автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Литературно-критическое наследие Габдрахмана Карама
Полный текст автореферата диссертации по теме "Литературно-критическое наследие Габдрахмана Карама"
Р Г Б ОД
- 3 ИЮН 1998
На правах рукописи
САЛИХОВА АЙГЮЛЬ РУСТЭМОВНА
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГАБДРАХМАНА КАРАМА
10.01.02. - литература народов Российской федерации (татарская литература)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Казань - 1998
Работа выполнена в отделе рукописей и текстологии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.
Научный руководитель - доктор филологических наук,
член-корреспондент АН РТ, заслуженный деятель науки РТ I Юзеев Н. ГЛ
Официальные оппоненты - доктор филологических наук,
член-корреспондент АН РТ, заслуженный деятель искусств РТ Ахмадуллин А. Г. - кандидат филологических наук, доцент Сверигин Р. X.
Ведущая организация - Елабужский государственный
педагогический институт.
Защита состоится « 16 » _1998 года в часов на
заседании диссертационного Совета Д. 184.01.01 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.
Адрес: 420503, Казань, ул. Лобачевского, 2/31.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке КНЦ РАН по адресу: 420503, Казань, ул. Лобачевского, 2/31.
Автореферат разослан « /С » ЛС&Л_1998 г.
Ученый секретарь диссертационного Совета РамеевЗ. 3.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования В свете демократических преобразований в обществе возрос интерес к историческому прошлому и богатому культурному наследию татарского народа. Провозглашение государственного суверенитета Республики Татарстан также в немалой степени способствовало росту национального самосознания, что в научном плане привело к заметному повышению интереса к национальным аспектам науки, литературы и искусства, культурным традициям татар. В последние годы открылись новые возможности для более полных и объективных исследований в данной области, для уничтожения «белых пятен» и восстановления исторической справедливости. Мы являемся свидетелями процесса переоценки укоренившихся и устоявшихся взглядов, освобождения гуманитарной науки от диктата идеологических догм. По-новому осмысливаются многие явления и процессы татарской общественной жизни. Возвращаются народу имена и произведения репрессированных и опальных деятелей национальной литературы и искусства.
В этой связи изучение личности и литературно-критического наследия видного татарского просветителя, литератора, общественного деятеля, переводчика и публициста Г. Карама представляется крайне актуальным. Необычайная широта его интересов (в некотором смысле его можно назвать энциклопедистом), его активная и разноплановая подвижническая деятельность, а также явный недостаток полной, систематичной и объективной научной информации делают его фигуру полулегендарной.
Габдрахман Карам обладал глубокой внутренней культурой, широким кругозором, логичным и образным мышлением. При этом он имел выдающееся для своего времени образование. Многие его суждения относительно татарской литературы, театра и культуры в целом предвосхитили будущее и не утратили своей актуальности и сегодня. И в любом случае, личность Габдрахмана Карама представляет для нас огромный исторический интерес, так как в некотором смысле является ключом к пониманию целой эпохи - эпохи социальных и политических потрясений, бурного роста национального самосознания и интенсивного культурного прогресса. Изучение литературно-критического наследия Г. Карама важно в плане объективного и всестороннего освещения культурной жизни татарского общества в начале XX века, развития
национального самосознания, периодической печати, литературы и театра.
Статьи и рецензии Г. Карама представляют также огромный практический интерес для современных литературоведов и театроведов т.к. они затрагивают многие проблемы, актуальные и сегодня, такие как: театр и национальное самосознание, принципы формирования репертуара, пути развития национальной драматургии, совершенствование актерского мастерства, повышение зрительской культуры и многие другие. И, наконец, возвращение татарскому народу доброго имени и богатого наследия Г. Карама, много сделавшего для развития национальной культуры и искусства, чьи заслуги в советское время незаслуженно принижались или замалчивались, является восстановлением исторической справедливости. Хронологические рамки исследования охватывают годы жизни Г. Карама (1878-1947). Эти годы богаты значительными, драматичными, а порой и трагическими событиями в жизни татарского народа. Они включают в себя три условных исторических периода.
1. Период утверждения, развития и укрепления капиталистических отношений в обществе, которые привели к существенным изменениям не только в социально-экономической, но и духовной жизни татар. Результатом буржуазных реформ стало коренное преобразование Ислама и системы конфессионального образования, получившее название джадидизма, широкое распространение просветительства, как национальной идеологии, появление у татар новых, светских форм культуры, собственной прессы, профессиональной литературы и театра.
2. Период бурных социально-политических процессов, приведших в 1917 году к Октябрьской революции, сама революция и гражданская война.
3. Советское время, характеризующееся становлением тоталитарного государства, диктатуры пролетариата, утверждения идеологических догм, классового подхода к проблемам литературы и искусства.
Целью исследования является комплексное изучение жизни и деятельности Габдрахмана Карама, его богатого литературно-критического наследия, определение места и роли Г. Карама в общественной и культурной жизни татарской нации. Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи.
1. Проследить жизненный путь Габдрахмана Карама на историческом фоне его эпохи, дать оценку его общественной и
просветительской деятельности. Попытаться определить его политические взгляды и симпатии.
