автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Литературно-публицистическая деятельность Ахмета Байтурсунова

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Абдиманов, Омирхан Абдиманович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Литературно-публицистическая деятельность Ахмета Байтурсунова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Литературно-публицистическая деятельность Ахмета Байтурсунова"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. АВАЯ

На правах рукопиа АБДИМЛНОВ Омирхан Лбдиманович

ЛИТЕРАТУРНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ . АХМЕТА БАЙТУРСУНОВА

10.01.03 - Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Алма - Ата, 1992

Диссвршуш ыполнеии на кафедре истории и критики киаахсюй литврачуры Казахского гииу.перотввиното университета инзни Аль-4арайи.

Научный руководитель

Официальное сшюнвн'Ш

Ведущая организация

- доктор филологических нвук, профессор Т.КА1Ш1ЁВ

-член-корреспондент Академии Педагогических Н£\ук СССР, доктор филологических наук, профессор С.КИРАБАЕВ

-. кандидат фИЛОЛОГИЧЕСКИХ нцун У.1ШШШЮВ

- Казахский государственный женский педагогический институт

Защита диссерт«щии состоится г,

в " « •

о ------- часов на заседании специализированного Совета

К I'3.03.01 по присуждению учегой степени кандидат филологических наук в Казахском государственном педшиц-ческои университете имени Айая по адресу: 480100, Алма-Ата, пр.Ленина, 30.

С диссертацией иоаио оыакокитьоя в библиотека уии-верслтета,

Автореферат разослан ___г.

Ученый секретарь специализированного Совета, шми^дт филологических наук

С. ШТЫРОВ

ондая хлрл1ггкрис'гииа работы

Актуальность темы. Коренные изменения, начавшиеся с ап-еля 19Ь5 г. в СССР оказали существенное влияние на общест-енно-политическую жизнь Казахстана. Одним из крупных значи-ельных событий стадо яг'пращетш народу его духовного на-ледия. Сокровищница казахской культуры вновь пополнилась иенами великих писателей, поэтов, преданных забвению и ста-[И известны молодому поколению. Обретя независимость и осво-

V

юдившиоч от пут и догм, навязанных идеолагическнми иостула-'ами партии, открывая "белые пятна" в истории мы сегодня имеем юзможность рассмотреть в истинном свете и с позиций национЬль-юго самосознания различные процессы литературы нач.XX в.

Начало XX века в истории казахской литературы это - "золо-гой век" литературы России, ренессанс Западной Европы. Если з этот период Шакарим, преемник Абая, поднялся на вершины творчества, то Лхмет, Миржаиып, Султанмахмут, Магагш, открыто заявили о сббе в полный голос, спадав высокохудожественные произведения. Литература нач.XX в. с различными течениями до настоящего времени не полностью изучена, хотя известные литературному кругу ученые-исследователи Б.Кенжебаев, Ы.Дуйсемт баев, А.ДербисалийТ.Какиюев» С.Кирабаев, Т.Абдрахманов и цр. стремились осветить этот период казахской литературы.

•Несомненно, отдавая должное их исследованиям, следует подчеркнуть, что творчество Ахмета, Миржакыпа, Магяана, Жусуп-бека оценено было ими лишь с одних позиций. Главная причина столь одностороннего освещения тех лет, господство на долгие годы застывших, догматических подходов а оценке объективного и субъективного процессов история.

Ахмет Байтурсынов - видный деятель сыгравший в конце XI начале XX в.в. значительную роль в общественно-политической жизни казахского народа. Он - поэт, публицист, литератор, у ный-лингпист, политический деятель, сформировавший собствен платформу освобождения народа; придавший научно-философску социальную значимость понятиям свобода, равенство; личность имевший оригинальную концепцию развития общества. В его Сто многогранней деятельности одна сторона - литературно-луб^иц тическое наследство - стало предметом нашего внимания.

Доминирующей особенностью творчества Ахмета Байтурсынов стало освобождение народа, придававшая ему силы в достижени цели. Она красной нитью проходит через его талантливые поэт кие сочинения и публицистические произведения.

Актуальность работы заключается в изучении литературно-публицистического наследия А.Байтурсынова, так как казахску литературу начала XX века невозможно осуществить без понима его произведений.

Бесспорно и то, что ознакомлениейлитературно-художестве опытом А.Байтурсынова восполнит пробел в истории исследован литературы нач.XX в.

Цоль и задачи. Основная'цель работы - на основе совреме разработок по истории литературы определить место художеств публицистического наследия А.Байтурсынова в литературе нач.

Творчество А.Байтурсынова состоит из четырех основных н правлении: поэзия, перевод, публицистика и литературоведени Каков вклад в каждуа из них в отдельности, а также в целом в казахску» литературу - основная задача работы.

При решении цели и задачи нвгае основное направление - оце-гь идейно-политические основы произведений А.Байтурсынова юзиций современных концепций, так как все его творчество хчинено одному идеалу. Например, если его переводах наряду фосветительством в 'исторической форме прослеживаются идеи эьби, то в собственных стихах он открыто выступает и ^оспе-зт свободу народа. Эти два направления творчества подчинены (ой цели, хотя каждый имеет свои особенности. 11оэтому, если ранн «. этапе творчества преобладает просветительство, то в ¡дующий период и до конца дизни твердо он следует избранному :и - освобождению народа.

Исходя из вышесказанного мы ставим себе конкретные,практи-:кие задачи;

- глубоко исследуя бесценное творчество А.Байтурсынова внес-свой . посильный вклад в круг исследований литературы нач.

в.;

- а также создания новой концепции в ахметоведеиии на основе окупного изучения и разбора различных мнений и научных точек ния.

