автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Литературно-философские реминисценции и автореминисценции в цикле "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Трофимова, Татьяна Борисовна
ВВЕДЕНИЕ.3.
ГЛАВА I. История изучения проблемы художественных источников в цикле
Стихотворения в прозе» («Senilia»).17.
ГЛАВА II. Литературные реминисценции, связанные с творчеством русских писателей, и их функции в тургеневских миниатюрах.49.
ГЛАВА III. Литературные и философские реминисценции, связанные с творческим наследием зарубежных писателей и философов.124.
Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Трофимова, Татьяна Борисовна
Стихотворения в прозе» («Senilia») - необычное явление в русской литературе XIX века. Это - мгновения жизни, остановленные Тургеневым, его воспоминания о прошлом, таком далеком, скрытом за легкой дымкой грусти. В тургеневских «Senilia» оживают люди и тени, образы и события, философские раздумья и земная реальность. На первый взгляд, всё кажется сумбурным и нелогичным. Но это не сборник афоризмов или тургеневских сентенций, а душа гениального писателя, прозаика и поэта, реалиста и романтика, художника и философа. В «Стихотворениях в прозе», как в зеркале, отразилось творчество Тургенева, его индивидуальность, непохожесть на других писателей. Мозаика миниатюр, составляющих этот цикл и дополняющих друг друга, создает целостную картину бытия вообще и тургеневской жизни, в частности.
Стихотворения в прозе» - своеобразное «путешествие во времени и пространстве», построенное по принципу «живой беседы» автора с читателем; недаром Тургенев пишет вступление к этому циклу, озаглавленное «К читателю», в котором подчеркивает: «не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их вразбродь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».1 «Senilia» дают возможность разностороннего охвата действительности через воображаемое «путешествие». Лирический герой, рассказчик, совершая его во времени и пространстве, рассматривает отдельные его этапы (стихотворения) как повод для размышлений. Он описывает не просто события, нравы, человеческие типы, природу, а на основе каждой миниатюры возникает философская тема общего характера. Она возникает как бы случайно, но случайность её
1 Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. M.-J1. 1979 - издание продолжается. Ссылки на это издание даются в скобках (С - сочинения, П - письма, Т -том, С - страница). С. Т. 10. С. 125. возникновения - мнимая. Тургеневский цикл тесно связан со всем его творчеством. Лирический герой, «путешествуя» по своему жизненному пути, объединяет тургеневские миниатюры в единый цикл. В то же время это -«история души человеческой», построенная как ряд «сцен из жизни» рассказчика. Эти эпизоды отличаются определенной автономностью, даже замкнутостью, сюжетной самостоятельностью, но они одновременно и тесно примыкают друг к другу. Это хорошо почувствовал П. В. Анненков, написав Тургеневу о своих впечатлениях от «Стихотворений в прозе»: «Общий их характер просто ослепил меня; темные кружки пошли в глазах, а из этих кружков стал выделяться удивительно симпатичный образ автора - что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое свое существование. Вы написали себе панегирик, Иван Сергеевич, этими стихотворениями и очень ошиблись, думая, что в них нет ничего личного, субъективного. Личное-то в них и играет первую и самую блестящую роль; личное-то и составляет их parfum и прелесть. Некоторые из рассказцев мне показались бессодержательными, или я их не понял. Таковы «Соперник» и «Конец света», но сохрани Вас бог дотронуться до них или выкинуть их: весь чудесный аккорд будет нарушен, они необходимы в нем, как, пожалуй, неправильности в ином лице, которые составляют часто его красоту. Да и за один их язык они должны остаться там, где стоят, - и от них несется та же очаровательная нота, как и от всех других»(ПССиП<2>. С. Т. 10. С. 455).
Стихотворения в прозе появляются у Тургенева ещё в его ранних произведениях, в виде лирико-философских «вкраплений» в текст, как правило, в описании пейзажей, вызывающих у читателя размышления о бренности человеческого бытия, о смерти, одиночестве, любви, счастье, истине и многом другом. Для Тургенева его «Senilia» очень важны. Они завершают его творческий путь. От лирических стихотворений - к прозе, а потом, через прозу - к стихотворениям в прозе - таков творческий итог писателя-художника, писателя-философа. Особенность этого произведения состоит в том, что до Тургенева такого жанра в русской литературе не было.
Миниатюры написаны, в основном, в последний период жизни Тургенева, с 1877 по 1883 годы. Они названы «Posthuma», «Посмертные». Это первое заглавие цикла говорит о том, что свои «Senilia» автор при жизни публиковать не собирался.
Первая часть цикла начинается со стихотворения в прозе «Деревня» и заканчивается стихотворением в прозе «Русский язык». Она впервые появилась в печати в двенадцатом номере «Вестника Европы» за 1882 год под заглавием « «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева» и с предисловием «От редакции». Миниатюра «Порог» была изъята из журнала по цензурным соображениям. Вторая часть цикла открывается стихотворением в прозе «Встреча (Сон)» и завершается стихотворением в прозе «Мои деревья». В парижском архиве Тургенева сохранилась большая тетрадь, посвященная данному циклу, в которой приводится также перечень стихотворений в прозе под названием «Сюжеты». Среди перечисленных названий известный интерес представляют четырнадцать стихотворений в прозе, рукописи которых не обнаружены. По мнению академика М. П. Алексеева, это, скорее всего, неосуществленные замыслы писателя. К ним относятся: «На распутье (Герк<улес>)», «Завидово», «Деревня.2.», «9 фев<раля> 1821», «Умирающая мать», «Капля», «Форум (с головой Цицерона)», «Два плода», «Светляк», «Пришитые крылья (?). Две птичьи смерти», «Встреча близ сада, 18-й и 20-й в.»; из раздела «Сны»: «Арабески. Дорога к солнцу. Планета».
