автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Содержательные элементы публицистическоготекста (Функционально-типологический анализ)

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Ткебучава, Диана Сергеевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Содержательные элементы публицистическоготекста (Функционально-типологический анализ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Содержательные элементы публицистическоготекста (Функционально-типологический анализ)"

Тбилисский государственный университет имени Иванэ Джавахишвили

На правах рукописи

Диана Сергеевна Ткебучава

Содержательные элементы публицистического

текста

(Функционально-типологический анализ)

Автореферат диссертации на соискание ученной степени доктора филологических наук

10. 01. 10 - журналистика

Тбилиси 1998

Работа выполнена на кафедре теории и практики прессы Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили

Эксперт:

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Шота Гагошидзе

доктор филологических наук, профессор Нино Махарад.че

доктор филологических наук профессор Coco Сигуа

доктор филологических наук, профессор Гиоргий Джаиахишвили

Ведущая Кутаисский государственный

организация: университет им. А. Церетели

13

Защита диссертации состоится

час. на заседании диссертационного

филологии Р10.01 С№ 2 Тбилисского

университета имени Иванэ Джавахишвили

¡/^ 1998 г. совета в области государствен! юго

Адрес: Тбилиси,

Познакомится с библиотеке ТГУ Автореферат разослан

380028, просп. И. диссертацией

Чавчавадзе, 1

можно

1998 года

совета,

Ученный секретарь диссертационного профессор ^ Н. Табидзе

е-

центральной

Общая характеристика работы

Актуальность темы: особо бросающееся в глаза выделяемое явление сегодняшнего дня - все более растущий интерес к средствам массовой информации, в частности - к публицистическому слову.

Сознательно или под диктовку подсознания, в период катаклизмов большая часть общества тяготеет к трибуне и нет более масштабного средства массового информирования, нежели журналистика, публицистическое слово.

Если аристотелевское "искусство убеждать словом" краеугольный камень журналистского мастерства, то умелое, творческое использование содержательных элементов текста приобретает неизмеримое значение в арсенале публициста. Их совокупность обогошает текст и расширяет его информативность или насыщенность информацией.

Примечательная особенность сложного времени - "бум журнализма" является даныо времени. В значительной мере страдает профессионализм, деформируются ценности, но еще более драгоценной становится истинная публицистика, поскольку правда, этот наиболее действенный, испытанный "инструмент" журналистики всегда оказывает на читающую аудиторию эффективное воздействие. Тут решающее слово должны сказать вкус читателя, его правильный выбор. Особая роль принадлежит теоретическим наукам в деле как этого выбора, так и совершенствования вкуса читателя, его правильного ориентирования в информационном хаосе.

"При оценке периодического органа, прежде всего, интересно, утверждению чего он способствовал и как", говорит современный теоретик журналистики. Исходя из этого и постольку, в теории журналистики все более актуальным становится научное направление, которое исследует закономерности журналистского творчества, вопросы публицистического мастерства, четко обозначается круг проблем, изучение которых в качестве задачи первостепенной важности встало перед современными теоретиками журналистики.

Эти проблемы находятся в непосредственной связи с практическими сегодняшними задачами страны. На сложнейшем пути утверждения демократии, узаконения реальной свободы, независимости, государственности, правовых

отношении неизмерима роль прессы, журналистской деятельности вообще.

Если творческий процесс основывается на определении смысла и задачи творчества или на смысловом предвидении его резултатов, такая практическая деятельность, как журналистика, тем более подразумевает выяснение смысла и задачи деятельности или предопределение результатов этой деятельности.

Результаты наших наблюдений над функциями и типологическими особенностями нескольких важных

содержательных элементов публицистического текста (деталь, аргумент, факт, идея, проблема, вымысел, подтекст, риторические фигуры), в конечном счете, связываются и с задачами оптимизации публицистического текста, роста его эффективности. Это со своей стороны обусловливает актуальность предлагаемого труда.

Изменение политической обстановки, соответственно изменило и конкретные задачи журналистского творчества, анализ всего этого требует как времни, так и желания. Но, как и в людской жизни, в их взаимоотношениях существуют непреходящие ценности, вечные истины, так и в нашей профессии - изменчивой и динамичной как жизнь, все же остается что-то постоянное во времени и пространстве, что, думаем, является главным. Именно об этом главном попытались мы поговорить в данном исследовании.

Цель исследования. Если главными критериями оценки периодического органа является то, утверждению чего он способствовал и как, соответственно первейшей задачей теории журналистики по логике должно быть выяснение того, утверждению чего она должна способствовать и как.

На первый вопрос однозначный и исчерпывающий ответ дан в публицистическом шедевре Ильи Чавчавадзе "О "Сакартвелос моамбэ", который в то же время представляет собой фейерверк теоретических положений относительно сущности журналистики, ее назначения. Что же касается того, как, с помощью какого творческого арсенала должен суметь современный публицист идти в грузинской журналистике "по пути Ильи Чавчавадзе", сохранить верность завещанной им профессиональной этике, для этого мы задались целью, опираясь на имющиеся в отечественной и зарубежной журналистской науке теоретические исследования,

сопоставляя их и используя результаты собственных наблюдений, исследовать одну конкретную, но на наш взгляд, весьма важную проблему теории журналистики систему содержательных элементов публицистического текста

Таким образом, в предлагаемом труде содержательные элементы публицистического текста мы рассмотрели с точки зрения эффективного информационно-пропагандического

воздействия и поставили перед собой целью анализ нескольких, важнейших на наш взгляд содержательных элементов (деталь, факт, аргумент, идея, проблема, вымысел, риторические фигуры, подтекст), отобранных для оптимального осуществления этого воздействия, как "внутритекстового фактора" эффективного журналистского воздействия, ибо искусство их умелого использования считаем, как один из важных характеризующих журналистского мастерства. Исходя из этого, обозначились несколько функционально-типологических характеризующих отобранных нами для анализа содержательных элементов публицистического текста. Уровень изучения проблемы и нопизна труда.

монографическое изучение содержательных элементов

публицистического текста до сих пор не предпринималось.

Изучение отдельных содержательных элементов

публицистического текста имеет большую и плодотворную историю. Существуют отдельные статьи о некоторых рассмотренных нами содержательных элементах (напр. факт, аргумент, идея, проблема): В.М. Горохов, Закономерности публицистического творчества, М. 1975г.; Р.Г. Бухарцев, Творческий потенциал журналиста, М., 1985г.; Черепанов М.С. Секреты мастерства публициста, М, 1984г.; Тертичный A.A. Методы идеологической работы журналиста. Аргументация в публицистике, М., 1985г.; Гальперин И.Р. Информативность единиц языка, М., 1974г.; Мастерство журналиста, под редакцией В.М. Горохова и В.М. Пельта, М., 1977г. и др. Что же касается изученных нами таких содержательных элементов публицистического текста, как публицистическая деталь, риторические фигуры, частично - вымысел и подтекст, о них специальных исследований почти не существует, а первые две в теоретической литературе и не рассматриваются в системе публицистического текста.

Мы поставили перед собой цель привести в систему имеющиеся по этому вопросу знания, восполнить некоторые "белые пятна" и, что самое главное, каждый содержательный

элемент в отдельности и вмете осмыслить в системе публицистического текста с применением метода системного анализа.

Труд посвящен изучению восьми содержательных элементов публицистического текста (факт, аргумент, идея, проблема, деталь, подтекст, вымысел, риторические фигуры), исследованию закономерностей их взаимной соотносительности в системе публицистического текста, с одной стороны, и рассмотрению каждого из них, как определенной микросистемы, с другой стороны.

Монография представляет собой первую попытку такого системного исследования содержательных элементов

публицистического текста.

