автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Проблема здравого смысла и научное (физическое) познание

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Рузанов, Валерий Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема здравого смысла и научное (физическое) познание'

Текст диссертации на тему "Проблема здравого смысла и научное (физическое) познание"

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

РУЗАНОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ

ПРОБЛЕМА ЗДРАВОГО СМЫСЛА И НАУЧНОЕ (ФИЗИЧЕСКОЕ) ПОЗНАНИЕ

09.00.01. -ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

т

Научный руководитель доктор философских наук, профессор, академик ACH РФ, А.Я. Райбекас

Красноярск -1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................3

ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ФЕНОМЕН ЗДРАВОГО СМЫСЛА............................10

§1. ПОНЯТИЕ "ЗДРАВОГО СМЫСЛА"..............................................................................................10

§2. ФИЗИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ПРОБЛЕМА ЗДРАВОГО СМЫСЛА...........................................15

1. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛИ СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ.....................................15

2, НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ФИЗИКЕ Х1Х-ХХ ВВ. И ПРОБЛЕМА ЗДРАВОГО СМЫСЛА.....21

ГЛАВА П. О ПРИРОДЕ ФЕНОМЕНА ЗДРАВОГО СМЫСЛА.........................................................32

§1. ПРОБЛЕМА ЗДРАВОГО СМЫСЛА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ

ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.................................................................32

§2. ПРОБЛЕМА ЗДРАВОГО СМЫСЛА И ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ.............................................51

§3. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ КАК ФЕНОМЕН ДЕЯТЕЛЬНОГО СОЗНАНИЯ..........................................64

ГЛАВА III. МЕСТО И РОЛЬ ЗДРАВОГО СМЫСЛА В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.....94

§ 1. РОЛЬ ЗДРАВОГО СМЫСЛА В РАЗВИТИИ

КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ.........................................................................95

§2. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ КАК ФОРМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.........................................................114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................148

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

158

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Среди проблем познания в последнее время особую актуальность приобрели те из них, которые продиктованы необходимостью осмысления последствий экспансии научного типа рациональности на все сферы человеческого бытия. К их числу относится проблема здравого смысла, его места и роли в научном познании.

В связи с быстрым ростом и распространением научных знаний остро встает вопрос об их совместимости с "традиционными" формами мысли, не прошедшими процесса теоретической обработки, одним из проявлений которых является обычный человеческий здравый смысл. Количество научной информации на сегодняшний день является самой быстроразвивающейся системой и удваивается практически каждые пять лет, опережая рост любого другого продукта человеческой деятельности. Известно, однако, что помимо этого чисто количественного фактора научное знание изменяется и качественно, временами претерпевая существенные трансформации. Последнее обстоятельство порождает проблему ассимиляции новых необычных идей научным сообществом, равно как и проблему приспособления к ним такой формы мышления, как здравый смысл.

Данная проблематика стала в особенности актуальна в эпоху, когда теоретическое естествознание и, в первую очередь, физика породили представления, в корне противоречащие тем, с которыми свыкся воспитанный в нас веками здравый смысл. В связи с данными обстоятельствами, наиболее ярко проявившимися в период последней научной революции в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв., перед философией и методологией науки встает задача всестороннего изучения процесса взаимодействия концептуальных структур здравого смысла с вновь создаваемым научным знанием.

Ее решение, в свою очередь, предполагает исследование природы данного феномена, основных свойств, форм его существования и других особенностей. Как таковая, проблема здравого смысла может быть отнесена к числу традиционных философских проблем. Ей уделяли внимание многие классики философской мысли, в частности, если речь заходила о "первых принципах" и "последних основаниях" познания. Вместе с тем, за редким исключением, она практически никогда не становилась предметом специального рассмотрения. В результате, в отношении здравого смысла сложилась довольно парадоксальная ситуация, когда философы порой вкладывают в

это понятие совершенно различный, иногда прямо противоположный смысл. Последнее обстоятельство усугубляется действительной противоречивостью самого феномена здравого смысла. Как следствие, везде, где он играет сколько-нибудь значимую роль, сохраняется подобная неопределенность, что требует проведения специального исследования данного феномена.

Следует отметить, что в контексте научного познания проблема здравого смысла возникает не впервые. Так, в частности, в физике имела место научная революция в ХУГ-ХУП вв., вызванная появлением нового научного метода, возникновением математического естествознания. Однако данная научная революция не получила рефлексивного анализа, поскольку в то время не было принято описывать, каким образом совершались открытия, изменялись научные представления. Подобное рефлексивное изучение развития науки - удел научной революции в физике двадцатого столетия. Сегодня мы имеем множество свидетельств творцов современной физики, попытавшихся осмыслить проблемы не только конкретно-научного, но и философского характера. Их работы, посвященные философским проблемам научного познания и процессу создания современной физики способны оказать неоценимую помощь в исследовании роли здравого смысла в этом процессе.