Известна нерешительность Тургенева в связи с изданием «Стихотворений в прозе». Он сомневается в успехе своих «Senilia», что видно из его писем. Так, например, в письме к П. В. Анненкову от 4 (16) сентября 1882 года Тургенев писал: «<.>Насчет моих «Стихотворений в прозе», которые я озаглавил было сперва «Posthuma», потом «Senilia» - но которые Стасюлевич <.>желал бы назвать «Зигзаги». Месяц тому назад я выбрал из сотни 50 исключив все личные) и дал ему (Стасюлевичу - Т. Т.) - но с непременным условием, чтобы они были посланы Вам - и чтобы Вы разрешили следующие вопросы: а.) следует ли их вообще печатать? в.) следует ли выставить мое имя? с.) если печатать, то какие выкинуть?» И далее: «<.>если Вы все-таки найдете cette publication intempestive*, объявить это мне - и экземпляры будут уничтожены — хоть и на веленевой бумаге». Известно, что именно Стасюлевич предложил назвать эти миниатюры «Стихотворения в прозе».
Первыми читателями и критиками тургеневского цикла, ещё до появления их в печати, были друзья и знакомые Тургенева. Интересен отзыв П. В. Анненкова, с мнением которого писатель всегда считался: «А вещь, по всей вероятности, прелестна, ибо и вообще вся его проза есть одно сплошное стихотворение и всегда поразительное своей красотой. Как же не отличаться ею и статье, специально названной «стихотворением».3 В другом письме к М. М. Стасюлевичу Анненков, ещё до знакомства с тургеневскими миниатюрами писал, что «зигзаги Тургенева, <.>кроме прелестной формы, на что он такой мастер,<.>должны заключать автобиографический смысл, а у такого ума и таланта повесть ощущений и представлений в высшей степени поучительна». Получив рукопись, Анненков благодарит Стасюлевича за эту «ткань из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в прозе». «<.>он доживает век свой, -пишет Анненков, - наполняя атмосферу русской литературы благоуханиями своего таланта. Явление редкое и обычное только у гениальных людей,
2 Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в 28-ми томах. Наука. M.-JL 1968. П. Т. XIII. Кн. 2. С. 28. «эту публикацию несвоевременной» (франц.).
3 М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке. Под ред. М. К. Лемке. Т. III. СПб. Тип. М. Стасюлевича. С. 402 - 403. кончавших жизнь на 30-35 году - Пушкин, Лермонтов, Рафаэль и др. А тут 65-летний господин, становящийся с годами всё свежее, юнее, крепче. Черт его побери, только бы бог его не прибрал от нас преждевременно!».4 Творческой молодости Тургенева, в его последние годы, Анненков удивлялся и до «Стихотворений в прозе». В письме к Стасюлевичу от 3 декабря 1880 года он писал: «Не хочет стареть Тургенев, и новый его рассказ («Старые портреты» -Т.Т.) также свеж и прелестен, как будто писан до подагры и до возведения в сан Оксфордского доктора».5 Позднее, 10 мая 1882 года в письме из Парижа он пишет снова: «<.>увидал зрелище совершенно неожиданное, именно человека в полном обладании всех своих способностей и которого все окружающие, начиная с докторов, объявляют всеодержимым очень серьезной и опасной болезнью, хотя . такая ясность головы и обычная игривость ума.».6
Анненков, что очень важно, отметил в своем отзыве на тургеневский цикл два главных момента, определяющих своеобразие «Стихотворений в прозе»: их «личный», лирический характер («личное-то в них играет первую и самую блестящую роль») и внутреннее единство всех миниатюр, внешне очень различных.
Отзывы Д. Григоровича, Л. Толстого, И. Гончарова известны по косвенным источникам. Так, о мнении Григоровича можно узнать из письма Тургенева Я. П. Полонскому от 22 ноября (4 декабря) 1882 года: «Ты пишешь, что Григорович говорит, что не понимает моих «Стих<отворений в прозе»>. Выражение: «я не понимаю этого - есть не что иное, как вежливый оборот слов: «это мне не нравится». Мнение Григоровича, вероятно, разделит громадное большинство русской публики - и это так и следует. «Стих<отворения> в пр<озе>» написаны мною для самого себя - а также и для
4 М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке. Т. III. С. 400, 406.
5 Там же. С. 393.
6 Там же. С. 400. п небольшого кружка людей, сочувствующим такого рода вещам». Возможно, именно этим следует объяснить отмену публичного чтения Григоровичем нескольких стихотворений в прозе. Из письма Тургенева к Ж. А. Полонской от 12 (24) декабря 1882 года известны одобрение и похвала Гончарова. Для писателя этот отзыв был неожиданным. Свидетельство оценки Гончаровым «Стихотворений в прозе» содержится в письме Стасюлевича к жене от 12 (25) сентября 1883 года: «Сегодня он (Гончаров - Т. Т.) говорил о Тургеневе без Q горечи и очень хвалил его «Клару Милич» и стихотворения в прозе». Оценка Гончаровым «Стихотворений в прозе» известна и в передаче А. Ф. Кони: «<. ,>говоря о «безбрежном неисчерпаемом океане поэзии», писал Гончаров, в него надо чутко всматриваться и вслушиваться с замирающим сердцем и заключать точные приметы поэзии в стих или прозу - это всё равно: стоит вспомнить тургеневские «Стихотворения в прозе»».9 Отзыв JI. Н. Толстого тоже не сохранился, но известно, что он выделил два стихотворения «Воробей» и «Морское плавание», которое в 1904 году включил в «Круг чтения». Для Тургенева мнение Толстого, видимо, было важным, так как после публикации «Senilia» тяжело больной писатель отметил в дневнике: « «Стихотворения в прозе» имели больше успеха, чем я ожидал - если не в публике вообще, то в кружках людей «de lettres» и в скобках: «Очень меня порадовало одобрение Льва Толстого».10
Найденное и воплощенное Тургеневым в его произведениях до цикла «Стихотворения в прозе» нашло свое отражение в его миниатюрах, созданных в последнее десятилетие жизни. Поэтому многоплановая, богатая идейно-художественная и философская проблематика этого цикла с учетом тех находок, которые были творчески развиты Тургеневым в других произведениях, может быть определена в её наиболее полном объёме на
7 Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в 28-ми томах. П. Т. XIII. Кн. 2.С.108.
