автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Роман Ф.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные" (проблематика и особенности реализма)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Семенищенкова, Лариса Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Роман Ф.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные" (проблематика и особенности реализма)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Семенищенкова, Лариса Леонидовна

ГЛАВА ПЕРВАЯ. К вопросу о мировоззрении

Достоевского.19

ГЛАВА ВТОРАЯ. Система образов. Композиция романа.59

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. История "падения" и "воскресения" Наташи Ихменевой.100

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Традиции и новаторство.148

ВЫВОДЫ.177

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Семенищенкова, Лариса Леонидовна

В существующих многочисленных литературоводческих исследованиях творчества Достоевского роману "Униженные и оскорбленные" отведено довольно скромное место. Нет такой монографии, обращенной к художественному опыту Достоевского 60 - х годов,которая не включала бы характеристику идей и образов этого произведения, но до сих пор не появилось вполне законченного целостного исследования его поэтики.Можно отметить книгу Н.Долининой "Предисловие к Достоевскому" /26/^, посвященную роману "Униженные и оскорбленные", но она обращена к kjhojqt читателю среднего и старте-го возраста и прежде всего вццеляет те пласты идейно-художественного своеобразия произведения,которые могут быть доступны пониманию этой читательской аудитории. Вопрос же о сложнейшей нравственно-философской позиции писателя, воплощенной в его первом крупном романе, остается открытым. В то же время важность и необходимость обращения к "Униженным и оскорбленным" в целях изучения идейных исканий и творческого пути великого писателя не вызывает сомнений.

Униженные и оскорбленные" занимают особое место в творческом наследии Достоевского. Произведение имеет переходный характер, в нем сочетаются традиции и новаторство художественного поиска писателя. И в этом плане оно дает богатейший материал для уяснения того, как складывался романный почерк Достоевского, каким путем шел он к созданию "полифонического" романа.В.И.Этов г справедливо замечает:"Это первое многопроблемное, многоплановое В скобках первая цифра обозначает номер цитируемого источника в списке литературы, цифра через запятую - цитируемую страницу; работы отделяются друг от друга точкой с запятой. произведение Достоевского, стоящее в преддверии его программных социально-философских романов. В известной мере "Униженные и оскорбленные" можно назвать "экспериментальным" романом Достоевского, эскизом его будущих творческих композиций. В нем собраны многие мотивы, ситуации, опробованы новые принципы изображения, которые затем будут успешно использованы писателем" /107,316/.

Первые отзывы об "Униженных и оскорбленных" дала революционно-демократическая критика. В первом номере журнала "Современник" за 1961 год появилась рецензия Чернышевского на журнал Достоевских "Время", а в девятом номере "Современника" того же года - статья Добролюбова "Забитые люди".

Чернышевский ко времени написания своей статьи имел лишь первую часть "Униженных и оскорбленных". Но уже по одной этой части он сумел заметить специфику психологического рисунка в романе Достоевского и верно оценил его как художественное достоинство произведения."Роман будет одним из лучших,-писал Чернышевский,-какие являлись у нас в последние годы" /96, 62/.В своебразной интерпретации взаимоотношений героев романа Чернышевский увидел достоверное изображение сложных жизненных ситуаций, реальных противоречий в психологии человека /91,43-44; 84,187-188/.

Добролюбов назвал роман Достоевского "лучшим литературным явлением" текущего года /25,302/.Однако критик нашел в произведении множество недостатков, что было обусловлено своеобразием художественных критериев Добролюбова. Он подходил к оценке произведения с точки зрения своей политической позиции.Главным вопросом русской общественной жизни 60-х годов Добролюбов справедливо считал вопрос об уничтожении крепостного права, и он призывал, литераторов сосредоточить свое внимание на этом реша ющем для русской жизни вопросе. Остальные ее проблемы он и его единомышленники были готовы на время признать второстепенными перед лицом настоятельной необходимости для России покончить с самодержавием и крепостным гнетом /90,128/.Исходя из революционной оценки перспектив общественного развития, Добролюбов стремился в первую очередь подчеркнуть важное общественное значение произведений текущей литературы. "Автор может ничего не дать искусству,- пишет Добролюбов,-не сделать шага в истории литературы собственно, и все-таки быть замечательным для нас по господствующему направлению и смыслу своих произведений. Пусть он не удовлетворяет художественным требованиям,пусть он иной раз и промахнется и выразится нехорошо: мы уж на это не обращаем внимания, мы все-таки готовы толковать о нем много и долго, если только для общества важен поче^-нибудь смысл его произведений" /25,316/. Чуткость писателя к важнейшим вопросам времени и подход к их решению с позиций революционного протеста являлись для Добролюбова мерилом общественной значимости литературных явлений. Так, он высоко оценил "Народные рассказы" Марко Вовчка, в которых увидел отражение важных для будущего России зачатков революционного протеста в самой угнетенной народной среде.

Высокое общественное значение творчества Достоевского Добролюбов видел в направлении, которое сам определил как "гумани-ческое" /25,320/. "Общая черта" в произведениях писателя, по мнению Добролюбова, состоит в выражении "боли о человеке" /25, 317/. При этом критик, как положительное, отмечал, что изображение Достоевским внутреннего мира человека ведет к постановке вопросов, имеющих глубокий социальный смысл:"Что за причина

- б такого перерождения, такой аномалии в человеческих отношениях? Как это происходит? какими существенными чертами отличаются подобные явления? к каким результатам ведут они? Вот вопросы, на которые естественным и необходимым образом наводят читателя произведения г.Достоевского" /25,318/.

В романе "Униженные и оскорбленные" Добролюбов нашел те же черты творческой манеры Достоевского, но постановка и решение конфликта в произведении глубоко не удовлетворило критика.Доб-ролюбов отмечает, что "в романе очень много живых,хорошо отделанных частностей" /25,304/. К ним критик относит обрисовку некоторых характеров (Нелли,старика Ихменева). "Все это, -замечает Добролюбов,- дает право роману на внимание публики, при общей бедности хороших повестей в настоящее время"."Но все это,- продолжает критик,- еще не возвышает его настолько,чтобы применять общие художественные требования ко всем его частностям и сделать его предметом подробного эстетического разбора"/25, 304-305/.