2. Раскрыть взгляды Габдрахмана Карама на общетеоретические проблемы литературы, показать место Карама в контексте литературных процессов его эпохи.
3. Проанализировать взгляды Габдрахмана Карама на драматургию, как на особый, театральный вид литературы, непосредственно связанный со сценическим искусством.
4. Показать роль и значение Габдрахмана Карама, как первого профессионального театрального критика, оказавшего огромное влияние на формирование и развитие татарского театра: общее направление, репертуарную политику, актерскую школу и т.д.
5. Раскрыть взгляды Габдрахмана Карама на национальную сущность татарского сценического искусства, на его роль в развитии национального самосознания, на вопросы взаимодействия мусульманской религии и театра.
6. Собрать и проанализировать суждения Габдрахмана Карама об актерском искусстве.
Степень изученности проблемы
Литературно-критическое наследие Габдрахмана Карама в настоящее время мало изучено. Несмотря на то, что в целом данный исторический период привлекал к себе пристальное внимание ученых, фигура первого татарского
профессионального театрального критика долгое время оставалась в тени. Всю литературу, прямо или косвенно относящуюся к теме данного исследования можно условно подразделить на несколько групп.
К первой группе относятся работы, в которых речь идет непосредственно о Габдрахмане Караме. Сюда можно включить статью Р. Мухамадиева1, а также статью в библиографическом сборнике «Писатели советского Татарстана»2. В них кратко изложена биография критика, намечены основные направления его деятельности, указаны основные вехи его творческой судьбы. Исследователь X. К. Махмутов, в своей статье «Развитие татарской театральной критики и театроведения»3, уделил
1 Мохоммодиев р. Театрыбызныц беренче твнкыйтьчесе // Эгэр без янмасак... -Казан, 1980. - 122-139 бб. Эта же статья. - Казан утлары. - 1976. - № 8. - 129-133 66.
2 Даутов Р. Н., Нуруллина Н. Б. Совет Татарсганы язучылары. Библиографии белешмв. - Казан, 1986. - 276-277 бб.
3 Махмутов Х.И. Развитие татарской театральной критики и театроведения // Татарский театр (новаторские искания татарского советского театра). - Казань, 1981.-С. 90-101.
довольно большое место Габдрахману Караму, раскрывая его роль как основоположника татарской театральной критики. Во вторую группу входят исследования по истории и теории татарской литературы начала XX века. Здесь можно выделить книгу Джамала Валиди «Очерк истории образованности и литературы татар»4. Она примечательна тем, что ее автор -современник Г. Карама и непосредственный участник общественных, литературных и культурных процессов начала века - дает наиболее полную, конкретную и достоверную информацию об указанном периоде. Заслуживают внимания также работы М. Гайнуллина5, М. С. Магдеева6, И. 3. Нуруллина7, и др., в которых дана общая картина развития татарской литературы в начале XX века. Межнациональным связям татарской литературы данного периода посвящены исследования Э. Нигматуллина8 и Э. X. Сибгатуллиной9. Эволюция татарской критики, основные ее направления и, в частности, взгляды Г. Карама на многие из актуальнейших вопросов литературы и искусства его времени, нашли свое отражение в монографии Р. Мухамадиева «Проблемы формирования татарской литературной критики»10. Вопросы появления и развития татарской драматургии всесторонне раскрываются в работах А. Ахмадуллина". Следует также отметить одно из самых современных исследований, касающихся национальной драматургии - работу Н. Ханзафарова «Татарская комедия»12, в которой освещаются наиболее важные проблемы национальной комедиографии и, кроме того, впервые исследуются восточные истоки татарского сценического искусства.
Определенный интерес представляют монографии, посвященные отдельным деятелям национальной литературы. Здесь следует
4 Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. М. - Пб., 1923.
5 Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика. - Казань, 1983.
6 Магдеев М. Реализмга таба. - Казан, 1989.
7 Нуруллин И. 3. Путь к зрелости. - Казань, 1971.
• Нигматуллин. Э. Раздвигая века и границы. - Казань, 1977.
> Сибгатуллина Э. X. Значение русской драматургии в развитии реализма в татарской драматургии начала XX века (на материале творчества Г. Камала и Ф. Амирхана). Автореф. дис... к.ф.н. - Казань, 1987.
10 Мухамадиев Р. Проблемы формирования татарской литературной критики. -Казань, 1982.
11 Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия. - М.: Наука, 1983. Он же: Горизонты татарской драмы. - Казань, 1983.
12 Ханзафаров Н. Г. Татарская комедия. - Казань,1996.
выделить работы М. X. Хасанова13, А. Сайганова14 , Р. Игламова15 и др.
Третья группа включает в себя исследования по татарскому театру. Среди них наиболее важным является «Дооктябрьский татарский театр»16, где подробно прослеживается исторический путь дореволюционного сценического искусства, рассматриваются основные этапы в его формировании, важнейшие театральные события и достижения. Важным достоинством данной книги является то, что она содержит богатейший фактический материал. Серьезным обобщающим исследованием по истории татарского театра является также труд М. Г. Арсланова «Татарское режиссерское искусство». Определенный интерес представляют также работы Б. Гиззата, X. Губайдуллина, И. Иляловой, Ф. Кадыровой, X. Кумысникова, Д. Гимрановой, Г. Мухамедовой и др.
