автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Логико-гносеологический анализ здравого смысла в военно-научном познании

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Гайдулин, Александр Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Логико-гносеологический анализ здравого смысла в военно-научном познании'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Логико-гносеологический анализ здравого смысла в военно-научном познании"



и

Уи^'1

. « "Ч

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

вооруженных сил

на правах рукописи ГАЯДУЛИН Александр Александрович • •

ЛОГШЮ-ГЮСЕОЛОЖЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗДРАВОГО СШИЛА В ВОЕНйО- ЕАУЧНОМ ПОЗНАНИИ.

Специальность 09.00. 01 -Диалектика и теорий познания '

Автореферат диссертации на сомкание ученой степени кандидата философских наук

МоскЕа - 1994

Работа выполнена на кафедре философии и-'религиоведения Гуманитарной академии Вооруженных Сил.

Научный руководитель - кандидат философских каук,

■ доцент СКЛЕНКО'НА;. Официальные оппоненты:' доктор философских каук, • / ' профессор ТИХОНОВ М. И.

• 'кандидат философских наук

; ':./:■ доцент УСиВ ЕЕ

Ведуаря организация - Еоенно-Еоздушкая- инженерная

■ академий им. ЕЕ. Жуковского.' \

'Задита состоится " " 1994 г. в_часов

на заседании диссертационного совета по философским наукам С Д-105.01. 02) при . Гуманитарной академии Вооруженных Сил (103107, г..Москва, К-107, ЕСэдовга ул., 17); '

С диссертацией можно ознакомиться в. библиотеке академии.

Автореферат разослан " " 1994 года.1

ученый секретарь' диссертационного совета кандидат Философских наук БУЗУ* Г. Л.

- а -

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Б данной диссертации исследуется логико-гносеологический аспект здравого смысла.

Актуальность теми . исследования продиктована • рядом обстоятельств.

Переживаемый сегодня этап развития природы и общества свидетельствует о том, что современны.! мир, становясь все более открытым,. одновременно превращается в нестабильную систему, где жесткая детерминация уступает место вероятностной самоорганизации. Жизнь человека в этих условиях настойчиво требует простых и.ясных смыслоопределений. •

В ответ на вызов времени формируется новый, посткекдасси-ческий тип рациональности, для которого принципиальны не только объект и средства, но и общественно-личная-значимость познания. Тем не менее, данный факт оказывается еще недостаточно осознанным на уровне обыденного сознания, где наука по-прежнему считается безразличной к смыслу человеческого бьггия. '

В обстановке различных кризйсов в современном обществе все чацэ -звучит настойчивый призыв к здравому смыслу. Однако, само понятие здравого смысла остается неопределенным. '5асто используемое как. метафора, оно содер.тат самые прбизвольные значения и смыслы.

В этой связи возникает необходимость выявления объективных оснований и характера соотношения здравомыслия и _ научного мышления; категориального определения здравого смысла.

Проблема обостряется тем, что 2 современной отечественной эпистемологии сложилась ситуация противопоставления крайних точек Зрения, на сущность, природу и познавательный потенциал здравомыслия. С одной стороны-здравый сдал объявляется "ведущим гума. нистическим понятием'», "базисным уровнем" теории и практики, а с другой стороны резко осуждается "экспансия" обыденного здравого смысла в сферу теоретического познания. "

Несмотря на принципиальную неразрегаенноеть вопроса о п^го-мерности, включения 'здравого Смысла в понятийную структуру науки, , он активно рйботает ка1? узко специальный термин в различных конкретно-научных дисциплинах (психолингвистика, деоитшса, соииоллгня. псиуология), .не получив при этом метатеоретического обоснозашя.

Это свидетельствует о том, что операционалиЕащя данного понятия значительно опережает его категоризацию. Тем но менее данный факт не нашел должной оценки в логико-гносеологических исследованиях ¡'¿¡к противников, так и сторонников научно-познавательного потенциала'здравомыслия.

Недостаточная изученность познавательных возможностей здравого смысла существенно сдерживает его применение в военно-научном познании. Данная проблема особенно актуальна для решения информационно-семантических задач в области военного управления, где частые апелляции к интуиции и нерефлексированному здравом/ смыслу требуют рационального обоснования. • • V

Для самой военной науки, имеющей специфическую,, многодиещю-линарную структуру, /все более встает проблема междисциплинарного общения, находящаяся в плоскости взаимодействия естественного и искусственного языков. Ключ к решению этой задачи может дать изучение познавательных возможностей здравого смысла, которое традиционно организуется на стыке логики и лингвистики. .■'■•',-., - ;

Необходимость исследования данной теш подтверждается анализом степени разработанности проблемы. . . 1

Проблему взаимодействия здравого смысла и военной науки рассматривали Г.Ллойд, Наполеон/ Леваль, Г.А.Леер, Дж.Фуллер. Однако, в ' современной литературе военно-научный аспект здравого смысла оказался практически неразработанным.,

Следуя принципу объективности, необходимо заметить, ода в таких военно-философских работах; как диссертационные исследова- .-ния проблем: знаков и знаковых систем в военной теории и практике, осуществленной Ф. Е. Савченко"(1972); истины в морали -В. Г. Бондаренко- (197'/'); - языка ; военной науки - а И..Безлёпкиным (1985); ;, логико-методологических аспектов взаимосвязи мышления и языка - КС. 3. Кузнецовой (1990); ценностных ориентации в военном познании и деятельности - Е А-Чэсноковш (1990) нашли отражение некоторые социокультурные факторы, максимально близкие объектной области настоящего диссер^адиряного. исследования. ■ -V : В последние годы в отечественной философии и науке познава-¿«•льиие' воэшжности здравомысли.. вызывают повышенный : интерес у представителей раэл"чных отраслей знания. В.прямой постановке проблема здравого смызла исследовалась ,на . уровне философских

- 5 - .