Изученные нами содержательные элементы

публицистического текста, с первого взгляда, связываются с творческим аспектом журналистского труда, но в то же время, если внимательно присмотреться, они, как изобразительные средства, носящие в себе публицистическую идею "микроэлементы", непосредственно включены и в социально-политический аспект журналистской деятельности. В частности, они представляют литературные средства воздействия на объективную действительность (на общественное мнение, социальную ситуацию и т.п.).

Содержательные элементы, бесспорно, подчиняются тем закономерностям, которые установлены и познаны для изучения текста, как системы, но когда каждый из них рассматриваем, как систему, со своей стороны, тут тоже перед нашим взором открываются весьма различающиеся "микросвойства", что соответственно, существенно изменяет содержание текста и его подтексты, порождает своего рода внутренние течения, что обогащает и расширяет информативность текста, границы его насыщенности информацией.

В труде предложено и функционально типологическое исследование некоторых таких содержательных элементов, которые раньше не рассматривались, как содержательные элементы публицистического текста (напр., риторические фигуры и публицистическая деталь).

Факт, как содержательный элемент, не остался вне внимания научной литературы. Мы попытались привести в систему имеющиеся знания о нем и выдвинуть и новые аспекты. В частности, необходимость полиинформативности

публицистического факта, соотношние факта с другими содержательными элементами, его особую способность предстать в тексте с отличающейся, многообразной функцией.

Проблема аргумента одна из важнейших среди вопросов журналистского мастерства. Логично особое внимание ученых к аргументу, как к содержательному элементу. Мы выдвинули на передний план некоторые такие аспекты аргумента, которые раньше: не были зафиксированы в теоретической литературе. Вместе с тем, нами предложен системный конфигуратор публицистического аргументирования, что больше нигде не встречался.

Аналогично и во время изучения таких важных содержательных элементов, как проблема и идея, мы старались подчеркнуть новые аспекты, попытались также осмыслить их по-новому и в качестве иллюстрации наших наблюдений представили системные конфигураторы идеи и проблемы. Это тоже первая попытка в журналистской науке и она, думаем, «фактически возможной точностью позволяет профессионально воспринять журналистскую работу.

Вымысел тот элемент публицистического текста, который роднит его с художественным текстом, беллетристикой, но первейшая цель науки - разглядеть и зафиксировать разницу между схожими предметами и явлениями. Мы попытались исследовать особенности вымысла в

публицистическом тексте, как результата "логического фантазирования".

Риторическая фигура - элемент формы

публицистического текста, но как средство, рельефного, эффективного, впечатляющего показа основного смысла содержания, она обязательно должна быть проанализирована в арсенале содержательных элементов. Здесь в большинстве случаев не удается провести "демаркационную линию", категорический размежевать форму и содержание, форма дополняет, конкретизирует содержание, делает его

разнообразным, посредством эмоциональной информации высвечивает порой совершенно неожиданные аспекты. Такое осмысление риторических фигур в системе публицистического текста больше нигде не встречалось. Постольку, считаем это нужным и значительным новшеством, поскольку риторическая фигура представляет эффективное средство восхождения к идее, она наделяет повествование ритмичностью, остротой,

эмоциональным зарядом, придает убедительность авторским оценкам явлений действительности и фактов.

При исследовании подтекста, как содержательного элемента, мы особенно заострили внимание на одном моменте. Понимание авторской идеи, прочтение

закодированной им в подтексте информации намного зависит от субъективных качеств читателя. Тут непременно следует отличить субъективное восприятие от объективно закодированного в подтексте смысла. Иначе говоря, в

подтексте однозначно закодирована та, или иная информация, но ее "декодирование" все же носит в себе субъективный момент, поскольку существует психологическая система субъективная обусловленность мышления. Такое осмысленые подтекста тоже мы считаем новшеством.

При осмыслении детали, как содержательного элемента публицистического текста, мы попитались сопоставить публицистические и художественные детали, установить различия и сходство между ними с целью выявления особенностей публицистической детали. Кроме этого, постарались осуществить системное исследование детали, как элемента публицистического текста, поскольку считаем, что публицистический текст системен: с одной стороны, он включен в систему журналистской деятельности, как элемент ее одного из главных компонентов - текста ("микросистема", как мы назвали) и с другой стороны, сам представляет интересную "микросистему" трансформирования детали

объективной действительности в содержательный элемент текста - в публицистическую деталь.

Различие методов трансформирования, с одной стороны, и фиксирование различия между функциями детали в публицистическом тексте с другой стороны, позволили выделить несколько разных видов публицистической детали: деталь - факт, деталь - аргумент, деталь - образ или элемент образа и деталь - символ или символиризированная деталь.

Процесс трансформирования фактов и явлений действительности в журналистском тексте в детали разных видов мы схематично представили в виде системного конфигуратора, с учетом того, что здесь обязательно должны подразумевать предполагаемые пунктирные линии во всех частных случаях. Ми попытались передать общие

закономерности с учетом того, что практически все гораздо многообразнее и намного сложнее.

Такого системного исследования публицистической детали раньше не проводилось. Более того, отмежевание публицистической детали от художественной детали является новшеством и до нас сам этот термин - "публицистическая деталь" никем не употреблялся. Также являются новшеством наши виды детали и системный конфигуратор детали.

В труде мы сочли важным выяснение и того, какое сходство и различие существуют между содержательными элементами в художественном и публицистическом текстах. Наша позиция такова: публицистичность ни в коем случае не исключает художественность, експрессивную функцию содержательного элемента, из-за чего часто публицистические средства изображения так схожи с художественными, что даже трудно отличить их друг от друга. Однако, несмотря на это, разница все же существует: в публицистическом тексте содержательный элемент - средство выявления позиции, тенденции автора, в них - авторская оценка окружающей действительности, тогда как художественные средства - преимущественно элементы образа, средства типизации, хотя беллетристу тоже не чужды идейная нагрузка, идейное содержание. Дело в том, что в художественной литературе идея, позиция автора более завуалированы. Белетрист рисует объективную действительность так, что его гражданская позиция, мировоззрение, дух даны в образах, характерах, персонажах, созданных автором под диктовку атентической реальности. У журналиста для этого нет ни времени, ни других средств и ни конечная цель творческой задачи не диктует ему такого отношения к материалу. Его творческий метод иной, он, прибегая типичным, характерным, емким деталям, профессионально оперируя ими, должен указать на главное, внушить читателю идею, поставить проблему, обозначить тенденцию.

В публицистическом тексте роль и функция содержательных элементов несколько повышены и расширены. Они преимущественно представляют средства эффективного выявления позиции, тенденции автора.

Особенность содержательных элементов публицистического текста обусловлена (и этот момент особенно существенный) требованием формирования идеологической позиции при

оценке фактов и явлений действительности, публицистическим осмыслением действительности.

Практическое значение труда: Результаты

исследования могут быть использованы при чтении курса лекций по содержательным элементам публицистического текста, а также на спецкурсах и спецсеминарах, при составлении университетского учебника по теории и практике журналистики.

Поскольку в труде проанализированы важнейшие аспекты краеугольного камня журналистского мастерства "искусства убеждать словом", думаем, он должен представлять интерес для теоретиков журналистики, практиков-журналистов и читателей вообще, интересующихся особенностями функционирования средств массовой

информации.

Апробация труда: Отделные части труда на протяжении ряда лет читались и обсуждались на кафедре теории и практики прессы Тбилисского государственного университета, на республиканских конференциях факультета журналистики ТТУ и Тбилисского педагогического института имени Сулхана-Саба Орбелиани.

Содержание диссертации полностью отражено в 10 научных публикациях - в 8 книгах (в том числе в одной монографии) и двух научных статьях, а также в тезисах.