И, наконец, большой интерес для нас представляют работы, раскрывающие общественно-политические процессы в дореволюционном татарском обществе. Из них наиболее значительными являются труды Я. Г. Абдуллина, X. X. Хасанова, Р. У. Амирханова и др.
Кроме этого, анализируя литературоведческие и искусствоведческие взгляды Г. Карама, мы привлекали исследования по русской и советской литературе и театру.17 Особого внимания заслуживают работы по театральному искусству родственных татарам национальностей и народов, традиционно исповедующих Ислам.
Большой интерес, по нашему мнению, представляет сопоставление взглядов Габдрахмана Карама с творческой позицией представителей русской демократической литературы: В. Г. Белинского, Н. В. Гоголя, Н. Габдрахман Чернышевского и т.д.
Не менее важно для нас и состояние современной Г. Караму театральной критики. В наибольшей степени нами использовались рецензии и театроведческие статьи видного
13 Хасанов М. X. Галимджан Ибрагимов. - Казань, 1977.
Сайганов А. У истоков эстетики реализма. - Казань, 1982.
15 Игламов Р. Выдающийся драматург. - Казань, 1987.
Ьенуз Мехмутов, Ильтани Илялова, Баян Гыйззат. Октябрьгв кадэрге татар театры. - Казан. 1988.
17 История русского советского драматического театра. 1917-1945. - М.: Просвещение, 1984. История советского театроведения. - М.: Наука, 1981. Немирович-Данченко. В. И. Театральное наследие, М., 1952. Хайченко Г. А. Основные этапы развития советского театроведения (1917-1941) II История советского театроведения. Очерки 1917-1941. - М.: Наука, 1981.
русского театрального критика А. Р. Кугеля, активно работавшего в начале XX века.
Основными источниками для данного исследования послужили статьи Габдрахмана Карама в периодической печати. Нами были собраны и проанализированы рецензии и литературно-кштические статьи Г. Карама в газетах «Казан мохбире», «Иолдыз», «Кояш», «Эш», «Татарстан хэбэрлэре», журналах «Анг», «Ялт-йолт», «Татарстан».
Кроме этого, были активно использованы статьи о литературе и искусстве, написанные современниками Г. Карама: Г. Камалом, Ф. Амирханом, Ф. Бурнашем, К. Тинчуриным и т.д. Определенное место среди источников занимают материалы Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), которые помогли установить даты основных событий в жизни Габдрахмана Карама, определить его родственные и деловые связи, раскрыть содержание его общественной и предпринимательской деятельности. Нами были использованы материалы из следующих фондов: фонд №1 - Канцелярия Казанского губернатора, фонд № 2 - Казанского губернского правления, фонд № 98 -Казанской городской Думы и городской управы, фонд № 299 - Казанского купеческого старосты. Многие документы из вышеперечисленных фондов вводятся в научный оборот впервые.
Кроме архивных материалов, в диссертации использовались опубликованные источники.
В работе над темой использовалась мемуарная литература и воспоминания современников18. Научная новизна.
Данная работа является первым комплексным и наиболее полным исследованием богатого литературно-критического наследия Габдрахмана Карама, а также его жизни, предпринимательской, общественной и творческой деятельности. Были найдены и использованы не известные ранее архивные материалы. Выявлено и введено в научный оборот значительное количество статей Г. Карама, прежде не доступных широкой аудитории по причине того, что они написаны на арабской графике. Воссоздана и проанализирована целостная система взглядов Г. Карама на литературу и искусство с учетом
11 Тукай турында истолеклор. - Казан, 1986. Галивсгер Камал турывда иствлеклвр. - Казан, 1979. Габдулла Кариев турында иствлеклор. - Казан, 1967. Гыйззотуллина-Волжская турында иствлеклвр. - Казан, 1982. Фатих Эмирхан турында иствлеклвр. - Казан, 1986.
личностных качеств критика, исторических и социально-политических условий, закономерностей и общих направлений эстетических процессов в татарском обществе начала XX века. Общественная и литературная деятельность Габдрахмана Карама и других деятелей национальной культуры оценивается с общечеловеческих, а не классовых позиций. Практическая значимость.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории культуры Татарстана; при чтении лекций и проведении практических занятий по истории татарской литературы, журналистики и театра, в разработке спецкурсов по истории татарской театральной критики.
Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на совместном заседании отдела рукописей и текстологии и отдела искусствоведения Института языка литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ и рекомендована к защите. Основные положения исследования представлены в выступлениях автора на научных конференциях ИЯЛИ им Г. Ибрагимова АН РТ, отражены в 3 авторских публикациях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновываются актуальность и научная значимость темы, раскрывается степень ее изученности, определяются цель и задачи исследования, хронологические рамки, характеризуются источники.