8 М.М. Стасюлевич и его современники в их переписке. Т. III. С. 235.
9 Кони А. Ф. На жизненном пути. СПб. 1913. Т. II. С. 489.
10 Литературное наследство. М. АН СССР. 1964. Т. 73. Кн. 1. С. 393 - 394. основе конкретного анализа большинства стихотворений, составляющих этот цикл, взятых в контексте эпохи, в контексте мировой культуры и тургеневского творчества в целом. В основе тургеневского миропонимания, а значит и его творчества лежит особое представление о жизни, согласно которому жизнь не может быть определена какой-либо одной истиной. Жизнь, считатет писатель, слишком разнообразна. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что для мировоззрения Тургенева-художника характерно определенное внутреннее постоянство, определенная целостность его взглядов. Его понимание искусства, его эстетические и этические идеалы неизменны и это прослеживается при изучении всего творчества писателя. Эта тургеневская черта проявляется, главным образом, через сквозные темы и мотивы, постоянные образы, превращающиеся в символы, переходящие из одного произведения в другое, своего рода «авторские реминисценции», которые помогают глубже понять их философский смысл, обозначить из роль в творчестве, определить их значение для понимания мировоззрения и мировосприятия писателя. Конечно, анализ некоторых «автореминисценций» и различных реминисценций не позволяет полностью раскрыть всё многообразие творческого мира писателя, его художественного мышления, его философских взглядов, но всё-таки делает возможным более полное и глубокое изучение творчества Тургенева, его писательскую индивидуальность.
Важно отметить и тот факт, что Тургенев скептически относился к понятию «система». Он неоднократно высказывал свое отношение к этому понятию. Например, в письме к JI. Н. Толстому в январе 1857 года он писал: «Вы становитесь свободны, свободны от собственныйх воззрений и предубеждений. Глядеть налево так же приятно, как направо - ничего клином не сошлось - везде «перспективы». Дай бог, чтобы Ваш кругозор с каждым днем расширялся! Системами (курсив мой - Т. Т.) дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, которые хотят её за хвост поймать; система точно хвост правды, но правда как ящерица: оставит хвост в руке, а сама убежит: она знает, что у ней в скором времени другой вырастет» (Т. ПССиП<2>. П. Т. 3. С. 180).
Попытка определить значение литературных и философских реминисценций в творчестве Тургенева делалась неоднократно, но, в основном, при анализе отдельных произведений. Что касается цикла «Стихотворения в прозе», то, как правило, современные сравнительно-литературные исследования, посвященные этой проблеме, сосредоточены на изучении выборочных стихотворений, анализе существующих в них цитат, аллюзий и т. д. Естественно, приступая к изучению роли реминисценций, необходимо помнить, что «внимание наше приковано к текстам без контекстов, термин вытесняет живую атмосферу слова; мы, по сути дела, не вычитываем из текстов адекватный им смысл, а вчитываем в них собственные стандартные понимания».11 Учитывая это, надо стараться анализировать данный текст с объективной точки зрения, что достаточно сложно. Изучение проблемы реминисценций и «автореминисценций» в тургеневском цикле «Senilia» потребует обращения, фактически, ко всему контексту тургеневского наследия.
В настоящее время, благодаря успехам тургеневедения как отечественного, так и зарубежного, стала возможной обощающая работа о цикле «Стихотворения в прозе» в литературном и философском направлениях, а также исследование его в контексте тургеневского творчества и его взаимодействия с творческим наследием зарубежных и отечественных писателей и философов. В современном литературоведении проблема взаимодействия различных культур, их влияния друг на друга, становится всё более актуальной.
Приступая к исследованию проблемы роли реминисценций и «автореминисценций» в цикле «Стихотворения в прозе», следует обозначить круг вопросов, к разрешению которых мы постараемся приблизиться в данной работе.
