автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Логика психологического анализа в ранних произведениях Ф.М. Достоевского. Роман "Униженные и оскорбленные"

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Даниленко, Ольга Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Логика психологического анализа в ранних произведениях Ф.М. Достоевского. Роман "Униженные и оскорбленные"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Логика психологического анализа в ранних произведениях Ф.М. Достоевского. Роман "Униженные и оскорбленные""

На правах рукописи

Дапиленко Ольга Дмитриевна

ЛОГИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. РОМАН «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»

Специальность 10.01.01 -русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва-2013

005540973

005540973

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»

Научный руководитель: Шевцова Лариса Ивановна,

доктор филологических наук, профессор.

Официальные оппоненты: Тарасов Федор Борисович,

доктор филологических наук, (AHO ВПО «Православный Институт святого Иоанна Богослова», профессор кафедры филологии).

Сарбаш Людмила Николаевна,

доктор филологических наук, доцент (ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», доцент кафедры русской и зарубежной литературы).

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет».

Защита состоится 11 декабря 2013 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.01 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.

Автореферат разослан <Р ноября 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент

С. Ф. Барышева

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы исследования. В современном литературоведении, изучающем психологический аспект творчества Ф.М. Достоевского, внимание ученых в основном сосредоточено на выявлении специфики психологического метода позднего периода творчества писателя, при этом ранняя проза Достоевского исследована недостаточно глубоко. В связи с этим психологизм ранних произведений писателя представляется нам менее исследованным пластом творчества, который требует глубокого анализа и классификации приемов психологического анализа и, как следствие, создания целостной картины психологического изображения в ранних произведениях Достоевского, которые необходимо рассматривать как один из этапов эволюции психологического анализа в творчестве писателя.

Ранняя проза Достоевского и роман «Униженные и оскорбленные», выбранные объектом нашего исследования, являются показательными в данном отношении: анализ приемов психологического изображения в указанных произведениях позволяет представить эволюцию и становление системы психологического анализа в творчестве Ф.М. Достоевского в целом.

В диссертации изучаются закономерности развития психологического анализа в произведениях Ф.М. Достоевского, сам ход психологических наблюдений писателя. Логика определяется не просто наличием тех или иных приемов, но их системностью, проблемной нагрузкой приемов психологического анализа, направленных на выявление идейно-значимых линий повествования.

Предметом исследования явились те элементы поэтики произведений Достоевского, которые в совокупности дают представление о психологизме в данных произведениях.

Цель работы — целостное исследование становления и развития системы психологического анализа в ранних произведениях Достоевского.

з

Задачи:

1. Выявить и синтезировать традиционные и новаторские черты психологического анализа в ранних произведениях Достоевского.

2. Изучить приемы психологического анализа в романе «Униженные и оскорбленные» в контексте развития творческого метода писателя и в контексте формирования психологизма в русской реалистической прозе 50-70-х гг. XIX века.

3. Определить типологию образов ранней прозы Достоевского и само становление эстетики психологического изображения.

4. Осмыслить и проанализировать социальную и философскую символику в раннем творчестве Достоевского.

5. Установить связь жанровых признаков романа «Униженные и оскорбленные» с эволюцией художественного метода писателя-психолога.

Научная новизна данной работы заключается в целостном анализе ранних произведений Ф.М. Достоевского и его «переходного» романа «Униженные и оскорбленные».

Методология работы строится на сочетании сравнительно- исторического, поэтико-структурного и религиозно-эстетического методов. Методологическую базу исследования составляют труды В. Кирпотина,

М. Бахтина, А. Б. Есина, А. Иезуитова, Т.А. Касаткиной, Л.И. Сараскиной. В работе учтены также труды М.М. Дунаева, Б.Н. Тарасова, Ф.Б. Тарасова, раскрывающие православное миросозерцание Достоевского-мыслителя.

Научно-практическая значимость работы обусловлена тем, что ее содержание и выводы могут быть использованы при разработке лекционных вузовских курсов по истории русской литературы XIX века, спецкурсов по творчеству Достоевского, а также на уроках литературы в старших классах.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены в виде докладов на научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009 и 2010 гг.), на

4

Международных Рождественских чтениях (Москва, МГК им. П.И. Чайковского, 2013 г.). Результаты исследования обсуждались на кафедре русской и зарубежной литературы МГГУ им. М.А. Шолохова. Основное содержание работы отражено в четырех публикациях.

Положения, выносимые на защиту.

1. Психологический анализ в творчестве Ф.М. Достоевского формировался на основе глубокого философско-религиозного осмысления проблем совести, своеволия, свободы и страдания в человеческой судьбе, трагического несоответствия в бытийном мире идеального и реального. Психологизм уже в ранней прозе писателя выполняет функцию не только художественного раскрытия внутреннего мира героев, но, прежде всего, формирует глубинные мировоззренческие основы творчества писателя.

2. В художественном мире Достоевского психологическую насыщенность приобретают время (динамическое и статическое) и пространство (идиллическое и трагическое), урбанистический пейзаж, эпистолярная форма повествования; двойничество как форма раскрытия противоречивых порывов сердца и ума. Типология характеров в раннем творчестве Достоевского, с одной стороны, дополняет и продолжает воссоздание типа «маленького человека». А с другой, описание личности приобретает сложный психологический рисунок: «кроткие» и «ожесточенные», любящие и ненавидящие, «мечтатели» и «приживальщики» -получают полноту психологической мотивировки, связанную и с социальной обусловленностью, и — с идеологической. Все эти художественные открытия найдут свое воплощение в поздних романах Достоевского, станут наиболее яркими свойствами его дарования.

3. Роман «Униженные и оскорбленные» занимает особое место в творческой эволюции Достоевского. В произведении аккумулировались основные принципы психологического изображения ранней прозы писателя и в то же время выработались новые, связанные с исследованием идеологической позиции героя. Наметился переход от социально-психологического романа к идеологическому.