Объем и состав труда. Труд представлен на защиту в виде монографии ("Содержательные элементы

публицистического текста"), которая издана издательством Тбилисского государственного университета (1997г.). Его объем составляет 13.75 авторской формы. Монография состоит из введения, четырнадцати параграфов и резюме на грузинском и английском языках. К труду прилагаются список использованной литературы и оглавление.

Содержание труда.

Первый параграф - Система содержательных элементов публицистического текста

В указанном параграфе речь идет о сегодняшнем уровне изучения содержательных элементов публицистического текста. Проанализированы и сопоставлены мнения авторов

исследований, посвященных этим проблемам. В частности, известный современный теоретик журналистики В.М. Горохов предлагает разделить содержательные элементы

публицистического текста на три основные группы: 1. фактические, 2. проблемно-тематические и 3. идейно-концептуальные. Это деление нам кажется несколько искусственным и нецелесообразным. Во-первых, любая классификация должна подчиняться одному критерию деления (напр. фактические-нефактические, проблемные-непроблемные и т.д.). Здесь эта закономерность нарушена. Фактичность содержательного элемента вовсе не исключает его проблемность или идейность, постольку по предложенной В.М. Гороховым классификации становится невозможным однозначное размежевание содержательных элементов. Постольку, мы позволили себе не разделить такую классификацию.

В.М. Горохов выделяет следующие содержательные элементы: факт, соображение, оценка, проблема, конфликт, ситуация, идея, аргумент и т.д. Мы не поддрживаем и такое деление. В частности мнение и оценку мы считаем подвидом идеи, как более широкого понятия, и их выделение в качестве отдельных содержательных , элементов, по нашему мнению, было бы чрезмерной детализацией.

Также думаем, что конфликт представляет этап развития проблемы, а не иной содержательный элемент. Постольку его выделение в отдельный содержательный элемент мы тоже сочли излишним.

В этом же параграфе мы рассматриваем интересный труд теоретика Г.В. Лазутиной "Технология и методика журналистского творчества", где автор "особую совокупность тех элементарных средств, посредством которых тема, идея и образные ориентиры произведения становятся объективной реальностью", предлагает в три ряда: факты, идеолого-этические настрои, образы. Мы позволили себе больше конкретизировать типы содержательных элементов и в качестве их критериев размежевания избрали, с одной стороны 1. различие методов трансформирования фактов и явлений из современной действительности п текст и с другой стороны, 2 функцию, возложенная на каждый содержательный элемент в публицистическом тексте.

Исходя из специфики журналистской деятельности, которая, кроме того, что бесспорно является творческим

трудом (как создание новой ценности или образец нового осмысления старой ценности) и вместе с тем, представляет вид общественно-политической деятельности постольку, поскольку публицистический текст предназначен для активного воздействия на общественное .мнение, современную действительность и в этом состоит аксиологический аспект журналистской деятельности.

Постольку с учетом двойной функции, двойственного аспекта журналистской деятельности мы выделили следующие содержательные элементы публицистического текста: факт, аргумент, идея, проблема, подтекст, вымисел, риторические фигуры, деталь.

В этом параграфе мы конкретизировали также сущность трех объязательных компонентов журналистской деятельности, предложенный в обшей теории социологии журналистики, в который внесли маленький наш корректив. В частности, по этой классификации, элемент II подсистемы - "аудиторию" сочли излишней поскольку, по нашему мнению, она в этом случае (в этом контексте) идентична "общественному мнению".

Представление системного конфигуратора журналистской деятельности в таком виде позволило рельефно показать место и роль объекта нашего исследования публицистического текста и его содержательных элементов в этой функционирующей системе.

В конце параграфа нами обозначена цель монографии. В последующих параграфах, опираясь на практический журналистский материал, установить функционально-

типологические особенности отобранных нами и на наш взгляд, главных содержательных элементов публицистического текста и природу их связи "друг с другом и окружающим миром".

Мы считаем, что исследование функционально-типологических особенностей содержательных элементов в конечном итоге служит публицистической сверхзадаче роста способности текста воздействовать на аудиторию, оказать эффективное влияние на общественное мнение, объективную действительность, его регулированию.

Второй параграф - факт. В этом параграфе проанализированы функционально-типологические особенности факта как содержательного элемента.

Публицистический подбор фактов рассмотрен, как творческий акт. трансформирование явлений объективной действительности в элементы текста - публицистические факты, прежде всего, происходит с точки зрения их полиинформативности или благодаря обилию информации в данном факте, соответствующей нашей творческой задаче. Кроме этого, следует также учитывать, что информативность не следует понимать однозначно: информация, как известно, закодирована не только в понятиях, но и в образных факторах. Иначе, информацию содержат не только понятия, но и образные художественные средства

В указанном параграфе мы развиваем мысль, что публицистический факт обязательно должен быть полиинформативным, моноинформативный факт не является публицистичным.

Среди содержательных элементов публицистического текста факт является простейшим в том смысле, что на нем меньше всех видна "рука журналиста". Метод его трансформирования из объективной действительности в журналистский текст представляет метод отбора метод публицистического отбора фактов, сущность которого (публицистического) не раз разъяснена в литературе: "Публикус" - общество, публицистический - общественный или общественно интересный.

В процессе развития темы в журналистском тексте между фактами устанавливаются определенные связи. М.С Черепахов делит эти связи на две группы: 1. литературно-событийные связи и 2 ассоциативные связи.

По нашему наблюдению, публицистический факт именно такой факт, который рельефно показывает узловые пункты обоих типов этих связей, их существенные ступени. В этом смысле публицистический факт представляет более высокую категорию просто факта, как элемента текста.

В нем уже чувствуется "публицистический заряд", его приподнятая идейно-художественная нагрузка

Обязательно следует учитывать то обстоятельство, что публицистический факт представляет собой особые, типичные факты, отобранные на основе вникания в суть явлений действительности, их анализа, поэтому факт действительности иногда не полностью входит в текст, а его (факта) какой либо элемент, та или иная его часть. Постольку публицистический факт может быть частью того или иного

реального факта, события, его существенным, характерным моментом, а не полным фактом или событием, и когда мы говорим, что публицистический факт - более высокая ступень, содержащий уже публицистический заряд элемент текста (по сравнение с просто фактом), мы имеем в виду именно это обстоятельство, а не чисто механическое, количественное (если можно так сказать) преимущество публицистического факта по сравнению с просто фактом.

В параграфе развито также положение, что факт объективной действительности сам по себе не может превратиться в содержательный элемент публицистического текста без вмешательства субъекта - журналиста. Эта роль имеет решающее значение, поскольку простой подбор и выделение фактов тоже посредством множества мелочей действительности связывается с субъективным моментом. Согласно "теории настроя" Д. Узнадзе, способность человека выбирать и воспринимать информацию в значительной степени обусловлена сформировавшимся в его сознании "настроем". Постольку, выбор факта в публицистике уже является позицией, выражением отношения к отмеченному факту". Интересно обосновано это обстоятельство в фундаментальном труде Е. Кс1нторовича, где автор полемизируя с литературоведом П. Палиевским (вместе с тем он ссылается на соображения и других ученых), обосновывает, что далее простой подбор фактов действительности, ничего не говоря уже об их творческой обработке, безусловно является субъективным творческим процессом, что факт, вопреки концепции Палиевского, не является и не может быть "автономным" (термин принадлежит Палиевскому), абсолютно свободным от вмешательства автора.

Наша позиция в связи с этим вопросом такова: "простой" подбор фактов и явлений объективной действительности, безусловно, является творческим трудом. Тут роль субъекта (автора-журналиста) является определяющей и ведущей. Это соображение неоднократно было разделено и грузинскими теоретиками журналистики.