Научная новизна исследования заключается в том, что разносто-нее творчество одного из крупных представителей казахской ературы А.Байтурсынова впервые становится предметом столь стороннего изучения. 13 ранее опубликованных, немногочислен-

статьях и работах творкествг А.Байтурсынова не подвергалось тельному анализу на основе единства и общности личности та, многообразия и глубины его творческой деятельности в ературе нач.XX векг..

В связи с этим, определено место А.Байтурсынова в казахской литературе и дино научное объективное заключение о его публицистике как вкладе в становление и развитие казахской журналистики.

Практическая значимость исследования. Бесспорно, что оно заинтересует исследователей литературы, поскольку воспоя^дан пробел в изучении одного из многочисленных "белых пятен" казахской литературы нач.XX в. |

Опит данного исследования возможно использовать в качес; ве учебного пособия при разработке лекционных курсов, практ! ческих и лабораторных занятий. Несомненно, творчество и нау> ние труды его заслуживают отдельного иэучышя в истории лит! рат^ри и литературоведения. Подготовка спецкурсов и семинар "Творческий мир А.Байтурсынова", "Ахметоведение"- настоител пая необходимость и веление времени.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной р боты обобщались на Всесоюзной межвузовской научно-тео^етиче и практической конференции "Многонациональная советская жу! налимики: историческая опит и проблемы перестройки" / Алш Ата, 1Ь - 17 мая 1990 г./ и на научных конференциях молоды) ученых КазГУ в 1У6У и 1990 г.г.

Концептуальные положения работы обсуждены и одобрены № кафедре истории и критики казахской литературы КазГУ им.Ал Фараби.

Но теме диссертации опубликовано несколько статей на с ницах республиканской пёчати.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, тре глав и зчключеш.я.

- ь -

Основное содержание работы

Во введении обосновывается выбор, актуальность и научная овизна, определяются цель и задачи исследования.

Первая глава "Ццея свободы и гражданский пафос поэзии ..Байтурсынова". Рассматривая поэтическое творчество А.Бай^ур-ннова на основе эволюции его взглядов, в данной главе мы по-тарались г:убже раскрыть суть его идеи борьбы за национальную вободу на конкретном материале /книги "Кырык мыоал" и "Maca"/.

Поэзия А.Байтурсынова нач.XX в. проникнута гражданским па-осом, одной из характерных черт которой является борьба за вободу. Эволюция-взглядов поэта-гражданина зримо прослеживает-я в его произведениях. Поэзия - одна из главных значительных торон творчества А.Байтурсынова. Борец за свободу, призывающий знаниям, светлому дню, А.Байтурсынов в своих первых произве-ениях .использует своеобразный поэтический прием, перрводя баси известного русского поэта И.А.Крылова.

Басня - один из видов народного творчества, понятный и оступный каждому народу. Басня как один из в>'дов иносказания тала' для А.Байтурсынова, ищущего пути освобождения народа-езаменимым методом передачи свои мысли в эпоху жесткой цензоры ерез стихи И.А.Крылова, умело используя "эзопов" язык.

Сборник "Кырык мысал" переиздавался трижды: Петербург 1У09/, Оренбург /1913/, Казань /1922/. Тему сочинений сб."Кырык ысал" можно разделить на две крупные группы. Первая призывает арод к знаниям, справедливости, трудолюбию, основанных на че-озечности, где преобладают воспитание и просвещение. Вторая -единению народа, и к освободительной борьбе.

червой группе басен относятся:"Лебедь, Щука и Рак","Осел Сол; , "Обег:, на и очки", "Старик и работник"."Собачья

дружба","Пастух и комар","Зеркало и обезьяна","Бедный богач", "Свинья под дубом" и др. В них через отрицательные образы животных показаны невежество, хвастовство, чванливость. Эти образы, созданные Байтурсыновым,, навеянные народной мудростью,

N

оценивают человека, его поведение, характер, по конкретным результатам его деяния в обществе.

Главная особенность поэта А.БайтурсыНова заключена во второй группе басен, где заметен его собственный стиль. В нее I вошли басни,'бичующие узурпаторство, насилие. К ним относятся: "Вслк и Журавль", "Волк и Ягненок", "Мор зверей","Волк и Кот", "Пестрые Овцы", "Крестьянин а Овца" и др. Все они подробно рас смотрены в диссертационной работе.

Рассмотрение содержания одной из них убедительно свидетель ствует о способностях баснописца А.Байтурсынова. Басня "Волк и Ягненок", имеющая политическое значение, написана в остром стиле.

Эту басню можно называть новым произведением, созданный на сходном сюжете. Перевод подлинника из 36 строк получает но> вое содержание в 68 строках,т.е. тем самым создается новое пр изведение. Наличие особенностей ярко заметно в начале и конце басни, а также из диалога Волка и Ягненка. У Крылова начало следующее:

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться

И подобно же боде случится, Что около тех мост голодный рыскал Волк, Ягненка видит он, на добычу стремится; А.Байтурсынов переводит это тан: Булавка су 1шуге келд1 Козы, Жанында сор1г1 жоп жалгыа оз1.

"Бер1 жок десен, шыгар бер1к астынан" Пэле мен каэа алые па, келсе кез1. Третья строка в начале басни А.Байтурсынова "Бер1 жок, !сец, шыгар, бэр1к астынан" придает особый смысл началу сти-наполняет его содержание чисто национальным дыханием. Если И.Крылова в начале известна развязка финала, то А.Байтурсы->в придает развитию сюжета Логическое завершение в конце бас-

Обвинения Волка оказались заранее придуманными, правдивая >беда Ягненка граничит с его реальным поражением. Ягненок ) последнего уверенный в своей честности и невиновности, ожи-шший справедливости, узнав о своей "главной вине" покорно дчиняется судьбе.