Главное, что не удовлетворило Добролюбова в новом произведении Достоевского,- это стремление писателя к обрисовке "психологических тонкостей",которое, по мнению критика, увело Достоевского от постановки важнейших проблем времени. В изображении любовных переживаний героев романа Добролюбов увидел, в отличие от Чернышевского, воспроизведение явлений случайных,не выводимых из объективных закономерностей жизни. Добролюбов пишет: "Положим даже, что самая ненормальность-то, странность подобных отношений и поразила художника и заставила его заняться их воспроизведением. Но ведь мы знаем, что художник - не пластинка для фотографии, отражающая только настоящий момент:тогда бы в художественных произведениях и жизни не было и смысла не было. Художник дополняет отрывочность схваченного момента своим творческим чувством, обобщает в душе своей частные явления, создает одно стройное целое из разрозненных черт, находит живую связь и последовательность в бессвязных, по-видимому, явлениях, сливает и перерабатывает в общности своего миросозерцания разнообразные и противоречивые стороны живой действительности" /25, 308/. Именно в типичности отказал Добролюбов образам и событиям в романе "Униженные и оскорбленные".Неспособность обобщить жизненные явления, будто бы проявившаяся в произведении, по мнению Добролюбова,"прямо говорит против полноты и цельности созданий" Достоевского, свидетельствует против общественной значимости произведения, а это, в свою очередь, ведет к потере художественности.

Мнение Добролюбова об "Униженных и оскорбленных" разделил А.Григорьев. Он писал:"Что за смесь удивительной силы чувства и детских нелепостей роман Достоевского? Что за безобразие и фальшь - беседа с князем в ресторане /князь - это просто книжка! /.Что за детство, то есть детское сочинение, княжна Катя и Алеша! Сколько резонерства в Наташе и какая глубина в создании Нелли! Вообще,что за мощь всего мечтательного и исключительного и что за незнание жизни!" /22, 274/

В критике 80-х годов своеобразная интерпретация "Униженных и оскорбленных" принадлежит Н.К.Михайловскому. Пытаясь противопоставить свой взгляд на роман точке зрения Добролюбова, в итоге H.U.Михайловский сходится с последним в отрицательных оценках. Он пишет об отсутствии чувства меры у художника,о "толкотне событий","ненужных надстройках, вставках и отступлениях". А кроме того,находит в романе "присутствие ненужного мучительства", - в чем видит общую тенденцию творчества Достоевского /62,

366-373/.

Несмотря на многочисленные отрицательные оценки,дореволюционная критика сделала ценный вклад в изучение романа "Униженные и оскорбленные".В исследованиях XX века дальнейшее развитие получила мысль о гуманистическом содержании "Униженных и оскорбленных",об особенности реализма Достоевского,состоящей в углубленном изображении психологии персонажа,о способности писателя путем анализа внутреннего мира ставить вопросы острого социального звучания.И все же негативные оценки существенно повлияли на литературную судьбу произведения.Многие исследователи целиком или частично принимают добролюбовскую концепцию, считая роман в целом "художественным просчетом" автора /85,163/.

Обогащение науки о Достоевском новыми фактами его творческой биографии,совершенствование методологии исследования позволяют развивать или корректировать некоторые традиционные оценки^ в других случаях существенно их пересмотреть.С точки зрения современных достижений достоевсковедения интерпретация образов романа "Униженные и оскорбленные" дается в работах М.Бабо-вич /П/,М.ГУса /24/,В.Кирпотина /48/,В.Кулешова /54/,Б.Реи-зова /74/,В.Туниманова /85/ и других исследователей.Вопрос о художественных достоинствах романа решался названными исследователями^ также в работах А.Чичерина /100/,Н.Чиркова /98/, В.Этова /106/,в статьях Д.Лихачева /59/,В.Свительского /76/ и др.Исследуется социальная направленность проблематики произведения.

Делать конкретный перечень отдельных оценок не имеет смысла,©™ достаточно многочисленны.Важно другое:пока еще в интерпретации романа нет единства мнений,бросается в глаза разнонаправленно сть усилий.В критических работах имеются самые противоположные суждения,и нет попытки определить круг проблем относительно романа,требующих разрешения.

Этот круг проблем достаточно широк и может быть выявлен на разных уровнях эстетической структуры:на уровне образной системы,идейного смысла и собственно художественных особенностей произведения.

Во-первых,не удовлетворяет современному научному представлению о мировоззренческой позиции писателя интерпретация общей идеи произведения.В большинстве случаев его смнсл соотносят с христианской идеей "всепрощения".Например,П.Пустовойт утверждает:". . .Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим,и это ослабляет социальную остроту романа"/72,9/.Эту мысль опровергает А.Ф.Иванов в диссертации "Общечеловеческое и типическое в творчестве Ф.М.Достоевского". Он пишет:"Почвеннические идеи Достоевского впервые получили широкое выражение в романе "Униженные и оскорбленные". В частности,своеобразно звучит в произведении проповедь примирения и всепрощения обид.Художник зовет к примирению внутри демократического лагеря,а вовсе не к смирению перед господством насилия и гнета" /44,14/.Иной точки зрения на ведущую идею произведения придерживается Б.Г.Реизов.Он считает,что в романе "обсуждается проблема ответственности человека за совершаемые им поступки" /74,62/.В.Кирпотин же считает,что своеобразием авторской позиции в романе является "нерешенность вопросов", поставленных в нем /48,312/.

В этом многоголосии все же обнаруживается тенденция выявить гуматистический пафос произведения Достоевского.Подчеркивается мысль писателя о нравственной красоте "униженных и оскорбленных",отмечается сила социального обличения в романе. Но в целом вопрос об авторской позиции в "Униженных и оскорбленных' остается открытым.

Нерешенным остается вопрос и о том,кто является центральным персонажем произведения.Добролюбов считал таковым, князя Валковского,он писал:"Но как обе эти истории /Наташи и Нелли/ вертятся около князя Валковского,то можно полагать,что основу романа,зерно его,составляет именно воспроизведение характера этого князя" /25,310/.Иную точку зрения мы находим в статье Б.Г.Реизова "Униженные и оскорбленные" Ф.М.Достоевского и проблемы зарубежной литературы" /74/.Автор статьи считает,что главный вопрос в произведении решается на образе Наташи Ихменевой. В исследовании В.Я.Кирпотина главным действующим лицом назван Иван Петрович:"Рассказ ведется от первого лица, от имени Ивана Петровича.Иван Петрович,однако,много больше,чем рассказчик, он действующее лицо,связующее воедино разветвленные нити сюжета, линию Ихменевых и линию Нелли.Он - главное действующее лицо" /48,261/.В решении вопроса нам представляется плодотворной мысль о многогеройности романов Достоевского как отличительной черте образной системы в его художественном мире /68,10/.