Типология литературных реминисценций требует отдельного и самостоятельного изучения, особого исследования. Реминисценции могут быть литературными, музыкальными, живописными, графическими и т. п.; в виде цитат, аллюзий, тем, мотивов, пересказов сюжетов и т. п.; отечественных и иноязычных. Уже такой опыт классификации реминисценций в литературных произведениях приводит к возникновению ряда вопросов, касающихся языка и стиля художественного произведения, особенности поэтики писателя: соотношение стилей поэзии и прозы (стихотворные цитаты в прозаическом тексте), полилингвизм писателя или принципы художественного перевода. Реминисценции при всем своем многообразии могут быть явными и скрытыми. Последние очень трудно обнаружить, особенно, если в своем тексте писатель только намекает на связь с каким-либо другим произведением (мы имеем в виду не только литературный текст, но произведения других видов искусства). Отсюда неизбежность догадок, спорных и зыбких предположений, гипотетических решений. В ответах на эти вопросы помогают черновые рукописи текста, их варианты, отвергнутые писателем по тем или иным причинам, но в которых реминисценции гораздо ощутимее, чем в окончательных редакциях; письма писателей, комментирующих свои произведения; дневники, мемуары и другие материалы. Исследование скрытых реминисценций тесно связано и с текстологией, и с восприятием художественного произведения с точки зрения интуиции и эстетических взглядов художника. Явные реминисценции распознаются без особого труда: писатель прямо цитирует или перефразирует того или иного автора, часто называя его имя. Внутренняя структура реминисценций связана с их ролью в данном тексте. Художественные функции реминисценций различны. Писатель, используя фразовые
11 Свасьян К. В. Гёте. М. 1989. С. 81. конструкции другого автора, усиливает, подчеркивает значительность описываемой ситуации, её трагизм, её философский смысл, выделяет тот или иной момент в тексте, давший повод вспомнить нечто созвучное, воплощенное в других произведениях. Иногда, наоборот, писатель хочет показать комизм ситуации или никчемность своих персонажей, используя реминисценции из текстов других художников. Часто «заимствования» играют сюжетообразующую роль, участвуя в композиционном построении произведения.
Проблема реминисценций в тургеневском художественном тексте, несмотря на целый ряд исследований, речь о которых будет идти в первой главе данной работы, всё-таки остается одной из мало изученных и наиболее трудных проблем не только в тургеневедении, но и в литературоведении вообще. Она не может быть сведена к простому установлению первоначального источника, что тоже достаточно трудно, так как их может быть несколько одновременно. Это зависит от общности тем, которые рассматриваются в один и тот же временной период, от общности взглядов художников на раскрытие этих тем, на решение вопросов, поставленных в художественном произведении. Первоначальный источник может быть общим для писателей, может быть воспринят одним из них опосредованно, через творчество другого. Таким образом, проблема так называемого «чужого» слова, «имеет прямое отношение к очень сложным явлениям - явлениям литературной или, шире говоря, культурной традиции».12
Тургенев, как известно, был одним из самых образованных и эрудированных людей своего времени. Его начитанность удивляла окружающих. Обладая поистине энциклопедическими знаниями, прекрасной памятью, он мог использовать в процессе творчества цитаты, аллюзии, ассоциации, образы и т. п. в любом варианте и виде, творчески преобразуя их,
12 Ветловская В. Е. Проблема источников художественного произведения // Русская литература. 1993. № 1. С. 105. создавая свое оригинальное, ни на кого не похожее произведение, отмеченное печатью гениальности. Благодаря «вкраплению» в текст реминисценций, писатель углублял философский смысл своих творений, расширял границы их восприятия, создавал собственный художественный мир. Опираясь на реминисценции из разных областей искусства, Тургенев усваивал «чужое» слово, творчески трансформировал его и создавал свое, собственное произведение, что является одной из важных и характерных черт его поэтики.
В своих «Senilia» Тургенев как бы подводит творческий итог определенному этапу своей жизни, оглядываясь в прошлое, интересуясь настоящим и, надеясь на возможность творить в будущем, размышляя над всеми вопросами человеческого бытия, которые он пытался разрешить. Опираясь на свои собственные постоянные образы, сквозные темы и мотивы, словесные обороты, повторяющиеся во многих произведениях, Тургенев создает свой цикл «Стихотворения в прозе», связанный невидимыми нитями с его творчеством. Многие постоянные тургеневские образы, как правило, в «Senilia» превращаются в символы. Именно в насыщенности текстов реминисценциями и «автореминисценциями» проявляется особенность тургеневской поэтики.
В данной работе будут исследоваться два аспекта: а) литературные реминисценции, связанные с творчеством русских писателей; б) литературные и философские реминисценции, связанные с зарубежными источниками;
Цель работы состоит в анализе поэтических текстов цикла «Стихотворения в прозе» и роли реминисценций и «автореминисценций» в этом произведении, а также их связи с творческим наследием других авторов; в исследовании «литературности» писателя, особенно ярко проявившейся в данном цикле, сконцетрировавшем в себе особенность творческого метода И. С. Тургенева; в выявлении специфики использования «своего» и «чужого» слова в тургеневском цикле на основе его детального исследования в контексте мировой культуры и творческого наследия самого писателя.
Задачи, которые призвана решить диссертация, обусловлены поставленной целью, особенностями выбранного для исследования материала и состоянием его изученности в тургеневедении . Они сводятся к следующим: а) выявить реминисценции из русских художественных источников и проанализировать их функции в тексте тургеневских миниатюр цикла «Стихотворения в прозе»; б) выявить реминисценции из художественных западноевропейских источников и проанализировать их значение для стихотворений в прозе в изучаемом цикле; в) изучить особенности введения в текст автореминисценций и исследовать их связь с предыдущими текстами писателя; г) установить причины, повлиявшие на востребование писателем тех или иных реминисценций и автореминисценций.
Методология исследования предопределяется поставленными целями и задачами. В качестве основного используется метод последовательного анализа текста отдельных миниатюр в контексте рассматриваемого цикла ^ «Стихотворения в прозе» , а также в контекстах других авторов и более ранних произведений самого И. С. Тургенева.
Биографический метод используется лишь отчасти для конкретизации условий и причин возникновения того или иного текста стихотворения в прозе, при анализе проблематики данного стихотворения.
Метод сопоставительного анализа применяется при определении сходства ф или различия мотивов, образов и т. п. цикла «Стихотворения в прозе» с мотивами, образами и т. п. более ранних произведений И. С. Тургенева, а также произведениями других авторов.