5

Жанровая природа романа вбирает в себя признаки авантюрно-детективного, фельетонного, сентиментального и социально-психологического повествования. Проблематика романа связана с ведущей, центральной темой творчества писателя — страдания как очищения от скверны греховной.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, определяется степень изученности проблемы, ее актуальность, новизна, формулируются цели, задачи исследования, а также — положения, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и практическая ценность полученных результатов.

В первой главе диссертации: «Ранняя проза Достоевского как важнейший этап в формировании психологического метода в творчестве писателя» дается анализ приемов психологического изображения в раннем творчестве писателя.

В первом параграфе первой главы «Теоретические аспекты проблемы. Приемы психологического анализа в русской прозе 50-70-х годов XIX века» рассматривается проблема психологизма и история его формирования в русской прозе второй половины XIX века.

Наибольшая потребность в детальном раскрытии характера героя посредством использования психологизма появляется во второй половине XIX века. Скачок в развитии психологизма был связан с формированием реалистического метода, который предполагал изображение личности не только как продукта определенных обстоятельств, но как индивидуальности, активно вступающей в различные отношения. Историческая ситуация сложилась таким образом, что литература начала активно обогащаться социально-психологическими и идейно-нравственными темами и мотивами. Размышления о типических обстоятельствах уходят на второй план, уступая первенство анализу противоречивого характера личности, который обусловлен психологической

б

мотивировкой. К 40-50 годам XIX века психологизм становится ведущим принципом изображения персонажа. Прежде всего, это связано с повышением ценности личности и одновременно с возрастанием меры ее идейной и нравственной ответственности. Социальные отношения в свою очередь развиваются и приобретают более сложные структурные формы. Таким образом, все эти процессы прямо или косвенно влияют на развитие психологизма.

Возникает вопрос, что же являет собой психологизм, что включает в себя данное понятие. А. Иезуитов, рассматривая проблему психологизма в литературе, отмечал многозначность самого понятия "психологизм", выделял три основные линии: 1) психологизм "как родовой признак искусства слова"; 2) "как результат художественного творчества, как выражение и отражение психологии автора, его персонажей и, шире — общественной психологии"; 3) психологизм "как сознательный и определяющий эстетический принцип. Причем, именно это последнее значение и выступает доминирующим в психологическом анализе»1.

А.Б. Есин, размышляя о психологизме в русской классической литературе, приходит к выводу, что «<...> психологизм важнейший инструмент человековедения, средство, способ художественно познать идейно-нравственные основы личности.

Психологизм в то же время - и способ эмоционально-образного воздействия на читателя. Через подробное и глубокое изображение психологических процессов вымышленной личности читатель приобщается к непреходящему человеческому содержанию литературы: к напряженным, страстным поискам своего места в мире, своего отношения к миру»2.

Таким образом, психологизм в литературе — это изображение социального через призму индивидуального начала того или иного человека, через его характер. В более конкретном значении психологизм - это особое свойство

1 Иезуитов А.Проблема психологизма в эстетике и литературе// Проблемы психологизма в советской литературе. -Л., 1970.-с. 39

2 Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. Книга для учителя. - М., 1988. - с. 28

литературы, которое достигается благодаря определенному набору поэтических средств, способствующих детальному изучению внутреннего мира персонажа. Здесь необходимо отметить, что каждый писатель владеет индивидуально-разработанной системой, позволяющей судить об авторском методе психологического анализа. Разумеется, для писателей-психологов не было самоцелью показать психологизм в чистом виде, раствориться в потоке сознательных и бессознательных ассоциативных связей, но перед ними определенно стоял вопрос о том важном, что заставляло их выявлять нравственно-психологические состояния героев. Так, у Толстого это, прежде всего, борьба души с духовными и греховно-плотскими страстями; у Достоевского — противостояние всепоглощающей силе идеи через добровольный приход к православному миросозерцанию; у Гончарова — противоречие между идеалом гармонии и суетной цивилизацией. Таким образом, каждый отдельно взятый художник внес ценную лепту в разработку проблемы психологического анализа, пользуясь своим арсеналом поэтических средств, необходимых для глубокого проникновения в человеческую душу.

Во втором параграфе первой главы «Раннее творчество Ф.М. Достоевского в контексте формирования русской психологической прозы» мы акцентируем внимание на том, что уже на раннем этапе творчества Достоевский стремится постичь тайну души человеческой. И в этом ему помогает, прежде всего, вера, поскольку разговор о проблеме личности в творчестве писателя неизменно приводит к Богу. В данном параграфе мы приходим к выводу, что психологическая система в свою очередь становится своеобразным катализатором глубокого восприятия этапов душевного преобразования персонажа на сложном пути принятия или отрицания духовных ценностей.

В параграфе отмечается, что в ранней прозе писателя наряду с уже

сложившимися приемами психологического анализа сосуществуют и новаторские

приемы, разработанные самим Достоевским или заимствованные, но при этом

усложненные самобытным звучанием. В ранних произведениях Ф.М.

г

Достоевский начинает разрабатывать психологически насыщенную концепцию пространства и времени. Пространство в ранней прозе Достоевского распадается на два противоположных уровня — идиллическое и трагическое. Повседневная жизнь героев - это замкнутая реальность, спрятанная в тесных каморках, съемных углах, чердаках. В жалких, убогих домах герои прячутся от внешнего мира, как бы отрешаясь от действительной жизни. В раннем творчестве Достоевского категория дома соотносится с христианскими ценностями. Комнаты, каморки, углы не соответствуют идеалу писателя и приобретают статус мертвого дома без Бога.

Улицы и площади, открытые пространства — это символы жизни, воздуха, света. Это места, куда можно убежать от терзающих дум в тот самый момент, когда их присутствие в душе становится невыносимым. С другой стороны, гостиные, залы в творчестве Достоевского становятся местами, на которых разворачивается языческое карнавальное представление. Суть заключается в понимании несоответствия главного действующего лица реальному образу, что приводит к комическому эффекту. Так, Фома Фомич Опискин в «Селе Степанчиково и его обитателях» своей напускной важностью и поучительными речами стремится произвести яркое впечатление и доказать право полного владения домом и его обитателями. Опискин, ничего не представляющее из себя ничтожество, тиранит жильцов, как бы мстя подобным поведением за испытанные прежде унижения.