Шошиды Нозы байгус кулкын танцп, Кутылар б1лгенменен онан нагып?!... басне Байтурсынооа безошибочно просматривается узурпаторство, жсущее судам царской России, творившим беззаконие в Казах-■ане, признававших невинных виновными и наоборот. "Главная ма" казахского народа под властью колонизаторов схожа с ви->й и судьбой Ягненка. Намекая на это в басне, автор на приме! показывает, что от господствующих нельзя ожидать какой-либо |раведливости.

В целом басням этой группы присуще единая мысль, характер-

V

1Я-глубоким содержанием: жалея, сопереживая тяжелое положение |бственного народа, поэт видит основного виновника всех бед, отому он стремится разбудить народ, пробудить в ном мысль, новной виновник псех бед - колониальный гнет царской России, !3 освобождения из под которой невозможно развитие, расцвет рост.

А.Вайтурсылов из 197 басен Крылова выбрал и перевел 36, расположив их в единой композиционной структуре. Книгу открывает басня "Аэду, Шортан Ьам Шаян", зовущих к единству, а стяьит точку "Малшы мен Маса", где главная мысль -."проснись, казах!"

Переводи А.Вайтурсинова в самом деле стали новымитворемижмц истинно казахскими произведениями. Просеянные через казахскую многовековую народную мудрость, они были духовно преображены, получив новое национальное-звучание. "Кырык мысал" А.Байтур-сынова представлены через всю красоту и изящество казахского языка. Раскрывая природу казахской нации и сочность, богатство его яэика, он мастерски их использует.

Говоря о языке басен А.Байтурсынова, нельзя не сказать о том, что р них широкое распространение получили казахские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Они использованы в самой основе басен, и как примеры нашли ыэсто, иногда переведены прямо или косвенно в соответствии со строем слов и с целью сохранения смысла, в то и полностью, перестраивая строй и месторасположение слов. Наряду с этим А.Байтурсынов, используя своеобразные словосочетания, весомый, глубокий смысл передает через минимум слов, поражая достоинством и благородством неродной мудрости. Этому пример ;"Сары жеаден саф алтынды айырмайтын",. "Досын, кеп т1рл1к пенен аманыцда","Агайын б1рЗ. пдна, б1р1 - кару "/'Досыпан надан болса, артыц дугапан'У'Пи-гылды тузетпейд1 даулет пен бац".

И.А.Крылов отмечал, что из всех его басек 33 являются пере водными, исследователи полагают, что в 20 из них сюжеты заимствованы у Лофонина. Лафонтен не написал ни одной собственной

асни. Но несмотря на это ни один'человек не скажет, что эти баси не принадлежат Лафонтену, так басни и Лафонтена, и Крылова, Байтурсынова - это кладезь мудрости народной.

Классик казахской литературы М.О.Ауэзов в 1923 году в татье, посвященной 50-лртню А.Байтурсынова писал:"Слова,ска-анные Ахметом казахами еще не забыты, мотивы, известные в аснях еще не устарели. До настоящего времени они, будучи силь-ыми в напевах казахской степи вместе со степными вольными етрами паспространяются повсюду".* Подчеркивая бессмертность уха идей гражданственности, ставшей знаменем его поэзии, .Ауэзов отметил, ее преемственность. Эти мотивы - основной тержень и в собственных его стихах..

Что пробудило стать поэтом А.Байтурсынова? Какая сила по-.вигла его ум, силу таланта для высокой цели? Считая себя сыном арэда, он вырос и закалился в борьбе за его национальную свободу и независимость. В этой борьбе самым острым оружием стала юэзия, наиболее близкая и понятная казахскому народу. Он пи-ют:

Мен жаэган кенес, Иактаныш емес

Ат шыгармац ак;ынды^, -

/<Кауап хаттан"/

:тавя идеи свободы превыше всего стремится собственные чаяния, лысли донести до народа именно члрез стихи.

По нашему мнению имеются два триода в поэтическом творчестве А.Байтурсынова: первый - 1Ь95-1%Ьг.г., где он предсталт сак демократ-просветитель; второй - 1905-1913 г.г. - как борец,

Е. Ауэзов М. "Аханрш елу жылдых тойы"// Ак жол,1923, А »кпан.

воспринявший идею борьбы и указывающий казахскому народу путь к свободе. Почему такое разделение? Литературно-публицистической деятельностью он начал заниматься в Ш95 r¿, будучи учителем, и в 1901-1904 г.г. перевел "Кырык мысал". Следовательно, необразованность народа стали основой для просветительства. Революция 1905-190? г.г. охватившая Россию указала другой nyxi к свободе - борьба. С этого времени в творчестве поэта прослеживается революционный дух. Это особенно заметно в сиорниках стихов "Maca" (1911,1914, 1922 г.г.).

А.Байтурсынов стремится своей поэзии придать социально-политическое звучание, что видно в стихах "К^рщаралы каласына' "Жауап хаттан","Досыма хат!', "Мауга тускенн1ц сез1","Бак" и др.

Одним из первых стихотворений, положивших начало этому циклу является "Анама хат", время написания которой точно ука зано М.Булатовым:"й письме к матери", написанном в 1909 г. из Семипалатинской тюрьмы..Стихотворение, вырвавшееся из по таенных глубин сердца, глубоко раскрывает душу, полное лиризм и надежды. Посвящая его самому дорогому человеку - матери, и склонив голову перед ней, он осознает себя сыном народа, служение которому' - высший долг.

Жажда борьбы во имя освибовдения народа из-под колониаль ного угнетения, стремление помочь казахской нации осознать се бя - таково революционно-демократическое направление творчест поэта. Вина за невежество - трагедию казахской нации полность лежит на колониальной политике царской России: Каэагым - ел1м, Кайцайып бел1н,

I. Дулатов М. Ахмет Байтурсынсj./Груды общсстьа изучения киргизского кроя. Ш вып. Петербург, 1922, с.19.

Сынуга тур таянып. Талауда малин, ^амауда жаныц,

Ахи кез1(щ1 оянып.