Методологическую и теоретическую базу диссертации составляют научные работы в области сравнительного анализа, в области теории и истории литературных жанров, в частности, жанра стихотворений в прозе, а также научные исследования, посвященные проблеме изучения источников художественного произведения (М. П. Алексеев, А. С. Бушмин, А. Бем, В. М. Жирмунский, М. М. Бахтин, Л. Дюришин, В. Е. Ветловская, Н. Н. Мостовская, Г. Б. Курляндская, Ю. Кристева и др.).
Новизна и научная ценность нашего исследования заключается в том, что, опираясь на предшествующий в этой области литературоведения опыт, что в каждом отдельном случае оговаривается особо, мы пытаемся изучить проблему реминисценций цикла «Стихотворения в прозе» как художественного целого. В диссертации впервые под углом зрения выдвинутых задач анализируются стихотворения в прозе И. С. Тургенева, их связь с другими произведениями писателя, а также интертекстуальная связь данного цикла с художественными произведениями русских и западноевропейских авторов. Конечно, наши размышления не претендуют на то, чтобы стать единственно верными, так как в изучении творчества того или иного писателя всегда будет присутствовать субъективный момент, зависящий от интересов и мировосприятия автора научной работы. С точки зрения методологии важно отделить эти аспекты один от другого и разработать, по возможности, приемы объективной оценки писательского текста, что также входит в нашу задачу.
Надеемся, что это исследование станет небольшим, но всё-таки полезным вкладом в изучение творчества писателя-философа и писателя-художника, каким был Иван Сергеевич Тургенев и, в частности, - в изучение проблемы реминисценций и «автореминисценций» как одной из характерных черт его поэтики. Автор надеется, что результаты исследования найдут практическое применение в отечественном тургеневедении, в преподавании истории русской классической литературы, а также в дальнейшей разработке теоретических вопросов поэтики и стилистики.
Диссертация состоит из следующих разделов:
ВВЕДЕНИЕ.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Литературно-философские реминисценции и автореминисценции в цикле "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева"
Заключение.
В современном литературоведении проблема интертекстуальности привлекает всё больше внимания ученых. Такой подход в изучении творчества художника в любой области искусства, а в литературной науке это - проблемы поэтики, стиля, проблемы «чужого» слова и т. п. обычно не предусматривает поиск реминисценций. Интертекстуальная проблема включает в себя исследование глубинного «скрытого» смысла произведения, творческой эволюции писателя как разговора с самим собой или «диалога» с другим художником. Между тем литературный текст , сопоставляемый с другим контекстом, может проявить новые свои свойства, невидимые ранее, «скрытые» при ином подходе к анализу текста. Изучаемое произведение оказывается связанным с внешними, внетекстовыми явлениями действительности посредством реминисценций в любой форме. Текст определенного автора, соотнесенный с другими контекстами при помощи «чужого» слова, может открыть для исследователя целый комплекс новых проблем, вопросов, идей, значительно расширяя свой внутренний смысл.
Закономерность и необходимость обращения к теме творческого усвоения или переосмысления И. С. Тургеневым литературно-философских реминисценций из различных русских и зарубежных источников бесспорна. Огромная эрудиция писателя, его тесная связь с русской и европейской культурой, несомненно, оказали влияние на его мышление, мировоззрение и миропонимание. В тургеневском цикле «Стихотворения в прозе», написанном в последний период жизни писателя, прослеживаются типологические и генетические связи не только с русской и зарубежной литературно-философской мыслью, но и с произведениями самого Тургенева, проявившиеся в виде так называемых, «автореминисценций». Проблемы, поставленные писателем в ранних произведениях, решались им на протяжении всей его творческой жизни и оказались предельно сконцентрированными в сжатой форме в цикле «Стихотворения в прозе».
Тургенев по своему художественному мышлению принадлежит к тому типу писателей, в сознании которых деятельно присутствуют не только жизненные впечатления, но и впечатления культурные. Он, как оригинальный художник, участвует в диалоге национальных культур, синтезируя и претворяя их опыт в собственном творчестве. Его произведения и, в частности, цикл «Стихотворения в прозе» дают возможность выделить самые разнообразные типы реминисценций. Это не только прямые или скрытые цитаты, но и литературные ассоциации, аллюзии, введение в текст живописного и музыкального материала, что является существенным признаком его творческой индивидуальности. Тургенев использует реминисценции не только для того, чтобы показать атмосферу эпохи, но и духовный мир героев. Важной функцией литературных реминисценций, особенно стихотворных цитат, является усиление лиризма текста. Например, строки И. П. Мятлева «Как хороши, как свежи были розы.» играют важную роль при создании эмоционального и исторического фона этой миниатюры, создают элегическое настроение не только у автора, но и у читателя. Реминисценции у Тургенева «вплетены» не только непосредственно в текст, часто они в виде цитат, нередко измененнных, используются писателем в качестве заглавия той или иной миниатюры. Например, стихотворения в прозе «О, моя молодость, о, моя свежесть!» или «Nessun maggior dolore», причем они могут сжато выражать суть произведения. Естественно, что писатель предполагает знакомство читателя с полным текстом цитируемого источника. Часто реминисценции выполняют структурообразующие функции, участвуя в композиционном построении текста. Примером этого может служить миниатюра «Два четверостишия» или «Деревня». Именно «литератур н о с т ь» Тургенева определяет одну изхарактерныхчерт его п о э т и к и, что в наиболее ярко выраженном виде, проявилось в его цикле
Стихотворения в прозе». Изучение реминисценций помогает определить реакцию писателя на происходящий литературный процесс, на события литературной жизни прошлого и современности, на развитие новых направлений в русской и зарубежной культуре, проанализировать взаимосвязь произведения писателя с текстом другого автора, близкого ему по мировоззрению и восприятию жизни, и, если необходимо, определить причины полемической направленности против того или иного художника.