В повести «Двойник» важнейшим пространственным символом становится образ лестницы, который выполняет функцию раздваивания психологии персонажа. Лестница в данном контексте представляет путь не восхождения к истине, а, напротив, нисхождения в мир обыденный. Голядкин, переполненный амбициозными стремлениями и недовольством жизнью, в своем подсознании воплощает двойника, способного реализовать в жизни то, о чем только остается мечтать ему самому. Таким образом, Голядкин-младший обращен исключительно к поиску, осуществлению и потреблению материальной выгоды: чем выше

9

взбирается он по карьерной лестнице с помощью низменных своих качеств, тем стремительнее отдаляется от христианского миросозерцания и поглощается миром бездуховности.

В отличие от трагического пространства, которое повсеместно проявляет себя в прозе писателя, идиллическому отводится гораздо меньше места. Оно словно луч солнца прорезывает мрачные страницы романов и повестей и освещает те духовные ценности, к которым уже так близки герои. Например, сад у дома семьи Ихменевых, описание которого появляется в эпилоге романа «Униженные и оскорбленные», становится неким идеальным пространством-символом обретения семейного счастья, своего рода островом родственной любви, понимания, сострадания, прощения.

В ранних произведениях Достоевского отчетливо видно формирование концепции художественного психологически насыщенного времени в двух его разновидностях: динамическом и статическом. Динамическое время наиболее часто встречается в ранней прозе писателя и протекает очень быстро, «толчками», неоднородно и скачкообразно. Достоевский в повести «Двойник» измеряет бег времени часами, а то и минутами. Все события разворачиваются в течение четырех суток, развязка наступает на пятый день. Достоевский четыре дня насыщает большим объемом событий, переживаний героя, что создает невероятную напряженность и сгущенность событий, вся эта динамика говорит и о противоречивом, сумбурном восприятии действительности Голядкина-старшего, которое воплотилось в его беспорядочном поведении.

В повести «Белые ночи» можно выделить два типа времени: реальное время настоящей жизни и внутреннее психологическое время героя. Поскольку мечтатель живет в одиночестве, отъединен от общества, в мире созерцания, который сочетается с усиленным самоанализом и глубоким погружением в свое внутреннее время, герой может соотнести начало и конец события, но не в состоянии определить его длительность, так как связь с реальной жизнью утеряна.

ю

Статическое время в прозе Достоевского, напротив, предельно уплотняется и растягивается. Для героя повести «Белые ночи», который делится с Настенькой своими ощущениями от пережитого состояния, время в определенный момент как будто останавливается, и герой приобщается к глубинным вопросам бытия.

Сновидение в раннем творчестве Достоевского, как один из приемов психологического анализа, займет значительное место и сформируется как некое художественное целое, с одной стороны, лишенное нерасчлененного потока неясных символов, а с другой — построенное таким образом, чтобы читателя не покидала вера в то, что перед ним развертывается сложный процесс в психике героя, не контролируемый его сознанием. Сновидение главного героя в повести «Господин Прохарчин» отражает сон нездорового человека, сон-бред, в котором распознаются все подсознательные процессы героя - страхи, опасения, желания. Видение Прохарчина представляет собой самостоятельное художественное целое с микросюжетом и отчетливой композицией, благодаря которой сущность героя в жизненном обрамлении становится видна как на ладони. Сон Прохарчина воплощает в себе еще не до конца сформировавшуюся идею прозы 60-70х годов, когда жизненный путь героя-идеолога показан Достоевским как череда нравственных преступлений и возвращение к духовным ценностям. Во сне Прохарчина такая идея дана в усеченном виде, однако структура художественной концепции Достоевского уже явственно проступает и в этом произведении.

В ранней прозе Достоевский активно использует прием цветописи. Писатель достигает определенного мастерства в цветовом варьировании в зависимости от того эмоционального состояния персонажа, которое автор стремится донести до читателя. Обращает на себя внимание авторская трактовка красного цвета. Достоевский отходит от художественной традиции Руси, где красный всегда ассоциировался с красотой, здоровьем, достатком, то есть почти всегда был положительной характеристикой. Обычно появление красной гаммы в произведениях писателя связано с эмоциональными состояниями героев, которые находятся на пределе чувственных возможностей. Красный и его оттенки нередко

11

становятся цветом ярости, агрессии, эмоционального всплеска. Запылавший румянец Катерины в повести «Хозяйка» говорит отнюдь не о счастливой застенчивости героини, но скорее о душевном волнении, вызванном разговором о ее непростом прошлом.

Помимо выше обозначенных приемов психологического анализа в ранней прозе Достоевского, необходимо отметить и другие способы психологического изображения, к которым относятся эпистолярная форма произведения, позволяющая героям самораскрываться, речь действующих лиц, приближающаяся к исповедальному монологу и предвосхищающая чужое слово и реакцию на высказывания. Для определения характера сложного и неоднозначного Ф.М. Достоевский использует приемы двойничества и «маски». Достоевский-психолог уже в ранних произведениях достигает значительного мастерства в использовании и разработке вневербальных способов передачи информации, жестах и мимике, которые являются наиболее яркими и тонкими возможностями человеческого общения.

В третьем параграфе первой главы: «Типология личностей в раннем творчестве Достоевского» мы рассматриваем одну из центральных проблем творчества Достоевского — «сердца людей» как поле битвы между Добром и Злом. На пути к созданию своей собственной концепции личности Достоевский обращается к философии Фурье и к творческим принципам «натуральной школы». Однако раннее творчество Достоевского переосмысливает все эти установки и предлагает самобытное видение, которое определяется несколькими особенностями: 1. Проблемой влияния среды на человека. 2. Восприятием личности как абсолютной ценности, которая представляет собой часть мироздания.

Далее в параграфе осмысливаются основные классификации типологии личности. В ходе исследования мы опирались на работы H.A. Добролюбова, а также Э.М. Жиляковой, А.П. Велика, Р.Г. Назирова.

Исследователи творчества Достоевского выделяют такие типы, как кроткий, ожесточенный, тип «маленького человека», тип смиренной личности, типы тиран — жертва, тип бедного (богатого) маленького человека, тип чувствительного человека, разнообразные типы мечтателей.