"Мишление ^ - высшее человеческое блаженство", говорил Аристотель. В другом месте: "Плотская природа человека такова, что она подразумевает мыслящее существо, потому человека наделяет силой, дает ему жизнь мышление, если это доставляет ему удовольствие". Это древнейшее

суждение логически обосновывается неоднократно испытанным читателем, что чем больше труда нужно (это зависит и от наших способностей) нам для постижения закодированных в произведении мысли, идеи, тем больше переживание удовольствия, т.н. познавательного удоволствия, что нечто иное, как доставленное поиском истины переживание удовольствия. Хорошая публицистика не меньше дает возможность таких поисков, не просто фиксация фактов, описание или "фотографирование" сложнейших социальных или бытовых явлений. (Такое описание, наверное, невозможно из-за многоплановости, многоаспектности явлений), а толчок к раздумию, мышлению. Первоисточник такого "толчка" часто -мастерски найденный факт объективной действительности, самый характерный, субстанционный для нее, в котором закодирована сущность явления.

Автор публицистического произведения, журналист должен знать, ясно обозначить тот единственный, логический вывод, который сделает читатель после прочтения его правдивого, документального, но не упрощенно-обесцвеченного или излишне перегруженного мелочами рассказа. Этот вывод должен быть закодирован в тексте однозначно, помеченный умело подобранными или взаимнопротивопоставленными фактами.

Творчески подобранный публицистический факт подобен ребусу, - восхитительный путь познания истины, источник познавательного, эстетического удовольствия.

И наконец, публицистический подбор выразительных фактов действительности подразумевает обязательно

добросовестное отношение к материалу. Публицистические факты (или их совокупность) в тексте показывают истинную картину близкой читателыо во времени и пространстве окружающей действительности. Для "прочтения" этой картины порой нужны такие вкус, эрудиция, острый глаз и слух, как для всего другого, что служит познанию истины и ее передаче. Даже простой подбор и выделение фактов из множества мелочей жизни бесспорно связан с субъективным моментом. Процесс трансформирования факта в

журналистский текст несомненно содержит и субъективный элемент. Это обусловливается настроем автора (Д. Узнадзе), его гражданской позицией, вкусом, образованием.

Третый параграф - Аргумент. Параграф посвящен доказательству того положения, что в журналистской

деятельности главной является обоснованность авторских соображений, их аргументированность. В другом случае читатель не поверит в то, что автор предлагает, а это профессиональная неудача. Если читатель не разделил позиции журналиста, его оценка описанных в публикации факта или собития, как бы привлекательно не выглядела словесная ткань, каким бы сенсационным не был сам факт или событие, о котором пишем, публицистическое выступление все же окажется "холостым выстрелом" и больше ничего. Оно не сможет выполнить основную функцию - не сумеет оказать воздействие на общественное мнение, объективную действительность. А это означает, что профессиональная цель журналиста остается недостижимой.

Таким образом, обязательным характеризующим

убедительности публицистического текста, его достоверности является аргументированность приведенных в нем положений, тезисов, соображений, концепций и т. п. их убедительная доказательность. Не случайно, что проблема аргумента считается одной из важнейших проблем среди вопросов журналистского мастерства. Теория журналистики предлагает такую типологическую картину аргументирования: 1.

документально-фактическое, 2. научно-эмпирическое, 3.

стоимостное.

Вообще, важным характеризующим всякой познавательной деятельности является аргументированность, убедительность суждений. Но в журналистском тексте аргументированность все же характеризуется определенными особенностями. "Публицистическое аргументирование сродни с научным, но отличается от него. Они отличаются друг от друга средствами обоснования".

Любой публицистический текст по своей сути подразумевает логическое суждение или образный показ или такую подачу фактов и деталей, в результате чего происходит утверждение или отрицание того или иного соображения, положения, точки зрения.

В процессе этого подтверждения-отрицания основной является роль аргумента. Аргумент - основа доказательства, подтверждение или отрицание той или иной идей, соображения, концепции. Иначе: "Это те элементы суждения, которые обосновывают истинность основного тезиса".

Теория журналистики одной из существенных особенностей публицистического аргументироваиия считает то,

что, помимо рациональных средств доказательства (аргументирования) (в отличие от науки, где единственным средством аргументирования является рациональный элемент), в публицистике применяются и эмоциональные.

Еще одно. Обязательное требование к аргументу как в науке, так и в журналистике, это его истинность.

Научные соображения, статистические данные, логические суждения - подлинные средства доказательства,

аргументирования в публицистическом тексте, но не только они.

Логическое суждение не является единственным средством обоснования в журналистском тексте. Здесь документальные факты тоже предстают в качестве подлинных средств доказательства

В роли аргумента в публицистическом тексте могут выступить и ценностные критерии.

Современный теоретик журналистики A.A. Тертичный предлагает разделить журналистские аргументы на две важнейшие группы: 1. на внутреннюю и 2. на внешнюю или утилитарную группу.

1. Оценки внутренней группы: аргументы предстают, как выражение чувств - симпатии, антипатии, склонности, равнодушия и т. д. Такая оценка понимается, как непосредственное переживание субъекта Всякое рациональное допольнение такой оценки выглядит неестественным.

При разговоре о внутренней группе следует также учитывать, что аргументированность таких оценок в значительной степени обусловленна авторитетностью источника или авторитетностью субъекта оценки - оценителя.

Слово способно передать не только чисто логическое, легко воспринимаемое содержание, но и оставляет эстетико-познавательное впечатление; в публицистическом тексте такое впечатление иногда становится основой убедительности.

Выдные представители грузинской психологической школы Д Узнадзе в своем труде 'Бессознательное" развивают весьма интересное положение о том, что "эксперименты не только указывают на то, что бессознательное включено в функциональную структуру умственной деятельности, а позволяют прийти к определенным выводам относительно специфических

преимуществ, когда принимаем решение, опираясь на бессознательное и о типе психологической ситуации, в

которой эта опора играет ведущую роль". Журналистская практика убеждает, что в роли аргумента часто выступают и такие бессознательные факторы.

Истина познается в сравнении. роль аргумента этой древней и мудрой, как эта истина, формуле, с первого взгляда, незрима, но, несмотря на это, в журналистском тексте часты случаи, когда через сравнение двух диаметрально различных предметов или явлений общий ныоанс их сущности представляется в качестве доказательства, аргумента того или иного истинного положения.

Такое "связующее звено" сопоставимых компонентов мы считаем аргументом и думаем, справедливо. Иногда динамизм повествования, сопереживание, вызванное созданием

заражаюшего темпа действия, ритма, вызивают

соответствующий настрой и у читателя, а он, сам того не подозревая, будто невольно переходит на позицию автора. С целью иллюстрирования различных средств публицистического аргументирования в параграфе нами использованы образцы публицистической практики.

И наконец, заключаем, что аргумент - один из важнейших содержательных элементов публицистического текста является носителем особой функции - он служит обоснованию позиции автора его оценок, выводов и рекомендаций, концепций, идеи. В арсенале профессионального журналиста имеется множество средств аргументирования: научное, художественное, публицистическое. Умелое

оперирование ими обусловливает эффективность

публицистической деятельности.

Своеобразие публицистического аргументирования состоит в том,что наряду рациональными средствами доказательства, не менее успешно применяются эмоциональные, образные, экспрессивные средства. Эти последние вносят в текст эмоциональный заряд, особую вдохновенность и представляют прекрасное средство проявления тенденции, расположения читателя.

На основе сопоставления всего этого система публицистического аргументирования нами представлена в виде системного конфигуратора, (см. стр. 61).