Первая глава «Габдрахман Карам в контексте культурных и литературных процессов своего времени» состоит из трех параграфов.
Первый параграф «Жизнь и деятельность Г. Карама на историческом фоне его эпохи». Габдрахман Карам родился в 1878 году в казанской купеческой семье. Характеризуя этот исторический период, следует отметить: буржуазные реформы второй половины XIX века, подхлестнувшие капиталистическое развитие России, оказали также мощное воздействие не вековой уклад жизни поволжских мусульман. Как известно, развитие капиталистических отношений неизбежно сопровождается подвижками в общественном сознании, интенсивным прогрессом науки и техники, широким распространением светского образования (классическим примером тому является история
западноевропейского просветительства). Эта общественная атмосфера, несомненно оказала влияние на формирование личности Г. Карама. Тем более, что его дед, Исмагил Губайдуллович Иманкулов (1834 - 1899), в семье которого будущий критик воспитывался с шестилетнего возраста, принадлежал к прогрессивно мыслящему купечеству и, по мере сил, поддерживал реформы национального образования. Известно, что И. Г. Иманкулов был соседом и, возможно, другом Мухаммедзяна Ибнаминовича Галеева (отца Г. Баруди и основателя «Мухаммадии»), принимал активное участие в общественных делах.
Без сомнения, свои первые знания Габдрахман Карам получил именно в знаменитом новометодном медресе Галеевых «Мухаммадии». Дух свободомыслия, стремления к знаниям, к прогрессу, царивший в этом учебном заведении, безусловно сыграл заметную роль в становлении творческой личности Г. Карама. Здесь, помимо религиозного, ученики получали также весьма солидное светское образование. Им преподавались такие предметы, как арабский, турецкий, русский языки, математика, геометрия, география, история России, история тюркских народов, психология, педагогика и другие. Большое внимание уделялось каллиграфии и религиозным песнопениям, т.е. предметам, формирующим, помимо уважения и любви к национальным традициям и мусульманским ценностям, также и эстетический, художественный вкус. Не случайно, что именно из стен этого учебного заведения вышли такие видные деятели культуры и искусства как: Ф. Амирхан, Ф. Бурнаш, Г. Камал, Н. Исанбет, артисты 3. Султанов, Габдрахман и Габдулла Камал, композиторы С. Габаши, С. Сайдашев, художник Б. Урманче.
После окончания медресе Габдрахман Карам уезжает в Турцию, чтобы продолжить свое образование на литературно -искусствоведческом факультете Стамбульского университета. В Стамбуле он получил добротное разностороннее образование и стал высококлассным специалистом по восточной и западноевропейской литературе, а также ценителем и знатоком искусства. Кроме того, на общественную позицию Г. Карама безусловно повлияла и политическая обстановка в Турции, идеи младо-турков.
Вернувшись в Казань в годы первой российской революции, Габдрахман Карам активно включается в общественную жизнь. Татарская нация в этот период переживала бурную пору своего развития, своеобразное возрождение. Г. Карам, благодаря широте своих взглядов и энергичности быстро выдвинулся в
передние ряды прогрессивной общественности Казани. Он активно сотрудничает в первых татарских газетах «Казан мохбире» и «Иолдыз», пишет многочисленные статьи по самой разнообразной тематике, особое внимание уделяя вопросам литературы и театра.
Карам принимал активное участие в работе открывшегося в Казани в 1907 году «Восточного клуба» - неформальной общественной организации, ставившей своей задачей развитие национальной литературы, музыки, театра. Габдрахман Карам заведовал клубной библиотекой, а также входил в совет старейшин клуба и во многом определял содержание его работы. Учреждение в 1908 году Г. Карамом вместе с Ахметгараем Сибгатулловичем Хасани товарищества на паях «А-Г. Хасани и К», известного также под названием «Гасыр», которое издавало художественную литературу, учебники, а также торговало писчебумажными и канцелярскими товарами, также стало существенным вкладом в духовное возрождение народа. Примечательно, что именно этим издательством были отпечатаны лучшие образцы молодой татарской драматургии -пьесы Г.Исхаки, Г. Камала, Ф.Амирхана, а также переводы из русской и зарубежной классики. Известно также, что товарищество выпускало множество учебников для новометодных медресе, которые бесплатно распространялись в селах губернии. Издательство «Гасыр» не раз подвергалось гонениям и обыскам со стороны жандармского управления. Логическим продолжением этой подвижнической деятельности стало издание на средства А-Г. Хасани журнала «Анг» («Сознание»), на страницах которого регулярно публиковались поэзия и проза видных татарских писателей, статьи по истории, литературе и искусству. Габдрахман Карам был ближайшим сподвижником Хасани по редакционной работе. В 1913 году, а первый номер журнала вышел в ноябре 1912 года, он занимал должность редактора журнала. Кроме того, он вел на страницах журнала несколько постоянных рубрик, среди которых «Театр и музыка», где, помимо отдельных рецензий, регулярно публиковал пространные аналитические статьи текущего репертуара труппы «Сайяр». Одновременно с работой в «Восточном клубе» и журнале «Анг», Габдрахман Карам систематически писал для газеты «Кояш».