В четвертом параграфе первой главы «Особенности постановки и решение социальных вопросов и проблем в ранней прозе Достоевского» мы отмечаем, что основное направление, которого придерживался Достоевский в ранней прозе, заключалось в соединении психологизма и социальности. Достоевский раскрывает такую сторону социальных отношений, которая обнажает драму повсеместного оскорбления личного человеческого достоинства. Мысль о том, что самое страшное унижение для человека - пренебрежение его личностью, выражена уже в таких ранних произведениях, как «Бедные люди», «Двойник».

В связи с этим типы личности, разработанные в ранних произведениях Достоевского, следует рассматривать не только как определенное достижение на пути к выработке индивидуального психологического изображения, но и как своеобразную квинтэссенцию социальных идей писателя.

Во второй главе диссертации «Особенности психологического анализа в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» особое внимание уделяется «переходному» роману Ф.М. Достоевского.

В первом параграфе второй главы «История замысла и его воплощение в романе «Униженные и оскорбленные» мы отмечаем, что Достоевский, работая над «переходным» романом, начинает переосмысливать прежние идеи и творческие принципы изображения. Именно поэтому первый крупный роман писателя, более чем вся предыдущая проза характеризуется синтезом традиционных и новаторских черт. Наиболее яркими особенностями, впервые воплощенными в «Униженных и оскорбленных» становятся: переход от социально-психологического романа к идеологическому, автобиографизм произведения, новое видение и разработка любовной тематики, значительное

усложнение образов, трагическая основа романа и, безусловно, усиление психологического анализа.

Второй параграф второй главы «Традиции и новаторство в системе психологического анализа в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» посвящен изучению системы психологического анализа, которая представляет собой сочетание традиционных для психологической прозы приемов и, вместе с тем, таких способов проникновения в душевный мир персонажей, посредством которых Достоевский создает свой неповторимый стиль, характерный для его более поздних произведений.

В романе «Униженные и оскорбленные» важную роль играет сюжетно-композиционный уровень художественной структуры, помогающий раскрыть психологию героев посредством введения в роман: двух параллельных контрастных сюжетных линий, повествующих истории семьи Смитов и Ихменевых; рассказчика Ивана Петровича как композиционного стержня произведения, ряда символических эпизодов, использования приема перехода внутреннего конфликта во внешний, разработку психологизированных времени и пространства.

Одним из наиболее важных способов раскрытия внутреннего мира персонажей в романе «Униженные и оскорбленные» становится психологический портрет, благодаря которому Достоевский обращает внимание на немотивированные стороны психики человека. Разрабатывая тот или иной психологический портрет героя, Достоевский использует прием «маски», принцип контрастного оттенения, повторяющуюся деталь, психологическую деталь, прием внешнего проявления внутренней жизни героев (жест, мимика, физиологические изменения).

Одним из главнейших способов раскрытия душевного состояния героев в романе «Униженные и оскорбленные» являются самовысказывания персонажей, которые наиболее ярко проявляются в монологах князя Петра Александровича Валковского, в диалогах Ивана Петровича с Наташей Ихменевой и чаще всего

14

характеризуются интенсивностью речевого потока и внутренней диалогичностью слова.

В третьем параграфе второй главы «Социальные и философские символы в романе «Униженные и оскорбленные» рассматривается символика, благодаря которой Достоевский в своем произведении сумел сделать акцент на социальной и философской проблематике в романе.

Одним из наиболее значимых в романе является символ косых лучей заходящего солнца, который фигурирует в произведениях писателя неоднократно и становится своего рода символическим лейтмотивом в творчестве Достоевского. В «Униженных и оскорбленных» данный символ каждым своим появлением предваряет важнейшие, переломные моменты в жизни героев. И такими судьбоносными событиями становятся встречи рассказчика Ивана Петровича с Иеремией Смитом, а затем и с его внучкой Нелли, трагическая история которых перевернула судьбу семьи Ихменевых.

В рамках романа «Униженные и оскорбленные» важную роль играют символы, глубоко характеризующие эволюцию нравственного падения действующих лиц романа. К таким символам необходимо отнести физические недомогания и болезненные состояния персонажей, церковную символику, бытоописательные элементы романа. В романе Достоевского в целом создается весьма нездоровая атмосфера - по ходу сюжета романа болезнь настигает почти всех главных героев. Центральное действующее лицо, рассказчик Иван Петрович, пишет свой роман, находясь в больнице в ожидании собственной смерти; Наташа Ихменева оставляет родительский дом, будучи нездоровой; сирота Нелли, ищущая приюта у Ивана Петровича, неоднократно пугает молодого писателя приступами эпилепсии; наконец, Николай Сергеевич Ихменев в продолжении всего романа испытывает приступы сильнейшего недомогания. Если рассматривать каждый случай в отдельности, то становится очевидным, что нездоровье героев в романе - это всегда физическое проявление душевного опустошения, преддверие или, напротив, следствие духовного падения.

Символические эпизоды в романе «Униженные и оскорбленные», повествующие о случайно обнаруженном медальоне и разбитой чашке, раскрывают сложное состояние уязвленной гордости в связи с нереализованным чувством любви. Первый эпизод связан с историей Николая Ихменева и обращает внимание на мучительную, скрываемую от посторонних, а в какой-то степени и от самого себя любовь к дочери, которую тот не имел возможности выразить, и прятал за воспоминаниями о прежней жизни. Именно поэтому эффект от внезапно обнаруженного медальона смутил героя. Униженный Ихменев, стыдясь своего чувства и досадуя на случайное разоблачение сокровенных переживаний, разжигает в себе обиду больше прежнего, оправдывая свое эмоциональное состояние недостойным поступком Наташи. Но как видно из текста произведения, экспрессивное поведение старика — лишь внешняя реакция на непредвиденное обстоятельство, разрушившее тайну и позволившее постороннему наблюдателю вторгнуться на территорию личного, бережно охраняемого пространства героя.