Особенно много спорного в трактовке отдельных образов рома-на:Алеши Валковского,Ивана Петровича,Наташи Ихменевой.При оценке образов в недостаточной мере учитывается та особенность изображения характера у Достоевского,которая заключена в устремлении к раскрытию общечеловеческих потенций личности,в противоположность ее типической заданности.В недостаточной мере учитывается связь характера в художественном мире писателя с его концепцией личности.

В связи с решением обозначенных выше проблем отчасти уже решается вопрос о художественной стороне романа.Но следует более углубленно рассмотреть вопросы композиции,стиля,сюжето-строения,принципов изображения характера в произведении,вопросы психологизма.

О психологизме "Униженных и оскорбленных" следует сказать особо.Именно своеобразие психологизма в первую очередь определяет особенности реализма писателя в романе.Достоевский вошел в литературу как представитель психологического течения в русском реализме /88,73-74/,а роман "Униженные и оскорбленные" произведение в высшей степени психологическое.С этой точки зрения рассматривали роман Чернышевский и Добролюбов.Из дореволюционной критики следует отметить в этом плане книгу Д.С.Мережковского "Л.Толстой и Достоевский" /61/.

В современном литературоведении существует обширная литература о психологическом искусстве Достоевского,вопрос о психологизме "Униженных и оскорбленных" рассматривается частично во всех исследованиях,посвященных роману.Существенное значение для уяснения специфики реализма произведения имеют и труды исследователей, не обращающихся к специальному изучению романа /12;13;15;17;20;45;50;55;65;бб;81;89;92;93;94;102;103;104 /. И тем не менее произведение не достаточно изучено с точки зрения специфических свойств психологизма в нем. Отчасти это объясняется неразработанностью общетеоретической проблемы психологизма в литературе^".В связи с тем,что эта проблема пред Впервые понятие психологизма было теоретически обосновано Н.Г.Чернышевским в его рецензии на ранние повести Л.Толстого /97/.Но в литературоведении до сих пор нет единого терминологического определения психологического анализа,его типологической классификации./См.46,39-40;51,9-30;66,160/. ставляет тему специального исследования,ее решение не входит в нашу задачу.В предлагаемой интерпретации "Униженных и оскорбленных" психологизм рассматривается как "сознательный и определяющий эстетический принцип",согласно которому "главным и прямым объектом отражения и воспроизведения является именно психология человека,выступающая как некая самоценность,а психологизм представляет собою специальную и целенаправленную разработку способов и форм ее воплощения и раскрытия /психологического анализа/ /46,40/.И прежде всего нас интересует .представление Достоевского о психологии человека и своеобразие способов и форм психологического анализа в романе.Их специфика позволяет выявить существенные признаки реализма Достоевского,признаки переходности произведения.

Переходность романа делает необходимым постановку проблемы литературных влияний в нем.Есть отдельные работы,намечающие аспекты изучения "Униженных и оскорбленных" в этом плане.Но,как правило,произведение соотносят с зарубежной классикойпроизведениями Бальзака,Диккенса,Шиллера,Гофмана,Ж.Санд /48;73;98/. Гораздо менее изучен вопрос о взаимодействии художественных мето< дов в романе.Имеются отдельные замечания и выводы,относящиеся к традициям сентиментализма и романтизма в "Униженных и оскорбленных" /99/,но специальный анализ произведения в этом аспекте отсутствует в литературе о Достоевском*.

Наличие вышеозначенных проблем в изучении романа "Униженные и оскорбленные" является обоснованием темы настоящего исследования,

Вопрос о взаимодействии художественных методов является самостоятельной проблемой,требующей специального исследования.Но следует отметить,что выявить своеобразие реализма Достоевского в романе "Униженные и оскорбленные" помогают работы общетеоретического характера,например,18;64. а решение этих проблем составляет его задачу.

Особый,переходный,характер произведения определил ведущие принципы анализа его художественной структуры. Незавершенность эстетического поиска писателя выражалась в открытости разнообразным литературным влияниям как на уровне взаимодействий художественных методов, так и в плане различного рода притяжений и отталкиваний относительно творчества других писателей или отдельных произведений. Таким образом, сама структура романа предполагает обращение к опыту сравнительного анализа в литературоведении. С другой стороны, методологические возможности сравнительного метода являются плодотворными в определении* как специфики произведения Достоевского, так и типологических особенностей реализма писателя в нем. В свою очередь,определение характера реализма в романе "Униженные и оскорбленные" дает возможность соотнести художественные поиски Достоевского в 60-х годах с направлениями и течениями в русской литературе этого периода,-что также составляет актуальность настоящего исследования^".

В своих исходных посылках мы следовали теории и практике ис-торико-сравнительного анализа в работах Н.И.Пруцкова,и, в частности, в его книге "Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы" /69/."Сопоставление отдельных произведений /одного и того же писателя на разных этапах его творческого пути или авторов-современников и,наконец,художников различных периодов в жизни литературы/,- пишет исследователь,-открывает путь к решению целого комплекса историко-литературных проблем.Появляется возможность более углубленного и точного проникновения в 0 типологических классификациях русского реализма 60-х годов XIX века см.67. коренную идейно-художественную специфику того или другого произведения. Эта качественная дифференциация индивидуальных явлений сочетается в данном случае с генерализацией этих явлений. Сущность факта /произведения/ раскрывается путем анализа его связей или объективных соотношений с другим фактом, что позволяет определить их место в литературно-общественном движении"/69, 3/.

Как уже отмечалось, к анализу традиций Бальзака, Сю,Диккенса в романе Достоевского не раз обращались исследователи. Сравнительного же анализа изучаемого произведения с произведениями национальной литературы не существует. По этому поводу в современной критике есть лишь отдельные замечания, но целостного анализа нет. А между тем творческие связи Достоевского с русскими писателями достаточно широки.