Октябрьская революция прервала эволюционный поступательный процесс развития татарского общества. Но национальная демократическая интеллигенция не сразу поняла, какими серьезными, трагическими последствиями грозит приход к власти пролетарской диктатуры. Напротив, первое время она,
окрыленная радужными перспективами, щедрыми обещаниями большевиков, ободренная долгожданной отменой цензуры, падением ненавистного царского самодержавия, активно включается в строительство новой национальной культуры. Нужно отметить, что время с Февральской революции и вплоть до начала двадцатых годов было для татарского театра весьма плодотворным. Воспользовавшись представившейся' свободой, театр начал ставить запрещенные ранее произведения, активно разрабатывать национальную тематику. Среди значительных постановок того времени можно выделить такие как: «Зулейха» Г. Исхаки (1917), «Тагир-Зухра» Ф. Бурнаша (1918), «Буз егет» К. Рахима (1921), «Юсуф-Зулейха», «Лэйла-Меджнун» К. Амири (1922-1923), «Сак-Сок» А. Сагиди (1923) и многие другие. Ценность этих постановок в том, что они глубоко самобытны и национальны, в них была сделана попытка органично соединить еще новые для татар театральные формы с идущими из глубины веков традициями восточной лирической и эпической поэзии. Одновременно ставилось большое количество переводных пьес, а также национальных произведений, пронизанных духом революционной романтики, развивались новые жанры драматургии, в частности, так называемая «пролетарская драма». На одной сцене шли произведения Г. Исхаки, Г. Камала, Ф. Бурнаша, К. Тинчурина, Г. Кулахметова, Ш. Усманова, М. Файзи, X. Такташа, Г. Рахима и многих других, совершенно разных, как по своим политическим взглядам, так и по творческой ориентации писателей. Можно с полным правом утверждать, что в этот небольшой промежуток времени (19171923) на татарской сцене царил подлинный плюрализм. Заметно обогащались и выразительные средства сценического искусства. В первые годы советской власти, Габдрахман Карам, воодушевленный созданием нового, теперь уже государственного, театра, много и увлеченно работает. Он активно сотрудничает с вновь появившимися газетами «Эш», «Татарстан», «Татарстан хебарлере», «Кызыл шерек яшьларе», пишет статьи, посвященные истории татарского театра, отдельным спектаклям, мастерам татарской сцены. К этому периоду относятся большинство его переводов, в том числе знаменитых трагедий Шекспира «Отелло» и «Король Лир», драмы М. Горького «Мещане». В 1921 году Габдрахман Карам переводит на татарский язык теоретический труд русского искусствоведа В. Керженцева «Творческий театр». Со второй половины двадцатых годов ужесточается идеологический контроль над литературой и искусством со стороны партии и правительства. Различными резолюциями и
директивами на театр возлагается функция воспитания классовой непримиримости и антирелигиозной пропаганды. В печати разворачивается кампания против «буржуазных», «феодальных», «националистических» и т.п. произведений и авторов.
В таких исторических условиях Габдрахман Карам никак не мог оставаться ведущим театроведом республики. Его имя навсегда исчезает со страниц газет и журналов. Последние известные нам статьи Карама в периодической печати датируются 1923 годом. Примечательно, что даже в юбилейном сборнике «20 лет татарскому театру», выпущенном в 1926 году под руководством Галимжана Ибрагимова, нет ни одной его статьи. Что вполне естественно: новая власть не могла простить Габдрахману Караму его купеческого происхождения, родства с Апанаевыми, участия в работе такой «пантюркистской и панисламистской» организации, как «Восточный клуб», сотрудничества с буржуазными «националистическими» газетами «Йолдыз», «Казан мохбире» и много чего еще. И хотя Карам не был репрессирован, как его ближайший друг и сподвижник А-Г. Хасани, но заклейменный как «буржуазно-националистический» литератор, он был обречен на вынужденное двадцатилетнее молчание. В последние годы жизни этот блестяще образованный человек работал вахтером в типографии... Карам умер летом 1947 года от сердечного приступа.
Второй параграф «Габдрахман Карам и общие проблемы литературы». Габдрахман Карам проявил себя не только как тонкий и эрудированный литературовед, но и как переводчик русских и зарубежных произведений, ответственный и строгий редактор. Такая многогранная и серьезная деятельность на ниве национальной литературы, естественно, подразумевает наличие у Карама основательной творческой программы, цельной системы взглядов на пути развития литературного процесса, осознанно выбранного направления в данной сфере. На наш взгляд, закономерно рассматривать творческую деятельность Габдрахмана Карама в единстве с общими тенденциями развития литературы того времени, в тесной взаимосвязи с другими представителями национальной демократической литературы, на культурном и историческом фоне той эпохи, поскольку суждения Габдрахмана Карама и интересовавшие его проблемы, были весьма типичны для того времени.