Четвертый параграф - идея. Идея, как "сверхэлемент" публицистического текста, не раз становилась объектом наблюдения теоретиков. Мы попытались, с учетом

этих исследований, по новому осмыслить ее роль и функцию в публицистическом тексте. Для этого исходя из лексического значения слова (идея - образ, образец), суждение повели следующим образом: теоретик публицистики непременно должен заинтересоватся лексическим значением слова и осмыслить его, исходя из функционально-типологических особенностей текста: образом, образцом чего может быть идея в творческом арсенале журналиста? идея, как "сверхэлемент" публицистического текста, нечто иное, как авторский образ, образец, вариант оценки общественно значимого факта или явления современной действительности, утвердить который старается то или иное средство массовой информации. Публицистическая идея - концептуальный результат авторской оценки фактов и явлений действительности. Вместе с тем, во всех отдельных случаях (в отдельной публикации) развитая идея есть образ, образец, вариант авторской оценки того или иного явления.

Мы попытались установить и некоторые

публицистические способы формирования идеи на основе анализа позитивного материала и таким путем составили системный конфигуратор идеи. В качестве основы классификации выбрали признанные методы познания действительности (наблюдение, документ, анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукция, дедукция), с другой стороны, различие способов трансформирования идеи, как авторского образа, образца факта или явления действительности в содержательный элемент и наконец, различные формы подачи в публицистическом тексте идеи, как содержательного элемента

Указанная классификация в общих чертах отражает процесс преобразования, трансформирования авторских оценок фактов и явлений действительности в элемент публицистического текста - идею: (см. стр. 63).

Пятый параграф - проблема. Проблема или задача (греч.) в нашем случае - журналистской практике, как известно, выражает социальние противоречия, познанные субъектами, как важное для них несоответствие между существующим и нужным, желаемым и реальным, или между целями и результатами деятельности.

Здесь тоже путем анализа и сопоставления позитивного материала - публицистических текстов мы попытались установить интересные закономерности: а) предложения

проблемы, как содержательного элемента публицистического текста, б) особенности поиска путей решения проблемы у разных авторов. Обозначилась закономерность, что большинство авторов при публицистическом анализе проблемы фактически использует почти все содержательные элементы -факты, детали, аргументы, риторические фигуры и т. п., что позволяет утверждать, что все остальные содержательные элементы служат показу, анализу, обоснованию двух основных содержательных элементов - идеи и проблемы. В труде мы попытались придать определенный системный характер существующим знаниям о проблеме, как об содержательном элементе текста, что, несомненно, облегчит дальнейшее суждение о ней. Для этого мы использовали четыре различных критерия оценки проблемы, как содержательного элемента: 1. уровень социальной реальности, 2. критерий растяженности во времени, 3. нацеленность публикации, 4. мотивированность изобразительных средств. Мы надеемся, что оценка проблемы, как содержательного элемента публицистического текста по отобранным нами критериям, позволяет профессионально воспринять

журналистскую работу с практически возможной точностью, (см. стр. 65).

Шестой параграф - вымысел. Установление абстрактной истины - промежуточная цель журналистского творческого процесса. Необходимо эффективное воздействие на аудиторию. Впечатляюще, убедительно донести до читателя эту открытую истину (или авторский вариант, аспект истины), "политический настрой, идеологические ценности представляют узловые пункты публицистической деятельности". Для того, чтобы эти ценности - авторское убеждение, его позиция превратились в убеждение читателя, в разделенную ими истину, в его позицию, часто необходимо создавать соответствующий эмоциональный настрой, произвести на читателя определенное эстетическое воздействие. Именно это является главной ареной "вымысла" в публицистическом тексте. Только не следует забывать, что публицистический текст строго документален, фактичен, постольку - точен, строг, лаконичен. "Здесь фантазия не может расправить плечи, когда она этого захочет". В беллетристике намного больше роль фантазии, вымисла элементов художественности. Хотя, проводить демаркационные линии тоже будет нецелесообразно. Часто авторская фантазия, его способность к

обобщению на ограниченной арене публицистического текста в рамках документальности тоже умеет добиваться эффекта высокой художественности, что усиливает как убедительность документальности, так и экспрессивную функцию текста.

Анализ фактов действительности часто начинается с выдвижения гипотетических соображений в публицистической практике. Эти соображения нередко представляют плод фантазии, т.н. "логического фантазирования" публициста, что впечатляюще подгоняется под предполагаемые выводы и создает соответствующий психологический настрой читателю. Следует также сказать, что публицистическое соображение ни в коем случае не должно стать "прокрустово ложем". От того, что не подтверждается логическим силлогическим суждением по фактам, журналист должен отказаться. В таком случае гипотетическое соображение представляется в виде литературного приема оно читателю создает иллюзию, что он вместе с нами исследует действительность, которая не оправдала наши надежды (предположение), но исследование этой детали, ставшей исходным положением установления истины, ее анализ привел нас "вместе с читателем" уже к бесспорной истине и сформировала измененную по мере этой истины новую идею, которую журналист может вновь показать посредством уточнения той первой - гипотетической выразительным символом.

Примеры такого генезиса исходного положения (в роли которого часто выступает вымысел - результат "логической фантазии" автора) в обилии дает журналистская практика

Седьмой параграф - "риторические фигуры" в публицистическом тексте. Еще Платон и Аристотель исследовали проблему эффективного риторического воздействия: каким путем и средствами удастся логичнее, четче, лаконичнее и выразительно передать мысль, оказать на публику эффективное воздействие?

На протяжении столетий в обществе совершенствовалось искусство словесного воздействия, а поставленные древними греками проблемы до сих пор сохраняют актуальность.

Параграф начинается кратким экскурсом в мир блестяшего памятника гения Аристотеля - "Риторики", с той целью, чтобы подчеркнуть основные моменты - точки соприкосновения между риторикой и публицистическим словом, еще раз со всей очевидностью показать силу и

Факты, события, проблемные социальные ситуации

Методы познания действительности

Работа над

Наблюде документом Анализ Синтез Обобще Сравнение Индукции Дедукция

ние цие

Непосредстве Анализ Аргумент или

нное Факт в Идея в проблемы доказательство

предложение контекст подтексте Симоолиз Гимотет конфликта ключ идеи

идеи в е идеи между ация ическая становится

виде тезиса строк идеи идея ключом идеи

Анализ факта, Целевой отбор Деталь - Ассоциативно

логично Сравнение фактов для Логическое символ той е мышление,

силлогическое фактов, иллюстрации фантазиров или ииой аналогии

суждение стиковка ими идеи ание идеи

значение риторического искусства, риторического мастерства в арсенале в лучшем смысле понимаемой публицистической, журналистской деятельности.

Ниже мы попитаемся проанализировать "риторические фигуры", как эффективные средства восхождения к идее в публицистическом тексте. "Риторические фигуры" придают повествованию ритмичность, остроту, эмоциональный заряд и наделяют авторские оценки фактов и явлений действительности убедительность.

В параграфе представлен также краткий обзор существующих исследований в современной теории "риторических фигур". В том числе, по нашему мнению, наиболее итересно толкование основных положений второй части труда льежских ученых "Общая риторика" и руководящие выводы, которые мы использовали в последующем суждении. Авторы указанного труда выделяют четыре вида "риторических фигур", что позволяет определить суть риторического анализа, начиная с метаплазмы

(преобразования графемы, фонемы) и кончая анализом метасемы (семантические преобразования), метатаксиса

(синтаксические преобразования) и . металогизмов

(экстралингвистическая среда смысловых фигур).

С целью изучения особенностей использования "риторических фигур" в публицистическом тексте мы особенно заострили внимание на том виде метаболы, который называется метаксисом, поскольку стилевые особенности больше всего проявляются именно в синтаксическом строении текста.