Другой главной героине романа, Нелли, также непросто открыть свое зарождающееся чувство любви к молодому писателю. Разговоры Ивана Петровича о Наташе, походы к ней и неумение угадать страданий Нелли, ранят душу юной героини и вызывают в ней противоречивые, подчас импульсивные эмоции, провоцирующие ее на не вполне адекватное поведение. В отчаянии растравляет она свою душу, но, не справившись с мощью душевного гнета, в неистовстве разбивает чашку, освобождая себя тем самым от мучающих ее переживаний, и этим действием обнажает драму непонятой и невольно отвергнутой любви. Целый день просит Нелли милостыню на улицах Петербурга, чтобы купить новую чашку. Иван Петрович, нашедший героиню за этим занятием и изумленный ее поведением, окликает Нелли, которая от неожиданной встречи и смущения роняет только что купленную чашку на мостовую. Дважды разбитая чашка в романе — многосоставный символ. Если в первом эпизоде она становится следствием незамеченной первой и, как оказалось, последней любви Елены, то во втором - разбитая чашка, купленная Нелли, вбирает в себя, очевидно, иное

16

значение, связанное с испытываемым героиней чувством стыда, вызванным осознанием несправедливого поведения по отношению к близкому человеку, так много сделавшему для нее. Эпизод со второй чашкой как бы говорит о разбитой или, другими словами, побежденной гордости Нелли в отношениях с Иваном Петровичем.

В четвертом параграфе второй главы «Жанровые особенности психологического повествования в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» мы обращаем внимание на жанр романа, который представляет собой синтез сентиментального романа с элементами авантюрно-детективного, социально-психологического повествования и — популярной в середине XIX века разновидности социального романа - «романа-фельетона».

Значительную роль играет сюжетно-композиционный уровень художественной структуры романа, который раскрывает психологию его героев; обозначает авторскую позицию в тексте повествования благодаря двум параллельным сюжетным линиям с сентиментальной и трагической наполненностью.

Особое внимание уделяется тематике романа: прежде всего теме литературного труда, теме гордости, теме страдания как очищения от скверны греховной.

В Заключении мы приходим к основным выводам и обобщениям.

Важнейшей проблемой ранней прозы Ф.М. Достоевского становится тайна души человеческой во всем ее многообразии и противоречивости. Проблему внутренних противоречий личности Достоевский показывает в разрезе самобытной философии, основанной на православном миросозерцании, помогающей проследить путь нравственного самосовершенствования героев. Система психологического анализа становится формой раскрытия философско-религиозной основы творческих поисков писателя.

Обращаясь к понятию личности как к центральной проблеме творчества, Достоевский уже в начале творческого пути, стремится к созданию концепции

17

личности, в которой личность трактуется как абсолютная ценность. В ранних произведениях Достоевский рассматривает психологию различных типов личностей: кроткой, ожесточенной, смиренной. Раскрывается душевная составляющая жизни «маленького человека», труса, героя - «ветошки», «тряпки», тирана и деспота, мечтателя.

Основное направление, которого придерживался Достоевский в ранней прозе, заключалось в сочетании психологизма и социальности. Подобный синтез, с одной стороны, свидетельствовал об отрыве Достоевского от принципов «натуральной школы», которые, прежде всего, заключались в правдивом показе бытовой стороны жизни, но никак не акцентировались на душевных переживаниях и эмоциональных откликах героя на происходящие события. Достоевский выявляет иную сторону социальных отношений, обнажающую драму повсеместного оскорбления личного человеческого достоинства.

В связи с этим типы личности, разработанные в ранних произведениях Достоевского, следует рассматривать не только как определенное достижение на пути к выработке принципов индивидуального психологического изображения, но и как своеобразную квинтэссенцию социальных идей писателя. Каждый отдельный герой является своего рода носителем той или иной социальной проблемы, которая сопровождается определенными вариантами решений, правда, не всегда осуществимыми в контексте предложенной ситуации, а порой и вовсе представляющими собой некую идиллическую утопию-мечту.

Писателя серьезно волновали социальные вопросы единения интеллигенции с народом, проблема ухода и замкнутости личности в мире своих собственных идей, пороки современного общества, связанные с такими понятиями, как накопительство и тирания и, тем не менее, первостепенным предметом внимания для Достоевского всегда оставалось осмысление роли «маленького человека» в жизни социума. Исследование прозы Достоевского с точки зрения социального аспекта показало также, что глубокое раскрытие общественной ситуации помогло молодому автору сделать акцент не только на внешней стороне жизни героев, но

18

и мастерски раскрыть их отношение к тяготам существования, показать душевные переживания как следствие социальных несовершенств.

В романе «Униженные и оскорбленные» Достоевский переосмысливает прежние идеи и творческие принципы. В произведении, пока еще не представляющем собой идеально сконструированного художественного целого, уже довольно отчетливо, тем не менее, намечена авторская система психологического анализа. К новаторским приемам, безусловно, относятся психологизированное время и пространство, создающие уникальную атмосферу правдоподобия в романе, благодаря чередованию линейного и концентрического времени и показу жизни петербургской бедноты без прикрас, открывающейся взору читателей тесными каморками, притонами и чердаками. Помимо этого, Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» впервые обозначил немотивированные стороны психики человека, чувственную сферу жизни героев, не поддающуюся порой четкому логическому истолкованию. Достоевский показывает своих персонажей, обуреваемых различными страстями, в кризисной ситуации, полагая, что предельное состояние человека как нельзя точнее охарактеризует и, быть может, объяснит его внутренние переживания и причинно-следственную цепь связей в совершении того или иного поступка. И, конечно, одно из ведущих мест в системе психологического анализа занимают самовысказывания героев, отличительной особенностью которых является интенсивность речи, выдающая их душевное смятение. В своих монологах действующие лица романа делятся самыми сокровенными мыслями, исповедуются, обнажают душу. Нередко монологи содержат внутреннюю диалогичность слова, создавая атмосферу полемики с мнимым оппонентом. Однако героям-идеологам нередко становится тесно в рамках монологического высказывания, они жаждут спора, в котором стремятся презентовать свою мировоззренческую позицию, идейные взгляды. Диалоги в творчестве Достоевского становятся своего рода полем идеологического боя, где герои через словесные дебаты отстаивают свои философские взгляды.