диссертаций: Ja Е. Милютиным (1975 г.), а Г. Шадурским (1986 г.), В. Ь. Минаковым (1988 г.) и А.С. Зардумяном (1989 г.). . В первых трех работах больше внимания уделялось исследованию характера отношения здравомыслия к обыденному мышлению, религиозному, сознанию, практической (управленческой) деятельности и меньше гносеологическим аспектам здравого смысла в научном познании.' В диссертационном исследовании Л. С.'Вардумяна здравый смысл впервые рассматривается в качестве.' ценностной ориентации в . системе обоснования философского знания. Однако,- в данной работе остались не раскрытыми принципиальные для логико-гносеологического анатаза место и роль предмета исследования в процессе достижения объективной . истины. : " ' \ ' !

Многие публикации по проблеме здравого смысла носят полемический характер и поэтому принципиальное' разведение подходов к рассматриваемой проблеме происходит по линии признания или непризнания возможности здравого смысла в научном познании:

- Принципиально позитивно оценивают взаимосвязь, пауки и здравого. смысла: М.iAАбрашнев, Г.Г.Андреев,- А.,И.Бурдина, А.С.Варду-мян, А. . Вечёр-Щербович, З. Ф. Володин, ЕД Воронина, Р. И. Иванова, Д. Кемнбеля, В. ¡á Крамаренко, В. Е. Никитин, А. И. Ракитов, А. Л. Сима-нов, Е. К Стариков и другие. Данная позиция приобретает все большее число сторонников в последние годы.' ....

- Негативно оценивают научно-познавательный потенциал здра-' вого смысла:- . Е С. Автономсва, ' Б. Э. Быховс-кий, Г. Е Волков, Б. Я. ЗамброБский, Е.-И. Кукуккина, R А. Лекторский, Ю. Е.ьбшотик,"-А. А. Налчаджш, i Т. И. Ойзерман, Б. Я. Дукшанский й некоторые другие. Личная -авторитетность представителей дачного подхода в известной степени предопределила господство негативной оценки познавательного потенциала здравого смысла в отечественной философии и науке.-

■■ В современной западной философии и науке проблема здравого' смысла рассматривается преимущественно' в аспекте . практического, применения здравомыслия в ' научном'познании и не выходит за рамки эмпирического обобщения. . Поэтому исследования заруСеаных авторов рлассифщиоупгся по иному, предметному основанию и могут быть

сгруппированы по следующим напр&злеыгяи:1 _____---- ■ - / .. .

^Проанализированы районы, которые изданы с 1985 года

историко-философские работы'но проблема здравого смысла;1

- исследования в области философии ' науки, раскрывающие 1 эпистемологическую ценность; здравого смысла;8

- социологические исследования здравого смысла как общественного явления, его аксиологического потенциала,, а такгяе работы по проблеме соотношения здравого смыса-и научной социологии;9 '<

ч . - исследования в области когнитивной психологии? а также в рамках специальных концепций "психологии здравого смысла": Р. Ауди (R. Audi), Р.Богдан (R. J. Bogdan), Дж. Смедслунд .(J. Smedslund) ' и 'функционализма здравого смысла":, Ф.Дз^ксон (F. Jackson) и Ф. Пет-

тит (Ph. Pettit). • ■ •

- - политологические и культурологические исследования 'роли з,правого смысла в общественной истории;Б

- познавательный потенциал здравого смысла находит свое отражение в разработках по-проблеме искусственного интеллекта и в психолингвистике.6 -

Таким образом, . современное состояние проблемы здравого смысла характери&уется отсутствием наиболее общих теоретических подходов к ее разрешению, которые'бы.учитывали как новые культурно-исторические реалии, так и возрастающий опыт функционирования принципов, здравомыслия в современной науке. : •

: Б связи с этим выбор теш данного исследования продиктован необходимостью критически переосмыслить противоположные отечест-

1.Cm. работы в писке литературы ХБёхрингера (Н.Bohringer), П. Борселлино (Р: Börse Iii по), П.Вуда (P.D. Wood). Дж. Дали (J. -Р. Dapuy), С. Кракберга (S. Kracberg), Е. Лобковича (Е.Lobkowicz), Е.Шддена (£.X.Madden), И.Ыанкс& (J.W.Manns), Г. Ларимбеллк (а Раг i иЬе Ш), Р. Та<?сони (R. Tasson 1),К. Уоллеса

. (К. ValJace), Р.Чилшома (R.М. Chisholm). *

2.См. рабоуы М.билэцки (№ W.Bieiecki), ДхБилмеза (j.Bilmes), Е. Гродзински (Е. Grodzinski), Р. Джогефчука (G. Jozef czuk), К. Кэш-бе лла (К.Campbell), XЛюббе (Н.Lübbe), Р.шллера (R.Miller), JL Номпн (L. Ропра), Д. Рагхунандана (D. Raghunandan), II Тиббеттса (Р. Tibbetts), Б. Узйвелла (В. а Wavell). X Филипса (Н. Phillpse), Я. Житкова (J.M.Zytkor).' "

3. См. райоты Ы.Биллинга (M.BiMing), Дж. Катца (J. Katz); У. Феча (V. Fach), А..йзнгсона (A.Hongson) : Б. Грузалски (В.Gruzalski)',

.' М.Чтата (М.Sloto); ■ . У..£енгстона (W.F Bengston), Дж.МЭтизена (J. А. Mathisen), ДхХзззарда (J. W. Hazzard). . . '

А. См. работы Т.-«(арулрвского (Т. Maruszewsku.'L Ууквея (Chr. Hookway),

5. См. работы Б. Ловеитгейна (В. Loewenstf in); X Уэнсиллы (Mansilla ,

Н. С. F.), Шлегеля (R. D. Speeele).