Наблюдения, связанные с изучением «автореминисценций», позволяют сформулировать некоторые закономерности в рассматриваемом явлении. «Автореминисценции» - семантико-стилистические единицы художественного текста, отличительной чертой которых является определенная повторяемость и осмысленность их значения для конкретного текста. Поэтому часто возникает столь высокая концентрация смысла на ограниченном пространстве текста в отдельных его словообразах, что создает условия для возникновения символа. Превращение «автореминисценций» в символ - характерная черта поэтики Тургенева, его художественного мира. У писателя в его тексте присутствуют центральный опорный символ или несколько символов, которые образуют смысловую доминанту произведения. Тургенев часто выносит их в заглавие текста. Кроме таких символов в произведениях Тургенева обнаруживаются ключевые словообразы, мотивы, штрихи, которые повторяясь и варьируясь обрастают ассоциациями, приобретают значение идейно-эстетического единства знаков , скрытой связи с текстом. В творчестве Тургенева особенно интересны «автореминисценции», которые настолько слиты с его художественным сознанием, что их развитие и переход из произведения в произведение создают цельную картину единой логики его творческих исканий. Ярким примером этого могут служить образы розы, гнезда, лазурного царства, собаки и т. п.
Заимствуя и повторяя в своих произведениях одни и те же образы, мотивы, темы и даже словесные формулировки, Тургенев как бы пробует их на сочетаемость в различных жанрах своего творчества, стремясь выявить поэтический смысл и экспрессию образа. Так, например, образ розы оказывается в центре внимания Тургенева и претерпевает, на наш взгляд, существенные изменения, превращаясь в стихотворении в прозе «Роза» в поэтический символ. То же самое происходит и с образами собаки, гнезда, лазурного царства и т. д. В конечном итоге Тургеневу приходится искать такой новый жанр, который выявит выразительность и смысл поэтических образов и придаст тексту совершенное и свое неповторимое звучание. Разрабатывая ритмико-интонационную сторону текста, писатель приходит к созданию ритмической прозы, необычной для русской литературы, причем этот поэтический характер прозы проявляется ещё в ранних произведениях Тургенева в виде «лирических вкраплений» в основной текст. Создавая произведение вне существующих моделей, разрушая жанрово-стилевую систему, писатель использует «автореминисценции», как опорные элементы, необходимые для творческой работы. Именно они становятся фундаментом в создании нового литературного жанра. Традиционные образы и мотивы, переходящие из произведения в произведение, использовались писателем для создания новых ритмико-интонационных средств и жанровых структур. Именно в этом и заключается смысл новаторской поэтики Тургенева. Образы, вбирая в себя всё больше и больше значений, становятся в этих текстах символами. Анализируемые отдельно от тургеневской поэтики реминисценции и автореминисценции, кажутся для такого большого художника, как Тургенев, необъяснимой подражательностью или его творческой неспособностью создать что-то свое, оригинальное.
Реминисценции и автореминисценции, рассматриваемые в системе тургеневской поэтики, помогают понять её новаторский характер, становясь её необходимым компонентом, помогают объяснить попытки Тургенева решить художественные задачи, стоявшие перед русской литературой конца XIX века, в создании новых жанровых форм, примером которых и стали стихотворения в прозе.
Анализируя литературно-философские реминисценции и «автореминисценции», их функции в тургеневском цикле «Стихотворения в прозе», стремясь показать те моменты, которые до этого не были предметом специального изучения, мы не обращались к проблеме жанра стихотворений в прозе. Это - отдельная тема.
Целью нашей диссертации было показать роль реминисценций и «автореминисценций», которую они играют в тексте, проанализировать их типы и их художественные функции, проследить связь цикла «Стихотворения в прозе» на примере некоторых постоянных образов, мотивов, словообразований и т. п. с творчеством Тургенева в целом, охарактеризовать использование реминисиценций и, особенно, «автореминисценций» как одну из особенных и оригинальных черт поэтики Тургенева.
Список научной литературыТрофимова, Татьяна Борисовна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Аднан Салим. Тургенев - художник, мыслитель. М. 1983.
2. Акелькина Е. А. В поисках цельности духа, Бога и вечности (Пути развития русской философской прозы конца XIX века. Омск. Омский государственный университет. 1998.
3. Аллен Л. Тургенев и Шопенгауэр. К постановке вопроса. Slavica XXIII. Debrecen. 1986.
4. Аллен Л. Тургенев и Шопенгауэр // Пушкин и Тургенев. Тезисы докладов. СПб.-Орел. 1998.
5. Аммон Н. Неведомое в жизни Тургенева // Журнал министерства народного просвещения. 1904. № 1.
6. Андреевский С. А. Литературные очерки. СПб. 1913.
7. Аникст А. Творческий путь Гёте. М. 1986.
8. Аринина Л. М. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева и лирика Ф. И. Тютчева последнего периода // Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля. Калинин. 1986.
9. Арсеньев К. Певец родной природы // Иван Сергеевич Тургенев. Его жизнь и сочинения. М. 1915.
10. Ю.Асоян А. А. Данте и русская литература 1820 1850-х годов. Свердловск. 1986.
11. П.Асоян А. А. Данте и русская литература конца XIX начала XX века. Свердловск. 1988.
12. Ахметов 3. А. «Восточная легенда» Тургенева и «Масгуд» Абая Кунанбаева // Тургеневский сборник. Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л. Наука. 1967. Т. III.
13. Балыкова Л. А. Старые мастера (французские авторы XV XVII веков в круге чтения Тургенева) // Спасский вестник. 1995. № 3.
14. Баратынский Е. А. Лирика. М. 1979.