19

Таким образом, роман «Униженные и оскорбленные» следует воспринимать как важный эксперимент в творческой эволюции Достоевского, в ходе которого была сформирована основообразующая часть системы психологического анализа, ставшая отправной точкой в создании самобытного стиля и художественного метода Достоевского в его зрелых произведениях.

Наиболее ценные идеи, выражающие отношение к бытийным и социальным вопросам, Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» нередко доносил посредством глубокой символики, верное понимание которой неизбежно приводило к разгадке авторской мысли, зашифрованной в тексте произведения. Вопросы духовного падения и попрания нравственных ценностей героями становятся основообразующими в произведении и реализуются посредством глубокого осмысления художественных символов косых лучей заходящего солнца, символов идеального и дисгармоничного пространства, знаков физического недомогания и ряда символических эпизодов. Столь внимательное отношение к символике позволило Достоевскому через иносказание и образное описание говорить о сложных, требующих аналитического подхода, состояниях и процессах души. Поэтапный анализ эволюции важнейших проблем в романе «Униженные и оскорбленные» посредством художественной символики вывел творчество Достоевского на более высокий уровень философского осмысления глубинных проблем современной ему действительности.

В жанровом отношении роман «Униженные и оскорбленные» вбирает в себя элементы сентиментального романа, авантюрно-детективного, социально-психологического повествования и — популярной в середине XIX века разновидности социального романа - «романа-фельетона».

Сюжетные линии романа связаны с той или иной жанровой разновидностью. Неоднородная жанровая структура романа определяет его сложную композицию, в которой стержнем выступает герой-повествователь, выполняющий функцию связующего звена двух параллельных сюжетных линий с сентиментально-философской и социально-бытовой наполненностью. Проблематика романа

20

связана и с темой литературного труда, порою презираемого в обывательских кругах, и с ведущей, центральной темой творчества писателя - страдания как очищения от скверны греховной. Гордыня и эгоизм (начало всех бедствий) порождают ожесточение и ненависть в сердцах людей. Здесь Достоевский выступает не как сухой моралист, отвлеченно рассуждающий о всеобщем благе, а как художник, тонко выписывающий взаимосвязь социально-психологического и философско-религиозного начал в судьбе человека.

Основные положения диссертационной работы отражены в следующих статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Даниленко О.Д. Приемы психологического анализа в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - М., 2011. - № 4. - С. 22 - 26. - (Филологические науки).

2. Даниленко О.Д. Типология характеров в ранней прозе Ф.М.Достоевского // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - Спб, 2012. - № 150. - С. 77 - 83. -(Филология).

3. Даниленко О.Д. Социальные и философские символы в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»// Вестник МГОУ. - М., 2012. - № 6. - С. 89 - 95. - (Русская филология).

Статьи, опубликованные в других изданиях:

4. Даниленко О.Д. Приемы «разоблачения» в раннем творчестве Ф.М. Достоевского как способ психологического изображения// Жанр. Стиль. Образ. Актуальные вопросы теории и истории литературы. Межвузовский сборник статей.- Киров, 2013.-С. 111-115

Подписано в печать:

07.11.2013

Заказ № 9245 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Логика психологического анализа в ранних произведениях Ф.М. Достоевского. Роман "Униженные и оскорбленные""

МОСКОСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

04201364700 На правах рукописи

ДАНИЛЕНКО Ольга Дмитриевна

ЛОГИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. РОМАН «УНИЖЕННЫЕ И

ОСКОРБЛЕННЫЕ»

Специальность: 10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -д.ф.н., профессор Шевцова Л.И.

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

Глава 1. РАННЯЯ ПРОЗА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ...................................................................................21

1.1. Теоретические аспекты проблемы. Приемы психологического анализа в русской прозе 50 - 70-х годов 19 века.......................................................................21

1.2. Ранее творчество Достоевского в контексте формирования русской психологической прозы..............................................................................................35

1.3. Типология личностей в раннем творчестве Достоевского................................56

1.4. Особенности постановки и решение социальных вопросов и проблем в ранней прозе Ф.М. Достоевского...........................................................................................74

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»..................91

2.1. История замысла и его воплощение в романе

«Униженные и оскорбленные»..................................................................................91

2.2. Традиции и новаторство в системе психологического анализа в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»........................................................105

2.3. Социальные и философские символы в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»................................................................................128

2.4. Жанровые особенности психологического повествования в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»........................................................141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................158

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

163

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Ф.М. Достоевского, казалось бы, изучено со всех сторон и не осталось ни одного произведения, не охваченного и не проанализированного нашей наукой. Тем не менее, Достоевский остается и по настоящее время одним из наиболее интенсивно изучаемых писателей, творческое наследие которого рассматривается в современных работах в аспекте философско-религиозной составляющей.

Задача нашей работы состоит в целостном изучении приемов психологического анализа в ранних произведениях писателя, не вполне еще оформившегося, но уже бесспорно ставшего глубоким исследователем психологии человека со всеми его душевными тайнами, порывами и терзаниями разума.

Существует достаточно много критических работ, изучающих Достоевского как писателя-психолога, но по большей части они относятся к зрелому творчеству писателя. Ранние произведения Достоевского, и в частности, роман «Униженные и оскорбленные», на наш взгляд, изучен не достаточно полно с точки зрения выявления поэтических средств воплощения психологического начала -ведущего в художественном методе классика.

Возникает необходимость определить степень изученности проблемы психологического анализа в раннем творчестве Достоевского, в романе «Униженные и оскорбленные».

Уже В.Г. Белинский отмечает у Достоевского глубину проникновения в натуру человека, униженного непростой жизнью, но при этом обладающего благородными и прекрасными качествами души.