/"Жиган-герген"/-После стихотворения "Письмо к матери", одним из значитель-< было "Н.К.Ханымга", раскрывшее глубину его мыслей. Оно^вдре-занное молодежи,объясняет цель и трудности избранного пути, также глубокий фило офский смысл жизни А.Байтурсынова. Обвине-т,гонения, переплетаясь с трудной судьбой поэта, а также раэ-лья о сути человеческого достоинства, о цели и смысле свободы, 1всдят его к размдаяениям о смерти и жизни, о настоящем и бу-цем.

\

Тан кем1лер, кем1лкэс еткен 1с1м, ОйлаПтындвр мен емес, б1р кунг1с1н, Журт укпаса, укпасын - жабьл^паймын, Ел буг!нш1л, мен1к1 - ертецг1 уш1н, Победу настоящего, чему посвящена жизнь, он видит в будущем. 'Н.К.Ханымга" мы без труда узнаем образа борьца, героя новой >хи, готового пожертвовать себя во имя завтрашнего, во имя счастья народа.

Поэзия А.Байтурсынова дапа начало новому направлению в каэах-)й литературе, воспевающим национальное единство, национальную ¡беду. Зто не просто воспевать, граничащее с плачем, а пра-[ьное осмысление истоков . будущего и указывающее к нему ■ь. Казахские поэты до него чувствуя трагедию народа, видели |Сбождение его сольдо в просвещении, не смогли в евпих произ-.екиях указать правильный путь, а А.Байтурсынов показал не тольй?

к заветной цели, но и звал к нему. Просветительство его поэзии, вело к пробуждению, а пробуждение - к познанию главного виновника трагедии, познание к порывам, открывающим дорогу к свободе. Это и есть путь в поэзии проторенный А.Байтурсыновым Об особом месте А.Байтурсынова в казахской литературе М,Д>

латов сказал следующее:"Он простым и понятным киргизским /ка-

t

захским - O.A./ языком поет о свободе, о нации,- об угнетенной и отсталой казахской нации, призывая ее к просвещению, к т|уду и освобождению о* вековой спячки и, пробуждая в каждом казахе чувства гражданственности. Стихотворения А.Байтурсынова по вне ней своей красота, по внутреннему содержанию, легкости и равнг мерности, занимает первое место в киргизской /казахском - О.А, , литературе".*

Подводя итоги, следует сказать, что творчество А.Байтурси нова стало рубежом в развитии казахской литературы нач.XX в. и заложил основы истинно революционно-демократической поэзии казахской литературы. Поэтому мы должны рассматривать тяорчес кос наследие А.Байтурсынова,"духовного вождя" /М.Ауэзов/ каза ского народа нач.XX в. с позиций сегодняшнего национального с мосознания.

Вторая глава. "А.Байтурсынов и газета "Казах". Здесь под]; но освежая роль А.Байтурсынова в становлении казахской печату и на анализе конкретных материалов газеты "Казах", стремимся раскрыть мастерство публициста. Хотя, истории революционной П( чати Казахстана посвящены ряд исследований, написано несколы монографий /К.Бекхожин, М.Фетисов, Б.Кенжебаев, Т.Кожакеев, С.Козыбаев/, но и они не лишены "белых пятен". Зина за малой

1. Дулатсв М. AxMOi- Байтурсынович Байтурсынов./Труды обществ изучения киргизского края. Ш вып. Оренбург, 1922, c.ZI.

знность и отсутствие справедливой оценки дЬ настоящего време-» деятельности газеты "Казах" лежит в идеологизации литерату-Исследователи истории журналистики нач.XX в. обходили отпишем газету, а если и вспоминали о ней, то лишь для очерне-лп в целях аргументация собственных идеологизированных мыслей* Газета "Казах" выходила со 2 февраля 1913 г. по 16 сентяб-ч 191В г. в г.Оренбурге. Редактором ее был А.Байтурсынов,

I

здателем Мустафа Орязаев. Издание газеты явилось крупной ве-эП в развитии культуры, искусства *л журналистика. Она первая ^официальная и самая многотиражная казахская газета. "Казах"-азета, обладавшая смелым политическим голосом. Она не жалея ил вела борьбу з& свободу и ссциально-кульгурное развитие ации. Для своего времени она имела значительный тирая - около тыс. "Время газеты "Казах"... приходится на события, когда азахское население пережило события 1905 г., когда поняв при-ины недуга народа, интеллигенция решив разбудить нацию, соб-ать его силы воедино, годуг о о сопротивлении царизму, решает ереходить от пустых слов к делу..."*

Цель газеты - указать казахам, живущим в бедности и темное, верный путь. В своем обращении к читателям издатели так азъясняют задачи:"Задача э^ой газеты - служить для пользы арода, руководить распространением науки и искусства, энако-ить с жизнью других народов. Чтобы выполнить это и дпсать счерпывающие известия о законах администрации, о работе Госу-арственной Думы и Государствен!.ч^го совета, помещать собствен-ые и поступающие известия, писать о положении казахов в прош-ом и настоящем; советоваться о жизни, торговле, профессии,

. Ауаэов М. /Коныр/ Казак эдебиет!н1н каз1рг1 дэу1р1.$11олпвн, № 4,Ь, 122-6.

посева. , животноводства; показывать пути ооучения в школах, медресе, мектепах, обучения искусству, языку и литературе; писать о лечении людей и животных".*

Высокой целью газеты являлось превращение ее в центр объединения грамотных людей.

