автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Баранова, Екатерина Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Баранова, Екатерина Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Формы выражения авторского сознания в современной мордовской лирике.

§1.1. Философские мотивы и способы их раскрытия в современной мордовской лирике.

§ 1.2. Своеобразие изображения внешней реальности в произведениях мордовских поэтов.

§ 1.3. Синтез гражданственности и публицистичности - новая черта мордовской лирики на современном этапе.

§ 1.4. Мир интимно-личностных переживаний в лирике.

ГЛАВА II. Традиции и новаторство в современной мордовской лирике.

§11.1. Фольклорные традиции в творчестве современных мордовских поэтов (П.В. Алёшина, И.А. Калинкин, С.В. Кинякин, А.Д. Сульдина,).

§ II.2. Жанрово-стилевые искания мордовских лириков на современном этапе (М.А. Бебан, И.А. Калинкин, И.Н. Кудашкин, А.Д.Сульдина).

§ II.3. Особенности мордовского стихосложения и языка лирических произведений современных поэтов (П.В. Алёшина, Л.Ф. Дергачёва,

Н.И. Ишуткин, И.А. Калинкин, С.В. Кинякин, И.Н. Кудашкин,

В.И. Нестеров, А.Д. Сульдина, Д.А. Таганов, Н.П. Циликин).

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Баранова, Екатерина Валерьевна

В литературоведении не затихают споры, о лирике. Сам термин «лирика» понимается двояко: с одной стороны, под лирикой подразумеваются и стихотворные, и прозаические произведения, пронизанные лирическим мироощущением, а с другой стороны, всё же чаще ее ограничивают только лирическими стихами.

Спорным является и вопрос о месте лирики среди других искусств. Например, Г.Н.Поспелов в книге «Искусство и эстетика» и В.В.Кожинов в «Книге о русской лирической поэзии XIX века» безоговорочно относят лирическую поэзию к выразительному искусству, а Т.И.Сильман придерживается мнения, что она ближе к искусству изобразительному. Мы присоединяемся к компромиссному решению М.А.Палкина, который относит лирику к изобразительно-выразительному искусству, с одной оговоркой: преобладание элементов изобразительности или выразительности в конкретном произведении зависит от индивидуально-авторского замысла.

Сам термин «лирика» возник в эллинистический период развития древнегреческой культуры (III и первая половина II веков до н. э.) и включал в себя всю не эпическую поэзию. Исторически лирика возникла раньше - в устном народном творчестве.

Лирика как особый род литературы не располагает своим, только ей присущим предметом изображения, можно сказать, что лирике доступны все стороны действительности, так как она выражает эстетическое отношение к категориям счастья, идеала, цели и смысла жизни. Однако организация, упорядоченность слов, которыми мыслит поэт-лирик, несколько сужают тематическое пространство. Вместе с тем существует широкая возможность для выражения различных вариантов переживаний.

Процесс создания стихотворения сопровождается движением мысли поэта от частного к общему, т.е. художник стремится раскрыть свой индивидуальный опыт так, чтобы соотнести его с опытом читателя. Художественный образ движется от прототипа к типу, от личного к обобщенному. Это проявляется в освобождении от всего излишне индивидуального.

Если лирика, по сравнению с прозой и драматургией более субъективна и личностна, то это не означает, что лирической поэзии не свойственны законы типизации, реалистичность изображения объективных закономерностей жизни.

В критике и литературоведении не раз возникали острые споры и дискуссии, внешним поводом для которых послужило появление термина «лирический герой». В ходе этих споров были высказаны мнения и «за», и «против» него. Противники термина выдвигали тезис о тождестве самого поэта и его образа в лирике. С таким чрезмерным биографизмом в истолковании авторской личности нельзя согласиться. Поскольку предмет лирики -субъективный мир человека, то целесообразно исследовать этот мир на материале собственной духовной жизни. Поэтому стихи и пишутся чаще всего от первого лица, поэтому и возникает вопрос об авторском «Я». Эта проблема в значительной степени разработана, но все еще не утратила свой актуальности.

Лирический герой - это суммарный образ, который не может сложиться в одном или нескольких стихотворениях. Поэтому, анализируя ка-кое-либо стихотворение отдельного поэта, правомерно будет говорить не о лирическом герое, а о его состоянии, характерных психологических особенностях. Эти определяющие черты и составляют в совокупности целостный многогранный образ лирического героя.

Исследуя творчество художника в целом, мы определяем, кто его лирический герой, человеком каких мыслей, характера, идеалов он является. Это, в свою очередь, дает возможность определить мировоззрение, социальный и эстетический идеал поэта.

Лирическому герою в отдельном произведении не свойственны разносторонность, многогранность героя эпического, но следует помнить о таком специфическом свойстве лирики, как отражение мгновения, а цельный характер героя может сложиться только при рассмотрении всех проявлений его настроения.

Как видим, лирический герой - явление вполне реальное и содержательное, и поэтому нельзя отрицать его существования, тем более что существование это в достаточной степени обосновано теоретически, чтобы служить надежным инструментом при исследовании поэзии.

Литературе каждого исторического периода, в том числе и современной литературе присуща своя система жанров. Лирика не статична, она функционирует как живой процесс, постоянно обогащая себя, выходя за свои пределы, но оставаясь лирикой. Каждый художественный текст должен быть мотивирован с учетом специфики выбранного жанра. А лирика в этом плане очень консервативна: она воплощает поэтическую информацию, следовательно, все ее составные элементы заранее ожидаемы и вместе с тем неожиданны.

Жанры лирики сегодня претерпели существенную трансформацию, являющуюся естественным процессом дальнейшего развития. При анализе лирики исследователь сталкивается с особым затруднением, которое возникает у каждого, кто пытается дифференцировать ее жанровые разновидности. Сделать это не всегда возможно, так как существует огромное количество стихов с гибкими синтетическими формами, размытыми жанровыми признаками, а классические жанровые формы со строго регламентированной структурой используются поэтами все реже. Взаимопереходность, текучесть, чрезвычайная гибкость, живой калейдоскоп лирического мира затрудняет определение границ жанра. Но, тем не менее, ясно, что необходимы какие-то принципы, которые должны служить ориентиром, отправной точкой анализа. Жанр - это совокупность особенностей сюжетосложения, композиции, стиля, определяемая своеобразием видения мира художником, а также закономерностями развития литературного процесса.

Литературоведению известны жанровые классификации лирики, в основе которых лежат: специфика организации поэтической речи, речевой интонации (Б.В. Эйхенбаум подразделяет лирику на три типа: декламатив-ная (риторическая), напевная и говорная); функции речи (Г.Н. Поспелов различает медитативно-изобразительную, описательно-изобразительную, «персонажную» и повествовательную лирику); ситуация переживания, художественная конструкция лирического субъекта и стиль (В.И.Арешка подразделяет лирику на следующие типы: песенная, манифестационная (декларативная), нарративная (повествовательная), медитативная или философская).