Татарских писателей начала века волновала общественная роль литературы и ее связь с современностью. Карам также верил в преобразующую силу литературы и искусства и потому
последовательно выступал за тесную связь литературы с жизнью, за актуальные проблемы в ней. Он считал, что популярность и значимость литературных произведений напрямую зависят от степени отражения в них запросов современной жизни. Таким образом, Габдрахман Карам был убежден в том, что литература и театр должны не только эстетически и нравственно воспитывать читателя и зрителя, но и искать ответы на актуальные общественные и социально-политические вопросы. Следует при этом отметить, что Карам очень высоко ценил неповторимую творческую индивидуальность, литературное мастерство, оригинальный взгляд художника на окружающий мир, тесно связывая это понятие с идейной глубиной, а следовательно, и с общественной значимостью произведения.
Вопросы реализма, соотношения жизненной правды и вымысла привлекали к себе не меньше внимания. Проблема отношения литературы к жизни имела в татарской печати большой резонанс и получала подчас противоречивые толкования. «Литература должна стать зеркалом жизни» - это положение часто повторялось в дореволюционной татарской литературной критике. Причем выражения «зеркало жизни» понималось буквально, как копия или фотографический снимок с жизненных событий. Многие драматурги, писатели реализовывали этот принцип на практике, находя для своих героев реальные прототипы в жизни и перенося их в ткань своих произведений полностью, со всеми их мелкими и порой случайными чертами. Габдрахман Карам признавал, что художник должен учиться у жизни, черпать из нее наблюдения, сюжеты, проблемы, характеры. Вместе с тем, он не одобрял полное, слепое копирование и не хотел, чтобы литература и, в частности, драматургия сводилась к пародированию реальных и всем известных лиц. По мнению критика, драматург в большей степени должен обладать творческим воображением, умением обобщать и анализировать, моделировать художественную действительность. Таким образом, по мнению Г. Карама, правда искусства не сводится лишь к прямому воспроизведению внешних, зримых явлений действительности, видимого мира. Воспроизводить действительность в искусстве - это значит вскрывать ее во всей глубине и богатстве.
В этой связи, неизбежно встает вопрос о типическом в искусстве. Поскольку жизненное и типическое - это органически взаимосвязанные понятия, которые являются основными свойствами реалистической литературы. Габдрахман Карам также не оставался в стороне от этой проблемы. Выражения
«тип» и «тип, взятый из жизни» довольно часто встречаются в его рецензиях. Но, следует отметить, что ясности и четкости в понимании этого термина у Карама не было. Заметим также, что трактовка критиком данного понятия была в немалой степени обусловлена театральной спецификой его деятельности и интересов. Он четко не разграничивал понятия жизненного, литературного и сценического типа. Но в целом, Карам трактовал понятие тип. как характер, взятый из жизни, во всех его многообразных проявлениях и диалектической сложности. Писатели-демократы выдвинули на первый план проблему народности литературы и искусства. Вопросу народности литературы и театра Габдрахман Карам также уделял самое серьезное внимание. Народность, по его мнению, является одним из главных критериев в оценке актуальности и значимости художественного произведения. Именно народность привлекала его в тукаевской поэзии. Следует отметить, что в отличие от критиков революционно - демократического направления, подходивших к оценке творчества Г. Тукая с классовых позиций и утверждавших, что Тукай был выразителем мыслей и чувств лишь угнетенного народа, так называемых «социальных низов» и не имел ничего общего с буржуазией и т.д., Габдрахман Карам связывал народность поэта с его популярностью во всех слоях татарского общества. Таким образом, Карам, как и многие интеллигенты той поры, видел народность в том, чтобы выражать мысли и чаяния всей татарской нации и не разделял понятия народного и национального. Это подтверждается и той высокой оценкой, которую дал Габдрахман Карам драме Гаяза Исхаки «Зулейха».
В начале XX века значительно расширились и окрепли межнациональные связи татарской литературы и с небывалой ранее остротой встали проблемы перевода. Г. Карам считал, что, хотя литература любого народа развивается прежде всего, на основе национальных традиций, вместе с тем, она неизменно находится в постоянном взаимодействии с достижениями мировой культуры. В своих статьях он проводит мысль о том, что ни одна литература не может развиваться в узко национальных рамках, а тем более татарская, находящаяся в стадии бурного развития и изменений. Уже в начале своей критической деятельности он предопределил то огромное значение, которое будут иметь для татарского театра драматургия Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова. Позднее, как значительное событие, оценивал критик премьеры драматических произведений классиков восточной и западноевропейской литературы. Вместе с тем Карам
справедливо считал, что «переводы ради переводов» не нужны. Прежде всего, переводчик должен уяснить значение пьесы для своего времени и народа, подумать о том, какой общественный резонанс вызовет ее постановка у татарского зрителя. Таким образом, Габдрахман Карам занимал активную позицию по всем актуальным для своего времени вопросам литературы, и его точка зрения на культурные процессы в татарском обществе была близка взглядам демократической интеллигенции - Г. Тукая, Г. Камала, Ф. Амирхана, Н. Хальфина и др. Третий параграф «Габдрахман Карам о проблемах драматургии». Первооснове любого театрального представления драматургическому произведению Габдрахман Карам уделял огромное внимание. В каждой своей рецензии, первым делом, он посвящал несколько строк пьесе и довольно часто даже приводил ее подробный филологический и идейно-эстетический анализ. Обобщая взгляды Габдрахмана Карама на драматургию, можно выделить следующие специфические требования, которые он предъявлял к драматическому произведению:
- пьеса должна быть интересна и понятна зрителю, причем ее содержание должно быть не только занимательным, но и поучительным, важным, актуальным, поднимающим насущные проблемы современной жизни,
- драма должна захватывать, в ее центре должны быть яркие, интересные, важные события, интрига. Большое значение имеет композиция драмы, правильное соотношение всех ее частей: завязки, развития событий, кульминации и развязки. Действие должно развиваться последовательно и постепенно и держать в неослабном напряжении внимание зрителей. Очень важен в драматическом произведении и ритм, в нем недопустимы длинные и ничего не значащие паузы. В целом, драма должна быть динамичной и лаконичной.