6.См. работы ИБилецки (К W,BieleekO.H. Ы.Житкова (J. м. Zytkow),

Т.Хслоеки (Т.Holovfka). ' *

венные традиции эпистемологической оценка здравого смысла л рассмотреть оба подхода, в более широком /социокультурном контексте, так как. в рамках. теории познания-не сформировались предпосылки для "снятия" ¡я противоречия. Ожидается, что метатеорети-ческие основания логико-гносеологического анализа исследуемсл проблемы могут выступить .-в'качестве необходимых условий обобщения накопленного .на Западе опыта, оперирования понятием здравого смысла в различных научных-дисциплинах.

Поэтому представляется ' целесообразным избрать ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ - здравый смысл как внутренний и внешний социокультурный фактор военко-научного познания, а ПРЕДМЕТОМ - логико-гносеологический аспект социокультурного воздействия здравого смысла на процесс военно-научного познания.

Объект и предмет исследования предопределили цель и задачи диссертации. . -

Исследование имеет целью определить место здравого смысла в. системе субъект-объектных отношений военно-научкого п-знания и его роль в получении объективно 'сткнного военно-научного знания.

Целевая установка потребовала решения следующих исследова-. тельских задач:

1. Определить сущность и логико-гносеолог.ическую структуру предмета исследования,' уточнить категориальный статус понятия здравого смысла. : • •

2. Екяекть культурно-историческую обусловленность здравого смысла в военной науке, . объективные основания негативных и позитивных оценок его познавательных возможностей. "

3. Исследовать механизм культурно-мировоззренческого воздействия здравого смысла на процесс военно-научного познания. '

4. Установить функциональную роль здравого смысла б качестве внутреннего фактора военно-научного" познания.

5. Спрогнозировать возможные направления реализации познавательного потенциала -здравого смысла б военной науке.

Реализация поставленных цели и задай строилась на следующей теоретической и менодологиче." кой базе.

Основу, диссертации составили работы-отечественных философов, рассматривающих логи Гносеологическую проблематику в социокультурном ■ контексте: К Т. Алексеева, , £. И. Андроса, • Б. С. Библора.

К й Борисова, А. Я. Гуревича, И. Т. Касавина, К А. Коршунова, Е М. Ро-зина,. К И. Свинцова, Е С. Степина, Е Г. Федотовой, Е П Филатова, Э. Г, Юдина и других. •

На формирование излагаемой концепции диссертации большое Елияние оказал опыт применения социокультурного подхода к гносеологическому анализу военно-научного познания, нашедший отражение в работах А. А.Балаховског.о, ЕЕ Воронцова, Е Е Дибижева, Л. Г. Ив-лева, А. А. Какорина, С. Е КЛяги'на, С. И. Крупнова, Б. Е Малькова, • М.И.Нужи, Е А. Силенко и других военных философов. ; К идее рассмотрения познавательных возможностей здравомыслия через диалектику естественного и искусственных языков привела фи-лософско-лингвистическая традиция отечественной эпистемологии, берущая свое начало/в творчестве А. А. Потебни, Е А. Флоренского и получившая дальнейшее развитие в работах М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Г. Л. Тульчинского, Р. И. Павилёниса, С. С. Гусева, Э. В. Соколова, , Ю. М. Лотмана и других отечественных ученых, посвятивших свои работы проблемам философии языка.

Эмпирическую базу исследования проблемы составили результаты контент-анализа понятия здравого смысла в контексте естественных языков й итоги экспертного опроса военных ученых по проблеме соотношения научного мышления и здравомыслия, а также личные наблюдения автора за коммуникативными процессами при выполнении конкретных научно-исследовательских работ.

На основе теоретико-методологической и эмпирической базы был разработан основной замысел концепции диссертации. Суть его заключается в том, что здравый смысл как элемент культуры выполняет ; конструктивную роль в военно-научно'м познании. Возможность внешнего системообразующего, воздействия здравого смысла . на процесс Еоенно-научного познания определяется тем, что военная наука выступает в качестве подсистемы культуры (субкультуры) и подчиняется ее наиболее общим закономерностям и принципам. Тот факт, что данными принципами руководствуется не абстрактный субъект, а реальный "человек культуры",: позволяет рассматривать здравый смысл ' в.качестве внутреннего фактора военно-научного познания. ^'•/''••'Своеобразие' гносеологического потенциала здравого смысла определяется тем, что его природу составляет естественный язык как 'базисный уровень культуры/Поэтому он реализуется через диалекти-

ку обобщения и общения. Обобщение смыслов осуществляется через установку познания на идеал непротиворечивого единства противоположностей. Необходимость преодоления сшсловых противоречий реализуется посредством диалоговой формы общения носителей различных ценностей и смыслов. В результате инновационные личные смыслы, обобщенные на основе естественного языка общения, включаются в знаково-понятийную структуру искусственного языка военной науки и способствуют поступательному развитию военно-научного познания.

Логика реализации замысла исследования предопределила СТРУК-. ТУРУ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

'Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации 13? страниц машинописного текста (с приложениями и списком -литературы 213 страниц). .

Во введении обосновывается актуальность исследования; характеризуется степень разработанности проблемы; определяется объект, предмет, цель, задачи; раскрываются теоретические и методологические основы, эмпирическая база; формулируются замысел концепции диссертации, положения, выносимые на защиту.

Первач глава - "Понятие здравого смысла, его сущность и структура" состоит из двух параграфов. Шсвящэна ока обоснованию и доказательству основных концептуальных положений диссертации.

