 гг.),Дис.на соиск.степ.к.и.н. Махачкала,1970 и др.

социалистического строительства В ряде работ (И.В.Давыдова, Х.Н.Ардасенова, ДД.Боковой, М.З.Саблиевой, В.Б.Корэуна, Т.И.Ку-лин и др.) рассматривалось развитие явлений культуры в годы Великой Отечественной войны

Названные авторы разработали определённые концептуальные подхода, которые,наряду с приводимым фактическим материалом,учитывается в настоящей исследовании.

Третья группа научно-исследовательских работ связана с военно-политическими и социально-экономическими проблемами Великой Отечественной войны. Этот комплекс литератур11 включает в себя научные исследования обобщающего характера .посвященные Северному Кавказу адеологической деятельности партийно-государственных органов периоду оккупации ряда северокавказскнх территорий Иатернал, рассмотренный авторами, явления анализируемые ими, позволяют представить фон, на котором происходило развитие художественной культуры.

Например: История Дагестана. Т.З. М. ,1968; Очерки истории Адыгеи. "1.2. Майкоп, I9EI; Очерки истории Ставропольского края. Т.2.Ставрополь, 1966 и др. о

См.: Бокова Л.Х. Севепо-Кавказская поэзия периода Великой Отечественной войны (1941-1945). (На материалах Чечено-Ингупской и Балкарской литератур). Грозный. 1990; Гусейнов А. Очерки лакской советской литературы (1940-1060). Дис.на соиск.степ.к.фил.н. Махачкала, 1965; Дзуцати Х.-М.А. Великая Отечественная война в осетинской советской поэзии. Цхинвали, 1972; Давидов И.В. Летописцы огненных лет. Нальчик. 1976; Караева А.И. Обретение художественности. Тема Великой Отечественной войны в младописьменной литературе. М., IS79 и др.

о

"Например: Великая Отечественная война Советского Союза. I941-1945. отцикдопедия. И.,1985; Вторая мировая война. Итоги и уроки. М., 1985; йзтория Великой Отечественной войны Советского Союза. 19411945. В 6-ти томах. М., 1960-1965: йзтория второй мировой войны, I939-1945 гг. В 12-ти томах. М., 1973-1962 и др.

Например: Глухов В.Ы. Адыгея в дни Великой Отечественной войны. Дис.на сокск.степ.к.и.н. Майкоп, 1949; Иванов Г.П. В года суровых испытаний. Краснодар. 1967; ййрагимбейли Х.М. Битва за Кавказ.Ы., 1983; Карданов М.К. Народы Черкессии в годы Великой Отечественной войны. Ставрополь, 1957 и др.

5

Например: Алякберов З.М. Партийные организации республик Северно, го Кавказа в годы Великой Отечественной войны (I941-1945 гг.).Махачкала, 1969; Алещенко П.Б. Партийно-шолитическая работа в войсках Северо-Кавказского и Закавказского фронтов во время битвы за Кавказ. Дис.на соиск.степ.к.и.н.Краснодар, 1972 и др.

Бабаев A.M. Крах гитлеровских (продолжение на след.стр.) 8

Таким образом, историография исследуемой теш складывается из разнообразной научной литературы, выработавшей определённые подходы к пониманию художественного процесса северокаЕказского региона периода Великой Отечественной войны, опирающейся на различные источники, охватывающей отдельные аспекты проблемы. Вместе с тем, в исторической науке отсутствуют специальные работы, посвященные культурно-историческому анализу литературы и искусства Северного Кавказа военного времени.

Большинство авторов, в той или иной связи касавшиеся рассмотрения проблемы, как правило, ограничивались констатацией количественных показателей, либо перечислением ряда фактов. Кроме того, среди источников, изучавшихся ранее, крайне редко привлекались, или вовсе не использовались такие, как переписка между различиями государственными и творческими организациями, управлявшими развитием художественной культуры, периодика оккупационного а ежима и другие.