15. Батюто А. И. Тургенев и Паскаль // Русская литература. JI. 1964. № 1.
16. Батюто А. И. Тургенев романист. Л. 1972.
17. Буданова Н. Ф. Достоевский и Тургенев. Творческий диалог. Л. 1987.
18. Буренин В. Литературная деятельность Тургенева. СПб. 1884.
19. Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М. Мысль. 1975.
20. Бэлза И. Беатриче // Дантовские чтения. М. 1973.
21. Бялый Г. А. Тургенев. // История русской литературы. М. Л. АН СССР. 1956. Т. 8. Кн. 1.
22. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М. Л. 1962.
23. Важдаев В. Ганс Христиан Андерсен. М. 1957.
24. Величкина И. И. Крестьянская Россия в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева // Вопросы русской литературы. К 80-летию со дня рождения Н. Н. Арденса. М. 1970. Ученые записки Московского педагогического института. № 389.
25. Вишневская И. Л. Театр Тургенева. М. 1985.
26. Веселовский А. И. Из поэтики розы // Избранные статьи. Л. 1939.
27. Ветловская В. Е. Проблема источников художественного произведения // Русская литература. 1993. № 1.
28. Ветловская В. Е. Анализ эпического произведения. Проблемы поэтики. СПб. Наука. 2002.
29. Вулих Н. В. Античные мотивы и образы в лирических стихотворениях и «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева // И. С. Тургенев. Проблемы мировоззрения и творчества. Межвузовский сборник научных трудов. Элиста. 1986.
30. Гаджиев А. А. Восточные мотивы в творчестве Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник научных трудов. Курск. 1984.
31. Генералова Н. П. Ещё одна книга из парижской библиотеки И. С. Тургенева // Русская литература. 1987. № 2.
32. Гершензон М. О. Мечта и мысль Тургенева. М. 1919.
33. Головко В. М. О некоторых реминисценциях в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева // Четвертый межвузовский тургеневский сборник под редакцией Г. Б. Курляндской. Орел. 1975. Т. 17 (110).
34. Головко В. М. И. С. Тургенев и Артур Шопенгауэр: к проблеме текстологического и историко-литературного комментария «Стихотворений в прозе» // И. С. Тургенев. Проблемы мировоззрения и творчества. Элиста. 1986.
35. Головко В. М. Об одной философской полемике в «Стихотворениях в прозе» // И. С. Тургенев в современном мире. М. Наука. 1987.
36. Головко В. М. Художественно-философские искания позднего Тургенева. Свердловск. 1989.
37. Головко В. М. Реминисценции из Библии в «Странной истории» И. С. Тургенева (Материалы к текстологическому комментарию) // Русская литература XIX века и христианство. М. Издательство Московского университета. 1997.
38. Гревс И. М. Тургенев и Италия. JI. 1925.
39. Гревс И. М. Из Studi danteschi. Первая глава трактата Данте «De Monarchia» // Из далекого и близкого прошлого. Пг. 1923.
40. Громов В. А. Под сенью Пушкина. Литературные очерки (Об И. С. Тургеневе и А. С. Пушкине). Орел. Вешние воды. 1999.
41. Гроссман Л. П. Последняя поэма Тургенева (Senilia) // Венок Тургеневу. 1818-1918. Одесса. 1918.
42. Гроссман Л. П. Портрет Манон Леско. Два этюда о Тургеневе. Одесса. Омфалос. 1919.
43. Грузинский А. Е. И. С. Тургенев. М. 1918.
44. Гулянова В. А. Женские образы в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева // Вестник Ереванского университета. Общественные науки. Ереван. 1969. № 1.
45. Гутман Д. С. Тургенев и Гёте (К вопросу об оценке Тургеневым мировоззрения и творчества Гёте) // Ученые записки Елабужского государственного педагогического института. Елабуга. 1959. Т. 5.
46. Гутман Д. С. И. С. Тургенев о Шекспире // Ученые записки Башкирского университета. 1964. Вып. 17.
47. Дмитриева Н. Л. Роза у Пушкина и Тургенева // Русская литература. 2000. №3.
48. Дюришин Диониз. Теория сравнительного изучения литературы. М. Прогресс. 1979.
49. Жирмунский В. М. Гёте в русской литературе. JI. Наука. 1972. 51.3ельдхейи-Деак Ж. К проблеме реминисценций в «малой» прозе Тургенева
50. Иванов И. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь личность - творчество. Нежин. 1914.
51. Иссова Л. Н. Некоторые композиционные принципы «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева // Сборник материалов Второй научной сессии вузов Центрально-черноземной зоны. Литературоведение. Воронеж. 1967.
52. Иссова Jl. Н. Истоки жанра «Стихотворений в прозе» Тургенева // Вопросы литературы и фольклора. Воронеж. 1969.
53. Иссова Л. Н. Проблема счастья в романе «Дворянское гнездо» и в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева // Некрасов и его время. Межвузовский сборник. Калиниград. 1980. Вып. V.
54. Коваленков А. А. Поэзия простых слов. М. Советская России. 1965.
55. Кони А. Ф. На жизненном пути. СПб. 1913.
56. Краснов Г. В. Последние песни. М. 1981.
57. Круковский А. Русская женщина в изображении Тургенева // Иван Сергеевич Тургенев. Его жизнь и сочинения. М. 1915.
58. Куприевич А. «Стихотворения в прозе» Тургенева и «Диалоги» Леопарди. Киев. 1912.
59. Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева романиста. Тула 1972.
60. Курляндская Г. Б. Проблемы жизни и смерти в «Стихотворениях в прозе» Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник научных трудов. Курск. 1984.