• В первом параграфе - "Структура, категориальный статус и логико-гносеологические особенности здравого смысла в научном познании" - выявлены соотношение истины, ценности и смысла как. основных структурных.элементов здравого смысла; характер его влияния на формирование объективно-истинного знания; определены сущностные характеристики предмета исследования; уточнен категориальный статус понятия здравого смысла.

Во втором параграфе - "Культурно-историческая обусловленность здравого смысла в военко-научном познании" ' - определены 'основные этапы становления и развития здравого смысла как категории культуры, его философских, пониманий и характер объективного соотношения здравомыслия и военно-теоретического мышления в исто-■ рии военной науки и практики. Зго дазо. возможность установить необходимость здравого смысла' в' качестве нормативного ориентира и операционного -средства военно-научного познания в рамках' формиру-

- 10 -. .

гааегося постнекяассического типа' • рациональности,'. а такие дать объективно-историческое объяснение негативным оценкам его познавательных возможностей.-

Вторая глава - "Особенности проявления 'и функционирования здравого смысла в -военно-научном познании" включает в себя три параграфа. Главное предназначение гантой главы выявить характер как. внешнего, так и внутреннего социокультурного воздействия здравого сшила на процесс военно-научного познания, . определить его логико-гносеологические последствия,спрогнозировать возможные направления реализации познавательного потенциала предмета исследования. • ' ■ '

В первом параграфе - . .'.'Культурно-мировоззренческое воздействие здравого смысла на субъект-военно-научного.познания"-' определены объективное содержание и механизм формирования нормативного аспекта здравого смысла з воеяко-научкоы познании, основные принципы здравого смысла в военной науке и раскрывается со-' держание здравомыслия как характеристики субъекта военно-научного познания. . ' :

Бо втором, параграфе - "функциональная роль' здравого смысла как внутреннего фактора военно-.научного познания" - определены основные рефлексивные к. нерефлексивные зкутринаучные функции здравого смысла! что позволило выяснить механизм реализации операционных возможностей здравого-смысла в военно-научном познании.

В третьем параграфе -/ "Основные направления реализаций поз1 навателького потенциала здравого сшсла в военной-науке" " .определены перспективные направления. проблемно-целевых исследований на . основе нормативно-методологических и операционно-методических возможностей здравого смысла. .„..-',.

В заключении подведены основные итоги обоснования и доказательства- положений, выносимых/на зрвдту; определены новизна,' теоретическая и практическая значимость исследования,.-' основные, направления дальнейшей разработки 'проблема здравого сшсла. - . . '-'

. Г. НАУЧНАЯ' 'КОВИЭНД 'Л ОЕОСНОВАКИЕ Ю1М, БЫКОСИ.ИХ НА ЗАЩИТУ

... ■ Яаучная новизна' исследования обусловлена »{¿к самой"постановим 'генгГплосертации. ' таг1 к-основными-итогами ее разработки. Ре-. зулькУгь: .¡аяной работы, ' которые являются' в научном плане откоси-..-

- 11 -

тельно новыми, состоят в следующем:

1. Предложен один из возможных вариантов метатеоретического (социокультурного) обоснования логико-гносеологического акали-' за, аргументации концептуальных -положений ча основе культур,- < ко-исторических, лингвистических и социологических данных. Эт~■ . дало объективные основания выступить с предложением о повышении категориального статуса здравого смысла с традиционно декларируемого уровня понятия обыденного сознания до уровня категории культуры. . • '

2. Использован специальный понятийно-категориальный аппарат. Логика исследования потребовала уто"нения содержания и логической взаимосвязи таких понятий как ИСТИНА, ЦЕННОСТЬ, ЦЬЮЛЬ, СМЫСЛ. На базе этих категорий было произведено концептуальное обосновайие понятий "ЗДРАВАЯ МЫСЛЬ" и "ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ", понятийно определены ЛИЧНЫЙ СМЫСЛ и ОБЩИЙ СМЫСЛ. • ч

3. Выявлены основные тенденции в понимании сущности здравого смысла в истории культуры и науки. Анализ объективных л . субъективных актуализаций личного или общего смыслов как сущнистных параметров предмета исследования позволил объяснить противоположные оценки роли и места здравого смысла в военно-научном, познании.

4. Сформулированы основные методологические принципы здравого смысла: онтологизации истины,, разумной целесообразности, соразмерности общих и личных смыслов, а.такяэ»методические принципы военно-научного познания: симметрии рационального и нравственного обоснования, реальности замыслов и результатов, простоты объяснения. Раскрыто сод&ржание здравомыслия в качестве характеристики субъекта военного поьнания и деятельности как в плоскости субъек-тобъектных, так и в плоскости субъект-метасубъекгных (обществен-' них) отношений. Шдвинуты перспективные _ направления реализации ' нормативно-методологического и операциокно-методического потенци-1 алов здравомыслия в. ьоеннс-научном познании.' * ;''•'..:

В диссертации обосновываются следующие положения, вьносише на защиту: '

- 121. Сущность здравого смысла составляет диалектическая мера общих и личных смыслов, которая проявляется во взаимодействии истинностной и ценностной сторон дознания. Основными структурными элементами ¿¡правого смысла являются: об'ьекТивная истина, личная и обц&я ценности. Еенностная сторона здравомыслия выступает в качестве (а) нормативного и (б) операционного аспектов . определения истинности знания, реализация которых актуализируется в современном типе рациональности. .".'

В основу обоснования и доказательства данного положения были положены основные выводы эмпирического этапа исследования о наличии трех . аспектов содержания здравого смысла: (а) субъектного, (б) объектного и (в) субъект-объектного,, которые находят отражение в семантике его понятия. .