Цель исследования - концептуальный анализ развития литературы и искусства на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны, его оценка как культурно-исторического явления в контексте общемировой культуры. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- определить степень изученности проблемы, охарактеризовать ис-точниковую основу и методологические принципы исследования;

- проанализировать опыт и традиции художественной культуры пред-иествующего времени, выявить их роль в формировании идейно-художественных принципов литературы и искусства;

- исследовать систему воздействия партийно-государственнкх органов на художественную культуру, рассмотреть механизм взаимоотношений властных структур с творческой интеллигенцией;

планов захвата Кавказа. Махачкала, 1575; Бочкарева З.В. Оккупационная политика фашистской Германии на Северном Кавказе. Автооеф, дис.на ссиск.уч.степ.к,и.н. Краснодар, 19Ж; Зелкда И.И. Фашистская оккупационная политика на временно захваченной территории. СССР. М., 1976; Гриднев В.М. Борьба крестьянства оккупированных областей РСФСР против немецко-фашистской оккупационной политики. 1941-1944 гг. М., 1976; Шмонин А. Непокоренный Кавказ. Махачкала, 1943 и др.

- проследить основные формы, направления и содержание деятельности творческой интеллигенции на фронте, в советском тылу, в условиях немецкой оккупации;

- обосновать негативные последствия насильственной депортации северокавказских народов для развития культуры региона;

- выявить и обосновать периодизацию развития литературы и искусстг-ва Северного Кавказа в годы войны, дать их сравнительную характеристику;

- на основании анализа источников оккупационного периода охарактеризовать политику германского командования в области художественной культуры.

Источниковая основа исследования состоит из документов госу-дарстЕенно-партийных органов, общественных организаций, материалов личного характера, а также самих художественных произведений военного времени.

Документы государственно-партийных органов вклкмают в себя протоколы заседаний бюро краевых и областных партийных комитетов, их решения, переписку по творческим и идеологическим вопросам, постановления и приказы центральных партийных органов, краевых, областных, республиканских отделов и управлений по делам искусств, комитета по делам искусств при СНК СССР. Некоторые из названных источников были опубликованы в различных сборниках Сюда же относится периодическая печать, носящая официальный характер, как советская , так и оккупационная а также издававшиеся в период

*Напршер: КПСС о культуре, просвещении к науке. М., 1983; Культурнее строительство в СССР. Стат.сб. М., 1966: Культурное строительство в РСФСР. Док.и материалы. Т.З. 1941-1945. М., 1989; Культурное строительство в Дагестанской АССР. Сб.док. Т.2. 1941-1у77гг. Махачкала, 1983; Культурное строительство в Северной Осетии. Сб.док. Т.2. 1941-1977 гг. Орджоникидзе. 1980; Культурное строительство в Чечено-Ингушетии Тишь 1941-1980 гг.). Сб.док. к материалов. Грозный, 1985; Народы Карачаезо-Черкессии в годы Великой Отечественной войны. Сб.док. и материалов. Черкесск, 1990. и др.

р

Например: Ставропольская правда, 1941-1945; Грозненский рабочий, 1941-1945, Большевик, 1941-1945 и другие газеты, являвшиеся печатными органами партий:«« и советских организаций административных единиц Северного Кавказа.

о

Ставропольское слово, отд.номера за 1942 г.; Кубань,отд.номера за 19Ч2.-1943 гг.: Кавказский взстник, отд.номера за 1942-1943 гг. и другие печатные издания, являвшиеся органами управления бургоми-стоов.

войны листовки

р

Документы местных и центральных творческих союзов , профсоюза работников искусств"^ составляют следующую группу источников. Часть из них также вошла в сборники документов, изданные в Москве и на Северном Кавказе.

Мемуары представителей творческой интеллигенции, их переписка, отдельные статьи содержат ценные сведенчя по данной теме,Отдельные документы этой группы вошли в опубликованные издания^, большинство из них хранится в личных фондах архивов0.

Важным источником для анализа содержания художественного процесса послужила литература военного времени. В диссертации использованы произЕедечга, изданные в периодической печати и в отдельных сборниках в период войны, найденные а архивных материалах стихотворения, рассказы, повести, пьесы. Кроме того, в свет вышли сборники, составленные из сочинений, которые были созданы во вреда пребывания их авторов на фронте, или по впечатлениям о* различных эпизодов военной действительности®.