Основа многих обвинений в адрес газеты, имевшей якобы пра-

I

вильную направленность только до февральской революции 191^ г. в том, что сна явилась причиной формирования партии "Алац|'. Предание забвения до настоящего времени борьбы газеты за своб?

У

ду и будущее собственного народа, равнозначно погребению ее истории. В каждом из 26Ь номеров газеты, заметен яркий след храбрых сынов народа, думавших о положении народа и соЕершаЕЩ' огромную работу. Ставшая трубчьш гласом своей эпохи впоследст вив неугодности властям, она^1 закрывалась 26 раз.

В диссертации, на основе изучения и тщательного анализа м териалов на различные темы, дано изложение собственной концеп туальной мысли.

В статьях А.Байтурсынова "Казац жайы" ("Положение казахо! "И^аэац^п керегГ' ("Нужды казаха"), "БШм жарысы" ("Конкурс знании"), "Мектеп керектерГ' ("Нужды школ"), "Басгауыш менте) ("Начальная школа"), "Бу заманнын согысы" ("Война века"),"3; кон жоо'асынын баяндамасы" ("Доклад по проекту закона"), "Цаз Ь»м Дума" ("Дума и казах"),"Казан; жер1н алу туралы низам", "Казака ашы^ хат" ("Открытое письмо, казахам"), "Тагы да нар ный суд ханында" ("&це раз о народном суде") и др., М.Дулатс "Хаз1рет султан","Шэк1рттер жайынан, "Уш1нш1 кань Ьем н;азащ' "Шокан Шыцгысулы Увлихан", "Исмаилбек Гаспринский" и др., А, кейханова "Би Ьэм бил1к туралы", "Шаруашылы^тыц езгеру! тур) I."Казах", 1913, № У.

шбатшыльщтин себеб1 кеде?","Мемлекет туралы", "1ерд1 цалай iy керек?","Мусылман съезГ',"Бук1лсШрл1к съезд","Думада-гы л-иялар", "Дума жзне цаза^тар", дана характеристика хозяйст-и экономике казахов, политического положения того времени и ¡ьтурного просветитапьства. Газета, чутко улавливая суть об-зтвенно-политическик нопенений, стремилась по возможности дать принципиальную оценку, сохранив при этом беспристрастность, ремление газеты охватить все стороны жизни народа исходит из роких задач, поставленных ею. Всесторакнз исследуя деяталь-Л'ь газеты "Казах" . возможно охватить все процессы создания, рмирования и развития казахской журналистики, так как путь га>* гы "Казах" обернулась основой ее становления; различая бо-s и черное, глубоко изучив диалектический путь казахской иур-листики, она оказала влияние на решение многих насущных зо-осов.

Одной из многогранных сторон деятельности А.Байтурсынова ляется журналистика. Его статьи, написанные со знанием худо-ственного языка, пропагандировали передовые идеи и служили кентиром многим современникам, поднимая кровные, насущные ин-р.есы казахского народа. Сн не просто журналист, наставник, воивший все оттенки публицистического мастерства. Начало пуб-¡цистики А.Байту'рсынова, тесно связанного с газетой "Казах", ■носится к более раннему времени. Вот как об этом пишет осно-толожник казахской советской литературы С.СеЙфуллин:"С 1905 ща среди киргизской /казахской - O.A./ интеллигенции, а в ¡обениости среди учащейся молодежи с 1912 года наблюдалось аспространение революционной идеи, т.е.' вернее идеи националь

ного равенства и освобождения. Вдохновителями пробуждающейся

1 ,

молодой киргизской интеллигенции 1ыли видные в то время "рево люционные" кадеты, публицисты Букейханов, Дулатов и Байтурсы-нов".1

Верные и остры*1 мысли, мнения в распространяемых А.Байтур новым идеях свободы и др. насущных вопросах, бесценны тем,что раскрывают суть колониальной политики царской России.Они тесн связаны с угрозой, выпавшей на долю казахского народа, в вопр сах земли, учебы, и власти. У газеты по многим вопросам,в том числе о земле, учебе и власти имелась хорошо продуманная и це ленаправленная концепция. Невозможно полностью изучить и дать анализ всех вопросов, поднятых газетой "Казах", но возможно определение ее исторической роли и деятельности А.Байтурсынов в ней как публициста по кругу трех вопросов.

Вопрос о земле - "малым-жаным садагагы.жаным-арым садагас скот-души услада, душа- чести приют"- O.A./ самый главный вопрос для казахов. В начале XX в. начался интенсивный захват К-'Иболее плодородных земель казахского народа. Ко времени вых да в свет первых номеров газеты "Казах" он более усилился и царское правительство целенаправленно вело народ к опасности и трагедии. Поэтому, окружение газеты "Кааах" не могло ,не вме гааться в столь жизненно важный вопрос. Об этом так писал редактор газеты А.Байтурсынов¡"Самый главный вопрос для каэахоЕ вопрос о земле. Это вопрос жизни и смерти. Ошибка в этом вопросе, ориентация на невзрный путь- и вся ответственность ja 5 м-н.казахов j:;dsüt на наши плечи. Поэтому лучше всего следус

открыто говорить казахам правду, советовать им, не вводя и

р

других в заблуждение". С первых номеров газета "Казах" обра1]

внимание на земельный вопрос, повело решительную борь-:/ проп

l.Coi-vfovi.wMH С. ;.Н.жап Шамиль). О казахской интелл'-ич-'НШл!. '';'',Т'Нкаине«-» . иогт-U", 1920 , 2Ь ноября.

: - . • :. -.и.

разграбления. В этой борьбе участвовали активные авторы зеты А.Вайтурсынов, А.Букейханов, М.Дулатов, посвятив много-сленные статьи анализу этого вопроса.