В качестве сравнения в третьей главе диссертации, раскрывающей драматическую судьбу Наташи Ихменевой, мы обращаемся к двум произведениям современников Достоевского:роману Тургенева "Дворянское гнездо" и повести Лескова "Островитяне". Анализ состоит в выяснении контактных и контрастных соотношений с учетом сложности их взаимодействия. Мы имеем в виду то, что контакты могут обнаруживаться и в проблемно-тематическом содержании, и в этических концепциях, и в художественной трактовке образов. Но в то же время сближения могут сопровождаться такими расхождениями,которые становятся решающими и разрывают контактные отношения. С другой стороны, связи по контрасту вовсе не исключают, а даже предполагают контакты между произведениями /См.69,21/.Анализ таких соотношений позволяет уяснить своеобразие художественной манеры Достоевского в романе "Униженные и оскорбленные" и определить то общее, что делает Достоевского представителем литературы определенной эпохи.

В литературоведении уже ставился вопрос о типологической общности женских характеров в творчестве Достоевского и Тургенева. Но образ Наташи Ихменевой, героини романа Достоевского "Униженные и оскорбленные", еще не рассматривался в сопоставлении с тургеневскими образами. В критической литературе имеются лишь отдельные замечания по поводу такого сопоставления, но они, как правило, имеют случайный характер и не опираются на детальный анализ художественного текста /См.24,204-206;74,76/.

Роман Достоевского вышел через два года после романа Тургенева "Дворянское гнездо". В центре произведения Достоевского судьба Наташи Ихменевой, представительницы лагеря "униженных и оскорбленных". Существует мнение, будто бы Достоевский полемически противопоставил характер Наташи тургеневской героине.-М.Гус пишет:"Своей Наташей Достоевский возражал своему единомышленнику Григорьеву, который видел в Лизе Калитиной воплощение идеала женщины" /24,206/.

Действительно, разница в художественной интерпретации женских характеров очевидна; она определена различным пониманием писателями психологии человека, расхождением их эстетических воззрений, разным соотношением этических категорий в моральном кодексе каждого художника. Но нравственные устремления писателей имели и точки соприкосновения, что выражалось, в частности, в их отношении к Пушкину. Известно высказывание Достоевского о пушкинской Татьяне,где дана также высокая оценка образу Лизы Калитиной: "Это тип положительной красоты,это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе - кроме разве образа Лизы в "Дворянском гнезде" Тургенева" /34,447/.

Представления Достоевского о нравственных достоинствах русской женщины нашли художественное воплощение в образе Наташи Ихменевой в романе "Униженные и оскорбленные". Интерпретация национального характера у Достоевского глоубоко оригинальна, но она, несомненно, входит в русло пушкинских традиций. Неоднократные высказывания Достоевского о русской женщине делают это утверждение обоснованным. "В нашей женщине,-писал Достоевский,- все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у м?ужчин" /30,125/.

Близость сюжетных ситуаций в романах Тургенева.и Достоевского также определяет возможность сопоставления. В судьбах героинь много общего: обе оказались во власти глубокого и сильного чувства любви, обе пережили лечения нравственных колебаний, обе в итоге отказались от личного счастья.

Повесть Лескова "Островитяне" написана под непосредственным влиянием романа Достоевского. На это справедливо указывают исследователи творчества Достоевского и Лескова /См.71,89-90;87,110/. В статье Е.М.Пульхритудовой "Достоевский и Лесков" /71/ намечены и конкретные линии сопоставления произведений. Соотношения,которые определены Е.М.Пульхритудовой между романом Достоевского и ш> вестью Лескова, можно назвать контрастными. Отмечая существенные расхождения писателей в трактовке нравственного конфликта и его соотнесенности с социальными противоречиями жизни, отмечая несовместимость "поэтизации стабильности" как основы художественного мировидения Лескова с художественным миром Достоевского,полным "бурь и катастроф",исследователь считает, что такое сопоставление делает почти невозможным предположение о точках соприкосновения в творческих поисках Достоевского и Лескова.Связь произведений она считает чисто внешней,ограниченной сходством сюжетных линий,лишь некоторыми композиционными решениями.Правда,утверждения исследователя не везде подкрепляются анализом художественного текста, а такой анализ вносит существенные коррективы в конечные выводы автора статьи.Анализ текста обнаруживает и наличие контактных отношений в произведениях Достоевского и Лескова. Такие отношения, на наш взгляд, не являются поверхностными и случайными. Они определены близостью этической позиции Лескова и Достоевского,на что справедливо указывается в критической литературе /См.80,5-6/.Как и Достоевский, в 60-е годы Лесков в поисках положительных тенденций жизни обращался к внутреннему миру человека. Этот мир представлялся ему сложным и противоречивым, а гуманистическая сущность концепции личности Лескова состояла в прославлении волевого начала человеческой натуры,способности человека противопоставить развращающему влиянию "среды" свою активную нравственную позицию.Обращение Лескова в повести "Островитяне" к этическим проблемам не объясняется лишь влиянием на него художественных поисков Достоевского,оно глубоко оправдано собственными поисками писателем нравственного смысла жизни.И.В.Столярова справедливо пишет:"В период ломки патриархального уклада, бурной капитализации России и предчувствий еще более глубоких и значительных социально-исторических перемен такие великие современники Лескова,как Л.Толстой и Достоевский,были озабочены процессом разрушения нравственных ценностей прошлого,воцарением в обществе духа меркантилизма,распадением самых естественных человеческих связей.Эеими явлениями были вызваны их тягостные размышления, о настоящем и тревога о будущем.Творческая эволюция Лескова имеет несомненные точки соприкосновения с исканиями этих писателей.Не приемля буржуазных отношений,он не разделяет идей революционного пересоздания русской жизни и, помышляя о будущем, возлагает главные надежды на духовное пробуждение и рост каждого человека" /80,4-5/.

К принципам сравнительного анализа мы обращаемся и во второй, и в четвертой главах настоящего исследования,поэтому можно считать их ведущими в методологических основах анализа.

В I главе диссертации рассматривается вопрос о мировоззрении Достоевского в период написания романа "Униженные и оскорбленные". П глава посвящена композиции романа и системе образов в нем;здесь выявляется авторская позиция, главная идея произведения.В Ш главе анализируется социально-нравственная драма Наташи Ихменевойрешается вопрос об особенностях психологизма в романе и типологических особенностях реализма в нем. В 1У главе рассматривается отношение Достоевского к сентиментальным и романтическим традициям и определяются черты переходности произведения.