; Для выявления степени истинности 'здравого смысла возникла необходимость обратиться к основным теориям истины. Были выделены; .концепции "гносеологической истины" (соответствие субъективного понятия его объективным сущности и содержанию) и "онтологической истины" (соответствие наличного уровня развития объекта его понятию и сущности). 'При анализе их нормативно-критериальных оснований обнаружилось то, /что как общественно-историческая практика (критерий гносеологической истины), так и абсолютная идея (критерий онтологической истины) имеют ограничения в операционализации поиска истины. ■' ';■-*:,/■' . ' ;':,

ч Для поиска иных оснований . объединения гносеологического и онтологического аспектов целостного процесса, познания был произведен анализ другой формы субъект-объектных отношений - ценности. ' <' После сравнительной логико- гносеологической характеристики ' истины и ценности» было выдвинуто предположение о том,- что противоречие между представленными в юи общим и особенным."снимается" В понятии'смысла Краткий историко-философский анализ этого понятия подтвердил, гипотезу о ^ двух измерениях смькла г истинностном и ценностном. .Логико-содержательный анализ понятия смысла позволил-¿¿делить. следующие его аспект» ' >.'.' ■ •

-'субъектный разум (преимуи^ственно истинностный); . ; ■;.

- объектный - цель (преимуа^ственнц ценностный);

- ■.'субъект-объектный - .мысль (истинностно-ценностный). ■

Ив .»огичесиого соотносения онтологической и гносеологической

- 13 -

истин с яичной и общей ценностями били выведены понятия: ' • - личной мысли (личная ценность и "гносеологическая" истина);

-обдей мысли (общая ценность и "гносеологическая" истина); • - личного смысла (личная ценность к "онтологическая" истина); - общего смысла.(общая ценность и "онтологическая" истина). • На основании гипотезы о композиционной завершенности идеальных образований и соразмерности их структурных элементов были оп-

ределены понятия здравой мысли как меры личной и. общей мысли' и

Рассмотрение здравого смысла в качестве социокультурного фактора познания-и деятельности потребовало определения объекта' исследования через -такую форму духовного освоения действительности, которая бы наиболее адекватно вкраглла его социальную (личност-но-общественнум) сущность.. В связи с этим било выдвинуто предположение, что такой фермой можэт быть категория культуры.

Анализ данных, форм "членения и структурирования мира" позволил выявить их гносеологически специфику.' В качестве главной особенности категорий культуры было .определено то,;. что в лих представлено единство как истинностного, так и ценностного аспектов познания. В оедэржзтельноы плаке это находит свое проявление в двойственном характере их объективности. . С одной стороны кате-

гории культуры отражают предметную' объективность (внеположенность предмета для субъекта познания и его независимость от субъектив1 ных определений). С другой стороны - социокультурную (интерсубъ-.ектную) объективность (предзаданность социального опыта и культуры для - индивидуума).. В -формальном плане в категориях культура происходит предельное'обобщение индк :идуального и коллективного опыт,а познания и деятельности, идеализация его наиболее универсальных как предметно-объективных (истинностных), так и социокультурных (ценностных) связей и отношений..

Так как сущностные характеристики объекта исследования. И категорий культуры совпадают,*то на основе сравнительной аналогии можно сделать вывод о том, что содержанию здравого смысла также присуща ДЕухмерная объективность (предметная и интерсубъектная), а, сама категория культуры является его наиболее адекватной формой.

Кнтерсубъектная объективность здравого смысла выступает'в качестве социокультурной нормы определения истинности результатов познания. Следовательно, гносеологическая и онтологическая истинь! получают общее метанаучное критериальное основание, что позволяет достичь не только нормативную определенность, но и операционную ; определяемость ис'х'ины г ее смысловом единстве с ценностью. . • .

Данный вывод получил обоснование посредством культурно-исторического анализа предмета исследования, в результате .которого было установлено, что: • '.-''''-:\-л-\.' г-' •. ,.

Во-первых,' объективное содержание здравого смысла определяется господствующим конкретно-историческим типом социальных, связей и отношений и сопровождается актуализацией одного из его структурных• элементов. Так, в эпоху господства-замкнутых " социал-органических отношений в общественном сознании акцентируется общий', смысл. Во время преобладания замкнутых социал-атомарных отношений -личный смысл. И только'в переходные периоды, когда системы социальных от' ношений принимают открытый характер, возникает 'потребность в соразмерности личных.: и . общих смыслов, .. необходимость обретения' здравого смысла. В предполагаемой. - эпохе открытых социал-гармо-кичиких отношений может получить ..объективное основание '.полное

1. А именно: (1). интёрсубъе ¡юность категорий, культуры и. личностно-общественьая сущность здравого смысла; (2) истинностно-ценностный характер как . категорий культуры, -*ак и здравого смысла..

торжество здравого смысла

Во-вторых, культурно-исторические особенности философских и научных рефлексий над здравым смыслом определяются преобладанием той или иной тенденции в его понимании. По мере увеличения открытости общественных отношений усиливается сакрализация здравого смысла (Сократ, Платон, Вико, Шгфтсбери), для которой характерен подход к здравомыслию как'к культурной ценности, основанной на единстве Истины, Добра и Красоты и познаваемой через диалог смыслов. Объективная тенденция к замкнутости социальных связей-отношений влечет за собой логизацив здравого смысла (стоики. Шотландская школа Здравого Сшсла) для которой характерны отрыв истинностного элемента здравомыслия от его ценностной составлявшей, стремление к абсолютизации личных смыслов. Крайнее противопоставление истины и ценности, гиперболизация общих смыслов-происходит в рамках тенденции к профанации здравого смысла, вкступахадей в качестве "ответной реакции на негативные последствия его логязации. *,; В-третьих, закономерности объективного бытия здравого смысла я диалектика его'культурно-философских образов находит также свое троявление , и во взаимосвязи здравомыслия и военно-теоретического юзнания, история которой имеет два основных этапа: (1);донаучного. и '(2) научного рефлексированнсго бытия здравого смысла. Если да первого этапа характерна борьба рациональных и иррациональных тчал, то. на втором этапе 'трактовка' нормативного аспекта здраво-■мслия и реализация его операционного аспекта присходях через научные, формы рациональности, в рамках которого актуализируется:

- в''период . классического научного рационализма - норматив-го- истинностный аспект военно-научного познания, его объектив-га- целевой характер; ' - -'; '

- в период не классического научного рационализма- операцио-[альнач ' значимости .. военно-научного познания, его внутринаучные [деалы, нормы,, ценности, и смыслы. * ... ' :, '-.. -л

- в." период постнеклассического научного рационализма кткнностно-ценностное единство нормативного и ', операционного спектов познания, . соразмерность общесоцкальныя и внутринаучных ;еннос'тей, и смыслов.

Тагам образом, здравый смысл Как.категория культуры, обозна-: чающая диалектическую меру личных и общих 'смыслов, непротиворечивое единство истинностной и ценностной сторон познания и деятель, ности имеет объективное основание в открытом типе социальных связей и отношений и получает адекватное понимание в рамках тенденции его сакрализации. На современно < 8тапе развития военно-научного, познания для которого характерно формирование нового,. пост-иеклассического типа каучйой рациональности актуализируется здравый смысл • культуры и прежде всего его нормативный (внутренний и внешний) и операционный (внутренний) аспекты.

Догико-гносеологические возможности здравого смысла проявляются через 'взаимосвязь 'Обиенкя и обобщения, которая обеспечивает единство нормативного и операционого аспектов здравомыслия. Сущностным содержанием нормативного аспекта предмета исследования является идеал непротиворечивого единства значений, ценностей и смыслов, который реализуется через коммуникативную сторону воен-'но-научного познания. Содержательную сторону операционного аспекта здравого смысла, составляет диалог личных и обыих .смыслов как средство.преодоления их противоречий. В его основе лежит диалектическое единство интуитивно-авербальных, естественно-языковых и научно-понятдйнык форм мышления.

"Обоснование и доказательство данного положения' 'осуществляется через ' уточнение сущностных характеристик социокультурной (итерсуйъектной) -объективности здравого смысла, которая составляет содержание его нормативного аспекта. .

■ . Содержательный анализ интерсубъектной объективности показан, что она формируется через обобщение и идеализацию общественно-исторической практики в. ■ ходе социокультурного освоения действительности:. Процессуально данное обобщение происходит через 'общение субъектов познания и деятельности. Идеализированные 'результаты . этого процесса входят в .содержание социальной памяти. Кг верхних уровнях, структуры социальной -памяти находится наиболее обобщенная и универсальная- информация,' ■ обладающая общепризнанно»1 .истинностью и ценностью.- Особое место, в ней занимает идеал гармонии (непротиворечивого'единства противоположностей).' В.'качестве обпей ценноегк это. социальная гармония. в качестве личной цен-

ности - внутренняя гармония личности. Гармония представляет собой нормативный идеал любой.универсалии культуры, а непротиворечивость является важнейшей нормой как психологических состояний й образований, так и логических суждений и умозаключений. В здравом смысле эта норма-идеал прилагается к соотношению социокультурна и познавательных процессов и реализуется как гармония смыслов. Таким образом, сущностное содержание нормативного аспекта здравого смысла составляет идеал непротиворечивого единства субъекта (личности), метасубъекта (общества) и объекта познания.

Данный идеал приобретает нормативный характер в форме устойчивых, наиболее общих принципов, которые обладают статусом как общесоциальных (метатеоретических) ценностей, так и внутринаучных норм-целей военно-научного познания. К ним относятся следующие принципы: •

• - онтологизации истины предписывающий необходимость ин-герсубъектного критериального обоснования объективной стороны ■ познания; ;. ' . .

- разумной целесообразности требующий строить любые субъек-гивные положения и выводы через определение'их соответсвия как пичным, так и общим смыслам-целям; • •

- соразмерности личных и общих смыслов.. который является диалектическим синтезом двух первых принципов и предусматривает единство субъектной, метасубъекной и объектной сторон познания, штерсубъекгной и предметной объективности военно-научного зна-' шя. ■■

. Данные культурно-мировоззренческие принщшы дополняются и конкретизируются собственно военно-научными принципами, которые шляются результатом обобщения и- идеализации военного' дела' и, (редде всего, боевого опыта как специфической стороны обществен-ю-исторической практики. ' ; : .

: Лэгико-.содержательный анализ данных принципов позволил.выя-ють их смысловое единство с наиболее общими культурно- мировозз-юнческими принципами. Так, лрйнцип онтологизации истины специфи-' [ируетсяч в принцип -симмегчии рационального и . нравственного ^основания объекта и предмета военно-научного познания, его це-¡ей'и задач, котори. выражает существенную характеритику военаой мели соблюдающей бадланс сбоих интеллектуальных л эшциональ-

- 18 - .