Наблюдение над изучаемыми нами публицистическими текстами убедило, что ареал использованных в них "риторических фигур" многообразен:

1. риторические фигуры - имитированные или цитированные факты;

2 риторический вопрос;

3. т.н. "семантическое ядро";

4 "славянская антитеза" (или отрицательное сравнение);

5. внутритекстовая референция.

И наконец подчеркнули то обстоятельство, что, правда, риторическая фигура является элементом публицистического текста, но как средство рельефной, эффективной, впечатляющей передачи главного смысла содержания, его сути, она обязательно должна быть проанализирована и в

ареале содержательных елементов. Здесь категорическое размежевание формы и содержания часто не удается форма дополняет, конкретизирует содержание, делает его многообразными, посредством эмоциональной информации показывает порой совершенно неожиданные аспекты, тончайшие ньюансы внутренней логики фактов, их логично-событийных или ассоциативных взаимоотношений, что обусловливает информативность текста его насыщенность "внутренними течениями", подтекстами.

Восьмой параграф - подтекст. Лучшие

публицистические тексты имеют одно привлекательное свойство: в них указаны идея, смисл, которые не "йлавают" на поверхности. Они часто подразумеваются в подтексте. А процесс прочтения этого подтекста связан с своего рода познавательным удовольствием в психике читателья, с переживанием творческой радости. Все это со своей стороны представляет эффективность текста исскуство впечатляюще донести до читателя воплошенные в нем идеи, мысли.

Вместе с тем, подтекст не является независимым элементом, он - часть целого, постольку, в системе целого, контексте воспринимается в полной мере и только в контексте становятся понятными закодированные в нем идея, соображение.

Подтекст и вопрос его исследования весьма актуальных и значительных проблем, "усиливая энергию публицистического текста", повышает силу его воздействия на читателя.

Исследование подтекста - обязательный исследования публицистического мастерства.

Понимание авторской идеи, прочтение закодированной им в подтексте полиинформации намного зависит от

субъективных качеств читателя. Однако тут непременно надо отличить субъетивное восприятие читателем объективно существующего в подтексте значения, смысла Иначе в тексте однозначно закодирована та или иная информация, но ее "декодирование все же содержит субъективный момент, с учетом того, что существует психологическая система - субъективная обусловленность мышления. здесь следует различать объективность информативности подтекста (однозначность аккумулированной в нем однозначности) и существование субъективного момента впроцессе декодирования этой информации.

одна из поскольку подтекст

компонент

Подтекст объективно закодирован в языковых сигналах и синтаксических конструкциях, а способность его прочтения индивидуальна

Теоретик Л. Кайда рассматривает два способа семантической организации - "накладку" и "стыковку".

Во время накладки происходит усиление семантики основной части под влиянием приложенной части: "смысл подключенной конструкции добавляется к смыслу основной части сказанного к отношению, авторскому соображению".

В другом случае подтекст представляет дополнительное соображение, которое подразумевается, логически вытекает из сопоставления-стыковки явлений. Он коннотационно

подразумвается в тексте и представляет собой средство расшифрования соображения автора его отношения к факту.

Одна -из функции подтекста - усиление впечатления: он представляет собой своего рода ударение, акцент, указывающий на идею. Вместе с тем, это акцентирование часто становится очевидным в контексте.

Подтекст, как содержательный элемент, "эзопов язык", особенно характерен и типичен для сатирико-юмористических жанров. В этом отношении особенно выделяется фельетон, т.н. "иронический подтекст", исходя из специфики публицистики, представляет собой самое сильное,

экспрессивное средство расположения читателя.

Теоретик Л.К. Кайда в деле многоплановости, насыщения подтекстом текста одну из ведущих ролей отводит заголовку. Он рассматривает связи: 1. подтекст начинается с заголовка который включен в текст, как связуюшая объединяющая единица. Это т. н. "фелетонный ход" - заголовок, как "основа-ситуация" подтекста развенчиваюший событие служит подчеркиванию объекта сатиры и юмора его вскрытию, рельефному показу в тексте.

В другом случае заголовок является не только "сатирической основой - ситуацией" подтекста, но и своего рода круговым элементом композиции. Он повторяется в конце и усиливает впечатление.

В параграфе мы проанализировали еще один вид подтекста - т.н. "сквозной подтекст", который представляет путь проявления подтекста организованного синтаксическими средствами. В тексте он реализуется следующим образом: характерный для события или для персонажа тезис

повторяется в синтаксических единицах и указывает на идею, выражает мнение автора, публицистическую оценку факта или события.

"Хемингуеевский принцип" или "принцип айсберга" писма не является чуждым для журналистской практики. Главное в тексте иногда и не зафиксировано, оно однозначно читается в подтексте, и процесс его прочтения "между строк" для читателя связан с переживанием познавательного наслаждения. Иначе лучшие образцы публицистики всегда "заминированы" указывающими на идею подтекстами, в результате чего публицистический текст становится полиинформативным: помимо прямого значения, он в подтексте содержит дополнительную информацию, что часто важнее, чем может показатся с первого взгляда при осмыслении лексического значения слов. Эта подтекстная информация, как правило, способствует раскрытию идеи, обозначению проблемы, расшифровке тенденции, обоснованию сказанного и т. п. Вместе с тем, прочтение подтекста намного зависит от способностей читателя.

Девятым параграф - деталь. В публицистическом тексте деталь рельефно, наглядно, посредством знакомого явления объясняет незнакомое, с помощыо простого сложное, показом части - целое. Это удается потому, что деталь представляет не всякую часть целого, а носит в себе его свойства, является раскрывателем сущности целого, субстанционной.

Роль содержательного элемента журналистского текста детали представляет мощный импульс актуализации содержания публикации, существенной характеризующей журналистского творчества. В труде мы попытались установить схожесть и различия между художественной и публицистической деталями, утвердить и оправдать сам термин - публицистическая деталь. Результаты нашего наблюдения формируются только так: публицистическая деталь системна, она с одной стороны включена в систему журналистской деятельности, как элемент ее одного основного компонента - текста ("микроэлемент" как мы его назвали), а с другой стороны, сама представляет деталь объективной действительности, интересную "микросистему" трансформирования текста в содержательный элемент публицистическую деталь.

Процесс трансформирования фактов и явлений действительности в журналистском тексте в разные виды деталей мы схематически представили в виде системного конфигуратора, с учетом того, что здесь обязательно должны подразумевать предполагаемые пунктирные линии во всех частных случаях. Мы попытались лишь передать общие закономерности, обобщить результаты анализа позитивного матеряла с обязательным учетом того, что практически все гораздо многообразно и намного сложнее, (см. стр. 72).

Десятый параграф - Виды детали. Различие в методах трансформирования деталей действительности в публицистическом тексте, с одной стороны и фиксация различия функций детали в публицистическом тексте с другой стороны, позволили выделить несколько

различающихся выдов публицистической детали: деталь факт, деталь - аргумент, деталь образ или элемент образа и деталь - символ или символизированная деталь.

В этом параграфе имеются четыре подвопроса, в которых по-отдельности проанализированы выделенные нами виды детали.

1. Деталь - факт. Анализ этого вида деталей позволил выделить несколько характерных для него функций: а) иллюстрция авторских замысла, концепции, мнения или идейной задачи; б) раскрытие сущности явления, формирование политического смысла, комментирование или аргументирование явления посредством стыковки фактов или деталей действительности.

Кроме этого, мы заострили внимание на одном таком свойстве детали, как компактность, полиинформативность и АР-

2 Деталь - аргумент. В параграфе, посвященном факту, как содержательному элементу, мы попытались выяснить сущность факта и там вкратце отметили, что понятие факта подразумевает не только факты объективной действительности, но и факт другой категории - факт, как результат мыслительной деятельности, мышления. Именно этот последний во многих случаях (преимущественно) является деталью - объективной основой аргумента.