С учетом весьма неординарного характера современных физических теорий, принципиально иначе трактующих некоторые мировоззренческие категории общекультурного характера, проблема их совместимости с этими категориями, нашедшими выражение и закрепление в обычном (обыденном) человеческом здравом смысле, в более широком аспекте предстает как проблема сохранения целостности пространства культуры в условиях его прогрессирующей фрагментации, что делает ее актуальным объектом философского исследования.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ. В отечественной философской литературе сложилась определенная традиция изучения проблемы здравого смысла в рамках проблематики обыденного сознания, которая сравнительно недавно нашла свое место на страницах философских изданий.

Первые статьи, посвященные исследованию обыденного сознания, а с ним и здравого смысла относятся к 60-м годам нынешнего столетия. Большое количество работ по данной тематике было опубликовано в 70-80-ые гг.

Общие принципы анализа обыденного сознания, его природа и место в структуре общественного сознания исследовались В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзоном, Т.И.Ойзерманом, А.КУледовым, Е.И.Кукушкиной, Н.Н.Козловой, Т.А.Кузьминой, Л.Г.Гусляковой и другими исследователями [см. 7; 37; 72; 73; 89; 90; 97; 99; 134 и ДР-1-

Общий анализ здравого смысла, как феномена обыденного сознания впервые был дан в работах Т.И.Ойзермана, Е.И.Кукушкиной, Ю.Е.Милютина [см. 98; 121; 134].

Непосредственно философскому осмыслению проблемы здравого смысла, его связей с наукой и философией, естественным языком, другим аспектам данного явления посвящены работы таких авторов как Б.Э.Быховский, Ю.Е.Милютин, В.Б.Минаков, Б.Я.Пукшанский, В.А.Белов, А.С.Вардумян [см. 19; 39; 41; 122; 123; 124; 145].

Взаимосвязь здравого смысла и обьщенного религиозного сознания исследовалась в работах В.Г.Шадурского и Б.А.Лобовика [см. 111; 168].

В литературе, посвященной проблемам логики и методологии науки, где так или иначе затрагивается тема здравого смысла и его роли в научном познании можно выделить работы В.С.Швырева, В.С.Степина, С.Б.Крымского, А.Ф.Зотова и др. [см. 92; 95; 126; 138; 171; 172; 173].

Историко-философский анализ проблемы здравого смысла мы находим в работах М.А.Абрамова, А.Ф.Грязнова, Д.М.Луканова [см. 1; 2; 3; 61; 62; 63; 115].

В современной западной философии проблема здравого смысла в научном познании в наибольшей степени разрабатывается представителями исторической школы философии науки в лице М.Вартофского, Дж.Агасси, П.Фейерабенда и др. [42; 162; 187].

Следует, однако, отметить, что в отечественной философии до сих пор не осуществлено систематическое исследование здравого смысла, которое в рамках целостной концепции представило бы данный феномен в единстве его различных аспектов и проявлений и на этой основе позволило осмыслить его отношение к научному знанию и роль^троцессе исторического развития последнего. Эти обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования, его конкретные цели и задачи.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью данного диссертационного исследования является изучение места и роли здравого смысла в диалектическом процессе научного, в частности физического, познания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• исследовать природу здравого смысла как феномена сознания, его существенные свойства и способ формирования, выявить функции здравого смысла в познавательном процессе;

• показать, что как феномен деятельного сознания здравый смысл не ограничивается рамками обыденного сознания и продуцируется в различных сферах деятельности на основе универсальности отношения человека к миру как практического существа;

• проанализировать различные формы, в которых существует здравый смысл, в частности "научный здравый смысл";

• опираясь на конкретно-научный материал из истории развития физики, проанализировать особенности здравого смысла как формы существования научного знания и его роль в различные периоды развития науки;

исходя из особенностей последней научной революции в физике рассмотреть вопрос о возможности существования современного физического знания в форме здравого смысла.

ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили произведения классиков философской мысли по проблемам сознания, философского и научного методов познания, принципам исследования обыденного сознания. В процессе работы над диссертацией автор опирался на основные положения концепции деятельностной сущности человека, а также на концепцию социокультурной обусловленности развития науки.

Диссертантом изучен и критически переработан большой объем литературы, освещающей состояние проблемы здравого смысла в истории философии и в совре-

менной отечественной и зарубежной философской мысли, современные работы по философии науки отечественных и зарубежных авторов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации отражена в ПОЛОЖЕНИЯХ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ, которые заключаются в следующем:

1. Здравый смысл обладает генетической общностью с обыденным сознанием, общими механизмами формирования и формами существования знаний, но не ограничивается рамками только обыденного сознания и продуцируется в различных специализированных видах предметно-практической деятельности, представляя собой самостоятельный феномен деятельного сознания.