После смерти Ф.М. Достоевского Л. Толстой, обойдя вниманием зрелое творчество писателя, делает интересную запись о романе «Униженные и

оскорбленные»: «Опора какая-то отскочила от меня. Я растерялся... я плакал и теперь плачу... На-днях, до его смерти, я прочел «Униженные и оскорбленные и «умилялся».1

В статье «Замечательное десятилетие» (1838 - 1848) П.В. Анненков обращает внимание на ярко выраженное стремление Достоевского к поиску редких типов, жажде психических открытий, с помощью которых автор создает ряд блестящих образов.

Как о писателе-психологе, о Достоевском пишет и H.A. Добролюбов в статье «Забитые люди». Отмечая гуманность ранних произведений автора, Добролюбов выделяет два типа персонажей: кроткий и ожесточенный. Именно в тонкостях характеров этих образов и разбирается писатель, применяя все свое мастерство психолога.

Однако критик в романе «Униженные и оскорбленные» недооценил психологическое раскрытие характеров героев: в суетливых действиях Ивана Петровича и его неискренних чувствах к Наташе Ихменевой виделось Добролюбову излишняя пристрастность автора к аномальным, как он пишет, явлениям. По мнению Добролюбова, все это делает звучание романа неправдоподобным и лишенным жизненности.

К.Н. Леонтьев в статье «О всемирной шобви. Речь Ф.М. Достоевского на пушкинском празднике» (ноябрь 1880) говорит об ошибочности этой речи, о том, что Достоевский в своих произведениях придерживается иной точки зрения по высказанным вопросам, касающимся «всечеловека», «Европы», «окончательной гармонии». Тем не менее, автор статьи не умоляет достоинств Достоевского, подчеркивая мысль о неугасаемом интересе автора к человеку. Все это подтверждает мысль Леонтьева о том, что писатель более моралист, нежели публицист, так как далее в «Дневнике писателя», где Достоевский выступает в

1 Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Исследования Д. Мережковского. Т. 1. Спб., 1909. С. 69.

качестве мыслителя, его более интересует проблема психологизма образов, а не социальная сторона вопроса.

Н.К. Михайловский в статье «Жестокий талант», написанной после смерти Ф.М. Достоевского, доказывает присутствие необоснованной жестокости в произведениях автора. Критик делит все образы произведений Достоевского на волков и овец, при этом заостряя внимание на том, что для писателя важнее была волчья психология. Более того критик отмечает, что Достоевский не останавливается на внешних проявлениях «волчьего» характера, его интересовали самые тонкие проявления указанной психологии.

Михайловский порой открыто говорит о том, что для Достоевского психологический анализ заключается в сценах бессмысленного страдания, мучительства, и автору это нужно исключительно для того, чтобы издергать читателю нервы.

По ходу повествования критик полемизирует со статьей Добролюбова «Забитые люди», отмечая кардинально противоположные мнения о творчестве писателя. Добролюбов обращает внимание на отсутствие художественного таланта у автора «Бедных людей», но при этом выделяет способность Достоевского к состраданию и сочувствию по отношению к униженным и оскорбленным.

Михайловский, напротив, видит в Достоевском большое художественное дарование, но не рассматривает его как писателя гуманистического направления, усматривая в нем только желание мучить посредством писательского дара героев своей прозы.

Известный врач-психиатр, прекрасный знаток литературы Владимир Федорович Чиж в книге «Достоевский как психопатолог» на примере произведений писателя размышляет о душевных болезнях, которые эксплуатирует Достоевский в образах своих героев. Он отмечает большое количество душевнобольных, которых автор изобразил в своей прозе.

«Достоевский как в русской, так и во всемирной литературе представляет исключение не только по количеству сделанных им наблюдений, но и по верности и точности описания, достойных лучшего естествоиспытателя, <...> и, наконец, по глубине понимания предмета, возбуждающей изумление».2 Чиж также видит заслугу Достоевского в том, что он первый среди писателей осознал влияние на психическую болезнь не одной какой-нибудь причины, а их совокупности.

Рассматривая критику рубежа XIX - нач. XX веков важно отметить, что интерес к творчеству Ф.М. Достоевского не ослабевает, напротив, исследователи ищут новые трактовки его прозы во взаимосвязи с мировой культурой. Правда, мыслители этого времени не избежали ошибок в трактовке творчества писателя. Один из основных недостатков - восприятие высказываний героев прозы как идей самого автора.

«Лабораторией с тончайшими приборами» называет Д.С. Мережковский в своей книге «Л. Толстой и Достоевский» метод психологического анализа автора «Униженных и оскорбленных». Мережковский отмечает способность Достоевского проникать в самые опасные бездны человеческой души. Автор книги также акцентирует внимание на некоторых приемах психологизма, характерных для творчества писателя. Так, например, он не видит равных Достоевскому в построении диалогов, посредством которых писатель обнажает основные идеи произведений.

Размышляя о творчестве Достоевского, Евгений Соловьев называет его мастером психологического анализа, который как никто другой умел жить со своими героями, мучиться вместе с ними, пропускать через себя их страдания.

Николай Бердяев в книге «Миросозерцание Достоевского» утверждает, что писателя следовало бы называть психологом именно в первый период его творческой работы. А начиная с «Записок из подполья» Достоевский выходит на

2 Чиж В. Достоевский как психопатолог. Очерк. М., 1885. С. 4-5.

более высокий уровень. «Он уже не только психолог, он - метафизик, он исследует до глубины трагедию человеческого духа».3 Рассуждая о психологизме Достоевского, Бердяев отмечает глубокое проникновение авторского «я» Достоевского в образы своих героев, именно поэтому между строк его произведений читается трагический опыт талантливого писателя.

Известная книга психиатра и литературоведа И.Д. Ермакова «Психоанализ литературы», представляет Достоевского как писателя, который впервые вскрыл такие человеческие чувства и состояния, о которых до этого не приято было говорить. Ермаков говорит о Достоевском, как о тонко чувствующем знатоке тех причин, которые непосредственно влияют на отклонения в психике человека.

Свой вклад в изучение творчества Ф.М. Достоевского внесли и представители Русского зарубежья. Сложно обойти вниманием «Лекции по русской литературе» В.В. Набокова, в которых Достоевский представлен как сентиментальный писатель, раздувающий без особой на то причины ничтожные, как видится Набокову, чувства с тем, чтобы вызвать бурные эмоции у читателей. Критик усматривает в произведениях Достоевского поток идей, в котором герои, предоставленные сами себе, лишены авторского внимания.