- пьеса обязательно должна давать актерам хороший материал для творческой работы, - т. е. яркие, жизненные, выразительные образы, при воплощении которых на сцене, исполнители могли бы проявить свой талант и индивидуальность в полной мере и со всех сторон. Желательно, чтобы в пьесе был один или несколько главных, центральных, особенно ярких и запоминающихся героев.
драматурги должны стремиться воспитывать зрителя нравственно и эстетически, развивать в них чувство прекрасного. «В театре наши писатели должны искать как можно больше возвышенного» - писал Карам. Особое значение критик придавал языку сценических произведений, культуре речи,
полагая, что литература и театр могут и должны стать школой правильного и красивого литературного татарского языка.
Вторая глава «Габдрахман Карам о театре» раскрывает взгляды Г. Карама на сценическое искусство, его роль в формировании татарского театра. Глава состоит из трех параграфов. Первый параграф «Роль Габдрахмана Карама в развитии дореволюционного татарского театра». В ряду многочисленных журналистов, писавших о театре, Габдрахман Карам занимает особое место. Он один из немногих (если не единственный), кого можно назвать театральным критиком в узком, специальном смысле этого слова. Рецензии на спектакли не были для него лишь поводом высказать ту или иную волнующую его философскую или общественно-социальную мысль (хотя и от этой возможности он не отказывался). Пьесу или постановку он рассматривал, прежде всего, как произведение искусства, давая им разностороннюю, всеобъемлющую оценку. Важное значение специальной театральной критики заключается в том, что она в самом настоящем смысле учит актеров, предостерегает их от заблуждений, что на начальном этапе развития татарского сценического искусства, когда им еще не хватало опыта и мастерства было особенно ценно. Примечательно, что в своих рецензиях, Г. Карам не только давал оценки тому или иному исполнителю, но и очень часто предлагал свою трактовку роли. Таким образом он учил артистов мыслить на сцене, выстраивать логику характеров, создавать объемные, диалектически сложные образы. Можно сказать, что в лице Г. Карама, татарский театр имел неофициального учителя, своего рода режиссера и педагога, оценивающего его успехи и неудачи со стороны (и потому более объективно, чем непосредственные создатели спектаклей), скрупулезно вникающего во все - качество переводов, костюмы и декорации, игру актеров, и ненавязчиво, но целеустремленно направляющего развитие театра в желаемое русло. Таким образом, татарский театр обязан Г. Караму не только тем, что в его рецензиях сохранились для потомков преходящие и недолговечные создания сценического искусства, но и тем, что само направление деятельности театра во многом определялось влиянием этого критика.
Второй параграф «Театральное искусство и вопросы национального самосознания» Проблеме национальной самобытности татарского театра и его значения в плане национального самосознания Габдрахман Карам уделял большое внимание. Он подходил к этой проблеме вдумчиво и
ответственно, поэтому его позиция по данному вопросу и сегодня представляет для нас большой научный и практический интерес.
В противовес охранителям «исконной мусульманской культуры», утверждавшим, что театр противоречит обычаям и религии татар, Габдрахман Карам отмечал естественность и закономерность появления у татар своего национального театра. Карам доказывал, что, преодоление национальной ограниченности и приобщение к достижениям мировой цивилизации (одним из которых является театр) есть естественный и прогрессивный процесс, свойственный всем, без исключения народам.
Признавая, что театр является для татар заимствованием, Г. Карам все же искренне считал, что это приобретение можно поставить на службу национальным интересам. Он верил, что театр будет способствовать развитию национальной культуры и идеологии, росту национального самосознания, что театр поможет татарам преодолеть вековую отсталость. Карам считал, что театральное искусство должно будить в зрителе национальные чувства, гордость за свой народ, желание послужить ему во благо. Национальный оптимистичный дух, царивший на первых театральных представлениях, он ценил очень высоко.