Естественно, использованные в журналистском тексте аргументы не всегда будут деталями - аргументами. Тут придется вспомнить определение детали: деталь раскрывающая суть целого, его характерная часть,

полиинформативная, подразумевающая оценку факта, явления с определенной партийной, гражданской или политической позиции.

Если в роли аргумента выступает такая деталь, она -деталь-аргумент.

Здесь дает о себе знать одно важное обстоятельство: поскольку в журналистском тексте использованы как логично-силлогистические методы аргументирования, так и эмоциональные, экспрессивные, образные средства в роли аргумента нередко выступают и другие рассмотренные нами виды детали: деталь - факт, деталь - образ, деталь символ.

Более того, если в роли аргумента чаще выступает логично-силлогистическое суждение (где сравнительно трудно превратить аргумент в деталь, деталь-аргуент), в образных средствах доказательства деталь-аргумент является достоверным средством убедительности (разумеется, в арсенале профессионального автора).

3. Художественная деталь. Художественная деталь, искусство его применения - та точка соприкосновения, которая роднит художественную литературу и публицистику.

Функция, назначение детали в любом литературном произведении иное - показ окружающей среды путем акцентирования характерных сторон.

Способность восстановить всю картину действительности несколькими выразительными деталями одинаково требуется как от писателя, так и от журналиста это тот "пробный камень", который с одной стороны, определяет мастерство автора его почерк, а с другой стороны, роднит труд журналиста с творческим процессом, высоким литературным искусством.

С другой стороны, характер профессионального использования художественной детали, по нашему мнению, все же несколько иное в публицистических жанрах, что вытекает из специфики самих этих жанров, их особенностей, отличающихся задач.

Следует также сказать, что если в теории литературы вопросы использования художественной детали так или иначе выяснены, этого нельзя сказать об использованых в публицистике деталях. Конечно в отдельнных исследованиях разработаны те или иные проблемы применения детали, существуют весьма ценные высказывания практиков-

журналистов о роли и значения детали в журналистском тексте, но ничего не сказано об особенностях использования публицистической детали. Более того, часть исследователей даже не видят никакой разницы между художественной и публицистической деталями.

Мы попытались осуществить исследование особенностей публицистической детали и установить ее сходство и разницу с художественной деталью.

В конечном виде результаты своих наблюдений мы сформулировали следующим образом:

Содержательный элемент публицистического текста типичная деталь отличается от типичной детали, используемой в арсенале художественной литературы:

1. конкретно-фактичностью или документальностью;

2 отличающимися критериями оценки фактов и явлений действительности: прямым проявлением позиции, тенденции автора;

3. близостью к объективной действительности и оперативностью трансформирования фактов и явлкний этой действительности в деталь произведения;

4. различны и методы трансформирования деталей объективной действительности в публицистические детали;

5. что же касается художественной детали, ее журналист, разумеется, использует (особенно в художественно-публицистических жанрах), но использование художественной детали в публицистике несколько иное: она не является только элементом образа, средством типизации. Художественная деталь в публицисти^еком тексте прежде всего, указывает на концепцию автора и, постольку, носит публицистическую окраску. Тут вырисовывается такая закономерность: когда переживание обретает силу концепции, тогда эмоциональная (экспрессивная) деталь становится публицистической.

В публицистическом тексте, если можно так сказать, "права" детали неизмеримо больше. то, что в художественной литературе возлагается на образ, тиц называется образностью, в журналистском тексте удается умелым использованием детали. Возможно потому деталь иногда называют "микрообразом".

4. Деталь-символ или символизированная деталь. Символизированная деталь найболее публицистическаяв деталь

в том смысле, что в ней четко выражено оценивающее, идейное отношение журналиста к фактам действительности.

Следует учитивыть еще одно обстоятельство. Символизированними могут быть и идея, и проблема, и соображение, и концепция и др. Постольку, возможно, у кого-либо появится мнение, что предположительно и существование подвидов символизированной детали: проблемной детали, идейной детали и т. д. Такое деление мы не считаем закономерным, поскольку, думаем, предыдущее наше суждение и объективная обстановка тоже (анализ публицистических текстов) подтверждают, что все детали в публицистическом тексте в той или иной степени как идейные,, так и проблемные. Это обусловлено именно ее публицистичностю. Кроме этого, в качестве основы классификации деталей мы выбрали различие между методами трансформирования фактов и явлений объективной действительности в публицистический текст с одной стороны и возложенную на деталь в тексте функцию с другой стороны. Как с одной, так и с другой точки зрения символизированная деталь удовлетворяет отобранные нами с самого начала требования классификации: метод

трансформирования фактов и явлении действительности в публицистический текст - их символизации для получения этого выда деталей, а в тексте на этот вид деталей возлагается символизированное указаные и выражение авторских идеи, соображения, концепции. Деталь-символ уже является концепцией или важной ступенью, ньюансом концепции, идеи, авторской позиции.

Одинадцатый параграф - функции детали в публицистическом тексте. Этот параграф охватывает два подвопроса: 1. Субстанционная роль детали и 2. "Зеркальный принцип" в детали. Первый подвопрос посвящен показу роли раскрывающей суть субстанценной детали.

Примечательно то основное обстоятельство, что в журналистском тексте все средства, все аспекты подчинены одной конечной цели - агитационной и пропагандистской, ставит целью одну задачу - публицистическую.

Эффективным средством наглядности проявления именно этого публицистического является деталь, важный содержательный элемент журналистского текста: она суммирует, обобщает факты, явления разные точки зрения, идею и т.п. Посредством компактной, полиинформативной,

часто носящей экспрессивную функцию детали раскрывается идея всей публикации, она исполняет своего рода субстанционную роль: "смысл и сила детали состоит в том, что в бесконечно малом помещается целостность".

Это "малое" носит особые свойства, по сути оно субстанционное, емкое.

Основная функция публицистической детали публицистическое отображение конкретного, показ явления "за фактом": сознательный логический, психологический анализ социально-политически важных явлений и фактов объективной действительности прокладывает нам путь к истине. Установление истины порождает убежденность автора и, если он "усвоит" эту правду, в творческий процесс включается также подсознательное и таким путем к журналисту

тоже приходит вдохновение, оно часто реализуется в мастерски найденной обобщающей детали.

При исследовании мастерства практиков журналистов становится необходимыми "проникновение" в закономерности текста, понимание внутренних импульсов того или иного отрезка текста, которые направлены на актуализацию содержания. А актуализация содержания зачастую обусловлена субстанционной ролью мастерски введенной в журналистский текст детали.

Субстанценная роль детали - мощный импульс актуализации содержания публикации, существенное

характеризующее журналистского мастерства.

2 "Зеркальный принцип" в детали. применение "зеркального принципа" - один из веьсма интересных характеризующих журналистского мастерства Он представляет собой экспрессивное средство передачи мысли кратко, рельефно, эффективно: "зеркальный принцип" рисует персонажа или объективную действительность через переживание или поведение другого персонажа, через его реагирование на визуальный контакт с тем или иным явлением или личностью.

Анализ позитивного материала позволила выделить и другой аспект применения "зеркального принципа": не одно исследование Д. Узнадзе и его известной психологической школы подтверждает, что осуществленное субъектом всякое действие "следует считать реализацией того или иного его настроя". Такую же мысль подтверждает и М. Пилпорт: "Настрой производит детерминирование того, как увидит и

поймет индивид тот или иной предмет, как осмыслит его и как будет действовать". Отсюда предполагаем справедливость обратного процесса- в действии индивида как в "зеркале" видна личность индивида его "настрой" и там, как легко увидим, роль "зеркала" играют именно эти характерные детали. Третьим аспектом применения "зеркального принципа может быть "текстуальная деталь", в которой отражается авторская позиция, его оценка факта или явления.