В данной работе для разделения произведений лирики предложен принцип «содержательной формы» и, исходя из него, выделены четыре большие тематические подгруппы: философская, гражданско-публицистическая, пейзажная и любовная лирика. Основным эстетическим признаком при разграничении лирических произведений становится характер и направленность самого переживания и чувств, которые являются преобладающими.

Время критического анализа фундаментальных основ нашего общества выдвигает на первый план необходимость осмысления пройденного страной и человеком исторического пути, осознания противоречий глобального масштаба, затрагивающих самые основы существования цивилизации. В жизни и литературе формируются и утверждаются черты нового философского мышления, которые приводят к внутренним, собственно художественным изменениям во всех жанрах, влияя на их дальнейшее развитие. В лирике появляются качественно новые произведения, не вмещающиеся в строгие рамки тех или иных видовых классификаций. Мы считаем, что исследование современной лирики, основанное только на учете традиционных жанровоопределяющих признаков, не вполне отвечает состоянию поэзии на современном этапе. Необходим подход и с позиции идей, проблематики, образов и характеров, который предполагает, что лирические произведения - это синтез всего поэтического многообразия.

Потребность нравственного самоопределения во всех сферах жизни обусловила ориентацию на устойчивые черты народной жизни - духовность и национальное самосознание, уже на новом витке народной культуры.

Время перемен отразилось и на стилевых процессах развития лирики. Прежде всего, это выражается в незавершенности, незаконченности и недостаточной художественной отчетливости формирующихся стилевых течений. Поэты находятся в поисках собственного стиля, иногда ограничиваясь простым следованием традиции. Этим объясняется частая повторяемость художественной мысли, узнаваемость стиля, даже сходство мотивов. Мы не считаем это проявлением слабости поэтического таланта и объясняем влиянием драматической ситуации времен застоя, когда была прервана преемственная связь в развитии поэзии. Негативное воздействие особенно сказывается на творчестве молодых поэтов, которые осознают свою ответственность за восстановление прерванной традиции. Они ведут поиски эстетических ценностей в историческом прошлом своего народа.

Современная мордовская лирика требует постоянного внимания со стороны литературоведов и критиков, так как именно в ней появляются черты тех тенденций, которые впоследствии становятся общими для всех родов литературы. Однако изучению живого процесса развития мордовской лирики уделяется не очень много внимания, причем и оно ограничивается анализом отдельных произведений или рецензиями на поэтические сборники. Совершенно недостаточно исследований лирики последних лет, которые раскрывали бы ее основные тенденции и характерные черты, во многом отличающиеся от довольно подробно изученной поэзии 1950-70-х годов.

Актуальность темы состоит в необходимости обобщающих исследований, связывающих развитие современной лирики с тенденциями национальной культуры и творческими поисками самих поэтов; определяется неизученностью стиховой культуры мордовской лирики; важностью определения характера художественных поисков современной мордовской лирики с точки зрения их эстетической ценности. Воспитание культуры чувств людей сегодня рассматривается как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки. Поэтому и возрастает социальная роль лирики и актуальность лирического творчества для литературы в целом и мордовской, в частности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые рассмотрены основные явления, проблемы и закономерности лирики 80-90-х годов как живого литературного процесса с учетом его противоречивости, наличия в нем как разнонаправленных художественных тенденций, так и той системы связей между ними, которая позволяет говорить о целостности современной мордовской лирики. В предлагаемых теоретическом аспекте и практическом объеме современная мордовская лирика еще не изучалась, поэтому мы считаем, что данная работа может стать началом исследования сложного и противоречивого процесса развития лирики в период 1980-90-х годов.

Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы составить целостную картину состояния современной мордовской лирики как составной части общего литературного процесса, обнаружить основные тенденции ее развития и найти им реальное подтверждение в конкретных поэтических произведениях. В соответствии с этой целью необходимо было решить следующие задачи:

- выявление основных черт современной мордовской лирики с учетом ее родовой специфики ;

- рассмотрение характерных особенностей отдельных жанров современной мордовской лирики в исследуемый период ;

- выявление положительных и негативных тенденций в поэтическом осмыслении и отражении действительности на основе анализа поэтических произведений как уже известных поэтов, так и начинающих авторов;

- определение на различных уровнях типологических параллелей использования фольклорных традиций современными мордовскими поэтами.

Методологической основой диссертации является этико-философская концепция о диалектическом соотношении общего и особенного в применении к категории национального в художественном творчестве. Обязательной предпосылкой научной состоятельности исследования признается положение о национальной специфике художественных явлений в условиях контактных и межнациональных связей, а также современные мировоззренческие ориентиры, основанные на приоритете общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Применялась методика многоплановых подходов к анализу на основе различных методов, таких как: историко-теоретический, который направлен на выяснение истоков, содержания и художественной сущности изучаемого материала; структурно-аналитический, определяющий конкретные идейно-тематические и художественно-изобразительные аспекты; метод интеграции знаний, позволяющий выявить определённые закономерности функционирования традиций в современной лирике.

Теоретической основой диссертации послужили труды известных литературоведов М.М.Бахтина, А.С.Бушмина, В.В.Виноградова, П.С.Выходцева, И.Л.Гринберга, В.М.Жирмунского, А.А.Михайлова,

Д.Н.Овсянико-Куликовского, Г.Н.Поспелова Т.И.Сильман, Л.И.Тимофеева. - при определении специфичности лирики как литературного рода; В.А.Зайцева, В.В.Кожинова, Е.П.Любаревой, Н.Р.Мазепы,

A.И.Павловского, А.П. Эльяшевича - при рассмотрении отдельных аспектов проблемы лирики; А.В.Алешкина, А.Г.Борисова, В.В.Горбунова, Г.И.Горбунова, М.Ф.Ефимовой, М.Г.Имярекова, В.М.Макушкина, М.И.Малькиной, Е.И.Чернова - при определении национального своеобразия мордовской лирики; критические статьи, обзоры новых публикаций, печатающиеся в общероссийской и национальной периодике - при определении закономерностей и тенденций развития современной лирики.

Стремление рассмотреть современную мордовскую лирику в самых различных аспектах обусловило изучение работ, посвященных отдельным проблемам: «Фольклорные традиции в современной мордовской поэзии» Н.П.Самаркиной; «Фольклорные традиции в мордовской поэзии (на анализе творчества мокшанских поэтов)» О.И.Налдеевой; «Современная русскоязычная поэзия Мордовии в контексте мордовской литературы (70-80-е годы)» С.П.Гудковой; «Проблемы развития финноязычной поэзии Карелии в её связях с фольклором» Э.Л.Алто; «Развитие марийского стихосложения» Н.И.Куторова; «Традиции и новаторство в эстонской советской поэзии» Э.К.Лыхмус; «Современный русский стих. Метрика и ритмика» М.Л.Гаспарова; «Стилевые течения в русской советской лирической поэзии» Л.И. Лубянской; «Русская лирическая поэзия 1960-1980-х годов: (Основные тенденции развития)» А.В. Науменко-Порохиной и др.