В дальнейшем, когда театр уже утвердился в татарском обществе и встал на путь сложного, противоречивого развития, восторженности в тоне статей Габдрахмана Карама поубавилось. Ей на смену пришли сдержанность и трезвость, в рассуждениях критика появились нотки предостережения. Антиклерикальные мотивы, предвзятое, необъективное отношение к служителям культа никогда не вызывали у критика одобрения. Карам понимал важную роль религии в национальном самосознании татар, он признавал за Исламом большой внутренний потенциал, способность к развитию и обновлению и его очень беспокоила укоренившаяся в театре манера исполнять роли мусульманских священнослужителей только в негативном свете.
Вообще, жанр сатирической комедии, отображающей жизнь несколько односторонне и нацеленной, в первую очередь на достижение успеха у не слишком искушенной публики не очень импонировал Г. Караму. Он отдавал предпочтение трагедиям и драмам, считая, что о национальных проблемах следует говорить серьезно, вдумчиво, не только высмеивая и обличая лежащие на поверхности недостатки, но и размышляя,
анализируя, проникая в глубинные причины происходящих процессов.
Карам бережно относился к национальной самобытности. Он понимал, что татарское искусство должно развиваться по своим законам, иметь свои неповторимые особенности. На пути приобщения к достижениям мировой цивилизации недопустимо слепо копировать чужые образцы, нужно бережно сохранять черты национального своеобразия, традиции, сложившиеся веками.
Карам считал, что театральное искусство должно не только воспроизводить на сцене внешние атрибуты нации, но прежде всего, выражать ее сокровенные мысли и чувства. Поэтому Габдрахман Карам высоко ценил драму Гаяза Исхаки «Зулейха», как истинно национальную трагедию, затрагивающую чувства всего народа.
Третий параграф «Взгляды Г. Карама па актерское искусство».
Система взглядов Г. Карама на актерское искусство вытекает из его понимания театрального искусства в целом. Стоя на реалистических позициях, Г. Карам придавал большое значение правдивости, жизненности актерской игры. Костюм, прическа, грим, осанка, манера двигаться и говорить - все для критика было чрезвычайно важно, поскольку все это работает на создание реалистичного, полнокровного, живого образа. Помимо внешних факторов, большое значение придавал Карам внутренней технике артиста, дару перевоплощения. По мнению Габдрахмана Карама, артист должен уметь тонко и глубоко проникать во внутренний мир изображаемого персонажа, его душевное состояние, уметь передавать все оттенки его переживаний, неуловимые, индивидуальные черточки его характера, тончайшие психологические нюансы. Карам очень ценил актерскую индивидуальность, самобытность. По мнению критика, исполнитель должен вкладывать в роль, созданную драматургом, свое видение и понимание. Очень важны для Карама были такие качества как неповторяемость актера в игре, состояние постоянного художественного поиска, выявление все новых сторон и красок образа, углубление и совершенствование роли, а также умение установить близкий, искренний, эмоциональный контакт со зрителем. Габдрахман Карам высоко ценил умение актера воссоздать на сцене определенный тип. Вместе с тем, он не смешивал понятия тип и амплуа. Габдрахман Карам видел в традиционном делении актеров на амплуа искусственное ограничение творческих возможностей артиста, преграду для их полнокровного и разностороннего развития. В своих статьях он часто сожалеет по
поводу того, что тот или иной исполнитель не может выйти за рамки своего амплуа. В исполнителях Габдрахман Карам ценил широту творческого диапазона, умение создавать разноплановые образы.
Нужно отметить, что Габдрахман Карам предъявлял актерам довольно высокие требования в постижении «диалектики души», внутренних мотивов поведения, всех тонкостей психологии воплощаемых персонажей. Он учил актеров видеть своих героев в процессе их духовного развития и передавать мельчайшие изменения в их душевном состоянии.
Примечательно, что уже тогда Габдрахман Карам считал необходимым синтез актерского и режиссерского начала для всестороннего раскрытия образа, более глубокого его постижения. Интересно также, что уже в 1914 году, предвосхитив повсеместное распространение системы Станиславского, Габдрахман Карам говорил о необходимости выстраивать внутреннюю логику поведения актера на сцене, с учетом всех предполагаемых обстоятельств и так называемого «сквозного действия».
Габдрахман Карам высоко ценил талант, неповторимую актерскую индивидуальность, но считал, что для артиста одного природного дарования недостаточно. Необходим также неустанный труд, настойчивость в шлифовании мастерства, отточенная внешняя и внутренняя техника, жизненный и профессиональный опыт.
Придавая большое значение воспитательной функции театра, Габдрахман Карам хотел видеть актеров высококультурными людьми, достойными подражания. Не случайно в своих рецензиях он уделяет столько внимания манере держаться, со вкусом подобранной одежде и т.д. Особое значение он придавал культуре речи.
В заключении диссертации подведены итоги исследования сформулированы основные выводы.
Список опубликованных работ по теме диссертации:
1. Салихова А. Р. Литературно-критическое наследие Габдрахмана Карама // Научный Татарстан. - 1995. - № 1. - С. 52.
2. Салихова А. Р. Габдулла Кариев и Габдрахман Карам // Аргамак. - 1996. - № 10. - С.124-132.
3. Салихова А. Театр твнкыйтьчесе. - Мирас. - 1996. № 9. -69-73 бб.
Си^