В целом содержание исследования составляет анализ образной системы "Униженных и оскорбленных" выявление авторской позиции в романе, определение специфики и типологических особенностей реализма в произведении, являющемся переходным этапом в творческой эволюции Достоевского.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роман Ф.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные" (проблематика и особенности реализма)"

ВЫВОДЫ

1. Роман "Униженные и оскорбленные" является важнейшим этапом в творческой эволюции Достоевского. В нем нашли художественное воплощение идейно-нравственные поиски писателя конца 50-х -начала 60-х годов 19 века, времени "перевала русской истории".

2. К этому времени Достоевский возвратился в Петербург из сибирской ссылки. Мысль писателя была направлена на решение важнейших социальных и нравственных проблем русской жизни.Сложная эпоха дореформенного и пореформенного времени была источником многих политических иллюзий того времени, в том числе и социально-этической утопии Достоевского,исторические взгляды которого подкреплялись наблюдениями, сделанными на каторге.

3. Мировоззренческая концепция писателя содержала трезвую историческую правду в оценке многих общественных явлений,но была лишена почвы революционности. В поисках путей преобразования жизни Достоевский возлагал надежды на нравственное совершенствование человека, и этим его позиция кардинально отличалась от позиции революционеров-демократов. Своеобразный антропоцентризм -важнейший признак социально-этической концепции Достоевского.

4. Это определило обращение писателя в его творчестве к этическим проблемам,углубление в психологию человека,пристрастие к изображению немотивированных сторон душевной жизни персонажа. В человеке Достоевский искал возможности нравственного развития, которые ведут к спасению мира от капиталистического "разрушения". В романе "Униженные и оскорбленные" Достоевский проявил себя как "реалист в высшем смысле",умеющий сквозь призцу глубинных процессов человеческой психики отразить важнейшие проблемы современности.

5. Важное значение в романе имеет изображение социальнонравственной драмы Наташи Ихменевой. Она раскрывается в соответствии с концепцией личности Достоевского, с его представлением о национальном женском характере.

6. Характер конфликта определен представлением Достоевского о "двойственной" природе человека. Наташа - жертва разрушающей стихии-страсти, которой противостоит такое же естественное нравственное чувство, стихия "восстановления". Борьба противоположных побуждений натуры, в первую очередь, определяет нравственную драму героини.

7. Мысль Достоевского о том, что начало нравственное гораздо сильнее и "серьезнее" противоположного, легла в основу решения конфликта. В каждой психологической сцене с Наташей писатель стремится обнаружить незатихающее чувство виновности, которое терзает Наташу и приводит героиню к нравственному итогу.В изображении дисгармонии душевной жизни Наташи обнаружило себя дифференциальное свойство психологизма Достоевского, обусловленное его пониманием "широкости" натуры человека. Это свойство состоит в аналитическом исследовании внутренних метаний героя между двумя крайними возможностями и все большим нагнетанием напряженности внутренней борьбы, которая завершается победой или нравственного начала, или "темных" сил.

8. В романе "Униженные и оскорбленные" Достоевский впервые подходит к интерпретации темы страдания как высшего нравственного блага, свидетельствующего о неуспокоенности сердечной жизни человека и являющегося необходимым условием нравственного возрождения. Страдание мыслится автором и как важнейшее качество национального характера, его "христианской" сущности.В этом смысле Наташа для Достоевского - носительница народного начала.Такое понимание страдания не противоречит в художественном мире Достоевского его сочувственному изображению страданий униженных и оскорбленных, обусловленных социальными причинами. В творчестве писателя страдание и страдание четко разделены.

9. Страдание Наташи не имеет ничего общего с пассивным отношением к жизни. Ее отказ от личного счастья вынужден обстоятельствами и не является результатом сознательного решения. В этом оригинальность трактовки мотива отречения в романе.

10. Обращение к изображению немотивированных сторон душевной жизни человека /антропологизм/ явился источником романтических тенденций в произведении.

11. Романтическая стихия в изображении нравственной драмы Наташи проявилась в крайней интенсивности ее переживаний,в стремительности переходов от одного состояния к другому,в неожиданности внутренних решений и предельном драматизме сердечной жизни.

12. Оригинальный подход Достоевского к изображению национального женского характера не снимает вопроса о близости этических устремлений Достоевского и русских писателей 19 века,в частности, Тургенева, Пушкина. В критический момент жизни Наташа проявляет высокие нравственные начала: способность мужественно.4 встретить беду, остаться внутренне собранной в несчастьи, сохранить сердечную отзывчивость к "чужой жизни", несмотря на трагизм собственной судьбы. Осмысление этих качеств как проявления народной стихии в характере героини дает возможность говорить о пушкинских традициях в творчестве Достоевского в изображении национального женского характера.

14. Итог нравственной эволюции Наташи - ее возвращение в родительский дом,восстановление утерянных контактов с людьми.Естественным результатом торжества нравственного начала, по мнению Достоевского, должна быть широкая контактность человека с внешним миром.

15. Драма Наташи Ихменевой определена в романе не только внутренними причинами, но имеет глубокие социальные корни. Человек у Достоевского изображается не только в конфликте с самим собой, но и с внешним миром. Причиной драмы Наташи становится также князь Валковский, олицетворяющий в романе зло буржуазного миропорядка.

16. Наташа - жертва социального неравенства. В итоге она, как и остальные "положительные" герои Достоевского, сохраняет нравственную оппозицию злу, что не позволяет сделать пессимистический вывод относительно общего содержания жизни.

17. Анализ социально-этической драмы Наташи Ихменевой позволяет выяснить существенные стороны нравственной и этической позиции писателя, но на ее основании нельзя выявить общую идею произведения. Стремление ко всестороннему охвату жизненных явлений обусловило многогеройность романов Достоевского и "Униженных и оскорбленных", в частности. Поэтому лишь на уровне образной системы можно делать вывод об общей идее произведения.