*Коллекция листовок военного времени хранится в фонде Р-9550 е ЦГАОР, отдельные немецкие листовки,распространяемые на территории Северного Кавказа найдены в коллекции немецких документов периода оккупации в ГАКЧР. Некоторые листовки изданы - I ерок и подвиги. Советские листовки Великой Отечественной войны (1У41-1945 гг.).

М., 1958 и др.издания, р

Союзы писателей, художников, композиторов, Всероссийское театральное общество.

профсоюз работников искусств обычно именуется сокращенно "Рабис".

Например: Искусство в боевом строю. Воен.дневники, очерки. М., 1985; Когда пушки гремели. 1941-1945. М., 1975; Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны//Литературное наследство. Т.78. Кн.1-2. М.,1966; Музыка и музыканты на фронтах Великой Отечественной войны. М., 197В; Музы вели в бой... м., 1985; Они ковали победу. Воспоминания. Очерки. Статьи. Майкоп, 1985 и др.

с

Диссертант работал с личными фондами Г.Гасанова, Т.Шейблера, X. Байрамуковой, И.Трескова, П.Павлеико и других деятелей художественной культуры.

^Например: Венок олавы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти темах. Т.1-. М., 1983-; Журналисты на войне. М., 1966; Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне. (Сб.стихов). М.-Л., 1965 и др.

_ Основную грушу источников составили неопубликованные материалы, содержащиеся е фондах Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ), Государственного архива Российской Федерации (ГАКБ)*, Центров документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДШКК), Ставропольского края (ЦДОСК), Чеченской республики (ВДШР), Дагестанской республики (ЦДНВДР), Кабардино-Балкарской республики (1ЩИКБР), Карачаево-Черкесской республики (ЦДНИКЯР), Государственных архивов северокавказских административных образований (ГАКК, ГАСК, ЦГАЧР, ЦГЛДР, ЦГАКБР, ЦГАСОР2, ГАРА3, ГАКЧР).

Впервые в качестве источников для исследования художественных явлений используются газеты, издававшиеся оккупационными властями, цзлый ряд материалов из переписки государственно-партийных органов с вышестоящими и подотчетными инстанциями, а также с отдельными деятелями искусств, командирами всинских подразделений, ряд других документов.

Данная источниковая база является необходимой и достаточной для исследования поставленных проблем.

Методологической основой диссертации является такое понимание исторического процесса, которое характеризуется: диалектическим рассмотрением каздого феномена художественной культуры; изучением всего культурного фона и отдельных фактов в связи с конк-рето-историческим опытом культурного развития; в контексте общемирового культурного процесса. Автор изучает совокупность фактов в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости, что позволяет сделать выводы об общих тенденциях культурно-исторического развития. В основу изучения материала по теме положен метод проблемного ана-

В ГАК? объединены Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов власти и органов государственного управления СССР (ЦРАОР) и Центральный государственный архив РСФСР ТЦГАРСФСР). Поскольку автор работал в архивах до преобразования, в диссертации сохраняется их прежнее обозначение, о

Бывший партийный архив Адыгейского обкома КПСС вошел в состав ГАРА под названием "Хранилище документов новейшей истории". Его обозначение в тексте - ВДИ ГАРА.

лиза.

I

Научная новизна. Впервые предпринимается попытка подхода к литературе и искусству северокавказского региона периода Великой Отечественной воЧни с точки зрения общеисторических тенденций развития культуры. Это позволило, во-первых:, построить диссертационное исследование по проблемному принципу; во-вторкх, рассмотреть конкретные региональные проблемы с учетом мирового опыта развития художественной культуры; в-третьих, выделить и охарактеризовать периоды развития художественного процесса на Северном Кавказе исходя из расстановки акцентов в проблематике художественного творчества, активности партийно-государственных органов в воздействие на деятельность творческой интеллигенции, изменения форм художественной жизни; в-четвертых, воссоздается сложившаяся система контроля и управления художественной культурой, принципы её функционирования, влияния на художественный процесс, взаимоотношения с творческой интеллигенцией; в-пятых, соприкосновение с Фашистским пониманием художественного творчества рассматривается не в противопоставлении, а в сопоставлении, что помогло глубже осознать место и значение художественной культуры в период военных действий; впервые явления литературы и искусства Северного Кавказа служат для определэния культурно-исторического облика эпохи.