но-Болевых аспектов. Принцип разумной целесообразности логически, связан с принципом реальности замыслов и результатов военно-науч-• ного. познания, который подчеркивает практическую значимость и направленность военно-теоретической мысли.- На основе предметной комфетизации наиболее ценных смыслов-целей становится возможным синтез рационального расчета и морально оправданного риска при принятии решения субъектом вооруженной борьбы. Необходимость соблюдения соразмерности личных и общих смыслов для субъекта военно-научного познания конкретизируется в принципе простоты объяснения сложных процессов и явлений военной действительности, являющихся предметом военно-теоретического-анализа. В данном принципе обобьется особая значимость коммуникативных процессов в многоуровневой, ооци^льно-иерархированной воинской деятельности. 1 , "Через систему данных принципов нормативный, аспект здравого смысла оказывает'как внешнее, так и внутреннее социокультурное •воздействие на процесс военно-научного-познания. Эти нормативные; требования непосредственно прилагаются к субъекту познания и находят свое выражение в понятии здравомыслия как его атрибутивной характеристики.

Здравомыслие имеет два основных измерения: субъект-объектное (истинностно-познавательное) и -субъект-метасубъектное (ценност-носоциальиое). отражающие собственно научный (внутренний) и общесоциальный (внешний) параметры нормативного аспекта здравого смысла Оно раскрывается у.ерез следующие качества: (а) в плоскости субъект -объектных отношений:. объективность, остроумие, рассудительность; (б) в плоскости субъект-метасубъектных отношений: широта,- самостоятельность, последовательность мышления. Субъект-метаеубъектные характеристики, "здравомыслящего" субъекта, выступают в качестве предпосылок для субъект-объектных характеристик. .."Гак широта мышления выступает условием достижения максимальной объективности познания, остроумие не. • возможно без самостоятельности мышления,', а без навыков последовательного образа' мыслей - рассуд'.п.'елы.ость; . ''Л'Ч ■

V. Зяраьомыелие как характеристика /субъекта военно-научного шзиазшя' но /является: реэульта! м 'односторонней / социокультурной дёгерннаации, . а носи? естественный характер. В ояноьании данного утверждения ге*ит тог (|йкт( ./.что содержа}1ие нормативного аспекта

правого смысла наряду с социальной гармонией составляет и внут-юнляя гармония личности. В ходе символьно-знакового (языкового) Мщения происходит соединение, взаммоналожение внутри-личностного [• внешне-социального параметров идеала непротиворечивого единства [ротивоположостей. Данный процесс осуществляется через диалекти-:у основных операционных форм смыслов: психологического суждения образная форма личного смысла) к логического сувдения (понятийная форма общего смысла). Медиатором (посредником) мезду этими :райними формами выступают структурные единицы естественного язы-:а, в которых оформляется соразмерность личных и общих смыслов.

Для процесса Еоенно-научного 'познания подобная метаморфоза мыслов имеет . конструктивное значение. На этапе вербализации мыслов, когда происходит переход от/психологического суждения к рамматяческому предложению здравый смысл выполняет интуитив-о-логические функции: (1) эвристическую, (2) коммуникативную \'3) ерменезтическую. На этапе логизации смыслов, на -котором осуществляется переход от грамматического предложения к логическому сужению, здравый смысл выполняет дискурсивко-логические Функции:-1) ценностно-предметной аргументации и обоснования, (2) ин-ерсубъектной верификации и фальсификации, (3) обобщения и- идеа-изации при формировании языка военной науки..

"Как вербализация, так и логизация смыслов актуализируется в оде коммуникативных процессов военно-научного познания и имеет бщее сдаостное содержание - диалог личных и общих смыслов , как редство конструктиБкого преодоления их противоречий. Объективней, сновой единству нормативного и-операционного аспектов здравого мысла выступает то, что обобщение различных значений, ценностей смыслов происходит через йнтерс-убъектное общение их конкретных осителей. '.

Таким образом,' познавательный потенциал здравого смысла в оекно-научном познании раскрывается через диалектику его норма-ивного и операционого аспектов.- Нормативной формой здравого мысла '■-выступает'категория культуры, .операционной - лексические ормы естественного языка. ' .

3. Необходимость присутствия 'здравого смысла в военно-научном познании определяется особенностями военной науки как социального института к предметной спецификой воекн -научной познавательной деятельности. Нормативно-методологический потенциал здравого смысла может найти применение в ценностно-смысловой экспертизе целей, средств, способов и результатов военно-научного познания. Операционно-метсдические возможности .здравомыслия должны помочь разрешить актуальную проблему междисциплинарного общения различных отраслей военно-научного знания на основе единства естественного языка и ягыков науки.

Обоснование данного положения осуществляется через выявление "особой социальной значимости военно-научного познания для жизнедеятельности общества, • его- междисциплинарного, преимущественно проблемно-целевого характера. Данные особенности находят свое проявление в актуализации проблемы нравственной оценки вооруженной борьбы как предмета военной науки, а также проблемы языка военной науки.

. Необходимость ориентации на нормативный аспект здравого смысла возникает при исследовании проблем анализа смысла войны е современную эпоху,' при разработке доктрикальных основ национальной и военной безопасности, при теоретическом обосновании реформь Вооруженных Сил и, особенно, военной науки и образования, системь .обучения и воспитания военных кадров. При-этом, непротиворечивое единство различных, ценностей и смыслов (личных, -групповых, об1 шественных, ' общечеловеческих) способно стать нормативно-критериальной основой ценностно-смысловой экспертизы целей, средств, способов и результатов'данных исследований. ' . * .

Операциош;ый аспект здравого смысла актуализируется при изучении естественно-языковой основы искусственных языков военно! науки, что должно, способствовать' расширению их логико-семантических возможностей. Исследование социально-значимых ситуаций военного управления требует учета наряду с логико-познавательными : ценностно-коммуникативных параметров; которые активно использу-ст"я т; яг-ыкоеоы общении. • Дальнейшая разработка пробле: -искусственного*интеллекта.в. рамка/, военных системных исследовайи ставит 'на повестку дня яод^лирОЕ-лние '.иалогогмх форм соотнесен» различных цгняоо*«<} и смжлое." , • ' '

Тагам образом, операционный аспект здравого смысла, с одной стороны, может быть использован, при изучений проблем, Находящихся на стыке различных отраслей военно-научного познания, а с другой стороны, применим к разрешению проблемы междисциплинарного общения в рамках военной науки.