18. В романе "Униженные и оскорбленные" две сюжетные линии, которые связаны между собой. Эта связь раскрывается в соответствии с принципом "от случайного к выявлению закономерного". В I части истории Наташи и Нелли как бы совершенно не зависят одна от другой. Во П части разрозненные события выстраиваются в две параллельные линии, между которыми обнаруживается объективная и субъективная связь. В Ш части эта связь оказывается более явной, а в 1У части все события сплетаются в единое целое. Достоевский показывает, что в общем сцеплении жизненных явлений важно каждое звено; в общей взаимосвязи судеб от позиции каждого зависит судьба всех. Беспринципность Николая Сергеевича Ихменева по отношению к князю обернулась бедой для всего семейства Ихменевых.Нежелание Нелли участвовать в разоблачении князя Валковского спасло его от законной ответственности. Зло остается ненаказанным, 1и в этом общем исходе повинны во многом сами "прекраснодушные" герои. Они сохраняют нравственную оппозицию злу. Но авторская идея не только в положительной оценке нравственной чистоты униженных и оскорбленных в мире жестоких социальных противоречий. Его идея - в осуждении этих же героев, оказавшихся неспособными н!казать зло. В призыве к активному сопротивлению злу состоит гуманистический пафос произведения. Отгороженный от общих проблем жизни тихий мирок Ихменевых не является идеалом писателя. Его идеалом станет личность, отзывающаяся не только на страдания ближних, но которую волнуют общечеловеческие, мировые проблемы. В чем конкретно должна состоять гражданская деятельность человека - этот вопрос не был окончательно решен Достоевским.Последующие произведения писателя - поиск такого решения.

19. Несмотря на то, что в смысловой и художественной значимости все фигуры произведения равновелики, в воплощении авторской идеи они выполняют различные функции, потому принципы изображения их характеров также различны.

20. На образе Алеши, Ивана Петровича, Наташи, Нелли Достоевский стремился показать не типическое, аобще-человеческое в структуре характера, поэтому можно говорить об общем принципе "ориентации на общечеловеческое" в изображении человека у Достоевского.

Есть в романе и герой нового типа - князь Валковский. Важном моментом в его характеристике является его идеологическая Позиция.

2. Общечеловеческое в характерах находится в сложных отношениях с социальным. Герои Достоевского живут и страдают в условиях конкретного социально-исторического бытия. Изображение социальной стороны жизни героев является необходимым компонентом изображение их душевной жизни.

23. Но художественная доминанта в произведении - не изображение внешнего окружения героев, а раскрытие их внутреннего мира.

24. В романе "Униженные и оскорбленные" Достоевский проявил себя как большой мастер психологического анализа, хотя психологизм в романе имеет черты переходности.

25. Проявились ярко такие свойства психологизма писателя, как аналитическое изображение душевной жизни персонажа,стремление изобразить подробности чувства; Достоевского интересует не результат процесса внутренней жизни, а сам процесс в его противоречивости и сложности.

26. Герой показан в борении противоположных побуждений, душевное состояние характеризуется спадами и подъемами внутреннего напряжения. Это движение можно назвать "движением по спирали".

27. Яркой индивидуальной чертой психологизма Достоевского в романе является изображение героя в моменты наивысшего душевного напряжения, в момент принятия "окончательного решения".При этом интенсивности внутренней жизни, как правило,соответствует адекватная форма ее внешнего обнаружения.

28. Характерна для психологизма Достоевского установка на "недоговоренность". В этом отличие психологической манеры Достоевского от объясняющей манеры Толстого.

29. Обнаружился в романе такой принцип изображения характера, как "раскрытие тайны". Особенно это характерно для образа Нелли в произведении.

30. Важным средством психологической характеристики героев можно считать в романе слово героя о самом себе. Оно еще не стало средством выражения идеологической позиции, как в полифоническом романе. Но слово героя уже структурно обособлено от авторского, в отличие от сентиментального психологизма, и несет большую нагрузку в изображении внутреннего мира персонажа.

31. В психологической манере Достоевского обнаруживаются связи с традициями сентиментализма и романтизма; осмысленные писателем с собственных позиций, они прочно вошли в арсенал его художественных завоеваний.

32. На уровне создания характера, системы образов, психологического анализа обнаруживаются черты переходности романа "Униженные и оскорбленные".

33. В целом произведение отразило важнейшие социально-этические устремления писателя, согрето живым чувством боли за человека и вполне оправдывает утверждение Н.М.Достоевского:В нем "вся его душа, вся его жизнь видна, как на ладони" /27, 387/.

 

Список научной литературыСеменищенкова, Лариса Леонидовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Изд-во политической литературы, 1969. - с.158-185.

2. Ленин В.И. Государство и революция. Полное собрание сочинений, т.33. - с.1-120.

3. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Полное собрание сочинений, т.17. - с.429-438.

4. Ленин В.И. "Крестьянская реформа" и пролетарски-крестьянскаяреволюция. Полное собрание сочинений, т.20. - с.171-180.

5. Ленин В.И. Л.Толстой. Полное собрание сочинений, т.20. -с.19-24.

6. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. Полное собрание сочинений, т.20. - с.100-104.

7. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полное собрание сочинений, т.17. - с.415-426.

8. Ленин В.И. О "Вехах". Полное собрание сочинений,т.19. -с.167-175.

9. Ленин В.И. Письмо А.М.Горькому. Ноябрь, 1913 г. В кн.:

10. Ленин о литературе. М.:ГМХЛ, 1957. с.91-93.

11. Ю.Ленин В.И. Социализм и религия. Полное собрание сочинений, т.12. - с.142-147.

12. П.Бабович М. Судьба добра и красоты в свете гуманизма Достоевского. В сб.:Достоевский. Материалы и исследованиям Л. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974. - с.100-107.

13. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.:Худож.литра, 1972.- 465 с.

14. Велик А.П. Художественные образы Ф.М.Достоевского. М.:1. Наука, 1974. 223 с.

15. Богаевская К.П. Н.С.Лесков о Достоевском /1880-е годы/. -В кн.:Литературное наследство,т.86. М.:Наука,1973.с.606-620.

16. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы. -Л.:Сов.писатель. Ленинградское отделение, 1967. 395 с.

17. Бурсов Б. Личность Достоевского. Л.:Сов.писатель.Ленинградское отделение, 1974. - 670 с.

18. Виноградов В.В. К морфологии натурального стиля. Опыт лингвистического анализа петербургской поэмы "Двойник". В кн.: Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М.:Наука, 1976. - с.101-140.

19. Гаджиев А.А. Романтизм и реализм. Баку: Изд-во "Элм",1972. 340 с.

20. Гачев Г.Д. Космос Достоевского. В кн.'.Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск: Мордовский госуд. ун-т им.Н.Л.Огарева, 1973. - с. II0-I24.