Практическое значение исследования состоит в возможности его использования в общем культурно-историческом анализе литературы и искусства Северного Кавказа, в подготовке учебных и методических пособий, з просветительской деятельности. Отдельные сюжеты исследования, полученные научные результат и обобщения могут послужить базой для дальнейшей научной разработки проблемы как на региональном, так и на республиканском уровне, стать дополнительным вкладом в дальнейшее развитие историографии проблемы. Выводы и положения диссертации могут найти применение в работе общественных организаций, культурных фондов, национально-культурных образований.

Апробация работы. Основные положения, полученные в ходе исследования .концептуальные принципы, на которые опирается автер, изложены в научных публикациях. Отдельные разделы диссертации положены в основу докладов и сообщений на региональных научных конференциях "Историко-культурное наследие народов Северного Кавказа" 'Краснодар, 1990 г.), "Ддаамика политических процессов

ь советском обществе на современном этапе" (Краснодар, 199х г.)» на краевой научно-практической конференции "Екатеринодару -Краснодару 200 лет" Г Краснодар, 1993 г.). Результаты диссертационного исследования рассматривались на заседаниях кафедры новейшей отечественной истории и социологии Кубанского государственного университета и кафедры истории и культурологии Краснодарского политехнического института. Материалы диссертации используются в преподавательской деятельности, в частности, для разработки спецкурса "Художественная культура России XX века", чтения учебьых курсов по истории и культурологии.

Структура работы. Диссертация состоит иг введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников к литературы, приложения.

Во введении показывается актуальность темы, определяется степень изученности проблемы, даётся анализ исгочниковой основы,

раскрывается методологическая база исследования, ставятся цели и задачи, обосновываются территориальные, хронологические рамки и структура диссертации.

Глава I - "Идейно-художественные принципы и особенности развития литературы и искусства"- посвящена анализу условий, в которых происходило формирование художественной культуры, традиций, сложившихся в предшествующие годы, и их роли в художественном процессе.

В первом параграфе "Условия формирования одейно-художествен-ных принципов литературы и искусства" раскрывается содержание понятийного аппарата исследования, а такяе терминов и обозначений, употребляемых по отношению к художественной культуре в документах и научных работах. Автор ввделяет обстоятельства,- оказавшие определяющее воздействие на направленность художественного процесса Северного !{авказа. Среди них: во-первых, решающая роль партийно-государственных органов, объявивших художественное творчество своим достоянием, подобно полезным ископаемым и другим материальным ценностям; во-вторых, признание единого творческого метода, названного "социалистическим реализмом", который поглотил все иные художественные ориентации; в-третьих, распространение во всех регионах и уголках страны официально утвержденного единого облика художественной жизни, единой системы её контроля и управления; в-четвертых, учет национальных особенностей, выразивший-

ся в формуле "искусство национальное по форме, социалистическое по содержанию"; в-пятых, зависимость искусства от идеологических, а не от коммерческих требований. Кроме того, отмечается специфика северокавкаэского региона, связанная с наличием народов, культура которых сильно отличалась от образца, внедряемого повсюду.

Во втором параграфе "Опыт и традиции предшествующих яеч>, их тюль в формировании художественного процессе периода войны" представлены некоторые итоги развития литературы и искусства Северного Кавказа накануне Великой Отечественной войны. Рассматривается процесс формирования того облика художественной жизни, который распространялся правящим режимом по всей стране.

Формирование творческой интеллигенции шло тремя путями, которые и предопределили наличие трех основных стилевых линий в искусстве. В художественную жизнь вовлекались представители самодеятельного, фольклорного искусства, которые сохраняли национально-культурные традиции л обеспечивали юс влюшие в современном искусстве, продолжали деятельность многие деятели художественной культуры, начавшие срой профессиональный путь до революции. Они были носителями классической традиции в искусстве. Основная группа творческой интеллигенции; сформировалась уже в советское время. Её творческая деятельность несла отпечаток стилевой эклектики, характерной для метода "социалистического реализма". Анализ стилевых особенностей художественной культуры, основывающийся на таком подходе, а такке попытка выяснить степень успеха у "потребителей" достижений советского искусства предпринимаемся впервые.