Неспроста газета "Казах" уделяла особое внимание и просве-тельству, так как положение народа, стремящегося к науке, аниям, образованность его, к сожалению , зависела от началь-¡х школ. Бесспорно, что для улучшения ее требовалось разре-1ть многи« узлы, преодолеть многие сомнения. Конечно, в то |емя было мало людей, окончивших средние и высшие заведения )вди казахов. И в общем, при увеличении количества школ и пра-1Льной их ориентации, пробуждение национального^сознания и уверение грамотной молодежи являлось, несомненно.сердцевиной :ей проблемы. Правда и то, что в распространении знаний среди фода могли участвовать и те, кто окончил начальную школу.

Многочисленные статьи А.Байтурсынова в газете "Казах" об ¡учении на национальном казахском языке - это истоки многих ?о трудов по казахскому языку и учебника "Оку куралдары". Мно-ле его Ьтатьи пронизаны мыслью обучения казахскому языку, на-¡юнальной литературе. Эта его'идея была подхвачена'и развита го сторонниками. М.Дулатов в своей статье "Т1л куралы" пишет: ^икто не оспорит того, что именно "Казах" поднял вопросы казахского языка. От кого это зависит? Конечно, от того кто издает. Айкап", выходящая уже четыре года, "Казахстан", прекративший вое издание, на это не обратили внимания"*.

Критика политики царского правительства»заключается, конеч-

о, не только в вышеуказанных вопросах, но через них шло про-

ивостоягче политическому строю системы; Это очевидно и в статьях

¥

власти, где, отмечая лучшие качества и стороны казахских тра-,. "Казах", 1915, Р 93.

_ Ш -

диций, обычаев, предлагается использование законов, грамотны: и приспособленных к жизни казахов. Об. этом наиболее полно говорили в газете А.Байтурсынов, А.Дукейханов. Они выступали против решения вопросов власти, управления через обычаи,шарш га, а за решение их с учетом национальных интересов на основ« гражданских законов. На эту тему было опубликовано много ста'

л

А.Бу;';йханова. Статья А.Байтурсынова "Доклад по проекту закона" - по этой.проблематике ценна разоблачением узурпаторства колониальной политики. За это газета подвергалась штрафу в IX тыс.рублей. Но'возмущение и споры казахской интеллигенции во главе с ^айтурсыновым дошли до сената, -где они доказали правоту своегр мнения. Это также свидетельствует о том, что газета была борцом.

Третья глава."Казах" о казахской литературе". Газета "Ка»

эах" была не только агитатором и пропагандистом общественно-политической мысли и просветительства, но и являлась глашатае искусства и развития передового в литературе. В опубликованных материалах прослеживаются их обсуждение, прямые рекомендаций и разговор с читателем с целью подъема духовности наро; Особое место занимает по данной тематике обширная статья "БШм жарысы".

Прежде всего, А.Байтурсынов и группа интеллигенция, наметившие горизонты развития письменной литературы и ее новых жанров, обращали Свой интерес организационной работе. "Б1л1м Ларисы" - это первый шаг в осуществлении задачи обучекия, овладения прогрессивными традициями передовых народов. Здесь Оыли обсуждены мысли об организации конкурсов на лучшие прок; ведения. Ццсю А.'Зайтурсынова поддержали Ахмет Иоаан Оразя»е, псенкуп Иаманоп у др. обрягосэмные лк;,;и того вымени, чго

материалов гаеет. Газета "Казах" взвалившая на себя ношу ховнога просвещения народа, публиковала хорошие сочинения, таемые публикой. Конечно, газета за пять лет не могла ре-ть все вопросы литературы и искусства. Поэтому в диссерта-и рассмотрены те статьи, в которых высказываны шсли о лите-туре. Основные авторы по данной тематике А.БайтурсыноЕ,М.Дутов, А.Букейханов.

Здесь печатались лучшие стихи Шакарим-кажи, М.Дулатова, Кумабаева,С.Донентаева,В.Цайлинаи др. Несмотря на разнооб-зность тематики, все они были подчинены единой цели. Газета чатала лишь те произведения, которые были полезны народу, а уделяла внимание каждому произведению, выделявшимся нацио-пьным характером. * ' •

В одном из первых номеров газеты была опубликована статья азац тарихы". В ней прозвучали тг\кие мысли:"Казахам казаха-быть вечно, и поэтому, если казахи на основе достижений /ки, культуры и искусства века пробудятся и станут в один ц со всеми передовыми народами, стремясь на утратить своей циональной особенности, соответственно традициям й обычаям эрмируют казахскую культуру, поднимут на высокий уровень эахскую литературу, то они сохранят свою национальную осо-и-юсть".* Следовательно, одной из основных задач было раз-гие национальной литературы. Если журнал "Айкал", скупо ос-цая творческие проблемы литературы той эпояи, сделал персые

о

ги в формирований эстетических стремлений народа, то "Казах" ачительно развил это. Ёсли судить с этих позиций,"Казах" ?рал особую роль в пропаганде передовых образцов нашей на-знальной литературы.

Несомненно, в любом воцюсе, поянятед газетой чувствуется

1яние А.Байгуроынова. Особое внимание к творчеству мастера 1913, № 3.

Какишоо Т. Сын с апаш. Алматы. 1971. 73 с.

художественного слова Абаю - одно из значительных достижений газеты.