III. -ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ Й ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретическое значение работы: .

Осуществленный подход к проблеме здравого смысла может быть рассмотрен в более широко).; контексте развернувшейся дискуссии о природе истины и ценности, характере взаимосвязи науки и культуры, теоретического и обыденного познания. В диссертации предложен один из возможных вариантов конструктивного разрешении этих проблем. Суть его заключается в следующем: . .

предпринята црпытка включения социокультурного обоснования и аргументации я структуру логико-гносеологического анализа;

- на примере здравого смысла исследованы -логико-гносеологические возможности категорий культуры в научном логнанич.

Это дает основания предположить, что как методологическая, так и содержательная стороны диссертации могут быть. • использованы при последующих исследованиях социокультурных ссной военно-научного знания.

Практическое значение результатов исследования:

1. Предложенная концепция здравого смысла может ьнступ&гь -в качестве МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ' конкретных направлений военно-философских и военно-научных иследований. А именно:

- - этико-смыслового анализа философски проблем войны и армии, концептуальных разработок проблемы национальной безопасности на основе единства личных и общих, ' государственных и общечелове-. ческих ценностей и смыслов;

- изучения проблем, находящихся в предметной плоскости идеографии (науки о словарях тезаурусах), . которое может «тимулиро--вать процесс дальне-йшей сисп./латизации понятийного я:;ика военной науки;

- исследования „-оциально-личностных проблем в «б^аэти юен-

НОЙ'ПСИХОЛОГИИ^ социологии;

. -. - логико-лингвистических- исследований военных проблем информационной даонтики, системных исследований и робототехники, построенных на учете ценностно-смысловых аспектов" естественное языка при моделирований формализованных машинных языков систем военного управления.- •

2. Превращение познавательного потенциала здравого смысла i 'фактор военно-научного поиска может способствовать повышению егс эффективности и отишзаши, усилению СВЯЗИ. ВОЕННОЙ ТЕОРИИ ( ПРАКТИКОЙ, жизнедеятельностью войск, актуализировать этико-соци-альную и-гуманистическую направленность'ценностной-установки каь военных исследователе"^ так и военных кадров в целом. •

Наибольший оффэкт от использования смыслового подхода основанного на принципах здравомыслия ожидается в области военногс управления и, преэде Есего, при:

• - создании единого смыслового поля управленческой деятельности на основе общности целеполагания и информ-ационной конвекци; субъектов управления;* - ■ •

- логико-этической проверке руководящих документов на ю смысловую совместимость.

- ценностно-праксиологическом обосновании управленческих решений.

. 3. Благодаря своему ценностному, этико-познавательному полюсу здравый смысл прямо и НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЛИЯЕТ на практическую деятельность военных кадров. Предполагается, что он способе! стать одной из зашых ценностных ориентации. военнослужащих, чт< мо№Т найти свое проявление:" . .

- в замене классово-партийных мировоззренческих основ гуманитарной и морально-психологической подготовки системой кациональ; но-государственных и культурных ценностей,.. среди которых ест] jtófp.. идеям социальной гармонии и здрзвого смысла;

.'■•'; - е. гуманизации межличностного общения военнослужащих - чере: достижение ь«ры.,личных к общих интересов,, ценностей и смыслов. .

1'.Д1роигведонкая операционализац. я понятия здравомыслия как харак '^.теристигаи-субъекга военного познания и деятельности можэт • быт: использована при ■ -з работке методики- измерения данного свойств - ..и<аости. »реяцослудакэго. '• •

Апробация работы. • Основные положения и выводы исследования были апробированы »средством анкетированого опроса экспертной группы военнных уче-вс (12 докторов и 39 кадидатов наук) г. Москвы и г. КйеЕа,. мнения 1Торых были учтены при окончательной доработке диссертации, нтральные идеи диссертации получили апробацию на III Междуна-'Дкой научной конференции "Творчество. Культура.. Гуманизм", про- . дившейся Министерством образования Украины в октябре 1993 г.в Киеве. Основные концептуальные положения исследования были пользованы автором в педагогической практике.

'Проблемы, рассмотренные в диссертации нашли свое отражение*в опубликованых работах, обвдм объемом 9,85,печатных листов. К новным публикациям относятся: /

Концепция Е К. Рериха "Мир через культуру" и военные аспекты диалога "Восток-Запад"// Военно-философские проблемы в творчестве русских мыслителей. Материалы научно-практической кон-, ференции.'- М,: ВПА, 1990. - С. 101-109 (0,5S печ. л.). Познавательный потенциал здравого смысла. -Баку: Бакинское ВВМУ, 1992. - 57 с. (3,75 печ. л.). , '

fllHHicHi ор1ентаци особистост1. -Ки1е: НЯМЦ СПС- ЭС УкргПни, 1993. - 37 с. (в соавторстве) (2,4 печ. л.). Творч1сть 1 здоровий сенс - проблема навчання чи виховання?// III м1жнародна наукова конференщя "Твсрчють. . Культура.Гу-машем". .21-22 жовтня 1993 року. Тези вистуШЕ. -. Ки1в: КП1, 1993. - С. 171- 172. (0,5 печ.Л.).

Социологичес/ше измерения здравого смысла (На базе эмпирических доследований). Часть первай. - Киев: НИМЦ ОТ Украины, 1993. * -44 с. (2,65 п§ч.л.).

«

tfjk<ffî>z-eeuK>u,sr Г/lßC: Ш.