Произошла сиена культурных слоев, охватившая не только сферу профессионального искусства, но и сферу потребления его творений. Это создавало возможность воздействия на художника наряду со строго определенным государственным социальным заказом столь же определенного социального заказа, исходившего со стороны публики.

Рассмотрев опыт построения и действия художественного процесса на Северном Кавказе, соискатель делает вывод о том, что накануне войны была сформирована система функционирования художественной культуры, приспособленная к чрезвычайным обстоятельствам ввиду основных тезисов советской идеологической доктрины. Данное положение позволило литературе и искусству найти свое место и обеспечить эффективную деятельность в военное время.

В третьем параграфе "Агитационно-пропагандистские функции литературы к искусства" анализируется основное направление художественной культуры в условиях военного времени. Предпринимается попытка обосновать его связь с традициями, сложившимися в ми-роаом искусстве с дрешейших времен. Сопоставляются приемы,формы, жанры художественного творчества, распространенные в воюющих странах.

Подчеркивается зависимость искусства от идеологии, особенно в тоталитарном обществе. Диссертант рассматривает перемены, которые потребовалось внести в проблематику художественного творчества из-за изменения чрезвычайных обстоятельств. Если до войны они определялись тезисом об "усилении классовой борьбы по мере строительства социализма", то в годы войны произошло прямое столкновение с противником. Сравнивая темы и образы, распространяемые в советском искусстве и художественной жизни периода оккупации, авюр делает вывод об их близости. Среди них ведущими становятся темы, связанные с героическим прошлым народов, населяющих Северный Кавказ, достижениями в их культуре. Наиболее распространенными станоачтся образы эпических героев и их современных последователей, ведающихся деятелей науки и искусства. Исходя из перемен в расстановке акцентов ь проблематике художественного творчества, выделяются три периода*.

Таким образом, идейно-художественные принципы развития литературы и искусства Северного Кавказа были сформулированы в соответствии с официально принятой концепцией "советской культуры1', использованием мирового опыта и учетом региональных особенностей. Их действие определило функционирование системы художественного процесса в период военных действий. .

Глава ГС - "Влияние партийно-государственных структур на художественную культуру" - посвящена определению всех звеньев системы управления художественным процессом, принципов их взаимодействия, а также методов и способов воздействия на творчоскую деятельность учр'ездений, коллективов и отдельных деятелей искусств. Впервые предпринимается попытка на основе исследования не использовав-

■т---

См. С. данного реферата.

шихся ранее документов проследить горизонтальные и вертикальные связи всех органов, составляющих названную систему.

В первом параграфе "Партийное руководство литературой и искусством" обосновываются причины пристального внимания партийных органов к художественной культуре. С одной стороны, это явилось отражением всеохватаости партийного контроля, распространившегося на все стороны лизни страны, с другой - специфика воздействия художественных явлений на людей в силу своей эффективности не могла остаться вне партийного интереса. Так, агитбригады, б составе которых были представители творческой интеллигенции, имели большой успех, тогда как мероприятия без привлечения "художественных сил" оказывались малопосещаемкмк.

Соискатель рассматривает конкретные проявления воздействия партийных органов на художественную жизнь. Освещаются различные стороны партийного влияния. Мелено выделить следующие: решающее значение партийных органов в снабжении творческой интеллигенция необходимыми материальными средствами (жилье, питание, одежда); в распределении знаков отличия, определявших' статус художника в творческой жизни и материальном обеспечении; в оценке художественных и идеологических достоинств произведений; в обсуждении кадровых назначений. По степени активности партийных организаций Северного Кавказа в отношении развития художественной культуры в диссертации,выделяются периоды их деятельности.