Материалом исследования стали наиболее яркие произведения П.В.Алешиной, А.В.Арапова, И.М.Девина, Л.Ф.Дергачевой, Ч.Г.Журавлева. Н.И. Ишуткина, И.А.Калинкина, Р.С.Кемайкиной, С.В.Кинякина, И.Н. Ку-дашкина, М.И.Малькиной, А.К.Мартынова, М.Моисеева, Д.Т.Надькина.

B.И.Нестерова, И.В.Носикова, Р.К.Орловой, А.Д.Сульдиной, Д.А.Таганова.

Н.П. Циликина на мокша и эрзя-мордовских языках, вышедшие в отдельных или коллективных сборниках и периодических изданиях, начиная с 1980-го года. Перевод текстов с мордовского-мокша и мордовского-эрзя языков наш, подстрочно-смысловой, кроме особо указанных случаев.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов, теоретических положений и конкретного материала при изучении особенностей развития мордовской литературы, ее актуальных проблем, при чтении курса лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для студентов, учебников и методических рекомендаций по мордовской литературе для вузов и общеобразовательных школ. Выводы, полученные в ходе осуществленного исследования, позволяют внести ряд корректив в оценки современной лирической поэзии литературной критикой, при рассмотрении ее художественного многообразия.

Апробация результатов исследования проходила на кафедре литературы МГПИ им. М.Е. Евсевьева. По результатам исследования опубликованы статьи в сборниках: «А.С. Пушкин и современность», «Актуальные проблемы литературоведения и методики преподавания литературы» и в журнале «Мокша» №5,1999 год. Делались сообщения на научно-практических конференциях преподавателей и студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева (1999г.).

Работа изложена на 187 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 258 наименований.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, основные методологические подходы к изучаемой проблеме, выявлена степень ее научной разработанности. В заключении даются основные выводы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа не претендует на окончательность, бесспорность результатов и суждений. Современная мордовская лирика представляет собой явление сложное и многозначное. Мы считаем, что при оценке живого литературного факта критик руководствуется своим субъективным отношением к нему, чутьём и интуицией, тогда как для объективной оценки необходим определенный промежуток времени. Однако дать представление о современном состоянии лирики и наметить основные тенденции развития, по нашему мнению, возможно.

Если для лирики предшествующих периодов наиболее характерной была социально-политическая, агитационная направленность, то, начиная с середины 80-х годов, мордовские поэты, не отказываясь от актуальной тематики, углубляют её в своём творчестве до философских обобщений.

Переосмысление неисчерпаемых богатств народной поэзии и философской мудрости также способствует повышению аналитичности современной поэзии и обновлению её поэтических структур. Творческое освоение фольклорных традиций насыщает современную мордовскую лирику обновленными символами и метафорами, нравственно-этическими проблемами, выраженными в системе аллегорических образов и устойчивых поэтических символов, присущих мордовской поэзии со дня её зарождения.

На новом историческом этапе развития общества по-новому стала осмысливаться история народа, проблема сохранения языка, отношения к культурному наследию и духовному богатству, накопленному предками, что говорит об усилении публицистической остроты современной мордовской поэзии.

Современные мордовские поэты бережно хранят принципы и традиции как народного творчества, так и своих предшественников, в то же время их художественные поиски ориентируются на мировую поэзию, на глобальность проблем, общечеловеческую направленность творчества, этим объясняется повышенная философичность мордовской лирики сегодня.

Современная философская лирика мордовских поэтов характеризуется обостренным вниманием к внутреннему миру личности и онтологическим проблемам в их непосредственной связи с жизнью, к вопросам морали и этики. Среди основных тенденций можно отметить стремление найти нравственный и эстетический эталон в оторванном от реальности измерении; попытку приобщиться к высшей мудрости - космическому, божественному миропорядку, как способ отхода от негативно воспринимаемой действительности. В творчестве поэтов старшего поколения заметно усиление публицистического пафоса, как признак стремления привлечь внимание человека к острым проблемам современности в их философской сущности. Поэты молодого поколения отличаются эмоциональностью изображения поисков истины, элегизмом мировосприятия, продолжением прогрессивных традиций своих предшественников, одной из которых остаётся осмысление категории времени.

В современной мордовской гражданско-публицистической лирике можно выделить две основные тенденции: слияние публицистичности с философским осмыслением действительности и конкретность, актуальность поэтического высказывания. Среди других, не менее важных тенденций, можно назвать остроконфликтность, трагичность произведений, посвященных осознанию последствий потери национального самосознания, дальнейшем развитии темы войны в её обостренном трагизме.

Ярчайшими тенденциями мордовской пейзажной лирики 80-90-х годов являются: гуманистическое отношение человека к окружающему миру, осознание человеком ответственности за всё живое; совершенствование художественных средств выражения психологического восприятия, познания и отражения явлений природы в лирике; сближение пейзажной и философской лирики, которое проявляется в стремлении поэтов осмыслить такие абстрактные понятия, как Космос, Вселенная, Мироздание. Наметился своеобразный синтез лирических раздумий с публицистической заостренностью проблемы экологии и осознание человеком своего единства с природой, а как следствие - появление в пейзажной лирике раздумий, сходных с философскими.

Любовная лирика мордовских поэтов находится на стадии интенсивного развития, поэтому недостатки и ошибки являются закономерными. Среди наиболее очевидных следует назвать узость эмоционального спектра любовной лирики, в которой преобладает элегическое настроение; сохранение абстрактного образа любимого человека, с которым соотносятся личные переживания; однобокость трактовки женского образа; проявление в характере лирического героя отголосков меркантилизма и бездуховности. Наряду с этим наметились и положительные тенденции в изображении вечного чувства, которые говорят о стремлении поэтов преодолеть недостатки и показать всю глубину, многогранность, бесконечность чувства любви.

Для большинства современных поэтов фольклор продолжает оставаться одним из сильнейших импульсов творчества. Народная поэзия служит неисчерпаемым источником познания народа, его мировоззрения и идейно-эстетических идеалов. С течением времени формы обращения к фольклору становятся всё более разнообразными и всё труднее поддаются внешнему определению. Таким образом, можно говорить о наиболее заметной тенденции в использовании современными поэтами традиции устного народного поэтического творчества - преобладании внутреннего, скрытого характера следования фольклорной традиции, которое на формальном уровне выявить довольно сложно, но на уровне идей, смысла, ассоциаций, символов, образов оно ощущается довольно четко. Наряду с этим продолжается обращение к таким популярным формам обработки фольклорных произведений, как стилизация, цитирование, включение в современное произведение традиционных средств художественной образности: постоянных эпитетов, параллелизмов, парных слов, олицетворений, сравнений, метафор и др. Возрастает количество обращений к традиционной народной символике, которая позволяет с помощью ассоциаций заключить глубокий смысл подтекста в небольшой объём лирического произведения.