61. Курляндская Г. Б., Балыкова Л. А. Тургенев и всемирное значение русской литературы // И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л. 1990.
62. Курляндская Г. Б. Эстетический мир И. С. Тургенева. Орел. 1994.
63. Курляндская Г. Б. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. Тула. 2001.
64. Ладария М. Г. И. С. Тургенев и писатели Франции XIX века. Тбилиси. 1987.
65. Левина Н. Р. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева и произведения этого жанра Алоиза Бертрана и Шарля Бодлера // Герценовские чтения. XXII. Филологические науки. Л. 1969.
66. Левина Н. Р. «Трилогия о дураках» и её место в тургеневских «Стихотворениях в прозе» // Филологический сборник. Л. 1979. Ученые записки Ленинградского педагогического института. Т. 460.
67. Лисенкова Н. А. Тургенев и Лермонтов (К проблеме творческой преемственности) // Вопросы стиля и метода в русской и зарубежной литературе. Пенза. 1970. Ученые записки Пензенского педагогического института. Т. 81.
68. Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов. Л. 1974.
69. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л. 1975.
70. Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (3050-е годы). Л. 1982.
71. Миндыбаева Л. В. Тургенев и Шекспир (К проблеме комментария «Стихотворений в прозе») // Тургениана. Орел. 1999. Вып. 2-3.
72. Михайловский Н. К. Записки профана // Отечественные записки. 1876. № 4.
73. Мостовская Н. Н. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева и «Последние песни» Н. А. Некрасова // Карабиха. Ярославль. 1993. Вып. 2.
74. Мостовская Н. Н. «Некрасовское» в романе «Новь» // Русская литература. 1996. №3.
75. Мостовская Н. Н. «Пушкинское» в творчестве Тургенева // Русская литература. 1997. № 1.
76. Муратов А. Б. О философских взглядах И. С. Тургенева // Zeszyty naukowe. Nauki humanistyczne. S. A. Z. III. Siedlce. 1977.
77. Муратов А. Б. Тургенев-новеллист (1870 1880-ые годы). Л. 1985.
78. Мятлев И. П. Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. Л. 1969.
79. Назарова Л. Н. О лермонтовских традициях в прозе И. С. Тургенева // Проблемы теории и истории литературы. М. 1971.
80. Озеров Л. Заповедная книга // Литература в школе. 1968. № 5.87,Озеров JI. А. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева // Мастерстворусских классиков. М. 1969. 88.Орловский С. О религиозных исканиях Тургенева // Русская мысль. 1911. №9.
81. Пильд Jlea. Мережковский и Тургенев //Русская литература. 1998. № 1.
82. Петере И. У. Тургенев и стиль модерн (О поэтике стихотворений в прозе) // Пушкин и Тургенев. Тезисы докладов. СПб. Орел. 1998.
83. Петров С. М. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. М. 1968.
84. Петухов Е. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева. Slavia. Прага. 1934. Т. III.
85. Пестерев В. А. Жанр стихотворений в прозе в творчестве И. С. Тургенева и Ш. Бодлера Я Роль русской классики в развитии и самообогащении литературных жанров. Орджоникидзе. 1986.
86. Пустовойт П. Г. И. С. Тургенев художник-слова. М. 1987.
87. Родзиевич С. Тургенев. К 100-летию со дня рождения. 1818 1918. Киев. 1918.
88. Розанов И. Н. Певец молчания. (О стихотворениях Тургенева) // Творчество И. С. Тургенева. М. 1920.
89. Розенкранц И. С. О происхождении некоторых «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева. Slavia. Прага. 1933 1934. Т. XII. № 3 - 4.
90. Рыбина М. С. «Стихотворения в прозе» Шарля Бодлера и И. С. Тургенева как лирические циклы // Актуальные проблемы филологии. Материалы научно-практической конференции, посвященной 40-летию Башгосуниверситета. Уфа. 1997.
91. Сакулин П. На грани двух культур. М. 1918. 1 ОО.Свасьян К. В. Гёте. 1989.
92. Свердлина С. В. Н. Г. Чернышевский о «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева // Ученые записки Астраханского педагогического института. Астрахань. 1969. Т. 27.
93. Скокова Л. И. «Деревня» Тургенева и «Деревня» Пушкина // Спасский вестник. 1999. № 5.
94. Тиме Г. А. Немецкая литературно-философская мысль XVIII XIX веков в контексте творчества И. С. Тургенева ( генетические и типологические аспекты). Munchen. 1997.
95. ТопоровВ. Н. Странный Тургенев (четыре главы ). М. РГТУ (Чтения по истории и теории культуры). 1998. Вып. 20.
96. Трофимова Т. Б. Тургенев и Лермонтов (К проблеме реминисценций в цикле «Стихотоврения в прозе») // Спасский вестник. 2002. № 9.
97. Об.Трофимова Т. Б. Пушкинские реминисценции в рассказе «Свидание» И. С. Тургенева // Спасский вестник. 2004. № 10.
98. Трофимова Т. Б. Дантовские реминисценции в повести «Фауст» И. С. Тургенева // Спасский вестник. 2005. №11.
99. Федорова Т. Н. «Стихотворения в прозе» Тургенева в литературоведении последних лет // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1968. Т. 27. Вып. 6.
100. Цейтлин А. Г. Мастерство Тургенева-романиста. М. 1958.
101. Ю.Чистова И. С. Тургенев и Леопарди (К вопросу о литературных источниках «Стихотворений в прозе» // Тургенев и его современники. Л. Наука. 1977.111 .Шаталов С. Е. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева (В помощь учителю). Арзамас. 1961.
102. Шаталов С. Е. Проблемы поэтики И. С. Тургенева. М. 1969.