Во втором параграфе "Государственные структуры и художественная культура" рассматриваются основные принципы взаимоотношений творческой интеллигенции с государственными органами, осуществлявшими руководство явлениями художественного процесса. Практика деятельности государственных: органов по управлению художественной культурой мало чем отличалась от аналогичной стороны деятельности партийных комитетов. Многие решения принимались совместно. Отдельные решения советских органов пршимались по поручению или по инициативе партийных комитетов. Вместе с тем, ряд вопросов находился только в ведении государственных структур. Например, финансирование всех учреждений, объединений и организаций культуры всегда проводилось государственными органами. Они же занимались непосредственной текущей работой творческих коллективов и организаций. Однако в организационном плане местные

государственные структуры оказались гораздо слабее партийных, что заметно проявилось в сложное для Северного Кавказа время, когда на его территории велись военные действия.

Документы, изученные автором, позволили установить структуру государственного управления литературой и искусством, её место в системе контроля и руководства художественной жизнью, выявить основные направления её функционирования в годы войны.

В третьем параграфе "Творческие и профессиональный союзы в системе управления художественной культурой" дается характеристике. деятельности в года войны местных отделений творческих союзов и профсоюза работников искусств на Северном Кавказе, рассматриваются их связи с центральными отделениями. Диссертант определяв их место в системе контроля и управления художественным процессом, роль, которую играли данные образования в художественной жисни в период войны. Особую значимость для Северного Кавказа, как показано в диссертации, имела деятельность национальной комиссии Союза писателей и кабинета национальных театров Всеров-сийского театрального общества. В ведении творческих союзов и профсоюза Рабис находилась "военно-шефская работа", то есть орга-низацшх "художественного обслуживания" фронтовиков и раненых. Согласно анализу документов, эти жз организации занимались распространением государственных ¿аймов, сбором средств и вещей в различные фонды. Они же пытались помочь отдельным представителям творческой интеллигенции, улучшить материальное положение путем выплаты ссуд, выделенач участков под огороды и т.п. В диссертации выявлены основные направления деятельности этих органов на Северном Кавказе в меняющейся обстановке военных лет.

На основе исследования документов, автор рассматривает систему контроля и управления художественной культурой е целом, подготовив графической её изображение, данное в приложении к диссертации. Соискателем анализируются изменения в функционировании этой системы в годы еойны.

Глава Ш - "Основные формы проявления художественного процесса" - посвящена деятельности творческой интеллигенции на фронте и в тылу.

В первом параграфе "Деятельность творческой интеллигенции

на фронте и а госпиталях" анализируется "военно-шефснач р'лбота", развернувшаяся на СеЕзрном Кавкаизе сразе же после начала войны. Рассматриваются ноЕне формы, использованные деятелями художественной культуры в работе с фронтовиками и ранеными. Среди н*гх: участие в концертах и постановках фронтовых театров и бригад; сотрудничество во френтовой печати, самодеятельности; выступления перед тяжелоранеными в палатах, почощь в медицинском обслуживании и уходе, участие в выступлениях перед ^грудармейцами", на мобилизационных пунктах; наконец, зарисовки, наброски фронтовой жизни, которые впоследствии использовались для создания произведений на военную тематику.

Во втором параграфе "Литература и искусство в период оккупации" впервые в историографии предпринята лопытка охарактеризовать художественную жизнг> на оккупированных территориях Северного Кавказа, сопоставив некоторые её стороны с практикой созетского искусства. На основе анализа оккупационной периодической печати соискатель воспроизводит систему руководства художественной культурой со стороны немецких властей. В управлзнии художественным процессом использовались методы, близкие советским: материальное и моральное поощрение художников, творчество которых созвучно ввдвигаемым перед ними политическим задачам, контроль за содержанием произведений, финансирование творчееккх коллективов. Оккупационные власти в отличие от советских позволяли организовывать частные и коммерческие предприятия, но уровень их, судя по отзывам в прессе, был не высок. В целом, несмотря на известную "мягкость" оккупационного режима по сравнению с Украиной и Белоруссией, политика оккупационных властей была достаточно жесткой, в том числе и по отношению к деятелям художественной культуры. Некоторые из них были убиты. Рачительный ущерб был нанесен учреждениям искусств, часть из которых была полностью разрушена. В конечном итоге, идея недионапьно-культурного возрождения, выдвинутая оккупантами для выполнения своих идеологических задач, сработала против них.