Период 80-90-х годов отмечен в развитии нашей литературы активными поэтическими, жанрово-стилевыми исканиями, которые представляют собой широкий спектр явлений, восходящих к неисчерпаемым источникам прогрессивных традиций. Большую помощь в поисках новых форм поэтического высказывания или творческой переработки традиционных оказывает фольклорное наследие нашего народа. Именно оно обусловливает частое обращение к одним жанрам и равнодушие, испытываемое по отношению к другим. Именно национальной фольклорной традицией можно объяснить тяготение мордовских поэтов к сюжетности произведений и популярность жанра баллады.

Специфические особенности мокшанского языка и ритмические традиции фольклора определяют причину наибольшего распространения двусложных размеров, особенно хорея. Среди других тенденций в области стихосложения можно отметить следование устоявшимся традициям и появление новаторских исканий на уровне единичных экспериментов; обращение поэтов к богатой, неожиданной рифме, что отражает стремление поэтов максимально использовать экспрессивно-эстетические ресурсы всех уровней языка для более точного отражения авторского замысла.

На основании исследования современную мордовскую лирику можно определить как сложное поэтическое образование, своеобразно связанное как с реальностью, так и с субъективным миром. Тенденции, выявленные в процессе анализа творчества современных мордовских поэтов, характеризуют период 1980-90-х годов как бесспорно плодотворный, качественно новый этап в развитии лирики, являющейся составной частью мордовской литературы.

 

Список научной литературыБаранова, Екатерина Валерьевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамов A.M. В соавторстве со временем: Исследования, статьи, литературные портреты. М.: Современник, 1982 .- 334 с.

2. Алёшина П. Тят ета вакскан: Стихт . Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1996 .-96 с.

3. Алешина П. Етань вакскат., Туця., Энялькс: Стихт // Мокша. 1997. -№3-4. - С. 63-65.

4. Алешина П. Ичкозян; .Мон шаштснь малазт.; .Аф удан мон.: Стихт // Мокша. 1998. №3. - С. 12-13.

5. Алешина П. Абон сязине ромашкать.; .Мезе мархтот васемедемась максы? Апак нолдак сермат.; .Саты, кельгомать кяшендеськ.: Стихт // Мокша. 1999. - №1. - С. 22-24.

6. Алешина П. Серма стирь ялгазти; Кода тряма прясь: Стихт // Мокша.1999.-№3.-С. 19-20.

7. Алёшкин А.В. В начале пути // Молодой ленинец. 1967. - 30 ноября. -С. 4.

8. Алёшкин А.В. Земля родная песни мне дала: Очерк творчества И.М.Девина. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1973 . - 120 с.

9. Алёшкин А.В. Кафта книгат кафта вайгяльхть // Мокша. - 1973. -№6. - С.59-66.

10. Алёшкин А.В. Поэзия 1965-67 гг. // Мордовская литература последних лет. Труды МНИИЯЛИЭ. Вып.37. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1973. -С. 5-53.

11. Алёшкин А.В. Лирика русских поэтов Мордовии // Вопросы морд, литры. Труды МНИИЯЛИЭ. Вып.51 . Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. -С.59-74.

12. Алёшкин А.В. Поэзия 1969-1971 годов //Очерки жанров мордовской литературы (1968-1971) Труды МНИИЯЛИЭ. Вып.53. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. 224 с.

13. Алёшкин А.В. Единство традиций: Народ и личность в мордовской эпической поэзии. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1978. - 192 с.

14. Алёшкин А.В. Полафтсь эряфсь подвикне лият. // Мокша. - 1980. -№4. - С. 55-57.

15. Алёшкин А.В. Од кис срхкама пинге // Мокша. 1982. - №4. - С. 73-75.

16. Алёшкин А.В. Эпос дружбы: Типология жанра поэмы в литературе народов Поволжья. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. - 184 с.

17. Алёшкин А.В. Пингть од вешфксонза // Мокша. 1987. - №2 . - С. 56-67.

18. Алёшкин А.В. Арьсемат: Лигературно-критическяй серматксонь кярьмаз. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1989. - 200 с.

19. Алто Э.Л. Проблемы развития финноязычной поэзии Карелии в её связях с фольклором: Дис. . канд. филол. наук. Петрозаводск, 1983 . -205 с.

20. Антология мордовской поэзии: Сборник / Сост.: В.А. Гадаев, Г.И. Горбунов, М.С. Моисеев. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. - 496с.

21. Антонов А.Н. Преемственность и развитие нового знания в науке. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 171 с.

22. Апшлатов А.И. На встречу с читателем: Размышления о современной прозе и поэзии. М.: Современник, 1987. - 189 с.

23. Арапов А. Вайгель: Стихть. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1990. - 80 с.

24. Арапов А. Вальма: Стихть. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1992. - 64 с.

25. Арешка В.Й. Литовская советская лирика (жанровая система): Дис. . д-ра филол. наук. Вильнюс, 1984. - 457 с.

26. Баевский B.C. История русской поэзии. 1730-1980. Смоленск: Русич, 1994.-302 с.

27. Банк Н. Сопричастность времени: О советской гражданской поэзии // Нева. 1972. - №6. - С. 171-178.

28. Баранова-Гонченко JT. Сквозь всяческий разлад. / Заметки о поэзии молодых. // Москва. - 1987. - №6. - С. 172-184.

29. Бахтин М.М. Литературно критические статьи / Сост. С.Г. Бочаров и

30. B.В. Кожинов. М.: Худ. лит-ра, 1986. - 542 с.

31. Бахтин М.М. Слово в поэзии и прозе. // Вопросы литературы. 1972. -№6. - С. 54-85.

32. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.-364 с.

33. Бебан М.А. Видептьф боразда: Кочкаф стихотвореният, сонетт да ан-цяй поэманят. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1983. - 215 с.

34. Беккер М.И. О поэтах: Литературно-критические статьи. М.: Советский писатель, 1961.-71 с.

35. Бикбаев Р.Т. Время. Поэт. Народ. М.: Современник, 1986. - 240 с.

36. Бикбаев Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии. М.: Наука, 1991.- 142 с.

37. Богомолова З.А. Песня над Чепцой и Камой. М.: Современник, 1981. -352 с.

38. Борисов А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. 191 с.

39. Борисов А.Г.Поэзиясо жанрань проблематне // Сятко. 1985. - №4.1. C. 70.