2. Как феномен сознания здравый смысл обладает сложной структурой, в кото-

W ____и U ТЧ

рои можно выделить два аспекта - нормативный и конститутивныи. В соответствии с ними он может быть представлен либо как познавательная способность, способ мышления, либо как совокупность взглядов, суждений, знаний и т.п.

3. В коллективном сознании и практической деятельности любой культурно-исторической, социальной или профессиональной общности здравый смысл играет двоякую роль: как познавательная способность он обеспечивает закрепление наиболее ценного рационального содержания практического опыта в определенных концептуальных структурах и в этом виде служит основой объединения, успешного "социального функционирования" данной общности, выступая как "общий разум", или "общее чувство" ("common sense").

4. Опосредованность длительным использованием знаний здравого смысла как фактуальных, овеществляющихся в процессе преобразовательно-практической деятельности, придает им в пределах некоторой общности статус "непосредственных", или "очевидных", что является скрытой формой их социального (общественного) санкционирования.

5. В-следствие неоднородности индивидуального опыта очевидность содержания здравого смысла раскрывается как очевидность чувственно воспринимаемого события или "логическая очевидность" суждения. Соответственно, в здравом смысле закрепляются те суждения, рациональность которых очевидна в силу непосредствен-

ной чувственной данности объекта, связи с правилами логики, или в силу наличия того и другого в совокупности с типичностью ценностно-эмоциональных факторов.

6. Аналогично тому, как в границах обыденного опыта формируется обыденная форма здравого смысла, в специализированных областях практики складываются раз-

К II и

личные виды предметного здравого смысла, одним из разновидностей которого является здравый смысл в науке, или "научный здравый смысл", имеющий как общие, так и отличительные черты по сравнению с его обыденной формой.

7. Научные идеи, принципы и т.д. приобретают характер требований здравого смысла в результате двух взаимосвязанных процессов рутинизации и коммунициро-вания знаний, выражающихся во включении их в научную и социальную практику, консолидации на их основе научного сообщества и превращения их в общепринятые, "очевидные" положения, что в совокупности можно рассматривать как процесс социализации новых научных знаний.

8. Основные функции здравого смысла в науке могут быть определены как охранительная - по отношению к господствующей парадигме; и консолидирующая - по отношению к данному научному сообществу, в совокупности обеспечивающие его существование и экстенсивное развитие в рамках господствующей парадигмы. Противоречивая роль здравого смысла в науке связана с различием целей и задач, которые она решает в различные периоды своего развития.

9. Несмотря на некоторые особенности содержания современных физических теорий, составляющие их знания, будучи социализированы, приобретают форму научного здравого смысла. Тем самым, здравый смысл как форма существования научного знания сохраняется, изменяясь содержательно, но не теряя при этом своих специфических функций в науке.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в возможности использования его результатов в исследованиях по логике и методологии научного познания, по проблеме структуры общественного и индивидуального сознания, а также по проблемам, связанным с формами существования знаний.

Целостный подход к изучению феномена здравого смысла, осуществленный в данной работе может быть положен в основу исследований этого явления в различ-

ных специализированных областях человеческой деятельности и в его повседневном существовании.

Результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курса философии студентам и аспирантам математических, естественнонаучных и технических специальностей, при разработке и чтении спецкурсов по философским проблемам научного познания, в работе философских и методологических семинаров.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на теоретическом семинаре кафедры философии Красноярского государственного университета, на методологическом семинаре кафедры философии и политэкономии Красноярской архитектурно-строительной академии, докладывались на научно-практической конференции (г.Красноярск). Материалы диссертации использовались в процессе преподавания курса философии на физическом и химическом факультетах Красноярского государственного университета, Красноярской архитектурно-строительной академии, чтении спецкурса соискателям звания магистра на физическом факультете Красноярского государственного университета.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ФЕНОМЕН ЗДРАВОГО СМЫСЛА

§1. ПОНЯТИЕ "ЗДРАВОГО СМЫСЛА"

Здравый смысл - интересный и в то же время непростой объект для философского исследования. Он не столь часто оказывается востребован жизнью как, например, разум или воля, участия которых требует большинство каждодневных действий, осмысленных поступков. Соответственно, он не часто проявляет себя, скорее будучи похожим на незаметного спутника нашего существования. Тем не менее, большинство из нас чувствует его незримое присутствие и в случае необходимости с уверенностью ссылается на свой здравый смысл, или же обращается к здравому смыслу собеседника.

Доказательством тому могут служить апелляции к здравому смыслу, которые время от времени появляются в самых разных сферах человеческого бытия, будь то житейские проблемы повседневной жизни или социальное бытие общества, вопросы из области политики или даже научного познания. В подобных случаях высказываются, как правило, надежды на то, что "возобладает", "победит" здравый смысл, что к нему "прислушаются" участники событий или диалога, либо призывы "следовать", "вернуться", или "полагаться" на здравый смысл. Наконец, некоторые