А.Байтурсынов, подчеркивал художественно-эстетическуь цен ность творчества Абая, указывает путь буду-цим исследователям-абаевсдам. "Казактын бас акыны" /"Главный поэт казахов"/ начи наетсп со слов ¿""За предыдущие и последние столетия у казахов не было и нет более великого поэта чем Абай". Почему статья начинается именно с этих слов? С целью обратить внимание чите .теля- г хзеты или .? По нашему мнению здесь дело не в показе величии поэта Абая. Речь о другом. Наряду с, возвышением Абая здесь скрыто сожаление, что имя Абая,"главного поэта кайахов' широко не было известна в степи. Первая его книга вышла лишь в 1909 г. Правомерно считая это недостатком, А.Байтурсынов р( шил познакомить великого поэ*а со своим народом впервые со страниц газеты "Казах". А.Байтурсынов стремился открыть и до< тичь художественных высот поэзии, овладеть силой и мощью слова- такова главная задача статьи Особенность поэзии Абая, по мнению А.Байтурсычова, заключена в художественности созданных им образов. Статья является первым крупным шагом в исследовании казахского художественного слова, на примере -творчества отдельного поэта, что в ту пору было не столь час тым явлением в литературе. Опыт анализа литературного творчества, заложенные в казахской литературе А.Байтурсы-новым, был 1 показателем ее роста.

Газета "Казах" рассматривая вопросы литературы, помещала критические и теоретические статьи. Тему пример вышеуказанна статья об Аб&е. Мнения, в':*сказываемна в газете оказали извос

- ZI -

зоздействие на становление критических подходов и научных здов в литературе. В ряду этих работ статьи А.Байтурсынова ж не нэрсе" /"Что значит роман?"/,"Эдебиет1м1зге кэз са-"Вэгляд на литературу"/, М.Дулатова "Манал драмасы" /ta Манал"/, "Надандын 5{урбаны"/"Жертва невежества"/, Р.Мар-за "Казак эдебиет! кайынан" /"О казахской литературе"/, сейханова "Шэкгр1м шел1рес1Ие сын/"Критика "Родословной" зима/,"Цал^аман-Мамыр".

)дной из первых и в становлении литературоведения была >я А.Байтурсынова "Роман не нэрсе?". Это первая з казахс-штературоведении работа об отдельном жанре посла статьи

шханова о видах казахского стихосложения. Автор останав-

»

¡тся на особенностях и художественных достоинствах романа, гив внимание на развитие этого жанра у передовых народов, змводит их в качестве примера. "Внутреннее содержание m -реальное освещение светлых и темных сторон лизни и noix человеку. Роман-зеркало, точно отражающий жизнь человека, г. Благородная цёль романа: искоренение плохих черт харак-, изгнание человеческих пороков - недостатков и невежества, *тывает и дает пример для подражания - идеал",так писал , придавая огромную роль романа в воспитании человечества, хорошо произведения европейских и русских классиков: В. га, Ч.Диккенса, У.Таккерея, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, "Ъголя, А.Н.Толстого, А.Байтурсыков дает историю развития * романа и радуется его возникновению в казахской литерату-'У казахов раньше не было романа. Среди нас первым роман зал М.Дулатов. Кго роман "Ба^ытсыз Намал" /Несчастная Жа-был написан 1910 году". Сазан", 1У14, »> 48.

А.Байтурсынов как редактор газеты. "Казах" много внимания

в

уделял истории казахской литературы и глубокому освещению жи: недеятельности ее великих служителей. Интересно, что собирая материалы на эту тему, в большинстве он поручает их бойкому на перо М.Платову. Следуя традиции А.Байтурсынова, М.Дула-тов пшет статьи о Ахмет Яссауи, Шокан£ ставшие историческо: ценностью. Газета "Казах" на эту тематику публикует статьи М.Дулатова о творчестве и др. тюркоязычных писателей. Это пр де всего статьи о Туказ, Исмаиле Гаспринском и др. Высокая оценка дана в газете деятельности представителем иной национальности в пользу казахского народа. Примером тому статьи А.Букейханова, М.Дулатова о Г.Н.Потанине^ и о др. Конечно,он различны по обьему, содержанию, но роль у них одна - ознакомить с творчеством и жизнедеятельностью тех, чья жизнь была связана с историей казахского народа. Их историческая роль о вещена правдиво и передана как залог будущему. Есть основани полагать, что газета в силу возможностей в данном наиравяени справилась со своей задачей.

К ряду этих работ относятся статьи М.Шокаева, М.Дулатова о А.Диваеве, А.Баржаксина "Ма^алдар"/"11ословицьГ/> А.Букейханова "Царацыпшак Цобыланды", внесшие значительный вклад в изучение этнографии казахского народа.

Газета "Каэах'.т" немало места отводила роли письменной литературы. В статье "Удебиет1м1зге кез салу"/Бзгляд на нашу литературу /, подписанным г^евдонимом, автор определяет меры

1."Казак", 1913, № 16-17; 1914, }№ 71,73,76.

2. "Казах", 1913, 9.

3. "Казак", 1914, 3»"> 80-81.

сохранению собственных основ национальной литературы."Что-вывести национальную литературу на передовые позиции борь-нужно прежде всего познать собственную жизнь, научиться' ь, собрать народный устный фольклор положив в основу один 1нцип, одно направление, изучать собственный народ с разных сторон" - так призывает автор к изучению жизни народа, ¡сте с тем он заключает, что истинное произведение отразит ) национальный характер:"... литература в любое время должна ги в ногу со временем. Пусть литература как эхо - отражает 1евы жизни, как зеркало, горе, беды наррда. Коротко говоря, гература и жизнь должны быть тесно связаны".* Статья "Эде-5т1м1зге кез салу" определяя будущий путь казахской литера-?ы, стремилась показать позиции газеты "Казак" в литературе юэтому она написана в ключе развития программных задач, каза пути роста, развития, сохрачения национальных традиций необходимости их умножения.

Б общем, материалы газеты "Казах" подвергая обсуждению тературу с разных сторон, призывали к сохранению ее нацио-льных особенностей и служении литературы освобовдёнию и своде народа. Говоря словами М.Ауззова:"Время газеты■"Казах" литературе современно с временем подъема национальности. Не-льшие стихи,...' и все статьи посвящены пробуждению казахов, мдания ему бодрости, единения сил, направления на-правильный ть и руководства образованными... .