40. Брюсов В.Я. Собр. соч.: в 7 т. М.: Худож. лит., 1973. - Т.6. - 645 с.

41. Бузник В.В. Лирика и время .-М.-Л.: Наука, 1964 .-130 с.

42. Бушмин А.С. Преемственость в развитии литературы. Л.: Худ.лит., 1978.-273 с.

43. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980. - 334 с.

44. Васильева J1.H. Облако огня. М.: Современник, 1988. - 303 с.

45. Виннонен Р.И. Чувство пути: Над страницами современной поэзии. -М.: Современник, 1981. 386 с.

46. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гослитиздат, 1961.-614 с.

47. Винокуров Е.М. Поэзия и мысль. М.: Советская Россия, 1966. - 88 с.

48. Владимиров С.В. Стих и образ. JL: Советский писатель, 1968. - 160с.

49. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. М. -Л.: Академия наук СССР, 1963. - 548 с.

50. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Советский писатель, 1973. - 336 с.

51. Выходцев П.С. Земля и люди: Очерки о русской советской поэзии 40-70х годов. М.: Современник, 1984. - 366 с.

52. Галанов Б.Е. Живопись словом. Человек, пейзаж, вещь. М.: Советский писатель, 1972.- 184 с.

53. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика: Дис. . д-ра филол. наук. М.: Наука, 1974. - 487 с.

54. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1955.-471 с.

55. Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения. М.: Знание. - 1987 / Новое в жизни, науке, технике. Сер. " Литература". - №4. - 63 с.

56. Горбунов В.В. Лирический жанр // Изнямо. 1951. - №1. - С. 242.

57. Горбунов В.В. Вечкемань лирикась мокшэрзянь поэзиясо // Сятко. -1970. -№1. С. 79-90.

58. Горбунов В.В. Политическяй лирикась // Мокша. 1970. - №3. - С. 76-83.

59. Горбунов В.В. Поэзия душа народа: О становлении, развитии и современном состоянии мордовской поэзии. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1973.-265 с.

60. Горбунов В.В. Признание: Литературно-критические статьи. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984. - 152 с.

61. Горбунов Г.И. Жизнь, герои, литература: Литературно-критические статьи. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. - 120 с.

62. Горбунов Г.И. Панчк лувити седицень-ваймоцень // Мокша. 1983. -№3. - С. 52-55.

63. Горбунов Г.И. Вешнемань ки лангсо: Литературно-критической статьят. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1983. - 108 с.

64. Горбунов Г.И. Поэзиянть арасть планонзо // Сятко. 1989. - №3. -С. 73-87.

65. Горбунов Г.И. Вастомат: Литературно-критической статьят. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1993. - 192 с.

66. Гринберг И.Л. Пути советской поэзии. М.: Художественная литература, 1968.-384 с.

67. Гринберг И.Л. Три грани лирики: Современная баллада, ода и элегия. -М.: Художественная литература, 1985. 397 с.

68. Гудкова С.П. Современная русскоязычная поэзия Мордовии в контексте мордовской литературы, 70-80-е гг.: Дис. канд. филол. наук. Саранск, 1998.- 167 с.

69. Девин И. Сенемас: Стихт и поэмат. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1992.- 128 с.

70. Девяткин С.Г. Фольклор как источник обогащения эстетического опыта современной мордовской литературы // Аспект-1990: Исслед. по морд, лит.: Труды НИИ ЯЛИЭ. Вып.102. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. -С. 61-75.

71. Девяткин С.Г. Развитие балладных традиций / Современная мордовская литература. 60-80-е годы. В 2ч. 4.2: Поэзия. Драматургия. Детская литература. Русская литература Мордовии. Критика и литературоведение. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. - С. 25-40.

72. Дергачева JI. "Пингень морось нурькине ды сэпей.": Стихть // Сятко.1995. №9. - С. 49-50.

73. Дергачева JL "Илядо капша ёртнеме эсь валонк.": Стихть // Сятко.1996. №7. - С. 41-44.

74. Дергачева JI. "Весемесь стувтови, палови, пултави.": Стихть // Сятко.1997.-№1-2.-С. 24-28.

75. Дергачева Л. Оймень морот: Стихть // Сятко. 1998. - №10. - С. 43-45.

76. Дмитриев М. На монтаж и на сверку Вселенной.: (О публицистичности советской поэзии) // Нева. 1976. - №12. - С. 188-191.

77. Доронин А. Од порань валдо: Стихть. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1984.-72 с.

78. Доронин А. Велев кись юты седейгам: Стихть, поэма. Саранск: Морд, кн. изд-вась, 1988. - 80 с.

79. Дюжев Ю.И. Новизна традиции. М.: Современник, 1985. - 288 с.

80. Ермилов В.В. Связь времен: О традициях советской литературы. М.: Советская Россия, 1964. - 415 с.

81. Ефимова М.Ф. О взаимосвязях фольклора в мордовской литературе // Проблемы современной мордовской литературы: Сб. ст. Саранск: Морд. кн. изд-во. - 1970. - С. 4-93.

82. Ефимова М.Ф. Фольклоризм советской мордовской литературы 20-30-х годов // Проблемы взаимосвязи литературы и фольклора: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1984. - С. 77-86.

83. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. - 664 с

84. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избр. тр. -Л.: Наука, 1977.-407 с.

85. Журавлев Ч. "Содавлитя, кият монень тон.": Стихть // Сятко. 1995. -№4.-С. 112-115.

86. Журавлев Ч. Валдо ойме: Стихть, поэмат, ёвтнемат. Саранск: Морд, кн. изд-вась, 1996. - 192 с.

87. Журавлев Ч. "Зярс мон эрян вечкемам а кулы.": Стихть // Сятко. -1997.-№11.-С. 6-7.

88. Зайцев В.А. Русская советская поэзия 1960-70гг.: Стилевые поиски и тенденции. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - 176 с.

89. Ивнисенко В.А. Поэзия, жизнь, человек: О лирике. / Пер.с укр.автора. -М.: Советский писатель, 1962. 227 с.

90. Иду к живому брату: Сб.стихов финно-угорских поэтов. Будапешт: Венгрия, 1993.-234 с.

91. Ильницкий М. Перекличка через поколение // Вопросы литературы. -1986. №5.-С. 114-146.

92. Имяреков М.Г. Лирика больших человеческих переживаний // Вопросы финно-угорского фольклора: Вып.50. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1974.- С. 57-64

93. Имяреков М.Г. Кельги седись сизема аф содай. // Мокша. 1985. - №6. -С.53-57.

94. Имяреков М.Г. Писательсь и эряфсь: Мокшэрзянь писательхнень твор-ческяй портретсна. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1992. - 384 с.