В третьем параграфе "Художественная жизнь в советском типу" дьна характеристика периодов деятельности творческой интеллигенции. Их отличие состояло в жанровых и стилистических особенностях форм творчества, в условиях для действия художественного

процесса, зависящих от состояния материальной базы искусства и таланта тех, кто определял его облик. Б этой связи в диссертации отмечается большой урон, нанесенный культуре Северного Кавказа насильственной депортацией целых народов в декабре 1943- марте 1944 гг.: балкарского, ингушского, карачаевского, чеченского.

Таким образом, анализ художественной жизни региона позволил выделить основные формы проявления художественного процесса на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны.

В заключении диссертант формулирует общие выводы исследования. К началу 40-х годов XX века во всех административных образованиях Северного Кавказа были сформированы все виды искусства, которые, по шению правящих кругов, отвечали общепринятому пониманию цивилизованности. Наличие стандартных подходов к действию художественного процесса создавало основу для включения всех его сторон в централизованную систему контроля и руководства.

Система направления художественного творчества диктовала четкую заданность развития искусства. Такое положение было связано со следующими обстоятельствами: зависимость художественной культуры от государственных ассигнований; организация воспитания советского человека, готовившая и будущих художников и будущую публику к воспр!мтию господствующих в создаваемой картине мира этических, эстетических, политических и других принципов; определяющее воздействие на развитие литературы и искусства идеологических потребностей; единственным судьей и ценителем их достижений выступало государство; образы, темы, идеи, разрабатывавшиеся в литературе и искусстве, были едиными вне зависимости от национальной принадлежности художников и различались степенью их талантливости; опора господствовавшей идеологической конструкции на тезис о постоянно усиливающейся классовой борьбе создавала перманентную чрезвычайную ситуацию, в которой литература и искусство должны были играть отведенную для них роль. Изменение чрезвычайной ситуации в условиях прямого столкновения с Ерагом вызвало некоторые изменения в идеологической доктрине и в направлении неразрывно с ней связанного художественного процес-аа. В художественной жизни Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны выделяются три периода.

Первый начался в ихне 1941 года и продолжался до лета 1942.

Главная тема, проявившаяся в искусстве, была созвучна лозунгу: "Наше дело правое! Враг будет разбит!" Деятельность творческой интеллигента* перестраивалась в соответствии с требованиями военного времени. Многие деятели художественной культуры ушли на фрон% часть учреждений искусства была закрыта. Создавались творческие группы для работы во фронтовые частях и соединениях.Происходит некоторое оживление художественной жизни на Северном Кавказе в сеязи с прибытием сюда в эвакуацию выдающихся мастеров искусств из Москвы, Ленинграда, Украины.

Второй период охватывает лэто 1942-зиму 1943 годов. С одной стороны, на территориях, не подвергшихся оккупации, продолжают действовать находящиеся там творческие силы, выполняющие пропагандистские задачи Советской власти. С другой - оккупационный режим использует находящийся в его распоряжении художественный потенциал. Форш воздействия в обоих случачх на творческую интеллигенцию чрезвычайно близки, что определяется обстоятельствами, названными выше. Различие заключается в следующем: врага?® человечества в немецкой пропаганде вместо "эксплуататорских классов" и фашистов объявляются коммунисты и еЕреи; великим вождем вместо И.В.Сталина провозглашается А.Гитлер;, разрешается коммерческая деятельность в художественной культуре на оккупированных территориях; более активное использование германскими властями развлекательного направления в искусстве. Среди тем в обоих случаях главной становится та, которая опирается на культурно-исторические традиции народов Северного Кавказа, казаков. Оба режима обвиняют друг друга в зверствах,-обращаются к подвигам фронтовиков. Столь яе близки формы художественной жизни: деятельность фронтовых театров и концертных бригад; самодеятельность при помощи профессионалов; публицистичность печатаемых литературных произведений; пропагандистская кинохроника и способные отвлечь зрителя кинокартины; радиоконцерты и агитационные передачи. Кроме того, необходимо заметить, что оба режима допускают некоторое ослабление идеологического давления, выдвигая в центр пропаганды тезис о святости борьбы против Ерага-, необходимости крепкой любви к родной земле, славной богатым героическим прошлым.