21. Гинзбург Л. 0 психологической прозе. Л.:Сов.писатель, 1971. - 463 с.

22. Гражис П.И. Романтические тенденции в русской литературе 60-80-х годов XIX века. В кн.:русский романтизм /под ред. Н.А.Гуляева/. - М.:Высшая школа, 1974. - с.286-305.

23. Григорьев А.А. Материалы для биографии. Под ред.В.Княжнина. Пг., 1917. - 412с.

24. ГУревич A.M. 0 типологических особенностях русского романтизма. В сб.: К истории русского романтизма. М.:Наука,1973. с.505-525.

25. Гус М. Дцеи и образы Ф.М.Достоевского. М.:Худож.лит-ра,1971. 583 с.

26. Добролюбов Н.А. Забитые люди. В кн.: Н.А. Добролюбов. Избраннде статьи. М.: Сов.Россия, 1978. - с.299-352.

27. Долинина Н. Предисловие к Достоевскому. Л.:Детская литература, 1980. - 254 с.

28. Достоевский Н.М. Письмо А.М.Достоевскому от 18 ноября 1862 г. В кн.: Литературное наследство, т.86. М.:Наука, 1973. - с.386 - 387.

29. Достоевский Ф.М. Письма,т.I. М. - Л.:Госиздат,'1928. -592 с.

30. Достоевский Ф.М. Письма, т.2. М. - Л.: Госиздат, 1930. -619 с.

31. Достоевский Ф.М. "Дневник писателя" за 1873 год. Полное собрание сочинений в 30 томах,т.21. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1980. - с.5-273.

32. Достосвский Ф.М. "Дневник писателя" за 1876 год. Полное собрание сочинений в 30 томах,т.22. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1981. - с.5-167.

33. Достоевский Ф.М. Фрагменты "Дневника писателя". Неизвестные страницы Достоевского. Публикация И.Л.Волгина. В кн.: Литературное наследство, т.86. М.: Наука, 1973. - с.59-81.

34. Достоевский Ф.М. Черновой набросок к роману "Униженные и оскорбленные". В кн.: Литературное наследство, т.86. М.: Наука, 1973. - с.П-15.

35. Достоевский Ф.М. Речь о Пушкине. Собрание сочинений в десяти томах,т.10. М.: ГИХЛ, 1958. - с.442-459.

36. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные. Полное собрание сочинений в 30 томах, т.З. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972. с.169-442.

37. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома. Полное собрание сочинений в 30 томах,т.4. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972. - с.5-232.

38. Достоевский Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях. -Полное собрание сочинений в 30 томах,т.5. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1973. с.46-98.

39. Достоевский Ф.М. Идиот. Полное собрание сочинений в 30 томах, т.8. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1973. -510 с.

40. Достоевский Ф.Ы. Братья Карамазовы. Полное собрание сочинений в 30 томах, т.14. Л.:Наука. Ленинградское отделение, 1976. - 508 с.

41. Достоевский Ф.М. Объявление о подписке на журнал "Время" на 1861 год. Полное собрание сочинений в 30 томах,т.18. Л.:Наука, Ленинградское отделении, 1978. - с.35-40.

42. Достоевский Ф.М. Ряд статей о русской литературе. Полное собрание сочинений в 30 томах,т.18. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. - с.41-103.

43. Евнин Ф.И. Реализм Достоевского. В сб.-.Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969. - с.408-454.

44. Ермилов В. Ш.М.Достоевский. М.:ГИХЛ, 1956. - 280 с.

45. Иванов А.Ф. Общечеловеческое и типическое в творчестве Ш.М.Достоевского. /Проблема их внутренних связей в художественных образах писателя/. Автореферат дис. на соиск. уч.степ.канд.филол.наук. М.: 1973. - 24с.

46. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М.: Наука, 1970. - 286 с.

47. Иезуитов А.Н. Проблема психологизма в эстетике и литературе. В кн.: Проблема психологизма в советской литературе. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1970. - с.39-57.

48. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. В кн.: Бусская сентиментальная повесть. М.:Изд-во Московского ун-та, 1979. - с.94-106.

49. Кирпотин В.Я. Достоевский в 60-е годы. М.: Худож.лит-ра, 1966. - 559 с.

50. Кирпотин В.Я. Достоевский. Записки из Мертвого дома. В кн.:В.Я.Кирпотин. Избранные работы в 3-х томах,т.2. М.: Худож.лит-ра, 1978. - с.261-324.

51. Кирпотин В.Я.Достоевский-художник. В кн.: В. Я.Кирпотин.

52. Избранные работы в 3-х томах,т.3. М.: Худож.лит-ра, 1978. с.437-741.

53. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе /1920-е годы/. Л.:Наука. Ленинградское отделение, 1980. - 112 с.

54. Кудрявцев Ю.Г. Бунт или религия. (0 мировоззрении Ф.М.Достоевского). М.: 1969. - 171 с.

55. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. - 340 с.

56. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. М.: Детская литература, 1979. - 205 с.

57. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. -Тула: Приокское книжное издательство, 1972. 326 с.

58. Курляндская Г.Б. Тургенев и Пушкин. В сб.:Тургенев и русские писатели. Пятый межвузовский тургеневский сборник.

59. Научные труды,т.50 /143/. Курск: 1975. с.3-43.

60. Курляндская Г.Б. Проблема человека в "Соборянах". В сб.: Творчество Н.С.Лескова. Курский госпединститут, Научные труды,т.76 /179/. Курск. - с.11-31.

61. Лесков Н.С. Островитяне. Собрание сочинений в II томах, т.З. М.:ГИХЛ, 1957. - с.5-192.

62. Лихачев Д.С. "Небрежение словом"у Достоевского. В сб.: Достоевский. Материалы и исследования,т.2. Л.:Наука.Ленинградское отделение, 1976. - с.30-41.

63. Манн Ю.В. Путь к открытию характера. В сб.:Достоевский -художник и мыслитель. М.: Худож.лит-ра, 1972. - с.284-311.

64. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Часть вторая. Творчество Л.Толстого и Достоевского. ПСС,т.Х. М.Типография т-ва И.Д.Сытина, 1914. - с.5-176.

65. Михайловский Н.К. Жестокий талант. В кн.: Ф.М.Достоевский в русской критике. М.: ГИХЛ, 1956. - с.306-385.