Тем не менее, с точки зрения Набокова, лучшее произведение художника -«Двойник», которого современники писателя не оценили по достоинству. В этой повести автор «Дара» видит ряд замечательных черт и называет ее шедевром.

Известный критик А.Л. Бем, известный своими работами о Достоевском, так же затрагивает проблему психологизма в работах «Тайна личности Достоевского», 1928; «У истоков творчества Достоевского», 1936; «Достоевский. Психоаналитические этюды».

Отношение советского литературоведения к Достоевскому нельзя обозначить как однозначное и неподвижное. В данный период времени у

3 Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. М., 2001. С. 18.

критиков не было возможности исследовать подлинное содержание автора. В то же время этот недостаток компенсировался углубленным изучением поэтики прозы Достоевского.

Разработкой классификации приемов психологического анализа на материале произведений Достоевского занимался критик Сергей Соловьев в работе « Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского», 1979. По мнению автора книги, заслуга Достоевского заключается в разработке поливариантных образов, как сложной совокупности взаимоисключающих начал характера и их непосредственного взаимодействия. Природу таких образов мы имеем возможность прослеживать уже в ранних произведениях Достоевского (образ Голядкина в «Двойнике», князь Валковский в «Униженных и оскорбленных»). Соловьев выделяет ряд психологических приемов, использованных Достоевским в разработке сложных образов, - это и архитектурный пейзаж, и слова, характеризующие то или иное психологическое состояние героя, использование различной цветовой гаммы и т.д.

Историк, краевед Н.П. Анциферов в книге «Петербург Достоевского» анализирует проблему, связанную с образом Петербурга. Ученый расценивает категоричные заявления исследователей по поводу равнодушия Достоевского к архитектуре города как необоснованные, настаивая на том, что каждый отдельный дом - это строение, одухотворенное героем, проживающим там свою жизнь, отражение самобытной натуры жильца, более того, дом, несущий в себе способность выразить его душевное состояние. «Но дома для него приобретают особое значение как обиталище его героев. Дом обрисовывается как обособленный мирок, живущий своей таинственной жизнью, влияющий так или иначе на судьбу своего обитателя».4 Классификацию словесных приемов в творчестве Достоевского предложил Л.П. Лобов в своей книге «Из наблюдений

4 Анциферов Н.П. Петербург Достоевского. П., 1923. С. 37.

над словесными приемами Достоевского», 1927. Автор данной работы делит словесные приемы на две группы: «Гоголевские» приемы; 2. «Индивидуальные» приемы. Естественно, что раннее творчество, не отмеченное самобытным стилем писателя, опирается на предшествующий опыт, а именно на творческий метод Гоголя. Зрелое творчество несет в себе новаторские черты писателя, наиболее часто встречаемые из которых - повторения тех или иных сочетаний слов, нанизывания и т.д.

Исследователь творчества Достоевского В.Я. Кирпотин в книге «Мир Достоевского» проводит мысль о том, что писатель, являясь тончайшим психологом, в то же время всячески отклонял от себя подобное наименование, утверждая себя реалистом, целью которого является проникновение в душу человека. Но при этом Достоевский никогда не выпускал из виду объективный мир. Кирпотин высоко оценивает способность Достоевского-психолога, называя его самым великим писателем-психологом, достоинство которого в том, что он судил своих героев не по положению на общественной лестнице, а по внутренним качествам.

Кирпотин обращает наше внимание на то, что Достоевского более всего интересует психология героев, обуреваемых какой-либо идеей, необходимой для достижения всеобщей цели. В свою очередь задачи и поступки персонажей проходят тщательную проверку на состоятельность в течение всего действия.

Исследователь, рассуждая о психологизме Достоевского, пытается понять причины, породившие в Достоевском дар психолога. И он видит одну из них в казни, разыгранной над петрашевцами. Именно это обстоятельство, считает критик, и породило обостренное чувство внутреннего мира, казнь окунула писателя в недра подсознания «показала, что значит в человеческой психике «миг» и «вдруг».5

Б Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. Статьи. Исследования. Второе, дополненное издание. М., 1983. С. 462.

Н.М. Чирков отмечает новаторство Достоевского уже в ранних произведениях, выраженное, прежде всего, в синтезе социального и психологического романа. Эта особенность наиболее отчетливо проявляется в языке героев «Бедных людей», который раскрывает их душевные составляющие и вместе с тем яркую социальную индивидуальность. Критик настойчиво проводит мысль о важности создания ранних произведений, благодаря которым автор выработал свой индивидуальный стиль и постепенно ушел от абстракции к психологической конкретности более поздних произведений.

Интересна мысль Н. Будановой о том, что в романе «Униженные и оскорбленные» психологизм проявляется через отношение героев романа к повести Ивана Петровича. Ихменевы искренне сочувствуют бедным людям, а князь Валковский в свою очередь лишен сострадания, напротив, способен испытывать к маленькому человеку лишь чувство презрения.

Буданова отмечает мастерство Достоевского в раскрытии центральной темы «Униженных и оскорбленных» - темы эгоизма, разработанной именно с точки зрения глубокого психологизма.

Г. Фридлендер выражает мысль о том, что Достоевскому доставляет большее удовольствие разбираться в сложных и развитых характерах с психологической точки зрения. Писателя не интересуют статичные герои, а только те, которые неустанно ищут ответы на вопросы личной и общественной жизни.

В известной работе «Реализм Достоевского» Г.М. Фридлендер показывает, ка уже в «Бедных людях» автор смог отразить более сложную психологию «маленького» человека, нежели Гоголь в своих произведениях. Критик указывает на то, что Достоевский в бедных людях смог увидеть не только нищету, отупляющий труд, разъединенность, но и солидарность, вызванную общими трудностями, чувство гордости и презрение к богатым.

Г.М. Фридлендер уверен в том, что форма переписки повести (как прием психологического анализа) позволяет изобразить маленького человека изнутри с

детальной точностью. Внутреннюю жиз