Итак,- газета "Казах" полностью выполнила возложенные на ¡е задачи, подняла уровень казахсгой литературы на следующую ?упень его развития. "

, "Казах", 19Т6, » 16*.

, Ауэзов М. "^аза^ адебиеЛн1н Каэ1рг1 дэу1р1"/Сот,ременная эпгха казахской литературы/, шолпан,1У23, № 5.

Заключение. Начало XX века - "время обновления^рового ".оциа; ного звучания сознания казахского общества. Историческому в] мени, ставшему' эпохой пробуждения казахского н„.рода, предшв( вовали ряд обьективных и субъективных факторов.

Во-первых,^интеллигенция, получившая европейское образована и проповедовавшая европейское западническое направлен! выдвинула.из своих рядов на историческую арену видных дeятeJ Они, изучив и переняв российский опыт революционного д] жения, наметили проект собственного,своеобразного пути ссво> бождения народа. Прогрессу исторического развития в то врец: способствовали н определенные основы. Среди народа было дос точно чутко чувствовавши веление времени,образованных люде] До недавнего времени во многих исследованиях приводилось в качестве весомого аргумента данные о том, что до революции Казахстане было всего 2% грамотнмх. Одни из последних иссле; ваний, проведенных историками Средней Азии свидетельствуют I 17-20% образованна, куда вошли ранее, не учитываемые, полу чившие образование во многочисленных мектебах, медресе.

Отражением развития и роста общественной и социальной ж ни. служит периодическая печать. Убедительным свидетельством тому является издание, наряду с официальными газетами "1Урк тан уалаяты" (1870-1В82г.г.)\"Дала уалаяты" (¡В88-1902г.г.) на казахском языке свободных газет и »/риалов нового направ ния. Это газеты "Серке" (1907г.),"Казахстан" (19П-1913г.г,-"Еш1м даласы" (1913г.),'журнал "Айкал".(1911-191?- г.г,). И конечно, газета "Казак;" (1913-1918г.г.), поелужиршая тоАом пробуждения и формирования социально-политического сс-зкиния казахского народа, поднявшая многочисленные, созвучные эпох Проб тр.'.'ы.

Огромную роль в слиянии просветительско-двмократических й казахской интеллигенции с революционными сыграла револю-1905-1907 г.г. Она открыла дорогу, просвещению и пропаган-и литературной деятельности. Это заметно и по количеству опейски образованных людей, проживавших в Казахстане и дней Азии. Известный казахстанский историк-В.К.Грвкорьев основе источников делает следующий вывод:"Высшее и незаконное высшее образование имели около 100 (Ж.Досмухамбетоь, 1апин, А.Бокейханов, М.Тыншпаев, М.Шокаев» В.Каратаёв и ), окончивших же мактабы, училища и учительские семинарии Байтурсынов, А.Жангелдин, А.Асылбеков, Ы.Жуиабаев, К.Тогу-| и др.) было около 700".* Понимая, что историческая дейст-:ельность иная, мы думаем, что к этих проповедовавших посрад-юм русского языка европейскую культуру, среди колониального зода, было немало. И, конечно, убеждены, что именно они соз-зали себя силой, способной в нач.XX в. развить казахское зональное и духовное самосознание по пути прогресса. Не сле-зт забывать, что кеждый из них наряду с развитием определенна направления, стремился вложить полученные результаты в иение многих вопросов жизни нации. Многие из них .через, свои божественные произведения^ публицистические сочинения открыли глаза народу и отвечали на бесчисленные вопросы жизни, обое место среди них занимает А.Байтурсынов.

(¿исторической роли А.Байтурсынова в нач.XX в. "духоии ;го ждя" нации глубоко изучившего и овладевшего различными стонами искусства и науки, несгибаемого борца на пути политичного просвещения и духовного освобождения народа, мы обязаны мнить и отдавать должные почести.

Григорьев В.К..Фрагменты времен«// 0 чем не говорили. До-кумеитальнкэ расскьзы и очерки. Алма-Ата: Жалын,i.V¿0,с.47-48,

Заложив в литературе нач.XX в. основы нового направления, »

выразившего красочным языком вековые чаяния и мечты казахской народа, он указал верный путь к свободе, Таким образом, он ткрыл истоки революционно-демократическо. о течения в казахской литературе.

л

В „злом, А.Байтурсунов - это защитник народа, по праву занявший высокое почетное место в казахской литературе. Поэтому мы его творчество постарались рассмотреть через призму жизни казахской нации. Стремились проследить эволюцию взглядов и ознакомить с многогранной литературной и -общественно-политической деятельностью поэта-публициста, поэта-трибуна, посредством анализа и оценки в различных сферах духовной жизни народа.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:_

1. Литературно-публицистическая деятельность Ахмета Байтурсы-нова и вопросы изучении казахской литература и журналистике в нач.XX века.1 Тезисы доклада Всесоюзной межвузовской научно-теоретической конференции. Алма-Ата,1990г.

2. "Ел буг1нш1л,мен1к1 ертецг1 уш1н"."Цаэак, тЫмон вдебиетГ1, № 3, 1992 ж. 4

3. "Ныры^ мысал"- тел туынды. Алматы ацшамы, 4 наурыз,1992 ж.

4. "Цазач"тагдыры. "Жас Алаш", 21 сэу1р, 1992 ж.

Ь. Улы устаз улагаты. "Цазацстан мектебГ', № 5, 1992в.

6."Тэрбием1э кем болса, ^асиет1м1з аз", "^аза^ эдсбиетГ', Ь маусым" 1992 ж. "

Азатты^ты ту квтерген туынды. "Жулдыз", басылуга набылданды