Рассмотрение и анализ конкретных образцов убеждает, что одной из эффективных форм использования детали, ее подачи является применение "зеркального принципа". Это традиционный принцип в художественной литературе, фольклоре и достаточно прочное место занимает в публицистике.

Двенадцатый параграф - формы подачи содержательных элементов в публицистическом тексте. Часто тот или иной содержательный элемент предложен в форме использования какой-либо грамматической категории (синтаксической или морфологической). В таком случае грамматическая категория - форма подачи элемента содержания. Часто в качестве такой формы представляется сравнение или метафора- в параграфе нами проанализированы соответствующие образцы из публицистической практики.

В параграфе рассмотрен принцип семантической сигнализации, состоящий в том, что сигналы этого типа создают представление об явлениях действительности посредством своего рода пунктиром, что рассчитано на "активизацию способности читателя к ассоциативному мышлению". Формальным средством выражения элементов содержания с помощью таких сигналов, как видно из приведенных нами образцов из журналистской практики, часто является та или иная грамматическая категория.

В журналистской практике часто и эффективно используется в роли того или иного содержательного элемента глагольная метафора

Тут следует учитывать еще одно: сравнение, метафора и т. п. часто представляют форму, средство эффективной подачи идеи. Поэтому это не значит, что деталь отождествлена или с одной, или с другим. Иногда благодаря эффективному сравнению только указана идея, соображение. Она читается в контексте и вовсе не

совпадает с сравнением, метафорой и т. п. ни по форме, ни по содержанию. Идея, как образ, образец авторской оценки явления или факта, если можно так сказать, является продуктом, результатом литературного труда, вытекает из него. Здесь как раз пригодится известная формула "истина познается в сравнении". Именно эта, помеченная посредством сравнения истина представляется в роли элемента содержания который нередко формируется в сознании читателя. Мастерски наиденные сравнение, метафора или междометие и т. п. представляют собой толчок, указание на характеризующее мление, объясняющее истину, средство ее открытия, обнаружения, фиксации. Вывод должен сделать уже сам читатель.

Не только нехватка газетной или журнальной площади или необходимость оперативной подачи материала обусловливает гибкость публицистического текста

публицистического слова его емкую природу, "неоходимость "скрытой между строк" истин. Все это придает процессу познания действительности своеобразную красоту, порождает в читателе необходимость раздумья, мышления, обусловивает его активную позицию, что, как известно, представляет собой одно из важных условий публицистического воздействия.

Тринадцатый параграф - Композиционная взаимная обусловленность содержательных элементов публицистического текста. Деталь, как содержательный элемент публицистического текста находится в определенном соотношении с другими содержательными элементами текста идеи, проблемой, фактом, аргументом и т. п. Эта функциональная взаимосвязь с другими содержательными элементами, служит одной основной цели - обозначению публицистической идеи, формированию концепции, развитию соображения или постановке проблемы. Вместе с тем, деталь в публицистическом тексте иногда выступает в роли композиционного элемента. В таком случае деталь, как элемент содержания представляет и элемент формы или и композиционный элемент. Его функция - раскрытие сути явления остается неизменной.

Теоретик журналистики Т. А. Беневольская подчеркнуто указывает на содержательную функцию композиции. Эта содержательная функция композиции особенно четко выражена в публицистическом тексте, где в большинстве случаев по нашему наблюдению (опираясь на практический

журналистский материал) реализуется: а) частым повторением детали в тексте, как рефрена, 6) предложением произведения т. н. "гипотетической идеи" в качестве композиционного элемента, доказательство или отрицание которой представляет все содержание фактического журналистского текста; в) генезисом идеи является композиционная основа того или иного журналистского выступления, его структурная ось: генезис - от факта действительности до образа (или микрообраза), или еще от факта до проблемы или до аргумента Тут возможны разные возможности, сменяемость разных содержательных элементов. А главное то, что та или иная ситуация, факт, явление, деталь действительности представляет объект анализа, оценки и этот процесс исследования является

композиционной осью журналистского выступления.

Четырнадцатый параграф - особенности применения содержательных элементов в различных жанрах. Жанровые особенности публикации в определенной мере обусловливают ареал использоваггаых содержательных элементов, их характеризующие, форму подачи.

Содержательные элементы текста меняют вид, функцию по мере их применения в произведениях того или иного жанра

В информационных жанрах, преимущественно встречаются творчески подобранные публицистические факты или их противопоставления. Исходя из специфики этих жанров, в малых информационных жанрах деталь "в чистом виде" почти не встречается. Она обозначается при противопоставлений фактов в подтексте и соответственно, в сознании читателья тоже.

Хотя в таких информационных жанрах, как интервью или репортаж, все чаще встречаются художественная деталь, аргумент, символизированные детали.

В аналогичных жанрах сравнительно реже образцы использования художественной детали, здесь преимущественно, поставлена проблема и поиск путей ее решения путем анализа выразительных фактов действительности или обоснования аргументированных положений. Исклучение составляет рецензия, где часто призваны и художественные детали, и эффективно поданные символизированные детали, что же касается очерка и фелетона, здесь все содржательные элементы одинаково "полномочны".

Основные положения диссертационной работы опубликованы в следующих статьях и книгах

автора:

1. Д. Ткебучава, Содержательные элементы публицистического текста, (монография), издательство ТГУ, Тб., 1997г. (13,75п.д.).

2. Д Ткебучава, Факты и Аргументы в арсенале публицистики, издательство ТГУ, Тб, 1996г.

3. Д. Ткебучава, Рисунок без светотеней (К искусству детали в публицистике), издательство ТГУ, Тб., 1996г.

4 Д. Ткебучава, Правда - от имени добра... ("Риторические фигуры" в публицистическом тексте), издательство ТГУ, Тб., 1997г.

5. Д. Ткебучава, Взаимная обусловленность содержательных элементов в публицистическом тексте, издательство ТГУ, Тб., 1997г.

6. Д Ткебучава, Два содержательных элемента публицистического текста - подтекст и вымысел, издательство ТГУ, Тб, 1997г.

7. Д Ткебучава Особенности применения содержательных элементов публицистического текста в различных жанрах, издательство ТГУ, Тб, 1997г.

& Д. Ткебучава, Идея и проблема в системе публицистического текста, издательство ТГУ, Тб, 1997г.

9. Деталь - элемент публицистического текста (журн. Ак. наук Груз. ССР "Мацнэ", серия языка и литературы, 1986г. N2).

10. Подтекст в публицистической детали (журн. Акад. наук Груз. ССР "Мацнэ", серия языка и литературы, 1988г. N2).

А также в тезисах: I Д. Ткебучава, Субстантивная роль детали в публицистическом произведении (Межинститутская научная сессия профессоров и преподавателей, (Тбилисский ордена Дружбы народов государственный педагогический институт имени А. С Пушкина)), Тб, 1986г.

2. Д. Ткебучава, 'Зеркальный принцип" в публицистической детали, Республиканская научная конференция факультета журналистики ТГУ и высших учебных заведений Грузинской ССР, Тб., 1937г.

3. Д. Ткебучава Деталь - композиционный элемент публицистического текста, Тб, 1988г. Республиканская научная конференция ТГУ.

4 Д. Ткебучава К творческой природе публицистики, Республиканская научная конференция ТГУ, 1990г.

5. Вопросы восстановления независимости грузни в современной грузинской прессе. Республиканская научная конференция ТГУ, 1993г.

6. "Риторические фигуры" В публицистическом тексте, Республиканская научная конференция ТГУ, 1996г.

7. Д. Ткебучава Взаимное соотношение факта и вымысла в публицистическом тексте, Республиканская научная конференция ТГУ, 1997г.