66. Морозова Т.Г. В.Г.Короленко критик Достоевского. - В кн.: Литературное наследство,т.86. М.:Наука,1973. с.621-656.

67. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Изд-во Казанского университета, 1970. -212с.

68. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М.Достоевского. Новосибирск: Наука. Счбтлрское отделение, 198I. - 144 с.

69. Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман, Кишинев: Штиинца, 198I. - 158 с.

70. Пинаев М.Т. Направления,течения и школы в русской литературе 60 70-х годов XIX века. - В сб.Современная советскаяисторико-литературная наука. Л.: Наука.Ленинградское отделение, 1975. с.237-271.

71. Подпубная Р.Н. Художественная структура "Преступления и наказания" и тип романа Ф.М.Достоевского. Автореферат дис.насоиск.уч.степ.канд.филол.наук. Харьков: 1971. 18 с.

72. Пруцков Н.И. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы. Л.:Наука, 1974. - 202 с.

73. Пруцков Н.И. Русская литература XIX века и революционная Россия. М.: Просвещение, 1979. - 250 с.

74. Пульхритудова Е.М. Достоевский и Лесков. В сб.:Достоевский и русские, писатели. М.: Со в. писатель, 1971. - с. 87-138.

75. Пустовойт П. Предисловие к роману "Униженные и оскорбленные".- В кн.: Ф.М.Достоевский. Униженные и оскорбленные. М.Детская литература, 1974. с.3-16.

76. Реизов Б. Г. 0 западном влиянии в творчестве Достоевского /некоторые западные источники романа "Униженные и оскорбленные"/.- Ростов-на-Дону: Известия Северо-Кавказского госуд.ун-та, т.I /XI/, 1927. с.95-104.

77. Реизов Б.Г. "Униженные и оскорбленные" Ф.М.Достоевского и проблемы зарубежной литературы. Нурнал "Русская литература",№ 2, 1972. - с.62-76.

78. Розенблюм Л.М. предисловие к роману "Униженные и оскорбленные". В кн.:Ф.М.Достоевский. Униженные и оскорбленные: Пензенское кн. изд-во, 1956. - с.3-22.

79. Свительский В.А. Композиция как одно из средств выражения авторской оценки в произведениях Достоевского. В сб.Достоевский. Материалы и исследования, т.2. Л.:Наука.Ленинградское отделение., 1976. - с.11-18.

80. Селезнев Ю. В мире Достоевского. М.-.Современник, 1980. -367 с.

81. Семенов-Тян-Шанский П.П. Из "Мемуаров". В кн.:Достоевский в воспоминаниях современников,т.I. - М.:Худож.лит-ра, 1964. - с.201-221.

82. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. М.: Сов.писатель, 1979. - 350 с.

83. Столярова И.В. В поисках идеала ./Творчество Н.С.Лескова/.- Л.:изд-во Ленинградского ун-та,1978. 230 с.

84. Страхов И.В. Л.Н.Толстой как психолог. Саратов: 1947. -316 с.

85. Оучков Б.Л. Великий русский писатель. В сб.:Достоевский -художник и мыслитель. М.:Худож.лит-ра, 1972. - с.7-25.

86. Троцкий В.Ю. Романтизм в русской литературе 30-х годов XIX века. Проза. В кн.: История романтизма в русской литературе, т. 2. М.: Наука, 1979. - с.108-172.

87. Туниманов В.А. Чернышевский и Достоевский. В кн.: Н.Г.Чернышевский. Эстетика. Литература. Критика. Л.:Наука,1979. -с.169-208.

88. Туниманов В.А. Творчество Достоевсиого. 1854-1862. Л.:На-ука. Ленинградское отделение, 1980. - 293 с.

89. Тургенев И.С. Дворянское гнездо. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах,т.7. М. - Л.: Наука, 1964. - с.123-294.

90. Тюхова S.B. Тема "Достоевский и Лесков" в современном советском литературоведении. Итоги и задачи ее изучения. В сб.: Творчество Н.С.Лескова. Курский госпединститут. Научные труды,т.76 /169/. Курск: 1977. с.106-119.

91. Фохт У.Р. Типологические разновидности русского реализма. /К методике изучения вопроса/. В сб.:Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука,1969. с.39-80.

92. Фридлендер Г.Н. Реализм Достоевского. ;-Л.:Наука, 1964.- 404 с.

93. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. гл.:) Худож.лит-ра, 1979. - 418 с.

94. Храпченко М.Б. Художественное творчество,действительность, человек. М.:Сов.писатель,1976. - 360 с.

95. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М.: Худож.лит-ра,1978. 575 с.

96. Черепнин Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М.: Мысль,1968. - с.145-182.

97. Чернышевский Н.Г. "Время",журнал политический и литературный, № I. В кн.; Н.Г.Чернышевский . ПСС в 10 томах,т.8. С.-Петербург: типография Ц.Крайза,1906. - с.60-66.

98. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н.Толстого. В кн.:Н.Г.Чернышевский. Собр.соч. в 5 томах,т.3. М.: Правда,1974, - с.332 - 346.

99. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М.:Наука,1967. - 301 с.

100. Чичерин А.В. Ранние предшественники Достоевского. В сб.: Достоевский и русский писатели. М.: Сов.писатель,1971.с.355-374.

101. Чичерин А.В. Достоевский Искусство прозы. - В сб.Достоевский - художник и мыслитель. М.: Худож.лит-ра,1972. -с.260-283.

102. Шаликов П.И. Темная роща, или Памятник нежности. В кн.: Г^сская сентиментальная повесть. М.: Изд-во Московского унта, 1979. - с.190-202.

103. Шаталов С.Е. Время метод - характер. - М.: Просвещение, 1976. - 158 с.

104. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М.: Наука,1979. 312 с.

105. Денников Г.К. Художественное мышление Ф.М.Достоевского. -Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство,1978.169 с.

106. Эльсберг Я.Е. Наследие Достоевского и пути человечества к социализму. В сб.:Достоевский - художник и мыслитель . М.: Худож.лит-ра,1972. - с.27-96.

107. Этов В.И. Достоевский. М.: Просвещение,1968. - 380 с.

108. Этов В.И. 0 художественном своеобразии социально-философского романа Достоевского. В сб.: Достоевский - художник и мыслитель. М.: Худож.лит-ра,1972. - с.312-343.