95. Имяреков М.Г. Лирика душевной печали: Мордов. обрядовая поэзия: Причитания: Учеб.пос. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 100 с.

96. Ишуткин Н.И. Тештень мастор: Стихть, пародият. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1994. - 72 с.

97. Ишуткин Н.И. Пейзаж души: Стихи / Пер. с эрзянск. А.Громыхина. -Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1998. 56 с.

98. Калачева С.В. Стих и ритм (О закономерностях стихосложения). М.: Знание, 1978.-96 с.

99. Калинкин И.А. Витькстамо: Стихотвореният ды поэмат. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1981. - 76 с.

100. Калинкин И.А. Зеленые костры: Стихи / Пер. с морд. эрзя. М.: Сов. Россия, 1986.-80 с.

101. Калинкин И.А. Кизэнь менель: Стихть ды поэма. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1992.-80 с.

102. Калинкин И.А. Надежда: Стихи и поэмы / Пер. с мордов.- эрзя. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. 272 с.

103. Калинкин И.А. "Ведензэ поти кизэнь псись.: Стихть // Сятко. 1996. -№5-6. - С. 88-93.

104. Калинкин И.А. "Чись яла седе нусманясто стякшны.": Стихть // Сятко. 1996. - № 1 -2. - С. 53-57.

105. Калинкин И.А. Сюконямо: Сонетэнь каштаз // Сятко. 1997. - №6. -С. 29-35.

106. Карман Б.О. Лирика и реализм. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та. -1986.-96 с.

107. Кашу к Ю. Возвращение перспективы: Размышления о поэзии 80-х гг. // Вопросы литературы. 1988. - №6. - С. 117-152.

108. Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Сов.энциклопедия, 1966. -375 с.

109. Кельгомань морот: Стихт / Ред. сост. М. Моисеев. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1993. - 128 с.

110. Кемайкина Р.С. Штатол: Стихть, поэма. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1994.-80 с.

111. Кемайкина Р. «Ванды одов лиси маней чизэ!.»// Сятко. 1997. - №10. -С.13-19.

112. Кинякин С.В. Первопроходцы: Книга стихов и поэм / Пер. И. Рыжикова. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. - 120 с.

113. Кинякин С.В. Под солнцем и луной: Стихотворения / Пер. с морд,-мокша И. Рыжикова. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984. - 80с.

114. Кинякин С.В. Шачень эряма павазукс: Стихотвореният, поэмат. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1987. - 112 с.

115. Кинякин С.В. Сизеф алашань вайгяль: Стихт, поэмат. Саранск: Морд, кн. изд-вась, 1997. - 128 с.

116. Коваленков А.А. Поэзия простых слов. М.: Советская Россия, 1965. -87 с.

117. Кожинов В. Искусство долговечно: О советской лирической поэзии. // Литературная Россия. 1986. - 21 марта. - С.14.

118. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 19в. . М.: Современник, 1978. - 303 с.

119. Комановский Б.Л. Самые молодые литературы. М.: Знание, 1973. -144с.

120. Костяйкин Ф. Мон улень Кубаса. Явазть крайге якан: Стихт // Мокша. 1981. - №2. - С. 63-64.

121. Костяйкин Ф. Нинге одан. Ули павазу илядце. Учт аф лама: Стихт // Мокша. 1986.-№1.-С. 42.

122. Костяйкин Ф. Эсон кельгомась муцяй: Стихт // Мокша. 1988. - №2. -С. 61. '

123. Костяйкин Ф. Пизелкс. Вакссон ульхть: Стихт // Мокша. 1990. - №1. -С.84.

124. Костяйкин Ф. Козяши. Од веле: Стихт // Мокша. 1992. - №12. - С.54

125. Костяйкин Ф. Монцень кизе: Стихт // Мокша. 1994. - №7. - С. 27-28.

126. Краткая литературная энциклопедия./ Гл. ред. А.А. Сурков. М., Советская Энциклопедия, 1967. Т.4. - 1024 с.

127. Кригин В. Тялонь атямъенга: Стихт. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1988.-48 с.

128. Кубилюс В. Лирика : логика или алогичность? // Литературная учеба. -1981. №4. - С. 107-115.

129. Кубилюс В. Современная литовская поэзия. / Пер. с литов. Б. Зеленской . М.: Знание, 1969. - 32 с.

130. Кудашкин И.Н. Песни журавлиного неба: Стихи и поэма / Пер. с мор-дов.- мокша яз. И. Рыжикова. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. - 56 с.

131. Кудашкин И.Н. Бславамака, тядяй, кис: Стихт и поэмат. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1982. - 88 с.

132. Кудашкин И.Н. и др. Прайхть августонь пизепт: Стихт / Сост.

133. B.Лобанов. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1984. - 80 с.

134. Кудашкин И.Н. Нармоттне лиихть шинь стямав: Стихт и поэмат. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1985. - 96 с.

135. Кудашкин И.Н. Сембе арьсемане колгат: Стихт // Мокша.- 1991. №2.1. C. 40-41.

136. Кудашкин И.Н. Атямъенгонь каштаз: Лирическяй сермат // Мокша. -1992.-№1.-С. 19-24.

137. Кудашкин И.Н. Кельгиень морот: Стихт // Мокша. 1993. - №4. -С. 19-20.

138. Кудашкин И.Н. Поэзиясь кизефксненди отвечай сонць (Ванондовихть од авторхнень стихотворениясна) // Мокшень правда. 1994. - 15 март-ста.

139. Кудашкин И.Н. Аф сюконякшнихть варматненди пичетне: Стихт. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1994. - 96 с.

140. Кузнецов Ю.Ф. Конфликтсь лирикаса // Мокша. 1969. - №6. - С.77-82.

141. Кузнецов Ю.Ф. Мазышить эсь кядьсонк тиендьсаськ. // Мокша. -1971. -№3. С. 86-89.

142. Кузнецов Ю.Ф. Гражданский мотифне мокшень поэзияса // Мокшень правда. 1974. - 4 июньцта. - С. 4.

143. Куторов Н.И. Марийское стихосложение. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1976. - 119 с.

144. Лавлинский Л.Л. Сердца взрывная сила: О лирической поэзии 60 годов. М.: Советский писатель, 1972. - 320 с.

145. Лармин О.В. Художественный метод и стиль. -М.: Изд-во МГУ, 1964. -271 с.

146. Лесневский С. О гражданственности поэзии // Юность. 1968. - №4.-С. 55-59.

147. Литературные направления и стили: Сборник статей, посвященный 75-летию профессора Г.Н.Поспелова / Под. ред.: П.А. Николаева, Е.Г. Рудневой. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. - 390 с.

148. Литературный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов.энцикл., 1987. - 750 с.

149. Лобарева Е.П. Алмаз горит издалека.: Блоковские традиции в советской поэзии. М.: Советский писатель, 1987. - 240 с.

150. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. М.: Просвещение, 1972. - 270 с.

151. Лубянская Т.И. Стилевые течения в русской советской лирической поэзии.: Дис. д-ра филол. наук. Тула, 1989. - 340 с.

152. Лыхмус Э.К. Традиции и новаторство в эстонской советской поэзии 1960-х годов.: Дис. . канд. филол. наук. Тарту, 1988. - 166 с.

153. Мазепа Н.Р. Поэзия мысли: О современной философской лирике. -Киев: Наукова думка, 1968. 122 с.

154. Мазепа Н.Р. В поэтическом поиске. Об эпическом и лирическом начале в современной русской поэзии. Киев: Наукова думка, 1977. - 176 с.

155. Македонов А.В. Свершения и кануны: Монография. JL: Советский писатель. - 1985. - 380 с.

156. Макушкин В.М. Начало пути. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. - 148с.

157. Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.-224 с.

158. Макушкин В. Поэзиянь сюпав ёнксось // Сятко. 1993. - №6. - С. 59-61, С. 220-221.

159. Малькин А.С. Поэтсь тись аськолкс.// Мокшень правда, 1987. 19 сентябрьста. — С. 4.

160. Малькина М.И. Коза лиихть нармоттне // Мокша. 1986. - №4. -С. 52-54.

161. Малькина М.И. Звуковая структура мордовского литературного стиха. Рифма. // Труды НИИ ЯИЛИЭ. Вып.84. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. -С. 68-85.

162. Малькина М.И. Мордовское стихосложение. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. - 192 с.

163. Малькина М.И. Пичеть лемста пичефкс маряви. // Мокша. 1994. -№10.-С. 65-69.

164. Малькина М.И. "Макет вий аф кирнемс кяшнень ваймосон.": Стихт // Мокша. 1995. - №12. - С. 3-6.

165. Малькина М.И. Мезе тейнек эряви?: Стихт // Мокша. 1996. - №4. -С. 27-28.

166. Малькина М.И. Литератураньконь вандыец ули. Поэзиясь. // Мокша. -1996.-№8-9.-С. 80-89.

167. Малькина М.И. Кизефкст. Пичедян мон анцек фканкса: Стихт // Мокша. 1997. - №3-4. - С. 21-22.181 у

168. Малькина М.И. Тят ета вакскан. // Мокша. 1997. - № 3-4. - С. 97-105.

169. Малькина М.И. Тяштень пизем. Эрян онца: Стихт // Мокша. 1997. -№9. - С. 3-5.

170. Малькина М.И. Валть ули таньфоц и питнец. /Арьсемат мелянь поэзи-ять колга. // Мокша. 1998. - №8. - С. 105-119.

171. Маней васолкст: Стихотвореният / Ч. Журавлев, Н. Ишуткин, Р. Ке-майкина, А. Арапов. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1987. - 92 с.

172. Марийская поэзия / Пер. с марийс., вступ. статья Э.Е. Левонтина. М.: Гослитиздат, 1960. - 343 с.

173. Мартынов А.К. Сюконямо: Стихть ды поэма. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1980.- 104 с.

174. Мартынов А.К. Светлая музыка: Стихи и поэмы / Пер. с мордов.-эрзя яз. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1982. - 216 с.

175. Мартынов А.К. Полынный мед: Стихотворения и поэма / Пер. с мордов.-эрзя Н. Дмитриева. М.: Современник, 1986. - 85 с.

176. Мартынов А.К. Седейстэ седейс: Стихотвореният ды поэмат. -Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1988. - 160 с.

177. Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. - 440 с.

178. Мигунов А.А. Традиции и новаторство в русской советской литературе: Пособие для учителя. М.: Порсвещение, 1982. - 191 с.

179. Михайлов А.А. Лирика сердца и разума. М.: Советский писатель, 1965 .-396 с.

180. Михайлов А.А. Поэты и поэзия: Портреты, проблемы, тенденции развития современной поэзии. М.: Просвещение, 1978. - 224 с.

181. Михайлов А.А. Азбука стиха. М.: Мол. гвардия, 1982. - 319 с.

182. Моисеев М. Кельгомань пинге: Стихт, балладат, поэмат, баснят, ялгань шаршт. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1985. - 96 с.

183. Моисеев М. Ломань вайме: Стихт // Мокша. 1985. - №3. - С. 46.

184. Моисеев М. Ломаиць ломанти. Шачендонь. Кизонь вирьса. Келуня: Стихт // Мокша. - 1989. - №3. - С. 60.

185. Моисеев М. Стихонь книгат. И нльне эстейть пельксат тон.: Стихт // Мокша. 1989. - №1. - С. 43-44.

186. Моисеев М. Пинге. Эх, экология. "Тядя". Кати-коса, кати-кие. Эряфсь эряви кельгомс. Кельгома. Бериянь плямаста лятф ломанти. Сельмонь каяма: Стихт // Мокша. 1992. - №2. - С. 23-27.

187. Моисеев М. Тядязе. Косат, ваймозе? Пшкядема: Стихт // Мокша. -1998.-№1.-С. 40-41.

188. Мокшанско-русский словарь: 41000 слов / НИИ ЯЛИЭ; Под ред. Б.А. Серебренникова, А.П. Феоктистова, О.Е. Полякова. М.: Рус. яз., Дигора, 1998.-920 с.

189. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1968.- 160 с.

190. Надькин Д.Т. Пинкст: Кочказь произведеният / Пурныцятне: Т.С. Бар-гова, Г.С. Девяткин. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1993. - 352 с.

191. Налдеева О.И. Фольклорные традиции в современной мордовской поэзии. (На анализе творчества мокшанских поэтов).: Дис. . канд.филол. наук. Саранск, 1996. - 187 с.

192. Науменко-Порохина А.В. Русская лирическая поэзия 1960-1980-х годов: (Основные тенденции развития): Дис. . д-ра филол. наук: Симферополь, 1998. 357 с.

193. Нестеров В. Сотке: Стихт и поэмат. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1988.-40 с.

194. Нестеров В. "Вадось ведензон пани ичкози."; "Тняра киза сетьме аш."; Лопань пизем.; "Мзярда Шкайти ломанць моли.": Стихт // Мокша. 1992.-№10.-С. 51.

195. Нестеров В. Вачашить колга: Стихт. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1992.-80 с.

196. Носиков И. Кевня мархта суркс: Стихт. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1982.-44 с.

197. Носиков И. Пшкядема васта: Стихт. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1989.-48 с.

198. О любви Кельгомать колга - Вечкемадо: Стихи / Ред.-сост.: М. Моисеев, Т. Баргова. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. - 336 с.

199. Оботуров В.А. Степень родства, или о традициях, творящих поэтический облик современности. М.: Современник, 1977. - 206 с.

200. Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.6. Психология мысли и чувства. Художественное творчество. Основы ведаизма. М. -Пг.: Гос. изд., 1909. - 232 с.

201. Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы (Теория словест-ности). Руководство для школы и для самообразования. Изд.5-е. М. -Пг., Гос. изд., 1923.-96 с.

202. Огнев В.Ф. Поэзия и современность: Сборник статей. М.: Советский писатель, 1961. - 355 с.

203. Орлова Р. Аран тяштенякс: Стихт. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1997.-48 с.

204. Осетров Е.И. Поэзия наших дней. М.: Советская Россия, 1965 - 271 с.

205. Павловский А.Т. Философская лирика / Память и судьба. JL: Советский писатель, 1982. - С. 130-163.

206. Павловский А.И. Советская философская поэзия: Очерки. Л.: Наука, 1984.- 181 с.

207. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. Минск: Выш. шк., 1986.-272 с.

208. Пархоменко М.Н. Обновление традиции. М.: Художественная литература, 1970.-340 с.

209. Поляков М.Я. В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров. М.* Советский писатель, 1983. - 367 с.

210. Полякова Л.В. Поэзия и современность: "за" и "против". М.: Современник, 1989.-302 с.

211. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. -208 с.

212. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. - 325 с.

213. Проблемы метода и жанра: Сборник статей / Отв. ред. Ф.З. Канунова. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989. 366 с.

214. Руднева Е.Т. Пафос художественного произведения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977. - 164 с.

215. Русская советская поэзия. (Традиции и новаторство 1917-1945). Л.: Наука, 1972.-380 с.

216. Русский фольклор. Крестьянская лирика. Л.: Сов.писатель,1935.-315 с.

217. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. Учебное пособие для вузов / Сост. Э.В. Померанцева, С.И. Минц. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1963. - 566 с.

218. Самаркина Н.П. Фольклорось ды поэтической жанратне // Сятко. -1988. №5. - С. 87-88.

219. Самаркина Н.П. Фольклорные традиции в современной мордовской поэзии: Дис. канд. филол. Наук. Саранск, 1991. - 162 с.

220. Самошкин А.Г. Стихть кинза янонза: Мокшень стихосложениять колга // Мокша. - 1981. - №6. - С. 66-73.

221. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л.: Сов. писатель, 1977. - 224 с.

222. Словарь литературоведческих терминов. / Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

223. Современная мордовская литература. 60-80-е годы. 4.2.: Поэзия. Драматургия. Детская литература. Русская литература Мордовии. Критика и литературоведение. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. - 320 с.

224. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. - 223 с.

225. Спивак Р.С. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. - 139 с.

226. Сульдина А. Пиземе чирьке седейсэм: Стихть. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1980.-88 с.

227. Сульдина А. Паксянь ки: Стихотвореният. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1986. - 52 с.

228. Сульдина А. Середина земли родной: Сборник стихотворений молодых поэтов / Переводы; сост. М. Акчурин. М.: Современник, 1987. -439 с.

229. Сульдина А. Ноцк мери седеем пелеветь: Стихть // Сятко. 1998. -№5-6.-С. 24-31.

230. Таганов Д. Сола вал: Стихть. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1997. - 72с.

231. Тештень пиземе: Од поэтэнь стихть / Сборникень пурныцясь А. Чеба-кова. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1979. - 160 с.

232. Тимофеев Л.И. Теория стиха. М.: Художественная литература, 1939. -240 с.

233. Урбан А. Возвышение человека: Заметки о современной поэзии. Л.: Худ. лит-ра, 1968. - 250 с.

234. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 11т. Т.1. Эпические и лиро-эпические песни. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1963. -400 с.

235. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 11т. Т. 1.4.2. Исторические песни 16-18 веков. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977.-352 с.

236. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 11т. Т.2. Лирические песни. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965. - 372 с.

237. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 11т. Т.З. 4.1 .Мокшанские сказки. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1966. - 384 с.

238. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 11т. Т.4. кн.1.: Пословицы, присловья и поговорки. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1967.-376 с.

239. Федоров А.В. Язык и стиль художественного произведения. М. - Л.: Гослитиздат, Ленинградское отделение, 1963. - 131 с.

240. Феоктистов А.П. А.С. Пушкин и силлаботоника в мордовской поэзии.// Народное образование. 1999. - № 1. - С. 81-91.

241. Филиппов В.В. Русская советская философская поэзия. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. - 206 с.

242. Фризман Л.П. Жизнь лирического жанра. М.: Наука, 1973. - 166 с.

243. Харлап М. О стихе. М.: Худ. лит-ра, 1966. - 149 с.

244. Циликин Н. Седись таколфтсы седить: Стихт. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1996. - 72 с.

245. Циликин Н. Тядя: Стихт // Мокша. 1997. - №5. - С. 33-36.

246. Циликин Н. Корхнемат одксшачинязень марта: Стихт // Мокша. -1998. №7. - С. 84-86.

247. Черапкин Н.И. Современная мордовская литература. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1954. - 207 с.

248. Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

249. Чернов Е.И. Годы и конфликты. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. -152 с.

250. Чернов Е.И. История мордовской литературы: Учебное пособие. -Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1993. 92 с.

251. Черняев П. И это мой август: Стихи, песни. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1986.-76 с.

252. Чумаченко В.К. Жанрово-стилевые тенденции в современной русской советской лирике. (К теории малых лирических форм).: Дис. . канд. филол наук. М., 1987. - 171 с.

253. Чупрынин С. После затишья: Поэзия середины 80-х: Опыты и перспективы // Октябрь. 1987. - №12.- С. 184-189.

254. Ширманкина Р.С. Фразеологический словарь мордовских языков / Под ред. Д.В. Цыганкина. Саранск, Морд. кн. изд-во, 1973. - 224 с.

255. Шуляев А.Д. Жизнь и песня / Рец. А.В. Алёшкин. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986.- 172 с.

256. Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии / Сост. Б. Эйхенбаум. JL: Худ. литра, 1986.-456 с.

257. Эльяшевич А.П. Единство цели многообразие поисков: О стилевых течениях в советской литературе. - Л.: Сов. писатель, 1980. - 542 с.

258. Эльяшевич А.П. Лиризм. Экспрессия. Гротеск: О стилевых течениях в литературе социалистического реализма. Л.: Худ. лит. Ленинградское отделение, 1975. - 356 с.

259. Эпштейн М. Поколение, нашедшее себя. // Вопросы литературы. -1986. №5.-С. 40-72.

260. Эрзянско-русский словарь: 0к.27000 слов / НИИ ЯЛИЭ при Правительстве Мордовской ССР; Под ред. Серебренникова Б.А., Бузаковой Р.Н., Мосина М.В. М.: Рус. яз., Дигора, 1993. - 803 с.