Третий период начинается зимой 1943 года и заканчивается е мае 1Э45. Он связан с серьезными трудностями, вызванными: разру-

шениеы материальной базы искусства; эвакуацией и реэвакуацией деятелей художественной культуры и творческих коллективов; слабостью государственных и профсоюзных органов управления художественным процессом, что усилило прямое партийное воздействие; резким количественным уменьшением состава творческой интеллигенция. Усиливается идеологическое давление на художественный процесс, вызванное наличием большого количества людей, подвергшихся "идейной обработке" врага, а также общим ужесточением административно-карательной стороны государственной системы по мере её приближения к победе. Для Северного Кавказа этот процесс начиназтся в декабре 1943-марте 1944 годов, когда была произведена насильственная депортация северокаЕказских народов. Целая группа талантливых художников оказалась выброшенной из культурной жизни, что существенно её обеднило. Лнтигуманнссть данного государственного решения не могла не сказаться негативным образом на творчестве деятелей искусств Северного Кавказа.

Направление развита* литературы и искусства определялось действием механизма их управления. Главным двигателем этого механизма были партийные комитеты и организации, прежде всего их агитационно-пропагандистские отделы. Если в центре вея полнота оперативного руководства страной была сосредоточена в руках высшего чрезвычайного исполнительного органа - Государственного Комитета обороны (ГКО), на местах, во всяком случае на Северном Кавказе, несмотря на создание Краснодарского, Орджсникидзевского, Нальчикского. Махачкалинского и других комитетов обороны - подразделений ГКО, безраздельной монополиейвласти обладали обкомы и крайкомы ВКП(б). Армейская партийная организация контролировала художественную жизнь на фронте. Государственные (т.е.советские) структуры находились в подчинении у партийных, но, вместе с тем, имели и только им свойственные стсроны. Творческие союзы и профсоюз Рабис помогали овладевать профессиональными навыками, организовывали военьо-шефскую работу, сбор средств в различные фонды и т.п.

Таким образом, художественная культура Северного Кавказа, принимая традиционные для воюющей стороны формы, прежде всего выполняла идеологические задачи. Она могла существовать в таком виде только внутри сложившейся системы контроля и управления. Творческие деятели создавали в основном произведения невысокого . художественного уровня, но соответствующие потребностям военного

времени к, в силу этого, они были способны оказывать на советских людей позитивное воздействие: формировать у них определенную картину восприятия действительности, способную служить патриотическому воспитанию, побуждающую готовность к самоотверженности, героическим усилиям на фронте и в тылу.

Основные выводы и положения диссертации изложены в работах:

1. Из истории Ленинской районной органиоации КПСС. Краснодар, 1988. 1,5 п.л. Б соавторстве с д.и.н., проф.С.Н.Якаевым, к.и.н. Д.С.Сомовым.

2. История. Материалы для поступающих в вузы. В 2-х частях. Краснодар, 1990. II п.л. В соавторстве с к.и.н. В.В.Мельситовым, В.Н.Пивнем, В.К.Прохоровым.

3. Истерия советского общества. $акты. Проблемы. Люди. Материалы к изучению. Краснодар, 1990. 9 п.л.

4. Исторический путь человечества: цивилизационный и форма-циснный подходы//Человек и общество. Материалы в помощь учителю. Краснодар, 1992. 0,5 п.л.

5. Оккупированный Краснодар: политика немцев в сфере художественной культуры//Екатеринодару-Краснодару - 200 лет. Тезисы краевой научно-практической конференции. Краснодар, 1993. (В печати). 0,1 п.л.

6. Культурное развитие: достижения и просчеты//Прсшлое и настоящее Кубани в школьном курсе отечественной истории. Пособие для учителей. Краснодар, 1993. (В печати).0,2 п.л.

7. Политика оккупационного режима на территории Северного Кавказа в области художественной культуры и использование казачьей вдеи//Казачество в истории России. Материалы мсжд^-нарсдной научной конференции. Краснодар, 1993. ÍB печати). 0,1 п.л.

Ю.А.Болдырев